Национально-государственные интересы китая и пути их реализации.

Существует и такое понятие науки геополитики как механизм реализации государственных интересов. Какие принципы, нормы права, морали, политики должны быть приоритетными при отстаивании этих интересов? Практика показывает, что на первый план выступают прагматические интересы, достигаемые силой без учета норм и принципов морали. Мощь государства исторически проявлялась как мощь военная. Военная мощь возрастала по мере научно-технического прогресса, наработок военной мысли. Геополитические конфликты возникали чаще всего вокруг разделов и переделов мира, за спорные территории, за расширение сфер влияния.

Вторая половина ХХ в. показала, что борьба за передел мира может вестись не только с применением военной силы, но и путем экономической, финансовой, культурно-идеологической экспансии.

Государственные интересы порождают те или иные действия стран и народов. Эти действия могут носить оборонительный или наступательный, захватнический или освободительный характер. В геополитике применяется категория экспансия - какие-либо территориальные приобретения или установление военно-политических сфер влияния. Экспансия может быть не только военной, но и экономической (торговой, финансовой), культурно-идеологической, информационной. В конце ХХ в. главным видом экспансии остается территориальная - борьба за сырьевые ресурсы суши и мора, за биоресурсы - за выживание.

Территориальные приобретения - это чаще всего долгосрочные приобретения, это «жизненное пространство». Китай ведет против России тихую ползучую демографическую экспансию, внедрив в демографическое тело РФ уже около 2 млн. своих сограждан. В силу ряда причин экспансия против России носит «мягкий характер». В XXI в. по мере обострения и глобализации ресурсного кризиса, особенно энергоносителей, роста народонаселения, истощения и сокращения площадей плодородных земель, экологического напряжения, вероятно, в мировые отношения вернется жесткий вариант территориальной экспансии.

Китай - социалистическая страна с плановой экономикой. Тем не менее, иностранных инвесторов это не смущает. Политическая и экономическая системы КНР стабильны и приток иностранных капиталов с каждым годом растет: с 1980 по 2000 гг. он вырос почти в 4,5 раза. Контрактный объем инвестиций составил 545,37 млрд. долларов.

Главными прямыми инвесторами в экономику Китая выступают Тайвань, Сянган, Аомэнь, Сингапур, то есть страны, где проживает больше всего китайцев. Их вклад в экономику Китая составляет 60-80% суммы всех вкладов деловых кругов остальных стран мира. В последние года Тайвань превратился во второго после Гонконга инвестора в экономику КНР, а после включения Гонконга в геополитическую систему Китая - в инвестора номер один. Бурно растет китайский экспорт: примерно на 25-30% ежегодно. В первом полугодии 2000 года общий объем внешнего товарооборота КНР составил 160 млрд. долларов, экспорт превысил импорт более чем на 20 млрд.

Огромный китайский рынок осваивается пока лишь представителями нашего военно-промышленного комплекса. В КНР мы поставляем разные виды вооружений: корабли, самолеты, некоторые компоненты космической техники, ракет тактического назначения, машины и оборудование для строительства ГЭС и ГРЭС. Осуществляются поставки энергоносителей, пиломатериалов и сырья. Гораздо активнее в этом отношении действуют китайские предприниматели - челноки. Их, как и китайские товары - в основном изделия легкой промышленности, в России можно видеть «от Москвы до самых до окраин». Объем Российско-китайской торговли практически не растет. В 2000 г. товарооборот Китая с Россией составил 8 млрд. долларов, то есть столько же, сколько 5 лет назад. Роста товарооборота нет, потому что головы лидеров России повернуты на запад. Прогнозировать образцовую стабильность отношений России и Китая рискованно. У Москвы до сих пор нет плана стратегического развития экономических, политических и культурных связей с Пекином.

Многие специалисты, занимающиеся проблемами геополитики, считают нашего южного соседа наиболее опасным для России. И для таких опасений есть достаточно оснований. С геополитической, военной, экономической точек зрения самой уязвимой частью Российской Федерации является граница с Китаем. Огромная Российская территория - это запустение, заброшенность гигантских районов Сибири и Дальнего Востока, богатых практически всеми видами сырья и энергоресурсов, огромными массивами тайги, полей, лугов и т.д. На Сибирь и Дальний Восток приходится половина мировых запасов угля и почти одна треть мировых запасов нефти и газа. Численность же населения от Байкала до Владивостока - всего около двух десятков миллионов, тогда как в Китае 1,2 млрд. человек.

Геополитика Китая носит на себе отпечаток моря и континента. Во внешней политике он никогда не был последовательным сторонником талласократии, а больше ориентировался на континентальные теллурократические принципы, потому и называется он с давних времен «Срединной империей». Но с начала XIX в., с тех пор как страна попала под влияние колониальных держав, до октября 1949 года (Провозглашение КНР) геополитика Китая характеризовалась как проатлантическая. С 1949 по 1959 гг. - ориентация на просоветскую внешнюю политику. С 1960 по 1979 гг. его внешняя политика носила конфронтационный для СССР характер. Вершиной этой конфронтации были бои за остров Даманский в конце зимы 1969 года. В середине 70-х годов ХХ века Китай активно вел переговоры с представителями мондиалистской «трехсторонней комиссии», т.е. снова выступал как сторонник атлантической геополитики. В конце ХХ века контакты КНР с Западом стали значительно прочнее и обширнее, чем с Россией, по отношению к которой проводился «зондаж» настроений правительственных кругов РФ по «спорным территориям», то есть по сути предъявлялись России территориальные претензии. Китай - замкнутая расово-культурная общность, не имеющая в этом отношении общих черт с евразийскими народами. Это и иная философия, имеющая свою тысячелетнюю историю. Все это вместе взятое, плюс динамичное развитие с 1979 года делают Китай потенциальным геополитическим противником России на юге и на востоке.

Внешнеторговый оборот России и КНР начиная с 1993 года ежегодно падал. Его подъем начался с 1998 года, после заключения в декабре 1997 года крупной сделки по строительству Россией в Китае АЭС на легкой воде. Китай - держава с мощным потенциалом развития, переживающая этап сложных реформ. Все страны проецируют в будущее развитие своих отношений с Китаем, стремятся «подобрать ключик» к этому растущему гиганту. Пока у России это получается лучше.

К факторам, сближающим наши страны, следует отнести и общность переживаемого Россией и Китаем этапа коренных преобразований и всесторонней модернизации.

Объективным обстоятельствам, лежащим в основе российско-китайского стратегического партнерства, является сходство национальных интересов России и Китая на мировой арене в постбиполярную эпоху. В силу международных и внутренних реалий подхода Москвы и Пекина к узловым глобальным проблемам - будущее мироустройство, стратегическая стабильность, роль ООН, региональные ситуации - близки как никогда. Государственный визит председателя Ху Изиньтао, состоявшийся 26-28 мая 2003 года подтвердил курс на стратегическое партнерство между Россией и Китаем. По итогам саммита был подписан весомый политический документ - совместная декларация Российской Федерации и КНР. В ней подтверждены принципы и магистральные направления развития отношений между двумя странами. Совместная декларация содержит взвешенную оценку современной международной ситуации и предлагает конкретную программу действий по созданию многополярного, справедливого и демократического миропорядка на основе общепризнанных принципов международного права.

В ходе визита Ху Изиньтао была достигнута договоренность сотрудничества между Россией и Китаем в торгово-экономической, военно-технической, научно-технической, энергетической, транспортной областях, в атомной энергетике, в финансовой, космической, а также приграничного и межрегионального сотрудничества. В итоговом документе саммита было подтверждено намерение пограничного урегулирования на основе принципов справедливости и равенства, взаимного понимания и взаимной уступчивости, в целях укрепления спокойствия и стабильности в районе российско-китайской границы.

И Россия и Китай озабочены ростом международного терроризма, экстремизма и сепаратизма, решительно выступают за нераспространение оружия массового уничтожения.

Обе страны видят мир будущего как многополярный, то есть выступают против попыток какого-либо государства или союза решать международные проблемы по своему усмотрению, вразрез с международным правом, в обход ООН и ее Совета Безопасности. Именно на этой основе обе страны, имея неплохие отношения с США и понимая их необходимость для собственного экономического развития, тем не менее, занимают критическую позицию, когда Вашингтон пытается взять на себя роль единоличного вершителя судеб мира. Так было во время югославского кризиса, когда Москва и Пекин, несмотря на непонимание не только со стороны США, но и Европы, согласованно выступали против бомбардировок Югославии. Так было и при ликвидации режима талибов в Афганистане, когда и Россия и Китай, поддержав международную операцию, приложили все усилия, чтобы она проводилась под контролем ООН.

В то время, как политические отношения между Москвой и Пекином находятся на подъеме, этого нельзя сказать о торгово-экономическом сотрудничестве. Торговля хоть и растет (в 2002 г. товарооборот приблизился к 12 млрд. долларов), но медленно. Доля Китая во внешнеторговом обороте России составляет всего 5%, а удельный вес России во внешней торговле Китая и того меньше - 2%.

К сегодняшнему дню российско-китайские связи достигли высшей точки развития за последние 40 лет. Но при оценке этих связей надо делать поправку на взаимозависимость, которой подвержен треугольник Россия - США - Китай, усложненный отношениями каждой из этих вершин с Японией, Индией, ближним Востоком, Центральной Азией, странами АТР. Хотя, конечно, России и Китаю за последние десятилетия удалось преодолеть полосу идеологических войн и напряженности.

В отношениях с соседями для Китая важнейшими остаются погранично-территориальные проблемы. Государственное оформление российско-китайской границы восходит к спорному, по мнению историков, Нерчинскому договору 1689 года, который объявлялся китайской стороной «грабительским». Это позволило в свое время Мао Цзэдуну заявить о «реестре» в 1,5 млн. кв. км., а в 1969 г. произошли военные столкновения в районах острова Даманский и озера Жаланшколь. Начались переговоры, и в 1991 году была установлена согласованная на большей части протяженности граница (Соглашение о Государственной границе между СССР и КНР от 16 мая 1991 года). СССР пошел на территориальные уступки (более 1000 км 2). Но по двум участкам - остров Большой на Аргуни и острова Большой Уссурийский и Табаров на Амуре - договориться не удалось. Пограничные вопросы обсуждались и после распада СССР. В 1995 году подписано Российско-китайское соглашение о сотрудничестве по охране границы. Спустя два года была принята российско-китайская декларация о многополярном мире и формировании нового международного порядка. В том же году заключено соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы, завершена ее демаркация от Монголии до реки Турманган. В 1998 году было подписано совместное заявление «Российско-китайские отношения на пороге XXI века» и Совместное заявление о российско-китайских вопросах. В марте 1999 года демаркированную границу обозначили на местности. Статус трех островов при этом остался юридически не оформленным.

Летом 2000 года во время визита Президента России В. Путина в Китай были подписаны совместное заявление по вопросам противоракетной обороны и Пекинская декларация. Наконец, в июле 201 года в Москве на высшем уровне был заключен Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и Китаем. В документе предусмотрено не применять первыми друг против друга ядерное оружие, не нацеливать стратегические ракеты, вступать в контакт при ситуациях, угрожающих миру или агрессией против одной из сторон.

о этот новый «Большой договор» - не договор о союзе, который был заключен в 1950 году (Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи). В новом документе обязательств по совместной обороне в случае агрессии нет. Отмечается только, что у сторон отсутствуют территориальные притязания, а по спорным участкам будут продолжаться переговоры с сохранением там статус-кво. Но «отсутствие территориальных притязаний» для китайской стороны не имеет буквального смысла. «Китайская сторона никогда не считала, что у нее были или есть территориальные претензии к нам, а лишь справедливое требования восстановления законных прав Китая» . Если не удается достичь выгод, Китай соглашается на статус-кво, используя далее эту ситуацию для дипломатических игр.

Тем не менее, закрепленное в Договоре 2001 года стратегическое партнерство России и Китая - несомненный успех. Эксперты связывают с Договором 2001 года общность интересов Китая и России в нескольких важных областях. Это сохранение единства и территориальной целостности двух стран обеспечение стратегической стабильности, вхождение в мировую экономику с учетом национальных интересов.

Модернизация вооруженных сил Китая идет по всем направлениям. При набранных темпах модернизации армии Китай в ближайшие 10-15 лет может стать конкурентом США, каким был в свое время СССР. Китай ставит цель не только доминировать в военном отношении над Тайванем, но и контролировать ситуацию в районе Южно-Китайского моря и в Малаккском проливе. Через этот пролив транспортируется более половины всей импортируемой Китаем нефти. К числу важнейших экономических связей между Россией и Китаем следует отнести ядерные программы. Летом 203 года на седьмом заседании российско-китайской подкомиссии по ядерным вопросам стороны обсудили вопрос о совместном создании плавучей АЭС на основе российских технологий атомного судостроения. Стоимость проекта 150 млн. долларов.

Россия для Китая представляет интерес как источник сырья и обладатель территории, способный когда-нибудь решить демографические проблемы Восточной Азии. От России, по мнению лидеров восточноазиатских государств, исходит потенциальная военная и экологическая угроза. За исключением вооружений российская продукция на рынке АТР неконкурентоспособна. Кроме того, на восприятие России здесь сильное влияние оказывает позиция США, которые опасаются ее вовлеченности в восточноазиатские дела. КНР является важным геополитическим фактором, оказывающим большое влияние на положение дл в России, особенно на Дальнем Востоке и в Сибири. В ближайшие 10-15 лет это влияние еще больше взрастет в силу объективных причин, что во многом объясняется специфическими условиями развития Китая. Китай, как и Япония, имеет в торговле с США положительное сальдо. Любая геополитическая напряженность между Китаем и США будет способствовать усилению японо-китайских связей, усилению японского капитала в АТР. Эта угроза способствует объединению стратегических интересов США и Китая. Коме экономических интересов на сближение двух стран «работает» историческая память китайцев и американцев - память о преступлениях японцев накануне и в годы Второй мировой войны. Связи Китая и Японии стали завязываться в 60-е годы во время «холодной» войны и особенно войны между СССР и Китаем (бои на острове Даманском), Китаем и Вьетнамом. Япония выступает преимущественно в качестве кредитора и сейчас является главным торговым партнером Китая, который чаще всего покупает японскую технику, технологию. Обострились японо-китайские отношения во второй половине 90-х гг. КНР и Япония заинтересованы в развитии двусторонних экономических и торговых связей, тем не менее они выступают как конкуренты на рынках стран АТР, США, АСЕАН, Африки, Европы. Япония стремится сдержать наращивание китайского технико-технологического и экспортного потенциала, не пуская соседа на традиционные рынки сбыта своей продукции. Усиливается стратегическое соперничество Китая и Японии за политическое влияние, сырьевые ресурсы и рынки сбыта в регионе. В китайско-японских отношениях более чем достаточно «горючего» материала, серьезных глубинных противоречий. Японцев серьезно беспокоит стремительный рост экономической, политической и военной мощи Китая. НР, в свою очередь, внимательно следит за активизацией внешней политики Японии, ее военным строительством, особенно укреплением американо-японской военно-политической спайки, которая рассматривается китайским руководством как одно из главных препятствий на пути реализации его планов «мирного возвышения» страны.

Отношения Пекина и Токио отягощены и тайваньским вопросом. Заявление Токио и Вашингтона о включении мирного урегулирования в Тайваньском проливе в стратегические цели японо-американского союза, вызвало крайне негативную реакцию в Китае, рассматривающем тайваньскую проблему исключительно как свое внутреннее дело.

В последнее время повысился градус дискуссии Пекина и Токио по застарелым территориальным проблемам. Вопрос о расположенных в Восточно-китайском море спорных островах Сенкаку (Дяоюйдао) поначалу был отложен на суд будущих поколений (сейчас фактический контроль над островами осуществляет Япония). Однако с обнаружением запасов природных богатства морского дна в этом районе спор вокруг них разгорелся с новой силой.

Соперничество двух держав ярко появляются в Юго-Восточной Азии, где долгие годы японское экономическое влияние было неоспоримым. По мере экономического роста Китая центр тяжести в регионе стал смещаться в его сторону. Китайский рынок начал оттягивать на себя традиционных контрагентов Японии - Сингапур, Таиланд, Индонезию, Филиппины. Китайцы повели игру на опережение, перехватывая у Японии инициативу в региональных интеграционных процессах, создании зон свободной торговли.

Все эти проблемы накладываются на сложный психологический фон в двусторонних отношениях, во многом предопределяющий атмосферу взаимной подозрительности и недоверия друг к другу. Да и в целом японцы не очень жалуют своих соседей: на обывательском уровне среди них, например, весьма распространено мнение о том, что всплеск преступности, отмечаемый в Японии в последние годы, во многом связан с притом в страну китайских иммигрантов.

Приведение внушительного перечня взаимных претензий и проблем в китайско-японских отношениях не означает, что связи Пекина и Токио обречены на конфронтационное развитие. Двусторонним отношениям в обеих столицах придается большое значение. Кита и Япония вышли на весьма интенсивный уровень политических контактов.

Более 250 городов Китая и Японии установили между собой побратимские отношения. Почти каждый десятый китайский студент, получающий образование за рубежом, обучается в японских вузах. Поддерживаются тесные культурные связи, отражающие цивилизационную взаимосвязь двух народов.

Мощной цементирующей основой отношений является экономика. В Китае даже вывели формулу японо-китайских связей - «холодно в политике, горячо в экономике». Япония прочно удерживает пальму первенства по объему инвестиций в китайскую экономику - почти 50 млрд. долларов. Токио - главный торговый партнер Китая: оборот взаимной торговли давно превысил отметку в 100 млрд. долларов.

Общая заинтересованность Китая и Японии в предсказуемом развитии двусторонних отношений, сохранении стабильности в регионе в целом, скорее всего, позволят им удерживать имеющиеся противоречия в контролируемых рамках.

В отношении стран АСЕАН превалирует конкуренция. Страны АСЕАН опасаются военной угрозы со стороны Китая. По оценкам западных специалистов, на Тайване разработана долгосрочная программа, предусматривающая превращение его в азиатско-тихоокеанский региональный экономический центр, способный занять центральное место в АТР и даже в мире. Его намерены сделать операционной базой инвестиционной и предпринимательской деятельности местных и иностранных компаний. Кроме того, по замыслу разработчиков программы, он должен стать центром обрабатывающей промышленности, финансовой, телекоммуникационной и транспортной активности в АТР, то есть превратиться в лидера в развитии региональной экономической интеграции. В Китае тоже имеется аналогичный «план Пудун». Он предполагает формирование в районе Шанхая гигантского международного промышленного, финансового, торгового, транспортного и культурного центра, способного занять лидирующую роль в АТР. В XXI веке, вероятнее всего, произойдет объединение двух Китаев в один, и тогда он превратится в самую мощную финансово-экономическую империю.

На общей национальной и культурной базе между странами и территориями (Китай, Тайвань, Сянган, Макао, Сингапур) складываются и упорядочиваются тесные производственно-экономические связи, образуя костяк «Большого Китая». Конкурируя между собой, субъекты - элементы потенциального «Большого Китая» - идут по пути тесной интеграции. В перспективе в первой половине XXI в. на мировую арену может выйти мощнейшая мировая супердержава с четвертью населения земного шара, расположенная на стратегически важном геополитическом пространстве. Она сможет регулировать жизнь не только этносов, поживающих на территории «Большого Китая», но и многочисленных китайских общин, разбросанных по всему миру.

Главная геополитическая задача современного Китая - это воссоединение Гонконга, Макао, Тайваня в едином государстве - цивилизации. тому было подчинено создание специальных экономических зон, призванных обеспечить постепенную поэтапную трансформацию разных экономик. Китай демонстрирует пример ненасильственной трансформации различных социально-экономических систем на основе модели умеренного развития, позволяющего избегать падения уровня жизни в переходный период.

Геостратегической целью будущего является создание мирового китайского экономического пространства «Большого Китая».

Главный геостратегический приз Китая - Тайвань. На Тайване, где в конце 80-х гг. 80% жителей были выходцами из Китая, произошла смена поколений. В конце ХХ в. здесь доминирует поколение, рожденное на острове и ощущающее себя частью самостоятельной нации. Либерализация политической жизни и высокий уровень материального благосостояния ускорили рост национального самосознания. Новое поколение по-другому воспринимает Китай. Между островом и континентом существуют не только различия в уровнях жизни, но и невидимая граница, которая прошла через души людей. Современный Тайвань, в отличие от коммунистического Китая, находится в другом социально-экономическом пространстве, где правит демократия и существуют «права человека».

Укрепляя политическую, военную и экономическую мощь государства, Китай расширяет радиус своего геополитического и геоэкономического влияния в Евразии. Делает он это, согласно древней традиции, незаметно. Американской мощи наносится поражение мирным путем. Китай реально осуществляет экономическую интервенцию в Юго-Восточную Азию и постсоветское пространство. Геостратегия Китая, повторяя треугольную конфигурацию страны, имеет три генеральных направления - Юго-Восточная Азия, Северо-Восток и Северо-Запад. Юго-Восточная Азия - один из двух (наряду с Западной Европой) геополитических полюсов Евразии. Это направление главного экономического удара геостратегии Китая, чей военно-морской флот господствует в Южно-Китайском море. Этот бросок на юг обусловлен и исторической памятью. Контроль за Малаккским проливом обеспечивал средневековому Китаю статус мировой морской державы. По разным экспертным данным Китайская диаспора контролирует местную экономику на 90% в Индонезии, 75% в Таиланде, 50-60% в Малайзии и полностью в Сингапуре.

Учитывая, что КНДР может стать следующей целью для применения силы Вашингтоном, Россия и Китай обратились к обеим сторонам, фактически призвав КНДР соблюдать режим нераспространения оружия массового уничтожения, а США - нормализовать отношения с КНДР и вести с ней равноправный диалог. «Ядерная проблема КНДР» задевает интересы России и Китая. Хотя бы потому, что КНДР - их сосед. Ни Москве, ни Пекину не нужно ни северокорейское ядерное оружие вблизи своих границ, ни военный конфликт КНДР с США, который может привести к экологической и демографической катастрофе. В связи с отдаленностью этого региона от Европы, «старая» Европа вряд ли будет играть здесь активную роль. В российско-китайской совместной декларации от 27 мая 2003 г. стороны заявили о необходимости обеспечения безъядерного статуса Северной Кореи и соблюдения там режима нераспространения оружия массового уничтожения. Одновременно должна быть гарантирована безопасность КНДР и созданы условия для ее социально-экономического развития. Ключом к решению проблем по мнению России и Китая, являются политическая воля вовлеченных сторон и политико-дипломатическими методами. Силовое давление или применение силы неприемлемо.

Конструктивные отношения с США крайне важны для Китая. Американские инвестиции в китайскую экономику не идут ни в какое сравнение с минимальными взаимными инвестициями России и Китая. Компании США, Японии, стран ЕС, Республики Корея помимо предоставления выгодных финансовых условий (господдержка, льготные кредиты, рассрочка платежей и т.д.), активно участвуют в создании в Китае совместных предприятий. Пекин четко определил необходимость широкого сотрудничества с Западом, так и границу уступок, на которые ради этого сотрудничества можно пойти. Не случайно китайские представители, настроенные крайне антиамерикански, в беседах с российскими коллегами и в переговорах с самими американцами ведут себя гораздо мягче, если это не касается самых принципиальных для Китая проблем (к ним прежде всего относятся вопросы единства страны). Не обниматься и не ссориться ни с кем, брать у каждого то, что необходимо, и четко определить узкую сферу коренных национальных интересов, только ради которых стоит идти на обострение с внешним миром.

Динамично развивающийся социалистический Китай - «зубная боль» для лидеров США. Поездки высших руководителей Америки в Поднебесную говорят о том, что они стремятся достичь стратегического взаимопонимания. Цель политики Вашингтона в отношении КНР заключается в том, чтобы склонить Китай к решению региональных проблем (начать экономическую, демографическую, военную экспансию против соседних государств). Но пока взгляды лидеров КНР больше направлены в сторону Тайваня - средоточия капиталов стран АТР, чем на русское Приморье, Хабаровский край, Монголию Среднюю Азию и Горный Бадахшан. К такому шагу китайцев упорно подталкивают американцы, полагающие, что растущий интерес Китая к Средней Азии «сужает возможности Росси в деле достижения политической реинтеграции региона под контролем Москвы» . Вашингтон усиленно подталкивает КНР и Японию «к развитию Восточной Сибири», Китай - к противостоянию с Индией и к поддержке Пакистана.

Американцы полагают, что присоединение Тайваня к Китаю возможно только путем добровольного волеизъявления жителей Тайваня. «Любые попытки решить проблему воссоединения с помощью силы поставят под угрозу китайско-американские отношения и подорвут способность Китая привлечь иностранные инвестиции» . По мнению американских аналитиков, претензии Китая на определяющую роль в регионе и получение статуса мировой державы уменьшатся. Эти рассуждения построены на песке. Дело в том, что самые большие инвестиции в экономику КНР делаю не американцы, западноевропейцы и японцы, а Тайвань; затем хуацяо-этнические китайцы, проживающие за рубежом. Вашингтон очень хочет, чтобы Китай рассматривал «Америку как своего естественного союзника»; без китайско-американского сотрудничества у Америки не будет геостратегии для Азиатского континента и для Евразии в целом.

Многие эксперты уверены, что в наступившем веке главные международные события будут связаны с политическим и экономическим соперничеством США И КНР. Придерживаясь традиционных геополитических установок, США склоняются к силовой политике, то есть в применении силы для решения международных вопросов и в оценке союзников и противников по критерию военной и экономической мощи. Все, что связано с ядерным вооружением в Китае скрыто завесой секретности и дезинформации. Считается, что в настоящее время Китай располагает ограниченным количеством ракетно-ядерного оружия. Но именно Китай наращивает этот вид вооружений. Ядерные системы воздушного и морского базирования Китая рассчитаны пока что на защиту границ страны, а не на поражение межконтинентальных целей.

Источником потенциальных угроз Пекин считает США, имея в виду угрозу конфликта вокруг Тайваня. По мнению американских наблюдателей, увеличивается количество ракет с целями в Тайване, Японии, на территориях других союзников США.

Китай поддерживает все международные договоры о нераспространении и ограничении вооружений, когда это касается других стран. Но он ревниво относится к какому-либо задевающему китайские интересы применению этих договоров по отношению к себе.

На XVI съезде КПК было заявлено, что Китай готов вести борьбу с терроризмом «во всех его формах». Съезд подтвердил традиционный взгляд Пекина на демократизацию и справедливость международных отношений. Речь идет о сохранении многообразия мира и моделей развития стран, что политические проблемы надо снимать без применения оружия - путем переговоров. «Дела каждой страны должны решаться ее собственным народом, - было сказано на съезде. А дела планеты - на основе равноправных консультаций всех стран» . Правительство Китая делает крен в сторону многосторонней дипломатии и экономического взаимодействия. На съезде КПК установлены приоритеты международных связей. Высший приоритет в соответствии с экономическими интересами отдан странам Запада, на втором месте - дружественные соседи (эксперты полагают, что Россия - среди них), на третьем - развивающийся мир. Раньше приоритет отдавался «дружественным» соседям. Политика Китая подчинена экономическим задачам. По данным китайских специалистов, стране для стабильности и удержания роста безработицы необходимо ежегодное увеличение ВВП минимум на 7%. Но это возможно только при нынешних объемах вливания инвестиций, прежде всего иностранных. Это налагает сильное ограничение на внешнюю политику Китая по отношению к США, Японии, Западу в целом, с одной стороны, и по отношению к России - с другой.

Транспортные российские магистрали, которые могли бы связывать Китай, Японию, Корею с Центральной и Западной Европой, способны коренным образом изменить мировые торговые маршруты в пользу России.

Традиционный торговый путь из Европы в Азию проходит морем, через Суэцкий канал. Средний тариф перевозок грузов из стран Европы в порты Дальнего Востока сегодня в два раза ниже железнодорожных. Однако эффективность перевозок определяется не только тарифами, но и временем. Суэцкий канал становится «узким горлышком». Транспортировка грузов по железной дороге из Европы до Дальнего Востока на 40% быстрее морских перевозок. Есть резервы и удешевления железнодорожной транспортировки контейнеров. Конъюнктура благоприятствует развитию Транссибирской железнодорожной магистрали для транспортировки грузов из Европы в Азию и обратно. Пропускная способность трассы составляет до 100 млн. тонн в год, в том числе 140 тысяч контейнеров.

Необходимость развития Транссиба подталкивается планами Китая проложить новый «шелковый путь» в Европу в обход России и Казахстана. Он на 1300 км короче транссибирского маршрута, начинается в Шанхае с выходом на Турцию и Восточную Европу. Этот «шелковый путь» привлекает Китай тем, что может связать его транспортной системой с Персидским заливом, Каспийским морем, с Ормузским проливом. Для ввода в действие Транскитайской железной дороги осталось построить участок в 200 км от Оми до Кашгара. В этой дороге заинтересованы Япония, Южная Корея, КНДР, другие страны АТР.

Новый «шелковый путь» проходит по территориям, не отличающимся для гарантированной транспортировки грузов политической стабильностью. В этом отношении Транссиб выигрывает. Главное препятствие для развития этой магистрали эксперты видят в несовершенстве российских законодательств. Речь идет о длительном и сложном таможенном оформлении грузов, которое отпугивает перевозчиков, действующих по формуле «время - деньги». Новый «шелковый путь» и Транссиб связывают разные территории Европы и Азии, в условиях глобализации они дополняют друг друга в развертывании единой транспортной системы.

Китай недоволен присутствуем американцев у границ Синьцзяна. Что касается попыток США войти в ШОС, то здесь Китай безусловно против: он стремится, наоборот, создать в центре Азии «зону свободную от американского влияния». В свою очередь, западные специалисты предвидят достаточно скорый закат США - при возвышении Китая.

На Востоке следует вести себя в русле восточной дипломатии. Примером моет служить Китай, который отказывает от союзов, участия в военных блоках, отстаивает свою самостоятельность, а, борясь за свои национальные интересы, избегает резкой конфронтации и с Россией, и с США.

Китай является одной из немногих стран, которые сохраняют своеобразную систему цивилизации с древности до наших дней. В ходе его многовековой истории в стране сформировались свои традиции и стили внешней политики, которые оказывают влияние и на современное развитие КНР. Добрососедство как идея возникло в Китае еще 2300 лет назад. Новое китайское руководство продолжает развивать идею добрососедства. Новый руководитель Ху Цзинтао во время своего визита в Россию в 2003 г. сказал, что «Китай всегда будет вести мирную и независимую внешнюю политику, способствовать формированию стабильной международной обстановки, и в частности установлению атмосферы взаимовыгодного сотрудничества в своем окружении» .

Китай впервые предложил свою трактовку понятия «комплексной безопасности». Ее смысл в том, что страны, между которыми имеются противоречия, должны разрешить их через равноправные переговоры и всестороннее сотрудничество. Сочетая политику добрососедства с политикой укрепления благосостояния, Китай принимает активное участие в экономическом сотрудничестве, считая, что последний представляет собой базу для первой. Китай прилагает активные усилия в многосторонних акциях по стабилизации и интеграции Восточно-Азиатского региона (ЮВА). С 1990-х гг. ХХ в. появилась тенденция создания региональных организаций, таких как Сотрудничество Независимых Государств (СНГ, 19991 г.), Организация экономического сотрудничества (ОЭС, 1992 г.), Центральное экономическое сообщество (ЦАЭС, 1993 г.), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАЗЭС, 2000 г.), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС, 2001 г.). Конечная цель всех организаций - укрепление сотрудничества и ускорение интеграции государств-членов. В настоящее время Китай мирно развивается, стремясь ликвидировать отсталость от соседних стран.

Несмотря на то, что Китай последнее время развивается быстрыми темпами и становится одним из геополитических центров силы, существует ряд проблем, которые являются приоритетными в геостратегии Китая; к примеру быстрые темпы роста численности населения, нехватка земли, пригодной для выращивания сельскохозяйственных культур, высокий уровень безработицы и многие другие.

Китай на пороге XI в. в отличие от нынешней России сосредоточен на самом себе. Его внешняя политика имеет подчиненное значение по отношению к внутренней направленной на экономическую и социальную трансформацию страны. Но в условиях зависимости Пекина от внешних кредиторов политика добрососедства для Китая - не благотворительность, не жест доброй воли, а объективная необходимость.

Внешняя политика «срединной империи» в конце ХХ и начале XXI вв. будет направлена на стратегический выигрыш времени для создания экономической и военной мощи для превращения Китая в мировую сверхдержаву. делаться это будет за счет присоединения (вслед за Гонконгом) Макао, а самое главное - Тайваня и островов типа Спратли с огромными морскими шельфами.

На острова в Южно-Китайском море КНР предъявляют особые права, хотя не меньше прав на спорные острова имеется у Вьетнама, Японии и других приморских государств. Геостратегической целью Китая в этом регионе станет достижение преобладающего влияния в АТР: от Филиппин, Индонезии до Бирмы. На севере внешняя политика Китая держит в поле зрения Монголию и Россию. КНР станет активно добиваться фактического признания «особых отношений» с Монголией, то есть присоединения более 1,5 млн. квадратных километров территории с менее чем 2 млн. жителей. Это станет возможным, если Китай заставит своих соседей отказаться от участия в антикитайских коалициях, признать его ведущую роль в регионе. Одной из конечных целей Китая является проведение другими странами торгово-инвестиционной политики, дружественной Поднебесной.

Эта цель выступает как средство достижения глобальной цели - превращения Китая в супердержаву, способную бросить вызов не только США и Западу в целом, но даже коалиции ныне самых могущественных стран. Нет оснований утверждать, что для достижения своих целей Пекин прибегнет к военной силе. Он будет стремиться не вступать в открытую борьбу, а подавлять волю других стран своей мощью (демографической, экономической, военной), разделять потенциальных конкурентов, не вступая в связывающие его действия союзы, отдавая тем самым приоритет коренным интересам Китая, в не мирового сообщества. Для России Китай - это огромный рынок, где можно выгодно реализовать как сырье, так и промышленную продукцию и услуги. Немаловажное значение имеет НР как источник рабочей силы для развития Сибири, Забайкалья и дальнего Востока. В перспективе Китай может стать источником инвестиций. Но завоевать такой огромный рынок можно только в жесткой конкурентной борьбе. Пекин заинтересован в современной технике и технологиях. Такое современное оборудование у России пока что есть в атомной и авиакосмической промышленности, в гидроэнергетике, в военно-промышленном комплексе. Другие же российские товары, услуги, кроме сырья, Китай не интересуют. Вполне реально возникновение односторонней зависимости РФ от КНР в экономике и политике. Это приведет Россию к превращению РФ в сырьевой придаток не только Запада, но и Китая. А такая зависимость Приморья, Хабаровского края, Забайкалья от торговли, поставок продуктов питания, изделий легкой промышленности из КНР видна невооруженным глазом. Тихая китайско-корейская экспансия может привести к тому, что к середине XXI века в России будет проживать от 7 до 10 млн. китайцев, которые станут второй по численности этической группой России - после самих русских. Отсутствие научно-обоснованной иммиграционной политики у России может привести в начале XXI в. к конфликтам на межэтнической почве, а их основой во многом является передел природных ресурсов и границ.

Интересы Китая в мире охватывают Азию, Европу, Африку, обе Америки, даже Антарктиду, где, как считают, скрыты огромные запасы углеводородов и где у Китая уже сейчас есть четыре научные станции: «Чанчэн», «Чжуншань», «Кунлунь» и «Тайшань».

В минувший понедельник председатель КНР Си Цзиньпин и избранный президент США Дональд Трамп договорились в телефонном разговоре встретиться как можно раньше, чтобы обменяться взглядами по вопросам двусторонних отношений. «Как можно раньше» — не признак вежливости, а установка на то, что все остальные могут и подождать. Как замечает Би-би-си, там, «где соперничают великие нации, слоган президентской кампании Трампа «Сделать Америку великой снова» точно совпадает с любимой фразой китайцев о возрождении китайской нации и китайской мечты. Ровно в тот момент, когда Трамп произносил свою победную речь, китайские телеканалы передавали новости об освоении космоса, а президент Си выбрал день выборов в США, чтобы поговорить с китайскими космонавтами через спутник… Это… напоминание китайскому обществу, что где бы и что бы в мире ни происходило, рассказ о восходящем китайском могуществе важнее».

И уже совсем прямолинейно: «Это не случайность, что слоган, выражающий мечту Си Цзиньпина, созвучен американской мечте».

Однако «созвучия» здесь, может быть, и не так много, как хотелось бы комментатору Би-би-си. До сих пор Америка утверждала своё величие с помощью доллара и войн. Нет достаточных оснований ожидать, что этот курс подвергнется решительным переменам. Потому и нет ничего общего между трамповским величием Америки и возрождением Китая – одной из древнейших наций на планете, которая на наших глазах, не меняя в угоду Западу политической природы государства, стала ведущей экономикой мира и потеснила США. При этом главной целью экономического роста оставался в Китае рост благосостояния народа, а не финансово-промышленных элит.

«Дел, по которым могут сотрудничать Китай и США, очень много, — сказал Дональду Трампу Си Цзиньпин. — Я высоко ценю китайско-американские отношения и хотел бы вместе с американской стороной прилагать усилия для их продвижения в интересах процветания народов двух наших стран, народов всех стран. Факты подтверждают, что сотрудничество — это единственный правильный выбор Китая и США». «Китай — великая страна, благоприятные перспективы развития Китая очевидны для всех народов», — ответил председателю КНР избранный президент США.

Однако вернёмся в Европу. Несколько дней назад в Риге закончился 6-й торгово-экономический форум Китая и стран Центральной и Восточной Европы, на котором премьер Госсовета КНР Ли Кэцян уверенно заявил, что китайская экономика сможет преодолеть всевозможные трудности, сохранить стабильный рост и ускорить трансформацию с собственной модели развития, опираясь на адекватное наращивание совокупного спроса – внешнего и внутреннего. В Китае сознают, что только благодаря росту внутреннего спроса на основе благосостояния главного покупателя — народа, страна вышла из кризиса 2008 года победителем.

15 ноября в Марракеше открылось заседание высокого уровня в рамках конференции ООН по изменению климата. Спецпредставитель КНР по вопросам изменения климата Се Чжэньхуа заявил на этом заседании, что, создавая систему глобального управления климатом, все страны должны укрепить фундамент взаимодоверия, осуществлять взаимный обмен преимуществами, наводить мосты для общения. Китай рассчитывает, что все страны будут рука об руку создавать большой и сильный «круг друзей» по сотрудничеству «Юг — Юг» в сфере климатических изменений. Красиво! Однако это не всё. За счёт Китайского фонда сотрудничества «Юг — Юг», располагающего 20 миллиардами юаней, Китай будет строить в развивающихся странах «низкоуглеродные» пилотные зоны, организовывать подготовку персонала, передавать в дар энергосберегающее оборудование и оборудование для мониторинга и предупреждения о климатических изменениях, предоставлять финансовые средства, технологии и развивать потенциал для противодействия климатическим изменениям в развивающихся странах, включая наименее развитые страны, малые островные государства и африканские государства. Все это – за свой счёт.

За свой счёт Банк Китая организовал, например, научно-исследовательские группы на Филиппинах, работающие по теме «Один пояс, один путь». Группы налаживают взаимодействие с филиппинскими властями и представителями деловых кругов. В их работе приняли участие и провели мастер-классы председатель совета директоров компанииAlibaba (крупнейшая в мире компания электронной торговли) Ма Юнь, бывший заместитель директора-распорядителя МВФ Чжу Минь, президент Азиатского банка инфраструктурных инвестиций Цзинь Лицюнь, профессор института экономического управления при Университете Цинхуа Ли Таокуй.

Год назад такой же внушительный десант финансовые институты Китая высаживали в Камбодже. А сейчас председатель КНР Си Цзиньпин едет с государственным визитом в Эквадор, Перу и Чили и примет участие в 24-й неформальной встрече лидеров стран АТЭС, которая пройдёт в Лиме 19-20 ноября. Это уже третья поездка Си Цзиньпина в Латинскую Америку. Что ищет Китай в этой части света? То, что потеряли там США, превратив в своё время латиноамериканские страны в «банановые республики». Пекин предлагает странам Латинской Америки и Карибского бассейна План сотрудничества с Китаем на 2015-2019 годы в областях торговли, инвестиций и финансового сотрудничества, предлагает развивать энергетические ресурсы, инфраструктурное строительство, сельское хозяйство, производство, научно-технические инновации и информационные технологии. А за счёт трансконтинентальной железной дороги через Россию предполагает проложить путь между Тихим и Атлантическим океанами, способствовать присоединению Латинской Америки к экономическому поясу АТР.

Уже сейчас Китай для Латинской Америки — второй по обороту торговый партнёр и третий по величине источник инвестиций. И есть ещё достаточно возможностей, чтобы «одним поясом, одним путём» привязать Латиноамериканский континент к экономике КНР.

Продвижение интересов Китая на всех континентах по-американски глобально, но и по-китайски мудро. Как подмечает Би-би-си, учитывая главный тезис нового президента США о том, что он больше склонен заниматься Америкой и американцами, «геостратеги в Китае будут надеяться, что президентство Трампа сыграет на их амбициозные надежды на сокращение американского влияния и изменение карты Азии. Они могут быть правы».

Не думаю, чтобы Пекин стремился перекраивать карту Азии так, как это прежде делали американцы, где бы они ни появлялись. Просто Китай не боится твёрдо отстаивать свои национальные интересы. Как Россия. И обе эти страны – да и не только они — вздохнут свободнее, если новый президент США займется благоустройством собственного дома.

Елена Пустовойтова

"160606"

Интересы Китая в мире охватывают Азию, Европу, Африку, обе Америки, даже Антарктиду, где, как считают, скрыты огромные запасы углеводородов и где у Китая уже сейчас есть четыре научные станции: «Чанчэн», «Чжуншань», «Кунлунь» и «Тайшань».

В минувший понедельник председатель КНР Си Цзиньпин и избранный президент США Дональд Трамп договорились в телефонном разговоре встретиться как можно раньше, чтобы обменяться взглядами по вопросам двусторонних отношений. «Как можно раньше» - не признак вежливости, а установка на то, что все остальные могут и подождать. Как замечает Би-би-си, там, «где соперничают великие нации, слоган президентской кампании Трампа «Сделать Америку великой снова» точно совпадает с любимой фразой китайцев о возрождении китайской нации и китайской мечты. Ровно в тот момент, когда Трамп произносил свою победную речь, китайские телеканалы передавали новости об освоении космоса, а президент Си выбрал день выборов в США, чтобы поговорить с китайскими космонавтами через спутник… Это… напоминание китайскому обществу, что где бы и что бы в мире ни происходило, рассказ о восходящем китайском могуществе важнее».

И уже совсем прямолинейно: «Это не случайность, что слоган, выражающий мечту Си Цзиньпина, созвучен американской мечте».

Однако «созвучия» здесь, может быть, и не так много, как хотелось бы комментатору Би-би-си. До сих пор Америка утверждала своё величие с помощью доллара и войн. Нет достаточных оснований ожидать, что этот курс подвергнется решительным переменам. Потому и нет ничего общего между трамповским величием Америки и возрождением Китая - одной из древнейших наций на планете, которая на наших глазах, не меняя в угоду Западу политической природы государства, стала ведущей экономикой мира и потеснила США. При этом главной целью экономического роста оставался в Китае рост благосостояния народа, а не финансово-промышленных элит.

«Дел, по которым могут сотрудничать Китай и США, очень много, - сказал Дональду Трампу Си Цзиньпин. - Я высоко ценю китайско-американские отношения и хотел бы вместе с американской стороной прилагать усилия для их продвижения в интересах процветания народов двух наших стран, народов всех стран. Факты подтверждают, что сотрудничество - это единственный правильный выбор Китая и США». «Китай - великая страна, благоприятные перспективы развития Китая очевидны для всех народов», - ответил председателю КНР избранный президент США.

Однако вернёмся в Европу. Несколько дней назад в Риге закончился 6-й торгово-экономический форум Китая и стран Центральной и Восточной Европы, на котором премьер Госсовета КНР Ли Кэцян уверенно заявил, что китайская экономика сможет преодолеть всевозможные трудности, сохранить стабильный рост и ускорить трансформацию с собственной модели развития, опираясь на адекватное наращивание совокупного спроса - внешнего и внутреннего. В Китае сознают, что только благодаря росту внутреннего спроса на основе благосостояния главного покупателя - народа, страна вышла из кризиса 2008 года победителем.

15 ноября в Марракеше открылось заседание высокого уровня в рамках конференции ООН по изменению климата. Спецпредставитель КНР по вопросам изменения климата Се Чжэньхуа заявил на этом заседании, что, создавая систему глобального управления климатом, все страны должны укрепить фундамент взаимодоверия, осуществлять взаимный обмен преимуществами, наводить мосты для общения. Китай рассчитывает, что все страны будут рука об руку создавать большой и сильный «круг друзей» по сотрудничеству «Юг - Юг» в сфере климатических изменений. Красиво! Однако это не всё. За счёт Китайского фонда сотрудничества «Юг - Юг», располагающего 20 миллиардами юаней, Китай будет строить в развивающихся странах «низкоуглеродные» пилотные зоны, организовывать подготовку персонала, передавать в дар энергосберегающее оборудование и оборудование для мониторинга и предупреждения о климатических изменениях, предоставлять финансовые средства, технологии и развивать потенциал для противодействия климатическим изменениям в развивающихся странах, включая наименее развитые страны, малые островные государства и африканские государства. Все это - за свой счёт.

За свой счёт Банк Китая организовал, например, научно-исследовательские группы на Филиппинах, работающие по теме «Один пояс, один путь». Группы налаживают взаимодействие с филиппинскими властями и представителями деловых кругов. В их работе приняли участие и провели мастер-классы председатель совета директоров компании Alibaba (крупнейшая в мире компания электронной торговли) Ма Юнь, бывший заместитель директора-распорядителя МВФ Чжу Минь, президент Азиатского банка инфраструктурных инвестиций Цзинь Лицюнь, профессор института экономического управления при Университете Цинхуа Ли Таокуй.

Год назад такой же внушительный десант финансовые институты Китая высаживали в Камбодже. А сейчас председатель КНР Си Цзиньпин едет с государственным визитом в Эквадор, Перу и Чили и примет участие в 24-й неформальной встрече лидеров стран АТЭС, которая пройдёт в Лиме 19-20 ноября. Это уже третья поездка Си Цзиньпина в Латинскую Америку. Что ищет Китай в этой части света? То, что потеряли там США, превратив в своё время латиноамериканские страны в «банановые республики». Пекин предлагает странам Латинской Америки и Карибского бассейна План сотрудничества с Китаем на 2015-2019 годы в областях торговли, инвестиций и финансового сотрудничества, предлагает развивать энергетические ресурсы, инфраструктурное строительство, сельское хозяйство, производство, научно-технические инновации и информационные технологии. А за счёт трансконтинентальной железной дороги через Россию предполагает проложить путь между Тихим и Атлантическим океанами, способствовать присоединению Латинской Америки к экономическому поясу АТР.

Уже сейчас Китай для Латинской Америки - второй по обороту торговый партнёр и третий по величине источник инвестиций. И есть ещё достаточно возможностей, чтобы «одним поясом, одним путём» привязать Латиноамериканский континент к экономике КНР.

Продвижение интересов Китая на всех континентах по-американски глобально, но и по-китайски мудро. Как подмечает Би-би-си, учитывая главный тезис нового президента США о том, что он больше склонен заниматься Америкой и американцами, «геостратеги в Китае будут надеяться, что президентство Трампа сыграет на их амбициозные надежды на сокращение американского влияния и изменение карты Азии. Они могут быть правы».

Не думаю, чтобы Пекин стремился перекраивать карту Азии так, как это прежде делали американцы, где бы они ни появлялись. Просто Китай не боится твёрдо отстаивать свои национальные интересы. Как Россия. И обе эти страны - да и не только они - вздохнут свободнее, если новый президент США займется благоустройством собственного дома.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.

Основная геополитическая цель Китая на ближайшее будущее - стать лидером в Восточной Азии. На протяжении двух тысячелетий Китай являлся исключительной силой в Восточной Азии. В 1842 году был заключен навязанный Китаю Нанкинский договор, согласно которому Китай фактически попадал в зависимость от Запада и Японии. В настоящее время Китай хочет вновь обрести свою историческую роль, т.е. стать лидером в регионе, и благодаря этому статусу в большей степени участвовать в формировании геополитической картины мира. В настоящее время Китай обладает мощными геополитическими ресурсами, благодаря которым может достичь поставленной цели:

Демографический – более 1млрд.300 млн. человек.

Территориальный (9560 тыс. кв. м) – третье место в мире, уступает только России и Канаде.

Геополитический центр. Обладание большой территорией и удобное с точки зрения решения геополитических проблем местоположение делает Китай геополитическим центром.

Экономический ресурс. Темпы экономического роста очень высоки - 9%-10% в год. В 1950 году на Китай приходилось 3,3% мирового ВВП, в 1992 – 10% , а по прогнозам на 2025 год – более 20%. С 2005 года Китай по доле мирового ВВП (2,554 трлн. долларов) занимает четвертое место в мире (вытеснил с этого места Великобританию) после США (13 трлн. долларов), Японии (4,464 трлн. долларов) и Германии (2,890 трлн. долларов). Объем прямых иностранных инвестиций в Китай – 50 млрд. долл. Если темпы роста США и Китая останутся прежними, то к 2050 году экономика Китая сможет вырваться на первое место. Валютные резервы Китая - 91 млрд. долл., уступают в мире по этому показателю только Японии и Тайваню.

Военный ресурс. В конце 1980-х годов Китай пересмотрел свою военную стратегию, перейдя от концепции обороны в большой войне с Советским Союзом к региональной стратегии, в которой особое значение придается перспективной оценке сил. Мощная экономика Китая создает мощную военную силу. Китай - ядерная держава и постепенно наращивает свой ракетно-ядерный потенциал. Сейчас у Китая 300 боеголовок для стратегических ракет. В российских и американских арсеналах – около 6000 боеголовок, но по соглашению об ограничении стратегических наступательных потенциалов (май 2002) их суммарное количество к концу 2012 года должно быть постепенно уменьшено примерно втрое. Число же китайских боеголовок в ближайшее десятилетие вырастет до 600-900 единиц, то есть ядерный арсенал Китая будет сопоставим с американским и российским. Численность вооруженных сил около 4 млн. человек. В период между 1988 и 1993 годом военные расходы выросли на 50% в реальном выражении. В настоящее время, по данным аналитических служб Пентагона, военные расходы Китая составляют около 90 млрд. долл. в год. Ежегодный рост военного бюджета Китая составляет более 20%. Будучи страной авторитарного режима, Китай естественно не оглашает истинный ежегодный объем средств, выделяемых республикой на военные цели, официально заявляя, что он составляет 30 млрд. долл. в год. Безусловно, цивилизованный мир беспокоит недостаточно открытое наращивание военного потенциала.

Китай является постоянным членом Совета безопасности ООН, располагает правом вето; входит в различные межправительственные организации регионального и глобального уровня.

Стремление Китая к региональному лидерству осложняют следующие внутренние проблемы:

Неравномерное развитие 29 провинций;

Возможная напряженность взаимодействия между экономикой Китая, его обществом и политической системой в результате глобализации и быстрых экономических перемен. Китайская экономика устойчиво растет уже четверть века, но ширится и пропасть между бедными и богатыми. ВВП на душу населения всего 7600долларов – это 109 место в мире. По китайским данным, наиболее зажиточные 20% населения страны получают 50% всех доходов, тогда как самые бедные 20% довольствуются 4,7%. Здравоохранение и образование остаются для многих недоступной мечтой. В 2004 году в Китае было около 74 тысяч стихийных народных протестов, в 2003 – 58 тысяч;

Безработица, проблема внешних долгов;

Серьезной политической проблемой Китая являются Тибет и Синьцзян, над которыми Китай установил контроль. Тибет, был фактически независимым государством вплоть до 1959 года, когда Пекин ликвидировал эту самостоятельность, жестоко подавив восстание местного населения. В Тибете постоянно находятся китайские войска и проводится политика ханизации («хань» - основная народность Китая, составляющая 90% его населения). Такова же политика Пекина и в Синьцзяне, населенном уйгурами. Этот когда-то кочевой мусульманский народ всегда тяготел к Киргизии и Казахстану, куда в 1950-х годах от притеснений китайцев ушло свыше 2 млн. уйгуров. В настоящее время после массового переселения в Синьцзян ханьского населения, уйгуры у себя на родине превращаются в этническое меньшинство.

Каковы основные векторы геополитики Китая?

1. Китай, подобно России, активно и настойчиво отстаивает идею многополярного мира и готовит себя к роли одного из центров будущего многополярного мира. Китай действует весьма стремительно и последовательно, ставя во главу угла свои национальные интересы. Геополитика Китая независимая и прагматичная. Китай уже бросает вызов интересам и позициям США в Восточной Азии. Так в 1996-1999 гг. они себя проявили в данном направлении в ходе спора по статусу Тайваня, демократии в Гонконге, будущему Тибета, объединению Кореи и контролю над островами в Южно-Китайском море. Но в то же время Китай весьма активно сотрудничает с Соединенными Штатами в экономической и торговой сфере. Распространение геополитического влияния Китая вовсе не обязательно будет противоречить реализации американских интересов. В Евразии не будет стабильного равновесия сил без стратегического взаимопонимания между Америкой и Китаем.

2. Стремление обрести влияние в Центральной Азии, прежде всего, с помощью Шанхайской организации сотрудничества, ключевым игроком которой является Китай. Если ранее Пекин в первую очередь интересовало решение с центральноазиатскими странами спорных пограничных вопросов и проблем безопасности, то в настоящее время, посчитав, что эти задача в основном выполнены, Китай приступил к масштабному экономическому освоению региона, в связи с чем он становится серьезным соперником России, в настоящее время достаточно прочно укрепившейся в Центральной Азии. Китай уделяет пристальное внимание богатым энергоресурсам Центральной Азии. Пока газ Китаю поставляет только Казахстан. Однако интерес к сотрудничеству с Китаем проявляют Туркмения и Узбекистан. Так, после строительства трубопровода, осуществляемого Туркменией совместно с китайской компанией, Ашхабад обязался с 2009 г. поставлять Пекину ежегодно 30 млрд. кубометров газа. Китаю удалось отстоять решение о создании в регионе зоны свободного движения товаров, капиталов на ближайшие 20 лет. Между КНР, Казахстаном, Киргизией, Туркменией и Таджикистаном реализовано 87 новых транспортных проектов. Основной их них – строительство «коридора» от Каспия до Китая (через Россию, Казахстан, Узбекистан и Киргизию). Также Пекин добился освоения китайского кредита на совместные проекты и программы в рамках ШОС. Речь идет о кредитах на 920 млн. долл., которые КНР предоставила в 2007 году Киргизии, Таджикистану и Казахстану на финансирование импорта из Китая. Небогатым странам Центральной Азии сотрудничество с Китаем выгодно, но в случае реализации всех пекинских экономических инициатив регион вполне может стать сырьевым придатком КНР.

3. Помешать соседям (Россия, Япония, Индия) объединяться против него; особенно тревожит Пекин альянс между Японией и США, который сейчас по инициативе США трансформируется в альянс США, Японии и Австралии.

4. Конкуренция с Японией. Как говорят китайские эксперты, отношения Пекина и Токио строятся по принципу «в политике – похолодание, в экономике – потепление». У Китая огромный рынок сбыта, у Японии современные технологии. Страны испытывают потребности друг в друге. Японские инвесторы – одни из наиболее активных в КНР, двусторонний товарооборот в прошлом году перевалил за 170 млрд. долл., превысив объем торговли между Японией и США. Но в отличие от предпринимателей политические деятели на компромисс идти не готовы. Во-первых, Китай настороженно относится к стремлению Японии юридически реабилитировать свою военную машину (Японии не разрешено иметь вооруженные силы для разрешения международных споров). Во-вторых, Китайцы полагают, что Япония не извлекла уроков из истории и искажает или замалчивает факты своей агрессии против стран Азии в XX веке. Например, китайцы не могут простить соседу школьных учебников по истории, в которых опущены подробности Нанкинской резни – событий 1937 года в городе Нанкине, когда японская армия уничтожила свыше 300 тыс. мирных жителей и военнопленных. В-третьих, Вторая мировая война создала обеим странам предпосылки для территориальных разногласий. Среди них спор вокруг островов Сенкаку (Дяоюйдао), находящихся под юрисдикцией Японии. В-четвертых, Китай и Япония – ведущие мировые импортеры энергоресурсов. Уже разгорается конфликт вокруг нефтяных месторождений в Восточно-Китайском море.

Стремление приобрести больший авторитет и влияние в «развивающемся мире». Китай всегда позиционировал себя как защитника угнетенных афро-азиатских и латиноамериканских народов, как часть третьего мира. Китаю геополитически выгодно формально оставаться частью «развивающегося мира», ибо при переходе в «золотой миллиард» органическая связь между ним и странами Юга может разрушиться. Данный идеологический императив, усиленный нынешними китайскими возможностями, остается средством глобального влияния нынешнего Китая. Китай открыто объявил о своем намерении сделать Африку зоной своего влияния. В ноябре 2006 года в Пекине состоялся двухдневный саммит Китай – Африка, на который из 53 стран Черного континента приехали представители 48 стран. По итогам форума китайские компании получили в Африке контракты почти на 2 млрд. долларов, прежде всего в области энергетики (треть потребляемой нефти КНР импортирует из Африки). Кроме того, до 2009 года Китай обещал вдвое увеличить размер финансовой помощи развивающимся странам Африки и предоставить кредиты на сумму 5 млрд. долларов. В июне 2006 года Китай предлагал братский союз 22 лидерам арабских стран. Китай выступает главным арсеналом мусульманского мира. Китай помог Пакистану создать основу своей ядерной программы и начал оказывать такую же помощь Ирану. Китай секретно построил Алжиру ядерный реактор. Китай также активно работает на латиноамериканском направлении, удачно используя для себя антиамериканские настроения на этом континенте (Куба, Венесуэла, Боливия). Логика геополитики Китая проста: Пекин берется опекать (борьба с бедностью, помощь в развитии) любые режимы, не навязывая модели политического устройства и не настаивая на соблюдении прав человека, а в обмен требует только одного – гарантированных поставок ресурсов для своей растущей экономики. В итоге на сторону Пекина переходят страны или целые регионы, с которыми в силу идеологических или каких-либо иных причин не хочет разговаривать Запад

Согласно китайским картам, весь Дальний Восток России - территория КНР, а в официальных учебниках истории в Китае утверждается, что «Сибирь - временно утраченная территория Поднебесной».

Китайские древние территории

Конечно, официальная китайская карта мира, никак не отражает претензий Китая на Сибирь и весь Дальний Восток России. Точно так же, как официальные карты России и официальная позиция России никак не отражали претензий России на Крым и Новороссию еще в 2013 году. Референдум в Крыму и «воссоединение» его с Россией провернули всего за 2 недели. Китай готов потратить на возвращение «временно утраченных территорий Поднебесной» чуть-чуть побольше времени.

В историографии Китая существуют отдельные направления, большое внимание уделяющие территориальным вопросам и проблемам эволюции границ Китая. В разные периоды истории эти научные школы, то приобретают, то теряют свою популярность. Так, некоторые исследователи считают, что территориальный вопрос с Россией не улажен до сих пор, а часть территорий, ныне входящих в состав Российской Федерации и Казахстана были в свое время захвачены Российской империей у Китая.

Уже вскоре после провозглашения Китайской Республики - в 1916 и 1932 гг. появились книги, основной идеей которых стало «возвращение утраченных территорий»: Дальнего Востока от Камчатки до Сингапура, Бутана, частей Афганистана, Индии и т. д. Это было связано с тем, что руководство Китая, являвшегося частью империи Цин (1644-1912гг.), предъявило претензии на всю территорию этой империи после её развала и на все земли, господство над которыми декларировали императоры согласно древнекитайской геополитической концепции. «Утраченные территории» составляют более 10 млн кв. км. Это превышает территорию КНР (9,6 млн кв. км).

Мао Цзэдун также придавал большое значение этому вопросу. Мао выдвинул глобальную цель: «Мы должны покорить земной шар… По-моему, важнее всего наш земной шар, где мы создадим мощную державу». Это привело к пограничным конфликтам - Китайско-Индийский пограничный конфликт 1962 года, Китайско-Индийский пограничный конфликт 1967 года, Китайско-Советские пограничные конфликты на о. Даманский, Китайско-Вьетнамская война 1979 года, инциденты у японских островов Рюкю (архипелаг Сенкаку).

В наше время эти претензии на внешнеполитической арене не декларируются, но озвучиваются внутри КНР, а в истории этот подход сохранился.

Китайская народная республика форсированными темпами строит дороги на границе с Россией. Коммуникации понадобятся Поднебесной для быстрой переброски войск в случае вооруженного конфликта с РФ. Наша страна, по мнению экспертов, не способна дать отпор страдающему от перенаселения южному соседу и может потерять Дальний Восток и Сибирь. Тем не менее, как полагают специалисты, на данном этапе приоритетными направлениями внешней политики КНР в среднесрочном периоде останутся Тайвань, Юго-Восточная Азия и Внешняя Монголия. Кроме того, авантюрная внешняя политика Путина, направленная на конфронтацию с Западом, создает благоприятные для Китая условия для мирного «освоения» этих территорий китайцами.

В последнее время в российском сообществе все активнее обсуждается тема китайской экспансии, вплоть до сценариев военного конфликта. С одной стороны, наблюдается перенаселенность северокитайских территорий, с другой – полупустые территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. В связи с малонаселенностью этих регионов и заселением их легальными, а во многих случаях, нелегальными китайскими мигрантами, Россия может оказаться перед тем фактом, что китайцев в Сибири и на Дальнем Востоке будет больше, чем россиян. Не исключено, что потом, когда китайцев здесь будет больше, чем россиян, фактически эти территории будут контролироваться Китаем, юридически оставаясь за Россией.

Речь здесь идет, в первую очередь, о демографической экспансии. В РФ не налажен точный статистический учет китайских мигрантов, между данными разных ведомств имеются расхождения. По сведениям Федеральной миграционной службы в Россию ежегодно въезжает не менее 300 тыс. китайцев, по сведениям ФСБ – в 2 раза больше. Возвращается обратно лишь половина. Согласно данным УФМС России, на 2009 г. имели временную регистрацию 235 тыс. граждан КНР, еще 103 тыс. китайцев временно работали по трудовым квотам на российских предприятиях. Если к ним прибавить китайцев, получивших российское гражданство, и находящихся в РФ нелегально, то численность их составит более полумиллиона человек.

Пяти династий и десяти царств

В связи с нарастанием темпов экономического роста в Китае, потребность Китая в сырье будет только нарастать. Таким образом, Россия все теснее и теснее привязывая свою экономику к гигантскому восточному соседу, постепенно окажется его сырьевым придатком. Россия рассматривается Китаем, прежде всего, как огромный источник сырьевых ресурсов. Так, в 2009 г. была утверждена программа регионального сотрудничества между Восточной Сибирью и Дальним Востоком со стороны РФ и северо-восточных провинций КНР, предусматривающая реализацию совместных проектов в инфраструктуре и экономике обеих стран. По принятой программе на территории России будет создано множество предприятий с привлечением китайской рабочей силы. При этом большая часть продукция будет уходить в Китай. На ближайшие годы запланирована масса совместных проектов в гидроэнергетике, лесной, горнодобывающей, нефтегазовой отраслях, выгодных, прежде всего Китаю. Следовательно, все идет к тому, что азиатская часть России будет постепенно переходить в собственность КНР.

После визита президента Владимира Путина в Китай в конце мая 2014 года, в ходе которого был подписан 30-летний контракт на поставку газа из РФ в Китай на 400 миллиардов долларов, ожидается резкий всплеск китайской экспансии в Россию. Путин в ходе этого визита заявлял, что Россия заинтересована в участии китайского бизнеса в развитии Дальнего Востока. При этом он подчеркивал, что для двух стран важно не только торговать, а «формировать прочные технологические, индустриальные альянсы, привлекать инвестиции в инфраструктуру и энергетику, совместно продвигать научные исследования, гуманитарные связи, закладывать прочный фундамент устойчивого развития наших торгово-экономических связей на перспективу».

После этого визита Путина в Пекин российское правительство фактически одобрило дальнейшую экспансию Китая на Дальний Восток. В кабмине готовы закрыть глаза на массовое переселение граждан КНР в этот российский регион, если они там будут заниматься созданием производств, пишет «Московский комсомолец» . Об этом шла речь на совещании у премьера Дмитрия Медведева 2 июня 2014 года, посвященном развитию Дальнего Востока. Подборку статьей в российской прессе на эту тему публикуют «Заголовки».

Глава Минвостокразвития Александр Галушка доложил на совещании, что законопроект о территориях опережающего развития предусматривает возможность привлечения в них иностранной силы в обход установленных квот. При этом Галушка отметил, что Китай заинтересован в экспорте трудовых ресурсов, иными словами — рабочей силы на Дальний Восток. В нынешнем году квота для входящих в ДФО Хабаровского и Камчатского краев составила немногим более 27 тысяч человек. По планам ведомства Галушки, через 10 лет население Дальнего Востока должно увеличиться на миллион человек, и в него войдут как российские работники, так и иностранцы.

ЧИСТОКРОВНЫЕ РУССКИЕ ГЕНЫ

В мифе о «славянских корнях русских» учеными России поставлена жирная точка: ничего от славян в русских нет.
Западная граница, до которой еще сохраняются истинно русские гены, совпадает с восточной границей Европы в средние века между Великим Княжеством Литовским и Русским с Московией.
Эта граница совпадает как с изотермой средней зимней температуры -6 градусов по Цельсию, так и с западной границей 4-й зоны морозостойкости USDA-зон.

ТРИЕДИНСТВО РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Три источника и три составных части современной русской культуры:
1. Европеизированная культура русского дворянства, берущая начало в Золотой Орде и Великой Империи монголов.
2. Еврейская культура ашкенази - восточно-европейских евреев.
3. Культура малограмотных русских крестьян и мещан.

Постсоветская русская культура начала XXI века формируется из советской культуры, в которую возвращаются элементы культуры Российской империи. Это связано с предсказанным еще в 1936 году Львом Троцким выделением и формированием из люмпенизированного населения уничтоженных большевиками сословий: дворян, буржуа, рантье, предпринимателей, чиновничества и самодостаточной интеллигенции.

Китайская экспансия неизбежна

В КНР считают, что лучше ядерная война,
чем коллапс изнутри

Монгольская династия Юань была свергнута в результате крестьянского восстания Красных Повязок. В 1368 году Чжу Юань-чжан провозгласил создание империи Мин и стал её первым императором. Новых владык Китая интересовала лишь Поднебесная и только она. Земли за поднебесной интереса не вызывали. Чжу Юань-чжан распустил доставшуюся ему в наследство Империю с мотивировкой, подобной той, которая через 623 года подвигла Ельцина распустить Советский Союз, созданный русскими на территории трех улусов империи Монголов, которые китайцы эпохи империи Мин добровольно контролировать перестали но которая во времена династии Юань подчинялась Пекину. И в Пекине это прекрасно помнят сегодня и ни на минуту не забывают! Называя Россию не иначе, как младшей сестрой и считая младшей сестрой Китая. Не братом, не старшей сестрой, не сестренкой-ровесницей, а младшей сестрой. За которой старший брат (Китай) должен строго приглядывать и управлять ее жизнью. Поэтому действия Путина по переносу партнерства России из Европы в Пекин в Китае воспринимаются как возвращение отпущенных китайцами добровольно «в свободное плавание» территорий под материнское лоно. Младшая сестра вернулась в свою семью на Востоке. Младшая сестренки Китайцев Великая Степь, простирающаяся от Владивостока до Карпат, погуляв и набедокурив, добровольно вернулась под патронаж и строгий контроль Старшего Китайского брата. Который будет с не строг - как и положено в китайской традиции Старшему Брату. Чтоб не гуляла, голову не теряла и дурью не маялась не только пожурить, но и вздуть можно…

Делая Китай стратегическим (как ему кажется) партнером России, Путин превращает Россию не просто в сырьевой придаток Китая, а в китайскую провинцию или провинции - частью одной из которых во времена Золотой Орды Россия являлась. Полной подчинение младшей сестренки России Китаем будет идти быстро и неотвратимо. Какие именно формы будут при этом использоватся? Самые разнообразные от заселения пустующих регионов китайцами и постройки суперсовременных городов с населением милллион и более человек (русские Сибирь и Дальний восток за пятьсот лет после «покорения Ермаком» так и не заселили и не освоили, а китайцы освоят-заселят) до политической и экономической зависимости, которая будет полная. Да говоря объективно, иначе и быть не может с любым сырьевым придатком и вообще продавцом любого товара, для сбыта сырья имеющим лишь одного покупателя…

Зависимость младшей сестренки России от Старшего Брата Китая, благодаря деяниям Путина, после неизбежного в течение нескольких лет коллапса цен на газ и нефть, индуцируемого Западам, будет полной и всеобъемлющей.

Коллапса России не будет - Китай не допустит. Произойдет совершенно иное растворение России в полуторамиллиардном Китае.

Таким образом, захват Крыма резко меняет геополитическую карту мира. Границы Европы, которые Татищевым были передвинуты на Урал, вернулись к Днепру и Дону - туда, где их проводил еще Геродот. Мир белого (или, выражаясь политкорректнически, бледнолицего) человека, в Евразии считавшийся простиравшимся от Чукотки до Франции, с присоединеним Крыма к России УМЕНЬШИЛСЯ в много раз. Азия (в китайском обличье) разом распространилась до Северного Ледовитого Океана и Урала, а спустя недолгое время придет в Москву. Думая, что восстанавливает Советский Союз, Путин восстанавливает территорию, подчинявшуюся монгольским императорам империи Юань. Которые окитаились настолько, что Марко Поло, проживший при дворе Кубилай-хана десятиления, ни разу не упомянул, что владыки были монголами а называл их китайцами. Из Пекина московские власти вскоре будут получать ярлыки на правление, как при Орде. Уже с следующего года китайский язык следует вводить в качестве обязательного для обучения в Российских университетах. Китайский язык станет сначала вторым госдуарственным языком на территории бывшего Сибирского Ханства, потом в качестве второго государственного по всей русской провинции, ну а затем и единственным государственным языком. Присоединение России к Китаю, путем референдума, который проведен будет под оком вежливых желтеньких человечков, подобного крымскому, или без референдума - вопрос 15-ти, максимум 20 лет. На какое-то время Путин (который из коммунистической партии, согласно его биографии не выходил никогда) станет руководителем Китайской Компартии провинции Русь - не будем забывать, что правит в современном Китае компартия. Коммунисты России под руководством Зюганова объединение с Китайскими коммунистами будут приветствовать потому, что они снова станут в стране единственной партией. Партией Мао и Ленина!

Каким образом начнется заселение России китайцами? Например, Китай может потребовать от России безвизового режима. Того самого, сохранение которого Россия требует от Украины. Поскольку Федерация с начала конфликта с Западам полностью зависит от Китайских закупок сырья, от такого предложения, от которого нельзя отказаться, она отказаться не сможет. В результате уже через год в России может жить двадцать-пятьдесят-сто миллионов китайцев. Которые будут трудолюбиво работать: Превращать в поля тайгу и болота, строить суперсовременные города, прокладывать сверхскоростные железные дороги и автострады…. Предоставление работающим в России китайцам гражданства в ускоренном режиме (подобном устроенному для Депардье) - следующее легитимное требование. После чего поступит требование проведения референдумов во всех регионах России, которые будут один за другим отходить к Китаю. Мирно и просто, в соответствии с прецедентом приссоединения Крыма. Вариантов немало, но итог всех вариантов будет один. Россия растворится в Китае…

Описанный ход событий в том случае, если Путин не пойдет на попятный, представляется неизбежным, естественным. Хорошо это или плохо с точки зрения Федерации? Ответы могут быть разные, в зависимости о взглядов того или иного читателя. Хорошо это или плохо с точки зрения Бога и человечества? С точки зрения Цивилизации Белого Человека это колоссальное усиление Азии. Если считать русских славянами а не народом степей и стало быть гуннами (они же и фино-угры) предательство Путина славянских народов, и белой расы и созданной людьми с белым цветом кожи цивилизации является одним из самых подлых предательств которые когда-либо бывали (хотя сам Путин, который на исторический факультет на лекции не ходил, этого не подозревает - так же как и ликующий от приссоединения Крыма русский «славянский» а в действительности многонациональный народ). Компартия России (руководство которой Путиным и Зюгановым в провинции русских Китайские руководители, возможно, сохранят на какое-то время) станет компартией одной из провинций, чем то вроде компартии Украины в бытность Союза. Россия превращается в придаток Китая, площадь которого сожмется до Московского Княжества времен Ивана Великого Третьего, а может быть даже всего лишь и до границ Калиты. Русский народ в Сибири и на дальнем Востоке растворится в китайцах, в Московии же станет одним из малых ничего не производящих этносов, влияния на мировые события и даже на Поднебесную (маленькой неотъемлемой частью которой станет) не оказывающим никакого.

Однако с точки зрения сохранения человечества и с точки зрения Господа Бога ничего страшного от перехода России под китайский протекторат не произойдет. Наоборот - Апокалипсис, к которому ведет человечество Путин, не состоится. За свою пятитысячелетнюю историю Китай никогда не был агрессором, территория Монгольской Империи ему досталась как добровольный подарок монголов, очарованных китайской культурой. Китай заинтересован в сотрудничестве а не в территориальной экспансии. А значит - установится новый баланс. Гармония между Азией от Пекина до Дона, и Европой от Днепра до Ламанша.

Процесс поглощения России Китаем после того, как он избран Россией, как кажется Путину, Генеральным Партнером, а в действительности Повелителем, может происходить медленно (в течение лет пятнадцати), а могут и намного быстрее. Если, сделав Россию младшей сестрой Китая, Путин попробует продолжить военные шалости, ему из Пекина строго погрозят пальцем. А если Путин и его окружение продолжат традицию воровства, лжи, лицемерия (пороков согласно, Конфукцианской традиции наихудших, обнаружив которые чиновников в Китае беспощадно расстреливает) Путин и сотоварищи кончит жизнь публично казненными площади Тяньаньмынь. Или на Красной… Не за преступления перед человечеством (к которым конфуцианский Китай относится философски), а за расхищение достояния ворами и жуликами, которым по китайским законам полагается смертная казнь.

Сказанное не фантазия и не краткое содержание сериала из жизни пришельцев, а будущее Федерации, если Путин не изменит выбранную им для России дорогу, которое произойдет неминуемо. А чтобы этого не было, Путину сотоварищи еще не совсем поздно задуматься. Поконсультироватся не только с паханами-генералами и подельниками, но и с учеными, с историками, с независимыми от него аналитиками. И прекратить экспансионискую паранойю.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка