Кодификатор по литературе егэ. Из литературы конца XIX – начала XX в

Даже очень хороший пересказ не может заменить самого художественного текста. «Без чтения нет настоящего образования, – говорил своему сыну А.И. Герцен, – нет и не может быть ни вкуса, ни многосторонней шири понимания .

Все эти произведения можно скачать одним архивом. Там всё аккуратно разложено по папкам и в хронологическом порядке. Формат fb2.

Если у вас нет электронного ридера, то ваш админ настоятельно рекомендует заказать здесь или .

Древнерусская литература

"Слово о полку Игореве"

Из литературы XVIII в.

Д.И. Фонвизин . Пьеса «Недоросль»

Г.Р. Державин . Стихотворение «Памятник»

Литература первой половины XIX века

А.С. Грибоедов пьеса "Горе от ума"

В.А. Жуковский стихотворение "Море", баллада "Светлана"

А.С. Пушкин романы: "Капитанская дочка", "Евгений Онегин", поэма "Медный всадник", стихотворения: "Деревня", "Узник", "Во глубине сибирских руд...", "Поэт", "К Чаадаеву", "Песнь о вещем Олеге", "К морю", "Няне", "К***" ("Я помню чудное мгновенье..."), "19 октября" ("роняет лес багряный свой убор..."), "Пророк", "Зимняя дорога", "Анчар", "На холмах Грузии лежит ночная мгла...", "Я вас любил: любовь еще, быть может...", "Зимнее утро", "Бесы", "разговор книгопродавца с поэтом", "Туча", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...", "Погасло дневное светило...", "Свободы сеятель пустынный...", "Подражания Корану" (IX. "И путник усталый на Бога роптал..."), "Элегия", ("Безумных лет угасшее веселье..."), "...Вновь я посетил..."

М.Ю. Лермонтов поэма "Мцыри", роман "Герой нашего времени", "Песня про... купца Калашникова", стихотворения: "Нет, я не Байрон, я другой...", "Тучи", "Нищий", "Из-под таинственной, холодной полумаски...", "Парус", "Смерть поэта", "Бородино", "Когда волнуется желтеющая нива...", "Дума", "Поэт" ("Отделкой золотой блистает мой кинжал..."), "Три пальмы", "Молитва" ("В минуту жизни трудную..."), "И скучно и грустно", "Нет, не тебя так пылко я люблю...", "Родина", "Сон" ("В полдневный жар в долине Дагестана..."), "Пророк", "Как часто, пёстрою толпою окружен...", "Валерик", "Выхожу один я на дорогу..."

Н.В. Гоголь пьеса "Ревизор", поэма "Мертвые души", повесть "Шинель".

Литература второй половины XIX века

А.А. Фет стихотворения: «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…»,«Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»

Н.А. Некрасов поэма "Кому на Руси жить хорошо", стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...»,«Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…»

И.С. Тургенев роман "Отцы и дети"

М.Е. Салтыков-Щедрин сатирические сказки: ("Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил", "Премудрый пескарь", "Дикий помещик", роман "История одного города" (обзорное изучение)

Л.Н. Толстой роман-эпопея "Война и мир"

Ф.М. Достоевский роман "Преступление и наказание"

И.А. Гончаров роман "Обломов"

Н.С. Лесков одно произведение (по выбору экзаменуемого) например, повесть "Левша" или "Леди Макбет Мценского уезда".

А.Н. Островский пьеса "Гроза"

Ф.И. Тютчев стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...»,«Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»),«Природа – сфинкс. И тем она верней...»

Литература конца XIX - начала XX века

А.П. Чехов пьеса "Вишневый сад", рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»

Из литературы первой половины XX века

И.А. Бунин рассказы: "Господин из Сан-Франциско", "Чистый понедельник"

А.А. Ахматова поэма "Реквием", стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...», «Нес теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество»

М. Цветаева стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)

М. Горький пьеса "На дне", рассказ "Старуха Изергиль"

С.А. Есенин стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…»,«Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...»

Б.Л. Пастернак роман "Доктор Живаго" (обзорное изучение с анализом фрагментов), стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест...», «Сосны», «Иней», «Июль»

О.Э. Мандельштам «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»

В.В. Маяковский поэма "Облако в штанах", стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»

А.А. Блок поэма "Двенадцать", стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица,фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге»,«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…»

М.А. Шолохов роман "Тихий дон", рассказ "Судьба человека"

М.А. Булгаков романы: "Мастер и Маргарита", "Белая гвардия" (допускается выбор)

А.Т. Твардовский поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)

А.И. Солженицын рассказ "Матренин двор", повесть "Один день Ивана Денисовича"

А.П. Платонов одно произведение (по выбору экзаменуемого)

Из литературы второй половины XX века

Проза второй половины XX века : Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору)

Поэзия второй половины XX века : Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору)

Драматургия второй половины ХХ века : А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору)

В 2018-2019 учебном году выпускники 9-х классов во всех регионах РФ будут экзаменованы по 5 предметам, в числе которых два будут обязательными (русский язык и математика), а выбор оставшихся трех будет предоставлен самим школьникам и их родителям.

В 2018 году литература оказалась на последнем месте среди необязательных предметов ОГЭ, ведь сдавать данный предмет решили только 3% девятиклассников. Сегодня, по мере того, как приближается момент выбора предметов выпускниками 2019 года, у многих детей и родителей возникает вопрос, стоит ли сдавать ОГЭ по литературе в 9 классе и если да, то сложно ли к нему подготовится. Попробуем разобраться в тонкостях предмета, особенностях КИМов и секретах подготовки к данному экзамену.

Дата проведения

Учащиеся, которым в 2019 году предстоит закончить 9 класс, будут сдавать ОГЭ в конце учебного года. Но, как и в прошлых сезонах, учащимся будет предоставлена возможность пройти испытание досрочно, или же повторить попытку, если с первого раза не получится преодолеть минимальный проходной порог.

Для проведения экзамен по литературе в 9-х классах зарезервированы следующие дни:

Досрочный период

Основной день

Резервный день

13.05.19 / 14.05.19

Основной период

Основной день

Резервные дни

28.06.19 / 01.07.19 / 02.07.19

Осенняя пересдача

1 пересдача

2 пересдача

19.09.19 / 21.09.19

Формат проведения и особенности экзамена по литературе

Литературу, как один из экзаменов ОГЭ 2019 года выберут учащиеся, желающие продолжить обучение в классах филологического профиля, ведь для успешного преодоления испытания необходимо:

  • знать биографии писателей и поэтов;
  • досконально изучить произведения, входящие в список школьной программы;
  • уметь анализировать и сравнивать тексты, составлять портреты героев, давать оценку их действиям;
  • красиво, лаконично и грамотно выражать собственное мнение.

Главная особенность ОГЭ по литературе от других экзаменов, сдаваемых девятиклассниками в 2019 году – это тот факт, что в билете полностью отсутствуют тесты с ответами. Экзаменационный билет 2019 года будет состоять из 2-х частей:

Девятиклассники проходят итоговую аттестацию на базе своей школы.

На выполнение работы экзаменуемым предоставляется 235 минут (3 часа 55 минут).

Часть 1 (анализ текста)

Прежде чем приступить к выполнению заданий 1-й части необходимо ознакомиться с двумя предложенными вариантами и выбрать для анализа только один, наиболее близкий и понятный.

Важно! Выполнять сразу оба варианта нельзя.

Объем развернутого ответа должен примерно составить:

Не стоит использовать слишком сложные речевые конструкции. Пусть текст будет лаконичным, но при этом читабельным и наполненным глубоким смыслом.

Часть 2 (сочинение)

Больше всего выпускники, привыкшие на контрольных срезах по разным предметам просто отвечать на тесты, боятся сочинения, которое является неотъемлемой частью ОГЭ 2019 года по литературе.

На самом деле большинство выпускников, заканчивающих 9 класс, без проблем выполняют вторую часть ОГЭ по литературе и в 2019 году экзаменуемым тоже бояться нечего. Также стоит знать, что:

  • в процессе написания сочинения разрешено пользоваться полным текстом художественного произведения;
  • объем сочинения должен быть 200 слов (работы менее 150 слов не оцениваются);
  • свои суждения необходимо аргументировать, используя фрагменты из текста;
  • при анализе произведения важно не искажать авторскую позицию.

Оценивание работ

Работы ОГЭ 2019 по литературе не содержат тестовой части, а потому в полном объеме оцениваются независимыми экспертами. Для выставления итогового балла каждая работа будет проверена двумя учителями. В результате возможны такие варианты развития события:

  • Оценки сошлись – все отлично, балл определен и его заносят в документацию.
  • В оценках двух экспертов есть разбежность не превышающая 2-х баллов –выставляют среднее арифметическое.
  • Оценки экспертов отличаются более чем на 2 балла – привлекают третьего специалиста, мнение которого и будет решающим.

Оценка, полученная девятиклассником на ОГЭ по литературе в 2019 году, будет влиять на балл аттестата. При переводе тестовых баллов по данному предмету в оценки используют специальную таблицу соответствия:

Таким образом, если подготовка к ОГЭ по литературе в 2019 году была слабой, а целью выпускника было преодоление минимального порога сдачи, то ему будет достаточно получить всего 7 тестовых баллов. Если же предмет был выбран с целью поступления в профильный класс или колледж, потребуется набрать минимум 15 тестовых баллов, что уже соответствует оценке «4».

Поскольку ОГЭ по литературе имеет свою особую специфику, начинать подготовку к экзамену выпускникам 2019 года необходимо как можно раньше, ведь необходимо будет прочитать достаточно большой объем литературы (список произведений приведен ниже) и проработать основные темы сочинений.

С чего начать?

Шаг 1. Ознакомится с требованиями к экзаменационной работе, ознакомившись с кодификатором и спецификациями.

Шаг 2. Читаем произведения, приведенные в списке. Естественно, лучше ознакомиться с полным текстом в оригинале, но если на это нет времени, то стоит прочитать сокращенный вариант и критику, найти которые можно в специальных сборниках или в интернете.

Предлагаем вашему вниманию полный список литературы для ОГЭ 2019 года по литературе с вопросами, на которые необходимо ответить, читая произведение.

Шаг 3. Делаем заметки. Не стоит полагаться на возможности человеческой памяти, они, к сожалению, не безграничны. Во время чтения не поленитесь выписать в тетрадь основную информацию, которая понадобится для ответов на вопросы и написания сочинений.

Шаг 4. Практикуемся выполнять задания первой части. В этом поможет демоверсия ОГЭ по литературе 2019 года, а также билеты, которые были предложены на экзаменах выпускникам 2018-2018 учебного года.

Шаг 5. Практикуемся в написании сочинения, соблюдая основные требования к тексту.

Не лишним будет послушать советы опытных учителей, ознакомиться с разбором демоверсии и рекомендациями по написанию сочинения. Предлагаем прямо сейчас посмотреть один из таких видеоуроков:



1. Сведения по теории и истории литературы
1.1 Художественная литература как искусство слова
1.2 Фольклор. Жанры фольклора
1.3 Художественный образ. Художественное время и пространство
1.4 Содержание и форма. Поэтика
1.5 Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика
1.6 Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения:
классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм
(символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм1.7 Литературные роды: эпос, лирика, лироэпос, драма. Жанры литературы:
роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада;
лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода,
сонет; комедия, трагедия, драма
1.8 Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция.
Эпиграф. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка,
кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт.
Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Интерьер. Характер.
Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая
фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе.
Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог;
внутренняя речь. Сказ
1.9 Деталь. Символ. Подтекст
1.10 Психологизм. Народность. Историзм
1.11 Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск
1.12 Язык художественного произведения. Риторический вопрос,
восклицание. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-
выразительные средства в художественном произведении: сравнение,
эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола.
Аллегория. Оксюморон. Звукопись: аллитерация, ассонанс
1.13 Стиль
1.14 Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей,
ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник.
Акцентный стих. Белый стих. Верлибр
1.15 Литературная критика
2.Из древнерусской литературы
2.1 «Слово о полку Игореве»
3 Из литературы XVIII в.
3.1 Д.И. Фонвизин.
3.2 Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник»
4 Из литературы первой половины XIX в.
4.1 В.А. Жуковский. Стихотворение «Море»
4.2 В.А. Жуковский. Баллада «Светлана»
4.3 А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума»
4.4 А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине
сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге»,
«К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»),
«19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя
дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас
любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор
книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг
нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель
пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога
роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я
посетил…»
4.5 А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»
4.6 А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник»
4.7 А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»
4.8 М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…»,
«Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…»,
«Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая
нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»),
«Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и
грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон»
(«В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто,
пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…»
4.9 М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про… купца Калашникова»
4.10 М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»
4.11 М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»
4.12 Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор»
4.13 Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»
4.14 Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»
5. Из литературы второй половины XIX в.
5.1 А.Н. Островский. Пьеса «Гроза»
5.2 И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»
5.3 Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских
волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени
первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…»,
«Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не
дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»),
«Природа – сфинкс. И тем она верней…»

5.4 А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком
согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…»,
«Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь.
Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»
5.5 И.А. Гончаров. Роман «Обломов»
5.6 Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…»,
«Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…»,
«Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия»
(«Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…»
5.7 Н.А. Некрасов.
5.8 М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух
генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»
5.9 М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное
изучение)
5.10 Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»
5.11 Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
5.12 Н.С. Лесков. Одно произведение (по выбору экзаменуемого)
6 Из литературы конца XIX – начала XX в.
6.1 А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама
с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»
6.2 А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад»
7 Из литературы первой половины XX в.
7.1 И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый
понедельник»
7.2 М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль»
7.3 М. Горький.
7.4 А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица,
фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит
лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге»,
«Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о
подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…»
7.5 А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»
7.6 В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!»,
«Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное»,
«Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям»,
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом
на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»
7.7 В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах»
7.8 С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить,
не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…»,
«Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя,
Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская»,
«О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…»,
«Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом
с голубыми ставнями…»
7.9 М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…»,
«Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня,
кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном
переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла
«Стихи о Москве»)
7.10 О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер.
Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…»,
«Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»
7.11 А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала
руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне
голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как
вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не
с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество»
7.12 А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»
7.13 М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон»
7.14 М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»
7.15.А М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» (допускается выбор)
7.15.Б М.А. Булгаков. (допускается выбор)
7.16 А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном
завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»),
«Я знаю, никакой моей вины…»
7.17 А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два
солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)
7.18 Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..»,
«Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет»,
«Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в
доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый
крест…», «Сосны», «Иней», «Июль»
7.19 Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом
фрагментов)
7.20 А.П. Платонов. Одно произведение (по выбору экзаменуемого)
7.21 А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор»
7.22 А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича»
8 Из литературы второй половины ХХ в.
8.1 Проза второй половины XX в.
Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов,
В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев,
В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков,
Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по
выбору)
8.2 Поэзия второй половины XX в.
Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий,
Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов,
Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий,
В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее
трех авторов по выбору)
8.3 Драматургия второй половины ХХ в.
А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин
(произведение одного автора по выбору)

Единый государственный экзамен по литературе один из самых сложных. По данным статистики его выбирают не более 5% учащихся. Все дело в том, что задания составлены с расчетом на программу профильных гуманитарных классов и школ. Раньше, до введения ЕГЭ, экзамен в виде сочинения был обязательным и по нему выставляли сразу 2 оценки – по литературе и русскому языку. Теперь сдать единый государственный экзамен по литературе – достаточно сложная задача для выпускника обычной школы, поскольку вопросы охватывают темы, изучаемые в профильных классах, да и сама структура билета ежегодно меняется.

Большинство преподавателей едины во мнении, что для успешной сдачи ЕГЭ по литературе в 2017-2018 учебном году мало просто прочесть все произведения из перечня школьной программы и уметь грамотно излагать свои мысли. Необходима профессиональная подготовка, учитывающая специфику актуальных на данный момент КИМов.

В данном материале мы расскажем:

Успешно сдав единый государственный экзамен по русскому языку, математике базового либо профильного уровня (в зависимости от требований ВУЗа) и литературе, выпускник может выбрать для себя различные направления.

В 2018 году такой набор предметов предоставит возможность поступления на абсолютное большинство творческих направлений:

  • факультет журналистики или военной журналистики. Журналистика является самым популярным гуманитарным направлением с большими перспективами трудоустройства. В большинстве ВУЗов огромный конкурс на данную специальность. Помимо литературы, в большинстве случаев, будет необходим и сертификат по иностранному языку;
  • стабильно высокий конкурс на место и в университеты, выпускающие переводчиков (соответственно, необходима сдача ЕГЭ по иностранному языку);
  • лингвистические и филологические факультеты;
  • в университеты, выпускающие переводчиков (соответственно, необходима сдача ЕГЭ по иностранному языку);
  • факультет журналистики или военной журналистики (в некоторых ВУЗах также требовали сертификат по иностранному языку);
  • факультеты, обучающие творческим специальностям: графика, живопись, скульптура, реставрация, дизайн, вокал, хореография, театральное искусство и др. (во многих ВУЗах обязательным является дополнительный творческий конкурс);
  • факультеты, дающие образование продюсера, звукорежиссера, кинооператора (необходим сертификат по математике профильного уровня).

Определиться с перечнем необходимых предметов стоит еще до начала 2017-2018 учебного года, ознакомившись с требованиями к абитуриентам определенного факультета, которые можно найти на официальном сайте соответствующего высшего учебного заведения.

Все изменения, которые будут внесены в 2018 году, а также самую актуальную информацию о ЕГЭ по литературе также всегда можно найти на нашем портале.

Изменения в ЕГЭ по литературе в 2018 году

В рамках усовершенствования КИМов, Министерство образования и науки РФ разработало кардинально новую перспективную модель билетов ЕГЭ по литературе и, скорее всего, уже в 2018 году выпускникам придется столкнуться с целым рядом инноваций:

  1. Из билетов полностью исключены вопросы с кратким ответом.
  2. Число заданий по выбору участника возросло.
  3. В заданиях на сравнение необходимо будет сопоставить текст только с 1 произведением (ранее было 2).
  4. Сочинения будут проверятся более тщательно, а критерии проверки ужесточатся.
  5. Минимальный объем развернутого ответа – 50 слов, а сочинения – 250 слов (сочинения, объем которых будет менее 200 слов, оцениваются в 0 баллов).

Также вы можете узнать о нововведениях в ЕГЭ по литературе, посмотрев видео интервью с Дмитрием Баком, профессором Российского Государственного Гуманитарного Университета:

На выполнение всех заданий отводится 235 минут.

Минимальный проходной балл – 32 балла.

Для получения оценки «отлично» необходимо набрать более 67 баллов.

При оценке сочинения члены комиссии будут опираться на такие критерии:

  1. Глубина понимания проблемы и наличие своих мыслей. Содержание ответов – главное. Правильность орфографии и пунктуации не влияют на ответ, но речевые ошибки, нарушение лексических норм, будут отнимать баллы.
  2. Уровень теоретико-литературных знаний экзаменуемого.
  3. Обоснованность приведенных отрывков из произведений.
  4. Логичность и последовательность изложения.
  5. Соблюдение норм и правил русского языка.

Список произведений для сдачи ЕГЭ по литературе

Один из самых актуальных вопросов, волнующий 11-классников – это список произведений, которые необходимо досконально изучить для успешной сдачи ЕГЭ по литературе в предстоящем 2018 году.

Действительно, основная сложность экзамена в необходимости владения достаточно большим объемом информации, ведь в кодификаторе ЕГЭ по литературе перечислено:

  • более 150 стихов;
  • 11 романов;
  • 9 поэм;
  • 6 пьес;
  • 4 повести;
  • около 20 рассказов.

Полный список произведений можно найти в разделе «кодификаторы» официального сайта ЕГЭ.

Подготовка к ЕГЭ по литературе

Важно понимать, что качественная подготовка к ЕГЭ заключается не только в ознакомлении со смыслом различных произведений, ведь для успешной сдачи экзамена по литературе в 2018 году потребуется:

  • глубокое понимание сути проблем, поднимаемых разными авторами;
  • владение информацией о портретах и характерах героев;
  • умение проводить параллели между сюжетом произведения и духовными переживаниями автора;
  • наличие собственного мнения и умение его отстаивать и обосновывать;
  • познания из области истории литературы.

Именно поэтому, читать романы, повести, поэмы, пьесы, рассказы и другие литературные произведения необходимо в оригинале, а не по критике, а в процессе прочтения, обращать внимание на мелочи и вести читательский дневник, в котором записывать основную информацию, которая будет необходима при подготовке к ЕГЭ и написании сочинений.

  1. Писать как можно больше тренировочных сочинений, выстраивая для себя определенные шаблоны для различных тематик.
  2. Создайте карточку для каждого писателя, в которую вынесите основные даты и важную информацию.
  3. Думайте над проблематикой произведений.
  4. Не ленитесь выписывать фразы, которые можно будет использовать в сочинениях.
  5. Если что-то очень сложно запоминается, используйте схемы и зарисовки.

Впереди сессия ЕГЭ 2020 года и всем, кто планирует сдавать выпускной экзамен по литературе, мы предлагаем детально разобрать основной документ, представленный ФИПИ – кодификатор, содержащий полный список произведений и требования к уровню подготовки выпускников.

Подробнее об особенностях новой демоверсии по литературе, расписании ГИА-2020, самом формате испытания и структуре КИМ, вы можете прочитать в статье « ».

На этапе подготовки к ЕГЭ 2020 по литературе, педагоги и выпускники должны руководствоваться тремя основными документами, разработанными ФИПИ – кодификатором, спецификациями и демонстрационным вариантом КИМ.

Кодификатор, полную версию которого можно найти в соответствующем разделе официального портала ФИПИ, содержит:

  1. Основные нормативные документы, на основе которых разработаны КИМы и кодификатор.
  2. Перечень элементов содержания.
  3. Систематизированный перечень основных требований, предъявляемых к уровню подготовки (что должны знать и уметь выпускники 11 класса).
  4. Список литературы, включенной в ЕГЭ 2020 с акцентом на новые произведения, недавно включенные в программу.

Ознакомление с кодификатором – важный этап подготовки к ЕГЭ, ведь в документе четко прописано, какие знания и умения будут проведены в ходе ГИА 2020 года, и на что выпускникам стоит обратить особое внимание.

Нормативные документы

Кодификатор 2020 года уточняет, что все задания, которые могу встретится на ЕГЭ по предмету «литература», соответствуют образовательным нормам, которые были установлены актуальными на данный момент приказами Минобразования РФ:

  1. №1236 от 19.05.1998;
  2. № 56 от 30.06.1999;
  3. № 1089 от 05.03.2004.

Таким образом, кодификатор акцентирует внимание выпускников и педагогов на том, что экзамен по литературе в 2020 году будет базироваться на актуальных нормативных документах с учетом изменений, внесенных в данные приказы в связи с внедрением ФГОС в 2010 году.

Требования к уровню знаний

Обратите внимание, что КИМ имеет многоуровневую структуру и включает в себя темы, изучаемые не только в базовой программе, а и в программе углубленного уровня. Это значит, что учащимся школ и физико-математическим либо биологическим профилем для достижения максимального балла может потребоваться дополнительно ознакомиться с некоторыми произведениями.

Проверочные задания, разработанные ФИПИ для ЕГЭ 2020 года по литературе, будут направлены на проверку знания теоретических основ и сформированности практических навыков, о чем говорит нам кодификатор.

Выпускник должен знать и понимать:

Выпускник должен уметь:

образную природу словесного искусства воспроизводить содержание произведений (из списка ФИПИ)
основные теоретико-литературные понятия проводить анализ произведения
содержание произведений, включенных в список рекомендованной литературы сопоставлять литературу и факты культурной жизни общества
историю создания и историко-культурный контекст этих произведений всесторонне раскрывать содержание произведений
биографии писателей, а также важные факты из их жизни и творчества соотносить изучаемое с литературным направлением эпохи
закономерности историко-литературного процесса определять позицию автора
формулировать свое отношение к прочитанному и аргументировать его примерами
писать сочинения

Важным навыком для 11-классника также является умение применять знания и навыки, приобретенные на уроках литературы, в повседневной жизни – вести диалоги и дискуссии на литературные темы, создавать связанные тексты на предложенную тему и т.д.

Список литературы

Важнейшая информация, которую содержит кодификатор по литературе – это полный список произведений, которые должен досконально знать выпускник, планирующий сдавать ЕГЭ по предмету в 2020 году.

Обратите внимание, что в документации представлены 4 варианта указания литературного произведения:

  1. Автор и произведение (таких указаний большинство).
  2. Автор и рекомендация обзорного изучения конкретного произведения.
  3. Имя автора без указания произведений (на выбор учащегося).
  4. Список писателей с указанием минимального числа авторов, с творчеством которых необходимо ознакомиться (для литературы XX века).

Предлагаем ознакомиться с полным перечнем литературных произведений, рекомендованных в кодификаторе ФИПИ к изучению для сдающих в 2020 году ЕГЭ по литературе.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка