Короткая судьба «Британика. Океанский лайнер «Британик» - последний из серии «Олимпик

«Британник» (HMHS Britannic - госпитальное судно Его Величества «Британник»), строившийся первоначально, как пассажирский лайнер «Гигантик», был последним из серии трёх лайнеров класса «Олимпик», заказанных компанией «White Star Line (Уайт Стар Лайн)» судостроительной компании «Харланд энд Вольф». Изначально он задумывался как замена погибшему «Титанику». 26 февраля 1914 года лайнер был спущен на воду, 23 декабря 1915 года введен в эксплуатацию.
"Британник" обладал рядом усовершенствований - например, водонепроницаемые переборки проходили и через палубы с каютами первого класса. Так же "Британник" нес 44 спасательные шлюпки (на восьми парах шлюпбалок-кранов, которые были способны держать по 6 шлюпок каждая, как вариант трансатлантического лайнера, и на пяти парах шлюпбалок-кранов и по 7 шлюпок вдоль шлюпочной палубы как вариант госпитального судна).

"Британник" на стапеле


Один из котлов "Британника"


Паровая труба лайнера


Усовершенствованные шлюпбалки


"Британник" в ливрее "Уайт Стар Лайн"

Однако ему так и не удалось оказаться на линии Саутгемптон - Нью-Йорк, для которой он строился. Вместо этого лайнер сразу же был реквизирован Британским Адмиралтейством, которое распорядилось переоборудовать его в госпитальное судно. В этом качестве «Британник» мог принять на борт более 3000 пациентов. В ноябре 1915 года он был зачислен в состав флота и отправлен на Средиземное море. Пароход совершил пять успешных рейсов в восточное Средиземноморье и вывез оттуда в общей сложности 15 000 солдат-британцев и военнослужаших иных национальностей Британской империи.


Открытка времен Первой мировой войны. "Британник", переоборудованный под плавучий госпиталь


Переоборудованный лайнер


Больничная койка на лайнере


Медсестры на борту "Британника"


На прогулочной палубе

12 ноября 1916 года Британник покинул Саутгемптон и отправился в Средиземное море к острову Мудрос, чтобы принять на борт раненых британских солдат. Утром 17 ноября Британник зашел в порт Неаполя. 21 ноября 1916 года в 8:12 утра Британник наскочил на мину, поставленную немецкой подводной лодкой U-73, в Эгейском море. Лайнер начал получать дифферент на нос и крен на правый борт. До последнего капитан Барлетт надеялся посадить корабль на мель у острова Кеа, но корабль слишком быстро тонул. Решающим фактором в гибели лайнера были открытые иллюминаторы нижних палуб, через которые вода и попала в отсеки судна, и герметические двери переборок: одна дверь не закрылась, а вторая давала течь. В виду того, что корабль двигался, а эвакуация уже шла полным ходом, под оголившийся винт затянуло 2 шлюпки и погибли 30 человек. Через 55 минут Госпитальное Судно Его Величества Британник опрокинулось и затонуло,унеся с собой жизни 30 человек. Британник был одним из пяти лайнеров компании «Уайт Стар Лайн», потопленных во время войны.


Капитан "Британника" Чарльз Барлетт


Картина крушения "Британника"

К "Британику" было организовано несколько экспедиций. Первым на нем оказался Кусто в 1976 году. Это была первая экспедиция дайверов, использовавших автономное снаряжение и тримиксные смеси на таких глубинах, но экспедиция не принесла ни хороших подводных съемок, ни четкого описания объекта.

Значительно более продуктивно поработало в 1995 году исследовательское судно "Carolyn Chouest". Были отсняты на видео останки лайнера, и после этого появилась четкое представление о его положении на дне.

"Британик" лежит на правом борту с максимальной глубиной 90 метров. Огромное количество частей лайнера, в том числе и одна из его труб, находятся в непосредственной близости от останков некогда великого корабля...


"Британник" на дне Эгейского моря

...to be continued...

МОСКВА, 27 мар - РИА Новости. Лайнер "Олимпик", один из трех суперлайнеров компании "Уайт Стар Лайн", завершил свой последний рейс 75 лет назад, 27 марта 1935 года.

В конце 1907 года компания "Уайт Стар Лайн" приняла решение построить на верфи "Харленд энд Воллф" в Белфасте, Северная Ирландия, три лайнера длиной 259 метров, шириной 28 метров и водоизмещением 52 тысячи тонн. На них предусматривались места для 2,566 тысячи пассажиров в каютах трех классов, причем пассажирам всех классов предоставлялись невиданные до этого удобства.

Первые рейсы

В 1908 и 1909 годах было начато строительство первых двух судов серии. Одно назвали "Олимпик", другое - "Титаник". Оба судна строились рядом, в одном цехе. Строительство третьего было запланировано на более поздний срок.

20 октября 1910 года "Олимпик" был спущен на воду, 31 мая 1911 года, после завершения достроечных работ, он вышел на ходовые испытания, а 14 июня отправился в свое первое плавание из Саутгемптона в Нью-Йорк.

Руководство "Уайт Стар Лайн" отнеслось к первым рейсам "Олимпика" с большой ответственностью. Именно в этих рейсах были приняты решения о ряде улучшений на еще строящемся "Титанике": была слегка изменена планировка некоторых помещений, за счет уменьшения площади прогулочных палуб было увеличено количество пассажирских кают, появились каюты-апартаменты, всего две, создано кафе в парижском стиле, примыкавшее к ресторану. Наконец, первые рейсы показали, что часть прогулочной палубы лайнера недостаточно защищена от непогоды, поэтому на "Титанике" ее было решено сделать закрытой, с раздвижными окнами. В дальнейшем "Титаник" и "Олимпик" визуально можно было различить именно по этой прогулочной палубе.

В пятом рейсе случилась авария. Утром 20 сентября 1911 года, на выходе из Саутгемптонского залива, "Олимпик" столкнулся с британским крейсером "Хок" и получил 12-метровую пробоину в правом борту. Едва начавшийся рейс был прерван, и "Олимпик" вернулся в Белфаст на верфь для ремонта. Ремонтные работы на "Олимпике" несколько задержали достройку и первый рейс "Титаника", который закончили строить в 1912 году.

"Титаник" поражал своими размерами и архитектурным совершенством; газеты сообщали, что длина лайнера равна длине трех городских кварталов, высота двигателя - высоте трехэтажного дома, что якорь для "Титаника" по улицам Белфаста тащила упряжка из 20 самых сильных лошадей.

Гибель "Титаника"

10 апреля 1912 года "Титаник" вышел в свой первый и последний рейс в Америку, взяв на борт более 2,2 тысячи человек. 14 апреля, на исходе четвертого дня пути, "Титаник" столкнулся с огромным айсбергом. Правый борт корабля был распорот от самого форштевня, длина пробоины составила 90 метров. На корабле началась паника, в тесноте и давке люди пытались пробраться на корму. Из 20 шлюпок две так и не удалось спустить.

"Титаник" затонул в 2.20 15 апреля. Погибли, по разным данным, от 1,4 тысячи до 1,517 тысячи человек, спаслись около 700.

Обломки погибшего лайнера оставались нетронутыми до тех пор, пока американский морской археолог Роберт Боллард и его французские коллеги не обнаружили их 1 сентября 1985 года в 325 милях от побережья канадского острова Ньюфаундленд. С тех пор было поднято около 5 тысяч артефактов, обнаруженных среди обломков "Титаника". У останков корабля побывало множество подводных лодок, субмарины доставляли туда туристов.

О печально известном пароходе написаны десятки книг, сотни статей и очерков, поставлено несколько фильмов.

Во время гибели "Титаника" в ночь на 15 апреля 1912 года "Олимпик" находился в очередном рейсе из Нью-Йорка в Саутгемптон. Получив информацию о бедствии, "Олимпик" поспешил на помощь брату-близнецу, однако он находился на значительном расстоянии от места катастрофы, и спасшихся пассажиров подобрал лайнер "Карпатия". Капитан "Олимпика" предложил взять к себе на борт часть спасенных, однако от этой идеи было решено отказаться, поскольку возникли опасения, что появление копии "Титаника" вызовет ужас у находящихся в шоке людей. Несмотря на это, "Олимпик" попросили держаться в пределах видимости "Карпатии", поскольку мощности радиостанции этого корабля не хватало для того, чтобы связаться с берегом, а радиостанция на "Олимпике" имела достаточную мощность. Списки спасенных передавались радисту "Олимпика", который немедленно отправлял их на береговую радиостанцию. Через некоторое время "Олимпик", на котором находились сотни спешащих в Европу пассажиров, продолжил плавание по своему маршруту.

24 апреля 1912 года "Олимпик" по расписанию должен был отправиться в очередной рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк. Но поскольку на "Титанике" не хватило шлюпок, чтобы спасти всех людей, команда "Олимпика" отказалась выходить в море до тех пор, пока лайнер не обеспечат необходимым количеством шлюпок. Часть экипажа покинула корабль в Саутгемптоне. Рейс был сорван.

В том же году "Олимпик" прибыл на верфь "Харленд энд Воллф", где в течение шести месяцев была проведена его дорогостоящая реконструкция: приподнято второе дно и увеличена высота водонепроницаемых переборок. Эти меры были приняты по результатам гибели "Титаника". Теперь "Олимпик" мог удержаться на плаву даже в случае затопления шести отсеков. Лишь 2 апреля 1913 года "Олимпик" вышел в первый после реконструкции рейс.

Первая мировая война

Лайнер заканчивал очередной трансатлантический рейс, когда началась Первая мировая война. Увеличив скорость, "Олимпик" прибыл в Нью-Йорк раньше расписания. Было принято решение оставить лайнер на трансатлантической линии, тем более что с началом войны появилось очень много желающих уехать из неспокойной Европы. В октябре "Олимпик" спас моряков военного корабля "Одейшиес", который подорвался на мине у берегов Ирландии. С сентября 1915 года "Олимпик" стал транспортным судном для перевозки войск и получил название "T-2810". Судно было перекрашено в маскировочные цвета и оборудовано шестидюймовыми орудиями для защиты от подводных лодок.

В апреле 1917 года "Олимпик" был включен в состав военно-морского флота. За время своей военной службы знаменитый лайнер перевез через Атлантику 119 тысяч военных и гражданских лиц, четыре раза подвергался атакам подводных лодок, но всегда оставался невредим, а один раз невероятным маневром протаранил и потопил подводную лодку.

Судьба "Британика"

Во время Первой мировой войны погиб младший брат "Олимпика" и "Титаника", третье и последнее судно серии. Сначала планировалось, что новый лайнер получит название "Гигантик", но после гибели "Титаника" было решено выбрать ему более скромное и в то же время патриотичное имя "Британик". Он был заложен 30 ноября 1911 года и должен был выйти в первое плавание летом 1914 года, но конструктивные доработки, которые потребовалось сделать после гибели "Титаника", задержали выход судна с верфи. 26 февраля 1914 года "Британик" был спущен на воду.

Не отличаясь от своих старших братьев внешне, по комфорту для пассажиров "Британик" был лучшим из серии. На нем появилась еще одна парикмахерская, детская игровая комната, гимнастический зал для пассажиров второго класса, четвертый лифт. Разработчики запомнили, что радисты "Титаника" из-за своей занятости не всегда успевали передавать на мостик радиограммы, связанные с навигационной обстановкой, и на "Британике" появилась пневматическая почта, связывавшая радиорубку и мостик.

Однако пассажиры не успели оценить достоинства нового лайнера. Когда началась война, его переоборудовали в судно-госпиталь, и уже в таком качестве лайнер вышел в свое первое плавание в конце 1915 года. 12 ноября 1916 года "Британик" подорвался на мине в проливе Кеа, недалеко от Греции. Несмотря на то, что лайнер тонул всего 55 минут, большинство людей, находившихся на борту, удалось спасти.

"Олимпик" после войны

После окончания войны "Олимпик" вернулся к мирной работе на трансатлантической линии, а вскоре встал на очередную длительную реконструкцию, во время которой его двигатели были переведены с угля на мазут. Реконструкция продолжалась почти год, и только 25 июня 1920 года "Олимпик", который первым из крупных трансатлантических лайнеров начал использовать мазут в качестве топлива, вернулся к работе.

1920-е годы были звездным временем для "Олимпика". Забылась гибель его близнеца "Титаника". Лайнер завоевал репутацию чрезвычайно надежного судна. В эти годы судно регулярно пересекало Атлантический океан с пассажирами на борту и пользовалось большой популярностью.

Не обошлось и без аварии. 22 мая 1924 года в Нью-Йорке "Олимпик" столкнулся с лайнером "Святой Георгий", после чего ему пришлось заменить значительную часть кормовой обшивки.

В 1928 году были модернизированы пассажирские помещения лайнера. Но возраст начинал брать свое. Уже к 1930 году стали появляться механические проблемы и усталостные трещины в корпусе. Дошло до того, что в 1931 году судну был выдан сертификат годности к плаванию по состоянию корпуса всего на полгода. В дальнейшем он все-таки был продлен.

В 1930-е годы мировой экономический кризис обернулся серьезными проблемами для судоходных компаний. Чтобы остаться на плаву, "Уайт Стар Лайн" объединилась с другой британской компанией, "Кунард Лайн". В 1934 году появилась новая компания "Кунард - Уайт Стар", которой был передан весь пассажирский флот двух компаний, в том числе "Олимпик". Вскоре после этого, 16 мая 1934 года, "Олимпик" в густом тумане налетел на плавучий маяк Нантакет у побережья Канады и потопил его вместе с семью членами экипажа.

Тут же вспомнилась катастрофа "Титаника". Кроме того, шло строительство нового лайнера "Куин Мэри", рядом с которым "Олимпику" места уже не было. В условиях продолжающегося мирового кризиса это решило судьбу лайнера.

Последние дни "Олимпика"

Несмотря на то, что расписание трансатлантических рейсов "Олимпика" на лето 1935 года было официально опубликовано, уже в январе 1935 года компания объявила об отмене рейсов лайнера. Свой последний рейс "Олимпик" завершил 27 марта 1935 года. Он остался ждать своей участи в Саутгемптоне. В сентябре того же года "Олимпик" был продан для разделки на металлолом.

11 октября 1935 года лайнер вышел из Саутгемптона и отправился в Шотландию для разделки. Месяцем позже в Лондоне состоялся аукцион, на котором в течение десяти дней распродавалось имущество с "Олимпика". До сих пор детали изысканной отделки лайнера можно увидеть в интерьерах некоторых британских отелей и ресторанов. Стенными панелями из ресторана "Олимпика" украшен ресторан круизного судна "Миллениум".

"Олимпик" пересек Атлантический океан более 500 раз и остался в памяти пассажиров и моряков красивым, комфортабельным и надежным лайнером. Он занял почетное место в истории трансатлантического судоходства.

Это всегда какая-то тайна. На поверхности корабли ржавеют и превращаются в ужасных монстров, а на глубине они словно обретают новую жизнь, обрастая плеядами морских созданий. Множество кораблей погибло в результате крушений и войн и у каждого из них своя история катастрофы и своя история спасения.

Судьба океанского лайнера «Британик » построенного до начала первой мировой войны и считавшегося непотопляемым судном также трагична, как и двух его собратьев «Олимпика » и «Титаника ».

создание «Британика»

Во время гибели лайнера « » на острове Куинс на верфи «Harland & Wolff » полным ходом шло строительство третьего судна серии «Олимпик ». Первоначально этот лайнер должен был носить наименование «Гигантик », но после гибели предшественника представители компании «White Star Line » от мифологии античности решили отказаться, и нарекли новое судно патриотическим именем «Британик ». Его строительство было заморожено на несколько месяцев, в ожидании выводов британской комиссии по расследованию катастрофы «Титаника».

начало строительства «Британика»

одна из водонепроницаемых перегородок

ротор паровой турбины

В ходе стапельных работ на судне «Британик » были произведены улучшения. При создании проекта корабля инженеры задались целью сделать его непотопляемым. Для этого они разработали двойную внутреннюю обшивку корпуса судна. Эта мера была предпринята на случай столкновения с айсбергом. Вторым нововведением была установка пяти водонепроницаемых перегородок, которые доходили до верхних палуб, и должны были предотвратить затопление всех отсеков один за другим. Некоторые изменения претерпела и архитектура лайнера. В частности, колодец между надстройкой и ютом был закрыт настилом, превратив в шельтердек, а на палубе юта была возведена надстройка с дополнительными каютами третьего класса.

Водоизмещение «Британика» было наибольшим среди всего трио «White Star Line» и составляла 48158 регистровых тонн.

Самым большим недостатком «Титаника» оказалась нехватка спасательных шлюпок, поэтому на «Британике» их было в два раза больше. Лайнер был оснащен пятью парами огромных 12 метровых шлюпбалок-кранов, каждая из которых могла безопасно спустить на воду при большом крене по пять шлюпок. В носовой части шлюпочной палубы краны установили только по правому борту. В варианте мирного времени лайнер должен был нести 40 шлюпок, но часть из них так и не была установлена в связи с последовавшими событиями.

Спуск на воду судна Royal Mail Steamer (RMS) «Britannic» 26 февраля 1914 года был отмечен плохим предзнаменованием - не было традиционного крещения, но при этом компания объявила, что лайнер выйдет на весной следующего года. Судно изначально строилось как трансатлантический пассажирский лайнер , но с началом первой мировой войны его использовали для других целей.

После начала первой мировой войны «Британик» был реквизирован Адмиралтейством и в октябре 1914 года в ходе достройки на плаву был переоборудован в плавучий госпиталь. На судне было оборудовано 3300 коек для раненых, множество операционных, складских помещений, кают для медперсонала, морг, рекреационные и гимнастические залы. Лайнер получил окраску : белый корпус с широкой зеленой полосой и красными крестами на бортах, а также желтые трубы.

13 ноября 1915 года судно было достроено, а 8 декабря, после успешных ходовых испытаний вступило в строй Британского флота. 12 декабря «Британик » перешел из Белфаста в Саутгемптон, где был укомплектован медицинским персоналом и припасами. 23 декабря лайнер «Британик» отправился в свой первый рейс, направляясь в Средиземное море. Капитаном лайнера был назначен лучший капитан судоходной компании Charles A. Bartlett, который курировал строительством «Британика» . Тогда он еще не знал, какая судьба была уготована ему и его детищу.

«Британик» в первой мировой войне

В августе 1916 года Европа была охвачена первой мировой войной, эта участь не миновала и восточное Средиземноморье. Союзники Англия и Франция начали кровопролитную Дарданелльскую операцию против Германии и Турции, высадив свои войска в Gallipoli. Англичане несли крупные потери, и приходилось перебрасывать подкрепления. Также было необходимо наладить систему отправки раненных и больных обратно в Великобританию. Именно для этой цели служил «Британик» . В водах кишевшими немецкими субмаринами пассажирский лайнер перевозил большую партию раненных английских солдат.

За весь 1916 год «Британик » успел выполнить пять успешных рейсов. Более 13000 раненных солдат было доставлено в Англию. Чем ожесточенные становилась война на море, тем большей опасности подвергался «Британик ».

В Эгейском море в проливе между Грецией и островом Kea Island капитаны серии U-boat ставили мины в две параллельные линии. В узкостях Средиземного моря подобная тактика часто срабатывала. Через этот пролив пролегал курс на британскую базу на острове Lemnos.

последний путь

21 ноября 1916 года лайнер «Британик» , следуя по проливу, разделяющему греческие острова Кея и Китнос, выполнял свой шестой рейс, чтобы забрать очередную партию раненых. На его борту находилось 1134 человек. Внезапно в 08:00 в районе мостика по правому борту прогремел мощный взрыв, за которым последовали длительный гул и вибрация корпуса. Капитан Bartlett еще завтракал, не переодев пижаму, поспешно выбежал в рубку. Сначала он подумал, что корабль наскочил на мину. Капитан попытался развернуть судно в сторону берега, чтобы выброситься на мелководье, но это было напрасно.

«Британик» тонет

Между тем команда корабля готовились покинуть судно. Все устремились к шлюпкам. По мере того как вода заполняла носовую часть судна, лайнер стал крениться на правый борт. Становилось ясно, что отсеки затапливались один за другим. Гигантские лопасти гребного винта оказались на поверхности, превратив две уплывающие шлюпки и их пассажиров в кровавое месиво, в результате 28 человек погибли. По мере того как судно скрывалось под водой, через иллюминаторы открытые медперсоналом стала заливаться вода. Этого оказалось достаточно, чтобы погубить лайнер . Последним, как и подобает, покинул корабль капитан Bartlett. Жертвами этой катастрофы пали всего 30 человек, что говорило о выдержке, дисциплине, а также слаженным действиям команды и медперсонала. Спасенных 1104 пассажиров через некоторое время подобрали британские эсминцы эскорта.

версии гибели «Британика»

«Британик» стала самой большой потерей британского торгового флота за всю историю первой мировой войны.

Однако общественность всколыхнула не крушение «Британика» , где погибло всего 30 человек, а то при каких обстоятельствах это произошло. Ведь судно затонуло за 57 минут. В гибель очередного гиганта люди просто не могли поверить.

Газеты писали, что «Британик » стал жертвой преднамеренной торпедной атаки. Однако это сообщение было опровергнуто командиром немецкой подводной лодки U-73 капитаном Зейссом, который утверждал, что в проливе была выставлена минная банка, на которую и напоролся . Подтверждением тому является бортовой журнал, в котором точно описано, что командир субмарины не отдавал приказания торпедировать «Британик », но также указан факт постановки нескольких мин у острова, где произошла катастрофа. Командир субмарины увидел, что на палубе корабля находятся люди. Все они принадлежали к военному корпусу и были одеты в форму защитного цвета.

Существуют две версии гибели «Британика» . Официальная - лайнер подорвался на мине, поставленной немецкой подводной лодкой U-73. Вторая неофициальная версия была озвучена экспедицией известного исследователя Жака-Ива Кусто в 1975 году, согласно которой на борту лайнера перевозилось нелегальное оружие в Египет. Судно должно было зайти в порт Александрии и выгрузить его. Этот факт стал известен германской разведке, и во время бункеровки в Неаполе в один из угольных бункеров правого борта была заложена адская машинка. Через четыре дня, когда хранилища изрядно опустели, адская машинка сработала, вызвав вторичный взрыв угольной пыли во всех бункерах правого борта. Этим объясняется гул, который ощущался в течение некоторого времени после взрыва. Быстрое затопление лайнера Кусто объясняет тем, что герметичность была нарушена вторичным взрывом угольной пыли на всем протяжении бункеров. Так или иначе, вторичная детонация могла произойти и под влиянием взрыва мины за бортом. Подтверждением тому является скопление большого количества угля на грунте, разбросанного вокруг останков судна.

Трагическая судьба «Британика»

«Британник» - госпитальное судно, третье и последнее судно класса «Олимпик», которое было заказано компанией «Уайт Стар Лайн» судостроительной компании «Харланд энд Вольф».

Корабли класса «Олимпик»

После введения в эксплуатацию лайнеров «Олимпик» и « » «Уар Стайт Лайн» стала обладателем самых больших лайнеров в мире. Конкуренты остались далеко позади, когда 20 октября 1910 г. «Олимпик» был спущен на воду. А в дальнейшем, когда появится и «Титаник», казалось, что понадобится много времени, чтобы превзойти их.

В скором времени после введения «Олимпика» в строй были выявлены некоторые недочеты в его конструкции, которые и были устранены на «Титанике». Это делало «Титаник» немного больше и роскошней, чем «Олимпик». И теперь, когда было начато строительство третьего и последнего судна класса «Олимпик», оно должно было объединять в себе все достоинства своих предшественников и не иметь их недостатки. Однако самые обширные изменения к проекту нового судна ждали его в будущем.


1912 год, 14 апреля — лайнер «Титаник» столкнувшись с айсбергом во время первого плавания, затонул всего за 2 ч 40 мин. Погибло больше чем 1500 человек. Мир был потрясен. Выяснилось, что правила безопасности для кораблей безнадежно устарели, и они были немедля изменены. «Олимпик» сразу отослали в Белфаст для изменений в его проекте и установки дополнительных спасательных шлюпок. После пяти месяцев работ, 2 апреля 1913 г., «Олимпик» возвратился к службе на северной Атлантике.

Строительство же третьего судна решили немедленно остановить, а намеченное имя «Гигантик» заменили на «Британник». Хотя «Уайт Стар Лайн» отрицала, что корабль первоначально хотели назвать «Гигантик», утверждения в прессе перед гибелью «Титаника» были другие. Лайнеры должны были называться в честь древнегреческих персонажей: олимпийцев, титанов и гигантов. Но, согласно легенды титаны и гиганты погибли в битве с олимпийцами, и называть новое судно «Гигантик» было бы такой же дерзостью, как в случае с «Титаником». Потому судно было названо «Британник».

«Олимпик» «Британник» и «Титаник»

«Самое непотопляемое» судно Британик

Инженерами начали делаться изменения в проекте. Потому как строительство было все еще в ранней стадии, гораздо легче было включить новые требования безопасности. Переборки проходили и через пассажирские помещения. Была добавлена дополнительная переборка в электрическом машинном отделении, таким образом, судно делилось на 17 водонепроницаемых отсеков, а не 16. Это, теоретически, делало его «самым непотопляемым» кораблем, способным выжить с шестью затопленными передними отсеками. Сконструировали двойные борта в местах, где были котельные. На корме строящегося лайнера перекрыли колодец между надстройкой и ютом. Таким образом палуба Б теперь была целой и прерывалась только на носу.

Визуально самой поразительной новой особенностью были спасательные лодки. Вместо того чтобы добавить шлюпки по длине шлюпочной палубы, по две на одну пару шлюпбалок, было решено установить 8 пар шлюпбалок-кранов, намного больших, чем шлюпбалки на «Титанике» и «Олимпике». Каждая могла держать до 6-ти шлюпок и всего позволили бы «Британнику» нести 48 спасательных шлюпок, из которых две оснащались собственными двигателями и телеграфом. Спасательные шлюпки были также установлены на корме корабля друг над другом. Была добавлена и пневматическая почта от мостика до радиорубки.

Техническая характеристика судна Британик

Водоизмещение — 48158 тонн;
Длина — 269 м
Высота — 18,4 м
Ширина — 28,65 м
Осадка — 10,6 м
Мощность силовой установки — 50 тысяч л.с.
Количество паровых котлов — 24
Скорость — 23-25 узла
Количество пассажиров — 2570 человек
Экипаж — 860 человек
После переоборудования — 675 кают
Количество спальных мест — 3300
Медицинский персонал — 489

Спуск на воду

Работа над «Британником» длились на протяжении 1912 года, но медленней, чем ожидалось. Спуск откладывался несколько раз, и только 26 февраля 1914 г. «Британник» был спущен на воду. В соответствии с традицией Уайт Стар Лайн, церемонии с разбитием бутылки шампанского о борт судна не было.

1914 год, август — началась Первая мировая война. «Британник» и «Олимпик» были поставлены на прикол, до возникновения необходимости. 1915 год, 1 сентября — «Олимпик» реквизировали как военный транспорт, а «Британник» все еще стоял незаконченный в Белфасте.

Переоборудование в госпитальное судно

1915 год, 13 ноября — «Британник» был реквизирован Адмиралтейством как госпитальный корабль. Каюты на верхних палубах были переоборудованы в палаты, потому как пациенты должны были быть как можно ближе к шлюпочной палубе. Обеденный зал и гостиную первого класса переделали в операционные и главную палату из-за их центрального местоположения. Хирурги, доктора и медсестры жили бы в каютах на палубе B, чтобы они были все время рядом с пациентами. Когда было закончено преобразование в госпитальное судно, на «Британнике» могли быть размещены 3309 пациентов, только «Аквитания» могла вместить больше, 4182 человек.

Не было времени, для оснащения судна шлюпбалками-кранами. Потому было установлено 5 пар шлюпбалок-кранов и 6 стандартных пар, которые не могли держать более 2-х шлюпок, потому установили меньшее количество лодок.

Корабль был окрашен в международные цвета госпитального корабля: белый борт, зеленая полоса вдоль корпуса, которая прерывалась в трех местах на каждом борту красными крестами. Трубы окрасили в горчичный цвет, похожие трубы были у «Уайт Стар Лайн», но не было черной верхушки. Эти цвета давали кораблю статус неприкосновенного для всех военных судов, согласно Женевскому Соглашению. 1915 год, 14 декабря — капитану Чарльзу Бартлетту дали под командование «Госпитальное Судно Его Величества Британник» под номером G618. К Рождеству он был приготовлен к первому плаванию.

Первое плавание

23 декабря «Британник» пошел в свое первое плавание, держа курс в порт Мудрос на греческом острове Лемнос. Через 5 дней он достиг Неаполя, единственного порта для взятия угля и воды перед Мудросом. Дойдя до Мудроса в Канун Нового года, он начал прием больных на борт, на что ушло 4 дня. 9 января «Британник» прибыл в Саутгемптон и начал высаживать пациентов. Было сделано еще 2 рейса, однако к весне 1916 г. обстановка в Средиземноморье стала поспокойней и госпитальные суда больше пока не требовались. Судно «Британник» поставили на прикол в Саутгемптоне 12 апреля и он стоял без дела на протяжении последующих 5-ти недель.

Тогда из-за финансовых неприятностей решили, что «Британник» будет возвращен к коммерческому обслуживанию «Уайт Стар Лайн». 18 мая он прибыл в Белфаст и 6 июня был освобожден от правительственного обслуживания. Однако к сентябрю 1916 г. еще раз усилилось наступление в Средиземноморье, и было очевидно, что большие лайнеры вновь будут необходимы в качестве плавучих госпиталей.

Возвращение на войну

1916 год, 4 сентября — капитану Бартлетту снова дали под командование «Британник», и 24 сентября он был на пути в Средиземное море в 4-й раз. Еще один рейс был совершен между 20 октября и 6 ноября, но обстановка в Средиземноморье требовала, чтобы он возвратился туда практически незамедлительно. В воскресенье, 12 ноября, в 14 ч 23 мин он отправился в шестой раз в Мудрос.

Последний рейс

28 октября немецкая субмарина «U-73» под командованием Густава Зисса поставила мины в канале Kea - между островом Kea и материковой Грецией. Во вторник утром, 21 ноября судно «Британник» приближалось к этим водам на скорости в 20 узлов. В 8 ч 12 мин утра судно неожиданно сотряслось от взрыва в носу с правого борта. Майор Гарольд Пристлай немедля принял командование и приказал медсестрам продолжать завтрак, так как капитан не давал приказа покинуть корабль.

Немногие думали, что ситуация была очень серьезной, и некоторые шутили, что протаранили подводную лодку. А в то время корабль кренился на правый борт и погружался носом в воду. Капитан отдал приказ задраить переборки и начать рассылать сигнал SOS. Взрыв разрушил переборку у форпика, и, кроме этого, пожарный туннель оказался тоже поврежденным, таким образом, вода могла проникнуть в котельные. С затопленными четырьмя передними отсеками «Британник» все еще мог держаться на плаву. Однако ситуацию ухудшило то обстоятельство, что дверь в переборке между котельными № 5 и № 6 была не в состоянии закрыться, давая возможность воде проходить дальше. Также тем утром по правому борту были открыты иллюминаторы для того что бы проветривались каюты - теперь через них заливало палубу.

Капитан Бартлетт решил попытаться выбросить корабль на мель у близлежащего острова Kea, но отказался от этого намерения, потому как в движущийся корабль вода попадала быстрей. Помощь была в пути, сигналы бедствия приняло несколько кораблей. На борту «Британника» продолжалась эвакуация. Было несколько случаев паники и один из них, когда группа пожарных взяла шлюпку без спроса. Немногие лодки были спущены, но, так как корабль все еще двигался, команда отказалась спустить шлюпки, пока судно не остановится. Несмотря на такую предосторожность, произошел несчастный случай - две шлюпки были спущены на воду и их затянули под судно все еще вращающимся гребным винтом. Под винтом погиб 21 человек. 9 человек погибли на корабле.

В 9 ч 7 мин утра корабль опрокинулся на правый борт и затонул спустя 55 мин после взрыва. Капитан Бартлетт, который оказался в воде, подплыл к шлюпке, и его вытащили из воды. К 10 часам корабль «Scourge» добрался до места гибели и начал подбирать оставшихся в живых.
Всего спаслось 1036 человек.

Причины трагедии

В скором времени после трагедии правительство Британии выдвинуло две официальные гипотезы: кораблю был или торпедирован, или подорвался на немецкой мине.

Историки, по сей день, не уверены в истинных причинах крушения «Британника». Судно опрокинулось и затонуло всего за 55 мин, но благодаря хорошо организованной спасательной работе из 1136 раненых и членов экипажа, находящихся на борту, погибло только 30 человек. Согласно одной из версий, мина, оставленная немецкой подлодкой, и на которую напоролось судно, попросту не могла бы причинить лайнеру большого урона. Но «Британник» умудрился наткнуться на нее отсеком с углем. Взорвалась угольная пыль, проломившая в левом борту огромную пробоину. По еще одной из версий корабль перевозил оружие. Из-за этого судно и было торпедировано субмариной противника.

Подводные исследования

1976 год — Жак Кусто в 64 км южней Афин смог обнаружить точное местонахождение останков «Британика». Корабль (около 270 м. в длину и водоизмещением 48 тыс. тонн) лежит на боку на глубине 119 м. практически целое. Хорошо виден разлом, который был вызван ударом о дно.

Кусто обнаружил, что судно находится на расстоянии 6,75 морских миль от места, объявленного британским адмиралтейством в 1916 году. По словам Саймона Миллза, оператора и морского историка-любителя, купившего обломки за 25 тыс. $. в 1996 году у другого коллекционера останков кораблекрушений Марка Бамфорда, это несовпадение породило несколько теорий. Дошли до того, что некоторые из исследователей даже предположили, что британское правительство само потопило судно в качестве пропагандистского шага для вовлечения в войну США.

Начальник одной из 5-ти экспедиций Ник Хоуп уверял, что он не обнаружил следов от взрывов немецкой мины. Один из членов команды Хоупа смог проникнуть в кочегарный тоннель, чтобы удостовериться, были ли задраены герметичные люки в переборках судна. Он обнаружил, что один люк был открытым. «Еще по одной версии, - говорит Хоуп, - иллюминаторы около ватерлинии были открытыми…»

На борту судна Британник, была медсестра Вайлет Джессоп. Она была в лодке, которую затянуло под винт тонущего корабля, и выжила. Также девушка смогла благополучно пережить гибель старшего брата «Британника» - «Титаника». Что еще более удивительно, так это то, что Вайлет Джессоп была стюардессой на «Олимпике» (старшем брате обоих лайнеров), когда тот в порту Саутгемптона столкнулся с крейсером «Хоук».

Сто лет назад, в ноябре 1916 года, в Эгейском море между побережьем материковой Греции и островов Кеа в течение 55 минут затонул гигантский лайнер «Британик», брат-близнец печально известного «Титаника». В течение долгих лет официальная версия гласила, что он наскочил на немецкую мину.

Много лет спустя знаменитый исследователь океанских глубин Жак-Ив Кусто выдвинул свою оригинальную версию: лайнер перевозил оружие и именно поэтому был торпедирован германской подлодкой, которую на него навели немецкие шпионы. И совсем недавно международная команда дайверов сумела спуститься к затонувшему лайнеру, исследовала его снаружи и внутри, и вроде бы опровергла версию Кусто.

Впрочем, обо всем по порядку.

Стремительное развитие торговли между странами и массовая эмиграция в США из Европы и других частей света требовали мощных и скоростных трансатлантических лайнеров.

В 1902 году в США началось строительство небывалых по размеру и скорости кораблей. Лайнеры-близнецы «Лузитания» и «Мавритания» монополизировали трансатлантические перевозки и отодвинули на второй план британской торговый флот.

«Лузитания» и «Мавритания» в Ливерпуле

В ответ на это на верфях "Харланд энд Вольф" в Белфасте началось строительство трех лайнеров, превосходящих по своей мощности и надежности американские, - «Олимпика», «Титаника» и «Британика».

«Титаник», «Британик» и «Олимпик»

Каждый следующий корабль-близнец строился с учетом недостатков предыдущих. Лучшая судьба была у первенца - «Олимпика». Он более 500 раз пересек Атлантику, тогда как «Титаник» совершил всего один рейс, а «Британик» - пять.

После гибели "Титаника" судостроители учли все недостатки, которые привели к его гибели, при строительстве "Британика". Корабль был внешне похож на своих «братьев», но был более мощным и совершенным: был лучше оснащен шлюпками, а 17 водонепроницаемых перегородок делали его непотопляемым при затоплении даже шести отсеков.

Были изменены характеристики шлюпочной палубы. Переделка шлюпбалок и установка их не только по бортам, но и на корме, дала возможность эвакуировать пассажиров при любом крене лайнера.

Характеристики судна:

длина корпуса - 269 м;

ширина - более 28 м;

высота от ватерлинии до шлюпочной палубы составляла 18,4 м;

для работы двигателя использовались 29 паровых котлов для двух четырехцилиндровых паровых машин, связанных с наружными винтами (по 16 000 л. с.);

общая мощность двигателя составляла 50 000 л. с.;

скорость судна была до 25 узлов.

В феврале 1914 года «Британик» был спущен на воду.

Планы его коммерческой эксплуатации были нарушены в августе 1914 года. Первая мировая война уготовила "Британику" судьбу плавучего госпиталя. На его борту разместились 437 членов медперсонала, 675 человек из команды корабля и 3300 раненых солдат.

Корабль был «украшен» зеленой полосой и шестью красными крестами, указывающими, что это мирный госпиталь.

Два года «Британик» перевозил раненых, но осень 1916 года стала для него роковой.

21 ноября 1916 года «Британик», следуя по проливу, разделяющему греческие острова Кея и Китнос, выполнял свой шестой рейс, чтобы забрать очередную партию раненых. На его борту находилось 1134 человек. В 08:00 в районе мостика по правому борту прогремел мощный взрыв, за которым последовали длительный гул и вибрация всего корпуса. Капитан Бартлетт в этот время завтракал. Не медля ни секунды, и даже не переодев пижаму, выбежал в рубку. Он попытался развернуть судно в сторону берега, чтобы выброситься на мелководье, но почти сразу же понял, что не успеет этого сделать.

Лайнер быстро кренился на правый борт. Отсеки затапливались один за другим. Гигантские лопасти гребного винта оказались на поверхности, искромсав две шлюпки с пассажирами. В результате 28 человек погибли. Спасенных 1104 пассажиров подобрали британские военные корабли.

Вначале распространилась версия, что корабль был торпедирован немецкой подводной лодкой U-73. В отчет на эти обвинения капитан подлодки Зейсс заявил, что на пути лайнера была поставлена «минная банка», на которую и напоролся «Британик». В доказательство он предъявил свой бортовой журнал, в котором не было команды о торпедировании, но была запись о постановке мин.

Иную версию озвучил знаменитый Жак-Ив Кусто в 1975 году, который исследовал останки лайнера: он пришел к выводу, что на борту «Британика» перевозилось нелегальное оружие в Египет. Оружие должны были выгрузить в египетском порту Александрия. Это стало известно германской разведке, и во время бункеровки в Неаполе в один из угольных бункеров правого борта было заложено взрывное устройство. Через четыре дня, когда угольные хранилища значительно опустели, и в них стояла угольная пыль, заложенная бомба взорвалась, вызвав вторичный взрыв угольной пыли во всех бункерах по правому борту. Этим и объясняется гул, который ощущался в течение некоторого времени после взрыва и который может означать серию взрывов угольной пыли. Кусто объяснил и быстрое затопление лайнера: герметичность отсеков была нарушена вторичным взрывом угольной пыли.

В 2003-м году международная команда дайверов спустилась на глубину 118 метров к лежащему на боку лайнеру и буквально облазила все его отсеки.

Было обнаружено минное поле, поставленное немцами. Было доказано, что водонепроницаемые переборки были открыты, именно из-за этого лайнер и затонул.

Однако, отважные ныряльщики ничего не прояснили по поводу вторичной детонации после взрыва мины, а также по поводу наличия или отсутствия оружия на борту лайнера. Возможно, им не хотелось ворошить неблаговидное прошлое. Кроме того, довольно наивно полагаться на уверения командира немецкой подлодки, который вполне мог (причем с одобрения командования) фальсифицировать запись в бортовом журнале, и пустить-таки торпеду в борт обреченного лайнера, который даже после первого взрыва пытался выброситься на мель. Ведь по словам самого Зейсса он видел на борту лайнера множество людей в военной форме, и если германская разведка действительно имела сведения о перевозимом на «Британике» оружии, то потопить лайнер с очки зрения германского Генштаба, было необходимо любой ценой. +

Невероятно, но факт: медсестра Вайолетт Джессоп сумела выжить после того, как шлюпку, в которую она села, затянуло под вращающийся гребной винт. Четырьмя годами ранее Вайолетт находилась на борту «Титаника» — и также сумела выжить. А в 1911 году она была на борту «Олимпика», когда тот столкнулся с крейсером «Хоук», хотя в той аварии не было пострадавших.

Этот факт наводит на мысль выдвинуть мистическую версию гибели двух гигантских лайнеров: роковая женщина на борту «непотопляемых» гигантов.

Хотите верьте, хотите - нет…



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка