Город калинов цитаты. Сочинение город калинов и его обитатели в пьесе островского гроза

Город Калинов и его обитатели (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

Действие пьесы начинается с ремарки: «Общест-венный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сель-ский вид». За этими строчками кроется необыкновен-ная красота волжских просторов, замечает которую лишь Кулигин, механик-самоучка: «... Чудеса, ис-тинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот/бра-тец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу». Все остальные жи-тели города Калинова не обращают внимания на кра-соту природы, об этом говорит небрежно реплика Куд-ряша в ответ на восторженные слова Кулигина: «Нешто!» И тут же, в стороне, Кулигин видит Дикого, «ругателя», который размахивает руками, распекая Бориса, своего племянника.

Пейзажный фон «Грозы» позволяет более ощутимо почувствовать душную атмосферу жизни калиновцев. В пьесе драматург правдиво отразил обществен-ные отношения середины XIX века: дал характери-стику материально-правового положения купеческо-мещанской среды, уровню культурных запросов, семейно-бытовому укладу, обрисовал положение женщины в семье. «Гроза»... представляет нам идил-лию «темного царства»... Жители... гуляют иногда по бульвару над рекой,., вечером сидят на завалинках у ворот и занимаются благочестивыми разговорами; но больше проводят время у себя дома, занимаются хо-зяйством, кушают, спят, — спать ложатся очень рано, так что непривычному человеку трудно и выдержать такую сонную ночь, какую они задают себе... Их жизнь течет ровно и мирно, никакие интересы мира их не тревожат, потому что не доходят до них; царства могут рушиться, новые страны открываться, лицо земли может измениться как ему угодно, мир может начать новую жизнь на новых началах, — обитатели городка Калинова будут себе существовать по-преж-нему в полном неведении об остальном мире...

Страшна и тяжела для каждого новичка попытка идти наперекор требованиям и убеждениям этой тем-ной массы, ужасной в своей наивности и искренности. Ведь она проклянет нас, будет бегать, как зачумлен-ных, — не по злобе, не по расчетам, а по глубокому убеждению в том, что мы сродни антихристу... Жена, по господствующим понятиям, связана с ним (с му-жем) неразрывно, духовно, посредством таинства; что бы муж ни делал, она должна ему повиноваться и раз-делять с ним его бессмысленную жизнь... И в общем мнении самая главная разница жены от лаптя в том и состоит, что она приносит с собою целую обузу забот, от которых муж не может избавиться, тогда как ла-поть дает только удобство, а если неудобен будет, то легко может быть сброшен... Находясь в подобном по-ложении, женщина, разумеется, должна позабыть, что и она такой же человек, с такими же самыми пра-вами, как и мужчина», — писал в статье «Луч света в темном царстве» Н. А. Добролюбов. Продолжая раз-мышлять о положении женщины, критик говорит, что она, решившись «идти до конца в своем восстании против угнетения и произвола старших в русской се-мье, должна быть исполнена героического самоотвер-жения, должна на все решиться и ко всему быть гото-ва», потому что «при первой же попытке ей дадут по-чувствовать, что она ничто, что ее раздавить могут», «прибьют, оставят на покаянии, на хлебе и воде, ли-шат света дневного, испытают все домашние исправительные средства доброго старого времени и приведут-таки к покорности».

Характеристику городу Калинову дает Кулигин, один из героев драмы: «Жестокие нравы, сударь, в на-шем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ниче-го, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам боль-ше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот ста-рается бедного закабалить, чтобы на его труды даро-вые еще больше денег наживать... А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Вражду-ют друг на друга...» Также Кулигин отмечает, что в го-роде нет работы для мещан: «Работу надо дать мещан-ству-то. А то руки есть, а работать нечего»,— и мечта-ет изобрести «перпету мобиль», чтобы употребить деньги на пользу обществу.

Самодурство Дикого и ему подобных основано на материальной и моральной зависимости других лю-дей. И даже городничий не может призвать к порядку Дикого, который ни одного из своих мужиков «путем не разочтет». У того своя философия: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках раз-говаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь ко-пейке на человека, а у меня из этого тысячи составля-ются, так оно мне и хорошо!» А то, что у этих мужиков каждая копейка на счету, его не волнует.

Невежественность обитателей Калинова подчерки-вается введением в произведение образа Феклуши, странницы. Она считает город «землей обетованной»: «Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купе-чество все народ благочестивый, добродетелями мно-гими украшенный! Щедростью и подаяниями многими! Я так довольна, так, матушка, довольна, по горлушко! За наше неоставленное им еще больше щедрот приумножится, а особенно дому Кабановых». Но мы-то знаем, что в доме Кабановых задыхается в нево-ле Катерина, спивается Тихон; Дикой куражится над родным племянником, заставляя его пресмыкаться из-за наследства, по праву принадлежащему Борису и его сестре. Достоверно рассказывает о нравах, царя-щих в семьях, Кулигин: «Вот, сударь, какой у нас го-родишко! Бульвар сделали, а не гуляют. Гуляют толь-ко по праздникам, и то один вид делают, что гуляют, а сами ходят туда наряды показывать. Только пьяного приказного встретишь, из трактира домой плетется. Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь за-бота... А богатые-то что делают? Ну, что бы, кажется, им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех давно ворота, сударь, заперты и собаки спущены. Вы думаете, они дело делают либо богу молятся? Нет, сударь! И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да се-мью тиранят. И что слез льется за этими запорами, не-видимых и неслышимых!.. И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства! И все шито да крыто — никто ничего не видит и не знает, видит только один бог! Ты, говорит, смотри в людях меня да на улице; а до семьи моей тебе дела нет; на это, гово-рит, у меня есть замки, да запоры, да собаки злые. Се-мья, говорит, дело тайное, секретное! Знаем мы эти секреты-то! От этих секретов-то, сударь, уму только весело, а остальные — волком воют... Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пикнуть не смели».

А что стоят рассказы Феклуши о землях замор-ских! («Говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землей правят... А то есть еще земля, где все люди с песьими головами». Да что о далеких странах! Ограниченность взглядов странницы особенно ярко проявляется в по-вествовании о «видении» в Москве, когда Феклуша обыкновенного трубочиста принимает за нечистого, который на крыше «плевелы сыпет, а народ днем в суете-то своей невидимо и подберет».

Остальные жители города под стать Феклуше, сто-ит лишь прислушаться к разговору местных жителей на галерее:

1 - й: А это, братец ты мой, что такое?

2 - й: А это Литовское разорение. Битва! Видишь? Как наши с Литвой бились.

1 - й: Что ж это такое Литва?

2 - й: Так оно Литва и есть.

1 - й: А говорят, братец ты мой, она на нас с неба упала.

2 - й: Не умею тебе сказать. С неба так с неба.

Неудивительно, что и грозу калиновцы восприни-мают как божье наказание. Кулигин, понимая физи-ческую природу грозы, пытается обезопасить город, построив громоотвод, и просит на эти цели денег у Ди-кого. Конечно, тот ничего не дал, да еще и обругал изобретателя: «Какое там елестричество! Ну какой же ты не разбойник! Гроза нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рож-нами какими-то, прости господи, обороняться». Но реакция Дикого никого не удивляет, расстаться с де-сятью рублями просто так, на благо города, смерти по-добно. Ужасает поведение горожан, которые и не по-думали вступиться за Кулигина, а лишь молча, со сто-роны, наблюдали за тем, как Дикой оскорбляет механика. Вот на этой безучастности, безответности, невежественности и зыблется власть самодуров.

И. А. Гончаров писал, что в пьесе «Гроза» «уле-глась широкая картина национального быта и нра-вов. Предреформенная Россия достоверно представлена в ней социально-экономическим, семейно-бытовым и культурно-бытовым обликом.

Предлагаю вашему вниманию два школьных сочинения по теме города Калинова из пьесы Островского «Гроза». Первое под названием «Город Калинов и его обитатели», а второе – описание этого провинциального города в необычной форме, в формате письма другу от лица Бориса.

1-е сочинение, «Город Калинов и его обитатели»

Перед созданием пьесы Островский совершил путешествие по городам Поволжья в составе экспедиции, изучавшей быт и нравы этой провинции. Поэтому образ города Калинова получился собирательный, основанный на наблюдениях писателя, и во многом напоминающий реальные города на Волге тех времен. Не случайно за звание прообраза Калинова спорили почти все города Поволжья (Торжок, Кострома, Нижний Новгород, Кинешма и другие).

Калинов стал обобщённым образом русского провинциального города. Важна именно идея похожести на типичный русский городок, действие пьесы могло происходить в любом из таких мест. Об это свидетельствует и тот факт, что в пьесе нет подробного описания города, судить о нём мы можем лишь из нескольких ремарок и косвенных описаний. Так, ремаркой с описанием открывается сама пьеса: «Общественный сад на высоком берегу Волги, за Волгой — сельский вид».

Калинов – это город с вымышленным названием, и для читателей очень полезно понять, почему город называется именно так.

С одной стороны, интересна сама семантика слова «калина» (т.к. суффикс «ов» типичен для названия русских городов, например, Псков, Тамбов, Ростов и т.д.) — это яркая, внешне очень красивая ягода (как и сам город, бульвар на высоком берегу Волги), но внутри она горькая и невкусная. Это сходно с внутренней жизнью города, той самой, что скрыта за высокими заборами – это тяжёлая, и в чем-то даже страшная жизнь. Характеристику Калинову даёт механик-самоучка Кулигин, восхищающийся красотами местной природы: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется», и одновременно признающий: «Жестокие нравы в нашем городе, сударь, жестокие».

При всей внешней благоустроенности города там скучно, тоскливо, стоит душная и неприятная атмосфера. Одна из важнейших деталей города – бульвар, где никто не гуляет.

Обеспеченные же горожане предпочитают совсем иное развлечение – судиться и браниться с соседями, строить козни, да «пожирать» своих домашних. Еще одним «развлечением» становится посещение храма, куда люди приходят не для искренних молитв и общения с Богом, а для обмена сплетнями и зрелищ. Неудивительно, что город, в котором царит ханжество и лицемерие, хвалит такая же лицемерная Феклуша («Благолепный город»).

Днём Калинов полностью принадлежит чопорным людям, а по ночам гулять на бульвар выходят парочки, «ворующие» часок другой так, чтобы всё было «шито да крыто», чтобы ничто не нарушало внешнего благополучия города, жители которого живут в патриархальном укладе и читают «Домострой».

Калинов, по сути, не имеет постоянных связей с миром, он закрыт и замкнут в себе. В нём не читают газет, не узнают новостей о мире, тут с легкостью принимаются за чистую монету рассказы Феклуши о её странствиях.

Город выступает в чём-то символической силой, подпитывающей власть самодура Дикого (покидая город, он словно лишается своей силы). Бежать из города стремится Тихон, в Калинове он всегда забит и подавлен, но за его пределами пытается освободиться из оков. Даже чужак Борис ощущает давление провинциальных устоев.

Другая ассоциация, которую вызывает вымышленный город из пьесы Островского – это Калинов мост из русской сказки об Иване-крестьянском сыне и Чудо-Юде. Этот мост являлся местом, где сходились в борьбе добро и зло. Также и Калинов является сценой, где разворачивается трагедия личности Катерины, непримиримости её чистой и светлой души с порядками города, а также история её греховной любви.

Город вступает в сюжетное взаимодействие с персонажами, оттеняет их чувства и мысли. Так, в праздничный день посреди города Катерина кается в своих грехах перед всем миром, при этом фоном на стенах видны фрески страшного суда.

Ещё один элемент города – это сад, где Катерина встречается с Борисом. Он напоминает райский сад, здесь же, как и в известном библейском сюжете, совершается грехопадение Катерины.

Важную символическую роль играет и Волга, омывающая Калинов. В драме река олицетворяет собой силу, свободу, энергию, чистые чувства. Не случайно так стремится к воде Катерина (её убивает не вода, а якорь).

Город Калинов, очевидно, был нужен Островскому, чтобы показать уклад русской жизни в небольшом, провинциальном городе, которых так много в России, и любой из них, отчасти, напоминает Калинов. Калинов выступает не просто фоном, на котором разворачиваются события, он также передаёт настроение своих жителей, помогает раскрыть их характеры, в чем-то берёт на себя символическую функцию, обогащающую пьесу.

Сочинение «Характеристика города Калинова в форме дружеского письма»

Любезный мой друг!

Давно я не писал писем, но сейчас душа просит. Пишу к тебе, чтобы рассказать о своей жизни в городе Калинове, где нахожусь с недавнего времени. Если ты вдруг задашься вопросом о том, как же я попал сюда, то могу уверить тебя, что это было не самым благополучным стечением обстоятельств. Не вызывает сомнений красота этого места, но люди тут — сброд. Приехал я сюда к своему дядюшке, Савелу Прокофьевичу. Дядюшка по завещанию батюшки моего должен нам с сестрой некую сумму, которую мы получим только в том случаи, если будем к нему почтительны. Милый друг, это кажется почти невозможным! Настолько он самодур, что только дай ему малейший повод для гнева - страдать будет все семейство и каждый, кого встретит он на своём пути. Рад, что сестра осталась дома и не поехала со мной, ей бы совсем худо было тут.

Калинов — заурядный провинциальный город, единственное, что, возможно, заставляет здесь душу шириться, так это вид на Волгу, но не более того. В остальном очень серо, скучно. Множество купеческих домов, бульвар, да церквушка — ничего кроме, здесь, пожалуй, ты не найдёшь.

Весь город как будто никого кроме двух купцов не видит: только дядька мой, да ещё одна купчиха — Кабаниха. Они здесь словно во главе всего, все подчинено им, а они, в свою очередь, никого ни во что не ставят: каждый должен их слушать и выполнять, что велено.

Время здесь будто совсем мертвое, люди узколобые, никто и представить себе не может, что за пределами их городка есть ещё мир, живой мир, который не стоит на месте. Они даже не осознают масштаба собственной катастрофы. Стоит отдать им должное в том, что работают в большинстве своём не покладая рук, но ведь совсем замерли они в этом, увязли. Они невежды, верят во все, что сказано им, потому то так скучна и однообразна жизнь их. Единственный, с кем я могу маломальски говорить о чем-либо — Кулигин, но он здесь пропадёт, растеряет все, что есть в его голове, чужой он тут.

Так вот и проживаю дни свои в этой трущобе. Силы выносить все это уже на исходе, да и бросил бы давно, не будь сестры со мной, а так терпеть приходиться, не могу я ее подвести.

У тебя как дела, милый друг? Все ещё пишешь свои романы, или совсем со службой забросил писательство? Расскажи мне обо всем, что у тебя на душе, хочу знать все до мельчайших подробностей!

До следующего письма, крепко обнимаю тебя.

С наилучшими пожеланиями,

Ваш преданный друг Борис Григорьевич.

Октября 14, 1859 года

Сочинение предоставлено Греховой Юлией.

«Гроза» — драма АН. Островского. Написана в июле-октябре 1859 г. Первая публикация: журнал «Библиотека для чтения» (1860, т. 158, январь). Первое знакомство русской публики с пьесой вызвало целую «критическую бурю». По поводу «Грозы» сочли необходимым высказаться видные представители всех направлений русской мысли. Было очевидно, что содержание этой народной драмы открывает «глубочайшие тайники неевропеизированной русской жизни» (А.И. Герцен). Спор о ней вылился в полемику об основных началах национального бытия. Добролюбовская концепция «темного царства» акцентировала социальное содержание драмы. А А. Григорьев рассматривал пьесу как «органическое» выражение поэзии народной жизни. Позднее, в XX веке возникла точка зрения на «темное царство» как душевную стихию русского человека (А.А. Блок), предлагалась символическая трактовка драмы (Ф.А. Степун).

Образ города Калинова

Город Калинов возникает в пьесе «Гроза» Островского как царство «неволи», в котором живая жизнь регламентирована строгой системой обрядов и запретов. Это мир жестоких нравов: зависти и корысти, «разврату темного да пьянства», тихих жалоб и невидимых слез. Течение жизни здесь сохранилось таким же, как сто и двести лет назад: с истомой жаркого летнего дня, чинными повечериями, праздничными разгулами, ночными свиданиями влюбленных пар. Полнота, самобытность и самодостаточность бытия калиновцев не нуждается ни в каких выходах за свои пределы, — туда, где все «неправильно» и «по-ихнему все напротив»: и закон «неправедный», и судьи «тоже все неправедные», и «люди с песьими головами». Толки о давнем «литовском разорении» и о том, что Литва «на нас с неба упала», раскрывают «историософию мирян»; простодушные рассуждения о картине Страшного суда — «богословие простецов», примитивную эсхатологию. «Закрытость», удаленность от «большого времени» (термин М.М. Бахтина) — характерная черта города Калинова.

Всеобщая греховность («Нельзя, матушка, без греха: в миру живем») — сущностная, онтологическая характеристика калиновского мира. Единственный способ борьбы с грехом и обуздания своеволия видится калиновцам в «законе быта и обычая» (П.А. Марков). «Закон» обузил, опростил, подмял под себя живую жизнь в ее вольных порывах, стремлениях и желаниях. «Хищная мудрость здешнего мира» (выражение Г. Флоровского) сквозит в духовной жестокости Кабанихи, дремучей упертости калиновцев, разбойничьей ухватке Кудряша, изворотливой сметливости Варвары, дряблой уступчивости Тихона. Печатью социального изгойства отмечен облик «нестяжателя» и бессеребренника Кулигина. Нераскаянный грех бродит по городу Калинову в обличье сумасшедшей старухи. Безблагодатный мир томится под гнетущей тяжестью «Закона», и лишь отдаленные раскаты грозы напоминают о «последнем конце». Всеобъемлющий образ грозы возникает в действии, как прорывы высшей реальности в здешнюю, потустороннюю действительность. Под натиском неведомой и грозной «воли» время жизни калиновцев «в умаление приходить стало»: близятся «последние времена» патриархального мира. На их фоне время действия пьесы прочитывается как «осевое время» ломки целостного уклада русской жизни.

Образ Катерины в «Грозе»

Для героини пьесы распадение «русского космоса» становится «личным» временем переживаемой трагедии. Катерина — последняя героиня русского средневековья, сквозь сердце которой прошла трещина «осевого времени» и открыла грозную глубину конфликта человеческого мира и Божественной выси. В глазах калиновцев Катерина — «чудная какая-то», «какая-то мудреная», непонятая даже для близких. «Неотмирность» героини подчеркнута даже ее именем: Катерина (греч. — присно-чистая, вечно-чистая). Не в миру, а в церкви, в молитвенном богообщении обнаруживается подлинная глубина ее личности. «Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел! Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится». В этих словах Бориса — ключ к тайне образа Катерины в «Грозе», объяснение озаренности, светоносности ее облика.

Ее монологи в первом акте раздвигают рамки фабульного действия и уводят за пределы означенного драматургом «малого мира». В них раскрывается свободное, радостное и легкое воспарение души героини к своей «небесной отчизне». За пределами церковной ограды Катерину подстерегает «неволя» и полное духовное одиночество. Ее душа страстно стремится к обретению родственной души в мире, и взгляд героини останавливается на лице Бориса, чуждого калиновскому миру не только в силу европейского воспитания и образования, но и духовно: «Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак». Мотив добровольной жертвы за сестру — «сестру жаль» — центральный в образе Бориса. Обреченный «на жертву», он вынужден безропотно ждать иссякания самодурной воли Дикого.

Только по внешней видимости смиренный, затаенный Борис и страстная, решительная Катерина — противоположности. Внутреннее, в духовном смысле они одинаково чужды здешнему миру. Видевшись считанные разы, ни разу не переговорив, они «узнали» друг друга в толпе и уже больше не смогли жить по-прежнему. Борис называет свою страсть «дурою», сознает ее безнадежность, но Катерина «нейдет» у него из головы. Сердце Катерины устремляется к Борису помимо ее воли и желания. Она хочет мужа любить — и не может; ищет спасения в молитве — «не отмолится никак»; в сцене отъезда мужа пытается заклясть судьбу («Умереть мне без покаяния, если я...») — но Тихон не хочет понять ее («...и слушать не хочу!»).

Идя на свидание к Борису, Катерина совершает необратимый, «роковой» поступок: «Ведь что я себе готовлю. Где мне место-то... ». В точности по Аристотелю, героиня догадывается о последствиях, предвидит грядущее страдание, но совершает роковой поступок, не зная всего ужаса его: «Что меня жалеть, никто не виноват, — сама на то пошла. <...> Говорят, даже легче бывает, когда за какой-нибудь грех здесь, на земле, натерпишься». Но «огонь неугасимый», «геенна огненная», предсказанные сумасшедшей барыней, настигают героиню еще при жизни, — муками совести. Сознание и чувство греха (трагической вины), как оно переживается героиней, уводит в этимологию этого слова: грех — греть (греч. — жара, боль).

Прилюдное признание Катерины в содеянном — попытка загасить сжигающий ее изнутри огонь, вернуться к Богу и обрести утраченный душевный мир. Кульминационные события IV действия и по формальным признакам, и смыслово-содержательно, и образно-символически связаны с праздником Ильи-пророка, «грозного» святого, все чудеса которого в народных преданиях связаны с низведением небесного огня на землю и устрашением грешников. Гроза, что прежде громыхала в отдалении, разразилась прямо над головой Катерины. В соединении с изображением картины Страшного суда на стене полуразрушенной галереи, с выкриками барыни: «От Бога-то не уйдешь!», — с фразой Дикого, что гроза «в наказание посылается», и репликами калиновцев («эта гроза даром не пройдет»), она образует трагедийную кульминацию действия.

В последних словах Кулигина о «судье милосердном» слышится не только упрек грешному миру за «жестокость нравов», но и вера Островского в то, что суя Всевышнего немыслим вне милости и любви. Пространство русской трагедии раскрывается в «Грозе» как религиозное пространство страстей и страданий.

Протагонистка трагедии гибнет, а фарисейка торжествует в своей правоте («Понял, сынок, куда воля-то ведет!..»). С ветхозаветной суровостью Кабаниха продолжает блюсти устои калиновского мира: «бегство в обряд» — единственно мыслимое для нее спасение от хаоса воли. Побег Варвары и Кудряша на просторы воли, бунт безответного ранее Тихона («Маменька, это вы ее погубили! Вы, вы, вы... »), плач о погибшей Катерине — предвещают наступление нового времени. «Рубежность», «переломность» содержания «Грозы» позволяют говорить о ней, как о «самом решительном произведении Островского» (Н.А. Добролюбов).

Постановки

Первое представление «Грозы» состоялось 16 ноября 1859 г. в Малом театре (Москва). В роли Катерины — Л.П. Никулина-Косицкая, вдохновившая Островского на создание образа главной героини пьесы. С 1863 г. в роли Катерины выступала Г.Н. Федотова, с 1873 — М.Н. Ермолова. В Александринском театре (Петербург) премьера состоялась 2 декабря 1859 года (в роли Катерины — Ф.А. Снеткова, роль Тихона гениально исполнил А.Е. Мартынов). В XX веке «Грозу» ставили режиссеры: В.Э. Мейерхольд (Александринский театр, 1916 г.); А.Я. Таиров (Камерный театр, Москва, 1924 г.); В.И. Немирович-Данченко и И.Я. Судаков (Московский Художественный театр, 1934 г.); Н.Н. Охлопков (Московский театр им. Вл. Маяковского, 1953 г.); Г.Н. Яновская (Московский ТЮЗ, 1997 г.).

Пьеса Александра Островского "Гроза" создавалась драматургом накануне реформы 1861 года. Уже назрела необходимость общественно-социальных перемен, идут споры, обсуждения, движение общественной мысли. Но есть в России места, где время остановилось, общество пассивно, перемен не хочет, боится их.

Таков город Калинов, описанный Островским в его пьесе "Гроза". Город этот реально не существовал, это вымысел писателя, но тем самым Островский показывает, что в России немало ещё таких мест, где царят застой и дикость. При всём том город расположен в прекрасной местности, на берегу Волги. Окружающая природа просто кричит о том, что в этом месте мог бы быть рай! Но счастья, в полном понимании этого слова, у жителей этого города нет, и виной тому они сами.

Обитатели Калинова в большинстве своём люди не желающие никаких перемен, малограмотные. Одни живут упиваясь своей властью, которую дают им деньги, другие мирятся с унизительным положением своим и ничего не делают, чтобы из этого положения выйти. Тёмным царством назвал Калиновское общество Добролюбов.

Главные отрицательные герои пьесы Савел Прокофьевич Дикой и Марфа Игнатьевна Кабанова.

Дикой купец, важное лицо в городе. Если характеризовать его коротко, он самодур и жмот. Всех, кто ниже его по положению, он просто не считает за людей. Дикой может запросто обсчитать работника, а родному племяннику не хочет отдавать наследство, оставленное ему бабушкой. При этом такими своими качествами он очень гордится.

Богатая купчиха Кабаниха сущее наказание для своей семьи. От этой властной, сварливой особы нет покоя никому в доме. Она хочет, чтобы ей беспрекословно все подчинялись, жили по законам "Домостроя". Кабаниха калечит жизнь своих детей и при этом ставит такое существование себе в заслугу.

Сын кабанихи смирный трусоватый Тихон боится лишнее слово сказать против властной матери и не может даже защитить свою жену, которую Кабаниха постоянно попрекает и унижает. Зато её дочь Варвара научилась врать и жить двойной жизнью, чтобы выйти из-под влияния мамаши, и её такое положение вещей вполне устраивает.

Борис, племянник Дикого, полностью зависит от своего дяди, хотя он получил образование, человек не глупый, не делает никаких движений, чтобы от этой зависимости освободиться. Своей несамостоятельностью и нерешительностью он губит любимую женщину.

Мещанин Кулигин, самоучка-изобретатель, человек умный, осознающий всю глубину застоя и дикости в обществе, но он тоже ничего не может поделать в этой ситуации и уходит от действительности, пытаясь осуществить невозможное, изобрести вечный двигатель.

Человек, который может дать хоть какой-то отпор хамству и самодурству Дикого, это его работник Ваня Кудряш, второстепенный герой пьесы, играющий, однако, значительную роль в разворачивающемся действии.

Единственный чистый и светлый человек в этом городе, невестка Кабанихи Катерина. Она не может жить в этом болоте, где не любви, нет нормальных человеческих отношений, где правят ложь и лицемерие. Против этого она протестует своей гибелью, решившись на этот страшный шаг, она, хоть на миг, обретает такую желанную волю.

Островский назвал свою пьесу "Грозой" не просто так, название осмысленно. Назревавшие перемены в обществе, как грозовые тучи собираются над головами обитателей "тёмного царства". Катерина в своём смятении думает, что гроза послана ей, как наказание за измену, но на самом деле гроза должна, наконец, разрушить это засилье застоя, рабства и зла.

Образ города Калинов, быт и нравы обителей

Все события в произведении драматического характера под названием «Гроза», написанного Островским, происходят на территории города Калинова. Город является уездным и располагается на одном из берегов Волги. Автор говорит о том, что местность отличается прекрасными пейзажами и радует взгляд.

Мещанин Кулагин рассказывает о нравах жителей города, его мнение заключается в том, что у каждого из жителей достаточно жестокие нравы, они привыкли быть грубыми и жестокими, такие проблемы часто порождала существующая бедность.

Центром жестокости становятся два героя – купец Дикой и Кабаниха, которые являются яркими представителями невежества и грубости, обращенной к окружающим людям.

Дикой, занимающий должность купца, достаточно богатый человек, скупой и обладающий большим влиянием в городе. Но при этом он привык держать в руках власть достаточно жестоко. Он уверен в том, что гроза посылается людям каждый раз, как наказание за их неправильные поступки и поэтому они должны ее терпеть, а не ставить громоотводы на дома. Также из повествования читатель узнает, что Дикой хорошо ведет хозяйство, правильно относится к финансовым вопросам, но это все, что ограничивает его кругозор. При этом стоит отметить его необразованность, он не понимает зачем нужно электричество и как на самом деле оно работает.

Поэтому можно сделать вывод, что большинство купцов и мещан, живущих на территории городка, люди необразованные, не способные принимать новую информацию и менять свою жизнь в лучшую сторону. При этом, всем доступны книги и газеты, которые они могут регулярно читать и повышать свою внутреннюю интеллигенцию.

Все, кто обладает определенным богатством не привыкли с уважением относиться к любым чиновникам и представителям власти. Они относятся к ним с неким пренебрежением. А к городничему относятся как к соседу и общаются с ним по-приятельски.

Бедные слои населения привыкли спать не более трех часов в сутки, они работают дни и ночи на пролет. Богатые стараются всеми возможными способами закабалить бедных и получить еще больше денег за счет чужой работы. Поэтому и сам Дикой никому не платит за работу, а все получают жалование только через большую ругань.

При этом в городе часто происходят скандалы, которые не приводят ни к чему хорошему. Кулигин старается сам писать стихотворения, он является самоучкой, но при этом боится показывать свой талант, так как боится, что его поглотят живым.

Жизнь в городе течет скучно и однообразно, все жители привыкли больше слушать Феклушу, чем читать газеты и книги. Именно он рассказывает другим о том, что существуют такие страны, где есть люди, у которых голова собаки на плечах.

Вечером жители городка не выходят гулять по узким улочкам, они стараются запереть дверь на все замки и остаться внутри дома. Также они спускают собак, чтобы те защитили их от возможного грабежа. Они очень сильно переживают за свое имущество, которое порой достается им непосильным трудом. Поэтому стараются всегда находиться дома.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Аленький цветочек (по сказке Аксакова) 3, 4, 5 класс

    Самый главный вопрос, который у меня возникает от этой сказки: почему она так похожа на «Красавицу и чудовище»? Это прямо тот же сюжет, но только стилизация под русскую-народную сказку с купцом, тремя сестрами

  • Образ и характеристика Катерины Измайловой в повести Леди Макбет Мценского уезда Лескова

    Леди Макбет, несомненно, сильная личность, которой лучше было бы направить свою силу на что-то более хорошее.

  • Сочинение Мцыри как романтическая поэма

    По сей день гениальное произведение М. Ю. Лермонтова «Мцыри» восхищает и будоражит умы читателей. Свободолюбивый герой поражает воображение своим желанием жить полной жизнью, любить, ошибаться, но чувствовать.

  • Сочинение по произведению Слепой музыкант Короленко

    В данном великолепном произведении читатель сможет получить ответ на один из самых сложных вопросов, которые его касаются, а именно в чем же может быть заключен смысл жизни

  • Сочинение Семьи в романе Толстого Анна Каренина

    Лев Николаевич Толстой наблюдал непростое время в окружающем его обществе, люди были разобщены. И лишь семейные отношения могли противопоставить что-либо проблемам внешнего мира

Меню статьи:

Местом действия пьесы Н. Островского «Гроза» территориально обозначены границы небольшого городка Калинова.

Жизнь в любом маленьком городке имеет свои сложности. В первую очередь это связано с тем, что жители городка лично или посредственно знают друг друга. Жизнь в небольших населенных пунктах, как правило, лишена значительного количества событий, поэтому личная жизнь его жителей становиться активным предметом для обсуждения и сплетен.

Особенности жизни в Калинове заключаются в специфических взглядах его жителей.

Кабановы

Одним из значимых семейств города является семья Кабанихи. В ее состав входят сын с невесткой, дочка и сама Кабаниха. Муж старой Кабанихи умер несколько лет назад. В главе семейства стоит Марфа Игнатьевна Кабанова, которую в простонародье называют «Кабаниха». Женщина обладает авторитарным типом характера. Она пропагандирует старые порядки и авторитарные отношения в семье. Кабаниха не принимает и не осознает различия в темпераментах и характерах людей, оценивает всех своей меркой, чем привносит в жизнь окружающих, в частности своих родных, горе.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с в драме А. Островского “Гроза”, девушки, обладающей добрым и кротким нравом, но пострадавшей от тирании и злобы окружающих.

Тихон Иванович Кабанов – сын Кабанихи. В целом это хороший человек, который способен испытывать симпатию и сострадание к людям, но он очень зависим от своей матери и часто выполняет ее волю, даже в тех случаях, когда считает ее действия неправомерными.

Варвара Ивановна Кабанова – сестра Тихона и дочь Кабанихи. Она доброжелательная девушка, ей не чужды понятия дружбы и искренней любви.

В отличие от своего брата, девушка обладает хитростью и незаурядным умом, что позволяет ей обманывать свою мать, облегчает жизнь девушки в условиях домашней тирании.


Катерина Кабанова – невестка Кабанихи, жена Тихона. Необычная, мечтательная натура. Она, как и все в доме Кабановых, терпит незаслуженные унижения со стороны матери мужа.


Катерина заметно отличается от других жителей города своей искренностью и добротой, но при этом не обладает стойкостью характера, что приводит ее к физической гибели.

Савел Дикой

Савел Прокофьевич Дикой по своему поведению и авторитаризму сроден со старой Кабанихой. В городе он считается уважаемым человеком, но заслуги Дикого вполне сомнительны – его слава и заслуги, в первую очередь, заключаются в его неуважительном отношении к окружающим. Дикой часто обманывает людей, он может не заплатить своим работникам деньги, постоянно ввязывается в ссоры и скандалы, часто бранит своих родных и слуг. Не всегда Дикому удается поквитаться с предметом своего гнева. Если этим объектом стал какой-то важный чиновник, по отношению к которому поведение Дикого было бы не позволительным, принесло бы немало хлопот Савелу Прокофьевичу, то Дикой сдерживается, но затем срывается на своих работниках или родных. Все в городе недолюбливают Дикого за его скверный характер, но открыто противостоять ему решаются только единицы.

Борис Григорьевич

Неким образом сродни с образом Катерины в пьесе оказывается образ Бориса Григорьевича – племянника Дикого. Молодой человек – круглый сирота. Его бабушка оставила ему и его родной сестре наследство, но получить они его могут только с разрешения дяди, поэтому Борис старается всеми возможными способами угодить дяде и получить наследство. Борис влюбляется в Катерину Кабанову, это чувство взаимно. После обличения их любовной связи Борис проявляет трусость и между любовью и возможным получением наследства выбирает второе.

Кулигин

Образ Кулигина, по факту, является единственным лучом света в темном и алчном обществе Калинова.

Кулигин не отличается ни знатным происхождением, ни богатством. Он мечтательная натура, открытая для новшеств. Целью его жизни стало создание вечного двигателя. Он единственный человек во всем обществе, живущий в гармонии с самим собой.

Кулигин не стремится к власти или обогащению он привык жить честно и доброжелательно относиться к людям. Именно этот персонаж способен обличить все пороки Калинова, что и делает в своем монологе.

Кудряш

Ваня Кудряш – еще один необычный персонаж в городе. Он единственный человек, способный дать отпор Дикому. По своему характеру Кудряш грубый и не романтичный человек, но при этом он обладает веселым нравом. Некоторое время Иван втайне встречается с Варей Кабановой, а затем убегают с ней от злой и сварливой Кабанихи.

Природа Калинова

Калинов – это небольшой городок на берегу Волги. Его ландшафт активно противопоставляется обстановке и настрою местных жителей. Природа Калинова прекрасна – гладь реки, зелень в теплое время года, снежные пейзажи зимой, однако не все жители способны это заметить.

Предлагаем читателям познакомиться с в пьесе А. Островского.

В большинстве случаев люди заняты своими проблемами (истинными или ложными), сконцентрированы на конфликтных ситуациях своих личных или других людей.

Обстановка в городе в целом

Основные слова, которыми можно охарактеризовать общий настрой жителей, сконцентрированы вокруг слов «жадность», «грубость», «злость». Помещики в большинстве своем случаев охвачены жаждой обогащения. Осуществляют они эту свою мечту нечестным путем – так, Дикой может не заплатить деньги за работу своим работникам, обмануть кого-либо.

Фактически значимость и благородство людей меряется в городе финансовой меркой – чем больше у человека денег, тем лучше к нему отношение окружающих, при этом его моральный облик не берется во внимание. Ради денег люди обманывают, предают и отказываются от своего личного счастья, считая, что обрести истинное счастье можно только будучи состоятельным человеком.

В большинстве случаев жители города – это ограниченные люди. Их ограниченность заключена в консервативности взглядов и неумении принимать новые тенденции в развитии и отношениях в обществе. Если в городе появляется человек, отличный по мировоззрению от общепринятой тенденции, то такой человек автоматически считается ненормальным, люди к нему относятся недружелюбно. В результате, такой человек оказывается перед выбором – стать таким как все, или же и дальше противостоять массовому наплыву. Терпеть и противостоять общественному мнению могут только единицы.

Люди в городе малообразованы, они считают это нормой и не видят причин что-то менять. Все новости и информацию, горожане узнают их слухов и выдумок – редко кто занят чтением газет или книг.
Помещики города враждуют между собой, они часто клевещут на других помещиков, всячески стараются усложнить жизнь своим «противникам».

Семьи богачей неотъемлемо связаны с таким понятием как тирания – главы этих семей очень авторитарны по отношению к своим родным. Жизнь членов этих семейств становится испытанием, при этом такое положение вещей активно скрывается от общества.

Таким образом, жизнь в городе Калинове подчинена своим порядкам и негласным правилам. В целом, обстановка в городе напряженная и недружелюбная – люди не готовы проявлять друг к другу симпатию или сострадание. Практически все они терпят унижение, но при этом не видят причины поддержать или препятствовать развитию тирании – принцип «дедовщины» активно распространился серди его жителей. Природа города противопоставляется настрою его большинства жителей – в городе всегда есть чем полюбоваться, но редко кто из жителей способны заметить эту красоту.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка