Лихо одноглазое из греческих мифов. Лихо одноглазое - славянская мифология

Ж ил один кузнец. «Что, - говорит, - я горя никакого не видал. Говорят, лихо на свете есть; пойду поищу себе лихо». Взял и пошёл, выпил хорошенько и пошёл искать лихо. Навстречу ему портной.

Здравствуй!

Здравствуй!

Куда идёшь?

Что, брат, все говорят: лихо на свете есть: я никакого лиха не видал, иду искать.

Пойдём вместе. И я хорошо живу и не видал лиха; пойдём поищем.

Вот они шли-шли, зашли в лес, в густый, тёмный, нашли маленькую дорожку, пошли по ней - по узенькой дорожке. Шли-шли по этой дорожке, видят: изба стоит большая. Ночь; некуда идти.

Сём, - говорят, - зайдём в эту избу.

Вошли; никого там нету, пусто, нехорошо. Сели себе и сидят. Вот и идёт высокая женщина, худощавая, кривая, одноокая.

А! - говорит. - У меня гости. Здравствуйте.

Здравствуй, бабушка! Мы пришли ночевать к тебе.

Ну, хорошо; будет что поужинать мне!

Они перепугались. Вот она пошла, беремя дров большое принесла; поклала в печку, затопила. Подошла к ним, взяла одного, портного, и зарезала, посадила в печку и убрала .

‎ Кузнец сидит и думает: что делать, как быть? Она взяла - поужинала. Кузнец смотрит в печку и говорит:

Бабушка, я кузнец.

Что умеешь делать-ковать?

Да я всё умею.

Скуй мне глаз.

Хорошо, - говорит, - да есть ли у тебя верёвка? Надо тебя связать, а то ты не дашься; я бы тебе вковал глаз.

Она пошла, принесла две верёвки, одну потоньше, а другую толще. Вот он связал её одною, которая была потоньше.

Ну-ка, бабушка, повернися!

Она повернулась и разорвала верёвку.

Ну, - говорит, - нет, бабушка! Эта не годится.

Взял он толстую верёвку да этою верёвкою скрутил её хорошенько.

Повернись-ка, бабушка!

Вот она повернулась - не порвала. Вот он взял шило, разжёг его, наставил на глаз-то ей на здоровый, взял топор да обухом как вдарит по шилу. Она как повернется - и разорвала верёвку, да и села на пороге.

А, злодей, теперича не уйдёшь от меня!

Он видит, что опять лихо ему, сидит, думает: что делать? Потом пришли с поля овцы; она загнала овец в свою избу ночевать. Вот кузнец ночевал ночь. Поутру стала она овец выпускать. Он взял шубу, да вывернул шерстью вверх, да в рукава-то надел и подполз к ней, как овечка. Она все по одной выпускала; как хватит за спинку, так и выкинет её. И он подполз; она и его хватила за спинку и выкинула. Выкинула его, он встал и говорит:

Прощай, Лихо! Натерпелся я от тебя лиха; теперь ничего не сделаешь.

Она говорит:

Постой, ещё натерпишься, ты не ушёл!

‎ И пошёл кузнец опять в лес по узенькой тропинке. Смотрит: в дереве топорик с золотой ручкой; захотел себе взять. Вот он взялся за этот топорик, рука и пристала к нему. Что делать? Никак не оторвёшь. Оглянулся назад: идёт к нему Лихо и кричит:

Вот ты злодей, и не ушёл!

Кузнец вынул ножичек, в кармане у него был, и давай эту руку пилить; отрезал её и ушёл. Пришёл в свою деревню и начал показывать руку, что теперь видел лихо.

Вот, - говорит, - посмотрите - каково оно: я, - говорит, - без руки, а товарища моего совсем съела.

Тут и сказке конец.

Жил кузнец припеваючи, никакого лиха не знал.

– Что это, – говорит кузнец, – никакого я лиха на веку своем в глаза не видал! Хоть посмотрел бы, какое там такое лихо на свете.

Вот и пошел кузнец лиха искать. Шел, шел, зашел в дремучий лес; ночь близко, а ночевать негде и есть хочется. Смотрит по сторонам и видит: неподалеку стоит большущая изба. Постучал – никто не отзывается; отворил дверь, вошел – пусто, нехорошо! Забрался кузнец на печь и лег спать не ужинавши.

Стал было уже засыпать кузнец, как дверь отворилась, и вошло в избу целое стадо баранов, а за ними Лихо – баба огромная, страшная, об одном глазе. Понюхало Лихо по сторонам и говорит:

– Э, да у меня, никак, гости; будет мне, Лиху, что позавтракать: давненько я человеческого мяса не едало.

Вздуло Лихо лучину и стащило кузнеца с печи, словно ребенка малого.

– Добро пожаловать, нежданный гость! Спасибо, что забрел; чай, ты проголодался и отощал, – и щупает Лихо кузнеца, жирен ли, а у того от страха все животики подвело.
– Ну, нечего делать, давай сперва поужинаем, – говорит Лихо; принесло большое беремя дров, затопило печь, зарезало барана, убрало и изжарило.

Сели ужинать. Лихо по четверти барана за раз в рот кладет, а кузнецу кусок в горло не идет, даром что целый день ничего не ел. Спрашивает Лихо у кузнеца:

– Кто ты таков, добрый человек?
– Кузнец.
– А что умеешь ковать?
– Да все умею.
– Скуй мне глаз!
– Изволь, – говорит кузнец, – да есть ли у тебя веревка? Надо тебя связать, а то ты не дашься: я бы тебе вковал глаз.

Лихо принесло две веревки – одну толстую, а другую потоньше. Кузнец взял веревку потоньше, связал Лихо, да и говорит:

– А ну-ка, бабушка, повернись! Повернулось Лихо и разорвало веревку. Вот кузнец взял уже толстую веревку, скрутил бабушку хорошенько.
– А ну-ка теперь повернись!

Повернулось Лихо и не разорвало веревок.

Тогда кузнец нашел в избе железный шкворень, разжег его в печи добела, поставил Лиху на самый глаз, на здоровый, да как ударит по шкворню. Повернулось Лихо, разорвало все веревки, вскочило как бешеное, село на порог и крикнуло:

– Хорошо же, злодей! Теперь ты не уйдешь от меня.

Пуще прежнего испугался кузнец, сидит в углу ни жив ни мертв; так всю ночку и просидел – даром что спать хотелось. Поутру стало Лихо выпускать баранов на пашню, да все по одному: пощупает, точно ли баран, хватит за спину да и выкинет за двери. Кузнец вывернул свой тулуп шерстью вверх, надел в рукава и пошел на четвереньках. Лихо пощупало: чует – баран, схватило кузнеца за спину да и выкинуло из избы.

Вскочил кузнец, перекрестился и давай бог ноги. Прибежал домой; знакомые его спрашивают:

– Отчего это ты поседел?
– У Лиха переночевал, – говорит кузнец, – знаю я теперь, что такое лихо: и есть хочется, да не ешь, и спать хочется, да не спишь.

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Загадки великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, загадки СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная история.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

«Когда я приезжаю в «Пермь-36», у меня есть ощущение памяти, которую необходимо хранить… Как только последний из нас забудет, как все было на самом деле, так все тут же начнётся снова. Поэтому помнить необходимо», - сказал Андрей Макаревич на Международном гражданском форуме «Пилорама», в шестой раз прошедшем йа территории музея-лагеря «Пермь-36» - единственного в России мемориального комплекса истории политических репрессий.

Могущество человека сегодня очевидно. Нажатием всего нескольких кнопок он способен уничтожить всю жизнь на Земле. Однако это могущество и ограничено. Пока мы не можем предотвратить ни засуху, ни катастрофическое наводнение, ни извержение вулкана, землетрясение, цунами… Последствия же их всегда одни и те же: помимо гибели множества людей, большие участки земли становятся непригодными для дальнейшего проживания, а это влечёт за собой миграцию народов. И очень возможно, что они придут в другую страну не с рукой, протянутой за помощью, а с оружием!

Тосканская маркграфиня Матильда родилась в XI веке, а умерла уже в XII. По тем временам она была личностью уникальной: властная и жёсткая, она не просто участвовала в политических интригах, но и вела полноценные военные действия. В историю она вошла как ярая сторонница папы римского Григория VII.

Небо, как известно, не слишком благосклонно к женщинам. В 30-е годы прошлого века пилотами за редкими исключениями были мужчины. Именно они ставили мировые рекорды скорости, высоты, дальности полётов. Но неожиданно в эту мужскую профессию ворвалась молодая амбициозная американка, которой удалось побить многие мужские рекорды. Недаром на родине её называли не иначе как «королева скорости».

23 марта 1989 года капитан Джозеф Хейзелвуд зашёл в бар в портовом городе Вальдес на Аляске. Было 16 часов, и у него выдалось несколько часов свободного времени, пока на нефтяном терминале перекачивали в танкер 200 миллионов литров сырой нефти. Хейзелвуд играл в дартс со своими помощниками и пил водку. Тёплая компания весь вечер отдыхала в баре.

Свастика (санскр.) - крест с загнутыми под прямым углом (реже - дугой) концами. Возможно, древний символ плодородия, солнца, скрещённых молний, молота Тора и тому подобного. Как орнаментальный мотив встречается в искусстве древних культур, а также в античном, европейском средневековом и народном искусстве. В фашистской Германии использовалась как государственная эмблема, отличительный знак нацистской партии, стала символом варварства и насилия. Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2000

Когда в Риме складывали хворост для костра Джордано Бруно, в Неаполе инквизиторы бросили в темницу другого мятежного монаха. Это был Томмазо Кампанелла. Как и Бруно, его считали не только философом, но также астрологом и магом.

В статьях, о которых сказано выше, говорилось о том, что в глубокой древности, скорее всего, во времена праиндоевропейцев, когда языческие верования имели свою единую форму, существовало поверие в одноглазых богов, в частности, бога дня, света и жизни с одним глазом — Солнцем, и богом ночи, тьмы и загробного мира с одним глазом — Луной. Впоследствии, когда единый народ расселился по всей земле и заметно видоизменил языческие верования, данный атрибут приобрел разнообразные формы, однако сохранил особую связь с одним глазом-солнцем и глазом «плохим», лунным глазом или даже мертвящим глазом. В Греции такими оказались великаны циклопы, в Египте бог Солнца Хор, в скандинавских странах — одноглазый Один. В этих статьях, затрагивая тему одноглазых богов в культурах мира, мы рассматривали Кощея-Чернобога и его последующую ипостась в двоеверии — Святого Касьяна. При этом совсем забыли упомянуть про такое мифологическое существо, которое явно является одним из образов бога «тёмного» мира, как Лихо одноглазое .

Лихо одноглазое можно назвать тем самым недостающим элементом, который мы пытались найти в предыдущих статьях, описывая языческих богов различных стран мира и пытаясь найти их взаимосвязь со славянскими богами. В сказках Лихо предстаёт женщиной-великаншей с одним глазом. В одной из русских народных сказок говорится, что к великанше приходит кузнец. Лихо принимает гостя и просит его сковать ей второй глаз, на что кузнец, почуяв, что великанша может его съесть, хитростью выкалывает ей и второй глаз, после чего, развернув тулуп шерстью наружу, прикидывается бараном и сбегает. Как же можно расшифровать эту сказку, которая, по всей видимости, является преобразованным языческим мифом, дошедшим до нас в виде детской страшилки?

Во-первых, здесь мы опять же имеем дело с или путешествием героя в подземный мир, который часто наблюдается в различных культурах мира. Главный герой отправляется в тёмный лес, где встречает хозяина этого тёмного леса. Если вспомнить теорию катабасиса, судя по которой, с ходом времени путешествие главного героя переместилось из подземного мира в тёмный и непроходимый лес, то здесь мы можем увидеть как раз этот случай, сравнимый с другими сказками, где главный герой отправляется на встречу с хозяйкой тёмного леса (подземного мира) Бабой Ягой () или с Кощеем Бессмертным (Чернобогом). Сюжет путешествия практически идентичен, так что можно уверенно сказать, что Лихо является властительницей подземного мира, то есть той самой Мораной.

Стоит также сказать и про образ героя, который является кузнецом. Во многих сказках главными героями-победителями являются именно кузнецы, так что, скорее всего, в сказке сокрыт некий древний миф о боге-кузнеце и подземной владычице Моране.

В хитросплетениях взаимосвязи богов различных стран мира можно легко запутаться, однако здесь мы попробуем сравнить греческий миф со сказкой о Лихо одноглазом и с предположением, что Морана являлась одной из трёх богинь-судьбы. В древнегреческой мифологии описана история Геркулеса, который крадёт единственный глаз у богинь-судьбы мойр. Не правда ли, это очень схожий сюжет?! В одной из предыдущих статей « » мы пришли к мнению, что одной из богинь судьбы как раз является Морана — богиня подземного мира, богиня смерти, которая обрезает нить жизни. Если предположить, что эти рассуждения верные, то здесь мы увидим тесную взаимосвязь двух языческих верований, поверий в одноглазую богиню, у которой крадут последний глаз, которая является хозяйкой подземного мира мёртвых и одной из богинь-прях судьбы.

Лихо одноглазое, по причине того, что кузнец выкалывает ей последний глаз, стало синонимом неразборчивости бед, несчастий и смертей, когда божество, причиняющее различные страдания и забирающее в свой мир души людей, не разбирает, кому причиняет несчастья и кого забирает в мир мёртвых. Таким образом, «Лихо одноглазое» — одно из наименований Мораны, которое означает, что иногда богиня причиняет беды людям, которые достойны счастья, тогда как злые люди продолжают радоваться жизни, и забирает жизни людей, достойных дальнейшего существования, тогда как настоящие злодеи и преступники продолжают ходить по земле, как ни в чём не бывало.

Сайт «Fun Gun Net» создан специально для поклонников Counter Strike. Рулетка кс го для бомжей поможет вам быстро приобрести необходимые для игры вещи. Помимо этого, есть возможность игры на вещи для Dota 2 и TeamFortress.

Лихо – в мифологии восточных славян комплексная аллегория неблагоприятного стечения обстоятельств, основанного на человеческих проступках. До наших дней дошла поговорка «Не буди лихо, пока оно тихо», которая великолепно отражает всю сакральную сущность этого образа. Лихо – это дух зла, который активизируется только тогда, когда сам человек поступает не правильно, говорит лишнее или делает что-то в вразрез с установленными традициями.Фактически Лихо является нежитью, но его функции в этом отношении строго ограничены.

Это существо – метафора Вселенской справедливости, которая определяет, что каждый человек обязан отвечать за свои поступки, как за хорошие, так и за плохие. Ведь по легендам Лихо само по себе никогда не нападет, они лишь отвечает на сторонние воздействия. И совсем не зря местом обитания Лиха наши предки определили болото. Ведь болото у славян считалось местом нечистым, опасным, имеющим в себе максимальную концентрацию отрицательной энергии. А если учесть, что болото обычно образуется в низине, которая легко может оказаться результатом карстовых пустот, то негативная специфика этого места становится абсолютно очевидной. Человеку в таком месте делать нечего, если, конечно, он не является служителем какого-либо культа Дасуней. То есть болото – это запретное место, где человеку находиться не следует и если он нарушает установленные правила, то к нему рано или поздно приходит расплата, сконцентрированная в образе того самого Лиха болотного.

В физическом плане разные легенды изображают Лихо по-разному. В одних говорится, что это огромных размеров великан, рост которого превышает высоту самых высоких деревьев. Это очень сильное, свирепое и мстительное существо, встреча с которым почти всегда означает неминуемую гибель. Кроме того, Лихо способно проклинать человека, насылая на него череду неудач, также способную в конечном итоге привести к летальному исходу. То есть это чудовище плюс ко всему вполне определенно обладает магическими способностями.По другим легендам Лихо – страшная высокая сутулая, но очень сильная женщина-нежить, которая наряду с нечеловеческой силой и реакцией обладает чрезмерно развитым обонянием. В связи с постоянной в болоте или в непосредственной близости от него цвет кожи и волос Лиха имеет грязно-зеленый оттенок.При этом все легенды сходятся в одном – Лихо имеет всего один глаз. Поэтому очевидно, что зрение этого создания оставляет желать лучшего, чем герои легенд и пользовались для победы над этим чудовищем. Хотя, строго говоря, одолеть Лихо никому никогда не удавалось, лишь немногие смогли скрыться от него. Вероятно, это существо неуязвимо для земного оружия.

Так или иначе, но человек всегда сам виноват в появлении Лиха. Чаще всего причина заключается в его слабости, лени, не желании что-то менять. То есть для людей сильных и волевых вероятность встречи с Лихом сведена к минимуму.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка