Без юмора: самый обыкновенный подмосковный йети, телепатически представившись Та-баном, признался московскому художнику, что его беспокоит экология леса. Неуловимый снежный человек

Снежный человек - существо малоизученное. В настоящее время его относят к миру животных.

Поэтому и наука, которая его изучает - криптозоология. Это наука о вымерших животных.

Кто такой снежный человек?

На этот вопрос нет ответа. По крайней мере, всю информацию не спешат доводить до широких масс. Есть очевидцы, которые видели существо, похожее на нечто среднее между человеком и обезьяной. Но о его истинном происхождении мало что известно. Склоняются ко мнению, что это тупиковая ветвь развития человечества.

Снежного человека боятся. Потому как у него большой рост и недюжинная сила. Он не идет на контакт с людьми.

Очень часто находят места его ночевки - подобие гнезда, сплетенного из огромных веток деревьев, которые просто наклонены. Для такой работы действительно нужна сила.

Никто не знает, как снежный человек общается со своими сородичами. Есть мнение, что на уровне подсознания. Но мне кажется, что это домыслы из-за недостатка информации.

Снежный человек точно не живет стадом. Встречали отдельные особи, пары (причем как взрослые, так и с детьми). Последний момент означает, что снежный человек все-таки не вымирает окончательно, хотя, надо полагать, его поголовье значительно сократилось.

Трудно сказать чем он питается. Вряд ли поддает пищу термической обработке. Наверное, именно за это его и относят к категории животных: способы питания и общения.

Очень часто находят отпечатки стопы снежного человека.

Его тело покрыто длинной шерстью. Одежду или обувь он не носит.

Снежного человека иногда называют Лешим. Поскольку их поведение отождествляют: страшный, молчаливый, может навести на людей морок (заблудится человек в лесу, в том месте, где все знакомо).

В некоторых регионах это существо называют Йети.

Названия разные. Описание внешности и манеры поведения (или повадки) - очень схожи.

По состоянию на сегодняшний день очень мало фактического материала (рассказы очевидцев в данном случае не в счет), чтобы составить четкое мнение об этом существе. Хочется надеяться, что в скором времени ситуация изменится. У науки появится больше материалов для исследования и ученые удивят нас интересным открытием.

Всемирно известный китайский антрополог профессор Пэй Вень-чун, возглавляющий в Китае изучение данного вопроса, сообщал о поимках и встречах нескольких экземпляров «человека- » («дикого человека») юго-западнее Ташкургана. Так, в 1954 году в горах вблизи пункта Упулан, согласно сообщению пограничника, было поймано существо, «у которого лицо , руки сгибаются как у человека и подобные человеческим, большой палец на руке противопоставляется, ногти острые, следы ног похожи на человеческие. Он способен руками бросать камень. Ходит на двух лапах, но когда замечает преследователя, то и на четвереньках». Считают, замечает профессор Пэй Вень-чун, что у этого «медведя» лапы и положение тела человеческое. Следовательно, зоологи отнесут это существо не к семейству медведей, а к отряду приматов.

Пэй Вень-чун приводит и другое сообщение: начальник автономного уезда на юге Синьцзяна, недалеко от границ Памира, сообщил, что в недоступной горной местности обнаружено «стадо» (может быть, скопление?) обезьяноподобных существ, имеющих бурую шерсть. Кстати, указывается даже, что период линьки у них приходится на апрель. Они ходят на двух ногах, детенышей носят на руках, как люди. Все эти данные удивительно точно согласуются с рассказами о местах обитания «дикого человека», которые были собраны среди киргизов Восточного Памира одной экспедицией летом 1958 года. В упомянутой выше статье А. 3. Розенфельд относит и эти записи к области чистейшего фольклора. Не очевидно ли, что тут ошибка?

Третий очаг обитания диких людей в Синьцзяне, по серьезно проверенным данным П. Ф. Ратова, относится к некоторым высокогорным пунктам китайской стороны Тянь-Шаня. И в этом отношении сведения П. Ф. Ратова хорошо контролируются другими материалами

Возьмем другой пример сообщения, не имеющего никакого отношения к фольклору. Начальник участка московского вагоноремонтного завода Г. Н. Колпашников изложил воспоминания о случае, имевшем место в августе 1939 года в районе боев у Халхин-гола (Монголия). Будучи тогда начальником особого отдела одного из советских подразделений, он был вызван ночью в место расположения монгольской кавалерийской части, где имело место чрезвычайное происшествие: часовые заметили два силуэта, спускавшихся по гребню горы, сделали необходимые предупреждения, затем, полагая, что это японские разведчики, открыли стрельбу и наповал убили обоих. Каково же было их изумление, когда убитые оказались какими-то обезьяноподобными существами. Прибыв рано на рассвете на броневике к месту происшествия и рассмотрев два валявшихся на земле скорченных трупа, Г. Н. Колпашников, по его словам, «почувствовал какую-то неловкость за то, что убиты не враги, а какие-то два животных существа странного вида.

Конечно, - продолжает он, - в то время я совершенно не слышал ничего о «снежном человеке», и я не утверждаю, что это были именно «снежные люди». Но вместе с тем мне было известно, что в Монголии нет человекоподобных обезьян, и я тогда задумался, как и другие, над вопросом: кто же это?»

Ответа не было. Только один старик-монгол из местных жителей, подозванный переводчиками, сказал, что это - так называемые «дикие люди», водящиеся в этих краях. Из-за какого-то суеверия старик боялся близко подойти к трупам. По словам Г. Н. Колпашникова, убитые существа были примерно человеческого роста. Тело их было покрыто рыже-бурой шерстью, причем неравномерно. Лохматые волосы покрывали лоб и брови. Лицо, говорит Г. Н. Колпашников, «было похоже на очень грубое человеческое лицо». Однако время было военное, шел бой, для углубления в естественноисторические вопросы не оставалось никакой возможности…

Как видим, и это наблюдение нельзя отнести к фольклору. Но объяснения старика-монгола связали наблюдение приезжего русского с теми местными сведениями, которые этнографы обязательно назвали бы фольклором. А позже, независимо от всего этого, было получено письмо из Харбина (Китай) от лица, слышавшего несколько глухих рассказов о встречах с какими-то непонятными волосатыми дикими человекоподобными существами в горах Большого Хинганского хребта, в районе, сравнительно недалеком от Халхин-гола. Уж не лешего ли они встречали? - спрашивали иные суеверные люди.- Уж не тот же ли это цикл легенд о диком человеке? - спросят этнографы-фольклористы. Нет, у нас нет никакого основания не доверять сообщению офицера Советской Армии Г. Н. Колпашникова,- отвечают биологи. А его показание связывает воедино все эти сведения.

Однако пора отбросить и нелепую посылку, что достоверны лишь свидетельства приезжих людей, а рассказы местных жителей не могут быть опорой для науки. Пора покончить с остатками пренебрежения европейских этнографов к «туземцам». Положительным примером может послужить совсем недавно обнаруженная строго научная обработка зоологом, сравнительным анатомом В. А. Хахловым показаний нескольких казахов о «диком человеке» (ксы-гыик), встречающемся в южной части Тянь-Шаня. Этот материал - важный вклад в изучение проблемы «снежного человека».

Работая в 1907-1915 годах в Зайсане, у границ России и Китая, В. А. Хахлов обратил внимание на рассказы населения об этом существе. Сначала он, конечно, полагал, что «дикий человек» - миф. Затем оказалось, что «его видели, его ловили, он оставлял следы на песке, распространял запах, кричал, сопротивлялся, жил на привязи некоторое время».

Наконец В. А. Хахлов разыскал и прямых очевидцев, из которых один наблюдал на протяжении нескольких месяцев ежедневно пленную самку «дикого человека» на привязи, другой участвовал в поимке самца и т. д. Терпеливая и умелая опросная работа с этими очевидцами не только укрепила зоолога в убеждении, что «дикий человек» - не миф, а реальность, но дала возможность составить довольно подробное его биологическое описание. 1 июня 1914 года молодой ученый направил заявление в Российскую Академию Наук, в котором кратко сообщал о своих важных выводах и просил помощи для организации экспедиции в Центральную Азию за «первочеловеком азиатским», как он предположительно наименовал это существо.

В настоящее время заявление В. А. Хахлова разыскано в архиве Академии наук. Оно навсегда останется значительной вехой в историй научного спора о «снежном человеке». Ведь оно было послано за 40 лет до отправления первой английской экспедиции в Гималаи для поисков «снежного человека», за 45 лет до провозглашения существования цикла народных мифов о «диком человеке». Выводы В. А. Хахлова надолго опередили науку того времени. Его заявление осталось без последствий. Но значительная часть его полевых записей и зарисовок сохранилась, и ныне в упорядоченном виде предоставлена им в распоряжение специалистов.

Ниже будут изложены некоторые дополнительные данные, приведенные В. А. Хахловым в его второй сводке: «Что рассказывают казахи о «диком человеке».

Прежде всего, В. А. Хахлов неоспоримо установил, что эти существа - ни в коем случае не одичавшие современные люди. «Людьми» казахи называли их по той причине, что они держатся вертикально, передвигаются, как правило, на двух ногах, имеют внешнее сходство с людьми, но по существу рассматривали их как особый вид животных. Никто из очевидцев не наблюдал у «дикого человека» никаких проблесков речи или попыток как-либо объясниться.

Дальнейшее накопление наших знаний покажет, насколько велики эти «человеческие черты» в смысле строения тела, то есть анатомии и морфологии данного вида животных. Допустим, их окажется несколько больше, чем предполагал В. А. Хахлов. Но бесспорно, что речь идет все-таки не о человеке, а о своеобразном виде животных.

Утверждаем ли, однако, мы, биологи, изучающие «снежного человека», что это наше представление о нем, как о реально существующем (или недавно существовавшем) на земле виде живых существ, уже доказано? Нет, мы не имеем пока права утверждать этого категорически. Наше мнение пока еще надо называть научным предположением. Слишком мало еще имеется бесспорных вещественных данных о «снежном человеке». Как ни привлекательны выводы В. А. Хахлова, число опрошенных им очевидцев слишком невелико. Как ни ценна проверка разных сообщений при помощи великого оружия науки - сравнения, нужно дополнить ее строгой документированной проверкой хоть некоторых сообщений.

Иными словами, вопрос о существовании «снежного человека» все еще принадлежит к числу нерешенных вопросов современной науки. Возможно, впереди еще долгий путь проверки и борьбы двух гипотез.

Но бесспорно, что не смогут победить обе,- не будет двух открытий, будет какое-то одно из них. Торжество биологической точки зрения заставит признать, что весь фольклор о «диком человеке» является искаженным, фантастическим отражением реальности. Может быть, победят сторонники взгляда, что все сведения о «снежном человеке» - мифы? Пока надо снова и снова напоминать сторонникам этого взгляда, что изучение мифов - тоже наука. Они должны доказывать свою точку зрения строго научно, в соответствии с требованиями фольклористики.

Трудную, навряд ли научно разрешимую задачу берет на себя тот, кто говорит: все сообщения о «снежном человеке» - мифы. Но и нам, сторонникам биологической точки зрения, понадобится еще много настойчивого труда, много спокойного и непредвзятого изучения фактов, для того чтобы сделать ее неоспоримой.

В этой работе мы не одни. Вот, например, обнадеживающие слова профессора Пэй Вэнь-чуна со страниц газеты «Гуаньминь жибао» от 4 января. На конференции по палеоантропологии при Академии наук Китая, сообщает он, «были и ученые, сделавшие сообщения относительно некоторых новых материалов о «снежном человеке» в высокогорьях Тибета, в результате чего мы расширили свои представления о загадке «снежного человека», к которому приковано пристальное внимание всего мира»…

P. S. О чем еще думают британские ученные: о том, что все-таки было бы полезно организовать еще одну научную экспедицию «по следам снежного человека». И если даже этих самых следов найти не удастся, то, по крайней мере, получится отличный приключенческий поход. Единственное надо будет все организовать должным образом, взять хороший и вместительный багажник Topeak , добротные рюкзаки, палатки, и все прочее туристическое и походное снаряжение.

Канд. биол. наук, научный сотрудник кафедры зоологии позвоночных биологического факультета МГУ Павел Квартальнов раскопал в архивах свидетельства ученых о безрезультатных поисках «снежного человека» в Таджикистане.

В высоком жестяном цилиндре, под сложенной в несколько раз гигантской шкурой кобры грудой лежали полевые дневники Саид-Алиева с подробным описанием его коллекции, а также условий и результатов учетов пустынных ящериц. В надежде найти неопубликованную информацию о местах, в которых нам удалось побывать самим, мы начали пересматривать дневники. Перевернув очередную страницу, я остановился взглядом на словах: «Во время проведения исследований по проблеме „снежного человека“ в составе экспедиции был и я».

Странно было увидеть такую фразу в дневнике советского зоолога. Только позже я узнал о поисках йети в горах Средней Азии, которые в середине XX века организовывал профессор Борис Фёдорович Поршнев (1905−1972), свято веривший не только в реальность этого брутального существа, но и в то, что оно непременно должно скрываться где-то на южных окраинах Советского Союза.

Первая экспедиция, проходившая в 1958 году, подробно описана в книге В.Н. Танасийчука . Получив щедрое государственное финансирование, столичные зоологи и ботаники вместе со своими таджикскими коллегами обследовали труднодоступные районы Памира, в частности окрестности Сарезского озера.

Орнитолог Роальд Леонидович Потапов, кому мне посчастливилось рассказывать о своих находках в Таджикистане, считает поиски йети, в которых он принимал участие, далеко не самой достойной страницей в истории советской науки. Однако ботаник Сергей Сергеевич Иконников справедливо отмечает, что благодаря этой авантюре удалось привезти «особенно интересные сборы растений» из ранее неисследованных районов. Не обошлось и без уникальных зоологических наблюдений. Как бы то ни было, убедительных признаков присутствия снежного человека в Таджикистане тогда не нашли, и финансирование прекратилось.

Несмотря на отсутствие признания, Б.Ф. Поршнев в июле 1961 года все-таки организовал еще одну поездку в Таджикистан, в те места, где, по его мнению, мог скрываться йети, — на Гиссарский хребет. Некоторые наблюдения, сделанные в этой поездке, вошли в подготовленную Б.Ф. Поршневым книгу , однако подробные сведения о ней трудно найти в литературе.

Рассказ С.А. Саид-Алиева, сопровождавшего Б.Ф. Поршнева, отчасти восполняет этот пробел. Очерк написан конспективно, вчерне, но не без юмора и, судя по форме, мог предназначаться автором для посторонних глаз. В нем хорошо показано, как Б.Ф. Поршнев собирал и «проверял» опросные сведения. Я уверен, что нет крамолы в опубликовании этих записей, сделанных более полувека назад. Надеюсь, что читателям будет интересен живой рассказ, оставленный для потомков выдающимся советским герпетологом.

  1. Танасийчук В.Н. 2009. Невероятная зоология: зоологические мифы и мистификации. — М.: КМК. 372 с.
  2. Иконников С.С. 1979. Определитель высших растений Бадахшана. — Л.: «Наука» ЛО. 400 с.
  3. Поршнев Б.Ф. 1963. Современное состояние вопроса о реликтовых гоминоидах. — М.: ВИНИТИ. 416 с.
    http://alamas.ru/rus/publicat/porshnev_book3/

Рассказ С.А. Саид-Алиева

Во время проведения исследований по проблеме «снежного человека» в составе экспедиции был и я. Главным руководителем экспедиции был Б.Ф. Поршнев. Он имел некоторые данные о «снежном человеке» в Гиссарской долине. 2 июля 1961 года мы вышли маршрутом в кишл. Шурхок на оз. Темур-куль, в пути следовали в 2−3 м от Каратаг-дарьи по узкой и труднопроходимой тропе. <…> В окрестностях оз. Темур-куль мы видели следы различных хищных животных (волка, лисы, медведя и диких свиней). На другой день в 7−8 часов утра у берега оз. Темур-куль измерили след медведя. Он имел в длину от 34,5 см до 35 см. Когда об этом было сказано проф. Б.Ф. Поршневу, он сказал, что это след этого животного ["снежного человека"]. Потом я задал вопрос Б.Ф., какие у него когти — длинные или человекообразные. Он отвечал: почти как у человека. Потом мы пошли [туда, где,] по данным туриста, эти животные [(«снежные люди»)] выводят детенышей. Это место находилось за скалистым гребнем, где раньше [пастухи] устраивали ночлег для коров и коз. Также там были небольшие ямки, глубиной около 1,5−2 м, для детенышей овец и коз. Молодые животные до возвращения матерей с пастбищ находились в этих ямках. Но [это были] не ямки для детенышей «снежного человека».

Потом один вечер поднимались к озеру Пархон, где можно ожидать жеребца-ангела. По данным легенды, он живет на дне озера и в лунные ночи иногда выходит на берег. Однажды человек верхом спускался из Верхнего Мазара (выше озера Пархон). Пока доехал до озера, уже было темно, и он заночевал прямо у берега. Его кобыла была привязана в ста метрах среди арчевников. Вдруг в 3−4 часа ночи при свете луны из озера вышел красивый жеребец. Он пошел в сторону, где была привязана кобыла, покрыл ее и моментально ушел в воду. Через несколько месяцев кобыла принесла красивого «как ангел» жеребенка. Тот же человек через 2−3 года опять поднимался по этой дороге к озеру Пархон-куль на своем жеребце. Добравшись до Пархон-куля, он устроил там ночлег. Ночью жеребец ушел на дно озера, и больше его не видели.

У Б.Ф. были данные, что в старые времена [существовала тропа на] перевал Сарвин (с противоположного, западного берега озер Пархон и Темур-куль). Мы двое суток искали этот перевал, [наконец] поднялись [к нему]. Это очень узкая и опасная тропа на высоте 3500−4000 м над уровнем моря (южные склоны Гиссарского хребта). Когда мы достигли этой высоты, мы увидели там отары овец и коз колхоза им. В.И. Ленина Регарского района. Мы спросили чабанов, слышали ли они от дедов и прадедов о «человекообразных людях», которые бы [приходили] с горных хребтов и забрасывали кишлак камнями. Они ответили, что никогда не слышали, [хотя одному из чабанов], например, было 75 лет, и он всё время лазал по горам. Я и Б.Ф. Поршнев поднялись на гребень, видели равнину и долину Тупаланг-дарьи.

Еще о мифических животных

Убежденность Б. Ф Поршнева в существовании йети может показаться своего рода помешательством. Однако надо признать, что даже опытные зоологи не всегда скажут уверенно, живет ли какое-то животное на свете или является чистым вымыслом. В послесловии к своей книге В.Н. Танасийчук (2009) перечисляет сенсационные фаунистические открытия конца XX века и в их числе упоминает спиралерогого буйвола (Pseudonovibos spiralis ) из тропиков Индокитая, описанного в 1994 году.

Я помню, как о находке крупного копытного тогда рассказывали газеты. Оказавшись впервые во Вьетнаме, я расспрашивал об этом звере Германа Васильевича Кузнецова, посвятившего более 20 лет исследованию животного мира далекой страны. За пиалой терпкого зеленого чая, когда душная жара сменялась вечерней прохладой, под крики летевших на ночевку ожереловых попугаев Г. В. Кузнецов рассказывал, как он нашел рога «линь-зыонга» в гостеприимном доме в Ханое, где они хранились как семейная реликвия.

Странные, покрытые поперечными гребнями рога, острые и закрученные на концах, как штопор, — единственная часть тела таинственного зверя, оказавшаяся в распоряжении зоологов (не считая небольших фрагментов лобной кости). Остальное известно из старинной китайской рукописи да из рассказов охотников. Это животное похоже на поджарого буйвола или на козла с густым темно-серым мехом. Оно быстрое и ловкое, предпочитает жить на отвесных скалах, использует закрученные рога для того, чтобы на время сна цепляться ими, подвешиваясь на ветвях деревьев. Любимая еда «линь-зыонга» — ядовитые змеи, потому порошок из его рогов помогает излечивать змеиные укусы. Попытки ученых восстановить реальный облик животного и ареал его обитания подытожены Г. В. Кузнецовым в монографии по млекопитающим Вьетнама (2006).

И все-таки в последние годы стало очевидно, что спиралерогий буйвол не более чем миф, выдумка, подобно «снежному человеку». Как же в него поверили ученые?

Немецкие зоологи И.П. Петер и А. Фейлер первыми обнаружили уникальные рога в Дрезденском зоологическом музее и опубликовали научное описание нового вида. Рога были приобретены на рынках и у охотников в деревушках на границе Вьетнама и Камбоджи, где, как предполагали, и водилось это животное. После появления сообщения о новом виде, в коллекциях разных стран нашли около 70 пар подобных рогов и никаких других свидетельств существования зверя, который, как предполагали, мог достигать веса 200−300 кг! Все рога были собраны до 1930 года, так что многие ученые решили, что спиралерогий буйвол, скорее всего, вымер.

Результаты анализа ДНК, выделенной из рогов, оказались противоречивыми: если ученые ИПЭЭ РАН показали, что «линь-зыонг» является дальним родственником быков и буйволов, то зоологи из Германии заключили, что он стоит ближе к сернам. В 2001 году в печати развернулась широкая дискуссия о реальности существования спиралерогого буйвола. Скептики обратили внимание на то, что все известные рога «линь-зыонга» несут следы искусственной обработки, которой обычно не подвергаются охотничьи трофеи. Они имеют тщательно отшлифованную поверхность, а кератиновые чехлы обязательно снимались с костей, а затем (у части экземпляров) были надеты обратно.

Окончательно «похоронил» спиралерогого буйвола француз Арну Сево, лично осматривавший все доступные рога и несколько лет скитавшийся по глухим камбоджийским деревням, где охотники могли что-то знать о «линь-зыонге». Он с коллегами сумел убедить ученых, что странные рога — лишь подделка, рассчитанная на местных людей, веривших в чудодейственную помощь этого артефакта против змеиных укусов. Прежние результаты морфологического и генетического анализа объяснялись методическими ошибками. В 2003 году вышла статья с красноречивым заголовком «Pseudonovibos spiralis : эпитафия», и научное название спиралерогого буйвола заслуженно заняло место младшего синонима. домашней коровы (Bos taurus ),

Аннотация серии статей

Вот уже больше полувека, со времени Гималайской экспедиции 1954, общественное мнение будоражит тема о так называемом “снежном человеке”. Интерес к ней в СМИ то затухает, то разгорается. В последнее время появилось много новых фактических данных в области гоминологии. Так уж случилось, что исследования и поиски в этой области ведут не научные институты, а энтузиасты-добровольцы. В силу сложившихся обстоятельств в академической науке дипломированных гоминологов нет, хотя некоторые энтузиасты, участвуя в исследованиях в течение десятилетий, стали выдающимися специалистами в этой области, известными в мировом научном сообществе, а благодаря СМИ - и широкой общественности.

Американские генетики считают, что йети образовались в результате гибридизации человека. Исследования генетической группы велись пять лет. Было собрано около 109 образцов ДНК снежного человека из 14 штатов США и из двух провинций Канады. Ученые пришли к выводу, что существа образовались в результате гибридизации человека разумного и неизвестного на земле существа, близкого к приматам. Можно даже предположить, что ДНК принадлежит пришельцам, так как у йети сильные паранормальные способности. Помимо немереной силы, они владеют телепатией, гипнозом.

По заданию сайт в Интернет-сообществах «Латненцы» и газеты «Семилукская жизнь» (корпункт Всемирной Энциклопедии Путешествий в п. Латное, Семилуки, Воронежская обл., руководитель корпункта: Катерина Котлярова) был опубликован опрос на тему “Верите ли вы в существование снежного человека?” Результат: 20 процентов респондентов верят в загадочное существо (самые интересные вопросы от неравнодушных жителей вошли в "опросный лист" интервью) и 60 процентов - сомневается, или совершенно не верит в существование снежного человека. Самое главное - а есть ли йети, если не в окрестностях нашего поселка, то хоть в Воронежской области? И, наконец, насколько Вы сами готовы поверить в существование снежного человека после нашего разговора с, пожалуй, самым титулованным на сегодня экспертом в области гоминологии - науки о снежном человеке, - Игорем Бурцевым?

Откуда возникло название "Снежный человек"?
Возникло еще в начале 20-х годов прошлого века, когда во время экспедиции в Гималаях (Ралфа Иззарда - прим. ) ученые обнаружили следы, как назвали оставившего их, - “ужасного снежного человека”, позднее название сократили. Приставка “ужасный” ассоциировалась с тем, что это существо обитало в горах, оставляло огромные следы (босой ноги, - прим. ). В разных странах по-разному называют снежного человека: в Америке - бигфут, в Канаде - саскватч и т.д. В России также много названий, например, леший - одно из них. В некоторых местах йети называют хозяином.

Как случилось, что Вы выбрали столь необычный род деятельности? Что сподвигло Вас на поиски снежного человека?
Сперва это было увлечением. Ровно 50 лет назад меня пригласили в экспедицию, когда я еще толком ничего не знал о йети. На мой вопрос, куда поедем, знакомый ответил, что на Кавказ, чему я удивился. Прибыли в селение Сармаково Кабардино-Балкарии. Жанна Кофман (член Комиссии Академии наук СССР по изучению вопроса о «снежном человеке» - прим. Энциклопедии) возглавляла экспедицию. Эта тема так впечатлила меня, что с тех пор поиски йети стали большим, чем просто увлечением. Позже я познакомился и с Борисом Ивановичем Поршневым - основателем целой науки об этих загадочных существах - гоминологии, от гоминоид (лат.) - человекоподобный, что говорит о том, что мы рассматриваем снежного человека, как вполне земное существо.


Алла Васильева, г. Семилуки, член молодежного правительства Семилукского района: Как семья и окружающие относятся к Вашим исследованиям?
У меня четверо детей, и у каждого - своя точка зрения на мою неординарную деятельность. Сын приветствует, помогает вместе со своей женой в оформлении моей книги (сын Игоря Дмитриевича - дизайнер, - прим. Энциклопедии), еще две дочери тоже стараются помочь чем-то. А еще одна у меня биолог, говорит? не отвлекай от серьезных дел. С первой женой прошла моя первая экспедиция по поиску йети, но в дальнейшем наши пути разошлись.

Ольга Здобникова, Латненская школа: Есть ли конкретный ответ на вопрос о возникновении и существовании снежного человека?
Американские генетики считают, что данные существа образовались в результате гибридизации человека. Исследование провела группа ученых под руководством доктора Мельбы Кетчам - главы лаборатории ДНК-диагностики штата Техас (Dr. Melba Ketchum the head of DNA Diagnostics, Nacogdoches, TX, USA). Исследования генетической группы велись пять лет. Было собрано около 109 образцов ДНК снежного человека из 14 штатов США и из двух провинций Канады. Ученые пришли к выводу, что существа образовались в результате гибридизации человека разумного и неизвестного на земле существа, близкого к приматам. Можно даже предположить, что ДНК принадлежит пришельцам, так как у йети сильные паранормальные способности.

Помимо немереной силы, они владеют телепатией, гипнозом. Официальное название этого загадочного существа “homo sapiens cognatus”, что в переводе означает “человека разумный кровнородственный". Однако официального признания у биологов мы не получили. Несмотря на многочисленные слепки следов, волосы, фото и видео, они требуют достать хотя бы один живой или мертвый экземпляр снежного человека, а, как показывает практика, это непростая задача.

Максим Шоларь, житель п. Латная, студент: Каким Вы представляете себе йети?
Однозначно,- человекоподобное существо, обладающее необычайной силой, ростом 2-3 метра, покрытое с головы до пят волосами, обладающее неординарными способностями: гипноз, телепатия.

Газета "Семилукская жизнь": Где в России существует наибольшая вероятность встречи с йети и каковы шансы увидеть его в Семилукском районе (Центрально-Чернозёмный регион)?
Очевидцев много из разных мест, в том числе и из Воронежской области. Много сообщений в соцсетях поступало из Калужской, Тульской и многих других областей. Думаю, что такая активность связана с природными явлениями и катаклизмами, а йети хотят предупредить и предостеречь нас. Вполне вероятно, что и в вашем районе обитает снежный человек. Главное - внимательность. В лесах множество знаков пребывания снежного человека: скрученные стволы деревьев, толщина которых достигает 10 см, пирамидки из больших деревьев, даже деревья, поставленные вверх ногами (весом 50-100 кг), арки из переплетенных верхушек деревьев на высоте 4-5 метров - это только малая часть работы лешего.


Много ли у Вас единомышленников? Популяризируется ли изучение и поиск снежных людей среди представителей современного цивилизованного сообщества?
В Москве функционирует актив исследователей йети при Дарвиновском музее. Постоянно действующий семинар по проблеме гоминоидов существует с 1960-х годов. Основал семинар Петр Петрович Смолин, воспитатель целого поколения отечественных биологов. Каждый месяц проходят заседания актива, где обсуждается новая информация: рассказы, сведения, экспедиции. С недавних пор в Дарвиновском музее появилась традиция проводить “День лешего”, который в этом году прошел 17 октября. На данном мероприятии мы с коллегами делимся последними новостями по теме. Однако, сейчас чаще единомышленников встретишь среди очевидцев, встретившихся однажды с лешим. Масса примеров.

В соцсетях ко мне обращался москвич Михаил Журавлев, отец которого на рыбалке видел загадочное существо, шлепающее по воде, которое при его свисте спряталось. После этой истории, сам Михаил отправился на “разведку” и в лесу нашел и следы, и конструкции из деревьев, похожие на те, которые сооружают йети. Заинтересовавшись данным случаем, мы отправились в Подмосковье: я, Андрей Строганов (кандидат биологических наук) и Таша Грехова (представитель паранормального туризма). Важен тот момент, когда мы проверяли запись с камеры, которую установили на палатку, заметили силуэт йети - он был совсем недалеко от нас, однако наша команда не видела ничего. Снежный человек внушил нам, что его нет.

Яркий пример общения с йети произошел в Кемеровской области с художником - Андреем Любченко. Во время сбора бересты в лесу, Андрей внезапно обнаружил перед собой лешего. Тот дал художнику телепатическую команду присесть и расположился рядом, можно сказать, плечом к плечу. Мысленный разговор был о сохранении экологии, леса. В ходе встречи Андрей так же, мысленно, спросил: “Как тебя зовут?” Йети уже голосом ответил: “Та-бан”. На бересте в тот момент художник изображал таинственного жителя леса, который там же, ногтем, оставил специфический знак. После этого "Та-бан" скрылся. Андрей даже не заметил исчезновения гостя, так быстро леший исчез в зарослях.

Расскажите подробней о знаках, оставляемых лешим.
Огромнейшее количество знаков собрано в Канаде, около трех тысяч. В Казахстане один человек рассказал, что в письме йети используют древнерусские руны, проверил он это, написав палочками в лесу “сообщение” для снежного человека: “принеси камень и оставь его здесь”. На следующий день в указанном месте лежал килограммовый камень и надпись от лешего “положи кукурузу”. И в России есть жительница из Челябинска, Наталья, которая общается с лешими и изучает их знаки (видела стволы на земле, выложенные в виде пятиконечной звезды, изучает руны). Сейчас мы ищем специалистов, разбирающихся в рунах, так как имеется уже немалый объем посланий йети.

Никита Колтаков, Латненская школа: Каков срок жизни снежного человека?
Мне известен один достоверный случай, произошедший в штате Теннеси США. В 1947 году Роберт Картнер на своей ферме подобрал детеныша снежного человека, назвав его Фокс. В дальнейшем подросшего бигфута отпустили в лес, но общение с ним не прекратилось. Внучка Роберта, Дженис, столкнулась с загадочным существом в возрасте 7 лет. На протяжении 30 лет Дженис Картер наблюдала за Фоксом, его детьми и внуками. Прирученный снежный человек умер в возрасте 66 лет. То есть, существенных отличий с человеческой продолжительностью жизни нет.

Игорь Дмитриевич, расскажите о Ваших последних экспедициях? Где останавливались, натолкнулись ли на новые следы?
Последняя экспедиция была в Адыгее с японцами, продолжительностью в одну ночь. В качестве приманки использовали мед и яблоки, установили сигнализатор движения на дереве. В три ночи сигнализатор сработал. Подойдя мы обнаружили, что прибор перемещен на два метра от места установки, камера отвернута в сторону. Слышали рык через заросли, но следов не обнаружили, за исключением отпечатка костяшек йети на земле.

Посещали ли Вас мысли о невозможности встречи со снежным человеком?
Никогда. Я думаю, что они миролюбивые существа и добром отвечаю на добро.

Расскажите, каковы Ваши планы по работе со Всемирной Энциклопедиоей Путешествий в ближайшем будущем? Какие вопросы Вы хотели бы поднять в следующих интервью с Энциклопедией?
У меня есть пожелание, - пусть Энциклопедии выделит для связи со мной специального человека, для организации систематической связи, а я буду предоставлять фото и информацию. Все время и силы сейчас я стараюсь посвящать изданию своей книги про снежного человека, объемом 420 страниц. Там будет примерно 600-700 фото и иллюстраций. Хочется предоставить исчерпывающий материал и упрощать что-либо я не намерен.

Игорь Дмитриевич, желаем успехов, новых открытий вместе со Всемирной Энциклопедией Путешествий, документированных следов снежного человека и, конечно же, скорейшего выхода в свет Вашей книги!

Справка Всемирной Энциклопедии Путешествий

Бурцев Игорь Дмитриевич, родился в 1940. Кандидат исторических наук, издатель, вице-президент Всемирной Энциклопедии Путешествий (2013), член-корреспондент Академии (Клуба) Всемирной Энциклопедии Путешествий (2013), президент Фонда содействия научным исследованиям и поискам «Криптосфера», член Русского географического общества, Московского общества испытателей природы (МОИП). Директор Международного центра гоминологии. Участвует в исследовании проблемы гоминоидов с 1965. Участник и руководитель ряда поисковых экспедиций.

↓ Комментарии ( 4 )

Для меня очевидно то, что "снежный человек" существует. Аргументации для этого достаточно. Почему именно "официальная наука" не поддерживает исследования "йети"? - С эти также всё понятно... Поддерживает "официальная наука" только то, что приносит или потенциально может приносить прибыль в денежном эквиваленте. По материалам публикаций в различных научных изданиях убеждаешься в том, что ныне так называемая "официальная наука" разделяется на "академическую науку", которая основывается на фундаментальной естественнонаучной подготовке, и "псевдонауку", которая базируется на таком ремесле, вроде "экономики", которая никаким боком к науке не относится, она и решает как правило судьбу исследовательских проектов. Это семимильными шагами началось с конца восьмидесятых, когда обычные институты перерождались в университеты, техникумы в колледжи, профтехобразование постепенно было уничтожено. Зато появились "бакалавры" в смехотворных головных уборах, как из сказки про эльфов. Научных работников некогда готовили госуниверситеты, которых было очень мало и можно было поступить в них, преодолев большой конкурс. Теперь почти каждый пединститут переродился в университет, или академию, а внутреннее содержание в основном в аспекте качества обучения не изменилось. Я вовсе не "хаю" будущих учителей школы, которые учатся в педвузе, наоборот восхищаюсь их мужеством в выборе профессии, просто пытаюсь вскрыть причины. На биофаках в госуниверситетах профилирующим предметом была всегда математика. Истинный биолог (если он действительно биолог) опирался всегда в своих исследованиях на математические методы в биологии. Если спросить ныне преподавателя биофака о значении математики в биологии, он пожмёт плечами в недоумении, а сам подумает: - "Зачем в биологии математика?" И самое страшное, что он действительно так теперь думает!
В любых биологических исследованиях основной составляющей должны быть полевые исследования, где ведётся поиск объектов, в последствии набранный материал анализируется, в том числе не без применения математических методов.
Я очень восхищаюсь результатами исследований Игоря Дмитриевича, его публикации всегда вызывали огромный интерес. Любой его материал - научная сенсация.
Интерес к снежному человеку у меня появился в ранней юности, когда прочитал книгу про экспедицию Шиптона - Тильмана. После этого стал искать другие первоисточники, например в книге первовосходителя Эвереста - Тенсинга Норгея описана встреча человека с йети (отца Тенсинга). Потом стал искать те публикации, которые рассказывали о поиске реликтового гоминоида на территории СССР.
Самому приходилось проходить маршруты в местности, где имеется ареал снежного человека. Считаю наиболее перспективными районами поиска реликтового гоминоида на территории бывшего СССР, следующие районы: - долины рек, берущих начало на восточных склонах Полярного Урала горных массивов Пай-Ёр, Рай-Из, Хордъюс, которые впадают в нижнее течение реки Обь; - Местности, прилегающие к озёрам Варчато, Войкарский Сор и Шурышкарский Сор (в бассейнах этих, же рек.); - Горный Алтай, долина реки Урсул (левый приток реки Катунь); - Кузнецкий Алатау, Горная Шория (верховья рек Пейзас, Мрас-Су); - Большой Саян вблизи массива Мунку-Сасан (бассейны рек Саган-Гол и Зун-Обо-Гол); - Кавказ, Кабардино-Балкария (долины правых притоков реки Баксан).
В вопросах происхождения снежного человека не согласен с мнением канадцев, которые утверждают, что последний произошёл путём гибридизации человека с неизвестным существом. А убеждён в том, что реликтовый гоминоид - это слепая ветвь в эволюции человека, практически речь идёт об образовании экониши.
Если человеческая популяция пространственно разделяется, то в этих разных ареалах разрозненные популяции подвергаются различным условиям среды длительное время. Это влияет не только на их фенотип, но и на генофонд последних. Изменяются даже локусы, где находятся гены.
А обладание гипнозом (о чём свидетельствуют многочисленные очевидцы контактов снежного человека, например ханты) помогает гоминоидам выживать в неблагоприятной среде. Этим качеством обладали и некогда наши предки.
Это всё чисто моё субъективное мнение, человека, работающего не в "науке", но получившего в своё время научное биологическое образование.
Хотелось, бы, чтоб исследования снежного человека продолжались, поддерживались на самом высоком уровне. И спасибо за эту статью автору, который "оживил" тему. Статья Катерины Котляровой затрагивает глубинные "струны", заставляющие размышлять. Очень интересная статья, читается на одном дыхании, в этом также заслуга автора. Дальнейших творческих успехов!

С густым волосяным покровом по всему телу - чёрного, рыжего, белого или седого цвета. Лица тёмного цвета. На голове волосы длиннее, чем на теле. Усы и борода очень редкие и короткие. Хорошо лазают по деревьям. Высказывались предположения, что горные популяции снежных людей живут в пещерах , лесные строят гнёзда на ветках деревьев. Карл Линней обозначил его как Homo troglodytes (человек пещерный). Очевидцы [ ] описывали встречи с экземплярами различного роста, от среднего человеческого до 3 м и более.

Представления о снежном человеке и его различных местных аналогах весьма интересны с точки зрения этнографии . Образ огромного страшного человека может отражать прирождённые страхи перед темнотой, неизвестностью, отношения с мистическими силами у разных народов . Вполне возможно, что в некоторых случаях за снежных людей принимались люди с неестественным волосяным покровом или одичавшие люди.

Существование

Большинство современных учёных скептически относятся к возможности существования снежного человека.

Мне, по крайней мере, неизвестны законы природы, налагавшие бы прямой запрет на существование в горах Центральной Азии реликтового гоминоида - «обезьяночеловека», или просто крупной человекообразной обезьяны. С вечными снегами он, надо полагать, вопреки своему названию не связан никак (кроме того, что иногда оставляет там следы), а обитать должен в поясе горных лесов, где вполне достаточно и пищи, и укрытий. Ясно, что любые сообщения о североамериканских «бигфутах» можно со спокойной совестью выкидывать не читая (ибо своих видов приматов на том континенте нет и никогда не было, а чтобы пройти туда из Азии через приполярную Берингию, как это сделали люди, надо хотя бы обладать огнём), но вот в Гималаях или на Памире - почему бы и нет? Есть даже вполне правдоподобные кандидаты на эту роль, например, мегантроп - очень крупная (около двух метров ростом) ископаемая обезьяна из Южной Азии, обладавшая рядом «человеческих» черт, которые сближают её с африканскими австралопитеками, прямыми предками гоминид […]

Итак, допускаю ли я (как зоолог-профессионал) принципиальную возможность существования реликтового гоминоида? - ответ: «Да». Верю ли я в его существование? - ответ: «Нет». А поскольку речь тут зашла не о «знаю/не знаю», а о «верю/не верю», я позволю себе высказать на сей счет вполне субъективное суждение, основанное личном опыте: […] там, где единожды ступила нога профессионала, ни одно животное крупнее крысы не имеет ни единого шанса остаться «неизвестным науке». Ну, а поскольку к концу двадцатого столетия мест, где та нога профессионала не ступала бы вовсе, почитай, уже не осталось (по крайней мере на суше) - выводы делайте сами…

В настоящее время нет ни одного представителя вида, живущего в неволе, ни одного скелета или шкуры . Тем не менее якобы имеются волосы, отпечатки следов и несколько десятков фотографий, видеозаписей (плохого качества) и аудиозаписей. Достоверность этих свидетельств под сомнением. Долгое время одним из наиболее убедительных доказательств считался короткий фильм, снятый Роджером Паттерсоном и Бобом Гимлином в 1967 году в Северной Калифорнии. На плёнке, как утверждалось, запечатлена самка снежного человека . Однако в 2002 году , после смерти Рэя Уоллеса, для которого была сделана эта съёмка, появились свидетельства его родственников и знакомых, рассказавших (впрочем, без предъявления каких-либо вещественных доказательств), что вся история с «американским йети» была от начала и до конца сфальсифицирована; сорокасантиметровые «следы йети» делались искусственными формами, а киносъёмка - постановочный эпизод с человеком в специально сшитом костюме обезьяны.

Однако следует заметить, что фильм Паттерсона вызвал неподдельный интерес исследователей телеканала National Geographic Channel. В рубрике «Реальность или фантастика» (эфир в декабре 2010 года), была сделана попытка изучить и исследовать фильм Паттерсона с точки зрения возможности его фальсификации. В качестве экспертов были привлечены опытные гримёры, высокий актёр, имитирующий походку, специалисты по спецэффектам и учёные. Оценивался внешний вид существа в фильме, его шерсть, прилегающая к мускулам, пропорции конечностей, динамика движения, учитывалось расстояние съемки и т. д. В итоге, по единодушному мнению привлечённых экспертов, даже на современном уровне развития медиа-индустрии и видеоэффектов, не говоря уже об уровне 1967 года, практически невозможно добиться такой степени реалистичности сюжета о снежном человеке [ ] .

На канале Discovery в сериале Best Evidence (эпизод «Bigfoot», 2007) дан более взвешенный и критичный, научный взгляд на проблему существования снежного человека. Воспроизведены в лабораторных условиях основные элементы походки «Патти» и эксперты склонились к мнению, что это человек в костюме.

С другой стороны, от энтузиастов этой темы можно слышать обвинения в адрес «официальной науки» в том, что её представители просто отмахиваются от имеющихся доказательств. Вот характерный текст такого рода:

На самом деле те, кто говорит «нет оснований», просто не хотят даже ознакомиться с тем, что «нарыто» исследователями-энтузиастами. «Тому в истории мы тьму примеров слышим». Я приведу только два. Когда канадец Рене Дахинден в конце 1971 года привёз нам копию фильма, снятого Паттерсоном в 1967 году, я лично подошёл однажды к тогдашнему директору Института антропологии МГУ В. П. Якимову и предложил показать фильм ему и сотрудникам института, он буквально выставил вперёд руки, как бы отшатываясь от предложения, и сказал; «Нет! Не надо!» Но это не мешало ему заявлять, что нет оснований…
А когда на международном симпозиуме, на котором он (Якимов) председательствовал, профессор Астанин вышел на трибуну, чтобы представить присутствующим материалы анатомического исследования кисти йети из монастыря Пангбоче (Тибет), Якимов не дал ему говорить и согнал с трибуны в нарушение демократических традиций подобных форумов - под протестующие возгласы участников… В итоге некоторые из них покинули заседание симпозиума.
И недавний пример: когда я приехал из США после пятинедельного там «расследования» событий на ферме Картеров осенью 2004 г., где по словам хозяйки обитал клан бигфутов, и предложил выступить и рассказать о результатах в отделе антропологии Института этнологии РАН, его зав. С. Васильев уклонился под предлогом занятости другими вопросами.
В то же время, когда поднялся шум в прессе о существовании «снежного человека» в горах Шории (юг Кемеровской обл.), то тот же Васильев ничтоже сумняшеся заявил: «Увы, мы не располагаем данными о существовании человекоподобных, где бы то ни было в мире»…
И. Д. Бурцев, канд. ист. наук, Директор Международного центра гоминологии, Москва.

Большое внимание теме снежного человека уделял советский учёный Б. Ф. Поршнев .

Генетические исследования

В 2013 году опубликован доклад профессора генетики Оксфордского университета Брайана Сайкса. Согласно анализам двух образцов волос - из западного района Гималаев и из Бутана - выяснилось, что образцы ДНК полностью идентичны ДНК древнего полярного медведя, который существовал более 40 тысяч лет назад и находился в тесном родстве с бурым медведем .

В 2014 году было опубликовано ещё одно исследование, в котором 36 образцов предполагаемых йети были секвенированы. 34 образца принадлежали хорошо известным животным (коровы, лошади, еноты, люди, олени, волки, малазийский тапир), два образца из Ладакха и Бутана оказались ближе всего к вымершему 40 тыс. л. н. подвиду белого медведя (Ursus maritimus ) .

В монастыре непальского селения Кумджунг хранится скальп, который приписывается йети. Украинский журналист Дмитрий Комаров украл волос из этого скальпа и передал его в 2016 году на экспертизу в израильскую лабораторию Galil Genetic Analysis. Анализ показал, что волос не является предметом биологического происхождения . Однако впоследствии было решено провести повторное исследование и образцы волоса были отданы украинской аналитической лаборатории компании «ОТАВА». Результаты подтвердили биологическое происхождение образца и показали что спектр образца совпадает со спектрами волос или шерсти и не является синтетическим материалом. Исследование установило, что морфологические признаки предоставленного волоса (формы и размера чешуек кутикулы и сердцевины волоса) полностью совпадают с опубликованными в открытых источниках морфологическими признаками шерсти Гималайского серау (Capricornis sumatraensis thar), т.е. Гималайского горного козла.

Комиссия Академии наук по изучению вопроса о «снежном человеке»

Общество криптозоологов

Упоминания в истории и литературе

Российский биолог Владимир Витальев в 2004 году выдвинул предположение, что йети являются одичавшими олигофренами .

Противники версии существования снежного человека, к которым можно отнести большинство профессиональных биологов и антропологов [ ] , указывают на отсутствие однозначных подтверждений (живых особей или их останков, качественных фотографий и видеозаписей) и возможность произвольного толкования имеющихся свидетельств. Часты ссылки на известный биологический факт: длительное существование популяции требует минимальной численности порядка сотен особей, жизнедеятельность которых, по мнению критиков, просто не может быть незаметной и не оставляющей многочисленных следов. Выдвигаемые объяснения свидетельств в целом сводятся к следующему набору версий:

…на Памире самый опасный зверь - медведь, которого, как доказал Э. М. Мурзаев, центральноазиатские народы называли «снежным человеком» и, подобно народам Сибири, приписывали ему сознание даже выше, чем у человека. Впрочем, его человеком не считали … и во II в. до н. э. путаницы из-за буквального перевода метафоры не возникло.

Данная версия отчасти совпадает с приведёнными выше результатами генетической экспертизы, а небогатые тибетцы сами опровергать столь надёжный источник заработка не станут ни при каких обстоятельствах.

См. также

Примечания

  1. Мигдал А. Б. От догадки до истины // Химия и жизнь . - 1979. - № 12 .
  2. Еськов К. Ю. «Криптуха, сэр!» // Компьютерра . - 13.03.2007. - № 10 (678) . - С. 36-39 .


КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка