Фицджеральд джазовая певица. Элла Джейн Фицджеральд

Элла Джейн Фицджеральд (25 апреля 1917, Ньюпорт-Ньюс, Виргиния, США — 15 июня 1996, Беверли-Хилс, Калифорния, США) — американская певица, одна из величайших вокалисток в истории джазовой музыки, обладательница голоса диапазоном в три октавы, мастер скэта и голосовой импровизации. 13-кратный лауреат премии «Грэмми»; лауреат Национальной медали искусств (США, 1987), Президентской медали Свободы (США, 1992), кавалер Ордена Искусств и литературы (Франция, 1990) и многих других почетных наград. За свою 50-летнюю карьеру выпустила около 90 альбомов и сборников — как сольных, так и созданных в сотрудничестве с другими известными джазовыми музыкантами, в том числе Дюком Эллингтоном, Луи Армстронгом, Куинси Джонсом, Каунтом Бэйси, Джо Пассом, Оскаром Питерсоном. Талант Фицджеральд высоко оценивали выдающиеся композиторы Коул Портер, Ирвинг Берлин, Антониу Карлус Жобин, поэты-песенники Айра Гершвин, Джонни Мерсер. При жизни певицы было продано более 40 миллионов пластинок с ее записями.
Биография
Элла Фицджеральд записала за свою творческую жизнь, продолжавшуюся более пяти десятилетий, 250 музыкальных альбомов и завоевала 13 премий «Грэмми» — высших наград музыкального мира Америки. Опираясь на истоки африканского родного искусства, Элла Фицджеральд дала неповторимо оригинальный тип джазового пения, когда исполнитель действительно уже ничуть не уступает композитору. Старые песни в исполнении певицы приобретают новую жизнь, порой совершенно неожиданные очертания.
Элла Фицджеральд родилась 25 апреля 1917 года в Ньюпорт-Ньюс, штат Вирджиния. Ее отец оставил семью, девочку воспитывал отчим. Элла росла в бедности, больше всего любила петь и танцевать. После смерти матери ее взяла к себе тетя. В школьные годы девочка охотно пела, но предпочитала пению танцы. Ее природная застенчивость препятствовала желанию стать эстрадной артисткой. В 1934 году негритянская девчонка-сирота, успевшая уже поработать смотрительницей в борделе, едет в Нью-Йорк. Здесь она записывается на любительский конкурс. Тогда она думала, что будет, как и знаменитая Этель Уотерс - танцовщицей и немного певицей. Однако в последнюю минуту Элла выбрала пение. Выступление в знаменитом гарлемском кинотеатре «Аполло», где она имела успех, явилось важным событием в ее жизни. Именно на этом состязании она привлекла к себе внимание руководителя свингового джаз-бэнда Чика Уэбба. Он предложил девушке стать солисткой его ансамбля, но лишь с условием, что та понравится «ребятам из Йельского университета», пригласившим оркестр Уэбба поиграть у них на танцах. «Ребятам» молодая негритянская певица чрезвычайно приглянулась, что и стало для нее началом большого пути на эстраде.
В 1935 году певица записала с группой Уэбба свой первый альбом «Любовь и поцелуи», немедленно вошедший в джазовые хит-парады. В 1938 году вместе с Элом Фелдманом создала прославившую ее композицию «Э-тискет, э-таскет», сочетавшую в себе не только джазовые, но и поп-мотивы. Певица переделала детские куплеты: «Я написала письмо маме, потеряла его по дороге, маленькая девочка подобрала его и положила к себе в карман, а я потеряла еще свою маленькую желтую корзинку...» В результате получился ритмичный номер — вполне в духе предвоенной танцевальной лихорадки. После успеха «Э-тискет, э-таскет» ряды поклонников певицы пополнились многими миллионами новых. Кстати, именно тогда среди почитателей творчества Фицджеральд оказался и знаменитый Фрэнк Синатра.
Двадцатилетняя Элла затмевала своей естественностью молодых и красивых женщин. Часто она говорила: «Мать постоянно твердила мне: если чувствуешь, что не так красива, как твои подружки, улыбайся чаще, чем они». С Уэббом записаны хиты: «Sing Me а Swing Song», «Oh, Yes», «Take Another Guess», «The Dipsy Doodle», «If Dreams Come True» и «Undecided».
После смерти Уэбба, в 1939 году, Элла стала лидером оркестра и сохранила это положение до 1942 года, когда ансамбль распался.
Тогда Элла расстается с любимым свингом и переходит на баллады. Фицджеральд выступает с такими известными вокальными коллективами, как «Дельта ритм бойз», «Фо кис» и «Инк спотс». И вновь певица поднимается на вершину хит-парадов, выпустив в 1944 году пластинку «Into Each Life Some Rain Must Fall». Вместе с Луи Джорданом ей удается продать более миллиона экземпляров пластинки «Stone Coid Dead in the Market». Во время одного турне с Диззи Гиллеспи влюбляется в Рея Брауна, одного из лучших басистов своего времени.
Певица была дважды замужем. Первый ее муж в 1941—1943 годах, — рабочий-докер Бенни Корнегей. Во второй раз она вышла замуж за Брауна; второй брак продлился пять лет. С 1946 года менеджером певицы становится Норман Гранц, основатель антрепризы «Джаз в филармонии». Он в карьере певицы сыграл решающую роль. После Уэбба она вновь обрела учителя и наставника. Гранц сделал из Эллы звезду своего оркестра. Потом вывел ее из состава труппы, и певица стала выступать с сольными концертами в сопровождении фортепиано, трубы и ударных инструментов.
Именно под руководством Гранца Фицджеральд своими импровизациями без слов, так называемым скэтом, добилась того, что в джазе вокалисток стали уважать не меньше, чем инструменталистов-виртуозов. Благодаря своим шлягерам «Леди, будьте добрыми» и «Как высоко до луны» Элла доказала, что обладает талантом импровизации, позволяющим ей «вести диалог» с известными музыкантами-солистами. Она уже считалась не просто исполнительницей песен, а даже их автором, создателем. Ее импресарио с 1950 года всячески поддерживал и поощрял эту деятельность певицы.

Д. Ухов пишет: «Сейчас мало кто может поверить, что если бы не милая пародия Эллы на Луи Армстронга, то знаменитые куплеты «Мекки-Ножа» Курта Вайля могли оказаться в США на грани запрета, поскольку, вырванные из контекста «Трехгрошовой оперы», они действительно звучали как идеализация воровского цинизма. В 50 е годы тот же Норман Гранц безошибочно увидел в своей подопечной лирическую певицу: появляется целая серия монографических пластинок — songbooks, посвященных классикам бродвейского мюзикла от Джорджа Гершвина до Коула Портера. Тогда же был предпринят эксперимент: запись оперы Гершвина «Порги и Бесс», в которой все партии исполняли только два вокалиста — Элла Фицджеральд и Луи Армстронг. Эксперимент оказался настолько убедительным, что позднее по той же схеме записывали эту оперу Сэмми Дэйвис и Кармен Макрэй, Рэй Чарльз и Клио Лэйн и даже культовая панк-группа «When People Were Shorter ».
В сущности, благодаря одной Элле Фицджеральд и ее аккомпаниаторам американский мюзикл приобретает собственно музыкальное измерение: вместо избранных «коронных номеров» из театральных постановок возникает новый жанр — песенного цикла-альбома, от которого всего лишь два шага до «Сержанта Пеппера» Битлз. Для записей на пластинки Гранц нашел интересный ход: записать весь репертуар известных американских композиторов мюзиклов. Исполнение певицы сопровождали лучшие студийные оркестры, в составе которых были и струнные инструменты. Элла исполнила почти все произведения композиторов Джорджа Гершвина, Роджерса и Харта, Джерома Керна, Ирвинга Берлина и Коула Портера. Таким образом, ее программа включила и «Saint Louis Blues», и старые песни, исполняемые чернокожими музыкантами с 1914 года, и бразильскую босса нова, и, конечно же, популярные эстрадные и джазовые композиции.
Эти записанные в 50 е годы альбомы останутся лучшим свидетельством самой плодотворной эпохи американской музыки. Элла Фицджеральд совершила настоящее чудо: она скрупулезно воспроизводила тексты, отыскивая в них скрытые сокровища, о которых до нее никто даже и не догадывался. Среди других знаменательных записей певицы можно отметить также концерты с Андре Превэном и Паулино да Коста.
Певица всегда избегала политики. Но в январе 1961 года приняла участие в гала-концерте в поддержку Кеннеди, организованном Синатрой. Более двух десятилетий певица жила в фешенебельном квартале Беверли-Хиллз, штат Калифорния, неподалеку от голливудских звезд, которыми всегда восхищалась. Жизнь вела безмятежную: вязала, смотрела телевизор в компании сына Рэя, ставшего музыкантом — барабанщиком, иногда выезжала за покупками; предпочитала крупные магазины.
Если с возрастом голос Эллы Фицджеральд становился лишь глубже и богаче оттенками, то здоровье с годами начало ухудшаться, причем с середины семидесятых все более стремительно. В августе 1985 года пришлось прервать концертное турне и срочно лечь в больницу из-за обнаружившейся в легких жидкости. В июле 1986 года ее снова госпитализировали, на этот раз из-за проблем с сердцем; для лечения пришлось прибегнуть к операции. В конце 80 х — начале 90 х годов ее выступления на нью-йоркском джазовом фестивале постоянно становились событием года. Сама идея отдохнуть приводила певицу в ужас, она постоянно жаловалась, что просто не может сидеть дома. В 1989 году у нее в гостях, в ее калифорнийском доме, побывал журналист Леонард Фитер, и на его вопрос, как она выздоравливает, певица ответила: «Сижу дома и скучаю, мне не хватает путешествий, переездов».
В 1990 году она опять попала в больницу — во время гастролей в Голландии. В 1993 году из-за последствий диабета пришлось ампутировать обе ноги ниже колен. Скончалась она во сне, 15 июня 1996 года, в своем доме в Беверли-Хиллз. Узнав о смерти знаменитейшей исполнительницы, президент США Билл Клинтон заявил: «Я глубоко опечален смертью Эллы Фицджеральд. Уход человека такого таланта, изящества и класса — огромная утрата для мира джаза и всей страны».

Она была рождена чтобы петь

Многие книги об Элле Фитцжеральд начинаются с восклицания: "Она была рождена чтобы петь". Но Элла не собиралась петь.
Подружка по школе вспоминала: "В 11 лет она вечно торчала в окне раскачиваясь и пританцовывая. То же самое было и во дворе школы во время перерыва. Элла, найдя тихий угол, танцевала сама с собой, раскачиваясь и притоптывая".
Элла не знала своего отца. Родившись в Ньюпорт-Ньюс, выросла в Юнкерсе и сбежала из дома от отчима после смерти матери. Подростком она зарабатывала на мостовых Гарлема песнями и танцами, заодно предупреждала местных рабынь любви о приближении полицейских.
Элла принадлежала к первому поколению в истории, выросшего при громофоне и при радио. Это была революционная эпоха, обозначившая появление массовой культуры. Популярные песни стали по настоящему популярными. Люди проводили целые дни возле первых приемников. Что касается Эллы, то для нее многое решалось в тот момент когда она услышала Луи Армстронга. Она была подростком, мечтавшем стоять на сцене у микрофона вместе с "Сачмо". И мечты осуществились. В 16 лет в чужих обносках и мужских ботинках Элла появилась на том самом знаменитом конкурсе талантов в театре "Апполо".
Когда ее подвели к знаменитому Чику Уэбу, он сказал: "Уберите эту страшную старушку". Но всеже, будучи допущенной к конкурсу, Элла получила первый любительский приз. Тот же Чик Уэб был настолько восхищен ее выступлением, что предложил войти в свой оркестр. После смерти Уэба Элла стала руководителем этого оркестра. Коллеги джазмены часто обвиняли Эллу в том, что она поет так как хотят белые, но Элла пела "как чувствовала". Это были ее самые знаменательные слова. Известность Эллы равна только Луи Армстронгу. Как-то Элле сказали, что в Италии ее зовут "Мама-джаз". "Это замечательно придумано, - сказала Элла, - я страшно рада и надеюсь, что меня не назовут однажды "Бабушка-джаз".
Муж Эллы Рэй Браун играл в трио Оскара Питерсона, был его двойником и другом. В 1961 году Элла отправилась с трио на европейские гастроли. Она превратила трио в квартет, ибо была четвертым инструментом. Ее голос звучал как саксафон. Музыкальный критик Джеймс Кокс пишет, что она пела для шести поколений слушателей. Она пела главам государств, королям, шейхам. Элла была застенчива, не любила прессу и интервью, а на сцене всегда нервничала до тех пор пока не брала в руки микрофон.
Голосовые данные
Элла Фицджеральд не получила музыкального образования, она ни разу в жизни не посетила урок пения и ей не нужно было распеваться перед выступлениями. Она обладала меццо-сопрано, но могла петь как выше, так и ниже. Диапазон ее голоса составлял три октавы: от ре-бемоль малой октавы до ре-бемоль третьей октавы.
Американский писатель, журналист и музыкальный критик Уилл Фридуолд писал, что в отличие от многих других певцов Элла Фицджеральд обладала поистине уникальным и ценным голосом, звучание которого можно было бы назвать самым красивым и идеальным среди тех, которые когда-либо слышал человек. По мнению Фридуолда, даже если бы она ничего не делала со своим голосом, он всё равно оставался бы сладким, чистым и прекрасным. Как однажды сказал Генри Плезентс, у Фицджеральд был бо́льший голосовой диапазон, чем у большинства оперных певцов. Многие из них, включая Дитриха Фишера-Дискау, являлись поклонниками ее творчества. Певческие интонации Эллы, по словам Фридуолда, были «просто божественны». Фицджеральд буквально жила мелодией, она брала каждую ноту без малейшего усилия или затруднения. Другие певцы пели так, словно специально пытались достать до самой высокой ноты, но Фицджеральд всегда звучала так, будто она уже на высоте. «Создавалось ощущение, что она со своей небесной высоты устремлялась вниз к любому звуку, который ей нужен».
Генри Плезентс в своей книге The Great American Popular Singers писал о замечательном голосе Фицджеральд и о том, что ее природный певческий диапазон — один из самых тёплых и излучающих радость среди тех, которые ему доводилось слушать. Фицджеральд обладала безупречным чувством ритма и безукоризненной интонацией. Ее чуткость по отношению к гармонии просто потрясала. Вся суть, по мнению Плезентс, заключалась в том, каких именно ошибок не делает Фицджеральд: «Говоря простыми словами, она не делает ничего неверного. Ничто в её выступлении не вызывает сомнения… Она всё делает абсолютно правильно и никак иначе».

Элла Фицджеральд является женским лицом классического джаза. Обладала уникальным голосом в 3 октавы.

Стала самой знаменитой джазовой певицей в истории. За 50 лет на сцене выпустила более 250 пластинок.

Певица более 10 раз награждалась престижной премией в мире музыки Grammy.

«Первая леди джаза» и «Леди Элла» — так обращались к величайшей певице, но своего успеха она добивалась тяжело.

Детство и молодые годы

Элла родилась в маленьком городке Нью-порт Ньюс 25 апреля 1917 г. Ее родители не были официально женаты.

Отец трудился простым водителем, а мама — прачкой. Как только родилась девочка, отец сбежал от трудностей и бедноты.

Мама вскоре вышла замуж за иммигранта — португальца, и семья уехала в Нью-Йорк.

Вскоре у Эллы появилась младшая сводная сестра. Родители жили бедно, но набожно.

Элла в детстве (слева)

Каждые выходные ходили в церковь и приучали к этому детей. Именно эти походы открыли Элле музыку.

Она была очарована церковными песнопениями. Росла девочка очень музыкальной. Она постоянно пела и танцевала.

Однако о будущем певицы даже не мыслила. Элла была очень застенчива и боялась публики.

Во дворе она развлекала детвору тем, что пародировала популярных в то время певцов.

С близким другом Чарльзом Гулливером иногда ставила какой-нибудь танцевальный номер.

Однако в 1932 г. мама Эллы умерла от сердечного приступа. Это для подростка стало сильнейшим ударом. Девочку как подменили.

Она стала получать плохие отметки, а потом и вовсе бросила ходить на уроки.

С отчимом стали возникать постоянные конфликты из-за чего она могла уйти из дома.

Позже к себе на воспитание девочку забрала родная тетя – Вирджиния Генри. Элла не захотела возвращаться в школу, и пошла работать.

Первой работой стал местный бордель. Там девушка была смотрителем и начала общаться с различными представителями криминального мира.

После этого ей заинтересовалась полиция и органы опеки. Элла была определена в приют Бронкса, а затем отправлена в Гудзон.

Там находился интернат для девочек. Однако Элла привыкла к свободе и вскоре сбежала. Она стала жить на улице, без крыши над головой.

Творческий путь

Счастливым случаем, перевернувшим всю ее жизнь, стал любительский конкурс, проходивший в гарлемском театре «Аполло».

В ноябре 1934 г. состоялось дебютное выступление. По плану Элла Фицджеральд должна была танцевать, но в последнюю минуту она передумала и решила спеть.

На конкурс она явилась в единственном старом платье и потасканных, грязных туфлях.

Будущая звезда джаза так волновалась, что от эмоций потеряла голос в самом начале песни.

Ведущему пришлось объявлять ее выход повторно. Девушка для своего дебюта выбрала композицию «The Object of My Affection».

Когда она смогла допеть ее до конца, зал выразил свое восхищение бурными аплодисментами. Воодушевившись, она спела еще одну песню «Judy».

Выбор победителя на конкурсе определялся по реакции публики в зале. Ведущий, подводя итоги, называет имя Эллы Фицджеральд, а зал подтверждает решение бурной овацией.

Девушка получила в качестве приза 25 долларов, а также возможность выступать на сцене театра в течение недели.

Здесь Эллу приметил руководитель джазового ансамбля Чик Уэбб. Он пригласил ее к себе в качестве солистки.

Первое выступление в новом амплуа было на танцевальном вечере в Йельском университете.

Именно это выступление считается первым шагом творческой карьеры.

Уже спустя год выходит их первый альбом «Любовь и поцелуи». Он попал во все известные джазовые хит-парады.

В 1938 г. девушка совместно с Э. Фелдманом записывает песню «Э-тискет, э-таскет».

Она стала визитной карточкой певица и принесла ей большой успех.

У Эллы стали появляться многочисленные поклонники ее таланта.

Перед ее талантом не мог устоять даже Фрэнк Синатра, который также стал почитателем ее песен.

В 1939 г. произошла трагедия – скончался Чик Уэбб. Руководителем группы стала Элла Фицджеральд.

За время ее руководства было записано более 100 композиций, но они не имели успеха, так как больше относились к поп-музыке.

Популярность стала падать. Коллектив прекратил свою деятельность в 1942 г. С этого года певица начинает выступать сольно.

Она заключает контракт со студией звукозаписи Decca Records. В 1945 г. публике была представлена композиция с аранжировкой Вика Шоена «Flying Home».

Впоследствии ее назовут самым великим творением в мире джазовой музыки.

Элла не боялась смешивать разные направления, включать в свои песни поп — мотивы.

В 1947 г. статус лучшей исполнительницы джаза подтвердит еще одна ее песня «Oh, Lady Be Good!».

После 1955 г. Элла разрывает сотрудничество со студией Decca. Ее менеджер Н. Гранц специально для певицы создает новый бренд Verve Records.

В период с 1956 -1964 г. певица выпускает 8 альбомов. Затем в 1972 г. выходит пластинка Nice Work If You Can Get It, посвященная таланту Джорджа Гершвина.

В 1983 г. альбом «Ella Loves Cole» был записан в честь творчества Коула Портера.

Помимо записи альбомов, которые выходили с завидной частотой, Элла давала концерты по всей Америке.

Также были организованы гастрольные туры в Европу. Она стала одной из самых успешных гастролирующих певиц.

Личная жизнь

Впервые в официальный брак она вступила в 24 года. В 1941 г. состоялась свадьба с рабочим порта, который впоследствии был осужден за торговлю наркотиками.

Спустя 2 года Элла аннулировала этот брак. В 1946 г. во время гастролей она познакомилась со знаменитым джазовым контрабасистом – Рэем Брауном.

Спустя год молодые люди узаконили свои отношения. Вскоре в семье появился ребенок.

Рэй Браун-Младший — сын Эллы Фитцеральд

Элла усыновила своего племянника, которого также звали Рэй.

Мальчика часто брали с собой на гастроли, но большую часть времени его воспитанием занимались родственники.

Семья и ребенок стали мешать успешной карьере, и в 1953 г. Элла с Рэем разводятся.

Однако это не стало препятствием для их совместных выступлений.

Существует версия, что Элла выходила замуж и в третий раз. Это был тайный союз с молодым выходцем из Норвегии – Тором Ларсеном.

Однако Тор оказался вором и позже был приговорен к каторжным работам.

Этот брак мог негативно повлиять на репутацию известной певицы, поэтому о нем мало кто знал.

Элла была крайне застенчивой и многие ее коллеги говорили, что ее интересовала только музыка.

Ее приемный сын также стал музыкантом. Выступает, как джазовый вокалист.

Последние годы жизни и смерть

В середине 70-х прошлого столетия у певицы стало ухудшаться здоровье.

В 1972 г. ей был поставлен диагноз – катаракта, а также была сделана операция на сердце.

Подобные негативные изменения заметили не только поклонники, но и критики.

Обладательница тринадцати премий «Грэмми». При жизни певицы было продано более 40 миллионов пластинок. Была награждена … Читать всё

Ella Jane Fitzgerald (Элла Джейн Фитцджеральд, 25 апреля 1917 - 15 июня 1996) - американская джазовая певица, известная также как «Леди Элла» и «Первая леди песни».

Обладательница тринадцати премий «Грэмми». При жизни певицы было продано более 40 миллионов пластинок. Была награждена медалью Национального искусства Рональдом Рейганом и Президентской медалью свободы Джорджем Бушем (ст.).

Элла была воспитана матерью-одиночкой в штате Нью-Йорк. В 17 лет дебютировала на сцене нью-йоркского театра Аполло. До 1942 года выступала преимущественно в составе бигбэндов (в том числе Каунта Бэйси). В конце 1950-х записала практически все песни классического американского репертуара - несколько альбомов были специально посвящены шлягерам братьев Гершвинов (Айра заявил, что именно она раскрыла ему подлинную глубину его песен), Дюка Эллингтона (который лично аккомпанировал ей) и Ирвинга Берлина. Тогда же вышли два альбома, записанные вместе с Луи Армстронгом (особенно известен их дуэт на «Summertime» Гершвинов).

«Первая леди песни» продолжала выступать до конца 1980-х. В 1993 г. у Эллы Фитцджералд были ампутированы обе ноги, она практически ослепла. Когда она умерла три года спустя, президент Билл Клинтон выступил со специальным заявлением: «Уход человека такого таланта, изящества и класса - огромная утрата для мира джаза и всей страны».

Оскар Питерсон пишет:

«Постепенно я выучил практически все едва заметные знаки и жесты, показывающие, что в данный момент чувствует Элла Фицджеральд:
- Согнутая чашей левая рука, поднесенная к уху: «Кто-то фальшивит. Я или, все-таки, рояль?»
- Голова слегка наклонена набок; левая рука начинает лихо щелкать пальцами: «Ритм не дотягивает до нужного уровня. Поднажмите, ребята».
- Левая рука похлопывает по бедру быстрее общего ритма: «Берегитесь, ребята, Леди Фиц сейчас бросится в атаку и хочет убедиться, что вы вместе с ней…»

Официальная дискография:
(по издательствам)

Decca (1934-1955)

1950
Pure Ella (originally Ella Sings Gershwin)
Souvenir Album

1954
Lullabies of Birdland
Songs in a Mellow Mood

1955
For Sentimental Reasons
Miss Ella Fitzgerald & Mr Gordon Jenkins Invite You to Listen and Relax
Sweet and Hot
The First Lady of Song
Song’s from «Pete Kelly’s Blues»

Verve (1956-1966)

1956
Ella Fitzgerald Sings the Cole Porter Songbook
Ella and Louis (with Louis Armstrong)
Ella Fitzgerald Sings the Rodgers & Hart Songbook

1957
Ella and Louis Again (with Louis Armstrong)
Ella Fitzgerald Sings the Duke Ellington Songbook (with Duke Ellington) – Grammy Award for Best Jazz Performance, Soloist
Ella at the Opera House (Live)
Like Someone in Love
Porgy and Bess (with Louis Armstrong)

1958
Ella Fitzgerald and Billie Holiday at Newport (Live) (Reissued with tracks featuring Carmen McRae in 2001)
Ella Swings Lightly – Grammy Award for Best Jazz Performance, Soloist
Ella Fitzgerald Sings the Irving Berlin Songbook – Grammy Award for Best Female Pop Vocal Performance
Ella in Rome: The Birthday Concert (Live) (Released in 1988)

1959
Get Happy!
Ella Fitzgerald Sings Sweet Songs for Swingers
Ella Fitzgerald Sings the George and Ira Gershwin Songbook – Grammy Award for Best Female Pop Vocal Performance

1960
Ella in Berlin: Mack the Knife (Live) – Grammy Award for Best Female Pop Vocal Performance
Ella Wishes You a Swinging Christmas
Hello, Love
Sings Songs from Let No Man Write My Epitaph (Available on CD as The Intimate Ella)

1961
Ella Fitzgerald Sings the Harold Arlen Songbook
Ella in Hollywood (Live)
Clap Hands, Here Comes Charlie!
Ella Returns to Berlin (Live) (Released in 1991)

1962
Rhythm Is My Business
Ella Swings Brightly with Nelson – Grammy Award for Best Female Pop Vocal Performance
Ella Swings Gently with Nelson

1963
Ella Sings Broadway
Ella Fitzgerald Sings the Jerome Kern Songbook
Ella and Basie! (with Count Basie)
These Are the Blues

1964
Hello, Dolly!
Ella Fitzgerald Sings the Johnny Mercer Songbook
Ella at Juan-Les-Pins (Live)

1965
Ella at Duke’s Place (with Duke Ellington)
Ella in Hamburg (Live)

1966
Whisper Not
Ella and Duke at the Cote D’Azur (Live) (with Duke Ellington)

1969
Sunshine of your Love (Live)

Capitol (1967-1968)

1967
Brighten the Corner
Ella Fitzgerald’s Christmas

1968
30 by Ella
Misty Blue

Reprise (1969-1970)

1970
Things Ain’t What They Used to Be

1972
Ella Loves Cole (Released on the Pablo label as Dream Dancing)

1973
Newport Jazz Festival: Live at Carnegie Hall (Live)

Pablo (1970-1989)

1966
The Stockholm Concert, 1966 (Live) (with Duke Ellington)

1970
Ella in Budapest, Hungary (Live)

1971
Ella A Nice (Live)

1972
Jazz at Santa Monica Civic ‘72 (Live)

1973
Take Love Easy (with Joe Pass)

1974
Fine and Mellow (Released in 1979) – Grammy Award for Best Jazz Vocal
Ella in London (Live)

1975
Ella and Oscar (with Oscar Peterson)
Montreux ‘75 (Live)

1976
Fitzgerald and Pass… Again (with Joe Pass) – Grammy Award for Best Jazz Vocal

1977
Montreux ‘77 (Live)

1978
Lady Time
Dream Dancing (First released on the Atlantic label as Ella Loves Cole)

1979
Digital III at Montreux (Live) – Grammy Award for Best Jazz Vocal Performance, Female
A Classy Pair (with Count Basie)
A Perfect Match (Live) (with Count Basie) – Grammy Award for Best Jazz Vocal Performance, Female

1981
Ella Abraça Jobim

1982
The Best Is Yet to Come – Grammy Award for Best Jazz Vocal Performance, Female

1983
Speak Love (with Joe Pass)
Nice Work If You Can Get It (with André Previn)

1986
Easy Living (with Joe Pass)

1989
All That Jazz – Grammy Award for Best Jazz Vocal Performance, Female

Notable guest appearances

1955
Songs from «Pete Kelly’s Blues»

1957
One o’Clock Jump (with Count Basie and Joe Williams)

1989
Back on the Block (Qwest Records)

Boxed sets and collections

1994
The Complete Ella Fitzgerald Songbooks

1997
The Complete Ella Fitzgerald & Louis Armstrong on Verve

Элла Фицджеральд краткая биография джазовой певицы и актрисы изложены в этой статье.

Элла Фицджеральд биография кратко

День рождения Эллы Фицджеральд 25 апреля 1917 года. Она родилась в штате Вирджиния, США в бедной семье афроамериканцев. Однажды девочка попала в довольно неприятную историю и ее отправили в специальный исправительный дом для девочек. Сбежав оттуда, она жила на улице. В 1934 году проходил местный любительский конкурс, на котором на 1 место давали 25 долларов. Элла решила принять в нем конкурс. Выйдя на сцену, она растерялась и вместо танца исполнила песню. Первое место было ее.

После конкурса девчонкой заинтересовался Бенни Картер, джазмен. Он познакомил Эллу Фицджеральд с Чиком Уэббом — руководителем популярного джазового оркестра. На Чика девочка особого впечатления не произвела, но после вечернего концерта его бэнда в 1935 году, он взял Эллу на постоянную работу вокалистки в оркестре. Чик вместе с женой приютили ее и считали за свою дочь.

В 1935 году выходит первая пластинка Э. Фицджеральд под названием «Любовь и поцелуи». Она принесла певице небольшой гонорар, всего 25 долларов. А спустя три года народная старинная песня «Желтая корзина», которую Элла аранжировала в стиле джаза, вышла уже тиражом в миллион экземпляров.

В 1939 году умер Чик Уэбб. Согласно единогласному решению Фицджеральд возглавила его джаз-бэнд. Ее популярность с каждым днем продолжала расти, подтолкнув Фицджеральд делать сольную карьеру. Она выступала и сотрудничала с выдающимися людьми — Кауном Бэйси, Фрэнком Синатром и Луи Армстронгом. Записи Эллы в студии «Верв» являются наиболее успешными в карьере певицы, ее концертная запись под названием «Мэкки-нож» на одном концерте в Берлине, когда Элла забыла слова и придумала свои, часто предоставляется в пример как импровизация.

Всю свою жизнь Элла Фицджеральд оставалась одинокой, застенчивой и замкнутой. В 1971 году она чуть не ослепла. С этого года певица видела одним глазом. В 1985 году ее концертное турне было прервано из-за проблем с легкими. В начале 1990-х годов она переживает сердечный приступ. Обострение давнего диабета привело к тому, что Элле ампутировали ноги до самого колена.

Великая американская джазовая певица, которую называли и «Первой леди джаза», и «Леди Элла», известна во всем мире. Речь об Элле Джейн Фицджеральд. Она является величайшей в истории джаза вокалисткой, диапазон ее уникального голоса – три октавы. «Леди Элла» мастерски владела техникой голосовой импровизации и осталась в этом непревзойденной.

Детство и семья Эллы Фицджеральд

Родной город Фицджеральд – Ньюпорт-Ньюс. Ее родители - простые люди: мама работала прачкой, а отец рабочим. Элла была совсем маленькой, когда отец ушел из семьи. Мать, взяв с собой дочь, переехала в Нью-Йорк, где вскоре вышла замуж. Отчим был иммигрантом из Португалии. Семья была набожной, поэтому нередко посещала церковь. Именно там еще девочкой Фицджеральд впервые услышала церковные песнопения, которые произвели на нее немалое впечатление.

Мать Эллы умерла в 1932-ом году. Вплоть до этого времени девочка исправно посещала школу, была примерной ученицей. Нередко, будучи жизнерадостным ребенком, она танцевала и пела во дворе, давая импровизированные концерты для детворы. Элле удавалось имитировать голоса популярнейших певцов. С приятелем Чарльзом Гулливером она увлеченно отплясывала самые модные танцы.

После того, как мать Эллы умерла, она переехала к своей тете в Гарлем. Девочка бросила школу и почти постоянно пропадала на улице. По вечерам Фицджеральд подрабатывала, танцуя в клубах. Так продолжалось два года, а в 1934-ом девушка ушла из дома.


Элла Фицджеральд: начало карьеры

Осенью 1934-го года в кинотеатре «Аполло» проходил любительский конкурс, проводимый диск-жокеем и комментатором Ральфом Купером. Элла решила принять в нем участие в качестве танцовщицы, однако во время предварительного прослушивания выяснилось, что ее соперницами в том же амплуа станут сестры Эдвардс, выступающие дуэтом и уже известные к тому времени. Это стало причиной того, что девушка приняла решение сменить амплуа, Элла спела.

Ella Fitzgerald - Summertime (1968)

Успех был ошеломительным. Две композиции были исполнены ею таким сильным голосом, что пораженная публика буквально взорвалась аплодисментами. Во время выступления ей аккомпанировал оркестр Бенни Картера. Вскоре Элла снова участвовала в конкурсе и вновь одержала победу. В качестве награды она на протяжении недели выступала совместно с оркестром Тини Брэд-шоу.

Первые песни Эллы Фицджеральд

Можно сказать, что профессиональная карьера певицы началась с января 1935-го года, когда Фицджеральд пела на сцене Гарлемского театра. Бенни Картер представил ее Чику Уэббу, с которым они подписали контракт и начали совместные выступления. Оркестр Уэбба к тому времени считался одним из лучших. Для певицы он стал первой ступенькой в карьере. Вместе с биг-бэндом Элла выступала на протяжении семи лет. В 1935-ом они вместе записали первую пластинку, выход которой сразу привлек внимание к скромной певице.

В 1939-ом году Чика Уэбба не стало. Главное место в оркестре заняла Элла. До 1942-го года было записано более полутора сотен треков. В 1942-ом году певица решила уйти из биг-бэнда и начать сольную карьеру.


Сольная карьера певицы Эллы Фицджеральд

Стараясь найти свой путь в джазе, Элла ушла с головой в творческий поиск. В то время она считалась вовсе не джазовой певицей, а раскрученной и знаменитой поп-звездой. Ее путь к джазу был непростым и долгим. Умея с юных лет имитировать пение Луи Армстронга , она еще не ощущала джазового привкуса. Желание петь джаз пришло к ней гораздо позже. Решающее же влияние на нее оказало частое общение с Армстронгом, Бейси, Эллингтоном и джазовой молодежью, которая, как и Элла, искала новые творческие пути.

Ella Fitzgerald: One note Samba (scat singing) 1969

К середине 40-х годов Фицджеральд стала другой певицей, она уже не желала исполнять чьи-то песни, не желала подражать чужим импровизациям. Элла почувствовала, что готова импровизировать сама и у нее есть, что сказать публике. В конце войны началась эра бибопа, эра иного джаза. Вскоре мир открыл для себя новую джазовую звезду. Элла своим пением стирала границы между инструментом и голосом, умела создавать вокальные импровизации на слог (скэт). Эту виртуозную технику она довела до совершенства.


На 60-е годы пришелся пик ее творческой карьеры. Менеджером Фицджеральд и ее твердой направляющей рукой стал Норманн Гранц, благодаря которому был создан личный лейбл певицы – Verve Records, ставшим для нее ключевым в жизни. В 1956-ом вышел сольный альбом Эллы, принесший небывалую славу. Далее последовал выпуск еще нескольких альбомов. Фицджеральд начала выступать не только в США, она ездила на гастроли во многие страны.

Последние годы жизни Эллы Фицджеральд, причина смерти

Голос певицы ухудшился в середине 70-х годов. Она практически совсем перестала выступать и записываться с 1991-го года. В 1993-ем ею был дан заключительный концерт в Сан-Франциско.


Последние годы жизни Фицджеральд сильно болела. Из-за диабета ей ампутировали обе ноги. Последние годы жизни она провела в Беверли-Хиллс в своем поместье. В середине июня 1996-го года певицы не стало.

Личная жизнь Эллы Фицджеральд

Впервые Элла вышла замуж в 1941-ом году. Ее избранником был Бенни Корнегей. Спустя два года брак распался. Второй раз она вышла замуж в 1947-ом. На этот раз мужем певицы стал музыкант-контрабасист Рэй Браун. Вместе они прожили до 1953-го года. Семейная жизнь мешала карьере, что и стало причиной развода.


Несмотря на разрыв семейных уз между Эллой и Рэем, их музыкальное сотрудничество не прекратилось. Кроме того, бывших супругов связывал усыновленный ими в браке племянник Эллы, которому дали имя Рэй-младший. Когда мальчик вырос, он решил, как и его приемные родители, связать жизнь с музыкой. В 1957-ом году в прессе много писали о якобы состоявшемся бракосочетании певицы с Тором Ларсеном. Эта информация так и осталась на уровне слухов.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка