Автор и его герой в образной системе. В помощь школьнику

Теория литературы Хализев Валентин Евгеньевич

§ 3. Персонаж и писатель (герой и автор)

Автор неизменно выражает (конечно же, языком художественных образов, а не прямыми умозаключениями) свое отношение к позиции, установкам, ценностной ориентации своего персонажа (героя - в терминологии М.М. Бахтина). При этом образ персонажа (подобно всем иным звеньям словесно-художественной формы) предстает как воплощение писательской концепции, идеи, т. е. как нечто целое в рамках иной, более широкой, собственно художественной целостности (произведения как такового). Он зависит от этой целостности, можно сказать, по воле автора ей служит. При сколько-нибудь серьезном освоении персонажной сферы произведения читатель неотвратимо проникает и в духовный мир автора: в образах героев усматривает (прежде всего непосредственным чувством) творческую волю писателя. Соотнесенность ценностных ориентаций автора и героя составляет своего рода первооснову литературных произведений, их неявный стержень, ключ к их пониманию, порой обретаемый весьма нелегко. «Воспринимая героев как людей», писал Г.А. Гуковский, мы постигаем их одновременно и как некую «идейную сущность»: каждому из читателей подобает ощутить и осознать «не только мое отношение к данному действующему лицу, но и отношение к нему же автора, и, что, пожалуй, важнее всего, мое отношение к отношению автора».

Отношение автора к герою может быть по преимуществу либо отчужденным, либо родственным, но не нейтральным. О близости или чуждости своим персонажам писатели говорили неоднократно. «Я, - писал в прологе к «Дон Кихоту» Сервантес, - только считаюсь отцом Дон Кихота, - на самом деле я его отчим, и я не собираюсь идти проторенной дорогой и, как это делают иные, почти со слезами на глазах умолять тебя, дражайший читатель, простить моему детищу его недостатки или же посмотреть на них сквозь пальцы».

В литературных произведениях так или иначе наличествует дистанция между персонажем и автором. Она имеет место даже в автобиографическом жанре, где писатель с некоторого временного расстояния осмысливает собственный жизненный опыт. Автор может смотреть на своего героя как бы снизу вверх (жития святых), либо, напротив, сверху вниз (произведения обличительно-сатирического характера). Но наиболее глубоко укоренена в литературе (особенно последних столетий) ситуация сущностного равенства писателя и персонажа (не знаменующая, конечно же, их тождества). Пушкин настойчиво давал понять читателю «Евгения Онегина», что его герой принадлежит к тому же кругу, что и он сам («добрый мой приятель»). По словам В.Г. Распутина, важно, «чтобы автор не чувствовал себя выше своих героев и не делал себя опытнее их»: «Только равноправие во время работы самым чудесным образом и порождает живых героев, а не кукольные фигурки».

При подобном внутреннем равенстве может возникать своего рода диалогическое отношение писателя к вымышленному и изображаемому им лицу. На это обратил внимание М.М. Бахтин: «Единство мира Достоевского недопустимо сводить к индивидуальному эмоционально-волевому акцентному единству». И утверждал, что «монологический единый мир авторского сознания <…> в романе Достоевского становится частью, элементом целого». Диалогическая позиция автора, по мысли ученого, «утверждает самостоятельность, внутреннюю свободу, незавершенность и нерешенность героя», сознание которого «равноправно» его собственному. В то же время Бахтин признавал, что «во всяком литературном произведении» наличествует «последняя смысловая инстанция творящего», т. е. творческая воля автора объемлет сотворенный ею мир персонажей. По словам ученого, «герой - не выражающий, а выражаемое», он «пассивен во взаимодействии с автором». И еще: «важнейшая грань произведения» - это «единая реакция» автора «на целое героя».

Литературные персонажи, однако, способны отделяться от произведений, в составе которых они появились на свет и жить в сознании публики самостоятельной жизнью, не подвластной авторской воле. Герои становятся своего рода символами определенного рода мироотношения и поведения, сохраняя одновременно свою неповторимость. Таковы Гамлет, Дон Кихот, Тариоф, Фауст, Пер Гюнт в составе общеевропейской культуры; для русского сознания - Татьяна Ларина (в значительной мере благодаря трактовке ее образа Достоевским), Чацкий и Молчалин, Ноздрев и Манилов, Пьер Безухов и Наташа Ростова. В частности, известные персонажи А.С. Грибоедова и Н.В. Гоголя в 1870–1880-е годы «переселились» в произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина и зажили там новой жизнью. «Если могут быть романы и драмы из жизни исторических деятелей) - отметил Ф. Сологуб, - то могут быть романы и драмы о Раскольникове, о Евгении Онегине <…> которые так близки к нам, что мы порою можем рассказать о них такие подробности, которых не имел в виду их создатель».

В начале XX в. Ставрогин, Иван и Алеша Карамазовы привлекли к себе пристальное внимание критиков, публицистов, философов и стали поводами для обсуждения насущнейших проблем современности. Немалое число работ было посвящено Ивану Карамазову и сочиненной им поэме «Великий инквизитор. Об актуальности в эту пору фигур Ставрогина и Алеши Карамазова ярко свидетельствует статья Вяч. Иванова «Живое предание». Вот ее завершающие фразы: «Мы, узнавшие в православии свою свободную родину и родину своей свободы, мы, верящие в Русь святую, как в Русь вселенскую, мы - былые «русские мальчики» Достоевского, сверстники Алеши Карамазова, выбравшие его в детской игре своим Иваном-Царевичем. Алеша - символический собирательный тип, которого напрасно считают невыясненным и о котором стоит в другой раз повести беседу, - тип людей нового русского сознания, напророченный Достоевским и им порожденный. И потому если определять представителей того умонастроения, которое продиктовало эти строки, то назвать бы - «алешинцами»? Бердяев с «алешинцами» быть не хочет; его «Иван-Царевич» - едва ли не Николай Ставрогин, - не такой, конечно, каким он оказался в изображении своего собственного создателя и, нужно думать, по Бердяеву, исказителя) но субстанциально тот же, только исправленный и подновленный.

Порой литературные персонажи, воспринятые безотносительно к творчеству писателей и без учета их воли, становятся поводами для суждений тенденциозно-публицистических. Это имело место в предреволюционной России, когда литераторы, настроенные к своей стране нигилистически, предпринимали попытки придать значение символов отечественного бытия литературным героям далеко не положительным. Так, Федор Павлович Карамазов был рассмотрен М. Горьким как художественное воплощение «русской души», «бесформенной и пестрой», «трусливой и дерзкой», «болезненно злой души Ивана Грозного». На страницах горьковского журнала «Летопись» в гоголевском Подколесине усматривалась «основная структура русской души», а гончаровский Обломов расценивался как воплощение всех классов русского народа; изуверы, садистски убивающие собак (рассказ И.А. Бунина «Последний день»), интерпретировались как порождение русской почвы, которая иронически именовалась азиатской.

Прославленные литературные персонажи живут независимой от их создателей, вполне самостоятельной жизнью не только в литературных текстах (художественных и публицистических), но и в произведениях иных видов искусства: в музыке, живописи, графике, скульптуре. Существует великое множество памятников литературным героям (например, в Мадриде - Дон Кихоту и Санчо Пансе). Персонажи литературных произведений неоднократно обретали вторую жизнь вне контекста тех произведений, звеньями которых первоначально явились.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Структура художественного текста автора Лотман Юрий Михайлович

Из книги Теория литературы автора Хализев Валентин Евгеньевич

Из книги Как написать гениальный роман автора Фрей Джеймс Н

Что такое персонаж? Вы не можете создать персонажи, образы которых будут полыхать ярким огнем в воображении читателей? Значит, чертовски хорошего романа у вас не получится. Персонажи для писателя все равно, что кирпичи для каменщика или доски для плотника. Персонажи - это

Из книги Как написать гениальный роман - 2 автора Фрей Джеймс Н

Персонаж и обстановка Персонаж оттеняют не только образы других действующих лиц, но и окружающая обстановка. К примеру, провинциал приезжает в город. Видный общественный деятель попадает в тюрьму. Вспомните главного героя известной повести Марка Твена «Янки из

Из книги Чарльз Диккенс автора Честертон Гилберт Кийт

АВТОР И ЕГО ГЕРОЙ Андре Моруа сказал про эту книгу, что перед ним одна из лучших когда–либо написанных биографий, и прежде всего потому, что это вовсе не биография.Утверждение парадоксальное, но верное. В книге Честертона не найдем мы первооснову любой биографии - костяк

Из книги Том 1. Философская эстетика 1920-х годов автора Бахтин Михаил Михайлович

Из книги Шевченків міф України. Спроба філософського аналізу автора Забужко Оксана Стефановна

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 2. 1840-1860 годы автора Прокофьева Наталья Николаевна

Из книги Владимир Набоков: pro et contra T2 автора Долинин Александр Александрович

Из книги История русской литературы XVIII века автора Лебедева О. Б.

Автор, повествователь и герой Разнообразие вошедших в роман повестей с необходимостью ставит проблему повествовательного единства романа. Соединение повестей в единую повествовательную структуру – характерная особенность становления русской реалистической прозы на

Из книги Птица за птицей. Заметки о писательстве и жизни в целом автора Ламотт Энн

Из книги Герои Пушкина автора Архангельский Александр Николаевич

О. САБУРОВА Автор и герой в романе «Отчаяние» В. Набокова Вопрос о соотношении автора и его очень несимпатичного героя, уверяющего читателя, что совершенное им убийство есть замечательное произведение искусства, уже не раз становился предметом обсуждения. И если сейчас

Из книги Захар автора Колобродов Алексей

Личностный аспект повествования: проблема жизнестроительства и ее реализация в оппозиции «автор-герой» Несмотря на то, что в «Письмах…» очерковый, эмоциональный и публицистический пласты повествования не соединены такой жесткой причинно-следственной связью, как в

Из книги автора

Персонаж Персонажи тоже проявляются у вас в сознании постепенно, как лица на пленке. Чтобы хорошенько их узнать, нужно время. Есть образ, который всегда помогает мне изучить людей, возникших в моем воображении. Его придумала одна моя подруга: как-то она сказала, что при

Уже несколько десятков лет исследователей и просто неравнодушных читателей интересует вопрос: как соотносятся автор и главный герой романа «Евгений Онегин»? Образ автора имеет большое значение в романе, он выражает свою позицию по многим вопросам.

Образ автора

Автор в романе «Евгений Онегин» - герой значимый, именно с его точки зрения ведется повествование. Он не просто повествует события жизни главного героя, но и выражает свое отношение к ним. Он оценивает персонажей и их поступки, и эту оценку выражает различными лексическими средствами. Автор не старается дать характеристику персонажу деталями или отношением других персонажей к нему, он выражает собственное отношение к герою.

Образ автора присутствует в повествовании постоянно, с помощью своих лирических отступлений он как бы вторгается в историю Онегина. Автор рассказывает про себя, повествует свои жизненные истории, показывает свое отношение по поводу различных сфер жизни. С начала повествования автор говорит, что Онегин родился на берегах Невы, где когда-то бывал он сам. Автор связывает повествование с реальностью.

Авторское отношение к Онегину

Автор видит все достоинства и недостатки Евгения Онегина. Он дает ему характеристику молодого «пылкого» повесы. Фраза «Мы все учились понемногу, Чему-нибудь и как-нибудь» относится к главному герою. Автор иронично описывает Онегина как «театра злого законодателя, непостоянного обожателя очаровательных актрис, почетного гражданина кулис».

Онегин - типичный dendy, «модный тиран», как называет его автор. Он был франтом и педантом в одежде, потому что учитывал общественное мнение, что высмеивается автором. Иронично автор описывает и то, в чем одет Онегин, потому что все эти слова иноязычного происхождения.

Когда же Онегин отказался от наскучившей ему праздной жизни, автор меняет тон своей оценки персонажа. Теперь он называет «отступника бурных наслаждений» так: «добрый мой приятель», «мой Онегин», «друг мой». Фразы «наш герой», «наш приятель» говорят о том, что автор пытается сблизить главного героя и с читателем.

Автор говорит о том, что подружился со своим героем, ему нравились его черты: преданность мечтам, неподражательная странность и резкий, охлажденный ум. Автор на протяжении всего повествования доказывает, что он «сердечно любит» своего героя, хотя он и остался «неисправленным чудаком».

Сопоставление образов

Оба они знали «игру страстей», их обоих томила жизнь, у обоих угас «сердца жар», а также обоих «ожидала злоба слепой Фортуны и людей».

Описывая бывшую праздную жизнь Онегина, он говорит и про себя: раньше он «был от балов без ума», а также погубил жизнь «на разные забавы».

Однако, как отмечает автор, между ним и Онегиным довольно много различий. Первое заключается в том, что Пушкин - известный и признанный поэт, который входит в «задорный цех людей». Онегин же даже не может отличить ямб от хорея, хотя и пытался писать, однако этот «труд упорный ему был тошен».

Разное у образов и отношение к природе: Онегин скучает в деревне, спокойной образ жизни и тишина которой нравятся автору. Еще Онегин не умеет ценить природу, а автору она нравится.

Данная статья поможет сравнить образ Евгения Онегина и образ автора в одноименном романе А. С. Пушкина, а также поможет написать сочинение «Автор и герои романа «Евгений Онегин».

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

«Евгений Онегин» – одно из самых значительных произведений в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. Роман создавался на протяжении семи лет, и это, в первую очередь, произведение о самом Александре Сергеевиче, его юности. Личность автора проявляет себя не только в лирических отступлениях, но и в сюжете. Наблюдая за своими персонажами, он дает комментарии, рассуждает и ведет диалог с читателем. Таким образом, сам автор становится одним из центральных персонажей романа. Главный герой – дворянин Евгений Онегин – сочетает в себе одновременно удивительно сходные с его создателем черты и в то же время совершенно противоположные. Автор не единожды подчеркивает свое единство с персонажем, а также противопоставляет себя ему. Прежде всего, Пушкина и Онегина сближает то, что оба они происходят из дворянской семьи, оба получили достойное образование, принадлежали к кругу петербургской элиты.

Главная черта молодого Евгения – его равнодушие ко всему. Он давно и сполна насладился балами, обедами, романами с первыми красавицами Петербурга, изведал все светские развлечения и потерял интерес к чему-либо еще. Он равнодушен к творчеству, его зачерствевшее сердце не способно понимать прекрасное. Он не видит красоты ни в природе, ни в искусстве, и кажется, что вовсе лишен творческого начала. Онегин абсолютно равнодушен к своей Родине, в отличие от Александра Сергеевича, читает только зарубежную литературу, его кумиры – Байрон и Наполеон.

Различно отношение Пушкина и Онегина к любви. Евгений не придает этому чувству никакого значения, оно словно не существует для него. Он уже давно разочаровался, его сердце опустошено и безразлично. Ему не нужны друзья, он одиночка, не испытывающий ни к кому привязанности.

Хотя автор и его персонаж выросли в сходных условиях, лишь один из них морально разложился в условиях своего окружения, а второй развивался, учился, духовно обогащался. Пока Онегин прожигал свою жизнь, Пушкин развивал свой талант упорным трудом.

Несмотря на это, автор не порицает и не осуждает своего героя, а наблюдает за ним, сопереживает, как добрый приятель. Он позволяет ему духовно эволюционировать на протяжении романа и возродиться новым человеком, способным на глубокие, сильные чувства.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему: Автор и его герой в романе «Евгений Онегин» читают:

Сочинение Автор и главный герой в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Роман А. С. Пушкина - уникальное в русской литературе произведение.
Как положено в романе, в нем есть главные и второстепенные
герои, дается их предыстория, описываются их чувства и поступки,
но главное, что выделяет произведение из общего ряда, возвышает
над ним, - это гениальные стихи, которыми говорит автор. «Евгений
Онегин», представляя собой не имеющий аналогов «роман в стихах
», сочетает в себе два рода литературы: лирический и эпический.
Поэтому рядом с героями произведения читатель постоянно
ощущает присутствие автора, сопереживающего своим персонажам,
поясняющего их характеры и поступки, прямо обращающегося
к читателю и вызывающего его на спор, рассуждающего на самые
разные темы... Пушкин даже выводит фигуру автора на страницах
романа в качестве одного из героев - приятеля Онегина в Петербурге.
Рассмотрим подробнее, какими предстают перед читателями автор
и герой на страницах романа «Евгений Онегин».
Наверное, прежде всего следует сказать о том, что и автор, и герой
не являются статичными от первой до последней страницы произведения.
Вспомним, что А. С. Пушкин создавал роман в течение
семи лет, автор менялся, взрослел, талант его набирал силу. Вместе
с автором изменяется и его герой. Пушкин начал писать «Евгения
Онегина» совсем еще молодым человеком, находясь в южной ссылке,
а закончил произведение знаменитой Болдинской осенью, уже после
восстания декабристов, потеряв многих друзей, став известным
всей читающей России поэтом. Так и главный герой романа, Онегин:
если в первой главе перед нами «повеса», «денди», скучающий
представитель «золотой молодежи» Петербурга, то в восьмой главе
мы видим глубоко переживающего несчастливую любовь человека,
страдающего от мук совести за совершенное им на дуэли убийство,
понимающего, что прожил лучшие годы впустую. В начале своего
романа Пушкин старательно подчеркивает «разность» между собой
и героем, поскольку во многом они действительно похожи и читатель
может предположить, что под маской Онегина скрывается автор:
именно так предписывала традиция, идущая от кумира романтиков
Байрона, наделявшего героев собственными мыслями и чувствами.
В самом деле, и автор, и Онегин - молодые люди, принадлежащие
светскому обществу, находящие удовольствие в блестящем, но пустом
времяпрепровождении: рестораны, театры, балы. Пролетает юность,
и оба они ощущают разочарованность в светских развлечениях. Пушкин
рисует читателю свои встречи с Онегиным в этот период:
Я был озлоблен, он угрюм;
Страстей игру мы знали оба;
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас...
Белыми ночами в Петербурге автор и его герой гуляли по набережным,
вспоминали юные годы, спорили, размышляли, собирались
вместе отправиться в путешествие за границу, но судьба распорядилась
иначе: Пушкин оказался в южной ссылке, Онегин - в деревне.
Несмотря на явное внешнее сходство характеров автора и героя,
Пушкина и Онегина нельзя сравнивать всерьез. И не только потому,
что Онегин - создание поэта, плод его вымысла. Вспомним, как пытался
бороться со скукой Онегин: попробовал читать и заниматься
литературным творчеством. Однако у него ничего не вышло. Пушкин
же прежде всего гениальный поэт, человек, для которого литература-
главная составляющая жизни.
Прямо противоположно отношение автора и героя к природе, деревенской
жизни: Цветы, любовь, деревня, праздность,
Поля! Я предан вам душой, -
так восклицает Пушкин, описывая «прелестный уголок», где «скучал
Онегин», унаследовав от дяди поместье. Деревенское уединение
всегда вызывало у Пушкина прилив творческих сил: лучшие свои
вещи он создает в Михайловском и Болдине.
Автор рука об руку идет с героем через весь роман. Он защищает
его от обвинений в холодности, когда Онегин читает Татьяне нотацию
в ответ на ее признание в любви. Пушкин показывает, что главный герой
«сражен» смертью Ленского, не может найти себе места, пускается
путешествовать. Когда светское общество смеется над разочарованностью
Онегина, считая ее лишь модной маской, Пушкин гневно
клеймит бездушный свет, и читатель понимает, что «хандра»
Онегина - это не дань моде, а искренние переживания умного и благородного
человека, не нашедшего достойного применения своим
силам и способностям. Благодаря гениальным стихам Пушкина образ
«страдающего эгоиста» Онегина увековечен в мировой литературе,
а непревзойденный «роман в стихах» дает нам возможность
услышать голос великого поэта.

Роман «Евгений Онегин» Пушкин писал несколько лет. В нем он раскрывает полностью всех представителей русского общества. Этот роман – самое крупное и популярное произведение Пушкина.

Основным персонажем романа является юный дворянин Евгений Онегин, он показан непростым человеком с очень неоднозначным характером. Пушкин относится к Онегину во время всего повествования иронично, не скрывает и не оправдывает минусов героя. Хотя сам Пушкин был дружен с Евгением и проводил с молодым человеком много времени. Они до утра сидели на берегу, разговаривая о своей юности, и слышна была песня, которую пели гребцы, плывущие по реке в лодке.

Если быть внимательным, то видно, что в романе два основных героя – Онегин и Пушкин. Они даже во многом похожи. Пушкин называет Онегина «Добрый мой приятель». Ему нравится неординарный ум Евгения. Иногда автор отождествляет Онегина с собой. Пушкин, так же как и Евгений чувствует усталость от всей этой суеты и в глубине души ненавидит людей окружающих его. Часто вспоминает он, как была светла и беспечна юность.

Они родились примерно в одно время и одинаково воспитаны. И одного и другого воспитывали гувернеры, много общих приятелей и друзей. Даже родители обоих имели схожесть между собой.

Но похожи они не во всем. Пушкин любил уединение и природу, Онегин же этого не приемлет. Пушкин любит жизнь, и он всей душой не приемлет сдержанность и бесчувственность героя. Автору живется намного тяжелее, чем Онегину. Евгений не имеет ни любимого дела, ни любви, нет радости жизни. Пушкин все это имеет, но он не может распоряжаться своей жизнью, ему предписывают уехать из Петербурга. Драма Онегина в том, что он ничего не хочет от жизни.

То, что оба не довольны российской действительностью, показывает, что и автор и Онегин переживают о судьбе своей страны.

При прочтении романа видно, как Пушкин постоянно приводит сравнение себя и Онегина. Евгению не нравится деревня, ему там скучно, Пушкин же с удовольствием находится в деревенской тишине. Разность в чертах характеров видна не только по отношению к жизни, но и к окружающим людям. Пушкин считает Татьяну милым идеалом, а для Онегина она – простодушная девочка. На свое откровение Татьяна услышала от Евгения только поучение и больше ничего. Пушкин же сопереживает Татьяне. Он любит эту прекрасную девушку.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему: Автор и его герой в романе «Евгений Онегин» читают:



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка