Интересные факты про балет. Интересные факты о танце Именно в России балет достигает истинного расцвета, став одной из визитных карточек страны и русского искусства

Именно в России балет достигает истинного расцвета, став одной из визитных карточек страны и русского искусства.

Итак, 22 любопытных факта о русском балете

1. Первая балетная труппа государственного значения появилась в России в первой половине 18 века. Это был императорский балет Санкт-Петербурга. Тогда же стала меняться и концепция спектаклей – от мифологических и драматических сюжетов к романтическим сказкам. Сюжет оказал влияние на технику танца – балерины поднялись на пуанты, чтобы еще больше подчеркнуть внешнюю легкость и эфемерность танца в противовес реальности.

2. Русские дипломаты и купцы, бывая за границей, посещали театры и охотно ходили на балетные спектакли – там не приходилось с трудом разбирать иноземную речь. Да и балет того времени – детище не только хореографа, но и театральных механиков. Фантастические персонажи выезжали на диковинных колесницах, с непостижимой скоростью менялись декорации, одни герои проваливались сквозь землю, другие слетали с небес. Как тут не прийти в восторг! Как раз колесницы и стали едва ли не главными участницами первого русского «Балета об Орфее и Эвридике» - первое балетное представление в России, состоявшееся на масленицу 17 февраля 1672 года при дворе царя Алексея Михайловича в Преображенском. Правда, существует версия, что данное представление было показано 8 февраля 1675 года.

Перед началом спектакля на сцену вышел актёр, изображавший Орфея, и пропел немецкие куплеты, переведенные царю переводчиком, в которых превозносились прекрасные свойства души Алексея Михайловича. В это время по обе стороны Орфея стояли две украшенные транспарантами и освещенные разноцветными огнями пирамиды, которые после песни Орфея начали танцевать.

После смерти царя Алексея Михайловича театральные представления прекратились надолго – пока любимая сестра царя Петра Алексеевича Наталья не увлеклась драматургией, а сам Петр не решил построить театр в Москве – там, где сейчас Исторический музей. В 1702 году царь взял на службу в Московский театр голландца Якоба Коккия с двумя его сыновьями. Но дело не заладилось – обучать танцевальному искусству голландцы не умели и только жаловались, что нет подходящих исполнителей.

3. С 1-й половины 18 в. балет в России стал прививаться балетмейстерами и учителями танцев из Италии и Франции. Обладавшая своим богатым танцевальным фольклором, Россия оказалась весьма благодатной почвой для развития балетного театра. Постигая преподаваемую иностранцами науку, русские, в свою очередь, вносили в иноземный танец собственные интонации.

4. На основании указа Петра I бальные танцы становятся основной частью придворного этикета.

В 1731 году в Петербурге был открыт Сухопутный шляхетный корпус, которому суждено было стать колыбелью русского балета. Так как выпускники корпуса в будущем должны были занимать высокие государственные должности и нуждались в знаниях светского обхождения, то изучению изящных искусств, в том числе и бального танца, в корпусе отводилось значительное место. Педагогом в 1734 году был зачислен французский танцовщик, балетмейстер, Жан Батист Ланде, который считается основоположником русского балетного искусства. Также в Петербург в 1735 году был приглашен оперный итальянский композитор Франческо Арайя, а балетмейстером стал с 1736 года - Антонио Ринальди (Фоссано)

5. В специально оборудованных комнатах Зимнего дворца Жан Батист Ланде начал обучение 12 русских мальчиков и девочек. Учеников набирали из детей простого происхождения. Обучение в школе было бесплатным, воспитанники находились на полном содержании.

6. Дальнейшее развитие балет в России получил в царствование Елизаветы Петровны. Среди кадетов Сухопутного корпуса в танцах особенно преуспел Никита Бекетов, который впоследствии стал фаворитом Елизаветы. Он пользовался особенной благосклонностью императрицы, которая сама одевала юношу, превосходно исполнявшего женские роли.

7. В 1742 году из учеников школы Ланде была создана первая балетная труппа, а в 1743 году её участникам начали выплачивать гонорары. Годовой бюджет труппы, не считая оркестра, составлял 33 810 рублей.

8. В правление Екатерины II балет в России приобрел ещё большую популярность и получил дальнейшее развитие. По случаю её коронации в московском дворце был дан роскошный балет «Радостное возвращение к аркадским пастухам и пастушкам богини весны», в котором участвовали знатнейшие вельможи.

Известно, что в придворном театре в балетных постановках нередко танцевал наследник престола Павел Петрович.

Также в ее эпоху в России появилась традиция крепостных балетов, когда помещики заводили у себя труппы, составленные из крепостных крестьян.

9. В начале царствования Павла I балет ещё в моде. Труппа обходилась в 24 110 рублей в год. С 1794 года начались постановки первого русского по национальности балетмейстера Ивана Вальберха. Интересно, что при Павле I были изданы были особые правила для балета - было приказано, чтобы на сцене во время представления не было ни одного мужчины, роли мужчин танцевали Евгения Колосова и Настасья Берилова.

10. В царствование Александра I русский балет продолжил своё развитие, достигнув новых высот. Своим успехам в это время русский балет, прежде всего, обязан приглашенному французскому балетмейстеру Карлу Дидло, прибывшему в Россию в 1801 году. Державин, Пушкин и Грибоедов воспевали балеты французского гения. Он продолжал работать и при Николае I, который обожал балет и старался представления не пропускать.

11. В царствование Александра II в русском балете начинается выдвижение отечественных талантов. Целый ряд талантливых русских танцовщиков и танцовщиц украшали балетную сцену. В этот период развития русского балета танцы берут верх над пластикой и мимикой. А в царствование Александра III балеты давались чаще - два раза в неделю - по средам и воскресеньям.

12. К XX веку авторитет русского балета вырос настолько, что западные исполнители стали брать себе русские имена! Так, англичане Патрик Хили-Кей, Элис Маркс и Хильда Маннингс остались в истории искусства как Антон Долин, Алисия Маркова, Лидия Соколова.

13. Человек, сделавший из русского балета бренд - Сергей Дягилев. Самое удивительное, что Сергей Дягилев изначально пренебрежительно относился к балету, считая его развлечением для масс. Но, заинтересовавшись крупной государственной субсидией решил привезти в Париж и балет. Его «Русские сезоны» покорили весь мир. «Русский балет» гастролировал по Европе, США и Южной Америке, добиваясь все большего успеха, превратившись в настоящий бренд.

14. «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» Чайковского, а также «Ромео и Джульета» Прокофьева входят в топ 5 лучших балетов мира.

15. Примечательно, что премьера балета «Лебединое озеро» в легендарном Большом театре от 4 марта 1877 года была довольно холодно воспринята как зрителями, так и критиками. И первые, и вторые нашли музыку Чайковского слишком скучной и сложной для восприятия. Пройдут десятилетия, прежде чем гениальное произведение Чайковского станет визитной карточкой Большого театра во всем мире.

16. С «Лебединым озером» связано еще несколько любопытных фактов:

Во времена августовского путча в 1991 году все телевизионные каналы страны демонстрировали именно его. Почему «Лебединое озеро», а не «Щелкунчик», например, сказать трудно, однако факт остается фактом – на долгие годы творение Чайковского стало для многих граждан символом ожидания чего-то тревожного и значительного.

Одну из частей произведения узнает любой житель России, от мала до велика – даже те люди, которые вовсе не знают о таких понятиях, как балет, “Лебединое озеро”, билеты в театр и т.д. Разумеется, это легендарный Танец маленьких лебедей, на который существует огромное количество пародий – в частности, одна из них показана в 15-м выпуске мультфильма «Ну, погоди!».

Среди «балетных» есть известная поговорка «десятый лебедь в пятом ряду». Она обозначает танцовщика, который не добился успеха в карьере, и постоянно исполняет второстепенные роли – что-то вроде актера массовки.

17. Несмотря на огромное количество известных русских балерин, самыми известными и раскрученными именами в русском балете являются Майя Плисецкая и Анна Павлова.


Конечно же нельзя забывать и о других балеринах: Тамара Карсавина, Галина Уланова, Матильда Кшесинская, Екатерина Максимова, Ульяна Лопаткина… Но самые громкие имена в русском балете именно за первыми двумя балеринами.

18. У мужчин в русском балете самыми громкими именами являются Михаил Барышников и Николай Цискаридзе.

19. Музыка Прокофьева к балету «Ромео и Джульетта» поначалу казалась всем настолько непонятной и сложной, что общее собрание коллектива оркестра и балетной труппы, состоявшееся за две недели до предполагаемой премьеры, единогласно постановило отменить спектакль - во избежание полного провала…

При этом, вслед за одним местным остроумцем, весь театр повторял одну и ту же крылатую фразу: - Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете…

20. Выдающаяся советская балерина Ольга Лепешинская во время выступления сломала ногу. Треск был такой сильный, что его смогли услышать даже зрители в зале. Но балерина героически довела сцену до конца. Как ей это удалось сделать с тройным переломом, не смогли понять ни врачи, ни сама балерина.

Ольга Лепешинская, Вальпургиева ночь. Вакханка. Фото из музея Большого театра.
21. Один из самых острых видов балетных унижений – это веник, завернутый в газету. Его кидают на сцену вместо букета. Отсюда появилась закулисная поговорка «дождешься веника в газете!»

22. Труд артистов балета сложен, они испытывают очень серьезные нагрузки. Об этом свидетельствует тот факт, что профессиональные балерины и танцоры балета болеют в 4 раза чаще, чем обычные люди.

Балет зародился в XV веке в Италии, и само слово «ballo», означающее «танец», - итальянское. Однако более полное развитие получил во Франции, Король Людовик XIV, бывший страстным танцором, в 1661 года открыл в Париже первую европейскую Академию танцев.

Началом балетной эпохи во Франции и во всем мире следует считать 15 октября 1581 года, когда при французском дворе состоялось представление зрелища, которое принято считать первым балетом - «Комедийный балет королевы» (или «Церцея»), поставленное итальянским скрипачом, «главным интендантом музыки» Бальтазарини де Бельджозо.

Изначально движения в балете базировались на придворных танцах и не требовали физической подготовки. А вот первой исполнительницей, вставшей на пальцы ног, была итальянка Мария Тальони, которая гастролировала и в России.

К XX веку авторитет русского балета вырос настолько, что западные исполнители стали брать себе русские имена! Так, англичане Патрик Хили-Кей, Элис Маркс и Хильда Маннингс остались в истории искусства как Антон Долин, Алисия Маркова, Лидия Соколова.

Возлюбленная Сергея Есенина Айседора Дункан трагически погибла в Ницце, удушившись собственным шарфом, попавшим в ось колеса автомобиля, на котором она совершала прогулку. Утверждалось, что её последними словами, сказанными перед тем, как сесть в автомобиль, было: «Прощайте, друзья! Я иду к славе»

Чтобы сшить балетную пачку, потребуется около 13-16 метров тюля и 2 дня работы.

За год балерина меняет более 300 пар балетных туфель

Вес средней балерины составляет около 51 кг

Профессиональные балерины болеют в четыре раза чаще обычных людей.

Выдающаяся балерина Ольга Лепешинская во время выступления сломала ногу. Треск был такой сильный, что его смогли услышать даже зрители в зале. Но балерина героически довела сцену до конца. Как ей это удалось сделать с тройным переломом, не смогли понять ни врачи, ни сама артистка.

Один из самых острых видов балетных унижений – это веник, завернутый в газету. Его кидают на сцену вместо букета. Отсюда появилась закулисная поговорка «дождешься веника в газете!»

Во второй половине 18-го века балетные труппы состояли исключительно из мужчин

Мужчина танцующий в балете поднимают за каждое выступление не меньше тонны, то есть он поднимает балерину около 200 раз.

В 2001 году Сапармурат Туркменбаши упразднил балет в Туркменистане. «Я не понимаю балет, - заметил он. - Зачем он мне? …Нельзя привить туркменам любовь к балету, если у них в крови его нет». По его распоряжению театр оперы и балета в Ашхабаде были снесены. Пришедший ему на смену Гурбангулы Бердымухамедов оставил балет под запретом.

Корни русского балета, как и всякого вида искусства, лежат в танцевальном фольклоре. Скорее всего, это были культовые (всевозможные хороводы) и игровые («Перепляс», «Кума, где была» и проч.) пляски. Русский балет не только сохранил все эстетические каноны, но и стал законодателем в мире балета.

Истоки

В Киевской Руси на рубеже VIII-IX веков стали появляться первые танцоры, профи своего дела - скоморохи... Спустя время, когда столицей стала Москва, скоморохами уже были не обязательно мужчины.

В XV-XVI веках веселые зрелища ряженых с лицами, скрытыми масками, так называемыми «машкарами», изумляли и удивляли заезжих иностранцев.

В XVII веке история русского балета отмечена открытием в Кремлевского театра. По заведенной традиции, каждая постановка в этом театре всегда завершалась междусеньями (особыми выходами балетных). Эти так называемые entrée исполняли мужчины, облаченные в напыщенные одежды. Актеры показывали несколько элементов бального танца.

Царская потеха

Первым полномасштабным балетным представлением в России считается спектакль, поставленный 8 февраля 1673 года. Произошло это знаменательное событие при дворе царя Алексея Михайловича и называлось оно «Балет об Орфее и Эвридике». История возникновения русского балета описывает его как смену церемонных поз, медлительных танцев, поклонов и переходов. Между ними актеры произносили заученные слова или пели. Все это мало походило на настоящее театральное действо. Это была только лишь царская потеха, завлекающая своей неизвестностью.

Тем временем И. Грегори, устроитель театра, приглашает Николу Лима организовать курсы обучения театральному мастерству для царского театра. На первых порах 10 детей знатных мещан, затем уже 20, успешно прошли обучение и показали на суд царю балетную постановку «Орфей» во французском стиле.

Задача поставлена

Только по прошествии четверти века Петр I, задавшись целью реформировать культурную жизнь России, привносит в быт русского общества музыку и танец. Он решает привить искусство элитным слоям жителей Петербурга. Для этого Петр I закрывает московский театр Алексея Михайловича и издает революционный указ. Этот указ об ассамблеях обязывал все государственные учреждения преподавать бальные танцы в обязательном порядке. Эти реформы сделали должность танцмейстера недосягаемо высокой. Именно этим распорядителям ассамблей балет обязан появлением в балетных танцевальных движениях, пришедших из-за рубежа, нововведений в виде элементов из национальных славянских танцев.

Автор В. Красовская («История русского балета» - Л. Искусство, 1978 г.) считает, что благодаря энергичности и безапелляционности Петра I в дворцовых залах стали проходить выступления балетных трупп, музыкантов и оперных артистов, приглашенных из-за рубежа.

В начале 1738 года в стране была организована школа балетного искусства, ставшая, по сути, первой. История русского балета кратко рассказывает об этом периоде. Выпускники школы работали в балетных коллективах иностранных театров так называемыми фигурантами (актерами кордебалета). И только много позже их допускали к главным партиям.

Первое профессиональное обучение

Колыбелью современного балета историки считают Сухопутный В нем трудился прославленный Жан Батист Ландж, который со своими учениками поставил три придворных балетных спектакля. Как показывает история русского балета, они стали практически первыми балетными представлениями, соответствующими всем законам и нормам Королевской Академии танцев в столице Франции.

Кадеты шляхетного корпуса принимали участие в академическом, лирическом полухарактерном и одновременно комическом балетном представлении труппы Фессано из Италии.

Елизавета I, чтобы не растерять подготовленных балетных танцоров, открывает Собственную Ее Величества танцевальную школу, первым набором которой были 12 детей простолюдинов.

А к концу 1742 года, императрицей подписан указ, повелевающий учредить балетную труппу из русских танцовщиков. Именно в ней засветились первые русские звезды - профессиональные балетные танцовщики: Аксинья Баскакова и Афанасий Топорков.

Выход из тупика

Смерть Батиста Ланде вносит сумятицу в хореографическое дело в стране. Представления, которыми руководит Фессано, становятся однотипными и скучными бурлесками. Зрителя не привлекают такие постановки.

История русского балета кратко описывает тот период. В эту пору и в Европе стоит вопрос о реформе хореографического дела. Руссо и Сен-Мар требуют балетных танцоров избавиться от пышных одежд и масок с париками. Дидро настоятельно рекомендует изменить сюжетные линии балетных представлений. Тем временем Джон Уивер, не дожидаясь всеобщих изменений, ставит танцевальное представление, имеющее продуманный сюжет, а Жорж Новер пишет легендарные «Письма о танце».

Не отстает и русский балет. Появление Гильфердинга - тому подтверждение. Этот немецкий специалист закрепил сюжетные хореографические постановки в Петербурге. В Париже сюжетные балетные постановки появились только 15 лет спустя. Гильфердингу помогал Леопольд Парадизо. Уже к 50-м годам XVIII века они создавали независимые балетные пьесы.

Начало драматических постановок

Первая драма в русском балете принадлежит А. П. Сумарокову. Он пропагандировал хвалебные танцевальные постановки, сочинил литературную основу к балетным спектаклям «Прибежище добродетели» и «Новые лавры».

Гаспаро Анжиолини, приглашенный царем балетмейстер, усиливая яркость народных песенных славянских ноток, ставит балетное действо «Забавы о святках». Екатерина II сильно нахваливала представление. В 1779 году Законодательная комиссия в полном составе одобрила балет, музыка к которому была написана на основе славянского фольклора.

После такого колоссального успеха Анжилини перешел к развлекательным театральным постановкам, которые высмеивали злободневную тематику. Это были наделавшие шума панегирики: «Торжествующая Россия» (расхваливалось поражение турецкой армии при Кагуле и Ларге), «Новые аргонавты» (славная ода флоту Российской империи) и «Победное рассуждение» (поднимался волнующий всех вопрос о необходимости прививки против свирепствующей оспы).

Немногим ранее был поставлено первое героическое балетное представление «Семира». С этого момента балетмейстеры стали уделять большое внимание выразительности балетного танца. Ибо танцоры одновременно могут быть заняты и в потешных оперных выступлениях негосударственных театров, и в псевдорусских оперных показах, либретто к которым сочиняла сама императрица.

К новому 1778 году в Петербурге (как показывает история русского балета, книгиярко описывают это уникальное событие)ждет зрителей уже два театра: коммерческий «Вольный театр» и придворный.

Первые крепостные коллективы

Во второй половине XVIII века в моду входит овладение танцевальным искусством. А уже в начале 1773 года под опекой Леопольда Парадиза в столице на базе Воспитательного дома открывается первый учебный центр, впоследствии ставший первым публичным театром. В первом наборе было 60 детей. О первых хореографических представлениях, поставленных прославленным Козимо Меддоксом, рассказывает в своих книгах Ю. Бахрушин.

История русского балета, изученная и описанная им очень подробно, полновесно раскрывает этот период танцевального искусства. Медокс с коллективом молодых, выучившихся в России, танцоров ставил комические оперы, хореографические постановки, посвященные реальным событиям (например, «Взятие Очакова»), и дивертисменты.

На этом фоне стал быстро развиваться крепостной театр. В последнее десятилетие XVIII века уже были хорошо известны крупные коллективы крепостных актеров. Такие коллективы были у Зорича, Головкиной, Апраксина, Шереметьева, Потемкина и других помещиков.

Этот же период ознаменовался развитием и постановкой техники женского танца и художественного оформления сцены для представления. Появляется новая традиция конкретизировать на сцене место действия, декорации писать в реалистичном стиле, применять игру полутеней и света.

Торжество русского балета

История русского балета 19-20 веков насыщена и многообразна. К началу XIX века искусство балета достигает той зрелости, которая по достоинству оценивается зрителем. Русские балерины привносят в хореографию воздушность, благородность и выразительность. Это очень метко подмечает А. С. Пушкин, описывая красоту танцевальных движений своей современницы, звезды балетной сцены, Истоминой: «души исполненный полет» (фраза стала синонимом балета). Ее мимика и отточенность танцевальных движений вызывала восхищение. Большая часть зрителей ходила именно на

Не менее прекрасны были Лихутина Анастасия, Екатерина Телешова, Данилова Мария.

Балетные постановки набирают популярность. Балетный танец, как искусство, становится привилегированным, и на него выделяются государственные дотации.

К 60-м годам прошлого века культурный бомонд охвачен новомодным течением «реализм». В русский театр приходит кризис. Касаемо хореографических постановок, он выражался в примитивизме сюжетной линии, которая подстраивалась под определенный танец. Балеринам, достигшим совершенства, предлагают танцевать в реалистичных постановках.

История создания русского балета выходит на новый виток. Возрождение началось с Петра Чайковского, который первым написал музыку для хореографической постановки. За всю историю балета, впервые музыка стала так же важна, как танец. И даже оказалась в одном ряду с оперной музыкой и симфоническими композициями. Если до Чайковского музыка писалась под танцевальные элементы, то теперь балетный актер пластикой, движением и изяществом стремился передать музыкальное настроение и эмоцию, чем помог зрителю разгадать сюжет, переложенный композитором на ноты. Мир до сих пор восхищается знаменитым «Лебединым озером».

Хореограф А. Горский привнес в постановки элементы современной режиссуры, стал уделять огромное внимание художественному обрамлению сцены, полагая, что зритель должен полностью погружаться в происходящее на сцене. Он запретил применять элементы пантомимы. Коренным образом переломил ситуацию М. Фокин. Он возродил романтический балет и сделал язык тела в танце понятным и говорящим. По мнению Фокина, каждая постановка на сцене должна быть уникальной. То есть музыкальное сопровождение, стиль и танцевальный рисунок должны быть присущи только конкретному представлению. В первые годы XX века аншлаги снимали его постановки «Египетские ночи», «Умирающий лебедь», «Сон в летнюю ночь», «Ацис и Галатея» и др.

В 1908 году П. приглашает Фокина стать главным постановщиком парижских «Русских сезонов». Благодаря этому приглашению Фокин становится всемирно знаменитым. А русские балетные артисты стали ежегодно с триумфом выступать во французской столице. История русского балета славит танцовщиков русской труппы, имена которых знает весь мир: Адольф Больм, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский и др. И это во время упадка европейского балета!

Дягилев рискнул и выиграл. Он собрал труппу молодых и талантливых балетных актеров и предоставил им свободу действий. Разрешил действовать вне известных рамок, которые ставил известный, но уже довольно пожилой Петипа.

Свобода действий дала возможность танцорам раскрыть и выразить себя. Кроме этих революционных нововведений Дягилев привлек к художественному оформлению известнейших своих современников художников (Ж. Кокто, А. Дерена, П. Пикассо) и композиторов (К. Дебисси, М. Равеля, И. Стравинского). Теперь каждая балетная постановка стала шедевром.

После Октябрьской революции многие танцоры и хореографы оставили мятежную Россию. Но костяк остался. Постепенно ближе к народу становится русский балет. Страницы истории за период становления видели многое…

После середины XX века танцовщики и хореографы нового поколения вернули на сцену забытые танцевальные миниатюру, симфонию и одноактный балет. Число студий и театральных стало неизменно расти.

«Триумфатор», балерина, балетный критик

Знаменитая российская танцовщица Вера Михайловна Красовская появилась на свет еще в Российской империи 11 сентября 1915 года. После средней школы поступила и в 1933 году успешно окончила Ленинградское хореографическое училище. Училась у знаменитой Вагановой Агриппины. С этого времени и по 1941 год Красовская служит в Театре им. Кирова. Занята она в балетах академического репертуара.

В 1951 году Вера Михайловна оканчивает в Ленинграде аспирантуру Театрального института им. А. Островского, после основного обучения на факультете театроведения.

Школа профессионализма, полученная Красовской сначала в классе Агриппины Вагановой, затем в балетных постновках Мариинского театра, вместе с багажом знаний энциклопедического масштаба, аристократизмом, культурными традициями и потрясающим владением языками (французским и английским), позволила ей стать блестящим и однозначно крупнейшим балетным искусствоведом.

В 1998 году радостная новость облетела весь театральный мир. Премию «Триумф» получила Вера Михайловна Красовская. История русского балета, о которой она рассказала в книгах (некоторые из них переведены на иностранные языки) и статьях (более 300) как искусствовед и критик, сделали Веру Михайловну лауреатом свободной российской премии «Триумф». Эта награда присуждается за высшие достижения в искусстве и литературе.

В 1999 году Красовской Веры Михайловны не стало.

Эпилог

История русского балета с благодарностью хранит имена мастеров танцевального искусства, которые внесли колоссальный вклад в формирование русской хореографии. Это небезызвестные Ш. Дидло, М. Петипа, А. Сен-Леон, С. Дягилев, М. Фомин и многие другие. А талант русских артистов притягивал и сегодня притягивает огромное количество зрителей в разных странах мира.

По сей день русские балетные труппы считаются самыми лучшими в мире.

Началом балетной эпохи во Франции и во всем мире следует считать 15 октября 1581 года, когда при французском дворе состоялось представление зрелища, которое принято считать первым балетом - «Комедийный балет королевы» (или «Церцея»), поставленное итальянским скрипачом, «главным интендантом музыки» Бальтазарини де Бельджозо.

Изначально движения в балете базировались на придворных танцах и не требовали физической подготовки. А вот первой исполнительницей, вставшей на пальцы ног, была итальянка Мария Тальони, которая гастролировала и в России.

К XX веку авторитет русского балета вырос настолько, что западные исполнители стали брать себе русские имена! Так, англичане Патрик Хили-Кей, Элис Маркс и Хильда Маннингс остались в истории искусства как Антон Долин, Алисия Маркова, Лидия Соколова.

Возлюбленная Сергея Есенина Айседора Дункан трагически погибла в Ницце, удушившись собственным шарфом, попавшим в ось колеса автомобиля, на котором она совершала прогулку. Утверждалось, что её последними словами, сказанными перед тем, как сесть в автомобиль, было: «Прощайте, друзья! Я иду к славе»

Чтобы сшить балетную пачку, потребуется около 13-16 метров тюля и 2 дня работы.

За год балерина меняет более 300 пар балетных туфель.

Вес средней балерины составляет около 51 кг.

Профессиональные балерины болеют в четыре раза чаще обычных людей.

Выдающаяся балерина Ольга Лепешинская во время выступления сломала ногу. Треск был такой сильный, что его смогли услышать даже зрители в зале. Но балерина героически довела сцену до конца. Как ей это удалось сделать с тройным переломом, не смогли понять ни врачи, ни сама артистка.

Один из самых острых видов балетных унижений – это веник, завернутый в газету. Его кидают на сцену вместо букета. Отсюда появилась закулисная поговорка «дождешься веника в газете!»

Во второй половине 18-го века балетные труппы состояли исключительно из мужчин.

Мужчина танцующий в балете поднимают за каждое выступление не меньше тонны, то есть он поднимает балерину около 200 раз.

В 2001 году Сапармурат Туркменбаши упразднил балет в Туркменистане. «Я не понимаю балет, - заметил он. - Зачем он мне? ...Нельзя привить туркменам любовь к балету, если у них в крови его нет». По его распоряжению театр оперы и балета в Ашхабаде были снесены. Пришедший ему на смену Гурбангулы Бердымухамедов оставил балет под запретом.

Любительницам танцев любого возраста советуем навострить уши и обратить внимание: 26 января в прокат выходит мультфильм, чуть более чем целиком посвященный балету. Хотя других аспектов в «Балерине» тоже хватает, прежде всего это лента затрагивает именно сферу профессионального танца. Но - в понятной форме для детей, особенно для тех, кто сомневается в себе и в достижимости заветной мечты.

сайт собрал самые интересные факты о новинке и рассказывает, чего стоит (и не стоит) ждать от рыжей и обаятельной «Балерины».

Ода балетному искусству

Создатели мультфильма настолько влюблены в балет, что предпочли эту вполне реальную и достаточно суровую с точки зрения исполнителей тему модным сказочным сюжетам, монстрам и прочим путешествиям в волшебные широты. Достаточно оригинальный выбор для детского мультфильма, признайте.

Некоторая доля фантастических допущений все равно, разумеется, присутствует (с привкусом стимпанка - летательные аппараты и прочие хитрые изобретения), но факт остается фактом: весь мир «Балерины» сосредоточен вокруг профессионального становления маленькой Фелис. В сюжет попытались неловко ввести погони и карабканье по недостроенным архитектурным памятникам Парижа, но эпичности и размаха действию это не слишком прибавило. Так что предупреждаем: никакого спасения мира. Вообще. Главная «цель» и победа - роль в «Щелкунчике».

Но на узкоспециализированной теме создатели «растанцевались» вволю. Весь путь от сельской неумехи из сиротского приюта до юной балерины Фелис проходит со всеми полагающимися синяками, падениями, морем усердных тренировок и озером унижения от более опытных конкуренток. Даже решающая битва состоит в том, кто кого перетанцует. И подана идея балетного мастерства правдоподобно: никаких «раз и встала на пуанты», только долгие, тяжелые и упорные тренировки под руководством служанки (сюжет сильно напоминает «Парня-каратиста», им вдохновлялись, не удивляйтесь).

ВСЕ ТАНЦУЮТ РОК-Н-РОЛЛ

И пара слов о звездах: хореографию для мультфильма продумывали профессиональные маэстро, светила французского балета Орели Дюпон и Джереми Белингард. А главную соперницу Фелис озвучивает юная Мэдди Зиглер, та самая, что танцует в клипах певицы Sia и «зажглась» на шоу «Мамы в танце».

«Танцуй к своей мечте»

Эта притча стара как мир, но по-прежнему действует. Добиваться исполнения нереальных с точки зрения скепсиса мечт - причем добиваться своим трудом, потом и кровью (которую нам не показали, но она подразумевается) - со всех сторон правильный посыл подрастающему поколению, поданный доходчиво, красиво и даже страстно. Страсть - то самое качество, которое и сделало Фелис лучшей. Роль танцевальной техники в мультфильме ценна, но куда важнее душа, вложенная в движения. И в музыку - на вопрос, почему главная героиня так рвется из сирот в балерины, ответ был таков: «Потому что музыка всегда была частью моей жизни. Так было при маме, когда я была совсем маленькой, и то же самое происходит сейчас благодаря Одетте. Танец помогает мне жить… и быть собой».

К своим мечтам в мультфильме направляются почти все герои. Сбежавший вместе с Фелис сирота Виктор - к славе изобретателя, служанка Одетта - опять-таки, к танцу, хотя уже и не для себя, злодейка Реджина вместе со своей дочерью Камиллой жаждут сделать из последней звезду балета любыми методами, и так далее. Концовка предсказуемо раздает всем по заслугам, пусть банально, но справедливо.

Действительно хорошая графика

«Балерина» смотрится достойно. Особенно для проекта, созданного вне Голливуда, хотя и с ним выглядит на уровне. Не зря картину создавали 6 лет, разделив большой план по командам в Канаде и Франции. В Монреале специально была открыта студия анимации. Вот что значит - идти к мечте.

Что касается важнейшего для данной тематики аспекта, а именно танцевальных движений, то на первых порах их планировали создавать при помощи технологии захвата движения. Но несравненной Орели Дюпон не пришлось долго позировать, облепленной датчиками - в конце концов было принято решение использовать компьютерную анимацию по ключевым кадрам. Приблизить движения анимированных фигурок к настоящим удалось, хотя кое-где от реальности «уходили» осознанно: в финальной битве балерины движутся с прибавкой в скорости и размахе, чтобы усилить значимость и эпичность (ну хоть какую-то!) сцены.

Самый романтичный город

Париж образца 1879 года предстал перед зрителями во всей своей лиричной красе. Главный художник-постановщик Флоран Мазюрэль тщательно подошел к вопросу и провел много времени за изучением архивов, фотографий и схем. Конечно, город показан только с лучшей стороны, без трущоб и прочего негатива, но и «при параде» Париж данного периода времени - прекрасная площадка для танцевальной истории.

Кстати, Париж был выбран местом действия не сразу - думали еще о французском городе Шарантон-ле-Пон и Венсенском лесе, самом большом парижском парке.

Современная музыка и сюжет

О недостатках и сложностях: у «Балерины» вполне ожидаемые пробуксовки и банальности в сюжете, об этом мы уже упоминали. Сама тема не слишком позволяет сценаристам разойтись (хотя они и пытались). Так что никаких неожиданных поворотов и перипетий можно не ждать, все пойдет по накатанной колее. Взрослому зрителю, привычному к штампам, скучновато, но маленькой аудитории подойдет - им еще не успело приесться.

И некоторое недоумение вызывает музыкальное сопровождение ленты. В самом деле, с такой предельной серьезностью подошли к балету - и с таким попущением к музыке. Фелис танцует под современные «попсовые» треки, никак не вяжущиеся с балетом. Почему нельзя было аранжировать для мультфильма признанные шедевры классики (как сделал Джастин Тимберлейк в , например) - настоящая загадка.

В общем и целом мультфильм станет интересным и красиво нарисованным уроком жизни для юных леди. Про танцы, немного про любовь (романтический треугольник - все по законам жанра) и про усердную дорогу к профессиональному успеху. Выход «Балерины» на подмостки кинотеатров состоится 26 января, возрастной рейтинг 6+.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка