Водные объекты в ландшафтном дизайне. Вода в ландшафтном проектировании


Вода – неотъемлемая деталь практически любого гармоничного ландшафта. Ее притягательная сила такова, что даже миниатюрный водоем, фонтан, искусственный водопад или источник способен украсить пейзаж и внести в ландшафт особый дух умиротворения и покоя.

Водоемы оттеняют соседние элементы ландшафтного дизайна и делают общую картину более объемной, одновременно исправляя дефекты рельефа.

Однако эстетической функцией роль воды в ландшафтном дизайне не ограничивается. От наличия и характера водоемов в немалой степени зависит микроклимат участка. Вода, движущаяся или стоячая, повышает уровень влажности воздуха, что в любое время года приносит пользу как растениям парка или сада, так и людям, отдыхающим в этом саду.

К основным видам садово-парковых водных объектов можно отнести:

  • Пруды
  • Бассейны
  • Болота
  • Ручьи
  • Каналы
  • Водопады
  • Каскады
  • Фонтаны
  • Источники

Пруды, ручьи, источники, водопады, а также болота, расположенные на участке, могут быть как искусственными, так и естественными, тогда как остальные сооружения практически всегда искусственные. Впрочем, естественные водоемы чаще всего подвергаются доработке с целью облагородить их внешний вид и отрегулировать сток.

Остановимся вкратце на основных характеристиках водных объектов:

Пруд – небольшой замкнутый водоем со стоячей водой. Как правило, в пруду высаживается разнообразная водная растительность, а иногда пруды заселяются также водными животными – например, декоративными и обычными рыбами, моллюсками, ракообразными. Именно наличие специфической водной жизни отличает пруд от бассейна.

По оформлению береговой линии пруды делятся на две большие группы – геометрические и естественные. Среди геометрических прудов в ландшафтном дизайне особо выделяются искусственные приподнятые пруды, у которых береговая линия надстраивается над уровнем грунта, что избавляет от необходимости выкапывать котлован, а также облегчает обслуживание пруда и уход за ним.

Болото – это своеобразный вариант пруда, плотно засаженный особой болотной растительностью. Искусственное болото представляет собой нечто среднее между прудом и увлажненным газоном.

Ручей – это узкий водный поток, обладающий естественными или близкими к естественным изгибами русла. В практике ландшафтного дизайна встречаются ручьи равнинного и горного типа. Первые имеют медленное течение и располагаются на ровной поверхности с минимальным уклоном. Вторые текут быстро по поверхности с большим углом наклона и могут прерываться небольшими водопадами. Нередко для ручьев горного типа используется естественное или создается искусственное каменистое русло.

Канал – искусственный водный поток с текущей водой, который отличается от ручья более правильной, часто геометрической формой русла.

Водопад – это поток воды, отвесно падающий с высоты свыше метра. Несколько последовательных водопадов или ручей с несколькими водопадами по ходу русла образуют каскад. Перепад высот в каскаде может быть сравнительно небольшим. Такой каскад имитирует естественные пороги и перекаты.

Фонтан – искусственное сооружение с потоками воды, бьющими вверх. Часто фонтан – это серьезное архитектурное сооружение с элементами садовой скульптуры. Встречаются фонтаны с ночной подсветкой, со струями, бьющими с поверхности пруда или бассейна, а также с другими спецэффектами.

Вода и водные устройства в городской среде

Современный ландшафтный дизайн трудно представить без использования воды и водных устройств в качестве одного из наиболее выразительных, отличающихся многообразием декоративных проявлений, компонентов городских открытых пространств. При этом речь идет не о повторении традиционных форм уличных фонтанов или бассейнов на площадях, а о дизайнерской трактовке водных устройств с учетом динамичности обновления эстетических идеалов и радикального изменения технологических возможностей.

Именно за счет использования воды как своеобразного пластического материала, обладающего свойством текучести, зачастую удается создать наиболее яркое впечатление от того или иного фрагмента города. Богатый диапазон возможностей для рассмотрения воды в качестве средства ландшафтного дизайна связан с различием ее зрительного и звукового восприятия в статичном или динамичном состоянии. Конфигурация водного зеркала, равно как разнообразие темы каскада или пластический рисунок фонтана, осмысленные с позиций современного дизайна, позволяют создать либо характерную геометрическую композицию ландшафта, либо внести эффект движения в городское открытое пространство.

Не менее важным, с точки зрения обеспечения экологической устойчивости среды, является возможность с помощью водоемов регулировать отдельные климатические характеристики среды, в частности, поддерживать влажность воздуха и создавать благоприятные условия для развития растительности в их окружении. Увеличение размеров водного зеркала позволяет также вовлекать в процесс рециркуляции воды выпадающие атмосферные осадки, ограничивая их сброс в канализацию.

Обладая сложной инженерной конструкцией, водные устройства связаны с определенным удорожанием ландшафтных композиций. В связи с этим принцип функциональной и композиционной оправданности их размещения в городской среде предполагает тщательный выбор места, учет масштаба и дифференциацию степени сложности каждого объекта. Безусловным приоритетом по соображениям эстетики и функции обладают пешеходные пространства, в особенности участки улиц и площадей у наиболее значимых общественных зданий, хорошо обозреваемые, пересекаемые оживленными потоками людей.

Принцип адекватности восприятия водного устройства в безводном состоянии позволяет сохранять его в целом положительное эстетическое воздействие в течение продолжительного времени года, когда отсутствие воды компенсируется либо скульптурностью форм поверхности, либо введением определенных цветовых или световых эффектов.

Вода в статичном состоянии,"образуя зеркальную поверхность, по существу, удваивает визуальное восприятие объектов природы и архитектуры, размещенных вокруг водоема. В то же время, в силу своей прозрачности, вода позволяет воспринимать графический рисунок в основании декоративного бассейна, превращаемый в поверхность с художественным смыслом. Прием создания водного зеркала над поверхностью с активным геометрическим рисунком сочетает в себе позитивные возможности отражающей глади воды с потенциальным разнообразием графического поля на дне водоема. Пример подобного сочетания воды и поверхности из керамической плитки с характерным рисунком, реализованный на одной из площадей в центре района Дефанс в Париже, подтверждает своеобразие получаемого визуального эффекта и раскрывает дизайнерский потенциал данного приема. Дополнительный функциональный смысл открывается при более детальном рассмотрении этой композиции. Наличие двух основных уровней ее восприятия–с пешеходной эспланады (верхний уровень) и транзитной автомагистрали (нижний уровень) обусловило необходимость не менее выразительного ландшафтного оформления вертикальных поверхностей, решенных в виде водного каскада по плоскостям с активным геометрическим рисунком и фрагментами травяного газона у основания стен.

Прием создания проема в зеркальной поверхности воды с организацией водного каскада может быть интересен при необходимости ландшафтного оформления нескольких уровней пешеходного пространства, в частности, при организации спусков к заглубленным остановкам общественного транспорта (метро, скоростной трамвай). Сочетание двух состояний воды – статичного в виде зеркала и динамичного в виде каскада и струй фонтанов – может быть трактовано в различной форме, но, как показывает реализованный пример в Штутгарте, позволяет достаточно нетрадиционно решить вопрос композиционного объединения наземного и подземного уровней городского пространства для пешеходов.

Вода в ландшафтном дизайне неизменно остается природным материалом, взаимодействием которого с другими компонентами определяют цельность и выразительность среды.

Эффективность интегрирования водных поверхностей в городское окружение во многом зависит от ландшафтной интерпретации берегового контура водоема. Притягательность его для пребывания пешеходов обуславливает необходимость в более разнообразном и масштабном оформлении. Формирование каскада модулей растительности, наряду с лестничными спусками, относится к одному из распространенных приемов ландшафтного дизайна берегового контура. Использование контрастного противопоставления глади водной поверхности с преобладанием эстетики пустоты и усложненного пластически и колористически профиля берега вносит в облик пешеходного пространства необходимую динамичность и индивидуальность. Подобная композиция, реализованная в Вашингтоне вдоль Пенсильвания Авеню, дает представление о возможностях дизайнерского оформления прямолинейного контура берега с достижением художественной выразительности озелененного участка улицы. Разграничение береговой линии с помощью модулей из цветов и деревьев позволяет избежать ее монотонности, а расположенный в центре композиции водопад вносит немаловажное звуковое дополнение в восприятие пространства для пешеходов.

Движущаяся вода в виде фонтанов и каскадов всегда относилась к числу важных элементов композиционного дополнения горизонтальной основы городского пространства.Их размещение в значительной степени обусловлено соображениями закрепления осей композиции на пешеходных улицах и площадях, усиления эстетической выразительности и создания дополнительных акцентов в городской среде. Неизменно составляя динамичный компонент ландшафта, фонтаны и каскады, как и многие другие элементы ландшафтного дизайна, подвержены постоянному обновлению. По мере совершенствования городских открытых пространств стало очевидно, что, кроме отказа от жесткой регламентации и многократного тиражирования давно себя изживших форм фонтанов в виде чаш или статичных скульптур, необходимо подлинно раскрепощенное формообразование силуэта водоподающих устройств с использованием современных динамичных линий и новых технологий обработки материалов.



Вода, включенная в композицию фонтана, привлекает нас возможностью видеть и слышать ее движение. От того, как оформлено это движение, во многом зависит степень эмоционального воздействия водного устройства. Не случайно, именно с фонтанами связаны наиболее устойчивые представления о характерных, ключевых символах ландшафта отдельных фрагментов городской среды. Дизайн водных устройств позволяет превратить воду в часть пространственной композиции, в которой система ее подачи, распределения и сбора не повторяет однажды найденных решений. Блестящими примерами подобного подхода стали в прошлом многочисленные фонтаны и каскады периода итальянского Возрождения, построенные на постоянном поиске новых приемов использования воды.

Размещение водных струй в системе динамичных веерных элементов, формирующих активный силуэт фонтанов, относится к одному из современных приемов их композиции. Сочетание зеркальных поверхностей из металла или матового стекла, по которым стекает вода с образованием множества бликов, и строгой геометрии линий водных струй составляет основное средство эмоционального воздействия подобного фонтана. Сопоставляя несколько водных устройств, построенных на основе этого приема, можно отметить определенные композиционные преимущества фонтана с использованием веерных элементов из ударопрочного стекла, заключающиеся в возможности создания зрительно более легкой, ажурной конструкции и в сохранении ее основных декоративных качеств в безводном состоянии.

Прием распределения воды по рельефной поверхности с характерной геометрией позволяет получать декоративные эффекты за счет подачи водных струй на каскадно спрофилированное основание. Концентрические очертания линий каскада из каменного материала, как видно на примере фонтана на Малой Садовой улице в Санкт-Петербурге, композиционно "собирают" зрительное восприятие на центральной, пониженной точке, где размещается наиболее эффектный элемент – шар, вращающийся на подпоре струи йоды.

Прием создания стилизованных скульптурных изображений элементов живой природы дополняет многочисленные попытки внести композиционное разнообразие в формы современных фонтанов. В этом случае выразительность водного устройства достигается с помощью моделирования природных компонентов в металле с интегрированием водопадающей системы в контур стилизованной скульптурной композиции. Металлический цветок-фонтан, "распустившийся" на одной из площадей города Анже, позволил композиционно обозначить начало пешеходного пространства перед парком Сен Серж и создать в контуре зданий современной застройки характерный пластический акцент на основе сочетания движения воды и застывшего элемента по мотивам живой природы.

Современный ландшафтный дизайн, пересмотрев традиционные подходы к трактовке поверхности земли, и постоянно внося новые природные элементы в состав горизонтальной основы городских открытых пространств, обладает немалыми возможностями в интегрировании обновленных водных устройств в структуру планшета.

Появление все более современных решений фонтанов в значительной степени связано с распространением приема динамичной водной скульптуры, основанного на использовании водных струй разной направленности с изменением высоты их подъема. Показателен в этом отношении пример водной скульптуры между металлическими экранами динамичной конфигурации в пешеходно-трамвайном пространстве Нанта. Чтобы придать небольшому водному устройству особую выразительность, в контрасте с фиксированным рисунком горизонтальных струй вертикальный контур воды имеет переменную высоту, внося в панораму улицы яркий светлый акцент. Вечерняя подсветка фонтана позволяет сохранить "живой" силуэт водных струй в качестве декоративного эффекта большой композиционной значимости.

Фонтан в пешеходном пространстве, расположенный вне полосы основного транзитного движения, невольно привлекает внимание прохожих, что становится основанием для дополнительной графической обработки окружающей его поверхности с использованием материалов различной колористики и тональности. Сочетание изогнутых и волнистых линий в окружении фонтана дает возможность продолжить тему движения воды в плоскости покрытия улицы или площади.

Как показывает современная зарубежная практика, поиск средств выразительности открытых пространств перед наиболее значимыми общественными зданиями отличается широким диапазоном ландшафтных решений с использованием воды в качестве характерного природного компонента.

Так, в ландшафтном дизайне площади перед культурно-спортивным комплексом Берси в Париже тема воды интерпретирована в виде нетрадиционного сочетания плоскости неподвижного зеркала с многоярусным каскадом по волнообразным бетонным формам, напоминающим карстовые образования. Одна из наиболее выразительных частей композиции – динамичный контур подпорной стены, ограничивающей водную гладь, и плавно переходящей в искусственные бетонные "отложения". Постоянный приток воды на верхний уровень бассейна придает этому фрагменту площади динамичный характер, а непрекращающееся движение водяных потоков по замысловатому рельефу вносит естественное звуковое сопровождение.

В композиции площади перед отелем "Хилтон" в Гринвиле водные фрагменты превращены в основную тему на поверхности земли, активно заявляя своими очертаниями направление подхода к зданию, примыкая вплотную к его контуру и продолжаясь в виде водопада в его интерьере. Взаимодействуя с прилегающей растительностью, зеркала из воды придают входному пространству перед зданием масштабный, выразительный характер, и обеспечивают расчленение планшета на удобные в функциональном отношении и необычные в композиционном смысле участки.

Использование воды в качестве средства ландшафтного дизайна позволяет достичь разнообразия городских открытых пространств не только путем усложнения геометрического рисунка водных устройств или создания каскадных композиций, как, например, в торгово-пешеходной зоне в Анже – современные технологии устройства фонтанов без возведения водосборных бассейнов дают возможность получать водные эффекты прямо на поверхности земли перед общественными зданиями. Пример строительства подобного фонтана у здания Национальной Галереи искусств в Вашингтоне раскрывает определенные преимущества такого решения, при котором игра водных струй отражается в зеркальных поверхностях расположенных рядом пирамид. Фактор доступности воды, соприкосновения ее с человеком, превалирует в данной композиции и отвечает одной из основных задач ландшафтного дизайна по гуманизации городской среды.

Идея раскрепощенного формообразования и многосюжетного выражения движения воды наиболее наглядно воплощена в композиции фонтана Стравинского на площади перед Центром Жоржа Помпиду в Париже. Вращение, раскачивание, скольжение и кручение водных струй составляет впечатляющее действие, своего рода "театр воды" в кинетическом исполнении. Обилие водных эффектов дополняется не менее красочным цветовым решением металлических скульптур, олицетворяющих постоянное движение. Фонтан завораживает своей оригинальностью и многоплановостью, предлагая для восприятия в любой из прилегающих точек пешеходного пространства все новые сочетания и наложения причудливых линий водных струй, раскрашенных контуров фигур и пестрых отражений в зеркальной поверхности. Знак времени, современный фонтан в исторической среде города, создает живую атмосферу в своем окружении, сливаясь звуками падающей воды с мелодиями уличных музыкантов.

Прием контрастного противопоставления правильной циркульной кривизны контура бассейна и грубых масс каменных глыб, расположенных внутри и за пределами водного зеркала, использован в композиции фонтана перед главным административным зданием Университета Небраска-Линкольн в городе Линкольне. Свободное размещение природных материалов придает пространству определенную естественность, невольно фокусируя внимание на скульптурности водных струй в центре водоема.

Все многообразие водных устройств, отражая большие возможности воды как наиболее пластичного природного материала, в каждом конкретном случае превращается в различное сочетание плоских и объемных элементов, отвечающих конфигурации и масштабу пешеходного пространства. Композиционная согласованность контура подвижных и неподвижных компонентов фонтанов с размерами, структурой и ориентацией других природных элементов среды и архитектурных объектов дает возможность усилить эмоциональную реакцию человека за счет превращения воды в органичную часть пространства и раскрытия ее богатых декоративных возможностей.

♦ /См. цветную вклейку, № 227-244/

II.3. Ландшафтный дизайн жилой среды

Жилые пространства и транспорт: конфликт или гармония

Ухудшение среды жизнедеятельности человека констатируется в большинстве крупных городов мира, как в России, так и за рубежом. Немалая роль в этом принадлежит постоянно расширяющимся площадям жилой застройки, которая, вопреки ожиданиям, не способствует улучшению экологической ситуации в городе. Постоянно нарастающая экспансия многоэтажных зданий и увеличение размеров открытых пространств жилых образований приводят к тому, что отдельные благоустроенные фрагменты в виде хозяйственных, детских игровых и спортивных площадок скорее иллюстрируют нормативные подходы, количественные характеристики и радиусы доступности, чем реально отвечают интересам жителей и, тем более, – соображениям устойчивости среды.

Экология жилой среды стабильно воспроизводит лишь устойчивый стереотип первичности крупномасштабной застройки, зачастую напоминающей бетонные саркофаги без осмысленного взаимодействия с природным окружением. Под влиянием подобного подхода к жилой застройке цивилизованное представление о том, что комфортность среды проживания складывается из степени удобства самой квартиры и ближайшего окружения дома, постепенно поступается второй составляющей.

Ландшафт селитебных территорий, относимый специалистами к категории "агрессивных", подвержен разрушению в основном за счет воздействия транспортных средств и неорганизованного передвижения людей. Экологически ориентированный ландшафтный дизайн жилой среды должен способствовать смягчению негативного воздействия транспорта и гибкой организации жизненных процессов в усовершенствованной структуре открытых пространств жилых образований.

Усилия по развитию ландшафтного дизайна селитебных территорий могут быть эффективными для повышения устойчивости среды в случае их сосредоточения на решении вопросов предотвращения стихийного паркирования автомобилей, оптимальной организации транзитных пешеходных направлений (внешние пространства жилых групп) и создания системы дифференцированных пространств для различных видов досуговой деятельности (в1гутренний контур застройки).

Ландшафтный дизайн жилой среды неизменно относится к одному из средств совершенствования ее эстетики, обеспечения выразительности и разнообразия отдельных фрагментов застройки. Развитие жилых образований в крупных городах за последние десятилетия внесло определенные коррективы в представления о гармоничной среде проживания. В число неотъемлемых составляющих такого представления вошло ландшафтное оформление расположенных вблизи дома автостоянок или встроенных гаражей. Минимизация воздействия транспортных средств на жилое пространство в целях повышения экологической устойчивости среды и ее эстетического совершенствования относится к одному из основных принципов использования ландшафтного дизайна. Создание так называемых бестранспортных пространств в жилых образованиях наиболее полно соответствует этому принципу.

Идея ландшафтной организации планировочно и визуально обособленных площадей для размещения индивидуального автотранспорта,

при всей своей функциональной оправданности, требует определенного разнообразия композиционного решения, что отражается на внешнем облике жилой среды. В то же время, постоянно нарастающая потребность в местах оборудованных автостоянок вблизи жилища уже сейчас делает необходимым принятие мер по использованию имеющихся ресурсов площадей открытых пространств для ландшафтной организации мест размещения автомобилей. Так, применительно к районам новой жилой застройки Санкт-Петербурга, в качестве желательных характеристик места проживания наличие автостоянок отмечают 32,2% респондентов, а подземных или встроенных гаражей – 27,5% .

Традиционная отечественная практика многоэтажного строительства, как правило, десятилетиями обходила вопросы организации автостоянок в жилой среде, что по мере роста числа автомобилей в крупном городе создало немало проблем с их размещением как для самих владельцев, так и для всех проживающих рядом людей. Понижение этажности новой застройки до трех – пяти этажей могло бы частично снять остроту этой проблемы, но без радикального изменения подхода к использованию ландшафтного дизайна в решении этого вопроса трудно ожидать качественного улучшения эстетического облика жилой среды.

И вопрос заключается не в обеспечении очередного нормативного количества озеленения, а в рациональном с точки зрения функции и в разнообразном с позиций эстетики размещении компонентов живой природы для создания изолированных участков транспортного назначения вне полос пешеходного движения, во внешнем по отношению к жилой группе пространстве.

Учитывая, что развитие многих новых районов в российских городах осуществляется путем их реконструкции, накопленный зарубежный опыт представляется полезным именно с точки зрения оптимального использования открытых пространств жилых образований и их ландшафтной организации. Безусловно, полезен и опыт изменения преобладающей шкалы масштабов современной застройки с адекватным пересмотром подходов к ландшафтному дизайну ее фрагментов.

В современной зарубежной практике формирования жилой среды организация автостоянок с использованием ландшафтного дизайна относится к числу наиболее важных задач. Основным путем решения этой задачи становится интенсивное освоение открытых пространств во внешнем контуре жилой группы для создания системы разграниченных стоянок (чаще до 10 машиномест) индивидуального автотранспорта, включая гостевые стоянки.

Одна из характерных особенностей ландшафтного дизайна таких стоянок заключается в композиционном разнообразии применяемых приемов оформления оград из кустарника и размещения рядов деревьев в качестве средств масштабного и функционального разграничения пространства. Растительность в виде экранов позволяет существенно сократить дискомфорт, испытываемый человеком от постоянного контакта с автомобилем в городской среде. Максимальное использование возможностей природных материалов для эффективного разграничения пешеходных и транспортных пространств относится к числу основных принципов ландшафтного дизайна жилой среды.

Различные виды кустарников, включая цветущие, могут разделять пешеходные направления и места размещения автомобилей, при этом использование стриженого кустарника с характерной геометрией посадок дает возможность существенно влиять на индивидуальность облика селитебных пространств. Обеспечивая частичную нейтрализацию выхлопных газов, зеленые ограды способствуют понижению их концентрации в атмосфере и, в конечном счете, выступают как средство поддержания устойчивости среды.

Естественно, что применение живых изгородей во внешнем контуре стоянок получает дополнительную выразительность в случае их сочетания с искусственным рельефом, например, в виде озелененных гряд или небольших холмов. Именно благодаря грамотному ландшафтному решению автостоянок в жилой среде удается существенно сократить ущерб, наносимый транспортными средствами природным компонентам селитебных территорий при неорганизованном размещении автомобилей.

Одним из альтернативных путей повышения комфортности жилой среды с позиций решения транспортных проблем является возведение гаражей на уровне земли – встроенных или пристроенных. Это становится наиболее оптимальным решением в условиях, когда уровень грунтовых вод не позволяет прибегнуть к варианту устройства подземного гаража без значительного удорожания строительства. Однако зачастую отечественная практика размещения наземных гаражей в составе жилых образований наносит непоправимый ущерб их эстетике и превращает удобства владельцев автомобилей в источник проблем для всех остальных жителей. Монотонные ряды гаражей-боксов редко создают положительные впечатления, даже когда они зарастают неорганизованной растительностью.

Зарубежная практика возведения встроенных гаражей отличается продуманным использованием ландшафтного дизайна для их визуального "растворения" в жилой среде путем создания на крышах системы озелененных площадок различного назначения. При этом сам гараж размещается в основном вне контура жилого здания и занимает часть дворового пространства. Принципом ландшафтного дизайна в данном случае становится реализация возможностей растительности в качестве маскирующего и интегрирующего материала, обладающего необходимым композиционным и функциональным смыслом.

Преобладание травяного газона, почвопокровных растений и невысоких кустарников в составе растительности на крышах встроенных гаражей связано с определенной сложностью создания более мощного почвенного слоя для посадки деревьев. Однако подобное решение обеспечивает организацию на уровне покрытия встроенного гаража бестранспортного пространства с прогулочными дорожками, газонами, подпорными стенками и игровыми площадками. Кроме того, потери полезной площади при использовании первого этажа сокращаются до минимума, так как в контуре здания размещаются лишь въезд и выезд из гаража. С позиции поддержания экологической устойчивости среды эффективность такого решения достаточно высока благодаря сокращению прямого воздействия транспортных средств на ближайшее окружение в жилых пространствах.

Не менее рациональным во многих отношениях является устройство подземных или полуподземных гаражей, позволяющих ограничить доступ индивидуального автотранспорта в жилую среду. Многочисленные примеры из

современной зарубежной практики свидетельствуют о том, что в архитектурно-пространственном решении гаражей такого типа, особенно в варианте их полуподземного размещения, средства ландшафтного дизайна становятся неотъемлемым элементом композиции. Оформление откосов наземной части гаража с использованием приемов каскадного расположения растительности, рядовых посадок или создания озелененных модулей способствует не только интегрированию транспортных объектов в природное окружение, но и дает возможность всякий раз по-новому трактовать их внешний облик.

Практика показывает, что существует множество альтернативных решений разумного разграничения пространств для человека и автомобилей в жилой среде. Однако в каждом конкретном случае именно средства ландшафтного дизайна позволяют достичь более высокого визуального комфорта открытых пространств жилых образован ий 2 придать им художественную выразительность и композиционную законченность.

♦ /См. цветную вклейку, № 245-259/

Создавая дизайн-проект ландшафтного оформления участка, специалисты по художественной организации территории загородного участка обязательно предлагают включить в проект один или несколько водных объектов. Это могут быть фонтан или декоративный пруд, ручей или водопад и даже стилизованное болото. Если в качестве источника водоснабжения дома используется высокопроизводительная , и дефицита воды не наблюдается, можно создать уникальный природный уголок, повторяющий морской пляж, тихое лесное озеро, шумный каскад или играющий струями фонтан.

Искусственный родник

Маленький родничок или ручей можно создать даже на ограниченной территории небольшого приусадебного хозяйства. Проектируя искусственный ручей, ландшафтные дизайнеры обыгрывают естественные неровности и уклоны участка, обустраивают гроты и “плачущие камни”. Современные технологии позволяют организовать систему замкнутого цикла, когда воду, протекающую по руслу ручейка, собирают в резервуар и по проложенной под слоем дерна трубе перекачивают к истоку, оформленному в виде бьющего из-под земли ключа.

Водопады

Каскады и водопады могут быть элементами водной композиции и играть роль истока ручья, украсить берега пруда или представлять собой самостоятельный объект ландшафтного дизайна. Форму водопада задают верхние камни: плоский позволит создать тонкую прозрачную завесу, несколько острых камней поделят поток на веер струй. Водяной каскад в окружении ампельных растений, высаженных на каменных уступах, – предельно завораживающее зрелище.

Декоративные фонтаны

Фонтаны – самый традиционный вид водных объектов, участвующих в оформлении ландшафта участка. Фонтан может быть элементом водоема или частью скульптурной композиции. Не выходят из моды пристенные фонтаны в виде головы птицы или животного, широко применяемые в оформлении расположенных на участке строений. Струйные фонтаны, устанавливаемые в центре искусственного водоема, часто делают танцующими. Для оформления такого фонтана выпускаются специальные насадки-клапаны, управляемые программным контроллером.

Пруды и болота

Кроме динамичных водных объектов, к которым относятся ручьи, водопады и фонтаны, чаще всего на загородных участках организуют статичные водоемы – пруды и декоративные болотца. Оформляя водоем, необходимо выдержать береговую линию, максимально приближенную к природной: ассиметричные берега и неровные контуры помогут создать иллюзию естественного пруда или маленького лесного озера. Рукотворные пруды часто оформляют светодиодной подсветкой.

Декоративные болотца нередко выступают в качестве самостоятельного элемента ландшафтного дизайна. Но чаще болотца становятся дополнением к искусственному маленькому озеру, визуально расширяющим береговую линию. Декоративные болотца служат естественным местом высадки влаголюбивых цветущих луковичных растений, и такие стилизованные островки стараются чередовать с каменными валунами, живописными корягами и замшелыми пнями.

Достаточно создать на участке маленький статичный водоем, чтобы в саду образовался настоящий оазис – уголок для отдыха, где можно наслаждаться видом спокойной глади воды или слушать музыку журчащих струй искусственного ручейка.

"Водные объекты в ландшафтном дизайне", БК "ПОИСК" , рассказать друзьям: Май 21st, 2017


Дата: 2012-02-18 20:27:48
Чтобы ландшафт был особенно гармоничным в него нужно включить водную среду. Даже если вы расположите миниатюрный водоем, искусственный водопад, источник или фонтан, это станет незаменимым украшением пейзажа, придав ландшафту покой и умиротворенность. Водоемы могут оттенять близлежащие элементы ландшафтного дизайна и придать общей картине объемности, исправив дефекты рельефа.

Интересно, что вода играет не только эстетическую роль в ландшафтном дизайне. Микроклимат всего участка во многом определяется наличием и характером водоемов. Стоячая либо движущаяся вода увеличивает влажность воздуха, что оказывает положительное влияние на людей, а также растения сада или парка.

Основные виды водных сооружений

Основными видами водных сооружений являются бассейны, ручьи и пруды , болота и каналы, каскады и источники, водопады и фонтаны. Ручьи, водопады, источники, болота и пруды, которые находятся на участке, могут быть как естественными, так и искусственными, другие же водные сооружения, как правило, являются плодом человеческой деятельности. Хотя и естественные водоемы нередко подвергаются доработке, чтобы можно было отрегулировать сток и улучшить их внешний вид.

Характеристики водных сооружений

Прудом называют замкнутый водоем небольших размеров со стоячей водой. В прудах часто высаживают водную растительность, а иногда их наполняют животными: моллюсками, обычными или декоративными рыбами, ракообразными. Главным отличием бассейна от пруда является спецификация водной жизни.

В согласии с тем, как оформлена береговая линия, пруды можно разделить на две группы – естественные и геометрические. Особое место в ландшафтном дизайне среди геометрических прудов занимают приподнятые искусственные, береговая линия которых располагается выше уровня грунта. Их конструкция позволяет избежать выкапывания котлована и обеспечивает легкость в уходе и обслуживании.

Болото является своеобразным вариантом пруда. Его отличие в том, что оно плотно засаживается особой растительностью. Искусственное болото является чем-то средним между увлажненным газоном и прудом.

Особенности ручьев и каналов

Узкий водных поток, который обладает естественными изгибами русла, называется ручьем. Ручьи могут быть горного или равнинного типа. Последние характеризуются медленным течением, а располагаются они на ровной поверхности, которая имеет минимальный уклон. Горные ручьи отличаются интенсивным водным потоком, который перемещается по поверхности с большим углом уклона. Такие ручьи могут прерываться малыми водопадами. Довольно часто для горных ручьев создается искусственное или естественное каменистое русло.

Канал является искусственным водным потоком, вода в котором находится в непрерывном движении. Главное отличие канал от ручья заключается в их русле: ручей имеет естественные его очертания, а каналы геометрическую, более правильную форму.


Водопады и фонтаны придадут вашему саду оригинальности

Поток воды, который отвесно ниспадает с высоты более одного метра, называется водопадом. Ручей с некоторым числом водопадов или просто последовательные водопады приводят к образованию каскада. В каскаде перепад высот может быть относительно небольшим. Такие каскады имитируют естественные перекаты и пороги.

Искусственное сооружение, водные потоки которого бьют вверх, называется фонтаном . Часто эти искусственные водоемы представляют собой серьезное архитектурное сооружение, среди элементов которого частично присутствует композиция садовой скульптуры. Фонтаны могут иметь бьющиеся с поверхности бассейна или пруда струи, ночную подсветку или другие специальные эффекты.


Несомненно, устройство водоемов является довольно сложным видом ландшафтных работ. Однако ничто может так украсить ландшафтный дизайн, как вода. Поэтому такое оформление стоит и труда, и материальных затрат. А рассмотрев разнообразие видов водных сооружений , вы сможете без проблем подобрать для себя те, которые больше всего соответствуют вашим требованиям.

Использовать водные объекты в ландшафтном дизайне можно с разными целями:

  • коррекция характеристик участка. При переувлажненности, поступлении больших количеств воды из-за границ территории искусственный пруд, озеро или помогает сбалансировать увлажнение участка, аккумулировать избыток воды. При неровном рельефе, большом уклоне, наличии впадин, ям и.т.п. обустройство водоема компенсирует такие особенности, превращает их в достоинства;
  • формирование нестандартной экосистемы. Растения некоторых видов можно выращивать только на воде или на береговой линии. Если важно использовать их в озеленении, обустройство пруда или озера поможет создать оптимальные условия для их роста;
  • коррекция микроклимата. У воды влажность воздуха всегда выше, а температура - ниже. Берег становится отличным местом для отдыха в жаркую, засушливую погоду. Такая коррекция важна не только для более комфортного отдыха, но и для состояния растений на участке. При высокой влажности воздуха они легче переносят летнюю жару;
  • создание площадки для отдыха. Искусственный пруд, каскад или фонтан улучшает панораму, обзор с основных видовых точек. На берегу можно построить беседку, обустроить площадку для барбекю, открытую террасу. Другой вариант - устройство купальни с заходом в воду с берега или с мостков. Для этого необязательна большая площадь или глубина, но важна регулярная ;
  • разведение декоративных рыб. Лучше выбирать неприхотливые, способные зимовать подо льдом виды. Если планируется разведение рыб, дополнительно устанавливают системы биологической очистки, фильтрации, выполняют озеленение пруда или озера так, чтобы создать устойчивую, требующую минимального ухода экосистему.

Компания «ПозитивПроект» выполняет обустройство искусственных прудов, озер, фонтанов. У нас можно заказать их проектирование, обустройство котлована, дна, береговой линии, озеленение, декоративное оформление береговой зоны, водной поверхности, подбор насосного, фонтанного, фильтрационного оборудования, обустройство зоны отдыха на берегу, уход за водоемом и прилегающей к нему территорией.

Мы выполняем:

  • ландшафтное проектирование территорий с водоемами, разработку проектной документации для улучшения существующих объектов, обустройства новых на уже используемых участках. Проект разрабатывается на основе исследований, изысканий на территории, оценки гидрологических условий;
  • работы по устройству водоема: подготовку котлованов, русел с использованием собственной спецтехники, обустройство дна (укладка изоляционного слоя, отсыпка, мощение), озеленение с использованием водных и влаголюбивых растений, формирование береговой линии или бортиков, парапетов для приподнятых водных оъектов;
  • обслуживание, уход: очистку дна, береговой линии, уход за растениями, контроль характеристик воды и т.п.


КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка