Что надо знать о «Хрониках Нарнии. Исследовательская работа по литературе "образы античной мифологии в хрониках нарнии" Цель проектной работы состоит в том, чтобы сравнить мифических и художественных персонажей

В этот раз компании Fox 2000 Pictures и Walden Media объединили свои усилия, чтобы сделать продолжение киноэпопеи не менее блестящим, чем ее начало - объединив в нем все то, что дорого сердцу многочисленных поклонников книг и фильмов. Поддавшись волне предпраздничного настроения, мы решили освежить в памяти историю происхождения великой кино саги, столь полюбившейся российскому кинозрителю.

После выхода в широкий кинопрокат первой части кино цикла «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф» в 2005 году, картина сразу же получила высокую оценку мировых кинокритиков и была удостоена множества кинонаград: кинолента получила «Оскар» за лучший грим, была признана лучшим семейным фильмом, а также самым вдохновляющим фильмом 2005 года (награда «Movieguide Faith & Values Awards»). Лента была снята по мотивам первой книги Клайва Льюиса из цикла «Хроники Нарнии». Вышедшие в свет с 1950 по 1956 гг. и считавшиеся долгое время одними из самых любимых читателями и ярких литературных произведений, книги Льюиса разошлись тиражом более 100.000.000 экземпляров на более чем 50 различных языках. По сюжету мама отправляет четверых детей (Питера, Эдмунда, Сьюзен и Люси) из подвергающегося бомбежкам Лондона в деревню, к старому профессору — другу семьи. В его доме дети обнаруживают таинственный платяной шкаф, посредством которого они попадают в сказочную страну Нарнию, где обитают говорящие животные и фантастические существа. Кастинг занял долгое время - изначальный отбор начался в 2002 году, когда режиссер картины Эндрю Адамсон просмотрел две тысячи пятьсот видеозаписей, прослушал тысячу восемьсот детей, провел тренировочные сессии с четырьмястами, и лишь после долгих отборочных этапов, наконец-то встретился с четырьмя финалистами на главные роли детей Пэвенси. Съемки проходили в Новой Зеландии, Польше и Чехии и заняли чуть более 8 месяцев.

В 2008 г. вышел второй фильм: « », ставший одним из самых популярных фильмов того года. По сюжету Нарнию завоевали жестокие тельмаринцы, загнавшие коренных жителей в дремучие леса и неприступные горы. Принц Каспиан, на глазах которого его дядя, узурпатор Мираз, творит бесчинства, решается протрубить в Волшебный Рог, благодаря чему Питер, Сьюзен, Эдмунд и Люси — герои далёкого прошлого — ещё раз оказываются в своём бывшем королевстве. Перед ними стоит сложная задача — спасти Нарнию. Режиссер картины Эндрю Адамсон решил взяться за адаптацию книг Льюиса в порядке их издания. «Учитывая, что актеры взрослеют, у нас потом не будет шанса снять эту часть», - объяснял свой выбор режиссер картины. «Принц Каспиан» - это вторая опубликованная книга из цикла «Хроники Нарнии» и четвертая в хронологическом порядке создания автором. Книга «Конь и его мальчик», законченная весной 1950 года и опубликованная в 1954,— первая книга, которая не является прямым продолжением предыдущей. Время действия романа — период правления Пэвенси в Нарнии, период, который начинается и оканчивается в книге «Лев, Колдунья и Платяной шкаф».

Опубликованный в 1952 г., «Покоритель зари или Плавание на край света» - грандиозный, эпический приключенческий роман, стал третьим в состоящем из семи книг цикле «Хроники Нарнии» К.С. Льюиса. Действие сюжета разворачивается спустя примерно три нарнийских года после событий, описанных в предыдущем романе «Принц Каспиан». Во время отсутствия двух старших из детей Пэвенси, двое младших, Люси и Эдмунд вместе со своим кузеном обнаруживают в доме своих английских родственников картину, на которой изображен «Покоритель зари», величественное судно, похожее на большого дракона. Через эту картину дети снова попадают в Нарнию, где их ждут великие приключения.

Из второго фильма Бен Барнс вновь исполнит роль Каспиана. Британский комедийный актер Саймон Пегг озвучит Рипичипа, храброго и отчаянного мышонка, а голосом Лайама Нисона вновь заговорит всемогущий правитель Нарнии, Лев Аслан. И снова помимо людей на экране появится ряд оригинальных существ, в том числе загадочные существа, называемые Охлотопами, созданные благодаря сочетанию живого движения и компьютерной анимации, работой над которой руководит режиссер визуальных эффектов Ангус Бикертон («The Da Vinci Code”, “Angels and Demons”).

Основные съемки фильма «Хроники Нарнии. Покоритель Зари» начались в штате Квинсленд, Австралия, 27 июля 2009 г., где осуществлялся полностью весь процесс производства, занявший 90 дней. Павильонные съемки проводились в нескольких киносъемочных павильонах студии Warner Roadshow в Голд Коуст. На морском мысе Кливленд Пойнт был создан заглавный персонаж фильма, величественный Покоритель Зари. После съемок под открытым небом, конструкцию высотой 140 футов и весом 125 тон разобрали более чем на пятьдесят элементов и отвезли обратно на студию, чтобы снимать дальше в павильоне. Процесс съемок завершился в ноябре 2009 г. В то время как первая книга Льюиса о Нарнии, «Лев, колдунья и платяной шкаф», возможно, является самой известной и популярной в этом цикле, многие поклонники его творчества отмечают, что «Покоритель зари или Плавание на край света» - это лучший из всех семи романов.

Оказаться вместе с главными героями на «Покорителе зари», отправиться в плавание на край света и разделить с ними восторг и трепет перед необыкновенным волшебством вы сможете во всех кинотеатрах страны с 10 декабря 2010.

«В мире Нарнии есть почти все мифологические существа, когда-либо придуманные» — рассказывает Ричард Тейлор. — «И реализовать все это — невероятный вызов». При создании существ использовалась как компьютерная графика (например, ноги Тумнуса компьютерные, во время съемок МакАвой ходил в ядовито зеленых штанах с зелеными точками), так и куклы и грим. Куклы были механизированные с радиоуправлением. Одним из примеров механизированной куклы является минотавр, во время съемок три человека управляли мимикой (первый - челюстью и губами, второй - глазами и веками, третий - ушами и ноздрями), также внутри самой куклы находился актёр.

Но, не все животные и существа — ненастоящие. В фильме присутствуют и настоящие животные, но с ними возникали проблемы. Создатели картины хотели доставить 12 оленей в Новую Зеландию, которые бы тянули за собой сани Белой Колдуньи. Однако Министерство Земледелия выступило против данной затеи, мотивируя свое решение Ку-лихорадкой, от которой страдают многие особи североамериканских оленей. Данная болезнь легко может передаваться от животных к людям. В результате пришлось сделать компьютерных оленей.

На дизайн нарнийских вещей оказала влияние мифология, которую Льюис позаимствовал с древнегреческих времен, и внес, тем самым, разноообразие в свой сказочный мир. Так, например, на многих предметах есть изображения яблони (которая была посажена в начале Нарнии для защиты от Белой Колдуньи.), а на щите Питера изобразили льва.

Содержание

I. Введение. Актуальность проблемы.

II. Основная часть.

1.Миф в современной литературе.

3. Образы античной мифологии в книге К.С. Льюиса «Хроники Нарнии. Лев. Колдунья и платяной шкаф»

4. Миф и реальность в книге Льюиса «Лев, колдунья и платяной шкаф».

III. Заключение.

IV. Используемая литература.

V. Приложение (Электронная презентация «Античная мифология в Хрониках Нарнии («Лев, колдунья и платяной шкаф»).

    Введение

Актуальность проблемы.

Предмет моей исследовательской работы стали образы античной мифологии в книге К.С. Льюиса «Хроники Нарнии. Лев, Колдунья и платяной шкаф».

Объект исследования : книга К.С. Льюиса «Хроники Нарнии. Лев, Колдунья и платяной шкаф».

Актуальность темы исследования состоит в том, чтобы показать, как через античную мифологию, языком сказки автор затрагивает огромное количество довольно серьезных вещей - и не просто тему жизни и смерти, нравственного роста человека, но и то, что находится за чертой смерти, в доступном для детского восприятия изложении.

Новизна моей работы состоит в том, чтобы исследовать роль образов античной мифологии на сюжетном и идейном уровнях художественного мира «Хроники Нарнии. Лев, Колдунья и платяной шкаф».

Цикл из семи фэнтезийных книг(сказок) одним числом отсылают читателя к библейской тематике, в книгах повествуется о приключении детей в волшебной стране, где животные и деревья могут разговаривать, магия является повседневностью, а добро борется со злом.

Цель проектной работы состоит в определении роли обазов античной мифологии в произведении.

Цель определяет следующие задачи:

Выявить, какие именно мифологические образы представлены в книге К.С. Льюиса «Хроники Нарнии. Лев, Колдунья и платяной шкаф» ;

Определить художественные функции античных образов в «Хроники Нарнии. Лев, Колдунья и платяной шкаф» К.С. Льюиса.

Практическая значимость работы заключается в том, что наблюдения и выводы, полученные в ходе работы, могут быть использованы на уроках литературы.

II . Основное содержание.

1.Понятие мифа в современной литературе.

В современном мире понятие миф интерпретирует как «сказка», выдумка, вымысел». Наиболее точное определение мифа дает Литературный энциклопедический словарь «Мифы – это творения совместной общенародной фантазии, которые отображают реальность в виде чувственно-конкретных олицетворений и одушевленных созданий, которые мыслятся как реальные».

Однако, следует принимать во внимание, что в первобытные обществах понятие миф толковалось, как подлинное событие и мифы служили предметом для подражания. Примечательно также, что для примитивных сообществ миф был подобен религии. В древнейшие времена, когда предпринимались первичные попытки толкования мифов т.е. ученые древней Греции осуществляли толкование греческих мифов, они уже начали терять свою достоверность. В тоже время появилась точка зрения, что мифы являются вымыслом, выполняющим ту или иную функцию. В современной литературе в т.ч. в произведениях К.С. Льюсиса мифология служит моделью для подражания. Именно благодаря мифу, человек обнаруживает рациональность и взаимосвязь всего происходящего в жизни.

2. Творчество К.С. Льюиса. История создания книги «Лев, колдунья и платяной шкаф».

По своей основной специальности К.Э.Льюис был историком литературы. Большую часть жизни он преподавал историю литературы Средних веков и Возрождения в Оксфорде, а под конец возглавил созданную специально для него кафедру в Кембридже. Помимо пяти научных книг и огромного количества статей, Льюис опубликовал восемь книг в жанре христианского богословия. В годы Второй мировой войны передачи о религии на Би-би-си сделали его известным по всей Британии, в Европе и США, духовную автобиографию, три повести-притчи, три научно-фантастических романа и два сборника стихов.  Книги для детей, которые принесли Льюису мировую известность, были для него далеко не самым важным из написанного.

Льюис любил рассказывать, что «Хроники Нарнии» начались задолго до их написания. Образ фавна, гуляющего по зимнему лесу с зонтиком и свертками под мышкой, преследовал его с 16 лет и пригодился, когда Льюис впервые - и не без некоторого страха - вплотную столкнулся с детьми, общаться с которыми не умел. В 1939 году в его доме под Оксфордом жили несколько девочек, эвакуированных из Лондона во время войны. Льюис стал рассказывать им сказки: так жившие в его голове образы пришли в движение, а через несколько лет он понял, что рождающуюся историю необходимо записать. Прототипом Люси Певенси считается Джун Флюэтт, дочь преподавателя древних языков в Школе святого Павла, в 1939-м эвакуированная из Лондона и оказавшаяся в доме Льюиса.

Страну Нарнию Льюис не выдумал, а нашел в Атласе Древнего мира, когда учил латынь, готовясь к поступлению в Оксфорд. Нарния - латинское название города Нарни в Умбрии. Небесной покровительницей города считается блаженная Лючия Брокаделли, или Лючия Нарнийская.

Географический прототип, вдохновивший Льюиса, вероятнее всего, находится в Ирландии. Льюис с детства любил северное графство Даун и не раз ездил туда с матерью. Он говорил, что «небеса - это Оксфорд, перенесенный в середину графства Даун». Льюис даже называл точное место, ставшее для него образом Нарнии, - это деревенька Ростревор на юге графства Даун, точнее склоны Моурнских гор, откуда открывается вид на ледниковый фьорд Карлингфорд-Лох.

3. Образы античной мифологии в книге К.С. Льюиса «Хроники Нарнии. Лев, Колдунья и платяной шкаф».

Книга «Лев. Колдунья и платяной шкаф» не просто наполнены персонажами античной мифологии - фавнами, кентаврами, дриадами и менадами. К.С. Льюис, хорошо разбиравшийся в античной мифологии, не просто показывает нам античных мифологических героев, «очищенных» от всего грубого и жестокого, а пытается не переносить их в современную действительность, несмотря на жанр фэнтези.

Занимателен эпизод первой встречи Люси и мистера Тумнуса. «Прошло еще несколько секунд, и из-за дерева показалось очень странное существо. Ростом оно было чуть повыше Люси и держало над головой зонтик, белый от снега. Верхняя часть его тела была человеческой, а ноги, покрытые черной блестящей шерстью, были козлиные, с копытцами внизу. У него был также хвост, он был аккуратно перекинут через руку – ту, в которой это существо держало зонтик, - чтобы хвост не волочился по снегу. Вокруг шеи был обмотан толстый красный шарф, под цвет красноватой кожи. У него было странное, но очень славное личико с короткой острой бородкой и кудрявые волосы. По обе стороны лба из волос выглядывали рожки.»

В античной мифологии Фавн (Пан)- дух или божество лесов и рощ, бог пастухов и рыбаков в греческой мифологии. Это веселый бог и спутник Диониса, всегда окружен лесными нимфами, пляшет с ними и играет им на свирели. Считается что Пан обладал пророческим даром и наделил этим даром Аполлона. Он любил пугать путешественников причудливым шепотом и шорохом, а иногда мог запутать человека и не показывать ему дорогу домой. Была еще одна роль, которую с успехом исполнял фавн. Это различные гадания и предсказания, которые он нашептывал своим избранным шорохом листьев священных деревьев. Пророческий дар бог лесов унаследовал от своего отца – древнего божества Пика, покровителя охотников и земледельцев. Если кто-либо хотел получить предсказание, он должен был прийти в определенный день в священную рощу, лечь на руно принесенной в жертву овцы и получить пророчество в своем сновидении. Фавн считался лукавым духом, воровавшим детей.

Так и в случае с Люси, мистер Тумнус хотел украсть ее, чтобы отвести к Белой Колдунье, но как истинный, хорошо воспитанный английский джентльмен мистер Тумнус быстро раскаялся в содеянном и предложил отвести Люси обратно к фонарному столбу, чтобы та скорее добралась домой.

Помимо фавна Тумнуса в книге «Лев, колдунья и платяной шкаф» встречается большое количество других античных мифологических персонажей:

Кентавр – в античной мифологии воплощение сельской дикости и гневливости, но «справедливейший из кентавров», был наставником Ахиллеса, которого обучил искусствам музыки, ратному делу и даже медицине и хирургии. Кентавры в «Хрониках Нарнии»-существа с головой и туловищем человека на теле лошади, был смелым и добрым героем, сражавшимся на стороне Аслана (добро).

Фавн (Пан) – дух или божество лесов и рощ, бог пастухов и рыбаков в греческой мифологии. Это весёлый бог и спутника Диониса, всегда окружён лесными нимфами, пляшет с ними и играет им на свирели. В «Хрониках Нарнии» Фавн Мистер Тумнус имеет «странное, но приятное личико», вьющиеся волосы, рожки на лбу, длинный хвост (добро).

Минотавр в древнегреческой мифологии – чудовище с телом человека и головой быка, жившее в лабиринте на острове Крит. В «Хрониках Нарнии» минотавр был таким же как в античной мифологии, и сражался он на стороне Белой Колдуньи (зло).

Нимфы в древнегреческой мифологии- олицетворение живых стихийных сил в виде девушек, подмечавшихся в журчании ручья, в росте деревьев, в дикой прелести гор и лесов. И в «Хрониках Нарнии» нимфы были точно такими же, как в античной мифологии. Они были на стороне добра, они служили Аслану и следили за все, что происходит в лесу. (доюро)

Единорог - мифическое существо, символизирует целомудрие. Представляют его обычно в виде коня с одним рогом, выходящим изо лба. В «Хрониках Нарнии» герой Питер передвигался на белом единороге (добро)

Грифоны - мифические крылатые существа, с туловищем льва, головой орла или льва. Имеют острые когти и белоснежные или золотые крылья. Грифоны –противоречивые существа, одновременно объединяющие Небо и Землю, Добро и Зло. В «Хрониках Нарнии» они были точно такими же. Они сражались на стороне Аслана (добро)

4. Миф и реальность в книге Льюиса «Лев, колдунья и платяной шкаф».

При чтении «Хроники Нарнии. Лев. Колдунья и платяной шкаф» обращает на себя внимание одна закономерность: переходы из реального мира в фантастический и обратно совершаются, во-первых, без каких-либо усилий со стороны героев, во-вторых, очень быстро, буквально в доли секунды, и потому незаметно для самих детей. Но стоит ребятам войти в пространство инобытия, как всё тут же меняется. Чтобы объяснить указанную закономерность, попробуем понять, в чём видит писатель смысл путешествий в Нарнию.

На мой взгляд, этот смысл во всех без исключения случаях связан с выполнением высшего предназначения, с совершением подвига. «Сыновья Адама» и «дочери Евы» призываются, для того, чтобы, действуя в согласии с волей Аслана, исполнить замысел Создателя о мире и человеке. Борьба с силами зла происходит и на другом уровне, а именно - в душе каждого из персонажей. Путешествие в Нарнию должно привести всех персонажей к духовному перевоплощению. Но чтобы герои смогли достичь этой цели, оказывается недостаточно просто «перенести» их в Другой Мир, ибо на духовное состояние человека, помимо чисто внешних обстоятельств, влияет и нечто гораздо более важное. Поэтому мало оказаться в других, хотя и лучших условиях - необходимо пройти ряд серьёзных испытаний, предполагающих труд, верность долгу, самопожертвование и в конечном итоге - моральное перерождение личности.

Чтобы иметь возможность нравственно расти, героям оказываются необходимы три вещи: 1) собственное понимание, как «работает» нравственный мир (история о том, как Белая Колдунья превратила мистера Тумнуса в статую, потому что он отказался рассказать ей о встрече с Люси); 2) примеры для подражания (у Бобров можно научится доброте и гостеприимству); 3) «навыки», которые необходимо выработать для того, чтобы правильно поступать, даже когда это тяжело или опасно (прогулка с Асланом перед встречей у Каменного стола с Белой Колдуньей). Когда же все необходимые уроки оказываются усвоены, происходит нравственный рост героев, и они вновь возвращаются в исходную точку своих странствий для возможности нового нравственного роста - всё к тем же таинственным дверям платяного шкафа.

III. Заключение.

В заключении хотелось бы отметить, что книга К.С. Льюиса «Лев, колдунья и платяной шкаф» удивительная и прекрасная история, в которой правят любовь и доброта, а добро всегда торжествует над злом. Эта книга учит читателя не только как нравственно вырасти, над собой или жизненными обстоятельствами, а еще тому, что в реальной жизни всегда есть место чуду и волшебству. И это касается не только детей, ведь, как писал автор «Но когда-нибудь ты дорастешь до такого дня, когда вновь начнешь читать сказки».

IV. Используемая литература.

    К.С. Льюис «Хроники Наринии. Лев, Колдунья и платяной шкаф», «Эксмо» 2016- 192 с.

    Литературный энциклопедический словарь/Под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. Редкол.: Л. Г. Андреев, Н. И. Балашов,А. Г. Бочаров и др.-М.: Сов. энциклопедия, 1987.-752 с.

    Легенды и мифы Древней Греции Кун Н.А., Вече, 2010, -464 с.

Кто был королем в Нарнии, всегда останется королем Нарнии.

Словарик будет под морем, еще не доработанный.

ВАКХ , Бромий, Бассарей, Овен - имена Диониса, в греческой мифологии бога плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства,
виноделия, сына Зевса и Семелы, дочери фиванского царя. Однажды, во
время плавания по Эгейскому морю Диониса похитили морские разбойники
и заковали его в цепи, чтобы продать в рабство, однако оковы сами
упали с рук Диониса; оплетя виноградными лозами и плющом мачту и
паруса корабля, Дионис явился в виде медведицы и льва. Сами пираты,
бросившиеся со страха в море, превратились в дельфинов. Везде на
своем пути Дионис обучает людей виноградарству и виноделию. В
шествии Диониса участвовали вакханки, сатиры, менады или бассариды с
жезлами, увитыми плющом. Опоясанные змеями, они все сокрушали на
своем пути, охваченные священным безумием. С воплями "Вакх, Эвое"
они славили Диониса-Бромия ("бурного", "шумного" и били в тимпаны.
Диониса отождествляли также с египетским богом солнца Амоном,
священное животное Амона - баран (овен).


ВУРДАЛАК , оборотень - в славянской мифологии человек-оборотень,
обладающий сверхъестественной способностью превращаться в волка.

ГНОМЫ - в мифологии народов Европы маленькие, человекоподобные
существа, обитающие под землей, в горах или в лесу. Ростом они с
ребенка или с палец, но наделены сверхъестественной силой, носят
длинные бороды и живут гораздо дольше, чем люди. В недрах земли
гномы хранят сокровища - драгоценные камни и металлы; они искусные
ремесленники, могут выковать волшебные кольца, мечи и т.п. Обычно
гномы дают людям добрые советы, но бывают и враждебны им (особенно
черные гномы).

ДЖИННЫ - .в мусульманской мифологии духи, часто злые. Согласно
мусульманской традиции джинны созданы Аллахом из бездымного огня и
представляют собой воздушные или огненные тела, обладающие разумом.
Они могут приобретать любую форму и выполнять любые приказания.

ДОМОВОЙ - в восточнославянской мифологии дух дома. Представлялся
в виде человека, часто на одно лицо с хозяином дома, или как
небольшой старик с лицом, покрытым белой шерстью. От доброжелатель-
ного или враждебного отношения домового зависело здоровье скота.
Домовой нередко сближался с нечистой силой и, по по верьям, мог
превращаться в кошку, собаку, корову, иногда в змею, крысу или
лягушку.

ДРИАДЫ - в греческой мифологии нимфы, покровительницы деревьев,
некоторые из них рождались и гибли вместе с деревом. Считалось, что
сажающие деревья и ухаживающие за ними пользуются особым
покровительством дриад.

ЕДИНОРОГ - мифическое животное (в ранних традициях с телом быка,
в более поздних с телом лошади, иногда козла), именуемое по наиболее
характерному признаку - наличию одного прямого длинного -рога на
лбу. В средневековой христианской традиции единорог рассматривается
как символ чистоты и девственности. В русских "азбуковниках" 16-17
вв. единорог описывается как страшный и непобедимый зверь, подобный
коню, вся сила которого заключена в роге. Рогу единорога
приписывались целебные свойства (по фольклорным представлениям
единорог своим рогом очищает воду, отравленную змеем).

КЕНТАВРЫ - в греческой мифологии дикие существа, полулюди-
полукони, обитатели гор и лесных чащ, отличаются буйным нравом и
невоздержанностью, но некоторые кентавры, например Хирон, воплощают
мудрость и благожелательность, воспитывают героев греческих мифов.

КИКИМОРА - в восточнославянской мифологии злой дух дома, маленькая женщина-невидимка (иногда считается женой домового). По ночам беспокоит маленьких детей, путает пряжу, враждебна мужчинам.
Может вредить домашним животным, в частности, курам.

http://dragons-nest.ru/glossary/img/hecate.jpg КОЛДУНЬИ , ведьмы - в мифологии и народных поверьях женщины,вступившие в союз с дьяволом (или другой нечистой силой) ради обретения сверхъестественных способностей.

ЛЕШИЙ - в восточнославянской мифологии злой дух, воплощение
леса, как враждебной человеку части пространства. Леший - хозяин
леса и зверей, его представляют одетым в звериную шкуру, иногда со
звериными атрибутами - рогами, копытами.

МИНОТАВР - в греческой мифологии чудовище-человекобык, жившее на
Крите. Находился в подземном лабиринте, куда ему ежегодно приносили
в жертву семь юношей и девушек. Афинский царевич Тесей добровольно
отправился на Крит в числе предназначенных на съедение Минотавру,
убил чудовище, и с помощью нити влюбленной в него царской дочери
Ариадны выбрался из лабиринта.

НАЯДЫ - в греческой мифологии нимфы источников, ручьев и родников, хранительницы вод. Купание в их воде исцеляет от болезней.

НИМФЫ - в греческой мифологии божества природы, ее живительных и плодоносных сил: рек, морей, источников, озер, болот, гор, рощ, деревьев. Иные из них смертны, как например нимфы деревьев -они неотделимы от дерева, в котором обитают. Они обладательницы древней мудрости, тайн жизни и смерти. Они врачуют и исцеляют, предсказывают будущее.

ОБОРОТНИ

САТИРЫ - в греческой мифологии демоны плодородия, входившие в
свиту Диониса. Они покрыты шерстью, длинноволосы, бородаты, с
лошадиными или козлиными копытами, с лошадиными хвостами, лошадиными
или козлиными ушами, однако торс и голова у них человеческие. Они
забияки, любят вино.

СИЛЕНЫ - в греческой мифологии демоны плодородия, воплощение
стихийных сил природы. Входят в свиту Диониса, уродливы, курносы,
толстогубы, с глазами навыкате, с лошадиным хвостом и копытами. Они
славятся задиристым нравом и страстью к вину. Изображаются сидящими
на осле и потягивающими вино из меха.

СИРЕНЫ - в греческой мифологии демонические существа, полу-
женщины-полуптицы, унаследовавшие от матери-музы божественный голос.

ТРИТОН - в греческой мифологии морское божество, сын Посейдолна. Он обитает в глубинах моря в золотом доме. Морские существа тритоны любят резвиться и дуть в раковины.

УПЫРЬ - в славянской мифологии мертвец, нападающий на людей и животных.

ФАВН - в римской мифологии бог лесов, полей, пастбищ, животных. Фавн считался лукавым духом, воровавшим детей.

Книга «Лев. Колдунья и платяной шкаф» не просто наполнены персонажами античной мифологии - фавнами, кентаврами, дриадами и менадами. К.С. Льюис хорошо разбиравшийся в античной мифологии не просто показывает нам античных мифологических героев, «очищенных» от всего грубого и жестокого, а пытается не переносить их в современную действительность, несмотря на жанр фэнтези.

Писатель погружает античный образ в современную бытовую действительность только раз, изображая пещеру фавна Тумнуса в соответствии со вкусами британского джентльмена: горящий камин в пещере, уютные кресла, фамильный портрет, домашняя библиотека с книгами «Жизнь и письма Силена» (в ант.миф Силен - в греческой мифологии, старый сатир, сын Гермеса или Пана и одной из нимф, дядька и наставник Диониса. Зачастую он бывал пьян, и однажды его застал в таком состоянии Мидас, который его обласкал, а затем препроводил обратно к Дионису. В награду Мидас получил от Диониса дар превращать в золото все, к чему он прикасался. Силен обладал пророческим даром, и его можно было заставить предсказывать будущее в состоянии похмельного сна. Престарелые сатиры, именуемые силенами, постоянно фигурируют в свите Диониса в качестве его слуг.), «Нимфы и их обычаи», «Исследование распространенных легенд», «Является ли Человек мифом».

Занимателен эпизод первой встречи Люси и мистера Тумнуса. «Прошло еще несколько секунд, и из-за дерева показалось очень странное существо. Ростом оно было чуть повыше Люси и держало над головой зонтик, белый от снега. Верхняя часть его тела была человеческой, а ноги, покрытые черной блестящей шерстью, были козлиные, с копытцами внизу. У него был также хвост, он был аккуратно перекинут через руку – ту, в которой это существо держало зонтик, - чтобы хвост не волочился по снегу. Вокруг шеи был обмотан толстый красный шарф, под цвет красноватой кожи. У него было странное, но очень славное личико с короткой острой бородкой и кудрявые волосы. По обе стороны лба из волос выглядывали рожки.»

В античной мифологии Фавн (Пан)- дух или божество лесов и рощ, бог пастухов и рыбаков в греческой мифологии. Это веселый бог и спутник Диониса, всегда окружен лесными нимфами, пляшет с ними и играет им на свирели. Считается что Пан обладал пророческим даром и наделил этим даром Аполлона. Он любил пугать путешественников причудливым шепотом и шорохом, а иногда мог запутать человека и не показывать ему дорогу домой. Была еще одна роль, которую с успехом исполнял фавн. Это различные гадания и предсказания, которые он нашептывал своим избранным шорохом листьев священных деревьев. Пророческий дар бог лесов унаследовал от своего отца – древнего божества Пика, покровителя охотников и земледельцев. Если кто-либо хотел получить предсказание, он должен был прийти в определенный день в священную рощу, лечь на руно принесенной в жертву овцы и получить пророчество в своем сновидении. Фавн считался лукавым духом, воровавшим детей.

Так и случае с Люси, мистер Тумнус хотел украсть ее, чтобы отвести к Белой Колдунье, но как истинный, хорошо воспитанный английский джентльмен мистер Тумнус быстро раскаялся в содеянном и предложил отвести Люси обратно к фонарному столбу, чтобы та скорее добралась домой.

Помимо фавна Тумнуса в книге «Лев, колдунья и платяной шкаф» встречается большое количество других античных мифологических персонажей.

Кентавры были в армии Аслана, когда народы Нарнии сражались против Белой Колдуньи в битве у брода Беруны. Несколько кентавров были обращены в камень и находились в замке Белой Колдуньи.

Кентавры очень мудрые и знающие существа. Они наполовину лошади, наполовину люди. Кентавры живут в два-три раза дольше обычных людей. Очень часто они становятся прорицателями, звездочётами и целителями. Кентавры всегда были на стороне Аслана, а короли уважали их и часто обращались к ним за советом и помощью.

У кентавров два желудка - человеческий и лошадиный, поэтому их накладно приглашать в гости. Они едят долго и много, причём как человеческую пищу, так и траву. При этом никто не смеет смеяться над кентаврами, настолько они выглядят величественно и достойно. Также никто не ездит верхом на кентаврах. Они могут посадить на себя всадника только, если сами этого захотят, причём это считается очень большой честью для всадника.

А античной мифологии кентавры - дикие смертные существа с головой и торсом человека на теле лошади, обитатели гор и лесных чащ, сопровождают Диониса и отличаются буйным нравом и невоздержанностью. Предположительно, кентавры первоначально были воплощением горных рек и бурных потоков В героических мифах одни кентавры являются воспитателями героев, другие - враждебны им.

Также в книге присутствуют духи леса, деревьев и воды – дриады и наяды. У Льюиса это духи стихий, которые хранят мир и гармонию в Нарнии. Выходят из леса по первому зову Аслана в день создании Нарнии. В Нарнии дриады, наяды и менады пробуждаются тогда, когда сама земля решает проснуться, - чтобы принять активное участие в происходящем. В античной мифологии дриады – это в древнегреческой мифологии лесные нимфы, покровительницы деревьев. Считалось, что дриады неотделимы от дерева, с которым связаны и умирают, когда умрет дерево. Существовало поверье, что люди, сажающие деревья и ухаживающие за ними, пользуются особым покровительством древесных нимф. Дриады не дадут ему пропасть в лесу, если он вдруг заблудился или с ним что-то случилось. А за безосновательное повреждение или уничтожение деревьев дриады могли сурово покарать человека, например лишить разума. Наяды - божества в греческой мифологии, дочери Зевса, были нимфами водных источников - рек, ручьёв и озёр. Наяды были покровительницами определённого водного объекта, его душой и воплощением. Наяды считались долговечными, но не бессмертными. Будучи связанными с реками, ручьями и озерами, они умирали если их водный объект пересыхал.

В книге также присутствует Великаны, которых можно сопоставить с гигантами в античной мифологии - чудовищные великаны, рожденные богиней земли Геей от капель крови бога неба Урана. Титаны восстали против олимпийских богов, были побеждены ими с помощью Геракла и низвергнуты в глубь земли. У Льюиса, Великан Рамблбаффин, очень воспитанный и тактичный, знающий светский этикет, из семьи с традициями.

В армии Белой Колдуньи присутствовали минотавры. Они служили Белой Колдунье и пришли к Каменному столу, откликнувшись на её призыв. Они стали свидетелями смерти Аслана, а затем участвовали в битве у брода Беруны. В древнегреческой мифологии Минотавр - чудовище с телом человека и головой быка, жившее в лабиринте на острове Крит. Минотавр, настоящее имя которого было Астерий, родился от Пасифаи, жены Миноса. Его отцом был бык, вышедший из моря, а по другой версии - сам Посейдон. Минос спрятал сына в подземном лабиринте, сооруженном Дедалом. Лабиринт был настолько сложным, что ни один вошедший туда человек не смог бы найти выход.

Эпизодично в книге упоминаются мифологические существа: сирены (морские существа, олицетворявшие собой обворожительную, но коварную морскую поверхность, под которой скрываются острые утёсы и мели, полуженщины-полурыбы или полуптицы) тритоны (древнегреческий бог, вестник глубин, сын Посейдона и Амфитриты, отец всех тритонов), которые вышли из моря поприветствовать новых правителей Нарнии и единорог (существо, символизирует целомудрие, в широком смысле духовную чистоту и искания. Представляют его в виде коня c одним рогом, выходящим изо лба).



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка