Характеристика и образ кукшиной в романе отцы и дети тургенева сочинение. Женские образы в романе "Отцы и дети": смысловая и художественная значимость Что представляют из себя ситников и кукшина

Кукшина Авдотья Никитишна или Евдоксия – второстепенный персонаж в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети», эмансипированная помещица, приятельница Ситникова , пседонигилистка. Она подражает самым крайним проявлениям радикализма, постоянно интересуется «женским вопросом» и положением женщин во всем мире, увлекается естественными науками, презирает Жорж Санд. По натуре, она развязна, вульгарна, неопрятна и глупа. Крайне редко в ней просматривается что-то человеческое. Проповедуя нигилизм, она скорее пытается скрыть свою женскую неполноценность.

По роману героиня Кукшиной некрасива и несчастна. Она брошена мужем и не привлекает мужчин. «Нигилизм» же ей дает ей чувство занятости и важности. В нём она черпает своего рода вдохновение. В романе Кукшина упоминается редко. Она дружна с Ситниковым, который приводит к ней в гости Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова . Друзья сначала терпеливо выносят её вульгарность, неопрятную обстановку, неуемную речь. Однако Аркадий все же решает удалиться, говоря, что это смахивает на бедлам.

Евдоксия Кукшина. Цитатная характеристика

Краткая характеристика

Госпожа Кукшина является одной из второстепенных героинь романа "Отцы и дети" Тургенева. Кукшина - знакомая Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова. Впервые она появляется в главе XII романа "Отцы и дети".

Это молодая женщина с "прогрессивным взглядом" на жизнь. Она разъехалась с мужем, живет одна и сама занимается имением. Кукшина называет себя "эмансипированной женщиной" и борцом за права женщин.

Кукшина далеко не красавица: у нее невзрачная внешность. Кроме того, она небрежно одевается и ведет себя развязно.

Цитатная характеристика

Полное имя - Авдотья (Евдоксия) Никитишна Кукшина: "...Eudoxie, Евдоксия Кукшина..." "...Авдотья Никитишна (или Евдоксия) Кукшина..."

Дворянка, помещица : "...Впрочем, я действительно помещица. Я сама имением управляю..."

Внешность: "...дама, еще молодая, белокурая, несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, с крупными браслетами на коротеньких руках и кружевною косынкой на голове. Она встала с дивана и, небрежно натягивая себе на плечи бархатную шубку на пожелтелом горностаевом меху, лениво промолвила: «Здравствуйте, Victor»..." "...уставив на Базарова свои круглые глаза, между которыми сиротливо краснел крошечный вздернутый носик, прибавила..." "...В маленькой и невзрачной фигурке эманципированной женщины не было ничего безобразного; но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя. Невольно хотелось спросить у ней: «Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Чего ты пружишься?».." "...Когда она смеялась, ее верхняя десна обнажалась над зубами..." "...стуча плоскими ногтями..." "...даже самой Кукшиной, явившейся на бал безо всякой кринолины и в грязных перчатках, но с райскою птицею в волосах..."

Неопрятная: "...не совсем опрятном платье..." "...дама...несколько растрепанная,.."

Невзрачная: "...В маленькой и невзрачной фигурке;

Некрасивая: "...– Хорошенькая она? – перебил Базаров. – Н… нет, этого нельзя сказать..."

Эмансипированная, независимая женщина : "...Это замечательная натура, emancipee в истинном смысле слова, передовая женщина..." "...«эманципе» вроде Кукшиной.."

Семейное положение. Живет отдельно от мужа (что было редкостью в то время): "...Она, вы понимаете, разъехалась с мужем, ни от кого не зависит..." "...Прежде я по зимам жила в Москве… но теперь там обитает мой благоверный, мсьё Кукшин..."


Нет детей: "...Слава богу, я свободна, у меня нет детей… Что это я сказала: слава богу!.."

С прогрессивными взглядами : "...явные признаки прогрессивных стремлений хозяйки..."

Хочет казаться хорошим человеком: "...она, очевидно, сама себя считала за добродушное и простое существо..." "...Кукшина – человек чудный..." "...ведь я говорил вам: замечательная личность! Вот каких бы нам женщин побольше. Она, в своем роде, высоконравственное явление..." (мнение Ситникова)

Курит папиросы и любит выпить: "...везде белели разбросанные окурки папирос..." "...Евдоксия свернула папироску своими побуревшими от табаку пальцами, провела по ней языком, пососала ее и закурила..." "...За первою бутылкой шампанского последовала другая, третья и даже четвертая..."

Играет на фортепиано и поет : "...стуча плоскими ногтями по клавишам расстроенного фортепьяно, принялась петь сиплым голосом сперва цыганские песни, потом романс Сеймур Шиффа «Дремлет сонная Гранада»..."

Не следит за чистотой и порядком в доме: "...Комната, в которой они очутились, походила скорее на рабочий кабинет, чем на гостиную. Бумаги, письма, толстые нумера русских журналов, большею частью неразрезанные, валялись по запыленным столам; везде белели разбросанные окурки папирос..."

Вечно хандрит: "...И у ней, как у Ситникова, вечно скребло на душе..."

Развязная, неестественная: "...Она говорила и двигалась очень развязно и в то же время неловко: она, очевидно, сама себя считала за добродушное и простое существо, и между тем что бы она ни делала, вам постоянно казалось, что она именно это то и не хотела сделать; все у ней выходило, как дети говорят, – нарочно, то есть не просто, не естественно..."

Ведет себя как ребенок: "...Госпожа Кукшина роняла свои вопросы один за другим с изнеженной небрежностию, не дожидаясь ответов; избалованные дети так говорят с своими няньками..."

Увлекается химией: "...А вы занимаетесь химией? Это моя страсть. Я даже сама выдумала одну мастику <...> Да, я. И знаете ли, с какою целью? Куклы делать, головки, чтобы не ломались. Я ведь тоже практическая. Но все еще не готово..."

Читает книги и журналы: "...Нужно еще Либиха почитать. Кстати, читали вы статью Кислякова о женском труде в «Московских ведомостях»?..." "...Жорж Санда. Отсталая женщина, и больше ничего! Как возможно сравнить ее с Эмерсоном! <...> Ах, какую удивительную статью по этому поводу написал Елисевич!.." "...прочтите лучше книгу Мишле «De l’amour». Это чудо!.."

Считает себя борцом за права женщин: "...за права женщин, которые я поклялась защищать до последней капли крови..." "...Я не могу слышать равнодушно, когда нападают на женщин, – продолжала Евдоксия. – Это ужасно, ужасно..."

В конце романа уезжает за границу и изучает архитектуру: "...Кукшина попала за границу. Она теперь в Гейдельберге и изучает уже не естественные науки, но архитектуру, в которой, по ее словам, она открыла новые законы..."

Базаров и Аркадий возвращались от губернатора, когда их перехватил Ситников, "ученик" Базарова, и пригласил посетить Евдоксию Кукшину. Начинается глава, о сущности которой Писарев отзывался так: "Юноша Ситников и молодая дама Кук-шина представляют великолепно исполненную карикатуру безмозглого прогрессиста и по-русски эмансипированной женщины..."

Сатира начинается с первых строк, уже при описании комнаты, похожей на кабинет. Тургенев пользуется резкими характеристиками, чтобы подчеркнуть неестественность хозяйки: "В маленькой и невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного; но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя"; "Госпожа Кукшина роняла свои вопросы один за другим с изнеженной небрежностью, не дожидаясь ответов; избалованные дети так говорят со своими няньками".

Честно говоря, когда читаешь неумные и нудные споры выпивших Ситникова и Кукшиной о браке, хочется сказать им какую-нибудь резкость. А попытка этих героев выяснить, "какие родятся люди - одинаковые или нет? И в чем, собственно, состоит индивидуальность?" - предельный сарказм И.С.Тургенева.

В какой-то мере эти герои нужны автору и для того, чтобы подчеркнуть, ярче выявить некоторые черты Аркадия и Базарова. Даже то, что они уходят, не прощаясь, - уже характеристика. Нетерпимость Базарова к тому, что ему видится уродливым, одна из черт русских нигилистов, в этом нет мудрости и человеческой доброты к слабостям других.

Роман "Отцы и дети" раскрывает жестокий и сложный процесс ломки прежних социальных отношений. Этот процесс предстал в произведении как разрушительная стихия, меняющая привычное течение жизни. Тургенев построил свой роман так, что нигилист Базаров и Павел Кирсанов все время находятся в центре внимания. Современники остро реагировали на появление этого произведения. Реакционная печать обвинила писателя в заискивании перед молодежью, демократическая - упрекала автора в клевете на молодое поколение. Тем не менее роман "Отцы и дети" имел бешеный успех в российских литературных кругах.


Авдотья Никитишна Кукшина – эмансипированная помещица, псевдонигилистка. Кукшина представляет собой крайнее проявление радикализма, она резка и непримирима в своих взглядах и оценках. Героиня интересуется «женским вопросом» (положением женщин в разных странах), увлекается естественными науками. Эта женщина вульгарна, развязна и откровенно глупа. К тому же, она неряшлива и неопрятна, в ней сложно разглядеть что-то человеческое, а тем более, женственное.

Можно предположить, что увлечение героини «нигилизмом» помогает ей прикрыть чувство ущемленности от собственной женской неполноценности. Она некрасива, никогда не пользовалась успехом у мужчин, а собственный муж бросил ее. «Нигилизм» дает ей ощущение занятости очень «важным делом», в нем она находит утешение и забывает о своей несчастной женской судьбе. Тем не менее, этот образ в романе носит, прежде всего, сатирический характер. Даже фамилия героини, созвучная слову «кукиш», подчеркивает пародийную направленность этого персонажа.

Обновлено: 2012-12-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Кукшина является второстепенной героиней романа Тургенева «Отцы и дети». Это довольно молодая женщина, она придерживается современных взглядов, с мужем вместе она не живет и все свое свободное время посвящает тому, что занимается имением. Помимо этого, она борется за независимость женщин.

Внешне она не отличалась красотой – очень небрежно и неопрятно одевалась, при всем этом очень развязно и неприлично себя вела. Она любит выпить, покурить, у нее в доме везде разбросаны окурки, грязные вещи.

В ней нет тех признаков душевных качеств, которым должна обладать любая женщина. Она запросто может развязать конфликт на пустом месте.

При всем этом, она считает, что она добрая и великодушная женщина, которая совершает исключительно из добрых побуждений любые свои поступки. Она готова абсолютно на любое действие, чтобы достичь желаемого или для того, чтобы отомстить своему обидчику.

Ее выражение лица всегда одинаково, оно не выражает никаких эмоций, чувств.

В глазах окружающих она также не выглядит интересным собеседником. Она, защищая нигилистические идеи, толком даже не знает смысла этого учения. Люди чувствуют эту неискренность и понимают, насколько нелепа и несуразна эта женщина в своих мыслях.

Главные герои романа, при посещении Кукшиной, довольно терпеливо относятся к ней, к ее беспорядку и пламенным речам, но, через некоторое время, они, разочаровавшись, прекращают общение.

Ее заинтересованность в пропаганде нигилистических убеждений объясняется отсутствием любимого человека рядом. Чтобы спастись от переживаний и неустроенности в личной жизни, она уходит в обсуждении общественной жизни.

Она не интересует мужчин, большинство ее душевных движений кажутся неискренними и ненастоящими. Ее первый муж бросил ее, после чего она перестала быть привлекательной и для других представителей мужского пола.

Образ данной женщины появляется в романе не просто так. Несмотря на свою карикатурность, она является, своего рода, лакмусовой бумажкой для понимания других, более важных персонажей.

Сочинение про Кукшину

Авдотья Никитишна Кукшина является второстепенным героем произведения и одним из ярких женских образов романа.

Кукшина описывается автором как эмансипированная представительница сословия помещиков, подражающая радикальным взглядам и являющаяся приверженцем нигилизма. Будучи брошенной когда-то мужем и не вызывающая интерес у других мужчин, Авдотья увлекается точными науками, изучает положение и права женщин в других странах мира, так как считает себя феминисткой, не приемлет компромиссов и резко в бесцеремонной манере высказывает собственное мнение.

При этом в общении с собеседниками Кукшина проявляет себя как развязная, вульгарная, неопрятная женщина неприятной внешности, обожающая выпивку и табачные изделия. В ее доме, где она управляет единолично, постоянный беспорядок и бардак, повсюду разбросаны вещи, книги, сигаретные окурки, одежда.

Для Авдотьи характерно отсутствие человеческих, душевных чувств и проявление признаков глупости, хамства, грубости. Она способна легко развязать без повода ссору, в которой не будет задумываться о выражениях и высказываниях. Однако сама женщина позиционирует себя как великодушного, хорошего и порядочного человека, но никогда не забывает обиды, которые причинили лично ей. Поставив перед собой какую-либо цель, Кукшина стремится к ее достижению любыми доступными способами и средствами, готовая даже на совершение неблаговидного и неприглядного поступка, но при этом уверенная в собственной безгрешности.

Глядя на Кукшину, неряшливо и безвкусно одевающуюся с наигранным и безликим выражением лица, создается отталкивающее, неприятное впечатление, поскольку все эмоции и поступки женщины несут оттенок неестественности.

Участвуя в беседах и самоуверенно думая, что является активным нигилистом, Авдотья воспринимается в глазах окружающих людей как несуразная и неуклюжая женщина, не имеющая никаких элементов женственности, прелести, очаровательности.

Товарищи Кукшиной относятся к женщине с невероятным терпением и пытаются спокойно воспринимать все ее выходки и стервозный характер, но постепенно, и они отворачиваются от Авдотьи и прекращают общение.

Раскрывая образ Авдотьи Кукшиной, писатель подчеркивает, что все характерные особенности героини обусловлены ее женской неполноценностью, ущербностью и отсутствием полноценного личного счастья. Женщина внутренне убеждает себя, что занимается благородным и достойным делом, агитируя за нигилистические принципы, в котором находит выход спасения от переживаний о своей неудавшейся женской доле и черпая для себя внутреннее вдохновение.

С точки зрения автора романа, изобразившего Авдотью Кукшину с использованием метода сатиры и пародии как карикатуру на главного героя Евгения Базарова, подобные женщины способны лишить авторитета даже самых грамотных и дальновидных людей, но, к сожалению, данные представительницы женского рода весьма многочисленны в современном обществе.

Вариант 3

Роман Тургенева «Отцы и дети» написанный в 1860 году отобразил глобальную проблему в обществе и политике перед реформой 1861 года. Одним из второстепенных персонажей, но играющих не последнюю роль в романе является Авдотья (Евдокия) Никитишна Кукшина.

Это женщина молодого возраста, помещица. Ее взгляды на жизнь прогрессивны, она является активным борцом за права женщин, постоянно интересуется «женским вопросом». Кукшина была некоторое время замужем, но супруг ее бросил, и она продолжила вести свое хозяйство в одиночку. Внешне Евдокия непримечательна, большинство считают ее некрасивой. Любит много читать, изучать естественные науки, играет на фортепиано и курит папиросы. Кукшина ведет себя в обществе развязно, выглядит неряшливо и неопрятно.

Евдокия Кукшина является двойственной натурой. С одной стороны, при первом знакомстве, она кажется вполне обычной, местами даже интересной личностью. Но с другой стороны, при более тесном знакомстве ее образ открывается более ярко. На самом деле эта неестественная, невзрачная женщина, пытающаяся в своей страсти к нигилизму скрыть личную драму и женскую несостоятельность. Ее образ носит сатирический характер, в ней нет той женственности, которая должна присутствовать в каждой представительнице прекрасного пола.

Евдокия Кукшина откровенно глупа, не столько внешность, сколько манера поведения отталкивает от нее мужчин, даже собственный муж бросил ее. Особенно отталкивало ее странное выражение лица, и многим хотелось задать вопрос: «Ты голодна? Робеешь? Иль голодна?» Любые манеры, двигалась ли она, говорила, казались всем неестественными, наигранными. Хотя сама Евдокия, скорее всего, считала себя простой и добродушной дамой. Но, толи из-за своей робости или застенчивости, всем казалось, что она перед ними нечестна.

Образ Кукшиной показывает читателю, что женщина в те времена, так же как и сегодня стремиться быть независимой. Она на самом деле пыталась отстаивать свои права как личности, поддерживать разговоры на любые темы, много читала и интересовалась жизнью женщин за границей. Но из-за своей глупости, и неуверенности казалась другим неестественным и странным человеком.

Сочинение Образ и характеристика Кукшиной

В книге Ивана Тургенева хорошо раскрыт новый для той эпохи образ женщины-эмансипатора. Этот образ отображается слишком резко, наигранно и преувеличенно в лице Кукшиной Авдотьи Никитишны. Она является словно искривленным зеркалом образа Базарова и прямым антиподом Фенечки.

В романе четко прослеживается негативное отношение автора, Ивана Тургенева, к своему персонажу, видимо, его сильно раздражали начинавшиеся в те времена веяния в обществе, в частности, мода на эмансипацию и эмансипированных женщин. Может быть, именно поэтому даже при первой встрече с Евдоксией главный герой всего лишь морщится, хотя в описании внешности героини нет ничего отрицательного, а точнее «в её «фигурке...не было ничего безобразного». Тем не менее, она играет свою роль в романе, так как именно в разговоре с ней впервые звучит имя Одинцовой, сыгравшей впоследствии важную роль в развитии персонажей.

Авдотья Никитишна Кукшина – освобожденная госпожа, псевдонигилистка. Авдотья выражает радикализм, решительна и принципиальна в своих оценках и взглядах. Ей интересен «женский вопрос» в разнообразных государствах, у нее есть интерес к точным науками. Она самоуверенна, груба и определенно нелепа. Ко всему прочему, она некрасива и неаккуратна, у нее трудно найти что-либо человеческое, а тем более, прелестное. Можно полагать, что заинтересованность героини «нигилизмом», возможно, помогает ей забыть про чувство ущемлённости от собственной женской недостаточности. Она некрасива, ни разу не была центром внимания у мужского пола, а муж бросил Авдотью. «Нигилизм» вселяет в нее чувство занятости очень «важным делом», в котором она находит утеху, подзабыв о своей горькой судьбе. Однако, данный образ носит, больше насмешливый характер. Ведь даже в фамилии героини, соответствующей слову «кукиш», присутствует комическая направленность данного героя.

В облике Авдотьи Никитишны представлены ужасные стороны женского населения. Авдотья - незаметная женщина, у которой в голове неразбериха, все перемешано, и нет никакого собственного мировоззрения. Она невероятно резка в своих взглядах и бескомпромиссна в своих оценках. Она любит спорить и создавать людям проблемы, сама того не замечая. Может из любого пустяка сделать скандал. Если ей кто – то сделает любое зло, она будет очень долго это помнить, но если сделают зло ей, то она может обидеться. Всегда добьется поставленной цели, даже если ради этого придется сделать нехорошее дело. Чаще всего перебарщивает с эмоциями.

Основным персонажем произведения является князь Лев Николаевич Мышкин, которого писатель представляет в образе двадцатишестилетнего высокого молодого человека, имеющего белокурые густые волосы, голубоватые глаза, впалые щеки и востренькую бородку.

  • Герои произведения Бедная Лиза Карамзина
  • Анализ произведения Гоголя Нос

    Повесть «Нос» относится к жанру фантастического реализма. Обращение к фантастике наиболее полно выражает всю абсурдность забот чиновника, не уходящих далее своего носа

  • Образ и характеристика Левинсона в романе Разгром Фадеева

    Один из главных героев романа «Разгром» Фадеева - командир отряда партизан, бесстрашный Осип Абрамович Левинсон.



  • КАТЕГОРИИ

    ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

    © 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка