Скандал с исаакиевским собором. Исаакиевский собор опять стал символом крутых поворотов отечественной истории

Вопрос о передаче Исаакиевского собора в пользование Русской православной церкви решен, сообщил губернатор Петербурга Георгий . «По договоренности между патриархом и мною собор сохранит музейно-просветительскую функцию», — цитирует Полтавченко . По его словам, доступ в здание не изменится, и попасть туда смогут представители всех конфессий.

Пресс-секретарь губернатора Андрей Кибитов добавил, что «есть масса тонкостей по вопросам будущего использования и передачи храма», которые озвучат в ближайшее время. В частности,

потребуется ряд сложных согласований, в том числе с , поскольку храм находится под охраной

и в нем хранится большое количество музейных предметов. «На урегулирование этих вопросов уйдет не день и не два, это длительное время. Возможно, месяцы», — передает слова .

Дальнейшее содержание собора будет осуществляться за счет церкви. На данный момент доход музея составляет более 800 млн рублей, из которых удалось полностью оплатить реставрацию собора. По оценкам дирекции музея-памятника, здание требует постоянной, практически ежедневной реставрации. Кроме того, как писала «Газета.Ru», директор музея опасался, что церковь не будет платить государству те налоги, которые сейчас платит музей. К тому же государству придется разобраться с трудоустройством 200 музейных сотрудников.

После того как музей будет передан в собственность церкви, придется не только поддерживать и реставрировать памятник, но и управлять потоком туристов. «Это огромное финансовое и организационное бремя, — говорил , представитель Всероссийской организации охраны памятников, когда вопрос о передаче собора встал масштабно. — РПЦ — менее эффективный менеджер, чем музей. У меня нет никаких сомнений, что церковь не сможет на свои средства поддерживать состояние памятника, то есть изначально речь идет о государственных деньгах».

Предположительно, в будущем организация деятельности Исаакиевского собора может стать аналогичной работе Казанского собора. Сейчас вход в Казанский собор свободный, попасть на экскурсию можно по записи. Ежедневно в Казанском работают четыре православных экскурсовода, их работа стоит 150 рублей,

оплата проходит не через кассу, а путем пожертвования в кружку (соответственно, не облагается налогами),

пишет . Статистика посещений и экскурсий при этом не публична, однако в самом храме уверяют, что все собранные деньги идут на реставрацию внутреннего убранства собора, на ремонт колоннады и фасадов тратится государство.

Впервые вопрос передачи Исаакиевского собора РПЦ возник в 2011 году, когда глава Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Петербурга (КГИОП) предложил использовать храм по прямому назначению. Однако его инициатива не получила поддержки.

К этому вопросу вернулись летом 2015 года, когда Санкт-Петербургская епархия РПЦ обратилась к правительству города с соответствующей просьбой. Ранее из состава одноименного государственного музея-памятника РПЦ уже были переданы Смольный и Сампсониевский соборы. Осенью 2015 года губернатор принял решение оставить храм в оперативном управлении СПб ГБУК «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор». В апреле 2016 года

митрополит Варсонофий обратился к премьер-министру с просьбой вернуть РПЦ уже не только Исаакиевский собор, но и Спас-на-Крови и даже часть здания Смольного монастыря,

в том крыле, где расположены факультеты СПбГУ. В обращении митрополит ссылался на федеральный закон о церковной реституции.

Параллельно учащались богослужения в соборе, и, по словам директора музея Николая Бурова, теперь ежегодно их проходит 600. Музей «категорически не препятствует церкви отправлять обряды, несмотря на то что это очень сложно для музея, который, к слову, в прошлом году принял более 3,6 млн посетителей», добавил директор.

В следующий раз информация о том, что собор все же будет передан РПЦ, появилась в конце 2016 года, однако официальных подтверждений до 10 января 2017 года не было. По данным «Фонтанки.ру», губернатор изначально ставил задачу передать собор в ведение РПЦ к декабрю 2017 года, однако из-за бумажной волокиты более реальным сроком источники издания в Смольном называют 2019 год.

Противники такого шага запустили «Не допустим передачу Исаакиевского собора и храма Спаса-на-Крови в ведение РПЦ» и намерены добиваться проведения референдума по этому вопросу.

«Передача музеев-памятников, визитных карточек Санкт-Петербурга в ведение РПЦ приведет к ограничению посещения их обычными туристами,

— говорится в петиции. — Существуют небезосновательные опасения, что усилий РПЦ будет недостаточно для проведения масштабных реставраций уникальных объектов культурного наследия, просто поддержания их в надлежащем состоянии». На момент публикации заметки под петицией было собрано 92,5 тыс. подписей.

Депутат Законодательного собрания Северной столицы назвал такое решение «огромной ошибкой». «Закон позволяет гражданам обратиться по этому вопросу в суд, если они полагают, что их права и интересы нарушены. Я считаю, что мои права и интересы этим решением будут нарушены. Встретимся в суде», —

В ситуации вокруг Исаакиевского собора, планы передачи которого РПЦ вызвали массовые протесты в Петербурге, произошел неожиданный поворот.

Днем в пятницу, 17 февраля, на лентах новостей двух десятков СМИ практически синхронно, со ссылкой на неназванный «источник в Кремле», одна и та же информация: объявленное губернатором Петербурга Георгием Полтавченко решение о передаче Исаакия не было согласовано с президентом Владимиром Путиным, его не поддерживает большинство петербуржцев, возникший конфликт может быть урегулирован путем компромисса — совместного использования объекта светскими властями города и РПЦ.

Если бы эту информацию разместили «Дождь» и «Медуза» — можно было бы предположить, что речь идет о случайности. Но когда ее размещают РИА «Новости», ТАСС и «Интерфакс» — это случайностью быть не может.

Да, конечно, петербургский губернатор абсолютно встроен в «вертикаль власти» и вряд ли бы стал говорить о «решенном вопросе» с передачей собора без согласования с Кремлем.

Но, во-первых, согласование это может быть разным — и необязательно облечено в форму прямого приказа, подлежащего не обсуждению, а выполнению. Возможна масса нюансов: от «есть мнение» и «президент не против», до «решайте сами, если считаете нужным».

А во-вторых, совершенно не исключено, что согласие (или одобрение) было дано — а потом, увидев достаточно жесткую общественную реакцию и оценив общественное мнение,

Кремль решил сменить позицию, отстраниться от скандала и представить все происходящее как самодеятельность петербургских властей.

Тем более что до президентских выборов — год, и в их преддверии этого такие конфликты вряд ли нужны.

Здесь стоит напомнить историю с пресловутым «Охта-центром»: в 2006 году, когда эта история начиналась, очень многие тоже были уверены, что тогдашний губернатор Петербурга Валентина Матвиенко без команды «сверху» не стала бы лоббировать этот газпромовский проект. Но затем (правда, после почти 5-летнего общественного сопротивления) выяснилось, что скандал получил международную огласку, что общественное мнение в Петербурге (несмотря на гигантские траты на пропаганду «Газоскреба») резко против строительства, и издержки ситуации стали для власти существенно превышать прибыли. После чего решение пришлось отменять.

История с Исаакиевским собором, возможно, оказывается очень похожей.

Как и в истории со строительством чудовищной башни, уродующей петербургские панорамы, высокомерно объявив горожанам о «решенном вопросе» с передачей Исаакия в стиле «негоже холопам обсуждать барские приказы», власть попала в обнаженный нерв городского сообщества.

Люди разных возрастов и политических убеждений, разных верований (и их отсутствия) и разных профессий стремительно объединились в протесте против смольнинских планов.

Последовали три массовые акции противников передачи Исаакия, проведенные (из-за абсурдных отказов властей в согласовании митингов) в режиме встреч с депутатами Законодательного собрания (в том числе с автором этих строк).

Появление в этой ситуации информации о «несогласованных» с президентом действиях Смольного, скорее всего, означает, что под влиянием протестной активности петербуржцев «наверху» серьезно задумались, стоит ли овчинка выделки и не окажутся ли издержки властей при передаче Исаакия РПЦ существенно больше, чем получаемые ими выгоды.

Притом что вопрос об Исаакии вряд ли является для Кремля таким принципиальным, чтобы из-за него получать долгоиграющую головную боль.

Не стоит к тому же переоценивать степень влияния РПЦ в Кремле и степень готовности во всем идти ей навстречу: участившиеся попытки РПЦ вмешиваться в светскую жизнь и выполнять роль нового идеологического отдела ЦК КПСС вызывают в обществе нарастающее раздражение.

Когда патриарх Кирилл , что возвращение Исаакиевского собора РПЦ в год столетия революции важно для примирения народа и «должно стать олицетворением согласия и взаимного прощения «белых» с «красными», верующих с неверующими, богатых с бедными» — необходимо констатировать, что все обстоит ровным счетом наоборот. И не только потому, что ни о каком «возвращении» говорить нельзя, ибо Исаакий никогда церкви не передавался, и даже православный царь в конце XIX века в этой передаче отказал. А и потому, что именно объявленные намерения передать Исаакий РПЦ это примирение разрушили, вызвав серьезные протесты.

Нынешний статус Исаакия как государственного музея, где свободно (и при отсутствии аншлага) проходили службы, устраивал практически всех — никаких протестов не было. Никто в Петербурге не выходил на улицы, требуя прекратить в Исаакии богослужения, и никто не выходил на улицы, требуя выселить государственный музей. И неуклюжие обвинения противников передачи Исаакия в том, что они-де «готовят майдан» и «раскачивают лодку», тоже, что называется, пальцем в небо: «раскачивает лодку» в этой ситуации (как и во многих других) именно власть — принимая неразумные решения, без оглядки на общество.

Чем грозит Санкт-Петербургу попытка местной епархии перехватить права на Исаакиевский собор, разбирался «Собеседник».

На волне почитания совместного «бренда» РПЦ и власти – князя Владимира – церковь, похоже, решила, что границ ее влияния больше нет.

Аппетит за госсчет

Письмо с просьбой о передаче собора петербургский митрополит Варсонофий недавно направил губернатору Полтавченко. Епархия хочет взять на баланс Исаакий и Спас на Крови. И это притом что еще два объекта, входящие в комплекс «Музея четырех соборов» – Смольный и Сампсониевский, – уже практически переданы церкви. Хотя внятного ответа от городских властей пока нет, притязания РПЦ на вторую половину имущества поразили интеллигенцию культурной столицы.

– Меня эта весть ошеломила, тем более узнал я об этом не от епархии или Смольного, а из прессы. Вести такие переговоры без участия музея по меньшей мере неприлично, – сказала Sobesednik.ru директор «Музея четырех соборов» Николай Буров. – До недавних пор мы очень гордились многолетними отношениями с РПЦ. Мы даже смирились с передачей двух соборов, притом что два других используются нами совместно, в том же Исаакии регулярно приходят богослужения. И мы ни копейки не брали с приходов на коммунальные и другие расходы. Но передача этих двух объектов фактически уничтожит музей, третий по посещаемости в стране, 400 сотрудников останутся на улице. Мне не совсем понятно, зачем это государству и как церковь собирается содержать эти объекты, которые к тому же никогда ей не принадлежали.

В епархии заверяют, что хотя Исаакий и строился на средства госказны, но это место «не для музея, а для молитвы» (хотя из 3,2 млн ежегодных посетителей с религиозными целями сюда приезжают лишь 1%). Вопрос с содержанием объекта в РПЦ также решают просто. Протоиерей Чаплин прямо заявил, что управлять собором будет РПЦ, а «все расходы по обслуживанию и реставрации должно нести государство». По его убеждению, «смена пользователя не повлияет на объем госпомощи». Видимо, Чаплин не знает, что этой помощи не было.

– Мы единственный музей, который уже десятилетия не берет из бюджета ни копейки, – говорит Николай Буров. – Причем мы ежегодно платим не менее 50 млн налогов, эти деньги бюджет потеряет. Годовой оборот комплекса в 2014-м – 650 млн, на реставрацию уходит не менее 200 млн в год, еще свыше 100 млн – на содержание. Епархия, как заявляют дешевые популисты, отменит плату за вход. И где они найдут необходимые деньги? Нужно не менее 500 млн в год. Можно, конечно, лет 5 прожить без затрат, довести собор до предаварийного состояния и потом попросить гораздо больше.

Директор музея отмечает, что попытки РПЦ получить объект предпринимались и раньше, но не так энергично.

– Еще когда я был главой комитета по культуре, приходили робкие запросы из Москвы: мол, в каком году можно говорить о передаче собора? Я отписывался, что в 2033-м, надеясь, что до этого позора я все-таки не доживу, – говорит Буров.

Поправление бюджета

Сейчас оппозиционные депутаты ЗакСа собирают подписи за референдум о судьбе Исаакия. Хотя за последние два месяца РПЦ предъявила претензии еще на ряд объектов, включая и два крупных музея. Несмотря на то, что т.н. реституция – передача бывших церковных объектов – со скандалами проходит по всей стране. В Питере в последнее время напор РПЦ явно усилился. Некоторые связывают это с воцерковленностью нынешнего губернатора.

– Системно это ситуацию не меняет. Разница управления лишь в стилистике – Матвиенко делала все с комсомольским задором, а Полтавченко – с Божьей помощью, – считает один из инициаторов референдума, депутат ЗакСа Максим Резник. – Губернатор, мне кажется, сам не рад аппетитам епархии. А они скорее всего связаны со сменой духовной власти.

Весной местную епархию возглавил митрополит Варсонофий, земляк Патриарха из Мордовии. Его стиль работы вызвал ропот не только в светской, но и в духовной среде. На ключевые посты стали назначать священников из Саранска. Среди них, кстати, и новый ключарь Исаакия, который в одной из первых проповедей пообещал питерцам, что «завтра начнется война». Спустя месяц на закрытом пасхальном приеме Николай Буров прямо заявил митрополиту, что город, переживший блокаду, «переживет и вас».

Другая отличительная черта новой команды епархии – активная борьба за доходы. Новый митрополит, говорят, сразу повысил отчисления с приходов. Правда, вся бухгалтерия РПЦ при новом Патриархе – тайна (прежний раз в год подробно отчитывался). Но на днях стало известно, что поступления в храмовые кассы от прихожан сильно упали – до 4,15 млрд с 4,6 в 2013-м. Особенно в Петербурге – с 2,9 до 1,3 млрд. Эти потери тоже надо компенсировать. Хотя изначально в епархии заявили, что плату за вход в том же Исаакии брать не намерены. Позже заявили, что средства на реставрацию все же получат от экскурсий. Вдобавок пример храма Христа Спасителя показывает, что зарабатывать на аренде, торговле и прочих непрофильных услугах можно немало (об этом «Собеседник» подробно писал в 2012-м). В интеллигентном Петербурге напрямую в стяжательстве РПЦ не обвиняют.

– Но методом исключения я прихожу к выводу, что главная цель – перераспределение финансовых потоков, – дипломатично говорит Резник.

Музей греха

Тем более что епархия претендует на самые доходные и благополучные объекты. Например, на недавно отреставрированную Благовещенскую усыпальницу, где находится единственный в стране Музей городской скульптуры. Решение о его передаче уже принято.

– Хотя к нам еще никаких бумаг не приходило и мы надеемся на лучшее, – рассказал Sobesednik.ru замдиректора музея Константин Карасев. – Во-первых, нет площадей для переезда. Во-вторых, перевозка многих ценностей, массивных надгробий весом по 1,5 тонны физически невозможна. Некоторые экспонаты имеют страховку до 1 млн долларов, как церковь будет ее оплачивать, тоже неясно.

Ранее от претензий религиозной общины еле отбился Музей Арктики, нахождение которого в Никольской церкви в епархии прямо назвали «грехом». Музей собирались ссылать то в Кронштадт, то в Архангельск, но в итоге Росимущество отказало общине за неимением охранного обязательства. Кстати, этот документ в РПЦ должны подписывать при приемке любого памятника культуры, гарантируя его сохранность.

– На деле это правило зачастую игнорируется, а новый собственник ведет себя безответственно, – отмечает член Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга Александр Марголис. – На полноценную реставрацию РПЦ, конечно, не тратится. Художественные элементы сохраняются, если они удобны для жизни храма. А если нет, с ними можно легко расстаться. Так было на Соловках с храмом XVII века, где варварски обошлись с иконостасом.

На волне событий питерские депутаты предложили поправки в федеральный закон, запрещающий передачу объектов РПЦ, если те находятся на балансе учреждений культуры более 25 лет. Правда, перспективы предложения оценивают невысоко.

Дальнейшую судьбу Исаакия, по мнению противников передачи, также решит гражданское общество – на референдуме или без него.

– У нас большой опыт сопротивления, удалось остановить строительство башен Газпрома, хотя этот безумный проект был поддержан первыми лицами государства, – напоминает Александр Марголис. – Надеюсь, удастся защитить Исаакий, если только светские власти совсем не потеряют разум.

Политика РПЦ этим летом спровоцировала феномен, который уже назвали «парковой революцией». Жители Москвы и Питера одновременно поднялись на защиту городских скверов от храмовой застройки. В Москве это вылилось в многодневное противостояние православных активистов и местных жителей на месте будущей стройки в парке «Торфянка». Чуть не дошло до рукопашной, «разнимать» стороны пришлось увещеваниями Патриарха. Сейчас судьба парка решается в судах, а стороны продолжают нести дежурство в сквере. Одновременно регулярные акции протеста проходили в парке «Малиновка» на окраине Петербурга, где также собирались строить огромный храм. В итоге губернатор Полтавченко заверил общественность, что стройки не будет. И подтвердил это в письменном ответе почетному жителю Петербурга актеру Олегу Басилашвили.

– Я обратился с письмом к губернатору, поскольку ситуация в «Малиновке» была очень тревожная, – говорит Олег Валерианович. – Этот парк – зеленая зона, вокруг которой и так сплошная застройка. Храм, наверно, необходим, но где-то в другом месте, а парк должен оставаться достоянием жителей района. С неменьшей осторожностью надо относиться к судьбе объектов общенационального достояния, таких как Исаакий. Справится ли церковь с задачами реставрации? Не ухудшит ли передача состояние памятника? Мы, конечно, в долгу перед церковью за действия советской власти. Но к судьбе объектов культуры надо относиться очень бережно.

Министр культуры России Владимир Мединский в интервью «Российской газете» заявил, что считает нынешний статус Исаакиевского собора оптимальным.

Не исключено, что таким образом будет поставлена точка в дискуссии, разгоревшейся вокруг возможной передачи собора Русской православной церкви (РПЦ), – соответствующее обращение епархии было передано городским властям в конце июля. Намерение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия на основании федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» вернуть здания Исаакиевского собора в безвозмездное пользование церкви стало причиной бурной общественной дискуссии. Под петицией против передачи собора церкви подписались уже 25 000 человек, среди них – известные градозащитники и деятели культуры. Группа петербургских депутатов предложила провести по этому вопросу референдум, документы о его проведении были переданы в Петербургскую избирательную комиссию 6 августа.

Среди инициаторов проведения референдума – депутат Законодательного собрания Максим Резник, который приветствует высказывание Владимира Мединского о сохранении статуса Исаакиевского собора.

– Я всегда был и остаюсь последовательным критиком действий Владимира Мединского на посту министра культуры, но это тот самый редкий случай, когда я с министром культуры абсолютно согласен. Это просто здравая оценка происходящего, способность к логическому мышлению и нежелание раскачивать лодку, обострять отношения в обществе. По-моему, все должны придерживаться именно такой здравой позиции, сформулированной министерством культуры. Я этому рад, надеюсь, что теперь не потребуется ни проводить референдум, ни принимать других экстренных мер, чтобы не допустить передачи такого объекта, как Исаакиевский собор, одной, пусть и очень влиятельной организации.

В то же время, по мнению Максима Резника, сам механизм принятия решений в подобных случаях нуждается в усовершенствовании, с тем чтобы тяжесть решения по таким важным вопросам не ложилась на плечи одного чиновника, пусть даже этот чиновник – губернатор. Депутат уже разработал законопроект, в соответствии с которым судьба зданий такого уровня сможет решаться только при участии парламента, при всестороннем и открытом обсуждении, сообщает корреспондент Радио Свобода Татьяна Вольтская.

Источник изображения: s-pb.in

В Санкт-Петербурге разгорается скандал вокруг крупнейшего православного храма города - Исаакиевского собора, который сейчас является музеем. Местная епархия Русской православной церкви просит городские власти передать ей здание собора. В мэрии отметили, что вопрос требует "всестороннего изучения". В городском парламенте осудили эту идею, а директор музея Николай Буров заявил, что у РПЦ "выросли аппетиты".

Депутат Санкт-Петербургского Законодательного собрания Виталий Милонов не считает себя категоричным противником передачи собора в ведение РПЦ, но советует подойти к решению вопроса "крайне тактично и деликатно, а не методом армрестлинга". По его словам, городскому парламенту ещё предстоит обсудить эту тему во всех деталях. "Исаакий – объект мирового значения, и в нём, конечно, есть музейная составляющая. Я за то, чтобы искать решение с учётом мнения властей города, музейного сообщества. Прибежать и махать шашкой может каждый, но нужно сделать так, чтобы получилось по-петербургски корректно, цивилизованно и красиво. И без радикализма, как с нашей стороны, так и со стороны всяких национал-предателей ", - сказал парламентарий. По его словам, в городском Заксобрании ещё будут слушания по этому вопросу.

Своё видение ситуации изложил и протодиакон Андрей Кураев, который принимал сан в Исаакиевском соборе. По его мнению, вопрос передачи храма слишком сложен, чтобы судить категорично и однозначно. Помимо всех прочих проблем есть ещё и финансовая, отметил он. "Из-за обилия туристов в музее многомиллионный плюсовой бюджет. И в случае передачи Исаакия РПЦ неясно, что с этим будет дальше. Неужели церковь будет продавать билеты на колоннаду? И не упадёт ли при этом качество содержания собора как памятника?" - заявил Кураев. Он также напомнил о недавних кадровых назначениях в высшей иерархии РПЦ, которые не могли не затронуть культурную и духовную жизнь Санкт-Петербурга. "В марте прошлого года в Санкт-Петербург был назначен бывший митрополит Саранский Варсонофий, и с ним приехала группа его выдвиженцев. Эти люди довольно чужды петербургской культуре, их несовместимость стилей и даже речи вызывают аллергию у многих коренных жителей Невской столицы. А Исаакиевский собор – это синтез всех культур. И он требует в том числе, извините, петербургско-европейского шарма духовенства ", - заявил Андрей Кураев.

Напомним, Исаакиевский собор был построен в 1818-1858 годы по проекту архитектора Огюста Монферрана. Строительство курировал лично император Николай I. В годы Российской империи собор не принадлежал РПЦ, а находился в госсобственности. В последние годы вопрос передачи собора в ведение питерской епархии РПЦ уже возникал. В 2011 году глава Комитета по госконтролю, использованию и охране памятников истории и культуры Петербурга Александр Макаров предложил использовать храм по прямому назначению, однако инициатива не получила поддержки.

Исаакиевский собор по решению властей Санкт-Петербурга будет передан в безвозмездное пользование Русской православной церкви. Так Исаакий в очередной раз стал символом крутых поворотов отечественной истории и самых острых общественных дискуссий. Однако самое важное мнение – мнение «молчаливого большинства» – остается неизвестным.

Власти Санкт-Петербурга , что Исаакиевский собор будет передан Русской православной церкви в безвозмездное пользование. Речь идет именно о передаче в безвозмездное пользование, а не в собственность (собственником останется государство). Согласно заявленным планам это должно произойти до декабря 2017 года, однако, по мнению директора музея-памятника «Исаакиевский собор», реальные сроки могут дойти до трех лет.

«Бурная общественная дискуссия, начавшаяся по принятому городскими властями решению о передаче храма, отражает всю сложность и многослойность темы взаимоотношений общества и религии в современной России»

Отражать перипетиями своей биографии резкие повороты отечественной истории и изгибы идейно-политических споров, похоже, стало фирменным знаком и просто судьбой Исаакия.

Собор с момента постройки стал одним из самых известных в мире православных храмов и одной из главных визитных карточек Петербурга. Разорение храма после революции, а затем превращение его в антирелигиозный музей с маятником Фуко, наглядно демонстрирующим суточное вращение Земли, явилось одним из символов воинствующего атеизма первых лет советской власти. После Великой Отечественной войны антирелигиозность в СССР заметно спала, и в 1948 году Исаакий был превращен в музей «Исаакиевский собор».

Новый этап в истории храма-музея начался во второй половине 1980-х годов. В 1986 году знаменитый маятник был демонтирован, а в 1990 году в соборе возобновились церковные службы. Ныне богослужения проходят там в ежедневном режиме (за исключением среды).

По сути, предыдущие два с половиной десятилетия Исаакий существовал в формате «музея и храма при нем». Ныне предполагается, что он превратится в «храм и музей при нем». Но, как и в предыдущие исторические периоды, с Исаакиевским собором ничего не бывает просто.

Бурная общественная дискуссия, начавшаяся по принятому городскими властями решению о передаче храма, отражает всю сложность и многослойность темы взаимоотношений общества и религии в современной России.

Во-первых, научная (и сочувствующая ей) общественность беспокоится по поводу музейной и научной утраты объекта. Опыт «реституции церковной собственности» последних десятилетий показал, что, когда на одной территории располагаются научные и религиозные структуры, трения между ними практически неизбежны. Среди получивших широкий резонанс недавних историй достаточно вспомнить скандал 2015 года археологического заповедника «Херсонес Таврический» в Севастополе.

В ситуации возвращения Исаакиевского собора церкви музею с большой вероятностью придется потесниться в своих амбициях и планах. Во всяком случае, директор музея Николай Буров откровенно пессимистичен и резко негативен в оценке принятого решения: «Я считаю, что такое решение, если оно принято, – антигосударственное. Теперь от «Музея четырех соборов» остался только один... И Спас-на-Крови «сожрут» следом. Можно сказать, что музей-памятник «Исаакиевский собор» уже перестал существовать как таковой».

Во-вторых, атеистическая общественность недовольна очередным разрастанием церкви и увеличением ее влияния в светском государстве, каковым по Конституции является Россия, а то, что это происходит при активной поддержке властей, вызывает дополнительное раздражение.

В-третьих, просто политически активная общественность озабочена множеством совершенно конкретных вопросов дальнейшей судьбы собора: от его доступности для посещения туристами до возможной утраты самого собора из-за того, что РПЦ не сможет чисто финансово вкладывать необходимые средства в его поддержание и реконструкцию. Как минимум на последний вопрос ответ очевиден: поскольку собственником собора останется государство, на нем по-прежнему будет лежать финансирование его поддержания и необходимых ремонтных и реставрационных работ.

В совокупности на известном сайте общественных петиций обращение противников передачи собрало уже более 100 тыс. подписей. А на самом соборе активистами был на несколько минут



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка