В чем причина спасения гринева. Вопросы и задания по повести А.Пушкина «Капитанская дочка»

Повесть «Капитанская дочка» можно отнести к одному из вершинных произведений А. С. Пушкина, выполненных в прозе. Не раз даже сам автор данного произведения говорил, что оно историческое, так как в основе лежат крестьянские восстания под предводительством Пугачева. Автор сумел воссоздать атмосферу, которая была характерна для тех времен. Он потрясающе изобразил характеры главных героев и простых людей, которые жили в то тяжелое время.

Произведение является неким повествованием, которое ведется от лица главного героя - П. Гринева. Он стал свидетелем и участником всех описываемых автором событий. Но произведение было бы неполным, если бы в нем не нашлось место для героя, который является полной противоположностью Гринева. Речь идет, конечно же, о Швабрине. С помощью него автору удалось сделать сюжет повести более ярким и захватывающим. Наверное, поэтому образ Швабрина и Гринева рассматриваются только вместе. Но в данном обзоре следует более подробно рассмотреть главного антигероя повести.

Что скрывается в образе Швабрина?

Образ Швабрина продемонстрировал, насколько люди могут быть мелочными, эгоистичными и трусливыми в своих желаниях. С Гриневым в повести «Капитанская дочка» Швабрина объединяет только одно - сильные чувства к М. Мироновой. Под образом антигероя скрывается аристократ, который уже когда-то проходил службу в гвардии. В он попал в силу своего не очень легкого характера. А именно после того момента, когда на очередной дуэли ним был убит поручик.

Автор повести указал, что был такой момент, когда Швабрин уже сватался к Маше. Но ответ, естественно, был отрицательным. Именно поэтому от него нередко можно было услышать оскорбления в ее адрес. Эти нелицеприятные выражения и стали поводом для дуэли между ним и Гриневым. Но образ Швабрина в повести «Капитанская дочка» не наделен таким качеством, как честность. В тот момент, когда Гринев отвернулся на окрик слуги, Швабрин сумел его тяжело ранить.

Среди недостатков, которыми был наделен антигерой повести, особенно хорошо выделяется отсутствие таких понятий, как честь и служебный долг. В тот момент, когда крепость пала под натиском Пугачева, Швабрин, недолго думая, переходит на его сторону, получив при этом должность одного из командиров. Причиной перехода на мятежную сторону стала ненависть к Гриневу и желание, чтобы Маша стала его женой.

Отношение автора к образу, который был раскрыт в лице Швабрина

Алексей Иванович Швабрин, лишенный каких-либо моральных устоев, показан в повести как развращенный интригами и заговорами, придворными нравами, офицер-гвардеец. Он достаточно сильно презирал отечественную действительность и даже говорил исключительно на французском языке. Но Александр Сергеевич Пушкин не обделил образ Швабрина в повести «Капитанская дочка» и положительными качествами. Автор наделил его острым умом, находчивостью и хорошим образованием.

Со стороны автора к данному герою проявляется отрицательное отношение. Если смотреть на его оценку, то можно с большой точностью сказать, что она достаточно негативная. Это можно увидеть хотя бы в том, что в повести он упоминается только по фамилии. Также в некоторых местах произведения указаны только инициалы данного антигероя.

К чему привела Швабрина в итоге его подлость?

И что же получается в итоге? Пугачев, которому Гринев поведал о том, что Швабрин держит Машу силой, разгневался. Образ Швабрина в повести «Капитанская дочка» стал превосходной демонстрацией того, что может произойти с человеком, если он забудет про честь, храбрость и отвагу. Но сказать, что это чему-то учит, нельзя. Когда Швабрин попал в правительственные войска, среди изменников он выделил и Петра. Это он сделал в первую очередь для того, чтобы снять подозрения с себя. Естественно, что Гринев смог выйти из сложной ситуации, не потеряв при этом своей чести и офицерской отваги.

Судьба Швабрина так и осталась загадкой, так как А. С. Пушкин ничего определенного по этому поводу не написал. Но скорее всего, его просто казнили. И назвать подобное наказание несправедливым нельзя.

Что пытался А. С. Пушкин показать читателям при помощи образа Швабрина?

Наверное, автор пытался показать, что людей за их поступки осуждать не надо, используя для этих целей образ Швабрина в повести «Капитанская дочка». Лучше их пожалеть и посочувствовать им. Швабрина можно отнести к тем людям, которые не могут избавиться от своих страхов. Он ничего не видит кроме того, что напрямую связано с ним. Даже не аристократическое происхождение сделало его таким, а отсутствие каких-либо душевных качеств.

К большому сожалению, людей, похожих на Швабрина, вокруг достаточно много. Они наносят вред другим людям, которые хоть чем-то напоминают собой таких персонажей, как Гринев и Маша. Но, как и в повести А. С. Пушкина, все их злодеяния всегда действуют против своих хозяев. Именно в этом заключается беда таких людей. Так, страх способен породить только лицемерие и ложь, которые, в свою очередь, ведут к неудачам.

Что скрыто в образе Швабрина?

Но ведь образ Швабрина был создан не просто так. С его помощью автор показал, что подлость способна привести только к неудачам и провалу. Практически каждый совершаемый нами поступок ведет к определенному результату. Так что необходимо подвести следующий итог: один раз позабыв о своей чести, можно обречь себя на дальнейшие неудачи.

o Обратим внимание на штрих его биографии: «вышедший из солдатских детей». В те времена солдатскому сыну дослужиться до должности коменданта крепости было невероятно трудно. Значит, Иван Кузмич был боевой офицер, человек большого мужества и храбрости, участвовавший во многих сражениях.

o Что же испытывает Иван Кузмич, когда 2 молодых офицера, его подчинённых, останавливаются, чтобы посмотреть, как он проводит учения с инвалидами? Чем вызвана его фраза, обращённая к ним: «А здесь нечего вам смотреть »? Понимает, что он смешон в своём китайчатом халате на военных учениях, что смешны его инвалиды с военной точки зрения. Ивану Кузмичу нелегко, вероятно, горько, быть посмешищем в глазах молодых офицеров. Тем не менее старый комендант «занят службою »: «солдатушек учит». И разве можно простым хвастовством назвать его слова о том, что он «задаст острастку киргизам и башкирам »? По долгу службы Иван Кузмич обязан противостоять слухам и сплетням, не допускать паники, поэтому он и обрывает Гринёва.

o Мы не раз убеждались, которой суждено принять удар восставших, была заброшенной, убого оснащённой, беспредельно мирной.

o Кто и почему распоряжался в крепости? От имени своего мужа на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостию так точно, как своим домом»- стр. 123, гл. 4

o В деревянном домике Мироновыхжизно идёт своим чередом, собирается небольшой кружок, обедают, ужинают, передают сплетни. «В богоспасаемой крепости не было ни смотров, ни караулов» - 123 стр., - вспоминает Гринёв. Никто тне контролирует действий коменданта, никто не думает о военном снаряжении крепости. Генерал Р в Оренбурге занят своим садом с яблонями больше, чем военными делами. Между тем в районе Белогорской крепости назревают события огромного значения. Ещё во время бурана Гринёв слышал, как дорожный разговаривал с хозяином умёта… Они, конечно, не прямо говорили, но чувствуется, что назревают большие дела. Вожатый уверяет хозяина постоялого двора, что придёт время, накопятся силы, тогда будут и успехи. А сейчас ещё рано.


o Гринёв приезжает в крепость в 1773 г. глубокой осенью.

o Нет ли каких намёков в повести, что общее волнение здешних краёв доходит и до бревенчатого забора Белогорской крепости?

§ Василиса Егоровна спрашивает урядника, казака Максимыча: «Ну что, Максимыч, всё ли благополучно?» - «всё, слава богу, тихо » - отвечал казак – стр. 119.

§ Как вы думаете, почему с эти вопросом В. Е. обратилась именно к Максимычу? Он казак. Видимо связан с казаками и больше других знал, откуда может прийти опасность. Но ему в крепости доверяют.

§ А как изображается внешность урядника? «молодой и статный казак » (119). В гарнизоне, мы знаем, были и солдаты и казаки. Какое же сравнение напрашивается? У Ивана Кузмича одни инвалиды, а среди казаков были сильные и молодые люди, которые могут отлично воевать.

§ В. Е. говорит о том, что привыкла к тому, что в степи появляются большими толпами «рысьи шапки ». Они появились и теперь, «около крепости рыщут » - 122 стр..

§ Какой же мы можем сделать вывод о жизни в Белогорской крепости, о действительном положении вещей? Белогорская крепость только казалась спокойным тихим местом, где мирно течёт жизнь. Вокруг было неспокойно.

§ Комендант с семьёй, офицеры, живя в отдалённой и оторванной от жизни страны крепости, не могли представить себе надвигающейся опасности, хотя и ощущали её.

§ А сейчас наступил новый этап в событиях: у казаков. Крестьян, башкирцев, киргизцев появился предводитель. Но его имя, его личность были неизвестны в Белогорской крепости, как, вероятно, и в других крепостях.

1. Какое впечатление произвёл на Гринёва Швабрин ? Г. уже знал, что Ш. был выслан ив крепость за «смертоубийство » - за дуэль. «Ш. был очень неглуп ». Разговор его был остёр и занимателен» с. 120.

2. Почему на обеде у смотрел на Машу с предубеждением ? Маша «не очень нравилась » Гринёву потому, что Ш. уже успел описать её «совершенною дурочкою ».

3. Комментарии в эпиграфам главы.

4. Как и почему изменилось мнение Гринёва о капитанской семье ? Добросердечие и простота Мироновых, возможно, напомнили Гринёву о жизни с родителями. В доме капитана он был «принят как родной » и чувствовал себя как в родной семье: «Незаметным образом с. 123 »

5. Г . перестал доверять клевете Швабрина и составил собственное мнение о Мироновых. Комендант оказался необразрванным и простым, но честным и добрым человеком. Теми же словами говорил о Миронове генерал, Андрей Карлович, что делает это впечатление достоверным. Маша оказалась «благоразумной и чувствительной девушкой » - 123. Всё это сделало жизнь Гринёва в крепости «не только сносной, но и приятной » - 123.

6. Чем занимался Г. в крепости? Произведён в офицеры, но служба его не «отягощала» Он стал читать, в нём «пробудилась охота к литературе » - он переводил и даже сочинял стихи.

7. Хороши ли, по-вашему, стишки Гринёва? Прав ли Швабрин, издеваясь над ним? Стихи Гринёва, конечно же, были слабыми, но искренними, откровенно выражали его чувства. Швабрин издевался не столько над «стишками», сколько над чувствами Гринёва.

8. Чтение эпизода «Я уже сказывал … до слов «Самолюбивый стихотворец


9. Что послужило причиной, а что поводом к ссоре между Г . и Ш.? Причиной – Гринёву не нравились «всегдашние шутки » Швабрина насчёт семьи коменданта, он начал понимать, что Швабрин – нечестный и недобрый человек . Швабрина же Гринёв раздражал своей открытостью и простотой, тем, что любит Машу, к которой Швабрин безуспешно сватался. Поводом же для ссоры и дуэли послужила не просто «грубая и злая насмешка », а «обдуманная клевета» Швабрина, будто Машу можно купить за пару серёг. Ссора назревала давно и была неизбежной.

10. Как был ранен Гринёв ? Швабрин воспользовался м, что Гринёва отвлёк призыв Савельича, и нанёс ему подлый удар.

11. Что защищал Гринёв на дуэли ? Какие его качества проявились в истории с дуэлью? Честь и достоинства свои и своей любимой. Он проявил благородство, не упомянув имя Маши.

12. Василисе Егоровне что сказал Гринёв? Гринёв, не называя истинных причин, объяснил, что они поссорились «за песенку ».

13. Гринёв действовал храбро и мужественно, ведь Швабрин был старше и опытнее его, в том числе в умении драться на шпагах.

14. V глава

1) Почему Гринёв помирился со Швабриным? «Я слишком…» «Великодушно! про стил своего «несчастного соперника».

2) Гринёв отказал сыну в благословении на брак с Машей Мироновой ? Андрей Петрович решил, что сын ведёт себя недостойно, что вместо службы он дерётся на дуэлях «с такими же сорванцами» , что следует не женить его, а выбить из него «дурь ».

3) Как Гринёв-отец узнал о похождениях сына ? Гринёв «негодовал на Савельича », но оказалось, что отцу донёс Швабрин. Раскаяние его оказалось неискренним. Он лишь затаился и опять, как и на дуэли, нанёс удар исподтишка, написав отцу своего противника.

4) Какой момент в развитии любовных отношений Маши и Петра можно считать кульминационным?

Объяснение после получения письма отца Гринёва, в котором он запрещает сыну жениться.

(Подготовленные заранее учащиеся читают по ролям диалог Маши и Гринёва в главе «Любовь». Можно инсценировать этот эпизод.)

5) Как вы думаете, почему Маша, почтя это письмо, отказывается венчаться с любимым? О ком в этот момент она заботится ?

Считала, что без благословения родителей счастье невозможно. Она искренне любит Гринёва и желает ему счастья, хотя бы с «другой ». Маша – девушка с твёрдым характером.

У Пушкина есть чудесное стихотворение, написанное еще в 1829 году. Послушайте его и скажите, перекликается ли оно с этой сценой из романа?

(Ученик читает наизусть стихотворение Пушкина «Я вас любил..».)

Я вас любил: любовь еще, быть может ,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

Какие строчки диалога созвучны стихотворению?

- Маша с первых же строк предстала перед нами робкой и застенчивой, но это не значит, что она бесхарактерная .

Отказ Швабрину свидетельствует о твёрдом характере и стойких принципах. Она не хочет выходить замуж за нелюбимого человека, даже рискуя остаться в старых девах на всю жизнь.

Да, это надо понять: представьте себе девушку, живущую в глухой деревне, куда никто не приезжает. У девушки к тому же нет приданого. Такой офицер, как Швабрин, по тогдашним представлениям, был единственным её шансом устроить свою судьбу. Но она отвергает его, так как не любит. Это говорит не только о твёрдом характере, но и о смелости, ведь в XVIII веке у женщины было единственное предназначение: выйти замуж и заботиться о муже, детях, вести домашнее хозяйство. Других поприщ не было.

5) Как эпиграф к V главе соотносится с характером Маши Мироновой?

6) Как вы понимаете последнюю фразу главы: «Благим » потрясение, повлиявшее на судьбу Гринёва, является в том смысле, что оно очистило и возвысило его душу. Гринёву пришлось пройти через многие испытания, многое пережить и понять, повзрослеть.

Глава V І

І. Как нарастали события в Белогорской крепости. Действия противника активизировались. На крепость надвигается большая сила. Об этом свидетельствуют слухи, сведения, факты, тревожные настроения, охватившие население крепости.

1) Комендантом крепости было получено секретное письмо от генерала с требованием принять «надлежащие меры » к отражению «злодея и самозванца ». Обратим внимание на оговорку, которую сделал капитан на совещании офицеров: «…А у нас всего сто тридцать человек. Не считая казаков ». Войско бунтовщиков намного превосходило защитников и обитателей крепости.

«Секретный приказ » можно оценить как формальный. В этом приказе важно то, что сообщается о больших силах восставших, о том, что у них есть предводитель. «Надлежащие меры » коменданту принять невозможно; об этом надо было думать раньше, надо было дать крепости орудия и укрепить её. Этого не понимал или не хотел понять генерал Р., который сидел в Оренбурге. был нераспорядительный: даже когда Белогорская крепость была взята Пугачёвым, он и тогда стал спокоен, а Пугачёв уже угрожал Оренбургу. чуть Оренбург не сдал, что уж говорить о Белогорской крепости.

2) Как вёл себя капитан Миронов в этот трудный момент , какие новые черты капитана Миронова проявились в новых обстоятельствах . Проявил твёрдость, не позволил Василисе Егоровне быть на совещании, потому что там обсуждался секретный приказ, и спровадил её к попадье, а Палашку запер в чулан.

· Учредить караулы да ночные дозоры

· В случаем нападения запирать ворота да выводить солдат

· Максимычу крепко следить за своими казаками

· Пушку осмотреть и вычистить

· Всё это содержать в тайне

3) Разведка урядника , предпоследний абзац.

4) Популярность Пугачёва среди казаков – «В крепости между солдатами …»

5) Казаки уже открыто высказывались против Юлая , назначенного на место урядника, которого они считали изменником, в глаза ругали Ивана Игнатьевича , называли «гарнизонной крысой »

В крепости образовались 2 лагеря . Казаки, несомненно, примкнут к повстанцам, они уже связаны с ними, а гарнизон, как мы знаем, не силён. Конфликт между этими лагерями внутри крепости углубляется. Мы словно слышим отдалённые раскаты восстания, они приближаются, они отражаются в сознании людей.

5) Схвачен башкирец

6) Василиса Егоровна выведала об угрозе нападения Пугачёва и «поделилась» новостью с попадьёй. «Вскоре все заговорили о Пугачёве » Поняв, что скрыть от жены ничего невозможно, капитан при ней прочёл на совещании офицеров «воззвание Пугачёва » с предложением «не сопротивляться ».

7) Пытка башкирца . Как в этом эпизоде можно объяснить жестокость коменданта, обычно столь добродушного и мягкого ?

· Пушкин подчеркнул, что расправы с восставшими были неимоверно жестокими . Иван Кузмич в башкирце сразу узнал «по страшным приметам одного из бунтовщиков, наказанных в 1741 г .». У него не было ни носа, ни ушей. Обратите внимание, как беспощадно даёт распоряжение Иван Кузмич пытать башкирца, как покорно выполняют его страшные приказания два инвалида и Юлай . Ведь пытка была прекращена только потому, что у башкирца был отрезан язык, он не мог говорить и был, следовательно не нужен Ивану Кузмичу.

· Существенная деталь во внешность изуродовнного, изувеченного башкирца. Выражение его глаз : «узенькие глаза его сверкали ещё огнём ». Зачем Пушкин заставляет читателя заглянуть в глаза попавшего в капкан коменданта человека ? Мы видим в них огонь ненависти, огонь борьбы, что-то непобеждённое , несмирившееся . Ведь башкирец «был схвачен с возмутительными листами », т. е. с воззваниями, которые распространял Пугачёв, когда подходил к крепостям. Этот человек, которому «казалось лет за 70», отважно пошёл на опасное дело.

· Поимка его усилила беспокойство коменданта , он даже вновь собрал офицеров – настолько страшны были эти воззвания, воззвания «крестьянского царя », вера в которого, как мы знаем, была широко распространена в народе.

· Эта сцена – ещё и повод для прямого обращения повествователя к читателям : «Молодой человек! Если записки мои попадутся… »

· Пушкин ещё раз сталкивает читателя с башкирцем . После приступа мы видим его на перекладине виселицы с верёвкой в руках; на этой висилице был повешен несдавшийся комендант Белогорской крепости.

Вывод: в небольших эпизодах, участниками которых являлись люди 2-х враждебных лагерей, отразился конфликт, исключавший примирение.

· Можем ли мы сказать, что оба эти человека – и башкирец, и капитан Миронов – по натуре кровожадны ? Конечно, нет. Но для башкирца капитан Миронов – символ ненавистного ему государства угнетателей, а для Ивана Кузмича башкирец – один из «злодеев », «старый волк», «бунтовщик », подрывающий основы того государства, которому он присягал и служил всю жизнь. Отсюда и жестокость с обеих сторон. О причинах бунта Иван Кузмич не задумывается – порядок, который он охраняет, кажется ему бесспорным.

8) Нас не может не заинтересовать то, как смотрит на всё происходящее рассказчик, Пётр Андреевич Гринёв .

· Для Гринёва Пугачёв – разбойник, а его войско – «шайка » .

· Приказание коменданта подвергнуть башкирца пытке «никого из нас не удивило и не встревожило ». Однако Гринёв на всю жизнь запомнил лицо башкирца, он называет его «несчастным » - описывает его душевное смятение. «Он оглядывался во все стороны, как зверёк, затравленный детьми », - говорит Пётр Андреевич, вспоминая эту страшную сцену, он вновь как бы слышит, как «застонал слабым, умоляющим голосом » башкирец, увидев Юлая с занесённой над ним плетью.

· Сцена допроса послужила своеобразным толчком к нравственному возмужанию героя, так как увиденное вызвало в нём отвращение к жестокости и бесчеловечности. Впоследствии, отрицая вообще всякое насилие, Гринёв осуждает «русский бунт, бессмысленный и беспощадный » - (ΧІІІ).

· Спустя многие годы Гринёв, уже пожилой человек, с ужасом вспоминает пытки екатерининского времени, противопоставляя ему другие времена «кроткого царствования императора Александра ». Но он не прав. «просвещение и человеколюбие » не «сделали успехи ». Страшный м позорный обычай пытки существовал очень давно. Екатерина ІІ не однажды давала негласные распоряжения не применять пытки, но тем не менее пытка в её царствование процветала. Внук Екатерины Александр указом от 01.01.01 г. запретил пытку. Однако страшные пытки продолжали применяться и в судах, и в усадьбах крепостников. Чиновники и помещики не несли за это никакого наказания.

И в армии телесные наказания были постоянным явлением. Так, командир гвардейского Семёновского полка Шварц постоянно подвергал наказанию десятки солдат, назначая им тысячи ударов шпицрутенами. Это явилось одной из причин восстания полка в 1820 году. Издевательства Шварца над солдатами вызвали их яростное возмущение. Солдат поддержали многие офицеры, среди которых были члены первых декабристских организаций. Началось восстание, в котором семёновцы проявили мужество и непреклонность. Восстание было подавлено, но слух о нём пронёсся по всей России и отозвался во многих сердцах

Пушкин явно расходится со своим героем в оценке царствования Александра. В 10 гл. «Евгения Онегина», которая была сожжена поэтом и от которой остались только отрывки, он пишет:

Властитель слабый и лукавый,

Плешивый щёголь, враг труда,

Нечаянно пригретый славой

Над нами царствовал тогда .

1) Выводы по главе «Пугачёвщина »:

· Почему Пушкин избрал для этой главы в качестве эпиграфа слова народной песни:

Вы, молодые ребята, послушайте,

Что мы старые старики будем сказывати .

o Знание истории , с точки зрения Пушкина, помогает понять современность, настоящее.

o Пушкин создаёт повесть в 30-е гг. ΧІΧ в., в сложное и тревожное время, время крестьянских и холерных бунтов, которые были отзвуком грандиозного Пугачёвского восстания 1773 – 1774 годов. Анализируя прошлое, Пушкин как бы приглашает своих современников, «молодых ребят », прислушаться к этому прошлому не только для того, чтобы понять настоящее, но и, по возможности, подумать о будущем . Ведь глава «Пугачёвщина» повествует о том, как люди с ограниченным кругозором, занятые лишь своими личными интересами, неожиданно оказываются перед лицом великих событий, вовлекаются в их водоворот .

· В гл. «Пугачёвщина» Пушкин изображает 1-й период восстания, период его нарастания и быстрого накапливания сил. Мы видим, как обостряется конфликт м/д лагерями внутри крепости . То, что происходило в Белогорской крепости – типично . С одной стороны , - несомненное сочувствие Пугачёву казаков, населения крепости, с другой , - непримиримая позиция офицерства с его верностью трону. Жестокость восставших порождена жестокостью властей, правительства. А Белогорская крепость обречена достаться врагу.

Глава VІІ «Приступ»

1. Эта глава – логическое продолжение предыдущей. Конфликт дошёл до высшей точки: Пугачёв пошёл на приступ крепости. Эта глава имеет свои особенности – её героем является народ , готовый ринуться в бой. Перед нами 2 лагеря, открыто стоящие друг перед другом. Посмотрим, что же происходит в каждом из лагерей…

2. Командование крепости сделало всё, чтобы как можно достойнее встретить неприятеля. Гарнизон стоял в ружье на крепостном валу. Туда же накануне перетащили пушку.

3. А как изображается другой лагерь ? Он дан глазами рассказчика, впервые в жизни наблюдающего, что происходит в стане необыкновенного противника. Силы Пугачёва быстро растут.

· Вначале «по степи не в дальнем расстоянии от крепости разъезжали человек 20 верхами ». Гринёв видит, что это казаки и башкирцы, «которых легко можно было распознать по их рысьим шапкам и колчанам ».

· Но вот «показались новые конные толпы: степь: степь усеялась множеством людей, вооружённых копьями и сайдаками ». На крепость надвигалась большая сила

4. Кто же привлекает наше особое внимание?

· С одной стороны, - это скромный капитан Миронов,

· с другой, - «человек на белом коне в красном кафтане с обнаженной саблею в руке » - Пугачёв. «По его повелению 4 человека отделились и во весь опор поскакали под самую крепость » и бросили за частокол окровавленную голову Юлая и письмо с предложением сдаться. Этот человек смел и стоек. Когда после 3-го пушечного выстрела пугачёвцы отхлынули в обе стороны и попятились, Пугачёв один остался впереди. «Он махал саблею и, казалось, с жаром их уговаривал… Крик и визг, умолкнувшие на минуту, тотчас снова возобновились …».

· А разве не мужествен и не смел капитана Миронов? «Близость опасности одушевила старого воина бодростию необыкновенной » - пишет Гринёв. Он обходит войско, подбадривает своих солдат, ласково их называя «детушками», он взывает к их воинской чести: «…докажем всему свету, что мы люди бравые и присяжные » Ни на минуту не теряется опытный воин. Когда, например, мятежники съехались около своего предводителя и вдруг начали слезать с лошадей, комендант предупредил: «Теперь стойте крепко: будет приступ »

· Но ТВ чём всё-таки слабость мужественного Миронова и сила Пугачёва? Пушкин устами Гринёва говорит о мощи восставших и слабости отпора им со стороны правительственных войск. Нераспорядительность и бездарность более высокого начальства, бросившего на произвол судьбы Белогорскую крепость.

· Отношение народа к Пугачёву:

o «жители выходили из домов с хлебом и солью ».

o «раздавался колокольный звон »

o «Народ повалил на площадь »

o «отец Герасим, бледный и дрожащий, стоял у крыльца с крестом в руках »,

o Началось принятие присяги : жители подходили один за другим, целуя распятие и потом кланяясь самозванцу,

o Гарнизонные солдаты с отрезанными косами и подстриженные в кружок «подходили к руке Пугачёва » (эти же солдаты ещё несколько часов назад «изъявляли своё усердие Ивану Кузмичу »)

· Народу, стоящему на площади, предстояло пережить ещё одно потрясение. На площадь привели офицеров Белогорской крепости во главе с комендантом Мироновым, истекающим кровью .

o Пугачёв с грозным вопросом: «Который комендант

o Кто указал на коменданта ? Урядник Максимыч

o Как ведёт себя Миронов ? Это непримиримый враг Пугачёва, хотя и побеждённый сейчас и изнемогающий от раны, но смело бросающий предводителю восстания самые непереносимые для того слова: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты! » Последние слова «Слышь ты!» - любимая присказка Ивана Кузмича, придают его твёрдым словам оттенок простоты, обыденности. Иван Кузмич и в предсмертную минуту такой же, как всегда. Невольно вспоминаешь другую его фразу, произнесённую перед солдатами во время приступа: «Умирать так умирать: дело служивое ».

o Смело повторяет предсмертные слова своего командира Иван Игнатьевич , называя Пугачёва «дядюшкой ». Обращение звучит ласково, но, сопровождаемое словами «вор и самозванец », говорит о непризнании царского достоинства Пугачёва, придаёт всей фразе насмешливый оттенок.

o Казнь капитана Миронова и Ивана Иг. не может не потрясти читателей.

o Как описан Швабрин в сцене казни ? Какова роль этого описания? Швабрин описан несколькими точными штрихами: он успел не только переметнуться на сторону Пугачёва, но и обстричься «в кружок» и одеться в казацкий кафтан. Кроме того, он успел что-то шепнуть Пугачёву, после чего Гринёва поволокли на виселицу.

o В чём причина чудесного спасения Гринёва ? Если бы не преданность, отвага и самопожертвование Савельича, Гринёва ожидала бы участь казнённых защитников крепости. Пугачёв узнал своих былых попутчиков и вспомнил о пожалованном заячьем тулупчике.

o Как ведёт себя Пугачёв в сцене освобождения Гринёва ? Пугачёв проявляет сметливость, хитрость, изворотливость. Он оправдывает отказ Гринёва целовать его руку так, чтобы не уронить себя в глазах окружающих: «Его благородие, знать, одурел от радости ».

o Эпизод расправы с комендантшей . Жесток Пугачёв. Лаконизм Пушкина в сцене гибели Василисы Егоровны пределен: Гринёв передаёт только факты. Василиса Егоровна, пока развёртывались события на площади (казнь офицеров, принятие присяги), оказалась в руках пугачёвцев. Ограбленная, не знавшая о том, что произошло, она просит лишь об одном: отвести её к Ивану Кузмичу. Но вот она взглянула на виселицу и увидела своего мужа. До слуха Пугачёва, конечно, долетели её слова горестного плача, обращённые к мёртвому Ивану Кузмичу: «сгинул от беглого каторжника ». Реакция Пугачёва. Реакция Пугачёва выразилась в 3-х словах: «Унять старую ведьму ». Слово «унять » было понято молодым казаком в одном смысле – убить.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Вечерняя сменная общеобразовательная школа №5 г. Кунгура

Методическая разработка

открытого внеклассного мероприятия

игра-путешествие «Счастливый случай»

Подготовил:

учитель русского языка и литературы

Шавырин Сергей Николаевич

Кунгур, 2010

Форма проведения внеклассного мероприятия: игра-путешествие

Участники мероприятия: учащиеся класса.

Цель: проверка, обобщение и систематизация знаний по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Задачи:

    Формировать навыки работы в коллективе; умение быстро и лаконично отвечать на поставленный вопрос.

    Развивать интеллектуальные способности учащихся путем вовлечения каждого участника команды в обсуждение предложенного задания игры.

    Воспитывать чувство ответственности учащихся за конечный результат команды в игре; соблюдение правил игры и дисциплинированности на протяжении всего мероприятия.

Оборудование: игровое поле, игровой кубик, фишка, 2 листа для отметки набранных баллов и подведения итогов игры, призы для участников команды.

Подготовительная работа:

Для учителя – разработка конспекта мероприятия; подготовка аудитории, наглядности и призов.

Для учащихся – повторение материала по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

    Вступительная часть.

    В с т у п и т е л ь н о е с л о в о у ч и т е л я.

Мы приветствуем вас на игре «Счастливый случай» по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Задача, конечно, не слишком простая,

Играя учить и учиться играя.

Но если с учебой сложить развлечения,

То праздникам станет любое ученье!

    С о о б щ е н и е т е м ы и ц е л и м е р о п р и я т и я.

    Конфуций в свое время сказал: «Учиться и время от времени повторять изученное, разве это не приятное?!» Мы согласимся с ним и начнем нашу игру. В добрый путь!

    1. Основная часть.

    О б ъ я с н е н и е п р а в и л и г р ы.

В игре участвуют две команды «Белогорцы» и «Оренбуржцы». Каждая команда по очереди бросает игровой кубик и делает фишкой то кол-во ходов, число которых выпало на кубике. Если команда становится на кружок с числом, то отвечает на вопрос и зарабатывает указанное в круге число баллов. Если команда не может дать ответ, право отвечать получает вторая команда. Команда, которая ответила правильно, зарабатывает баллы в свою таблицу. В итоге игры подсчитывается общее кол-во баллов. Команда, набравшая наибольшее кол-во баллов, считается победителем. За однократное нарушение правил игры и дисциплины команда теряет 1 балл.

    Х о д и г р ы.

    Команды по очереди бросают кубик, делают ходы и отвечают на вопросы игрового поля, учитель отмечает кол-во набранных баллов в таблице. Вопросы см. в Приложении 1. Игра считается оконченной, когда фишка оказывается на финише.

    1. Заключительная часть.

    Учитель подсчитывает общее кол-во баллов каждой команды, объявляет и награждает победителей.

Приложение

1. К какому жанру относится произведение «Капитанская дочка»?

а) роман

б) комедия

в) трагедия

г) повесть

2. Как соотносятся эпиграфы и содержание в повести.

а) Эпиграф раскрывает содержание главы.

Б) Эпиграф предваряет появление героя.

В) Эпиграф служит раскрытию характера героя и его судьбы.

Г) Эпиграф иронически трактует последующие события.

3. Каков эпиграф к «Капитанской дочке»?

а) «На зеркало неча пенять, коль рожа крива».

б) «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю».

в) «Береги честь смолоду».

г) «Стрелялись мы».

4. В какое время происходили события в повести «Капитанская дочка»?

а) 1773 – 1774

б) 1873 – 1874

в) 1678 – 1674

г) 1573 – 1574

5. Отметить главное место действия в повести «Капитанская дочка».

А) Оренбургская губерния.

Б) Санкт-Петербург.

в) Белогорская крепость.

Г) Москва.

6. В какой семье был рожден Петр Гринев («Капитанская дочка»)?

а) в семье крестьян

б) в семье врача

в) в семье военного

г) в семье городничего

7. Какое самое главное напутствие сказал отец сыну Петру перед расставанием (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)?

а) «Служи верно, кому присягнешь»

б) «Слушайся начальников»

в) «Служи в армии, тяни лямку»

г) «Береги платье снову, а честь смолду»

8. Отметить верное суждение.

а) Образ Пугачёва является центральным образом повести.

    б) Образ Пугачева не является центральным, но важен для авторского замысла – изображения русского бунта

9. Укажите фамилию коменданта Белогорской крепости, казненного Пугачевым (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)

а) Алексей Швабрин

б) капитан Миронов

    в) Петр Гринев

г) Савельич

  • 10. Как звали Савельича?

а) Осип

б) Иван

в) Семён

г) Архип

11. Имя какого царя присвоил себе Пугачев, герой повести «Капитанская дочка»?

а) Петр I б) Петр III

в) Иван IV г) Павел I

12. Укажите фамилию героя повести «Капитанская дочка», который перешел на сторону Пугачева

а) Алексей Швабрин

б) капитан Миронов

в) Петр Гринев

г) Савельич

    13. По какой причине учитель Петруши Гринева мосье Бопре был выгнан отцом мальчика (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)?

а) он распускал руки

б) он очень любил женский пол

в) он любил выпить и вместо того, чтобы учить Петра, мертвецки спал

г) он не имел диплома учителя

14. Как звали дочку коменданта Белогорской крепости («Капитанская дочка»)?

а) Маша Миронова

б) Татьяна Ларина

в) Ольга Ильинская

г) Маша Пугачева

    15. Какова причина ссоры и дуэли Гринёва и Швабрина?

а) Швабрину не нравились стихи Гринёва

б) Швабрин оскорбил Машу Миронову

в) Гринёв доносил на Швабрина

г) Их поссорил Савельич

    16. Какой подарок делает Пугачёв Петру Гринёву?

а) шубу в) власть

б) не делает подарка г) жизнь

17. Какой главе в произведении соответствует эпиграф «Мирская молва – морская волна»?

а) Сержант гвардии

б) Суд

в) Незваный гость

г) Приступ

    18. Укажите название главы повести «Капитанская дочка», в которой происходит знакомство Петра Гринева с Пугачевым:

а) «Вожатый»

б) «Незваный гость»

в) «Пугачевщина»

г) «Сержант гвардии»

19. При каких обстоятельствах происходит первая встреча Петра Гринёва с Пугачевым?

а) при захвате крепости

б) во время казни Пугачёва

в) когда Гринёв едет в крепость спасать Машу от Швабрина

г) Когда Гринёв заблудился в степи во время метели

20. Кого Пугачёв назначил новым комендантом крепости?

а) Гринёва

б) Швабрина

в) своего сподвижника капрала Белобородова

г) Ивана Миронова

    21. Почему Екатерина II помиловала Гринёва?

а) получила письмо от отца Гринёва

б) Швабрин во всем признался

в) поверила рассказу Маши Мироновой

г) Пугачёв просил помиловать Гринёва

    22. Кто произносит в повести эти слова: «… будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов»?

а) Пугачёв

б) Швабрин

в) Гринёв

г) Савельич

    23. Дополните портрет Пугачёва, вставив пропущенное слово: «… он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но …»:

а) сердитое

б) печальное

в) плутовское

г) измученное

    24. По какой причине А.С.Пушкин избрал рассказчиком Гринёва?

а) Гринёв принадлежал к старой дворянской семье, где понятия «честь» и «служба» неразрывны.

в) Молодость Гринёва позволяет ему забыть о сословной принадлежности и руководствоваться здравым смыслом.

а) Корнет.

б) Прапорщик.

в) Поручик.

г) Рядовой.

    26. Отметить верное суждение.

а) В центре повести «Капитанская дочка» – судьба героев в трагическое время Пугачёвского бунта.

б)В центре повести «Капитанская дочка» – история жизни Петра Гринёва.

    27. Сколько лет Петруше Гриневу и Маше Мироновой

(Гриневу – 16-17 лет. Маше 18 лет)

(состарившийся на службе солдат).

    29. О ком сказано в повести: «он был парикмахером, потом в Пруссии солдатом… Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности»? (Бопре)

30. Как употребил географическую карту Петруша Гринев? (сделал из нее бумажного змея)

    31. Как звали урядника в Белогорской крепости? (Максимыч)

32. Какие советы дал отец Петру Гриневу при отправлении на службу?

(Служи верно, кому присягнешь. Слушайся начальников. За их лаской не гоняйся. На службу не напрашивайся. От службы не отговаривайся. Помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду).

    33. Как сейчас называется река Яик? Почему ее название было изменено?

(Это река Урал. После Пугачевского бунта, в котором принимали участие яицкие казаки, Яик в 1775 указом императрицы Екатерины II был переименован в Урал. После подавления восстания Пугачева были изменены многие географические названия, чтобы ничего не напоминало о бунте).

    34. Кто и почему распоряжается в крепости? (Действует от имени своего мужа Василиса Егоровна, капитанша. Она «на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла так точно, как своим домом).

35. Чем занимался Гринев в крепости? (Гринев был произведен в офицеры, но служба его «не отягощала». Он стал читать, в нем «пробудилась охота к литературе»: он переводил и даже сочинял стихи).

36. Что послужило причиной, а что поводом к ссоре между Гриневым и Швабриным?

(Причина была в том, что Гриневу не нравились «всегдашние шутки» Швабрина насчет семьи коменданта, он начинал понимать, что Швабрин – нечестный и недобрый человек. Швабрина же Гринев раздражал своей открытостью и простотой, тем, что он любит Машу, к которой Швабрин безуспешно сватался. Поводом же ссоры и дуэли послужила не «просто грубая и злая насмешка», а «обдуманная клевета». Ссора назревала давно и была неизбежной).

37. Как был ранен Гринев?

(Швабрин воспользовался тем, что Гринева отвлек призыв Савельича, и нанес ему подлый удар).

    38. Что защищал Гринев на дуэли?

(Он защищал честь и достоинство свои и своей любимой. А Василисе Егоровне, не называя истинных причин, объяснил, что они с Швабриным поссорились «за песенку»).

39. Почему Гринев помирился со Швабриным?

(«Я был слишком счастлив, чтобы хранить в сердце чувство неприязненное». Гринев решил, что Швабрин искренне раскаялся, считал, что тот клеветал из чувства «оскорбленного самолюбия и отвергнутой любви», и «великодушно» простил своего «несчастного соперника»).

    40. Почему Андрей Петрович Гринев отказал сыну в благословлении на брак с Машей Мироновой?

(Отец решил, что сын ведет себя недостойно, что вместо службы он дерется на дуэлях «с такими же сорванцами», что следует не женить его, а выбить из него «дурь»).

    41. Как Гринев-отец узнал о взаимоотношениях сына с Машей?

(отцу донес Швабрин, написав ему письмо).

    42. Почему Маша отказалась выйти замуж за Гринева?

(Маша считала, что без благословления родителей счастье невозможно. Она искренне любит Гринева и желает ему счастья «хотя бы с другой»).

    43. Как в крепости узнали о предстоящей угрозе нападения Пугачева?

(Комендантом крепости было получено секретное письмо от генерала с требованием принять «надлежащие меры» к отражению «злодея и самозванца». Обратим внимание на оговорку, которую сделал капитан на совещании офицеров: «…а у нас всего сто тридцать человек, не считая казаков». Войско бунтовщиков намного превосходило защитников и обитателей крепости).

    44. Какие черты характера капитана Миронова раскрывает сцена его гибели?

(бескорыстие, честность, верность присяге императрице. Он жил честно, скромно, и смерть свою встретил достойно. Последние слова капитана: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышишь ты!»)

    45. Как описан Швабрин в сцене казни?

(он успел не только переметнуться на сторону Пугачева, но и обстричься «в кружок» и одеться в казацкий кафтан. Кроме того, он успел что-то шепнуть Пугачеву, после чего Гринева поволокли на виселицу).

    46. В чем причина чудесного спасения Гринева?

(Пугачев узнал своих былых попутчиков и вспомнил о пожалованном заячьем тулупчике).

    47. Как ведет себя Пугачев в сцене освобождения Гринева?

(Пугачев проявляет сметливость, хитрость, изворотливость. Он оправдывает отказ Гринева целовать его руку так: «Его благородие, знать, одурел от радости»).

    48. Как ведет себя народ в главе «Приступ»? На чьей он стороне?

(народ показал себя как бессловесная толпа, принимающая сторону силы, подчиняющаяся силе. Когда Пугачев уехал, «народ бросился за ним»).

    49. В чем причина падения Белогорской крепости и победы пугачевцев?

(Пугачев встретил большую поддержку в народе. Несмотря на стихийный характер восстания, социальная направленность его была ясна для каждого участника: оно было нацелено против помещиков, правительства и военного начальства, против крепостного права и всякого угнетения народа).

    50. Прокомментируйте сцену с Савельичем. Почему Пугачев велел прочитать бумагу Савельича «обер-секретарю»?

(Пугачев был неграмотен, но не хотел в этом признаться, поэтому он схитрил: «Наши светлые очи не могут тут ничего разобрать». Сцена с Савельичем носит юмористический характер: верный слуга решил разграбленное барское добро, едва избежав гибели. Прием несоответствия действий героя ситуации создает юмористический эффект).

Пугачев уехал. Я долго смотрел на белую степь, по которой неслась его тройка. Народ разошелся. Швабрин скрылся. Я воротился в дом священника. Все было готово к нашему отъезду; я не хотел более медлить. Добро наше все было уложено в старую комендантскую повозку. Ямщики мигом заложили лошадей. Марья Ивановна пошла проститься с могилами своих родителей, похороненных за церковью. Я хотел ее проводить, но она просила меня оставить ее одну. Через несколько минут она воротилась, обливаясь молча тихими слезами. Повозка была подана. Отец Герасим и жена его вышли на крыльцо. Мы сели в кибитку втроем: Марья Ивановна с Палашей и я. Савельич забрался на облучок. «Прощай, Марья Ивановна, моя голубушка! прощайте, Петр Андреич, сокол наш ясный! - говорила добрая попадья. - Счастливый путь, и дай бог вам обоим счастия! » Мы поехали. У окошка комендантского дома я увидел стоящего Швабрина. Лицо его изображало мрачную злобу. Я не хотел торжествовать над уничтоженным врагом, и обратил глаза в другую сторону. Наконец мы выехали из крепостных ворот и навек оставили Белогорскую крепость. "
Суд:
Судьи мои, начинавшие, казалось, выслушивать ответы мои с некоторою благосклонностию, были снова предубеждены противу меня при виде моего смущения. Гвардейский офицер потребовал, чтоб меня поставили на очную ставку с главным доносителем. Генерал велел кликнуть вчерашнего злодея. Я с живостию обратился к дверям, ожидая появления своего обвинителя. Через несколько минут загремели цепи, двери отворились, и вошел - Швабрин. Я изумился его перемене. Он был ужасно худ и бледен. Волоса его, недавно черные как смоль, совершенно поседели; длинная борода была всклокочена. Он повторил обвинения свои слабым, но смелым голосом. По его словам, я отряжен был от Пугачева в Оренбург шпионом; ежедневно выезжал на перестрелки, дабы передавать письменные известия о всем, что делалось в городе; что наконец явно передался самозванцу, разъезжал с ним из крепости в крепость, стараясь всячески губить своих товарищей-изменников, дабы занимать их места и пользоваться наградами, раздаваемыми от самозванца. Я выслушал его молча и был доволен одним: имя Марьи Ивановны не было произнесено гнусным злодеем, оттого ли, что самолюбие его страдало при мысли о той, которая отвергла его с презрением; оттого ли, что в сердце его таилась искра того же чувства, которое и меня заставляло молчать, - как бы то ни было, имя дочери белогорского коменданта не было произнесено в присутствии комиссии. Я утвердился еще более в моем намерении, и когда судьи спросили: чем могу опровергнуть показания Швабрина, я отвечал, что держусь первого своего объяснения и ничего другого в оправдание себе сказать не могу. Генерал велел нас вывести. Мы вышли вместе. Я спокойно взглянул на Швабрина, но не сказал ему ни слова. Он усмехнулся злобной усмешкою и, приподняв свои цепи, опередил меня и ускорил свои шаги. Меня опять отвели в тюрьму и с тех пор уже к допросу не требовали. "
Вот еще описание Швабрина:
Он отпер двери. Огонь ворвался и взвился по бревнам, законопаченным сухим мохом. Батюшка выстрелил из пистолета и шагнул за пылающий порог, закричав: «Все за мною» . Я схватил за руки матушку и Марью Ивановну и быстро вывел их на воздух. У порога лежал Швабрин, простреленный дряхлою рукою отца моего; толпа разбойников, бежавшая от неожиданной нашей вылазки, тотчас ободрилась и начала нас окружать. Я успел нанести еще несколько ударов, но кирпич, удачно брошенный, угодил мне прямо в грудь. Я упал и на минуту лишился чувств. Пришед в себя, увидел я Швабрина, сидевшего на окровавленной траве, и перед ним все наше семейство. Меня поддерживали под руки. Толпа крестьян, казаков и башкирцев окружала нас. Швабрин был ужасно бледен. Одной рукой прижимал он раненый бок. Лицо его изображало мучение и злобу. Он медленно поднял голову, взглянул на меня и произнес слабым и невнятным голосом:
- Вешать его… и всех… кроме ее…

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

Сформулируйте главную мысль текста, определите его стиль. Докажите свою точку зрения.

Легенда о старике Байкале и его дочери Ангаре
В мире есть много озер - больших и маленьких, глубоких и мелких, суровых и живописных, но ни одно из них не может срав­ниться с Байкалом по широкой известности и громкой славе. И ни о каком другом озере не сложено столько легенд и сказаний, песен и стихов. В них звучит не только почитание, но и нечто такое, что под­черкивает присущее только Байкалу величие и резко выделяет его из всех озер земного шара.
О Байкале существует легенда, которую в тех краях знает и стар и млад. Эта легенда гласит, что в местах, где сейчас плещется Байкал и берет свои воды бурная река Ангара, жил богатырь по имени Бай­кал, и была у него дочь по имени Ангара. Также у Байкала было 336 сыновей, которых он держал в ежовых рукавицах. Суровый отец заставлял сыновей трудиться не покладая рук. Они топили снега и ледники и гнали хрустальную воду в одну большую котловину. То, что они с таким трудом добывали, проматывала их сестра. Ангара растрачивала собранное на наряды и разные прихоти.
Однажды прослышала Ангара от странствующих певцов, что жи­вет за горами красавец Енисей. Узнав о его красоте и силе, она по­любила его всем сердцем. Но Байкал прочил ей в мужья старого Ир-кута. Еще строже стал стеречь старик дочь: заточил ее в хрустальный дворец на дне подводного царства. Анкара плакала и просила богов помочь ей. Сжалились боги над пленницей и повелели ручьям и ре­кам размыть хрустальный дворец. Анкара вырвалась на свободу и бросилась бежать по узкому проходу в скалах.
От шума проснулся старый Байкал и бросился в погоню. Но куда ему было угнаться за молодой дочкой! Все дальше убегала Ангара, и тогда разъяренный Байкал метнул в беглянку каменную глыбу, но не попал. Так и осталась с тех пор лежать эта глыба в месте выхода ре­ки из озера, и называют ее Шаманским Камнем.
Разбушевавшийся старик все бросал и бросал в дочь осколки скал, но каждый раз чайки кричали: «Обернись, Ангара!», и девушка ловко уклонялась от смертоносных посланцев отца.
Прибежала Ангара в Енисею, обняла его, и потекли они вместе к Студеному морю.
Легенда переплетается с правдой. 336 сыновей - это реки, пи­тающие Байкал. Они собирают воду с территории, которая примерно равна площади Франции. Вытекает же из озера могучая река Ангара, постоянно обновляющая воды Байкала. Ширина потока составляет примерно километр. Это про нее говорят: «Разоряет дочка старика Байкала!»



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка