Территориальное планирование - его назначение. Виды документов территориального планирования

В системе отношений, определяющих содержание территориального планирования, центральное место принадлежит его функциям. В общем виде функция представляет собой деятельность, внешнее проявление свойств какого-либо субъекта или группы субъектов.

Общая функция территориального планирования заключаются в обеспечении устойчивого развития региона, его территориальных и функциональных подсистем, поддержании и развитии способности системы:

  • ? достигать запланированных показателей развития в каждом из шести идентификационных пространств;
  • ? поддерживать баланс целей устойчивого развития в разных идентификационных пространствах;
  • ? обеспечивать возвращение региона и его подсистем в исходное состояние во времена кризисов;
  • ? корректировать целевые установки развития в условиях меняющейся экономической конъюнктуры;
  • ? сохранять равновесие в ходе структурных преобразований в рамках каждой из подсистем.

Согласно п. 5 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территориальное планирование осуществляется на основании стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, межгосударственных программ, программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии) с учетом программ, принятых в установленном порядке и реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса и сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе территориального планирования. В действиях указанных субъектов реализуются функции территориального планирования.

Состав функций территориального планирования региона включает следующие:

исследовательская, осуществление которой позволяет выявить конкурентные преимущества региона, основные тенденции его развития, условия согласованной реализации интересов населения территории и государства, направления и характер влияния внешней среды, обосновать миссию и долгосрочные цели территориального развития, обосновать выбор стратегии достижения поставленных целей;

ориентирующая, реализация которой позволяет осуществить позиционирование региона в национальной и мировой экономической среде, определить основные векторы необходимых преобразований в структуре экономики, социальной сфере и управленческой деятельности органов власти региона и на этой основе обеспечить проактивный характер управления;

системообеспечивающая. Ее суть в том, чтобы поставленные цели и выбранные направления территориального развития обеспечивали, с одной стороны, укрепление единого экономического пространства страны, с другой - сохранение и повышение целостности региона как сложной системы, относительно обособленными элементами которой выступают муниципальные образования;

стимулирующая, осуществление которой предполагает отражение в планах территориального развития приоритета государственной поддержки процессов интеграции региона в национальное и мировое экономическое, образовательное и культурное пространство, инновационных изменений в экономике, перспективных видов бизнеса и точек роста;

контрольная, связанная с разработкой системы индикаторов, необходимых для оценки социально-экономического потенциала региона, уровня его использования, мониторинга результатов реализации избранной стратегии его развития.

Функции территориального планирования определяют состав его целей и задач. В общем виде цель - это желаемое состояние социально-экономической системы. В соответствии с нормативными документами Российской Федерации главной целью территориального планирования развития региона является обеспечение устойчивого развития территории через формирование правовых инструментов реализации полномочий органов государственной власти.

Применительно к целям территориального планирования необходимо учитывать три их важные характеристики:

  • ? цель обладает свойством эквифинальности, т.е. заданное финальное состояние системы может достигаться различными путями;
  • ? цель имеет как содержание (формулировку, определение), так и количественную характеристику, которая может рассматриваться в качестве индикатора ее достижения;
  • ? цель ограничена в пространственном, временном и функциональном аспектах.

В связи с этим необходимо в процессе территориального планирования формулировать цели в каждом идентификационном пространстве.

В территориальном пространстве цель развития региона заключается в эффективном и полномасштабном использовании и сбалансированном использовании природно-климатического, туристско-рекреационного потенциала, земельных ресурсов, максимальном освоении территории для проживания населения, размещения производств и инфраструктуры, выравнивании уровня развития территориальных образований.

административном пространстве - разработка совершенной нормативной правовой базы, формирование «пакета документов» стратегического планирования, создание широкой сети муниципальных центров, оказывающих полный перечень государственных услуг, поддержание спроса на продукцию отечественных, в том числе и региональных, производителей через госзаказ.

Цель территориального планирования в экономическом пространстве - обеспечение роста ВРП, производительности труда, производства инновационной продукции, при соблюдении отраслевой диверсификации, сбалансированности производственной и непроизводственной сферы, развитии отраслей, производящих продукцию, спрос на которую мало эластичен по цене и ориентированных на внутрирегиональный спрос. Кроме этого, регионы участвуют в реализации общенациональных целей - производство продукции в рамках доктрины продовольственной безопасности, производство военной продукции для оборонного комплекса страны и т.д.

Цель территориального планирования в институциональном пространстве - успешность диалога власти с обществом, в результате чего разрешаются противоречия между формальными и неформальными правилами.

Цель территориального планирования в организационном пространстве - в опережающем развитии бизнес-структур, инфраструктуры для ведения бизнеса и проживания населения, жилищного строительства, социальной инфраструктуры.

Цель территориального планирования в демографическом пространстве - повышение уровня и качества жизни населения.

Конкретные задачи территориального планирования следуют из определения его назначения в Градостроительном кодексе Российской Федерации (ч. 1 ст. 9): территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Соответственно с функциями и целями планирования решается совокупность задач в каждом идентификационном пространстве.

В территориальном

  • ? в ориентации субъектов различной институциональной природы на наиболее эффективное и полномасштабное использование природно-климатического потенциала, земельных ресурсов, максимальном освоении территории для проживания населения, размещения производств и инфраструктуры;
  • ? в определении назначения территорий региона, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов;
  • ? в создании условий для реализации пространственных интересов Российской Федерации, региона, муниципальных образований и населения с учетом требований безопасности жизнедеятельности, экологического и санитарного благополучия;
  • ? в создании условий для устойчивого развития территории региона, сохранения окружающей природной среды и объектов культурного наследия;
  • ? в реализации программ социально-экономического развития региона и муниципальных образований, стратегии социально-экономического развития посредством территориальной привязки планируемых мероприятий;
  • ? в обеспечении прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, находящихся на территории региона.
  • ? в определении территорий для формирования зон с особыми условиями использования территорий: охранные зоны объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, гидрометеорологических станций, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны охраны источников питьевого водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны с особыми условиями использования территорий;
  • ? в установлении факторов и границ территорий возможного возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (планирование инженерной подготовки и мероприятий по защите территории);
  • ? в укрупненной оценке территории по степени благоприятности для капитального строительства, наличию ограничений, специфике природных условий и особенностей современного хозяйственного использования территории для выявления зон размещения объектов капитального строительства;
  • ? в оценке благоприятности территории для нового строительства, включая: природно-климатические условия (районирование территории региона по степени сложности природных условий для строительства и комфортности проживания); инженерно-транспортную обеспеченность, размещение планировочных центров, экологическое состояние территории (в том числе зоны техногенного воздействия);
  • ? в обосновании мероприятий по переводу земель или земельных участков из одной категории в другую, изменению их границ при решении вопросов установления вида целевого использования земель, предоставлении земельных участков;
  • ? в определении направлений развития транспортной, инженерной и социальной инфраструктур регионального значения на основе оценки сложившегося уровня их развития и выделение зон размещения объектов капитального строительства регионального значения.

В административном пространстве основными задачами планирования являются:

  • ? разработка нормативно-правовой базы, максимально охватывающей процессы, происходящие в регионе. Нормативная база должна быть адекватна происходящим переменам, а при возможности опережать их;
  • ? принятие документов стратегического планирования, в том числе долгосрочных: стратегия, целевые программы, генеральная схема развития и размещения производительных сил; инвестиционная стратегия (инвестиционные паспорта муниципальных образований); среднесрочных: программа социально-экономического развития; ведомственная программа; краткосрочных: прогноз социально- экономического развития;
  • ? охват планированием всех сфер деятельности перечнем услуг, оказываемых через сеть муниципальных центров услуг, снижающих административные барьеры, способствующих ускоренному развитию бизнеса, привлечения инвесторов в регион;
  • ? активизация деятельности местных производителей со стороны региональной власти посредством проведения государственных закупок на отечественную продукцию, в том числе и регионального производства;
  • ? обеспечение реализации полномочий органов государственной власти региона и органов местного самоуправления.

В экономическом пространстве планирование призвано обеспечить решение следующих задач:

  • ? взаимоувязанное развитие отраслей специализации и объектов капитального строительства регионального, федерального и местного значения; обеспечение согласованности региональных интересов с федеральными задачами и иными интересами по использованию территории, создание предпосылок для решения частных задач территориального планирования;
  • ? увеличение совокупного объема производства товаров, работ, услуг; рост стоимости отгруженной продукции; рост ВРП; рост производства инновационной продукции;
  • ? поддержка спроса со стороны населения посредством социальных выплат, своевременной выплаты заработной платы, предоставление бизнес-структурам налоговых преференций;
  • ? эффективное использование факторов производства, выражающееся в росте производительности труда, фондоотдаче, снижении материалоемкости; воспроизводство факторов производства темпами, опережающими их потребление;
  • ? активное развитие отраслей с наибольшей производительностью труда, добавочной стоимостью, развитие отраслей с наибольшим мультипликативным эффектом;
  • ? создание условий для повышения инвестиционной привлекательности региона;
  • ? стимулирование жилищного и коммунального строительства, деловой активности и производства, торговли, науки, туризма и отдыха.

В демографическом пространстве основные задачи планирования:

  • ? повышение уровня жизни населения (увеличение заработной платы, создание новых рабочих мест и т.п.);
  • ? повышение качества жизни населения (развитие комплекса социальных услуг в здравоохранении, образовании, культуре, физической культуре и спорте; обеспечение благоприятной экологической обстановки);
  • ? создание условий для положительного сальдо миграционных процессов (строительство центров временного размещения переселенцев, содействие трудоустройству переселенцев и т.д.).
  • ? В институциональном пространстве задачи планирования заключаются:
  • ? в активизации участия общества в процессе разработки нормативно-правовых актов, определяющих формальные правила, через институты гражданского общества, краудсорсинг;
  • ? повышении открытости власти для диалога с обществом, создании условий для участия институтов гражданского общества в принятии решений, поддержке инициатив, необходимых бизнесу;
  • ? усилении положительного влияния культурных и деловых традиций, обычаев на решение задач.

В организационном пространстве задачи планирования заключаются:

  • ? в опережающем развитии инфраструктуры для обеспечения жизнедеятельности населения региона, функционирования бизнеса, в том числе создание ОЭЗ федерального и регионального уровня, индустриальных и технологических парков, кластеров;
  • ? мониторинге, актуализации и комплексном анализе градостроительного, пространственного и социально-экономического развития территории региона;
  • ? обеспечении реализации мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры региона;
  • ? обеспечении реализации мероприятий по повышению надежности и развитию инженерной инфраструктуры;
  • ? обеспечении реализации мероприятий по развитию социальной инфраструктуры региона.
  • Глава I.1. Образование земельных участков
  • 11. Право собственности на землю: формы, виды, содержание, основания возникновения.
  • 12. Государственная собственность на землю
  • 2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
  • 13. Муниципальная собственность на землю
  • 14. Порядок разграничения государственной собственности на землю
  • Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-фз "о разграничении государственной собственности на землю"
  • 15. Право собственности на земельные участки граждан и юридических лиц
  • 16. Понятие и классификация ограниченных прав на земельные участки
  • 17. Право постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельным участком.
  • 19. Аренда земельных участков
  • Основные признаки аренды земель:
  • Особенности аренды земельных участков:
  • Основания прекращения договора аренды земельного участка
  • 20. Право безвозмездного пользования земельным участком
  • 21. Оборотоспособность земельных участков
  • 1.2.2. Оборотоспособность земельных участков
  • 22. Ограничения прав на земельные участки
  • 23. Общая характеристика оснований возникновения прав на земельные участки
  • Основания возникновения права собственности на землю
  • Основания приобретения земельных участков в собственность:
  • Переход права собственности на земельный участок на основании сделки об отчуждении
  • Переход права собственности на земельные участки по наследству
  • Переход права на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности
  • Возникновение права собственности при переходе права собственности на здание, строение и сооружение
  • 24. Общая характеристика и классификация оснований прекращения прав на земельные участки Основания прекращения права собственности на землю
  • Отчуждение собственником своего земельного участка другим лицам
  • Отказ собственника от права собственности на земельный участок
  • Принудительное изъятие у собственника его земельного участка
  • 25. Особенности совершения сделок с земельными участками
  • Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования
  • Порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта:
  • Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием
  • Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта:
  • 1) Правительством рф, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
  • 2) Органом государственной власти субъекта рф, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта рф, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
  • 3) Органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
  • 27. Случаи и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности без торгов.
  • 28. Случаи использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков
  • 32. Оформление прав на земельные участки собственниками зданий и сооружений
  • Выкуп земли собственниками зданий, строений и сооружений, находящихся на данных земельных участках.
  • 33. Отказ от прав на земельный участок
  • 34. Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
  • Основания изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд
  • Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд
  • Органы, принимающие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд:
  • С ходатайством об изъятии земельного участка вправе обратиться:
  • Ходатайство об изъятии земельного участка:
  • Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
  • 35. Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд.
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 561 г. Москва "о некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд"
  • 36. Основания и порядок принудительного изъятия земельных участков в связи с ненадлежащим использованием земельных участков
  • Изъятие земельного участка по решению суда
  • В случае принудительного изъятия земельного участка судом определяются:
  • Временное изъятие земельного участка (реквизиция)
  • Изъятие земельного участка ввиду его ненадлежащего использования
  • 37. Система и полномочия органов государственной исполнительной власти в сфере земельных отношений
  • Компетенция органов государственной власти в области регулирования земельных отношений
  • Компетенция органов местного самоуправления в области регулирования земельных отношений
  • 38. Функции государственного управления в области использования и охраны земель
  • Основные задачи государственного управления земельными ресурсами:
  • Содержание государственного управления в области использования и охраны земель:
  • Функции управления в области использования и охраны земель
  • 40. Землеустройство
  • Организация и порядок проведения землеустройства
  • Основные землеустроительные действия:
  • 41. Территориальное планирование. Виды документов территориального планирования.
  • 42. Мониторинг земель
  • Содержание государственного мониторинга земель:
  • Задачи государственного мониторинга земель:
  • Виды мониторинга земель в зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории:
  • 43. Плата за землю: виды, порядок, юридическое значение
  • Формы платы за использование земли:
  • Земельный налог
  • Налогоплательщики (ст. 388 нк рф):
  • Объект налогообложения (ст. 389 нк рф):
  • Арендная плата за землю
  • 44. Оценка земельных участков: виды, порядок, юридического значение. Правовые основы оценки земель
  • 45. Государственный кадастровый учет земельных участков.
  • 46. Государственная регистрация прав на земельные участки. Правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы.
  • Правовая основа государственной регистрации прав на землю:
  • Основания для государственной регистрации прав на земельный участок (ст. 16 фз):
  • Порядок государственной регистрации прав на земельный участок:
  • В государственной регистрации прав может быть отказано:
  • Виды документов
  • Юридическая сила
  • Утрата документов
  • 47. Государственный земельный надзор. Органы государственного земельного надзора, их полномочия.
  • Глава XII зк рф устанавливает следующие виды надзора и контроля за использованием и охраной земель:
  • Государственный земельный надзор (ст. 71 зк рф)
  • Муниципальный земельный контроль (ст. 72 зк рф)
  • Общественный земельный контроль (ст. 72.1 зк рф)
  • 48. Виды и содержание юридической ответственности за нарушение земельного законодательства Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства
  • 49. Правовой режим земель: понятие, способы установления Понятие правового режима земель
  • Виды правового режима земель:
  • Элементы правового режима земель:
  • Единство и дифференциация правового режима земель
  • 50. Деление земель на категории: содержание, юридическое значение. Категории земель
  • 51. Зонирование как способ установления правового режима земель и земельных участков. Разрешенное использование земельных участков.
  • 52. Правовой режим земельного участка: понятие, содержание
  • Субъекты использования земель сельскохозяйственного назначения:
  • Порядок предоставления и изъятия земель сельскохозяйственного назначения
  • Особенности изъятия земель сельскохозяйственного назначения
  • 54. Правовой режим сельскохозяйственных угодий
  • 55. Правовой режим земель населённых пунктов
  • 57. Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий и объектов
  • 58. Правовой режим земель лесного фонда
  • 59. Общая характеристика правового режима земель водного фонда Понятие и общая характеристика земель водного фонда
  • 60. Правовой режим земель запаса. Соотношение земель с фондом перераспределения земель
  • 41. Территориальное планирование. Виды документов территориального планирования.

    Территориальное планирование – планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий.

    Функциональные зоны – зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.

    Зоны с особыми условиями использования территории – охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны охраны источников питьевого водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Градостроительный регламент – устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

    Градостроительное зонирование – зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

    Правила землепользования и застройки – документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

    Территориальная зона – часть территории, которая характеризуется особым правовым режимом использования земельных участков и границы которой определены при зонировании земель в соответствии с земельным, градостроительным, лесным, водным законодательством, а также налогах и сборах, об охране окружающей природной среды и иным законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (абз. 6, ст. 1, глава 1 Федерального закона РФ от 02.01.2000 г. №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре).

    Один из важных вопросов территориального планирования – деление земель по целевому назначению на категории, а также зонирование территории.

    Земли по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

    – земли сельскохозяйственного назначения;

    – населенных пунктов;

    – промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

    – особо охраняемых территорий и объектов;

    – лесного фонда;

    – водного фонда;

    – запаса.

    Такое деление земель Российской Федерации на категории – это первый этап разграничения земель по целевому назначению, по существу первый этап своего рода пространственного зонирования территории государства.

    При этом границы земель различных категорий определяют посредством отграничения друг от друга, руководствуясь материалами землеустроительной, градостроительной и лесоустроительной документации.

    По действующему законодательству отдельные категории земель можно подразделить на виды, в их состав могут входить земельные участки, отнесенные к различным территориальным зонам.

    В разделе о составе земель населенных пунктов позиции Градостроительного и Земельного кодексов совпадают и в названную категорию земель на этом основании могут входить жилые, общественно-деловые, производственные зоны, инженерной и транспортной инфраструктуры, сельскохозяйственного использования, рекреационного назначения, особо охраняемых территорий, специального назначения, размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

    Новым Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ (в ред. ФЗ– №343 от 27.12.2009) установлены следующие виды документов территориального планирования:

    1) схемы территориального планирования Российской Федерации в области:

    – развития федерального транспорта, путей сообщения, информации и связи;

    Обороны страны и безопасности государства;

    Развития энергетики;

    Использования и охраны лесного фонда;

    Использования и охраны водных объектов;

    Развития и размещения особо охраняемых природных территорий федерального значения;

    Защиты территорий двух и более субъектов Российской Федерации, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий;

    Развития космической деятельности;

    Естественных монополий;

    В иных, предусмотренных законодательством Российской Федерации областях;

    2) схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, включающие в себя: карты (схемы) планируемого развития и размещения охраняемых природных территорий регионального значения, изменения границ земель сельскохозяйственного назначения и границ сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения, в том числе:

    Объектов энергетических систем регионального значения;

    Объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;

    Линейных объектов регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий;

    Иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления определенных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации полномочий субъектов Российской Федерации;

    3) документы территориального планирования муниципальных образований:

    Схемы территориального планирования муниципальных районов;

    Генеральные планы населенных пунктов;

    Генеральные планы городских округов.

    Согласно ст. 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации схема территориального планирования муниципального района включает в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, в том числе:

    Объектов электро- и газоснабжения в границах муниципального района;

    Автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах муниципального района;

    Иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления полномочий органов местного самоуправления муниципального района.

    Предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ (в ред. ФЗ– №343 от 27.12.2009) и Федеральным законом «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 №191-ФЗ система территориального планирования в нашей стране имеет следующие существенные недостатки, которые не позволят осуществить научно обоснованное планирование и организацию рационального использования земель и их охраны только в составе градостроительной документации.

    Во-первых, принятая концепция территориального планирования исходит из интересов развития населенных пунктов, а также в некоторой части планируемого размещения объектов капитального строительства промышленного, транспортного, энергетического и иного назначения. Данная концепция в свое время (конец 60-х – начало 70-х годов прошлого века) превалировала и в экономически развитых зарубежных странах, прежде всего в Западной Европе. Это приводило к нерегулируемой застройке, росту городов, а в условиях дефицита земель и высокой плотности населения – к нарушению экологической стабильности территории.

    В конце XX века концепция территориального планирования за рубежом стала ориентироваться на общественные ценности и первоочередное служение общественным интересам. Она осуществляется под девизами: «Экология для всех», «Охрана природы и создание устойчивого производства», а в сельской местности – «Социально – экономическое развитие сельских территорий и поддержание экологической устойчивости местности». При этом затрагиваются незыблемые до этого устои частной собственности на землю и другую недвижимость, а во главу угла ставятся национальные и общественные интересы, процессы «социализации землепользования».

    В связи с этим территориальное планирование проводится на основе государственных, региональных и муниципальных планов использования земель и их охраны с учетом зонирования территории. Планы носят обязательный характер и всенародно обсуждаются. Причем в зависимости от уровня планирования и вида территории (сельские и городские), виды и содержание планов существенно различаются.

    Во-вторых, документы территориального планирования, устанавливаемые Градостроительным кодексом Российской Федерации, в отличие от землеустроительной документации по планированию использования земель и их охраны, рассматривают землю (территорию) лишь в качестве объекта градостроительной деятельности, что на практике может привести к неоправданной застройке земель сельскохозяйственного назначения, лесного фонда, особо охраняемых территорий и т.п.

    В-третьих, учитывая то, что градостроительные регламенты как составные части Правил землепользования и застройки, согласно п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, вообще не устанавливаются для земель лесного, водного фондов, земель запаса, большей части особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов)», сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, более 90% всех земель страны не могут быть охвачены соответствующими нормами и правилами землепользования, а, следовательно, и находиться в сфере территориального планирования и градостроительного зонирования. Поэтому для всех вышеуказанных категорий земель, не охватываемых градостроительными регламентами, планирование использования земель и их охраны должно являться областью землеустроительной деятельности и осуществляться на основе землеустроительной документации.

    В-четвертых, территориальное планирование – это инструмент осуществления земельной политики государства. Поэтому оно должно быть сквозным, то есть иерархически взаимосвязанным на различных уровнях государственного управления, реализовывая и увязывая федеральные, региональные и местные интересы через систему логически, информационно и технологически взаимосвязанных документов территориального планирования. Во всем мире разработка документов территориального планирования идет от общего к частному как по вертикали (государство – регион – муниципалитет), так и по горизонтали (вся экономика – отрасли экономики). В этой связи территориальное планирование должно являться или комплексным, или отраслевым.

    Вместе с тем Градостроительный кодекс Российской Федерации (ст. 9–19) не предусматривает разработки комплексных документов территориального планирования, что внесет серьезные трудности при балансировании развития отраслей и составлении сводной земельной экспликации обустраиваемой территории. Кроме того, различные виды документов территориального планирования, относящиеся к разным уровням управления, не соотносятся между собой ни по названию, ни по содержанию.

    Из сказанного можно сделать следующие выводы:

    1. Градостроительная деятельность в виде территориального планирования, а также Правила землепользования и застройки распространяются на категории земель, подпадающие под действие градостроительных регламентов, а именно: земель городов и населенных пунктов, промышленности, транспорта и ту часть иных категорий, где земельные участки заняты объектами капитального строительства.

    Градостроительное зонирование, осуществляемое в рамках градостроительной деятельности, имеет полномочия решать вопросы использования земель лишь в той мере, в какой оно может быть обеспечено информацией о качестве земель, соответствии качества целевому назначению земель и об организационно-хозяйственных предпосылках развития землепользования. Это говорит о том, что территориальная специфика землепользования, отображаемая на градостроительных схемах, имеет вторичный характер, то есть является результатом территориального зонирования земель, которое должно быть осуществлено в рамках землеустройства, поскольку изучение земель находится в его компетенции.

    Следовательно, территориальное планирование должно являться не объектом градостроительной, а объектом землеустроительной деятельности.

    История прообраза схемы территориального планирования муниципального образования известна в Российской Федерации в виде схем районной планировки. Схемы районной планировки составлялись землеустроительными организациями на территории всех административных районов нашей страны в 1960-х – начале 1970-х гг. Они решали вопросы совершенствования системы расселения, размещения по территории района производительных сил, территориальной организации производства и размещения объектов производственной и социальной инфраструктуры (объектов капитального строительства местного значения).

    Всего в этот период было разработано более двух тысяч схем районной планировки. В последующем в развитие этих схем на территории административных районов землеустроительными организациями были составлены схемы землеустройства, в которых детализировались вопросы освоения, трансформации и мелиорации земель, развития агропромышленного комплекса районов и охраны природы.

    2. Отношения, касающиеся зонирования территорий вне границы населенных пунктов, должны регулироваться не градостроительным кодексом Российской Федерации, а земельным законодательством. В связи с этим необходимо разработать и ввести в действие Федеральный закон «О зонировании территорий», ввести дополнения и изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О землеустройстве» И другие нормативные правовые акты, содержащие в себе положения о зонировании территорий.

    3. В связи с тем, что при установлении границы населенного пункта сталкиваются интересы различных административно-территориальных образований между собой, собственников земельных участков, изменяются границы категорий и правовой режим земель, определяются приоритеты развития разных видов землепользования (городского, сельскохозяйственного, лесного, водного и др.), установление границы населенных пунктов должно включаться в состав землеустроительных, а не градостроительных действий, что обеспечит независимое и объективное решение данных вопросов. Данное положение уже имело место в нашей стране и оправдало себя на практике. В условиях развивающегося рыночного оборота земель это обеспечит прозрачность, обоснованность и социальную справедливость принимаемых решений. Поэтому соответствующим образом следует изменить п. 2 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации.

    4. Учитывая то, что из 19,1 млн. га 1 земель населенных пунктов под застройкой и дорогами занято всего 5,2 млн. га (27,3%), а остальные площади составляют: сельскохозяйственные угодья – 9,1 млн. га (47,6%), лесные земли и участки под древесно-кустарниковой растительностью – 2,6 млн. га (13,6%), другие земли и водные объекты – 2,2 млн. га (11,5%), организация использования незастроенных территорий должна осуществляться на основе планов земельно-хозяйственного устройства городов, относящихся также к землеустроительной документации. Порядок разработки и содержание таких планов, оправдавших себя в практике организации рационального землепользования в городах, хорошо известны в землеустройстве.

    В целом для научно обоснованного решения и регламентирования всех вопросов территориального планирования необходима корректировка вновь принятого градостроительного и существующего земельного законодательства, определяющего основные положения планирования рационального использования земель и их охраны в системе землеустроительной документации.

    Также планирование использования земель населенных пунктов осуществляется на основе разработки генерального плана, который является основным документом планирования земель населенных пунктов на перспективу и в котором на основе анализа использования земель, прогноза развития отраслей экономики и численности населения, научно-обоснованного определения перспективной площади населенного пункта, его границы, функционального, территориального зонирования, правил землепользования и застройки решаются все вопросы территориального планирования населенных пунктов.

    • 1. Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
    • 2. Документы территориального планирования подразделяются на:
    • 1) документы территориального планирования Российской Федерации;
    • 2) документы территориального планирования субъектов Российской Федерации;
    • 3) документы территориального планирования муниципальных образований.
    • 3. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
    • 4. Не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

    Назначение территориального планирования определено в статье 9 ГрК РФ через содержание документов территориального планирования. Территориальное планирование представляет собой, таким образом, перечень административно-правовых по своему содержанию действий по определению на будущее и фиксации в соответствующих документах основных видов совокупного использования объектов, расположенных на соответствующей территории. Представляется, что отношения по территориальному планированию по факту шире отношений по поводу составления соответствующих документов.

    Отдельную правовую проблему составляет отсутствие однозначного юридического понятия территории, и в ГрК РФ такое понятие также отсутствует. В связи с этим следует оценить содержание территории как объекта планирования. Исходя из норм ГрК РФ, территории не тождественны понятию территорий городов иных поселений, хотя наиболее близки именно к этим понятиям, понятию административно-территориальных единиц или земельных участков. В основе назначения территориального планирования, находится согласование использования существующих и создания (строительства) новых объектов недвижимости. Как представляется, в ближайшее время именно это наиболее конкретное назначение территориального планирования, с учетом более декларативных по своему характеру целей устойчивого развития территории и учета интересов населения, будет лежать в основе обозначенных отношений.

    Исходя из данного понимания, территорию как объект территориального планирования можно рассматривать, в том числе, как территорию размещения объекта недвижимости. В определенной степени такое понимание территории подтверждается содержанием ч.4 ст.9 ГрК РФ, которая устанавливает запрет на установление ограничений в использовании земельных участков и изменении целевого назначения земель и не устанавливает ограничений в изменении целевого использования недвижимости в границах территории. В целом, указанная ч.4 ст.9 ГрК РФ позволяет сделать вывод и о том, что территориальное планирование устанавливает ограничения в области управления и оборота земель и недвижимого имущества, а поскольку такое ограничение имеет существенное правовое значение, цели и основания территориального планирования должны быть обоснованы весьма четко.

    Действия по территориальному планированию представляют собой достаточно сложный перечень юридически значимых процедур, предполагающий учет самых разнообразных факторов, при этом, с правовой точки зрения, важным является объективная и аргументированная оценка этих факторов в их совокупности для принятия правильных решений территориального планирования.

    Это важно потому, что решения по территориальному планированию имеют императивный (обязательный для исполнения) характер, в связи с чем недостаточно обоснованные решения в этой области могут иметь весьма негативные последствия. Поэтому важное значение имеет порядок осуществления такого планирования, в том числе преодоление субъективизма и исправления возможных ошибок.

    Исходя из положений ч.2 ст.9 ГрК РФ документы территориального планирования могут составляться на всей территории РФ, в границах субъекта РФ или муниципального образования.

    Статья 10 ГрК РФ определяет основное содержание документов территориального планирования на федеральном уровне. При этом под документами следует понимать схемы территориального планирования, из чего следует сделать вывод о том, что два термина - документы и схемы территориального планирования - имеют одно значение. Однако такое толкование затрудняет, в свою очередь, понимание ч.2 ст.10 ГрК РФ, поскольку с формальной точки зрения не ясно, каким образом подготовка одной схемы территориального планирования, указанной в ч.1 ст.20 ГрК РФ, может осуществляться в составе другой. Как представляется, в данном случае, ГрК РФ предусмотрено, что схемы территориального планирования, указанные в ч.1 ст.10 ГрК РФ могут разрабатываться как самостоятельно, так и в совокупности с иными схемами для конкретной территории.

    Перечень тем (вопросов), включаемых в документы территориального планирования РФ, является открытым. Дополнительные основания для федерального территориального планирования могут быть установлены федеральным законодательством. Следует иметь в виду, что законодательство РФ, если иное не установлено федеральными законами (кодексами) соответствующей отрасли, включают в себя как законы, так и подзаконные нормативные акты.

    Цели и задачи территориального планирования, указание которых требуется в содержании положений о территориальном планировании (п.1 ч.5 ст.10 ГрК РФ), должны следовать основному содержанию схем территориального планирования, указанных в ч.1 ст.10 ГрК РФ, при этом, исходя из содержания ч.2 ст.10 ГрК РФ, можно сделать вывод о том, что цель и задачи территориального планирования могут быть определены однозначно (развитие федерального транспорта), или содержать несколько направлений федерального территориального планирования, без определения доминирующего фактора.

    Исходя из понятия документов территориального планирования, материалы обоснования проектов схем территориального планирования не являются документами территориального планирования, а лишь обосновывают их содержание.

    ГрК РФ не установлены основные требования к перечню мероприятий по территориальному планированию, а также к обоснованию предложений по территориальному планированию, этапы их реализации (пп.2, 3 ч.8 ст.10 ГрК РФ). Таким образом, какие мероприятия по территориальному планированию должны осуществляться, а также каковы основные причины проведения территориального планирования, определяется индивидуально, в зависимости от принимаемого решения по планированию, и содержатся в схемах территориального планирования, а также в материалах обоснования схем.

    Следует отметить, что новый ГрК РФ устанавливает механизм учета интересов при осуществлении территориального планирования. Данный механизм предусматривает публикацию проектов схем и утвержденных схем. Возможность предоставления предложений заинтересованных лиц, к которым, согласно ч.9 ст.11 ГрК РФ, относятся прежде всего правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства. Наиболее существенным в данном случае является требование согласования схем до их утверждения с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов РФ.

    Исходя из положений статьи 12 ГрК РФ, не все проекты схем территориального планирования РФ подлежат согласованию, а только такие, в которых затрагиваются вопросы, перечисленные в ч.1 этой статьи. Исходя из представленного перечня, это наиболее существенные публичные региональные интересы.

    Следует заметить, что установленное ч.3 ст.12 ГрК РФ условие согласования проекта схемы территориального планирования РФ может рассматриваться как правомерное, если орган государственной власти РФ направит органу исполнительной власти субъекта РФ проект схемы надлежащим образом, а также, во избежание конфликтов, обеспечит себя доказательствами осуществления данного действия, а также доказательствами того, что проект схемы надлежащим образом получен. Сказанное также относится и к вопросам согласования проекта схем органами местного самоуправления (ч.6 ст.12 ГрК РФ).

    Следует обратить внимание также и на то, что, что воздействие органов местного самоуправления на осуществление федерального территориального планирования ограничено. Так органы местного самоуправления не осуществляют самостоятельного согласования федеральных схем территориального планирования. Вопросы, рассматриваемые муниципальными образованиями, очерчены ч.5 ст.12 ГрК РФ, срок ограничен тридцатью днями. Заключения органов местного самоуправления составляют основу согласования схемы со стороны субъекта РФ, при этом из текста ГрК РФ прямо не следует, что отрицательное заключение органа местного самоуправления должно стать основанием для несогласования проекта схемы со стороны органа государственной власти субъекта РФ. В то же время, из смысла процесса согласования, а также упоминания о том, что органом государственной власти субъекта РФ готовится сводное заключение, отрицательное мнение органа местного самоуправления по вопросу должно рассматриваться как существенное основание для отказа в согласовании схемы.

    Документы и материалы, подготовленные согласительной комиссией являются основанием для окончательного решения по вопросу об утверждении проекта схемы территориального планирования РФ. В то же время из содержания статьи 12 ГрК РФ не следует, что отрицательное мнение комиссии по проекту должно рассматриваться как обязательное основание для доработки проекта. Из этого следует, что окончательное решение по вопросу остается за федеральным органом государственной власти, уполномоченным осуществлять утверждение проекта схемы территориального развития.

    Исходя из содержания ст.10 ГрК РФ, план реализации схемы территориального планирования РФ не является документом территориального планирования, а представляет собой самостоятельный документ, содержание которого прежде всего связано с размещением объектов капитального строительства. Перечень вопросов, содержащихся в плане реализации схемы территориального планирования РФ, установлен ч.2 ст.13 ГрК РФ и является закрытым. В то же время, как представляется, данный план должен быть согласован с мероприятиями по территориальному планированию, составляющими содержание схем территориального планирования.

    Отношения по поводу планировки территорий установлены главой 5 ГрК РФ, при этом следует иметь в виду, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.

    Принципы территориального планирования субъектов РФ и муниципальных образований в основном повторяют принципы территориального планирования Российской Федерации.

    Вопрос 2. Территориальное планирование и его значение в установлении правового режима земель населенных пунктов

    Появление широкого круга частных собственников в горо­дах привело к необходимости регламентировать соотношение частного и публичного интереса посредством установления ряда градостроительно-планировочных ограничений правообладателей земельных участков. Данные попытки были предприняты в Законе РФ от 14 июля 1992 г. № 3295-1 «Об основах градостроительства в Российской Федерации», а впоследствии в Градостроительном кодексе РФ 1998 г., градостроительных уставах (кодексах) и законах субъектов РФ, иных нормативно-правовых актах. В современной России Градостроительный кодекс РФ определяет четкую последо­вательность разработки градостроительной документации, выделяя стадии территориального планирования {гл. 3), градостроительного зонирования (гл. 4) и планировки территории (гл. 5).

    Территориальное планирование направлено на определение назначения территорий исходя из совокупности социальных, эко­номических, экологических и иных факторов в целях обеспечения их устойчивого развития, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений. Российской Федерации, субъектов РФ, муни­ципальных образований.

    Документы территориального планирования подразделяются на федеральные, субъектов РФ и муниципальных образований (ч. 2 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ). В самом общем виде следует отметить, что в данных документах фиксируется информация о состоянии территории соответствующего уровня, о возможных направлениях ее развития и об ограничениях ее использования, что отображается в соответствующих схемах (картах). Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные районы разрабатывают схемы территориального планирования, а поселения и городские округа – генеральные планы.

    Значение федеральной схемы территориального планирования заключается в необходимости закрепления в графическом и тексто­вом виде границ категорий земель, земельных участков и объектов недвижимости, уже находящихся в федеральной собственности, а также границ земель и местоположения объектов, которые будут предназначены для федеральных нужд (отсюда вытекает резерви­рование земельных участков и их последующее изъятие для феде­ральных нужд). На данных схемах фиксируются соответствующие ограничения деятельности, вытекающие из особенностей функ­ционирования действующих либо предусмотренных федеральной схемой объектов.

    При подготовке федеральной схемы территориального плани­рования решается ряд важных организационно-правовых вопросов. Так, при разработке схемы возникают трудности с отображением на ней действующих федеральных объектов (большей частью линей­ных), правовой статус которых не получил должной фиксации. Так, для признания автомобильной магистрали дорогой федерального значения этот линейный объект и соответствующий земельный участок должны быть зарегистрированы в данном качестве с по­становкой участка на кадастровый учет; ему должен быть присвоен индивидуальный кадастровый номер; он должен быть зарегистри­рован в федеральную собственность органами Росрегистрации.

    Установление границ категорий земель и земельных участков с расположенными на них объектами, отображение ограничений и иных элементов комплексных правовых режимов, предусмотренных различными федеральными законами, нецелесообразно иначе, чем на схеме территориального планирования. В этом случае появляется возможность оценить параметры развития территории, определить наиболее оптимальное место расположения федеральных объектов. Кроме того, принятие схемы позволяет централизованно поставить земельные участки на кадастровый учет, осуществить межевание земель и государственную регистрацию права публичной собст­венности на землю (федеральной, субъекта РФ, муниципальной собственности).

    Необходимо подчеркнуть динамику уменьшения заложенных параметров, количества, содержания и видов схем от высшего (Российская Федерация) к нижестоящему (субъект РФ) уровню территориального планирования. Точно так же уменьшается ко­личество объектов и их границ, самостоятельно утверждаемых нижестоящим уровнем территориального планирования. Например, субъект РФ уже не определяет, где разместить объекты обороны и безопасности, а лишь фиксирует на своей схеме (карте) утвер­жденные выше параметры, виды объектов и их границы. Кроме того, на уровне схем территориального планирования субъектов РФ менее жесткий порядок обеспечения секретности. Если на федеральном уровне подчеркивается необходимость обеспечения режима государственной тайны при подготовке и утверждении схем территориального планирования, то на региональном уровне таких ограничений уже нет.

    В отличие от документов территориального планирования уров­ня РФ и субъектов РФ, где происходит указание планируемых мест размещения уникальных (и весьма немногочисленных) объектов, при планировании на уровне муниципального района (поселения, городского округа) происходит определение мест размещения объектов для удовлетворения обычных, повседневных нужд насе­ления, включая размещение объектов транспортного и бытового обслуживания населения. На муниципальном уровне, при всей поверхностно одинаковой форме изложения со схемами террито­риального планирования Российской Федерации и субъектов РФ, отображаемых на картах (схемах) объектов и границ, речь идет о несколько иных методологических целях и задачах разработки указанных муниципальных документов.

    На этом уровне население самостоятельно решает, как обу­строить свою территорию, исходя из возможностей местного бюд­жета. Решая данные вопросы, население и муниципальные органы власти не связаны задачами размещения объектов, обусловленных необходимостью интеграции России во Всемирную торговую орга­низацию (ВТО) и Европейский союз. Данные объекты и процессы отображаются в вышестоящих документах территориального пла­нирования, а на муниципальном уровне лишь воспроизводятся, равно как и те следствия, которые вытекают из расположения на территории муниципального образования объектов федерального значения. Так, планируемое прохождение через территорию му­ниципального образования (например, поселения) федеральной автомагистрали неизбежно ведет к планированию сети дорожного сервиса (кафе, столовых и т.д.), которые могут относиться к объ­ектам как капитального, так и временного строительства.

    Специфической чертой территориального планирования на муниципальном уровне является то, что здесь отображаются не­посредственные иели и задачи в сфере обеспечения нормального проживания населения, что отличает данные документы от феде­рального и регионального уровней. Для решения задач проживания, например, 1500 человек (население поселения – муниципального образования) необходимо наличие определенной собственной ин­фраструктуры, размер и параметры которой население определяет самостоятельно (например, в отдельно взятом поселении жителям

    Принципиально важным для правового регулирования гра­достроительными средствами земельных отношений является установление и утверждение на картах (схемах) территориального планирования муниципального района границ земель различных категорий. Перечень категорий земель установлен ст. 7 ЗК РФ (пре­дусматривает разделение земель в границах РФ на семь категорий по целевому назначению), а порядок изменения категории земель определен Законом о переводе земель из одной категории в дру­гую. Однако ЗК РФ обходит молчанием вопрос о том, какой орган публичной власти и в каком порядке должен определять границы категорий земель (кроме, пожалуй, земель населенных пунктов и земель особо охраняемых природных территорий) и в какой форме их утверждать.

    Положения гл. 3 Градостроительного кодекса РФ дают ответ на этот вопрос. В документах территориального планирования РФ и субъектов РФ происходит последовательное определение (отражение) границ ряда категорий земель. Так, на федеральном уровне (ст. 10 Кодекса) определяются границы категории земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также границ земель специального на­значения (обороны и безопасности, федеральных энергетических систем и т.д.).

    На схеме субъекта РФ отражаются утвержденные вышестоящим уровнем границы указанных категорий земель, а также добавля­ются границы земель особо охраняемых природных территорий регионального значения, границы (существующие и планируемые) земель сельскохозяйственного назначения (включая границы сель­скохозяйственных угодий).

    На уровне территориального планирования муниципального района отражаются вышестоящие решения о границах отдельных категорий земель и происходит окончательное графическое от­ражение и утверждение границ всех категорий земель в пределах межселенных территорий. В границах поселений (городских окру­гов) аналогичные сведения (границы) утверждаются генеральными планами поселений (городских округов). Например, генеральный план поселения отражает границы всех категорий земель, включая границы земель входящих в него сельских населенных пунктов.

    Таким образом, на картах (схемах) территориального планирования муниципального района отображаются границы всех категорий земель, расположенных на территориях с низкой плотностью населения, не вошедших в состав поселений – муниципальных образований, что имеет большое юридическое значение в части фиксации категории земель в правоустанавливающих документа правообладателей земельных участков, а также при решении вопро­са о переводе земельных участков из одной категории в другую. При составлении таких карт будут использоваться данные государствен­ного земельного кадастра, хотя органы местного самоуправления муниципального района (а в еще большей степени поселения) в определенных пределах могут вносить в них изменения, обуслов­ленные спецификой планируемого использования территории для осуществления градостроительной деятельности.

    Не менее важно и то, что именно на уровне схемы террито­риального планирования муниципального района фиксируются существующие и планируемые границы поселений, входящих в состав муниципального района. Собственно говоря, границы муниципальных образований (поселений) по каждому субъекту РФ утверждены приказами Минрегиона России. Однако данные границы носят описательный (повествовательный) характер, от­мечая расстояния между различными координатами естественного или искусственного происхождения. Между тем для реализации функций органа публичной власти (включая принятие решений о распоряжении земельными участками) необходимо четкое гра­фическое фиксирование границ подведомственной территории (во избежание конфликтов и судебных споров), что может быть достигнуто только посредством утверждения схем территориального планирования (генеральных планов).

    На схеме территориального планирования муниципального района отражаются границы земель и перечни объектов значения муниципального района, что автоматически влияет на содержание властных полномочий, а также устанавливает зависимость между ними и градостроительными изменениями территории. Перерас­пределение полномочий между муниципальным районом и поселе­нием также должно быть отражено как в схеме, так и в генеральном плане поселения. Из этого следует, что наиболее продуктивной градостроительная деятельность может быть тогда, когда процесс подготовки схем территориального планирования муниципального района и генерального плана поселения происходит согласованно и взаимоувязанно, что исключает возможность возникновения раз­ного рода противоречий в градостроительном развитии территорий как следствие их изоляции.

    Результатом процедуры взаимодействия поселения и муници­пального района будет уточнение подходов к разработке докумен­тации территориального планирования. В качестве графической информации в нее должны попасть такие объекты значения му­ниципального района, которые будут реализованы за счет средств бюджета соответствующего уровня. Выделение бюджетных средств на строительство (реконструкцию) объектов, необходимых му­ниципальному району и находящихся в границах входящих в его состав поселений и отраженных в схеме территориального плани­рования района, будет опираться на документальную (правовую) основу (например, планы социально-экономического развития муниципального района). В результате схемы территориального планирования приобретают четко определенный правовой статус и выступают в качестве точного инструмента управления террито­рией. Закрепление в документах территориального планирования муниципального района планируемых объектов капитального строительства поселений обязывает муниципальных должностных лиц и дает определенные гарантии выделения соответствующему поселению субвенций.

    Необходимо отметить, что стратегия Градостроительного ко­декса РФ направлена на изменение сложившейся схемы необязательности разработки градостроительной документации. По тексту его неоднократно встречаются весьма жесткие санкции для тех публично-правовых образований и уровней власти, которые будут пытаться саботировать сроки, процедуры и иные требования Ко­декса. Типичным примером тут является запрет на предоставление земельных участков из государственной или муниципальной соб­ственности для строительства с 1 января 2010 г. в случае отсутствия правил землепользования и застройки (п. 14 ст. 3 Вводного закона), что парализует деятельность соответствующих органов местного самоуправления.

    Документы территориального планирования и градостроительного зонирования

    В соответствии со статьей 9 Градостроительного Кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

    Документы территориального планирования подразделяются на:

    1) документы территориального планирования Российской Федерации;

    2) документы территориального планирования субъектов Российской Федерации;

    3) документы территориального планирования муниципальных образований.

    Основными документами территориального планирования являются соответствующие схемы территориального планирования. На федеральном уровне в обязательном порядке должны быть схемы территориального планирования в следующих областях: федеральный транспорт (железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный, трубопроводный), автомобильные дороги федерального значения; оборона страны и безопасность государства; энергетика; высшее образование; здравоохранение.

    Документами территориального планирования субъектов Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации. Обязательными являются схемы территориального планирования субъектов РФ в следующих отраслях: транспорт (железнодорожный, водный, воздушный транспорт), автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий; образование; здравоохранение; физическая культура и спорт. Иные области в соответствии с полномочиями субъектов Российской Федерации. Материалы по обоснованию схем территориального планирования субъектов Российской Федерации в текстовой форме содержат: сведения о программах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (при их наличии), для реализации которых осуществляется создание объектов регионального значения; обоснование выбранного варианта размещения объектов регионального значения на основе анализа использования соответствующей территории, возможных направлений ее развития и прогнозируемых ограничений ее использования; оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов регионального значения на комплексное развитие соответствующей территории.

    Документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.

    Представительный орган местного самоуправления сельского поселения вправе принять решение об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана и о подготовке правил землепользования и застройки при наличии следующих условий: не предполагается изменение существующего использования территории этого поселения и отсутствует утвержденная программа его комплексного социально-экономического развития; документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципального района не предусмотрено размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района на территории этого поселения.

    Градостроительное зонирование является одной из составляющих градостроительной деятельности в соответствии со ст. 1 ГрК РФ. Градостроительное зонирование является важнейшим и эффективным инструментом регулирования градостроительной деятельности и землепользования на территориях муниципальных образований, позволяющим муниципальным образованиям проводить самостоятельную муниципальную политику в области землепользования и застройки.

    Регуляция градостроительной деятельности основывается на кодифицированных документах, закрепленных в законодательной базе. Предметом для нормирования и стандартизации в данном случае выступают градостроительные отношения, то есть мероприятия, направленные на развитие территорий, среди которых города и иные поселения. Для проверки соответствия строительно-планировочной деятельности утвержденным нормативам предусмотрена экспертиза проектной документации. ГрК требует соблюдения правил в части разработки документов для выполнения территориального планирования, зонирования, архитектурно-строительных действий, реконструкций и ремонта. Необходимость отдельной разработки правил градостроительного кодекса в этой сфере обусловлена потребностью в обеспечении безопасности объектов застройки, а также целями эффективного предупреждения чрезвычайных ситуаций разного характера и своевременной их ликвидации.

    Преимущественно документация содержит проектировочные решения по обустройству и планированию городских и сельских территорий. В частности, пакет включает комплексные территориальные схемы с чертами городских районов и сельских округов. Это могут быть проекты застройки микрорайонов, кварталов и объектов планировочной инфраструктуры. Отдельно предусматривается схема деления административно-территориальных субъектов, которые могут выступать в качестве самостоятельных или отдельных единиц. Пояснительные записки предусматриваются и для земель, входящих в общую структуру планирования. В этой части градостроительная документация приводит сведения о категориях земель, формах собственности, физических параметрах площади, видах использования и т. д. Для городской инфраструктуры специально разрабатываются планировочные решения, касающиеся схем организации улично-дорожных сетей, коммуникационных линий и сооружений.

    Документы, регулирующие организацию и развитие территорий, в соответствии с градостроительным кодексом, можно разделить на несколько категорий. Базовым материалом является проект, согласно которому формируются общие черты городских и сельских поселений. Отчасти это способ формирования отдельных территориальных субъектов на разных уровнях - от федерального до муниципального. Далее следует планировочный документ, в котором указываются схемы транспортных сетей и развязок, применяющихся к регионам в целом. На этом уровне градостроительная документация при градостроительном планировании может также охватывать и объекты инженерно-коммуникационного обеспечения населенных пунктов. Более точечно деятельность строителей и архитекторов регулирует проектная документация, касающаяся построек и межевания. В таких материалах предусматривается разметка районов, организация рельефа земли, дорожного движения, а также указываются меры по охране культурно-исторических объектов.

    В соответствии с ГрК правилами землепользования и застройки является документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

    Неотъемлемым элементом Правил землепользования и застройки являются градостроительные регламенты, которыми согласно ч.1 ст.36 ГрК РФ определяется правовой режим земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.



    КАТЕГОРИИ

    ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

    © 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка