Проектная работа "моя малая родина - карачаево-черкесия". Классный час на тему: Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в

Тематическое занятие

«Моя малая Родина»

Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная.

Цели: дать детям представление, что такое Родина, республика. Познакомить с картой и закрепить символу РФ, формировать представление о малой Родине, уточнить и расширить знания о родном городе; развивать связную речь, активизировать словарь по теме, воспитывать любовь к родной стране, городу,

Материалы и оборудование : иллюстрации столицы России, городов КЧР, достопримечательности города, слайды символики, использование ИКТ.

Организационный момент.

Девочки, одетые в национальные костюмы (одна – в национальный костюм, другая – русский народный), встречают гостей.

1 девочка: Есть обычай на Северном Кавказе

Он давно нам предками дан

Гостя долгожданного встречая,

Что горянка подает? Айран!

2 девочка: Хлебом, солью вас встречаем

В детский сад наш приглашаем

Всем гостям привет от нас

В добрый день, счастливый час!

Подают гостям каравай, айран. Гости занимают места.

Воспитатель: Есть своя родная земля

У ручья и журавля

И у нас с тобой есть она!

И огромная наша родня!

Воспитатель: И тропинка и лесок,

В поле каждый колосок

Речка, небо надо мной

Это все мое родное!

Основная часть. Беседа о Родине

Скажите, что такое Родина?

    Родина – это страна, в которой мы родились и живем.

    Это леса, поля, реки.

    Это наш город.

    Это место, где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка.

    Это место, где стоит наш детский сад.

    Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю. Это самое дорогое, что есть у человека.

Да, каждый из вас правильно ответил на мой вопрос.

«Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном!»

Родина – это страна, в которой мы живем. Давайте вспомним пословицы о Родине.

    Жить - Родине служить.

    Нет в мире краше Родины нашей.

    Человек без Родины, что соловей без песни.

Как она называется наша страна? (Россия)

Расскажите, что вы знаете о России? (ответы детей)

Россия – это большая страна. В ней много городов, рек, лесов. А как называется главный город нашей страны? (Москва)

Москва – столица нашей Родины.

А кто президент РФ?

(Президентом нашей страны является В.В.Путин)

У каждой страны есть отличительные знаки – государственные символы. Скажите, какие государственные символы вы знаете? (флаг, герб, гимн). А какие цвета мы видим на полотнище российского флага? (Белый, синий, красный).

Ребёнок : Белый цвет - мир, чистота

Синий цвет – вера, верность

Красный цвет – сила и кровь пролитая солдатами за Родину.

Давайте рассмотрим герб РФ. Кто мне опишет,что изображено на нем?

Ребёнок: На гербе РФ изображен золотой двуглавый орел. Правой лапой он сжимает жезл. В его левой лапе – шар. Над головами орла – короны. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это – Святой Георгий Победоносец. Он на серебряном коне, в руке у него серебряное копье, которое помогло победить дракона.

Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

А что такое гимн?

Ребёнок: Это - торжественная песня государства, все присутствующие встают, а военные отдают честь или салютуют оружием. Гимн всегда поют и слушают стоя.

А сейчас я хочу вас проверить, действительно ли вы запомнили наш герб и флаг.(На карточках нужно найти флаг и герб РФ)

Россия - большая страна в ней много республик. Ребята, скажите, в какой республике мы живем?

(Мы живём в Карачаево-Черкесской республике)

(показываю карту)

Посмотрите – это карта КЧР. Как вы думаете, Карачаево – Черкесская республика по сравнению с Россией большая или маленькая? (ответы детей)

Наша республика маленькая, в ней есть города, поля, леса, реки, луга.

А кто президент КЧР?

(Президент нашей республики – Рашид Темрезов)

Какие города КЧР вы знаете, назовите? (Город Курорт - Теберда, г. Усть- Джегута, г. Черкесск и г. Карачаевск)

Как называется главный город КЧР? (Черкесск)

Ребята, в нашей республике живут разные народы. Какие народы живут у нас в республике? (русские, черкесы, ногайцы, карачаевцы, абазины)

Игра с мячом «Кто ты по национальности».

Ребенок: В Карачаево-Черкесии крепнет дружба:

Народов братская семья.

Здесь каждый гость нам дорог,

И дружба дорога.

Все мы живём в мире и согласии.

Воспитатель: О том, как образовались народности Карачаево-Черкесии, мне хочется рассказать вам одну легенду:

«Давным-давно жили на земле нарты. Жили они на местах редчайшей красоты: чистой вода, полной форели; высоких гор со снежными шапками, а трава сочная и мягкая пахла так, что от запаха её – слабый набирался сил, а больной вылечивался.

Жили нарты, трудились, охотились, но в один страшный день на них напали чинты, вытоптали чудесные поля и забрали всех в плен, кто остался в живых после их набега. Один мальчик тайком наклонился и сорвал травинку с родной земли и спрятал на груди.

Прошло много лет, мальчик вырос, стал мужчиной, у него родился сын. Трудно было в плену, но каждый раз доставал он травинку, нюхал её и говорил сыну: «Вырастешь, сынок, найди нашу родную землю по запаху этой травинки». Вырос сын, умер его отец. Собрал сын нартов, достойных людей и убежали из плена. Долго добирались они до родных мест, многих потеряли, многие остановились на половине пути и обжили эти места, стали называться – кабардинцами и балкарцами. Остальные же дошли и нашли свою родину. Нашли по запаху этой травинки.

Много лет живут вместе на этой земле – русские, черкесы, карачаевцы, абазины, ногайцы – потомки древних нартов. Дружно живут по сей день и поэтому обычаи и традиции этих народов мало отличаются».

Воспитатель: . А закончить хочется прекрасными словами М.М.Пришвина: «Мы – хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе нужна вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна –

Дети: Родина!»

Воспитатель: А наша малая Родина – это замечательная Карачаево-Черкесия.

Д/игра «Откуда вы, дети?»

Откуда вы, дети?

- Мы из Карачаево- Черкессии!

А что вы едите?

- Шашлык, хычины!

А пьёте вы что?

- Айран и нарзан!

Чем республика славится ваша?

- Дружбой народов!

Национальный танец

РГКУ «Государственный республиканский детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения»

Методическая разработка

Воспитатель ком. № 1 Богатырева Ж. Р.

Октябрь 2014 г.

Цель занятия:
способствовать воспитанию чувства уважения к людям другой национальности; воспитывать в детях чувство гордости и любви к своей малой родине; формирование толерантности, чувства уважения к народам, живущим рядом, их традициям.
Оборудования: видио фильм о КЧР, презентация, клип Адлера «Республика моя».

Ход занятия.

Диалог (между двумя девочками старшей и младшей)
Диана:
Анжелика, а что такое Родина?
Анжелика: Живет на земле человек. Он маленький, земля – огромная. Человек занимает на земле очень мало места. Но человек не один, на земле живет много людей. Они занимают всю землю. Тех людей, что живут вместе, говорят на одном языке, делают общее дело, зовут словом – народ. Народов на земле много, все они живут в разных частях ее. То место, где народ живет, зовется Родиной. Наша Родина – Россия
Диана:
А что значит малая Родина?
Анжелика: А малая наша Родина – Карачаево-Черкесия. Большая, многонациональная республика, в которой проживают: карачаевцы, черкесы, русские, абазины, ногайцы, осетины, армяне, азербайджанцы и многие другие народы. Все народы в нашей республике живут в дружбе и согласии. И как же нам не гордиться многонациональной родной республикой.
Диана:
Расскажи мне какая она – Родина.
Анжелика:Давай мы вместе с ребятами лучше посмотрим презентацию о нашей республике, а затем продолжим наш разговор.

Просмотр обзорного фильма о КЧР.

Диана:
Ой, как интересно! А откуда ты об этом знаешь?
Анжелика:
Об этом рассказывают в школе, в детском доме.. Кто мы? Где наши корни? Когда ты вырастишь, ты узнаешь об этом еще больше.

Чтец1: Стихотворение «Мой край»

Хочу я птицей обернуться,
Чтоб облететь весь белый свет.
Увидеть мир, домой вернуться,
Сказать, что лучше края – нет.
Подняться в небо солнцем, тучей,
Хотел бы стать рекой могучей,
Чтоб омывать твои поля.
Воды твоей мне не напиться,
В горах дышать, не надышаться.
В лесах гулять, не нагуляться.
Тобою век бы любоваться!
Любимая республика моя!

Вед. 2.
Каждый человек по-настоящему любящий свою малую родину считает, что это самый красивый, удивительно гостеприимный уголок Земли. Многие из нас гордятся, что наша малая Родина- это Карачаево –Черкесская республика.
Россия, Северный Кавказ, Карачаево- Черкесия– эти слова так взаимосвязаны и так не разделимы.

Вед. 1 (Слайд с картой, названиями районов)
Все мы с вами живем в поселке Московском. Наш поселок находится в Усть –Джегутинском районе. Кроме нашего района в КЧР входит ещё девять районов. Мы с вами сейчас проведем маленькую викторину, чтобы выяснить насколько хорошо вы знакомы с нашей республикой.Задание: назовите районы республики отвечая на наводящие вопросы 1.Самый северный район КЧР. (Адыге - Хабльский) 2. Район, который находится внутри другого района.(Ногайский)3. Район, где административным центром является п. Кавказский. (Прикубанский)4. Район образованный одним из последних в КЧР. (Абазинский)5. Название района с центром в г. Карачаевске. (Карачаевский) 6. Самый отдаленный район КЧР. (Урупский)7. Район, который граничит со Ставропольским краем. (Малокарачаевский)8. Район, где находятся древнейшие храмы византийской элохи. (Зеленчукский)9. Район, где большинство проживающих черкесы. (Хабезский)
Вед.2 (Слайд с численностью населения)Молодцы, ребята. Вы неплохо знаете название районов республики.
Теперь немного статистики по численному составу населения.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Карачаево-Черкесской Республики, национальный состав Всероссийской переписи населения имеет следующий вид в процентном соотношении:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

(Слайд 3.)

В РЕСПУБЛИКЕ ПО ДАННЫМ ВСЕРОССИСКОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ ЗА 2010 ГОД ПРОЖИВАЮТ:

Карачаевцы 194324
Русские 150025
Черкесы 56466

Абазины 36919
Ногайцы 15654
Другие национальности 20972

Чтец 2. За столом нашим щедрым
Льются звонкие песни
Эти песни чудесные
Пусть язык не один.
Песни дружбы слагают
И черкес, и ногаец,
Гордый сын карачая,
Русский и абазин.
Чтец 3.
Мой край родной – республика свободных
Великих наций, разных языков.
И ценят здесь обычаи народов
Советы мудрых стариков.
Чтец 4.
Покружив по всему белу свету,
Я сегодня скажу не тая,
Что милее нигде края нету,
Чем родная сторонка моя.
Чтец 5.
Ты - святая земля, ты надежда,
Славой дедов для нас хороша.
Пусть меняются нравы, одежда,
Но останется доброй душа.
(гимн КЧР)

Вед. 1
Человек не может жить без родины. Очень хорошо об этом говорят народные пословицы:
«Человек без родины, словно соловей без песни»
«Кто продаст свою родину, тот продаст свою совесть»
«Собака стремится на то место, где наелась,
А человек – на то место, где родился»
«Холодный ветер охлаждает,
Облачный день согревает.
Землю, где родился и вырос,
Только глупый человек забывает»
«Человеку без родины все кажется холодным»
«Человек горд могучей родиной»

Вед. 2:
Говорить о родине можно бесконечно. Принято считать, что самые искренние мысли талантливые люди выражают в стихах или песнях, поэтому наше мероприятие мы хотим закончить песней молодого певца, истинного патриота нашей любимой республики Адлера.

Звучит композиция « Республика моя» в исполнении Адлера.

МОЙ КРАЙ РОДНОЙ!»Times New Roman;ђЗаголовок 215


Приложенные файлы

Организация: МБДОУ «Детский сад «Ручеек»

Населенный пункт: Карачаево - Черкесия, ст. Сторожевая

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

1.1.Пояснительная записка.

Программа «Моя Родина – Карачаево – Черкесия » разработана на основе федерального государственного стандарта дошкольного образования, парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» /О.Л.Князева, М.Д.Маханева/, учебно – методических пособий «Как научить детей любить Родину» /Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина/, «Воспитываем маленького гражданина» /Г.А. Ковалева/, учебной программы «Познай мир», пособие по краеведению и природоведению «Путешествие по ожерелью Северного Кавказа» /В. Гаазов./

Цель : формирование у детей дошкольного возраста 3-7 лет базиса культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, к Родине.

Задачи.

  • Развивать у дошкольников интерес к родному краю, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.
  • Обогащать знания дошкольников о нашей многонациональной Родине - Карачаево- Черкесии.
  • Познакомить детей с обычаями и традициями, народным творчеством народов КЧР, воспитывать чувство уважения к традициям и обычаям других народов.
  • Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.
  • Способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю, станице, содействовать становлению желания принимать участие в социальных акциях.
  • Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды.

Условия реализации поставленных задач:

Ознакомление дошкольников с родным краем должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.

Принципы реализации программы:

  • Принцип историзма: реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое /давным-давно/ и настоящего /в наши дни/.
  • Принцип гуманизации: направлен на воспитание гражданских качеств дошкольников, предполагая ориентацию на высшие общечеловеческие ценности – любовь к семье, городу, краю, Отечеству.
  • Принцип доступности: содержание программы соответствует возрастным особенностям дошкольников.
  • Принцип комплексности: каждая тема реализуется через комплекс различных видов деятельности ребенка /познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое развитие/.
  • Принцип интеграции: предполагает содружество с семьей, преемственность с общественными организациями.

Краткая характеристика программы.

Региональная программа разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами к структуре ООП ДОУ. В Программе отражено содержание образования детей от 3 до 7 лет, формируемое участниками образовательного процесса с учетом климатических, национально – культурных, демографических, социально – экономических и социокультурных условий Карачаево- Черкесской Республики.

Программа «Моя Родина – Карачаево - Черкесия» предлагает новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, нацеленные на приобщение детей к народной культуре. Основная цель программы – способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщать их к богатому культурному наследию народов Карачаево - Черкесии, заложить фундамент для освоения детьми национальной культуры, для чего дети должны знать жизнь и быт народа КЧР, его характер, присущие ему нравственные ценности, традиции, особенности материальной и культурной среды.

Теоретическую основу программы составляет известное положение о том, что дети в процессе ознакомления с родной культурой приобщаются к непреходящим общечеловеческим ценностям. Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Патриотизм тесно связан с духовностью личности, с ее глубиной, поэтому педагог, не будучи сам патриотом, не сможет пробудить чувство любви к Родине. Именно «пробудить», а не заучить и не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное начало, которое обретается и переживается индивидуально. Только педагог-патриот способен передать дух национальной культуры, открыть и показать детям ее красоту и своеобразие.

Исходя из данных теоретических оснований, рекомендуется следующее:

  • окружающие предметы, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны иметь национальную специфику. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что эти вещи – часть его великого народа;
  • необходимо широко использовать все виды фольклора /сказки, песни, пословицы, поговорки и т.д./ В устном народном творчестве сохранились особенные черты национального характера, его нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости и т.д. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, педагог приобщает их к общечеловеческим и национальным ценностям. В народном фольклоре особое место занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому национальный фольклор, является богатейшим источником для познавательного и нравственного развития детей;
  • большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать праздники и традиции. В них сфокусированы накопленные веками наблюдения за поведением птиц, растений, погодными явлениями и т.д, очень важно знакомить детей с народным прикладным искусством и декоративной росписью. Национальное декоративно-прикладное искусство /игрушки, росписи, костюмы и пр./ обладает ярким национальным колоритом и безусловной художественной ценностью.

1.3.Целевые ориентиры.

Достижения ребенка.

  • Ребенок проявляет интерес к малой родине.
  • Хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому микрорайоне, но и в центральных улицах родной станицы. Знает и стремится выполнять правила поведения в общественных местах.
  • Ребенок проявляет любознательность по отношению к родной станице, республике - её истории, природе, необычным памятникам, зданиям, достопримечательностям.
  • С удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины.
  • Ребенок проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами сельчан, жителей республики; стремится выразить позитивное отношение к пожилым людям.
  • Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов родителей

  • Для ребенка характерно незначительное проявление интереса и выраженного положительного эмоционального отношения к малой родине. Не задает вопросов.
  • Без удовольствия отражает впечатления о родном крае в деятельности.
  • Не стремится к проявлению инициативы в социально-значимых делах, связанных с жизнью родного края.
  • Представления о малой родине поверхностны, часто искажены.

2.1. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Региональной программы дошкольного образования.

Вариативную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования составляет не более 40% времени, необходимого на ее реализацию, и определяется дошкольным образовательным учреждением самостоятельно.

Деятельность взрослых и детей по реализации и освоению Программы организуются в режиме дня в двух основных моделях:

Совместная деятельность взрослого и детей;

Самостоятельная деятельность детей.

Совместная деятельность – решение образовательных задач осуществляется в виде непосредственно – образовательной деятельности и в ходе режимных моментов.

НОД реализуется:

- через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно – исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально – художественной, трудовой, чтение художественной литературы)

- через интеграцию с использованием разнообразных форм (проблемно – игровая ситуация, чтение художественной (познавательной) литературы, наблюдение, подвижная игра, игровое упражнение, экспериментирование, проектная деятельность и др.), выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно.

Для обеспечения целостности представлений ребенка о родном крае используется комплексно тематический подход, который отражает определенный фрагмент действительности и задающий общий контекстный смысл, соответствующий интересам и возрастным возможностям детей.

Формы организации регионального компонента:

Основная форма работы – совместная деятельность;

Индивидуальные и групповые беседы;

Дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые игры;

Интегрированная деятельность;

Экскурсии, видеоуроки;

Творческие встречи;

Посещение выставок.

2.2. Блоки работы коллектива по реализации программы «Моя Родина – Карачаево – Черкесия»..

1. БЛОК – Национальный быт.

Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного.

2. БЛОК - Знакомство с народным фольклором /сказки, песни, частушки, пословицы, поговорки и т.д./

В народном песенном фольклоре чудесным образом сочетается слово и музыкальный ритм. В устном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности –представления о добре, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. БЛОК ­- Знакомство с традициями и обрядовыми праздниками.

Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времени года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Я считаю, что это народная мудрость, сохранённая в веках, должна быть передана детям.

4. БЛОК - Знакомство с народным искусством .

Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в сознании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимания окружающего мира- красоты, природы, людей. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так порождалась сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и вышивке, причудливые игрушки.

5. БЛОК - Знакомство с русскими народными играми.

Русские народные игры привлекли внимание не только как жанр устного народного творчества. Заключающийся в них огромный потенциал для физического развития ребёнка побудил нас ввести народные игры в программу организации двигательной активности детей.

2.3. Проекты программы « Моя Родина – Карачаево – Черкесия»

Программа носит образовательный, общекультурный, деятельный характер, рассчитана на детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет, включает четыре проекта. и отражает различные направления процесса приобщения детей к национальной культуре:

  1. Проект «Карачаево – Черкесия»
  • Знакомство с Карачаево – Черкесией (символика республики, столица, президенти т. д.);
  • Города Карачаево - Черкесии;
  • Народные промыслы КЧР;
  • Карачаево – Черкесия – многонациональная семья, наши герои;
  • Достопримечательности Карачаево – Черкесии;
  1. Проект «Сказание старины глубокой»
    • «Пошел котик на торжок» (знакомство с народным фольклором (сказки, песни,частушки, и тд);
    • Пришла коляда- открывай ворота (знакомство с традициями русского и карачаевского народов и обрядовыми праздниками);
    • Куклы из бабушкиного сундука (знакомство с народным искусством КЧР);
    • «Гори,гори ясно» (знакомство с народными играми)
  2. Проект « Моя малая Родина»
  • Знакомство с родной станицей – Сторожевой (история станицы, достопримечательности, природа, и т. д.); Семейный альбом (знакомство с историей свей семьи);
  • Мы такие разные и одинаковые (о национальностях проживающих на территории станицы);
  • Слава и гордость земли русской (о героях станицы, о тружениках села).
  1. Проект «Полна чудес природа Карачаево - Черкесии»
  • Край гор и альпийских лугов;
  • Кто в лесу живет, что в лесу растет (знакомство с Тебердинским заповедником);
  • Я тоже хочу жить (Красная книга Карачаево - Черкесии)

Каждое направление содержит ряд тем, которые интегрированы в разделы основной общеобразовательной программы ДОУ.

2.4.Учебная рабочая программа

Младший дошкольный возраст

  • Формировать представления о себе, своей семье, родственных отношениях, о доме, в котором живем, о детском саде.
  • Информировать о том, что взрослые работают, дети ходят в детский сад, школьники учатся. Раскрыть смысл: зачем люди трудятся.
  • Формировать представления о том, что дети живут в России, в Карачаево-Черкесии, в ст. Сторожевой; поддерживать яркие традиции и обычаи народов КЧР.
  • Формировать представления о домашней, хозяйственной и трудовой деятельности народов КЧР.
  • Объяснять, что относится к миру живой и неживой природы, что сделано руками человека; практическую ценность природы.
  • Обсуждать как устроена жизнь людей станицы, республики, страны.
  • Знакомить с транспортом на наших улицах, со спецификой зданий и их устройством.
  • Знать, кто работает в детском саду.
  • Знать о жизни станицы
  • Знать народный фольклор
  • Приобщать к народным праздникам.

Старший дошкольный возраст.

  • Формировать элементарные представления об историческом прошлом Карачаево – Черкесии.
  • Формировать представления о том, что дети живут в России, в Карачаево-Черкесии, в ст. Сторожевой; знакомить с достопримечательностями республики; с символикой страны, республики; учить её узнавать; обсуждать, какие праздники празднуются в разное время года, как к ним нужно готовиться; поддерживать яркие традиции и обычаи народов КЧР.
  • Обсуждать несколько важных общественных событий, о которых говорят все вокруг /празднование определенной исторической даты, спортивные соревнования, праздник станицы./
  • Продолжать знакомить детей с отечественной государственной символикой /флагом, гербом России, КЧР, гимном/, давать сведения о народах разных национальностей и культур, населяющих республику, их традиции и обычаи.
  • Воспитывать начало гражданственности, гордости за достижения граждан республики, станицы, осознавать торжественность национальных праздников, радоваться успехам других.
  • Побуждать детей рассказывать о своей семье, детском саде, улице, станице, республике.
  • Вспомнить основные события, которые происходят в природе и в общественной жизни в определенные месяцы года.
  • Закрепить представление о том, что здоровье человека зависит от правильного удовлетворения его жизненно важных потребностей и занятий спортом
  • Учить находить связь между климатом и образом жизни людей, как человек приспосабливается к окружающему, воспитывать ответственность за свое поведение в природе и обществе
  • Способствовать общему развитию ребенка на основе любви к культуре, традициям народов Карачаево - Черкесии, знакомить с мастерами народных промыслов и традициями народов КЧР.

2.4 . Интеграция регионального компонента в образовательные области ООП ДОУ .

Образовательная область

Методические приёмы

Познавательное развитие

Ознакомление с природой:

Беседы, компьютерные мини-презентации, мультимедийные показы фрагментов фильмов о природе, животном и растительном мире Карачаево - Черкесии, с народными приметами, народный календарь;

Сбор гербариев, коллекций;

Опытническая и экспериментальная работа;

Проектная деятельность.

Формирование целостной картины мира (ознакомление с ближайшим окружением):

Экскурсия: 1 и 2-я младшие группы – по помещениям и территории детского сада; средняя группа – по ознакомлению с достопримечательностями района; старшая и подготовительная – пешие и автобусные экскурсии по станице; мини-походы в лесную прилегающую к ДОУ зону, школу, библиотеку;

Беседы: «Моя семья», «Где живёт человек», «Моя родная улица», «Дом, в котором мы живём», «Моя станица», «Наша республика», «Природа Карачаево – Черкесии», «Сердце гор – Домбай», «Родина малая и родина большая», «Тебердинский заповедник», «Наша страна –Россия» и т.д;

Ознакомление с символикой: флаг, герб; портреты руководителей республики, станицы, района, России.

Физическое развитие

Беседы о спорте, ознакомление с символикой, просмотр фильмов о спорте и спортсменах;

Беседы о спортсменах – чемпионах, гордости Карачаево – Черкесии;

Беседы о видах спорта, просмотр мультфильмов спортивной тематики;

Широкое использование народных игр КЧР;

Проведение спортивных праздников, развлечений, эстафет, соревнований, мини – олимпиад.

Беседы о здоровье «Я и моё тело», «Уроки Айболита», «Уроки этикета», «Уроки Мойдодыра»;

Экскурсии в медицинский кабинет;

Проектная деятельность;

Опыты и экспериментирование;

Создание в группах уголков здоровья.

Социально – коммуникативное развитие

Ознакомление с прошлым родного края:

Организация этнографического уголка в ДОУ;

Встречи с родителями: посиделки, дегустация национальной кухни;

Просмотр фрагментов исторического кино, старых фотографий, рассказ об историческом прошлом Карачаево – Черкесии;

Встречи с ветеранами ВОВ, экскурсии к памятникам погибшим героям ВОВ, просмотр фрагментов фильмов о войне, рассказывание о героическом прошлом республики.

Духовность и культура:

- беседы по ознакомлению с традициями на Руси, в Карачаево - Черкесии; с духовно-нравственным укладом жизни;

Проведение детских фольклорных праздников;

Празднование всех государственных и региональных праздников.

Речевое развитие

Народный фольклор: легенды, былины, пословицы, поговорки, загадки, заклички, дразнилки, чистоговорки;

Народные сказки Карачаево – Черкесии;

Тематические выставки, посвященные творчеству писателей,поэтов и художников Карачаево - Черкесии;

Игры-инсценировки;

Драматизация народных сказок;

Чтение стихов поэтов КЧР;

Показ всех видов театров (теневой, фланелеграф, кукольный театр игрушек, настольный, пальчиковый);

Оформление уголков ряжения во всех возрастных группах;

Художественно-эстетическое развитие

Музыкальный фольклор (детский, обрядовый, бытовой, хороводный);

Музыкальная культура: знакомство с творчеством композиторов КЧР;

Проведение праздников, развлечений, музыкально-литературных викторин, фольклорные народные праздники и гуляния;

Ознакомление с народными музыкальными инструментами: баян, балалайка, гармошка, шумовые народные инструменты;

использование в группе аудио- и видеозаписей концертов, детских праздников; музыкальных народных инструментов;

Оформление музыкального уголка;

Беседа о национальном костюме народов КЧР;

Беседы об изобразительном искусстве Карачаево – Черкесии;

Рассматривание репродукций картин, слайдов, открыток, буклетов о КЧР;

Оформление в ДОУ художественной галереи творчества художников Карачаево – Черкесии;

Художественно-продуктивная деятельность: народные промыслы.

Реализация образовательных областей программы регионального компонента в процессе детской деятельности

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Речевое развитие

Художественно- эстетическое развитие

  1. Природа КЧР
  2. Народный календарь.
  3. Эксперементирование.
  4. Знакомство с бытом.
  5. Народные промыслы.
  6. Наблюдения за объектами родного края.
  7. Климатические зоны, недра КЧР.
  1. Я и моя семья.
  2. Родина.
  3. Этика.
  4. Толерантность.
  1. Беседы о здоровье, о спортсменах, о спорте.
  2. Народные игры.

1.Чтение сказок, легенд, былин,

рассказов.

2.Заучивание стихов,пословиц, поговорок, дразнилок,

считалок.

2.Слушание народной музыки.

3.Знакомство с народными инструментами.

4.Игра на народных инструментах.

5. Изобразительное искусство Карачаево – Черкесии.

6. Знакомство с народным костюмом народов Карачаево – Черкесии.

2.5. Компоненты нравственно – патриотического воспитания на примере ознакомления с малой родиной.

Информационно-содержательный

(представления ребёнка об окружающем мире)

Эмоционально –побудительный

(эмоционально-положительные чувства ребёнка к окружающему миру)

Деятельностный

(отражение отношения к миру в деятельности)

Культура народа, его традиции, народное творчество

Природа родного края и страны, деятельность человека в природе

История страны, отражённая в названиях улиц, учреждений, памятниках

Символика республики и страны (герб, флаг, гимн)

Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому

Интерес к жизни родного края и страны

Гордость за достижения своей страны

Уважение к культуре и традициям народов, населяющих Россию, Карачаево - Черкесию; к историческому прошлому

Восхищение народным творчеством, выдающимися и знаменитыми людьми культуры и искусства, спорта

Любовь к родной природе, к родному языку

Уважение к человеку –труженику и желание принимать посильное участие в труде

Трудовая

Игровая

Художественно-продуктивная

Художественно- музыкальная

Коммуникативная

Поисково-экспериментальная

Конструктивная

Проектная

Двигательная

Познавательная

Пропаганда педагогических знаний по данной проблеме среди родителей:

Наглядная агитация: стенды, тематические выставки и экспозиции;

Беседы, консультации;

Создание совместных проектов с экологическими практикумами, экспериментами;

Вовлечение родителей в организацию развивающей среды групп и участков, сбор оборудования для опытов, литературы: обустройство уголка экспериментирования, оформление новых объектов экологической тропы.

Построение предметно – развивающей среды в группах:

Библиотека познавательной литературы;

Уголок экспериментирования в соответствии с возрастом детей;

Картотека познавательных игр.

Государственные символы РФ, Карачаево – Черкесии; фотографии с изображением достопримечательностей родной станицы, КЧР,столицы Карачаево – Черкесии; игрушки – герои русских народных сказок; детская художественная литература, и т.д.

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Парциальные программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» /О.Л.Князева, М.Д.Маханева/. «Знакомство детей с русским народным творчеством» /Т.А. Бударина, О.А. Маркеева/
  2. Технологии: Как научить детей любить Родину» /Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина/, «Воспитывая маленького гражданина…» /Г.А. Ковалева/
  3. Учебные пособия по краеведению «Карачаево – Черкесия – наш край родной» /С.А. Хапаев/, «Путешествие по ожерелью Северного Кавказа» /В. Гаазов/
  4. «Верхнекубанские казаки:быт, культура, традиции» /М.Ф. Куракеева/
  5. Брошюра «Казаки верхней Кубани и Зеленчука» /М.Ф. Куракеева/
  6. Фотоальбом «У истоков Большого Зеленчука» /С. Чотчаева, Ш – И Байрамкулов/
  7. «Литература народов Карачаево – Черкесии» /Г.М. Гогоберидзе, М. М. Кунижева/
  8. «Народные сказки балкарцев и карачаецев» /А.Алиева/
  9. «Сказки четырёх братьев» /Н. Капиева/
  10. «Легенды старого Архыза» /В. Романенко/
  11. «Сказки народов Карачаево – Черкесии» /С – Б. Лайпанова/
  12. Брошюра «Кухня народов Северного Кавказа» /Г.Молчанов, О. Морчанов/.

Флаг карачаево- черкесской республики Флаг Карачаево-Черкесской республики представляет собой прямой четырехугольник в соотношении сторон: длина к высоте 2:1. Флаг Карачаево-Черкесской республики образован из трех цветов,расположенных в трех горизонтальных, равных по ширине полосах: светло-синяя - сверху, зеленая - посередине, красная - снизу. В центре зеленой полосы, во всю ее ширину, расположен светлый круг (кольцо), в котором восходящее из-за гор солнце с пятью широкими сдвоенными и шестью тоники и короткими лучами. Цвета на флаге означают: Светло-синий цвет - олицетворение мира, светлых и добрых побуждений и спокойствия. Зеленый цвет - основной цвет природы, символ плодородия, богатства и созидания, цвет молодости и одновременно мудрости и сдержанности. Красный - торжественный цвет, символ теплоты и близости между народами


Герб к.ч.р Герб Карачаево-Черкесской республики имеет круглую геральдическую форму. Фон желтый, символизирует солнечную Карачево-Черкесию. В центре композиции стилизированный силуэт Эльбруса, который означает вечность, силу и величие. Он наложен на синий круг, символизирующий вечное небо и синие воды. Диаметр круга по отношению к общему кругу равен 1:2. С двух сторон ветки и цветы рододендрона - одного из самых специфических высокогорных растений Карачево- Черкесии. Эти цветки - символ мира, здоровья, чистоты. Форма внизу напоминает чашу, которая символизирует гостеприимство. Чаша и малый круг немного выходят за границы большого круга, что создает большую привлекательность герба.


Государственный гимн Карачаево-Черкесской Республики Древней Родиной горжусь я! Автор словЮ. Созаруков КомпозиторА. Дауров Утверждён9 апреля 1998 года Гимн Карачаево-Черкесской Республики один из государственных символов Карачаево-Черкесии. Гимн установлен Законом КЧР от 9 апреля 1998 года 410-XXII «О Государственном гимне Карачаево- Черкесской Республики». Гимн является символом сохранения традиций национальной культуры, единства многонационального народа Карачаево-Черкесии.




Аман ауз Ущелье Аманауз – одна из природных достопримечательносте й Домбая, знаменитая своими каньонами и водопадами. Река Аманауз, исток Теберды, и получила свое название из-за отвесных стен и шума многочисленных водопадов – переводится название как «Злая пасть», полагали, что в ущелье водятся злые духи. Это ущелье, кстати, самое узкое на курорте Домбай, – настоящий геологический музей под открытым небом. Здесь представлены все возможные горные породы – и кварц, и вулканические породы, и мягкий известняк. Утверждают, что отдельные счастливцы здесь находили даже золото. Живой драгоценностью ущелья Аманауз считается Аманаузский каньон, длиной около 1 км. Местами стены ущелья едва ли не сходятся воедино, оставляя река Аманауз меньше метра, чтоб протиснуться... Здесь и расположена одна из природных достопримечательностей Домбая – «Чертова Мельница». От него открываются великолепные виды на окрестные вершины – такие как главный Аманауз, Мусса-Ачитара, Белалакая, и другие. Причем пеший поход займет всего около часа


Заповедник Тебердинский заповедник расположен на северном склоне Главного Кавказского хребта с боковыми отрогами, всего занимает территорию более 85 гектаров. Гора Домбай- Ульген располагается как раз на его территории, кстати – это самая высокая точка заповедника, ее высота 4"042 м. Заповедник состоит из двух участков – Тебердинского и Архызского и на сегодняшний день – он стал одной из наиболее посещаемых охраняемых природных территорий. Что привлекает здесь туристов? В Тебердинском заповеднике множество красивых мест, природных достопримечательностей. Это и долины рек Теберда и Гончахир, многочисленные озера, прекрасные и грозные ледники - Аманаузский, Алибекский и Птышский. Это неповторимый и богатый природный мир – от густых лиственных лесов в низинах до цветов альпийских лугов, в том числе – множество растений, которые растут только здесь, удивительный и богатый животный мир. При посещении заповедника стоит учитывать, что сейчас он является особо охраняемой природной территорией, и находясь внутри него необходимо соблюдать соответственные правила.


Гора семенов баши Семенов-баши - выступ в виде купола на востоке Кавказского хребта, высота которого составляет 3602 м. Выступ был назван в честь П. П. Семенова- Тян-Шанского, известного путешественника-исследователя, а также председателя Русского географического общества. Благодаря тому, что пик расположен в самом сердце Домбайского района, он является легкодоступной обзорной площадкой, с которой открывается захватывающий вид на кавказский хребет. Подъем на вершину прост и начинается с тропы, пролегающей через лес с живописными полянами. Отсюда можно полюбоваться горами Белалакая, Джаловчат, Сулахат, Семенов-Баши, пиками Кап и Квадратный


Домбай Домбайская поляна – основной туристический центр курорта Домбай – расположена в Тебердинском заповеднике, в южной его части, в Домбайской межгорной котловине между Главным и Боковым Кавказским хребтом. Правда эта местная «низина» находится на высоте 1630 м над уровнем моря. Домбайскую поляну образовали долины целых трех рек, трех притоков, сливающихся здесь в Теберду – Домбай- Ульген, Аманауз и Алибек. Над низкими лесистыми склонами поднимаются ввысь сразу восемь снежных вершин. Инэ, Домбай Ульген, Софриджу, Семенов-Баши – и другие. Здесь прекрасно летом – внизу буковые леса, рядом – величественные реликтовые пихтовые и еловые леса, альпийские луга и водопады… Но особенно популярна Домбайская поляна зимой, когда здесь работает горнолыжный комплекс. Здесь действует три очереди новых канатных дорог в дополнение к пяти очередям старых кресельных подъемников, а также бугельно – буксировочные дороги.


Алибекский водопад - один из самых больших и самый эффектный водопад Домбая (Карачаево-Черкесская Республика, Северный Кавказ). Располагается на территории Тебердинского заповедника. Высота его, с которой спадает бушующая масса воды, составляет более 25 м. Алибекский водопад образуется падением реки Джаловчатки с Алибекского ледника. Могучие камни, с которых грохотом падает вода, получили название «бараньи лбы». Алибекский водопад – это мощный белопенный поток, который искрится множеством брызг, что представляет великолепное и необычайное зрелище. В ущелье царит неимоверный гул срывающегося вниз порывистого потока. Алибекский водопад появился в XX ст. Ещё в 1930-е гг. его еще не было, а скальный уступ накрывал язык Алибекского ледника, отступающий каждый год вверх на метр, а то и полтора. Этот водопад является одним из самых популярных объектов пешеходного туризма. Экскурсия к водопаду не займет много сил и времени, этот маршрут замечательно подходит для всей семьи. Первую часть пути (до альплагеря) можно проехать на машине, хотя участок очень живописный, проходит через прекрасный пихтовый лес, поэтому его лучше пройти пешком. Экскурсию можно продолжить заходом на Алибекский ледник. Мощь, сила и красота Алибекского водопада покорят любого туриста и путешественника. Когда уровень воды не очень высок, речку можно перейти по камням. Но без проводника делать это очень опасно, поскольку на другом берегу дороги нет, а путь проходит между крутыми скалами. А далее - по морене. Шум падающей радужно сверкающей на солнце воды слышится еще задолго до появления водопада.Воздух возле водопада пронизан водяной пылью и грохотом. Алибекский водопад – одна из главных достопримечательностей Домбая, которую можно увидеть всего лишь один раз, чтобы она запомнилась на всю жизнь.


Гора кольцо Гора-Кольцо - уникальное творение природы. Находится на Боргустанском хребте, который состоит из песчаных пород. Представляет собой сквозной грот, имеющий форму кольца, диаметром около 8 метров. По соседству в хребте ветрами выдувается целое семейство различных гротов. Образовались они за счет процессов выветривания: ветер, солнце, вода, морозы разрушали известковые соединения между песчинками, разрыхляя поверхностный слой породы. В разрыхлении песчаника большую роль играют и колебания температуры. Что касается одинаковых сферических форм ниш, то этот факт объясняется тем, что песчаник имеет скорлуповатое строение и потому подвергается шелушению. В осадочных породах древних морей оказалось множество моллюсков, окаменевших раковин моллюсков, костей древних морских животных. С возникновением здесь суши и шелушением склонов сыпались из ниш и окаменелости. У горы Кольцо археологами обнаружено поселение бронзового века, найдены древние обжиговые печи. Много позже эта гора стала считаться священной, так как люди еще не могли объяснить себе происхождение подобных скал. Они поклонялись кольцу, делали ему приношения. Отголоски отношения людей к горе Кольцо дошли до нас в легенде о каменном кольце. Считалось, что если воин на коне проскочит через него и ничем не заденет, то в битве с врагами он выйдет победителем. Существует и более современное поверье, что если постоять (или пройти) под кольцом, то обязательно выйдешь замуж или женишься. Есть и еще легенда, объясняющая образование Кольца. в которой говорится, что отверстие в скале пробито мощной стрелой пастуха, победившего в соревновании с другими женихами за руку и сердце княжны; это стало его подарком невесте; «…именно с тех пор влюбленные стали дарить другу кольца, как залог верности и вечной Любви». Гора Кольцо не только памятник природы, но и один из объектов Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова. Лермонтов не раз взбирался сюда сам и привел к горе Кольцо героев своей книги "Герои нашего времени". К сожалению, многочисленные надписи изуродовали первобытную красоту этого «эолового городка», как называл Кольцо-гору и соседний ряд ниш академик В. А. Обручев. Но, тем не менее, одна надпись привлекла внимание лермонтоведов и краеведов. Она сделана в самой большой нише темно-синей краской. Под фигурной скобкой выведено: «Вот посетил твой грот священный Я в силу данного обета... Я рвусь душой к тебе, бесценный, Но от тебя мне нет ответа...» Предполагают, что надпись оставил приятель М. Ю. Лермонтова М. И. фон Цейдлер. Надпись сильно повреждена.





КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка