Э́лла Джейн Фицдже́ральд (англ. Ella Jane Fitzgerald , 25 апреля , Ньюпорт-Ньюс , Виргиния , США - 15 июня , Беверли Хиллз , Калифорния) - американская джазовая певица , известная также как «Первая Леди песен» и «Первая леди джаза». Обладательница голоса диапазоном в три октавы, Фицджеральд считается одной из величайших вокалисток в истории джаза. Также была мастером скэта и владела техникой голосовой импровизации.

Фицджеральд является обладательницей тринадцати премий «Грэмми » . При жизни певицы было продано более 40 миллионов пластинок , она также была награждена медалью Национального искусства Рональдом Рейганом и Президентской медалью свободы Джорджем Бушем . Кроме того в 1990 году Фицджеральд была была удостоена французского Ордена искусств и литературы .

На протяжении своей 50-летней музыкальной карьеры Элла Фицджеральд записывалась с самыми именитыми джазовыми музыкантами и композиторами, в их числе Дюк Эллингтон , Луи Армстронг , Коул Портер , Куинси Джонс , Каунт Бэйси , Ирвинг Берлин , Антонио Карлос Жобин , Джо Пасс и многие другие. В общей сложности Фицджеральд выпустила более 250 альбомов и различных сборников песен.

Фицджеральд джазовая певица. Фицджеральд Элла Джейн — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Джазовая музыка стала набирать популярность в 20-е годы XX века благодаря появлению выдающихся талантливых исполнителей, работавших в этом жанре. Одной из них стала Элла Фицджеральд, краткая биография которой будет рассмотрена в этой статье. Расскажем подробнее о ее детстве, творческом пути, личной жизни и последних годах.

Детство и юность

Детство будущей великой певицы вряд ли можно назвать благополучным. Она родилась 25 апреля 1917 года в семье водителя погрузчика и работницы прачечной. Однако ее родители не были официально расписаны и быстро разошлись после появления дочери. Мать Эллы, 23-летняя Темперанс Фицджеральд, взяв ребенка с собой, переехала в южную часть Нью-Йорка. Там она познакомилась с португальцем Джозефом де Силва, который впоследствии стал отчимом певицы. В 1923 году в их семье появляется еще одна дочь, которую назвали Фрэнсис. Фицджеральды жили крайне бедно, снимая комнату в многоэтажном доме. Родители Эллы были религиозными людьми, поэтому девочка часто посещала церковь, где распевала госпелы. В детстве она также увлекалась танцами, кино и спортом.

Элла Джейн Фицджеральд, биография которой описывается в этой статье, потеряла мать в 14 лет. Темперанс внезапно умерла от сердечного приступа, что сильно подкосило девочку. Из-за смерти матери она забросила школу, а отношения с ее отчимом сильно ухудшились. В итоге она переехала к своей тете и устроилась на работу смотрителем в борделе. Когда об этом узнали службы опеки, Эллу отправили в приют для неблагополучных детей. Но Фицджеральд вскоре сбежала оттуда и некоторое время была вынуждена жить на улице.

Начало творческого пути

В первый раз на сцену Элла вышла в 17 лет, принимая участие в конкурсе талантов, который проходил в театре "Аполло". Изначально она хотела станцевать, но в последний момент передумала и спела. Победитель определялся овациями зрителей, которые громче всех кричали, когда ведущий произнес: "Элла Фицджеральд". Биография ее творчества началась именно с этого момента. В 1935 году она стала выступать с оркестром Чика Уэбба, который заприметил ее во время выступления в "Аполло". Ее первым хитом стала песня A-Tisket, A-Tasket, которая была написана на основе детской считалки. В 1938 году Уэбб умер, и Элла взяла на себя управление оркестром, переименовав его в Ella and Her Famous Orchestra. Вместе с музыкантами она написала почти 150 композиций, но они не смогли стать популярными. Оркестр распался в 1942 году, когда Элла решила сконцентрироваться на своей сольной карьере.

Покинув оркестр, певица заключила контракт с музыкальной студией Decca Records, а ее карьерой стали заниматься Милт Гэблер и Норман Гранц. Элла стала часто появляться на джазовых концертах, где она пыталась петь в стиле бибоп, совершенствуя свое музыкальное мастерство. В 1945 году Фицджеральд записывает песню Flying Home, и критики ставят ее в один ряд с ведущими исполнителями, включая Луи Армстронга. Спустя 2 года Элла выпускает композицию Oh Lady Be Good, после чего ее стали называть лучшей джазовой вокалисткой десятилетия.

Пик музыкальной карьеры Эллы

Наибольшей популярности карьера Эллы достигла в 50-е и 60-е годы. В 1955 году она прекращает сотрудничество с компанией Decca Records, а ее менеджер Норман Гранц создает для нее собственную звукозаписывающую студию. В 1956 году выходил ее первый альбом-песенник из серии Songbook, а часть музыки и текстов к композициям Элла написала самостоятельно. Впоследствии вышло еще 7 альбомов из этой серии, которые принесли певице огромный коммерческий успех. В перерывах между записями песенников Фицджеральд активно гастролировала по США и Европе. Ее концерты собирали полные залы в Риме, Берлине, Голливуде, Чикаго, Лос-Анджелесе.

В 1960 году Элла Фицджеральд, фото которой представлены в этой статье, получила престижную за уникальное исполнение песни "Баллада о Мэкки-Ноже". Но уже в 1961 году лейбл Эллы выкупает компания MGM, которая вскоре перестает работать с исполнительницей. В 1967 году певица, чья популярность пошла на спад, решила отойти от классического джаза и начала экспериментировать со своим творческим материалом.

Элла Фицджеральд: биография поздняя

Потеряв собственный лейбл, Элла стала сотрудничать со студиями Capitol, Atlantic и Reprise. Альбом Brighten the Corne, выпущенный в 1967 году, стал 35-м сборником певицы. В него вошли многие популярные христианские и торжественные песни того времени. Следом за ним выходит альбом с рождественскими песнями, а еще через год Элла выпустила сборник в стиле кантри, который не оценили ни критики, ни слушатели. Ее последней песней, сумевшей попасть на вершины чартов, стала композиция Get Ready, вышедшая в 1969 году.

Концертный джазовый альбом 1972 года имел коммерческий успех, и Норман Гриц рискнул создать новый лейбл, где Элла Фицджеральд, биография которой насчитывает более 90 пластинок, выпустила еще 20 сборников. Запись концерта в Лондоне, который прошел в 1974 году, повысил популярность певицы. Критики называли ее одной из лучших в карьере исполнительницы. Через год она повторила свой успех на концерте в Гамбурге.

Личная жизнь

Дважды за всю свою жизнь была замужем Элла Фицджеральд. Биография певицы упоминает о том, что ее первым мужем стал Бенни Корнегей, который занимался наркоторговлей и подрабатывал в доках. Однако совместная жизнь у них не сложилась и уже через 2 года их брак назвали недействительным. Ее следующее замужество состоялось в 1947 году, когда Элла сочеталась браком с джазовым музыкантом Реем Брауном. Они прожили вместе до 1953 года, а потом были вынуждены расстаться из-за плотного графика. Существуют мнение, что Элла вышла еще раз замуж в 1957 году, но эта информация так и не была подтверждена.

Последние годы и смерть

В конце 70-х годов голос Эллы стал ухудшаться из-за возрастных изменений. В 1991 году она была вынуждена прекратить запись студийных альбомов из-за проблем со здоровьем. В 1986 году исполнительница перенесла операцию на сердце, кроме того, у нее стало ухудшаться зрение из-за появившейся катаракты. Ее последнее появление на публике состоялось в 1993 году, тогда же из-за сахарного диабета певице ампутировали обе ноги. Певица скончалась в 1996 году. Последние дни она провела в своем доме в окружении сына и внучки.

Огромный вклад в джазовую и популярную музыку внесла Элла Фицджеральд. Биография, краткое содержание которой вы могли прочитать в этой статье, наполнена и взлетами, и падениями. Певица стала знаковой фигурой в американской музыке XX века, ведь за всю свою жизнь она записала более 90 альбомов, которые были проданы миллионными тиражами.

Аудио, фото, видео на Викискладе

Биография

Детство и юность

Элла Джейн Фицджеральд родилась 25 апреля 1917 года в Ньюпорт-Ньюс , штат Виргиния в результате фактических брачных отношений её родителей Уильяма и Темпи Фицджеральд . Уильяму было 32 года, а Темпи - 23, оба были коренными жителями Виргинии. Отец работал водителем погрузчика, а мать трудилась в прачечной .

Пара разошлась вскоре после рождения дочери, и Элла с матерью вынуждены были переехать в юго-восточную часть Нью-Йорка в Йонкерс . Там новым сожителем Темпи стал португальский иммигрант Джозеф да Силва, в результате связи с которым в 1923 году родилась неполнородная сестра Эллы - Франсис да Силва. Семья придерживалась принципов методизма , родители с детьми часто посещали церковь и воскресные служения, и Элла с самого детства изучала Библию и церковные песнопения . Как и многие чернокожие певицы того времени, Элла развивала свой музыкальный талант благодаря пению спиричуэлсов и госпелов .

Семья Фицджеральд бедствовала, матери с отчимом приходилось снимать одну единственную комнату в многоэтажном доме, но Элла несмотря на это росла неунывающим и добродушным ребёнком. Как и все негритянские дети её квартала, она увлекалась танцами, кино и музыкой. Вечерами, оставшись дома одна, любила разучивать песни с пластинок. Любимой исполнительницей Эллы стала Конни Босвелл , у которой она переняла манеру пения и некоторые приёмы фразировки. Как позднее рассказывала сама Фицджеральд, мать «принесла домой запись Конни, и Элла просто влюбилась в её голос, она старалась петь как можно более похоже на Босвелл» .

В 1932 году мать Эллы умерла в результате сердечного приступа , для четырнадцатилетней девочки это был страшный удар. Она стала хуже учиться, а вскоре и вовсе забросила школу. Из-за разногласий с отчимом Элла переехала жить к тёте Вирджинии Генри и стала подрабатывать смотрительницей в борделе, где соприкоснулась с жизнью мафиози и игроков в азартные игры . После того, как несовершеннолетней девушкой занялись полиция и службы опеки, её поместили в сиротский приют в Бронксе , позднее перевели в интернат для девочек в Гудзоне , но Элла вскоре сбежала оттуда и некоторое время оставалась бездомной .

Возможностью выйти из сложившейся ситуации для Эллы стала победа на конкурсе Amateur Nights. 21 ноября 1934 года состоялось её первое выступление в театре Аполло в Гарлеме . Изначально она планировала станцевать в стиле местного танцевального дуэта Edwards Sisters, но в последнюю секунду решила спеть как Конни Босвелл. В итоге Элла заняла первое место с песнями «Judy» и «The Object of My Affection» и выиграла приз в 25 долларов, а также недельный ангажемент в Аполло .

Творческий путь

1930-е годы. Сотрудничество с биг-бэндами

В январе 1935 года Элла Фицджеральд получила возможность выступить с биг-бэндом Тайни Брэдшо в Гарлемском Театре оперы, тогда же она познакомилась с джазовым барабанщиком и руководителем оркестра Чиком Уэббом . Уэбб к тому времени уже сотрудничал с певцом Чарли Линтоном и, как писали The New York Times , «с неохотой подписал с ней контракт… она была неуклюжа и неряшлива, эдакий неогранённый алмаз» . Уэбб всё же предложил ей выступить вместе на танцевальном вечере в Йельском университете .

С 1935 года Фицджеральд стала выступать с оркестром Уэбба в гарлемском танцевальном зале «Савой» на постоянной основе, там они вместе записали несколько хитов, в том числе «Love and Kisses» и «(If You Can’t Sing It) You’ll Have to Swing It (Mr. Paganini)». Однако песней, принёсшей ей наибольшую популярность, стала «A-Tisket, A-Tasket» - импровизация на тему детской считалочки, которую Фицджеральд написала в 1938 году.

Чик Уэбб скончался 16 июня 1939 года, и его коллектив был переименован в «Ella and her Famous Orchestra», Фицджеральд стала руководительницей биг-бэнда. Вместе с музыкантами Элла записала более 150 композиций, по мнению журналистов из The New York Times, «большая часть из них не представляла из себя ничего особенного, это были посредственные поп-вещицы» . Оркестр прекратил своё существование в 1942 году.

1940-е годы. Студия Decca

Элла Фицджеральд, Диззи Гиллеспи, Рэй Браун, Милт Джексон и Тимми Розенкранц в клубе Downbeat, Нью-Йорк, 1947

В 1942 году Элла Фицджеральд решила начать сольную карьеру и подписала контракт со звукозаписывающей студией Decca Records. Теперь она сотрудничала с Биллом Кенни, Луисом Джорденом и группой The Delta Rhythm Boys. Менеджерос Фицджеральд стал Милт Гэблер, а в качестве импресарио выступал Норман Гранц, благодаря стараниям последнего Элла стала часто появляться на джазовых концертах в рамках Jazz at the Philharmonic. Сотрудничество с Гранцем стало ещё более плотным, когда он стал исполнять обязанности менеджера Фицджеральд, однако записываться на его лейбле Элла стала лишь через 10 лет.

Песня 1945 года «Flying Home» Эллы Фицджеральд была аранжирована Виком Шоеном, и позднее её назвали «одной из фундаментальных джазовых записей десятилетия… там, где музыканты вроде Луи Армстронга использовали уже имеющиеся импровизации, Элла Фицджеральд не боялась экспериментировать и создавать новое» . Ещё одна композиция «Oh, Lady be Good!» (1947) укрепила статус Фицджеральд как одной из лучших джазовых вокалисток.

1950-е годы. Студия Verve и пик карьерного успеха

Фицджеральд выступала на концертах JATP вплоть до 1955 года, позже она покинула студию Decca. Норман Гранц, будучи теперь её менеджером, создал специально для неё лейбл Verve Records . Сама Фицджеральд отзывалась об этом периоде, как о ключевом моменте в её карьере.

Я обнаружила, что пою лишь бибоп. Я думала, что этого было достаточно, что от меня требовалось лишь прийти куда-то на концерт и исполнять боп. Но в конечном итоге мне больше негде было выступать. Я осознала, что помимо бопа есть и другая музыка... Норман предложил попробовать что-нибудь новое, и в итоге мы выпустили The Cole Porter Songbook. Это был решающий момент моей жизни .

Элла Фицджеральд

В период записи песенников Элла Фицджеральд регулярно в течение 40-45 недель в году гастролировала и давала концерты по всей Америке и зарубежом. Норман Гранц, организовывавший выступления, способствовал тому, что Элла стала одной из самых успешных певиц, выступавших вживую . Одними из самых популярных концертных записей являются Ella at the Opera House , Ella in Rome , Twelve Nights In Hollywood и Ella in Berlin . Последний включал песню, принёсшую Элле премию «Грэмми», «Mack the Knife», во время исполнения которой слышно, как Элла забыла слова, но мастерски вышла из ситуации своим скэтом.

Поздние годы

Элла Фицджеральд в 1975 году

Verve Records была куплена компанией MGM в 1963 году за 3 миллиона долларов, и с 1967 года MGM перестали заключать контракт с Фицджеральд. В последующие 5 лет она работала на студиях Atlantic, Capitol и Reprise, данный период ознаменовал собой эксперименты Эллы в различных музыкальных жанрах и уход от классического джаза. На лейбле Capitol вышел её альбом Brighten the Corner - собрание торжественных песен, Ella Fitzgerald’s Christmas - коллекция традиционных рождественских гимнов, Misty Blue - альбом в стиле кантри , а также 30 by Ella - серия из шести записей-попурри. Один из тогдашних синглов Фицджеральд «Get Ready» (кавер-версия песни Смоки Робинсона) стал последним в её творчестве, который попал в американский хит-парад.

Неожиданный успех концертного альбома 1972 года сподвиг Нормана Гранца основать Pablo Records - первый его лейбл после продажи Verve. Фицджеральд записала около 20 пластинок для этого лейбла. Запись с живого выступления 1974 года Ella in London с пианистом Томми Флэнаганом, гитаристом Джо Пассом , контрабасистом Кеттером Беттсом и барабанщиком Бобби Дурхэмом была принята очень тепло и многими считалась одной из лучших работ Фицджеральд. На следующий год она вновь выступила с Пассом на немецком телевидении в Гамбурге . Тогда же в середине 1970-х годов критики подметили ухудшение вокальных данных певицы, она стала использовать более короткую, острую фразировку, голос стал жёстче . Из-за проблем со здоровьем Фицджеральд вынуждена была прекратить студийную деятельность в 1991 году, её последнее выступление состоялось в 1993 году в Сан-Франциско .

Последние годы жизни и смерть

В 1989 году Фицджеральд приняла участие в записи альбома Куинси Джонса Back On The Block , завоевавшего впоследствии несколько премий «Грэмми». Однако серьёзные проблемы со здоровьем мешали её творческой деятельности (в 1986 году певица перенесла операцию на сердце, зрение стремительно ухудшалось - катаракта развилась ещё в 1972 году ). После очередной госпитализации в 1989 году у нее в гостях в Калифорнии побывал журналист Леонард Фитер, и на его вопрос, как она выздоравливает, певица ответила: «Сижу дома и скучаю, мне не хватает путешествий, переездов». В 1990 году Элла снова попала в больницу во время гастролей в Голландии.

Сотрудничество

Самым плодотворным для Фицджеральд было сотрудничество с такими музыкантами, как Билл Кенни и его вокальная группа The Ink Spots , трубач Луи Армстронг , гитарист Джо Пасс , бэнд-лидеры Каунт Бэйси и Дюк Эллингтон .

  • С 1943 по 1950 год Фицджеральд совместно с The Ink Spots записала 7 песен, 4 из которых достигли вершин чартов, в том числе «I’m Making Believe» и «Into Each Life Some Rain Must Fall».
  • Элла Фицджеральд и Луи Армстронг выпустили три совместных студийных альбома на студии Verve, два из них состояли из джазовых стандартов: Ella and Louis (1956) и Ella and Louis Again (1957), третий содержал аранжированные арии из оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс »; помимо этого в начале 1950-х Элла снова сделала несколько записей вместе с Армстронгом.
  • Период сотрудничества с оркестром Каунта Бэйси многими критиками считается одним из самых успешных в карьере Фицджеральд, впервые она была задействована в записи альбома One O’Clock Jump (1957), следующей совместной работой стала пластинка Ella and Basie! (1963). Новое звучание биг-бэнда Бэйси, аранжировки его композиций от молодого композитора Куинси Джонса - всё это ознаменовало для Фицджеральд новые горизонты, она также долгое время гастролировала с Бэйси. В 1972 году они вновь скооперировались для записи альбома Jazz at Santa Monica Civic "72 , в 1979 году - для трёх альбомов: Digital III at Montreux , A Classy Pair и A Perfect Match .
  • На закате карьеры Фицджеральд вместе с Джо Пассом записали 4 альбома: Take Love Easy (1973), Easy Living (1986), Speak Love (1983) и Fitzgerald and Pass… Again (1976).
  • Вместе с Дюком Эллингтоном было записано два студийных и два концертных альбома (Ella and Duke at the Cote D’Azur (1966) и The Stockholm Concert (1966). Сборник Фицджеральд Duke Ellington Songbook способствовал тому, что сочинения Эллингтона прочно вошли в Great American Songbook и стали классикой джаза.

Одним из самых крупных нереализованных проектов в карьере Эллы Фицджеральд стало сотрудничество с Фрэнком Синатрой , на протяжении музыкальной карьеры они не записали ни одного совместного студийного или концертного альбома. Однако Синатра и Фицджеральд появлялись вместе в различных телешоу, в частности, передаче «A Man and His Music + Ella + Jobim» (1967), и принимали участие в общих концертах .

Голосовые данные

Элла Фицджеральд не получила музыкального образования, она ни разу в жизни не посетила урок пения и ей не нужно было распеваться перед выступлениями . Она обладала меццо-сопрано , но могла петь как выше, так и ниже. Диапазон её голоса составлял три октавы: от ре-бемоль малой октавы до ре-бемоль второй октавы .

Американский писатель, журналист и музыкальный критик Уилл Фридвальд писал о её вокальных данных:

В отличие от многих других певцов, которых вы можете вспомнить, Элла Фицджеральд обладает поистине уникальным и ценным голосом, звучание его с лёгкостью можно назвать самым красивым и идеальным среди тех, которые когда-либо слышал человек. Даже если бы она ничего не делала со своим голосом, он всё равно оставался бы сладким, чистым и прекрасным. Как однажды сказал Генри Плизантс, у Фицджеральд больший голосовой диапазон, чем у большинства оперных певцов, многие из них, включая Дитриха Фишер-Дискау , являлись поклонниками её творчества. Певческие интонации Эллы, выражаясь скромно, просто божественны. Фицджеральд буквально живёт мелодией, она берёт каждую ноту без малейшего усилия или затруднения. Другие певцы поют так, словно специально пытаются достать до самой высокой ноты, но Фицджеральд всегда звучит так, будто она уже на высоте. Создаётся ощущение, что она со своей небесной высоты устремляется вниз к любому звуку, который ей нужен .

Уилл Фридвальд

Генри Плизантс в своей книге «The Great American Popular Singers»:

У неё замечательный голос, её природный певческий диапазон - один из самых тёплых и излучающих радость среди тех, которые мне доводилось слушать, а я переслушал многих певцов всех мыслимых музыкальных направлений. Фицджеральд обладает безупречным чувством ритма и безукоризненной интонацией. Её чуткость по отношению к гармонии просто потрясает. Она бесконечно находчива. И дело тут заключается не в том, что именно она делает, и даже не в том, как она это делает, вся суть кроется в том, чего она не делает. Говоря простыми словами, она не делает ничего неверного. Ничто в её выступлении не вызывает сомнения… Она всё делает абсолютно правильно и никак иначе .

Генри Плизантс

Элла Фицджеральд в кино и на телевидении

Самой заметной ролью в кино для Фицджеральд стала роль Мэгги Джексон в музыкальном фильме режиссёра Джека Уэбба «Блюз Пита Келли» (1955), в котором также снялись Пегги Ли и Джанет Ли . Несмотря на то, что Элле уже доводилось петь в фильмах (комедия Эбботта и Костелло «Загони их, ковбой»), на тот момент предложение Нормана Гранца сыграть в фильме Warner Bros. казалось ей пиком карьеры . Критики The New York Times холодно восприняли фильм, но упомянули, что «из 95 минут, что идёт фильм, 5 минут из него стоит посмотреть точно… это момент, когда Элла Фицджеральд предстаёт на экране во всей красе» . После съёмок в «Блюз Пита Келли» Фицджеральд также играла камео в «Сент-Луис Блюз» (1958) и «Никто не напишет мне эпитафию» (1960), позже, в середине 1980-х, она также снялась в сериале «Белая тень».

Фицджеральд часто появлялась в самых различных телешоу, в том числе передачах Энди Уильямса , Фрэнка Синатры , Нэта Кинг Коула , Дина Мартина и многих других. Также являлась постоянным гостем на «Шоу Эда Салливана » . Помимо этого певицу часто привлекали к созданию рекламных роликов, в частности, она рекламировала магнитные ленты Memorex и продукцию сети ресторанов фастфуда общественного питания KFC . Её последним участием в рекламе была фотосессия для финансовой компании American Express , фотографировала певицу Энни Лейбовиц .

Благотворительная деятельность

Элла Фицджеральд активно помогала таким благотворительным организациям, как Американская Ассоциация Сердца и Национальный Медицинский Центр «Город Надежды». В 1993 году она основала Благотворительный Фонд имени Эллы Фицджеральд, который занимается образованием, помощью молодым музыкантам, гуманитарной поддержкой, а также исследованием диабета и помощи больным. Помимо этого Фонд принимает участие во многих акциях, одна из них называется «A Book Just For Me!» и заключается в ежегодном предоставлении более ста тысяч новых книг детям из малоимущих семей .

Характер

Элла Фицджеральд была печально известна своей излишней скромностью и даже застенчивостью, она не поддерживала отношений даже с теми музыкантами, с которыми успешно работала, встречаясь с ними только на записях и концертах. Трубач Марио Бауза, аккомпанировавший Элле в годы её сотрудничества с Чиком Уэббом, вспоминал, что «Элла не слишком любила тусовки, она была предана лишь музыке… она была замкнута и одинока во всём Нью-Йорке» . Когда чуть позже союз певцов назвал в честь Эллы специальную награду, она ответила, что «не хочет сболтнуть что-нибудь лишнее, но на её взгляд ей всё же лучше всего удаётся просто петь» . Певец Дженис Сигель вспоминал о совместной репетиции в 1983 году:

Мы все собрались вокруг фортепьяно, записывали нашу четырёхголосную партию, после чего Элла добавила от себя немного скэта. Затем она повернулась к нам и спросила: «Ну, как, нормально получилось?». Я был просто изумлён, это как если бы Бог после создания мира спросил окружавших его ангелов: «Ну, что думаете? Великий каньон хорошо вышел?» .

Дженис Сигель

Семья и личная жизнь

Элла Фицджеральд официально была замужем два раза, существуют также неподтверждённые сведения о третьем браке. В 1941 году она вышла замуж за Бенни Корнегея, торговца наркотиками и рабочего в местном доке. Через два года брак был объявлен недействительным .

В декабре 1947 года певица вышла замуж за известного контрабасиста Рэя Брауна , которого она встретила годом ранее во время турне с ансамблем Диззи Гиллеспи . Пара усыновила племянника Эллы, сына Франсис да Силва, которого они назвали Рэй Браун-младший, впоследствии он также стал известным джазменом. Фицджеральд и Браун развелись в 1953 году из-за большого влияния, которое оказывала карьера на личную жизнь каждого. Но, несмотря на разрыв семейных отношений, Элла и Рэй продолжали сотрудничать в музыкальном плане .

Трибьюты

Дискография

Основная статья: Дискография Эллы Фицджеральд

Дискография Эллы Фицджеральд состоит из более 250 различных альбомов, коллекций песен и песенников, посвящённых одному автору.

Награды и номинации

Основная статья: Список наград и номинаций Эллы Фицджеральд

За свою пятидесятилетнюю карьеру Элла Фицджеральд получила 13 премий «Грэмми » и специальную награду за жизненные достижения , 2 песни и 4 альбома в её исполнении были введены в Зал славы «Грэмми». В 1960 году на голливудской «Аллее славы» появилась звезда Фицджеральд. В разные годы она была награждена Президентской медалью свободы , медалью Национального искусства, французским Орденом искусств и литературы и многими другими почётными регалиями.

Примечания и источники

  1. , с. 203
  2. Grammy Awards Past winners search: Ella Fitzgerald (англ.) . Grammy.org. Архивировано
  3. Элла Фицджеральд (англ.) на сайте Discogs
  4. NEA Jazz Masters: Ella Fitzgerald (англ.) . Nea.gov. Архивировано из первоисточника 16 декабря 2012.
  5. Model Citizens: Notable Medal of Freedom Recipients (англ.) . Bet.com. Архивировано из первоисточника 16 декабря 2012.
  6. Renouf, Renee "Muriel Maffre, Chevalier de l"Ordre des Arts et des Lettres" (англ.) . Ballet.co.uk (24 October 2008). Архивировано из первоисточника 16 декабря 2012.
  7. Lichfield, John The Big Question: How does the French honours system work, and why has Kylie been decorated? (англ.) . The Independent (8 May 2008). Архивировано из первоисточника 16 декабря 2012.
  8. , с. 13
  9. Ella Fitzgerald Biography (англ.) . Notablebiographies.com.
  10. , с. 15
  11. Holden, Stephen Ella Fitzgerald, the Voice of Jazz, Dies at 79 (англ.) . The New York Time (16 June 1996). Архивировано из первоисточника 16 декабря 2012.
  12. Bernstein, Nina Ward of the State: The Gap in Ella Fitzgerald"s Life (англ.) . The New York Times (23 June 1996). Архивировано из первоисточника 16 декабря 2012.
  13. Rich, Frank How High the Moon (англ.) . The New York Times (19 June 1996). Архивировано из первоисточника 16 декабря 2012.
  14. Moret, Jim "First Lady of Song" passes peacefully, surrounded by family (англ.) . CNN.com (15 June 1996).
  15. Davies, Hugh (англ.) . The Telegraph (31 December 2005). Архивировано
  16. Nicholson, Stuart Encyclopedia of Jazz Musicians: Ella Fitzgerald (англ.) . Jazz.com. Архивировано из первоисточника 19 декабря 2012.
  17. , с. 423
  18. Find a Grave: Ella Fitzgerald (англ.) . Findagrave.com. Архивировано из первоисточника 19 декабря 2012.
  19. Library of Congress and Smithsonian Institution To Share Ella Fitzgerald Collection (англ.) . Loc.gov (25 April 1997). Архивировано из первоисточника 19 декабря 2012.
  20. Ella Fitzgerald collection, 1956-1992 (англ.) . Loc.gov. Архивировано из первоисточника 19 декабря 2012.
  21. Library to Unveil Fitzgerald Cookbooks (англ.) . The Harvard Crimson (7 October 1996). Архивировано из первоисточника 19 декабря 2012.
  22. Nicholson, Stuart The Dozens: Twelve Essential Ella Fitzgerald performances (англ.) . Jazz.com. Архивировано из первоисточника 19 декабря 2012.
  23. Friedwald, Will ELLA FITZGERALD, 1917 - 1996 A memorial (англ.) . Museum.media.org. Архивировано из первоисточника 19 декабря 2012.
  24. Webb Plays the Blues (англ.) . The New York Times (19 August 1955).
  25. Ella Fitzgerald on Ed Sullivan Show (англ.) . Edsullivan.com. Архивировано из первоисточника 19 декабря 2012.
  26. Memorex Ad featuring Ella Fitzgerald (англ.) . Retrojunk.com.

Элла Джейн Фицджеральд (25 апреля 1917, Ньюпорт-Ньюс, Виргиния, США — 15 июня 1996, Беверли-Хилс, Калифорния, США) — американская певица, одна из величайших вокалисток в истории джазовой музыки, обладательница голоса диапазоном в три октавы, мастер скэта и голосовой импровизации. 13-кратный лауреат премии «Грэмми»; лауреат Национальной медали искусств (США, 1987), Президентской медали Свободы (США, 1992), кавалер Ордена Искусств и литературы (Франция, 1990) и многих других почетных наград. За свою 50-летнюю карьеру выпустила около 90 альбомов и сборников — как сольных, так и созданных в сотрудничестве с другими известными джазовыми музыкантами, в том числе Дюком Эллингтоном, Луи Армстронгом, Куинси Джонсом, Каунтом Бэйси, Джо Пассом, Оскаром Питерсоном. Талант Фицджеральд высоко оценивали выдающиеся композиторы Коул Портер, Ирвинг Берлин, Антониу Карлус Жобин, поэты-песенники Айра Гершвин, Джонни Мерсер. При жизни певицы было продано более 40 миллионов пластинок с ее записями.
Биография
Элла Фицджеральд записала за свою творческую жизнь, продолжавшуюся более пяти десятилетий, 250 музыкальных альбомов и завоевала 13 премий «Грэмми» — высших наград музыкального мира Америки. Опираясь на истоки африканского родного искусства, Элла Фицджеральд дала неповторимо оригинальный тип джазового пения, когда исполнитель действительно уже ничуть не уступает композитору. Старые песни в исполнении певицы приобретают новую жизнь, порой совершенно неожиданные очертания.
Элла Фицджеральд родилась 25 апреля 1917 года в Ньюпорт-Ньюс, штат Вирджиния. Ее отец оставил семью, девочку воспитывал отчим. Элла росла в бедности, больше всего любила петь и танцевать. После смерти матери ее взяла к себе тетя. В школьные годы девочка охотно пела, но предпочитала пению танцы. Ее природная застенчивость препятствовала желанию стать эстрадной артисткой. В 1934 году негритянская девчонка-сирота, успевшая уже поработать смотрительницей в борделе, едет в Нью-Йорк. Здесь она записывается на любительский конкурс. Тогда она думала, что будет, как и знаменитая Этель Уотерс - танцовщицей и немного певицей. Однако в последнюю минуту Элла выбрала пение. Выступление в знаменитом гарлемском кинотеатре «Аполло», где она имела успех, явилось важным событием в ее жизни. Именно на этом состязании она привлекла к себе внимание руководителя свингового джаз-бэнда Чика Уэбба. Он предложил девушке стать солисткой его ансамбля, но лишь с условием, что та понравится «ребятам из Йельского университета», пригласившим оркестр Уэбба поиграть у них на танцах. «Ребятам» молодая негритянская певица чрезвычайно приглянулась, что и стало для нее началом большого пути на эстраде.
В 1935 году певица записала с группой Уэбба свой первый альбом «Любовь и поцелуи», немедленно вошедший в джазовые хит-парады. В 1938 году вместе с Элом Фелдманом создала прославившую ее композицию «Э-тискет, э-таскет», сочетавшую в себе не только джазовые, но и поп-мотивы. Певица переделала детские куплеты: «Я написала письмо маме, потеряла его по дороге, маленькая девочка подобрала его и положила к себе в карман, а я потеряла еще свою маленькую желтую корзинку...» В результате получился ритмичный номер — вполне в духе предвоенной танцевальной лихорадки. После успеха «Э-тискет, э-таскет» ряды поклонников певицы пополнились многими миллионами новых. Кстати, именно тогда среди почитателей творчества Фицджеральд оказался и знаменитый Фрэнк Синатра.
Двадцатилетняя Элла затмевала своей естественностью молодых и красивых женщин. Часто она говорила: «Мать постоянно твердила мне: если чувствуешь, что не так красива, как твои подружки, улыбайся чаще, чем они». С Уэббом записаны хиты: «Sing Me а Swing Song», «Oh, Yes», «Take Another Guess», «The Dipsy Doodle», «If Dreams Come True» и «Undecided».
После смерти Уэбба, в 1939 году, Элла стала лидером оркестра и сохранила это положение до 1942 года, когда ансамбль распался.
Тогда Элла расстается с любимым свингом и переходит на баллады. Фицджеральд выступает с такими известными вокальными коллективами, как «Дельта ритм бойз», «Фо кис» и «Инк спотс». И вновь певица поднимается на вершину хит-парадов, выпустив в 1944 году пластинку «Into Each Life Some Rain Must Fall». Вместе с Луи Джорданом ей удается продать более миллиона экземпляров пластинки «Stone Coid Dead in the Market». Во время одного турне с Диззи Гиллеспи влюбляется в Рея Брауна, одного из лучших басистов своего времени.
Певица была дважды замужем. Первый ее муж в 1941—1943 годах, — рабочий-докер Бенни Корнегей. Во второй раз она вышла замуж за Брауна; второй брак продлился пять лет. С 1946 года менеджером певицы становится Норман Гранц, основатель антрепризы «Джаз в филармонии». Он в карьере певицы сыграл решающую роль. После Уэбба она вновь обрела учителя и наставника. Гранц сделал из Эллы звезду своего оркестра. Потом вывел ее из состава труппы, и певица стала выступать с сольными концертами в сопровождении фортепиано, трубы и ударных инструментов.
Именно под руководством Гранца Фицджеральд своими импровизациями без слов, так называемым скэтом, добилась того, что в джазе вокалисток стали уважать не меньше, чем инструменталистов-виртуозов. Благодаря своим шлягерам «Леди, будьте добрыми» и «Как высоко до луны» Элла доказала, что обладает талантом импровизации, позволяющим ей «вести диалог» с известными музыкантами-солистами. Она уже считалась не просто исполнительницей песен, а даже их автором, создателем. Ее импресарио с 1950 года всячески поддерживал и поощрял эту деятельность певицы.

Д. Ухов пишет: «Сейчас мало кто может поверить, что если бы не милая пародия Эллы на Луи Армстронга, то знаменитые куплеты «Мекки-Ножа» Курта Вайля могли оказаться в США на грани запрета, поскольку, вырванные из контекста «Трехгрошовой оперы», они действительно звучали как идеализация воровского цинизма. В 50 е годы тот же Норман Гранц безошибочно увидел в своей подопечной лирическую певицу: появляется целая серия монографических пластинок — songbooks, посвященных классикам бродвейского мюзикла от Джорджа Гершвина до Коула Портера. Тогда же был предпринят эксперимент: запись оперы Гершвина «Порги и Бесс», в которой все партии исполняли только два вокалиста — Элла Фицджеральд и Луи Армстронг. Эксперимент оказался настолько убедительным, что позднее по той же схеме записывали эту оперу Сэмми Дэйвис и Кармен Макрэй, Рэй Чарльз и Клио Лэйн и даже культовая панк-группа «When People Were Shorter ».
В сущности, благодаря одной Элле Фицджеральд и ее аккомпаниаторам американский мюзикл приобретает собственно музыкальное измерение: вместо избранных «коронных номеров» из театральных постановок возникает новый жанр — песенного цикла-альбома, от которого всего лишь два шага до «Сержанта Пеппера» Битлз. Для записей на пластинки Гранц нашел интересный ход: записать весь репертуар известных американских композиторов мюзиклов. Исполнение певицы сопровождали лучшие студийные оркестры, в составе которых были и струнные инструменты. Элла исполнила почти все произведения композиторов Джорджа Гершвина, Роджерса и Харта, Джерома Керна, Ирвинга Берлина и Коула Портера. Таким образом, ее программа включила и «Saint Louis Blues», и старые песни, исполняемые чернокожими музыкантами с 1914 года, и бразильскую босса нова, и, конечно же, популярные эстрадные и джазовые композиции.
Эти записанные в 50 е годы альбомы останутся лучшим свидетельством самой плодотворной эпохи американской музыки. Элла Фицджеральд совершила настоящее чудо: она скрупулезно воспроизводила тексты, отыскивая в них скрытые сокровища, о которых до нее никто даже и не догадывался. Среди других знаменательных записей певицы можно отметить также концерты с Андре Превэном и Паулино да Коста.
Певица всегда избегала политики. Но в январе 1961 года приняла участие в гала-концерте в поддержку Кеннеди, организованном Синатрой. Более двух десятилетий певица жила в фешенебельном квартале Беверли-Хиллз, штат Калифорния, неподалеку от голливудских звезд, которыми всегда восхищалась. Жизнь вела безмятежную: вязала, смотрела телевизор в компании сына Рэя, ставшего музыкантом — барабанщиком, иногда выезжала за покупками; предпочитала крупные магазины.
Если с возрастом голос Эллы Фицджеральд становился лишь глубже и богаче оттенками, то здоровье с годами начало ухудшаться, причем с середины семидесятых все более стремительно. В августе 1985 года пришлось прервать концертное турне и срочно лечь в больницу из-за обнаружившейся в легких жидкости. В июле 1986 года ее снова госпитализировали, на этот раз из-за проблем с сердцем; для лечения пришлось прибегнуть к операции. В конце 80 х — начале 90 х годов ее выступления на нью-йоркском джазовом фестивале постоянно становились событием года. Сама идея отдохнуть приводила певицу в ужас, она постоянно жаловалась, что просто не может сидеть дома. В 1989 году у нее в гостях, в ее калифорнийском доме, побывал журналист Леонард Фитер, и на его вопрос, как она выздоравливает, певица ответила: «Сижу дома и скучаю, мне не хватает путешествий, переездов».
В 1990 году она опять попала в больницу — во время гастролей в Голландии. В 1993 году из-за последствий диабета пришлось ампутировать обе ноги ниже колен. Скончалась она во сне, 15 июня 1996 года, в своем доме в Беверли-Хиллз. Узнав о смерти знаменитейшей исполнительницы, президент США Билл Клинтон заявил: «Я глубоко опечален смертью Эллы Фицджеральд. Уход человека такого таланта, изящества и класса — огромная утрата для мира джаза и всей страны».

Она была рождена чтобы петь

Многие книги об Элле Фитцжеральд начинаются с восклицания: "Она была рождена чтобы петь". Но Элла не собиралась петь.
Подружка по школе вспоминала: "В 11 лет она вечно торчала в окне раскачиваясь и пританцовывая. То же самое было и во дворе школы во время перерыва. Элла, найдя тихий угол, танцевала сама с собой, раскачиваясь и притоптывая".
Элла не знала своего отца. Родившись в Ньюпорт-Ньюс, выросла в Юнкерсе и сбежала из дома от отчима после смерти матери. Подростком она зарабатывала на мостовых Гарлема песнями и танцами, заодно предупреждала местных рабынь любви о приближении полицейских.
Элла принадлежала к первому поколению в истории, выросшего при громофоне и при радио. Это была революционная эпоха, обозначившая появление массовой культуры. Популярные песни стали по настоящему популярными. Люди проводили целые дни возле первых приемников. Что касается Эллы, то для нее многое решалось в тот момент когда она услышала Луи Армстронга. Она была подростком, мечтавшем стоять на сцене у микрофона вместе с "Сачмо". И мечты осуществились. В 16 лет в чужих обносках и мужских ботинках Элла появилась на том самом знаменитом конкурсе талантов в театре "Апполо".
Когда ее подвели к знаменитому Чику Уэбу, он сказал: "Уберите эту страшную старушку". Но всеже, будучи допущенной к конкурсу, Элла получила первый любительский приз. Тот же Чик Уэб был настолько восхищен ее выступлением, что предложил войти в свой оркестр. После смерти Уэба Элла стала руководителем этого оркестра. Коллеги джазмены часто обвиняли Эллу в том, что она поет так как хотят белые, но Элла пела "как чувствовала". Это были ее самые знаменательные слова. Известность Эллы равна только Луи Армстронгу. Как-то Элле сказали, что в Италии ее зовут "Мама-джаз". "Это замечательно придумано, - сказала Элла, - я страшно рада и надеюсь, что меня не назовут однажды "Бабушка-джаз".
Муж Эллы Рэй Браун играл в трио Оскара Питерсона, был его двойником и другом. В 1961 году Элла отправилась с трио на европейские гастроли. Она превратила трио в квартет, ибо была четвертым инструментом. Ее голос звучал как саксафон. Музыкальный критик Джеймс Кокс пишет, что она пела для шести поколений слушателей. Она пела главам государств, королям, шейхам. Элла была застенчива, не любила прессу и интервью, а на сцене всегда нервничала до тех пор пока не брала в руки микрофон.
Голосовые данные
Элла Фицджеральд не получила музыкального образования, она ни разу в жизни не посетила урок пения и ей не нужно было распеваться перед выступлениями. Она обладала меццо-сопрано, но могла петь как выше, так и ниже. Диапазон ее голоса составлял три октавы: от ре-бемоль малой октавы до ре-бемоль третьей октавы.
Американский писатель, журналист и музыкальный критик Уилл Фридуолд писал, что в отличие от многих других певцов Элла Фицджеральд обладала поистине уникальным и ценным голосом, звучание которого можно было бы назвать самым красивым и идеальным среди тех, которые когда-либо слышал человек. По мнению Фридуолда, даже если бы она ничего не делала со своим голосом, он всё равно оставался бы сладким, чистым и прекрасным. Как однажды сказал Генри Плезентс, у Фицджеральд был бо́льший голосовой диапазон, чем у большинства оперных певцов. Многие из них, включая Дитриха Фишера-Дискау, являлись поклонниками ее творчества. Певческие интонации Эллы, по словам Фридуолда, были «просто божественны». Фицджеральд буквально жила мелодией, она брала каждую ноту без малейшего усилия или затруднения. Другие певцы пели так, словно специально пытались достать до самой высокой ноты, но Фицджеральд всегда звучала так, будто она уже на высоте. «Создавалось ощущение, что она со своей небесной высоты устремлялась вниз к любому звуку, который ей нужен».
Генри Плезентс в своей книге The Great American Popular Singers писал о замечательном голосе Фицджеральд и о том, что ее природный певческий диапазон — один из самых тёплых и излучающих радость среди тех, которые ему доводилось слушать. Фицджеральд обладала безупречным чувством ритма и безукоризненной интонацией. Ее чуткость по отношению к гармонии просто потрясала. Вся суть, по мнению Плезентс, заключалась в том, каких именно ошибок не делает Фицджеральд: «Говоря простыми словами, она не делает ничего неверного. Ничто в её выступлении не вызывает сомнения… Она всё делает абсолютно правильно и никак иначе».

Элла Фицджеральд краткая биография джазовой певицы и актрисы изложены в этой статье.

Элла Фицджеральд биография кратко

День рождения Эллы Фицджеральд 25 апреля 1917 года. Она родилась в штате Вирджиния, США в бедной семье афроамериканцев. Однажды девочка попала в довольно неприятную историю и ее отправили в специальный исправительный дом для девочек. Сбежав оттуда, она жила на улице. В 1934 году проходил местный любительский конкурс, на котором на 1 место давали 25 долларов. Элла решила принять в нем конкурс. Выйдя на сцену, она растерялась и вместо танца исполнила песню. Первое место было ее.

После конкурса девчонкой заинтересовался Бенни Картер, джазмен. Он познакомил Эллу Фицджеральд с Чиком Уэббом — руководителем популярного джазового оркестра. На Чика девочка особого впечатления не произвела, но после вечернего концерта его бэнда в 1935 году, он взял Эллу на постоянную работу вокалистки в оркестре. Чик вместе с женой приютили ее и считали за свою дочь.

В 1935 году выходит первая пластинка Э. Фицджеральд под названием «Любовь и поцелуи». Она принесла певице небольшой гонорар, всего 25 долларов. А спустя три года народная старинная песня «Желтая корзина», которую Элла аранжировала в стиле джаза, вышла уже тиражом в миллион экземпляров.

В 1939 году умер Чик Уэбб. Согласно единогласному решению Фицджеральд возглавила его джаз-бэнд. Ее популярность с каждым днем продолжала расти, подтолкнув Фицджеральд делать сольную карьеру. Она выступала и сотрудничала с выдающимися людьми — Кауном Бэйси, Фрэнком Синатром и Луи Армстронгом. Записи Эллы в студии «Верв» являются наиболее успешными в карьере певицы, ее концертная запись под названием «Мэкки-нож» на одном концерте в Берлине, когда Элла забыла слова и придумала свои, часто предоставляется в пример как импровизация.

Всю свою жизнь Элла Фицджеральд оставалась одинокой, застенчивой и замкнутой. В 1971 году она чуть не ослепла. С этого года певица видела одним глазом. В 1985 году ее концертное турне было прервано из-за проблем с легкими. В начале 1990-х годов она переживает сердечный приступ. Обострение давнего диабета привело к тому, что Элле ампутировали ноги до самого колена.

Великая американская джазовая певица, которую называли и «Первой леди джаза», и «Леди Элла», известна во всем мире. Речь об Элле Джейн Фицджеральд. Она является величайшей в истории джаза вокалисткой, диапазон ее уникального голоса – три октавы. «Леди Элла» мастерски владела техникой голосовой импровизации и осталась в этом непревзойденной.

Детство и семья Эллы Фицджеральд

Родной город Фицджеральд – Ньюпорт-Ньюс. Ее родители - простые люди: мама работала прачкой, а отец рабочим. Элла была совсем маленькой, когда отец ушел из семьи. Мать, взяв с собой дочь, переехала в Нью-Йорк, где вскоре вышла замуж. Отчим был иммигрантом из Португалии. Семья была набожной, поэтому нередко посещала церковь. Именно там еще девочкой Фицджеральд впервые услышала церковные песнопения, которые произвели на нее немалое впечатление.

Мать Эллы умерла в 1932-ом году. Вплоть до этого времени девочка исправно посещала школу, была примерной ученицей. Нередко, будучи жизнерадостным ребенком, она танцевала и пела во дворе, давая импровизированные концерты для детворы. Элле удавалось имитировать голоса популярнейших певцов. С приятелем Чарльзом Гулливером она увлеченно отплясывала самые модные танцы.

После того, как мать Эллы умерла, она переехала к своей тете в Гарлем. Девочка бросила школу и почти постоянно пропадала на улице. По вечерам Фицджеральд подрабатывала, танцуя в клубах. Так продолжалось два года, а в 1934-ом девушка ушла из дома.


Элла Фицджеральд: начало карьеры

Осенью 1934-го года в кинотеатре «Аполло» проходил любительский конкурс, проводимый диск-жокеем и комментатором Ральфом Купером. Элла решила принять в нем участие в качестве танцовщицы, однако во время предварительного прослушивания выяснилось, что ее соперницами в том же амплуа станут сестры Эдвардс, выступающие дуэтом и уже известные к тому времени. Это стало причиной того, что девушка приняла решение сменить амплуа, Элла спела.

Ella Fitzgerald - Summertime (1968)

Успех был ошеломительным. Две композиции были исполнены ею таким сильным голосом, что пораженная публика буквально взорвалась аплодисментами. Во время выступления ей аккомпанировал оркестр Бенни Картера. Вскоре Элла снова участвовала в конкурсе и вновь одержала победу. В качестве награды она на протяжении недели выступала совместно с оркестром Тини Брэд-шоу.

Первые песни Эллы Фицджеральд

Можно сказать, что профессиональная карьера певицы началась с января 1935-го года, когда Фицджеральд пела на сцене Гарлемского театра. Бенни Картер представил ее Чику Уэббу, с которым они подписали контракт и начали совместные выступления. Оркестр Уэбба к тому времени считался одним из лучших. Для певицы он стал первой ступенькой в карьере. Вместе с биг-бэндом Элла выступала на протяжении семи лет. В 1935-ом они вместе записали первую пластинку, выход которой сразу привлек внимание к скромной певице.

В 1939-ом году Чика Уэбба не стало. Главное место в оркестре заняла Элла. До 1942-го года было записано более полутора сотен треков. В 1942-ом году певица решила уйти из биг-бэнда и начать сольную карьеру.


Сольная карьера певицы Эллы Фицджеральд

Стараясь найти свой путь в джазе, Элла ушла с головой в творческий поиск. В то время она считалась вовсе не джазовой певицей, а раскрученной и знаменитой поп-звездой. Ее путь к джазу был непростым и долгим. Умея с юных лет имитировать пение Луи Армстронга , она еще не ощущала джазового привкуса. Желание петь джаз пришло к ней гораздо позже. Решающее же влияние на нее оказало частое общение с Армстронгом, Бейси, Эллингтоном и джазовой молодежью, которая, как и Элла, искала новые творческие пути.

Ella Fitzgerald: One note Samba (scat singing) 1969

К середине 40-х годов Фицджеральд стала другой певицей, она уже не желала исполнять чьи-то песни, не желала подражать чужим импровизациям. Элла почувствовала, что готова импровизировать сама и у нее есть, что сказать публике. В конце войны началась эра бибопа, эра иного джаза. Вскоре мир открыл для себя новую джазовую звезду. Элла своим пением стирала границы между инструментом и голосом, умела создавать вокальные импровизации на слог (скэт). Эту виртуозную технику она довела до совершенства.


На 60-е годы пришелся пик ее творческой карьеры. Менеджером Фицджеральд и ее твердой направляющей рукой стал Норманн Гранц, благодаря которому был создан личный лейбл певицы – Verve Records, ставшим для нее ключевым в жизни. В 1956-ом вышел сольный альбом Эллы, принесший небывалую славу. Далее последовал выпуск еще нескольких альбомов. Фицджеральд начала выступать не только в США, она ездила на гастроли во многие страны.

Последние годы жизни Эллы Фицджеральд, причина смерти

Голос певицы ухудшился в середине 70-х годов. Она практически совсем перестала выступать и записываться с 1991-го года. В 1993-ем ею был дан заключительный концерт в Сан-Франциско.


Последние годы жизни Фицджеральд сильно болела. Из-за диабета ей ампутировали обе ноги. Последние годы жизни она провела в Беверли-Хиллс в своем поместье. В середине июня 1996-го года певицы не стало.

Личная жизнь Эллы Фицджеральд

Впервые Элла вышла замуж в 1941-ом году. Ее избранником был Бенни Корнегей. Спустя два года брак распался. Второй раз она вышла замуж в 1947-ом. На этот раз мужем певицы стал музыкант-контрабасист Рэй Браун. Вместе они прожили до 1953-го года. Семейная жизнь мешала карьере, что и стало причиной развода.


Несмотря на разрыв семейных уз между Эллой и Рэем, их музыкальное сотрудничество не прекратилось. Кроме того, бывших супругов связывал усыновленный ими в браке племянник Эллы, которому дали имя Рэй-младший. Когда мальчик вырос, он решил, как и его приемные родители, связать жизнь с музыкой. В 1957-ом году в прессе много писали о якобы состоявшемся бракосочетании певицы с Тором Ларсеном. Эта информация так и осталась на уровне слухов.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка