Дэмиен Херст - один из самых богатых художников при жизни. Дэмиен Хёрст в Венеции приглашает полюбоваться роскошными сокровищами «Невероятного Что случилось с инсталляцией акулы дэмиена херста

Сегодня в рубрике "Искусство за пять минут" мы будем говорить о самом известном художнике современности - Дэмьене Стивене Хёрсте. Мы разберемся с акулой в формальдегиде с помощью ленты Мебиуса, узнаем как средневековое искусство перекликается с бриллиантовым черепом и пустимся в трансгрессию, чтобы выяснить есть ли жизнь в смерти.

Справка: Дэмьен Хёрст — английский художник, предприниматель, коллекционер произведений искусства, а также самая знаменитая фигура группы Young British Artists, доминирующая на арт-сцене с 1990-х годов. Родился 7 июня 1965 в городе Бристоль, Великобритания.

Какая центральная тема произведений Херста?

Коротко: Смерть.

Подробнее: Фундаментальное противостояние между отрицанием смерти и осознанием ее неизбежности - центральная тема художника. Хёрст не ходит вокруг, он заходит внутрь самой смерти. Чтобы основательно исследовать тему, еще в юности художник ходил в анатомический театр делать зарисовки и подрабатывал в морге.

Так как у Хёрста много работ, связанных с гибелью, мы рассмотрим конкретную инсталяцию "Тысяча лет" 1990 года - одну из самых значительных работ автора. Она представляет собой двойной совмещенный ящик: в первом вольере лежит голова коровы и электромухобойка, во втором - личинки и мухи. В перегородке между этими кубами вырезаны 4 отверстия. Мухи, влетая в первый куб, сразу же делились на 2 разные группы: первая летела прямиком к лампам и, касаясь их, сразу же умирала, а вторая часть мух старалась занять место на голове мёртвой коровы.

Художник рассказывает о ней: "Помню, мы сидели как-то с Гэри Хьюмом, когда я работал над этой инсталляцией, он спросил: "Над чем ты сейчас работаешь?". Я ответил: "Ну, у меня есть стеклянная коробка, голова коровы, черви и мухи. Осталось найти мухобойку, которая всех их прикончит". Он посмотрел на меня, словно на сумасшедшего. А я подумал: "Отлично. Это отличный способ объяснить это, как нечто бредовое - просто объясняешь кому-то так, чтобы у них уже сложилось мнение. И это при том, что они понятия не имеют, что это на самом деле такое, так что они не могут быть готовы к тому, что увидят".

Эта инсталляция отсылает нас к Дональду Джадду - отцу минимализма. Художник отказывается от традиционной красоты, фигуративности, от любого сентиментального содержания.
В одной этой работе Хёрст запечатлил жизненный цикл, он показал каким упорядоченным является хаос жизни и смерти.

Нужно сказать, что иногда Хёрста заносит: однажды британец назвал нью-йоркские теракты 11 сентября 2001 года произведением искусства, за что ему впоследствии пришлось принести извинения.

Я умру - и я хочу жить всегда. Я не могу избежать смерти, и я не могу избавиться от желания жить. Мне хочется хотя бы мельком увидеть, что это такое - умереть.

Хёрст самый богатый художник в мире?

Коротко: Д а.

Подробнее: П о-крайней мере, так говорят все западные издания. Общее состояние художника оценивается в один миллиард долларов. Хёрст продал полное собрание "Beautiful Inside My Head Forever" на аукционе Sotheby’s за £111 миллионов ($198 миллионов), тем самым побив рекорд для аукциона с одним художником. Также в списки самых богатых художников входят Такаси Мураками, Джеф Кунс, Джаспер Джонс. Кстати, приблизительный размер зарплаты ассистентов Хёрста $32.000.

Как называется стиль в котором работает художник?

Коротко: Неоконцептуализм.

Подробнее: Неоконцептуализм или постконцептуализм — направление, представляющее собой современный этап развития концептуализма 60-70-х годов. Нео-концептуализм возник в США и Европе в конце 1970-х. Неоконцептуализм, как и концептуальное искусство, в первую очередь и прежде всего — искусство вопросов. Концептуальное искусство продолжает сегодня поднимать фундаментальные вопросы не только по поводу определения самого искусства, но и о политике, медиа и обществе. В основном неоконцептуализм ассоциируется с деятельностью Молодых британских художников, которые громко заявили о себе в 1990-е годы.

Крупные события

1991: Чарльз Саатчи финансирует Дэмьена Хёрста и на следующий год Галерея Саатчи выставляет его работу "Физическая невозможность смерти в сознании кого-то живущего" — акулу в формальдегиде.

1993: Ванесса Бикрофт проводит свой первый перформанс в Милане.

1999: Трэйси Эмин номинирована на Премию Тернера. Часть ее выставки — инсталляция "My Bed".

2001: Мартин Крид получает премию Тернера за работу "The Lights Going On and Off", пустую комнату, в которой включается и выключается свет.

2005: Саймон Старлинг получает премию Тернера за "Shedboatshed" - деревянное здание, на котором он проплыл по Рейну.

У Хёрста есть живопись?

Коротко: Да.

Подробнее: Хёрст никогда не был сосредоточен на живописи, даже в начале пути, в 1980-х годах посещая новаторский колледж "Голдсмит". В отличие от других школ, которые собирали у себя студентов, не сумевших поступить в настоящий колледж, школа "Голдсмит" привлекала к себе немало талантливых студентов и изобретательных преподавателей. Голдсмит ввёл у себя инновационную программу, которая не требовала у студентов умения рисовать или писать красками.
Но у Хёрста есть все же три вида использования красок.
Первый - это spot paintings, цветные круги, которые вырастают из Джефа Кунса. Этот проект продолжается до сих пор. Однажды художник открыл сразу в нескольких городах по всему миру совершенно одинаковые экспозиции, все пространство которых было завешено картинами с разноцветными кругами.
Второй - это spin painting, что предполагает вертящийся круг, на который выливается краска, таким образом краска сама рисует динамичный холст. Самым знаменитым творением в этом стиле стал целый Олимпийский стадион. Хёрсту заказали украсить арену, и он разлил краску в виде британского флага в честь открытия Олимпиады. Но как мы видим, ни первое ни второе не есть живописью, это использование красок, не рисуя.

Люди, которые ругают современное искусство, забывают, что любое искусство когда-то было современным.

Третий - это работы в стиле Френсиса Бэкона. Начиная, Хёрст сам говорил, что не будет рисовать, потому что его картины будут абсолютно вторичны, он осознавал собственное эпигонство. Но, по какой-то причине, он передумал и привез свою живопись на персональную выставку "Реквием", которая была показана у нас, в Pinchuk Art Center в 2009 году. Помимо старых работ, художник выставил новую живописную серию под названием "Skull paintings". Они-то и стали главной мишенью для саркастических инвектив критиков. "Такое ощущение, что перед зрителем - стилизация под Бэкона, сделанная студентом", — заметил один из них. Многие из критиков современного искусства полагают, что когда-то, в начале 90-х, Хёрст был бесспорным лидером New British Art и вообще стоял в авангарде современного искусства, но времена те давно миновали, ныне же вчерашний авангардист превратился в поставщика сверхдорогого китча - как раз по вкусу и по уму восточноевропейским и азиатским олигархам, а картины у Херста просто беспомощные.

А еще у Хёрста есть картина "Для мамы". На ней изображены фрукты и цветы, без аллюзий, реминисценций и загадок. Просто фрукты и цветы. Потому что с тех пор как он стал художником, мать его все время упрекала, что сын ничего "нормального" нарисовать не может. Вот он и написал, в самом деле, что может быть нормальнее, чем фрукты и цветы?

Недавно выяснилось, что Хёрст запирается у себя в садовом сарае и тайно занимается там живописью. "Животные в формальдегиде больше не шокируют публику, гораздо больше ее удивляет, когда вы берете кисти и холст и возвращаетесь к истокам", - прокомментировал он свои постыдные для современного художника занятия.

Гений или фикция?

Коротко: К ак говорилось в святом писании "умрет - узнаем".

Подробнее: Хёрст невообразимо богат и успешен, к тому же он современник - это идеальная формула, порождающая множество дисскусий вокруг работ британца.

Некоторые критики считают художника искусственно созданным явлением с мешком денег вместо головы. Другие, как мы уже сказали, поносят его живопись, указывая на подражание Бэкону. Но дальше всех пошел Джулиан Сполдинг, он считает Хёрста фикцией и просто не-художником, называя иронично кон-артист, что с одной стороны говорит об обманчивости, так как "кон" по-английски означает "дурачить", а с другой - является сокращением от слова "концептуализм", что забавно. Кстати, "con" в английском языке означает еще одно обсценное значение, что-то вроде "член", так называли Билла Гейтса в школе, поэтому если вы попробуете создать папку на рабочем столе с таким названием - у вас ничего не получится. Попробуйте прямо сейчас.
Критики с берега, где трава зеленее, находят Хёрста гением, который из браги повседневности возгоняет чистый спирт искусства с помощью изобретательности и передовых технологий. Тому приводится много аргументов, самым значимым из которых (обращаясь к историческому дискурсу) является то, что он сумел из самой древней темы "смерти" создать совершенно новое искусство. С другой стороны, во время ретроспективной выставки Хёрста в МОМА, посещаемость возросла на 20 процентов, какие еще аргументы нужны?

Британец настолько популярен и неоднозначен, что другие художники из него самого создают искусство. Испанский скульптор Эухенио Мерино сделал объект, изображающий самоубийство Дэмиена Хёрста: в стеклянном коробе стоит на коленях похожая на британского художника кукла с пистолетом, приставленным к окровавленному виску. Объект, как пишет The Daily Telegraph, называется "4 the Love of Go(l)d". Таким образом, в нем обыгрывается название одной из самых известных работ Хёрста - инкрустированного бриллиантами черепа ("For the Love of God"), и слово "gold" - "золото": британец считается одним из самых дорогих художников мира. Мерино уверяет, что является поклонником творчества Хёрста. Про свой объект он говорит так: "Конечно, это шутка, но в этом состоит парадокс: если он [Хёрст] покончит с собой, то его работы станут еще дороже".

Чтобы ни говорили критики мира сего, лучше всех выразился корреспондент The Guardian: "В эпоху всего созданного, в мире, где правят эклектика и деньги, Хёрст - это "художник, которого мы заслужили".

Вопрос от PR-менеджера Анастасии Косыревой

Чем отличается акула в формальдегиде Хёрста от животного в формальдегиде на уроках биологии? Почему первое - искусство, а второе - нет?

Коротко: "Потому что первое находиться в галерее, а второе - нет" (с) Хёрст

Подробнее: Хёрст, конечно, шутит, он вообще очень забавный человек, это видно по всем его интервью. Но мы поговорим серьезно.
Инсталляция "Тигровая акула в фомальдегиде" носит название "Физическая невозможность смерти в сознании живущего". Акулу поймал рыбак из Австралии и продал ее художнику за $9.500. А инсталляция была продана в 2004 году коллекционеру Стиву Коэну за $12 млн. Находясь возле этой акулы, вспоминается название романа Джонатана Фоера "Жутко близко, запредельно громко". Уродливая пасть акулы широко раскрыта, это создает эффект рычания, крика, как символ боли умирания. Раззинутая пасть акулы отсылает к картинам любимого художника Хёрста - Френсиса Бекона. В общем, Хёрст мог взять любое животное, но выбрал акулу не для эпатирования общества, акула - это источник опасности и символ смерти. Акула удваивает смерть: она сама - мертвая и, в то же время - носитель смерти. Самый необычный феномен у акул - внутриутробный каннибализм. Около 70% акулят погибают в жестоких боях прямо в утробе матери.

Но самое главное в этой работе - не акула и не формальдегид. Важно то, что эта инсталляция находится в стирильном минималистическом помещении, опять таки продолжая традицию Джадда. Выстроенная схема контраста между абстрактной и прочной формой демонстрации и ее бренным предметным наполнением. Искусство, "от имени" которого выступает форма витрины, выполняет здесь свою традиционную функцию - останавливает время.

В этой работе есть также концептуалистская игра, в которой объект изображения совпадает с самим изображением. Проще говоря, смерть изображает смерть. Такая смысловая лента Мёбиуса, когда смысл произведения замыкается на самом себе, когда произведение о себе же и рассказывает.

Хёрст о своей работе говорит так: "Я пытаюсь разгадать смерть. Людям тяжело осознать собственную смертность, и многие мои работы именно об этом. Моя акула попытка описать это чувство, чувство иррационального страха перед смертью. Именно для этого я использовал самую настоящую акулу, настолько крупную, чтобы она могла проглотить человека целиком. И поместил ее в контейнер с жидкостью такого размера, чтобы у зрителя мурашки по коже побежали. И это не мрачный взгляд на мир. Наоборот, я надеялся, что смерть послужит вдохновением и источником энергии для зрителей. Поможет осознать праздник жизни."

Вопрос от главного редактора Евгении Липской:

Почему в качестве основного материала он выбрал бабочек? Он убивал их или собирал мертвыми?

Коротко: 1. На короткой жизни бабочки проще показать жизненный цикл, также смерть бабочки - это очень четкая демонстрация одновременно прекрасного и ужасного.

2. Он не убивал их собственноручно, но и не собирал. Бабочки были завезены из "специальных питомников", а затем умирали собственной смертью в галерее.

Подробнее: Самая известная инсталляция художника, где главные герои - бабочки, называется "Влюбится и разлюбить". Бабочки свободно летали в галерее, в которой также были блюда с цветами и фруктами. Поскольку бабочки существа недолговечные, они замертво сваливались прямо посреди выставки. Они ударялись о картины и размазывались, таким образом создавая абстрактные работы. Картины получались красивыми и зловещими, поскольку речь идет об умертвленных существах. Затем он дошел до того, что из настоящих крыльев мертвых бабочек выкладывал витражи для готических соборов. Изначально посетители не знали, что бабочки умирали по ходу выставки, каждую неделю завозили 400 новых существ. Когда же общественности стало известно, что за время экспозиции умерло 9 тысяч бабочек - на Хёрста стали нападать. Противники художника особенно упирали на то, что в естественной среде обитания бабочки могли прожить гораздо дольше, до девяти месяцев. Однако представители Tate на все упреки отвечали одно: для бабочек были созданы максимально приближенные к их среде обитания условия. Кстати, бабочек привозили коконами, они рождались на выставке, на ней и умирали.

Изначально это были куколки, разбросанные по всей комнате, но после завершения процесса метаморфоз, появившиеся на свет экзотические бабочки прямиком летели к огромным полотнам с живыми цветами. Бабочки приклеивались на липкие полотна и через некоторое время умирали, становясь частью картины. Мало того, на обратной стороне гигантских полотен были прикреплены огромные пепельницы, до краёв наполненные окурками.

Также существуют серии "Бабочки" и "Калейдоскопы", где, в первом случае мёртвые бабочки приклеиваются на свежевыкрашенный холст без использования клея, а во втором - они, плотно прилепленные друг к другу, создают узоры, напоминающие калейдоскоп.

Следует сказать, что бабочки не единственное насекомое которое Хёрст превращает в искусство. У него есть работа, которая полностью сделана из мух. То есть холст максимально плотно покрывают мухи, таким образом художник создал свой собственный "черный квадрат".

Вопрос от beauty-редактора Кристины Килинской:

Кто купил этот череп и за сколько?

Коротко: Консорциум, в который входят сам Хёрст, его менеджер Фрэнк Данфи, глава галереи White Cube и известный украинский меценат Виктор Пинчук за $100 миллионов.

Подробнее: Инсталляция носит название "За любовь Господа" и представляет собой череп человека, сделанный из платины и инкрустированный бриллиантами. По словам Хёрста, название ему навеяли слова матери, когда она обратилась к нему со словами: “For the love of God, what are you going to do next?” ("Скажи на милость, что ты дальше будешь делать?". For the love of God — дословно, цитата из Первого послания Иоанна: "Ибо это есть любовь к Богу" (1 Ин. 5:3)). Череп выполнен из платины, как слегка уменьшенная копия черепа 35-летнего европейца, жившего между 1720 и 1810 годами. Вся площадь черепа, за исключением оригинальных зубов, усеяна 8 601 бриллиантом общим весом 1106,18 карат. В центре лба находится главный элемент композиции — розовый алмаз грушевидной формы. Работа обошлась Херсту в 14 млн. фунтов стерлингов.

В 2007 году в инвестиционных целях, группа инвесторов, в которую входят сам Хёрст, его менеджер Фрэнк Данфи, глава галереи White Cube и известный украинский меценат Виктор Пинчук, купили череп за 50 млн. фунтов (100 млн. долларов США). Это рекордная цена, заплаченная за произведение ныне здравствующего художника.

"За любовь Господа" - синтез китча, поп-арта, классики и вечной темы смерти. Череп - это предельно наглядная реализация классической темы западного искусства Vanitas vanitatum, - художник демонстрирует, что и деньги, и роскошь - это тлен и суета.

В сущности, эта работа представляет собой довольно остроумную реплику Хёрста по поводу его собственного коммерческого успеха: вместо того, чтобы стыдливо его маскировать, художник выставляет его напоказ - вкладывает деньги в создание объекта себестоимостью в 15 миллионов фунтов. А то, что этот объект представляет собой череп, лишь подчеркивает триумф религии золотого тельца в современном мире.

Однако художественная общественность не оценила саморазоблачительный аспект новых работ английского художника. В эпоху этически и политически озабоченного искусства Дэмиен Хёрст стал фигурой одиозной, и приличная реакция инсайдера при упоминании его имени - гримаса иронии, раздражения и скуки.

Сам Хёрст говорит, что "этот объект символизирует богатство и ценность жизни" и добавляет "кстати, бриллиантовые черепа еще и о том, что украшение смерти — отличный способ примириться с этой идеей."

Моя вера в искусство мало отличается от религиозного фанатизма. Нам всем нужно на что-то ориентироваться в темноте.

13812

Дэмьен Хёрст (Damien Hirst, 1965, Бристоль, Великобритания) - один из самых дорогих из ныне живущих художников и самая заметная фигура группы «Молодые британские художники» (Young British Artists)

Его отец был механиком и продавцом машин, он оставил семью когда Дэмиену было 12. Его мама была католичкой, работавшей в консультационном бюро и художником-любителем. Она быстро потеряла контроль над сыном, которого дважды арестовывали за кражи в магазинах. Дэмиен Херст посещал художественный колледж в Лидсе, изучал искусство в университете в Лондоне.

У Херста были серьезные проблемы с наркотиками и алкоголем на протяжении десяти лет, начиная с начала девяностых.

Смерть - центральная тема в его работах. Наиболее известная серия художника - мертвые животные в формалине (акула, овца, корова...)

Одной из первых его работ была инсталляция "Тысяча лет" - наглядная демонстрация жизни и смерти. В стеклянной витрине появлялись из яиц личинки мух, чтобы ползти за стеклянную перегородку к еде - гниющей коровьей голове. Из личинок вылуплялись мухи, которые затем погибали на обнаженных проводах "электронной мухобойки". Посетитель мог посмотреть "Тысячу лет" сегодня, а затем снова прийти через несколько дней и посмотреть, как уменьшилась за это время коровья голова и выросла горка мертвых мух.

В сорок лет Хёрст "стоил" 100 миллионов фунтов стерлингов, то есть больше, чем Пикассо, Уорхол и Дали в этом возрасте вместе взятые

В 1991 году Хёрст создал «Физическую невозможность смерти в сознании живущего» (тигровая акула в аквариуме с формальдегидом)
"Мне нравится, когда предмет символизирует чувство. Акула пугает, он больше вас и находится в среде, которая вам незнакома. Мертвая она похожа на живую, а живая - на мертвую". Продано за $12 млн

Разрезанная вдоль консервированная овца. Существо "застывшее в смерти". Выражает "радость жизни и неизбежность смерти". Продано за 2,1 млн фунтов стерлингов

«Разделенные мать и дитя». Между ними можно пройти. В 1995 году Хэрст получает за нее Тернеровскую премию. В 1999 он отклонил приглашение представлять Великобританию на Веницианском биеннале.

У Хёрста была большая "медицинская" серия. На выставке в Мехико президент кампании по производству витаминов заплатил $3 млн за "Кровь Христову", инсталляцию из таблеток парацетамола в медицинском шкафчике. "Весенняя колыбельная" - шкафчик с 6136 таблетками, разложенными на бритвенных лезвиях ушел на аукционе Кристи за $19,1 млн

LSD
Третья крупная серия Хёрста - "точечные картины" - цветные кружочки на белом фоне. Мастер указывал какие краски использовать, но сам не прикасался к холсту. В 2003 году его точечная картина была использована в качестве калибровки инструмента на британском аппарате "Бигль", запущенном на Марс

Четвертая серия - картины вращения - создаются на вращающемся гончарном круге. Хёрст стоит на стремянке и бросает краску на вращающееся основание - холст или доску. Иногда командует помощнику: "Еще красного" или "Скипидару"
Картины "являются наглядным представлением энергии случайного"

Коллаж из тысяч отдельных крылышек тропических бабочек создается техниками в отдельной студии

Интересная история произошла с одним репортером, у которого висел старый портрет Сталина, купленный когда-то за 200 фунтов. В 2007 году он обратился в Кристи с предложением выставить его на торги. Аукционный дом отказался, сказав, что не торгует ни Сталиным, ни Гитлером.
- А что, если бы автором был Хэрст или Уорхол?
- Ну тогда мы с удовольствием взяли бы его
Репортер позвонил Хэрсту и попросил пририсовать Сталину красный нос. Тот так и сделал и добавил свою подпись.
Кристи продал работу за 140 тысяч фунтов

Доминирующая на арт-сцене с 1990-х годов.

В 1980-х годах Колледж «Голдсмит» считался новаторским: в отличие от других школ, которые собирали у себя студентов, не сумевших поступить в настоящий колледж, школа «Голдсмит» привлекала к себе немало талантливых студентов и изобретательных преподавателей. Голдсмит ввёл у себя инновационную программу, которая не требовала у студентов умения рисовать или писать красками. За последние 30 лет подобная модель образования получила широкое распространение во всём мире.

Как студент школы, Хёрст регулярно посещал морг . Позже он заметит, что многие темы его произведений берут начало именно там.

Карьера

В июле 1988 года Хёрст курировал получившую известность выставку Freeze (англ.) в пустом здании администрации лондонского порта в лондонских доках; на выставке были представлены работы 17 студентов школы и его собственное творение - композиция из картонных коробок, раскрашенных малярными латексными красками. Сама выставка Freeze тоже была плодом творчества Хёрста. Он сам отбирал работы, заказывал каталог и планировал церемонию открытия.

Freeze стала стартовой точкой для нескольких художников объединения YBA ; кроме того на Хёрста обратил внимание известный коллекционер и покровитель искусств Чарльз Саатчи .

В 1989 году Хёрст закончил Goldsmiths College . В 1990 году вместе с другом Карлом Фридманом он организовал ещё одну выставку, Gamble , в ангАре, в пустом здании завода Bermondsey. Эту выставку посетил Саатчи: Фридман вспоминает как он стоял с открытым ртом перед инсталляцией Хёрста под названием Тысяча лет - наглядной демонстрации жизни и смерти. Саатчи приобрёл это творение и предложил Хёрсту деньги на создание будущих работ.

Таким образом, на деньги Саатчи, в 1991 году была создана Физическая невозможность смерти в сознании живущего , представляющая собой аквариум с тигровой акулой, длина которой достигала 4,3 метра. Работа обошлась Саатчи в 50 000 фунтов. Акула была поймана уполномоченным рыбаком в Австралии и имела цену в 6 000 фунтов. В результате, Хёрст был номинирован на получение Премии Тёрнера , которая была присуждена Гринвиллу Дэйви. Сама акула была продана в декабре 2004 года коллекционеру Стиву Коэну за $12 миллионов (£6,5 миллионов).

Первое международное признание Хёрста пришло к художнику в 1993 году на Биеннале в Венеции . Его работа «Разделённые мать и дитя» представляла собой части коровы и телёнка, помещённые в раздельные аквариумы с формальдегидом . В 1997 году увидела свет автобиография художника «I Want To Spend the Rest of My Life Everywhere, with Everyone, One to One, Always, Forever, Now».

Последний по времени проекта Хёрста, наделавший много шума, представляет собой изображение человеческого черепа в натуральную величину; сам череп скопирован с черепа европейца в возрасте около 35 лет, умершего где-то между 1720 и 1910 годами; зубы в череп вставлены настоящие. Творение инкрустировано 8601 промышленным бриллиантом общим весом в 1100 карат; они покрывают его сплошь, как мостовая. В центре лба черепа располагается большой бледно-розовый бриллиант на 52,4 карата стандартной бриллиантовой огранки. Скульптура называется За любовь Господа и является самой дорогой скульптурой живущего автора - £50 миллионов.

В 2011 году Хёрст оформил обложку альбома музыкальной группы Red Hot Chili Peppers «I’m with you».

Работы

  • The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living (1991), тигровая акула в аквариуме с формалином. Это была одна из работ, номинированных на приз Тёрнера.
  • Pharmacy (1992), воспроизведение аптеки в натуральную величину.
  • A Thousand Years (1991), инсталляция.
  • Amonium Biborate (1993)
  • In and Out of Love (1994), инсталляция.
  • Away from the Flock (1994), мёртвая овца в формальдегиде.
  • Arachidic Acid (1994) живопись.
  • Some Comfort Gained from the Acceptance of the Inherent Lies in Everything (1996) инсталляция.
  • Hymn (1996)
  • Mother and Child Divided
  • Two Fucking and Two Watching
  • The Stations of the Cross (2004)
  • The Virgin Mother
  • The Wrath of God (2005)
  • «The Inescapable Truth», (2005)
  • «The Sacred Heart of Jesus», (2005).
  • «Faithless», (2005)
  • «The Hat Makes de Man», (2005)
  • «The Death of God», (2006)
  • «For the Love of God», (2007)

Живопись

В отличие от скульптур и инсталляций, практически не отходящих в сторону от темы смерти, живопись Дэмьена Хёрста на первый взгляд выглядит весёлой, нарядной и жизнеутверждающей. Основными живописными сериями художника являются:

  • «Пятна» - Spot paintings (1988 - до сегодняшнего дня) - геометрическая абстракция из цветных кружков, как правило одинакового размера, не повторяющихся по цвету и упорядоченных в решётку. На некоторых работах эти правила не соблюдаются. В качестве имён для большинства работ этой серии взяты научные названия различных отравляющих, наркотических или возбуждающих веществ: «Aprotinin », «Butyrophenone », «Ceftriaxone », «Diamorphine », «Ergocalciferol », «Minoxidil », «Oxalacetic Acid », «Vitamin C », «Zomepirac » и тому подобные.

Цветные кружки стали фирменным знаком Хёрста, противоядием к тем его вещам, чья тема - смерть и разложение; поскольку никакие два пятна полностью не совпадают по цвету, эти картины свободны от гармонии, от цветового равновесия и от всех прочих эстетических затей, все они, как рекламные плакаты, излучают радостное, притягивающее взгляд сияние

Текст: Ксюша Петрова

Сегодня в московской Галерее Гари Татинцяна открывается первая с 2006 года выставка Дэмьена Хёрста - британского художника, которого не зря называют «великим и ужасным», сравнивая то с гениями эпохи Возрождения, то с акулами с Уолл-стрит. Хёрст считается самым богатым из ныне живущих авторов, что только подогревает полемику вокруг его работ. С тех пор как Чарльз Саатчи буквально с открытым ртом разглядывал инсталляцию «Тысяча лет » - эффектную и мрачную иллюстрацию всего жизненного пути от рождения до смерти, - шум вокруг творческих методов и эстетической ценности работ Хёрста не утихает, чему сам художник, разумеется, только рад. Рассказываем, почему работы Хёрста действительно достойны того огромного внимания, которое им достаётся, и пытаемся разобраться во внутреннем мире художника - гораздо более неоднозначном и тонком, чем может показаться со стороны.

«Away from the Flock», 1994

Хёрсту сейчас пятьдесят один, и десять лет назад он полностью отказался от курения, наркотиков и алкоголя - велики шансы, что его карьера продлится ещё несколько десятков лет. При этом трудно представить, что может стать следующим шагом художника такого масштаба - Хёрст уже представлял свою страну на церемонии открытия Олимпиады в Лондоне, снял клип для группы Blur, сделал самое дорогое в мире произведение искусства (платиновый череп с инкрустацией бриллиантами), в мастерских на него работают более ста шестидесяти сотрудников (такое не снилось и Энди Уорхолу с его «Фабрикой»), а состояние превышает миллиард долларов. Имидж скандалиста, прославивший Хёрста вкупе с его серией заспиртованных животных в 1990-х, постепенно сменился на более спокойный: хотя художник всё ещё любит кожаные штаны и перстни с черепами, он давно не демонстрирует свой пенис незнакомым людям, как делал в «годы боевой славы», и всё больше похож на преуспевающего предпринимателя, чем на рок-звезду, хотя по сути является и тем и другим.

Свой необыкновенный коммерческий успех Хёрст объясняет тем, что у него было больше мотивации зарабатывать, чем у остальных участников возглавленного им объединения Young British Artists (ещё во время учёбы в Голдсмитсе Хёрст организовал легендарную выставку «Freeze », которая и привлекла к молодым художникам внимание именитых галеристов). Детство Хёрста нельзя назвать обеспеченным и счастливым: своего биологического отца он никогда не видел, отчим ушёл из семьи, когда мальчику было двенадцать, а мать-католичка отчаянно сопротивлялась попыткам сына стать частью тогда совсем ещё юной субкультуры панков.

Тем не менее она поддерживала его занятия искусством - возможно, от безысходности, потому что Хёрст был трудным подростком и все предметы, кроме рисования, давались ему с трудом. Дэмьен регулярно попадался на мелких кражах в магазинах и вляпывался в другие неприятные истории, но при этом успевал делать наброски в местном морге и изучать медицинские атласы, которые были источником вдохновения его любимого автора - мрачного экспрессиониста Фрэнсиса Бэкона . Картины Бэкона сильно повлияли на Хёрста: оскал знаменитой заспиртованной акулы напоминает повторяющийся у Бэкона мотив раскрытого в крике рта, прямоугольные аквариумы - постоянно встречающиеся на полотнах Бэкона клетки и постаменты.

Несколько лет назад Хёрст, никогда не выступавший на поле традиционной живописи, представил публике серию своих собственных картин, явно вдохновлённых работами Бэкона, - и с треском провалился: критики назвали новые работы Хёрста жалкой пародией на картины мастера и сравнили с «мазнёй первокурсника, не подающего больших надежд». Возможно, эти язвительные рецензии и задели чувства художника, однако явно не повлияли на его продуктивность: с помощью ассистентов, выполняющих всю рутинную работу, Хёрст продолжает свои бесконечные серии полотен с разноцветными точками , «вращательных » картин, создающихся при прокручивании банок краски в центрифуге, инсталляций с таблетками и в промышленных масштабах выпускает отлично продающиеся работы.


← «Untitled AAA», 1992

Хотя Хёрст всегда говорил, что деньги - в первую очередь средство для производства искусства в больших масштабах, нельзя отрицать, что он обладает незаурядным талантом к предпринимательству - равным, если не превосходящим по масштабу талант художественный. Не отличающийся скромностью британец считает , что всё, к чему он прикасается, превращается в золото - и это похоже на правду: даже в депрессивном 2008 году организованный самим Хёрстом двухдневный аукцион его работ в Sotheby’s превзошёл все ожидания и побил рекорд аукциона Пикассо. Хёрст, и внешне напоминающий простого парня из Лидса, не стесняется зарабатывать деньги на предметах, вроде бы чуждых высокому искусству - будь то сувенирные скейтборды по шесть тысяч долларов или модный лондонский ресторан «Pharmacy», оформленный в духе «аптечной» серии художника. Покупателями работ Хёрста становятся не только выпускники Оксфорда из хороших семей, но и новая прослойка коллекционеров - те, кто вышел из низов и заработал состояние с нуля, как и сам художник.

Звёздный статус Хёрста и головокружительная стоимость его работ часто мешают разглядеть их суть - что досадно, потому что заложенные в них идеи впечатляют не меньше, чем распиленные коровьи туши в формальдегиде. Даже в том, что кажется стопроцентным китчем, у Хёрста проскальзывает ирония: его знаменитый усыпанный бриллиантами череп, проданный за сто миллионов долларов, носит название «For the Love of God» (выражение которое можно дословно перевести как «Во имя любви Господа», используется как ругательство утомлённого человека: «Ну ради всего святого!»). По словам художника, к созданию этой работы его подтолкнули слова его матери, которая однажды спросила: «Боже помилуй, что же ты дальше будешь делать?» («For the love of God, what are you going to do next?»). Окурки , с маниакальной педантичностью разложенные в витрине, - способ исчисления времени жизни: как и животные в формалине, и бриллиантовый череп, отсылающий к классическому сюжету memento mori , выкуренные сигареты напоминают о бренности существования, которую при всём желании не способен охватить наш разум. И разноцветные кружки, и окурки, и полки с лекарствами - попытка упорядочить то, что отделяет нас от смерти, выразить остроту пребывания в этом теле и в этом сознании, которое может оборваться в любой момент.


«Claustrophobia/Agoraphobia», 2008

В своих интервью Хёрст всё чаще говорит о том, что в юности чувствовал себя вечным, а теперь тема смерти для него имеет множество других нюансов. «Приятель, моему старшему сыну, Коннору, уже шестнадцать. Несколько моих друзей уже умерли, а я старею, - объясняет художник. - Я больше не тот ублюдок, который пытался наорать на весь мир». Убеждённый атеист, Хёрст регулярно возвращается к религиозным сюжетам , безжалостно препарируя их и раз за разом констатируя, что существование бога невозможно так же, как и «смерть в сознании живущего».

Серии работ с живыми и мёртвыми бабочками воплощают размышления художника о красоте и её недолговечности. Наиболее наглядно эта идея выражена в инсталляции «Влюбиться и разлюбить» («In and Out of Love »): несколько тысяч бабочек вылупляются из коконов, живут и умирают в пространстве галереи, а их прилипшие к холстам тела остаются как напоминание о недолговечности красоты. Как и работы старых мастеров, произведения Хёрста желательно хотя бы раз увидеть вживую: и меметичная «Физическая невозможность смерти в сознании живущего », и «Разделённые мать и дитя » производят совсем иное впечатление, если вы стоите с ними рядом. Эти и другие работы из серии «Естественная история» не провокация ради провокации, а продуманное и лиричное высказывание о фундаментальных вопросах существования человека.

Как говорит сам Хёрст, в искусстве, как и во всём, что мы делаем, есть лишь одна идея - поиск ответа на главные вопросы философии: откуда мы пришли, куда движемся и есть ли в этом смысл? Заспиртованная акула, навеянная детскими воспоминаниями Хёрста о хорроре «Челюсти», сталкивает наше сознание с парадоксом: почему нам не по себе рядом с тушей смертельно опасного животного, ведь мы знаем, что она не может принести нам вред? Не является ли то, что мы ощущаем, одним из проявлений иррационального страха перед смертью, который всегда маячит где-то на краю сознания - и если да, как это влияет на наши поступки и повседневную жизнь?

Хёрста не раз критиковали за его творческие методы и резкие высказывания: например, в 2002 году художнику пришлось принести публичные извинения за то, что он сравнил теракт 11 сентября с художественным процессом. Живой классик осудил Хёрста за то, что он делает работы не своими руками, а использует труд ассистентов, а критик Джулиан Сполдинг даже придумал пародийный термин «Con Art», который можно перевести как «концептуализм для лохов». Нельзя сказать, что все возмущённые возгласы в адрес Хёрста были беспочвенными: художника не раз уличали в плагиате, а также обвиняли в искусственном накручивании цен на свои работы, не говоря уже о заявлениях Общества по защите прав животных, которое беспокоилось за условия содержания бабочек в музее. Пожалуй, самый абсурдный конфликт, связанный с именем скандального британца, - его противостояние с шестнадцатилетним художником Картрейном, который продавал коллажи с фотографией работы Хёрста «Во имя любви Господа». Художник-мультимиллионер отсудил у подростка двести фунтов, которые он заработал на своих коллажах, что вызвало бурное возмущение представителей арт-рынка.


← «Enchanted», 2008

Концептуализм Хёрста не так бездушен, как может показаться: действительно, художник рождает замысел, а воплощением занимаются десятки его безымянных ассистентов - однако практика показывает, что Хёрста действительно волнует судьба его работ. Случай с той самой заспиртованной акулой, которая начала разлагаться , стал одним из любимых анекдотов арт-мира. Чарльз Саатчи решил спасти работу, натянув кожу многострадальной рыбы на искусственный каркас, однако Хёрст забраковал переделанную работу, заявив, что она уже не производит такого устрашающего впечатления. В итоге уже испорченная инсталляция была продана за двенадцать миллионов долларов, однако по настоянию художника акулу заменили.

Друг и соратник Хёрста по YBA Мэт Коллишоу описывает его как «хулигана и эстета», и если с хулиганской частью всё понятно, то про эстетическую сторону часто забывают: пожалуй, необыкновенное художественное чутьё Хёрста можно оценить лишь в экспозициях работ из его обширной

Бытует мнение, что художник может быть либо запредельно богатым, либо крайне бедным. Это можно применить к человеку, о котором будет рассказано в этой статье. Его имя - и он является одним из самых богатых живых художников.

Если же верить Sunday Times, то по их оценкам этот художник являлся самым богатым в мире на 2010 год, а его состояние оценивалось в 215 миллионов фунтов стерлингов.

Творчество Дэмиена Херста

В современном искусстве этот человек занимает роль "лица смерти". Отчасти это из-за того, что он использует материалы, которые не привыкли использовать для создания произведений искусства. Среди них стоит отметить картины из мертвых насекомых, части умерших животных в формальдегиде, череп с настоящими зубами и т. д.

Его работы вызывают у людей одновременно шок, отвращение и восторг. За это коллекционеры со всего мира готовы отдать огромнейшие деньги.

Родился художник в 1965 году в городе под названием Бристоль. Его отец был механиком и ушел из семьи, когда его сын пребывал в 12-летнем возрасте. Мать Дэмиана работала в консультационном бюро и была художником-любителем.

Будущее "лицо смерти" в современном искусстве вел асоциальный образ жизни. Его дважды арестовывали за воровство в магазинах. Но несмотря на это, юный творец учился в школе искусств в Лидсе, а после поступил в Лондонский колледж под названием Goldsmith College.

Это заведение было в какой-то степени новаторским. Отличие от других было в том, что остальные школы просто принимали студентов, которым не хватило навыка для того, чтоб поступить в настоящий колледж, а Голдсмитский колледж собрал в себе множество талантливых учеников и преподавателей. У них была своя собственная программа, для которой не нужно было уметь рисовать. В последнее время эта форма обучения только набрала популярность.

В студенческие годы он любил посещать морг и делать там зарисовки. Это место и положило начало для его будущих тем произведений.

С 1990 по 2000 у Дэмиена Херста были проблемы с наркотиками и алкоголем. За это время он успел совершить много различных выходок находясь в нетрезвом состоянии.

Карьерная лестница художника

Заинтересовал публику Херст впервые на выставке под названием "Freeze", которая прошла в 1988 году. На этой выставке, на работы данного художника обратил внимание Чарльз Саатчи. Этот человек являлся знаменитым магнатом, но, кроме того, он был заядлым любителем искусства и коллекционировал его. Коллекционер приобрёл две работы Херста в течение года. После этого Саатчи часто приобретал произведения искусства у Дэмиена. Можно насчитать около 50 работ, которые были куплены этим человеком.

Уже в 1991 году вышеупомянутый художник решил провести и свою собственную выставку, которая называлась In and Out of Love. На этом он не остановился и провел еще несколько выставок, одна из которых была проведена в

В этом же году была произведена самая знаменитая его работа, называлась она "Физическая невозможность смерти в сознании живущего". Созданна она была на средства Саатчи. Работа, которую выполнил Дэмиен Херст, фото её находится немного ниже, представляла собой контейнер с крупной которая погружена в формальдегид.

На фото может показаться, что акула довольно небольшой длины, но на самом деле она составляла 4.3 метра.

Скандалы

В 1994 году, на выставке, которую курировал Демиен Херст, произошел скандал с художником под именем Марк Бриджер. Случился данный инцидент из-за одной из работ, называющейся "Отбилась от стада", представляющей собой овцу, погруженную в формальдегид.

Марк пришел на выставку, где был показ данного произведения искусства и одним движением вылил банку чернил в контейнер и провозгласил новое название этой работы - "Паршивая овца". Дэмиен Херст подал на него в суд за акт вандализма. На суде Марк пытался объяснить присяжным, что он просто хотел дополнить работу Херста, но суд его не понял и признал виновным. Штраф он выплатить не смог, т. к. на то время находился в бедном состоянии, поэтому ему дали лишь 2 года условного срока. Спустя некоторое время он создал собственную "Паршивую овцу".

Заслуги Дэмиена

В 1995 году случилась знаменательная дата в жизни художника - он был номинирован на премию Тернера. Работа под названием "разделённые мать и дитя" послужила тому, что лауреатом этой премии стал Дэмиен Херст. Художник совместил в этой работе 2 контейнера. В одном из них была корова в формальдегиде, а во втором телёнок.

Последняя "громкая" работа

Самой последней работой, которая навела шуму, является на который достаточно много денег затратил Дэмиен Херст. Работы, фото которой уже показывает всю её дороговизну, у Дэмиена Херста еще не было.

Название этой инсталляции - "Ради любви к богу". Она представляет собой человеческий череп, который покрыт бриллиантами. На это творение израсходовалось 8601 бриллиантов. Общий размер камней - 1100 карат. Эта скульптура является самой дорогой из всех существующих у художника. Её цена составляет 50 миллионов фунтов стерлингов. После этого он отлил новый череп. На этот раз это был череп младенца, который получил название "Ради Бога". В качестве материала была использована платина и бриллианты.

В 2009 году, после того как Дэмиан Херст провел свою выставку "Реквием", которая вызвала бурную волну недовольств от критиков, он объявил, что завязал с инсталляциями и впредь будет заниматься опять обычной живописью.

Взгляды на жизнь

Исходя из интервью, художник называет себя панком. Он говорит, что боится смерти, ведь настоящая смерть поистине ужасна. С его слов, хорошо продается не смерть, а лишь страх смерти. Взгляды на религию у него скептические.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка