Заикание Краткий исторический обзор развития учения.

Этиология заикания.

Клиника заикания: физиологические симптомы

Судороги

По проявлениям

а) тонические (не может переключаться с одного звука на второй)

б) клонические (повторение одного и того же, сложность переключения звука на другой)

в) смешанные : клонотонические (если преобладает клонический) и тонические (если преобладает тонический)

По локализации

А) дыхательные

Эксператорные (выдох)

Энсператорные (вдох)

Смешанные

В) язычные судороги

- изгоняющая судорога языка

Г) лицевые судороги

Д) судороги мягкого неба

2. сопутствующие движения (типа гиперкинезы – насильственные движения)

3. вегетативная реакция (потливость ладони, их холодание, покраснение, сердцебиение учащается и др.)

Клиника заикания: психологические симптомы

1. логофобия (образуется замкнутый круг)

Навязчивые мысли

Двигательные и речевые уловки.

Речевые – эмболофразия, изменение лексико-грамматического строя фразы (рыба – селедка), изменение характера речи (укорочение и упрощение предложений)

Двигательные – сопутствующие движения (ходьба, головой кивает и т.п.)

4. особенности личности заикающихся (стеснение, замкнутость и т.д.)

Клиника заикания: степень фиксации на дефекте.

1) Нулевая степень болезненной фиксации: дети не испытывают ущемления от сознания дефекта либо вовсе не замечают его. Отсутствуют элементы стеснения, обидчивости за свою неправильную речь, какие-либо попытки к преодолению дефекта.

2) Умеренная степень болезненной фиксации: старшие дошкольники и подростки переживают свой дефект, стесняются его, скрывают, прибегают к различным уловкам, стараются меньше общаться. Они знают о своем заикании, испытывают от этого ряд неудобств, стараются замаскировать свой недостаток.

3) Выраженная степень болезненной фиксации: у заикающихся переживания по поводу дефекта выливаются в постоянно тягостное чувство неполноценности, когда каждый поступок осмысливается через призму речевой неполноценности. Это чаще подростки. Они концентрируют внимание на речевых неудачах, глубоко переживают их, для них характерен уход в болезнь, болезненная мнительность, страх перед речью, людьми, ситуациями и др.

Классификация заикания

Невротическое Неврозоподобное
Механизм Возникновение очага патологического возбуждения в правом полушарии ГМ, которая становится доминантой (у детей со слабой НС) (жесткий режим+спорт) Механизм Наличие диффузных очагов поражения в коре ГМ, которые сбивают работу коры ГМ в период интенсивного развития фразовой речи (выход из алалии)
Этиология · лабильная НС · стресс – запускающий фактор · ослабление НС · наследственность Этиология · причины, приводящие к алалии · ослабление организма · стресс
Особенности Раннее начало речевого развития и наличие фразовой речи до момента возникновения заикания. Острое заикание, время – от 2 до 6 лет, наличие периодов плавной речи (2 системы языка – плавная и неплавная). Особенности Позднее развитие речи и отсутствие фразовой речи на момент возникновения заикания. Плавное начало заикания, время – от 3 до 4 лет, отсутствие периодов плавной речи.

Обследование заикающихся

Обследование этиологии

Анкетные данные и изучение медико-педагогической документации.

Анамнез. (здаем вопросы: когда появились фразы, слова (какими они были), есть ли заикание у родителей, как возникло заикание (остро или плавно)

Обследование симптомов

Выявление уровня плавной речи (определение параметров речи при которой заикание не проявляется)

Обследование структуры

Обследование вторичных нарушений. Речевые (лексика-грамматика и связная речь, фонематический слух, звукопроизношение, неврозоподобности (задержка темпо-речевого развития)

ЭВС (быстрая смена настроения, плаксивость и др.)

Определение заикания. Исторический аспект изучения заикания.

Заикание – это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Первое описание симптомов заикания (без упоминания самого термина), принадлежит Гиппократу, видевшему причину расстройств речи в поражении мозга, как источника речевых импульсов.

Аристотель строил свое понимание речеобразования, исходя из анатомического строения речевых органов и патологию речи связывал с патологией периферического речевого аппарата.

Позже, в XVII - XVIIIвв. заикание объясняли несовершенством периферического речевого аппарата. Указывались такие несовершенства как отверстия в твердом небе, через которые на язык просачивается слизь и затрудняет речь, углубления в нижней челюсти, в которой прячется кончик языка при движении, неправильное соотношение между длиной языка и полостью рта или слишком плотным прикреплением его короткой уздечкой.

Заикание часто связывали с трудностями функционирования органов речевого аппарата, например, судорожное закрытие голосовой щели (Арнот, Шультесс), чрезмерно быстрый вдох (Беккерель), спазматическое сокращение мышц, удерживающих язык в полости рта (Итар, Ли, Диффенбах), несогласованность процессов мышления и речи (Блюме), несовершенство воли человека, воздействующей на силу мышц речедвигательного аппарата.

Меркель считает, что заикание происходит от несовершенства воли человека, следствие несвободы, несамостоятельности духа по отношению к органам речи, которое ослабляющим образом воздействует на силу мышц речедвигательного аппарата.

В начале XIXв. заикание объясняли нарушениями деятельности периферического и центрального отделов речевого аппарата: с недостаточностью церебральных реакций на мускульную систему органов речи; как результат искажения звукопроизношения; органического поражения голосового аппарата или неполноценной работой головного мозга.

В России большинство исследователей рассматривали заикание как функциональное расстройство в сфере речи, судорожный невроз. И.А. Сикорский отмечает, 1)что существенную черту характера заикающихся составляют робость и смущение в присутствии людей и вытекающая отсюда неуверенность в своих силах; 2)чрезмерная впечатлительность, выражающаяся неустойчивым настроением духа.

В XXв. сложилось три основных теоретических направления в понимании механизмов заикания.

1)заикание - это спастический невроз, происходящий от раздражительной слабости речевых центров. (Г. Гутцман, А. Куссмауль, И.А. Сикорский).

И.А. Сикорский первым подчеркнул, что заикание свойственно детскому возрасту, когда развитие речи еще не окончено. Решающую роль И.А. Сикорский отводил наследственности, считая иные психологические и биологические причины (испуг, ушиб, инфекционные болезни, подражание) лишь толчками, нарушающими равновесие неустойчивых у детей речевых механизмов. В дальнейшем они объясняли заикание в свете невротизма: заикание - это судорогоподобные спазмы.

2)заикание - как ассоциативное нарушение психологического характера, корни которого чаще всего уходят в детство (Г.Д. Неткачев, Ю.А. Флоренская).

Зарубежные исследователи середины ХХ века, в частности, Э. Фрешельс, в качестве причин возникновения заикания выделяли неправильное воспитание детей, астенизацию организма вследствие инфекционных заболеваний, косноязычие, подражание, инфекции, падения, испуг, леворукость при переучивании.

Г.Д. Неткачев одним из первых предложил подход к преодолению заикания с психотерапевтической точки зрения.

3)заикание - это подсознательное проявление, возникшее в результате психических травм и конфликтов с окружающей средой. (А. Адлер, Шнейдер).

Таким образом, в конце XIX - начале XXв. исследователи приходят к выводу, что заикание - это сложное психофизическое расстройство. По мнению одних, в его основе лежат нарушения физиологического характера, а психологические проявления носят вторичный характер (И.А. Сикорский). Другие первичными считали психологические особенности, а физиологические проявления - как следствие этих психологических недостатков (Г.Д. Неткачев).

К середине XXстолетия механизм заикания рассматривалось опираясь на учение И.П. Павлова о механизме невроза. В.С. Кочергина отмечает: "Заикание, возникает вследствие различных причин, вызывающих перенапряжение процессов возбуждения и торможения и образования патологического условного рефлекса". При этом одни исследователи рассматривали заикание как симптом невроза (Ю.А. Флоренская), другие - как особую его форму (В.А. Гиляровский, М.Е. Хватцев).

Речевые затруднения зависят от разных условий: с одной стороны, от типа нервной системы, с другой - от разговорной среды, от общего и речевого режима.(Левина Р.Е.)

Начало заикания падает на 2-6-летний возраст детей. Речь в этот период является наиболее уязвимой и ранимой областью высшей нервной деятельности ребенка. Нарушения в функционировании нервной системы маленького ребенка могут вызвать "срыв" речи - заикание.

Этиология заикания.

1)Невротические: лабильная НС, стресс запускающий фактор (острый, хронический), наследственность

2)Неврозоподобные: причины приводящие к алалии (травмы, поздние сроки беременности).

1. История изучения заикания в мировой и отечественной истории

Проблему заикания можно считать одной из самой древней в истории развития учения о расстройствах речи. В средние времена в заикании преимущественно усматривали болезнь, связанную с наполнением влажности в головном мозге (Гиппократ) или неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата (Аристотель). Возможность нарушений в центральном или периферическом отделах речевого аппарата при заикании признавал Гален, Цельс, Авиценна.

На рубеже 17-18 вв. заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи. Так, например, Санторини считал, что заикание возникает при отверстии в твердом небе, через которое просачивается слизь и затрудняет речь. Другие исследователи связывали заикание с нарушением в функционировании речевых органов: судорожное закрытие голосовой щели (Арнот, Шультесс); чрезмерно быстрый выдох (Беккерель); несогласованность мышления и речи (Блюме); и т.д.

В России большинство исследователей рассматривали заикание как функциональное расстройство в сфере речи, судорожный невроз (И. А. Сикорский 1889; И. К. Хмелевский 1897 и др.) или определяли его как страдание чисто психическое, выражающееся судорожными движениями в аппарате речи (Хр. Лагузен, 1838; Г. Д Неткачев, 1909, 1913), как психоз (Гр. Каменка, 1900).

К началу 20 века все многообразие понимания механизмов заикания можно свести к трем теоретическим направлениям:

1. Заикание как спастический невроз координации, происходящий от раздражительной слабости речевых центров (аппарат слоговых координаций). Это четко было сформулировано в трудах Г. Гутцмана, И. А. Кусссмауля, И. А. Сикорского. В дальнейшем они объясняли заикание в свете невротизма.

2. Заикание как ассоциативное нарушение психологического характера. Сторонники теории А. Либманн, Г. Д. Неткачев, Ю. А. Флоренская.

3. Заикание как подсознательное проявление, развивающееся на почве психических травм, различных конфликтов с окружающей средой. Сторонники теории А. Адлер, Шнейдер.

Таки образом, в конце 19 - начале 20 веков все определеннее становится мнение, что заикание - сложное психофизическое расстройство. К 50-60 г. 20 века механизм заикания стали рассматривать, опираясь на учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме невроза.

2. Заикание: определение, структура речевого нарушения, симптоматика

Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Заикание - это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение. Диагноз ставится, когда эти симптомы значительны.

Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное

судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Симптомы: - физически(проявляется не зависимо от желания человека); - Психические(чел может ими управлять); - внешние; - внутренний; -физиологический; - психологичекий; - биологический; социальные.

3. Механизмы речевого нарушения при заикании

Заикание вызывается спазмами речевого аппарата: языка, нёба, губ или же мышц гортани. Все, кроме последнего - артикуляционные судороги, судороги мышц гортани - голосовые (отсюда название «заикание» - спазмы напоминают икоту ). Также существуют дыхательные судороги, при которых нарушается дыхание и возникает ощущение нехватки воздуха. Механизм возникновения спазмов связывают с распространением избыточного возбуждения от двигательных речевых центров головного мозга к соседним структурам, включая смежные двигательные центры коры и центры, ответственные за эмоции

4. Этиология: предрасполагающие причины заикания

Невропатическая отягченность родителей: нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции ЦНС.

Невропатические особенности самого заикающегося: ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность.

Наследственная отягченность: заикание, развивающееся на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая передается по наследству в качестве рецессивного признака. При этом необходимо учитывать роль экзогенных факторов, когда предрасположенность к заиканию сочетается с неблагоприятным воздействием окружающей среды.

Поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные-инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.

5. Этиология: неблагоприятные условия, способствующие возникновению заикания

Физическая ослабленность детей.

Возрастные особенности деятельности мозга; большие полушария головного мозга в основном формируются к 5-му году жизни, к этому же возрасту оформляется функциональная ассиметрия в деятельности головного мозга. Речевая функция онтогенетически наиболее дифференцированная и поздносозревающая, особенно хрупка и ранима. Причем более медленное ее созревание у мальчиков, чем у девочек, обуславливает более выраженную неустойчивость их нервной системы.

Ускоренное развитие речи (3-4 года), когда ее коммуникативная, познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием общения со взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается повторение слогов и слов (итнрации), имеющее физиологический характер.

Скрытая психическая ущемленность ребенка, повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими.

Недостаточность положительных и эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком.

Недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений.

В группе неблагоприятных причин выделяются:

Анатомо-физиологические причины: физические заболевания с энцефалопатическими последствиями

а) травмы (внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга);

б) органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения;

в) истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и др. заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи (корь, тиф, рахит, глисты, коклюш, болезни внутренней секркции, обмена, несовершенство звукопроизносительного аппарата в случаях дислалии, дизартрии, ЗПР).

6. Этиология: производящие причины заикания.

1) травмы и заболевания ГМ

2)тяжелые соматические заболевания

3)стресс 59%

4)длительные психотравмирующие ситуации 27%

5)перегрузка речи

6)индуцированое заикание

7)переучивание левшей

7. Формы заикания

По типу речевых судорог, возникающих у ребенка, заикание делится на клоническое и тоническое. Также судороги могут быть инспираторными и экспираторными: в зависимости от того – возникают ли они на вдохе или на выдохе. По причине появления, заикание может быть эволюционным и симптоматическим. Эволюционное заикание, в свою очередь, бывает невротическое и неврозоподобное.

Тоническая форма проявляется в длительных паузах в речи, или растягиванием звуков. При этом, наблюдается общая скованность заикающегося, лицо его отражает напряжение, рот либо полуоткрыт, либо закрыт с плотно сомкнутыми губами.

Клоническая форма проявляется в повторении отдельных звуков, слогов или слов. Клонические и тонические речевые судороги могут наблюдаться у одного и того же заикающегося.

По причине появления заикание делится на:

Эволюционное (у детей в возрасте 2-6 лет);

Симптоматическое (возникающее в различном возрасте при заболеваниях центральной нервной системы - черепно-мозговых травмах, эпилепсии и т. п.).

Типы эволюционного заикания:

Невротическое заикание

Причина: возникает после психической травмы в возрасте 2-6 лет.

Проявление: речевое и двигательное развитие у таких детей соответствует возрастным срокам, иногда может опережать их. У таких деток чаще отмечаются клонические судороги, усиливающиеся при эмоциональном напряжении и в начале речи. Дети волнуются перед речью, отказываются от общения.

Неврозоподобное заикание

Причина: как правило, связано с теми или иными мозговыми нарушениями.

Проявление: дети с такой формой заикания быстро утомляются, истощаются. Они раздражительны, движения их выглядят «разболтанными». В некоторых случаях диагностируется психиатрические симптомы, которые характеризуется трудностями поведения и нарушениями движения.

Заикание возникает в возрасте 3-4 года. Оно не связано с психологической травмой. Чаще возникает во время интенсивного развития фразовой речи. Нарушения постепенно усиливаются. Речь ухудшается при утомлении и после перенесенных заболеваний. Речевое и двигательное развитие может проходить в срок или с некоторым опозданием. Иногда неврозоподобное заикание возникает на фоне недоразвития речи. Дети с такой формой заикания не очень переживают по поводу своего недуга. Ситуация вокруг и окружение не слишком влияют на выраженность заикания.

8. Физиологические симптомы заикания. Виды судорог

ФС: 1) Судороги; 2) растройства дыхания; 3) непроизвольные движения 4) нарушения общей моторики(координация, повышенная возбужденность, повышенная тормозимость); 5) растройства вегетативной НС

Основным внешним симптомом заикания являются судороги в процессе речевого акта. Длительность их различна: от 0,2 до 90 секунд (в тяжелых случаях).

Судороги различаются по форме (тонические, клонические и смешанные), по локализации (дыхательные, голосовые, артикуляционные и смешанные) и по частоте.

При тонических судорогах наблюдается короткое толчкообразное или длительное спазматическое сокращение мышц - тонус: "т-ополь" (черта после буквы обозначает судорожно-затянутое произношение соответствуюшего звука).

При клонических судорогах наблюдается ритмическое, с менее резко выраженным напряжением повторение одних и тех же судорожных движений - мышц - клонус: "то-то-тополь".

В зависимости от преобладания судорог в тех или иных органах речи различают дыхательные, голосовые и артикуляционные.

9. Физиологические симптомы заикания. Судороги в дыхательном и голосовом аппарате.

При заикании отмечают 3 формы нарушения дыхания: экспираторная (судорожный выдох), инспираторная (судорожный вдох, иногда со всхлипыванием), респираторная (судорожные вдох и выдох, иногда с разрывом слова).

Смыкательная (судорожно сомкнутые голосовые складки не могут своевременно разомкнуться - голос внезапно прерывается или же образуется клоническая или затяжная судорога - получается прерывающийся блеющий ("А-а-а-аня") или толчкообразный гласный звук ("а-а-а-а").

Вокальная, свойственная детям (протягивание гласных звуков).

10. Физиологичесие симптомы заикания. Судороги в артикуляционном аппарате.

Судороги артикуляционного аппарата Артикуляционные судороги разделяют на лицевые (губы, нижняя челюсть), язычные и судороги мягкого неба.

Лицевые судороги Смыкательная судорога губ является одной из наиболее часто наблюдаемых судорог при заикании. Она характерна уже для ранних этапов развития этого речевого нарушения. Смыкательная судорога губ проявляется в виде спазма круговой мышцы рта, в результате чего губы сильно сжимаются, при этом другие лицевые мышцы могут не принимать участия в судороге. При попытке произнести звук щеки могут надуваться под напором воздуха, наполняющем полость рта. При смыкательной судороге губ нарушается произнесение губных звуков (п, б, м, в, ф). В тяжелых случаях судорога нарушает и произнесение звуков, которые по локализации относятся к язычным (т, д, к).

Верхнегубная судорога наблюдается редко. Проявляется спазмом мышц, поднимающих верхнюю губу, а иногда и крылья носа. Возникает чаще с одной стороны лица, при этом ротовая щель принимает косое направление. Верхнегубная судорога чаще бывает тонической по типу. При этой судороге произнесение всех губных звуков является практически невозможным. Лицо становится асимметричным, искаженным.

Нижнегубная судорога аналогична верхнегубной. Поражает одну или обе мышцы, опускающие угол рта. В том случае, если поражаются обе мышцы, наблюдается резкий отворот нижней губы. Изолированно наблюдается редко.

Угловая судорога рта характеризуется резким оттягиванием угла рта справа или слева вместе с приподнятием,вго. Ротовая щель перекашивается в сторону судорожно сокращенных мышц. Может быть распространение судороги на мышцы носа, век, лба. Угловая судорога нарушает работу круговой мышцы рта. Заикающийся во время судороги не в состоянии сомкнуть губы, в результате чего расстраивается произнесение соответствующих согласных. Угловая судорога рта может возникать с обеих сторон рта. Она бывает как тонической, так и клонической.

Судорожное раскрытие ротовой полости может протекать в двух вариантах: а) рот раскрывается широко с одновременным опусканием нижней челюсти; б) при сомкнутых челюстях резко обнажаются зубы. Очертания рта приобретают квадратную форму. Все мышцы артикуляционного аппарата крайне напряжены. Судорога носит обычно тонический характер и нередко иррадирует и может захватывать мышцы лба, век и всю мускулатуру лица.

Сложная судорога лица. Сложная лицевая судорога, как правило, сопровождает судорогу круговой мышцы рта. По мнению ряда исследователей, она характерна для тяжелого заикания у взрослых.

Язычные судороги Составляют вторую группу судорог артикуляционного аппарата и наблюдаются, как правило, при произнесении звуков, в артикуляции которых принимает участие язык. Различают несколько видов судорог языка.

Судорога кончика языка является наиболее часто встречаемой среди артикуляторных судорог. Кончик языка упирается с напряжением в твердое небо, в результате чего артикуляция приостанавливается, выдох (а, значит, и фонация) в этот момент прекращается, возникает необоснованная пауза.

Судорожный подъем корня языка выражается в насильственном подъеме корня языка вверх и оттягивании назад. Во время судороги происходит смыкание корня языка с небом, в результате чего полностью блокируется прохождение воздушной струи через ротовое отверстие. Эта судорога возникает при произнесении заднеязычных звуков (г, к, х).

Изгоняющая судорога языка характеризуется выталкиванием языка наружу в пространство между зубами. Она может быть тонической и клонической. При тонической судороге язык может находиться высунутым из полости рта, а при клонической - периодически выдвигаться вперед и затем с силой втягиваться внутрь. Во время судороги произнесение звуков становится невозможным, дыхание нарушается, могут возникнуть даже болевые ощущения. Если судорога носит не резко выраженный характер, язык может оставаться в полости рта, лишь упираясь в зубы. Подъязычная судорога характеризуется опусканием нижней челюсти и открытием полости рта. Эта судорога охватывает мышцы, связанные с подъязычной костью. Очень редко она носит самостоятельный характер, в основном сочетается с судорогами другой локализации.

Судорога мягкого неба Данная судорога изолированно встречается крайне редко. Чаще она наблюдается в составе сложной общей генерализованной судороги артикуляционного аппарата. Во время судороги мягкое небо то поднимается, то опускается, в результате чего вход в носовую полость то открывается, то закрывается, что придает звукам нозализованный оттенок. Внешне судорога выражается внезапной остановкой речи и повторением звуков. Субъективные ощущения заикающихся выражаются в чувстве неприятного напряжения, сухости в носу. Тяжесть проявления речевых судорог Различают тяжелую, среднюю и легкую степени проявления судорог. Оценка тяжести судорожной активности мышц речевого аппарата может не совпадать с оценкой тяжести заикания, так как это понятие включает множество факторов.

Степень тяжести заикания у одного и того же заикающегося непостоянна и зависит от целого ряда условий:

эмоционального состояния заикающегося в данный момент, эмоциональной значимости ситуации общения для данного заикающегося; от степени затруднений, связанных с формулированием высказывания; от наличия так называемых “трудных звуков” в словах, составляющих высказывание, т.д.

Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства. Ученые объясняли данную патологию по-разному: одни понимали заикание как следствие несовершенства периферического речевого аппарата, другие – как нарушение в функционировании речевых органов, третьи – в протекании психических процессов (XVII-XVIII века). Изучение заикания






До конца XVI века проблема заикания в целом рассматривалась как проявление общего заболевания организма или неправильного анатомического строения органов речи. В начале XIX века французские ученые связывали заикание с отклонениями в деятельности центрального и периферического отделов речевого аппарата. В литературе отмечается, что в эпоху Средневековья проблемой заикания практически не занимались. Начиная с XIX столетия интерес к проблеме значительно вырос, началась научная разработка этого вопроса. XVI-XIX века










В начале XIX в. ряд французских исследователей, рассматривая заикание, объясняли его различными отклонениями в деятельности периферического и центрального отделов речевого аппарата. Так, врач Вуазен (1821) механизм заикания связывал с недостаточностью церебральных реакций на мускульную систему органов речи, т. е. с деятельностью центральной нервной системы. Врач Дело (1829) объяснял заикание как результат искажения звукопроизношения (ротацизм, ламбдацизм, сигматизм), органического поражения голосового аппарата или неполноценной работы головного мозга. Он первым отметил сосредоточение акустического внимания заикающегося на своей речи. Врач Коломба де л"Изер считал заикание особой контрактурой мышц вокального аппарата, возникающей вследствие его недостаточной иннервации. XIX век




Одновременно стало развиваться и новое методическое направление – преодоление заикания при помощи соответствующих упражнений, так называемый дидактический метод. Среди создателей этого направления следует назвать американского педагога Ли, предложившего систему голосовых упражнений; французского врача Коломбо, автора системы также голосовых упражнений. Рекомендовалась система дыхательных упражнений и артикуляционных.


В 1838 г. вышла брошюра Христофора Лагузена, в которой автор указывал на необходимость применения не только упражнений, но и приемов психотерапевтического характера. В 1889 г. вышла классическая работа русского психиатра И. А. Сикорского. Эта работа до сих пор не потеряла своего значения. В ней впервые было указано на связь заикания с периодом становления речи у ребенка. Автор рассматривает заикание как особую форму невроза.


Механизм заикания стали рассматривать опираясь на учение И.П.Павлова о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме невроза. Основные исследования заикания в е годы XX века


Ю.А.Флоренская, Ю.А.Поворотинский М.Е.Хватцев, Н.И.Жинкин, М.С.Лебядинский, В.с.Кочергина как симптом неврозакак особая форма невроза Заикание в е годы XX века


Заикание как спастический невроз координации, происходящий от раздражительной слабости речевых центров. Это было четко сформулировано в трудах Г. Гутцмана, А. Куссмауля, а затем в работах И. А. Сикорского. Заикание как ассоциативное нарушение психологического характера. Это направление выдвинуто Т. Непфнером и Э. Фрешельсом. Сторонниками были А. Либман, Г. Д. Неткачев, Ю. А. Флоренская. Заикание как подсознательное проявление, развивающееся на почве психических травм, различных конфликтов с окружающей средой. Сторонниками этой теории были А. Адлер, Шнейдер. а Основные подходы к пониманию заикания к началу XX века XX век


Заикание – спастически- координационный невроз, при котором нарушается координация движений, связанных с процессом речеобразования. По мнению Куссмауля и Гутцмана, заикание является неврозом координации, который обусловлен слабостью центрального двигательного аппарата, что вызывает непроизвольные движения, судороги речевой мускулатуры и сопутствующие движения. А. Куссмауль Исследования электровозбудимости мышц артикуляционного аппарата, диафрагмы и глотки констатируют дискоординацию в работе этих органов при заикании. На основании этих исследований выявляется нарушение всей двигательной системы речи, которое может быть объяснено наличием дискоординации в корковой и подкорковой регуляции этой деятельности.


Клинико-психологические и психолингвистические подходы к изучению заикания Заикание как своеобразное сложное расстройство речи, обусловленное дизонтогенезом психических функций и дисгармоничным развитием личности. Заикание как коммуникативное и ситуационное расстройство. У больных с неврозоподобным заиканием, в отличие от больных с невротическим заиканием, отмечены существенные сдвиги в организации мышечной активности, свидетельствующие об отсутствии у них нормальной программы действия в речевой моторной функциональной системе и рассогласовании артикуляторных и аэродинамических компонентов речи.


В литературных источниках прошлого и настоящего встречается ряд отдельных указаний на значимость фиксированности на своем дефекте в клинико- психологической структуре заикания. Автор писал, что представление о трудности выговора делает заикание постоянным. Х. Лагузен Заикание как одна из форм невроза, в основе которого лежит психогения. В развитии заикания ведущую роль играют психические травмы, а другие травмы действуют опосредованно через психическое травмирование. В.А. Куршев


Поварова И.А. Заикание: диагностика и коррекция темпоритмических нарушений устной речи. Монография. – СПб.: Речь, – 275с. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб.пособие для студ. высш. и средн.пед.учебн.заведений. – 4-е изд.,доп. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, – 208с. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов /под ред. Л.С Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, – Глава 11. Правдина О.В. Логопедия. – М.: Просвещение, Список используемых источников

Заиканием называют нарушение речи, характеризующееся неритмичным, прерывистым течением, ступором, повторениями и пролонгацией звуков, вызванное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Заикание связывают с психологической дисфункцией, особенностями строения нервной системы и нарушениями связки мышления с мышцами речевого аппарата.

История возникновения заикания

Первые упоминания о заикании можно отнести к 460 году до н. э., именно тогда Гиппократ впервые описал симптомы заикания. Причины расстройства речи он видел в поражении головного мозга и исходящих от него речевых импульсов.

Существуют и другие описания заикания относящиеся к древним временам, этим недугом страдали египетские фараоны. Данные о заикании как о заболевании и методах его лечения имелись и у ацтеков. Существует также теория о том, что библейский пророк Моисей заикался. Можно предположить, что заикание возникло параллельно с развитием речи у человечества.

Виды заикания

Существует несколько классификаций заикания. Наиболее распространенная разделает заикание на тоническую и клоническую . Тоническая форма характеризуется речевыми паузами и растяжением произношения звуков. Клоническая форма характерна повторением отдельных звуков и слогов.

Разделяют заикание на неврозоподобную и невротическую формы.

  • Неврозоподобное заикание – это неврологическая дисфункция, включающая в себя нарушение артикуляции и моторики, задержка развития речи, дизартрия, патологическое или пограничное нарушение функционирования головного мозга.
  • Невротическое заикание лишено перечисленных выше дисфункций, функционирование мозга и общее развитие соответствует норме. Подобное заикание возникает на фоне стрессовой ситуации, развивается внезапно или же постепенно. Заикание этого типа может пропадать или усиливаться в зависимости от психологического состояния человека. Общие признаки невротического заикания имеют черты невроза, в медицинской практике подобное нарушение называют логоневроз.

Причины возникновения заикания

Принято считать что причины заикания еще до конца не установлены, во всяком случае такой ответ даст любая литература по логопедии. Однако как и прочие виды нарушений, заикание – это генетическая предрасположенность или же механическое повреждение мозга. Поэтому заиканием нельзя заразиться, но можно передать предрасположенность своим потомкам, у которых оно может развиться при определенных условиях. Это может быть сильный однократный испуг, длительная стрессовая ситуация или травма. Чаще всего заикание возникает у детей в возрасте от 2 до 6 лет в момент формирования речи. Не менее подвержены подобному риску и подростки от 12 до 16 лет, поскольку этот момент жизни также отличается повышенным эмоциональным состоянием и всевозможными стрессами и психологическими проблемами. У взрослых заикание возникает довольно редко, обычно вследствие серьезных травм, например, контузий.

Каждый заикающийся имеет свои причины возникновения дефекта. Успех лечения заикания напрямую связан с их правильным выявлением. В большинстве случаев возможно 100% избавление от заикания. Однако в некоторых случаях, когда причиной становятся нарушения работы мозга или его повреждение, можно лишь уменьшить проявления заикания.

ПЛАН Исторический аспект изучения заикания Этиология заикания Патогенез заикания Клиника заикания Диагностика заикания Лечение заикания

Литература 1. Белякова Л. И. , Дьякова Е. А. Логопедия. Заикание М. : Академия, 2003. 2. Логопедия /авт. -сост. В. И. Руденко - Ростов на/Д. : Феникс, 2011 3. Пятница Т. В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах Ростов на/Д. : Феникс, 2011. 4. Филатова Ю. О. Клаттеринг в XXI веке/ Дефектология, 2007, № 5, с. 91 – 94

Темп речи принято определять как скорость протекания речи во времени или как число звуковых единиц (звук, слог, слово), произносимых в единицу времени. У взрослого темп речи в спокойном состоянии варьируется от 90 до 175 слогов в минуту. В практике выделяют три основных вида темпа: нормальный, быстрый и медленный. Темп речи играет значительную роль в передаче эмоционально-модальной информации. Резкие отклонения темпа речи от средних величин – как ускорение, так и замедление – мешают восприятию смысловой стороны высказывания.

Ритм речи – это речевая упорядоченность, закономерность расчленения временных последовательностей на группу акцентов. Темпоритмическая организация речи – подконтрольная говорящему динамическая система, которая представляет собой совокупность свойств речевого потока и характеризуется устойчивым ритмом и свободно варьируемым темпом, адекватным возрастным особенностям.

Темпо-ритмическое нарушение – это сложное психофизиологическое расстройство, которое связанно с нарушениями в плавности речи. Плавность речи связано в первую очередь с интонационной выразительностью речи, где особое значение имеет её темпоритмическая организация.

Распространенность Заиканием страдают около 2% детей и до 1, 5% взрослых. Среди детей, страдающих заиканием, соотношение девочек и мальчиков составляет примерно 1 к 3– 4. С возрастом заикание уменьшается или исчезает совсем У мужчин встречается чаще, чем у женщин в соотношении 2, 2– 5, 3 к 1.

Знаменитости, страдавшие от заикания От заикания страдали, но победили свой недуг, известные личности: Исаак Ньютон, Уинстон Черчилль, король Георг VI, Элвис Пресли, Сэмюель Л. Джексон, Мэрилин Монро, Жерар Депардье, Энтони Хопкинс и другие. Интересный случай произошел с Брюсом Уилиссом: заикание у него развилось в старших классах после развода родителей. Однако, участвуя в постановках театрального кружка, он заметил, что на сцене перестает заикаться. Именно этот факт подстегнул его к усиленным занятиям в театральном кружке и определил дальнейший выбор профессии.

Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. В древние времена в заикании преимущественно усматривали болезнь, связанную с накоплением влажности в головном мозге (Гиппократ) или неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата (Аристотель). Возможность нарушений в центральном или периферическом отделах речевого аппарата при заикании признавали Гален, Цельс, Авиценна.

В начале ХIХ в. ряд французских исследователей, рассматривая заикание, объясняли его различными отклонениями в деятельности периферического и центрального отделов речевого аппарата. Вуазен (1821) механизм заикания связывал с недостаточностью церебральных реакций на мускульную систему органов речи, т. е. с деятельностью центральной нервной системы. Дело (1829) объяснял заикание как результат искажения звукопроизношения (ротацизм, ламбдацизм, сигматизм), органического поражения голосового аппарата или неполноценной работы головного мозга. Он первым отметил сосредоточение акустического внимания заикающегося на своей речи. Врач Коломба де л"Изер считал заикание особой контрактурой мышц вокального аппарата, возникающей вследствие его недостаточной иннервации.

Часть исследователей связывала заикание с нарушениями в протекании психических процессов. Блюме считал, что заикание возникает от того, что человек или мыслит быстро, так что речевые органы не поспевают и потому спотыкаются, или же, наоборот, речевые движения «опережают процесс мышления» . И тогда из-за напряженного стремления выровнять это не соответствие мышцы речевого аппарата приходят в «судорогоподобное состояние» .

В России большинство исследователей рассматривали заикание как функциональное расстройство в сфере речи, судорожный невроз (И. А. Сикорский, 1889; И. К. Хмелевский, 1897; 3. Андрес, 1894, и др.), или определяли его как страдание чисто психическое, выражающееся судорожными движениями в аппарате речи (Хр. Лагузен, 1838; Г. Д. Неткачев, 1909, 1913), как психоз (Гр. Каменка, 1900).

Заикание как ассоциативное нарушение психологического характера. Это направление рассмотрено Т. Гепфнером и Э. Фрешельсом. Сторонниками были А. Либманн, Г. Д. Неткачев, Ю. А. Флоренская. Заикание как подсознательное проявление, развивающееся на почве психических травм, различных конфликтов с окружающей средой. Сторонниками этой теории были А. Адлер, Шнейдер

Таким образом, в конце 19 начале 20 в. все определеннее становится мнение, что заикание - это сложное психофизическое расстройство. По мнению одних, в его основе лежат нарушения физиологического характера, а психологические проявления носят вторичный характер (А. Гутцман, 1879; А. Куссмауль, 1878; И. А. Сикорский, 1889, и др.). Другие первичными считали психологические особенности, а физиологические проявления -как следствие этих психологических недостатков (Хр. Лагузен, 1838; А. Коэн, 1878; Гр. Каменка, 1900; Г. Д. Неткачев, 1913, и др.). Делались попытки рассматривать заикание как невроз ожидания, невроз страха, невроз неполноценности, навязчивый невроз и пр.

К 30 -м годам и в последующие 50 - 60 -е годы ХХ в. механизм заикания стали рассматривать, опираясь на учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме невроза. При этом одни исследователи рассматривали заикание как симптом невроза (Ю. А. Флоренская, Ю. А. Поворинский и др.), другие - как особую его форму (В. А. Гиляровский, М. Е. Хватцев, И П Тяпугин, М. С. Лебединский, С. С. Ляпидевский, А. И. Поварнин, Н. И. Жинкин, В. С. Кочергина и др.). У детей раннего возраста, по мнению некоторых авторов, механизм заикания целесообразно объяснить с позиций реактивного невроза и невроза развития (В. Н. Мясищев, 1960). Заикание -- это не симптом и не синдром, а заболевание центральной нервной системы в целом (В. С. Кочергина, 1962).

Р. Е. Левина, рассматривая заикание как речевое недоразвитие, видит сущность его в преимущественном нарушении коммуникативной функции речи. Речевые затруднения, по мнению Р. Е. Левиной, зависят от различных условий: с одной стороны, от типа нервной системы, с другой - от разговорной среды, от общего и речевого режимов. Н. И. Жинкин с физиологических позиций анализа работы глотки находит, что феномен заикания может быть определен как нарушение непрерывности в отборе звуковых элементов при составлении разнометричного алгоритма слов, как нарушение авторегулировки в управлении речедвижениями на уровне слога.

Наряду с невротическим заиканием стали изучаться и другие его формы при появлении речи после алалии и афазии; постконтузионное заикание; у олигофренов; у больных различными психозами; при тяжелых нарушениях звукопроизношения и при задержке развития речи; органическое (В. М. Аристов, А. В. Шокина, 1934; А. Аллистер, 1937; Е. Пишон и Б. Мезони, 1937; Р. М. Боскис, 1940; П. Н. Аникеев, 1946; Ю. А. Флоренская, 1949; А. Я. Страумит, 1951; Э. Гард, 1957; Б. Г. Ананьев, 1960, и др.).

Одни исследователи полагают, что заикание в целом включается в категорию органических заболеваний центральной нервной системы и нарушения мозгового субстрата прямо затрагивают речевые области мозга или связанные с ними системы (В. Лав, 1947; Э. Гард, 1957; С. Скмоил и В. Ледезич, 1967). Другие рассматривают заикание как преимущественно невротическое расстройство, расценивая сами органические нарушения как «почву» для срыва высшей нервной деятельности и речевой функции (Р. Лухзингер и Г. Ландольд, 1951; М. Зееман, 1952; М. Совак, 1957; М. Е. Хватцев, 1959; С. С. Ляпидевский и В. П. Баранова, 1963, и мн. др.).

В 70 -е годы в психиатрии были предложены клинические критерии для разграничения невротических и неврозоподобных расстройств и наметилась тенденция и к разграничению заикания на невротическую и неврозоподобную формы (Н. М. Асатиани, Б. 3. Драпкин, В. Г. Казаков, Л. И. Белякова и др.).

Представляют интерес нейрофизиологические исследования заикания при организации речевой деятельности (И. В. Данилов, И. М. Черепанов, 1970). Данные исследования показывают, что у заикающихся во время речи доминантное левое полушарие не может достаточно стойко выполнять свою ведущую роль по отношению к правому полушарию. Положение о взаимосвязи заикания с нечетко выраженной доминантностью речи подтверждают данные В. М. Шкловского. Исследования организации функции зрения у заикающихся (В. Суворова с соавт. , 1984) показали, что им свойственна нетипичная латерализация речевой и зрительной функций. Выявленные аномалии можно рассматривать как следствие недостатков билатеральной регуляции зрительных процессов и отклонений в межполушарных отношениях.

Предрасполагающие причины заикания наследственную отягощенность; заболевания, вызывающие энцефалопатию; внутриутробные, родовые травмы; переутомление и истощение нервной системы (как следствие инфекционных заболеваний).

Условия, способствующие возникновению заикания нарушение развития моторики и чувства ритма; недостаточность эмоционального развития; снижение фрустрационной толерантности; психические нарушения (невропатия)

Современные взгляды на этиологию заикания До настоящего времени нет единого взгляда на этиологию заикания. В то же время все исследователи сходятся во мнении, что при появлении заикания имеет значение ряд факторов. 1. Определенный возраст ребенка. 2. Состояние центральной нервной системы ребенка. 3. Индивидуальные особенности протекания речевого онтогенеза. 4. Особенности формирования функциональной асимметрии мозга. 5. Наличие психической травматизации. 6. Генетический фактор. 7. Половой диморфизм.

1. Определенный возраст ребенка. Первые признаки появляются в возрасте 2 -6 лет. Такая возрастная избирательность связана с тем, что формирующиеся в дошкольном возрасте координаторные механизмы речевой деятельности находятся в стадии интенсивного формирования. Физиологические исследования свидетельствуют о том, что любая функциональная система, находящаяся в стадии интенсивного развития, является избирательно ранимой под влиянием вредоносных факторов.

Состояние ЦНС Органическое поражение головного мозга резидуального характера, возникающее во внутриутробном, пренатальном или постнатальном периодах развития. Это поражение чаще бывает диффузным, в то же время обычно отмечаются те или иные отклонения в состоянии моторньк структур мозга. В целом для заикающихся характерна недостаточность двигательной сферы, выраженная в разной степени. Речь предъявляет высокие требования к тонко дифференцированной моторной деятельности,

Речевой онтогенез Для начала заикания особое значение имеет период интенсивного формирования речи. Выявляется несоответствие между недостаточно оформленным речевым дыханием и психической возможностью произнесения сложных фраз. Психическая сторона речи в этот период опережает возможности ее моторной реализации. Наряду с наличием высокой степени речевой мотивации имеется выраженная несформированность процесса внутреннеречевого программирования. С этим связано появление в речи у детей физиологических итераций в виде повторения слогов, слов, словосочетаний. Имеются необоснованные паузы и ошибки в лексикограмматическом структурировании контекстного высказывания.

Большое значение в появлении заикания может иметь и темп речевого развития. Появление развернутой фразовой речи к 1, 6 -1, 8 года жизни делает формирующуюся функциональную систему речи более ранимой. Аналогичная ситуация возникает при некоторой задержке речевого развития. У детей с задержкой речевого развития нередко наблюдается интенсивное развитие фразовой речи в 3, 5 -4, 5 года, что ослабляет координаторные механизмы формирующейся речевой системы и может способствовать появлению заикания. Фиксация внимания ребенка на итерациях может провоцировать появление заикания. Вредным также является и психологическое травмирование детей частыми указаниями на ошибки в их речи.

ФАМ головного мозга Электрофизиологические исследования свидетельствуют о том, что у заикающихся нарушается ведущая роль левого полушария в организации устной речи Ослабление взаимодействия между симметричными структурами мозга у заикающихся делает такую центральную нервную систему особо ранимой, что отражается на речевой функции.

Психогенные травмы В большинстве случаев психическая травма является пусковым моментом в возникновении заикания. Именно вскоре после перенесения острой психической травмы или на фоне хронических конфликтных ситуаций у многих детей появляются запинки судорожного характера.

Половой диморфизм У мальчиков заикание встречается в среднем в 4 раза чаще, чем у девочек. У заикающихся мужчин процент появления заикающихся мальчиков равен 22% и девочек - 9%. Для женщин: 36% заикающихся мальчиков и 17% заикающихся девочек.

Патогенез нарушение корково-подкоркового взаимодействия, результат зафиксированного рефлекса неправильной речи, функциональное расстройство речи, появившееся вследствие общего и речевого дизонтогенеза и дисгармоничного развития личности, нарушение мозгового кровообращения.

Современные взгляды на патогенез заикания Срыв индукционных взаимодействий коры головного мозга и подкорковых структур приводит к нарушению регуляции коры. В связи с этим происходят сдвиги в работе стриопаллидарной системы, которая отвечает за «предуготовность» к совершению движения. В движении участвуют две группы мышц - одни сокращаются, другие - расслабляются. Благодаря точному и согласованному перераспределению тонуса мышц, возможно совершение быстрых, точных и строго дифференцируемых движений.

Стриопаллидарной системой осуществляется контроль над рациональным перераспределением тонуса мышц. Блокирование стриопаллидарного регулятора речи вследствие эмоционального перевозбуждения или анатомо-патологических повреждений мозга приводит к клоническим повторениям (тик) или тоническому спазму. Со временем патологический рефлекс - нарушение речевого автоматизма и гипертонус мускулатуры речевого аппарата – перерастает в условный рефлекс.

Поражение преимущественно эмоциогенных структур мозга (лимбическая система) вызывает невротическое заикание Поражение преимущественно моторных структур мозга (стриопаллидарная система) вызывает неврозоподобное заикание Поражение эмоциогенных и моторных структур мозга вызывает неврозоподобное заикание с невротическими наслоениями

Биологические (физиологические) и социальные (психологические) симптомы. К физиологическим симптомам относятся: речевые судороги нарушения ЦНС и физического здоровья общей и речевой моторики.

К психологическим симптомам относятся речевые запинки и другие нарушения экспрессивной речи, феномен фиксированности на своем дефекте логофобия уловки другие психические особенности.

Основным симптомом заикания являются судороги мышц речевого аппарата в виде. Речевые судороги – непроизвольного сокращения мышц в процессе речи или при попытке начать речь – возникают только в момент речи или при попытке начать речь и выражаются в непроизвольном сокращении мышц речевого аппарата. Судороги мышц речевого аппарата имеют различные тип, локализацию и силу выраженности. Выделяют два основных типа речевых судорог: тонические и клонические судороги мышц речевого аппарата.

Тонические речевые судороги характеризуются резким повышением тонуса мышц в нескольких группах. При этом наблюдается общая скованность заикающегося, лицо его отражает напряжение, рот либо полуоткрыт, либо закрыт с плотно сомкнутыми губами. Тонические речевые судороги проявляются в виде насильственного резкого повышения тонуса мышц Захватывает обычно несколько мышечных групп (например, мышцы языка, губ, щек и т. п.). Акустически тоническая судорога проявляется в виде длительной паузы в речи либо в виде напряженной и протяженной вокализации.

Клонические речевые судороги характеризуются насильственным многократным ритмичным сокращением мышц речевого аппарата. При этом заикающийся обычно повторяет отдельные звуки либо слоги.

Клонические и тонические речевые судороги могут наблюдаться у одного и того же заикающегося и проявляться во всех отделах речевого аппарата: дыхательном, голосовом и артикуляционном. В клинической картине заикания, особенно при хронизации речевого дефекта, чаще встречаются смешанные судороги: дыхательно-артикуляционные, дыхательно-голосовые, артикуляционноголосовые и т. д.

Судороги дыхательного аппарата Инспираторная судорога характеризуется внезапным резким вдохом, возникающим на разных этапах речевого высказывания, что приводит к необоснованной паузе.

Экспираторная судорога характеризуется внезапным резким выдохом в процессе речевого высказывания. Для нее характерны сильные сокращения мускулатуры брюшного пресса. Респираторные судороги возникают на вдохе и на выдохе

Судороги голосового аппарата возникают, как правило, в момент попытки произнесения гласного звука. Различают три основных вида судорог голосового аппарата.

Смыкательная голосовая судорога возникает при попытке начать речь или в середине речевого высказывания, что внезапно прекращает голосоподачу. Голосовые складки в момент судороги резко смыкаются, препятствуя прохождению воздуха.

Вокальная судорога возникает в виде повышения тонуса голосовых мышц. Судорога возникает в процессе речи, как правило, на гласных звуках. Акустически вокальная судорога воспринимается как необычная продолжительность вокализации гласного звука.

Дрожащий, или толчкообразный, гортанный спазм возникает при произнесении или попытке произнесения гласных звуков. Во время дрожащего гортанного спазма голосовые складки то смыкаются, то размыкаются, в результате возникают нефонологические звуки.

Судороги артикуляционного аппарата Артикуляционные судороги разделяют на лицевые (губы, нижняя челюсть), язычные судороги мягкого нёба.

Лицевые судороги Смыкательная судорога губ проявляется в виде спазма круговой мышцы рта, в результате губы сильно сжимаются, другие лицевые мышцы могут не принимать участия в судороге. При попытке произнести звук щеки могут надуваться под напором воздуха, наполняющего полость рта.

Верхнегубная судорога наблюдается редко. Проявляется спазмом мышц, поднимающих верхнюю губу, а иногда и крылья носа. Возникает чаще с одной стороны лица, при этом ротовая щель принимает косое направление. Нижнегубная судорога аналогична верхнегубной. Поражает одну или обе мышцы, опускающие угол рта. В том случае если поражаются обе мышцы, наблюдается резкий отворот нижней губы. Изолированно наблюдается редко.

Угловая судорога рта характеризуется резким оттягиванием угла рта справа или слева вместе с приподнятием его. Ротовая щель перекашивается в сторону судорожно сокращенных мышц.

Сложная судорога лица Включает судороги лобных мышц, круговой мышцы век, ушных мышц. Сопровождает судорогу круговой мышцы рта. Проявляется спазмом мышц, поднимающих верхнюю губу, а иногда и крылья носа.

Язычные судороги Судорога кончика языка является наиболее часто встречаемой среди артикуляторных судорог. Кончик языка упирается с напряжением в твердое небо, в результате чего артикуляция приостанавливается, выдох (а, значит, и фонация) в этот момент прекращается, возникает необоснованная пауза. Судорожный подъем корня языка выражается в насильственном подъеме корня языка вверх и оттягивании назад. Во время судороги происходит смыкание корня языка с небом, в результате чего полностью блокируется прохождение воздушной струи через ротовое отверстие. Эта судорога возникает при произнесении заднеязычных звуков (г, к, х).

Изгоняющая судорога языка Характеризуется выталкиванием языка наружу в пространство между зубами. Она может быть тонической и клонической. При тонической судороге язык может находиться высунутым из полости рта, а при клонической - периодически выдвигаться вперед и затем с силой втягиваться внутрь.

Подъязычная судорога Характеризуется опусканием нижней челюсти и открытием полости рта. Эта судорога охватывает мышцы, связанные с подъязычной костью. При этой судороге часто наблюдается повторение слогов и придыхания. В основном сочетается с судорогами другой локализации.

Судорога мягкого неба Во время судороги мягкое небо то поднимается, то опускается, в результате чего вход в носовую полость то открывается, то закрывается. это придает звукам назализованный оттенок. Внешне судорога выражается внезапной остановкой речи и повторением звуков, похожих на “пм-пм” или “тн-тн”, “кн-кн” и т. п. в зависимости от положения языка и губ.

Появление судорог «Трудные звуки» - согласные взрывные звуки (к, г, п, б, т. д); реже и менее напряженно - щелевых. На звонких, как более координационно сложных, судороги проявляются чаще, чем на глухих, особенно при их сочетании с гласными, в начале слова, возглавляющего фразу, синтагму или абзац.

Особенности моторики характерными для заикания являются различные нарушения речевой и общей моторики, которые могут быть Насильственными (речевые судороги, тики, миоклонусы в мышцах лица, шеи) произвольными уловками. К уловкам относятся вспомогательные движения, к которым прибегают заикающиеся, чтобы замаскировать или облегчить свою трудную речь. Отмечается общее моторное напряжение, скованность движений или двигательное беспокойство, расторможенность, дискоординация или вялость, переключаемость и пр.

Дыхание Отмечается значительный расход воздуха на вдохе и выдохе, что обусловлено расстройством сопротивления в области артикуляции Нарушение речевого дыхания при заикании заключается в трудностях образования звуков. Для движения голосовых связок и образования шума используется вдыхаемый воздух. Укороченный выдох наблюдается не только во время речи, но и в покое.

Особенности речи В экспрессивной речи заикающихся детей отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические нарушения. Распространенность фонетико-онематических нарушений заикающихся дошкольников составляет 66, 7%, среди младших школьников - 43, 1 %, средних - 14, 9 % и старших - 13, 1 %. Среди заикающихся дошкольников, помимо нарушений звукопроизношения, в 34 % случаев отмечаются отклонения в развитии речи, в сроках появления слов, формирования фразовой речи.

ФФД отражение объективно существующего речевого дефекта (речевых судорог) во всей психической деятельности заикающегося человека. Это результат процессов получения и переработки информации о речевых трудностях (или помехах) и связанных с ними неприятностях, трансформированных в психических процессах, состояниях и свойствах заикающегося и проявляющихся в его взаимодействии с окружающей социальной средой.

Логофобиянавязчивый страх речи рассматривается в виде комплекса патогенетических взаимосвязанных клинических проявлений в качестве определенной динамической структуры - логофобического синдрома

Динамика развития логофобического синдрома 1 этап – фобия проявляется при непосредственном контакте с патогенным или условно патогенным фактором; 2 этап – фобия возникает при ожидании столкновения с патогенной ситуацией; 3 этап – фобия возникает в индифферентной обстановке под влияние навязчивых представлений о возможном столкновении с психотравмирующей ситуацией.

Фазы развития заикания 1 -ая фаза. Наблюдаются небольшие эпизоды заикания, сокращение периодов плавной размеренной речи. Окончание первой фазы заикания определяют по следующим симптомам: затруднения в произношении возникают чаще в начальных словах предложений; эпизоды заикания возникают при произнесении союзов, предлогов и других кратких частей речи; «коммуникативное давление» усугубляет заикание; ребенок никак не реагирует на свои трудности с произнесением слов, разговаривает без смущения. Нет беспокойства, страха речи.

2 -ая фаза. Появляются проблемы в контактировании, некоторые сопутствующие движения. Постепенно повышается число ситуаций, сложных в плане общения. заикание приобретает хронический характер, но различается тяжесть приступов; проблемы с произнесением возникают чаще в многосложных словах, во время быстрой речи и значительно реже в кратких частях речи; ребенок осознает нарушения своей речи, но не считает себя заикающимся. Говорит непринужденно в любой ситуации.

3 -я фаза. Закрепление судорожного синдрома. Однако пациенты не испытывают страха речи и какой-либо неловкости. Они используют любую возможность для общения. Предложение о лечении не вызывает какой-либо поддержки или энтузиазма со стороны пациента. Они как будто дают себе установку на спокойствие. пациенты осознают, что по причине заикания некоторые ситуации становятся затруднительными в плане общения; появляются трудности в связи с произнесением определенных звуков, слов; попытки заменить «проблемные» слова другими.

4 -ая фаза. На этой стадии заикание - личностная проблема. Появляются выраженные эмоциональные реакции на заикание и, как следствие, избегание речевых ситуаций. Если раньше пациент прибегал к замене «проблемных» звуков (слов) периодически, то теперь он делает это постоянно. Он начинает обращать внимание на реакцию окружающих на его заикание. Характерные черты 4 -ой фазы заикания: ожидание заикания (антиципация); затруднения при произнесении определенных звуков (слов) принимают хронических характер; логофобия (страх речи); ответы на вопросы становятся уклончивыми.

Невротическая форма заикания 1. Тенденция к раннему речевому развитию до появления заикания. 2. Наличие развернутой фразовой речи до появления нарушения. 3. Характерологические свойства (впечатлительность, тревожность и т. п.). 4. Преимущественно психогенное начало речевой патологии (психическая острая или хроническая травматизация). 5. Заикание может появиться в возрасте от 2 до 6 лет. 6. Большая зависимость степени судорожных запинок от эмоционального состояния заикающегося и условий речевого общения. 7. Возможность плавной речи при определенных условиях (речь наедине с собой, в условиях эмоционального комфорта, при отвлечении активного внимания от процесса говорения и пр.).

Неврозоподобная форма заикания 1. До появления заикания отмечается тенденция к некоторой задержке речевого развития, нарушение звукопроизношения. 2. Отмечается патология моторных функций разной степени выраженности. 3. Судорожные запинки появляются у детей в возрасте 3– 4 лет. 4. Появление судорожных запинок совпадает с фазой развития фразовой речи. 5. Начало заикания постепенное, вне связи с психотравмирующей ситуацией.

Дифференциальная диагностика заикания Темпо-ритмические нарушения речи (тахилалия, полтерн, баттаризм) Клаттеринг –синдром Невротическое и неврозоподобное заикание Синдром Жиля де ля Туретта Спастическая дисфония

Клаттеринг –синдром Аутосомно-доминантный тип наследования Основным признаком является постоянно ускоренный темп речи, делающий речь малопонятной. Ускоренный темп речи сочетается с речевой дизритмией - нарушения плавности речи, включая повторения, паузы, непредусмотренные смысловым содержанием, вставки звуков, слогов или слов, а так же непостоянные пропуски и смещения звуков и слогов. характерны персеверации – повторения звуков, слогов слов и фраз нарушения артикуляции непостоянны

Запинки не носят судорожного характера не имеют постоянного места Характерно поведение пересмотра Сочетается с органическим поражением головного мозга Характерный внешний вид

Синдром Жиля де ля Туретта Нет точных данных о механизме наследования Разнообразные тики – моторные и/или звуковые Характерно распространение сверху вниз Тики однообразные, временно подавляемые, неритмичные и часто им предшествует непреодолимое побуждение

Виды тиков 1. Моторные и двигательные. Начинаются в возрасте от 2 до 8 лет. Сначала проявляются в области лица: частое моргание, зажмуривание, шмыганье носом. Позже картина усиливается, и тики распространяются вниз, вовлекая последовательно мышцы шеи, плечевого пояса, верхних и нижних конечностей, туловища. 2. Вокальные и голосовые. Проявляются рано, около двух лет, но силу набирают после формирования моторных тиков, лет в 12. Сопровождается чаще всего с выкрикиванием нецензурных слов или социально неуместных и оскорбительных высказываний.

3. Простые и сложные: -Простые двигательные тики задействуют только одну группу мышц, в то время как сложные двигательные тики могут быть сочетанием многих простых двигательных тиков или серий движений, которые задействуют больше одной группы мышц. -Простые голосовые тики задействуют простые звуки, которые получаются при прохождении воздуха через нос или рот. Сложные голосовые тики включают в себя слова, фразы и предложения.

Типы расстройства: Аддукционный тип спастической дисфонии - характеризуется тем, что во время произнесения звука голосовые складки смыкаются вместе, что встречается в 85 – 90 %. Абдукционный тип спастической дисфонии – это когда голосовые связки наоборот размыкаются. Обычно спастическая дисфония встречается у взрослых в возрасте 30 – 40 лет. Причина этого заболевания пока что неизвестна, так же как невыяснены факторы, влияющие на возникновение этой патологии. Данное заболевание не передается по наследству.

Симптомы При аддукционном типе спастической дисфонии отмечается натянутый, напряженный, неестественный голос. Это происходит в результате того, что голосовые связки смыкаются слишком близко. При абдукционном типе спастической дисфонии связки удаляются друг от друга, в результате чего голос становится как бы беззвучным, воздушным.

Трудности общения с незнакомыми или публичные выступления. Особенное затруднение вызывает общение по телефону. Другие функции гортани, такие как дыхание, не нарушены. Иногда голос может быть нормальным при пении или смехе, однако во время обычного разговора проявляется его патология. Это свойство данного заболевания в сочетании с изменением характеристик голоса при эмоциональном напряжении, иногда приводит к ошибочному представлению о психических причинах ее возникновения.

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ 1. Анкетные данные. 2. Анамнез. При сборе анамнеза обратить внимание на время появления заикания, причины его возникновения, особенности проявления и течения, на особенности эмоционально-волевой сферы. 3. Проявление заикания: § место возникновения судорог (дыхательные, голосовые, артикуляционные, смешанные); § форма судорог (клоническая, тоническая, смешанная); § частота проявления судорог и сохранные речевые возможности (определяются уровни свободной речи, начиная со спонтанной и заканчивая сопряженной формой речи); § наличие трудных звуков, их сочетаний, слов; § наличие сопутствующих насильственных и ненасильственных двигательных нарушений; § наличие речевых уловок (эмболофразия).

4. Импрессивная и экспрессивная речь: § словарный запас; § слоговая структура слова; § грамматический строй речи; § связная речь; § звукопроизношение. 5. Строение артикуляционного аппарата. Необходимость обследования строения артикуляционного аппарата возникает в тех случаях, если у ребенка отмечаются недостатки звукопроизношения.

6. Моторика артикуляционного аппарата. 7. Общая моторика и мелкая моторика рук. Обследование общей и речевой моторики имеет значение как для уточнения форм заикания, так и для дифференцированного подхода при проведении артикуляционной гимнастики, логоритмических занятий. 8. Просодическая сторона речи. Обращаем внимание на темп, ритм, выразительность речи, состояние голоса. 9. Слуховая функция: § состояние физического слуха; § состояние фонематического слуха, анализа и синтеза.

11. Психическое состояние. Обследование познавательной деятельности способствует дифференциальной диагностике невротической и неврозоподобной форм заикания. Обследование эмоционально-волевой сферы заикающихся, прежде всего определение степени фиксированности на дефекте, необходимо для совершенствования коррекционно-воспитатель-ного воздействия, т. к. известно, что эффективность устранения заикания во многом определяется степенью фиксированности на дефекте.

Заключение о состоянии речи. Необходимо указать форму судорог (тоническая, клоническая, смешанная), вид судорог (дыхательный, голосовой, артикуляционный, смешанный), степень заикания (легкая, средняя, тяжелая), сопутствующие речевые нарушения (дислалия, дизартрия, алалия), степень фиксированности на дефекте (нулевая, умеренная, выраженная). Клинический диагноз (невротическая, неврозоподобная форма заикания) ставит врач-невропатолог. Данные обследования логопеда уточняют этот диагноз.

Логопедическое заключение Заикание тоно-клонического типа, артикуляторно-дыхательной формы, выраженное в средней степени тяжести. Невротическая форма заикания. Заикание тоно-клонического типа, дыхательно-артикуляторно-голосовой формы в легкой степени, неврозоподобная форма заикания. ФФНР, стертая дизартрия.

Современный комплексный подход к преодолению заикания Это лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами и разными специалистами.

И. А. Сикорский В. А. Гиляровский, М. В. Серебровская, Ю. А. Флоренская, Ф. А. Рау, М. И. Пайкин, М. Е. Хватцев, Н. П. Тяпугин, Н. А. Власов, М. С. Лебединский, С. С. Ляпидевский, В. С. Кочергина, В. И. Селиверстов, В. М. Шкловский, Ю. Б. Некрасова, А. И. Лубенская, Л. З. Андронова, Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова, Л. Я. Миссуловин.

И. А. Сикорский в лечение заикания включал: а) гимнастику речи (система упражнений дыхания, голоса, артикуляции, различных форм речи); б) психотерапевтическое лечение (создание соответствующих окружающих больного условий, последовательное усложнение речевых занятий, воздействие на настроение больного и пр.); в) фармацевтическое и динамическое лечение (медикаменты, физиотерапия, двигательные упражнения). Многоплановость лечебного воздействия, по И. А. Сикорскому, впервые стала комплексной системой преодоления заикания.

Цель устранение или ослабление судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики; оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом; избавление ребенка от неправильного отношения к своему речевому дефекту; перевоспитание его личности, формирование правильного социального поведения.

Коррекционно-воспитательное направление Основной задачей коррекционновоспитательной работы, которую преимущественно проводит и направляет логопед, является устранение речевых дефектов (перевоспитание неправильной речи) и психологических изменений у заикающихся.

Лечебно-оздоровительное направление Основной задачей лечебно-оздоровительной работы, которую преимущественно проводит и направляет врач, является укрепление и оздоровление нервной системы и физического здоровья заикающегося, устранение и лечение отклонений и патологических проявлений в их психофизическом состоянии (ослабление или снятие речевых судорог, расстройств вегетативной нервной системы, нарушений моторики и др.).



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка