Куликов картины. Архипелаг святая русь

Иван Семёнович Куликов русский художник, живописец, мастер портретов и бытовых сцен.

Иван Семёнович Куликов (1 (13) апреля 1875, Муром , Российская империя - 15 декабря 1941, Муром, СССР) русский художник, живописец , мастер портретов и бытовых сцен. Родился в городе Муроме в семье крестьян - выходцев из деревни Афанасово Муромского уезда Семёна Логиновича Куликова и Александры Семёновны Савиновой. Отец художника был незаурядным специалистом кровельного и малярного дела. Во главе небольшой артели он принимал участие в строительстве и ремонте многих зданий, церквей и жилых домов города Мурома.

Летом 1893 года по рекомендации своего бывшего учителя черчения и рисования уездной школы Н. А. Товцева юноша знакомится с художником А. И. Морозовым, который иногда проводил лето в Муроме, где находил сюжеты для своих произведений. Он обратил внимание на способности юноши и рекомендовал родителям направить его в школу Общества поощрения художеств при Академии в Петербурге . В сентябре 1893 года Куликов впервые едет в Москву , посещает Третьяковскую галерею , Румянцевский музей , знакомится с храмом Христа Спасителя. В ноябре 1893 года он едет в Петербург, становится помощником в мастерской А. И. Морозова, который в то время преподавал рисунок в Петербургском училище правоведения, выполняя одновременно небольшие заказы по иллюстрациям , иконам , портретам. В 1894 году Куликова принимают в школу Общества поощрения художеств. Под руководством преподавателей Н. И. Макарова, А. Ф. Афанасьева, Э. К. Липгарта он осваивает основы графики , живописи, построения перспективы и композиции . Осенью 1896 года Куликов становится вольнослушателем Академии художеств при мастерской художника В. Е. Маковского . Однако менее чем через месяц он перешёл к И. Е. Репину . Весной 1898 года по ходатайству своего учителя Куликов становится учеником Академии художеств. B 1901-1902 годах он принимал участие в работе над картиной И. Е. Репина «Заседание Государственного совета» вместе с Б. М. Кустодиевым. Куликов сделал 17 натурных портретных зарисовок, едва ли не основную их часть. В 1900-1901 годах Куликовым было сделано около 20 иллюстраций к произведениям Максима Горького «Коновалов» и «Двадцать шесть и одна», которые находятся в Музее-квартире А. М. Горького и Муромском историко-художественном музее. В ноябре 1902 года Куликов оканчивает Академию художеств. Его конкурсная работа «Чаепитие в крестьянской избе» (1902) была удостоена Большой золотой медали и дала ему право быть личным почетным гражданином и право на заграничную командировку. C 1903 по 1905 год - на правах пенсионера Академии художеств Куликов предпринимает поездки в Италию и Францию . в 1905 году на Всемирной выставке в Льеже за «Портрет матери» (1903) Куликов награждается Большой Серебряной медалью, а за картины «В праздничный день» (1906) и «С фонарями в саду» (1906) удостаивается премии Куинджи . В 1915 году за цикл картин о Муроме Куликов удостаивается звания академика живописи. С 1919 года Куликов работал в Муромском музее, ныне одном из значительных во Владимирской области. Долгое время Куликов руководил художественным отделом. Иван Семёнович энергично собирал из брошенных, обречённых на разграбление и уничтожение дворцов и дворянских усадеб картины, рисунки, скульптуры , предметы прикладного искусства , архивные документы, книги, исторические реликвии. Именно ему наша культура обязана спасением уникальных коллекций графов Уваровых в Карачарове .

В разные годы, помимо прочих работ, Куликовым были написаны портреты: лётчика В. П. Чкалова (1940), писателя Максима Горького (1939), артиста А. Л. Дурова (1911), археолога А. С. Уварова. В 1947 году в доме, построенном отцом Куликова, где его семья жила с 1885 года, открылся мемориальный Дом-музей художника. В 2007 году по решению местных властей музей был закрыт, все экспонаты перевезены в Муромский историко-художественный музей. Дом находится в частной собственности потомков художника.

Автопортрет

Русский и советский художник, академик императорской Академии живописи, признанный мастер жанровой живописи и портретист.

Художник Иван Семёнович Куликов родился в апреле 1875 года в городе Муроме. Его родители (Семён Логинович Куликов и Александра Семёновна Савинова) приехали в город из деревни Афанасово Муромского уезда в поисках лучшей жизни. Отец будущего художника был специалистом в малярном деле и хорошим кровельщиком, очень скоро создал и возглавил небольшую артель по строительству и ремонту жилых домов, церквей, административных зданий.

В 1893 году Ваня Куликов, по рекомендации своего учителя рисования и черчения, познакомился с художником А.И. Морозовым, который иногда приезжал в Муром на лето. Именно Морозов настоятельно порекомендовал родителям Ивана отправить молодого человека Петербург, в школу Общества поощрения художеств при императорской Академии.

Осенью Иван Куликов едет в столицу и становится помощником и учеником у А.И. Морозова, который готовит ученика к поступлению в школу Общества поощрений художеств.

С 1894 года Иван Семёнович становится учеником Общества поощрения художеств, а два года спустя поступает вольнослушателем в Академию художеств. В 1898 году, по ходатайству И.Е. Репина, Куликов становится полноправным учеником Академии, и принимает активное участие в работе И.Е. Репина и Б.М. Кустодиева над картиной «Заседание Государственного совета», пишет иллюстрации к произведениям Максима Горького.

В 1902 году Иван Семёнович заканчивает Академию и представляет свою конкурсную работу «Чаепитие в крестьянской избе». За эту картину молодой художник получает Большую золотую медаль и право на заграничную командировку за государственный счет.

С 1903 по 1905 годы Куликов живет и работает в Европе, посещает Италию и Францию.

В 1915 году за серию картин о родном городе Муроме художник куликов был удостоен звания академика.

После революции художник поселился в Муроме, работал в местном музее, с большим энтузиазмом собирал по брошенным усадьбам и домам картины, скульптуру, предметы прикладного искусства, книги, документы. Именно благодаря стараниям Ивана Семёновича Куликова нашей культуре удалось сохранить огромное количество настоящих культурных реликвий.

Умер художник в декабре 1941 года, похоронен на кладбище родного города.

Картины художника Ивана Семёновича Куликова


С праздником (Зарделась) (1911)
Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме (1909)
В боярском тереме (1906-1907) Сбор невесты (1907)
Зимним вечером (1907) «Возвращение из города (1914) Девушка с туесом (1912)
Муромские монастыри (1914)
Ярмарка в Муроме (1910-1912)
Ярмарка (1910)
Базар с баранками (1910)
Базар в Муроме (1907) Три девицы (1907)
Кормление кур (1907) В праздничный день (1906) Портрет моей матери (1903) Итальянки (1905)
В крестьянской избе (1902)
Портрет Е.Н. Чирикова (1904) Портрет матери (1896) Плотник (Егор Терешкин) (1916) Портрет старообрядца (Старик за чтением) (1911) В русском наряде (1916) «Портрет Андрианова» (1929) «Международный Юношеский день» (1929) Портрет Т.И. Куликовой (1938) Петушиный бой (1938) Павловский кустарь (1937) Юнгштурм (1929) Продавец павловских товаров (собенщик) (1936) Физкультурница (1929)
Семья за столом (1938)

Куликов Иван Семенович

Иван Семенович Куликов родился 14 апреля 1875 года в деревне Афонасово в крестьянской семье.

Куликов Иван Семенович

После окончания начальной школы Иван Куликов поступил в Муромское уездное училище. Учился он прилежно и переходил из класса в класс с похвальными грамотами. Особенно любил мальчик уроки рисования, которые живо проводил Николай Иванович Товцев.
Летом 1891 года около Мурома поселился академик живописи А.И. Морозов. Живя на хуторе Дедово, Морозов часто писал этюды. Однажды в поле его встретил Куликов. Сначала юноша не мог вымолвить ни слова, так велико было его восхищение мастерством неизвестного ему человека! Потом они разговорились. Александр Иванович пригласил застенчивого парня в свою мастерскую на хуторе Дедово. После этой встречи сын муромского кровельщика загорелся желанием учиться. Он попросил Морозова давать ему уроки.
Вот как об этом говорит в записях сам Куликов:
«Я обратился к академику Морозову, не согласится ли он давать мне уроки частные. К счастью, он согласился. У Морозова много можно было получить указаний в смысле техники живописи, реставрации картин и прочих практических сведений».
А.И. Морозов подготовил Ивана Куликова к поступлению в Петербургскую школу рисования. Занимаясь под руководством художника Э.К. Липгардта, юноша часто заходил в мастерскую своего знаменитого учителя. Он пристально рассматривал наброски и этюды, созданные Морозовым к жанровой картине «Обед на сенокосе».
В 1902 году Иван Куликов написал дипломную работу «В крестьянской избе». Художник изобразил бытовую сцену: семья в шесть человек сидит за утренним столом. Идет торжественное чаепитие из нового тульского самовара. Образы крестьян решены художником с хорошим знанием жизни. Колорит полотна яркий и теплый - характеризует автора, как человека влюбленного в живописную технику.
Итог значительного труда золотая медаль, звание художника и командировка за границу (на казенный счет).
В 1904 году Куликов посетил Париж, Венецию, Флоренцию и Рим. Молодой художник тщательно изучал произведения мировых мастеров. Особенно его волновали шедевры Микеланджело, Тициана и Веласкеса. Полон ярких впечатлений вернулся из-за границы Куликов. Поселился в родном городе на Оке.
Живя в , Куликов не прерывал деловых связей с художниками Петербурга и Москвы. Он вел переписку с товарищами по Академии, посещал мастерские Архипова, Коровина, Горбатова. Несколько раз Иван Семенович был в гостях у великого Репина. Однажды он привез из Финляндии книгу «Воспоминания и письма», подписанную Репиным. Любопытно содержание некоторых писем учителя к своему ученику:
«Недавно я взглянул на ваш этюд девочки... Я залюбовался: это-внушительная вещь. Какая пластика, какая живопись! Какая моделировка! Большой мастер писал этот этюд!».
Так гениальный художник прямо и откровенно выражал свои чувства, не ведая зависти. И это очень характерно для Репина, который, по воспоминаниям современников, никогда не терял юношеского задора и горячего восторга.
В 1912 году Иван Семенович показывает в Петербурге картину «Уголок базара». На первом плане добротно написан крепкий старик. Он держит под узцы рыжеватую лошадь. Чувствуется, прожил трудную жизнь этот крестьянин с умным лицом, обрамленным серебром бороды и усов. Но как еще ладно сидят на eго статной фигуре и поддевка, и картуз! Слева, в стороне, изображена старуха под зонтом, пьющая чай. Вдали кровля лабаза и луковки церквушки... Вся композиция решена энергичным живописным приемом. Молодой художник написал эту картину, находясь под впечатлением могучего творчества Серова.
В 1913 году Куликов заканчивает большое полотно «Гулянье зимой». На переднем плане-четыре девушки и парень с гармошкой в руках. Девушки-в шубках и ярких шалях, парень-в меховой шапке с бархатным верхом. Новую поддевку прикрывает серый армяк, накинутый на плечи. На втором плане-заснеженная деревенская улица.
Невольно вспоминаются записи самого художника: «Все впечатления моего детства были мне милы всегда и послужили позже темам для многих моих картин». Помимо бытовых композиций Иван Семенович создал ряд первоклассных портретов.
В 1915 году по решению Совета Академии художеств Куликов получил звание академика живописи.
После Великого Октября творчество ученика Репина обогащается новыми темами и сюжетами. В центре внимания Куликова находится боевая комсомольская молодежь. Ряд интересных этюдов и картин написал Иван Семенович, живя в Павлове на Оке.
В 1938 году академик живописи оформляет Ярославский вокзал в Москве.
Умер Куликов в суровую военную зиму 1941 года.

В. Фильберт

Союз художников России

Дом музей И.С. Куликова


Дом музей И.С. Куликова (в настоящее время закрыт)
г. Муром, ул. Свердлова, 9

Неотъемлемой частью исторической жизни Мурома является мемориальный дом-музей Ивана Семеновича Куликова. Этот дом таит в себе особые секреты. За его стенами хранятся великие произведения искусства. Дом, в котором сейчас находится музей, был окончательно построен в 1899 г. отцом великого художника. Таким образом, два года назад дому исполнилось 100 лет. За этот немалый срок он ни разу не подвергался серьезным реконструкция.
Когда в 1919 г. открылся Муромский историко-художественный музей, Куликов передал ему свои основные работы, которые и по сей день находятся в экспозиции. На протяжении нескольких лет художник был директором музея. Тем более что в первые пост революционные годы он не был востребован как живописец. Поэтому музей для него в те годы был единственным местом, куда он вкладывал все свои силы и всю свою душу. Большое количество работ Иван Семенович с супругой Елизаветой Аркадьевной хранили у себя дома, берегли их.
15 декабря 1941 г. Иван Семенович Куликов неожиданно умирает, а ровно через 10 дней Исполком Городского Совета принимает постановление об организации мемориального дома-музея. И даже в те тяжелые военные годы необходимость его создания была очевидна. В то время в провинциальных российских городах насчитывалось мене десятка крупных музеев. К тому же даже жители Мурома не знали, что рядом с ними живет всемирно известный художник.




Произведения художника

Итак, в 1941 г. в одной из комнат на первом этаже дома Куликова состоялась первая выставка работ художника. Но, в связи с тем, что наша страна тогда находилась в состоянии войны, музей был открыт лишь в 1947 г.
Сейчас единственным хранителем музея является Николай Андреевич Беспалов заслуженный архитектор России. Нелюбимых экспонатов у него нет: каждый дорог, с каждым связаны особые воспоминания. По словам Николая Беспалова. Он живет сразу в двух веках. Виной тому экспонаты начала 30-го века и современная жизнь музея. У музея есть своя душа. Ей пропитано здесь все: начиная с калитки и заканчивая самым маленьким, неприметным предметом, говорит хранитель музея.
Вся экспозиция музея разделена на две большие части. Первую часть составляют картины. Их около ста: больших и маленьких, ярких и мрачных, загадочных и открытых. В музее собрана коллекция картин, которая отражает определенные вехи в творчестве Куликова.
Одной из первых серьезных работ Ивана Семеновича является портрет его матери, который был написан в 1903 г. А к последней своей работе Выход нижегородского ополчения 1612 г. художник приступил в 1939 г. и работал над ней вплоть до своей кончины. Он собрал огромное количество исторического материала, нарисовал множество эскизов и рисунков, но, к сожалению, картина так и осталась незаконченной.
Вторая часть экспозиции имеет свою собственную историю. Иван Семенович после окончания Художественной Академии и после посещения многих русских музеев, заинтересовался произведениями народного творчества. В конечном итоге, он собрал одну из самых лучших частных коллекций в России. Особо в ней выделяется собрание народных костюмов.
Сейчас в доме-музее насчитывается около 400 наименований произведений русского народного творчества. Некоторые предметы стоят на одном уровне с экспонатами Этнографического музея в Санкт-Петербурге.
Сейчас музей открыт только для коллективных экскурсий, хотя, в последнее время их количество сократилось. Музей живет, живы картины и экспонаты народного быта, жива память и душа художника. Пусть меняются времена и люди, но неизменным остается одно любовь к картинам и уважение перед тем, кто их создавал. А это и есть основная задача музея сохранить и донести до будущих поколений все самое ценное, что оставило прошлое.

Иван Семёнович Куликов. 1 (13) апреля 1875 - 15 декабря 1941


Автопортрет. 1896
70 лет назад, 15 декабря 1941 года не стало самобытного русского художника, мастера пейзажей и жанровых
сцен Ивана Семёновича Куликова.

Творчество муромского художника


Биография и творчество Ивана Семёновича Куликова (1875 - 1941)
Иван Семенович Куликов родился в Муроме 13 апреля 1875 года в простой трудовой семье. С детских лет помогал отцу в малярных работах. В своей автобиографии, написанной позднее, уже для Академии художеств, и находящейся в Российском государственном историческом архиве, он пишет о том, что вначале занимался живописью и рисованием дома, без всякого руководства.


Первая натурщица. 1896

Первый учитель И.С. Куликова Александр Иванович Морозов был из числа жанристов 60-х годов. В январе 1894 года Иван Семенович Куликов принят по рекомендации Морозова в рисовальную школу Императорского Общества поощрения художеств, где пробыл 3 года.


Деревенские портные. 1897

В ноябре 1896 года художник подает прошение для поступления в мастерскую И.Е. Репина, куда и переводится в ноябре 1896 года по рекомендации Э.К. фон Липгарта, а весной 1898 года становится учеником Высшего художественного училища.


Старушка из Нежиловки. 1898

Тесные связи соединяли многих молодых воспитанников репинской мастерской. Одним из самых близких друзей И.С. Куликова по Высшему художественному училищу можно, без сомнения, назвать Б.М. Кустодиева.


Портрет Б.М.Кустодиева. 1899

Они оба влияли на творчество друг друга:

Крестьянка с блюдцем. 1899

1 ноября 1902 года И.С.Куликов окончил Академию художеств и за произведения ""Портрет архитектора В.А. Щуко"" и ""Чаепитие в крестьянской избе"" получил золотую медаль и звание художника.


Портрет архитектора В.А.Щуко. 1902


В крестьянской избе. 1902

В августе 1903 года Куликов выезжает за границу в качестве пенсионера. Отчетом за первый год пенсионерской поездки И.С. Куликова стали произведения, выставленные на ""Весенней выставке"".


Портрет моей матери. 1903


Портрет Е.Н.Чирикова. 1904


Базар в Муроме. 1907

В 1908 году ученики И.Е. Репина объединяются в Общину художников, которая, по отзыву художника И.И. Бродского, заменяет Союз художников. Иван Семенович присоединяется к друзьям по мастерской. С 1909 года художник становится одним из активных членов Общества имени А.И. Куинджи.


Базар у карусели. 1908


Базар с баранками. 1910

И.С. Куликов был известным художником в начале ХХ века, и многие коллекционеры живописи приобретали его произведения для своих собраний. А.Л. Дуров в один из приездов в Муром, в 1911 году, где он выступал на знаменитой Муромской ярмарке, заказал художнику свой портрет.


Портрет А.Л.Дурова. 1911

В 1906 году И.С. Куликов удостоился первой премии на конкурсе имени А.И. Куинджи за такие жанровые произведения, как ""В праздничный день"" и ""С фонарями в саду"".


В праздничный день. 1906


С фонарями в саду. 1906

Среди жанровых композиций И.С. Куликова не менее интересно произведение ""Кормление кур"", исполненное художником в 1907 году. Этот сюжет был достаточно популярным в начале века и периодически появлялся в различных интерпретациях на выставках.


Кормление кур. 1907

Гармонично вписана в пейзаж девушка, изображенная на берегу реки. ""Мечтательница"" - так назвал это полотно художник. Работа экспонировалась на ""Весенней выставке"" 1906 года, затем была репродуцирована в журнале ""Нива"" за тот же год. Триумфальным шествием этого полотна можно считать зарубежные выставки. ""Мечтательница"" экспонировалась на международных выставках - в Мюнхене в 1907 году, а затем в том же году в Гамбурге.


Мечтательница. 1905

Картина И.С. Куликова ""Убор невесты"", премированная на конкурсе в Императорском Обществе поощрения художеств и находящаяся сейчас в Ярославском художественном музее, представляет классический вариант свадебного обряда на Руси в начале ХХ века.


Убор невесты. 1907

В 1912 году было создано полотно ""Черемуха"", один из портретов жены художника Е.А. Куликовой, которое на выставках экспонировалось также под названием ""Весна"".


Черемуха. 1912

Сразу же после революции И.С. Куликов работал по художественному оформлению города к революционным празднествам. В январе 1919 года он организовал для посетителей музей в Муроме (МИХМ) и несколько лет был его директором.
Художник чутко прислушивается к веяниям времени, в 20-х годах Куликов пишет портреты комсомольцев.


Международный Юношеский день. 1929

Какие вдохновенные лица! Прямо "НАШИ". Если бы мы не росли в эпоху развитого социализма, то было бы просто приятно посмотреть на эту агитку. В художественном плане я не вижу здесь ничего выдающегося. Никакой динамики, какие-то манекены с винтовками Мосина.
Зато портрет комсомолки, спортсменки и просто красивой девушки явно удался! Мне нравится!


Физкультурница. 1929

Продолжая комсомольско-молодежную тематику Куликов создает картину с необычным для сегодняшнего времени названием: ""Юнгштурм"" (1929). На названии картины видимо сказывается начало сближения Германии и СССР в военно-технической и политической сфере в конце 20-х годов. В это время создаются заводы в СССР по производству самолетов германских конструкторов (Юнкерс), в военные заведения принимают германских курсантов (Липецк).


Юнгштурм. 1929

Не обошел художник и тему вождей.


Портрет Ленина. 1924

Портрет летчика В.П. Чкалова, на мой взгляд, нельзя причислить к ликам вождей. Это просто живой, думающий человек, так хорошо воспроизвел его Куликов.


Портрет летчика В.П.Чкалова. 1938

Самым последним произведением художника можно считать его многофигурную композицию ""Выход Нижегородского ополчения в 1612 году"". Он изучает историю ХVII века, создает ряд зарисовок оружия, военного снаряжения, костюмов, того, что могло быть использовано им в картине. В начале Великой Отечественной войны И.С. Куликов продолжает работу над темой, считая ее для себя актуальной, но неожиданная смерть не дает закончить произведение.


Выход Нижегородского ополчения. 1941

Текст частично из статьи С.М. Куликовой "Муромский художник И.С. Куликов", Журнал "Нижегородский музей":

Куликов Иван Семенович (1875 - 1941), русский художник.

Ива́н Семёнович Кулико́в (1 (13) апреля 1875, Муром — 15 декабря 1941, Муром) — русский художник, живописец, мастер портретов и бытовых сцен.

Автопортрет. 1896

Куликов родился в городе Муроме в семье крестьян - выходцев из д. Афанасово Муромского уезда Семёна Логиновича Куликова и Савиновой Александры Семёновны. Отец художника был незаурядным специалистом кровельного и малярного дела. Во главе небольшой артели он принимал участие в строительстве и ремонте многих зданий, церквей и жилых домов города Мурома.

Летом 1893 года по рекомендации своего бывшего учителя черчения и рисования уездной школы Н. А. Товцева Куликов знакомится с художником А. И. Морозовым, который иногда проводил лето в Муроме, где находил сюжеты для своих произведений. Он обратил внимание на способности юноши и рекомендовал родителям направить его в школу Общества поощрения художеств при Академии в Петербурге.

Куликов. Портрет моей матери (1903)

В сентябре 1893 года Куликов впервые едет в Москву, посещает Третьяковскую галерею, Румянцевский музей, знакомится с храмом Христа Спасителя. В ноябре 1893 года он едет в Петербург, становится помощником в мастерской А. И. Морозова, который в то время преподавал рисунок в Петербургском училище правоведения, выполняя одновременно небольшие заказы по иллюстрациям, иконам, портретам. В 1894 году Куликова принимают в школу Общества поощрения художеств. Под руководством преподавателей Н. И. Макарова, А. Ф. Афанасьева, Э. К. Липгарта он осваивает основы графики, живописи, построения перспективы и композиции.

Осенью 1896 года Куликов становится вольнослушателем Академии художеств при мастерской художника В. Е. Маковского. Однако менее чем через месяц он перешёл к И. Е. Репину.

Весной 1898 года по ходатайству своего учителя Куликов становится учеником Академии художеств. B 1901—1902 годах он принимал участие в работе над картиной И. Е. Репина «Заседание Государственного совета» вместе с Б. М. Кустодиевым. Куликов сделал 17 натурных портретных зарисовок, едва ли не основную их часть. В 1900—1901 годах Куликовым было сделано около 20 иллюстраций к произведениям Максима Горького «Коновалов» и «Двадцать шесть и одна», которые находятся в Музее-квартире А. М. Горького и Муромском историко-художественном музее.


Куликов. В крестьянской избе (вариант)

C 1903 по 1905 год — на правах пенсионера Академии художеств Куликов предпринимает поездки в Италию и Францию.

В 1905 году на Всемирной выставке в Льеже за «Портрет матери» (1903) Куликов награждается Большой Серебряной медалью, а за картины «В праздничный день» (1906) и «С фонарями в саду» (1906) удостаивается премии Куинджи. В 1915 году за цикл картин о Муроме Куликов удостаивается звания академика живописи.

С 1919 года Куликов работал в Муромском музее, ныне одном из значительных во Владимирской области. Долгое время Куликов руководил художественным отделом. Иван Семёнович энергично собирал из брошенных, обречённых на разграбление и уничтожение дворцов и дворянских усадеб картины, рисунки, скульптуры, предметы прикладного искусства, архивные документы, книги, исторические реликвии. Именно ему наша культура обязана спасением уникальных коллекций графов Уваровых в Карачарове.


Куликов. Ярмарка в Муроме (1910—1912)

В разные годы, помимо прочих работ, Куликовым были написаны портреты: лётчика В. П. Чкалова (1940), писателя Максима Горького (1939), артиста А. Л. Дурова (1911), археолога А. С. Уварова.

В 1947 году в доме, построенном отцом Куликова, где его семья жила с 1885 года, открылся мемориальный Дом-музей художника. В 2007 году по решению местных властей музей был закрыт, все экспонаты перевезены в Муромский историко-художественный музей. Дом находится в частной собственности потомков художника.

Супругой художника была Куликова Елизавета Аркадьевна, урождённая Соколова. Супругой брата её матери была племянница известного изобретателя в области телевидения В. К. Зворыкина. Семьи много общались, вели активную переписку. Образ жены запечатлён Куликовым на полотнах «В русском наряде», «У околицы», «Портрет Е. А. Куликовой» и др.

Куликов. В русском наряде (1916)

Единственная дочь художника, Татьяна, учитель русского языка и литературы, вышла замуж за Н. А. Беспалова, архитектора, художника-акварелиста, заслуженного архитектора РСФСР. Образ Тани также нашёл отражение в картинах художника: «Портрет дочери» и др. Примечательно, что карандашный портрет своего будущего свата, токаря Беспалова Андрея Николаевича, он сделал ещё в 1934 году.

Базар в Муроме. 1907

Базар с баранками. 1910

Базар у карусели. 1908

В боярском тереме. 1906-1907

С праздником (Зарделась). 1911

Семья лесника. 1909

Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме. 1909

Убор невесты. 1907

Старик. 1898

Весна. 1912

Возвращение из города. 1914

Девочки. 1918

Девушка с туесом. 1912

Деревенские портные. 1897

Жатва. 1930

За роялем. 1938

Задумалась. 1906

Зимним вечером. 1907

Итальянки. 1905

Кормление кур. 1907

Крестьянка с блюдцем. 1899

В праздничный день, 1906

Русская девочка

Полевые цветы 1913

Крестьянка с граблями. 1909

Купеческий бал. 1899

Черемуха. 1912

Лужок. 1911

Маляр М.И.Шамилин. 1929

Портрет матери. 1896

Портрет отца, 1898

Международный Юношеский день. 1929

Пионеры. 1929

Надя Калинина. 1909

Портрет Т.И.Куликовой. 1938

Детский портрет, 1927

Мечтательница

Муромские монастыри. 1914

Николо-Зарядская церковь. 1916

Улица старого Мурома

Ночная скупка. 1938

Павловский кустарь. 1937

Старуха Дарья из Прудищ. 1908

Старушка из Нежиловки. 1898

Таня с кошкой. 1927

Три девицы. 1907

Пастух. 1909

Пастушок. 1909

Плотник (Егор Терешкин). 1916

Подболотня. 1930

Портрет Андрианова. 1929

Портрет архитектора В.А.Щуко. 1902

Портрет Б.М.Кустодиева. 1899

Портрет Л.В.Попова. 1900

Портрет М.О.Меньшикова. 1914

Персики. 1938

Петушиный бой. 1938

Школьник. 1897

Юнгштурм. 1929

Архивист А.С Уваров, 1916

Артист А.Л. Дуров, 1911

Портрет С.И.Сенькова. 1908

Портрет старообрядца (Старик за чтением). 1911

Портрет художника В.В.Беляшина. 1900

Рабочий-ударник Судаков. 1931

Физкультурница. 1929

Летчик М.М. Матвеев. 1930

Н.Н. Печкин, 1938

В.П. Чкалов, 1940

Е.Н. Чирков, 1904

М. Горький, 1939

Портрет Е.А.Курковой, 1925

Портрет Александра III



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка