Как сократить расходы на перевозку грузов. Основные пути снижения издержек при транспортировке материально-технических ресурсов - файл n1.docx

Основные пути снижения издержек при транспортировке материально-технических ресурсов

Доступные файлы (1):
n1.docx 104kb. 26.01.2014 22:07 скачать

n1.docx


Введение 2

Сущность и задачи транспортной логистики 4

Разработка стратегии перевозок 5

Снижение затрат при транспортировке грузов 7

Способы транспортировки. 12

Мультимодальные перевозки как метод эффективного снижения затрат на транспортировку 13

Особенности различных видов транспорта 14

Выбор вида транспортного средства 16

Составление маршрутов движения транспорта 20

Список литературы: 23


Введение

Логистика (logistics) - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производства, внутрипроизводственной переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведение готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

Одной из основных функциональных областей логистики является транспортировка продукции. Выбор схемы и технологии перевозки существенно влияет на многие сферы предпринимательской деятельности: конкурентоспособность, цену и качество товара, его доступность и привлекательность, что в свою очередь сказывается на прибыли коммерческой организации. Иначе говоря, потребителю нужен качественный товар в нужном количестве, в нужном месте, в нужное время и доставленный с минимальными затратами. Все перечисленные выше моменты указывают на значимость критерия логистической системы “точно в срок”.

Данный критерий предполагает оптимальный выбор вида транспорта и составление графика обслуживания потребителей, что позволяет успешно выполнять задачи снабжения точно в срок.

Очевидно, что для того, чтобы товар был использован, его необходимо доставить к потребителю. Как таковое, производство без потребления бессмысленно. Целью деятельности транспорта является перемещение товара от мест производства к месту их потребления.

Транспорт не только завершает производственный процесс коммерческого предприятия, но также является элементом маркетинга, так как помогает стимулировать продажи. Для сохранения качества своего товара и обеспечения высокого уровня продажного сервиса коммерсанту необходимо комплексно подходить к выбору транспортной схемы и впоследствии производить анализ влияния выбранной технологии перевозок. Актуальность транспортных проблем подтверждается тем, что до 50-60 % всех затрат на логистику связано с транспортными издержками.

Сущность и задачи транспортной логистики

Транспорт - это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов.

Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.

Транспорт представляют как систему, состоящую из двух подсистем: транспорт общего пользования и транспорт не общего пользования.

Транспорт общего пользования - отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Его часто называют магистральным (магистраль - основная, главная линия в какой-нибудь системе, в данном случае - в системе путей сообщения).

Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный.

Транспорт не общего пользования - внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, является, как правило, составной частью каких-либо производственных систем.

Транспорт органично вписывается в производственные и торговые процессы. Поэтому транспортная составляющая участвует во множестве задач логистики. Вместе с тем существует достаточно самостоятельная транспортная область логистики, в которой многоаспектная согласованность между участниками транспортного процесса может рассматриваться вне прямой связи с сопряженными производственно-складскими участками движения материального потока.

К задачам транспортной логистики в первую очередь относят задачи, решение которых усиливает согласованность действий непосредственных участников транспортного процесса.

Логистика, как отмечалось, это единая техника, технология, экономика и планирование. Соответственно, к задачам транспортной логистики следует отнести обеспечение технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса, согласование их экономических интересов, а также использование единых систем планирования.

К задачам транспортной логистики относят также:

Создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров и транспортных цепей;

Обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

Совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;

Выбор вида транспортного средства;

Выбор типа транспортного средства;

Определение рациональных маршрутов доставки и др.

Разработка стратегии перевозок

Транспортировка – логистическая операция, заключающаяся в перемещении продукции в заданном состоянии с применением транспортных средств, начинающаяся с погрузки в месте отправления и заканчивающаяся разгрузкой в месте назначения.

Управление транспортировкой предполагает выполнение следующих процедур:

Выбор способа транспортировки;

Выбор вида транспорта;

Назначение транспортного средства;

Выбор перевозчика и посредников по транспортировке;

Оптимизация параметров транспортного процесса.

Разработка стратегии перевозок включает:

Анализ вариантов: анализ потребности может подсказать аналогичные, но менее дорогостоящие варианты перевозки;

Анализ цены: ставки оплаты существенно меняются, и решения необходимо принять только после рассмотрения всех возможностей. Необходимо получить конкурентоспособные расценки; консолидацию грузов там, где это возможно: оптовые скидки на перевозки могут существенно снизить транспортные затраты. Доказали свою выгодность системные контракты и общие заказы. Если применяется система поставки в точные сроки, то с точки зрения расходов эффективной будет консолидации нескольких поставщиков, работающих по этой системе;

Анализ и оценку поставщиков: с помощью систем выбора и оценки поставщика можно получить данные, необходимые для принятия оптимального решения. Существует четыре области оценки: финансовая, управленческая, техническая (стратегическая) и область отношений или общих корпоративных связей между перевозчиком и грузоотправителем;

Пересмотр возможности использования различных видов транспорта: включает использование отдельных видов транспорта и перевозку комбинированным транспортом, например, автомобильно-железнодорожным. Часто при этом достигается значительная экономия средств;

Более тесные отношения с выбранными перевозчиками: необходим обмен данными, которые приводят к лучшему планированию потребностей в транспортных услугах, позволяют использовать преимущество сильных сторон покупателя и перевозчика. Следует обдумать возможность сокращения количества перевозчиков, а также возможность партнерств или союзов.

При выборе того или иного варианта транспортировки необходимо учитывать следующие моменты:

Условия поставки должны в наибольшей степени удовлетворять требованиям покупателя и реализовывать возможности

Продавца. В данном случае, чем больше услуг по поставке (перевозке) товара будет предоставлено покупателю, и чем качественнее будут эти услуги, тем выше будет конкурентоспособность продавца;

Вид транспорта и вид подвижного состава должны обеспечивать качественную перевозку, т. е. допустимую для данного вида груза скорость, необходимые нормы сохранности, нужную регулярность отправок и т. п.;

Следует учитывать влияние стоимости перевозки на цену

Контракта, так как чересчур дорогой вид транспортировки, хоть и очень качественный, может существенно снизить конкурентоспособность товара;

При осуществлении внешнеэкономических контрактов необходимо определять условия оформления таможенных документов и оплату таможенных пошлин;

Подробное детальное решение этих задач может в значительной степени защитить предпринимателя от различных недоразумений производственного и коммерческого характера и укрепить его положение на рынке.

Снижение затрат при транспортировке грузов

На транспортную составляющую цены товара существенное значение оказывают такие факторы, как расстояние (дальность перевозок), объем, плотность грузов, степень укладки грузов, грузопереработка (погрузочо-разгрузочные операции) и т.д. Место каждого фактора в этом перечне соответствует его относительной значимости.

Расстояние является главным фактором, определяющим величину транспортных расходов, поскольку от него зависит величина переменных издержек. Величина издержек никогда не бывает равна нулю, поскольку при любой дальности перевозок существуют постоянные расходы на прием грузов и доставку их получателям. С увеличением дальности перевозок кривая издержек растет убывающими темпами. Этот эффект есть результат того, что чем протяженнее маршрут, тем меньше в нем доля участков, приходящихся на городские территории, и тем больше доля пути по магистральным (междугородным) дорогам. Последний обходится дешевле в расчете на километр, потому что скорость движения здесь выше, а следовательно меньше расход топлива и относительные трудозатраты. К тому же в городских зонах часе встречаются перевалочные пункты, где происходит погрузка-разгрузка, и, значит, на эти участки пути приходятся дополнительные издержки грузопереработки.

Вторым по значимости фактором является объем груза. В большинстве видов логистической деятельности проявляется эффект масштаба (экономия за счет масштабов операций), и транспортировка при этом не исключение. При увеличении объема перевозок издержки в расчете на единицу массы снижаются. Причина заключается в том, что при больших объемах постоянные раходы на приемку грузов и доставку их получателям, равно как и административные расходы, распределяются на дополнительные единицы груза. Зависимость ограничена лишь максимальной грузовместимостью транспортного средства (например, трейлера). Применительно к управлению это означает, что для получения экономии за счет масштабов операции малые грузовые отправки нужно консолидировать в более крупные.

Третьим по значимости фактором является плотность груза, то есть отношение массы к объему груза (занимаемому им пространству). Дело в том, что транспортные издержки обычно считают на единицу массы, например, на тонну. Емкость отдельного транспортного средства ограничена скорее свободным пространством, предназначенным для загрузки, то есть объемом груза, нежели его массой. Если трейлер загружен полностью, тот каким бы легким ни был груз, больше туда товара не загрузишь. Поскольку переменные издержки (трудозатраты, расход топлива) не зависят напрямую от массы, чем больше плотность груза, тем дешевле обходится перевозка единицы его массы. Логистические менеджеры, как правило, стремятся увеличить плотность груза, чтобы наилучшим образом использовать грузовместимость, транспортных средств. Это позволяет заполнить полезную кубатуру, скажем, трейлера большим количеством единиц продукции. Но и здесь есть предел, определяемый грузоподъемностью транспортных средств. Например, при перевозке напитков пива, воды и т.п. – грузоподъемность может оказаться исчерпана всего лишь при половинной загрузке объема трейлера. Тем не менее в большинстве случаев увеличение плотности грузов ведет к сокращению транспортных расходов на единицу массы. Степень укладки зависит от формы и габаритов груза, влияющих на использование полезного объема транспортного средства. Между плотностью груза и его степени укладки есть связь, но не прямая. Прямоугольные изделия стандартных размеров укладываются намного проще, чем изделия громоздкие или имеющие необычную форму. Иногда степень укладки определяется размером грузовой отправки (количеством перевозимых однотипных предметов). Для погрузки-разгрузки автомобилей и трейлеров может потребоваться специальное грузоперерабатывающее оборудование. Кроме того, расходы на грузопереработку (а значит, и транспортные расходы) зависят от способа упаковки грузов (на поддонах, в коробках или ящиках) для транспортировки и складирования. Наконец, величину транспортных расходов определяют и такие рыночные факторы, как загруженность и сбалансированность рейсов. После доставки груза в пункт назначения транспортные средства возвращаются в пункт отправления либо вновь загруженными (если удается найти подходящий заказ на перевозку), либо порожняком. При возвращении порожняком затраты на оплату труда, горючее, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств должны быть отнесены на «загруженные» рейсы. Идеальная ситуация – когда удается наладить сбалансированные, то есть равно загруженные, рейсы в обоих направлениях. Но такое бывает редко из-за неравномерности спроса в центрах производства и центрах потребления. В силу этого тарифы на перевозки в одном направлении обычно ниже, чем в противоположном. Сбалансированность рейсов зависит также и от сезонного фактора, например, при перевозках овощей и фруктов, интенсивность которых непосредственно связана с сезоном сбора урожая.

Таким образом, на величину транспортных издержек влияют направление и сезон грузоперевозок. И это обязательно нужно учитывать при проектировании логистической системы, стараясь всегда, когда возможно, организовать загрузку обратных рейсов.

При определении методов транспортировки и выборе перевозчика необходимо сравнивать различные транспортные затраты. Грузоотправитель должен использовать методы транспортировки грузов с минимальной тарифной стоимостью. Транспортные тарифы в автомобильном, железнодорожном, воздушном и морском транспорте имеют значительные различия. Требования к скорости доставки может потребовать увеличения расходов по перевозке грузов.

Если принятая система транспортировки не удовлетворяет полностью требованиям потребителей, следует рассматривать альтернативные методы транспортировки. При этом можно выбрать метод, который будет не только удовлетворять интересам потребителей, но и вполне согласовываться с другими факторами, учитывающимися при транспортировке грузов. Следует не забывать, что самая быстрая доставка будет неудовлетворительной, если её стоимость неоправданно высока. Быстрая доставка груза, при которой товару наносится большой ущерб, также не является решением проблем. Необходимо выбрать такую систему транспортировки, которая обеспечивала бы быстрое обслуживание без нанесения грузу ущерба и вела к значительному снижению стоимости перевозки.

Повреждение товара при его транспортировке приводит к повышению стоимости обслуживания потребителя. Если в результате перевозок по железной дороге товары подвергаются сильному повреждению, следует искать пути транспортировки этого же товара другим, более безопасным способом. Например, перевозка некоторых видов товаров воздушным транспортом может сократить процент ущерба, наносимый грузу во время транспортировки, и, таким образом, снизить стоимость перевозки.

В некоторых случаях потребитель сам решает вопрос о способе перевозки и выборе перевозчика. Принимая на себя право выбора средств транспортировки, потребитель может потребовать от оптовой фирмы доставку груза авиационным транспортом, в то время как при обычных обстоятельствах доставка того же груза осуществляется автомобильным транспортом. Специальные требования потребителя к средствам транспортировки и маршруту движения удовлетворяются за счёт повышения стоимости обслуживания.

При выборе метода транспортировки следует учитывать характер упаковки товаров. Товары должны быть удовлетворительно упакованы для обеспечения их безопасности во время транспортировки. Упаковка товара должна обеспечивать снижение всевозможных повреждений товаров без повышения при этом их стоимости. Затраты труда в большой степени влияют на стоимость упаковки. Затраты труда на упаковку могут значительно превысить стоимость товара. Тип упаковки влияет на способ транспортировки и в некоторых случаях ведёт к повышению стоимости перевозки. В свою очередь тип упаковки зависит от специфики товара. Например, материалы, представляющие опасность для жизни или имущества, должны быть упакованы с особой тщательностью, дорогостоящие товары требуют более надёжной упаковки, чем менее ценные товары. Таким образом, упаковка товара влияет как на способ, так и на стоимость транспортировки.

Маркировка на упаковочной таре должна быть чёткой и ясной. Размытая, неразборчивая маркировка может быть причиной задержки, потери товара или неправильной его доставки.

В маркировке должно чётко отражаться название грузополучателя и грузоотправителя. Неправильное написание названий предприятий, ошибки в названиях и номерах улиц и зданий ведут к задержкам в доставке грузов.

Способы транспортировки.

Организация транспортного процесса на предприятии начинается с решения двух взаимосвязанных проблем: какой способ транспортировки и какие виды транспорта более всего подходят для транспортировки грузов компании.

Проблема выбора способа транспортировки возникает в тех случаях, когда для перевозки грузов возможно использование нескольких видов транспорта. Использование нескольких видов транспорта существенно усложняет процесс перемещения товара, что вызывает потребность в появлении новых, более совершенных форм организации транспортировки. На современном этапе развития можно выделить следующие основные способы перевозки:


  • Унимодальный способ перевозки – самый простой из известных, при котором используется только один вид транспорта. При этом обычно предполагается, что используется один перевозчик и одно транспортное средство, которое обеспечивает доставку грузов «от двери до двери». Чаще всего для унимодальных перевозок используется автомобильный и железнодорожный транспорт – в случае, если отправка груза возможна сухим путем и у отправителя и получателя груза имеются соответствующие подъездные пути. При этом, как правило, отсутствуют промежуточные операции складирования и грузообработки.

  • Мультимодальные перевозки представляют собой логистическую цепочку, составленную путём комбинации нескольких видов транспорта, например, железнодорожного и автомобильного, речного и автомобильного и пр.
Так, для транспортировки груза по схеме «от двери до двери» на далёкое расстояние может использоваться комбинация из морского, авиа и автотранспорта. Использование морского, железнодорожного и авиатранспорта всегда предполагает наличие дополнительных систем транспортировки. Это связанно с тем, что данные виды транспорта используют собственные терминалы, которые находятся в отдалённых местах от жилых и производственных районов. Лишь автотранспорт может быть использован как самостоятельная единица транспортировки, так как пути сообщения данного вида транспорта позволяют доставлять груз практически до любой точки городов и поселений.

Мультимодальные перевозки как метод эффективного снижения затрат на транспортировку

В то же время именно автотранспорт используется в системе любой мультимодальной перевозки. Контейнерные перевозки железной дорогой так же часто входят в мультимодальную систему, в особенности при перевозке лесоматериалов и топлива.

Чем удобны контейнерные перевозки, так это тем, что они способны доставлять груз в неограниченном объёме, при этом стоимость перевозок не существенно увеличивается при увеличении объёма груза. Поэтому данный метод перевозки рационально используется для транспортировки больших объёмов грузов не представляющие собой высокую ценность. К таким грузам относится уголь, песок, щебёнка, пиломатериалы.

Перевозки железной дорогой это один из самых старинных методов транспортировки, но, не смотря на развитие системы сообщения и открытия других видов транспорта, железнодорожные контейнеры всё так же активно используются в промышленной отрасли, что связанно с их надёжностью и низкой степенью затрат.

Ещё одним неоспоримым преимуществом контейнерных перевозок является то, что они позволяют хранить груз на терминалах в неограниченном количестве и неограниченный срок, при этом с минимальными пошлинами, а порой и абсолютно без пошлины. Однако это преимущество железнодорожного транспорта полезно лишь для несрочных грузов, тех, которые нуждаются в промежуточных складах.

Контейнеры часто используются в системе мультимодальной перевозки. Грамотно составленная мультимодальная цепочка грузоперевозок позволяет эффективно снизить затраты на транспортировку и увеличить скорость доставки.

Особенности различных видов транспорта

Задача выбора вида транспорта решается во взаимной связи с другими задачами логистики, такими, как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др.

Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта.

Рассмотрим основные преимущества и недостатки автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, существенные с точки зрения логистики.

Автомобильный транспорт. Традиционно используется для перевозок на короткие расстояния. Одно из основных преимуществ - высокая маневренность. С помощью автомобильного транспорта груз может доставляться "от дверей до дверей" с необходимой степенью срочности. Этот вид транспорта обеспечивает регулярность поставки, а также возможность поставки малыми партиями. Здесь, по сравнению с другими видами, предъявляются менее жесткие требования к упаковке товара.

Основным недостатком автомобильного транспорта является сравнительно высокая себестоимость перевозок, плата за которые обычно взимается по максимальной грузоподъемности автомобиля. К другим недостаткам этого вида транспорта относят также срочность разгрузки, возможность хищения груза и угона автотранспорта, сравнительно малую грузоподъемность. Автомобильный транспорт экологически неблагоприятен, что также сдерживает его применение.

Железнодорожный транспорт. Этот вид транспорта хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях. Железнодорожный транспорт обеспечивает возможность сравнительно быстрой доставки груза на большие расстояния. Перевозки регулярны.

Здесь можно эффективно организовать выполнение погрузочно-разгрузочных работ. Существенным преимуществом железнодорожного транспорта является сравнительно невысокая себестоимость перевозки грузов, а также наличие скидок. К недостаткам железнодорожного транспорта следует отнести ограниченное количество перевозчиков, а также низкую возможность доставки к пунктам потребления, т. е. при отсутствии подъездных путей железнодорожный транспорт должен дополняться автомобильным. Морской транспорт. Является самым крупным перевозчиком в международных перевозках. Его основные преимущества - низкие грузовые тарифы и высокая провозная способность. К недостаткам морского транспорта относят его низкую скорость, жесткие требования к упаковке и креплению грузов, малую частоту отправок. Морской транспорт существенно зависит от погодных и навигационных условий и требует создания сложной портовой инфраструктуры. Внутренний водный транспорта. Здесь низкие грузовые тарифы. При перевозках грузов весом более 100 т на расстояние более 250 км этот вид транспорта - самый дешевый. К недостаткам внутреннего водного транспорта, кроме малой скорости доставки, относят также низкую доступность в географическом плане. Это обусловлено ограничениями, которые накладывает конфигурация водных путей, неравномерность глубин и меняющиеся навигационные условия. Воздушный транспорт. Основные преимущества- наивысшая скорость, возможность достижения отдаленных районов, высокая сохранность грузов. К недостаткам относят высокие грузовые тарифы и зависимость от метеоусловий, которая снижает надежность соблюдения графика поставки.

Трубопроводный транспорт. Обеспечивает низкую себестоимость при высокой пропускной способности. Степень сохранности грузов на этом виде транспорта высока.

Недостатком трубопроводного транспорта является узкая номенклатура подлежащих транспортировке грузов (жидкости, тазы, эмульсии).

Выбор вида транспортного средства

Выделяют шесть основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта. В табл. 1 дается оценка различных видов транспорта общего пользования по каждому из этих факторов. Единице соответствует наилучшее значение.

Табл.1

Экспертная оценка значимости различных факторов показывает, что при выборе транспорта, в первую очередь, принимают во внимание следующие:

Надежность соблюдения графика доставки;

Время доставки:

Стоимость перевозки.

Следует отметить, что данные табл. 1 могут служить лишь для приблизительной оценки степени соответствия того или иного вида транспорта условиям конкретной перевозки. Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами, основанными на анализе всех расходов, связанных с транспортировкой различными видами транспорта.

Например, стоимость доставки 5 т дорогостоящего груза (ценность - 50 000 долл.) автомобилем составляла 1000 долл., самолетом - 3000 долл. Выбор пал на автомобиль. Однако проведенный впоследствии анализ полной стоимости показал, что плюс к провозному тарифу при автомобильной перевозке пришлось заплатить:

Экспедитору: 5% от стоимости груза за экспедирование и охрану, т. е. 2000 долл. (при перевозке самолетом эти затраты исключались);

Банкиру: 1,5% от стоимости груза в качестве процентов за кредит, так как перевозка автомобилем осуществлялась 15 дней, в течение которых 50 000 долл. были отвлечены в запас, что составило еще 750 долл. (151,5%, здесь 36 - годовая банковская процентная ставка за кредит);

Суммарные затраты при доставке составили 3750 долл. Выбор автомобиля, сделанный только лишь на сопоставлении тарифов, оказался неверен - самолет был выгоднее.
Табл.2.

Технико–экономические особенности различных видов транспорта

и сферы их рационального использования


Вид транспорта

Особенности транспорта

Сфера применения

Достоинства

Недостатки

1.Железнодо-рожный

Высокая провозная и пропускная способность; регулярность перевозок; невысокая себестоимость перевозок

Большие капиталовложения на сооружение пути; большие затраты металла

Практически

не ограничена


2. Морской

Обеспечивает массовые межконтинентальные перевозки грузов; низкую себестоимость; практически неограниченную пропускную способность

Зависимость от естественногеографических и навигационных условий, создание портового хозяйства

Практически

не ограничена


3. Речной

Высокая провозная способность; невысокая себестоимость перевозок; небольшие капиталовложения

на организацию судоходства


Неравномерность глубин, сезонность работы, небольшая скорость перевозки

Практически

не ограничена


4. Автомо-бильный

Большая маневренность и подвижность; высокая скорость доставки груза; небольшие капиталовложения в освоение малого грузооборота на короткие расстояния

Низкая производительность труда; низкий уровень эксплуатационных показателей; плохое состояние дорожной сети

На короткие

расстояния до

300 км


5. Воздушный

Высокая скорость доставки; самый короткий путь следования

Высокая себестоимость

перевозки


Практически

не ограничена

Выбор вида транспортного средства, ровно как выбор способа транспортировки зависит от целого комплекса разнообразных факторов, таких как наличие доступных видов транспорта в рассматриваемых регионах, величина транспортных тарифов, скорость (или длительность) перевозки, надежность доставки грузов и пр. При этом выбор вида транспорта и способа транспортировки должен согласовываться с решениями, принимаемыми в других сферах управления материальными потоками, в частности, в сфере управления запасами. Переход к использованию более дорогого, но при этом и более скоростного транспорта может привести к уменьшению величины товарных запасов и связанных с ним расходов, так что получаемая экономия может превысить дополнительные затраты на транспортировку. Именно этими соображениями следуют те компании, которые для тарнспортировки ювелирных изделий и дорогостоящих приборов используют авиатранспорт. Несмотря на высокие тарифы, сокращение времени транспортировки позволяет существенно сократить средний уровень запасов этих товаров, что при высокой стоимости изделий дает ощутимую выгоду.

Составление маршрутов движения транспорта

Составление кольцевых маршрутов в первом приближении может осуществляться методом, известным как алгоритм Свира или алгоритм дворника-стеклоочистителя (рис. 1). Зададим положение потребителя материального потока в полярной системе координат. Полюс системы - точку 0, разместим в месте дислокации распределительно го склада. Выберем первоначальное, нулевое, положение полярной оси? = 0. Положение потребителя определяется расстоянием от центра и углом?, который образован полярной осью, т.е. лучом, исходящим из точки 0 и направленным на потребителя.

составлении маршрутов развоза (метод Свира)
Суть алгоритма Свира заключается в том, что полярная ось, подобно щетке дворника-стеклоочистителя, начинает постепенно вращаться против (или по) часовой стрелки, "стирая" при этом с координатного поля изображенные на нем магазины - потребители материального потока. Как только сумма заказов "стертых" магазинов достигнет вместимости транспортного средства, фиксируется сектор, обслуживаемый одним кольцевым маршрутом, и намечается путь объезда потребителей.

Следует отметить, что данный метод дает хорошие результаты на евклидовой транспортной сети, т.е. в том случае, когда расстояние между узлами транспортной сети по существующим дорогам прямо пропорционально расстоянию по прямой.

На кольцевые маршруты кроме ограничений по вместимости могут накладываться дополнительные требования, например, ограничения по времени. Если окажется, что время движения по определенному кольцевому маршруту больше допустимого, необходимо этот сектор уменьшить, увеличив соответственно соседний сектор. Необходимые уменьшения сектора выполняются и при наличии других ограничений.

Построение следующего сектора начинается лишь после того, как в настоящем секторе будет получен допустимый кольцевой маршрут. Формирование кольцевых маршрутов завершается при полном обороте "стирающего" луча.

Алгоритм Свира позволяет разделить всю обслуживаемую зону на несколько секторов. В пределах каждого сектора составление кольцевого маршрута может осуществляться посредством решения задачи различных оптимизационных задач, в том числе и задачи коммивояжера.

Заключение .
Таким образом, на транспортные издержки оказывают влияние такие факторы как вид транспорта, способ перевозки, расстояние (дальность перевозок), объем, плотность грузов, степень укладки грузов, грузопереработка (погрузочно-разгрузочные операции), стоимость топлива, заработная плата персонала, издержки на хранение в пути, амортизация подвижного состава и т.д. Задача отдела логистики оптимизировать и рационализировать эти факторы, чтобы уменьшить издержки, и, как следствие, увеличить прибыль.

Список литературы:


  1. Доналд Дж. Бауэрсокс, Дейвид Дж. Клосс. Логистика: интегрированная цепь поставок, 2008

  2. Н. В. Правдина. Транспортное обеспечение коммерческой деятельности: учебно-методическое пособие – Ульяновск: УлГТУ, 2007.

  3. Гаджинский А. М. Логистика : Учебник для студентов высших учебных заведений. - 11-е изд., перераб. и доп. - М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К о », 2005.

  4. Смехов А.А. Введение в логистику. – М.: Транспорт, 1993.

  5. Транспортная логистика: Учебник для транспортных вузов./ Под общей редакцией Л.Б.Миротина – М.:Издательство «Экзамен», 2003

Повышение логистических компетенций – одна из первоочередных задач для субъектов среднего и крупного бизнеса, а также для муниципальных и государственных структур. Оптимизированная транспортная система позволяет снизить затраты на производство и реализацию продукции, увеличить эффективность работы персонала.


Основные задачи транспортной оптимизации

Основная задача, которая стоит перед менеджерами организации в данном аспекте, это снижение затрат на перевозки без потери их качества. Про планирование логистических процессов было рассказано в отдельной статье. Рассмотрим основные типы издержек, характерных для процесса перевозки сырья, готового товара или персонала:

  1. Затраты на погрузку/разгрузку, а также доставку товара в торговую точку.
  2. Расходы на эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт ТС.
  3. Топливные затраты.
  4. Оплата труда водителей, механиков, экспедиторов.
  5. Уплата налогов, пошлин, таможенных сборов.
  6. Затраты на проезд по платным автодорогам.

Оптимизация транспортной работы необходима при неконтролируемом росте описанных издержек. Процесс оптимизации транспортных расходов на предприятии начинается с анализа текущей логистической стратегии и сбора рекомендаций по ее коррекции.

Анализу подвергаются такие аспекты транспортной системы предприятия:

  • способ перемещения грузов;
  • выбор типа транспортного средства и его конкретной модели;
  • подбор компании-перевозчика и прочих логистических посредников;
  • схема расположения складских терминалов компании.

Коррекция текущей логистической стратегии позволит выработать эффективный методологический аппарат для оптимизации работы транспорта. Для эффективных изменений логистический отдел должен выработать «дорожную карту» и согласовать ее с руководством и финансовым подразделением.

Приоритетные задачи, которые должны быть решены в ходе оптимизации процессов транспорта:

  • развитие МТБ предприятия. Основной упор нужно делать на максимальную автоматизацию трудоемкой работы;
  • своевременное обновление и капитальное обслуживание парка транспортных средств;
  • внедрение автоматизированных логистических систем, способных предоставлять сводные данные обо всех перевозках за требуемый период. И также система должна предоставлять детализацию по каждой отдельной поездке.

В рамках «оздоровления» логистического направления предприятия нужно придерживаться таких мер, которые не скажутся на безопасности груза или пассажиров, соблюдении времени прибытия-отбытия, увеличении времени простоя на этапе погрузки/разгрузки.

Как оптимизировать транспортную работу предприятия

Существует три основных направления, нововведения в которых обеспечат снижение затрат на перевозку грузов и пассажиров:

  1. Выбор оптимальных ТС: эксплуатационные характеристики транспортного средства формируют уровень затрат на транспорт. Важно, чтобы в парке компании были негабаритные модели для перевозок в пределах населенного пункта;
  2. Подбор оптимально расположенных разгрузочно-погрузочных пунктов: склады нужно анализировать не только по уровню удобства подъезда/погрузки, но и по степени удаленности поставщиков;
  3. Анализ целесообразности владения собственным парком ТС: этот аспект актуален для субъектов малого бизнеса. Логистическое подразделение должно сопоставить затраты на владение собственным парком с расценками на услуги транспортных фирм.

После анализа приоритетных направлений логистики предприятия нужно инициировать разработку плана оптимизации транспортных расходов на предприятии. Этот план имеет, как правило, общую конфигурацию вне зависимости от типа предприятия:

  1. Постановка задачи перед группой менеджеров логистического отдела;
  2. Координация межведомственной работы, издание директив и регламентов, регулирующих взаимодействие между подразделениями;
  3. Внедрение единых показателей эффективности работы для отделов, связанных с логистикой;
  4. Привлечение топ-менеджмента для эффективной коммуникации между отделами и формирования отчетной документации;
  5. Делегирование полномочий, назначение группы работников, отвечающих за достижение плановых показателей.

После того как данные управленческие решения будут реализованы, нужно избрать эффективную методику оптимизации управления транспортными системами.


Основные методы снижения транспортных расходов

В современном логистическом менеджменте разработана методологическая база, позволяющая снизить издержки на транспортировку грузов и пассажиров. Решения в рамках данных методов принимаются на основе математического моделирования. Это могут быть алгоритмы для компьютерных расчетов или эвристические модели.

Например, широко используются такие методы оптимизации транспортных процессов:

  1. «Метод северо-западного угла»: используется для решения исключительно транспортных задач. Транспортная таблица перебирается от самого левого столбца верхней строки. В таблицу вписываются максимальные значения, при которых не будут превышены возможности поставщика и потребности покупателя. Описываемый метод не принимает в расчет такой ключевой фактор, как стоимость доставки;
  2. «Метод Фогеля»: по этому методу для каждого столбца ТТ(транспортной таблицы) нужно вычислить разницу между двумя наименьшими тарифами;
  3. Метод минимальных затрат: логист записывает отгрузку в те ячейки, которые имеет наименьший тариф на перевозку.

Данные методы реализованы в рамках CRM-системы «1С: Предприятие». Расчет транспортных задач можно вести в автоматическом режиме, активируя различные подстройки в программной оболочке.

Также для снижения затрат можно использовать «полевые методы», такие как «Способ коммивояжера», состоящий в построении такого маршрута, при котором можно минимум 1 раз пройти по территории нужных городов, а затем вернуться в точку отправления. «Метод коммивояжера» позволяет моделировать маршрут так, чтобы водитель не делал «крюков» или без надобности не проезжал по одной локации несколько раз.

Использование автоматизированных логистических систем

Предприятие с развитым логистическим направлением в своей деятельности обязано использовать программные решения, которые помогут отслеживать информацию о перевозках и формировать на ее основе базы данных с возможностью выгрузки Exel или другие программы.

Такое ПО должно иметь следующий функционал:

  • обработка заявок на перевозку;
  • подбор транспортного средства с учетом характеристик груза;
  • формирование ТТН, иной сопроводительной документации;
  • расчет стоимости перевозку.

Автоматизированные системы должны состоять не только из программного обеспечения, но и трекеров, которые передают текущее положение автомобиля, данные о расходе топлива, времени в пути, соблюдении режима труда и отдыха.

Оптимизация транспортного отдела предприятия – важнейшая задача корпоративного менеджмента, так как от этого направления зависит коммуникация с поставщиками, партнерами и конечными потребителями. Нельзя придерживаться одного аспекта совершенствования перевозок – нужно вводить инновации комплексно. Современное ПО позволяет нивелировать долю человеческого участия в моделировании перевозок, поэтому менеджмент должен быть задействован в обновлении МТБ предприятия, формировании отчетности и разработке предложений по дальнейшему совершенствованию логистики.

Расходы, относимые на себестоимость перевозок, складываются из амортизационных отчислений, расходов на содержание экипажа, на топ­ливо, ремонт, материально-техническое снабжение и пр. (навигационные, судовые сборы, административно-управленческие). К основным факторам, оказывающим влияние на уровень этих затрат, относятся строительная стоимость и нормативный срок службы судна, численность судового эки­пажа, удельный расход и сорт применяемого топлива, надежность элемен­тов судна, применяемая система ТО и ремонта.

Строительная стоимость судна зависит от массы корпуса, оборудова­ния и энергетической установки. Она определяет величину амортизацион­ных отчислений.

Следует отметить устойчивую тенденцию увеличения доли амортизационных отчислений в общих затратах на перевозку грузов. Это в основном является результатом непрерывного усложнения судов, роста их скорости грузоподъемности, расширения объема автоматизации, снижения нормативных сроков службы.

С увеличением грузоподъемности и скорости, сокращением стояночного времени судов в портах резко повышается производительность, уменьшается необходимое количество судов для перевозки заданного объ­ема грузов, увеличивается объем транспортной работы на одного, член экипажа. Все это приводит к перераспределению удельного веса различных статей затрат, относимых на себестоимость перевозок, в том числе умень­шению доли затрат на содержание судовых экипажей, увеличению доля амортизационных отчислений и некоторому росту топливной сопостав­ляющей в общих расходах на перевозку.

На ближайшее будущее сохранятся следующие основные направле­ния развития морских транспортных судов;

В максимальное приспособление к скоростной грузообработке с целью сокращения стояночного времени в портах;

Увеличение грузоподъемности за счет роста размеров судов и за счет относительного уменьшения массы корпуса, оборудования, энергетически установок и топлива;

Увеличение скорости путем повышения мощности энергетических установок и совершенствования гидродинамических характеристик судов,

Сокращение ремонтного времени за счет повышения надежности I совершенствования системы их технического обслуживания и ремонта;

Совершенствование энергетических установок с целью сокращений удельного расхода топлива и уменьшения их массы и габаритов;

Расширение объема автоматизации судов, внедрение систем технической диагностики с целью оптимизации процессов технической эксплуатации и уменьшения численности судовых экипажей.

Можно считать, что и в ближайшем будущем на морских транспортных судах экипажи будут выполнять большую часть годового объема ТО. Это вытекает из анализа состава работ по ТО судовых технических средств тенденций развития судов и их технической эксплуатации. Действительно около 30% всего объема планово-предупредительного ТО выполняется Я периодичностью, меньшей продолжительности рейса. Этот объем работ ТО не представляется возможным передать береговым предприятием выполнения ремонтными бригадами в рейсах, так как бригады пришлось удержать на судах постоянно. Кроме того, судовые экипажи всегда должны выполнять работы по устранению отказов, которые могут повлечь за собой нарушение безопасности плавания. Доля таких неплановых работ составля­ет не менее 10% всего объема ТО.

Существенное снижение относительного объема ТО, выполняемого судовыми экипажами, может быть обеспечено путем повышения надежно­сти судов, создания судовых технических средств, не требующих обслужи­вания в течение всего рейса.

Издержки транспортные - совокупность затрат, связанных с перевозками грузов и пассажиров. При перевозке грузов производятся затраты:

    на погрузочно-разгрузочные работы,

    на перемещение (перевозку) грузов от пунктов производства до мест потребления и на тару (упаковку), если последняя необходима только для перемещения груза, а не для его хранения или реализации (продажи);

    при перевозке пассажиров - на обслуживание пассажиров в пунктах отправления и назначения (вокзалах, портах, станциях), на перемещение пассажиров разными видами транспорта.

Затраты на перевозку грузов и людей внутри предприятий не относятся к народно-хозяйственным издержкам, а включаются в издержки производства, так как являются частью технологического процесса производства той или иной продукции (перевозки сырья и топлива со складов в цехи, материалов и полуфабрикатов из цеха в цех, готовой продукции из цехов на склады готовых изделий; спуск в шахту и подъём из шахты горняков подъёмными лифтами, канатными дорогами и т. п.).

Различают:

    общественные издержки

    издержки транспортных предприятий.

В общественные необходимо включать, помимо затрат на перевозки грузов и пассажиров транспортом общего пользования, также и затраты промышленных предприятий на перевозки по подъездным путям, связывающим их с транспортом общего пользования. К общественным относятся и затраты народного хозяйства на перевозки пассажиров транспортом общего пользования.

Издержки транспортных предприятий слагаются из их затрат на перевозку, погрузку-выгрузку грузов, их хранение и т. п. Абсолютная величина издержек зависит от объёма и стоимости перевозок. Полного ежегодного учёта издержек не производится.

Анализ транспортных расходов . Транспортные расходы в общей сумме издержек обращения достигают 20%. К ним относятся расходы на железнодорожные, водные и автомобильные перевозки. Размер транспортных расходов во многом зависит от поставщиков, но особенно от самих торговых предприятий. Сокращение транспортных расходов можно обеспечить за счет полной загрузки машин, сокращения пробега порожняком, уплотнения машино-дня, увеличения использования прицепов и тягачей, расширения практики централизованной и кольцевой доставки товаров в торговую сеть, продажи товаров по образцам.

На уровень транспортных расходов оказывают влияние ряд факторов, влияние которых можно измерить способом цепных подстановок или абсолютных разниц. К таким факторам относятся:

Изменение объема и структуры товарооборота;

Изменение удельного веса перевозок, произведенных при помощи различных транспортных средств;

Изменение дальности пробега;

Изменение тарифа.

Результат влияния объема товарооборота несет на себе и действие изменения его структуры. По транспортным расходам колебание сумм в зависимости от характера перевозимого товара весьма существенно. Вес, объем, частота завоза и другие особенности товара влияют на расходы по его перевозке. Влияние структуры товарооборота на сумму и уровень транспортных расходов можно измерить в том случае, если в торговой организации ведется их учет по товарным группам. Однако это встречается весьма редко. Поэтому такой расчет выполнить практически невозможно.

Взаимосвязь транспортных расходов и указанных выше факторов можно представить в виде следующей формулы:

TP = Т * П * ТС

где ТР - транспортные расходы; Т - количество грузов; П - средний пробег транспорта; ТС - тарифная ставка.

Уменьшение количества автомобилей используемых для доставки или увеличение количества точек доставки при имеющемся количестве автомобилей. Что в любом случае приведёт к увеличению объёма доставок с минимальными затратами.

Сокращение количества машин

Уменьшение затрат на заработную плату водителей

Увеличение тоннажа перевозок

Увеличение количества точек доставки

Увеличение средней загрузки рейса

Затраты, связанные с транспортировкой продукции от продавца к покупателю:

    расходы, связанные с подготовкой продукции к отгрузке (проверка продукции по количеству и качеству, отбор проб, упаковка);

    расходы на погрузку продукции на транспортные средства внутреннего перевозчика;

    оплата тарифов на перевозку от пункта отправления до пункта перевалки на магистральный транспорт;

    оплата тарифов на погрузку груза на магистральные транспортные средства;

    оплата стоимости транспортировки продукции международным транспортом;

    оплата страхования груза при доставке;

    оплата таможенных пошлин, налогов и сборов при переходе таможенной границы;

    расходы по хранению продукции в пути и пунктах перегрузки;

    расходы по выгрузке груза в пункте назначения;

    расходы по доставке продукции со склада покупателя до пункта конечного назначения.

Основные направления снижения затрат на перевозки:

    снижение затрат на топливо путем выбора оптимальных мест заправки с учетом стоимости топлива в различных странах;

    снижение затрат на «суточные» и «квартирные» путем нормирования времени выполнения рейса;

    уменьшение расходов на дорожные сборы за счет выбора оптимального маршрута, а также применение смешанных автомобильно-морских, автомобильно-железнодорожных сообщений;

    повышение производительности труда.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка