Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе «Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик

Конспект НОД
для детей старшей группы
«Чтение стихотворения Ю. Мориц «Домик с трубой»


Цель:
приобщение детей к поэзии через ознакомление со стихотворением Ю. Мориц «Домик с трубой», посредством интеграции образовательных областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Образовательные задачи
— Познакомить со стихотворением Ю. Мориц «Домик с трубой» учить устанавливать многообразные связи в произведении, проникать в авторский замысел: используя приемы визуализации текста с помощью: иллюстраций, фотографий; многократного чтения текста (воспитателем); беседы по тексту.
— Вызвать интерес к стихотворению и желание слушать его; учить детей видеть за словами образы и настроение произведения
— Помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов — «чурки», «раскалялись», «томилась», «небосвод», «не повадилось», «струилась»;
— Помочь детям почувствовать красоту и выразительность стихотворения, обращая внимание на выразительные средства: метафоры, эпитеты, на композиционное построение произведения:
1 часть – воспоминания о жизни в деревенском доме;
2 часть – фокусник дым;
3 часть — картина про дым.

Развивающие задачи:
— Развивать внимание, память, восприятие.
— Развивать интерес к стихам, как к литературному жанру.
— Развивать диалогическую речь через формирование умения отвечать на вопросы по содержанию произведения. — Формировать литературный вкус.

Воспитательные задачи:
Воспитывать любовь к поэзии, доброе отношение, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей.

Коррекционно-логопедические задачи:
обогащать словарный запас - «чурки», «раскалялись», «томилась», «небосвод», «не повадилось», «струилась»;

Развивающая предметно-пространственная среда:
Демонстрационный материал: почтовая коробка – посылка, иллюстрация домовенка Кузи, цветные иллюстрации с изображением различных домов, дыма из труб.

Предварительная работа:
чтение художественных произведений о домах, беседы о различных строениях

Также интересное занятие по художественной литературе:

Создание мотивации:
Раздается стук, вносится посылка от домовенка Кузи.(В посылке фото домовенка, домов с дымами, похожими на различные предметы, изба, стихотворение, иллюстрация к стихотворению, заготовки с изображением домиков с трубой для дорисовки дыма)
— Посмотрите, что нам передали, как вы думаете что это?
— Это посылка от домовенка Кузи
— Хотите узнать, что в посылке?
— Посмотрите, нам Кузя прислал свое фото и письмо, прочитать вам?

Письмо:
«Дорогие дети я живу в деревне Лапти в маленьком домике, под большой печкой. Очень люблю осень и зиму, когда люди растапливают печь, я сажусь на подоконник и наблюдаю, как из печных труб вырывается дымок. И мне сразу вспоминается стихотворение Юнны Мориц «Домик с трубой». Мне бы очень хотелось, что бы и вы увидели эту красоту и пофантазировали со мной. С нетерпением жду нашей встречи, ваш домовенок Кузя».

— Посмотрите, Кузя прислал нам фото своего домика. (Показ избы внутри) Дом одноэтажный, в нем одна большая комната, и большая печь, под которой он и живет. И когда люди уходят из дома, он садится на окно, и послушайте, что он видит.

Чтение стихотворения:
ДОМИК С ТРУБОЙ
Помню я, в детстве над нашей избой
В небо струился дымок голубой,
Чурки пылали за дверцей в печи
И раскаляли огнём кирпичи,

Чтобы держался наш домик в тепле,
Пшённая каша томилась в котле!
И, напевая, летел в дымоход
Дым, согревая зимой небосвод.

Очень мне нравился фокусник-дым,
Он развлекал меня видом своим,
Он превращался в дракона, в коня,
Он заставлял волноваться меня!

Мог он построить над нашей трубой
Царство любое и город любой,
Всякое чудище мог победить,
Чтоб не повадилось людям вредить!

Жалко, что этот дымок голубой
В сказку отправился вместе с трубой!
Чтобы теперь у него побывать,
Надо картинку нарисовать:

Домик с трубой, домик с трубой,
В небо струится дымок голубой!

— О чем это стихотворение?
— Ребята, а вы услышали в стихотворении новые незнакомые слова?
Чурки пылали — короткий обрубок дерева
За дверцей в печи
И раскаляли огнём — сильно нагреться
Кирпичи,
Чтобы держался
Наш домик в тепле,
Пшённая каша
Томилась в котле! — Сваренная каша ожидала, доходила до готовности.
И, напевая,
Летел в дымоход – канал для выхода дыма из печи, топки в трубу
Дым, согревая
Зимой небосвод. – открытое небо в виде купола, свода
Всякое чудище
Мог победить,
Чтоб не повадилось — не хотелось
Людям вредить!
Домик с трубой,
Домик с трубой,
В небо струится — вытекать маленьким потоком
Дымок голубой!

— Оказывается, Кузя прислал нам еще и фотографии с изображением дымящих труб. Смотрите, какие интересные дымы. Посмотрите, на что похожи эти дымы?

Физ.минутка:
— Встаньте, сейчас мы с вами поиграем в игру «Ветер волнуется», а когда ветер волнуется, дым принимает различные формы. Вы и будете сегодня дымом.
«- Ветер волнуется раз, ветер волнуется два, ветер волнуется три. Волшебный дымок, на месте замри».
— Посмотрите какой дым волшебный у нас, вот этот похож…, (2 раза)

Повторное прочтение стихотворения:
— Давайте еще раз прочтем стихотворение Юнны Мориц «Домик с трубой» (читаю)
— Что же видит из окна Кузя? (ответы детей)
— А что происходило в доме, когда топилась печь?(ответы детей)
— Как в стихотворении Юнны Мориц, называется дым? (фокусник)
— А почему его так назвали?(ответы детей)
— С каким настроением Кузя вспоминает об этом?
— Вы заметили, что в стихотворении есть какая-то просьба? (нарисовать)
— Посмотрите, в нашей посылке, есть еще домики с трубой, давайте каждый из вас придумает свой необычный дымок и нарисует его.

Рисование дыма:
Дети проходят за столы и рисуют дым, затем работы вывешиваются на доску.
— Я уберу Кузины дымы, а ваши повесим и посмотрим на них, я ещё раз прочту стихотворение Юнны Мориц «Домик с трубой», а вы послушайте.

Чтение стихотворения третий раз:
— Как называется стихотворение, которое вы слушали? (ответы детей)
— Скажите, кто написал стихотворение «Домик с трубой»? (ответы детей)
— Как вы думаете, наши рисунки подходят к стихотворению? (ответы детей) Конечно, ведь у вас у каждого получился очень необычный и волшебный дым.
— Давайте отправим наши рисунки Кузе, пусть он тоже посмотрит и пофантазирует.

Убираем рисунки в посылку, закрываем и приклеиваем обратный адрес.
— Вечером вы покажите свои рисунки родителям, расскажите какое волшебное стихотворение мы слушали, а потом запакуем рисунки в посылку и отправим Кузе.

Название: Конспект НОД по художественной литературе для детей старшей группы «Чтение стихотворения Ю. Мориц «Домик с трубой»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, художественная литература, Старшая группа

Должность: воспитатель
Место работы: МКДОУ г. Новосибирска «Детский сад №36 комбинированного вида «Поиск»
Месторасположение: г. Новосибирск

Филиал муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Березка» Зерноградского района – детский сад «Колобок»

Конспект НОД

по чтению художественной литературы

в старшей группе

"Путешествие в стихотворную сказку"

Подготовила: воспитатель старшей группы «Сказка» Черенок Н.А.

х. Путь Правды

2017 г.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о творчестве К.И.Чуковского.

2. Развивать слуховое восприятие, внимание - помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в инсценировках.

3. Развивать эмоциональный интерес к творчеству К.И.Чуковского.

4. Формировать представления о дружбе, развивать внимание, сочувствие к сверстникам, доброжелательное отношение друг к другу.

5. Способствовать развитию, положительных эмоций при взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

6. С помощью различных специально созданных ситуаций способствовать формированию сострадания к героям произведения.

Предварительная работа:

Чтение произведений К.И.Чуковского, рассматривание иллюстраций, организация в группе мини-библиотеки «Книги К.И.Чуковского».

Оборудование:

1.Портрет К.И.Чуковского

2.Карта «Сокровища»

3. Иллюстрации к сказкам : «Краденое солнце» , «Путаница», «Муха-цокотуха»

Предметы : халат («Доктор Айболит»), блюдца, утюг («Федорино горе»), мыло, зубная щетка («Мойдодыр»), игрушка-таракан («Тараканище»), телефон «Телефон».

4. Спички

5. Огонёк-маячок

6. Сундук с золотыми дукатами, книжками К.И.Чуковского.

7. Разноцветные метки-подсказки.

Действующие лица:

1. Воспитатель- ведущий

2. Федора

Ход занятия

Воспитатель вносит в группу яркую коробочку.

Ребята, сегодня к нам пришла вот такая удивительная посылка, но не понятно от кого она, на коробке ничего не написано.

Как вы думаете, от кого она может быть?

А как нам узнать от кого она? (открыть ее и посмотреть).

Давайте откроем её и посмотрим, что в ней. (Достает иллюстрации и предметы из сказок К.И.Чуковского).

Какие – то предметы, картинки, ничего не пойму.

Ребята, здесь есть какая-то записка. Сейчас я вам ее прочту, а вы внимательно послушайте, вдруг это какая-нибудь подсказка.

Маленькие дети!

Ни за что на свете

Не ходите в Африку,

В Африку гулять!

В Африке акулы,

В Африке гориллы,

В Африке большие

Злые крокодилы

Будут вас кусать,

Бить и обижать,-

Не ходите, дети,

В Африку гулять.

Ребята, а из какой сказки эти слова? (Бармалей).

А кто написал эту сказку? (Корней Иванович Чуковский).

А кто такой Корней Иванович Чуковский? (Это известный детский писатель. Он написал много интересных сказок для детей).

Так значит, это Корней Иванович Чуковский прислал нам посылку. А эти предметы и картинки с его сказок. Давайте, тогда назовем эти сказки! Я буду показывать вам предметы и картинки, а вы будете называть из какой они сказки.

Ребята, кажется, в посылке еще что-то есть (достает карту сокровищ).

А вы когда-нибудь думали найти клад? (Ответы детей). А хотели бы отправиться в путешествие в поисках сокровищ?

Тогда я приглашаю вас отправиться в путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского. Ребята, но дорога будет очень трудной, будет очень много препятствий. И только, если мы будем дружными, будем помогать друг другу, то мы обязательно справимся со всеми препятствиями, а поможет нам в этом карта сокровищ, которую прислал Корней Иванович Чуковский.

Вам не кажется, что кто-то плачет. (Входит Федора).

Бабушка, что случилось, почему вы плачете?

Федора: Ох, беда, беда,

Неприятности средь бела дня,

От меня ушла подушка

Ускакала простыня, и посуда

Убежала от меня.

Воспитатель : Я, кажется, узнала эту бабушку, а вы?
Дети : Это бабушка Федора из сказки
«Федорино горе». Ребята нам подготовили инсценировку отрывка из сказки К.И.Чуковского «Федорино горе». Давайте посмотрим.

Федора :

"Ой, вы бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять.
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!"

Скалка: "Мне Федору жалко".

Чашка: "Ах, она бедняжка!"

Блюдца: "Надо бы вернуться!"

Утюги: "Мы Федоре не враги!"

Федора:

"Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!"

Кастрюля:

"Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!"

Самовар:

"Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю.
Кушай, кушай, Федора Егоровна!".

Федора : За то, что вы сразу узнали из какой я сказки, я дам вам фишку- подсказку.

Федора уходит.

Воспитатель: Мы добыли одну подсказку. Теперь мы знаем, куда идти. Вперед, за мной, за сокровищами!

Звучит музыка. Входит доктор Айболит.

Доктор Айболит: Здравствуйте, дети!

А вы знаете, из какой я сказки?

Дети: Да это же доктор Айболит!

Доктор Айболит: Я тот самый Айболит,

Что всех излечит, исцелит!

Но вас я встретил не затем, чтоб ставить градусники всем: Тани, Кати, Пети, Вовы -

Здесь, надеюсь, все здоровы?

Дети: Здоровы!

Доктор Айболит: Куда же вы пойдете, друзья мои?

Дети объясняют цель похода.

Доктор Айболит: Очень жаль, но я не могу вас отпустить.

Воспитатель: Как же так, доктор Айболит? Почему?

Доктор Айболит: Мне необходимо убедиться, что все дети здоровы и сильны. Как вы кушаете? Делаете ли вы зарядку?

Дети отвечают на вопросы доктора Айболита.

Воспитатель: А мы тебе сейчас покажем и расскажем.

Проводится двигательно-речевая игра «Робин-Бобин-Барабек».

Доктор Айболит: Молодцы! Вот вам следующая подсказка, я бы с удовольствием продолжил путешествие, но не могу. Мне пришла телеграмма (читает):

«На острове Чунга-Чанга началась страшная ветрянка». Мне нужно срочно туда!

До свидания!

Доктор Айболит уходит.

Воспитатель: Посмотрите, что у меня есть в кармане (достает спичечный коробок).

Обращается к детям:

Вы любите играть со спичками?

А, давайте сейчас зажжем спички?

Дети говорят, что спички зажигать нельзя, потому что может случиться пожар!

Воспитатель: Ну ладно, убедили, когда я была маленькой, мне читали сказку, как лисички подожгли море, но я никак не могу вспомнить её название.

Дети называют сказку «Путаница».

Воспитатель: Точно, точно!

За то, что правильно назвали сказку, даю вам фишку-подсказку.

Ребята, давайте посмотрим на карту, чтобы не заблудиться. Что там дальше?(Книга).

А это, Корней Иванович, хочет проверить хорошо ли мы знаем его сказки.

Сейчас я вам буду задавать вопросы, а вы должны на них ответить. Кто первый ответит, тот получит фишку (наклейку). Главное правило - нельзя выкрикивать и нужно внимательно слушать ответы своих товарищей!

Литературная викторина:


«Что такое?
Что случилось?
Отчего же всё кругом
Завертелось, закружилось
И помчалось колесом?»
Ответ: из сказки «Мойдодыр».

Воспитатель: Ну ладно, отдохнули и в путь, на поиски сокровищ.

Молодцы! Вот вам еще одна фишка.

Воспитатель: Ребята, что-то мы еще забыли, ведь К.И.Чуковский писал не только сказки, стихи а еще что?

Дети: Загадки!

Бармалей: А теперь давайте послушаем загадки, которые написал К.И.Чуковский.

Дети загадывают загадки К.И.Чуковского.

Мудрец в нем видит мудреца

Глупец - глупца,

Баран - барана,

Овцу видит в нем овца,

И обезьяну - обезьяна.

Но вот подвели к нему Федю Баратова

И Федя увидел неряху лохматого.

(зеркало)

Вот иголки и булавки

Выползают из - под лавки.

На меня они глядят

Молока они хотят

(ёж)

Паровоз

Без колёс!

Что за чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошёл -

Прямо по морю пошёл!

(пароход)

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нем.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо -

Такое теплое, такое

Пушистое и золотое

(яйцо и цыпленок)

Алые двери

В пещере моей,

Белые звери

Сидят у дверей

И мясо и хлеб -

Всю добычу мою

Я с радостью этим зверям отдаю

(рот и зубы)

Воспитатель: Спасибо. Молодцы, ребята.

Зажигают огонек – маячек.

Воспитатель: А что это там за огонек, вперед за мной!

Дети вместе с воспитателем подходят к маячку. Воспитатель предлагает поискать сокровища.

Дети находят сундук.

Воспитатель: Сокровища, как я люблю сокровища!

Открывает сундук, достает «золотые дукаты» (конфеты в форме монеток), радуется.

Люблю золото!

Но я поняла, пока мы с вами путешествовали, что не всё сокровище что блестит. А есть еще получше золота и сокровищ.

Достает из сундука книгу К.И.Чуковского и дарит детям.

Любите книгу, ведь она самый лучший друг! И пусть не только сегодня, но и всегда книга будет вашим первым другом!

Используемая литература:

1. «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» № 3 2012 г. ООО «Творческий центр «Сфера»

2. К.И.Чуковский Сборник стихов и сказок «Чудо-дерево»1985 г. г.Киев «Веселка»

3. Н.Л.Вадченко и Н.В.Хоткина «Азбука и сказки, загадки и подсказки, энциклопедия для

дошкольников» 1998 г. «Лабиринт-К» г.Москва

Маленькие дети!

Ни за что на свете

Не ходите в Африку,

В Африку гулять!

В Африке акулы,

В Африке гориллы,

В Африке большие

Злые крокодилы

Будут вас кусать,

Бить и обижать,-

Не ходите, дети,

В Африку гулять.

Литературная викторина:

1. Как звали бабушку, от которой сбежала вся посуда?(Федора).

2. Как звали злого разбойника, жившего в Африке? (Бармалей).

3.Кто спас Муху - Цокотуху от злодея паука? (Комар)

4. Как звали сестру доктора Айболита? Ответ: Варвара.

5. В этом стихотворении курочки закрякали, а кошечки захрюкали? Ответ: «Путаница».

6. Кто освободил солнце в сказке «Краденое солнце»? Ответ: Медведь.

7. Кто проглотил солнце в сказке «Краденое солнце»? Ответ: Крокодил.

8. К кому попали в плен Таня и Ваня в Африке? Ответ: К Бармалею.

9. Кто победил злодея в сказке «Тараканище»? (Воробей).

10. Из какой сказки этот отрывок:
«Что такое?
Что случилось?
Отчего же всё кругом
Завертелось, закружилось
И помчалось колесом?»
Ответ: из сказки «Мойдодыр».

Двигательно-речевая игра «Робин-Бобин-Барабек».

Робин Бобин Барабек - дети маршируют

Скушал сорок человек, - качают головой, ладони к щекам

И корову, и быка, - руки разводят вправо, влево

И кривого мясника, - наклоны туловища вправо, влево

И телегу, и дугу, - наклоны туловища вперед, назад

И метлу, и кочергу, - имитация движений

Скушал церковь, скушал дом, - качают головой,

И кузницу с кузнецом, - ладони к щекам

А потом и говорит: - руки развести в стороны

«У меня живот болит». - показать руками на живот.

Александра Якимова
Конспект НОД: чтение художественной литературы в старшей группе. Пересказ А. Н. Толстого «Ёж»

Воспитатель : А. Б. Якимова.

Образовательные области :

- чтение художественной литературы

Коммуникация

Физическая культура

Социализация

Программное содержание : учить детей пересказывать сказку , сохраняя некоторые авторские обороты. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Задачи :

Учить целостно и эмоционально воспринимать произведение с природовеческим содержанием.

Развивать способность к наглядному моделированию

Учить составлять простые предложения самостоятельно опираясь на схемы

Формировать связную речь, зрительную память, мышление, координацию движений, мелкую моторику рук.

Методические приемы : отгадывание загадки, беседа, чтение , рассматривание игрушек (теленка, ежика, выстраивание графического плана сказки.

Оборудование : кукла «Ласковушка» , игрушки (ежик и теленок, книги, графические схемы.

Предварительная работа : чтение рассказов и сказок А. Н. Толстого , рассматривание иллюстраций к сказкам.

Ход занятия

Организационный момент

Игра «Встали дружно все мы в круг»

Встали дружно все мы в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Вос-ль : Ребята я очень рада видеть вас. Возьмитесь за руки улыбнитесь друг другу. Отлично! Какие вы все улыбчивые и дружные!

Вос-ль : А теперь покажите мне свои пальчики. Давайте подружим их.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний, безымянный

Сам мизинчик маленький

Постучался прямо в дом

Наши пальчики друзья

Друг без друга им нельзя

Звучит релаксационная музыка

Ребята! А у нас сегодня гостья. А зовут ее «Ласковушка» . Как вы думаете, почему ее так назвали?

Дети : высказывают свое мнение (мягкая, добрая, ласковая.)

Вос-ль : Ребята, Ласковушка очень хочет познакомиться с вами поближе. А вы хотите ней познакомиться? Тогда мы будем передавать «Ласковушку» по кругу и называть свое имя ласково. Держим ее нежно, постарайтесь передать ей свое тепло и частичку своей души. Начнем с меня.

Дети передают по кругу куклу . В конце она снова попадает к воспитателю.

Вос-ль : Вот «Ласковушка» и вернулась ко мне. Вы почувствовали сколько тепла и ласки она нам подарила? Ребята «Ласковушка» наша гостья и она останется сегодня с нами. Ребята! Присаживайтесь!

Вос-ль : Ребята! Обратите пожалуйста внимание на выставку книг. Скажите, с какими писателями мы с вами уже знакомы?

Дети : А. Барто, К. Жуковский, С. Маршак.

Вос-ль : а сегодня я познакомлю вас новой сказкой, которую написал А. Н. Толстой (показываю портрет) . Это детский писатель, который пишет сказки и рассказы для детей.

Вос-ль : А сказка называется …. Ребята! Вот отгадав загадку, вы и узнаете название сказки.

Загадка : Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной

Иголок очень много

А ниток ни одной (ежик)

Дети : Ежик.

Вос-ль : Правильно - ЕЖ.

Рассказываю сказку (имитируя игрушечным ежиком и теленком) :

Встретились однажды еж и теленок. Никогда раньше не видевшие друг друга …

Ребята! давайте немного пофантазируем. Выскажите свои предположения :

Как произошла их встреча? Как вы представляете?

Помогаю вопросами :

Интересно, что подумал еж?

С кем сравнил незнакомого ему зверя?

А что подумал теленок, увидев ежика?

Ребята как вы думаете, чем закончилась эта встреча?

(выслушиваю 1-2 предположения) .

Вос-ль : А теперь ребята послушайте сказку внимательно и вы узнаете как же все таки встретились еж и теленок? Слушаем.

Читаю сказку (без имитации) .

«Теленок увидел ежа и говорит :

Я тебя съем!

Еж не знал, что теленок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул :

Попробуй!

Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа .

Ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове – матери, жалуется :

Еж меня за язык укусил.

Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась рвать траву. А еж покатился в темную нору, под рябиновый корень и сказал ежихе :

Я огромного зверя победил, должно быть льва!

И пошла слава про храбрость ежову за синее море, за темный лес :

У нас еж – богатырь, - шепотом со страху говорили звери».

Понравилась вам сказка? Задаю вопросы по сказке.

Как теленок готовился лизнуть ежа? (задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа )

Вос-ль : Читаю этот отрывок еще раз (дети помогают, договаривают слова)

Что теленок сообщил корове?

А куда еж – победитель покатился?

Сначала задаю вопрос мальчикам, затем девочкам.

Какими словами заканчивается сказка?

Дети : У нас «Еж - богатырь» (можно сделать руки рупором и сказать тихо – тихо) .

Вос-ль : А «Ласковушка» хочет мне что – то сказать (беру на руки куклу) . А она мне сказала, что хочет с вами поиграть. Поиграем?

Физкультминутка : «Быстро встаньте, улыбнитесь»

Быстро встаньте улыбнитесь

Выше, ниже - потянитесь

Ну-ка плечи распрямите

Поднимите, опустите

Влево, вправо - повернитесь

Рук коленями – коснитесь

Сели встали, сели встали

И на месте побежали.

Присаживайтесь, ребята.

Вос-ль : Спасибо тебе «Ласковушка» за такую интересную игру.

А. Н. Толстой сказка «Еж» .

Слушайте ее внимательно и постарайтесь запомнить , потому что потом вы будете ее сами пересказывать эту сказку . Чтобы вам было легче пересказывать , я приготовила для вас карточки - подсказки. Я буду рассказывать, а вы внимательно слушайте и смотрите на карточки (показываю модели сказки и начинаю рассказывать сказку) .

Вос-ль : А рассказывать мы будем сказку по частям. Сказку мы с вами разделим на три части. Один ребенок начинает пересказывать , второй – продолжает, третий- заканчивает сказку.

Вос-ль : Вызываю ребенка пересказать сказку , а тот приглашает следующего, желающего, который в свою очередь выбирает третьего рассказчика.

(Напоминаю, чтобы дети вежливо приглашали друг друга.)

Например : Злата, хочешь рассказать вместе со мной? (хочу) . Спасибо Злата и т. д.

Вос-ль : Называю А. Н. Толстой сказка «Еж»

(дети пересказывают , вызываю следующую тройку)

Вос-ль : - Понравилась вам сказка?

Как называется сказка?

Кто написал сказку?

Хвалю детей, отмечаю успехи в овладении трудным умением пересказа . Ласковушка тоже благодарит детей.

Публикации по теме:

Интегрированная образовательная деятельность во второй младшей группе «Чтение рассказа Л. Толстого «Пришла весна» Программное содержание. Познакомить детей с рассказом Л. Н. Толстого «Пришла весна».Заинтересовать детей, помочь с помощью наглядного материала.

Конспект НОД «Чтение басни Л. Н. Толстого «Дуб и орешник» Цель: Пополнять литературный багаж детей жанрами художественной литературы. Задачи: Образовательная область «Речевое развитие» Продолжать.

Конспект НОД в образовательной области «Чтение художественной литературы» в средней группе «Пересказ сказки «Репка» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №15г. Туймазы муниципального района Туймазинский.

Конспект НОД «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Пожарные собаки» Задачи. 1. Образовательные: -учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественные текст; -отвечать на вопросы полными.

Конспект НОД по развитию речи «Викторина по рассказам Л. Н. Толстого. Пересказ рассказа «Два товарища» Цели и задачи: Образовательные: 1. Познакомить детей с новым рассказом Л. Н. Толстого «Два товарища». 2. Формировать умение понимать мораль.

Конспект занятия по развитию речи. Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» (Подготовительная к школе группа) Тема: Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» Программные задачи: Развивать монологическую речь. Учить детей передавать содержание услышанного.

Конспект занятия по речевому развитию «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Хотела галка пить» Конспект занятия по речевому развитию в средней группе. Тип: интеллектуальное, развивающее; Вид: речевое развитие Тема: «Пересказ рассказа.

Конспект НОД по художественной литературе в старшей группе, пересказ рассказа «Лиса и рак» Пересказ рассказа «Лиса и рак» Интеграция образовательных областей. Познание,Коммуникация,Чтение художественной литературы, социализация.

Образовательная деятельности по речевому развитию в старшей группе «Пересказ рассказа Л. Толстого «Котенок» Основная образовательная область: ОО «Речевое развитие» Интеграция образовательных областей: ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО.

Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные машины» Задачи: Связная речь: учить детей связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без помощи вопросов воспитателя;.

ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"ПРАВОСЛАВНЫЙ ДЕТСКИЙ САД №1"

КОНСПЕКТ : ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ (6-7ЛЕТ);

НОД : ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

РАССКАЗ Б.А. ГАНАГО "ЛИСЕНОК"

Выполнила воспитатель:

Цыганова Светлана Ивановна

г. Смоленск

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, рассматривание картин.

Цель занятия: учить осмысливать содержание рассказа, давать оценку поступкам героев; способствовать развитию связной речи.

Задачи:

образовательные:

воспитательные:

  • уважительного отношения к родителям
  • создать на занятии доброжелательную атмосферу, работать над сплоченностью детского коллектива

развивающие:

  • побуждать к диалогу, помогая высказывать свои мысли, учить оценивать доступные действия персонажей

Методы и приемы:

  • словесный (беседа, объяснение, художественное слово);
  • наглядный (показ, демонстрация)

Планируемые результаты:

предметные:

  • умеет оценивать и характеризовать поступки и характер героев рассказа;

метапредметные:

  • использует в речи соответствующую лексику;
  • расширение кругозора;
  • принимает активное участие в игре;

личностные:

  • сопереживает героям рассказа;
  • присвоение духовно - нравственных ценностей

Словарная работа : лисенок – это маленький детёныш лисы; лесник – это человек, который охраняет лес; рос как на дрожжах – быстро; бездыханное тельце – тело, которое не дышало, не шевелилось; в неволе – не на свободе, в клетке, в зоопарке .

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением персонажей, картинки с изображением диких животных.

1.Организационный момент

Придумано кем –то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

Доброе утро! (все хором)

Доброе утро!

Солнцу и птицам!

Доброе утро!

Приветливым лицам!

И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!

Ход занятия

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложиться.

Ребята, о каком времени года говориться в этом стихотворении? (о зиме)

Давайте вспомним приметы зимы. (Зимой холодно, морозно, идет снег; животным в лесу очень тяжело зимовать, не хватает корма, многие животные погибают.)

2.Игры

«Закончи предложения»

Прослушайте начало предложений и закончите их:

Неуклюжий, как… (медведь)

Быстроногий, как… (заяц)

Хитрый, как… (лиса)

Голодный, как… (волк)

Колючий, как… (ёж)

«Кто, где живет?»

Покажите картинку –ответ.

(Кто?) юркнула в дупло. (белка)

(Кто?) залез в берлогу. (медведь)

(Кто?) спряталась в нору. (лиса)

(Кто?) шмыгнул в логово. (волк)

(Кто?) забрался под листья. (ёж)

(Кто?) укрылся под кустом. (заяц)

3.Словарная работа : лисенок – это маленький детёныш лисы; лесник – это человек, который охраняет лес; рос как на дрожжах – быстро; бездыханное тельце – тело, которое не дышало, не шевелилось; в неволе – не на свободе, в клетке, в зоопарке.

4.Чтение рассказа Б.А. Ганаго «Лисенок»

В большой дружной семье жил-был мальчик Андрюша. Папа его работал лесником, и малыш с детства часто помогал отцу, возился с животными, любил лес.

Однажды папа принес из леса маленькое чудо-лисенка. Рыженький, с чёрным носиком и глазками пуговками, лисенок был совсем крошечный, чуть больше ладони. Как он потерялся – неизвестно, и если бы не папа Андрея, то обязательно бы погиб.

Все сразу полюбили малютку, а особенно Андрей. Лисенка назвали Пушком. Папа объяснил Андрюше, как за ним ухаживать, и мальчик с радостью взялся за дело. Пушок рос как на дрожжах и через несколько месяцев превратился в большую пушистую лису. Он стал совсем домашним и ручным.

Андрюша все чаще задумывался о будущем лисенка и жалел его, так как знал, что все звери должны жить в лесу, и в неволе им плохо. Он попросил папу позволить выпустить лисенка. А папа объяснил, что Пушок с детства рос среди людей, не умеет сам добывать пищу, прятаться от врагов. Он просто погибнет.

Андрей слушал все это и никак не мог представить – как это Пушок не сможет жить в лесу, ведь лисы всегда там живут. И мальчик не поверил папе.

Была зима. Андрюша вышел на поляну и раскрыл клетку. Пушок выбежал из нее, принюхался и скрылся в чаще.

Дома все были огорчены, но Андрея не ругали. Только папа как-то задумчиво посмотрел на сына и ушел на обход своего участка. Он каждый день обходил его. Вернувшись вечером, папа сказал:

Очень холодно, мороз крепчает.

Все подумали о лисенке: как он там?

Через два дня отец принес замершее бездыханное тельце Пушка и положил его перед Андреем.

Андрюша горько-горько плакал. Он понимал, что в смерти Пушка виноват сам: почему, почему он не поверил отцу!

  1. Как звали главного героя рассказа? (Андрей)
  2. Кем работал папа Андрея? (лесником)
  3. Какое чудо принес папа из леса? (лисенка)
  4. Как назвали лисенка? (Пушок)
  5. Какого размера был Пушок? (чуть больше ладошки)
  6. Ребята, кто учит маленьких лисят, (волчат, медвежат и т. д.) добывать пищу, охотиться, защищаться от врагов, строить жилище? (мама)
  7. Ребята, учил ли кто-нибудь Пушка добывать себе пищу? (нет)
  8. А что же он тогда ел? (пищу, которую давала приемная семья)
  9. Когда Пушок стал большим лисом, что захотел сделать Андрюша? (отпустить его на волю, Андрюша хотел исполнить свое желание)

10.Почему папа не хотел, чтобы сын отпускал Пушка на волю? (папа знал, что он погибнет)

11.Кто виноват в том, что погиб лисенок? (Андрюша)

12.Как называется поступок Андрюши? (непослушание)

13.Как Андрей переживал смерть Пушка? (он плакал и винил себя в смерти лисенка)

14.Какими словами заканчивается рассказ? (почему, почему он не поверил отцу!)

Ребята, непослушание – это хорошо или плохо? (непослушание приводит к беде).

Детям нужно быть послушными своим родителям, потому что родители больше прожили, больше знают и оберегают нас от зла, которого мы можем не видеть и не понимать. Родители всегда подскажут, как правильно поступить.

Есть такая пословица: «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает».

Давайте мы с вами выучим эту пословицу (дети повторяют хором 2-3 раза).

Ребята, давайте вспомним сказки, в которых непослушание привело к беде. (Волк и семеро козлят; Сестрица Аленушка и братец Иванушка; Кот, петух и лиса и т.д.)

5.Рефлексия.

  • Назовите героев этого произведения?
  • О чем хотел рассказать автор?

Интегрированная НОД "Чтение художественной литературы".

Автор: Зайцева Любовь Григорьевна, воспитатель МБОУ "Идрицкая СОШ", дошкольное отделение детский сад "Улыбка" Псковской области Себежского района.

Описание: Данное занятие было проведено для обмена опытом образовательной работы с детьми старшего возраста в коллективе педагогов детского сада.
В нем мы попытались соединить разные виды детской деятельности, тем более, что была проведена большая предварительная работа.
Назначение : Конспект может быть полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.

Конспект открытого занятия. НОД «Чтение художественной литературы» в старшей группе детского сада.

Интегрирование образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».
Тема: Виталий Бианки «Чей нос лучше?» Художники – иллюстраторы русских народных сказок: Евгений Михайлович Рачев и Юрий Алексеевич Васнецов.
Цель: Знакомство с иллюстрациями художников Е.Рачева и Ю.Васнецова, буквицей.
Задачи:
-учить сравнивать иллюстрации художников, расписывать буквицу;
-формировать позитивное отношение к книге;
-воспитывать любовь к чтению книг.
Предварительная работа:
-экскурсия в библиотеку;
-организация выставки книг в группе;
-изготовление закладок для книг;
-сравнивание книг для взрослых и для детей.
Материалы и пособия:
-книга В.Бианки «Чей нос лучше?» с иллюстрациями Е.Рачева, портрет писателя;
-книги русских народных сказок с иллюстрациями художников Е.Рачева и Ю.Васнецова, портреты художников, отдельные иллюстрации;
-листы с контуром букв;
-восковые мелки;
-карандаши, фломастеры;
-магнитофон, аудиозапись.

Словарная работа: иллюстрации, художник – иллюстратор, буквица.

Дети заняты играми и уже предупреждены, что игры должны заканчиваться.
-Дили-дон, бом – бом,
Все игрушки соберем,
Кто не будет собирать –
С нами не пойдет читать!
Дети собираются к столу воспитателя.
Воспитатель: Ребята, вы знаете много загадок. Сейчас я вам загадаю еще одну.
Не куст, а с листочками.
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает!
Дети: Книга!
Воспитатель: Рассаживайтесь поудобнее, сегодня мы прочитаем книгу В.Бианки «Чей нос лучше?» (Демонстрирует детям портрет писателя).
Чтение книги, по ходу текста – рассматривание иллюстраций.
(В рамках данного занятия чтение книги было осуществлено до слов: «Чудеса! – сказал мухолов – Сколько носов я видел!»)
Воспитатель: Дети, вам понравилась сказка? Давайте, еще раз рассмотрим иллюстрации.
Ребенок: Птицы разговаривают друг с другом.
Воспитатель: Да, они общаются. Ясно выражен их характер, особенности клюва (носа). Как вы считаете, какой по характеру Мухолов - тонконос?
Ребенок: Любопытный, все спрашивает.
Воспитатель: Действительно, он любопытный!

Дети, рисунки к этой книге нарисовал знакомый вам художник Е. Рачев (Портрет художника).
Прежде, мы рассматривали его иллюстрации к русским народным сказкам.
Помните, он раскрывает характеры героев с помощью одежды (обращает внимание на книгу русских народных сказок).
Воспитатель: Продолжим рассматривать нашу книгу.


Вот клест, он показывает лапкой на свой нос. Нос у него кривой.
Ребенок: А как называют эту птицу?
Воспитатель: Бекас – долгонос! Нос у него длинный, «как карандаш»!
Вот еще две птицы – у них носы тонкие как шило!
Ребенок: А это – уточка!
Воспитатель: Не просто уточка, а широконос, так ее назвал автор.
Ребенок: Нос широкий?
Воспитатель: Да!


У всех птиц разные носы, и каждой из них нужен именно такой! Пеликану, чтобы рыбу ловить и в « мешок» откладывать, а дятлу…
Ребенок: Чтобы деревья лечить!
Воспитатель: Верно, и дупло выдалбливать – жилье делать «для себя и для других птиц».
Воспитатель: Иллюстрируя эту книгу о птицах, художник решил показать нам их беседы – видно, что птицы общаются.
(Размышления детей).
Воспитатель предлагает двоим детям разобрать иллюстрации, лежащие на столе. (Все дети встают со своих мест, продолжают заниматься стоя).



Это иллюстрации Е. М. Рачева.
Рисунок крупный, животные одеты в одежду людей. Это помогает раскрыть образ -
Лиса – барыня,
Волк – боярин,
Заяц - мужичок,
Колобок – озорной мальчишка!
Дети, приобщившись к разговору, высказывают свои впечатления.


Воспитатель: Рассматривая книги, иллюстрированные художником Ю.А.Васнецовым (Портрет художника), отмечаем, что в них животные нарисованы мельче, и хоть на зайке, на петушке тоже надеты предметы одежды. Чаще всего, одежда не полностью покрывает всего персонажа - на козе - только юбка, на зайке - курточка.



Деревья, трава, кустики украшены художником мелкими цветами, белыми точками – «оживкой».
И одного и другого художника называют художниками – иллюстраторами.
Иллюстрация – рисунок в книге(дети повторяют слова).
Воспитатель: Дети, книга – это всегда интересно, загадочно. Она открывает нам много нового.
Пока мы еще не умеем читать.
Ребенок: Только рассматриваем книги.
Воспитатель: И по размеру букв, и по иллюстрациям понимаем, что в них – сказка, или рассказ, о чем эта книга.
Физкультминутка:
Сказка ходит, сказка бродит (ходьба на месте)
Сказка нас сама находит. (обнимаем себя обеим руками)
Сказка нам велит бежать (имитируем бег на месте)
Прямо в теплую кровать. (руки складываем под щеку)
Сказка нам приводит сон, («плаваем во сне», закрыв глаза)
Пусть красивым будет он! (встаем прямо, руки в стороны, вверх).

Воспитатель: Сегодня я познакомлю вас с еще одним интересным явлением.


Посмотрите, первая буква в тексте очень большая и красивая!
Она выделяется среди остальных. Называется она – буквица. Звучит как «царица».
Она первая буква в сказке, хочется всегда сразу начать читать.
Что-то новое, загадочное ждет нас в этой сказке! (Читаем отрывок).
Воспитатель : Поиграем в игру: «Сказки начинаются…»
Кто вспомнит, как начинаются сказки, - получит лист с контуром большой буквы.
Дети: Один за другим:
-В некотором царстве…
-Однажды,
-Давным – давно…
-Было это, когда…
-За высокими горами…
-Пошел как-то старик…
-Это сейчас так…
Раздаем детям листы с контуром буквы.
Детям предлагается сделать красивую буквицу, используя карандаши, фломастеры, восковые мелки.
Музыкальный фон.


В заключении, изготовленные детьми буквицы размешаем на доске.
Воспитатель: Дети, многие люди могут читать по - очереди одну и ту же книгу. Чтобы она не растрепалась, чтобы листочки ее оставались как можно дольше ровными, книгу надо беречь.
Читая, и останавливаясь в середине, надо пользоваться…
Дети: Закладкой!
Дети дарят гостям закладки, изготовленные своими руками.
Звучит мелодия, все рассматривают книги в книжном уголке.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка