Все в ней было еще молодо зелено. И.Тургенев "Отцы и дети"
ВВЕДЕНИЕ
Произведения И.С. Тургенева -- одни из самых лиричных и поэтичных произведений в русской литературе. Особенное очарование им придают женские образы. “Тургеневская женщина” -- это какое-то особое измерение, некий идеал, воплощающий в себе красоту как внешнюю, так и внутреннюю.
“Тургеневским женщинам” присущи и поэтичность, и цельность натуры, и невероятная сила духа. И.С.Тургенев в отношении к женщинам раскрывает все хорошее или плохое, что есть в его героях.
В романе "Отцы и дети" Тургенев показал нам три основных женских образа: образ Анны Сергеевны Одинцовой, образ Катерины Сергеевны Локтевой, образ Фенечки и образ Кукшиной.
Женские образы Анны Сергеевны Одинцовой и Катерины Сергеевны Локтевой в романе «Отцы и дети»
тургенев роман образ женский
Тургенев описывает Анну Сергеевну и Катерину Сергеевну совсем противоположными. Анна Сергеевна кокетлива, очень опытна в отношениях с мужчинами, разговорчива. А Катерина Сергеевна робка, молчалива, "беспрестанно краснеет и быстро переводит дух". Она больше любит читать, размышлять о жизни, о книгах, о людях, чем танцевать на балах и кокетничать с мужчинами.
Даже во внешнем облике автор показывает их противоположность, непохожесть друг на друга. Анна Сергеевна очень красива, стройна, у нее достойная осанка. "Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица." Нельзя сказать, что Катя была красавицей, но "она очень много улыбалась, застенчиво и откровенно, и глядела как-то забавно-сурово, снизу вверх. Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чуть- чуть сжатые плечи..."
Анна Сергеевна никого не любила. И хотя Базаров нравился ей своей непохожестью на других, она не могла отдаться во власть своему чувству. Она прекрасно знала, что Базаров влюбился в нее вопреки своим убеждениям, видела, как он избегает ее, понимала, что признание в любви неизбежно, и ждала его, довольная собой. А для Базарова, наверное, существовала не любовь, а только страсть и роскошное тело Анны Сергеевны. Хотя Аркадий сначала был влюблен в Анну Сергеевну, скорее, даже не в нее, а в ее красоту, он выбрал Катю. Скорее всего это случилось потому, что Катерина более близка к природе, естественна, добра, нежна, проста. С ней легко и приятно общаться. А Анна Сергеевна ведет себя гордо, даже высокомерно и заставляет всех, общающихся с ней чувствовать себя не очень уютно.
Каждый штрих в портрете Одинцовой указывает на то, что это дама из высшего общества. Анна Сергеевна Одинцова поражала достоинством осанки, плавными движениями, умными и спокойно глядящим глазами. От ее лица веяло мягкой и ласковой силой. Спокойными были не только ее движения и взгляд. Жизнь в ее имении отличалась роскошью, спокойствием, холодностью, отсутствием интересных людей. Размеренность и постоянство - главные черты уклада в имении Одинцовой.
Когда Базаров с Аркадием приехали к ней в усадьбу, они увидели, насколько размеренной и однообразной была вся ее жизнь. Все здесь оказалось “поставлено на рельсы”. Комфорт и безмятежность составляли основу существования Одинцовой. Она достаточно перенесла в жизни (“тертый калач”) и теперь как будто хотела только отдыхать от своего прошлого. Не раз в разговоре с Базаровым она называла себя старой. У этой молодой женщины душа старухи. Иначе как объяснить ее стремление всеми силами заглушить в себе возникшую влюбленность, только чтобы она не помешала размеренному образу жизни.
Автор пишет о ней: ""Её ум был пытлив и равнодушен в одно и тоже время. Её сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги. Не будь она и независима, она, быть может, бросилась бы в битву, узнала бы страсть…"" Одинцова и сама хорошо знает это свойство своей натуры, она говорит Базарову: ""Я люблю то, что вы называете комфортом""
Но в то же время Анна Сергеевна способна на благородные поступки, сочувствие, высокую печаль. Она приезжает проститься с умирающим Евгением, хотя он лишь просил отца сообщить о том, что заболел и умирает.
В конце романа мы узнаем, что Анна Одинцова вышла замуж “не по любви, а по убеждению, за одного из будущих русских деятелей…” Холодность рассудка в ней сочетаются, к сожалению, и с некоторой холодностью душевной.
У Одинцовой сильный характер, и она даже в чем-то подавила свою младшую сестру Катю.
Катя -- славная девушка, и, хотя в первый момент она воспринимается как бледная тень Одинцовой, у нее все-таки тоже есть характер. Темная брюнетка с большими чертами лица и небольшими задумчивыми глазами. В детстве была очень дурна собой, к 16 годам стала поправляться и сделалась интересной. Кроткая, тихая, поэтическая и стыдливая. Мило краснеет и вздыхает, боится говорить, всё вокруг замечает. Музыкантша. Любит цветы и составляет из них букеты. В комнате у неё удивительный порядок. Терпелива, нетребовательна, но в то же время упряма. Постепенно раскрывается ее индивидуальность, и становится ясно, что в союзе с Аркадием она будет главной.
Образ Одинцовой интересен как раз своей неоднозначностью. Её нельзя назвать ни положительной, ни отрицательной героиней, не погрешив при этом против истины. Анна Сергеевна - живой и яркий человек, со своими достоинствами и недостатками.
Тургенев в отношении Одинцовой нигде не допускает иронии. Он считает ее достаточно умной женщиной (“Баба с мозгом”, -- по словам Базарова), но вряд ли он сильно чарован ею.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ВИКТОРИНЫ
1. Названием какой птицы наименован город, в котором родился И. С. Тургенев? (Орёл
)
2. К какому рассказу Тургенев взял эпиграфом слова Тютчева:
- «Край родной долготерпенья -
- Край ты русского народа!»? (К рассказу «Живые мощи»)
3. В каком произведении, название которого составлено из двух одинаковых слогов, Тургенев особенно ярко изобразил свою мать-помещицу
?
(В произведении «Муму»)
4. Каким женским именем называлась первая книжка Тургенева? («Параша», рассказ в стихах
)
5. Что явилось предлогом и истинной причиной ссылки И. С. Тургенева в село Спасское? (Предлогом для ареста и ссылки явилось опубликование некролога на смерть Н.В. Гоголя. Истинной причиной явилось недовольство правительства книгой Тургенева «Записки охотника» в 1847 г.
)
6. Назовите первый печатный рассказ из серии «Записки охотника».
7. Какой барин «вступается за крестьян», но «говоря, он морщится и нюхает одеколон»? (Павел Петрович Кирсанов, роман «Отцы и дети»)
8. Какой лесник пожалел вора, бедного крестьянина, кравшего барский лес, и отпустил его? (Фома, по прозвищу «Бирюк», «Бирюк»)
9. Кто и кому дал такую характеристику: «Для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор. Ваш брат, дворянин, дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки... Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич...»? (Базаров Аркадию Кирсанову, роман «Отцы и дети»)
10. Кто дал такую характеристику Базарову: «...так болтал кое-что, язык почесать захотелось. Известно, барин; разве он что понимает»? (Один из крестьян)
11. У кого на письменном столе находится серебряная пепельница в виде лаптя, - как воспоминание о родине? (У Павла Петровича Кирсанова в последние годы его жизни за границей)
12. Какая невеста «отказала двум хорошим женихам только потому, что у них часов не было», и вышла замуж за того, у кого «не только были часы - у него были лакированные полусапожки»? (Невеста Петра, слуги Кирсанова)
13. Кто послужил Тургеневу прототипом для образа Базарова? (провинциальный врач
)
14. Имя какого героя является названием маленького зверька? (Хорь, рассказ «Хорь и Килиныч»)
15. Кто свою собаку именовал словом, означающим название профессии? (Помещик Полутыкин звал свою собаку Астроном. Рассказ «Хорь и Калиныч»)
16. Какого героя назвали именем насекомого? (Крестьянина Касьяна прозвали Блохой». Рассказ «Касьян с Красивой Мечи»)
17. Какой помещик, узнав, что телега с поваром завалилась и что повару придавило живот, «испугался не на шутку и тотчас велел спросить: целы ли у него руки? Получив же утвердительный ответ, тотчас успокоился»? (Аркадий Павлович Пеночкин
)
ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ ГЕРОЕВ РОМАНА «ОТЦЫ И ДЕТИ»?
ЧЕЙ ЭТО ПОРТРЕТ?
1.
«...боевой генерал 1812 года, полуграмотный, грубый, но не злой русский человек, всю жизнь свою тянул лямку, командовал дивизией и постоянно жил в провинции, где в силу своего чина играл довольно значительную роль». (Отец Николая Петровича Кирсанова)
2. «...барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах... мы видим его в мае месяце 1859 года, уже совсем седого, пухленького и немного сгорбленного, он ждет сына, получившего, как некогда он сам, звание кандидата». (Николай Петрович Кирсанов
)
3.
«...человек высокого роста в длинном балахоне с кистями... обнаженная красная рука... ленивый, но мужественный голос», лицо «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум... Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа». (Евгений Васильевич Базаров
)
4. «...человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки... На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его желчное, но
без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Весь облик... изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов». (Павел Петрович Кирсанов
)
5. «Это была» молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и яркая, с темными волосами и глазами, с красными, детски-пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах. Она несла большую чашку какао и, поставив ее... вся застыдилась: горячая кровь разлилась алою волной под тонкою кожицей ее миловидного лица. Она опустила глаза и остановилась у стола, слегка опираясь на самые кончики пальцев. Казалось, ей и совестно было, что она пришла, и в то же время она как будто чувствовала, что она имела право прийти». (Феничка, жена Николая Петровича при втором браке)
6. Он вечно суетился и спешил; с утра надевал тесный вицмундир и чрезвычайно тугой галстук, недоедал и недопивал, все распоряжался». (Губернатор города
)
7. «...человек небольшого роста, в славянофильской венгерке... Тревожное и тупое напряжение сказывалось в маленьких, впрочем, приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом». (Сын откупщика Ситников)
8. «На кожаном диване полулежала дама, еще молодая, белокурая, несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, с крупными браслетами на коротеньких руках, с кружевной косынкой на голове. Она встала с дивана и, небрежно натягивая себе на плечи бархатную шубку на пожелтелом горностаевом меху, лениво промолвила: «Здравствуйте...» (Авдотья Никитишна Кукшина
)
9. «Аркадий оглянулся и увидел женщину высокого роста в черном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из - под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметной улыбкой. Какой-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица».
(Помещица Анна Сергеевна Одинцова
)
10. «...девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими темными глазами. Она держала в руках корзину, наполненную цветами... она очень мило улыбалась, застенчиво и откровенно, и глядела как-то забавно-сурово снизу вверх. Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чуть-чуть сжатые плечи... Она беспрестанно краснела и быстро переводила дух». (Катя, сестра Одинцовой
)
11. «...потертый и проворный старичок, с выцветшими желтыми волосами, выветренным, красным лицом и крошечными слезинками в съеженных глазах, неожиданно предстал перед Базаровым в своей коротенькой чуйке из толстого серо-сиреневого сукна, подпоясанный ременным обрывочком, и в дегтярных сапогах». (Тимофеич, приказчик отца Базарова)
12. «...высокий худощавый человек, с взъерошенными волосами и тонким орлиным носом, одетый в старый военный сюртук нараспашку. Он стоял, растопырив ноги, курил длинную трубку и щурился от солнца». (Василий Иванович Базаров
)
13. «...кругленькая, низенькая старушка в белом чепце и короткой пестрой кофточке». (Арина Васильевна, его жена
)
КТО ИЗ ГЕРОЕВ «ЗАПИСОК ОХОТНИКА»...-
1.
... «сватался за всех богатых невест в губернии и, - получив отказ от руки и от дому, с сокрушенным сердцем доверял свое горе всем друзьям и знакомым»? (Помещик Полутыкин. «Хорь и Калиныч»)
2.
...так приготовлял пищу, что «мясо... отзывалось рыбой, рыба -грибами, макароны - порохом; зато ни одна морковка не попадала в суп, не приняв вида ромба или трапеции»? (повар французской кухни помещика Полутыкина)
3. ...принес своему другу пучок земляники, так как ничего иного подарить не мог: был беден? (крестьянин Калиныч своему другу Хорю. «Хорь и Калиныч»)
4. ...рассказывает о том, что около плотины леший водится и что однажды барашек, подобранный на могиле утопленника, вдруг заговорил человеческим голосом? (Мальчик Илюша. «Бежин луг»)
5.
...«без хворостинки в руке, ночью, нимало не колеблясь, поскакал один на волка»? (Мальчик Павлуша. «Бежин луг
»)
6. ...утверждал, что ось у телеги сломалась только потому, что навстречу покойника несли?
(кучер, который вез автора рассказа «Касьян с Красивой Мечи»)
7. ...считался образованным и культурным человеком, но спокойно, не повышая тона, отдавал приказание выпороть того или иного слугу, называя это «неприятностями деревенской жизни»? (Помещик Пеночкин. «Бурмистр»)
8. ...«не одной землей промышляет: и лошадьми промышляет, и скотом, и дегтем, и маслом, и пенькой, и чем-чем... Умен, больно умен, и богат же, бестия. Да вот чем плох - дерется. Зверь - не человек; сказано: собака, пес, как есть, пес»? (Софрон. «Бурмистр»)
9.
...любит играть в карты, «но только с людьми звания низшего... Когда же ему случится играть с губернатором или с каким-нибудь чиновным лицом, - удивительная в нем происходит перемена: и улыбается-то он, и головой кивает, и в глаза-то им глядит... Даже проигрывает и не жалуется»? (Хвалынский. «Два помещика»)
10 ...«человек предобрый», хлебосол, а с крестьянами поступал, по его словам, «по-старому» и, услышав, как наказывают Васю-буфетчика, с удовольствием вторит ударам розги: «Чюк-чюки-чюк! Чюки-чюк!»? (Мардарий Стегунов. «Два помещика»)
11.
...по капризной барской воле перебывал во множестве всяких должностей и, наконец, стал рыболовом на реке, где нет рыбы? (Крепостной крестьянин Сучок. «Льгов».
Использованы рисунки участников Российского фестиваля детского художественного творчества – «И.С.Тургенев великий русский писатель». 190-летию со дня рождения И.С.Тургенева.
\ Документы \ Для учителя русского языка и литературыПри использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!
Материал прислала : студентка филологического факультета 501 гр. Китав Оксана.
Вариант-1.
1.Какой барин "вступается за крестьян", но "говоря с ними, морщится и нюхает одеколон"?
а) Николай Петрович Кирсанов б) Павел Петрович Кирсанов в) Аркадий г) Василий Базаров.
2.Кто и кому дал такую характеристику: "Для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор. Ваш брат, дворянин, дальше благородного смирения дойти не может, а это пустяки…Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич".
а) Базаров - Павла Петровича б) Базаров - Ситникова в) Базаров - Аркадия г) Ситников - Аркадия.
3.Чей это портрет? "Вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски-пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье, голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах".
а) Катя Одинцова б) Дуняша в) Фенечка г) Авдотья Кукшина.
4.О ком из героев романа говорится? "Верила во всевозможные приметы, гадания, заговоры, сны; верила в юродивых, в домовых, в леших, в дурные встречи, в порчу, в народные лекарства…в скорый конец света".
а) Авдотья Кукшина б) Арина Васильевна Базарова в) Фенечка г) Катя Одинцова.
5.Кому посвящается роман?
а) Н. Г. Чернышевскому б) Д. И. Писареву. В) Н. Н. Страхову г) В. Г. Белинскому.
6.Укажите, какой тип композиции использовал автор в романе?
а) зеркальная б) последовательная в) циклическая г) кольцевая.
7. Как вы понимаете термин "нигилизм"?
8. С каким журналом у Тургенева произошел разрыв после издания романа "Накануне"?
а) Отечественные записки б) Москвитянин в) Новое время г) Современник.
9.Среди комических приемов в романе "Отцы и дети" Тургенев не использует:
а) прием несоответствия б) речевая характеристика героя в) гротеск г) ирония.
10."Тайный психологизм" Тургенева в том, что:
а) никаких приемов психологизма в романе не используется, а в послесловии автор сам объясняет, что к чему.
в) Автор считает, что не нужно показывать слишком мелкие и тонкие движения души, излишне дробить характер. Показывать нужно основное, видимое, слышимое проявление чувства: в жесте, интонации, в изменении внешнего облика героя.
Тест на знание текста романа И. С. Тургенева "Отцы и дети"
1. У кого из героев на письменном столе находилась серебряная пепельница в виде лаптя как воспоминание о родине?
а) Николай Петрович Кирсанов. б) Павел Петрович Кирсанов. в) Аркадий Кирсанов. г)Базаров.
2. Чей это портрет? " Девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими темными глазами. Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки, и чуть-чуть сжатые плечи".
а) Дуняша. б) Фенечка. в) Катя Одинцова. г) Кукшина.
3. Кто из героев так относился к любви: "По-моему, или все, или ничего. Жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою, и тогда уже без сожаления, без возврата. А то лучше и не надо".
а) Аркадий. б) Катя Одинцова в) Анна Одинцова г) Фенечка.
4. К какому сословию принадлежал Евгений Базаров?
а) Дворянство б) Мещанство в) Разночинцы г) Крестьянство.
5.Какова функция пейзажа в финальной сцене (у могилы Базарова)?
а) романтическая б) эстетическая в) социальная г) философская.
6.Как вы понимаете термин "материализм"?
7. Укажите, как называлось родовое имение И. С. Тургенева?
а) Карабиха б) Ясная поляна в) Спасское-Лутовиново г) Мураново.
8. Завязка романа состоит в сцене:
а) спор Базарова с Павлом Петровичем б) встреча Базарова с Одинцовой на балу в) дуэль Базарова и Павла Петровича г) приезд Базарова в усадьбу Кирсановых в 1-ый раз.
9. Какой прием Тургенев не использует в создании образа героя и его характеристике?
а) деталь б) портрет в) внутренний монолог г) речь.
10. В своих романах Тургенев часто знакомит читателей с биографией персонажей, с историей их жизни . Развернутая биография какого персонажа не включена в роман "Отцы и дети"?
а) Павел Петрович,
б) Фенечка.
в) Матвей Ильич Колязин.
г) А. С. Одинцова.