Иван франко биография на русском языке. Прозаические произведения

Среди славных художников слова, чье творчество неотделимо от жизни народной, имя великого писателя Украины Ивана Яковлевича Франко

Среди славных художников слова, чье творчество неотделимо от жизни народной, имя великого писателя Украины Ивана Яковлевича Франко стоит в первом ряду могучих поборников свободы и справедливости.

Сама жизнь писателя, его дерзания и взлеты, сила его немеркнущего таланта показывают, чего может достигнуть художник, связав свою судьбу безраздельно с судьбой народа, отдавая Родине, как верный ее сын, всего себя.

К сожалению, жизнь писателя, его труд, его борьба еще мало изучены. Но вот уже много десятилетий книги Франко: романы и повести, стихи и поэмы, драмы и публицистика - все его многообразное и волнующее творчество служит человечеству в справедливой борьбе за лучшее будущее, в борьбе с темными силами произвола, в борьбе за мир.

Творчество Ивана Франко фундаментировало эпоху в украинской литературе и с новым течением продолжило дело, начатое гениальным Тарасом Шевченко .

...Полтора с небольшим века тому назад, 27 августа 1856 года, в селе Нагуевичи, Дрогобычского уезда Львовской области Западной Украины, в семье сельского кузнеца, родился будущий великий писатель.

Детство свое Иван Франко ярко и правдиво описал в замечательных рассказах «Маленький Мирон », «Карандаш », «Горчичное зерно ». В них не только черты автобиографии писателя, но и живая, убедительная картина жизни и быта западноукраинского села, прозябавшего в условиях лоскутной Австро - Венгерской империи под двойным гнетом - «своих» и чужих панов - помещиков.

Начав печататься в львовском студенческом журнале «Друг », Франко сразу проявил социальную устремленность своей музы.

Нет, не беспредметные вздохи и стенания волновали сердце молодого поэта! Не изысканные, безжизненные образы влекли его! Правда, и только правда звала его музу, или, верное, правда была его музой. Вот почему простые и незатейливые слова его стихов, рассказов пришлись не по вкусу декадентам - критикам, вызвали настороженное отношение старших коллег, искавших убежище от жизни в замысловатых «райских» садах поэзии.

Разве мог Иван Франко , с детских лет познавший жизнь простых людей, их горе и нужду, разве мог он писать о них неправду? Нет! Не такое сердце было у писателя.

Через два года после его поступления в Львовский университет деятельностью Ивана Франко заинтересовалась полиция. Вскоре молодого писателя сажают в тюрьму, где он находился более девяти месяцев. Эта мера, по мнению жандармов, профилактическая, она должна образумить «мужицкого поэта», как уже чванливо называют Франко националисты - литераторы. Но полиция не достигла ничего. Франко стойко стоит на своем. Его не согнуть ни тюрьмой, ни преследованиями или иными мерами, применяемыми против него. После выхода из тюрьмы с еще большим рвением он включается в рабочее движение Галиции. Писатель входит в состав «Рабочего комитета » и становится редактором польской рабочей газеты «Труд ». Он жадно изучает быт рабочих, условия их труда, ведет активную работу в кружках, пропагандирует идеи Маркса и составляет популярный учебник на основе трудов Маркса, Чернышевского, Милля.

В своей брошюре «Чего хотят Галицкие рабочие », опубликованной в 1881 году, Франко пишет:

«В скором времени можем надеяться, что и у нас в Галиции будет создана явно «громада рабочая», состоящая из рабочих украинских, польских, еврейских и всяких других народностей, проживающих в городах и селах».

Интересно, что один из пунктов программы «громады рабочей» гласил: «Чтоб вся земля с лесами и пастбищами, реками и озерами принадлежала тем обществам, которые на ней работают, а также чтобы все фабрики и заводы принадлежали тем рабочим, которые на них работают».

Мужественный голос Ивана Франко набирал силу. Он зазвучал особенно четко и призывно в первом большом сборнике стихотворений писателя - «Вершины и низины ».

Боритесь же! Смелей! Для всей земли

Путь правды расчищайте!..

В этих словах был уже горячий зов сердца поэта. Не прикрывая свои мысли никакими туманными словоизлияниями, как это делали многие его современники, Иван Франко заявлял откровенно и смело:

Придется стать за правду твердо:

Все вровень, и к плечу плечо,

Придется нам с врагом сразиться,

И кровь рекою потечет.

Да, путь к свободе и правде труден! Поэт не желал скрывать этого от своих читателей. Он ясно видел победу народа, верил в нее и поэтому твердо провозгласил:

Встанет мать родная Украина

В счастьи беспредельном...

Сгинут грани, те, что разделяли

Братьев меж собою,

Мать обнимет всех детей любимых

Теплою рукою...

Слова писателя оказались вещими. Они могли родиться в устах человека, преданного народу, глубоко понимавшего жизнь народа и горевшего одним стремлением - бороться за счастье народа. И так от книги к книге росло мастерство писателя, крепло мужество борца - революционера, непримиримого ко всяким отступникам и отступничеству. Эта его непримиримость, верность делу трудящихся, подлинное чувство интернационализма, чувство дружбы народов снискали ему любовь и уважение в сердцах миллионов трудящихся. К нему, как к старшему собрату по перу и учителю, приезжали Михаил Коцюбинский и Леся Украинка... К нему, как к неиссякаемому роднику, обращались сотни и тысячи молодых смелых борцов за правду. Его уже знала не только Западная, но и вся Украина. Его голос наполнял сердца мужественных патриотов верой и отвагой.

Неутомимым тружеником был Иван Франко . Двадцать томов его произведений, изданных к столетнему юбилею, охватывают самые значительные произведения писателя.

Его проза: повести «Борислав смеется », «Боа - констриктор » («Удав ») - имеет неоценимое значение для нашей литературы. Рабочий человек и его труд, его светлая совесть и чистое сердце - и рядом эксплуататор, враг - капиталист, присосавшийся к телу пролетария, пьющий из него все жизненные соки, пользующийся его трудом... Все это показано правдиво и ярко, убедительно и запоминается надолго. Иван Франко сквозь мрак видел свет правды, путь к ее торжеству.

Михаил Коцюбинский, характеризуя творчество Ивана Франко, писал: «Реалист в лучшем смысле этого слова, Франко любит останавливаться в своих прозаических творчествах на двух темах: первая - борьба капитала с трудом и обстановка этой борьбы, и вторая, - пробуждение людского чувства у людей, которое кажется совсем погибшими. Интерес к этой последней теме говорит нам о том, что у Франко есть великая вера в людей».



Вера Ивана Франко в человека была огромна. Она помогала ему преодолевать многие тяжкие невзгоды, выпавшие на его долю, долю борца; она вдохновляла писателя на тот труд, который сокрушает все преграды, и даже когда его тело сковал тяжелый недуг, дух Франко оставался крепким, свободным и непоколебимым. Он никогда не жаловался на свои личные беды и не опускал головы. Таким знали его современники, которым выпало счастье работать вместе с ним, таким он предстает перед нами в своих книгах, обогативших культуру нашего народа, ставших в советскую эпоху достоянием всех народов советской Родины.

Франко ненавидел тех, кто старался усыпить в людях чувство гражданского долга, он писал страстно и горячо:

Не бойтесь, коль порою стоны

Сквозь песни строй до вас дойдут.

Сердец страдавших миллионы

В той песне дружным боем бьют.

Диапазон творчества Франко огромен. Он интересовался не только современностью, но и историей. Образцом исторического романа остается и до наших дней его книга «Захар Беркут », посвященная борьбе Карпатской Руси с монгольским нашествием в XIII веке. Хочется тут процитировать слова Ивана Франко: «Повесть историческая - это не история... Писатель пользуется историческими фактами только в своих собственных художественных целях, для воплощения определенной идеи в определенных, живых, типичных персонажах».

В «Захаре Беркуте » Иван Франко стремился воссоздать картины будущего трудового общества. Повесть перекликается с идеалами русской революционной демократии шестидесятых годов.

Среди драматических произведений Ивана Франко особое место занимает широко известная драма «Украденное счастье ».

В основе личного несчастья, неудачи во многих случаях лежит классовая, социальная причина - таков неумолимый закон жизни. Вывод этот напрашивается по прочтении драмы. Необычайно ярко выписаны в ней характеры действующих лиц, никаких прикрас, одна правда, суровая, подчас жестокая, но правда. Появившись в 1893 году, пьеса поразила всех своим твердым стремлением указать обществу причину многих зол для человека, закованного в рабские цепи капиталистического общества. И снова Иван Франко смело и в полный голос звал к борьбе вопреки тем, кто пытался усыпить простого человека, примирить его с действительностью, толкая в объятия церкви, заменяя ему подлинную борьбу грезами о каком - то будущем благе.

Спустя два года после появления «Украденного счастья » Иван Франко опубликовал драму - сказку «Сон князя Святослава ». В ней он воспевает преданность родине, патриотизм, борьбу за единство Руси.


Могли ли подобные идеи, верность делу рабочего человека, призыв к борьбе, примирить Франко с теми, кто проповедовал, что все должно быть по - своему мирно и тихо?.. Конечно, нет. Франко, гонимый австро - венгерскими жандармами, подвергался травле и со стороны украинских националистов. Были попытки склонить Франко на иной путь. Ответ на подобные попытки - гневные слова писателя:

Какой я декадент? Я сын народа,

Который рвется к солнцу из берлог.

Мой лозунг: труд, и счастье, и свобода,

Я сам - мужик, пролог, не эпилог.

Пламенный патриот, Иван Франко все творчество свое посвятил отчизне, народу. Идеи научного социализма, с которыми он был хорошо знаком, традиции Тараса Шевченко , тесная связь с народом всей Украины, от берегов Черного моря до Карпатских вершин, а не одной Галиции, как утверждали приверженцы австрийского оккупационного режима, - все это придало творчеству Франко особую силу и размах. Этим нужно объяснить его огромное влияние на таких классиков украинской литературы, как Коцюбинский и Стефаник, Леся Украинка и Кобылянская, Черемшина и Мартович.

Непримиримость Ивана Франко к национализму и национальной ограниченности была кристально чиста. Подлинный интернационалист, писатель воплотил во многих своих произведениях идею дружбы народов, единства интересов угнетенных масс.

С душевным ликованием отмечал Иван Яковлевич в одной из статей, написанной им на русском языке: «Мужики - депутаты начали с крайней резкостью выступать против помещиков, а в добавку всего после нескольких заседаний мужики - украинцы и мужики - поляки соединились в один тесный «мужицкий клуб» для общей борьбы с панством».


О своем отношении к правам нации на свободу и независимость Иван Франко писал однажды так: «Нация, которая во имя будь то государственных или иных интересов душит и останавливает в свободном развитии другую нацию, - копает могилу сама себе и тому государству, которому будто должен служить подобный гнет».

В дни, когда отмечается следующая, и следующая, и следующая годовщина со дня рождения великого украинского писателя, взоры невольно обращаются к Украине, которой отдал свой талант, свое сердце Иван Франко. И все, что сделано потомками великого писателя, не есть ли лучший памятник ему?! Ведь об этом мечтал он, начиная свой путь писателя, и этому отдал все свои силы!

Решение Всемирного Совета Мира о праздновании юбилея Ивана Франко является ярким признанием правильности и честности того пути, которым шел писатель.

Народ Украины по - братски признателен деятелям движения за мир за проявленное уважение к труду великого украинского классика, который понимал, как и лучшие представители других народов, что самым заветным чаянием простого человека, любящего свой народ и свою Родину, был и остается мир.

Ива́н Я́ковлевич Франко́ (укр. Іван Якович Франко; 27 августа 1856 -28 мая 1916) - украинский писатель, поэт, беллетрист, учёный, публицист и деятель революционного социалистического движения вкоролевстве Галиции и Лодомерии (Австро-Венгерской Империи). В 1915 году был выдвинут на получение Нобелевской премии, но преждевременная смерть помешала рассмотрению его кандидатуры.

Один из инициаторов основания «Русско-украинской радикальной партии» (позже «Украинская радикальная партия» - УРП), действовавшей на территории Австрии.

В честь Франко город Станислав переименован в Ивано-Франковск, а во Львовской области пгт Янов - в Ивано-Франково.

Родился в семье крестьянина-кузнеца; мать, Мария Кульчицкая, происходила из обедневшего русинского шляхетского рода Кульчицких, герба Сас, была на 33 года моложе мужа. Первые годы детства описал в своих рассказах самыми светлыми красками. В 1865 году умирает его отец. Отчим, Гринь Гаврилик, внимательно относился к детям, фактически заменил мальчику отца. Франко поддерживал дружеские отношения со своим отчимом в течение всей жизни. В 1872 году умерла мать Ивана Франко. Воспитанием детей стала заниматься мачеха.

Учился сначала в школе села Ясеница-Сольная (1862-1864), затем в так называемой нормальной школе при василианском монастыреДрогобыча (1864-1867). Окончив Дрогобычскую гимназию в 1875 году (ныне Дрогобычский педагогический университет), вынужден был зарабатывать себе на жизнь репетиторством. Из своего заработка выделял деньги на книги для личной библиотеки.

Во многих автобиографических рассказах Франко («Грицева школьная наука», «Карандаш», «Schönschreiben») художественно воссоздана атмосфера тогдашнего школьного образования с его схоластикой, телесными наказаниями, моральным унижением учеников. По ним видно, насколько трудно было получать образование одарённому крестьянскому парню. Франко жил на квартире у дальней родственницы Кошицкой на окраине Дрогобыча, нередко спал в гробах, которые изготавливались в его столярной мастерской («В столярке»). Уже учась в гимназии, обнаружил феноменальные способности: мог почти дословно повторить товарищам часовую лекцию учителя; знал наизусть всего «Кобзаря»; домашние задания спольского языка нередко исполнял в поэтической форме; глубоко и на всю жизнь усваивал содержание прочитанных книг. Круг его чтения в это время составляли произведения европейских классиков, культурологические, исторические труды, популярные книги на естественнонаучные темы. В целом личная библиотека Франко-гимназиста состояла из почти 500 книг на различных языках. В это же время Франко начинает переводить произведения античных авторов (Софокл, Еврипид); под влиянием творчества Маркиана Шашкевича и Тараса Шевченко увлекается богатством и красотой украинского языка, начинает собирать и записывать образцы устного народного творчества (песни, легенды и т. п.).

Осенью 1875 году стал студентом философского факультета Львовского университета. Во время обучения материальную помощь Франко предоставлял Емельян Партицкий. Входил в русофильское общество, которое в качестве литературного языка пользовалось «язычием». На язычии написаны первые произведения Франко - стихотворение «Народная песня» (1874) и длинный фантастический роман «Петрии и Довбущуки» (1875) в стилеГофмана, опубликованные в печатном органе студентов-русофилов «Друг». Одним из первых, кто обратил внимание на творчество молодого Франко, был украинский поэт Кесарь Белиловский, который в 1882 году в киевской газете «Труд» опубликовал статью «Несколько слов о переводе гётевского „Фауста“ на украинский язык Иваном Франко».

Под влиянием писем киевского профессора Михаила Драгоманова молодёжь, группировавшаяся вокруг «Друга», познакомилась с русской литературой эпохи великих реформ и вообще с русскими писателями, и прониклась демократическими идеалами, после чего и орудием своей литературной речи избрала язык галицкого простого народа; таким образом русинская литература получила в свои ряды, вместе со многими другими талантливыми работниками, и Франко. Старые русофилы, особенно редактор «Слова» Венедикт Площанский, обратились к австрийской полиции с доносами на редакцию «Друга». В 1877 году все члены редакции были арестованы, и Франко провёл 9 месяцев в тюрьме, в одной камере с ворами и бродягами, в ужасных гигиенических условиях. По его выходе из тюрьмы от него, как от опасного человека, отвернулось всё галицкое консервативное общество - не только русофилы, но «народовцы», то есть украинофильские националисты старшего поколения. Франко должен был оставить и университет (окончил курс лет 15 спустя, когда готовился к профессорской кафедре).

Как это пребывание в тюрьме, так и вторичное заключение в 1880 году, и ещё одно в 1889 году близко познакомили Франко с разнообразными типами подонков общества и тружеников-бедняков, доведённых нуждой и эксплуатацией до тюрьмы, и доставили ему ряд тем для беллетристических произведений, которые печатались преимущественно в редактируемых им журналах драгомановского направления; они составили главную славу Франко и немедленно начали переводиться на другие языки. Из них выделяются цикл рассказов из быта пролетариев-работников и богачей-предпринимателей на нефтяных приисках в Бориславе; проникнутые гуманным отношением к человеческому достоинству повести из жизни воров и «бывших» людей; чуждые религиозного и национального антагонизма рассказы и повести из быта евреев.

Тюрьмой же навеяны и циклы лирических произведений, из которых одни, по оценкам ряда критиков, более глубокие и талантливые, но менее популярные, полны идеалистической грусти на широкие общечеловеческие мотивы, а другие, сделавшиеся в высшей степени популярными, энергично и эффектно призывают общество бороться против общественной (классовой и экономической) неправды. Франко проявил талант и в области объективного исторического романа: его «Захар Беркут» (1883, из времен татарского нашествия XIII века) получил премию даже на конкурсе национально-буржуазного журнала «Зоря», который не усмотрел в нём «натурализма Золя» (псевдоклассики и схоластики - галичане всегда выставляли против Франко этот упрек). В украинских губерниях Российской империи этот роман привлек серьёзное внимание читателей к его автору, столь непохожему на большинство деятелей культурного движения королевства Галиции и Лодомерии, и положил начало более близкому общению Ивана Яковлевича с украинцами Российской империи.

За «натуралистическими» и «радикальными» произведениями Франко галичане тоже не могли не признать блестящего таланта, несмотря на то, что эти произведения содержали в себе вызов всему буржуазно-клерикальному галицкому обществу; огромная начитанность, литературная образованность и осведомленность Франко в вопросах политико-общественных и политико-экономических служили для «народцев» побуждением искать сотрудничества Франко в их органах.

Понемногу между Иваном Франко и народовцами установились мирные отношения, и в 1885 году он был приглашён ими в главные редакторы их литературно-научного органа «Зоря». Два года Франко вел «Зорю» очень успешно, привлек в сотрудники её всех талантливейших писателей из Малороссии, а примирительное свое отношение к униатскому духовенству выразил своей поэмой «Панські жарти» («Барские шуточки»), в которой идеализирован образ старого сельского священника, полагающего душу свою «за овцы своя». Тем не менее в 1887 году наиболее рьяные клерикалы и буржуа настояли на удалении Франко от редакции; другим народовцам не нравилась также чрезмерная любовь Франко к русским писателям (Франко и лично переводил очень много с русского языка, и многое издавал), которую галицкие националисты считали москвофильством.

Высшую симпатию Франко нашёл зато у украинцев Российской империи. В то время в силу Эмского указа в России публикация произведений на украинском языке была сильно ограничена, поэтому его сборник стихов «З вершин і низин» («С высот и долов», 1887; 2-е изд., 1892) многими переписывался и заучивался на память, а сборник рассказов из жизни рабочего люда: «В поті чола» (1890); есть русский перевод «В поте лица», Санкт-Петербург, 1901), привезенный в Киев в количестве нескольких сот экземпляров, был нарасхват раскуплен. Кое-что он начал помещать в «Киевской Старине», под псевдонимом «Мирон»; но и в Галиции народовцы поневоле продолжали искать его сотрудничества и напечатали, например, его антииезуитскую повесть «Миссія» («Ватра», 1887). Её продолжение, «Чума» («Зоря», 1889; 3-е изд. - «Вик», Киев, 1902), должно было примирить народовцев с Франко, так как герой повести - чрезвычайно симпатичный священник-униат; участие Франко в националистическом журнале «Правда» тоже предвещало мир; но состоявшееся в1890 году соглашение галицких народовцев с польской шляхтой, иезуитами и австрийским правительством заставило Франко, Павлика и всех прогрессивных русинов Галичины отделиться в совершенно особую партию.

По соглашению 1890 года (это так называемая «новая эра») русинский язык приобретал в Австрии очень важные преимущества в общественной жизни и школе, до университета включительно. Партия строгих демократов, организованная Франко и Павликом для противовеса «новой эре», приняла название «Русько-украінська радикальна партия»; её орган «Народ» (1890-1895), в котором Франко писал очень много публицистических статей, существовал до смерти Драгоманова (он присылал статьи из Софии, где был тогда профессором); впоследствии вместо «Народа» эта очень усилившаяся партия располагала другими газетами и журналами.

«Народ» проповедовал беззаветную преданность интересам крестьянства, а полезным средством для поднятия крестьянского благосостояния считал введение общинного землевладения и артелей; идеалы германского социализма представлялись «Народу» нередко чем-то казарменным, «вроде Аракчеевских военных поселений» (слова Драгоманова), марксистская теория содействия пролетаризированию масс - бесчеловечной; Франко кончил тем, что стал популяризовать (в «Житті і Слові») английское фабианство. В религиозном отношении «Народ» был ярым врагом унии и требовал свободы совести. В национальном отношении «Народ» так же крепко держался русинского языка, как и «новоэристы», и считал употребление его обязательным для украинской интеллигенции, но выводил такую необходимость из мотивов чисто демократических и провозглашал борьбу против шовинизма и русоедства. В полемике «Народа» против узконационалистической «Правды» наиболее едкие статьи принадлежали Франко; изданный им том политических стихотворений («Німеччина», «Ослячі вибори» и т. п.) ещё более раздражал националистов. Усиленная публицистическая деятельность и руководство радикальной партией велись Франко совершенно бесплатно; средства к жизни приходилось добывать усердной платной работой в газетах польских. Поэтому в первые два года издания «Народа» почти прекратились беллетристическое творчество Франко и научные его занятия; времени, свободного от публицистики и политики, хватало Франко разве на короткие лирические стихотворения (в 1893 году издавался сборник «Зівяле листье» - «Увядшие листья» - нежно-меланхолического любовного содержания, с девизом для читателя: Sei ein Mann und folge mir nicht («Будь человеком и не бери с меня пример»)).

Около 1893 года Франко вдруг отдаётся преимущественно учёным занятиям, вновь записывается во Львовский университет, где предлагается профессором Огоновским в преемники по кафедре древнерусской и украинской словесности, потом завершает историко-филологическое образование в Венском университете на семинарах у академика Ягича, издает (1899) [уточнить] обширное психологическое исследование об Иоанне Вышенском и защищает докторскую диссертацию: «Варлаам и Йоссаф», издаёт (с 1894) литературно-историко-фольклорный журнал «Життье і Слово», печатает старорусские рукописи и т. д. В 1895 году, после удачной вступительной лекции Франко в Львовском университете, профессорский сенат избрал его на кафедру украинской и старорусской литературы, и Франко мог радоваться, что наконец у него есть возможность сбросить с себя «ярмо барщины» (так он называл обязательную работу в польских газетах ради куска хлеба для себя и семьи) и посвятить себя всецело родной науке и литературе. Однако галицкий наместник граф Казимир Бадени не допустил до утверждения в профессуре человека, «который три раза сидел в тюрьме».

Тяжёлое пессимистическое настроение Франко выразилось в его сборнике стихотворений: «Мій Ізмарагд» (1898, составленного по образцу древнерусских «Измарагдов»); в одном из стихотворений исстрадавшийся поэт заявил, что он не в силах любить свою инертную, неэнергичную нацию, а просто будет ей верен, как дворовая собака, которая верна своему господину, хотя его не любит. Испорченность польско-шляхетского общества Франко обрисовал в романах «Основи суспільности» = «Столпы общества», «Для домашнього огнища» = «Ради семейного очага» 1898) и др. Такие произведения, как «Основи суспільности», истолковывались польскими врагами Франко в смысле осуждения не только польского дворянства, но и всего польского народа.

Всего больше Франко поплатился за своё исследование о психологии творчества Мицкевича, по случаю его юбилея: «Der Dichter des Verraths» «Поэт измены» (в венском журнале «Zeit»). Всеобщее негодование польского общества закрыло для него доступ в польские газеты и журналы, даже наиболее беспристрастного оттенка. Источником средств к существованию оставалась работа в журналах немецких, чешских, русских («Киевская Старина», «Северный Курьер»), но этого случайного заработка было недостаточно, и поэту одно время грозила слепота от тёмной квартиры и голодная смерть с семьёй.

Как раз к этому времени «Учёное общество имени Шевченко во Львове» получило, под председательством профессора М. С. Грушевского, прогрессивный характер и предприняло несколько серий научных и литературных изданий; работа в этих изданиях стала оплачиваться, и в число главных работников был привлечён Иван Франко. С1898 года он был редактором «Літературно-Наукового Вістника», украинского журнала, издаваемого обществом имени Шевченко; здесь печатается большая часть его беллетристических, поэтических, критических и историко-литературных произведений. Его роман «Перехресні стежки» = «Перекрестные тропинки» (1900) изображает тернистую жизнь честного общественного деятеля-русина в Галичине, энергия которого должна в значительной степени тратиться на борьбу с мелкими дрязгами и вторжением политических врагов в его личную жизнь. Лирическим воспоминанием о пережитом печальном прошлом является сборник стихотворений: «Із днів журби» = «Из дней скорби» (1900). Учёные сочинения Франко по истории, литературе, психологии, социологии, археологии, этнографии и т. п. издаются в «Записках» учёного общества имени Шевченко и - монографиями - в многочисленных «Трудах» секции общества, в одной из которых Франко состоит председателем. Неполный перечень одних только заглавий написанного Франко, составленный М. Павликом, образовал объёмистую книгу (Львов, 1898).

Франко был знаком с лидерами венского модерна Артуром Шницлером, Германом Баром, чешским философом и будущим президентом Чехословакии Томашем Масариком, основателем сионизма Теодором Герцлем, главой польских символистов Станиславом Пшибышевским, переписывался с классиком польской литературы Элизой Ожешко.

25-летний литературный юбилей Франко торжественно отпразднован в 1895 году украинцами всех партий и стран. Лучшие украинские писатели России и Австрии без различия направлений посвятили Франко сборник: «Привіт» (1898). При жизни Франко некоторые его сочинения переведены на немецкий, польский, чешский и - преимущественно в конце его жизни - русский язык.

Франко, покинув политику, умер во время Первой мировой войны в бедности и был похоронен на Лычаковском кладбище во Львове. Сыновья И. Я. Франко, старший Тарас и младший Пётр, который раньше работал в СССР в химической отрасли по контракту, стали писателями. В 1939 поддержали присоединение Галиции к СССР. Пётр, был избран в Верховный Совет УССР, однако подозревался советской властью в нелояльности, в июне 1941 года был арестован и пропал в застенках НКВД при приближении немецких войск ко Львову. Тарас в послевоенные годы преподавал литературу и писал воспоминания об отце. Внучка Франко, Зиновия Тарасовна, упорядочила том сочинений Франко, не прошедших цензуру.

Франко Иван Яковлевич родился 27 августа 1856 года в с. Нагуевичи Дробецкого повета. Умер 28 мая 1916 года во Львове в возрасте 60 лет. Украинский писатель, публицист и поэт, ученый, переводчик, политический и общественный деятель, доктор философии, действующий член Научного общества имени Т. Шевченко, почетный доктор Харьковского университета.

Подвиг Ивана Франко.

Франко - великий классик украинский литературы №2 после Т. Г. Шевченко, прославивший Украину в образе Каменяра , так, что его талант и величие мирового уровня признали

В СССР - его именем в 1962 г. был переименован город Станислав - областной центр в УССР, ставший Ивано-Франковском;

В независимой Украине - на купюре в 20 гривен фото Франко;

В современной России именем Франко названы улицы в Москве, Туле, Уфе, Калининграде, Тамбове, Липецке, Перми, Чебоксарах, Иркутске и ряде других городов современной России;

В Канаде имя Франко носит улица в Монреале, а в Виннипеге установлен памятник работы Игнащенко;

В Казахстане улица в г. Рудный Костанайской области Казахстана так же носит имя Ивана Франко;

Еще при жизни Ивана Франко его произведения были переведены на немецкий, русский, польский и чешский языки.

Такое мировое признание имени Франко, как и его увлечение марксизмом (хотя позднее стал его ярым критиком), вызвало обратную реакцию у ряда националистических деятелей независимой Украины, а среди массового круга украинских читателей выросло равнодушие, а в отдельных случаях - почти нескрываемая неприязнь к самому Франко и пренебрежительное отношение к его наследию. Кем для нас является Иван Франко? Ответить на этот вопрос невозможно без знания того, кем он был в свое время для Галичины и всей Украины.

- Иван Франко начал работать на благо Украины в 1873 г., начиная с литературы . Позже он работал на научном поле как общественный и политический деятель, как журналист, и везде, где надо было работать на благо народа. В начале своей карьеры Иван Яковлевич Франко был известен вовсе не как писатель, а как экономист;

Изучал проблемы, которые тем или иным способом возникали в связи с отменой барщины, а также внедрением капиталистических отношений в селе . Так, не только теоретически, но и на практике старался разъяснять учение Маркса - Энгельса о создании добавочной стоимости, показывая это на примере добычи соли в Нагуевичах, и т. п. В статье "Что такое прогресс?" (1903 г.), давая общую характеристику взглядов Энгельса на будущее социалистического общества, Франко писал:

Время показало правильность прогнозов Франко относительно будущего государства, которое строилось по основным положениям марксистской теории. Эти прогнозы поразительно совпадают с общими контурами административно-бюрократической системы, действовавшей в Украине на протяжении 70 лет.

- В 1904 году Иван Франко предсказал то, что происходило в Украине за 70 лет господства советской системы. Он писал, что если бы осуществить коммунистическую программу, то это было бы "отрицание всяких свободных рабочих союзов", это был бы "одинаковый принудительный труд для всех, было бы заведение принудительных армий, особенно для земледелия". Автор "Моисея" 90 лет назад писал о "всевластии коммунистического государства, указанная во всех 10-х точках коммунистического манифеста, в практическом переводе означало бы триумф новой бюрократии над всем ее материальным и духовным жизнью".

Позицию, которую занимал Иван Франко в последние годы своей жизни, можно назвать национализмом. Он хорошо почувствовал разницу между марксистской теорией и практикой национальных движений. Выдвинутые Марксом и Энгельсом лозунги "Пролетарии всех стран, соединяйтесь" и "Рабочие не имеют Отечества" предусматривает международный характер рабочего и социал-демократического движения. Зато национальные движения, по словам Франко, выдвигают на первое место интересы "одиночной нации" как крупнейшей единицы, которую человек может обнять своим трудом.

Читая произведения Ивана Франко, убеждаемся, что писатель был против национального и социального порабощения. В 1887 году он напечатал сказку«Как русин топтался по том свете», где верно представил политику России в отношении Украины.

Иван Франко глазами художника Юрия Журавля.

Известный украинский художник и аниматор Юрий Журавель следующим образом изобразил Ивана Франко:

Иван Франко и социальные сети.

Группа , посвященная Франко в соцсети "Вконтакте".

Биография Ивана Франко.

1875 год - закончил гимназию в Дрогобыче, стал студентом философского факультета Львовского университета;

Активная издательская и общественно-политическая деятельность Франко, а также его переписка с Михаилом Драгомановым привели к аресту писателя по обвинению в принадлежности к тайному социалистическому обществу;

1880 год - арестован во второй раз по обвинению в подстрекательстве селян против власти;

1881 год - соиздатель журнала "Свет";

1882 год - после закрытия "Света" работает в журнале "Заря" и газете "Дело";

Май 1986 года - женился на Ольге Хоружинской;

1888 год - работал в журнале "Правда";

1889 год - арестован третий раз за свои связи с надднепрянцами;

1890 - при поддержке Михаила Драгоманова Франко становится сооснователем Русско-Украинской радикальной Партии;

1908 год - отмечается значительное ухудшение состояние здоровья писателя. Тем не менее он продолжает работать;

Организаторам похорон выступал Кость Левицкий.

У Ивана Франко было три сына. Один из них - Андрей, умер в возрасте 26 лет. Двое других - Петр и Тарас - стали писателями. Была и дочь Анна, также украинская писательница, публицист и мемуарист.

На телеканале "Интер" об Иване Франко сняли документальный фильм. В проекте "Великие Украинцы" Святослав Вакарчук рассказывает про Ивана Франко. Телеканал Интер, 2008 г.

Увековечивание памяти Ивана Франко.

1962 год - город Станислав был переименован в Ивано-Франковск;

В честь Ивана Франко во множестве городах Украины названы улицы и площади;

В его честь названо астероид 2428 "Каменяр";

В память об Иване Франко было открыто множество памятников в Украине и за границей. В частности, в Ивано-Франковске есть памятник и бюст Ивану Франко:

27-29 июля 2012 года в н. п. Нагуевичи прошел музыкально-творческий фестиваль "Франко Фест";

В с. Криворивня Веховинского района открыт музей имени Ивана Франко, в котором выставлено множество вещей, которых касалась его рука:

Еще один музей в с.Лолин;

В Калуше - дом-музей семьи Франко;

Национальный литературно-мемориальный музей имени Ивана Франко во Львове:

2006 год - монета с изображением Франко:

Марка, номинал которой составлял 70 копеек:

2003 год - изображение Франко на 20-гривневой купюре:

Как часто пользователи Яндекса из Украины ищут информацию об Иване Франко в поисковой системе?

Как видно из фото, пользователи поисковой системы Яндекс в сентябре 2015 года интересовались запросом "иван франко" 7 169 раз.

А согласно данному графику, можно проследить, как изменялся интерес пользователей Яндексе к запросу "иван франко" за последние два года:

** Если у вас есть материалы о других героях Украины, просьба выслать их на этот почтовый ящик

Прозаические произведения И. Франко подаются по авторитетным источникам: отдельным книгам (преимущественно сборникам), вышедшим при жизни И. Франко и под его надзором, по прижизненным публикациям в альманахах, газетах, журналах, где они печатались с ведома и с согласия автора. Неопубликованные произведения подаются по автографам.

При жизни И. Франко при его непосредственном участии появились такие сборники произведений писателя:

Борислав . Картины из жизни подгорского народа. Львов, 1877. Содержание: Вступительное слово. – Нефтяник. – На работе. – Обращенный грешник.

Галицкие образки . Львов, 1885. Содержание: Малый Мирон. – Грицева школьная наука. – Карандаш. – Schönschreiben.

В поте лица. Образки из жизни рабочего люда. Львов, 1890. Содержание: М. Драгоманов. Предисловие. – Отрывок из письма к М. Драгоманову. – Рассказы: Лесишина челядь. – Два приятеля. – Каменщик. – Малый Мирон. – Грицева школьная наука. – Карандаш. – Schönschreiben. – На дне. – Сам виноват. – Слизняк. – Хороший заработок. – Мужицкая комиссия. – История моей соломорезки. – Цыгане. – Леса и пастбища. – Довбанюк. – Домашний промысел. – Манипулянтка. – К свету! – Между добрыми людьми.

Obrazki galicyjskie . Lwów, 1897. Содержание: Nieco o sobie samym. – Dwaj przyjaciele. – Historja mojej sieczkarni. – Hawa. – Jeden dzień z życia uliczników lwowskich. – Pantałacha. (Часть тиража вышла без предисловия).

Когда еще звери говорили . Сказки для детей. Львов, 1899. Содержание: Предисловие. – Осел и Лев. – Старое добро забывается. – Лисичка и Журавль. – Лисичка и Рак. – Лис и Дрозд. – Заяц и еж. – Королёк и Медведь. – Волк войтом. – Заяц и Медведь. – Ворона и Гадюка. – Три мешка хитростей. – Волк, Лиса и Осел. – Лисичка-монахиня. – Мурко и Бурко. – Лисичка-кума. – Война между Псом и Волком. – Крашеный Лис. – Вороны и Совы. – Басня о басне.

Полуйка и другие бориславские рассказы . Львов, 1899. Содержание: Полуйка. – Нефтяник. – Овчар.

Семь сказок . Львов, 1900. Содержание: Рубач. – Сказка о благосостоянии. – Звериный бюджет. – История кожуха. – Свинская конституция. – Острый-преострый староста. – История одной конфискации.

Хороший заработок и другие рассказы . Львов, 1902. Содержание: Предисловие. – Хороший заработок. – Каменщик. – Сам виноват. – Слизняк. – История моей соломорезки. – Домашний промысел. – Довбанюк. – В кузнице.

Панталаха и другие рассказы . Львов, 1902. Содержание: Предисловие. – Панталаха. – Мужицкая комиссия. – В тюремном госпитале.

Из бурных лет . Львов, 1903. Содержание: Предисловие. – Резуны. – Гриша и паныч.

Малый Мирон и другие рассказы . Львов, 1903. Содержание: Предисловие. – Малый Мирон. – Грицева школьная наука. – Карандаш. – Schönschreiben. – Отец юморист. – Горчичное зерно. – Борис Граб.

Манипулянтка и другие рассказы . Львов, 1904. Содержание: Манипулянтка. – Лесишина челядь. – Между добрыми людьми. – Одурела, что ли?

На лоне природы и другие рассказы. Львов, 1905. Содержание: На лоне природы. – Никитичев дуб. – Яндрусы. – Дриада. – Щука. – Odi profanum vulgus. – Мавка. – На сеновале. – Мое преступление. – В столярной мастерской. – Поединок. – Пока тронется поезд. – Крыло сойки.

Миссия. Чума. Сказки и сатиры . Львов, 1906. Содержание: Миссия. – Чума. – Сказки и сатиры: 1. Куда деваются старые годы. – 2. Как господин себе беды искал. – 3. Как русин толкался по том свете. – 4. Наша публика. – 5. Свинья. – 6. Как Согласие дом строило. – 7. Доктор Бессервиссер. – 8. Из галицкой «Книги бытия». – 9. Бодяки. – 10. Фома с сердцем и Фома без сердца.

Родина и другие рассказы . К., 1911. Содержание: Вступительное слово. – Родина. – Угольщик. – Вильгельм Телль. – Гений. – Гершко Гольдмахер. – Ворона и Вовкун. – Пироги с черникой. – Ради праздника.

Барщинный хлеб и другие рассказы . Львов. 1913. Содержание: Вступительное слово. – Барщинный хлеб. – Леса и пастбища. – Цыгане. – История кожуха.

Рутенцы. Типы галицких русинов из 60-х и 70-х гг. Львов, 1913. Содержание: Вступительное слово. – I. Молодая Русь. – II. Обычный человек. – III. Разочарованный. – IV. Патриотические порывы.

Как отдельный сборник, изданный тремя выпусками, можно рассматривать и «Древнерусские рассказы » Франко, опубликованные в 1900 г. в трех книгах общества «Просвита». Содержание:

Вып. 1: Вступительное слово. – 1. Рассказ о смертной трубе и четырех ящиках. – 2. Рассказ об однолетних царях. – 3. Рассказ о царе Аггее. – 4. Рассказ о лакомом опекуне;

Вып. 2: 5. Рассказ о половчине. – 6. Рассказ о мужчине, который одалживал богу;

Вып. 3: 7. Рассказ о разбойнике Флавиане. – 8. Рассказ о каменщике Евлогии.

Из названных выше сборников оригинальными по составу, т.е. такими, которые образованы из рассказов, впервые печатавшимися вместе в отдельном издании, является «Борислав» (1877), «Галицкие картинки» (1885), «Когда еще звери говорили» (1899), «Семь сказок» (1900), «Древнерусские рассказы» (1900), «Из бурных лет» (1903), «На лоне природы» (1905), «Миссия. Чума. Сказки и сатиры» (1906), «Родина и другие рассказы» (1911), «Рутенцы» (1913). Остальные сборников представляет собой выбор рассказов из предыдущих сборников с добавлением нескольких произведений, публиковавшихся впервые в составе сборника.

В данном издании выдержан хронологический принцип расположения рассказов И. Франко. Исключение составляют сборники «Борислав», «Когда еще звери говорили», «Древнерусские рассказы», «Из бурных лет», «Рутенцы», которые подаются целостно, вместе с предисловиями.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка