Щекавица: киевский город мертвых. Киев

Овитая легендами и мистическими историями, гора Щекавица возвышается над Подолом. Ближайшие к ней улицы - Глыбочицкая, Нижнеюрковская, Соляная и Фрунзе. На самой горе находятся улицы Олеговская и Лукьяновская. Есть еще улица Трудовая, где сохранилось одно здание. Недавно здесь была еще и улица Мирная но, поскольку ее застройка практически уничтожена, сама улица тоже фактически перестала существовать.

Название

Происхождение названия «Щекавица» связывают с именем князя Щека , который, согласно преданиям, был одним из основателей Киева.

В «Повести временных лет» есть упоминание о том, что князь Олег был похоронен на горе Щекавице. Отсюда еще одно название горы - Олеговка . Иногда встречается название Скавика, которое, вероятно, является упрощенным вариантом «Щекавицы».

«Кладбищенская» история

Ну а неофициальное название Щекавицы - киевский «город мертвых». У подножия горы исследователи находили славянские захоронения VIII-IX столетий. Вновь вспомним о могиле Вещего Олега. Здесь были улицы Погребальная, Черный Яр, Черная Грязь…

В XVIII веке здесь было открыто городское кладбище, с Всехсвятской кладбищенской церковью. Изначально здесь хоронили жителей Подола, чьи жизни унесла эпидемия холеры 1771-72 гг. После на нем нашли последний приют члены магистрата и богатые мещане, а также мусульмане и староверы.

Из выдающихся киевлян здесь были похоронены композитор А. Ведель, первый городской архитектор А. Меленский, архитектор М. Иконников, историк П. Лебединцев и другие известные личности своей эпохи.

В 1900 году было принято решение закрыть кладбище, хотя единичные захоронения продолжались до 1928 года. Кладбище постепенно разрушалось. После 1935 года большая часть захоронений была уничтожена , с лица земли исчезли и церковь, и кладбищенские ворота. План по обустройству парка отдыха на месте кладбища так и не был осуществлен.

Поселения

Вероятно, в княжеские времена на горе был храм или монастырь, а в ХV веке - замок.

Часть горы была передана для поселения мещанам в 1619 году. В ХVІ-XIX веках, из-за близости нескольких рынков, на горе жили, в основном, торговцы, а также жулики и разбойники. Последние легко могли укрыться от посторонних глаз на петляющих и заросших сорной травой улочках Щекавицы.

Даже в послевоенные годы Щекавица, с ее обветшалыми деревянными домиками, выглядела довольно неухожено. Здесь жили простые люди , в основном сапожники, пекари, мастеровые. Это были люди разных национальностей: украинцы, русские, татары, цыгане, евреи, армяне.

Щекавица сегодня

Сегодня на горе Щекавице находятся: мечеть Ар-Рахма (построена в 2000 году), с минаретом, медресе и корпусом Духовного управления мусульман Украины, управление ГАИ МВС Украины, Подольская радиовышка, школа-интернат, церковь Адвентистов седьмого дня, жилые здания (от девятиэтажек и скромных частных домов до нескромных особняков), а также мусульманское и старообрядческое кладбища, уцелевшие с древних времен.

Зеленая зона Щекавицы находится под постоянной угрозой неправомерной застройки, против которой нередко выступает общественность.

В 1950-х годах плоская часть киевского Подола выглядела заброшенной и провинциальной. В основном одно и двухэтажные деревянные дома - обшарпанные, заброшенные и неухоженные. А некоторые из таких домов даже были подперты темными бревнами, чтобы не завалились. Наиболее ветхие из таких домов располагались у подножья гор: Щекавицы, Юрковицы и на местности - Татарка. Из воспоминаний послевоенного времени запомнились дворы с закрывающимися на замок воротами. Во дворах - ветхие строения, дровяные сараи, голубятни… Здесь развешивали белье и вытряхивали коврики, а дети играли в замечательные и разнообразные дворовые игры. Автомашин на булыжных мостовых было мало. Много было телег, запряженных лошадьми. Дворники собирали в совки конский навоз. Подол вовсе не напоминал аристократический центр города. Всюду репейник, крапива, куры, собаки, деревянные скамейки, под которыми горы шелухи от семечек… Зато весной - опьяняющий запах сирени!

Мое послевоенное детство прошло у подножья Щекавицы - старинной киевской горки с забытыми кладбищами, оврагами, кривыми тропинками и стекающимися вниз ручейками…Время здесь как будто остановилось…

Вспоминается, с каким удовольствием мы, мальчишки с Подола, забирались на вершину этой горы и запускали бумажные змеи. Не боялись залезать и в глиняные пещеры, вырытые в горе. Необычным выглядело татарское кладбище с полумесяцами на могилах. Да и старинное городское кладбище, с красивыми каменными воротами, тогда еще не было так разрушено.

Народ на горе жил небогато… В основном - рабочий люд: сапожники, пекари, мастеровые… Мирно уживались и люди разных национальностей: украинцы, русские, татары, цыгане, евреи, армяне …Мы, мальчишки, одинаково дружили с детьми любой национальности. Людей мы делили по другим признакам - жадный или добрый, трус или смелый, можно положиться на него в трудную минуту или нет… Сказывалась близость Житнего рынка. Жили на горе и базарные аферисты, и воры, и самогонщики…

Пасха

Сегодня праздник Пасхи Христовой отмечается торжественно и открыто. Можно сказать, что более «официально». Это службы в храмах, освещение пасок, обмен крашеными яйцами, визиты на кладбища и т.д. Вот, пожалуй, и все приметы нынешнего празднования в отличие от времен «воинствующего атеизма». Но что удивительно, во все времена великий христианский праздник был любим в народе за происходящие в эту весеннюю пору чудеса.

У людей, живущих у подножья Щекавицы и на Татарке, даже в послевоенное советское время почти в каждом доме были иконы. Эти иконы передавались по наследству из рода в род. Помню, незадолго до Пасхи народ шептался, что в таком-то доме икона замироточила, то есть стала каплями выделять маслянистую благоухающую влагу. Это считалось благословением свыше данному дому за благие дела хозяев. Так было принято, что люди несли свои мироточащие иконы в церковь, чтобы как можно больше людей на них молилось. Говорят, в год смерти Сталина на киевском Подоле в церквях самопроизвольно ударяли колокола. А вот в кабинете директора школы на Цымлянском переулке в 1953 году перед Пасхой упал со стены портрет Сталина. Директор так испугался, что сразу не понял, куда ему бежать - или в церковь поклоны бить или в райком сдавать партбилет.

Святые источники

Когда- то на Щекавице, Юрковице и других горках, тянувшихся вдоль улицы Фрунзе к Куреневке, было очень много природных ключей. Однако беспорядочное строительство, нерасчищенные буреломы, бетонные блоки, бревна и различный мусор «похоронили» эти святые киевские источники. Сегодня, разве что в районе Мыльного переулка, у подножья горы Юрковицы восстановлен исторический Иорданский источник. Почему Иорданский? Издавна говорят, что в старину один киевский купец, совершая паломничество в Святую землю, уронил в реку Иордан свой именной ковш. Вернувшись в Киев, пошел к Юрковице испить воды из источника и чудесным образом выловил утраченный в Иордане ковш. С тех пор источник называют Иорданским. И хотя этот источник многократно уничтожали и засыпали землей, - сегодня, благодаря труду христианских подвижников восстановленного Николо-Иорданского храма, этот святой источник существует.

Источники киевских гор - это древние глубинные воды, которым много тысяч лет. Эта вода оказывает целебное воздействие на человека. Мне повезло пообщаться с матушкой Анной, которая проживала у подножья Щекавицы в прошлом веке. Она говорила: древние люди молились над этой водой, поэтому она до сих пор целебна и несет молитвенную информацию. Это своего рода послание нам от предков, и указание жизненного пути. Недаром, свои лучшие проповеди Иисус произносил у вод Геннисаретского озера. Ведь вода, как и душа человека, вечна. Она поднимается ввысь в виде водяного пара, затем падает на Землю из облаков в виде дождя, впитывается в почву и через определенное время вновь поднимается на поверхность через водные источники.

Рядом с домом матушки Анны, на Цимлянском переулке, 17, жил некто Анатолий Фогель. Родник бил из-под земли у него во дворе. Сегодня здесь все сломано, заложено бетонными плитами и замуровано. А родник, особенно в весеннюю пору, рвется из-под земли, подмывая эти бетонные плиты…

Глава 20

Щекавица

Щекавице повезло. Её несколько раз упомянули в древней летописи - то относительно живущего на ней Щека, то как о месте захоронения Вещего Олега. И само название Щекавицы, искажаясь в Скавику, Шкавику, Щкавицу, дошло до наших дней да вернулось к Щекавице - и никому в голову не придет перенести ея на другую гору.

Щекавица лежит к северо-западу напротив Замковой, и на север от Кудрявца. Между ними протекала речка Глубочица.

Начинаясь холмом к западу от Житнего рынка, Щекавица расползается в сторону Кирилловских высот на северо-запад к «новой» Юрковице (прежней Лысой), и на запад в сторону Лу-кьяновки, причем там уже трудно определить, где Щекавица заканчивается. В 21 веке гора стала борзо застраиваться многоквартирными и частными домами-теремами. Беспощадно сносят старые домики. Склоны попросту срывают и «укрепляют». По горе проходят две основные улицы - Олеговская (с 18 века до 1869 года Погребальная) и Лукьяновская, названная так потому, что идет к Лукьяновке. А Олеговская по имени Вещего Олега.

В 19-20 века веках были на Щекавице и прочие улицы, например Черный яр. Жила память об урочищах: Волчий яр (западнее старообрядческого кладбища), Чмилев яр.

Сложно дать описание Щекавицы на 2014 год. Гора застыла в ожидании изменений, которые навсегда изменят её облик. Это уже случилось на отрогах вдоль оврага Глубочицы, где от стройки вечной склоны калечные.

Но есть и уснувшие уголки. Среди зеленого пустыря -битый кирпич, остатки фундаментов. Разрезанный пополам отрог на Лукьяновской улице, в нем - следы древней печи. Заброшенная строительная площадка. Странные огражденные участки. Бывшая вышка-глушилка, ныне передающая FM-станции, нависает над всем. Выше неба!

От улицы Нижний Вал на холм лезет Олеговская улица, между новостроек и уцелевших старинных домиков, украшенных деревянной резьбой. Справа на пригорке, на прямоугольном охраняемом пространстве - вышка, посторонним ход заказан. Улица поворачивает то направо, то влево. Название навевает вопрос - где же именно была Олегова могила?

Этого я коснусь в другой части книги, отдельно про Воль-гу. Пока же вспомним утверждение Повести временных лет о Вещем Олеге: «и погребоша и на горе, иже глаголеться Щековица; есть же могила его до сего дни, словёт могила Олгова».

Невесть с чего наши современники иногда пишут, что змея укусила Олега здесь же, на горе. Но летописный Олег поехал «в поле», чтобы поглядеть на кости коня своего. Потом его укусила змея, он болел, затем его похоронили на Щекавице. В списках, гору называют также «Сщековища», «Щоковика». А в 19 веке в народе говорили просто Скавика.

Название «Олгова» встречается в летописи порой отдельно от Щекавицы. Вот Ипатьевский список, распря между Изяс-лавом Мстиславичем и Гюрги (Юрием Долгоруким) за Киев в 1151 году:

Вячьслав же, Изяслав и Ростислав повелеша Володимиру поити с Берендеи, и с вежами и с стады их пойти ко Олгове, и сташа мьжи дебрьми от Олговы оли (даже) и в огород святаго Иоана, а семо (сюда, здесь) оли до Щковице.

Вячьслав, Изяслав и Ростислав повелели Владимиру пойти с берендеями к Олгове. И Владимир с берендеями стали между дебрями от Олговы да в ограде церкви святого Иоана, и до Щковицы.

Тут ясно разделяются местности - Олгова и Щекавица. В летописях князья часто ездят к именно Олговой могиле, а Щекавица вот упомянута, кроме захоронения Олега и места жительства Щека, только в приведенном куске про берендеев.

Если моё толкование верно, речь идет о двух смежных местностях, Щекавице и Олгове могиле. Возможно, одна часть горы называлась Щекавицей, а другая - Олгова могила. Хотя Нестор пишет, что Олгова могила находится на Щекавице. Но Лашкарев в 19 веке сам слышал, как Ольговой могилой именовали мыс над Вознесенским спуском на Кудрявце.

О церкви святого Иоанна, за год 1121 летопись сообщает: «Того же лета заложи церкви святаго Ивана в Копырев Конци». Закревский, принимая эту церковь за ту же, про кою говорилось касательно берендеев, делает вывод - местность Копырев Конец тоже находился на Щекавице.

Очень возможно. Но вероятно и что было две разные церкви, посвященные одному святому, либо церковь перенесли из Копырева конца на Олгову. Замечу еще, что летопись упоминает сей храм с привязкой к двум местам - Олгове и Копыреву концу, не к Щекавице. В истории затерялась дальнейшая судьба этого сооружения.

Киевский епископ Иосиф Верещинский в конце 16 века, желая затеять стройку века и заодно расширить владения доминиканов, написал к депутатам сейма обращение «Способ заселения Нового Киева и обороны бывшей столицы киевского княжества от всякой опасности без обременения его величества короля и без затрат для короны польской, объясненный господам послам будущего краковского сейма». Его перевод напечатали в мартовском нумере «Киевской старины» за 1894 год.

Там мы находим важнейшие сведения про то, что Верещинский был очевидцем двух «кремлей» - одного на Щекавице, другого на противоположной горе, и что на Щекавице обитали иудеи. Значит, летописное урочище «Жиды» и есть Щекавица. Вначале епископ опровергает расхожее тогда мнение, что Киев прежде был Троей, затем рисует картины запустения города (в развалинах Софии, например, пасутся свиньи), и далее сообщает:

К тому же Киев имел собственных земель пространством более, чем на 50 польских миль, и два

стольных кремля, расположенных друг против друга и принадлежавших двум родным братьям, Кию и Щеку. Они и теперь еще стоят пустыми, окруженными огромными земляными валами.

Валы эти, если бы нанимать грабарей, с большой натяжкой едва ли можно было бы насыпать за 500,000 червонцев.

Один из этих двух пустых кремлей захватывает такое пространство, какое - краковские стены со всем своим замком. Этот киевский старинный кремль, запущенный еще до тех пор, как началось процветание киевской столицы, имеет валы такой высоты, как костел св. Станислава в краковском замке.

Что касается другого кремля, который и теперь еще стоит, то всегда после его разрушения еще во времена язычества, и после смерти бездетного упомянутого выше Щека, родного брата Кия, он был заселен жидами.

С введением христианства, по убеждению апостола Киевского св. Яцк они были изгнаны оттуда, так как замучили для своих жидовских суеверий христианское дитя, а их местожительство вместе с упомянутым кремлем отдано было польскими королями кафедре киевского бискупств .

Этот кремль и теперь называется жидовским городом; он разделен в середине на две половины двумя огромными валами, а вокруг обсыпан также огромным валом вышиною, как костел св. Станислава в краковском замке; ширина и длина его, как Стра-до между Краковом и Казимиром.

Необходимо подумать, чтобы эти два огромных опустелых старинных кремля могли заселиться людьми без всяких расходов для Его Величества Короля и без обременения для республики; чтобы эти люди охраняли огромные валы от пограничных неприятелей и защищали почтенную столицу от различных опасностей, а особенно от князя московского.

К тому же следует укрепить и теперешний замок, который расположен на довольно высоком холме; холм под теперешним замком, наполовину изгнившим, имеет сам по себе высоту краковской ратуши, а по ширине и длине он соответствует краковскому замку со всем его пригородом.

Вот этот-то теперешний замок на вышеупомянутом холме, по природе высоком, должен быть возобновлен, но своим порядком должно быть устроено поселение на месте прежнего княжеского двора, на том роскошном холме, где князь киевский, названный Кием, имел свои великолепные палаты.

Другая гора от природы высока, похожа на упомянутую Киеву гору и не уступает ей по ширине и длине. Эти две горы, как брат с сестрой, стоят на расстоянии друг от друга, какое занимает краковский рынок. Вторая гора называется бискупской горой или Щекавицей, от князя Щека, родного брата князя Кия. На этой горе он имел свой особый двор, очень роскошный, от которого теперь нет и признаков. Гора эта должна быть обращена в бискупский замок для его кафедры, так как она не может быть застроена никак именно, кроме самого Его Величества Короля или киевского бискуп . Эти две горы, равные высотой, если будут укреплены стеной и строениями, то будут служить одна другой опорой в годину опасности от неприятеля Короны Польской.

Теперь остановимся и рассудим. Можно сказать, что по разные стороны напротив Щекавицы лежат три горы. Это Юрковица (Лысая), Замковая и Кудрявец. На одной из них, по словам бискупа, был кремль Кия. Замковую исключаем, поскольку Верещинский говорит о ней, как об отдельной горе, не той, где расположен «кремль» Кия.

Значит, выбор сводится к двум вариантам - Кудрявец и Юрковица-Лысая. Первый в протяженности напротив Щекавицы не больно крут и неприступен, чтобы служить естественной крепостью. Да и не приходит в голову сравнить Кудрявец и Щекавицу с братом да сестрой.

А ведь я уже писал, что град Кия находился на горе Лысой («новой» Юрковице) к северу от Щекавицы. Напишу и еще, далее, в части про Кирилловские высоты. Всё сходится - даже про валы!

Но всему своё время - продолжим гулять по Щекавице.

Во время, когда бискуп Верещинский желал расширения владений, и когда Киев был под Литвой да Польшей, Щека-вица впервые после летописей появляется в источниках, а именно в земельных документах как местность, где расположены пахотные нивы и пастбища. На южной стороне горы, напротив Киселевки, в 16 веке зеленел виноградник.

В 1619 году Сигизмунд III жалует Щекавицу, по их челобитью, киевским мещанам на «осаживание людей», дабы гора населялась и город расширялся. Границы передаваемого «грунтика» определяются так:

гору Щекавицу, з ея принадлежностями, почавши от Юркового ставка, потом в гору Щекавицу, от Оболонья отираючися о грунт, о дом и острог бис-купий, в конец гребли; а от конца гребли в ставок в долину Кудрявец, до самого конца Кудравца, а от конца Кудравца просто чрез дуброву до борку Свято-шицкого, по дорогу, которая идет з Белгородки до Киева, а дорогою идучи до Киева, пришовши к концу долины Юркова ставка, в долине Юрков ставок, откуда началась граница

В 1770 году в Киев пришла чума. На верху Щекавицы начали спешно хоронить подольских умерших, равно как и просто во дворах, близ жилья. Как раньше, при добрых царях, с чумой боролись? В основном - окружали район войсками и никого оттуда не выпускали. Так люди и умирали семьями. Кого-то вывозили в карантин на Труханов остров, и там здоровые соседствовали с больными. Обычно дома, куда заглянула чума, сжигались. Но Подол был столь тесно застроен, что сжечь там один дом значило бы распалить пожар повсюду. Когда чума перебралась в другие районы, включая верхний город и даже Зверинец, не пострадали одни лишь монахи Михайловского монастыря - они попросту заперлись за его стенами и никого не впускали. Между тем как в соседней Софии усопли 50 монахов и 70 певчих.

Спустя два года на Щекавице разрешили хоронить уже официально. Далее, в 1782-м, там появилась церковь Всех Святых. Примерно на ее месте сейчас - вышка. В свое время церковь эту зарисовал приятель Тараса Шевченко, художник Михаил Сажин:

А вот скорее всего оконечность улицы Лукьяновской, либо чуть выше, севернее, поворот Олеговской. Прямо по курсу церковь Воздвиженья у подножия Киселевки:


Кладбище росло, принимая тех, про кого мы не видим память, и тех, чей труд сохранился - например, архитектора Андрея Меленского. Он спроектировал колонну Магдебург-скому праву, церковь-ротонду на Аскольдовой могиле, Кресто-воздвиженскую церковь возле Киселевки, Николу Доброго и многое другое. Сам Меленский жил на Подоле, и последний дом его, принадлежащий супруге Меленского, до сих пор стоит на улице Хоревой, под номером 11/13 - это через дорогу от церкви Николы Притиска, около северо-восточного ея угла.

В 1900 году кладбище закрыли, но в советское время на уцелевшей части кладбища, той, что была старообрядческой, снова хоронили, в частности у входа есть братская могила времен Великой Отечественной войны.

Примечательна могила юродивого Ивана Босого (Иван Иванович Расторгуев, 1800-1849) . Сведения о нем находим у Закревского ]:

Очевидцы сообщают о нем следующее: Около 1844 г. в двух-этажном доме, составляющем часть фундамента Андреевской церкви, жил некто Иван Босый, уроженец города Зарайска, названный так потому, что ни в какое время года не носил обуви, и в самые лютые морозы его видели босым на улицах Киевских. Жизнь свою он посвящал непрестанной молитве и сбору подаяний, употребляя их на содержание в Андреевском доме странников, число которых иногда достигало до двух сот человек. Узнав от бывавших в Киеве поклонниках (то бишь паломников - прим. Семилетов) об этих подвигах благочестия Ивана Босаго,

Русь часто слала ему издалека разные приношения и много помогал ему также бывший Киевский губернатор И. И. Фундуклей, оставивший по себе в Киеве память учреждение женской гимназии. Этим только может быть объяснено, как мог Босый, без всяких собственных средств, содержать множество поклонников, сменяющихся одни другими. Когда он умер, то оказалось, что Босый носил многовесныя железныя вериги, с которыми его и похоронили на горе Щекавице, с большим торжеством. За гробом его шли тысячи народа и слышен был плач многих беспомощных, лишившихся в нем своем подпоры.

Сложно ли попасть в необычные места там, где живёшь и гуляешь уже пятый год?

Оказывается, нет. Стоит лишь отклониться от привычного осеннего маршрута на Подол через Багговутовскую и Нижнеюрковскую чуть в сторону - мимо Макариевского храма уйти вправо, по ступенькам

на Лукъяновскую улицу.

Там сквозь панельные девятиэтажки простреливают позолотой купола Свято-Покровского женского монастыря.

приоткрыты ворота Старообрядческого (или Щекавицкого) кладбища.

В прошлое воскресенье мы бродили по дорожкам, тропинкам, зарослям, знакомясь с местом, но ничего не зная о его истории...
Просто фиксировали какие-то моменты, удивлялись, задавали себе вопросы и часто не находили ответов.
Теперь буду пытаться их найти (Google мне в помощь:).

Что увидели, рассмотрели.
Все могилы в этом некрополе - не позже середины сороковых годов. Много - времени освобождения Киева.

А самые ранние, из сохранившихся и увиденных, - датируются началом XIX века.

Хотя, встретилось одно позднее захоронение 2016 года. Мать (наверное всё-таки мать), нашедшая здесь покой ещё в 20-е годы, приняла к себе 99-летнюю дочь, рождённую в 1917. За это время прошла череда людей, властей, эпох. И вот жизнерадостное, совсем не старушечье, лицо на цветной фотографии на надгробии рядом с серьёзным, чёрно-белым, - матери. Близкие люди, разминувшиеся почти на век...

Могилы с фотографиями здесь, всё же, редкость. Кладбище очень запущенное, мёртвое беспамятством. Надгробия, видно, собраны из разрушенных, поставлены на чужие или свои, но покорёженные, отбитые основания.

В то же время, есть ухоженные могилы начала прошлого века.

Вот эта могила выглядела одной из самых посещаемых. Что поразило - при том, что на самом кладбище мы никого не встретили, кто-то совсем недавно зажёг здесь лампадки. И оставил горсть монет.

Здесь покоился некто Иван Расторгуев, именуемый Босым... Может, какой-то юродивый? Мы строили версии и, как оказалось впоследствии, не ошиблись.

Отдельно озадачила группка крестов с рушниками и козырьками.

И нечто похожее на церковный аналой напротив них.

Ещё дальше, но на этой же окраинной площадке, ещё одно надгробие


с необычной эпитафией человеку "не желавшему в мире жить и пользоваться жизнью..."
Наложил ли он на себя руки? И могли ли здесь, в пределах кладбища, похоронить самоубийцу. Ответа на этот вопрос не нашли.

Тропинки с кладбища выводят на пагорбы Щекавицы.
А там - весь Киев на ладони.

(Теперь узнала, что стоит ещё найти находящуюся за узким проходом между гаражами домов 42 и 44 Олеговской улицы щекавицкую «площадку на 270 градусов». Отсюда в хорошую погоду видна огромная часть столицы: от Ветряных гор до Подола и Левый берег.)

Место, с какой стороны ни возьми, - историческое.
"...Гора Щекавица упоминается уже в 1151 году в связи с попыткой князя Юрия Долгорукого захватить Киев...
Название «Щекавица» традиционно связывают с тем, что на ней «сидел» (то есть поселился) Щек - по летописи, один из основателей города, брат Кия.

В «Повести временных лет» есть упоминание о том, что в 912 году на Щекавице был погребен киевский князь Олег. Согласно легенде, Легенда легла в основу произведения А.С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге". Отсюда еще одно название горы – Олеговка.
Иногда встречается название Скавика, которое, вероятно, является упрощенным вариантом «Щекавицы».

А вот, что разведалось об истории кладбища.
Кладбище на Щекавице появилось после эпидемии 1770 года, когда умерло 6 тысяч человек – из 20 тысяч киевлян. До этого хоронили при церквях или вообще у жилищ: при наводнениях захоронения создавали для жителей Подола дополнительные проблемы. Основанное в 1772 году, Щекавицкое кладбище обнесли земляным валом, установили правила погребения, в 1782 году построили церковь Всех Святых в стиле барокко. Город рос. В 1900 году городская управа приняла решение закрыть кладбище, хотя в отдельных случаях хоронили здесь вплоть до 1928 года. А по генеральному плану Киева 1935 года, верхние террасы киевских холмов, в том числе и на Щекавице, следовало превратить в парки отдыха и развлечений. Церковь и большую часть кладбища, кроме старообрядческого и мусульманского участков, тогда снесли. А вместо парка киевляне получили военную радиовышку, прогулки у которой могли закончиться допросом в КГБ.

Отсюда же:
Глава историко-культурного общества “Старая Поляна” Алла Ковальчук рассказывала, что вопросом сохранения Щекавицкого кладбища они начали заниматься еще в начале 1990-х. Совместно с Фондом солдатских матерей, историко-патриотическим клубом “Поиск” проводили субботники, добились установки бетонного ограждения. Были найдены военные братские могилы, установлена мемориальная плита. Уже изготовлен мемориальный “Монумент Скорби”, сейчас он находится в мастерской архитектора Веры Юдиной. Но пока задержка из-за недостатка финансирования. (Поскольку информация от 2007 года, финансирование, по всей видимости, так и не нашлось).

Ниже старообрядческого кдадбища расположено ещё одно, татарское. Захоронения на нём продолжались до середины 70-х. Аккуратные оградки, рядом с надписями по-русски арабская вязь.
А за забором этого двойного некрополя - крупнейшая в Киеве мечеть.

Дальше, если пройти по улице Олеговской (в прошлом, Погребальной) в сторону Житнего рынка, можно увидеть старинные деревянные дома с резными наличниками




которые соседствуют с элитными таунхаусами "Щасливий маєток" -



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка