Снегурочка в искусстве: как изменился образ внучки Деда Мороза за полтора столетия. Образ снегурочки от древних времен до наших дней Образ снегурочки в различных видах искусства

Образ Снегурочки в литературе и музыке

Болдырева Дарья Сергеевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Ашуркина Татьяна Ивановна,

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ№6, г.Губкинский

КлименкоТатьяна Викторовна,

учитель музыки и искусства МБОУ СОШ№6, г.Губкинский

Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежной ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок. Глядь - а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег - и вышла из сугроба живая девочка.

Какой смысл внес А.Н.Островский в развитие образа Снегурочки, сделав ее дочерью Мороза и Весны Красны?

Мороз и Весна – это контрастные образы.

Мороз

Весна

Появление Мороза

Из лесу на пляшущих птиц начинает сыпаться иней, потом хлопья снега, подымается ветер, - набегают тучи, закрывают луну, мгла совершенно застилает даль. Птицы с криком жмутся к Весне.

Появление Весны-Красны

Все небо покрывается прилетевшими из-за моря птицами. Весна-Красна на журавлях, лебедях и гусях спускается на землю, окруженная свитой птиц.

Зло

Добро

«Сердечная остуда»

«Сердечное тепло»

Неподвижность, скованность, оцепенение

Творческое живое начало

Опера Римского-Корсакова

Сурово и глухо звучат басы. Грозная, отрывистая, чуть встревоженная мелодия темы

Опера Римского-Корсакова

Сквозь трепещущие мотивы птичьего голоса (петушиный крик) слышится светлая, ласковая, полная тепла и жизни мелодия Весны. Поначалу ее музыка как бы сливается с голосами природы, напоминая птичьи весенние зовы. Но вот из радостного щебета вырастает певучая, пленительная мелодия виолончелей.

Счастье в том, чтобы не любить

Дочь не знает
Любви совсем, в ее холодном сердце
Ни искры нет губительного чувства;

Счастье в том, чтобы любить

На свете все живое
Должно любить.

Таким образом, появление Снегурочки - нарушение законов природы, потому что в ней соединяется роковое противоречие: в ней живет «родниковое», беспокойное, творческое начало Весны и холодность, «стужа чувств», доставшихся от Мороза.

Снегурочка живет в глухих лесных трущобах, охраняют ее звери и сказочные существа:

Мороз

Дочка наша
На возрасте, без нянек обойдется.
Ни пешему, ни конному дороги
И следу нет в ее терем. Медведи
Овсянники и волки матерые
Кругом двора дозором ходят; филин
На маковке сосны столетней ночью,
А днем глухарь вытягивают шеи,
Прохожего, захожего блюдут.

А теремная челядь!
В прислужницах у ней на побегушках
Лукавая лисица-сиводушка,
Зайчата ей капустку добывают;
Чем свет бежит на родничок куница
С кувшинчиком; грызут орехи белки,
На корточках усевшись; горностайки
В приспешницах сенных у ней на службе.

Чем она занимается? Рукоделие, работы по хозяйству - основные занятия Снегурочки.

Мороз

Работай,
Волну пряди, бобровою опушкой
Тулупчик свой и шапки обшивай,
Строчи пестрей оленьи рукавички.
Грибы суши, бруснику да морошку
Про зимнюю бесхлебицу готовь;
От скуки пой, пляши, коль есть охота,
Чего еще?

Почему Мороз скрывает ее от людей? Мороз боится предсказания:

будто Солнце
Сбирается губить Снегурку; только
И ждет того, чтоб заронить ей в сердце
Лучом своим огонь любви; тогда
Спасенья нет Снегурочке, Ярило
Сожжет ее, испепелит, растопит.
Не знаю как, но умертвит.

Т.е. в отличие от сказки, Снегурочка должна погибнуть не просто от солнца, а от огня любви.

Весна считает, что пришла пора Снегурочке покинуть свой терем, познать жизнь среди людей.

В е с н а

Тоска возьмет меж филинов и леших

Одной сидеть.

В е с н а

Эх, старый! Девке воля

Милей всего. Ни терем твой точеный,

Ни соболи, бобры, ни рукавчики

Строченные не дороги; на мысли

У девушки Снегурочки другое:

С людьми пожить; подружки нужны ей

Веселые да игры до полночи,

Весенние гулянки да горелки

С ребятами, покуда...

В е с н а

Безумный

И злой старик! На свете все живое

Должно любить. Снегурочку в неволе

Не даст тебе томить родная мать.

Решение должна принять Снегурочка. Плененная песнями Леля, которые дороже ей, чем «жаворонков пенье», Снегурочка не хочет оставаться в лесной глуши, она тянется к людям, мечтает петь вместе с девушками и водить хороводы. И Мороз скрепя сердце отдает ее в бобыльскую семью.

Снегурочка уходит к людям со словами:

Мама, счастья
Найду иль нет, а поищу.

Таким образом, новаторство Островского состоит в том, что его Снегурочка – это взрослая девушка, которая ищет счастья, любви.

Снегурочка попадает к берендеям во время древнего обряда проводов Масленицы, который помогает совершить переход из незримого мира, созданного народной фантазией и ожившего под пером художника (прилет Весны), в реальный мир.

Семья, в которой живет Снегурочка, не способна оценить ни ее красоту, ни трудолюбие. Бобыль способен даже торговать ею, и это проявляется в его отношении к Снегурочке. Вместе с Бобылихой, завистливой и хитрой, у которой в глазах только «кика рогатая с окатным жемчугом», они пользуются Снегурочкой и ее красотой в своих корыстных целях, нисколько ее не любя.

В этом, в том числе, царь Берендей видит причину всех несчастий своей страны - в людском эгоизме, в потере людского родства, в утрате любви и чувства красоты.

В сердцах людей заметил я остуду
Немалую; горячности любовной
Не вижу я давно у берендеев,
Исчезло в них служенье красоте.

Этическая красота человека определяется взаимосвязью с природой и другими людьми. Представления о ней у Берендея тесно связаны с чувством любви. Царь Берендей скорбит об исчезновении из жизни своих подданных «горячности любовной», он понимает, что людей «раздирают» совсем другие страсти: «Тщеславие, к чужим нарядам зависть...». А ведь любовь, по его словам, «благое чувство, великий дар природы», перед которым следует преклоняться, «служение» любви и есть «служение красоте».

Снегурочка красива:

Бобылиха

Краса твоя девичья то ж богатство.

Из-за ее красоты:

от свах и сватов
Отбою нет, пороги отоптали.

Но Снегурочка не ведает любви, ее сердце холодно -это наследство от ее отца Мороза:

Снегурочка

Моя беда, что ласки нет во мне.
Толкуют все, что есть любовь на свете,
Что девушке любви не миновать;
А я любви не знаю; что за слово
Сердечный друг и что такое милый,
Не ведаю. И слезы при разлуке,
И радости при встрече с милым другом

Прежде любви она испытывает ревность, горечь, обиду:

Как больно здесь, как сердцу тяжко стало!

Тяжелою обидой, словно камнем,

На сердце пал цветок, измятый Лелем

И брошенный. И я как будто тоже

Покинута и брошена, завяла

От слов его насмешливых.

Ей много приходится испытать: незаслуженное обвинение Купавы в том, что она разлучила ее с Мизгирем, который, увидев Снегурочку, так пленился ее красотой, что бросил Купаву. Разочарование поступком Леля, который целует не ее, а Купаву. Со страхом она слушает признание в любви Мизгиря, а потом наблюдает за чужим счастьем Леля и Купавы.

Укором Мизгирю звучат ее слова:

С н е г у р о ч к а

Любви моей не купишь.

Снегурочка

Бесценный жемчуг
Себе оставь; не дорого ценю я
Свою любовь, но продавать не стану:
Сменяюсь я любовью на любовь,
Но не с тобой, Мизгирь.

Желание любить, как любят люди, заставляет ее принять губительное для нее решение: Снегурочка

Обманута, обижена, убита
Снегурочка. О мать, Весна-Красна!
Бегу к тебе и с жалобой и с просьбой:
Любви прошу, хочу любить! Отдай
Снегурочке девичье сердце, мама!
Отдай любовь иль жизнь мою возьми!

Снегурочка

Мама,
Пусть гибну я, любви одно мгновенье
Дороже мне годов тоски и слез.

Сила любви заключена в волшебном венке Весны-красны, который она надевает на Снегурочку.

Снегурочка обретает совершенно другой взгляд на окружающий мир:

Ах, мама, что со мной? Какой красою
Зеленый лес оделся! Берегами
И озером нельзя налюбоваться.
Вода манит, кусты зовут меня
Под сень свою; а небо, мама, небо!
Разлив зари зыбучими волнами
Колышется.

Теперь она замечает красоту вокруг себя, раньше она любовалась только своей красотой.

Весна-Красна дает ей великий дар природы – любовь:

Снегурочка

О милый,
Прости меня! Чего-то я боялась, -
Смешно самой и стыдно, берегла
Какое-то сокровище, не зная,
Что все, что есть на свете дорогого,
Живет в одном лишь слове. Это слово:
Любовь.

Произошло чудо:

О, диво, полюбила
Снегурочка.

Снегурочка умоляет Мизгиря укрыть свою любовь от солнца, но все напрасно:

Но что со мной: блаженство или смерть?
Какой восторг! Какая чувств истома!
О мать-Весна, благодарю за радость,
За сладкий дар любви! Какая нега
Томящая течет во мне! О Лель,
В ушах твои чарующие песни,
В очах огонь... и в сердце... и в крови
Во всей огонь. Люблю и таю, таю
От сладких чувств любви! Прощайте, все
Подруженьки, прощай, жених! О милый,
Последний взгляд Снегурочки тебе.

У сказки Островского грустный финал, как и в народной сказке: Снегурочка погибает.

Но если читателям грустно, жалко Снегурочку, жителям царства Берендея гибель Снегурочки не омрачает настроения:

Снегурочки печальная кончина
И страшная погибель Мизгиря
Тревожить нас не могут; Солнце знает,
Кого карать и миловать. Свершился
Правдивый суд! Мороза порожденье -
Холодная Снегурочка погибла.

Теперь, с ее чудесною кончиной,
Вмешательство Мороза прекратилось.
Изгоним же последний стужи след
Из наших душ и обратимся к Солнцу.
И верю я, оно приветно взглянет
На преданность покорных берендеев.

К берендеям вернулось солнце, а вместе с ним и жизнь. А это для них важнее. Случилось невозможное: холодная Снегурочка полюбила, как человек, а это превращение должно привести ее к гибели. Чувство, которое так желала получить героиня сказки, и погубило ее. Но она погибла, а не умерла, мечтая быть похожей на живых людей. И это чудо произошло. Я думаю, что эта сказка А. Н. Островского не только о Снегурочке, а о смысле жизни любого человека. Быть счастливым очень трудно, но возможно. Снегурочка не может жить без любви, но любовь для нее оказывается губительной.

Образ Снегурочки в опере Н.А.Римского- Корсакова

В 1879 году за создание оперы по пьесе А. Н. Островского берется Н. А. Римский-Корсаков, которому она в первом чтении не понравилась. «…Царство Берендеев показалось мне странным, - вспоминал позже композитор. - В зиму1879–1880 годов я снова прочитал “Снегурочку” и точно прозрел на ее удивительную поэтическую красоту. Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет…». У композитора была толстая книга из нотной бумаги, и он стал записывать в нее в виде набросков приходившие в голову музыкальные мысли.

Воодушевленный новым сюжетом, Римский-Корсаков отправился в Москву, чтобы встретиться с Островским и испросить у него разрешения воспользоваться его произведением как либретто с правом внести в драму необходимые при работе над оперой изменения. Драматург принял композитора очень любезно, предоставил право должным образом распоряжаться текстом и даже подарил экземпляр своей сказки.

Лето 1880 года Римский-Корсаков провел в деревне Стелево. Это было его первое лето в настоящей русской деревне. И все - пейзаж, пение птиц, обстановка - необычайно вдохновляли его на эту работу. Он работал целыми днями. «Музыкальные мысли и их обработка преследовали меня неотступно», - писал впоследствии композитор. Он зафиксировал ход работы буквально по дням: начало 1 июня (написано вступление к прологу), окончание - 12 августа (заключительный хор). Ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и скоростью, как Снегурочка. «О сочинении Снегурочки никто не знал, - писал композитор, - ибо дело это я держал в тайне, и, объявив по приезде в Петербург своим близким об окончании эскиза, я тем самым немало их удивил.» Еще полгода композитор затратил на инструментовку оперы, и наконец 10 февраля опера была дана на сцене Мариинского театра в Петербурге. С тех пор она остается одним из самых любимых публикой творений композитора.

Завершенная в 1881 году и впервые поставленная в 1882 году опера Римского-Корсакова имела громадный успех… «Вдохновение Римского-Корсакова теплится ровным светом, но в иные моменты музыка углубляется для постижения лишь слышимых тайников и истоков жизни, о которых слово, будучи связано явью, невольно ДОЛЖНО молчать...» - писал о «Снегурочке» Б. Асафьев. Одним из таких моментов является музыкальная сцена таяния Снегурочки. Незащищенность Снегурочки, ее обреченность кажутся особенно трагичными. И все-таки в музыке нет мрака и горечи. Чудесное, таинственное ощущение рождает тема Снегурочки. Последнее обращение ее к любимому: «О милый мой, твоя, твоя...» Звучит оно трогательно и светло, как прощание с обретенной любовью и с жизнью. Наконец, и эта мелодия, становясь все прозрачней, воздушней, медленно исчезает, истаивает, как и сама Снегурочка. Музыка оставляет ощущение чарующей красоты, трепета, дрожания воздуха, льющейся струи света. Музыка Н. А. Римского-Корсакова в опере „Снегурочка“ рождает много разных чувств: она заставляла удивляться, восхищаться, грустить. Она помогает представить лучше сказочных героев: Лешего, Весну, Мороза. Слушая ее, представляешь веселого, красивого, талантливого Леля, обиженную Купаву, гордого Мизгиря, мудрого Берендея. Островский очень точно назвал музыку Римского-Корсакова „чудесной“ и „удивительной“, потому что она о самом красивом человеческом чувстве - о любви. То, что выразил в словах Островский, удалось передать в музыке Римскому-Корсакову. Эта музыка о судьбе и гибели Снегурочки. Но жизнь не прекращается. Снегурочка тает от любви, потому что не желает знать других законов, кроме законов настоящей человеческой жизни. «Снегурочка» - самая поэтичная опера Римского-Корсакова. Композитор считал ее своим лучшим творением. «Снегурочка» поражает удивительно чутким, любовным воспроизведением картин народного быта, обрядов древнего язычества, чудесных образов народных сказок. Музыка оперы, проникнутая неувядаемой свежестью и мудрой простотой народных песен, окрашена мягкой лирикой, весенними тонами расцветающей природы. «Это именно весенняя сказка - со всей красотою, поэзией весны, всей теплотой, всем благоуханием», - писал об опере А. П. Бородин.

В арии Снегурочки «С подружками по ягоду ходить» легкие и грациозные переливы голоса перекликаются с прозрачными и холодноватыми напевами флейты.

В лирически-проникновенной ариетте Снегурочки «Слыхала я, слыхала» ласково-нежным и хрупким вокальным фразам вторит выразительная мелодия гобоя. В арии Снегурочки «Великий царь» вновь звучит, на этот раз тепло и взволнованно, мелодия ее ариетты «Слыхала я» (из пролога). Сцена таяния Снегурочки - один из трогательнейших в мировой оперной литературе эпизодов. Хрупкая нежность образа Снегурочки оттеняется величественным, лучезарным звучанием заключительного хорового гимна «Свет и сила, бог Ярило».

Заключение

Итак, А.Н.Островский, используя сказочный образ Снегурочки, внес в его развитие некоторые изменения:

    Снегурочка – дочь Мороза и Весны-Красны, появление Снегурочки - нарушение законов природы, потому что в ней соединяется роковое противоречие: в ней живет «родниковое», беспокойное, творческое начало Весны и холодность, «стужа чувств», доставшихся от Мороза.

    Бобыль и Бобылиха – люди, у которых живет Снегурочка, не ценят ее красоты; не любят ее, используют ради корыстных интересов, ими движет людская зависть, желание обогатиться за чужой счет.

    Снегурочка – взрослая девушка, которая желает познать человеческую жизнь, связанные с ней чувства, эмоции и прежде всего девическое счастье, любовь.

    Снегурочке суждено умереть, растаять не просто от солнца, а от огня любви.

    Ледяное сердце Снегурочки растаяло благодаря волшебству, она полюбила и заплатила за любовь ценой своей жизни.

    Образ Снегурочки близок другим женским образам, созданным А.Н.Островским, Ларисы Огудаловой, Екатерины, т.к. смысл их жизни заключается в любви. Нет любви – нет жизни. Это тема для другого исследования.

    Любовь – благое чувство, великий дар природы, перед которым следует преклоняться.

    Гибель Снегурочки не может остановить вечный круговорот жизни, поэтому ее гибель не омрачает праздника берендеев; к берендеям возвращается солнце Ярило, а значит жизнь.

    Сказка о Снегурочке – о вечной борьбе добра и зла, но реальные невзгоды и беды людей происходят от их равнодушия, нежелания помочь друг другу.

    Смысл жизни людей - в любви и согласии со всем земным.

    Опера Римского-Корсакова помогает нам понять смысл сказки Островского. Это музыка о судьбе и гибели Снегурочки. Но жизнь не прекращается. Снегурочка тает от любви, потому что не желает знать других законов, кроме законов настоящей человеческой жизни.

Библиографический список:

1.А.Н.Островский. Снегурочка, http://ilibrary.ru/text

2. Русская народная сказка. Снегурочка,

Как персонаж она нашла отражение в изобразительном искусстве, литературе, кино, музыке. А образы сказки «Снегурочка» в живописи стали олицетворением внешнего образа девушки.

Снегурочка: происхождение героини

Только российская новогодняя мифология имеет в своем составе положительного героя женского пола. Несмотря на ее уникальность, происхождение ее окутано тайной. Существует три самых популярных теории, которые не только никак не взаимосвязаны, но и противоречат друг другу.

Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве наглядно описывают все три теории.

Юной спутнице Деда Мороза приписывают разные родственные связи. Она и дочка Большой Ели, появившаяся из ниоткуда: выбравшаяся из-под раскидистой еловой ветви. Она же - дочь Мороза и Весны. Также ее появление связывают с бездетными стариками, которые на закате лет задумались о детях. Иван да Марья слепили из снега маленькую девочку, так родилась Снегурка.

Слепленная из снега девочка

В.И. Даль писал, что на Руси снегурками, снеговиками и снегирями именовали птах (птиц), которые зимовали в лесах. Кроме того, он отметил, что это «складенные из снега болваны». Согласно В.И. Далю, эти болваны имели образ человека.

Примечательно, что слова Даля обобщенно характеризуют все образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве.

Образ слепленной стариками из снега девушки появился после крещения Руси.

«Снегурочка» - сказка Островского, она является самым популярным отражением рассматриваемого нами персонажа. Однако произведение не является единичным и уникальным.

Русская народная сказка «Снегурушка» показывает нам героиню, которая родилась от прямого соприкосновения с печуркой: бабка и дед...

В.И. Даль в своей сказке «Девочка Снегурочка» так преподносит рождение героини:

Мифологизированный образ застывших зимних вод

Жарникова С. В., этнолог, считает, что образ Снегурочки нашел свое первое отражение в боге Варуне. Светлана Васильевна объясняет это просто: Снегурочка - верная спутница Деда Мороза, а он берет начало во временах Варуна. Поэтому Жарникова предполагает, что Снегурка - есть воплощение замерших (зимних) вод. Ее происхождению соответствуют и ее традиционные одеяния: белые одежды в сочетании с серебряным орнаментом.

Снегурочка - прообраз Костромы

Некоторые исследователи связывают нашу героиню со славянским обрядом похорон Костромы.

Что общего в образах Костромы и Снегурочки? Сезонность и внешний образ (в одной из интерпретаций).

Кострому изображают молодой женщиной в белоснежных одеяниях, в своих руках она держит дубовую ветвь. Чаще всего показана в окружении множества людей (хоровода).

Именно этот лик Костромы роднит ее со Снегурочкой. Однако соломенное чучело женщины (второе изображение Костромы) также имеет много общего со снежной девой. Считается, что игрища заканчиваются сожжением чучела: это означает, что зиме конец - грядет весна. Аналогично заканчивает свой годовой цикл и Снегурочка: тает, прыгнув над костром.

Что еще общего у Снегурочки и Костромы? Кострома - это не только женский фольклорный образ, но и город Центрального федерального округа России, являющийся родиной внучки Деда Мороза.

Сказка-пьеса Островского А.Н. «Снегурочка»

В усадьбе «Щелыково», расположенной в Костромской области, находится малая родина драматурга, написавшего произведение «Снегурочка».

Сказка Островского Александра Николаевича «Снегурочка»раскрывает образ девушки немного с другой стороны, нежели произведения русского фольклора.

Островский испытывает свою героиню:

  • ее не понимают окружающие (жители Слободы);
  • Бобыль и Бобылиха, в отличие от деда с бабкой из народной сказки, не любят дочку, а используют ее, преследуя только одну цель: наживу.

Островский подвергает девушку испытаниям: она проходит через душевные муки.

Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве

«Весенняя сказка» А.Н.Островского ожила и приобрела свою мелодичность благодаря композитору, имя которого - Н. Римский-Корсаков.

После первого прочтения пьесы композитор не вдохновился ее драматизмом, но уже зимой 1879 года задумался о создании оперы «Снегурочка».

Здесь начинают свой путь образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве.

Первым художником, запечатлевшим образ сказочной русской красавицы, можно назвать В.М. Васнецова. Именно он выполнял декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», поставленной на сцене Большого театра.

Вдохновленный оперой Виктор Михайлович не только создал декорации к постановке, но и стал автором отдельного произведения: картины «Снегурочка» (1899).

Васнецов - не единственный художник, воплотивший в жизнь образы сказки «Снегурочка». Эскизы костюмов и декораций принадлежат перу Н.К. Рериха. Он четыре раза занимался оформлением пьесы «Снегурочка».

Первые версии оформления (1908 и 1912) Н.К. Рериха переносили зрителя в мир древней дохристианской Руси, когда в обществе царило язычество и безоглядно верили в сказки. А постановка 1921 года отличалась более современным (по тем годам) видением сюжета.

К созданию образа Снегурки приложил кисть и М.А. Врубель.

В.М. Васнецов, Н.К. Рерих, М.А. Врубель - живописцы, благодаря которым Снегурочка «обрела» свой снежный образ: лучезарно-белый повязку на волосах светлое снежное облачение, опоясанное мехом горностая, коротенькую шубку.

Образ снежной девушки запечатлели на своих полотнах художники: Александр Шабалин, Илья Глазунов, Константин Коровин.

В.М. Васнецов - образы сказки «Снегурочка»

Виктор Михайлович создал образ Снегурочки, состоящий из сарафана и обруча на голове. Примечательно, что росписью девичьего одеяния занимался сам художник. Его кисти принадлежат и многие части декораций. Позже искусствоведы скажут, что В.М. Васнецов стал полноправным соавтором спектакля.

Под новый год к детям со всего мира приходит добрый волшебник - Санта Клаус, Йоулупукки, Бобо Натале, Синтеркласс, Пьер Ноэль и другие. У каждой национальности - свои герои. Ну, а российские дети ждут в новый год подарки от Деда Мороза.

У многих из новогодних персонажей есть помощники, как и у нашего Деда Мороза. И если Дедушку все российские дети ждут в новый год с огромным нетерпением, то Снегурочка обделена вниманием. Зачастую Дед Мороз «забывает» свою помощницу дома и приходит в гости в одиночестве.

Однако персонаж этот по-своему очень интересен, поэтому о Снегурочке мы и поведём наш разговор.

Народный образ Снегурочки

Происхождение Снегурочки не до конца понятно. Предполагается, что её прообразом были ледяные идолы, которые сооружались древними славянами-язычниками, жившими в северных областях Руси. Предания тех времён часто рассказывали об оживших ледяных девочках. Очевидно, на протяжении долгих веков этот образ трансформировался и к XVIII-XIX веку оформился в Снегурку (Снежевиночку) - внучку одиноких старика и старухи, слепивших себе в утешение девочку из снега, которая потом ожила. Позже Снегурочка начинает ассоциироваться с рождественскими и новогодними праздниками и провозглашается внучкой Деда Мороза.

Согласно другой теории, сказка о Снегурочке возникла из древнего обряда похорон Костромы, и на самом деле Снегурочка олицетворяет Кострому.

Показательно то, что в русских народных сказках Снегурочка представляется как живой человек. А славянской богиней сделал её А.Н. Островский.

Новогодняя традиция

Снегурочка появилась на русских ёлках вместе с Дедом Морозом, но лишь в виде ёлочных украшений. И вместе с ним же, была предана забвению после 1929 года, когда рождественские и новогодние праздники были отменены.

В 1935 году празднование нового года возобновилось. Вспомнили и про Снегурочку. Тут уже она предстала перед зрителями в качестве полноценного персонажа праздника - помощницы Деда Мороза. Но поначалу она считалась его дочкой. Лишь через пару лет Снегурочку стали считать его внучкой. Одновременно шёл процесс «взросления» Снегурочки. Первоначально её роль играли девочки, но из практических соображений играть образ Снегурочки постепенно стали девушки и молодые женщины.

Война отразилась и на Снегурочке - про неё снова забыли. Лишь в начале 50-х годов внучка Деда Мороза стала постоянной его спутницей и героиней новогодних представлений. Немаловажную роль в этом сыграли детские писатели Лев Кассиль и Сергей Михалков, писавшие сценарии для кремлёвских ёлок.

Образ Снегурочки в литературе и искусстве

Но впервые в русской литературе Снегурочка появилась у В. Даля в сказке «Девочка Снегурочка». Фактически писатель пересказал народную легенду.

В 1873 г. появляется пьеса «Снегурочка», в которой Островский переложил по-своему историю ледяной девочки. У него Снегурочка - девушка необыкновенной красоты. Через девять лет, в 1882 г., Н.А. Римский-Корсаков поставил по пьесе оперу, имевшую огромный успех.

С тех пор образ Снегурочки стал одним из самых любимых и востребованных в новогодние праздники.

Снегурочка привлекала внимание и русских художников. Под влиянием творчества Васнецова, Врубеля и Рериха вложилось представление о её внешнем виде - о красоте и нарядах.

Фильмы со Снегурочкой:

  • « Снегурочка» (1952) - мультфильм по мотивам пьесы А.Н. Островского на музыку Н.А. Римского-Корсакова в обработке Л.А. Шварца
  • « Сказка о Снегурочке» (1957) - мультфильм
  • « Снегурочка» (1968)
  • « Снегурка» (1969) - мультфильм
  • « Весенняя сказка» (1971)
  • « Новогодние приключения Маши и Вити» (1975)
  • « Партизанская Снегурочка» (1981) - мультфильм
  • « Снегурочку вызывали?» (1985)
  • « Снегурочка» (2006) - мультфильм
  • « Ирония судьбы. Продолжение» (2007)
  • «Моя мама - Снегурочка» (2007)
  • «Срочно требуется Дед Мороз» (2007)
  • «Снегурочка. Пасхальная сказка» (2010)

Где живёт Снегурочка

На вопрос образ снегурочки в пьесе островского помогите пожалуйста сочинение написать!! заданный автором Анастасия лучший ответ это Снегурочка - героиня «весенней сказки» А. Н. Островского «Снегурочка» (1873). Действие пьесы происходит в «стране берендеев в доисторическое время» . Мифопоэтический образ Берендеева царства навеян устным народным творчеством. Это - идиллическое царство мира и согласия. Любовь - сердцевина жизни берендеев, форма их служения могучему языческому богу Солнца - Яриле. Появление среди людей «холодной» С. вносит в их жизнь «ревность, брань, усобицу» . В сердца людей проникает «остуда немалая» . Дочь Весны и Мороза, С. - всем чужая. Она «не знает любви совсем» . Ее влекут «людские песни» , страстные и печальные напевы любви. С. томится любопытством и удивляется силе этого чувства, заставляющего людей страдать и плакать. Но «младенческая душа» С. спит, никто не может пробудить в ней «желание любви» . Еще не зная любви, С. узнает «мучительную ревность» , зависть к чужому счастью. Она чувствует себя «обманутой, обиженной, убитой» , когда пастух Лель с легкостью покидает ее ради горячей сердцем и полной жизни Купавы. С. обращается к матери-Весне с мольбой о «даре любви» . Подаренный Весною волшебный венок пробуждает «дремоту души» , открывает С. красоту мира, радость жизни. «Гордый духом» Мизгирь становится «избранником души» С. Ее «холодное сердце» , познав любовь, превращается в обыкновенное, живое, человеческое сердце, и С. гибнет со словами: «Люблю и таю, таю от сладких чувств любви» . Ее «чудесная кончина» восстанавливает эпическое равновесие царства берендеев, как искупительная жертва, призванная умилостивить грозного Ярилу. Образ С. послужил прообразом героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (1881). Первая исполнительница роли С. - Г. Н. Федотова (1873). Среди других исполнительниц - В. Ф. Комиссаржевская (1900), М. П. Лилина (1900).

Ответ от Голосовать [новичек]
Афанасьев, А. Н. Народные русские сказки/ А. Н. Афанасьев – Л.: Лениздат, 1983 – 446 с.
Сказки русских писателей/ М.: Детская литература, 1983 – 687 с.
Сказки народов мира/ Алма-Ата: Жалтын, 1985 – 352 с.


Ответ от ПромРесурс [новичек]
У меня у самого такой вопрос я не понимаю)


Ответ от Европейский [новичек]
Снегурочка - героиня «весенней сказки» А. Н. Островского «Снегурочка» . Действие пьесы происходит в «стране берендеев в доисторическое время» . Мифопоэтический образ Берендеева царства навеян устным народным творчеством. Это - идиллическое царство мира и согласия. Любовь - сердцевина жизни берендеев, форма их служения могучему языческому богу Солнца - Яриле. Появление среди людей «холодной» С. вносит в их жизнь «ревность, брань, усобицу» . В сердца людей проникает «остуда немалая» . Дочь Весны и Мороза, С. - всем чужая. Она «не знает любви совсем» . Ее влекут «людские песни» , страстные и печальные напевы любви. С. томится любопытством и удивляется силе этого чувства, заставляющего людей страдать и плакать. Но «младенческая душа» С. спит, никто не может пробудить в ней «желание любви» . Еще не зная любви, С. узнает «мучительную ревность» , зависть к чужому счастью. Она чувствует себя «обманутой, обиженной, убитой» , когда пастух Лель с легкостью покидает ее ради горячей сердцем и полной жизни Купавы. С. обращается к матери-Весне с мольбой о «даре любви» . Подаренный Весною волшебный венок пробуждает «дремоту души» , открывает С. красоту мира, радость жизни. «Гордый духом» Мизгирь становится «избранником души» С. Ее «холодное сердце» , познав любовь, превращается в обыкновенное, живое, человеческое сердце, и С. гибнет со словами: «Люблю и таю, таю от сладких чувств любви» . Ее «чудесная кончина» восстанавливает эпическое равновесие царства берендеев, как искупительная жертва, призванная умилостивить грозного Ярилу. Образ С. послужил прообразом героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» . Первая исполнительница роли С. - Г. Н. Федотова (1873). Среди других исполнительниц - В. Ф. Комиссаржевская (1900), М. П. Лилина (1900).

Методический материал к районному конкурсу «Мисс Снегурочка»

Снегурочка – сказочный и новогодний персонаж, внучка Деда Мороза, его постоянная спутница и помощница. На праздниках выступает как посредник между детьми и Дедом Морозом.

И если некие подобия Деда Мороза под разными именами существуют во многих странах, то Снегурочка – наше чисто русское достояние, порождение великого и щедрого истинно русского духа .

История появления образа Снегурочки.

По вопросу о происхождении Снегурочки существует несколько версий:

Как литературный персонаж - образ дочери Мороза

Образ Костромы

Символ застывших вод.

Образ сказочной героини Снегурочки формировался в народном сознании постепенно на протяжении веков.

1. Первоначально образ Снегурочки возник в русских народных сказках как образ ледяной девочки – внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой себе в утешение, а людям на радость. (В. Даль в сказке «Девочка Снегурочка») Этот сюжет был обработан и опубликован в 1869 году А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867).

В 1873 А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Первоначально пьеса не имела успеха у публики. Но в 1882 Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.

Под влиянием сказки А. Н. Островского – образ Снегурочки приобретает новую окраску. Из маленькой девочки – героиня превращается в прекрасную девушку, способную зажечь сердца юных берендеев горячим чувством любви. Не случайно у А. Н. Островского она дочь Мороза и Весны. Заложенный в этом противоречии компромисс делает образ Снегурочки трагичным, вызывает сочувствие, интерес, дает возможность сопоставлять его с другими сказочными героями русских народных сказок, а так же проводить аналогии с героями русской и зарубежной литературы.



Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. Правда, из дочки Деда Мороза Снегурочка трансформировалась во внучку.

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов.

2.Также существует предположение о том, что сказка о Снегурочке возникла на основе древнего славянского обряда похорон Костромы. И многие утверждают, что Кострома не просто родина Снегурочки – она и есть та самая Снегурочка. Кострому хоронят по-разному. Соломенное чучело, изображающее девушку Кострому, или топят в реке, или сжигают, подобно Масленице на костре. Само слово Кострома имеет один корень со словом костер. Сожжение Костромы - это одновременно проводы зимы. Обряд призван обеспечить плодородие земель. Так же и Снегурочка дожила до весны и погибла на костре.

3.Еще одна версия . Поскольку образ Деда Мороза берет начало в древнем мифологическом Варуне - боге ночного неба и вод, то и исток образа Снегурочки, постоянно сопровождающей Деда Мороза, надо искать рядом с Варуной. Судя по всему, это мифологизированный образ зимнего состояния вод священной реки арьев Двины (Ардви древних иранцев). Таким образом, Снегурочка - воплощение застывших вод вообще и вод Северной Двины в частности. Она одета только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Орнамент выполняется только серебряными нитями. Головной убор - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

Снегурочка – чисто русское явление и больше нигде в мире на новогодних и рождественских праздниках такой персонаж не фигурирует. Тщетно было бы искать в западной новогодней и рождественской мифологии ее аналоги. Ни Маланка (участвующая в Галиции, Подолии и Бессарабии 31 декабря в обрядовом действе), ни св. Катерина и св. Люция, в день их тезоименитств выступающие у некоторых европейских народов в роли дарительниц, ни итальянская Бефана, в ночь на Богоявление бросающая детям в башмачки подарки, ничем не напоминают русскую Снегурочку и ни одна из них не имеет мужского «напарника». Женских персонажей, связанных с Новым годом и елкой, на Западе не существует…

Родиной Снегурочки официально признана Кострома, где у неё есть собственный терем, где внучка Деда Мороза на протяжении всего года принимает и развлекает гостей. В её двухэтажном доме любой желающий сможет познакомиться с владениями внучки Деда Мороза и окунуться в атмосферу волшебства. Этот проект возник вслед за созданием бренда «Великий Устюг - родина Деда Мороза», который быстро заинтересовал туристов. С тех пор традиционно в первых числах апреля Кострома отмечает день рождения Снегурочки.

Довольно долгое время создавался костюм Снегурочки. Как известно, в русских традициях очень многое имеет символический смысл, и образ спутницы Дедушки Мороза ученые также склонны трактовать с позиций традиционной символики. Мы привыкли видеть ее в голубом наряде, поскольку этот цвет ассоциируется у нас с голубоватым льдом. На самом же деле в русской символике цветом льда является белый, и «правильные» одежды Снегурочки исторически всегда были именно белыми. На голове она должна носить восьмилучевой венец, богато вышитый жемчугом и серебряными нитями. Впрочем, какого цвета ни был бы ее костюм, мало кто может сдержать улыбку при виде этой стройной немного печальной девушки, приходящей к нам всего лишь раз в году.

Образ Снегурочки в искусстве. Снегурочка – одна из самых интересных и известных героинь всех времен. Она – героиня не одной и даже не двух, а десятков интереснейших сказок, рассказов, пьес, опер, картин, песен русского народа.

Образ Снегурочки в музыке. Наиболее ярко образ Снегурочки раскрывается благодаря величайшим русским композиторам П.И. Чайковскому и Н.А. Римскому-Корсакову.
В 1873г. музыку к спектаклю объединенной труппы Малого и Большого театров заказали 33-летнему П.И. Чайковскому, молодому профессору Московской консерватории. П.И. Чайковский писал - «Снегурочка» не из первых моих сочинений. Она была написана по заказу дирекции театров и по просьбе Островского в 1873 году весной и тогда же была дана. Это одно из любимых моих детищ». Из письма к Н. Ф. фон Мекк. Ноябрь 1874 г.

И А.Н. Островский, и П.И. Чайковский работали с огромным энтузиазмом и увлечением, обменивались написанным, обсуждали сделанное. Островский постоянно предлагал композитору для использования те или иные русские народные песни, наигрыши.

"Снегурочка" стала на творческом пути П. И. Чайковского мостиком от первых композиторских опытов и гениальных прозрений к "Лебединому озеру", "Евгению Онегину". Как признавался сам П. И. Чайковский, ему так нравилась пьеса «Снегурочка», что он без всяких усилий сочинил всю музыку за три недели.

Грандиозная сцена Кремлевского Дворца, ослепительные костюмы, мощные декорации, выразительные в своем драматическом качестве талантливые солисты создают незабываемое, фантастическое впечатление и у взрослого, и у юного зрителя. Язык дивной музыки и великолепного танца доступен всем без перевода.

Образ снегурочки в русской живописи. Лирическая, красивая история про Снегурочку многим понравилась. Известный меценат Савва Иванович Мамонтов захотел поставить ее на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера состоялась 6 января 1882 года.
Васнецов ещё в начале 80-х годов 19 века занялся оформлением пьесы «Снегурочка», поставленной по мотивам одноименного творения Александра Николаевича Островского Абрамцевским кружком. В 1885 г. он принял участие в оформлении постановки оперы Н. А. Римского-Корсакова.
Неожиданно для художника «Снегурочка» стала не только самым задушевным его произведением, но и открытием нового направления в русском театрально-декоративном искусстве. В.М. Васнецов говорил: «А эта поэма «Снегурочка» - лучшее, что есть. Молитва русская и мудрость, мудрость пророка».



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка