Как называется сказка чуковского. Корней Иванович Чуковский

«Добрый доктор Айболит» - литературная игра-викторина с ответами
для учащихся 1-5 классов, посвящённая 135-летию со дня рождения К. И. Чуковского.

.

Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская СОШ», п. Золотухино, Курская область
Описание: Данный материал может быть интересен широкому кругу читателей, так как стихи и сказки К.И.Чуковского одинаково интересны и взрослым и детям. Они легко читаются и запоминаются.
Цель: формирование интереса младших школьников к личности и творчеству К. И. Чуковского.
Задачи:
1.Расширить знания ребят о творческом наследии К. И. Чуковского.
2.Вызвать интерес ребят к предложенным книгам, являющимися лучшими образцами детской литературы, привлечь к их активному чтению.
3.Способствовать литературному и творческому развитию детей, развитию их фантазии, воображения, ассоциативного мышления путём создания различных игровых ситуаций и заданий.
Предварительная работа: чтение, рассказы о творчестве К.И.Чуковского, беседы.
Учитель: Сегодня мы с Вами отправимся в литературное путешествие.
Куда – догадайтесь сами: отгадайте, как называется произведение и кто его автор?
"Говорю тебе, злодей,
Выплюнь солнышко скорей!
А не то, гляди – поймаю,
Пополам переломаю.
Будешь ты, невежа, знать
Наше солнце воровать!"
(“Краденое солнце” К.И.Чуковский)
Учитель: Правильно, эти стихи написал К.И. Чуковский.


31 марта 2017 года исполняется 135 лет со дня рождения К.И.Чуковского.
Посмотрите на его портрет. Корней Иванович Чуковский жил давно, когда ваши дедушки и бабушки были такими же маленькими, как вы сейчас. У него было четверо детей: две дочери и два сына. Он очень любил их, часто играл с ними в прятки, в салочки, купался с ними, катал их на лодке, читал им книжки. Но однажды случилось несчастье. Его маленький сын тяжело заболел. У мальчика была высокая температура, он не мог уснуть, плакал. Чуковскому было очень жалко своего сынишку, хотелось его успокоить, и он на ходу стал придумывать и рассказывать ему сказку. Сказка мальчику понравилась, он перестал плакать, внимательно слушал и наконец, уснул, а через несколько дней совсем поправился. После этого случая Чуковский стал сочинять сказки и придумал их очень много.


Прослушайте другие отрывки из произведений Корнея Чуковского и попробуйте отгадать название.
Игра-конкурс «Книголюбы»


1 ребенок:
"Прыг, да прыг
Да чик-чирик,
Чики-рики-чик-чирик!
Взял и клюнул Таракана,
Вот и нету Великана.
Поделом великану досталося,
И усов от него не осталося".(“Тараканище”)
2 ребенок:
"Ой, Вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы пойдите-ка, немытые, домой,
Я водою Вас умою ключевой,
Я почищу Вас песочком,
Окачу Вас кипяточком,
И Вы будете опять,
Солнышко сиять".(“Федорино горе”)
3 ребенок:
"Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять!
В Африке Акулы
В Африке гориллы
В Африке большие
Злые крокодилы
Будут вас кусать
Бить и обижать
Не ходите, дети
В Африку гулять".("Бармалей")
4 ребёнок:
"Он бежал по дорожке
И ему перерезало ножки
И теперь он больной и хромой
Маленький зайнька мой!"("Айболит")
5 ребёнок:
"Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять кувыркаться
В реке,в ручейке, в океане
И в ванне, и в бане, всегда и везде
Вечная слава воде!"("Мойдодыр") .
6 ребёнок:
"То одной, то другой он лапой махнёт-
И вот-вот улетит в вышину
То одним, то другим он крылом шевельнёт
И глядит и глядит на Луну".("Топтыгин и Луна")
7 ребенок:
По названию предмета
все узнают сказку эту.
Есть он в доме, на работе,
Нужен дяде он и тёте,
детям нужен тот предмет,
без него нам жизни нет.
Где, куда, зачем, когда? –
Всем ответит без труда.
В сказке этой даже слон
с тем предметом был знаком.("Телефон")
Учитель:
Самым известным стихотворениям Чуковского «Мойдодыр» (1923 г.), «Тараканище»(1923 г.), «Муха-Цокотуха»(1924 г.), «Бармалей» (1925 г.), «Телефон» (1924 г.), «Федорино горе» (1926 г.), «Краденое солнце» (1927 г.) уже исполнилось более 90 лет! Все эти сказочные стихотворения любят и дети, и взрослые. Сегодня я предлагаю вспомнить любимые с детства произведения, забавных героев-животных, разыграть веселые ситуации.
Конкурс "Точное слово". Нужно ответить на вопрос словами из текста.
Стихотворение «Телефон»


1. Сколько пудов шоколада просил слон для своего сына?
" Да пудов этак пять .
Или шесть :
Больше ему не съесть,
Он у меня ещё маленький!"

2. Сколько пар калош было выслано крокодилу на прошлой неделе?
" Постой, не тебе ли
На прошлой неделе
Я выслал две пары
Отличных калош?"

3. Что делали крокодилы с калошами?(кушали)
-" Ах, те, что ты выслал
На прошлой неделе,
Мы давно уже съели… "

4. Сколько калош Крокодил просил прислать ему к ужину? (Дюжину)
"Ждём не дождёмся,

Когда же ты снова пришлёшь
К нашему ужину
Дюжину новых и сладких калош!"
5. Зачем цаплям нужны были капли?
А потом позвонили цапли:
-Пришлите, пожалуйста, капли:
Мы лягушками нынче объелись,
И у нас животы разболелись!

6. Что случилось с бегемотом?(провалился в болото)
- Беда! Беда!
Бегите скорее сюда!
- В чём дело?
- Спасите!
- Кого?
- Бегемота!
Наш бегемот провалился в болото...
- Провалился в болото?
-Да!
И ни туда, ни сюда!
О, если вы не придёте,-
Он утонет, утонет в болоте,
Умрёт, пропадёт
Бегемот!!!

7. С какой просьбой звонила Свинья?(Прислать соловья)
А потом позвонила свинья:
- Пришлите ко мне соловья.
Мы сегодня вдвоём
С соловьем
Чудесную песню
Споём
.

Стихотворение «Федорино горе» (инсценировка фрагментов сказки)


Эта сказка о том, как от непутёвой хозяйки сбежали ложки, вилки, ножи, чашки, тарелки, кастрюли и сковородки. А почему? Да потому, что хозяйка за ними плохо ухаживала. Федора была неряхой: посуду не мыла, пыль не протирала и небрежно относилась ко всей столовой утвари. Вот вся посуда и сбежала.
Ребенок:
«Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!»
По пути в лес посуда замечает, что Федора идёт за ними по пятам и обещает исправиться. После этого обещания посуда соглашается вернуться.
Ребенок:
«И сказала скалка:
«Мне Федору жалко».
И сказала чашка:
«Ах, она бедняжка!»
И сказали блюдца:
«Надо бы вернуться!»
И сказали утюги:
«Мы Федоре- не враги!»
Федора перевоспиталась и занялась, наконец, уборкой и мытьём посуды.
Эта история учит малышей бережнее, аккуратнее относиться к вещам, показывает, к чему приводит лень и нежелание содержать свой дом в чистоте. Ведь быть чистым и красивым хочет быть каждый, не только ребёнок.
Вещи нужно содержать в чистоте и порядке – вот главная мысль этой поучительной истории.
Вопросы к сказке:
1. Какое животное растопырило глаза, когда его встретила посуда?
"Испугалася коза ,
Растопырила глаза…"

2. Кто так бежал: дзынь-ля-ля, дзынь-ля-ля?
"А за ними блюдца , блюдца -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!"

3. Кто вывалился из окошка?
"Из окошка вывалился стол
И пошёл, пошёл, пошёл, пошёл, пошёл".

4. Как называла посуда свою хозяйку Федору?(неряха-замараха)
«Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!»
«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Жить вам было нелегко!»
«Да,- промолвил медный таз,-
Погляди-ка ты на нас:
Мы поломаны, побиты,
Мы помоями облиты.
Загляни-ка ты в кадушку -
И увидишь там лягушку.
Загляни-ка ты в ушат -
Тараканы там кишат,
Оттого-то мы от бабы
Убежали, как от жабы,
И гуляем по полям,
По болотам, по лугам,
А к неряхе-замарахе
Не воротимся!»

5. Кто остался с бабой Федорой?
"И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы .
Ой, горе Федоре,
Горе!"

6. Какой стала Федора, когда поняла, что осталась одна?(доброй)
"И видят: за ними из тёмного бора
Идёт-ковыляет Федора.
Но чудо случилося с ней:
Стала Федора добрей ".

7. Как в своей песне она называла посуду?
"Тихо за ними (Федора) идёт
И тихую песню поёт:
«Ой вы, бедные сиротки мои ,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять,
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!»
********************************
«Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить, и уважать
»

8. Как кастрюли отблагодарили свою хозяйку?
"Засмеялися кастрюли,
Самовару подмигнули:
"Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!"
Полетели,
Зазвенели
Да к Федоре прямо в печь!
Стали жарить, стали печь, -
Будут, будут у Федоры и блины и пироги! "

Стихотворение «Тараканище»


Учитель: Сказка Корнея Чуковского «Тараканище» имеет острый, динамичный сюжет. В сказке задействовано множество персонажей. Главный персонаж сказки - совершенно недобрый, приводящий в трепет все живое.По словам автора, сказка «Тараканище» была написана весной 1921 года. Издана впервые в 1923г.в издательстве «Радуга» с иллюстрациями С. Чехонина.
1. Каким образом передвигался кот в сказке К.Чуковского «Тараканище»?
"А за ними кот
Задом наперёд ".

2. На какой собаке ехали раки?
"А за ними раки
На хромой собаке".

3. На каком виде электрического транспорта ехали зайчики?
"Зайчики
В трамвайчике ".

4. Каким десертом угощались персонажи сказки Чуковского «Тараканище»?
"Едут и смеются,
Пряники жуют ".

5. Кто проглотил жабу?
"Бедный крокодил жабу проглотил".
6. Кто сел на ежа?
слониха , вся дрожа,
Так и села на ежа".

7. Какую шишку решил пожаловать Гиппопотам тому, кто сразится со злодеем, чудовищем?
"И сказал Гиппопотам
Крокодилам и китам:
"Кто злодея не боится
И с чудовищем сразится,
Я тому богатырю
Двух лягушек подарю
И еловую шишку пожалую!"

8. Почему звери боялись Тараканища? (По непонятным причинам)
"Тараканище!
Он рычит, и кричит,
И усами шевелит:
"Погодите, не спешите,
Я вас мигом проглочу!
Проглочу, проглочу, не помилую"

9. Какие домашние животные по нотам пели славу победителю?
"Ослы ему славу по нотам поют,
Козлы бородою дорогу метут,
Бараны, бараны
Стучат в барабаны!"

10. Какого персонажа Корней Чуковский называет в сказке «щеголиха»?
слониха-щеголиха
Так отплясывает лихо,
Что румяная луна
В небе задрожала
И на бедного слона
Кубарем упала".

11. Кто спас зверей от страшного и ужасного Таракана? (Воробей)
"Чики-рики-чик-чирик!
Взял и клюнул Таракана -.
Вот и нету великана.
Поделом великану досталося".

12. Какое небесное тело кубарем упало на бедного слона?
"А слониха-щеголиха
Так отплясывает лихо,
Что румяная луна
В небе задрожала
И на бедного слона
Кубарем упала".

Стихотворение «Путаница»


1. Что захотели котята?
"Мы хотим, как поросята – Хрюкать !"
2. Чьим голосом стал обладать воробей?
"Воробышек прискакал
И коровой замычал : Му-у-у!"

3. Кто из зверей был паинькой?
"Только заинька
Был паинька..."

4. Кто летал по небу?
"Жабы по небу летают…"
5. Кто поджёг море синее?
лисички
Взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли."

6. Кто сыграл главную роль в тушении пожара?
"Тушат, тушат - не потушат,
Заливают - не зальют.
Тут бабочка прилетала,
Крылышками помахала,
Стало море потухать –
И потухло."

7. Чем заканчивается путаница в сказке?(Стали ли звери говорить на своих языках)
Учитель:
1. Мало кто знает, но изначально доктора Айболита звали немного по-другому. Подставьте другое междометие, и узнаете как…(Назывался он тогда: „Ойболит“).
2. Некоторые строчки из сказок К.И. Чуковского стали поговорками. Например, в стихотворении «Телефон» есть слова, которые часто говорят, оказавшись в затруднительной ситуации, часто со вздохом.Назовите эти строчки? («Ох, не лёгкая эта работа – из болота тащить бегемота!»)
3. К.И. Чуковский был не только детским писателем, но еще и критиком, журналистом, переводчиком, лингвистом. Одна из его книг посвящена детской речи. Книга открывается главой о детском языке, в которой приводятся примеры «лепых нелепиц» и рассуждается о неосознанном мастерстве каждого ребёнка, усваивающего огромное количество новых слов и их элементов. Как называется эта книга? (Книга получила название "От двух до пяти").
Воспитательное значение сказок К.И.Чуковского.
Чуковский в своих сказках играет с малышами, и для маленьких слушателей чтение этих сказок превращается в забавную игру. И в то же время они развивают мышление и воображение ребенка, дают прекрасные образцы литературного языка. Поэтому так огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение произведений К.И. Чуковского.
Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием:«Всегда, - писал он,- где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача,- я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!»


Произведения К.И. Чуковского способствуют всестороннему развитию ребенка. Его книги помогают пробудить в детях воображение и фантазию, привить вкус к слову и культуре речи, учат доброте и справедливости, доставляют удовольствие.
Сказки наполнены добротой и любовью, прививают детям добрые нравы и бескорыстие. В сказках сохраняются чёткие границы между добром и злом. Например, когда Муха-Цокотуха попадает в беду и все её «друзья» разбежались, всё же нашелся храбрец –Комарик, спасший пленницу из лап паука. Сказки «Федорино горе» и «Мойдодыр» с самого раннего детства приучают малыша к чистоте и порядку. В своих произведениях Корней Иванович даже, казалось бы, отъявленному и неисправимому злодею - Бармалею дает шанс исправиться. Бармалей полюбил детей и обещал им пироги, кренделя и «мятные прянички». А в роли положительного героя выступает «добрый доктор» Айболит, который спешит на помощь зверятам, попавшим в беду.
Веселые стихи Корнея Ивановича дают понять, что героические поступки могут совершать обычные люди, способные прийти на помощь ближнему в трудную минуту.
Читайте сказки К.И.Чуковского!
Окунитесь в огромный волшебный мир, созданный для детей необыкновенно талантливым автором, тонко чувствующим детскую натуру. Удивительно, что Корней Иванович Чуковский написал всего порядка 25 сказок – но едва ли найдется на всем обширном постсоветском пространстве хотя бы один взрослый, не знакомый с детства с добродушным и смелым доктором из сказки «Айболит» или с грязнулей Федорой из истории «Федорино горе».

Методическая разработка внеклассного занятия в начальной школе на тему , представленная Вашему вниманию на , рекомендуется к использованию в качестве внеурочного мероприятия или , посвященного творчеству Корнея Ивановича Чуковского.

Внеклассное мероприятие проводится в форме литературной викторины в 3 или 4 классах начальной школы.

Викторина состоит из восьми туров разной тематики. Здесь ребята узнают и множество различных биографических данных о К. Чуковском, о его произведениях — сказках и . За правильные ответы учащиеся поощряются смайликами, по количеству которых в конце викторины выставляются оценки.

Сказки Корнея Чуковского – краткое описание хода мероприятия

Литературную викторину учитель начинает со вступительных слов, сообщая ребятам о том, что Корней Чуковский жил недалеко от Москвы и 1 апреля 2012 года исполнилось бы ему уже 130 лет. А еще школьникам будет очень интересно узнать, что Корней Чуковский всего-навсего псевдоним писателя, а вовсе не настоящее имя.

На самом деле его имя — Корнейчуков Николай Васильевич. Продолжив рассказ о необычной внешности писателя, его увлечениях, любимых занятиях, предлагаем детям совершить необычное путешествие, в которых мы повстречаем сказочных героев К. Чуковского.

Сказки Корнея Чуковского – первый тур: «Вспомни сказку»

Условие первого тура заключается в необходимости вспомнить, каким словом или выражением завершается строчка в отрывке, что читает учитель и демонстрируется на слайде презентации, после чего назвать сказку. В туре читаются отрывки из сказок: «Муха-Цокотуха» , «Телефон» , «Бармалей» , «Айболит» , «Тараканище» , «Федроино горе» , «Крокодил» , «Краденое солнце» , «Путаница» .

Завершает этот тур учитель словами о роли произведений К. Чуковского. С ранних лет его стихи всем нам приносят радость. На них росли и родители, и дедушки с бабушками учащихся. Его произведения воспитывают сострадание, сопереживание, а также чувство радости за успехи других. Кроме того, его стихи развивают нашу речь, пополняя словарный запас, формируя чувство , и просто великолепно звучат.

Сказки Корнея Чуковского – второй тур: «Кто есть кто?»

Следующий тур основан на зрительной ассоциации, когда детям на экране показывается картинка, а они по ней должны вспомнить сказочные имена, которые носили персонажи из произведений К. Чуковского.

В заданиях предложены следующие картинки и их ассоциации-имена: разбойник — Бармалей , бабушка — Федора , доктор — Айболит , акула — Каракула , умывальник — Мойдодыр , муха — Цокотуха , крокодильчик — Тотошка и Кокошка , обжора — Барабек , таракан — Тараканище .

Красочный и наглядный тур завершает учитель небольшим отрывком из воспоминаний самого Чуковского К., который сочинял загадки всюду: в трамвае, на приеме у зубного врача, в очереди за хлебом. Настолько писатель был трудолюбив.

Сказки Корнея Чуковского – третий тур: «Конкурс знатоков»

И снова мы вспоминаем сказки К. Чуковского. На этот раз учащимся предстоит узнать, как же называется самая первая из сказок писателя, которую он сочинил. Но для этого понадобится разгадать задания кроссворда, вертикальное слово в котором и есть название первой сказки. В кроссворде все восемь заданий по горизонтали. Учитель зачитывает вопрос и если дети не догадываются, тогда читается еще и отрывок из сказки. Задания следующие:

1) Как звали акулу в сказках Чуковского? (Каракула)

2) Какое чудовище, якобы пожирало детенышей животных? (Тараканище)

3) Как звали именинницу муху? (Цокотуха)

4) Назовите имя одного из двух крокодильчиков, которые встретили грязнулю. (Кокоша)

5) Кто носит титул «умывальников начальник», а еще «мочалок командир»? (Мойдодыр)

6) Кто из персонажей вернул краденое солнце? (Медведь)

7) Что за слово постоянно повторял Айболит, когда направлялся в ? (Лимпопо)

8) Назовите стихотворение, где рассказывается о том, что из болота звери тащили бегемота. (Телефон)

Так учащиеся обнаруживают , образовавшееся по вертикали, и узнают, что первой из написанных была сказка «Крокодил» .

Сказки Корнея Чуковского – аукцион

Главной задачей конкурсной части «Аукцион» — вспомнить произведение и дать правильный ответ на такие вопросы:

В каком из произведений Чуковского свою хозяйку перевоспитала посуда? («Федорино горе» )

Как звали героя сказки, в которой он был сначала злодеем, а потом все-таки перевоспитался? (Бармалей )

Как называется сказка, в которой прославился воробей? («Тараканище» )

У какой из сказок, основная мысль заключена во фразе: Чистота — залог

31 марта исполняется 130 лет со дня рождения русского писателя и переводчика Корнея Чуковского.

Русский и советский поэт, писатель, критик, литературовед, переводчик Корней Иванович Чуковский (настоящее имя Николай Иванович Корнейчуков) родился 31 (19 по старому стилю) марта 1882 года в Санкт-Петербурге. Отец Чуковского, петербургский студент Эммануил Левенсон, в семье которого была прислугой мать Чуковского - крестьянка Екатерина Корнейчукова, через три года после рождения сына оставил ее. Вместе с сыном и старшей дочерью она вынуждена была уехать в Одессу.

Николай учился в одесской гимназии, но в 1898 году он был исключен из пятого класса, когда по специальному указу (указ о кухаркиных детях) учебные заведения освобождались от детей низкого происхождения.

С юношеских лет Чуковский вел трудовую жизнь, много читал, самостоятельно изучил английский и французский языки.

В 1901 году Чуковский начал печататься в газете "Одесские новости" , куда его привел старший друг по гимназии, впоследствии политический деятель, идеолог сионистского движения Владимир Жаботинский.

В 1903-1904 годы в качестве корреспондента "Одесских новостей" Чуковский был направлен в Лондон. Почти ежедневно он посещал бесплатный читальный зал библиотеки Британского музея, где читал английских писателей, историков, философов, публицистов. Это помогло писателю впоследствии выработать собственный стиль, который потом называли парадоксальным и остроумным.

С августа 1905 года Чуковский жил в Петербурге, сотрудничал со многими петербургскими журналами, организовал (на субсидию певца Леонида Собинова) еженедельный журнал политической сатиры "Сигнал". В журнале печатались Федор Сологуб, Тэффи, Александр Куприн. За смелые карикатуры и антиправительственные стихи в четырех вышедших номерах Чуковский был арестован и был приговорен к шестимесячному заключению.

В 1906 году он стал постоянным сотрудником журнала Валерия Брюсова "Весы" . С этого года Чуковский также сотрудничал с журналом "Нива", газетой "Речь", где печатал критические очерки о современных писателях, позднее собранные в книгах "От Чехова до наших дней" (1908), "Критические рассказы" (1911), "Лица и маски" (1914), "Футуристы" (1922).

С осени 1906 года Чуковский поселился в Куоккале (ныне поселок Репино), где сблизился с художником Ильей Репиным и юристом Анатолием Кони, познакомился с Владимиром Короленко, Александром Куприным, Федором Шаляпиным, Владимиром Маяковским, Леонидом Андреевым, Алексеем Толстым. Позднее Чуковский рассказал о многих деятелях культуры в своих мемуарах - "Репин. Горький. Маяковский. Брюсов. Воспоминания" (1940), "Из воспоминаний" (1959), "Современники" (1962).

В Куоккале поэт переводил "Листья травы" американского поэта Уолта Уитмена (опубликовал в 1922 году), писал статьи о детской литературе ("Спасите детей" и "Бог и дитя", 1909) и первые сказки (альманах "Жар-птица", 1911). Здесь же был собран альманах автографов и рисунков, отразивший творческую жизнь нескольких поколений деятелей искусства - "Чукоккала", название которого придумал Репин.

Этот юмористический рукописный альманах, где оставили творческие автографы Александр Блок, Зинаида Гиппиус, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Илья Репин, а также писатели Артур Конан Дойл и Герберт Уэллс, впервые был опубликован в 1979 году в урезанном варианте.

В феврале-марте 1916 года Чуковский предпринял вторую поездку в Англию в составе делегации русских журналистов по приглашению британского правительства. В том же году Максим Горький пригласил его руководить детским отделом издательства "Парус". Результатом совместной работы стал альманах "Елка", изданный в 1918 году.

Осенью 1917 года Корней Чуковский возвратился в Петроград (ныне Санкт-Петербург), где жил до 1938 года.

В 1918-1924 годах он входил в руководство издательством "Всемирная литература".

В 1919 году участвовал в создании "Дома искусств" и руководил его литературным отделом.

В 1921 году Чуковский организовал в Холомках (Псковская губерния), где он "спасал свою семью и себя от голода", для петроградских писателей и художников дачу-колонию, принимал участие в создании детского отдела издательства "Эпоха" (1924).

В 1924-1925 годах работал в журнале "Русский современник", где вышли его книги "Александр Блок как человек и поэт", "Две души Максима Горького".

В Ленинграде Чуковский издал книги для детей "Крокодил" (опубликована в 1917 году под названием "Ваня и крокодил"), "Мойдодыр" (1923), "Тараканище" (1923), "Муха-цокотуха" (1924, под названием "Мухина свадьба"), "Бармалей" (1925), "Айболит" (1929, под названием "Приключения Айболита") и книгу "От двух до пяти", которая впервые была опубликована в 1928 году под названием "Маленькие дети".

Детские сказки стали причиной начатой в 1930-е годы травли Чуковского, так называемой борьбы с "чуковщиной", инициированной Надеждой Крупской, женой Владимира Ленина. 1 февраля 1928 года была опубликована ее статья "О "Крокодиле" К.Чуковского" в газете "Правда". 14 марта в защиту Чуковского на страницах "Правды" выступил Максим Горький своим "Письмом в редакцию". В декабре 1929 года в "Литературной газете" Корней Чуковский публично отрекся от своих сказок и обещал создать сборник "Веселая колхозия". Он был подавлен пережитым событием и после этого долго не мог писать. По собственному признанию, с того времени он из автора превратился в редактора. Кампания травли Чуковского из-за сказок возобновлялась в 1944 и 1946 годах - были напечатаны критические статьи в адрес "Одолеем Бармалея" (1943) и "Бибигона" (1945).

С 1938 года до конца жизни Корней Чуковский жил в Москве и на даче в подмосковном Переделкине. Он покинул столицу лишь во время Великой Отечественной войны, с октября 1941 года по 1943 год эвакуировавшись в Ташкент.

В Москве Чуковский опубликовал детские сказки "Краденое солнце" (1945), "Бибигон" (1945), "Спасибо Айболиту" (1955), "Муха в бане" (1969). Для детей младшего школьного возраста Чуковский пересказал древнегреческий миф о Персее, переводил английские народные песенки ("Барабек", "Дженни", "Котауси и Мауси" и другие). В пересказе Чуковского дети познакомились с "Приключениями барона Мюнхгаузена" Эриха Распе, "Робинзона Крузо" Даниэля Дефо, "Маленьким оборвышем" Джеймса Гринвуда. Чуковский переводил сказки Киплинга, произведения Марка Твена ("Том Сойер" и "Геккельбери Финн"), Гилберта Честертона, О. Генри ("Короли и капуста", рассказы).

Уделяя много времени литературному переводу, Чуковский написал исследовательский труд "Искусство перевода" (1936), позднее переработанный в "Высокое искусство" (1941), расширенные издания которого вышли в 1964 и 1968 годах.

Увлеченный англоязычной литературой, Чуковский исследовал жанр детектива, набиравший обороты в первой половине XX века. Он прочел много детективов, выписывал особенно удачные места из них, "коллекционировал" способы убийств. Он первый в России заговорил о зарождающемся феномене массовой культуры, приводя в пример детективный жанр в литературе и кинематограф в статье "Нат Пинкертон и современная литература" (1908).

Корней Чуковский являлся историком и исследователем творчества поэта Николая Некрасова. Ему принадлежат книги "Рассказы о Некрасове" (1930) и "Мастерство Некрасова" (1952), опубликованы десятки статей о русском поэте, разысканы сотни некрасовских строк, запрещенных цензурой. Эпохе Некрасова посвящены статьи о Василии Слепцове, Николае Успенском, Авдотье Панаевой, Александре Дружинине.

Относившийся к языку как к живому существу, Чуковский в 1962 году написал книгу "Живой как жизнь" о русском языке, в которой описал несколько проблем современной речи, главной болезнью которой он назвал "канцелярит" - придуманное Чуковским слово, обозначающее загрязнение языка бюрократическими штампами.

Известный и признанный писатель Корней Чуковский как человек мыслящий многое не принимал в советском обществе. В 1958 году Чуковский оказался единственным советским писателем, поздравившим Бориса Пастернака с присуждением Нобелевской премии. Он был одним из первых, кто открыл Солженицына, первым в мире написал восхищенный отзыв об "Одном дне Ивана Денисовича", дал писателю кров, когда тот оказался в опале. В 1964 году Чуковский хлопотал в защиту поэта Иосифа Бродского, отданного под суд за "тунеядство".

В 1957 году Корнею Чуковскому была присвоена ученая степень доктора филологических наук, в 1962 году - почетное звание доктора литературы Оксфордского университета.

Чуковский был награжден орденом Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени и медалями. В 1962 году ему была присуждена Ленинская премия за книгу "Мастерство Некрасова".

Умер Корней Чуковский в Москве 28 октября 1969 года. Писатель похоронен на Переделкинском кладбище.

25 мая 1903 года Чуковский венчался с Марией Борисовной Гольдфельд (1880-1955). У четы Чуковских родились четверо детей - Николай, Лидия, Борис и Мария. Одиннадцатилетняя Мария умерла в 1931 году от туберкулеза, Борис погиб в 1942 году под Москвой во время Великой Отечественной войны.

Старший сын Чуковского Николай (1904-1965) также был писателем. Он автор биографических повестей о Джеймсе Куке, Жане Лаперузе, Иване Крузенштерне, романа "Балтийское небо" о защитниках осажденного Ленинграда, психологических повестей и рассказов, переводов.

Дочь Лидия (1907-1996) - писательница и правозащитница, автор повести "Софья Петровна" (1939-1940, опубликована в 1988 году), представляющей собой свидетельство современницы о трагических событиях 1937 года, работ о русских писателях, воспоминаний об Анне Ахматовой, а также трудов по теории и практике редакторского искусства.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.

Сказки Чуковского читать можно с самого раннего детства. Стихи Чуковского со сказочными мотивами - отличные детские произведения, славящиеся огромным количеством ярких и запоминающихся персонажей, добрых и харизматичных, поучительных и в то же время, любимых детьми.

Сказки Чуковского читать

  1. Название

Стихи Чуковского читать любят без исключения все дети, да и что тут говорить, взрослые тоже с удовольствием вспоминают полюбившихся героев сказок Корнея Чуковского. А даже если вы не прочитаете их своему малышу, встреча с автором в детском саду на утренниках или в школе на уроках – обязательно состоится. В этом разделе сказки Чуковского читать можно сразу на сайте, а можно скачать в форматах.doc или.pdf любое из произведений.

О Корнее Ивановиче Чуковском

Корней Иванович Чуковский родился в 1882 году в Санкт-Петербурге. При рождении ему было дано другое имя: Николай Васильевич Корнейчуков. Мальчик был незаконнорожденным, за что жизнь не раз ставила его в затруднительные положения. Отец оставил семью, когда Николай был ещё совсем маленьким, и он вместе с мамой переехал в Одессу. Однако и там его ждали неудачи: из гимназии будущего писателя отчислили, так как он пришел “из низов”. Жизнь в Одессе была несладкой для всей семьи, дети часто недоедали. Николай всё же проявил силу характера и сдал экзамены, подготовившись к ним самостоятельно.

Свою самую первую статью Чуковский опубликовал в “Одесских новостях”, а уже в 1903 году, через два года после первой публикации, молодой писатель отправился в Лондон. Там он прожил несколько лет, работая корреспондентом и изучая английскую литературу. После возвращения на родину, Чуковский издает свой журнал, пишет книгу воспоминаний и к 1907 году становится известным в литературных кругах, правда пока не как писатель, а как критик. Очень много сил Корней Чуковский потратил на написание произведений о других авторах, некоторые из них довольно известны, а именно, о Некрасове, Блоке, Ахматовой и Маяковском, о Достоевском, Чехове и Слепцове. Эти издания внесли вклад в литературный фонд, но не принесли известности автору.

Стихи Чуковского. Начало карьеры детского поэта

Всё же Корней Иванович остался в памяти как детский писатель, именно детские стихи Чуковского внесли его имя в историю на долгие годы. Сказки автор начал писать довольно поздно. Первая сказка Корнея Чуковского – это Крокодил, была написана в 1916 году. Мойдодыр и Тараканище вышли уже только в 1923.

Не многие знают, что Чуковский был прекрасным детским психологом, он умел чувствовать и понимать детей, все свои наблюдения и познания он подробно и весело описал в особенной книге “От двух до пяти”, которая впервые была издана в 1933 году. В 1930 году, пережив несколько личных трагедий, писатель основное время стал уделять написанию мемуаров и переводу произведений иностранных авторов.

В 1960-ые годы Чуковский загорелся идеей изложения Библии на детский лад. К работе были привлечены и другие литераторы, однако первое издание книги было полностью уничтожено властью. Уже в 21 веке, эта книга была издана, и найти её можно под названием “Вавилонская башня и другие библейские предания”. Последние дни своей жизни писатель провел на даче в Переделкино. Там он встречался с детьми, читал им собственные стихи и сказки, приглашал известных людей.

Хорошие книжки писал дед Корней,
Воспитывал взрослых он и детей.
Будут и внуки наши, и дети
Сказки читать веселые эти.

Сказки дедушки Корнея

Корней Иванович Чуковский
(31 марта 1882 - 28 октября 1969)

Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал:
Поскольку в детстве "Бармалея"
И "Крокодила" не читал,
Не восхищался "Телефоном"
И в "Тараканище" не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?
В.Д. Берестов

СТРАНИЧКА БИОГРАФИИ

Родился Корней Иванович Чуковский в Петербурге в 1882 году. Вскоре его семья переехала в Одессу. В этом городе он пошёл учиться в гимназию, но из пятого класса мальчика исключили из-за «низкого происхождения». Непростые тогда были времена.
Чуковский перепробовал немало профессий и, наконец, в 1901 году начал работать в «Одесских новостях». Через два года газета направила молодого корреспондента в Лондон. Там он самостоятельно выучил английский язык и всё свободное время проводил в библиотеках. Вернувшись на родину, Чуковский стал издавать сатирический журнал, занимался переводами с английского, сотрудничал в разных солидных журналах.
Чуковский был серьёзным литературным критиком и вовсе не собирался становиться детским поэтом. Свои первые произведения для детей он сочинил совершенно случайно. Как же так вышло? Однажды заболел маленький сын Чуковского. Корней Иванович вёз его домой в вечернем поезде и, желая хоть немного облегчить страдания малыша, стал на ходу сочинять и рассказывать ему сказку про Крокодила Крокодиловича. А знаменитый «Мойдодыр» появился оттого, что маленькая дочка писателя вдруг заупрямилась и не захотела умываться.
В книжках Корнея Ивановича Чуковского происходят необыкновенные чудеса. Даже малыши, ещё не умеющие читать, знакомы с Мухой-Цокотухой, добрым доктором Айболитом, Крокодилом, проглотившим солнце, неряшливой Федорой, от которой сбежала вся посуда, смельчаком Бибигоном.
А ведь Корней Иванович писал не только стихи и сказки. Чуковский пересказал для детей древнегреческие легенды про героя Персея, Афину Палладу, Медузу Горгону, красавицу Андромеду, подарил переводы сказок Киплинга, «Тома Сойера», «Приключений барона Мюнхгаузена», «Робинзона Крузо».

Боялись усатого
Все, хоть убей!
Но справился с ним
Удалой воробей!

Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовёт,
И в дороге слёзы льёт.

Прогулялась я по полю
И купила самовар,
А потом на мне женился
Храбрый маленький комар.

3. Затрезвонил телефон,
Позвонил в квартиру слон.
А за ним заговорил
И зубастый крокодил

В жаркой Африке живёт,
То потянет, то толкнёт.
Айболита как-то раз
От разбойников он спас.

Кто как будто галку,
Проглотил мочалку?

Кто моет чисто
Даже трубочиста?

Покупала самовар,
А спасал её комар.

И зайчиха и волчица -
Все бегут к нему лечиться

1. В этой книжке именины,
Много было там гостей.
И на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть её не погубил.
Но коварному злодею
Кто-то голову срубил.

4. Ох! Ох! Ох,ох,ох!
Здесь такой переполох!
Все бегут, несутся, скачут,
Им кричат; "Куда? Куда?"
Ну, а кто-то горько плачет
От досады и стыда.
Но отлично всё кончается.
Всё на место возвращается.
Все виновную прощают -
Без хозяйки плохо жить.
А она им обещает
Их не пачкать и не бить.

При создании данной страницы использованы следующие материалы:

Российская детская энциклопедия загадок. -Спб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
Книжки, нотки и игрушки. - 2004. - № 11. - с. 24-25
Веселые уроки. - 2000. - № 3
Отчего и почему. - 2003. - № 1;
Отчего и почему. - 2005. - № 2.

Чуковского сказки все родом из детства...

Повезло нам, что сейчас
Айболит гостит у нас.
Захотел он поиграть,
И вопросы вам задать!

ЗАГАДКИ. ИГРЫ. ГОЛОВОЛОМКИ

1. ЗАГАДКИ

Прочитайте загадки и найдите ответы на картинках

2. КАРТИНКА - ВОПРОС

Внимательно рассмотрите рисунок, при необходимости увеличьте изображение (кликните по картинке), определите, фрагменты каких сказок на ней изображены

4. В КАКИХ СКАЗКАХ И СТИХАХ К.И. ЧУКОВСКОГО
ВСТРЕЧАЮТСЯ ЭТИ ПРЕДМЕТЫ?

3. ПРОЧТИТЕ ФАМИЛИЮ ДЕТСКОГО ПОЭТА

Выберите ответы из предложенного ниже списка
(некоторые предметы встречаются сразу
в нескольких произведения)

1. Подушка - "Мойдодыр"
2. Воздушные шары - "Тараканище"
3. Самовар - "Муха-Цокотуха", "Мойдодыр",
"Федорино горе"
4. Обувь - "Чудо-дерево"
5. Телефон - "Телефон"
6. Сабля игрушечная - "Крокодил"
7. Спички - "Путаница"
8. Градусник - "Айболит"
9. Утюг - "Федорино горе", "Мойдодыр."

1.Айболит. 2.Крокодил. 3.Мойдодыр. 4.Муха-Цокотуха. 5. Путаница. 6.Тараканище. 7.Телефон. 8.Федорино горе. 9.Чудо- дерево

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ: ВИКТОРИНЫ, МОЗАИКИ, ТЕСТЫ, КРОССВОРДЫ

1. "Доктор Айболит в Африке" : Скачать архив - 965 кб.

2. "Доктор Айболит и его звери" : Скачать архив - 768 кб.

3. "Крокодил с Кокошей и Тотошей": Скачать архив - 247 кб

6. "Путешествие в Африку на корабле" : Скачать архив - 763 кб.

7. "У меня зазвонил телефон..." : Скачать архив - 777 кб.

МОЗАИКИ

ВИКТОРИНЫ

1. "Сказки К.И. Чуковского" : красочная викторина (PowerPoint -2003) по нескольким произведениям. Размер архива 7,6 мб. Скачать игру

2. "Викторина Айболита" : флеш-викторина по сказке "Доктор Айболит" (ПРОЗА). Программа сама считает правильные ответы, показывает число набранных баллов и затраченное на игру время. Размер архива 2,3 мб. Скачать игру

3. "Айболит" : флеш-викторина по сказке "Айболит" (СТИХИ). Программа сама считает правильные ответы, показывает число набранных баллов и затраченное на игру время. Размер архива 2,2 мб. Скачать игру

МАТЕРИАЛЫ В ПОМОЩЬ БИБЛИОТЕКАРЮ

перепишите эти игры в свой компьютер и играйте с друзьями

КРОССВОРДЫ

1. "Сказки К.И. Чуковского" : флеш-кроссворд из 20 слов. Для игры необходим флеш-плеер не ниже 9 версии. Размер игры - 112 кб. Скачать кроссворд.

из опыта работы ГДБ г. Большой Камень

1."Загадки дедушки Корнея" : буклет для организации в библиотеке заочной викторины по сказкам К.И. Чуковского среди младших школьников. Буклет выполнен в графическом формате gif размером А4 на двух листах. Размер архива 344 кб. Скачать буклет

2. Сценарий детского утренника "Сказки дедушки Корнея" для младших школьников. Word. Размер документа - 612 кб . Скачать сценарий

(кликните по рисунку, чтобы увеличить изображение)

ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ОТВЕТЫ

ЗАДАНИЕ 4.

ЗАДАНИЕ 2.

1. Айболит
2. Бармалей
3. Краденое солнце
4. Мойдодыр
5. Муха-Цокотуха
6.Тараканище
7. Телефон
8. Федорино горе
9. Чудо-дерево

ЗАДАНИЕ 3.

Чуковский

5. ОТГАДАЙТЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

2. Всех на свете он добрей.
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Выручил он из болота

ЗАДАНИЕ 5.

1). Муха-Цокотуха. 2). Айболит. 3) Телефон.
4). Федорино горе.

Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про Телефон и Федорино горе.

Мамы и папы нам рассказали,
Что этих героев давно они знали.
Бабушки в детстве им сказки читали.
От них они этих героев узнали.

К бабушкам долго мы приставали -
Откуда они эти сказки узнали?

Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про Телефон и Федорино горе.

Бабушки вот что нам рассказали -
Сказки они эти в книжках читали.
Книжечки эти писал дед Корней -
Сказочник, критик, поэт, чародей.


ИГРАТЬ (дождитесь загрузки игры на сервисе)

У НАС В БИБЛИОТЕКЕ

К юбилею Корнея Ивановича Чуковского в Городской детской библиотеке прошло увлекательное «Путешествие в Чукоккалу» по книжной стране замечательного детского сказочника и знатока детских душ. Ребята вместе с библиотекарем вспоминали произведения писателя и ставили их на выставку. Школьники с азартом отвечали на вопросы компьютерной викторины «Загадки от дедушки Корнея» и разгадывали кроссворд «Дополни словечко и отгадай ключевое слово». А затем в гости пришел почтальон Печкин и принес посылку с перепутанными вещами, и ребята подсказали почтальону, какие предметы кому принадлежат.
Сказки и стихи К.И. Чуковского никогда не выйдут из круга детского чтения, потому что в них заключено всё то, что так нужно детям - доброта, юмор, игра и лёгкость, и веселое мероприятие еще раз это подтвердило. *********************************************************************************************************************************************************************************************************



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка