|
Османы достигли высокого уровня архитектуры. Освоенная ими техника создания огромного внутреннего пространства при помощи сводов, куполов, полукуполов и колонн, позволила создать эстетическую и элегантно утонченный стиль в исламской архитектуре. И по сей день можно найти объекты в стиле Османской архитектуры на бывших территориях империи . Сельджукская архитектураФорма и стиль «сельджукской» монументальной архитектуры по существу были обязаны своим образованием армянскому зодчеству и его творцам. Кроме того, ряд форм «сельджукской» архитектуры являлись прямым воспроизведением форм армянских строений . Помимо этого, ряд архитекторов и зодчих строивших сельджукские строения, являлись армянами по происхождению. Однако кроме армянского влияния, сельджуки интегрировали в свою архитектуру элементы персидской архитектуры. Чаще всего сельджуки строили свои здания из кирпича, а внутренние и внешние стены оформлялись из мрамора, извести, гипса и т. д. Ещё в 11 в. тюрки-сельджуки завоевали значительную часть Малой Азии, создав на её территории несколько независимых эмиратов. Сельджукские правители оставляли после себя многочисленные мавзолеи и медресе, построенные в традиционном для этих мест стиле. Ранний Османский периодВ начале XIV века были созданы первые Османские бейлики . В этот период османское искусство находилось в поиске новых идей. В столице Османов Бурсе была построена первая куполообразная мечеть сельджуков - Улу джами (1396-1400). Построенные в Стамбуле в период завоевания города мечеть Баязида II (1501-1506) считается произведениями раннего периода. К этому периоду также можно отнести мечети Фатих (1470), мечеть Махмут-паши (1464), дворец Топкапы (1475-1478). Классический периодКлассический период османской архитектуры в значительной степени связан с работами Мимара Синана . Этот архитектор сумел объединить и создать гармонию из различных архитектурных элементов и влияний, которые ране были приняты османской архитектурой . В мечетях, построенных Синаном, использовался купол похожий на купол собора Святой Софии, но с изменённой пропорцией и освобождением от колоннад, что в совокупности с большими окнами добавило больше света внутри помещений . В мечетях классического периода стали включаться внутренние дворы. Образцы османской архитектуры классического периода помимо Турции сохранились также на Балканах, в Венгрии, Египте, Тунисе, Алжире и других странах бывшей Османской империи. Поздний периодЗаключительный период архитектуры в Османской империи начался после XX веке после прихода к власти младотурков (1908-1909 года). Этот период назывался «Национальным архитектурным Ренессансом» . В архитектуре этого периода начали применяться современные строительные технологии и материалы, такие как железобетон, железо, сталь, и стекло. Первоначально, этот стиль был призван способствовать патриотизму и исторической идентичности многонациональной Османской империи, но к концу Первой мировой войны, после создания Турецкой Республики, он был принят турецкими националистами для внедрения в сознание турков чувства патриотизма. В этой роли, она продолжается влиять на дальнейшую архитектуру Турции. Один из самых ранних и наиболее важных примеров этого стиля является главное здание стамбульской почтовой службы (англ. Istanbul Central Post Office ), завершённое в 1909 году . В Анкаре, самая ранняя постройка в этом стиле является здание Национального Собрания Турецкой Республики (1917 г.), в котором сейчас находится Музей войны за независимость. Напишите отзыв о статье "Османская архитектура"Примечания
Ссылки
1 слайд
2 слайд Об османской архитектуре этого периода следует рассказать несколько подробнее, поскольку архитектурные произведения могут отражать уровень развития производительных сил, идеологических систем и эстетических воззрений. Османская архитектура сложилась на рубеже XV и XVI вв., достигнув своего расцвета в XVI в при зодчем Синане, сооружения которого стали образцом для османских архитекторов и вызвали многочисленные подражания в других странах Востока. XVII век был временем застоя для османского строительного искусства, архитекторы решались лишь повторять достижения мастеров прошлого. В конце XVII - начале XVIII в. османское искусство испытывает некоторое влияние персидского, а затем европейского искусства. Ко времени правления Ахмеда III относят возникновение стиля "ла-ле" (т. е. "тюльпан"), который особенно характерен для периода 1718-1730 гг.
3 слайд
4 слайд Мечеть Султана Ахмеда- первая по величине и одна из самых красивых мечетей Стамбула. Мечеть насчитывает шесть минаретов: четыре, как обычно, по сторонам, а два чуть менее высоких - на внешних углах. Она считается одним из величайших шедевров исламской и мировой архитектуры.
5 слайд Мечеть расположена на берегу Мраморного моря в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет напротив Собора Святой Софии. Мечеть является одним из символов города.
6 слайд В начале правления Ахмеда, Османская империя вела одновременно две войны с Австрией и Ираном. 11 ноября 1606 года с Австрией был подписан Житваторокский мир, согласно которому османы отказывались от требования ежегодной дани с Австрии и признали императорский титул Габсбургов. Это поражение и другие события привели к тому, что авторитет Турции был подорван, и султан Ахмед I решил построить мечеть и таким образом умилостивить Аллаха. К тому же, турецкие султаны уже в течение сорока лет не возвели ни одной новой мечети.
7 слайд Строительство мечети началось в августе 1609 году, когда султану было 19 лет. Предшественники Ахмеда за строительство мечетей платили тем, что было добыто в ходе войн, но так как Ахмед I не выиграл ни одной значительной войны, ему пришлось использовать деньги из своей сокровищницы. Организация и описание работ были тщательно записаны и уместились в шести томах, которые сейчас хранятся в библиотеке дворца Топкапы. Место было выбрано сразу, из-за близости ко дворцу Топкапы. Архитектор мечети - Седефкар Мехмет Ага, являвшийся учеником и главным помощником архитектора Синана и, который решил превзойти своего учителя. Мехмет Ага до выявления архитектурных особенностей служил в янычарском полку, где руководил сооружениями, связанными с водоснабжением.
8 слайд Центральный купол с тремя экседрами Мечеть строилась в составе огромного архитектурного комплекса,в состав которого вошли: медресе, больница, благотворительные заведения, кухни, караван-сарай. В XIX столетии больница и караван-сарай были разрушены.
9 слайд Четыре минарета мечети имеют по три балкона и два минарета по два балкона. Первоначально балконов было 14 в соответствии с количеством османских султанов - предшественников Ахмеда I, включая его самого. Позднее прибавилось ещё два балкона, так как к султанам причислили сыновей Ахмеда I. Рядом с мечетью находится мавзолей, в котором похоронен сам Ахмед I.
10 слайд По легенде султан приказал построить стандартное количество (4) золотых (алтын) минарета, но архитектор что-то напутал и построил шесть (алты) минаретов. Строительство мечети длилось семь лет и было завершено в 1616 году, за год до смерти султана.
11 слайд Название «Голубая мечеть» мечеть получила благодаря огромному количеству (более 20 тыс.) белых и голубых изникских керамических изразцов ручной работы, которые использовались в декорациях интерьера. Мечеть была изображена на банкноте, достоинством в 500 лир, которые были в ходу с 1953 по 1976 год.
12 слайд
13 слайд Мечеть Сулеймание (Сулеймание-джами) - вторая по значению и первая по размерам мечеть Стамбула (первая по значению - мечеть Султана Ахмета), вмещает более 5000 верующих. Мечеть расположена в старой части города, в районе Вефа. Мечеть сооружена по приказу Султана Сулеймана Законодателя архитектором Синаном в 1550-1557 годах. Султан Сулейман Законодатель лишь к 30-летию своего восшествия на престол решил воздвигнуть мечеть своего имени, одну из выдающихся мечетей Стамбула. Зодчий мечети Синан вошёл в историю как "зодчий, которому не нужна архитектурная планировка".
14 слайд В день открытия мечети, Синану была оказана честь взять в руки золотой ключ от ворот. Здание мечети считается самым устойчивым к землетрясениям, ибо фундамент его переполненный водой по образцу водохранилищ, защищал здание. На открытии мечети, Синан провозгласил следующее: "Эта мечеть будет стоять вечность". Эти слова выдающегося зодчего доказывает история землетрясений 500-летней давности.
15 слайд Внутри тюрбе, 8 гробниц, три из них принадлежат падишахамЗдесь похоронены и два других османских султана - Султан Ахмед 2-й и Султан Сулейман 2-й. Здесь же находится гробница дочери Султана Сулеймана Законодателя Михриман. Рядом с тюрбе султана Сулеймана Законодателя, имеется еще одна тюрбе, принадлежащая его жене, дочери русского священника, матери последующего падишаха Селима 2, принимающей самое близкое участие в государственных делах султанши Хуррем (настоящее имя Роксолана) Рядом с мавзолеем мечети, на северо-западе, появились гробница зодчего Синана Предание, об известных минаретах это полулегендарный рассказ о драгоценных камнях, которые персидский шах Тахмасиб послал Султану Сулейману с откровенным намеком на то, что у него не хватает средств на завершение строительства, Султан был разгневан на шаха и повелел Синану поместить драгоценные камни в закладке одного из минаретов
Османская архитектура (или, как ее называют, турецкая)- это архитектура Османской империи, возникшая в Бурсе и в Эдирне в XV-XVI вв. и зародившаяся на основе ранней архитектуры Сельджуков. Она также находилась под влиянием иранской, византийской архитектуры, а также Мамлюкских традиций, после завоевания Константинополя турками. В течении почти 400 лет византийские архитектурные артефакты, такие, как Айя-София, служили моделями для многих османских мечетей. Исламская религиозная архитектура, ранее представленная простыми зданиями с обширной декорацией, была преобразована Османами через динамичный архитектурный набор – возведением сводов, куполов, полукуполов и колонн. Из узких и темных залов со стенами, покрытыми инкрустациями, мечеть была преобразована в здание утонченного изящества, сбалансированное эстетически и технически, с намеком на небесное превосходство. И по сей день можно найти объекты в стиле Османской архитектуры на бывших территориях империи, в проектах современных турецких архитекторов в Европе и, в частности, в России. Еще в 11 в. тюрки-сельджуки завоевали значительную часть Малой Азии и создали на ее территории несколько независимых эмиратов. Сельджукские правители объявили себя поборниками ислама и ревностными суннитами. В частности, они оставили после себя многочисленные мавзолеи и медресе, построенные в стиле местных традиций. Историческая справка: В 1071 г. возникло государство турок-сельджуков со столицей в Конье, которое постепенно расширило свои границы почти на всю территорию Малой Азии. Период расцвета Румелийского султаната был временем подъема его культуры. Наиболее яркое проявление сельджукская культура нашла в архитектуре. Султаны, крупные феодалы и сановники, даже купцы для украшения других городов и с целью совершения богоугодных дел строили мечети, медресе (религиозные училища), тюрбе (мавзолеи), ханы (дома для приезжих), караван-сараи на дорогах и пр. Сельджукские правители уделяли много внимания развитию архитектуры и искусства. Благодаря международным связям (в том числе с Ираном и государствами Средней Азии) местные мастера использовали методы строительства и элементы орнамента, принятые в соседних государствах. Со временем в сельджукском искусстве появились собственные художественные приемы, однако иранское влияние (особенно в архитектуре) было доминирующим, из-за чего многие искусствоведы относят сельджукскую архитектуру к персидской школе. На своей родине в Центральной Азии тюрки жили в куполообразных палатках, целесообразных для их среды. Эти палатки позднее приобрели влияние на дальнейшее формирование турецкой архитектуры и декоративных искусств. Когда Сельджуки впервые появились в Иране, они столкнулись с архитектурой на основе старых местных традиций, к которым тюрки оказались восприимчивы. И, что не маловажно, так как проникновение тюрков в Малую Азию происходило через Закавказье, то, как отмечали многие ученые и исследователи, например, И.А.Орбели, для первых сельджукских мечетей прообразом послужили армянские и грузинские церкви. Ранний Османский период Начиная с создания первых Османских бейликов,1300-1453 года составляют ранний или первый Османский период, когда османское искусство находилось в поиске новых идей. Османы воспринимали существующий строй завоеванных городов, и архитектура не стала в этом вопросе исключением. На отвоёванных у византийцев землях военно-феодальная верхушка османов своей столицей избирает Бурсу. Наиболее важными сооружениями того времени являются мечеть Улу джами (1396-1400), Зеленая мечеть (1423), а также мечети в Изнике, столице другого османского бейлика-княжества, и других городах. Священная мечеть в Бурсе Улу Джами была первой Сельджукской мечетью, которая стала многокупольной. После завоевания земель в Европе, Эдирне стал последней Османской столицей, предшествовавшей Стамбулу, и именно здесь мы можем наблюдать заключительные стадии архитектурного развития, кульминацией которых стало строительство крупных мечетей в Стамбуле. Здания, построенные в Стамбуле в период завоевания города, и строительство стамбульской мечети Баязида II (1501-1506) считаются также произведениями раннего периода. К их числу относят мечеть Фатих (1470), мечеть Махмут Паша (1464), дворец Топкапы (1475-1478). Османы интегрировали мечети в гармоничный архитектурный комплект, добавив в их структуру бесплатные столовые для бедных, богословские школы, больницы, турецкие бани и гробницы. Классический период В ходе классического периода (1437-1703) , который последовал за переносом столицы в Стамбул, план мечети претерпевает изменения и включает в себя внутренний и внешний дворики. Внутренний двор и мечеть были неразделимы. Османские султаны уделяли большое внимание украшению столицы, а также созданию великолепных мечетей по всему халифату. Путешествуя по своим владениям, султаны повелевали построить по случаю своего визита то или иное здание (чаще всего мечети, медресе или текийе – помещения для суфиев). Поэтому здания османского типа в этот период были сооружены в Дамаске (текие Сулейманийе), Каире, Багдаде и других городах. В связи с размахом строительства была даже введена специальная должность главного архитектора султана. Кроме того, султаны побуждали своих богатых подданных вкладывать средства в строительство культовых и благотворительных учреждений. Особого размаха строительство в Османской империи достигло в период правления султана Сулеймана Великолепного (1520-1566). Именно в этот период главным архитектором классического периода стал Мимар (Архитектор) Кемаль ад-дин Синан (родился в 1492 г. в Кайсери, умер в 1588 г. в Стамбуле). Великий зодчий Синан Синан начал новую эру в мировой архитектуре. В списке сооружений, которые он построил на обширном пространстве Османской империи, около 300 (предположительно 334) позиций в различных городах. Это – мечети (в том числе две в Крыму), масджиды (квартальные мечети), медресе, дар уль-курра (библиотеки), тюрбэ (гробницы), текке или текийе (суфийские комплексы), имареты (благотворительные учреждения), маристаны (госпитали) водопроводы, мосты, караван-сараи, дворцы, провиантские склады, бани и т.д. Сам архитектор Синан выделял в качестве наиболее удачных три свои работы: мечети Шах-Заде (1543–1548) и Сулейманийе (1549–1557), обе в Стамбуле, а также мечеть Селимийе (1566–1574) в Эдирне. Мечеть Шах-Заде (1548) стала первым серьезным проектом Синана. Она была выстроена по приказу султана Сулеймана Великолепного в память своих двух рано умерших сыновей – Мехмеда и Мустафы. Считается, что именно с нее начинается «золотой век» османской архитектуры. Его вторая значительная работа мечеть Сулеймание (1550-1558) и окружающий ее комплекс, построенный для Сулеймана Великолепного. Мечеть Селимийе (1568-1574) в Эдирне был построен в то время, когда Синан находился в расцвете своего таланта как архитектора. Продолжая традиции византийских зодчих, Синан создавал огромные купола, опиравшиеся с четырех сторон на большие конхи, ниже которых располагались более мелкие своды и арки. Он широко использовал инкрустированные мраморные панели и цветные витражи. В качестве своей базы в классическом периоде использовались элементы Византийской архитектуры соседних балканских стран. Среди наиболее известных работ Синана можно назвать также мечеть Рюстемпаша (1561-1563), мечеть Михриман Султан (1562-1565), мавзолеи Шехзаде, Султана Сулеймана Кануни (Законодателя), Роксоланы и Селима II. Минареты Синана – это всегда стройные башни с каннелированными стволами, «перевязанные» изящным – шюрфэ – балкончиком в верхней части, предшествуя заостренному шпилю. Для архитектуры Синана характерен определенный геометрический ритм: окружность мощного купола и вертикальная устремленность минаретов прекрасно гармонируют со стрельчатыми арками, в избытке украшающими здания. Еще о работах Синана...XVI век Османские зодчие поставили образцом для последующих творений. Здания, такие как Голубая мечеть или Ахмедийе (1609-1616) (сейчас первая по величине и одна из самых красивых мечетей Стамбула) были простой имитацией Синановского стиля. Архитектор мечети - Седефкар Мехмет Ага, являвшийся учеником и главным помощником архитектора Синана, который решил превзойти своего учителя. Мечеть строилась в составе огромного архитектурного комплекса, включающего: медресе, больницу, благотворительные заведения, кухни, караван-сарай. В XIX столетии больница и караван-сарай были разрушены. Сельджукское барокко Во время правления Ахмеда III (1703-1730) и с подачи его великого визиря Ибрагима Паши последовал период мира с Францией, что повлияло на проникновение в Османскую архитектуру стилей барокко и рококо, которые были популярны в Европе в то время. А произведения архитектуры этого периода – медресе Чифтеминаре в Сивасе, медресе Индже Минаре в Конье и т.д., занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот стиль часто называют Сельджукское барокко. После Турции он снова возник в Италии и пользовался популярностью в Османской империи, а декоративные элементы европейских барокко и рококо повлияли даже на религиозные сооружения Османской архитектуры. Излюбленным сюжетом орнаментации османских стиля были гирлянды из фиалок и тюльпанов, выполненные методом резьбы по стуку, мозаика из керамики или разноцветных изразцов. Орнаменты также составлялись из гвоздик, роз, мальвы и шафрана. В орнаменте использовался куст, вокруг которого располагались различные растения, а пустоты заполнял изображениями улиток, ракушек или бабочек. Впоследствии в центре керамических панно стали изображать кипарисы (по суфийской символике, устремленные вверх ветви кипарисов символизируют пренебрежение земным в пользу небесного), вокруг которых изображали вьющиеся растения, цветы или плоды. И, конечно, тюльпан. Родина тюльпанов Люди несведущие склонны полагать, что родина тюльпанов – Голландия. Но это ошибочное представление. Прекрасный цветок появился в Азии и с глубокой древности был известен кочевникам. Тюльпан воспевали в стихах (самые ранние письменные упоминания можно найти в произведениях начала XI века), с ним сравнивали красивых девушек. Турки, также не чуждые прекрасного, вскоре начали культивировать тюльпан у себя на родине. Во времена правления Сулеймана Великолепного (1520–1566) турецкие садовники принялись создавать новые декоративные сорта – за короткий срок их появилось около 300. Любовь турок к тюльпанам расцвела пышным цветом полтора века спустя, во времена правления Ахмеда III (1703- 1730 гг.). И этот период в истории Турции стал "Лале Деври" – "Эрой тюльпанов". Цветы появились повсюду – в орнаментах произведений прикладного искусства, в рукописных миниатюрах, в архитектурных декорах и, конечно, в садах. Луковицы редких сортов тюльпанов стоили дороже золота, покупать и продавать их можно было только в столице. Отчаянные, но небогатые любители тюльпанов рисковали жизнью – воровали цветы из садов султана и его придворных. Естественно, современная Турция отличается от той, давней, но тюльпаны здесь по-прежнему любят, а в последние годы даже стремятся восстановить историческую справедливость – напомнить всему миру, что родина этих прекрасных декоративных цветов находится на Босфоре. Уже несколько лет подряд в апреле сады и парки Стамбула расцветают полями тюльпанов, а в апреле проводится тюльпанный фестиваль. Поздний период В течение XVIII, XIX и начале XX вв. Османская архитектура попадает под влияние европейских стилей. Округлые, волнистые и изогнутые линии преобладают в структурах этого периода, а первые примеры барочной архитектуры появились в XVIII в. в таких зданиях, как Гарем дворца Топкапы, дворец Айналикавак (1603-1617) и мечеть Нур-у Османие (1748-1755), мечеть Зейнеп Султан (1769), мечеть Лалели (1760-1763) и т.д. Мимар Тахир является важным архитектор этого периода. Многие здания были построены в XIX веке с эклектичным миксом различных европейских стилей, таких как барокко, рококо и неоклассицизма архитектуры, включая дворец Долмабахче, дворец Бейлербейи, мечеть Долмабахче (1853-1855) и мечеть Ортакёй (1854-1856). Архитекторы из семьи Балян и братья Фоссати были ведущими специалистами того времени. Некоторые мечети были спроектированы даже с Османской аранжировкой Неоготического стиля, как мечеть Пертевнийал Валиде Султан или Аксарай Валиде Султан (1872) и мечети Йылдыз Хамидийе (1884-1886) рядом с дворцом Йылдыз и бульваром Барбарос. В конце XIX - начале XX вв. Стамбул стал одним из ведущих центров движения «модерн» во главе с архитекторами Александром Vallaury и Раймондо д-Аронко, разработке ряда известных зданий в этом стиле. А в начале XX в турецкие архитекторы Мимар Кямаледдин Бей и Мимар Ведат Бей впервые вводят «турецкий неоклассический» архитектурный стиль, используя многие архитектурные элементы зданий прошлых веков. Примером этого стиля является Главный Почтамт в Стамбуле. Примеры Османской архитектуры классического периода (и не только), помимо Турции, можно увидеть на Балканах, в Венгрии, Египте, Тунисе и Алжире, где строились мечети, мосты, фонтаны и школы. |
||||||||||||||||||||||||||||
КАТЕГОРИИ
|
|||||
|
|||||
ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ
|
© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка
|
|
|
|