Национальные игрушки народов мира своими руками. Куклы народов разных стран презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Крестово-Городищенская средняя общеобразовательная школа. Тема урока: Игрушки народов мира. Учитель МХК: Клементьева Т. А. 2012г.

2 слайд

Описание слайда:

План урока. Игрушка ее значение и виды игрушек. Японские традиционные куклы. 2.1.Фестиваль кукол в праздник девочек (Хина ма- цури) 2.2. Первый день Лошади - праздник мальчиков. 3. Русская народная игрушка 3.1. Каргопольская игрушка народных мастеров Севера. 3.2. Дымковская игрушка. 3.3. Филимоновская глиняная игрушка. 3.4. Матрешка.

3 слайд

Описание слайда:

Детская игрушка - очень древнее и сложное по своему содержанию явление человеческой культуры… Игрушка, создаваемая взрослыми, - это предмет, который должен, организуя и сопровождая игру, служить физическому и интеллектуальному развитию ребёнка Виды игрушек: звуковые (сенсорные) игрушки - трещотки, погремушки, свистки. двигательные (моторные) - мяч, волчок, конь-качалка и т.д. образные игрушки - куклы и игрушки, изображающие животных.

4 слайд

Описание слайда:

На детские игрушки издавна обращали внимание крупные мыслители. Аристотель настаивал на том, чтобы в интересах воспитания изобретались для детей пригодные игрушки, иначе дети станут ломать в доме вещи. Философ Архитас стал знаменит тем, что изобрел для детей погремушку. Лафарет придумал игру в деревянные кирпичики для детских строек. По мнению Платона, Локка, Фребеля и других, излюбленные игрушки детей могут служить первой пробой для пытливого ума и склада характера.

5 слайд

Описание слайда:

2. Японские традиционные куклы. В Японии существуют игрушки, предназначенные не для игры, а для рассматривания. Эти куклы выполняются для различных традиционных японских праздников. Изготавливают их из различных материалов - из дерева, глины, ткани, бумаги, соломы. Традиция изготовления подобных кукол насчитывает уже целое тысячелетие.

6 слайд

Описание слайда:

Традиционная японская кукла, Воин Девочка с барабаном. Япония, 1960-е гг Чайная церемония, большая интерьерная композиция. Авторская работа, 1960-е гг.

7 слайд

Описание слайда:

2.1.Фестиваль кукол в праздник девочек (Хина ма- цури) Ежегодно 3 марта в Японии проводится праздник девочек. Накануне в домах, где есть дочери, в гостиной устанавливают стенд в виде ступенек, на которых располагают кукол. Куклы эти не простые - они изображают членов императорского двора. У каждой куклы на стенде свое строго определенное место: над всеми возвышаются император и императрица

8 слайд

Описание слайда:

Маленькие девочки в этот день ходят в гости со своими мамами, делают друг другу подарки, угощаются сладостями, любуются куклами. После окончания праздника кукол заворачивают в бумагу и убирают в коробку до следующего года. А происхождение этого праздника связывают с колдовством и врачеванием. Когда-то при ритуале очищения души и тела человек дул на бумажную или соломенную куклу, тер ею свое тело, и тогда кукла якобы забирала болезни и недомогания. Затем куклу бросали в речку, чтобы водный поток унес подальше куклу, а с ней и все плохое.

9 слайд

Описание слайда:

Современный праздник кукол Современный праздник кукол в Японии красивое зрелище, ежегодно приманивающее к себе миллионы туристов, со всех земных уголков. Праздник кукол отмечается в начале марта, в это время в Японии очень тёплая, благодатная погода. Каждый японский дом в этот день обязан выставить на окно самых красивых своих кукол. Кроме того, проводятся общегородские праздничные мероприятия, на которых выставляются самые красивые куклы. В эти дни обязательно покупать себе кукол, считается, они принесут удачу, и будут охранять дом до следующего Хина ма цури.

10 слайд

Описание слайда:

Праздник мальчиков отмечается 5-го числа 5-го месяца по лунному календарю и, подобно празднику девочек, имеет несколько названий. Одно из них – Танго-но сэкку (Праздник первого дня лошади) – было выбрано поскольку лошадь символизирует храбрость, смелость, мужество, т.е. все те качества, которыми должен обладать юноша, чтобы стать достойным воином. 2.2. Первый день Лошади - праздник мальчиков.

11 слайд

Описание слайда:

Зародился в Китае в период ханьской династии (III в. до н.э. - III в. н.э.). Во время праздника собирали целебные травы и делали из полыни ритуальных кукол для того, чтобы отвести болезни от ребенка. В этот день проводились всякие "спортивные" состязания: состязания всадников, лучников и т.д. Кроме того, примерно в это время крестьяне выставляли на полях пугала в ярких костюмах, чтобы защитить посевы от птиц. Постепенно эти фигуру стали делать более тщательно, частенько они изображали воинов. В конце концов их стали воспринимать уже не столько как защиту для будущего урожая, сколько как обереги для детей, и уже не выставляли в поле, а хранили дома.

12 слайд

Описание слайда:

3. Русская народная игрушка. Современные психологи считают, что игрушка – не просто развлечение, средство физического развития и обучения, что игрушка – это культурный объект. Некоторые даже пишут о том, что по игрушкам можно судить о состоянии культуры общества С помощью игрушек решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации.

13 слайд

Описание слайда:

На территории расселения восточных славян археологами обнаружены деревянные лодочки, волчки, птички, погремушки, дудочки, глиняная посуда, фигурки людей, свистульки, изображения животных и т.д.

14 слайд

Описание слайда:

Многие знают, к примеру, что у кукол никогда не вырисовывали лиц, опасаясь, что игрушка, имеющая лицо, начнет оживать, чем нарушит зыбкое мировое равновесие (не случайно неодушевленный предмет «кукла» в русском языке грамматически является одушевленным существительным). Народная игрушка «помнит» о своем обрядовом происхождении. Дело в том, что одна и та же фигурка в древности могла быть одновременно игрушкой и оберегом ребенка.

15 слайд

Описание слайда:

Забытые простонародные игрушки ТАРАХТУШКИ, то есть погремушки, делали из различного материала: из дерева в виде точеного шарика; на деревянной ножке, а внутрь помещали горох или мелкие камушки СОЛОВЕЙ. Это глиняный горшочек, величиной с яблоко. Имеет носик, как у чайника, и несколько отверстий, наполняется водой и при вдувании образует мелодию, которая отвлекает и забавляет ребенка. РЕВУНЫ. Получались из плодов акации и соломинок. Крепко натягивая листочек пырея, ленточку, листочек бересты, коры, стебельков, можно произвести пронзительный звук пищания. КУБАРЬ. Небольшой деревянный шар или цилиндр на коротенькой ножке, похожий на волчок, пускали по полу, земле или по льду. ДЗЫК. Берут обыкновенную пуговицу, вставляют в дырочку тоненькую палочку, один конец которой заостряют, а за другой берут пальцами и приводят в движение - происходит легкое жужжание. ТРЕЩОТКИ. Бывают двух видов: деревянный валик с рукояткой и трещотка из 10-15 дощечек. КУКЛЫ. Куклы быстро Совершенствовались, от деревянных до восковых, глиняных и фарфоровых. Куклу всегда старались приблизить к реальному женскому образу и даже придумали движущиеся руки, ноги, глаза. У славян кукла имела глубокий смысл - оберегала и походила на идола -Берегиню - пышную куклу и помещалась над крыльцом, на окнах. Позже на Русибыли популярны куклы-лихорадки. Хозяйка шила обязательно 12 штук - на 12 месяцев в году от 12 страшных болезней. Шила, чтобы угодить Лихоманкам, трясучкам, то есть задабривала духов разных болезней. Каждая имела свое имя

16 слайд

Наверное, сейчас достаточно сложно встретить человека, которого бы не привлекали куклы народов мира. Почему? Собственно говоря, причин для этого несколько.

Конечно же, в первую очередь хотелось бы подчеркнуть необычность и оригинальность данного вида игрушки. А вот в культурном плане ее роль вообще сложно переоценить. Согласитесь, коллекция кукол народов мира как нельзя лучше может познакомить школьников, да и взрослых людей, с обычаями, традициями и поверьями представителей абсолютно разных уголков нашей планеты. Может быть, как раз в этом и кроется секрет популярности? Попробуем разобраться вместе.

Какова же она - самая большая коллекция кукол народов мира?

Куклы в той или иной мере присутствуют в жизни каждого человека. Правда, происходит это чаще в детстве, и особенно у девочек. Так или иначе, не встретишь сейчас того, кто не сможет дать более или менее вразумительное определение этому понятию.

Некоторые взрослые также с ними не расстаются, ведь для нас, согласитесь, кукла может выполнять сразу несколько функций. Например, выступать в качестве частички детства, талисмана, дополнения к интерьеру или даже удивительного экземпляра заботливо собранной коллекции.

На сегодняшний день настоящими охотниками за подобными игрушками стали коллекционеры. Их интересуют редкие куклы в костюмах народов мира, они отслеживают выпуски новых моделей, скрупулёзно ухаживают за своими, уже найденными, образцами.

Ни для кого не секрет, что истинный коллекционер позволяет себе тратить внушительные деньги на приобретение все новых и новых вещей. Есть такие собрания кукол, которые вполне могут считаться настоящей исторической и культурной ценностью.

Самыми известными коллекционерами в Москве считаются Е. Лосева и Н. Бартраму. Их редкие куклы в костюмах народов мира стали основой для создания Московского Музея Игрушки. Также очень знаменита коллекция «Вахтановъ», которая состоит из современных художественных экземпляров.

Кроме этого, многие коллекционеры приобрели известность благодаря Барби, которые стали мега-популярными в 1990-х. Самое крупное собрание таких утонченных девушек с шикарными волосами принадлежит Леониду Celluloid Boy.

Нельзя не отметить, что коллекция Барби в Германии, принадлежащая Б. Дорфман, на сегодняшний день насчитывает 6025 моделей, 4000 собрано И. Рибель в Голландии, а вот в Великобритании самое крупное собрание принадлежит Т. Матиа.

Кроме современных экземпляров, коллекционеры собирают и другие виды. Например, обладательницей и автором крупнейшей подборки ценных удивительно похожих на известных людей, является художник О. Пауэлл. Т. Финнангер из Норвегии прославилась благодаря созданию тильд. А страшные куклы-монстры uglies принесли всемирную популярность своим проектировщикам Д. Хорвату и С. Киму.

Как и когда возникли первые игрушки такого плана

Куклы разных народов имеют очень длинную и насыщенную историю. Как известно, еще древние люди давали своим деткам поиграть, правда, не кукол в современном понимании этого слова, а разные камушки и деревяшки. А вот дети персов и индейских племен уже имели самых настоящих фей, колдуний и волшебниц, сделанных из дерева или ткани с прорисованными глазами.

Кроме того, не стоит забывать и о том, что в древние времена некоторые куклы народов мира, фото которых сейчас можно встретить практически в каждой энциклопедии, были неотъемлемой частью религиозных ритуалов, и играть с ними малышам строго запрещалось.

Первые детские куклы были найдены в Египте. Их возраст составляет примерно 4500 лет. Они украшались бусинами, имели настоящие волосы и двигающиеся руки и ноги.

В Древней Греции и Риме огромной популярностью у мальчишек пользовалась игрушка в виде с фигурками солдат внутри. Изделия создавались из глины и воска и ярко окрашивались.

В античность эти фигурки уже начали изготавливать из дорогих материалов, и среди них самой дорогой считалась та, что была сделана из слоновой кости.

Куклы народов России чаще всего отождествляются с игрушками, выполненными из тряпок или соломы.

Кукольный театр на улицах города

Этот необычный род представлений берет свое начало еще от языческих обрядов, применявшихся для поклонения богам. Изначально он присутствовал в виде коротких фарсовых миниатюр со скверными высказываниями в сторону высших особ в Древнем Египте в XVI в. до н. э., и в Древнем Риме - во ІІ в. до н. э.

Чуть позже, начиная приблизительно с XI в. н. э., в Европе, в католических церквях, прихожане с особым рвением стали устраивать евангельские инсценировки с главным персонажем в виде девы Марии. Правда, нельзя не отметить, что эти сценки вызывали огромное неодобрение у местных властей и находились под строжайшим запретом.

В конце XVI в. на площадях и ярмарках создался образ глупого, непристойного, но смелого, простодушного, ловкого и сметливого обжоры и увальня по имени Пульчинелла, с которого и началась эра европейских кукол.

В Англии, кстати, таким героем стал плут и драчун Патч, вечно ссорящийся с женой. Во Франции излюбленным персонажем был горбун и задира Полишинель, совсем не умеющий хранить секреты. В Германии - вульгарный простак Касперль с грубыми шутками. В Чехии любимейшим героем считался добродушный балагур и шутник Кашпарек, известный своим крепким словцом.

Отметим, что такие персонажи присутствовали практически у всех народов. Например, Дания часто ассоциируется с Местером Якелем, Нидерланды - с Яном Клаассеном, Греция - с Фазулисом и т. д.

А вот в России особую популярность и любовь приобрёл шут и драчун Петрушка.

Особенности японских игрушек

Куклы народов мира даже представить себе невозможно без японской Кокэси.

Первоначально она не имела конечностей и внешне очень напоминала русскую матрешку. Таких куколок изготавливали из вишни, кизила и клена, а потом, уже вручную, расписывали цветочными и растительными мотивами.

Сначала Кокэси использовали шаманы для совершения ритуальных обрядов и поминок. Однако со временем их начали давать детям и делать из дерева, лоскутов и бумаги.

В XX в. появились так называемые больших размеров, напоминающие гейш, с вышитым вручную кимоно. Они щедро украшались золотой нитью и драгоценными камнями.

Культура эскимосов и ненцев. Кукла народов Севера

Ненцы и эскимосы очень долго использовали различного рода статуэтки для связи с потусторонними силами. Эти игрушки были без глаз, ушей, рта и носа.

Считалось, что куклы народов мира такого типа обладали особой энергетикой, и, имея прорисованное лицо, могли оживать и пугать маленьких детей. Семьи северных народов обладали большим количеством кукол, и приданое молоденьких девушек обязательно насчитывало не один десяток таких изделий.

Для сохранения культуры позже им сделали лицо и одеяние в виде

Славянские экземпляры

У славян куклы изготавливались буквально из всего. В случае необходимости в ход шли солома, глина, зола, лоскуты и древесная кора… Люди считали эти фигурки оберегами.

Например, славяне верили, что игрушка, сделанная изо льна, отгонит от ребенка все болезни, а «десятиручка» принесет в семью счастье и благополучие, достаток придет с «крупеничкой», наполненной зерном. Кстати, разное зерно имело свое значение: рис - праздник, гречка - богатство, перловка - сытость, овес - сила.

Популярностью пользовались и “стригушки”, сделанные из пучка стриженой травы, а девочки постарше любили играть куклами из лоскутов.

Куклы народов Африки

В Африке куклы в костюмах народов мира, в данном случае африканского континента, передавались из поколения в поколение. Они вручную создавались из травы или вырезались из дерева. Потом изделия украшались красочными нарядами, бусами и браслетами.

В основном африканские куклы были одеты в традиционные наряды и изображали взрослых замужних женщин. А вот шаманы для своих обрядов отдельно изготавливали специальные ритуальные статуэтки.

Русская матрешка

Матрешка считается русской национальной расписной куклой нашей страны. Далеко не всем известно о том, что она берет свое начало в Китае, а вот в России их стали делать после того, как в конце XIX в. в Москву А. Мамонтова привезла фигурку японского старичка, которая раскрывалась.

В середине первой находилась такая же статуэтка, только меньших размеров, а за ней еще и еще. Фигурки раскрывались до той поры, пока на дне последней не обнаруживалась самая крохотная.

Русские мастера создали и разрисовали игрушку, состоящую из восьми фигурок. Все они изображали женщину, а на самой маленькой нарисовали младенца. Назвали игрушку Матрешкой в честь наипопулярнейшего тогда в Москве имени - Матрена.

Красотка прошлого века: кукла Барби

Кукла по имени Барби - это, пожалуй, предмет вожделения всех без исключения девочек и самая знаменитая в мире кукла. Вряд ли кто-то станет отрицать тот факт, что эта привлекательная модница поистине стала эталоном женской красоты.

Создала этот шедевр Рут Хэндлер. А дело было так. В 40-х годах ХХ в. пока еще никому не известная женщина совместно с мужем открыла компанию, специализирующуюся на изготовлении картинных рам. По ходу производства оставалось много деревянных отходов, из которых Рут придумала делать маленькую деревянную мебель для кукол.

После поездки 1956 г. в Швейцарию, в которой Рут увидела куклу Лилит - блондинку с вызывающими формами и модным гардеробом, она решила и сама создать образ, который стал бы для девочек осуществлением мечты о взрослой жизни. Рут сделала из вульгарной Лилит, авторские права на которую она, кстати, выкупила, положительную и всеми любимую красавицу. Имя свое кукла получила в честь дочери изобретательницы - Барбары. Первые наряды Барби шились у Диор и Живанши. В 1958 году Барби была запатентована. К слову, Кена придумали и назвали в честь сына изобретательницы - Кеннета.

Сейчас кукла Барби входит в первую десятку самых продаваемых товаров мира.

Современные куклы-тильды

Такую милую игрушку придумала норвежская художница Т. Финнангер. Тильда - это некий предмет, выполненный из ткани в виде куклы, зверька или какого-то предмета. Первую тильду художница создала в 1999 году, когда ей было 25 лет.

Сейчас продаются брендовые материалы и аксессуары для уюта с одноименным названием, а их создательница дает советы по устройству женского мира вокруг своего детища.

У данного есть несколько особенностей: они всегда пухленькие, с мягкими и плавными силуэтами, лица и мордашки тильд очень условны, и все они между собой похожи узнаваемой цветовой гаммой с насыщенными и спокойными оттенками. Тильды-куклы в костюмах народов мира в последнее время стали встречаться все чаще и чаще.

Жвачка для рук "Печенька"

Детям, любящим различные опыты и эксперименты, придутся по вкусу творческие наборы. Если ваш ребенок давно мечтает сделать хэндгам, пришло время воплотить эту мечту! Малыш самостоятельно изготовит игрушку из компонентов, сходящих в комплект. - прекрасный тренажер-антистресс, ее можно мять, подбрасывать, растягивать. Хэндгам успокаивает, снимает напряжение, укрепляет кистевые мышцы, тренирует мелкую моторику. А еще жвачка для рук имеет приятный аромат печенья, мяты, экзотических фруктов и пр.

Следующие новинки будут интересны не только детям, но и некоторым взрослым. В городских квартирах мы все больше отдаляемся от природы. Ребятишки порой не знают, откуда берутся овощи и фрукты, думая, что вкусняшки появляются в холодильнике сами собой. Теперь каждый ребенок может сам вырастить на подоконнике небольшой огород.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ: БИЗИБОРДЫ ЗАМОЧКИ, ПЕРВОЛОГИКА

Бывают ли настольные игры для самых маленьких? Мы говорим: «Да!». создана для дошкольников младшего возраста. В комплект входят 12 карточек, на которых нарисованы цветные кружочки в разных сочетаниях. А также 9 шариков: красные, желтые, синие. Игроку необходимо разложить шарики таким образом, чтобы их цвета совпадали с цветами ячеек-кружочков. Играть могут и несколько юных участников. «ПервоЛогика» способствует развитию аналитического мышления, памяти, умения сопоставлять. В групповой игре, кроме того, дети учатся эффективной коммуникации, пополняют словарный запас.

Когда появились игрушки? Можно смело предположить, что возраст игрушки совпадает с возрастом человечества. Дети играют везде и всегда. В культуре каждого народа игрушка занимает своё, и очень важное место. И во все исторические эпохи игрушка была связана с процессом игры - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества.

Существуют несколько точек зрения о возникновении игрушек игру породил труд; в древности труд и сам в себе нёс элементы игры; игрушки являлись отображением быта, окружающего ребенка, и позволяли детям через игру подражать взрослым; игрушка - отвлеченный от игры предмет, - зарождение искусства; изначально игрушки имели культовое значение или являлись воплощениями мифологических персонажей или олицетворяли силы природы.

игрушки изначально были многозначными и несли в себе целый ряд самых различных аспектов. Насколько многообразны версии о происхождении игрушек, настолько многообразны и виды игрушек, распространенных по всему миру. При этом большинство из них встречается в том или ином виде в самых разных уголках мира: погремушки, свистульки, куклы, фигурки животных или людей, волчки, обручи, палочки, кости… Первые упоминания об игрушках находятся в древних книгах памятниках письменности Античного мира. Изображения игрушек встречаются на древних сосудах и фресках. Но самые лучшие свидетельства - это сами игрушки найденные в разные времена археологами. Изготовление коня было одной из самых любимых игрушек детей Древней Греции.

Во что играли в Древнем Египте Большое разнообразие игрушек было обнаружено при раскопках Древнего Египта. Там были найдены не только простейшие фигурки, но и игрушки с несложными механизмами движения. Сравнительно позднее в игрушке возник образ коня. О существовании колесницы и лошади египтяне узнали от кочевых племен, завоевавших Египет в нач. I тыс. до н. э. Известны коникаталки, сделанные в V в. до н. э.

Археология об игрушках Археологические работы по всему миру привнесли немало удивительных открытий в историю возникновения игрушки. К сожалению, часто игрушки делали из материалов, которые подвержены быстрому разрушению и плохо сохраняются. Но и те находки, которые попались в руки ученых, свидетельствуют о том, что игрушка во все исторически эпохи была связана с игрой - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Древние рабовладельческие общества Египта, Греции и Рима оставили последующим поколениям бесценные сокровища материальной и духовной культуры. Немало интересного встретим мы, изучая игрушку - неотъемлемую часть древнего мира, выступающей своеобразной иллюстрацией эпохи.

Кто изобрел игрушку? «Возможно, первые игрушки нашим далеким предкам дарила сама природа: ракушки, камни, листья и цветы, кости животных или причудливые древесные сучья. Однако об этом можно только догадываться. По аналогии с современностью можно предположить и то, что любой предмет самого серьезного назначения в быту взрослых, попадая в руки ребенка, становился игрушкой. А быть может, первые "настоящие" игрушки стали делать для себя сами дети, а потом взрослые, наблюдая за детьми, поняли необходимость игрушек и стали изготавливать их специально. Археологи нашли только те из игрушек, что не поддались разрушительному действию времени. К тому же таких находок очень мало, чтобы строить версию совершенно достоверную. Происходили смены цивилизаций, умирали одни и рождались новые. Изменялись дети, и изменялись взрослые. Изменялись игрушки. Но есть среди них общие для всей истории человечества.

Погремушка, мяч, волчок и кукла Эти игрушки возникли во времена человеческого детства. Пройдя сквозь многогранный калейдоскоп нравов, укладов, привычек, вкусов, религий, они живут и сейчас. Однако при всем их удивительном сходстве есть не менее удивительное глубокое различие в содержании игры с этими игрушками у разных народов, » - - писала Галина Дайн, научный сотрудник Загорского музея игрушки. Журнал «Вокруг света» , ноябрь, 1971.

Детская современного дошкольника …заполнена игрушками, которые не могли существовать в первобытном обществе и игровое употребление которых недоступно для ребенка древнего общества. Можно ли представить себе среди игрушек ребенка этого общества автомобили, поезда, самолеты, луноходы, спутники, строительные материалы, пистолеты, наборы деталей для конструирования. Характер игрушек ребенка на протяжении человеческой истории игрушки в ее причинной обусловленности историей развития общества, историей развития ребенка в обществе.

Разнообразны ли современные игрушки? Пестрое разнообразие современных игрушек сводится лишь к полутора десяткам игрушечных типов. Истоки большинства из них - в глубоких пластах человеческой культуры. Таковы игрушки-каталки, неваляшки, волчки, звуковые игрушки (свистульки, пищалки, погремушки, пищалки), игрушки-сюрпризы, головоломки, игрушки с примитивным механическим движением, игрушки на ловкость и, конечно, древнейшие образные игрушки в виде людей, зверей и птиц. Они издавна сопровождали человека, защищали, развлекали и обучали его, помогая постичь окружающий мир. И не удивительно, что игрушки эволюционировали вместе с человеком, не только совершенствуя свои формы, но и меняя функции. Начиная с рубежа XIX-XX столетий специалисты переосмыслили творческий потенциал детской игры не только как развлечения, но и как способа постижения мира. И игрушке, как средству (или цели?) игры, стало отводиться очень важное место.

Традиционная игрушка Простота форм, гениальная по своей выразительности, присущая традиционной игрушке - продукту народных промыслов, привлекла внимание профессионалов, занимавшихся на рубеже XIX-XX веков оформлением детского игрового мира. Это был период культурного кризиса. В это время зародилось реформаторское художественнопедагогическое движение, которое своими идеями активизировало интерес к народным корням. С конца ХIХ века она погибала в непосильной конкуренции с дешевой промышленной продукцией. С последней трети XIX века по всей Европе открывались музеи игрушек. В начале XX века в Лондоне, Париже, Санкт. Петербурге, Нюрнберге и других крупных городах Европы один за другим проходили интернациональные конкурсы и выставки для художников и ремесленников, занимавшихся изготовлением игрушек.

Над образами игрушек в поисках современных форм через возращение к "народности" трудились мастера по всей Европе Новая эстетика создавалась через отказ от натуралистического оформления игрушки. Художники стремились к созданию игрушки, которую отличали подчеркнутая образность, стилизация и упрощение естественных форм до характерного точно найденного силуэта, полагая особенно эффективными принципы удачного соединения современной эстетики и рациональных методов изготовления. Этому способствовало и влияние новых педагогических теорий, доказывающих, что игрушка для маленьких детей не может быть сложной и слишком реалистической.

Игрушка XX века соединила в себе элементы художественного ремесла, декоративно-прикладного искусства и зарождающегося дизайна. Реформаторское движение начала XX века оставило после себя новые педагогические представления, в первую очередь именно об игрушках, которые в основных своих тезисах актуальны по сей день. Именно благодаря движению художественного воспитания мир игрушек впервые за всю свою историю привлек к себе столько мастеров и специалистов из всех областей науки и искусства, стремящихся улучшить и украсить детский мир, противостоять "промышленным дешевкам", сделать современную игрушку соответствующей тем важнейшим функциям, которые она призвана играть в жизни маленького человека, в его воспитании и освоении им окружающего мира. Изначальная игрушка лишь по внешней видимости остается неизменной. В действительности она, как и все остальные игрушки, возникает и исторически изменяется; ее история органически связана с историей изменения места ребенка в обществе и вне этой истории не может быть понята.

Жизнь игрушки в наши дни В настоящее время все обозначенные вопросы относительно "игрушечного мира" по-прежнему остаются актуальными. Специалисты и мастера во всем мире уделяют много внимания изучению истории игрушки, её влиянии на ребенка, эстетическим и познавательным её свойствам. Однако, не смотря на вновь возрождающийся интерес и большое внимание к традиционным игрушкам в наше время, многие народные промыслы в России, специализирующиеся на игрушках, переживают трудные времена или находятся в упадочном состоянии.

Свистульки История глиняной свистульки началась более пяти тысяч лет назад. В древности они имели сакральное значение, заключали в себе четыре элемента Творения. Гончар смешивал две стихии – Землю и Воду, чтобы получить материал для изготовления свистульки. Затем уже готовое изделие он обжигал Огнем, а чтобы извлечь из него мелодичный звук, нужна еще одна стихия – воздух. Первоначально свистульки были предметом культа и средством коммуникации, издавая один или несколько звуков, позднее превратились в игрушки и забавы, но многие люди и сейчас верят что, что свист отпугивает злые силы. Свистульки настолько популярны, что в Европе до сих пор проходят свистулечные фестивали. В Италии и Испании это - целая традиция. В России такие фестивали, к сожалению исчезли в конце 19 века. С точки зрения полезности свистулек для ребенка, то помимо того, что они дарят веселое настроение, они «имеют целью до некоторой степени развить напряжение легких» - писал врач-педиатр и педагог Е. А. Покровский в своей работе «Физическое воспитание детей у разных народов» в 1895 году.

Типы свистулек сосудообразные (распространены на всех континентах) фигуры со свистком, который находится не в самом сосуде, а в его подставке (Португалия, Испания, Майорка, Мексика) водяные свистульки- «соловьи» , конструкция которых остается неизменной при всем разнообразии форм по всему миру (Болгария, Румыния, Чехия, Финляндия, Латвия и др.) глиняные музыкальные инструменты - окарины (распространены на всех континентах)

Окарины в виде птиц. Перу На рисунке - традиционный для культуры Инков геометрический узор. Инкам религия не запрещала изображать людей. Часто видеть насекомых, зверей, особенно изображения птиц, к которым у перуанцев явно неравнодушное отношение. Многие имена и названия городов включают слово Уаман, что значит сокол - стремительная птица, предмет восхищения. Фотография с сайта http: //www. rustoys. ru

Окарины в виде дудки. Перу Простые геометрические формы на узорах могли быть зачатками так и не успевшей появиться у древних инков письменности (к приходу испанцев все записи велись в виде узелков на нитках). С другой стороны, все исследователи отмечают логическую простоту и стройность языка кечуа - стремление упорядочить и упростить необъяснимый хаос мира, полного враждебных духов, находило удовлетворение в правильности узора. В отличие от обыкновенных дудок имеет дырочки не только сверху, но и на нераскрашенном брюшке. Фотография с сайта http: //www. rustoys. ru

Окарины в виде дудки. Перу Рисунки на этих окаринах очень древние. Круглые окарину имеют рисунки народа Наска. В Наска использовались одиннадцать различных цветов, каждый рисунок Наска - это проблема, любопытная головоломка. Более овальные окарины имеют узоры народа Инка. Размер окарины 8 см, шесть дырочек сверху, три снизу. Полутона извлекают, частично прикрывая игровые отверстия. Фотография с сайта http: //www. rustoys. ru

Многоствольная тростниковая флейта (флейта Пана) Такие дудочки были в очень многих культурах. Это и греческий Сиринкс, и европейский Панфлет, и украинская свирель. На Руси такая флейта называлась кугиклы (кувиклы, цевница). Из тростника, дудника, веток деревьев и кустарников, имеющих сердцевину, вырезались трубочки разной длины, их держали в руках и свистели в каждую поочередно.

Праздничная филимоновская свистулька В деревне Филимоново Тульской губернии занимались производством глиняной посуды. А свистулька - праздничная игрушка, и делали их весной, перед Пасхой, когда справлялся праздник весны, и раскрашивались они очень ярко. Большинство филимоновских свистулек имеет комический сюжет, например, наездник может ехать верхом не только на коне, но и на птичке или даже на поросенке. И, конечно, любимые котики, козлики, зайчики, барашки, коники, петушки. . .

Вологодская гуделка из бересты Звук гуделки напоминает крик молодого бычка весной. А это всего-то лишь береста свернутая в трубочку и связанная цветной ниткой. Бывало, так он грянет, Так свиснет высоко - В деревнях репа вянет И киснет молоко. А если в чистом поле Засвищет до зари, Повалятся со свистом С коней богатыри! Андрей Усачев

Проверим себя? Когда возникли первые игрушки? Кто, предположительно, их изобрел? Для чего нужны игрушки (мнение ученых)? Какими игрушками играли в Древней Греции? Где придумали игровые кости? Какие музыкальные инструменты – тоже игрушки? Назовите два русских народных промысла, где изготавливаются игрушки из природных материалов

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Игрушки народов мира. Мировая художественная культура 8 класс. Составил: Тураева Светлана Юрьевна, учитель ИЗО, АМУСОШ № 1 им. М. Горького.

2 слайд

Описание слайда:

Японская традиционная кукла К куклам в Японии всегда было особое отношение. Не даром Японию частенько называют «страной десяти тысяч кукол». И это не удивительно: ведь с древности, куклы были оберегом и талисманом, который приносил удачу и радость своему владельцу.

3 слайд

Описание слайда:

Кокэси – японские куклы, которые очень напоминают русскую матрешку. Однако, ничего общего с Россией эта деревянная игрушка не имеет. Есть несколько объяснений от куда возникла эта удивительная фигурка. По одним данным, кокэси являлись прототипом фигурок, которыми шаманы вызывали духов. По другой версии, первую кокэси изготовили мастера в честь рождения дочери известного сегуна. Как бы то ни было, этим знаменитым деревянным игрушкам, состоящим из цилиндрического туловища и отдельно прикрепленной к нему головки, высотой от нескольких сантиметров до метра, более тысячи лет. Этот предмет народного творчества и далекого прошлого создается мастерами своего дела с душой и фантазией. Кокэиси лаконичны, но от того не лишены особого шарма, они бывают разными по форме, пропорциям и росписи. Каждая игрушка – уникальна в своем роде. Особенно популярно изготовление этих кукол в центрах народного творчества Японии – Кагосиме, Киото и Нара.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Хина мацури – праздник девочек В Японии существуют игрушки, предназначенные не для игры, а для рассматривания. Эти куклы выполняются для различных традиционных японских праздников. Изготавливают их из различных материалов - из дерева, глины, ткани, бумаги, соломы. Традиция изготовления подобных кукол насчитывает уже целое тысячелетие. Ежегодно 3 марта в Японии проводится праздник девочек. Накануне в домах, где есть дочери, в гостиной устанавливают стенд в виде ступенек, на которых располагают кукол. Куклы эти не простые - они изображают членов императорского двора. У каждой куклы на стенде свое строго определенное место: над всеми возвышаются император и императрица в церемониальных одеждах, на второй ступени - придворные дамы, внизу - два министра, слуги. Ниже - музыканты, дворцовая утварь.

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Японские куклы из хризантем Как к цветам, так и к куклам в Японии отношение особенное. Любование нежной и первозданной красотой природы в этой стране - многовековая традиция и вечная потребность души. А куклы - неотъемлемая часть японской культуры; Японию даже называют "страной десяти тысяч кукол". Это и куклы-обереги, и куклы-талисманы, традиционные куклы, передающиеся по наследству - гармоничные, утонченные, выполненные искусными мастерами. И в японской культуре есть удивительное искусство, сочетающее в себе мастерство кукольников и утонченную красоту цветов - искусство создания кукол из живых хризантем!

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

«кокеси» - забытое дитя Японская кукла "кокэси" - забытое дитя. Японская кукла "кокэси" - забытое дитя.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Немалый интерес вызывают Каракури-нингё, то есть механические куклы. Ежегодно на острове Хонсю в первую субботу апреля в небольшом городке Инуяма проводится уникальный праздник – фестиваль оживших кукол. Этой традиции уже более трехсот лет. В огромном фургоне 13 механических кукол путешествуют по городу, приводимые в движение пружинами или кукловодами. Праздник сопровождается народными гуляньями и кукольными спектаклями, поставленными по известным сюжетам. Любимым героем японской публики является путешественник Урасина Тара.

12 слайд

Описание слайда:

Китайские куклы Куклы, являясь одним из предметов изобразительного искусства, существовали практически у всех народов мира. В Китае и Японии куклы имеют древнейшую историю, первые находки датированы 3-м тысячелетием до н.э. Изначально куклы предназначались для совершения магических обрядов, которые существуют и до сих пор во многих странах Африки и Латинской Америки, например магия вуду.

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

В прошлом веке ни одна ярмарка не обходилась без народной игрушки, без пёстрых глиняных и деревянных баб, медведей, оленей, конников, птиц. Красивые и яркие прямо с лотка они попадали в руки детей, которые сразу же начинали играть, включая новых героев в свой детский сказочный мир. Уже тогда мало кто помнил, что игрушка в своём первородном виде – это культовая и обрядовая скульптура, инструмент магии. В ней сливались эстетические, культовые и магические начала. Это всегда учитывалось древним народным мастером. Постепенно магическая роль игрушки забывалась, и кукла стала простой детской игрушкой, выполняющей только игровую функцию. Среди разнообразия народной игрушки выделяется тряпичная кукла. Она связана с почитанием женского божества, культом плодородия, предков, домашнего очага. Не зря для набивания тряпичной куклы использовали золу, зерно, льняную кудель. Да и сама Ткань, из которой она изготавливалась, долго служила семье, пропитываясь энергией событий и эмоционального поля членов семьи. В этом плане кукла была полностью безопасна. Как медитативный предмет она придавала уверенность, равновесие, чувство защищенности. Ко всему кукла была предметом привычным, сделанным из своего, самим, правильно и вовремя. Кукла мягко поднимала эмоции своим присутствием.

15 слайд

Описание слайда:

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет простую могла делать любая девочка. Тряпичная кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок ткани, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной. белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ.

16 слайд

Описание слайда:

Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана. Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит “Куватка’’, то она отгоняет эту злую силу. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. В наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Слово «узор» обозначало «призор», т.е. «присмотр». Поэтому на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: круги, кресты, розетки – знаки солнца; женские фигурки и оленей- символы плодородия; волнообразные линии – знаки воды; горизонтальные линии – знаки земли, ромбики с точками внутри - символ засеянного поля; вертикальные линии - знаки дерева, вечно живой природы. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца.

17 слайд

Описание слайда:

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова с помощью нитки прикреплённый к туловищу.

18 слайд

Описание слайда:

Обрядовая кукла «Масленица» Обрядовую куклу “Масленица” делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. В Тульской губернии кукла “Масленица’’ была в человеческий рост, из лыка или соломы. Её закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

19 слайд

Описание слайда:

Кукла - зерновушка А кукла-зерновушка делалась из мешочка с зерном осеннего сбора. Ее обшивали, одевали, и всю зиму с ней играли дети. Весной зерно доставали и сеяли. Урожай был отменным. Знатоки говорят, что причина тому – положительная детская энергетика. Была и зольная кукла – мешочек наполняли древесной золой и устанавливали на треногу. Ее одевали бабушкой. Определенным способом скручивали и завязывали платок – получалась кукла. Такими же узлами можно связывать в куклу и кудель. Все детские куклы являлись одновременно оберегами, которые должны изготовляться без иголок и ниток. Игрушка «шудон» в переводе с удмуртского означает «счастье». Эта посланница древних времен, эпохи матриархата, готовила девочек к семейной жизни, к материнству. Она играла большую воспитательную роль в крестьянской семье. Родители трудились с утра до вечера и детьми занимались мало. Вместо себя оставляли «заместителей» в виде игрушек. Их мастерили из подручного материала: из оставшейся соломы, полешек, щепок, обрезков ткани. В крестьянском доме ничего не пропадало и каждый лоскуток шел в дело.

20 слайд

Описание слайда:

Каргопольская глиняная игрушка Отражение природных мотивов и образов можно найти в каргопольской глиняной игрушке. В окрестных каргопольских деревнях издревле изготовлялись глиняные игрушки, которые в далеком прошлом имели отношение к первобытным обычаям, связанным с культом плодородия. Современные мастера каргопольской глиняной игрушки черпают свое творческое вдохновение в народном быту, местном изобразительном искусстве, фольклоре, одновременно воспитывая у себя поэтическое видение окружающего мира и природы - органически соотнося его с живой традицией промысла.

21 слайд

Описание слайда:

Каргополькая игрушка Родина каргопольской игрушки – русский Север, Архангельская область. Пропорции этих игрушек приземисты, неуклюжи и тяжеловесны.

22 слайд

Описание слайда:

23 слайд

Описание слайда:

Среди изображений на каргопольской глиняной игрушке есть дерево с сидящими на нем птицами-тетерками, точно такое же, как и в местной вышивке, в резьбе и росписи по дереву. Подобное сочетание птиц и дерева (вероятно, березки, которая по народным преданиям была средоточием сил земных) символизировало передачу солнечного тепла засеянным полям и нивам.

24 слайд

Описание слайда:

Любимым персонажем каргопольской игрушки всегда был был Конь – Полкан или Полихан – чудо с головой человека и телом коня.

25 слайд

Описание слайда:

Филимоновская игрушка Филимоновская игрушка - самая древняя в России. Игрушка родом из старинного села Филимонова Одоевского района Тульской области семьсот лет. Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их испокон веку. Одна из легенд рассказывает о гонимом властями гончаре Филимоне, пришедшем в эти края во времена Ивана Грозного неизвестно откуда и давшем начало и деревне и промыслу. Все филимоновские игрушки – свистульки.

26 слайд

Описание слайда:

Размеры игрушек от 3-5 до 25-30 сантиметров. Большинство изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т.п.

27 слайд

Описание слайда:

Дымковская игрушка ДЫ́МКОВСКАЯ ИГРУ́ШКА, русский художественный промысел. Название игрушки происходит от слободы Дымково, ныне район города Вятки, где производство игрушек уже в начале 19 в. приобрело самостоятельное значение. Промысел имел семейную организацию - игрушку лепили женщины и девочки, приурочивая ее изготовление к весенней ярмарке.

28 слайд

Описание слайда:

29 слайд

Описание слайда:

30 слайд



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка