Кто такой святой Валентин и почему его считают покровителем влюблённых? День святого Валентина у православных и католиков. Языческие корни праздника

Ответ редакции

14 февраля влюблённые отмечают День святого Валентина. АиФ.ru рассказывает, откуда пошла традиция дарить валентинки, какие мифы и легенды легли в основу праздника и кем на самом деле был святой Валентин.

Легенды и мифы о святом Валентине

Католическая церковь почитает трёх святых мучеников с именем Валентин, но достоверной информации об их жизнях почти нет. Известно лишь, что Валентин Римский был священником и принял мученичество во время гонений на христиан в III веке н. э. Другой Валентин был епископом Интерамны (ныне город Терни, Италия). Он был казнён за веру 14 февраля 270 года и похоронен недалеко от Рима. Святой почитается и католиками, и православными. О третьем Валентине мы знаем лишь то, что он погиб в Карфагене.

Более подробные сведения о священномучениках появились уже в эпоху Зрелого Средневековья (в XI-XIV веках). Но и в них поначалу отсутствовал какой-либо романтический окрас. Вполне вероятно, что в легендах идёт речь о другом святом или даже разных подвижниках с именем Валентин.

Святой Валентин из Терни и его ученики. Фото: Commons.wikimedia.org

«Золотая легенда»

По легенде, римский император Клавдий II не мог набрать достаточного количества воинов в свою армию. Тогда он решил, что это жёны не пускают мужей на войну, и запретил молодым мужчинам жениться.

Святой Валентин был врачевателем и проповедником христианства. Он не только молился за больных, но и тайно венчал влюблённых, несмотря на запрет царя Клавдия. Как-то раз к нему обратился за помощью тюремный сторож. Он просил исцелить свою дочь Юлию от слепоты. Священник назначил девушке мазь для глаз и сказал прийти позднее.

Святой Валентин также исцеляет от эпилепсии. Фото: Commons.wikimedia.org

Однако до императора дошли слухи о тайных венчаниях, и святой Валентин был заключён в темницу. Зная, что его скоро казнят, Валентин написал слепой Юлии предсмертную записку с признанием в любви и передал ей её через отца.

Валентина казнили в тот же день, 14 февраля. Когда девушка открыла записку, внутри неё был шафран и подпись «Твой Валентин». Юлия взяла шафран в руки, и её зрение чудесным образом восстановилось.

Впоследствии как христианский мученик, пострадавший за веру, Валентин Интерамнский был канонизирован католической церковью. А в 496 году Римский Папа Геласиус объявил 14 февраля Днём святого Валентина.

Этот рассказ можно назвать выдумкой хотя бы потому, что во времена святого Валентина (в III веке) особого обряда церковного венчания при заключении брака ещё не существовало. К тому же христианская религия в языческом Риме была презираема и гонима, и вряд ли император Клавдий придавал большое значение этому обряду.

Языческие корни

По другой версии, День святого Валентина был нужен церкви, чтобы вытеснить языческий праздник. Римляне верили, что основателей их города — братьев Ромула и Рема — выкормила своим молоком волчица. В честь этого животного отмечали «луперкалии» (от lupus — волк). В жертву приносили козу (пища волков) и собаку (животное, наиболее ненавидимое волком). Потом закланных животных свежевали и из их шкур нарезали узкие ремни. Двое обнажённых юношей брали эти ремни и начинали ритуальный бег, во время которого стегали ремнями всех попадавшихся на их пути. Женщины и девушки специально подставляли различные части тела под удары, так как считалось, что это помогает забеременеть и легко родить.

Священные ремни назывались «фебруа», от этого слова произошло название месяца, в середине которого и отмечали луперкалии — «фебруарий» (февраль).

Мощи святого Валентина в Терни. Фото: Commons.wikimedia.org / Freaks

Традиции праздника

День святого Валентина начал приобретать широкую популярность только в XIX веке в Великобритании. Позднее праздник стали отмечать в США. В этот день молодые люди должны были вытягивать из чаши записки с именами знакомых девушек. Образовавшиеся в результате парочки в течение года были «Валентинами» и принимали знаки внимания и ухаживания друг друга.

В середине XIX века за раскрутку праздника взялись коммерсанты. 14 февраля влюблённые устраивают друг другу романтические свидания, скупают открытки в форме сердца — «валентинки» — и другие милые подарки: плюшевые игрушки, духи, букеты цветов, конфеты и т. д.

Храм Святого Валентина в Дублине. Фото: Commons.wikimedia.org / Blackfish

В разных странах сложились свои традиции празднования Дня святого Валентина. Так, в Японии принято дарить шоколад. В этот день японка может, не стесняясь, признаться мужчине в любви.

В Англии 14 февраля девушки гадали на суженого. Было такое поверье: если в этот день увидеть малиновку — это значит, муж будет моряком, воробья — выйдешь замуж за бедного человека, повстречавшийся щегол предвещал богатого мужа.

В начале XIX века в Америке невестам было принято дарить марципаны — довольно дорогое по тем временам лакомство. Сейчас женщинам дарят шоколад, конфеты и карамель красного и белого цветов, символизирующих любовь и чистоту.

Французы дарят своим избранницам украшения и ювелирные драгоценности.

Многие верят, что если сделать предложение на 14 февраля или сыграть в этот день свадьбу, брак будет счастливым и крепким.

При этом о самом святом Валентине и религиозных истоках праздника вспоминают крайне редко.

День святого Валентина у православных и католиков

Святой Валентин почитается как католической, так и православной церковью. В католическом богослужебном календаре 14 февраля празднуется память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Священномученик Валентин же остался в списках церкви, но только как местночтимый святой, поскольку исторические сведения о его деяниях крайне скудны. Таким образом, этот праздник не является обязательным ни для католиков, ни для православных.

В Россию День святого Валентина пришёл сравнительно недавно. Приобретать популярность он стал только в начале 1990-х годов.

15 января 2003 года епископ итальянского города Терни — Винченцо Палья — передал в дар Святейшему Патриарху Алексию частицы мощей священномученика Валентина, которые с тех пор хранятся в храме Христа Спасителя.

В православной церкви имеют собственные дни поминовения два мученика Валентина. Валентин Римлянин — пресвитер — почитается 19 июля, а священномученик Валентин, епископ Интерамны — 12 августа.

В православной традиции покровителями семьи и брака издревле считаются святые Пётр и Феврония. В 2008 году Совет Федерации России одобрил инициативу учреждения в день их памяти (8 июля нового стиля, что соответствует 25 июня старого стиля) «Дня супружеской любви и семейного счастья». Об аналогах праздника в других странах и культурах читайте в статье.

Св. Валентин Римский крестит св. Луциллу (около 1575 г.). Фото: Commons.wikimedia.org / Якопо Бассано

КЛАВДИЙ II ГОТСКИЙ (268 - 270)

Клавдий II Готский (Марк Аврелий Валерий Клавдий) (268- 270 гг.) родился около 214 г., вероятно, в Дардании (Верхняя Мезия). В Historia Augusta приводятся письма, свидетельствующие, что он служил военным трибуном при Траяне Деции и Валериане, назначившим его главнокомандующим в Иллирике. Эти документы вымышлены, но, возможно, придуманные сообщения содержат какую-то долю истины. Во время убийства в 268 г. Галлиена в окрестностях Медиолана, в котором Клавдий, судя по всему, принимал участие, он занимал в этой области пост заместителя командующего. Выбрали нового императора из двух претендентов: Клавдия и другого крупного военачальника Аврелиана, также замешанного в заговоре. Неизвестно, почему армия избрала именно Клавдия, хотя, возможно, сыграла роль репутация Аврелиана как поборника строгой дисциплины. Так или иначе, но была пущена в ход история, о том, что будто бы умирающий Галлиен формально назначил Клавдия своим преемником.

Однако убийство Галлиена возмутило солдат, и в войсках началось брожение, которое удалось приглушить лишь традиционным обещанием выплатить дополнительное вознаграждение в размере двадцати золотых монет на человека. Со своей стороны, сенаторы в Риме, возмущенные тем, что Галлиен отстранил их от управления, приветствовали его смерть. Они тут же приступили к уничтожению его друзей и родственников, в том числе его брата и сына Мариана. Клавдий призвал сенаторов к милосердию, настаивая даже на том, чтобы обожествить покойного императора и успокоить этим армию.

После восхождения Клавдия на престол осада Медиолана с мятежным военачальником Авреолом, которую вели и Галлиен, и его убийцы, продолжалась без перерыва. Узнав о смене правителя, Авреол попытался прийти к соглашению, но когда его приближенные выступили против этого, решил сдаться Клавдию, видимо, на условии, что ему сохранят жизнь. Но его вскоре убили - солдаты были возмущены тем, что он предал Галлиена. Несмотря на устранение этой опасности, Клавдий по-прежнему был вынужден оставаться на севере Италии, поскольку возникла серьезная угроза со стороны алеманнов. То ли по наущению Авреола, то ли потому, что гарнизон в Реции был ослаблен, его части стянули к Медиолану, но алеманны прорвались через Бреннеров перевал и дошли вплоть до озера Бенак. Здесь их встретил Клавдий и нанес алеманнам столь тяжелое поражение, что на север вернулась едва ли половина их первоначального количества. Клавдий же присвоил себе титул “Германский”.

Отколовшаяся Империя, основанная Постумом на западе, переживала трудные времена, и Клавдий, чтобы еще больше ослабить ее, послал в Южную Галлию разведывательный отряд под командованием Юлия Плацидиана. Тот, расположившись у Куларона, установил связь с Испанией и тем самым вернул ее под власть центрального правительства. Сам Клавдий не возглавлял этот поход, так как считал, что в первую очередь необходимо организовать сопротивление сотам на Балканах. В 268 г. Галлиену не удалось одержать окончательную победу при Найссе, но его полководец Марциан продолжал тревожить захватчиков, а потом прибыл и сам Клавдий, чтобы довершить разгром. Когда готам, испытывавшим недостаток продовольствия, пришлось в поисках пропитания спуститься из лагеря на горе Гессакс в Македонию, Клавдий яростно атаковал их, по-видимому, неподалеку от города Марцианополя. Этот успех был отмечен выпуском монет (VICTORIAE GOTHICae ) и принес императору звание “Готского”, под которым его с тех пор и знали. Новые отряды готов перешли через Данувий, чтобы оказать помощь своим соплеменникам, но они не добились особых успехов, другая их часть попыталась на кораблях герулов пробиться к городам Эгейского моря, но также встретила отпор и потерпела поражение от римского флота во главе с Тенагиноном Пробом, наместником Египта. Многие германцы, попавшие в плен во время различных войн, были зачислены в римскую армию либо расселены на севере Балкан. Об интенсивном строительстве дорог в этой области свидетельствуют сохранившиеся мильные камни.

Клавдий еще был занят осадой готов на горе Гем, когда поступили сообщения о том, что племя ютунгов, которое до тех пор довольствовалось выплачиваемыми Римом деньгами, перешло Данувий в поисках новых земель и угрожает Реции, а другое племя, вандалы, готовится вторгнуться в Паннонию. Поэтому Клавдий, поручив борьбу с готами Аврелиану, поспешил с войсками в Сирмий, чтобы осмотреть новый театр военных действий. Но его армию поразила чума, и в январе 270 г. ее жертвой пал и сам Клавдий.

Хотя он правил менее двух лет, его кончину искренне оплакивали как солдаты, так и сенат, и его обожествление последовало незамедлительно. Более того, впоследствии память о нем вновь была воскрешена, когда Константин Великий заявил, что его бабка приходилась Клавдию дочерью или племянницей. Это утверждение было вымышленным, но из-за него жизнеописания Клавдия превратились в восторженные панегирики. Но тем не менее несомненным остается тот факт, что он был выдающимся полководцем, показавшим прекрасный пример военного искусства и доблести, которому Империя обязана своим сохранением. Но он не имел ни времени, ни возможности заняться тяжелыми экономическими проблемами; например, качество посеребренной бронзовой монеты стало еще хуже, что неблагоприятно сказалось на и без того стремительном росте цен. На его монетах изображен типичный представитель данувийских военачальников того времени: коротко стриженный, бородатый и неумолимый.

(текст по изданию: М. Грант. Римские императоры / пер. с англ. М. Гитт - М.; ТЕРРА - Книжный клуб, 1998)

Во время своего правления успешно воевал с варварским племенем алеманнов, а также с готами, над которыми одержал убедительную победу в сражении при Нише, за что и получил прозвище «Готский». Однако, несмотря на то, что Клавдий положил начало восстановлению могущества Римской империи, его правление оказалось очень коротким: в 270 году он скончался от чумы.

Клавдий носил следующие победные титулы: «Германский Величайший» - с 269 года, «Готский Величайший» - с 269 года, «Парфянский Величайший» - с 270 года. Власть народного трибуна получал 3 раза: в 268 году (дважды: в марте и 10 декабря) и в 269 году.

Ранняя жизнь и карьера

О коротком периоде правления Клавдия сохранились лишь немногочисленные источники. С достоверностью нельзя сказать о его происхождении, месте рождения или имени отца, а также о его карьере до того момента, как он стал императором. Из его семьи известен лишь его брат Квинтилл, который взошёл на трон после внезапной смерти брата осенью 270 года.

По свидетельству Аврелия Виктора , Клавдий был внебрачным сыном Гордиана II. Но, скорее всего, он был по происхождению варваром, возможно, из романизованного рода.

Вoсхождение на престол

Согласно Аврелию Виктору, в конце августа или начале сентября 268 года Клавдий был назначен трибуном вспомогательного отряда, стоявшего у Тицина. Его задачей было охранять этот город от возможного вторжения галльского императора Постума . Там войска провозгласили Клавдия императором.

У Павла Орозия имеется интересное указание, отсутствующее однако во всех остальных известных нам источниках, что Клавдий взял власть по желанию сената. Но это противоречит сообщениям других античных авторов, которые утверждают, что Клавдий стал императором по почину армии.

Есть предположение, что он участвовал в заговоре против Галлиена и что тот перед смертью послал Клавдию императорские инсигнии. Однако у погибшего императора остались в Риме родственники, имевшие право наследовать престол, а именно сводный брат Лициний Валериан и сын Мариниан, поэтому можно предполагать, что версия о назначении Клавдия и посылке ему знаков императорского достоинства был лишь пропагандистской выдумкой с целью обосновать захват власти Клавдием.

После провозглашения Клавдия императором сенаторы тут же приступили к уничтожению друзей и родственников Галлиена, но Клавдий их не поддержал и даже вынудил их обожествить своего предшественника. По его приказу были также выплачены деньги солдатам, возмущённым смертью Галлиена. Ни сенат, ни народ не выразили свой протест против вступления Клавдия на престол.

Внешность и личные качества

Наиболее полное описание Клавдия оставил автор «Истории Августов»:

Евтропий говорит, что Клавдий - «муж бережливый, кроткий, справедливый, был достоин руководства государством, но умер на втором году своего правления от болезни». Аврелий Виктор характеризует Клавдия как очень справедливого и деятельного человека, трудящегося на благо государства. Единичные скульптурные изображения Клавдия изображают типичного офицера времён Римской империи: щёки грубо выбриты, лоб наморщен, выражая напряжение, а волосы коротко подстрижены.

Правление

После восхождения на престол Клавдий обнаружил, что перед ним стоит множество проблем, которые требовали немедленного решения. Самой неотложной из них было вторжение в Иллирик и Паннонию готов, хотя Галлиен уже причинил некоторый ущерб им в сражении при Несте. В это время ещё продолжалась осада Медиолана, где находился узурпатор Авреол . Узнав о смене правителя, Авреол попытался прийти к мирному соглашению, но когда его приближённые выступили против этого, решил сдаться Клавдию, видимо, с условием, что ему сохранят жизнь. Однако его вскоре убили - солдаты были возмущены тем, что он предал Галлиена.

После убийства Авреола император двинул свою армию навстречу войску готов. В битве при Нише Клавдий и его легионы наголову разбили большую готскую армию. Под началом Клавдия и командующего конницей, будущего императора Аврелиана , римляне взяли в плен тысячи готов и полностью уничтожили вражеский лагерь. В результате этой победы готы были изгнаны из пределов Римской империи, а Клавдий получил прозвище «Готский», под которым и известен по сей день. Этот успех был отмечен выпуском монет (лат. VICTORIAE GOTHICAE - «Готская победа»). Готская война была выиграна. Готы не пересекали границы империи ещё почти сто лет.

14 февраля весь мир отпраздновал День Святого Валентина, более известный как День всех влюбленных. Праздник носит исключительно светский характер и широко отмечается во всем мире, но католической церковью осуждается, хотя и имеет церковные корни.

Немного из истории

Эта история началась 18 веков назад, в 269 году н.э. В то время Римской Империей правил император Клавдий II. Шла очередная военная кампания, и римская армия испытывала острый недостаток в новобранцах. Император был убежден, что главный враг армии – браки, ибо женатый легионер о боевой славе думает гораздо меньше, а любовь к жене ставит выше, чем любовь к Родине.

Недолго думая, император издал указ, запрещающий браки для солдат римской империи. Клавдий II наивно полагал, что запрет подымет боевой дух армии и мобилизует солдат на ратные подвиги, но не тут-то было.

В дело вмешался священник из римского города Терни по имени Валентин. По легенде, бытующей среди влюбленных, священник под покровом ночи венчал влюбленных, вопреки императорским запретам. А днем мирил поссорившихся, помогал писать стихи и оды для влюбленных, а также доставлял девушкам букеты.

Вскоре «проделки» священника Валентина дошли до Клавдия II, и он отдал приказ заключить того в тюрьму. В тюрьме Валентин познакомился с дочкой надзирателя - Джулией. Накануне казни священник написал ей любовное письмо и подписал его «Твой Валентин». А 14 февраля 269 года нашей эры Валентина казнили.

Сведения о жизни Валентина противоречивы и недостоверны. Существует мнение, что священник Валентин никогда никого не венчал, не было в его жизни и тайной возлюбленной, а был обычным рядовым священником, хранившим обед безбрачия. Но в 496 году римский папа Геласиус объявил 14 февраля Днем святого Валентина, а сам Валентин был канонизирован католической церковью, объявлен христианским мучеником, пострадавшим за веру.

"Басурманский праздник"

С 1969 года святой Валентин был изъят из литургического календаря католической церкви в результате реформы богослужения. С тех пор в католических храмах, прежде всего на территории России, 14 февраля вместо «Дня влюбленных», отмечается день памяти святых Кирилла и Мефодия, просветителей славян. Православная церковь чтит память Валентина 19 июля. Но в православии есть свои покровители благополучия в супружеских отношениях – Пётр и Феврония Муромские. С 2008 года 8 июля в их честь в России отмечается «День супружеской любви и семейного счастья».

Кроме того, среди молодых россиян есть ярые идеологические противники «Дня влюбленных». Православное молодежное объединение “Георгиевцы!“ провело интернет-акцию в знак протеста против празднования Дня святого Валентина, призвав блоггеров 14 февраля поместить на свои юзерпики перечеркнутое сердце. По мнению «георгиевцев», праздник имеет языческую и коммерческую подоплеку и является датой чуждой как православным, так и католикам.

В настоящее время нет запретов на браки между мужчинами и женщинами. Поэтому иногда священники весьма вольно трактуют заповеди божьи и венчают между собой… геев.

Так 1 сентября 2003 года в Нижнем Новгороде священник Владимир Энерт за взятку в 15 тысяч рублей обвенчал в часовне двух мужчин нетрадиционной сексуальной ориентации. Синод русской православной церкви спустя месяц лишил священника церковного сана. Поступок священника Синод определил как кощунство над таинством и попрание основ Священного Писания и призвал православных священнослужителей строго соблюдать церковные каноны, а паству – святость и нерасторжимость брака.

Спорный вопрос

Сложные отношения между людьми нетрадиционной ориентации и священниками характерны и для западного христианства. В мае прошлого года англиканская церковь обвенчала двух гомосексуалистов: пикантность ситуации придавал факт, что оба гея являются священниками. Питер Кауэлл из Вестминстерского аббатства и доктор Дэвид Лорд из Новой Зеландии были обвенчаны Мартином Дадли, ректором одного из приходов Лондона, который назвал этот союз «богоугодным».

Но иерархи англиканской церкви были далеки от одобрения этого поступка, пресс-секретарь англиканской церкви Лу Хендерсон осудил обвенчавшихся священников-геев, заявив, что подобная церемония нарушает все руководящие принципы церкви. Епископ Лондона предупредил приходского священника о недопустимости проведения церемонии венчания геев.

В США нет единого мнения по поводу гомосексуалов в сутане. В 2003 году в США епископом Нью-Гемпшира впервые стал гомосексуалист, не скрывающий своей ориентации. Генеральная конвенция Епископальной Церкви – высший орган этой деноминации – одобрила эту хиротонию, но рукоположение Джина Робинсона привело к расколу в Англиканской церкви. С протестами против рукоположения выступило руководство канадской и нигерийской общин.

Мнения священников США по «делу Джина Робинсона» разделились: либеральные представители церкви призывали уважать права и свободы гомосексуалистов, как священников, так и прихожан. В своих доводах иерархи апеллировали к библейскому учению о равенстве и справедливости всех перед Богом. Консервативная часть англиканской церкви США считала нахождение гея на посту епископа противоречием здравому смыслу и библейским учениям. Сам Робинсон так отреагировал на нападки: "Я не являюсь мерзостью перед лицом Господа ".

Пикантный кризис в англиканской церкви

В самой Великобритании кризис в англиканской церкви, связанный со священниками гомесексуалистами, еще более глубок из-за принятого в стране закона о гражданских партнерствах. Он разрешает англичанам официальную регистрацию однополых союзов.

Первой официально женатой гомосексуальной парой в Великобритании стала женщина-священник и ее партнерша. Ее преподобие Дэбби Гастон и ее партнерша Элейн Кук поженились в гей-столице Великобритании городе Брайтоне 21 декабря 2005 года. К тому времени они были вместе уже 16 лет и воспитывали 2-х детей. "Как священник я всем сердцем верю в святость брака, я сама обвенчала более 30 пар. Я не чувствовала себя полностью удовлетворенной до тех пор, пока не обвенчалась перед Господом ", - заявила Дэбби Гастон после свадьбы.

Заключение гражданских партнерств разрешено архиепископом Кентерберийским Роаном Уильямсом. Глава Англиканской Церкви объявил, что по закону священники-геи имеют право заключать гражданские партнерства, а партнеры геев-священников будут наделены теми же правами в сфере социального обеспечения, что и супруги гетеросексуальных священнослужителей. Но союзы эти должны носить только платонический характер, т.к. перед вступлением в брак геи-священники должны предоставить своему епископу письменное обещание, что никаких сексуальных отношений между ними не будет.

Ответ священников-гомосексуалов не заставил себя долго ждать. В сети Интернет появилась петиция, подписанная 20 духовенствами Англии, в которой предлагается благословлять пары, вступившие в гражданские товарищества. В петиции священники говорят, что "Иисус нигде не учит, что люди, имеющие однополые отношения, теряют Бога. Отказывать в признании и благословлении однополых союзов не по-христиански, незаконно и нечестно. Мы будем благословлять тех, кто к нам обратится ".

"Нелюбимые и нежеланные дети" Ватикана

Не все спокойно и в Ватикане. В Римско-католической церкви полным ходом идет подготовка к тому, чтобы запретить гомосексуалистам рукополагаться в сан священника, даже если они приняли целибат.

Официальные власти Ватикана намерены жестко подавить волну симпатии к гомосексуальной субкультуре среди католических священников. Руководство Ватикана сообщило: отныне претендент на пост священника католической церкви должен будет перед принятием сана пройти психиатрическую проверку, которая подтвердит, что он не имеет гомосексуальных наклонностей, но если человек будет «публично проявлять свою гомосексуальность » или «демонстрировать симпатию к гей-культуре хотя бы на интеллектуальном уровне », разрешение на сан он не получит. В другой части документа сказано, что те, у кого был "беглый опыт гомосексуализма ", могут стать священниками, однако гомосексуальные наклонности должны быть преодолены за три года до ординации.

В ответ на инструкцию, разработанную конгрегацией по вопросам католического образования Ватикана, группа итальянских священников-геев, имена которых не называются, опубликовала коллективное заявление, в котором, священники выразили сожаление, что политика Святого Престола делает из них "нелюбимых и нежеланных детей" церкви.

Меры, принимаемые Ватиканом, связаны со скандалом в бостонской епархии, о котором стало известно в январе 2002 года. В эпицентре скандала Бостоне было подано более 400 исков к католическим священникам, занимавшимся растлением малолетних. Всего 176 американских священников, обвиненных в сексуальных домогательствах над детьми, были отстранены от службы в 28 штатах США. Из 11000 пострадавших от рук католических священников, 80% - мальчики. В США к католикам себя относят до 25% верующих.

Вместе с тем в стане католиков есть служители церкви, симпатизирующие гомосексуалистам, как священникам, так и прихожанам. 30 католических священников американского города Рочестера написали открытое письмо, осуждающее позицию Ватикана, выступающего за запрет однополых браков. «Эти люди важны для нашей церкви. Каждый человек имеет достоинства, дарованные Богом ».

В Германии, на родине его святейшества папы Бенедикта XVI, не нашли поддержки действия папы по недопущению принятия сана католической церкви лицами гомосексуальной ориентации. Эта мера вызвала неприятие у 67% немецких католиков и 74% протестантов, увидевших в ней проявление обскурантизма и ущемление прав человека.

Трудно предсказать, на какие реформы готова пойти церковь, чтобы удержать прихожан. Возможно, вслед за рукоположением лиц нетрадиционной сексуальной ориентации и женщин отменят обед безбрачия у священников. Ведь в Библии нет прямого указания, на необходимость соблюдать священниками целибат, это правило было позднее введено Римско-католической церковью. В католицизме первым папой Римским традиционно считается Апо́стол Пётр, у которого была жена и трое детей. Возможно, чтобы избежать дальнейших скандалов в среде священников, нынешним служителям Христа стоит брать с него пример?

В День святого Валентина встречался с двумя группами студентов, и естественно разговор зашел о самом святом Валентине. Был абсолютно уверен, что сейчас услышу сладенькую историю о бедном священнике, пострадавшем за любовь. Но ожидания мои не оправдались – отвечали очень неуверенно и расплывчато. Да и праздновать этот день собиралась меньшая часть присутствующих, хоть на стендах в коридоре и висели красочные объявления о «дне влюбленных» и «дне спонтанных добрых дел».
Видно, глобализация коснулась еще не всех молодых голов в России-матушке. Правда, о «нашей альтернативе» – дне Петра и Февронии, слышали вообще единицы, а житие даже припомнить никому не удалось. Давайте попробуем разобраться, кто такой Святой Валентин, и чем он запомнился в истории.

«Золотая легенда» гласит следующее:
Римский император Клавдий II пришёл к мысли, что одинокий мужчина, не обременённый женой и семьёй лучше будет сражаться на поле битвы во славу кесаря, и запретил мужчинам жениться, а женщинам и девушкам - выходить замуж за любимых мужчин.
А святой Валентин был священником, который сочувствовал несчастным влюблённым и тайком от всех, под покровом ночи освящал брак любящих мужчин и женщин.
Вскоре деятельность святого Валентина стала известна властям, и его посадили в темницу, приговорив к смертной казни.
В заключении святой Валентин познакомился с прекрасной дочерью надзирателя - Юлией. Влюблённый священник перед смертью написал любимой девушке признание в любви - валентинку, где рассказал о своей любви, и подписал его «Твой Валентин». Прочитано оно было уже после того, как его казнили, а сама казнь произошла 14 февраля 269 года

Это то, что говорит нам праздник. Попробуем отделить котлеты от мух, а правду от выдумки. Итак, что известно о святом Валентине?

Факт 1: Не венчал. Отдельный обряд венчания сложился только к 9 веку. До этого времени молодые благословлялись на брак, но венчанием это никак нельзя назвать. Поэтому никого венчать Валентин, живший в 3 веке, не мог.

Факт 2: Не святой. По канонам Церкви, священник не может вступить в брак после того, как он стал священнослужителем. Поэтому отношения «святого» Валентина с девушкой, которой он по легенде посвятил первую валентинку, не могли быть одобрены Церковью. И уж тем более он не мог быть причислен к лику святых.

Факт 3: Не Валентин. Истории известны два святых Валентина – Валентин Римский, и Валентин Тернийский. Об их жизни неизвестно практически ничего, кроме того, что они проповедовали Христа и приняли мученическую смерть за это. Ничего романтического, подобного легенде о Валентине.

Факт 4: Не 14 февраля. В Православной Церкви память обоих Валентинов установлена на 19 июля и 12 августа. Католическая церковь 14 февраля вспоминает Кирилла и Мефодия, просветителей славян, а Валентины вообще исключены из общего поминовения. Никакого 14 февраля.

Это то, чего нет. Т.е. «святой» Валентин не святой, не венчал, не Валентин и вообще 14 февраля здесь ни при чем. Теперь давайте поищем то, что есть, каковы реальные причины появления этого праздника?

Причина №1. Луперкалии. Был в Риме языческий праздник плодородия в честь Луперка - бога Фавна. Фестиваль проводился каждый год с 13 по 15 февраля. Луперки, жрецы Луперка, собирались в этом гроте, где на специальном алтаре приносили в жертву молодых коз и собак, после ритуальной трапезы разрезали шкуры жертвенных козлов, и, вооружившись кусками шкур и раздевшись донага, бегали по городу, стегали всех встречных кусками шкур. Женщины и девушки с веселым смехом подставляли луперкам спину, плечи и грудь: считалось, что это дает удачу в любви
В 496 г. папа Геласий I заменил его праздником св. Валентинов (сразу 2х), в виду того, что согласно литургическому календарю, его память была самой близкой к дате проведения языческого фестиваля. Но позже память этих святых была упразднена.

Причина №2. Поэма. Действительно, в 15 веке в Англии появилась поэма со схожим сюжетом, в честь помолвки Ричарда II с Анной Богемской. Литературное произведение, не более того.

Причина №3. Коммерческие интересы производителей открыток, подарков и цветов . Родиной «праздника влюбленных» являются именно США. Видя огромный рост продаж на Рождество и вообще праздники, производители и продавцы праздничной продукции решили увеличить доходы еще больше. Как это сделать? – конечно, «раскрутить» еще один праздник – «День всех влюбленных». А уже после стали подводить под нее историческую базу.

Любое уравнение должно заканчиваться результатом. Что же мы имеем в итоге? – День святого Валентина – удачный маркетинговый ход, позволяющий заинтересованным организациям значительно увеличить объем продаж товаров и услуг.

И на самом деле, нет ничего плохого в том, чтобы еще раз оказать внимание своим любимым, напомнить им о своих чувствах. Плохо то, что в центре стоит совсем не любовь, а коммерческая выгода. К тому же замешанная на откровенном обмане.




КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка