Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) в подготовительной группе на тему: «Золотая осень. Рисование пейзажей в подготовительной группе: варианты тем и методика проведения занятия Изо в подготовительной группе поздняя осень

Рисование осеннего пейзажа для дошкольников. Тема: «Осенние пейзажи»


Средина Ольга Станиславовна, воспитатель, МДОУ №1 «Медвежонок» г. Юрюзань Челябинская обл.
Мастер-класс для воспитателей.
Цель: Знакомство со сложной темой, показ нескольких вариантов рисунков.
Материалы:
1 вариант: акварель, гуашь, («сухая кисть»)
2 вариант: бумага, фломастеры
3 вариант: пастель, гуашь
4 вариант: восковые мелки, акварель, клей ПВА, цветная бумага (кусочки).
Описание:
Законы перспективы для дошкольников старших - подготовительных групп в доступной форме можно показать на примере рисования осенних пейзажей со вспаханным полем. (Этот материал можно использовать и для младших школьников).
Для начала мы рассматриваем фотографии и пособия по теме «Ближе - дальше», на которых изучаем один и тот же объект, снятый издалека и вблизи. Корова, машина, поезд, человек, дом, цветок, бабочка нарисованные художником или снятые фотографом в разных ракурсах на листах кажутся нам разного размера, а на самом деле их размер не меняется.
Для закрепления этого понятия, мы подключаем моторику и, проговаривая фразу «Ближе - больше, дальше – меньше», показываем руками приближение, удаление и изменение размера.
Следующий этап – знакомство с понятием «Линия горизонта». Рассматривая пейзажи, мы учимся находить линию, где встречаются небо и земля, определяем низкую, высокую и среднюю линию горизонта.
1 Низкая линия горизонта
Практическая работа начинается с проведения линии горизонта. Она проводится ниже середины листа. Затем мы опускаем вертикальную черту к краю листа и из этой же точки проводим прямые линии к нижним углам листа. Самый сложный этап пройден. Теперь нужно из этой же точки провести много прямых не пересекающихся линий, чтобы получилось вспаханное поле. Когда дети заканчивают этап «вспашки», слышится много восторженных возгласов: «Ух, ты! Как на самом деле получилось»!
Теперь мы вспоминаем понятие «Ближе - больше, дальше – меньше» и дорисовываем силуэты елей вблизи и вдали. Расположение и количество деревьев может быть иным, чем на рисунке педагога.
Дополнением могут стать дальние горы, солнце, облака, летящие птицы…









2 Высокая линия горизонта
Рисуем высокую линию горизонта (выше середины листа). Проводим необходимые построения. Сначала ведем вертикальную черту от середины линии горизонта до нижнего края листа. Из этой же точки проводим прямые линии к нижним углам листа. Дополняем рисунок поля «веером» линий. «Пашем» поле. Потом представляем, что мы стоим на одном краю поля, под высоким древом, а на другом краю поля растут такие же деревья, но они кажутся нам… (какими?) маленькими. Изображаем сначала стволы, а затем и ветви деревьев. При желании дополняем пейзаж на переднем плане кустарником, муравейником, пенечком. Рисуем солнце, облака, покинутые гнезда, улетающих птиц.










3 Средняя линия горизонта
Проводим две вертикальные линии, изображающие ствол старой березы. Рисуем их, сдвигая дерево влево в сторону от середины листа. Слева и справа от ствола дорисовываем среднюю линию горизонта. Прорисовываем кору у дерева.
Вспаханное поле будет видно нам слева и справа от березы. Рисуем веерные линии с каждой из сторон.
Ветви березы склоняются к земле. Дорисовываем тонкие веточки. Можно дополнить рисунок садящимся солнцем, дуплом, кустами, пенечками, муравейниками.






ВТОРОЙ ВАРИАНТ РАБОТЫ (В ЦВЕТЕ)
В этом случае рисунок, сделанный не фломастерами, а карандашами или восковыми мелками, разукрашивается акварелью или гуашью. Листья могут дорисовываться, или приклеиваться на ПВА


















ДЕТСКИЕ РАБОТЫ

Конспект урока рисования для детей 5-6 лет "Поздняя осень"

Автор: Фирсова Ольга Владимировна, воспитатель город Москва ГБОУ Гимназия 1569 "Созвездие" корпус 9 (детский сад №1267, город Москва.
Описание работы: Предлагаю вашему вниманию конспект занятия для старшей группы детского сада "Рисование с использованием нетрадиционной техники рисования – кляксография на тему "Поздняя осень". В этой работе ребята познакомятся с нетрадиционной техникой рисования кляксографией и научатся рисовать пейзаж гуашью без помощи кисти. Данная методическая работа может быть использована воспитателями детских садов (старший дошкольный возраст). Детям очень нравится использовать разные техники при выполнении творческих работ. Дети проявляют фантазию, у них развивается воображение, совершенствуются технические навыки.
Образовательная область: художественное творчество
Интеграция образовательных областей : познание, коммуникация
Цель : познакомить детей с кляксографией, вызвать интерес к нетрадиционным техникам рисования, развивать творчество, воображение. Закрепить знания о признаках поздней осени, развивать дыхательную систему. Активизация речи. Обогащение словаря: клякса, кляксография.
Материалы : листы А4 на каждого ребёнка, простой карандаш на каждого ребёнка, баночки с водой, трубочки для напитков на каждого ребёнка, губки на каждого ребёнка, краски гуашь, тушь или жидко разведённая гуашь (для клякс), пластиковые ложечки или пипетки, ватные палочки, салфетки для рук.

Ход работы:

Дети, скажите мне, пожалуйста, какое время года у нас за окном?(Осень)
- Начало осени или её конец??(Конец)
- Почему вы так думаете? Какие признаки осени мы можем сейчас наблюдать? Что изменилось в природе? (ответы детей)
- Итак, мы можем сказать что за окном поздняя осень?
-Вы любите рисовать? Чем вам больше всего нравится рисовать?
- Сейчас я вас научу как можно нарисовать осень красками без помощи кисти.
- Для начала нарисуем фон (идет одновременно объяснение-руководство и показ): расположите лист так, как вам больше нравится, нарисуйте простым карандашом еле видную линию горизонта. Подумайте, какие цвета присутствуют в осеннем небе? Возьмите губку, намочите её и поочередно наносите краски губкой горизонтальными мазками выше линии горизонта. Теперь представьте, какие цвета могут присутствовать на земле, ниже горизонтальной линии. Также горизонтальными мазками наносим краски.
- Проверьте, не осталось ли пустых мест на ваших рисунках.
- Теперь внимательно посмотрите как я буду изображать дерево (показ, дети только смотрят). Зачерпываю ложечкой жидкую гуашь и капаю ниже горизонта, получилась клякса. Теперь беру трубочку и «выдуваю» из кляксы ствол и ветки дерева, направляю трубочку снизу-вверх и в стороны о ствола. Посмотрите, что получилось. Эта техника рисования называется «кляксография», т. е. рисование кляксами или из клякс.
-Теперь попробуйте сами. (помогать детям, подсказывать как лучше).
- Посмотрите какие разные деревья у вас получились!
- Поздней осенью бывает снег? А листья на деревьях?
- Правильно, может выпасть снег, на деревьях остаются редкие засохшие листочки.
- Давайте возьмем ватные палочки и нарисуем падающий снег или засохшие листья на ветках. Можно нарисовать и то и другое, а можно что-то одно.
Дети рисуют. Затем все рисунки собираются в одном месте(выставка).
- Посмотрите, все рисунки отличаются друг от друга. Кто запомнил как называется техника в которой мы рисовали??(кляксография) Из чего мы рисовали деревья? (клякса). Вам понравилось рисовать кляксами?? Вот какие замечательные рисунки получились у нас без помощи кисти!

Цель: учить отражать в рисунках приметы осени, используя нетрадиционные техники рисования.Задачи:1. Коррекционно-образовательные:— закреплять названия осенних месяцев;— упражнять в назывании осенних примет;— учить изображать явления природы на бумаги;— учить рисовать деревья;— закреплять приёмы рисования кистью (концом кисти);— продолжать учить изображать явления природы нетрадиционным способом (приём тычка).2. Коррекционно-развивающие:— развивать координацию движений, сопровождая речью;— развивать мелкую моторику рук через пальчиковую игру;— упражнять в согласовании существительного единственного числа с прилагательным;— развивать воображение;3. Коррекционно-воспитательные:— воспитывать эстетическое восприятие природы через изображение осенних примет;— воспитывать умение слушать как педагога, так и своих сверстников;— воспитывать любовь к природе.Оборудование: платочки по количеству детей, гуашь по количеству детей (чёрная, белая, коричневая, синяя), вырезанные из цветного картона листья на каждого ребёнка по два, тычок из поролона на каждого ребёнка.Ход занятия:1. — Осень в гости к нам стучится и зовёт нас поиграть.2. Игра с листочками «Осень»Падают, падают листья-В нашем саду листопад(дети кружатся, подняв руки вверх, приседают на корточки)Жёлтые, красные листьяПо ветру вьются, летят.(опять кружатся)Птицы на юг улетают-Гуси, грачи, журавли(бегут по кругу, машут руками)Вот уж последняя стаяКрыльями машет вдали.3. Презентация «Осенняя прогулка».I Слайд: Сентябрь. Слегка пожелтевшие листья, солнце мало светит и греет, идут дожди, трава вянет, птицы улетают в тёплые края, люди собирают урожай овощей и фруктов, люди одеваются теплее. Сентябрь-начало осени. (дети проговаривают приметы осени, название месяца, говорят какой он по счёту).II Слайд: Октябрь. В октябре солнце светит и греет меньше, дожди идут ещё чаще, ещё холоднее, чем в сентябре. Листьев на деревьях осталось мало. В октябре вся трава жухлая, птицы улетели в тёплые края, уже собран урожай овощей и фруктов. В октябре люди одеваются теплее, чем в сентябре. Октябрь — середина осени. (дети проговаривают приметы осени, название месяца, говорят какой он по счёту).III Слайд: Ноябрь. В ноябре солнце светит и греет ещё меньше, бывают заморозки, идёт первый снег. Ноябрь-конец осени. (дети проговаривают приметы осени, название месяца, говорят какой он по счёту).4. Рассматривание образца.— Какие приметы осени изображены? (небольшой снег, хмурое небо, на деревьях нет листьев).-Ребята, эти приметы можно отнести к какому периоду осени: к началу, середине, к концу осени?-Какая же, это осень? (поздняя)5. Приёмы рисования.-Посмотрите на деревья, каким способом будем рисовать деревья? (кончиком кисти)-Какую гуашь нам необходимо смешать, чтобы изобразить небо? (в белую гуашь добавить капельку чёрной)-Как «волшебно» изображён снег, а как вы ребята думаете каким способом мы будем рисовать снег? (способом тычка)6. Игра на развитие мелкой моторики рук «Первый снег».Раз, два, три, четыреМы с тобой снежок слепили!Круглый, крепкий, очень гладкий(дети берут платочек за два уголка и пальцами рук собирают платочек в обе ладони)И совсем-совсем не сладкий!(грозят указательным пальцем любой руки)Раз-подбросим! (подбрасывают платочек)Два-поймаем! (ловят платочек обеими руками)Три уроним! (роняют на пол)И сломаем! (грозят указательным пальцем любой руки).7. Самостоятельное рисование.8. Выставка работ.

  • Конспект занятия по развитию речи. Тема: Степные загадки
  • Конспект интегрированной НОД по образовательным областям «Познание», «Социализация» в подготовительной группе «Страна, в которой мы живем»
    • Развивать представление о том, что через подбор красок можно передавать в рисунке определенную погоду и настроение, характерные для дождливой поздней осени.
    • Познакомить детей с новым способом выразительного изображения колорита поздней осени, используя рисование восковой свечой.
    • Формировать навыки влажного тонирования бумаги акварелью, а так же отпечатывание раскрашенных краской засушенных листьев.
    • Развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение и творческую активность
    • Воспитывать интерес к пейзажной живописи и к самому процессу рисования.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по рисованию нетрадиционной техникой

    Тема: «Дождливая поздняя осень».

    (Старшая группа)

    Программное содержание:

    • Развивать представление о том, что через подбор красок можно передавать в рисунке определенную погоду и настроение, характерные для дождливой поздней осени.
    • Познакомить детей с новым способом выразительного изображения колорита поздней осени, используя рисование восковой свечой.
    • Формировать навыки влажного тонирования бумаги акварелью, а так же отпечатывание раскрашенных краской засушенных листьев.
    • Развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение и творческую активность
    • Воспитывать интерес к пейзажной живописи и к самому процессу рисования.

    Предварительная работа:

    • Чтение стихов русских поэтов А. Н. Плещеева, А. С. Пушкина и др.
    • Рассматривание репродукций «Нахмурилась» (осень) С. Жуковского, «туман. Осень», «Поздняя осень» И. И. Левитана и др.
    • Слушание музыки П. И. Чайковского «Времена года» «Осень»
    • Наблюдение за небом, деревьями, дождем на прогулке.
    • Сбор и сушка осенних листьев, оформление гербария.

    Материал и оборудование:

    • Листы белой бумаги для рисования
    • Акварельные краски, гуашь
    • Простые карандаши
    • Широкая кисть для смачивания бумаги
    • Беличьи кисти №6, №2
    • Кусочки белой парафиновой свечи
    • Баночки с водой, подставки для кистей, клеенка, салфетки

    Ход занятия

    1часть. Формирование замысла

    Воспитатель предлагает детям взглянуть за окно, обращает внимание, что закончилась золотая осень. Все чаще небо заволакивают тяжелые серые тучи, и идет холодный моросящий дождь. С деревьев опали все листья на мокрую темную землю. Наступила поздняя осень. Поэт М. П. Чехов так писал об этом времени:

    Все дождь и дождь. Повсюду лужи,

    На землю с крыши потоки льют.

    Что день, то пасмурней и хуже,

    И от осенней острой стужи

    Не знаешь, где найти приют.

    Все дождь и дождь… увяли розы,

    Цветы озябли, не цветут,

    И на деревьях только слезы…

    Еще неделька – и морозы

    К нам грозно с севера придут.

    Воспитатель обращает внимание на репродукции картин поздней осени и предлагает определить гамму красок, которую использовали художники при рисовании поздней осени (серый, коричневый, черный все темные цвета и совсем мало желтого, красного и др. ) Предлагает детям стать художниками и нарисовать красками свою позднюю осень с ненастной дождливой погодой.

    Воспитатель показывает, новый прием рисования дождя:

    Прежде чем начнете рисовать, я обучу вас одному простому, но очень интересному и необычному приему, которого вы еще не знаете. Я покажу как можно изобразить на бумаге дождь. Возьмем простой карандаш и на белом листе бумаги наметим косые струи дождя. Помните загадку «Долговяз в земле увяз». Не забудем отметить карандашом линию земли и нарисуем, как струи дождя льются с неба на землю.

    А теперь возьмем кусочек свечи - он у вас на столе - и проведем им, нажимая со средней силой, по карандашным линиям дождя.

    Воспитатель задает вопрос:

    Как же нам увидеть дождь на рисунке? Что нужно сделать? (раскрасить лист бумаги ).

    Воспитатель предлагает детям вспомнить, как можно получить размытые тона для создания фона картины (прием тонирования бумаги по сырому).

    Воспитатель уточняет технику рисования по сырому:

    Хочу напомнить вам прием тонирования по сырому. Лист бумаги слегка смачиваем водой широкими мазками широкой кисточкой. Потом по мокрому листу наносим краску нужного нам цвета и подходящую данному колориту рисунка, наносим так, чтобы границы краски соприкасались, доже слегка заходили друг на друга. Так одним цветом можно выделить землю, а другим небо, и граница между ними, получается размыта. Воспитатель задает вопрос:

    Какую гамму красок вы будете использовать при рисовании хмурой, дождливой, пасмурной погоды? (серую, черную, фиолетовую, коричневую, темно-синюю …)

    Воспитатель предлагает детям подумать:

    Как можно изобразить с помощью отпечатывания сухими листьями голые деревья? (можно закрасить не весь засушенный лист, а нанести краску толстой кистью только вдоль его прожилок ).

    Физминутка

    2 часть. Самостоятельная деятельность детей.

    Воспитатель предлагает детям приступить к работе поэтапно:

    1. Набросок дождя простым карандашом и прорисовка дождя восковой свечой.
    2. Тонирование бумаги по сырому, используя темную гамму красок.
    3. Отпечатывание сухими листьями деревьев.

    (Вовремя, самостоятельной работы детей, включить запись музыки П. И. Чайковского «Времена года» «Осень»).

    3часть Анализ детских работ.

    • Дети рассматривают работы.
    • Дают названия своим картинам.
    • Поясняют, какой месяц и какая погода нарисована.
    • Рассказывают, какими способами рисовали.
    • Какими материалами пользовались
    • Какое настроение вызывают рисунки детей.

    Воспитатель предлагает послушать отрывок из стихотворения Н. Рубцова.

    Мелкий, дремотный, без меры,

    Словно из множества сит,

    Дождик знобящий и серый

    Все моросит, моросит..

    Жнивы, деревья и стены

    В мокрых сетях полутьмы

    Словно бы ждут перемены

    Чистой, веселой зимы!

    Мне кажется, ребята, что это стихотворение очень хорошо отражает настроение, которое создают ваши картины. И вселяет в нас радость скорого прихода долгожданной зимы. Вы сегодня все отлично поработали. Спасибо вам за творчество.


    Рисование красками.

    Занятие в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития подготовительной к школе группе

    Тема: осеннее дерево под ветром и дождём.

    Цель: продолжать развивать умение создавать сюжетные изображения при помощи красок.

    Задачи:

    1. Учить изображать дерево в ветреную и дождливую погоду.

    2. Продолжать формировать навыки рисования тонких линий концом кисти.

    3. Развивать умения вносить в рисунок свои дополнения (тучи, птицы, трава и т. д.).

    4. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, речь, наглядно-образное мышление.

    5. Развивать интерес и наблюдательность к окружающей природе, замечать изменения в ней.

    6. Воспитывать любовь к природе, самостоятельность, активность.

    Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

    Словарная работа: поздняя осень, пасмурный (ая), ветреный (ая), дождливый (ая).

    Предварительная работа: отработка лексической темы «Осень», рассматривание осеннего дерева на прогулке. В утренние часы: рассматривание иллюстраций и фотографий по теме «Осень».

    Материалы: краски, подставки для кисточки, кисточки, баночки-непроливайки, салфетки, рисунки поздней осени (образцы), схемы выполнения работы.

    Ход занятия.

    1.Вводная часть

    Педагог собирает детей на ковре и предлагает прослушать стихотворение.

    Падают, падают листья,

    В нашем саду листопад.

    Жёлтые, красные листья летят…

    Птицы на юг улетели: гуси, грачи, журавли.

    Вот уж последняя стая,

    Крыльями машет в дали.

    2.Основная часть

    Дети, скажите, какое сейчас время года? (осень)

    А осень-какая? (поздняя)

    Какая погода бывает поздней осенью? (ветреная, пасмурная, дождливая)

    Скажи, Кирилл,…….. (многократное произнесение словарных слов, закреплять произношение слов индивидуально и хором).

    Давайте посмотрим на рисунки поздней осени и отгадаем загадку.

    Неизвестно где живёт,

    Налетит - деревья гнёт,

    И его нам не видать,

    Кто же это - можем отгадать? (ветер).

    Правильно, ветер.

    Рассматривание образцов.

    Скажите, а если на улице ветер, то погода какая? (- ветреная, повторение слова).

    А что происходит с деревьями? (качаются, гнуться к земле).

    Постановка цели. Рассматривание схем и их обсуждение.

    Сегодня мы будем рисовать осеннее дерево под ветром и дождём.

    В рисовании вам будут помогать вот эти схемы. Давайте посмотрим, с чего мы начинаем, что сначала…

    А сейчас, давайте немного поиграем, представим, что мы деревья.

    Координация речи с движением.

    Руки подняли и покачали;

    Это деревья в лесу;

    Руки согнули и встряхнули,

    Это ветер сбивает листья,

    Плавно помашем - это птицы летят,

    Как они сели - руки - согнули назад.

    Прежде чем приступать к работе разомнём пальчики, поиграем с ними: пальчиковая гимнастика

    1,2.3,4.5, будем листья собирать. Листья берёзы, листья рябины, листики клёна, листья калины, листики дуба мы соберём, - маме осенний букет отнесём

    (Предлагаю приступить к работе. Во время работы детей использую приёмы косвенного руководства, использую физическую помощь, указания, обращаю внимание на схемы. Создаю ситуацию успеха, стимулирую детей к деятельности.

    Предлагаю дополнять свой рисунок деталями: тучи, дождь, птицы улетают, последние листья облетают и т. д..).

    3.Заключительная часть. Итог.

    Тем, кто закончил, предлагается убрать своё рабочее место, тихо, не мешая другим.

    По мере окончания работы собираю детей и задаю вопросы:

    Скажите, что мы сегодня (сейчас) рисовали?

    А какие у нас получились деревья?

    Вы все большие молодцы, замечательные рисунки, давайте их отнесём на нашу выставку и покажем родителям.



    КАТЕГОРИИ

    ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

    © 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка