Какая из сказок является авторской царевна лягушка. Русская Сказка: Царевна-лягушка

Биография писателя

Детство он провел среди военных, отец Михаил Егорович был офицером, а мать - типичной представительницей поколения "шестидесятников". Она увлекалась литературной и политикой, свободно разговаривала на французском и немецком языках. Оказала большое влияние на формирование своего сына как личности.

Непосредственным воспитателем будущего писателя был деятель революционного движения 1860 годов Завадский. Со временем мать Гаршина расстанется с мужем и начнет жить с Завадским, а затем отправится за ним в ссылку. Семейная драма, которая случилась в детстве мальчика, сильно отразилась на его здоровье и всем мироощущении.

В 1864 году автор "Лягушки-путешественницы" поступил в санкт-петербургскую, а через четыре года в реальную гимназию. В 1874 году Гаршин стал студентом Горного института, но окончить его не успел. Началась война с Османской империей. Из-за этого ему пришлось прервать занятия.

Гаршин пошел в армию вольноопределяющимся, принимал участие в боевых действиях, был ранен в ногу. После войны вышел в отставку в чине офицера.

Талант ребенка проявился еще в раннем детстве. Этому способствовало его ранее умственное развитие. Он был очень впечатлительным и нервным, по причине чего страдал от нервных расстройств. Закончилось все совсем печально, в 33-летнем возрасте он покончил собой, бросившись в лестничный пролет. Причем падение было с небольшой высоты, поэтому он умер только через несколько дней, которые провел в жуткой агонии.

Писателя похоронили на "Литературных мостках", это музей-некрополь Санкт-Петербурга.

Семья писателя


Семья у автора "Лягушки-путешественницы" Гаршина была большой. Его родной брат по имени Евгений Михайлович прославился тем, что стал литературным критиком, общественным деятелем и педагогом. В Санкт-Петербургском университете он окончил историко-филологический факультет.

С 1884 года начал преподавать русскую словесность в одной из гимназий города на Неве. Вел активную публицистическую деятельность, печатался в толстых литературных журналах "Русское богатство", "Исторический вестник", "Звезда", "Русская школа", а также в газетах "Биржевые ведомости" и "Голос".

В 1901 году стал директором коммерческого училища в Таганроге, получил статус действительного статского советника. Написал научно-публицистические книги "Общественное и воспитательное значение археологии", "Русская литература XIX века", "Новгородские древности", "Критические опыты".


Гаршин, конечно, написал не одну сказку, но в истории русской литературы он остался автором "Лягушки-путешественницы".

Это история по обычную лягушку, которая жила на болоте. Каждую осень она наблюдала, как утки летят мимо ее жилища на юг, только ненадолго останавливаясь перекусить и отдохнуть.

От них-то она и узнала, как хорошо на юге. Там тепло, повсюду множество чудесных живописных болот с большим количеством комаров. Как-то она набралась смелости и попросилась полететь вместе с ними. Как это сделать? Она все придумала сама.

Две утки взяли клювами концы прутика, а лягушка ухватилась за середину ртом. Она рассчитывала, что если кто-то устанет, то они могут поменяться и так долетят до самого юга. Утки, восхитившись ее умом и сообразительностью, согласились осуществить этот план.

Гаршину всегда удавались такие необычные, но при этом глубокие и нравоучительные сюжеты. Теперь, когда вы точно знаете, кто автор сказки "Лягушка-путешественница", расскажем дальнейший сюжет.


Полет лягушки

Сначала лягушка летела мордой вперед, но после очередного привала решила перевернуться, а также попросить уток лететь немного пониже, чтобы ее могли увидеть прогуливающиеся по земле люди. Она мечтала, чтобы и они восхитились ее находчивостью. В итоге так и получилось. Кто бы из людей не замечал странную стаю из птиц и лягушки, тут же задавался вопросом, кто выдумал такую остроумную штуку.

Когда утки пролетали третью по счету деревню, лягушка не выдержала, решила во всем признаться и рассказать, что это она такая умная. Не удержавшись, она заквакала: "Это я!" И в тот же миг отпустила заветную веточку и упала в болото.

Там ей пришлось знакомиться с новыми обитателями, которым она рассказала о том, какой чудесный способ для путешествия придумала. Сочинила, что слетала на удивительный и чудесный юг, а после залетела посмотреть, как живут лягушки на других болотах. Уток же она отпустила до весны, договорившись, что они заберут ее на обратном пути.

Но утки не вернулись. Они были уверены, что лягушка разбилась насмерть. И очень жалели о своей попутчице. Эту историю сочинил Всеволод Гаршин. Теперь вы знаете, кто написал "Лягушку-путешественницу". Автор сказки остался значимым в отечественной литературе благодаря и другим произведениям.

Творчество Гаршина

Автор произведения "Лягушка-путешественница", конечно, прославился не только этой книгой. В литературе он дебютировал в 1877-м, когда ему было 22 года. Он выпустил рассказ "4 дня", принесший сразу ему известность. Это история рядового Иванова, который отправляется добровольцем на русско-турецкую войну. После одного из боев он приходит в себя в абсолютно незнакомом лесу. Вспоминает, как прошел минувший день, который был наполнен смертями и выстрелами.

Вскоре выясняется, что обе его ноги перебиты. А поблизости лежит зарезанный им противник. Его переполняет чувство вины, но он видит на теле мертвеца флягу с водой. Чтобы добраться до живительной влаги, необходимо преодолеть две сажени. Это расстояние кажется ему вечностью.

Этой теме он не раз посвящал свои работы. Например, рассказы "Аяслярское дело", "Денщик и офицер", "Трус", "Из воспоминаний рядового Иванова".

Тема "падшей" женщины

Тема "падшей" женщины - еще один популярный мотив в произведениях автора сказки "Лягушка-путешественница" Гаршина. Например, этому посвящены рассказы "Надежда Николаевна", написанный в виде мемуаров молодого человека, который решил излить душу на бумаге, и "Происшествие".

В 1883 году вышел его знаменитый рассказ "Красный цветок". Герой этого произведения - психически нездоровый человек, который борется с мировым злом. Ему почему-то кажется, что оно воплотилось в красном цветке, который растет в саду. Чтобы победить его, достаточно просто сорвать этот цветок.

Рассказы Гаршина


Наибольший успех автор книги "Лягушка-путешественница" завоевал благодаря рассказам и сказкам. Еще одно его популярное произведение называется "Художники". В нем Гаршин поднимает важный вопрос о роли искусства в жизни общества, а также о возможности приносить творцам пользу окружающим его людям. Гаршин противопоставляет реальные сюжеты ситуации, когда искусство делается ради искусства. Ищет различные пути для борьбы с социальной несправедливостью.

Сущность современного общества Гаршин наглядно демонстрирует в своем рассказе "Встреча". В нем он ярко описывается личный эгоизм, которым проникнуты многие вокруг.

Новаторство Гаршина

Писатель узаконил в русской литературе особую литературную форму - новеллу. Позже она полноценно развилась в творчестве Антона Павловича Чехова.

Гаршин писал новеллы с несложным сюжетом, которые строил строго по одному плану. При этом композиция оставалась максимально законченной, в ней достигалась практически геометрическая определенность. Отличительная особенность героя нашей статьи - отсутствие сложных коллизий, в большинстве его новелл практически нет никакого действия.

При этом это максимально реалистичные произведения, написаны, как правило, в форме писем, дневников или исповедей.

Автором произведения, актуального по сей день, является Александр Николаевич Афанасьев. Царевна лягушка завоевала свою популярность благодаря своему волшебству и героизму главного героя. Существует множество вариаций данного произведения, но именно Афанасьев смог создать классику, которую невозможно так же прекрасно повторить.

Биография писателя

Александр Афанасьев (1849-1871) российский писатель, фольклорные произведения которого радуют читателей различных возрастов современности. В раннем детстве лишился матери, получил хорошее образование и любовь к учебе. Все это благодаря отцу. С помощью юридических познаний в Воронежском лицее, будущий ученый обрел перспективный вид основной деятельности. Увы, политические обстоятельства вынудили Афанасьева покинуть основную работу.

Наиболее плодотворный период деятельности автора была работа в столичном архиве министерства иностранных дел с 1849 по 1862 год. Будучи на должности заведующего дел по печатанию государственных документов.

Серьезно сказалось на Александре Николаевиче ложное политическое обвинение 1862 года. После обыска жилья, его принудили покинуть занимаемую должность. Немного позже устраивается на работу в качестве секретаря московской думы, после - в мировом съезде судей.

Все эти события негативно сказались на здоровье писателя. Поэтому на 45 году жизни он покидает мир из-за болезни чахотки.

Творческая деятельность

За все время своей жизни Александр Николаевич Афанасьев написал множество произведений. Это были народные сказки, диссертации, статьи, личные записи и журналы. Наиболее популярные его работы:

  • Елена Премудрая;
  • Царевна лягушка;
  • Ведун и ведьма;
  • множество произведений по поводу истории и мифов древних славян.

На самом деле, у Александра Николаевича огромное количество работ. Чего стоят только русские народные сказки в нескольких томах. Приятный факт состоит в том, что даже малоизвестные произведения до сих пор славятся большим спросом. И все благодаря талантливому ученому, с великолепнейшим писательским талантом.

Биография писателя

Детство он провел среди военных, отец Михаил Егорович был офицером, а мать - типичной представительницей поколения "шестидесятников". Она увлекалась литературной и политикой, свободно разговаривала на французском и немецком языках. Оказала большое влияние на формирование своего сына как личности.

Непосредственным воспитателем будущего писателя был деятель революционного движения 1860 годов Завадский. Со временем мать Гаршина расстанется с мужем и начнет жить с Завадским, а затем отправится за ним в ссылку. Семейная драма, которая случилась в детстве мальчика, сильно отразилась на его здоровье и всем мироощущении.

В 1864 году автор "Лягушки-путешественницы" поступил в санкт-петербургскую, а через четыре года в реальную гимназию. В 1874 году Гаршин стал студентом Горного института, но окончить его не успел. Началась война с Османской империей. Из-за этого ему пришлось прервать занятия.

Гаршин пошел в армию вольноопределяющимся, принимал участие в боевых действиях, был ранен в ногу. После войны вышел в отставку в чине офицера.

Талант ребенка проявился еще в раннем детстве. Этому способствовало его ранее умственное развитие. Он был очень впечатлительным и нервным, по причине чего страдал от нервных расстройств. Закончилось все совсем печально, в 33-летнем возрасте он покончил собой, бросившись в лестничный пролет. Причем падение было с небольшой высоты, поэтому он умер только через несколько дней, которые провел в жуткой агонии.

Писателя похоронили на "Литературных мостках", это музей-некрополь Санкт-Петербурга.

Семья писателя

Семья у автора "Лягушки-путешественницы" Гаршина была большой. Его родной брат по имени Евгений Михайлович прославился тем, что стал литературным критиком, общественным деятелем и педагогом. В Санкт-Петербургском университете он окончил историко-филологический факультет.

С 1884 года начал преподавать русскую словесность в одной из гимназий города на Неве. Вел активную публицистическую деятельность, печатался в толстых литературных журналах "Русское богатство", "Исторический вестник", "Звезда", "Русская школа", а также в газетах "Биржевые ведомости" и "Голос".

В 1901 году стал директором коммерческого училища получил статус действительного статского советника. Написал научно-публицистические книги "Общественное и воспитательное значение археологии", "Русская литература XIX века", "Новгородские древности", "Критические опыты".

Гаршин, конечно, написал не одну сказку, но в истории русской литературы он остался автором "Лягушки-путешественницы".

Это история по обычную лягушку, которая жила на болоте. Каждую осень она наблюдала, как утки летят мимо ее жилища на юг, только ненадолго останавливаясь перекусить и отдохнуть.

От них-то она и узнала, как хорошо на юге. Там тепло, повсюду множество чудесных живописных болот с большим количеством комаров. Как-то она набралась смелости и попросилась полететь вместе с ними. Как это сделать? Она все придумала сама.

Две утки взяли клювами концы прутика, а лягушка ухватилась за середину ртом. Она рассчитывала, что если кто-то устанет, то они могут поменяться и так долетят до самого юга. Утки, восхитившись ее умом и сообразительностью, согласились осуществить этот план.

Гаршину всегда удавались такие необычные, но при этом глубокие и нравоучительные сюжеты. Теперь, когда вы точно знаете, кто автор сказки "Лягушка-путешественница", расскажем дальнейший сюжет.

Полет лягушки

Сначала лягушка летела мордой вперед, но после очередного привала решила перевернуться, а также попросить уток лететь немного пониже, чтобы ее могли увидеть прогуливающиеся по земле люди. Она мечтала, чтобы и они восхитились ее находчивостью. В итоге так и получилось. Кто бы из людей не замечал странную стаю из птиц и лягушки, тут же задавался вопросом, кто выдумал такую остроумную штуку.

Когда утки пролетали третью по счету деревню, лягушка не выдержала, решила во всем признаться и рассказать, что это она такая умная. Не удержавшись, она заквакала: "Это я!" И в тот же миг отпустила заветную веточку и упала в болото.

Там ей пришлось знакомиться с новыми обитателями, которым она рассказала о том, какой чудесный способ для путешествия придумала. Сочинила, что слетала на удивительный и чудесный юг, а после залетела посмотреть, как живут лягушки на других болотах. Уток же она отпустила до весны, договорившись, что они заберут ее на обратном пути.

Но утки не вернулись. Они были уверены, что лягушка разбилась насмерть. И очень жалели о своей попутчице. Эту историю сочинил Всеволод Гаршин. Теперь вы знаете, кто написал "Лягушку-путешественницу". Автор сказки остался значимым в отечественной литературе благодаря и другим произведениям.

Творчество Гаршина

Автор произведения "Лягушка-путешественница", конечно, прославился не только этой книгой. В литературе он дебютировал в 1877-м, когда ему было 22 года. Он выпустил рассказ "4 дня", принесший сразу ему известность. Это история рядового Иванова, который отправляется добровольцем на русско-турецкую войну. После одного из боев он приходит в себя в абсолютно незнакомом лесу. Вспоминает, как прошел минувший день, который был наполнен смертями и выстрелами.

Вскоре выясняется, что обе его ноги перебиты. А поблизости лежит зарезанный им противник. Его переполняет чувство вины, но он видит на теле мертвеца флягу с водой. Чтобы добраться до живительной влаги, необходимо преодолеть две сажени. Это расстояние кажется ему вечностью.

Этой теме он не раз посвящал свои работы. Например, рассказы "Аяслярское дело", "Денщик и офицер", "Трус", "Из воспоминаний рядового Иванова".

Тема "падшей" женщины

Тема "падшей" женщины - еще один популярный мотив в произведениях автора сказки "Лягушка-путешественница" Гаршина. Например, этому посвящены рассказы "Надежда Николаевна", написанный в виде мемуаров молодого человека, который решил излить душу на бумаге, и "Происшествие".

В 1883 году вышел его знаменитый рассказ "Красный цветок". Герой этого произведения - психически нездоровый человек, который борется с мировым злом. Ему почему-то кажется, что оно воплотилось в красном цветке, который растет в саду. Чтобы победить его, достаточно просто сорвать этот цветок.

Рассказы Гаршина

Наибольший успех автор книги "Лягушка-путешественница" завоевал благодаря рассказам и сказкам. Еще одно его популярное произведение называется "Художники". В нем Гаршин поднимает важный вопрос о роли искусства в жизни общества, а также о возможности приносить творцам пользу окружающим его людям. Гаршин противопоставляет реальные сюжеты ситуации, когда искусство делается ради искусства. Ищет различные пути для борьбы с социальной несправедливостью.

Сущность современного общества Гаршин наглядно демонстрирует в своем рассказе "Встреча". В нем он ярко описывается личный эгоизм, которым проникнуты многие вокруг.

Новаторство Гаршина

Писатель узаконил в русской литературе особую литературную форму - новеллу. Позже она полноценно развилась в творчестве Антона Павловича Чехова.

Гаршин писал новеллы с несложным сюжетом, которые строил строго по одному плану. При этом композиция оставалась максимально законченной, в ней достигалась практически геометрическая определенность. Отличительная особенность героя нашей статьи - отсутствие сложных коллизий, в большинстве его новелл практически нет никакого действия.

При этом это максимально реалистичные произведения, написаны, как правило, в форме писем, дневников или исповедей.

Алексей Иванович Пантелеев. Две лягушки

Жили-были две лягушки. Были они подруги и жили в одной канаве. Но
только одна из них была настоящая лесная лягушка - храбрая, сильная веселая,
а другая была ни то ни се: трусиха была, лентяйка, соня. Про нее даже
говорили, будто она не в лесу, а где-то в городском парке родилась.
Но все-таки они жили вместе, эти лягушки.
И вот однажды ночью пошли они погулять.
Идут себе по лесной дороге и вдруг видят - стоит дом. А около дома
погреб. И из этого погреба очень вкусно пахнет: плесенью пахнет, сыростью,
мохом, грибами. А это как раз то самое, что лягушки любят.
Вот забрались они поскорей в погреб, стали там бегать и прыгать.
Прыгали, прыгали и нечаянно свалились в горшок со сметаной.
И стали тонуть.
А тонуть им, конечно, не хочется.
Тогда они стали барахтаться, стали плавать. Но у этого глиняного горшка
были очень высокие скользкие стенки. И лягушкам оттуда никак не выбраться.
Та лягушка, что была лентяйкой, поплавала немножко, побултыхалась и
думает:
"Все равно мне отсюда не вылезти. Что ж я буду напрасно барахтаться.
Только нервы даром трепать. Уж лучше я сразу утону".
Подумала она так, перестала барахтаться - и утонула.
А вторая лягушка - та была не такая. Та думает:
"Нет, братцы, утонуть я всегда успею. Это от меня не уйдет. А лучше я
еще побарахтаюсь, еще поплаваю. Кто его знает, может быть, у меня что-нибудь
и выйдет".
Но только - нет, ничего не выходит. Как ни плавай - далеко не уплывешь.
Горшок узенький, стенки скользкие, - не вылезти лягушке из сметаны.
Но все-таки она не сдается, не унывает.
"Ничего, - думает, - пока силы есть, буду барахтаться. Я ведь еще живая
- значит, надо жить. А там - что будет".
И вот - из последних сил борется наша храбрая лягушка со своей
лягушачьей смертью. Уж вот она и сознание стала терять. Уж вот захлебнулась.
Уж вот ее ко дну тянет. А она и тут не сдается. Знай себе лапками работает.
Дрыгает лапками и думает:
"Нет. Не сдамся. Шалишь, лягушачья смерть..."
И вдруг - что такое? Вдруг чувствует наша лягушка, что под ногами у нее
уже не сметана, а что-то твердое, что-то такое крепкое, надежное, вроде
земли. Удивилась лягушка, посмотрела и видит: никакой сметаны в горшке уже
нет, а стоит она на комке масла.
"Что такое? - думает лягушка. - Откуда здесь взялось масло?"
Удивилась она, а потом догадалась: ведь это она сама лапками своими из
жидкой сметаны твердое масло сбила.
"Ну вот, - думает лягушка, - значит, я хорошо сделала, что сразу не
утонула".
Подумала она так, выпрыгнула из горшка, отдохнула и поскакала к себе
домой - в лес.
А вторая лягушка осталась лежать в горшке.
И никогда уж она, голубушка, больше не видела белого света, и никогда
не прыгала, и никогда не квакала.
Ну что ж. Если говорить правду, так сама ты, лягушка, и виновата. Не
падай духом! Не умирай раньше смерти...

1937

Царевна-лягушка (вариант сказки 1)

В стары годы, в старопрежни, у одного царя было три сына - все они на возрасте. Царь и говорит: «Дети! Сделайте себе по самострелу и стреляйте: кака женщина принесет стрелу, та и невеста; ежели никто не принесет, тому, значит, не жениться». Большой сын стрелил, принесла стрелу княжеска дочь; средний стрелил, стрелу принесла генеральска дочь; а малому Ивану-царевичу принесла стрелу из болота лягуша в зубах. Те братья были веселы и радостны, а Иван-царевич призадумался, заплакал: «Как я стану жить с лягушей? Век жить - не реку перебрести или не поле перейти!» Поплакал-поплакал, да нечего делать - взял в жены лягушу. Их всех обвенчали по ихнему там обряду; лягушу держали на блюде.

Вот живут они. Царь захотел одиножды посмотреть от невесток дары, котора из них лучше мастерица. Отдал приказ. Иван-царевич опять призадумался, плачет: «Чего у меня сделат лягуша! Все станут смеяться». Лягуша ползат по полу, только квакат. Как уснул Иван-царевич, она вышла на улицу, сбросила кожух 1 , сделалась красной девицей и крикнула: «Няньки-маньки 2 ! Сделайте то-то!» Няньки-маньки тотчас принесли рубашку самой лучшей работы. Она взяла ее, свернула и положила возле Ивана-царевича, а сама обернулась опять лягушей, будто ни в чем не бывала! Иван-царевич проснулся, обрадовался, взял рубашку и понес к царю. Царь принял ее, посмотрел: «Ну, вот это рубашка - во Христов день 3 надевать!» Середний брат принес рубашку; царь сказал: «Только в баню в ней ходить!» А у большого брата взял рубашку и сказал: «В черной избе ее носить!» Разошлись царски дети; двое-то и судят между собой: «Нет, видно мы напрасно смеялись над женой Ивана-царевича, она не лягуша, а кака-нибудь хитра 4 !»

Царь дает опять приказанье, чтоб снохи состряпали хлебы и принесли ему напоказ, котора лучше стряпат? Те невестки сперва смеялись над лягушей; а теперь, как пришло время, они и послали горнишну подсматривать, как она станет стряпать. Лягуша смекнула это, взяла замесила квашню, скатала, печь сверху выдолбила, да прямо туда квашню и опрокинула. Горнишна увидела, побежала, сказала своим барыням, царским невесткам, и те так же сделали. А лягуша хитрая только их провела, тотчас тесто из печи выгребла, все очистила, замазала, будто ни в чем не бывала, а сама вышла на крыльцо, вывернулась из кожуха и крикнула: «Няньки-маньки! Состряпайте сейчас же мне хлебов таких, каки мой батюшка по воскресеньям да по праздникам только ел». Няньки-маньки тотчас притащили хлеба. Она взяла его, положила возле Ивана-царевича, а сама сделалась лягушей. Иван-царевич проснулся, взял хлеб и понес к отцу. Отец в то время принимал хлебы от больших братовей; их жены как поспускали в печь хлебы так же, как лягуша, - у них и вышло кули-мули. Царь наперво принял хлеб от большого сына, посмотрел и отослал на кухню; от середнего принял, туда же послал. Дошла очередь до Ивана-царевича; он подал свой хлеб. Отец принял, посмотрел и говорит: «Вот это хлеб - во Христов день есть! Не такой, как у больших снох, с закалой 5 !»

После того вздумалось царю сделать бал, посмотреть своих сношек, котора лучше пляшет? Собрались все гости и снохи, кроме Ивана-царевича; он задумался: «куда я с лягушей поеду?» И заплакал навзрыд наш Иван-царевич. Лягуша и говорит ему: «Не плачь, Иван-царевич! Ступай на бал. Я через час буду». Иван-царевич немного обрадовался, как услыхал, что лягуша бает; уехал, а лягуша пошла, сбросила с себя кожух, оделась чудо как! Приезжает на бал; Иван-царевич обрадовался, и все руками схлопали: кака красавица! Начали закусывать; царевна огложет коску 6 , да и в рукав, выпьет чего - остатки в другой рукав. Те снохи видят, чего она делат, и они тоже кости кладут к себе в рукава, пьют чего - остатки льют в рукава. Дошла очередь танцевать; царь посылает больших снох, а они ссылаются на лягушу. Та тотчас подхватила Ивана-царевича и пошла; уж она плясала-плясала, вертелась-вертелась - всем на диво! Махнула правой рукой - стали леса и воды, махнула левой - стали летать разные птицы. Все изумились. Отплясала - ничего не стало. Други снохи пошли плясать, так же хотели: котора правой рукой ни махнет, у той кости-та и полетят, да в людей, из левого рукава вода разбрызжет - тоже в людей. Царю не понравилось, закричал: «Будет, будет!» Снохи перестали.

Бал был на отходе. Иван-царевич поехал наперед, нашел там где-то женин кожух, взял его да и сжег. Та приезжат, хватилась кожуха: нет! - сожжен. Легла спать с Иваном-царевичем; перед утром и говорит ему: «Ну, Иван-царевич, немного ты не потерпел; твоя бы я была, а теперь бог знат. Прощай! Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве». И не стало царевны.

Вот год прошел, Иван-царевич тоскует о жене; на другой год собрался, выпросил у отца, у матери благословенье и пошел. Идет долге уж, вдруг попадатся ему избушка - к лесу передом, к нему задом. Он и говорит: «Избушка, избушка! Стань по-старому, как мать поставила, - к лесу задом, а ко мне передом». Избушка перевернулась. Вошел в избу; сидит старуха и говорит: «Фу-фу! Русской коски слыхом было не слыхать, видом не видать, нынче русска коска сама на двор пришла! Куда ты, Иван-царевич, пошел?» - «Прежде, старуха, напой-накорми, потом вести расспроси». Старуха напоила-накормила и спать положила. Иван-царевич говорит ей: «Баушка! Вот я пошел доставать Елену Прекрасну 7 ». - «Ой, дитятко, как ты долго (не бывал)! Она с первых-то годов часто тебя поминала, а теперь уж не помнит, да и у меня давно не бывала. Ступай вперед к середней сестре, та больше знат».

Иван-царевич поутру отправился, дошел до избушки и говорит: «Избушка, избушка! Стань по-старому, как мать поставила, - к лесу задом, а ко мне передом». Избушка перевернулась. Он вошел в нее, видит - сидит старуха и говорит: «Фу-фу! Русской коски слыхом было не слыхать и видом не видать, а нынче русска коска сама на двор пришла! Куда, Иван-царевич, пошел?» - «Да вот, баушка, доступать Елену Прекрасну». - «Ой, Иван-царевич, - сказала старуха, - как ты долго! Она уж стала забывать тебя, выходит взамуж за другого: скоро свадьба! Живет теперь у большой сестры, ступай туда да смотри ты: как станешь подходить - у нее узнают, Елена обернется веретешком 8 , а платье на ней будет золотом. Моя сестра золото станет вить, как совьет веретешко, и положит в ящик, и ящик запрет, ты найди ключ, отвори ящик, веретешко переломи, кончик брось назад, а корешок перед себя: она и очутится перед тобой».

Пошел Иван-царевич, дошел до этой старухи, зашел в избу; та вьет золото, свила его веретешко и положила в ящик, заперла и ключ куда-то положила. Он взял ключ, отворил ящик, вынул веретешко и переломил по сказанному, как по писаному, кончик бросил за себя, а корешок перед себя. Вдруг и очутилась Елена Прекрасна, начала здороваться: «Ой, да как ты долго, Иван-царевич? Я чуть за другого не ушла». А тому жениху надо скоро быть. Елена Прекрасна взяла ковер-самолет у старухи, села на него, и понеслись, как птица полетели. Жених-от за ними вдруг и приехал, узнал, что они уехали; был тоже хитрый! Он ступай-ка за ними в погоню, гнал-гнал, только сажон десять не догнал: они на ковре влетели в Русь, а ему нельзя как-то в Русь-то, воротился; а те прилетели домой, все обрадовались, стали жить да быть да животы 9 наживать - на славу всем людям.

1 Кожа, шкурка.

3 В праздник.

4 Т. е. чародейка.

5 Сырое, непропеченное место в хлебе (Ред .).

7 Т. е. свою жену.

8 Веретеном.

9 Имение, богатство, скот домашний.

Царевна-лягушка (вариант сказки 2)

У одного царя было три сына. Он оделил их по стрелке и велел стрелять: кто куда стрельнет, тому там и невесту брать. Вот старший стрельнул, и его стрелка упала к генералу на двор, и подняла ее генералова дочь. Он пошел и стал просить у ней: «Девица, девица! Отдай мою стрелку». Она говорит ему: «Возьми меня замуж!» Другой стрельнул, его стрелка упала к купцу на двор, и подняла ее купцова дочь. Он пошел просить: «Девица, девица! Отдай мою стрелку». Она говорит: «Возьми меня за себя замуж!» Третий стрельнул, и стрелка его упала в болото, и взяла ее лягушка. Он пошел просить: «Лягушка, лягушка! Отдай мою стрелку!» Она говорит: «Возьми меня замуж!»

Вот они пришли к отцу и сказали, кто куда попал, а меньшой сказал, что стрелка его попала к лягушке в болото. «Ну, - говорит отец, - знать твоя судьба такая». Вот он женил их и сделал пир. На пиру молодые снохи стали плясать; старшая плясала-плясала, махнула рукой - свекра ушибла; другая плясала-плясала, махнула рукой - свекровь ушибла; третья, лягушка, стала плясать, махнула рукой - явились луга и сады; так все и ахнули!

Вот стали они ложиться спать. Лягушка скинула свою лягушечью кожуринку 1 и стала человеком. Муж ее взял эту кожуринку и бросил в печь. Кожуринка закурилась. Лягушка учуяла 2 , схватила ее, осерчала на мужа, Ивана-царевича, и говорит: «Ну, Иван-царевич, ищи ж меня в седьмом царстве. Железные сапоги износи и три железных просвиры сгложи!» Спорхнула и улетела.

Вот, делать нечего, пошел искать, взял железные сапоги и три железных просвиры. Шел-шел, сапоги железные износил и три просвиры железных сглодал и опять захотел есть. Встречается щука. Он говорит ей: «Я есть хочу, я тебя съем!» - «Нет, не ешь меня, я тебе сгожусь». Пошел дальше; встречается медведь. Иван-царевич говорит ему: «Я есть хочу, я тебя съем!» - «Нет, не ешь меня, я тебе сгожусь». Иван-царевич пошел опять голодный; летит соколиха. Он говорит ей: «Я тебя съем!» - «Нет, не ешь меня; я тебе сгожусь». Опять так пошел; ползет рак. Иван-царевич говорит: «Я тебя съем!» - «Нет, не ешь меня; я тебе сгожусь».

Иван-царевич опять пошел. Стоит избушка; он взошел в нее. Там сидит старушка и спрашивает его: «Что, Иван-царевич, дело пытаешь или от дела лытаешь 3 ?» Иван-царевич говорит: «Ищу лягушку, жену свою». Старушка говорит: «Ой, Иван-царевич, она тебя хочет известь; я ее мать. Поди же ты, Иван-царевич, за море; там лежит камень, в этом камне сидит утка, в этой утке яичко; возьми это яичко и принеси ко мне». Вот он пошел за море; пришел к морю и говорит: «Где моя щука? Она б мне рыбий мост настелила». Откуда ни возьмись щука, настелила рыбий мост. Он по нем пришел к камню, бил, бил - не расшиб и говорит: «Где мой медведь? Он бы мне расколол его». Явился медведь и ну колоть - расколол. Утка выскочила оттуда и улетела. Иван-царевич говорит: «Где моя соколиха? Она б мне утку поймала и принесла». Смотрит, а соколиха тащит ему утку. Он взял, разрезал ее, вынул яичко, стал мыть его и уронил в воду. «Где мой рак? - говорит Иван-царевич, - он бы достал мне яичко!» Смотрит, а рак несет ему яичко, он взял и пошел к старушке в избушку, отдал ей яичко. Она замесила и испекла из него пышечку; а Ивана-царевича посадила в коник 4 и приказала: «Вот скоро твоя лягушка прилетит, а ты молчи и вставай, когда я велю». Вот он сел в коник. Прилетела лягушка, железным пихтелем стучит и говорит: «Фу! Русским духом пахнет; каб Иван-царевич попался, я б его разорвала!» Мать-старушка говорит ей: «Ну это ты по Руси летала, русского духу нахваталась. На вот, закуси этой пышечки». Она съела эту пышечку - остались одни крошечки - и говорит: «Где мой Иван-царевич? Я по нем соскучилась. Я б с ним вот этой крошечкой поделилась». Мать велела выйти Ивану-царевичу; он вышел. Лягушка подхватила его под крылышко и улетела с ним в седьмое царство жить.

1 Шкурку («кожурина»).

2 Чутьем почувствовала.

3 Бегаешь.

4 Коник - лавка с коробом в избе, у двери, для поклажи вещей.

Царевна-лягушка (вариант сказки 3)

В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею; у него было три сына - все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером написать; младшего звали Иван-царевич. Говорит им царь таково слово: «Дети мои милые, возьмите себе по стрелке, натяните тугие луки и пустите в разные стороны; на чей двор стрела упадет, там и сватайтесь». Пустил стрелу старший брат - упала она на боярский двор, прямо против девичья терема; пустил средний брат - полетела стрела к купцу на двор и остановилась у красного крыльца, а на том крыльце стояла душа-девица, дочь купеческая; пустил младший брат - попала стрела в грязное болото, и подхватила ее лягуша-квакуша. Говорит Иван-царевич: «Как мне за себя квакушу взять? Квакуша не ровня мне!» - «Бери! - отвечает ему царь. - Знать, судьба твоя такова».

Вот поженились царевичи: старший на боярышне, средний на купеческой дочери, а Иван-царевич на лягуше-квакуше. Призывает их царь и приказывает: «Чтобы жены ваши испекли мне к завтрему по мягкому белому хлебу». Воротился Иван-царевич в свои палаты невесел, ниже плеч буйну голову повесил. «Ква-ква, Иван-царевич! Почто так кручинен стал? - спрашивает его лягуша. - Аль услышал от отца своего слово неприятное?» - «Как мне не кручиниться? Государь мой батюшка приказал тебе к завтрему изготовить мягкий белый хлеб». - «Не тужи, царевич! Ложись-ка спать-почивать; утро вечера мудренее!» Уложила царевича спать да сбросила с себя лягушечью кожу - и обернулась душой-девицей, Василисой Премудрою; вышла на красное крыльцо и закричала громким голосом: «Мамки-няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь, приготовьте мягкий белый хлеб, каков ела я, кушала у родного моего батюшки».

Наутро проснулся Иван-царевич, у квакуши хлеб давно готов - и такой славный, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать! Изукрашен хлеб разными хитростями, по бокам видны города царские и с заставами. Благодарствовал царь на том хлебе Ивану-царевичу и тут же отдал приказ трем своим сыновьям: «Чтобы жены ваши соткали мне за единую ночь по ковру». Воротился Иван-царевич невесел, ниже плеч буйну голову повесил. «Ква-ква, Иван-царевич! Почто так кручинен стал? Аль услышал от отца своего слово жесткое, неприятное?» - «Как мне не кручиниться? Государь мой батюшка приказал за единую ночь соткать ему шелковый ковер». - «Не тужи, царевич! Ложись-ка спать-почивать; утро вечера мудренее!» Уложила его спать, а сама сбросила лягушечью кожу - и обернулась душой-девицей, Василисою Премудрою; вышла на красное крыльцо и закричала громким голосом: «Мамки-няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь шелковый ковер ткать - чтоб таков был, на каком я сиживала у родного моего батюшки!»

Как сказано, так и сделано. Наутро проснулся Иван-царевич, у квакушки ковер давно готов - и такой чудный, что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать. Изукрашен ковер златом-серебром, хитрыми узорами. Благодарствовал царь на том ковре Ивану-царевичу и тут же отдал новый приказ, чтобы все три царевича явились к нему на смотр вместе с женами. Опять воротился Иван-царевич невесел, ниже плеч буйну голову повесил. «Ква-ква, Иван-царевич! Почто кручинишься? Али от отца услыхал слово неприветливое?» - «Как мне не кручиниться? Государь мой батюшка велел, чтобы я с тобой на смотр приходил; как я тебя в люди покажу!» - «Не тужи, царевич! Ступай один к царю в гости, а я вслед за тобой буду, как услышишь стук да гром - скажи: это моя лягушонка в коробчонке едет».

Вот старшие братья явились на смотр с своими женами, разодетыми, разубранными; стоят да с Ивана-царевича смеются: «Что ж ты, брат, без жены пришел? Хоть бы в платочке принес! И где ты этакую красавицу выискал? Чай, все болота исходил?» Вдруг поднялся великий стук да гром - весь дворец затрясся; гости крепко напугались, повскакивали с своих мест и не знают, что им делать; а Иван-царевич говорит: «Не бойтесь, господа! Это моя лягушонка в коробчонке приехала». Подлетела к царскому крыльцу золоченая коляска, в шесть лошадей запряжена, и вышла оттуда Василиса Премудрая - такая красавица, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать! Взяла Ивана-царевича за руку и повела за столы дубовые, за скатерти браные.

Стали гости есть-пить, веселиться; Василиса Премудрая испила из стакана да последки себе за левый рукав вылила; закусила лебедем да косточки за правый рукав спрятала. Жены старших царевичей увидали ее хитрости, давай и себе то ж делать. После, как пошла Василиса Премудрая танцевать с Иваном-царевичем, махнула левой рукой - сделалось озеро, махнула правой - и поплыли по воде белые лебеди; царь и гости диву дались. А старшие невестки пошли танцевать, махнули левыми руками - забрызгали, махнули правыми - кость царю прямо в глаз попала! Царь рассердился и прогнал их нечестно.

Тем временем Иван-царевич улучил минуточку, побежал домой, нашел лягушечью кожу и спалил ее на большом огне. Приезжает Василиса Премудрая, хватилась - нет лягушечьей кожи, приуныла, запечалилась и говорит царевичу: «Ох, Иван-царевич! Что же ты наделал? Если б немножко ты подождал, я бы вечно была твоею; а теперь прощай! Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве - у Кощея Бессмертного». Обернулась белой лебедью и улетела в окно.

Иван-царевич горько заплакал, помолился богу на все на четыре стороны и пошел куда глаза глядят. Шел он близко ли, далеко ли, долго ли, коротко ли - попадается ему навстречу старый старичок: «Здравствуй, - говорит, - добрый молодец! Чего ищешь, куда путь держишь?» Царевич рассказал ему свое несчастье. «Эх, Иван-царевич! Зачем ты лягушью кожу спалил? Не ты ее надел, не тебе и снимать было! Василиса Премудрая хитрей, мудреней своего отца уродилась; он за то осерчал на нее и велел ей три года квакушею быть. Вот тебе клубок; куда он покатится - ступай за ним смело».

Иван-царевич поблагодарствовал старику и пошел за клубочком. Идет чистым полем, попадается ему медведь. «Дай, - говорит, - убью зверя!» А медведь провещал ему: «Не бей меня, Иван-царевич! Когда-нибудь пригожусь тебе». Идет он дальше, глядь, - а над ним летит селезень; царевич прицелился из ружья, хотел было застрелить птицу, как вдруг провещала она человечьим голосом: «Не бей меня, Иван-царевич! Я тебе сама пригожусь». Он пожалел и пошел дальше. Бежит косой заяц; царевич опять за ружье, стал целиться, а заяц провещал ему человечьим голосом: «Не бей меня, Иван-царевич! Я тебе сам пригожусь». Иван-царевич пожалел и пошел дальше - к синему морю, видит - на песке лежит, издыхает щука-рыба. «Ах, Иван-царевич, - провещала щука, - сжалься надо мною, пусти меня в море». Он бросил ее в море и пошел берегом.

Долго ли, коротко ли - прикатился клубочек к избушке; стоит избушка на куриных лапках, кругом повертывается. Говорит Иван-царевич: «Избушка, избушка! Стань по-старому, как мать поставила, - ко мне передом, а к морю задом». Избушка повернулась к морю задом, к нему передом. Царевич взошел в нее и видит: на печи, на девятом кирпичи, лежит баба-яга костяная нога, нос в потолок врос, сопли через порог висят, титьки на крюку замотаны, сама зубы точит. «Гой еси, добрый молодец! Зачем ко мне пожаловал?» - спрашивает баба-яга Ивана-царевича. «Ах ты, старая хрычовка! Ты бы прежде меня, доброго молодца, накормила-напоила, в бане выпарила, да тогда б и спрашивала».

Баба-яга накормила его, напоила, в бане выпарила; а царевич рассказал ей, что ищет свою жену Василису Премудрую. «А, знаю! - сказала баба-яга. - Она теперь у Кощея Бессмертного; трудно ее достать, нелегко с Кощеем сладить: смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережет».

Указала яга, в каком месте растет этот дуб; Иван-царевич пришел туда и не знает, что ему делать, как сундук достать? Вдруг откуда не взялся - прибежал медведь и выворотил дерево с корнем; сундук упал и разбился вдребезги, выбежал из сундука заяц и во всю прыть наутек пустился; глядь - а за ним уж другой заяц гонится, нагнал, ухватил и в клочки разорвал. Вылетела из зайца утка и поднялась высоко-высоко; летит, а за ней селезень бросился, как ударит ее - утка тотчас яйцо выронила, и упало то яйцо в море. Иван-царевич, видя беду неминучую, залился слезами; вдруг подплывает к берегу щука и держит в зубах яйцо; он взял то яйцо, разбил, достал иглу и отломил кончик: сколько ни бился Кощей, сколько ни метался во все стороны, а пришлось ему помереть! Иван-царевич пошел в дом Кощея, взял Василису Премудрую и воротился домой. После того они жили вместе и долго и счастливо.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка