Танец дервишей — медитативный танец суфиев. Суфийские танцы – танцы дервишей Турецкие дервиши

Суфийские танцы с юбкой исполняют дервиши, подобные танца называются «тануры». Через исполнение танца дервиши приближаются к Богу. Это сценическое исполнение египетского танца. Он очень популярен во многих странах Востока.

Для танца, одевают длинные юбки, одетые одна на другую, конический головной убор, аккомпанируют в танце барабаны и флейты. Одеяние достаточно тяжелое и весит более 12 килограмм. Юбки работают по принципу мандалы. Раскручивая их, они усиливают свое воздействие на танцующего и окружающих.

Дервиши во время выступления проходят мимо высокопоставленных лиц, получают от них тайные указания, затем начинают их выполнять под музыку. Танец можно практиковать самостоятельно, при этом кружиться надо с открытыми глазами.

Танец дервишей – это храмовый ритуал, для исполнения танца, монах проводит три года в монастыре, ведет очень строгий образ жизни. «Танур» — это богослужение, вращающийся парад планет, наполнение Космоса Радостью.

Во время проведения суфийских праздников, такое действие играет огромную роль. Танец дервишей, активно исполняют в Турции на сцене, так как он получил большую художественную оценку. В основе танца лежит мистическая суфийская философия.

Начинать танец надо с хлопка и топанья, для того чтобы отпугнуть шайтана. Перед исполнением танца, дервиши кланяются друг другу, прикладывая руки к груди, сбрасывают накидки и начинают кружение.

Танцующие, собираются вокруг главного дервиша, который символизирует Солнце. Одна рука дервишей обращена вверх, а другая вниз, происходит соединение Космоса и Земли.

Дервиши танцуют, кружась и запрокинув голову очень долго, входя при этом в транс. Войдя в такое состояние, танцующий соединяется с Богом. Это семейное искусство танца, переходит от отца к сыну в арабских странах. Исполнитель должен обладать хорошим равновесием, хорошим физическим здоровьем и выносливостью.

Во время танца, дервиш проявляет свое отношение к жизни, свои эмоции, показывая это в жестах. Если танцующий человек разгневан, то в танце будет присутствовать гнев. Если, человек испытывает любовь, то в танце проявится любовь.

Танец «сема» — это ритуал поклонения Небу, его танцуют в священные исламские праздники. Вращение начинается внезапно, голова слегка повернута к одному плечу. Танцоры двигают руками и кистями рук, произносят определенные слова. Постепенно дервиша окутывает энергетическая оболочка.

Возможно вам также понравится:


Суфизм — гимнастика и упражнения
Суфийские практики для женщин и женской силы Суфийские практики для похудения — упражнения
Суфийские энергетические практики восстановления
Суфийские дыхательные практики и упражнения

Сегодня в качестве развлечения танец дервишей предлагают многие турецкие рестораны. Кто же такие дервиши и откуда появился этот танец?

Дервишем называли нищих людей, приверженцев суфизма. Чем-то они похожи на монахов. Однако они себя к таковым не относят.

У дервишей нет понятия собственности. Слово «мое» для них не применимо. Все, что есть – все во власти Бога. Дервиши могли странствовать по свету или вести оседлый образ жизни с женой и детьми. В их обязанности входил еженедельный сбор в обители для проведения совместного ритуала.

По приданию первым придумал танец поэт и суфий Мевлана Джелаледдин-и Руми. Гуляя по базару, он услышал звуки молотков ремесленников, которые занимались ювелирными работами. Руми послышались слова шахады. Он повторил их несколько раз и, впав в транс, начал кружиться с поднятыми руками. Сын Руми основал братство мевлеви, которые танцуют вращающийся танец Руми. Только это братство может его исполнять. Сам танец называется «сема» или танец дервишей.

Танец дервишей

В танце большую роль имеет музыка. Дервиши полагали, что она помогает воссоединяться с Богом. В семе первыми выходят музыканты. Они могут быть наемными или дервишами. Музыка с первых нот увлекает слушателя и завораживает. Постепенно она начинает звучать не в ушах, а в грудной клетке. Серце становиться центром души.

Каждое движение имеет свою смысловую нагрузку.

Сперва происходит молчаливая молитва от 30 минут. Все танцоры в это время совершают вращательные движения. Если молитва длиться более часа, то допустимы остановки каждые полчаса. Смысл подобных действий – воссоединение Бога со Вселенной. Сегодня можно встретить в вступительной части декламацию священных текстов.

Во время вращения правая рука дервиша поднята вверх, а левая опущена вниз. Правой рукой принимается энергия Вселенной, а через левую отдается людям. Голову склоняют в правую сторону. Скорее всего это физическая потребность – так легче кружиться.

Дервиш совершает два вращательных движения одновременно – по кругу и вокруг своей оси.

Сема состоит из семи частей, у каждой свой смысл:


  • Единство Аллаха. По очереди выходят дервиши, совершают поклон и спокойно обходят зал. Завершает выход шейх, участие которого обязательно. Дервиши резко снимают черные плащи и оказываются в белой одежде. Единство Аллаха символизируется скрещенными руками на груди и ладонями на плечах – число 1.
  • Звучат барабаны – сотворение Аллахом мира и приказ «Будь!».
  • Инструментальная импровизация таксим – первый вдох, Божественное дыхание.
  • Приветствие всех членов танца. Таким образом приветствует душа, спрятанная в теле.
  • Начинается кружение танцоров. Оно состоит из 4 салямов – приветствий. Каждый салям заканчивается позой единства Аллаха. Кружение означает вечное движение во Вселенной подобно планетам вокруг Солнца. Причем вращение обязательно должно быть с лева на право. Во время обучения этим движениям используют деревянный колышек. За него держаться средним и большим пальцами левой ноги. Правую руку дервиш поднимает к небу – вверх, а левую направляет в Землю – вниз. Это напоминает земную ось.
  • Читается Каран (аят 115 сура 2 Бакара).
  • Молитва за пророков и их учеников.

В финальной части танца дервиши падают на колени, что символизирует прояснение сознания и просветление человека.

Расцветка у каждого ордена своя. Форма одежды – хирки с тюрбаном на голове. Под хирки обязательно надевают нижнее белье. Каждая деталь в наряде имеет мистическое значение. Например, колпак символизирует надгробную плиту собственного эго, а черные накидки – могила эго.

В дервиши просто так не попасть. Для этого предлагают пройти ряд испытаний, которые занимали 1001 день. Ежедневно претендент отчитывается главе ордена – шейху. Он должен рассказать про искушения, которые его настигли, и про способ их одоления.

Дервиши существуют во большинстве стран, проповедующих исламскую веру.

Даже если вы никогда не были в Турции, уверены, что хоть раз в жизни вы видели фото или видео мужчин в белых одеяниях и высоких шапках, словно в экстазе кружащихся в танце. Это дервиши - мусульманские монахи с чрезвычайно интересной историей жизни и ритуалов, о которых мы и хотим вам рассказать.

Танец дервишей

То, что мы, как обыватели, называем танцем «кружащихся дервишей» имеет свое ритуальное название - «сема» или «мевлевийские радения». Участники - семазены - являются членами суфийского ордена мевлеви, который был основан в 13 веке поэтом - мистиком Джалаладдином Руми, больше известным как «Мевляна» (араб. «наш господин»). Этот духовный орден существует по сей день и не только в Турции, но и в Европе, например. Конечно, сейчас понятие «дервиш» лишь символическое и члены этого ордена не являются странствующими бедняками. Они живут обычной жизнью, часто имеют семью, работу и даже некоторое состояние. Ежегодно с 10 по 17 декабря эти люди приезжают на фестиваль Шеб-и-Аруз в Турцию, в город Конья, чтобы посетить Мавзолей, где похоронен Мевляна, и принять участие в семе.


Мавзолей Мевляна в Конье, Турция

Джелаладдин (Джелал ад-Дин) Руми родился в 1207 году в афганском городе Балх. Его отец был придворным ученым и проповедником — суфием. В жизни Руми было много скитаний по Малой Азии, которые в результате привели его в турецкий город Конья. Здесь и произошли все те события, которые увековечили его имя. Главное из них - встреча с дервишем Шемсом Тебризи. Руми в это время было уже 45 лет, он уже получил по наследству от своего отца звание шейха (руководитель ордена, духовный учитель), его почитали не только ученики, но и весь город, но….


Джелаладдин Руми и Шемс Тебризи

Встреча Руми с Шемсом в 1244 году стала основополагающей для них обоих - каждый стал для другого учеником и учителем. Они были неразлучны. Мюриды (послушники ордена) ненавидели Шемса за то, что их любимый учитель Руми все время проводил только с ним. Их зависть усугубило то, что Мевляна женил Шемса на одной из своих приемных дочерей, чтобы быть с ним еще ближе. Все это привело к тому, что в 1247 году мюриды, среди которых был сын Руми, убили Шемса Тебризи и бросили его тело в колодец рядом с домом Мевляны. А вот дальше начинается прямо-таки детективная история. Известно, что послушники рассказали Руми об убийстве Шемса и даже показали тот самый колодец, но он отказался поверить в это и, вместо того, чтобы извлечь тело любимого друга, отправился в Дамаск на его поиски. Руми провел там много месяцев, обходя дом за домом, мечеть за мечетью в поисках Шемса. Все эти физические поиски способствовали его духовным исканиям на пути к просветлению настолько, что исследователи заговорили о том, что Мевляна сам велел совершить убийство Шемса Тебризи. Впоследствии Руми вернулся в Конью, продолжил свой путь суфиста и скончался там же в 1273 году.


В Мавзолее покоится тело Мевляны и других членов ордена мевлеви

Это место является также музеем, где можно увидеть книги (в том числе самую известную книгу Мевляны «Месневи») и вещи дервишей. В кельях можно увидеть, как жили дервиши, как проводили свои ритуалы, главный из которых - сема. Считается, что создателем этого ритуала стал сам Мевляна. Однажды он шел по рынку и услышал стук молоточков. Этот ритм вверг его в экстаз и он начал кружиться, подняв руки к небу.


Кружение дервишей

Чтобы принимать участие в этом ритуале, послушник должен проделать долгий путь - показать свое трудолюбие, пройти обучение, узнать себя в странствиях. Если человек хочет ступить на этот путь, он может прийти в одну из школ ордена мевлеви. Сема включает в себя музыку, танец и молитву. Участники ритуала - семазены и шейх. Они носят символическую одежду, состоящую из белой широкой юбки, черного плаща и высокой войлочной шапки.


Существует мнение, что белая одежда символизирует саван, плащ - гроб, а шапка - надгробие

Сначала семазены рассаживаются по кругу на овечьи шкуры для молитвы. После чего они встают и следуют за шейхом по кругу, это происходит три раза. Возвращаясь на свое место в зале, семазен сбрасывает накидку и со скрещенными на груди руками вновь подходит к шейху, уже для благословения. Получив его, семазен начинает свое кружение, сначала опуская руки до пояса, а затем поднимая их и разводя в стороны — одна ладонь вверх, другая — вниз. Кружение трижды прерывается. Эти паузы-приветствия посвящены Создателю, Вселенной и душе.


Кружась, семазены наклоняют голову, придавливая сонную артерию. Это влияет на циркуляцию крови и помогает входить в транс.

Сема — это не танец, это процесс. Процесс превращения неких высших абстрактных понятий во вполне осязаемую энергию при помощи проводника — семазена. Можно сказать, чго его высокая войлочная шапка - «антенна», широкий низ его одежды - «локатор». Чем быстрее кружится дервиш, тем выше приподнимается колокол его юбки, тем шире ареал распространения.

Давным-давно, когда по нашим рекам ходили скандинавские барки, прокладывая путь «из варяг в греки», в лесах злобствовали соловьи-разбойники, а в селах на базарных площадях тешили простой люд веселые скоморохи, где-то на юге, а точнее в Персии мудрый Руми, великий суфий и поэт по-совместительству основал суфийский орден Мелвеви — общество странствующих дервишей.

Оптимистическая религия

Еще в одиннадцатом веке появилось слово, а значит и понятие «дервиш» (персидское) или «суфий» (арабское), что одно и тоже. Обозначали эти слова человека-непоседу, нищего бродягу-аскета. Суфий-поэт Руми стал первым дервишем, который оформил это движение в осознанное религиозное течение, сделав странствующих дервишей носителями и адептами уже давно существующей идеологии и обычаев. Основная цель философии суфиста (дервиша) в том, чтобы при помощи религии приобрести особый духовный опыт. Идея эта очень оптимистична. Никакой трагедии, слез и печали в ней не присутствует. Интеллект, интуиция и любовь – вот ее основные движущие силы. Хотя суфизм считается одной из разновидностей мусульманской религии, он так же далек от нее, как старообрядничество от католической церкви.

Законы суфизма

Интересно, что первоначально добровольно избранный образ жизни мусульманских скоморохов, оформленный в религиозное течение, стал правилом жизни, требованием и законом. А законы были и остаются для приверженцев суфизма достаточно суровыми:

1. Не иметь ничего своего. Исключить из лексикона слово «мое».

2. Даже оседлым, живущим семьями дервишам полагается отдавать все гостю, посетившему его дом и пожелавшему это иметь.

3. Никогда не просить милостыню.

4. Строить отношения на любви.

Текие – обитель дервишей

Во многих мусульманских поселениях существуют постройки, под названием текие. Это приют странствующих дервишей. Аналог наших монастырей, но, естественно, со своими законами. Текие – временный дом, обитель дервишей , место отдыха и общения. До настоящего времени это течение в мусульманской религии очень популярно. Сейчас существует более 70 орденов дервишей. Все они располагаются в Азии и Северной Африке (Турция, Иран, Ирак, Египет и т.д.) и только один в Европе. В Крыму в Евпатории сохранились и действуют сооружения мусульманского монастыря текие, построенные примерно 700 лет назад. Здесь живут дервиши и каждый четверг на Азизе проводят публичные богослужения с танцами.

Танцующие дервиши

Танец дервишей известен во всем мире. Вспомните бесконечное фуэте балерины в «Лебедином озере». Мы же все удивляемся, как у нее не закружится голова в бесконечном вращении! Так вот, танец дервиша, это очень похоже, только на много дольше. Знаете, сколько могут вращаться крутящиеся дервиши? 10-15 минут! Искусству такого танца начинают учить ребенка с раннего детства, и только спустя 20 лет танцор может достичь совершенства. Мы удивляемся количеству оборотов, красоте порхающих юбок, а для самого артиста это не танец, а молитва, разговор с богом, медитация. Посмотрите танец дервишей видео:

Музыка дервишей

Если вспомнить пляски шамана вокруг костра и программирующие ритмы ударов бубна, то можно представить, как под веселую, но монотонную музыку бесконечное кручение может загипнотизировать неискушенную публику. Танцующие дервиши завораживают зрителей своей отстраненностью и ритмичностью оборотов, как маятник перед вашим носом. Прислушайтесь к музыке, под которую крутится бродячий артист. Традиционные музыкальные инструменты, но в кульминации обязательно присутствует соло, исполняемое 10 минут тростниковой старинной флейтой. Музыка дервишей – это такое же бесконечное кручение национальных мелодий. Дервиши не только создали свою философию, религию, танцы, но и свою систему медитации. Отталкиваясь от общей концепции философии суфизма, йога дервишей , призванная слушать и танцевать для бога, очень похожа на йогу индийскую. Только с кручениями под музыку.

А жаль!

В нашем современном мире любое сильное и интересное явление пытаются использовать в политических целях люди, рвущиеся к власти. Не остались без внимание и дервиши. В Северной Африке сейчас зародились и успешно разрастаются суфистские ордена, которые проводят политику противостояния европейскому влиянию, активно пропагандируют какие-то другие политические направления. Но, если вспомнить историю дервишей, их аполитичность и аскетизм (мудрецы и страдальцы), то сразу становится понятно, что их имидж просто используют. А жаль.

Сейчас танец дервишей можно увидеть в Турции на многих представлениях. Но что же это такое «танец дервишей»? Кто такие дервиши ? И как зародилось это искусство? А еще меня очень интересовал вопрос, у них не кружится голова? Они ведь точку не держат, вращаются без остановки по 20-40 минут. Как???

Начну с того, что расскажу, что я знаю о дервишах. Дервиш с персидского — «бедняк», «нищий». Это люди, привеженцы суфизма (мистическое направление в Исламе).

Нечто похожее на монашество в нашем понимании, но сами дервиши себя монахами не считали.

Также у них не было понятия «мое». То есть, дервиш никогда не скажет: «моя шапка». Нет ничего в этом мире, что бы принадлежало дервишу, все принадлежит Богу.

Были как странствующими, так и жившими в обителях. Они могли свободно жениться, иметь семью, жить со своей семьей. Но раз или два в неделю были обязаны собираться в обителях для совместных ритуалов.

Существовало несколько суфийских орденов. Самые известные из них Мевлеви (крутящиеся дервиши) и Бекташи.

Орден Мевлеви образовался в городе Конья в центральной Турции. Ежегодно там проводится фестиваль, посвященный памяти основателя этому ордену.

Танец дервишей

Музыка и танцы играют огромную роль. Дервиши считали, что только благодаря музыкальным обрядам человек может воссоединяться с Господом и найти просветление. Все движения танцев имеют определенный смысл.

Главным ритуальным обрядом называется семой. Семой проходит в определенное время, на нем могут присутствовать зрители.

Начинается он с долгой, примерно получасовой молитвы в полном молчании, затем начинается следующая часть, которая включает долгие вращения по залу всех членов ордена. Эти вращения могут продолжаться до двух часов с четырьмя небольшими остановками. Они означают воссоединение Вселенной с Богом. При вращениях дервиш направляет правую руку вверх, как бы принимая божественную энергию, а левую вниз, отдавая эту энергию людям. Голову наклоняет к правому плечу. (Кстати, вращаться с наклоненной головой проще, чем если держать ее прямо! Попробуйте!). Дервиши вращаются вокруг себя и одновременно по кругу. В конце ритуала они падают на колени, показывая этим, что их сознание прояснилось и они более чистыми и просветленными вернулись к людям.

Одежда дервишей отличалась в каждом ордене расцветкой, материалами. Но, в основном, все они носили так называемые хирки - верхняя одежда, на голове они носили тюрбаны различной формы, сделанные из сукна или свалянные из шерсти. Под хиркой носили нижнее платье. Каждая деталь костюма имела мистическое значение.

Чтобы стать дервишем, нужно было пройти ряд испытаний. Эти испытания длились 1001 день, и ежедневно будущему дервишу нужно было рассказывать шейху (главе ордена) об искушениях, которые он смог преодолеть.

Ордена дервишей существовали во многих исламских странах. В Турции вплоть до 1925 года, когда были запрещены Ататюрком. Но в 50-е годы эта культура вновь стала возрождаться.

Если Вы знаете что-то еще о дервишах, об Орденах дервишей, их обычаях и ритуалах, обязательно поделитесь в комментариях!

was last modified: Июнь 19th, 2016



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка