Стрессоустойчивость личности: основные понятия и принципы. Стрессоустойчивость как фактор эффективности профессиональной деятельности руководителя

Наиболее важным качеством спасателей-пожарных является устойчивость к стрессу.

Стрессоустойчивость - это способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психическую напряженность, поскольку деятельность руководителя протекает в условиях значительных психологических нагрузок . Стрессы в деятельности спасателей-пожарных являются неизбежными.

Формирование стрессоустойчивости является залогом психического здоровья людей и непременным условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих в обществе. Нарастающие нагрузки, в том числе психические, на нервную систему и психику современного человека приводит к формированию эмоционального напряжения, которое выступает одним из главных факторов развития различных заболеваний. В настоящее время на передний план выходит забота о сохранении психического здоровья и формировании стрессоустойчивости современного человека. Путь к психическому здоровью - это путь к интегральной личности, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнений, неуверенностью в себе. На этом пути важно познавать особенности своей психики, что позволит не только предупреждать возникновение болезней, укреплять здоровье, но и совершенствовать самих себя и свое взаимодействие с внешним миром.

Основная индивидная характеристика содержания стресса - адаптация (стрессоустойчивость). По мнению Ю.А. Александровского, В.И. Лебедева и др. - это барьер психической адаптации . Е.В. Мазуркевич и М.И. Марьин основой стрессоустойчивости считают саморегуляцию человека, которая состоит из определенных звеньев и стилистически разнообразна.

Со стрессоустойчивостью отождествляют эмоциональную устойчивость и способность контроля эмоций; способность переносить большие нагрузки и успешно решать задачи в экстремальных ситуациях; способность преодолевать состояние эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности; свойство темперамента, позволяющее надежно выполнять целевые задачи деятельности за счет оптимального использования резервов нервно-психической эмоциональной энергии; стабильную направленность эмоциональных переживаний по их содержанию на положительное решение предстоящих задач; устойчивое преобладание положительных эмоций; интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке.

Выделяют 4 типа стрессоустойчивости личности:

Стрессонеустойчивые личности;

Стрессотренируемые личности;

Стрессотормозные личности;

Стрессоустойчивые личности.

Стрессонеустойчивые характеризуются склонностью менять свое поведение и адаптироваться под внешний мир. Их установки и понятия незыблемы. Поэтому любое неблагоприятное внешнее событие или даже намек на его возможность в будущем для них - стресс. В самой стрессовой, критической ситуации люди стрессонеустойчивых типов склонны к повышенной эмоциональности, крайне возбудимы и неуравновешенны. От них не стоит ждать быстрых и конструктивных решений в напряженные моменты.

Стрессотренируемые готовы к переменам, но только не глобальным и не мгновенным. Они стараются трансформировать свою жизнь постепенно, непринужденно, безболезненно, а когда это по объективным причинам невозможно, делаются раздражительными или впадают в депрессию. Однако по мере повторения примерно схожих по содержанию напряженных ситуаций "стрессотренируемые" привыкают и начинают реагировать на стрессы более спокойно. Зрелые, опытные представители таких типов вполне способны быть лидерами в экстремальных ситуациях.

Стрессотормозные отличаются жесткостью своих жизненных принципов и мировоззренческих установок, однако к внезапным внешним изменениям относятся достаточно спокойно. Они принципиально не готовы меняться постепенно, но могут пойти на быстрое и однократное изменение той или иной сферы их жизни, например, резко сменить работу. Люди, имеющие типы данной группы, способны быть лидерами во время "точечных" перемен, после которых сразу будет фиксация их нового статус-кво. Если же стрессы следуют один за другим, а особенно имеют вялотекущий характер, они постепенно теряют присутствие духа и контроль над своими эмоциями.

Стрессоустойчивые готовы относительно спокойно принимать любые перемены, какой бы характер - длительный или мгновенный - они ни носили. Наоборот, все стабильное и заранее предопределенное им чуждо и вызывает иронию по причине всеобщей неустойчивости, столь остро ощущаемой представителями типов этой группы. Они обычно сами начинают процессы преобразований или даже революций, возглавляют их, при этом в самый острый момент могут отойти в сторону, так как при всей любви к переменам вовсе не в восторге от возможности нанесения ущерба себе. Умеют эффективно действовать в нестабильных, кризисных условиях, но плохо приспособлены для работы в организациях с устоявшимися традициями. Стрессом для них являются только самые тяжелые события, касающиеся их самих или близких. Нередко "стрессоустойчивые" выбирают себе профессии, связанные с риском и постоянным нахождением в экстремальных ситуациях.

Для понимания собственно термина "стрессоустойчивость" обратимся к некоторым работам ученых, в которых представлены основные определения данного понятия. Так, В.Д. Шадриков определяет эмоциональную устойчивость с одной стороны, как невосприимчивость к эмоциогенным факторам, оказывающим отрицательное влияние на психическое состояние индивидуума, а с другой, как способность контролировать и сдерживать возникающие астенические эмоции, обеспечивая тем самым успешное выполнение необходимых действий, способность человека переносить большие физические и умственные нагрузки, успешно решать задачи в экстремальных ситуациях .

Некоторые психологи связывают стрессоустойчивость со свойством темперамента. Так, Л.В. Куликов понимает под эмоциональной устойчивостью свойство темперамента, позволяющее надежно выполнять целевые задачи деятельности за счет оптимального использования резервов нервно-психической эмоциональной энергии . С.Н. Князев определяет эмоциональной устойчивостью как относительную устойчивость оптимального уровня интенсивности эмоциональных реакций, а так же как устойчивость качественных особенностей эмоциональных состояний, т.е. стабильную направленность эмоциональных переживаний по их содержанию на положительное решение предстоящих задач .

Некоторые авторы рассматривают стрессоустойчивость как одну из подструктур готовности человека к деятельности в напряженных ситуациях. Они полагают, что среди факторов, от которых зависит уровень и успех деятельности специалистов в напряженных ситуациях, особое значение u1080 имеет готовность к ним. Она способствует быстрому и правильному использованию знаний, опыта, личных качеств, сохранению самоконтроля и перестройке деятельности при появлении непредвиденных препятствий. К числу внешних и внутренних условий, обусловливающих готовность, данные исследователи относят: содержание поставленных задач, их трудность, новизну; обстановку деятельности, мотивацию, оценку вероятности достижения цели, самооценку, нервно-психическое состояние и кроме того, эмоциональную устойчивость к стрессовой ситуации. Наиболее полное определение стрессоустойчивости дает П.Б. Зильберман - это интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке.

К.С.Торшина рассматривает стрессоустойчивость как качество личности, состоящее из совокупности следующих компонентов:

а) психофизиологического (тип, свойства нервной системы);

б) мотивационного. Сила мотивов определяет в значительной мере эмоциональную устойчивость. Один и тот же человек может обнаружить разную степень ее в зависимости от того, какие мотивы побуждают его проявлять активность. Изменяя мотивацию можно увеличить (или уменьшить) эмоциональную устойчивость;

в) эмоционального опыта личности, накопленного в процессе преодоления отрицательных влияний экстремальных ситуаций;

г) волевого, который выражается в сознательной саморегуляции действий, приведении их в соответствие с требованиями ситуации;

д) профессиональной подготовленности, информированности и готовности личности к выполнению тех или иных задач;

е) интеллектуального - оценка требований ситуации, прогноз ее возможного изменения, принятие решений о способах действий .

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования проблемы стрессоустойчивости как фактора, влияющего на отношение студентов к учебной деятельности 11

1.1. Комплексное исследование стрессоустойчивости в современной науке.. 11

1.2. Отношение студентов к учебной деятельности как предмет изучения педагогической психологии 39

1.3. Факторы, влияющие на развитие позитивного отношения к учебной деятельности и стрессоустойчивости у студентов 54

Выводы по I главе 67

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния уровня стрессоустойчивости студентов на развитие их позитивного отношения к учебной деятельности 69

2.1. Психолого-педагогическая технология развития позитивного отношения студентов к учебной деятельности путем повышения уровня их стрессоустойчивости 69

2.2. Организация и внедрение психолого-педагогической технологии развития позитивного отношения студентов к учебной деятельности путем повышения уровня их стрессоустойчивости 90

2.3. Анализ результатов эмпирического исследования влияния уровня стрессоустойчивости студентов на развитие их позитивного отношения к учебной деятельности 120

Выводы по II главе 129

Заключение 131

Список использованной литературы 135

Приложение 156

Введение к работе

Актуальность исследования. В рамках модернизации системы высшего образования России, в связи с динамичными изменениями, происходящими в нашей стране и в мире, осуществляется подготовка конкурентоспособного специалиста, важной профессиональной характеристикой которого является позитивное отношение к деятельности, эмоциональная стабильность, прогнозируемость развития его личности (Т.В. Габай, В.А. Зобков, В.Я. Ляудис, В.В. Рубцов, В.А. Якунин и др.).

У современных студентов, испытывающих высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки в процессе обучения в вузе, сегодня часто наблюдается отрицательная динамика отношения к учебной деятельности. Одной из причин такого положения является снижение уровня их стрессоустойчивости в учебной деятельности, что выражается в нарушении когнитивной, эмоциональной, мотивационной и поведенческой сфер деятельности личности студента (В.А. Бодров, Е.А. Корсунский, О.В. Лозгачева, А.А. Реан, Ю.В. Щербатых, и др.).

Современное состояние проблемы свидетельствует о необходимости
проведения комплексного исследования влияния уровня

стрессоустойчивости студентов на улучшение их отношения к учебной деятельности, а также необходима разработка психолого-педагогической технологии, формирующей позитивное отношение студентов к учебной деятельности путем повышения их стрессоустойчивости.

Состояние и степень разработанности проблемы. В современной научной отечественной литературе проблему отношения к учебной деятельности рассматривали такие ученые, как A.M. Акбаева, И.Г. Антипова, Т.Д. Дубовицкая, С.А. Захарова, Н.Г. Левандовский и др.

Благодаря исследованиям отечественных (Л.М. Аболин, В.А. Бодров, Б.Х. Варданян, П.Б. Зильберман, Н.В. Суворова и др.) и зарубежных (Ли Канг

Хи, N. Haan, S. Hobfall, S. Kobasa, A. Lehtonen и др.) ученых накоплен обширный материал по проблеме стрессоустойчивости. Выявлены и описаны различные типы поведения человека в зависимости от наличия у него психологических защитных механизмов и копинг-стратегий, присутствующих в тех или иных стрессовых ситуациях (Л.Р. Гребенников, С.К. Нартова-Бочавер, Е.С. Романова, В. Fletcher, S. Folkman, R. Lazarus, J. Suls и др.).

Отдельные исследования (А.А. Баранов, Л.В. Карапетян,

А.А. Напримеров, А.А. Реан, СВ. Субботин и др.) посвящены стрессоустойчивости в рамках проблем педагогической психологии, но они в основном направлены на изучение и развитие устойчивости к стрессу у педагогов. Формирование стрессоустойчивости в учебной деятельности студентов является малоизученной проблемой, хотя некоторые ее аспекты отражены в работах ряда авторов (О.В. Лозгачева, Т.В. Середа, М.Л. Хуторная, Е.Г. Щукина, D. Mechanic и др.).

Вышеизложенное свидетельствует о недостаточной разработанности проблемы взаимосвязи стрессоустойчивости и учебной деятельности у студентов в педагогической психологии.

Пока еще остаются не полностью решенными следующие противоречия:

Комплексное исследование стрессоустойчивости в современной науке

Популярность концепции стресса обусловлена тем, что она претендует на объяснение многих явлений жизни: реакций человека на психотравмирующие ситуации, природу различных конфликтов и причины заболеваний.

Изначально публикации, посвященные проблеме стресса, были в основном по физиологической и медицинской тематике, но в последние годы все больше работ посвящены психологической проблеме стресса.

В библиотеке Интернационального института стресса собрано более 150 тысяч публикаций, посвященных стрессу .

Термин «стресс», получивший в наши дни столь широкое распространение, впервые был введен в научное употребление применительно к техническим объектам. В XVII в. английский ученый Роберт Гук применил этот термин для характеристики объектов (например, мостов), испытывающих нагрузку и сопротивляющихся ей. Эта историческая аналогия интересна тем, что понятие «стресс» в современной психологии, физиологии, медицине включает в себя представления о связях стресса с нагрузкой на сложные системы (биологические, психологические, социально-психологические, психолого-педагогические) и с сопротивлением этой нагрузке.

Как отмечал Ф.Е. Василюк «непроясненность категориальных оснований и ограничений более всего сказалась на понятии стресса. Означая сначала неспецифический ответ организма на воздействие вредных агентов, проявляющийся в симптомах общего адаптационного синдрома, это понятие относят ко всему, что угодно... к таким совершенно разнородным явлениям, как реакция на холодовые воздействия и на услышанную в свой адрес критику, гипервентиляция легких в условиях форсированного дыхания и радость успеха, усталость и унижение» . По замечанию Р. Люфта, «многие считают стрессом все, что происходит с человеком, если он не лежит в своей кровати» . Г. Селье полагает, что «даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс» . А СВ. Касл вообще утверждает, что понятие стресса настолько неопределенно, что от него следует отказаться.

В переводе с английского языка стресс (stress) означает давление, нажим, напряжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Впервые этот термин в научный тезаурус ввел создатель концепции стресса, канадский ученый физиолог Ганс Селье .

По определению Селье, «стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование» . Автор также ввел понятия дистресса - стресса, вызывающего негативные эмоции и эустресса - вызывающего положительные эмоции. Была показана независимость процесса приспособления организма человека от характера воздействия или экстремальности. Воздействующие факторы (стрессоры) могут быть самыми различными, но независимо от своих особенностей они вызывают в организме человека однотипные изменения, обеспечивающие адаптацию, что позволило автору ввести понятие «общего адаптационного синдрома» (ОАС), состоящего из трех стадий:

Стадия тревоги (фаза шока), выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма, в первую очередь, физиологических и биохимических, способствующих быстрому проявлению оборонительной реакции («реакции борьбы или бегства»). Е. Черепанова считает, что на этой стадии человек находится в «предстартовой готовности», физически и психологически чувствует себя приподнято;

Стадия адаптации (резистентности, сопротивления), когда организму удается успешно справиться с воздействующими на него факторами. На данной стадии организм всегда стремится обеспечить постоянство и равновесие состава своей внутренней среды и уровней функционирования всех систем. Но когда организму предъявляются новые требования, происходит перестройка, которая через цепь преобразований восстанавливает прежнее равновесие, но уже на ином уровне. При этом новые условия могут определяться не только физическими раздражителями, но и психологическими причинами; если же действие стрессоров не приостанавливается, и продолжает действовать длительное время, то наступает:

Стадия истощения, когда приспособительные возможности организма снижаются, накапливается усталость и наступает утомление. В это время необходима помощь «извне»: либо устранение стрессоров, либо, если это невозможно, поддержка систем адаптации (психологическая и психотерапевтическая).

В настоящее время исследователями однозначно доказано, что стресс более сложное явление, чем было первоначально рассмотрено Г. Селье. Позднее сам Селье выделил в ОАС эмоциональный компонент, что в последующем позволило включить данный феномен в психологические исследования.

Наглядность подходов Г. Селье к пониманию сущности целого ряда патофизиологических феноменов и эффективность его терапевтических реакций побудили многих ученых применить концепцию стресса к психическим реакциям человека, возникающим в критических условиях.

Факторы, влияющие на развитие позитивного отношения к учебной деятельности и стрессоустойчивости у студентов

Научные исследования, проведенные в психолого-педагогической литературе, показывают, что на отношение студентов к учебной деятельности влияют различные факторы, такие как организация учебного процесса , уровень развития коллективов групп , производственная и педагогическая практика и др.

Можно отметить, что во всех вышеизложенных исследованиях выявлены определенные особенности направленности личности, условия воспитания, оказывающие существенное влияние на формирование положительного отношения учащихся и студентов к учебной деятельности.

В.Н. Косырев, В.А. Сластенин, М.И. Старов выделяют систему факторов, влияющих на отношение студентов к учению. Данная система представляет собой четыре группы: в I группу вошли - деятельность педагогического коллектива вуза в целом, педколлектива факультета, коллектива учебной группы, актива группы, а также отдельных личностей (кураторов, преподавателей, товарищей по институту); ко II группе относятся так называемые «факторы-стимулы» - поощрения, наказания, стипендия (исходящие или зависящие от первой группы); III группа - факторы, представляющие систему деятельностей: учебные занятия в институте, производственная и педагогическая практика, научно-исследовательская деятельность студентов, их самостоятельная работа; и IV группа представлена факторами, связанными с личностными особенностями студентов, такими как гражданская позиция, удовлетворенность выбранной специальностью, самооценка и уровень притязания в учебной деятельности. Влияние данных факторов на формирование у студентов ответственного отношения к учению авторы оценивали по трем параметрам: качеству (позитивное - негативное); силе (слабое - сильное) и устойчивости (устойчивое - неустойчивое).

На основании вышеизложенной системы, мы выделяем следующие группы факторов, влияющих на отношение студентов к учебной деятельности:

- «педагогическое воздействие» - к нему относится педколлектив вуза в целом, педколлектив института (факультета), отдельные преподаватели, куратор учебной группы;

- «мемсличностное взаимодействие» - взаимодействие в коллективе учебной группы;

- «факторы-стимулы» - входит система поощрений и наказаний (моральных и материальных), таких как стипендии (в том числе именные), премии, грамоты, дипломы; мы относим сюда также и систему рейтинга, которая вводится в современных вузах. По нашему мнению, помимо контрольно-оценочной функции, данная система, а именно ее рейтинговая структура, также способствует стимулированию отношения студентов к учебной деятельности;

- «система деятелыюстей в вузе» - учебные занятия в вузе (лекции, семинарские занятия, лабораторные работы), производственная и педагогическая практика, научно-исследовательская деятельность студентов, самостоятельная работа. Также к данному фактору мы вносим зачетные и экзаменационные сессии, являющиеся очень действенным фактором отношения студентов к учебной деятельности.

Все вышеперечисленные факторы можно объединить в группу объективных факторов, влияющих на отношение к учебной деятельности. Следует отметить, что данная группа факторов, по нашему мнению, одновременно является для студентов и факторами-стрессорами.

Наряду с объективными факторами, выделяются также и «субъективные факторы», к числу которых относятся: удовлетворенность выбранной специальностью, гражданская позиция, уровень притязания в учебной деятельности и т.д. По нашему мнению, в группу субъективных факторов необходимо внести еще один немаловажный фактор, влияющий на отношение к учебной деятельности - это такое свойство личности как стрессоустоичивость. Ведь именно умение противостоять стрессу и адаптироваться в различных ситуациях учебной деятельности помогает студенту справиться с воздействующими на него факторами-стрессорами, приводит студента в психологическое равновесие, а это, в свою очередь, не только обеспечивает положительные результаты в успеваемости, но и сохраняет психологическое здоровье студента в целом.

Рассматривая адаптационную способность человека к стрессу, считаем необходимым вначале назвать факторы, провоцирующие развитие стресса в учебной деятельности.

Многие исследователи выделяют среди них внешние и внутренние.

Так, к внешним факторам вызывающим отрицательные психологические состояния и дезорганизующим деятельность студента, а также исключающим возможность его обычного, адекватного поведения относят те условия деятельности, которые могут быть определены как объективно существующие.

В научной литературе в качестве таких условий выделяют: перегрузку информацией, дефицит времени, сенсорную и социальную изоляцию, высокий темп поступления сигналов, временную неопределенность событий и т.п.

Однако, О.А. Конопкин отмечает, что необходимо иметь ввиду, что одни и те же внешние условия могут у различных субъектов вызывать различные по содержанию и качеству отношения, которые могут быть только отношениями деятельности и взаимодействия индивида с окружающей средой. Характер отношения зависит, в свою очередь, от различных индивидуальных особенностей человека, которые могут быть названы внутренними условиями и под которыми понимаются особенности высшей нервной деятельности, ее внутренние законы, вскрываемые физиологическими исследованиями, потребностными мотивами и установками человека, эмоциями, чувствами и способностями, всей системой навыков, привычек и знаний, отражающих внутренний мир человека.

В то же время С.Л. Рубинштейн говорил о том, что внутренние условия сами обусловливают тот специфический круг внешних воздействий, которым данное явление может подвергнуться.

По нашему мнению наиболее полной, представляющей в общем чрезвычайные условия, способствующие возникновению стресса, является классификация, приводимая В.Д. Небылицыным . Данный автор отмечает, что чрезвычайными условиями следует считать такие значения элементов ситуации, которые ощущаются и переживаются субъектом как источник дискомфорта. Он также разделяет факторы на внешние и внутренние.

Внешние характеризуются: определенным видом воздействия (его содержательными, специфическими особенностями), продолжительностью воздействия, интенсивностью, объективной трудностью работы или достижения цели, ограниченностью времени достижения цели, дефицитом информации или неопределенностью возможных исходов, физическими, микроклиматическими, гигиеническими и другими экологическими факторами, препятствующими деятельности. Эти объективные факторы могут действительно быть названы стрессорами.

Психолого-педагогическая технология развития позитивного отношения студентов к учебной деятельности путем повышения уровня их стрессоустойчивости

Проблеме исследования влияния уровня стрессоустойчивости студентов на развитие их позитивного отношения к учебной деятельности, как показал проведенный теоретико-методологический анализ научных источников и наши наблюдения в современной науке не уделяется достаточного внимания. Это объясняет важность и актуальность изучения особенностей влияния уровня стрессоустойчивости на отношение студентов к учебной деятельности.

В настоящее время в научный лексикон психологии и педагогики прочно вошло понятие «технологии». Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

Технология (от греч. techne - искусство, мастерство, умение и...логия) - «совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, в строительстве и т. д.; научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая такие приемы и способы. Технологией принято также называть описание производств, процессов, инструкции по их выполнению, технологические правила, требования, карты, графики и др. Задачей технологии как науки является выявление различных закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производств, процессов, требующих наименьших затрат времени и материальных ресурсов» .

В настоящее время достаточно хорошо известно понятие «педагогическая технология», рассматривающееся в различных контекстах: как совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств ; как содержательная техника реализации учебного процесса ; как описание процесса достижения планируемых результатов обучения ; как продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя ; как системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (В.П.Беспалько, И.П. Волков, М.В. Кларин, В.М. Монахов, М.А., Г.К. Селевко, М.А. Чошанов, В.В. Юдин и ДР-)-

Таким образом, с одной стороны, технология - это способы материализации трудовых функций человека, его знаний, навыков и опыта в деятельность по преобразованию предмета труда или социальной реальности, а с другой технология - это практическая деятельность, которая характеризуется рациональной последовательностью использования инструментария с целью достижения качественных результатов труда. В широком смысле слова технология - это способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и выбором оптимальных средств и методов их выполнения.

Рассматривая понятие «Психологические технологии» некоторые авторы подразумевают определенные психологические подходы (личностно- ориентированные, когнитивно-поведенческие, суггестивно-эмоциональные и др.) ; другие - набор конкретных психотехник, направленных на развитие какого-либо личностного свойства (примером является книжная серия «Психологические технологии», выпускаемая издательством «Академический проект»).

Мы, в своем исследовании, исходя из вышеописанного понятия «технология», определяем, что психолого-педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических методов, техник, приемов, средств, используемых в рациональной последовательности, направленных на решение определенной психологической проблемы, на формирование и развитие определенных свойств личности. В данном исследовании решается психолого-педагогическая проблема развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов и предполагается развитие такого свойства личности как стрессоустойчивость.

Исходя из вышесказанного, мы выстраиваем разработанную психолого-педагогическую технологию развития позитивного отношения студентов к учебной деятельности путем повышения у них уровня стрессоустойчивости на основе эклектического принципа (часто используемого на сегодняшний день в отечественной психологической практике, в основном, не скованной рамками каких-либо конкретных школ), определенного синтеза различных подходов в психологии, подбирая необходимые методы, приемы, психотехники, продумывая используемые средства и выстраивая схему проведения всей работы по повышению уровня стрессоустойчивости в учебной деятельности.

Одним из наиболее распространённых в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Поэтому важным фактором качественной жизнедеятельности является стрессоустойчивость.

Стрессоустойчивость – человека - умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, проявляя выдержку и такт. Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

Факторы, влияющие на устойчивость к стрессу

Эффекты стресса зависят от индивидуальных особенностей челове­ка. Некоторые люди могут противостоять разрушительному действию стресса гораздо лучше, чем другие. Почему? Существует несколько факто­ров, смягчающих воздействие стресса на наше психическое и физическое здоровье. Мы рассмотрим некоторые из них.

Социальная поддержка

Социальная поддержка включает все виды помощи, предоставляемой человеку людьми, с которыми он связан какими-либо социальными свя­зями.

Оценивая степень социальной поддержки, Гоур установил, что у тех людей, кото­рым оказывалась относительно большая социальная поддержка со стороны друзей и родственников, обнару­жились: 1) менее выраженная эмоциональная реакция на фрустрацию и 2) меньше симптомов телесного нездоровья.

В одном недавно проведенном исследовании обнаружили, что у людей, которые указывали на более сильную социальную поддержку, выше уровень антител в крови, что играет ключевую роль в защите организма от респи­раторных инфекций.

Социальная поддержка яв­ляется хорошим лекарством не только для тела, но и для души. В боль­шинстве исследований выявлена связь и между социальной поддержкой и психическим здоровьем. В периоды тяжелого стресса социальная поддер­жка является для нас буфером, смягчающим негативное воздействие стрес­са.

Социальная поддержка делится на четыре вида:

Эмоциональная поддержка - выражение участия и заинтересован­ности, которые показывают нам, что мы небезразличны людям. Примером такого поведения может служить внимательное, участливое выслушива­ние рассказа о проблемах. Возможно, это повышает наше самоуважение.

Оценочная поддержка - помощь человеку в оценке и осмыслении его проблем. Этот вид поддержки заключается в попытках прояснения сути проблемы и ее значимости.

Информационная поддержка - совет о том, как справиться с про­блемой. Она может состоять в обсуждении возможных решений проблемы или в рассмотрении достоинств различных стратегий ее преодоления.

Инструментальная поддержка - материальная помощь или по­мощь конкретными действиями. Сюда входит широкий спектр возмож­ных действий, таких, как предоставление временного жилья, одалживание денег, препровождение в центр социальной помощи, поиск работы и мно­гое другое.

Следует также отметить, что социальные отношения и социальная поддержка - это не одно и то же. Некоторые друзья или члены семьи могут критиковать, создавать чувство вины, предъявлять излишние требования, провоцировать на ненуж­ные споры, а также многими другими способами мешать нам справлять­ся со стрессом.

Стойкость

Стойкость - это совокупность определенных личностных черт, а именно, ответственности, стремления к преодолению трудно­стей и внутреннего локуса контроля, которые способствуют высокой со­противляемости к стрессу.

Внутренний локус контроля - это черта лич­ности, характеризующая веру людей в то, что все их достижения, успехи и неудачи, явля­ются результатом их собственных действий. Личности с внешним локусом контроля полагают, что их успехи или неудачи определяются главным образом внешними факторами, такими, как судьба, случай или везение. Обнаружено, что более стойкие люди чаще демонстрируют внутренний локус контроля, тогда как менее стойкие к стрессу склонны ощущать себя марионеткой в руках судьбы.

По нашему мнению, стойкость смягчает эф­фекты стресса, изменяя его оценку. Стойкие люди чаще оценивают потенциально стрессовые события как менее угрожающие и менее неже­лательные.

Оптимизм

Определяя оптимизм как общую тенденцию к ожиданию благопо­лучных исходов, ученые обнаружили корреляцию между оптимизмом и хорошим физическим здоровьем. В ходе последующих исследований они нашли, что оптимис­ты и пессимисты по-разному справляются со стрессом. В стрессовой ситу­ации оптимисты в большей степени ориентированы на действия и анализ проблемы. Они с большей охотой, чем пессимисты, ищут социальной под­держки и в своих оценках стрессовой ситуации больше склонны подчерки­вать позитивные аспекты. Пессимистам же более свойственно концентри­роваться на негативных аспектах стресса. Согласно этому, опти­мизм способствует более адаптивным способам борьбы со стрессом, а пессимизм ведет к пассивным стратегиям преодоления стресса и беспечности по отношению к своему здоровью.

Реактивность вегетативной нервной системы (ВНС)

Учитывая то, что в ответ на стресс всегда происходит физиологичес­кая реакция, разумно предположить, что физиологические особенности будут влиять на устойчивость к стрессу. Рассуждая таким образом, мож­но придти к выводу, что на людей с относительно менее возбудимой ВНС стресс воздействует слабее, чем на тех, чья ВНС обладает высокой реак­тивностью.

«СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ...»

На правах рукописи

УДК 159.9:378

АНДРЕЕВА Алена Алексеевна

СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ КАК ФАКТОР

РАЗВИТИЯ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ

К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ

Специальность 19.00.07 - педагогическая психология

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук Тамбов 2009

Работа выполнена на кафедре педагогической и возрастной психологии Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина

Научный руководитель : доктор педагогических наук, профессор Старое Михаил Иванович

Официальные оппоненты : доктор психологических наук, профессор Корсунский Евгений Андреевич кандидат психологических наук Хуторная Маргарита Леонидовна Владимирский государственный

Ведущая организация :

университет

Защита состоится «27» марта 2009 года в 10 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.261.09 в Тамбовском государствен­ ном университете им. Г.Р. Державина по адресу: Россия, 392023, г. Тамбов, ул. Советская, д. 6, зал заседаний диссертационного совета.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Тамбовского государственного университета им. Г.Р.



Державина по адресу:

г. Тамбов, ул. Советская, д. 6.

пя 2009 года Т.В. Казакова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В рамках модернизации системы высшего образования России, в связи с динамичными изменениями, происходящими в нашей стране и в мире, осуще­ ствляется подготовка конкурентоспособного специалиста, важ­ ной профессиональной характеристикой которого является по­ зитивное отношение к деятельности, эмоциональная стабиль­ ность, прогнозируемость развития его личности (Т.В. Габай, В.А. Зобков, В.Я. Ляудис, В.В. Рубцов, В.А. Якунин и др.).

У современных студентов, испытывающих высокие интел­ лектуальные и эмоциональные нагрузки в процессе обучения в вузе, сегодня часто наблюдается отрицательная динамика отно­ шения к учебной деятельности. Одной из причин такого поло­ жения является снижение уровня их стрессоустойчивости в учебной деятельности, что выражается в нарушении когнитив­ ной, эмоциональной, мотивационнои и поведенческой сфер дея­ тельности личности студента (В.А. Бодров, Е.А. Корсунский, О.В. Лозгачева, А.А. Реан, Ю.В. Щербатых, и др.).

Современное состояние проблемы свидетельствует о необ­ ходимости проведения комплексного исследования влияния уровня стрессоустойчивости студентов на улучшение их отно­ шения к учебной деятельности, а также необходима разработка психолого-педагогической технологии, формирующей позитив­ ное отношение студентов к учебной деятельности путем повы­ шения их стрессоустойчивости.

Состояние и степень разработанности проблемы. В со­ временной научной отечественной литературе проблему отно­ шения к учебной деятельности рассматривали такие ученые, как А.М. Акбаева, И.Г. Антипова, Т.Д. Дубовицкая, С.А. Захарова, Н.Г. Левандовский и др.

Благодаря исследованиям отечественных (Л.М. Аболин, В.А. Бодров, Б.Х. Варданян, П.Б. Зильберман, Н.В. Суворова и др.) и зарубежных (Ли Канг Хи, N. Наап, 8. НоМаИ, 8. КоЬаза, А. ЬеЬюпеп и др.) ученых накоплен обширный материал по про­ блеме стрессоустойчивости. Выявлены и описаны различные типы поведения человека в зависимости от наличия у него психологических защитных механизмов и копинг-стратегий, при­ сутствующих в тех или иных стрессовых ситуациях (Л.Р. Гре­ бенников, С.К. Нартова-Бочавер, Е.С. Романова, В. РкЛсЬег,

8. Ро1ктап, К. Ьагашз X 8и1§ и др.).

Отдельные исследования (А.А. Баранов, Л.В. Карапетян, А.А. Напримеров, А.А. Реан, С В. Субботин и др.) посвящены стрессоустойчивости в рамках проблем педагогической психо­ логии, но они в основном направлены на изучение и развитие устойчивости к стрессу у педагогов. Формирование стрессо­ устойчивости в учебной деятельности студентов является мало­ изученной проблемой, хотя некоторые ее аспекты отражены в работах ряда авторов (О.В. Лозгачева, Т.В. Середа, М.Л. Хутор­ ная, Е.Г. Щукина, Б. Меспашс и др.).

Вышеизложенное свидетельствует о недостаточной разра­ ботанности проблемы взаимосвязи стрессоустойчивости и учеб­ ной деятельности у студентов в педагогической психологии.

Пока еще остаются не полностью решенными следующие противоречия:

Между теоретико-методологическим осмыслением дан­ ной проблемы и степенью ее недостаточной изученности в педа­ гогической психологии;

Между теоретической разработанностью проблем стрес­ соустойчивости в различных аспектах и неактивным внедрени­ ем их относительно развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов;

Между практической необходимостью развития позитив­ ного отношения к учебной деятельности у студентов и отсутст­ вием психолого-педагогических технологий по развитию пози­ тивного отношения к учебной деятельности у студентов.

Указанные противоречия обусловили существование про­ блемы, которая заключается в том, что несформированность стрессоустойчивости как фактора позитивного отношения к учебной деятельности снижает уровень профессиональной под­ готовки специалистов высшей школы, и является следствием их недостаточной востребованности на рынке труда и низкой кон­ курентоспособности.

Объект исследования: позитивное отношение студентов к учебной деятельности.

Предмет исследования : стрессоустойчивость как фактор развития позитивного отношения к учебной деятельности у сту­ дентов.

Цель исследования: разработать психолого-педагогичес­ кую технологию развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов путем повышения их стрессоустойчи­ вости.

Задачи исследования:

Исследовать сущность и структуру проблемы стрессо­ устойчивости в учебной деятельности в современной науке;

Рассмотреть позитивное отношение к учебной деятель­ ности у студентов как проблему педагогической психологии;

Выявить психологические факторы, влияющие на разви­ тие позитивного отношения к учебной деятельности и стрессо­ устойчивости у студентов;

Разработать и реализовать психолого-педагогическую технологию развития позитивного отношения к учебной дея­ тельности путем повышения уровня стрессоустойчивости и про­ верить ее эффективность.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие позитивного отношения к учебной деятельно­ сти у студентов будет успешным, если в ходе психологопедагогической технологии развития стрессоустойчивости как фактора позитивного отношения к учебной деятельности учи­ тывать такие компоненты стрессоустойчивости, как личностная и ситуативная тревожность, нервно-психическое напряжение, самооценка, работоспособность, эмоциональная устойчивость.

Методологическую основу исследования стрессоустойчи­ вости как фактора позитивного отношения к учебной деятельно­ сти составляют концепция системного подхода (П.К. Анохин, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский и др.); субъектно-деятельностный подход, основанный на научных идеях Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, СЛ. Рубинштейна и развитого К.А. Абульхановой-Славской, Л.Г. Дикой, В.Д. Шадриковым и др.; динами­ ческий подход, развиваемый Л.И. Анцыферовой; структурнофункциональный и сисяемно-структурный подходы с выделени­ ем индивидуально-типологического направления развития лич­ ности (В.С. Мерлин, В.Д. Небылицын, Б.М. Теплое и др.).

Теоретической основой исследования являются психоло­ го-педагогический подход к теории системы отношений (А.А. Бодалев, А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, А.И. Щербаков и др.); теоретико-эмпирические исследования, направленные на изучение отношения к учебной деятельности (И.Г. Антипова, С.А. Захарова, В.А. Зобков, Н.Г. Левандовский и др.); теория психических состояний (Б.И. Додонов, Е.П. Ильин, Н.Д. Леви­ тов, А.Б. Леонова и др.); исследования стрессоустойчивости (А.А. Баранов, В А. Бодров, О.В. Лозгачева, Н.В. Суворова и др.) и эмоциональной устойчивости (Л.М. Аболин, Б.Х. Варданян Д.В. Иванов, О.А. Черникова и др.); отечественные и зарубеж­ ные подходы к изучению способов совладающего поведения (Т.Л. Крюкова, С.К. Нартова-Бочавер, О.У. Сое1Ьо, 8. КоЬаза и др.); исследования позитивного отношения к учебной деятель­ ности в условиях высшей школы (СБ. Каверин, В.Н. Косырев, М.И. Старое, О.В. Щекочихин и др.).

Методы исследования: теоретико-методологический ана­ лиз философских, психологических, педагогических, психофи­ зиологических, медицинских, биологических научных источни­ ков по теме исследования; наблюдение, беседа, формирующий эксперимент по специально разработанной технологии психоло­ го-педагогического воздействия.

Психодиагностические мето­ ды: 1) направленные на выявление уровня стрессоустойчивости:

методика многофакторного исследования личности Я. СапеН, опросник нервно-психического напряжения (Т.А. Немчин), ме­ тодика диагностики самооценки психических состояний (Г. Айзенк), методика САН, методика диагностики самооценки (Ч.Д. Спилбергер и Ю.Л. Ханин), авторская методика «Стрессоустойчивость в учебной деятельности» и др.; 2) направленные на выявление отношения к учебной деятельности: методика «Изучение системы отношений студенческой молодежи»

(М.И. Старое), анализ результатов успеваемости студентов в учебной деятельности. Методы математической статистики:

процедуры описательной статистики, корреляционный и факторный анализы. Обработка и вычисление производилось с по­ мощью программы 8Р88 13.0 Гог Мпс!о\У8.

Научная новизна исследования. Раскрыта роль влияния уровня стрессоустойчивости студентов на их отношение к учеб­ ной деятельности, заключающаяся в том, что факторы, влияю­ щие на отношение студентов к учебной деятельности, одновре­ менно являются стресс-факторами.

Определены факторы, влияющие на развитие позитивного отношения к учебной деятельности: «педагогическое воздейст­ вие», «межличностное взаимодействие», «стимулирование», «система деятельностей в вузе», а также фактор «стрессоустой­ чивость в учебной деятельности».

Выявлены компоненты стрессоустойчивости в учебной деятельности, такие как: низкая тревожность (личностная и си­ туативная) и нервно-психическое напряжение, высокая эмоцио­ нальная устойчивость, адекватная самооценка, высокий уровень работоспособности.

Обнаружены способы воздействия на отношение студентов к учебной деятельности, а именно: психолого-педагогическая технология развития позитивного отношения студентов к учеб­ ной деятельности путем повышения их стрессоустойчивости.

Теоретическая значимость исследования. Доказана за­ висимость развития позитивного отношения студентов к учеб­ ной деятельности от уровня сформированное™ их стрессо­ устойчивости.

Конкретизированы понятия «стрессоустойчивость в учеб­ ной деятельности», «позитивное отношение к учебной деятель­ ности», «психолого-педагогическая технология» в соответствии с предметом исследования.

Систематизированы факторы, влияющие на развитие пози­ тивного отношения и стрессоустойчивости в учебной деятель­ ности у студентов.

Практическая значимость исследования. Предложена методика «Стрессоустойчивость в учебной деятельности», по­ зволяющая диагностировать данное свойство личности.

Разработана и реализована психолого-педагогическая тех­ нология развития позитивного отношения студентов к учебной деятельности путем повышения уровня их стрессоустойчивости.

Материалы исследования могут быть использованы в учебных курсах «Психология отношений», «Дидаскология и деонтология», «Педагогические технологии», «Основы совре­ менных психотехник», а также в спецкурсе «Стрессоустойчи­ вость в учебной деятельности».

Положения, выносимые на защиту :

2. Позитивное отношение студентов к учебной деятельно­ сти представляет собой сознательную, избирательную, актив­ ную позицию студента, характеризующуюся с эмоциональной стороны ее принятием, с содержательной стороны - гармонией мотивов в процессе развития стрессоустойчивости через поло­ жительные результаты учебной деятельности.

3. Факторами, влияющими на развитие стрессоустойчиво­ сти и позитивного отношения к учебной деятельности, являют­ ся: внешние факторы - педагогическое воздействие, межлично­ стное взаимодействие, система деятельностей в вузе, стимули­ рование; и внутренние - психофизиологические, социальнопсихологические, психолого-педагогические особенности лич­ ности.

4. Психолого-педагогическая технология повышения уров­ ня стрессоустойчивости студентов, представляющая собой со­ вокупность психолого-педагогических методов, техник, прие­ мов, средств, является эффективной формой развития позитив­ ного отношения студентов к учебной деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования: Ма­ териалы и результаты исследования докладывались на между­ народных, всероссийских научно-практических конференциях, региональных и международных семинарах аспирантов, между­ народном симпозиуме, в частности: Международные научнопрактические конференции «Практическая психология: от фун­ даментальных исследований до инноваций» (Тамбов, 2006, 2007, 2008), «Психология в современном информационном про­ странстве» (Смоленск, 2007), «Социальная психология в образо­ вании: проблемы и перспективы» (Саратов, 2007), «Потенциал личности: комплексная проблема» (Тамбов, 2008); Всероссий­ ские - «Человек в условиях социальных изменений» (Уфа, 2007), «XIII Державинские чтения» (Тамбов, 2008); семинары Межрегиональный семинар аспирантов «Человек в изменяю­ щемся мире: социально-психологические проблемы» (Тамбов, 2007), I Международный семинар аспирантов и докторантов «Социально-психологические проблемы профессионального развития специалиста в современных условиях» (Воронеж, 2008) ; Международный симпозиум «Фундаментальная наука ресурс сохранения здоровья здоровых людей» (Тамбов, 2008).

Также теоретические и эмпирические материалы диссертации обсуждались и одобрены на заседаниях кафедры педагогической и возрастной психологии ТГУ им. Г.Р. Державина (2006гг.) Организация исследования: опытно-экспериментальной базой исследования явился Тамбовский государственный уни­ верситет им. Г.Р. Державина. В эксперименте приняли участие 234 студента - представители специальностей «психология», «социальная педагогика», «управление персоналом», «налоги и налогообложение», «физическая культура и спорт». Исследова­ ние проводилось в период с 2005 по 2009 гг.

Структура диссертации : диссертация состоит из введе­ ния, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа иллюстрирована рисунками, таблицами, диаграммами.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследо­ вания, определяется проблема, обозначены объект и предмет, цели и задачи исследования, выдвинута гипотеза, раскрыты на­ учная новизна, теоретическая и практическая значимость, изла­ гаются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретико-методологические основы ис­ следования проблемы стрессоустойчивости как фактора, влияющего на отношение студентов к учебной деятельности»

представлено состояние теоретической разработанности вы­ бранной проблематики в отечественной и зарубежной психоло­ гии. Проведен теоретический анализ базовых понятий исследо­ вания; выявляются факторы, влияющие на развитие позитивно­ го отношения к учебной деятельности и стрессоустойчивости у студентов. Теоретически обосновывается связь стрессоустойчи­ вости и отношения студентов к учебной деятельности.

Сегодня в соответствии с системным подходом стресс в основном изучается с позиций физиологического (объективист­ ского) (Т. Кокс, А. р1$Ьтал, Ь. Ьеу|, I. Шп$ и др.) и психологи­ ческого (субъективистского) уровней (Р. Лазарус, В.Э. Мильман, А. ЬеЬюпеп, 3. Вгегпиг). Л.А. Китаев-Смык конструктивно объединил объективистский и субъективистский подходы. Со­ поставление теорий и концепций психологического стресса (Р. Лазарус, А.Б. Леонова, 8. НоЬ&П, О. МесНашс и др.) показы­ вает, что они отражают различные стороны содержательной ха­ рактеристики стресса: процессуальную и регулятивную, а также предметную и причинно-следственную.

Изучая проблемы стрессоустойчивости, нельзя обойти вниманием вопрос о психологических механизмах совладания, к ним относятся механизмы психологической защиты и копингмеханизмы, определяющие успешную или неуспешную адапта­ цию человека к стрессу. Некоторые авторы напрямую опреде­ ляют копинг-механизмы как сознательные варианты бессозна­ тельных защит (Л.И. Вассерман, Р. Лазарус, Г. Келлерман, Г. Конте, А. Плутчик, Е.С. Романова и др.). Для других, как пра­ вило, механизмы совладания считаются родовым понятием по отношению к механизмам защиты и включают в себя как бес­ сознательные, так и осознанные защитные техники (Р.М. Гра­ новская, И.М. Никольская, РЬ. Ма1пп§, Р. 8п-епте1 и др.).

В исследовании целесообразно рассмотрение данного во­ проса, поскольку именно знание способов совладающего пове­ дения позволяет формировать стрессоустойчивость у студента в учебной деятельности. Наиболее продуктивными способами совладающего поведения являются: активное сотрудничество субъекта в решении проблемы, активный поиск поддержки в окружающей социальной среде, проблемный анализ ситуации и ее последствий, разумная степень игнорирования проблемы и юмористический подход к ней, сохранение самообладания, про­ тивостояние проблеме, эмоциональная разрядка и альтруизм.

Понятие «стрессовое состояние» рассматривают через категорию «психическое состояние» (Ф.Е. Василюк, В.А. Ганзен, Б.А. Додонов, Е.П. Ильин, Н.Д. Левитов, А.О. Прохоров, Ю.Е. Сосновикова и др.).

Исследование стрессоустойчивости осуществляется в трех направлениях: традиционно-аналитическое (В.Д. Небылицын, И.П. Павлов, В.В. Суворова, Б.М. Теплов, О.А. Черникова и др.); системно-регулятивное (О.А. Конопкин, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков и др.); системно-структурное - (А.А. Баранов, Н.И. Бережная, В.А. Бодров, Б.А. Вяткин, Л.В. Куликов, Ли Канг Хи, О.В. Лозгачева, СВ. Субботин, Н.В. Суворова и др.).

Рассмотрим различные представления об эмоциональной устойчивости, сложившиеся в науке к настоящему времени: в ос­ новном исследователи (Л.М. Аболин, П.Б. Зильберман, Д.В. Ива­ нов, Е.А. Милерян, СМ. Оя, В.М. Писаренко, О.А. Черникова,

1.Р. СшИого" и др.) под эмоциональной устойчивостью понимают интегративное качество личности, способствующее успешному осуществлению деятельности в напряженных условиях. В качест­ ве ее критериев выступают характеристики деятельности: успеш­ ность, результативность, сохранность, стабильность и др. Кроме того, наряду с указанными критериями, упоминаются различные психологические, физиологические и поведенческие компоненты.

В данном исследовании понятие эмоциональной устойчи­ вости входит в понятие стрессоустойчивости, являясь ее компонентом, так как устойчивость к стрессу выражается не только в эмоциональной, но также и в когнитивной, мотивационнои, по­ веденческой сферах деятельности личности.

Основываясь на системном подходе (П.К. Анохин, Б.Ф. Ло­ мов, А.В. Петровский и др.), рассматривая стрессоустойчивость как фактор развития позитивного отношения к учебной деятель­ ности у студентов, мы под стрессоустойчивостью понимаем комплексное свойство личности, которое характеризуется не­ обходимой адаптацией студента к воздействию внешних и внутренних факторов в процессе учебной деятельности, обес­ печивает успешное достижение цели деятельности и реализу­ ется с помощью способов совладающего поведения в эмоцио­ нальной, мотивационнои, когнитивной и поведенческой сферах деятельности личности.

Учебная деятельность с позиции отношения к ней исследова­ лась на основе субъектно-деятельностного подхода (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, Л.С. Выгот­ ский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, СЛ. Рубинштейн и др.). Та­ ким образом, студенты, являясь активными участниками обра­ зовательного процесса, выступают в роли «субъекта учебной деятельности».

Главная функция учебной деятельности в вузе заключается в качественной подготовке высококвалифицированного конку­ рентоспособного специалиста.

Важными психолого-педагогическими составляющими от­ ношения к учебной деятельности, по мнению многих ученых, выступают мотивационный и эмоциональный компоненты, ко­ торые сигнализируют о валентности отношения - положитель­ ной, отрицательной, противоречивой или безразличной.

Исследуя категорию отношения к учебной деятельности у студентов, следует отметить, что идея отношения - это фунда­ ментальная научная идея (М.Я. Басов, А.Ф, Лазурский, Б.Ф. Ло­ мов, В.Н. Мясищев и др.). Исследованию структуры отношения к учению, выявлению факторов, определяющих различное от­ ношение учащихся и студентов к деятельности и влиянию на ее развитие, посвящены работы Б.Г. Ананьева, Г.С Костюка, А.Н. Леонтьева и др. Установлено, что структура отношения к учению включает мотивационный, когнитивный, эмоциональ­ ный и поведенческий компоненты, находящиеся во взаимосвязи, где доминирующую роль выполняет мотивационный компо­ нент. При этом отношение рассматривается как целостное лич­ ностное образование, носящее динамический характер, как субъ­ ект-субъектная взаимосвязь, осуществляемая на субъективноэмоциональном уровне. А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, Б.Ф. Ло­ мов, А.А. Бодалев, В.А. Зобков, М.И. Старое и др. предлагают разные классификации отношений личности к деятельности.

В данной работе при исследовании позитивного отношения к учебной деятельности у студентов выделяются следующие компоненты: отношение к учебным занятиям - здесь отношение студентов зависит от специфики содержания, функций и значи­ мости данной деятельности; отношение к преподавателям, к то­ варищам по учебе; отношение к учебной информации, завися­ щее от жизненного опыта студентов и направленности личности в целом; отношение к самообразованию.

Под позитивным отношением студентов к учебной дея­ тельности понимается сознательная, избирательная, активная позиция студента, характеризующаяся с эмоциональной сторо­ ны ее принятием, с содержательной стороны - гармонией мо­ тивов, проявляющаяся в процессе развития стрессоустойчиво­ сти через положительные результаты учебной деятельности.

Научные исследования, проведенные в психолого-педаго­ гической литературе, показывают, что на отношение студентов к учебной деятельности влияют различные факторы, такие как организация учебного процесса (В.Т. Лисовский, А.М. Матюшкин и др.), уровень развития коллективов групп (А.В. Петров­ ский, В.И. Селиванов, В.А. Яковлев и др.), производственная и педагогическая практика (О.А. Абдуллина, О.О. Киселева, Т.А. Немчин и др.) и т.д. В данных исследованиях выявлены определенные особенности направленности личности, условия воспитания, оказывающие существенное влияние на формиро­ вание положительного отношения учащихся и студентов к учебной деятельности.

На основе анализа ряда работ (СБ. Каверин, В.Н. Косырев, В.А. Сластенин, М.И. Старое, О.В. Щекочихин и др.) выделены факторы, влияющие на отношения студентов к учебной деятельности: «педагогическое воздействие» (педколлектив вуза в целом, педколлектив института (факультета), отдельные пре­ подаватели, куратор учебной группы); «межличностное взаи­ модействие» (взаимодействие в коллективе учебной группы);

«факторы-стимулы» - система поощрений и наказаний (мо­ ральных и материальных), таких как стипендии (в том числе именные), премии, грамоты, дипломы, рейтинговая система обучения); «система деятельностей в вузе» (учебные занятия в вузе (лекции, семинарские занятия, лабораторные работы), про­ изводственная и педагогическая практика, научно-исследова­ тельская деятельность студентов, самостоятельная работа). Все вышеперечисленные факторы можно объединить в группу объ­ ективных факторов, влияющих на отношение к учебной дея­ тельности. Следует отметить, что данная группа факторов, од­ новременно является для студентов и факторами-стрессорами.

Наряду с объективными факторами, выделяются также и «субъективные факторы», к числу которых, помимо удовлетво­ ренности выбранной специальностью, гражданской позиции, уровня притязания в учебной деятельности необходимо внести еще один фактор, влияющий на отношение к учебной деятельно­ сти - стрессоустойчивость. Ведь именно умение противостоять стрессу и адаптироваться в различных ситуациях учебной дея­ тельности помогает студенту справиться с воздействующими на него факторами-стрессорами, приводит студента в психологиче­ ское равновесие, а это, в свою очередь, не только обеспечивает положительные результаты в успеваемости, но и, как результат, улучшает отношение студента к учебной деятельности в целом.

В научной литературе отмечено влияние различных факто­ ров на устойчивость к стрессу, таких как тревожность (Л.Д. Гиссен, Ч.Д. Спилбергер, И.М. Фейнгерберг, Ю.В. Щерба­ тых и др.), нервно-психическое напряжение (Н.И. Наенко, Т.А. Немчин и др.); работоспособность (Е.А. Климов, А.Б. Лео­ нова, О.Г. Носкова и др.); самооценка (В.А. Бодров, М.Л. Ху­ торная, 8. КоЬаза и др.) уровень интеллекта (М.Д. Дворяшина, Т.А. Немчин, Я. Рейковский), поддерживающий стиль общения (Н.А. Аминов, М.В. Молоканов и др.) и т.д. При улучшении показателей уровня стрессоустойчивости в учебной деятельности у студентов развивается положительное отношение к учебной деятельности.

В данном исследовании различаются следующие уровни развития отношения к учебной деятельности у студентов:

Позитивное отношение - положительное ответственное отношение к учебным занятиям, (лекциям, семинарским заняти­ ям, лабораторным работам), производственной и педагогиче­ ской практике, научно-исследовательской деятельности студен­ тов, самостоятельной работе; к учебной информации, к самооб­ разованию; выраженные положительные взаимоотношения с преподавателями, с товарищами по учебе.

Индифферентное отношение - равнодушное отношение к учебным занятиям, учебной информации, самообразованию, к преподавателям и товарищам по учебе.

Негативное отношение - отрицательное отношение к учеб­ ным занятиям, учебной информации, самообразованию, к препо­ давателям, неустойчивые отношения с товарищами по учебе.

Во второй главе «Эмпирическое исследование влияния уровня стрессоустойчивости студентов на развитие их позитив­ ного отношения к учебной деятельности» на основании прове­ денного теоретико-методологического исследования изучаемой проблемы, раскрываются этапы исследования, обосновывается и описывается ход реализации психолого-педагогической техно­ логии развития позитивного отношения студентов к учебной деятельности путем повышения уровня их стрессоустойчивости, состоящей из трех этапов: подготовительного - диагностическо­ го, основного - технологического и итогового - контрольноаналитического.

Психолого-педагогическая технология развития позитив­ ного отношения студентов к учебной деятельности путем фор­ мирования их стрессоустойчивости представляет собой ком­ плексную программу - совокупность психолого-педагогических методов, техник, приемов, средств, используемых в рациональ­ ной последовательности, направленных на решение определен­ ной психолого-педагогической проблемы (развития позитивного отношения к учебной деятельности), на формирование и развитие определенных свойств личности (стрессоустойчивости в учебной деятельности).

Психолого-педагогическая технология развития позитив­ ного отношения студентов к учебной деятельности путем по­ вышения уровня их стрессоустойчивости включала три блока:

1) развитие взаимоотношений в группе (тренинговые занятия, развивающие уровень взаимоотношений в учебной группе);

2) развитие у студентов компонентов стрессоустойчивости в учебной деятельности (система психогимнастических упражне­ ний, направленная на развитие компонентов стрессоустойчиво­ сти); 3) формирование навыков преодоления стресс-факторов в учебной деятельности (дыхательная техника саморегуляции, аутогенная тренировка, медитативная техника, снимающие на­ пряжение во время стресс-ситуаций в учебной деятельности).

Цель данной психолого-педагогической технологии - раз­ витие позитивного отношения к учебной деятельности у студен­ тов, путем повышения уровня их стрессоустойчивости.

Реализация поставленной цели потребовала решения сле­ дующих задач:

1) выявить стресс-факторы, влияющие на отношение к учебной деятельности;

2) определить компоненты стрессоустойчивости;

3) разработать рациональную последовательность психоло­ гических техник, приемов, упражнений, направленную на по­ вышение стрессоустойчивости студентов с целью развить у них позитивное отношение к учебной деятельности.

Данная психолого-педагогическая технология представля­ ла собой работу преподавателя со студентами в рамках учебных курсов «Основы тренинговой работы с разновозрастными кате­ гориями» и «Основы современных психотехник». Было бы це­ лесообразно ввести спецкурс «Стрессоустойчивость в учебной деятельности».

В первом блоке психолого-педагогической технологии ре­ шалась задача сформировать у студентов представления о целях данной комплексной программы, о ее содержании и личностных возможностях каждого студента в развитии позитивного отно­ шения к учебной деятельности путем повышения уровня их стрессоустойчивости, а также улучшить взаимоотношения в учебной группе.

В результате обсуждения цели программы уча­ стники пришли к пониманию необходимости проведения данно­ го курса. Важным достижением данного этапа стало формиро­ вание у студентов знаний о том, что представляет собой отно­ шение к учебной деятельности и стрессоустойчивость в учебной деятельности.

Результатом коллективной работы студентов в тренинге по развитию подлинно гуманистических взаимоотношений стало осознание своих и групповых интересов, возможностей. В про­ цессе тренинга участники имели возможность через механизмы обратной связи с группой и с ведущим диагностировать свои «проблемные области», которые нуждаются в изменении. Обрат­ ная связь стимулировала процессы идентификации и рефлексии.

Второй блок психолого-педагогической технологии пред­ ставлял собой развитие у студентов компонентов стрессоустой­ чивости в учебной деятельности. На данном этапе были охарак­ теризованы личностные свойства студентов, способствующие выявлению пониженной стрессоустойчивости в учебной дея­ тельности, такие как: основные - высокий уровень тревожности (как личностной, так и ситуативной), высокая степень нервнопсихического напряжения, низкий уровень эмоциональной ус­ тойчивости, низкий уровень самооценки, низкий уровень рабо­ тоспособности; второстепенные - появление некоторых откло­ нений в соматических проявлениях, ухудшение состояния по­ знавательных психических процессов, изменение во внешних вербальных и невербальных проявлениях, чувство изолирован­ ности, отчужденности от учебного коллектива. Применялись психогимнастические упражнения, направленные на улучшение показателей по данным компонентам.

В результате проведения второго блока были улучшены вышеперечисленные показатели стрессоустойчивости в учебной деятельности.

В третьем блоке психолого-педагогической технологии перед студентами стояла задача - сформировать навыки преодо­ ления стресс-факторов в учебной деятельности. С этой целью использовались дыхательная техника саморегуляции, аутогенная тренировка и медитативная техника. Был сделан особый ак­ цент на обучающем характере предлагаемых техник, подчерк­ нуто, что участники смогут самостоятельно применять их в дальнейшем, приблизительно запомнив текст самовнушений. В результате у студентов возникало ощущение хорошего отдыха, бодрости, восстановленных сил; снималось физическое и пси­ хическое напряжение, утомление; снижалась значимость стрессфакторов учебной деятельности.

В результате проведения третьего блока были сформирова­ ны навыки эффективного преодоления стресс-ситуаций в учеб­ ной деятельности, что, в свою очередь, способствовало улучше­ нию отношения к учебной деятельности.

Таким образом, в ходе проведения разработанной психоло­ го-педагогической технологии, с одной стороны был повышен уровень стрессоустойчивости в учебной деятельности, а с дру­ гой - улучшено отношение к учебной деятельности у студентов.

Для отслеживания результатов реализации разработанной психолого-педагогической технологии были использованы сле­ дующие методики: методика многофакторного исследования личности К. СапеП (№187), опросник нервно-психического на­ пряжения (Т.А. Немчин), методика диагностики самооценки психических состояний (Г. Айзенк), методика САН, методика диагностики самооценки (Ч.Д. Спилбергер и Ю.Л. Ханин), ме­ тодика «Куда ты идешь: к стрессу или от него?», методика «Стрессоры», авторская методика «Стрессоустойчивость в учебной деятельности»; «Изучение системы отношений студен­ ческой молодежи» (М.И. Старов), анализ результатов успевае­ мости студентов в учебной деятельности.

Выбор данных методик обусловлен поставленными иссле­ довательскими задачами: выявить динамику развития позитив­ ного отношения к учебной деятельности у студентов путем формирования их стрессоустойчивости в ходе реализации раз­ работанной психолого-педагогической технологии.

Для выявления компонентов стрессоустойчивости была разработана методика «Стрессоустойчивость в учебной дея­ тельности». Для анализа взаимосвязей различных показателей и выявления наиболее значимых факторов была проведена математическая обработка полученных статистических данных с по­ мощью программы 8Р88гогУшк№$ 13.0.

По результатам факторного анализа показателей разрабо­ танной методики было выявлено, что стрессоустойчивость в учебной деятельности представлена следующим рядом факто­ ров - компонентов: 1) уровень личностной тревожности, напря­ женности; 2) ситуативная тревожность (чувство волнения);

3) уровень самооценки; 4) уровень работоспособности; 5) со­ стояние познавательных психических процессов (память, вни­ мание, мышление); 6) внешние вербальные и невербальные про­ явления; 7) психосоматические проявления; 8) изолированность, отчужденность в стрессовых ситуациях учебной деятельности.

Положительным моментом методики является то, что ее резуль­ таты можно оценивать как по отдельным компонентам, так и по сумме всех набранных баллов (интегральный показатель стрес­ соустойчивости в учебной деятельности).

Выявлены уровни стрессоустойчивости (СУ) - высокий, средний и низкий. Высокий уровень СУ в учебной деятельности выражается в устойчивом уровне личностной и ситуативной тревожности, напряженности, высоком уровне работоспособно­ сти, нормальном соматическом состоянии, нормальной деятель­ ности познавательных психических процессов, в высокой само­ оценке в стрессовых ситуациях учебной деятельности. Ему не свойственны какие-либо отклонения во внешних вербальных и невербальных проявлениях, отсутствует чувство изолированно­ сти и отчужденности по отношению к учебному коллективу.

Отношение к учебной деятельности (УД) исследовалось при помощи методики «Изучение системы отношений студенче­ ской молодежи» (М.И. Старое), а также учитывались средние показатели учебной успеваемости.

Корреляционный анализ для сравнения уровня СУ и отно­ шения к УД показал высокие корреляционные взаимосвязи по следующим переменным: положительно коррелируют перемен­ ные «СУ в УД» - «Отношение к учебным занятиям» г = 0.522;

«СУ в УД» - «Отношение к товарищам по учебе» г = 0,576; «СУ в УД» - «Отношение к самообразованию» г = 0,517; «СУ в УД» Отношение к учебной информации» г = 0,526. Это подтвердило предположение о том, что взаимосвязь между уровнем СУ в учебной деятельности и отношением (позитивным, индиффе­ рентным, негативным) к ней существует, а соответственно, при изменении у студентов уровня стрессоустойчивости, изменяется их отношение к учебной деятельности в целом.

–  –  –

Рис. 1. Корреляционная плеяда взаимодействия СУ в УД с компонентами отношения к УД Данные, полученные в результате первого этапа психоло­ го-педагогической технологии, отображены в табл. 1.

–  –  –

Как видно из таблицы 1, в результате проведенного пси­ хологического тренинга, в экспериментальной группе наблюда­ ются положительные изменения показателя «Отношение к това­ рищам по учебе», а также и уровня стрессоустойчивости в учеб­ ной деятельности, и отношения к учебной деятельности в целом.

Подобранная система упражнений, в отличие от тренинга, развивающего уровень взаимоотношений в группе, может быть использована как в полном объеме, для развития выделенных личностных свойств студентов, которые способствуют выявле­ нию пониженной стрессоустойчивости в учебной деятельности, так и отдельных компонентов, выявленных у студентов в про­ цессе исследования и требующих определенной коррекции.

Результаты второго этапа, направленного на развитие у студентов компонентов стрессоустойчивости в учебной дея­ тельности отражены на диаграмме (рис. 2). Данная диаграмма показывает наличие видимых изменений в экспериментальной группе по всем компонентам СУ в учебной деятельности,

–  –  –

Рис, 2. Динамика изменения значений факторов - компонентов стрессоустойчивости «учебной деятельности в экспериментальной и контрольной группах Обобщенные данные, полученные по результатам внедрения психолого-педагогической технологии представлены на рис 3.

Диаграмма отражает динамику изменения среднегрупповых по­ казателей стрессоустойчивости, отношения к учебной деятель­ ности и учебной успеваемости в экспериментальной и контрольной группах.

–  –  –

Рис. 3. Динамика изменения среднегрупповых показателей стрессо­ устойчивости, учебной успеваемости и отношения к учебной деятельности в экспериментальной и контрольной группах В результате проведенной опытно-экспериментальной работы отмечена положительная динамика уровней развития стрессоустойчивости и позитивного отношения к учебной дея­ тельности в учебной группе (см. табл. 2, 3).

Таблица 2 Динамика уровней развития стрессоустойчивости в учебной деятельности в экспериментальной и контрольной группах

–  –  –

В целом, данные, полученные в результате реализации психолого-педагогической технологии развития позитивного отношения студентов к учебной деятельности путем повышения их стрессоустойчивости свидетельствуют о том, что развитие у студентов вузов устойчивости к стрессу не только способствует созданию эмоционально устойчивой, психологически здоровой личности, способной к саморегуляции, успешной адаптации и социализации в обществе, но также способствует развитию по­ ложительного отношения к учебной деятельности, что повыша­ ет результативность ее показателей. А это, в свою очередь, по­ вышает уровень профессиональной подготовки специалистов в высшей школе.

Таким образом, цель исследования достигнута, поставлен­ ные задачи решены, гипотеза доказана.

Полученные в исследовании теоретические и опытно-экспе­ риментальные данные позволяют сделать следующие выводы:

1. Стрессоустойчивость студентов в учебной деятельности является комплексным свойством личности, включающим такие личностные компоненты, как низкая личностная и ситуативная тревожность, низкий уровень нервно-психического напряжения, адекватная самооценка, высокая работоспособность, эмоцио­ нальная устойчивость, которое обеспечивает успешное дости­ жение цели деятельности и реализуется в когнитивной, эмоцио­ нальной, мотивационнои и поведенческой сферах деятельности личности.

2. Позитивное отношение студентов к учебной деятельно­ сти определяется как сознательная, избирательная, активная по­ зиция студента, характеризующаяся с эмоциональной стороны ее принятием, с содержательной стороны - гармонией мотивов в процессе развития стрессоустойчивости через положительные результаты учебной деятельности.

3. Факторами, влияющими на развитие стрессоустойчиво­ сти и позитивного отношения к учебной деятельности, являются такие внешние факторы, как «педагогическое воздействие», «межличностное взаимодействие», «система деятельностей в вузе», «стимулирование»; и внутренние - психофизиологиче­ ские, социально-психологические, психолого-педагогические особенности личности;

4. Психолого-педагогическая технология повышения уров­ ня стрессоустойчивости студентов, представляющая собой со­ вокупность психолого-педагогических методов, техник, прие­ мов, средств, влияет на развитие позитивного отношения сту­ дентов к учебной деятельности.

Основные публикации по теме диссертации Статьи в периодических изданиях, рекомендованных ВАК РФ для публикаций научных исследований, проведенных при подготовке кандидатских диссертаций:

1. Андреева, А.А. Инновационная диагностика измере­ ния стрессоустойчивости студентов в процессе модульнорейтинговой системы контроля обучения / А.А. Андреева // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. - Вып. 11(67). - С. 55-64.

Статьи в других научных сборниках, научно-практических журналах:

2. Андреева, А.А. К вопросу о диагностике стрессоустойчи­ вости у студентов / А.А. Андреева // Практическая психология:

от фундаментальных исследований до инноваций: Мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. 26 ноября 2006; Фед. агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. Тамбов, 2007.-С. 303-307.

3. Андреева, А.А. Анализ механизмов совладающего пове­ дения в развитии стрессоустойчивости / А.А. Андреева // Пси­ хология в современном информационном пространстве: Мат-лы Междунар. науч. конф. / Смол.гос. ун-т. - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2007.-Ч. 1.-С. 14-18.

4. Андреева, А.А. Стрессоустойчивость педагога и психоло­ гический климат классного коллектива / М.И. Старое, А.А. Ан­ дреева // Социальная психология в образовании: проблемы и перспективы: Мат-лы Междунар. науч. конф.: в 2 ч. - Саратов:

«Научная книга», 2007. - Часть 2. - С. 186-189.

5. Андреева, А.А. Формирование стрессоустойчивости как условие улучшения психологического здоровья студентовпсихологов / А.А. Андреева // Психологические чтения. Человек в условиях социальных изменений: Мат-лы Всеросс. науч.практ. конф. с междунар. участием. Вып. 4, Часть I. - Уфа:

Изд-во БГПУ, 2007. - С. 279-283.

6. Андреева, А.А. Факторы, влияющие на уровень стресса и стрессоустойчивости в учебной деятельности / А.А. Андреева // Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций: Мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. 5 декабря 2007; Фед. агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. Тамбов, 2007. - С. 149-150.

7. Андреева, А.А. Методологические основы изучения стрессоустойчивости студентов в учебной деятельности / А.А. Андреева // XIII Державинские чтения. Институт психоло­ гии. Институт физической культуры: Мат-лы науч. конф. препо­ давателей и аспирантов. Февр. 2008 г.; Фед. агентство по обра­ зованию, Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. Тамбов, 2008. Андреева, А.А. Психолого-педагогический фактор и его влияние на уровень стрессоустойчивости студента в учебной деятельности / А.А. Андреева, М.И. Старов // Социальнопсихологические проблемы профессионального развития спе­ циалиста в современных условиях: Мат-лы первого Междунар.

Фед. агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Держа­ вина. Тамбов, 2008. - С. 5-9.

9. Андреева, А.А. Повышение стрессоустойчивости будуще­ го психолога в процессе обучения актерской технике / М.И. Старое, А.А. Андреева // Потенциал личности: комплекс­ ная проблема: Мат-лы седьмой Междунар. конф. (заочн.) 5 июня 2008 г.: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008. - С. 120-123.

10. Андреева, А.А. Активные групповые методы повышения стрессоустойчивости студентов в учебной деятельности / А.А. Андреева // Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций: Мат-лы Ш Междунар. науч.-практ.

конф. 10 октября 2008г. / Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2008. - С. 243-248.

11. Андреева, А.А. Психологический тренинг как способ по­ вышения стрессоустойчивости студентов в учебной деятельно­ сти / А.А. Андреева // Адаптация личности в современном мире.

Межвуз. сб. науч. тр. - Саратов: Изд-во «Научная книга», 2008. Вып. 1.-С. 17-22.

12. Андреева, А.А. Отношение студентов к учебной дея­ тельности как предмет изучения педагогической психологии / А.А. Андреева // Психологические подходы к изучению лично­ сти в системе «человек - общество»: Междунар. сборник науч.

ст. - Свети Николе: Международный славянский институт. Фи­ лиал Македония, 2008. - С. 11-17.

13. Андреева, А.А. Развитие стрессоустойчивости в учебной деятельности как условие улучшения психологического здоро­ вья / М.И. Старов, А.А. Андреева // Фундаментальная наука ресурс сохранения здоровья здоровых людей: Мат-лы Между­ нар. конгресса. - Тамбов, 2008. - С. 351-356.

Подписано в печать 19.02.2009 г. Формат 60x84/16. Объем 1,5 п.л.

Тираж 100 эю. Захаз № 1109. Бесплатно.

–  –  –

«38 Psychology. Historical-critical Reviews and Current Researches. 3`2016 УДК 159.9 Publishing House ANALITIKA RODIS ([email protected]) http://publishing-vak.ru/ Психологическое консультирование в процессе сопровождения профессионально-личностного развития руководителей органов внутренних дел Тюнис Лариса Юрьевна Стар...»

«ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайский государственный университет» ПРИКАЗ Г. БАРНАУЛ 2081/ с 13.08.2009. О ЗАЧИСЛЕН...»

«Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Психолого-педагогический центр содействия развитию личности» Рассмотрена и принята «Утверждено» Педагогическим советом Приказом № от 2015г. Протокол № от.20...» Учитель физики Усеинова Алевтина Алексеевна 1 квалификационной категории МБОУ “СОШ № 28” Города Воронежа Содержание Пон...» 13.00.08 – теория и методика профессионального образования Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук Моск...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - разные матриалы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка