Герои произведения корнея чуковского. Сказки Корнея Чуковского – внеклассное мероприятие

«Добрый доктор Айболит» - литературная игра-викторина с ответами
для учащихся 1-5 классов, посвящённая 135-летию со дня рождения К. И. Чуковского.

.

Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская СОШ», п. Золотухино, Курская область
Описание: Данный материал может быть интересен широкому кругу читателей, так как стихи и сказки К.И.Чуковского одинаково интересны и взрослым и детям. Они легко читаются и запоминаются.
Цель: формирование интереса младших школьников к личности и творчеству К. И. Чуковского.
Задачи:
1.Расширить знания ребят о творческом наследии К. И. Чуковского.
2.Вызвать интерес ребят к предложенным книгам, являющимися лучшими образцами детской литературы, привлечь к их активному чтению.
3.Способствовать литературному и творческому развитию детей, развитию их фантазии, воображения, ассоциативного мышления путём создания различных игровых ситуаций и заданий.
Предварительная работа: чтение, рассказы о творчестве К.И.Чуковского, беседы.
Учитель: Сегодня мы с Вами отправимся в литературное путешествие.
Куда – догадайтесь сами: отгадайте, как называется произведение и кто его автор?
"Говорю тебе, злодей,
Выплюнь солнышко скорей!
А не то, гляди – поймаю,
Пополам переломаю.
Будешь ты, невежа, знать
Наше солнце воровать!"
(“Краденое солнце” К.И.Чуковский)
Учитель: Правильно, эти стихи написал К.И. Чуковский.


31 марта 2017 года исполняется 135 лет со дня рождения К.И.Чуковского.
Посмотрите на его портрет. Корней Иванович Чуковский жил давно, когда ваши дедушки и бабушки были такими же маленькими, как вы сейчас. У него было четверо детей: две дочери и два сына. Он очень любил их, часто играл с ними в прятки, в салочки, купался с ними, катал их на лодке, читал им книжки. Но однажды случилось несчастье. Его маленький сын тяжело заболел. У мальчика была высокая температура, он не мог уснуть, плакал. Чуковскому было очень жалко своего сынишку, хотелось его успокоить, и он на ходу стал придумывать и рассказывать ему сказку. Сказка мальчику понравилась, он перестал плакать, внимательно слушал и наконец, уснул, а через несколько дней совсем поправился. После этого случая Чуковский стал сочинять сказки и придумал их очень много.


Прослушайте другие отрывки из произведений Корнея Чуковского и попробуйте отгадать название.
Игра-конкурс «Книголюбы»


1 ребенок:
"Прыг, да прыг
Да чик-чирик,
Чики-рики-чик-чирик!
Взял и клюнул Таракана,
Вот и нету Великана.
Поделом великану досталося,
И усов от него не осталося".(“Тараканище”)
2 ребенок:
"Ой, Вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы пойдите-ка, немытые, домой,
Я водою Вас умою ключевой,
Я почищу Вас песочком,
Окачу Вас кипяточком,
И Вы будете опять,
Солнышко сиять".(“Федорино горе”)
3 ребенок:
"Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять!
В Африке Акулы
В Африке гориллы
В Африке большие
Злые крокодилы
Будут вас кусать
Бить и обижать
Не ходите, дети
В Африку гулять".("Бармалей")
4 ребёнок:
"Он бежал по дорожке
И ему перерезало ножки
И теперь он больной и хромой
Маленький зайнька мой!"("Айболит")
5 ребёнок:
"Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять кувыркаться
В реке,в ручейке, в океане
И в ванне, и в бане, всегда и везде
Вечная слава воде!"("Мойдодыр") .
6 ребёнок:
"То одной, то другой он лапой махнёт-
И вот-вот улетит в вышину
То одним, то другим он крылом шевельнёт
И глядит и глядит на Луну".("Топтыгин и Луна")
7 ребенок:
По названию предмета
все узнают сказку эту.
Есть он в доме, на работе,
Нужен дяде он и тёте,
детям нужен тот предмет,
без него нам жизни нет.
Где, куда, зачем, когда? –
Всем ответит без труда.
В сказке этой даже слон
с тем предметом был знаком.("Телефон")
Учитель:
Самым известным стихотворениям Чуковского «Мойдодыр» (1923 г.), «Тараканище»(1923 г.), «Муха-Цокотуха»(1924 г.), «Бармалей» (1925 г.), «Телефон» (1924 г.), «Федорино горе» (1926 г.), «Краденое солнце» (1927 г.) уже исполнилось более 90 лет! Все эти сказочные стихотворения любят и дети, и взрослые. Сегодня я предлагаю вспомнить любимые с детства произведения, забавных героев-животных, разыграть веселые ситуации.
Конкурс "Точное слово". Нужно ответить на вопрос словами из текста.
Стихотворение «Телефон»


1. Сколько пудов шоколада просил слон для своего сына?
" Да пудов этак пять .
Или шесть :
Больше ему не съесть,
Он у меня ещё маленький!"

2. Сколько пар калош было выслано крокодилу на прошлой неделе?
" Постой, не тебе ли
На прошлой неделе
Я выслал две пары
Отличных калош?"

3. Что делали крокодилы с калошами?(кушали)
-" Ах, те, что ты выслал
На прошлой неделе,
Мы давно уже съели… "

4. Сколько калош Крокодил просил прислать ему к ужину? (Дюжину)
"Ждём не дождёмся,

Когда же ты снова пришлёшь
К нашему ужину
Дюжину новых и сладких калош!"
5. Зачем цаплям нужны были капли?
А потом позвонили цапли:
-Пришлите, пожалуйста, капли:
Мы лягушками нынче объелись,
И у нас животы разболелись!

6. Что случилось с бегемотом?(провалился в болото)
- Беда! Беда!
Бегите скорее сюда!
- В чём дело?
- Спасите!
- Кого?
- Бегемота!
Наш бегемот провалился в болото...
- Провалился в болото?
-Да!
И ни туда, ни сюда!
О, если вы не придёте,-
Он утонет, утонет в болоте,
Умрёт, пропадёт
Бегемот!!!

7. С какой просьбой звонила Свинья?(Прислать соловья)
А потом позвонила свинья:
- Пришлите ко мне соловья.
Мы сегодня вдвоём
С соловьем
Чудесную песню
Споём
.

Стихотворение «Федорино горе» (инсценировка фрагментов сказки)


Эта сказка о том, как от непутёвой хозяйки сбежали ложки, вилки, ножи, чашки, тарелки, кастрюли и сковородки. А почему? Да потому, что хозяйка за ними плохо ухаживала. Федора была неряхой: посуду не мыла, пыль не протирала и небрежно относилась ко всей столовой утвари. Вот вся посуда и сбежала.
Ребенок:
«Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!»
По пути в лес посуда замечает, что Федора идёт за ними по пятам и обещает исправиться. После этого обещания посуда соглашается вернуться.
Ребенок:
«И сказала скалка:
«Мне Федору жалко».
И сказала чашка:
«Ах, она бедняжка!»
И сказали блюдца:
«Надо бы вернуться!»
И сказали утюги:
«Мы Федоре- не враги!»
Федора перевоспиталась и занялась, наконец, уборкой и мытьём посуды.
Эта история учит малышей бережнее, аккуратнее относиться к вещам, показывает, к чему приводит лень и нежелание содержать свой дом в чистоте. Ведь быть чистым и красивым хочет быть каждый, не только ребёнок.
Вещи нужно содержать в чистоте и порядке – вот главная мысль этой поучительной истории.
Вопросы к сказке:
1. Какое животное растопырило глаза, когда его встретила посуда?
"Испугалася коза ,
Растопырила глаза…"

2. Кто так бежал: дзынь-ля-ля, дзынь-ля-ля?
"А за ними блюдца , блюдца -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!"

3. Кто вывалился из окошка?
"Из окошка вывалился стол
И пошёл, пошёл, пошёл, пошёл, пошёл".

4. Как называла посуда свою хозяйку Федору?(неряха-замараха)
«Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!»
«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Жить вам было нелегко!»
«Да,- промолвил медный таз,-
Погляди-ка ты на нас:
Мы поломаны, побиты,
Мы помоями облиты.
Загляни-ка ты в кадушку -
И увидишь там лягушку.
Загляни-ка ты в ушат -
Тараканы там кишат,
Оттого-то мы от бабы
Убежали, как от жабы,
И гуляем по полям,
По болотам, по лугам,
А к неряхе-замарахе
Не воротимся!»

5. Кто остался с бабой Федорой?
"И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы .
Ой, горе Федоре,
Горе!"

6. Какой стала Федора, когда поняла, что осталась одна?(доброй)
"И видят: за ними из тёмного бора
Идёт-ковыляет Федора.
Но чудо случилося с ней:
Стала Федора добрей ".

7. Как в своей песне она называла посуду?
"Тихо за ними (Федора) идёт
И тихую песню поёт:
«Ой вы, бедные сиротки мои ,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять,
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!»
********************************
«Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить, и уважать
»

8. Как кастрюли отблагодарили свою хозяйку?
"Засмеялися кастрюли,
Самовару подмигнули:
"Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!"
Полетели,
Зазвенели
Да к Федоре прямо в печь!
Стали жарить, стали печь, -
Будут, будут у Федоры и блины и пироги! "

Стихотворение «Тараканище»


Учитель: Сказка Корнея Чуковского «Тараканище» имеет острый, динамичный сюжет. В сказке задействовано множество персонажей. Главный персонаж сказки - совершенно недобрый, приводящий в трепет все живое.По словам автора, сказка «Тараканище» была написана весной 1921 года. Издана впервые в 1923г.в издательстве «Радуга» с иллюстрациями С. Чехонина.
1. Каким образом передвигался кот в сказке К.Чуковского «Тараканище»?
"А за ними кот
Задом наперёд ".

2. На какой собаке ехали раки?
"А за ними раки
На хромой собаке".

3. На каком виде электрического транспорта ехали зайчики?
"Зайчики
В трамвайчике ".

4. Каким десертом угощались персонажи сказки Чуковского «Тараканище»?
"Едут и смеются,
Пряники жуют ".

5. Кто проглотил жабу?
"Бедный крокодил жабу проглотил".
6. Кто сел на ежа?
слониха , вся дрожа,
Так и села на ежа".

7. Какую шишку решил пожаловать Гиппопотам тому, кто сразится со злодеем, чудовищем?
"И сказал Гиппопотам
Крокодилам и китам:
"Кто злодея не боится
И с чудовищем сразится,
Я тому богатырю
Двух лягушек подарю
И еловую шишку пожалую!"

8. Почему звери боялись Тараканища? (По непонятным причинам)
"Тараканище!
Он рычит, и кричит,
И усами шевелит:
"Погодите, не спешите,
Я вас мигом проглочу!
Проглочу, проглочу, не помилую"

9. Какие домашние животные по нотам пели славу победителю?
"Ослы ему славу по нотам поют,
Козлы бородою дорогу метут,
Бараны, бараны
Стучат в барабаны!"

10. Какого персонажа Корней Чуковский называет в сказке «щеголиха»?
слониха-щеголиха
Так отплясывает лихо,
Что румяная луна
В небе задрожала
И на бедного слона
Кубарем упала".

11. Кто спас зверей от страшного и ужасного Таракана? (Воробей)
"Чики-рики-чик-чирик!
Взял и клюнул Таракана -.
Вот и нету великана.
Поделом великану досталося".

12. Какое небесное тело кубарем упало на бедного слона?
"А слониха-щеголиха
Так отплясывает лихо,
Что румяная луна
В небе задрожала
И на бедного слона
Кубарем упала".

Стихотворение «Путаница»


1. Что захотели котята?
"Мы хотим, как поросята – Хрюкать !"
2. Чьим голосом стал обладать воробей?
"Воробышек прискакал
И коровой замычал : Му-у-у!"

3. Кто из зверей был паинькой?
"Только заинька
Был паинька..."

4. Кто летал по небу?
"Жабы по небу летают…"
5. Кто поджёг море синее?
лисички
Взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли."

6. Кто сыграл главную роль в тушении пожара?
"Тушат, тушат - не потушат,
Заливают - не зальют.
Тут бабочка прилетала,
Крылышками помахала,
Стало море потухать –
И потухло."

7. Чем заканчивается путаница в сказке?(Стали ли звери говорить на своих языках)
Учитель:
1. Мало кто знает, но изначально доктора Айболита звали немного по-другому. Подставьте другое междометие, и узнаете как…(Назывался он тогда: „Ойболит“).
2. Некоторые строчки из сказок К.И. Чуковского стали поговорками. Например, в стихотворении «Телефон» есть слова, которые часто говорят, оказавшись в затруднительной ситуации, часто со вздохом.Назовите эти строчки? («Ох, не лёгкая эта работа – из болота тащить бегемота!»)
3. К.И. Чуковский был не только детским писателем, но еще и критиком, журналистом, переводчиком, лингвистом. Одна из его книг посвящена детской речи. Книга открывается главой о детском языке, в которой приводятся примеры «лепых нелепиц» и рассуждается о неосознанном мастерстве каждого ребёнка, усваивающего огромное количество новых слов и их элементов. Как называется эта книга? (Книга получила название "От двух до пяти").
Воспитательное значение сказок К.И.Чуковского.
Чуковский в своих сказках играет с малышами, и для маленьких слушателей чтение этих сказок превращается в забавную игру. И в то же время они развивают мышление и воображение ребенка, дают прекрасные образцы литературного языка. Поэтому так огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение произведений К.И. Чуковского.
Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием:«Всегда, - писал он,- где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача,- я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!»


Произведения К.И. Чуковского способствуют всестороннему развитию ребенка. Его книги помогают пробудить в детях воображение и фантазию, привить вкус к слову и культуре речи, учат доброте и справедливости, доставляют удовольствие.
Сказки наполнены добротой и любовью, прививают детям добрые нравы и бескорыстие. В сказках сохраняются чёткие границы между добром и злом. Например, когда Муха-Цокотуха попадает в беду и все её «друзья» разбежались, всё же нашелся храбрец –Комарик, спасший пленницу из лап паука. Сказки «Федорино горе» и «Мойдодыр» с самого раннего детства приучают малыша к чистоте и порядку. В своих произведениях Корней Иванович даже, казалось бы, отъявленному и неисправимому злодею - Бармалею дает шанс исправиться. Бармалей полюбил детей и обещал им пироги, кренделя и «мятные прянички». А в роли положительного героя выступает «добрый доктор» Айболит, который спешит на помощь зверятам, попавшим в беду.
Веселые стихи Корнея Ивановича дают понять, что героические поступки могут совершать обычные люди, способные прийти на помощь ближнему в трудную минуту.
Читайте сказки К.И.Чуковского!
Окунитесь в огромный волшебный мир, созданный для детей необыкновенно талантливым автором, тонко чувствующим детскую натуру. Удивительно, что Корней Иванович Чуковский написал всего порядка 25 сказок – но едва ли найдется на всем обширном постсоветском пространстве хотя бы один взрослый, не знакомый с детства с добродушным и смелым доктором из сказки «Айболит» или с грязнулей Федорой из истории «Федорино горе».

Хорошие книжки писал дед Корней,
Воспитывал взрослых он и детей.
Будут и внуки наши, и дети
Сказки читать веселые эти.

Сказки дедушки Корнея

Корней Иванович Чуковский
(31 марта 1882 - 28 октября 1969)

Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал:
Поскольку в детстве "Бармалея"
И "Крокодила" не читал,
Не восхищался "Телефоном"
И в "Тараканище" не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?
В.Д. Берестов

СТРАНИЧКА БИОГРАФИИ

Родился Корней Иванович Чуковский в Петербурге в 1882 году. Вскоре его семья переехала в Одессу. В этом городе он пошёл учиться в гимназию, но из пятого класса мальчика исключили из-за «низкого происхождения». Непростые тогда были времена.
Чуковский перепробовал немало профессий и, наконец, в 1901 году начал работать в «Одесских новостях». Через два года газета направила молодого корреспондента в Лондон. Там он самостоятельно выучил английский язык и всё свободное время проводил в библиотеках. Вернувшись на родину, Чуковский стал издавать сатирический журнал, занимался переводами с английского, сотрудничал в разных солидных журналах.
Чуковский был серьёзным литературным критиком и вовсе не собирался становиться детским поэтом. Свои первые произведения для детей он сочинил совершенно случайно. Как же так вышло? Однажды заболел маленький сын Чуковского. Корней Иванович вёз его домой в вечернем поезде и, желая хоть немного облегчить страдания малыша, стал на ходу сочинять и рассказывать ему сказку про Крокодила Крокодиловича. А знаменитый «Мойдодыр» появился оттого, что маленькая дочка писателя вдруг заупрямилась и не захотела умываться.
В книжках Корнея Ивановича Чуковского происходят необыкновенные чудеса. Даже малыши, ещё не умеющие читать, знакомы с Мухой-Цокотухой, добрым доктором Айболитом, Крокодилом, проглотившим солнце, неряшливой Федорой, от которой сбежала вся посуда, смельчаком Бибигоном.
А ведь Корней Иванович писал не только стихи и сказки. Чуковский пересказал для детей древнегреческие легенды про героя Персея, Афину Палладу, Медузу Горгону, красавицу Андромеду, подарил переводы сказок Киплинга, «Тома Сойера», «Приключений барона Мюнхгаузена», «Робинзона Крузо».

Боялись усатого
Все, хоть убей!
Но справился с ним
Удалой воробей!

Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовёт,
И в дороге слёзы льёт.

Прогулялась я по полю
И купила самовар,
А потом на мне женился
Храбрый маленький комар.

3. Затрезвонил телефон,
Позвонил в квартиру слон.
А за ним заговорил
И зубастый крокодил

В жаркой Африке живёт,
То потянет, то толкнёт.
Айболита как-то раз
От разбойников он спас.

Кто как будто галку,
Проглотил мочалку?

Кто моет чисто
Даже трубочиста?

Покупала самовар,
А спасал её комар.

И зайчиха и волчица -
Все бегут к нему лечиться

1. В этой книжке именины,
Много было там гостей.
И на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть её не погубил.
Но коварному злодею
Кто-то голову срубил.

4. Ох! Ох! Ох,ох,ох!
Здесь такой переполох!
Все бегут, несутся, скачут,
Им кричат; "Куда? Куда?"
Ну, а кто-то горько плачет
От досады и стыда.
Но отлично всё кончается.
Всё на место возвращается.
Все виновную прощают -
Без хозяйки плохо жить.
А она им обещает
Их не пачкать и не бить.

При создании данной страницы использованы следующие материалы:

Российская детская энциклопедия загадок. -Спб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
Книжки, нотки и игрушки. - 2004. - № 11. - с. 24-25
Веселые уроки. - 2000. - № 3
Отчего и почему. - 2003. - № 1;
Отчего и почему. - 2005. - № 2.

Чуковского сказки все родом из детства...

Повезло нам, что сейчас
Айболит гостит у нас.
Захотел он поиграть,
И вопросы вам задать!

ЗАГАДКИ. ИГРЫ. ГОЛОВОЛОМКИ

1. ЗАГАДКИ

Прочитайте загадки и найдите ответы на картинках

2. КАРТИНКА - ВОПРОС

Внимательно рассмотрите рисунок, при необходимости увеличьте изображение (кликните по картинке), определите, фрагменты каких сказок на ней изображены

4. В КАКИХ СКАЗКАХ И СТИХАХ К.И. ЧУКОВСКОГО
ВСТРЕЧАЮТСЯ ЭТИ ПРЕДМЕТЫ?

3. ПРОЧТИТЕ ФАМИЛИЮ ДЕТСКОГО ПОЭТА

Выберите ответы из предложенного ниже списка
(некоторые предметы встречаются сразу
в нескольких произведения)

1. Подушка - "Мойдодыр"
2. Воздушные шары - "Тараканище"
3. Самовар - "Муха-Цокотуха", "Мойдодыр",
"Федорино горе"
4. Обувь - "Чудо-дерево"
5. Телефон - "Телефон"
6. Сабля игрушечная - "Крокодил"
7. Спички - "Путаница"
8. Градусник - "Айболит"
9. Утюг - "Федорино горе", "Мойдодыр."

1.Айболит. 2.Крокодил. 3.Мойдодыр. 4.Муха-Цокотуха. 5. Путаница. 6.Тараканище. 7.Телефон. 8.Федорино горе. 9.Чудо- дерево

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ: ВИКТОРИНЫ, МОЗАИКИ, ТЕСТЫ, КРОССВОРДЫ

1. "Доктор Айболит в Африке" : Скачать архив - 965 кб.

2. "Доктор Айболит и его звери" : Скачать архив - 768 кб.

3. "Крокодил с Кокошей и Тотошей": Скачать архив - 247 кб

6. "Путешествие в Африку на корабле" : Скачать архив - 763 кб.

7. "У меня зазвонил телефон..." : Скачать архив - 777 кб.

МОЗАИКИ

ВИКТОРИНЫ

1. "Сказки К.И. Чуковского" : красочная викторина (PowerPoint -2003) по нескольким произведениям. Размер архива 7,6 мб. Скачать игру

2. "Викторина Айболита" : флеш-викторина по сказке "Доктор Айболит" (ПРОЗА). Программа сама считает правильные ответы, показывает число набранных баллов и затраченное на игру время. Размер архива 2,3 мб. Скачать игру

3. "Айболит" : флеш-викторина по сказке "Айболит" (СТИХИ). Программа сама считает правильные ответы, показывает число набранных баллов и затраченное на игру время. Размер архива 2,2 мб. Скачать игру

МАТЕРИАЛЫ В ПОМОЩЬ БИБЛИОТЕКАРЮ

перепишите эти игры в свой компьютер и играйте с друзьями

КРОССВОРДЫ

1. "Сказки К.И. Чуковского" : флеш-кроссворд из 20 слов. Для игры необходим флеш-плеер не ниже 9 версии. Размер игры - 112 кб. Скачать кроссворд.

из опыта работы ГДБ г. Большой Камень

1."Загадки дедушки Корнея" : буклет для организации в библиотеке заочной викторины по сказкам К.И. Чуковского среди младших школьников. Буклет выполнен в графическом формате gif размером А4 на двух листах. Размер архива 344 кб. Скачать буклет

2. Сценарий детского утренника "Сказки дедушки Корнея" для младших школьников. Word. Размер документа - 612 кб . Скачать сценарий

(кликните по рисунку, чтобы увеличить изображение)

ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ОТВЕТЫ

ЗАДАНИЕ 4.

ЗАДАНИЕ 2.

1. Айболит
2. Бармалей
3. Краденое солнце
4. Мойдодыр
5. Муха-Цокотуха
6.Тараканище
7. Телефон
8. Федорино горе
9. Чудо-дерево

ЗАДАНИЕ 3.

Чуковский

5. ОТГАДАЙТЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

2. Всех на свете он добрей.
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Выручил он из болота

ЗАДАНИЕ 5.

1). Муха-Цокотуха. 2). Айболит. 3) Телефон.
4). Федорино горе.

Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про Телефон и Федорино горе.

Мамы и папы нам рассказали,
Что этих героев давно они знали.
Бабушки в детстве им сказки читали.
От них они этих героев узнали.

К бабушкам долго мы приставали -
Откуда они эти сказки узнали?

Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про Телефон и Федорино горе.

Бабушки вот что нам рассказали -
Сказки они эти в книжках читали.
Книжечки эти писал дед Корней -
Сказочник, критик, поэт, чародей.


ИГРАТЬ (дождитесь загрузки игры на сервисе)

У НАС В БИБЛИОТЕКЕ

К юбилею Корнея Ивановича Чуковского в Городской детской библиотеке прошло увлекательное «Путешествие в Чукоккалу» по книжной стране замечательного детского сказочника и знатока детских душ. Ребята вместе с библиотекарем вспоминали произведения писателя и ставили их на выставку. Школьники с азартом отвечали на вопросы компьютерной викторины «Загадки от дедушки Корнея» и разгадывали кроссворд «Дополни словечко и отгадай ключевое слово». А затем в гости пришел почтальон Печкин и принес посылку с перепутанными вещами, и ребята подсказали почтальону, какие предметы кому принадлежат.
Сказки и стихи К.И. Чуковского никогда не выйдут из круга детского чтения, потому что в них заключено всё то, что так нужно детям - доброта, юмор, игра и лёгкость, и веселое мероприятие еще раз это подтвердило. *********************************************************************************************************************************************************************************************************

Конспект урока-викторины по сказкам К.И. ЧУКОВСКОГО учителя начальных классов Зеткиной Ю.А.

Тема: ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ К.И. ЧУКОВСКОГО

Цели:
1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, выявить читательский интерес.

2. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.
2. Развивать мышление, речь, воображение, память.
3. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию читать.

4. Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.

Оформление:

1) детские рисунки по произведениям К.И.Чуковского;
2) презентация;
3) выставка детских книг.
Подготовительная работа к проведению:

а) чтение произведений К.И.Чуковского «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Айболит», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Путаница», «Федорино горе», «Телефон» и др.
б) Отборочный тур в классе для проведения конкурса чтецов (конкурс чтецов по произведениям К.И.Чуковского для всех учащихся).
в) Выставка книг в классе.

Ход урока

1. Организационный момент.

Участие в викторине принимают 2 команды. Каждая команда за правильный ответ получает жетон. Команде собравшей большее количество жетонов вручается медали «знаток сказок». Всем участникам викторины сладкий приз.

2. Вступительное слово
- Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.
Корней Чуковский - это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.
- Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
- Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги.
Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок. Сегодня мы встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.

(слайды 2,3,4)

3. Закрепление.

А) Соревновательная часть

I тур «Вспомни сказку».
- Вспомни, какими словами оканчивается строчка, назови сказку.
Веселится народ -
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара) .
«Муха - Цокотуха»

Нет - нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше… (ворону) .
«Телефон»

И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей).
«Бармалей»

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)
«Айболит»

Только вдруг из - за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей)
«Тараканище»

А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти… (не могу).
«Федорино горе»

А за ним - то народ
И поёт, и орёт:
- Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое… (чудовище).

«Крокодил»

Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (темно).
«Краденое солнце».

Свинки замяукали - мяу - мяу,
Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю )

(«Путаниц)

(слайды 5,6,7)

С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без “Айболита”, “Федорина горя”,“Телефона”…

Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать. Без этой способности человек - не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.

II тур «Кто есть кто».
- Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
Айболит - (доктор)
Бармалей - (разбойник)
Федора - (бабушка)
Каракула - (акула)
Мойдодыр - (умывальник)
Тотошка, Кокошка - (крокодильчики)
Цокотуха - (муха)
Барабек - (обжора)
Рыжий, усатый великан - (таракан)

(слайд 8)

Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: “Всегда, - писал он, - где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!”

Аукцион.
1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
3. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
4. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота - залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)
5. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление - попытка убийства? («Муха - Цокотуха»).
6. Что просили животные в стихотворении - сказке «Телефон»: (Слон - шоколад, Газели - карусели, Мартышки - книжки, Крокодил - калоши)
7. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)
8. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку)
9. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)
10. Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков)
- Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: "Жил да был крокодил, он по улицам ходил". Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.

(слайда 9,10)

IV тур «Корзинка с потерянными вещами».
- В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
Телефон (У меня зазвонил телефон)
Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)
Мыло (Вот и мыло подскочило)
Блюдце (А за ними блюдца)
Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)
Термометр (И ставит им градусник)
Сито (Скачет сито по полям)
Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)
Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником)
Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)

(слайд 11)

V тур «Музыкальная страничка».

Дети слушаю музыкальный фрагмент, и называют сказку.
Музыкальная пауза « Веселый танец».

(слайд 12)

К.И.Чуковский рассказывал: "У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил - 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба".

Загадки К.И.Чуковского.

(слайды с 13 по 21)

Угадай героев произведений К.И.Чуковского.

(слайды с 22 по 27)

VI тур «Расшифруйте имена сказочных героев».
- Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.
БРМЛЙ ЦКТХ
МЙДДР ФДР
ЙБЛТ ТРКНЩ
КРКДЛ КРКЛ
(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил,)

(слайд 28)
- Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки об его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет “Федорино горе”.

VII тур «Героический поступок».
- Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.(Листки на столах)
Айболит Зажгли море.
Воробей Проглотил солнце.
Крокодил Помыла свою посуду.
Комар Вернул солнце в небо.
Федора Потушила море.
Медведь Спас Муху - Цокотуху.
Бабочка Съел таракана.
Лисички Вылечил зверей.

(слайд 29)

VIII тур «Конкурс чтецов».
Дети читают выбранные отрывки из сказок.
- Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать, сорадоваться. Подведение итогов и награждение победителей.
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве “Бармалея”
И “ Крокодила” не читал,
Не восхищался “Телефоном”
И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?

(слайд 30)
- Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.

Сложи мозаику.

Дети выкладывают из деталей мозаики картинку к сказке К.И.Чуковского

IX Подведение итогов викторины

4. Итог урока. Выставление оценок.

На сказках К. Чуковского выросло не одно поколение. Они рассказывают о зверях и людях, их пороках и достоинствах. Сказки интересны и занимательны. Прикоснитесь к творчеству знаменитого автора, читая произведения Корнея Чуковского для детей, список которых представлен ниже.

Сказка рассказывает о необходимости ежедневных водных процедур. В ней К. Чуковский повествует о мальчике, который был настоящим грязнулей. Поэтому лег спать неумытым. Когда же он проснулся, то заметил что все предметы, к которым он хотел прикоснуться, сбегают от него. Вдобавок ко всему, из спальни мамы выходит умывальник по имени Мойдодыр и начинает его стыдить. После попытки сбежать мальчик понимает, насколько важна чистота и исправляет свою ошибку.

Автор сказки рассказывает о том, что ему целый день названивают разные животные. У каждого из них свои просьбы. Слону нужен шоколад, крокодилу калоши на ужин для всей семьи, зайкам – перчатки, мартышкам – книжки. В течение дня телефон не замолкает. В конце автор самоотверженно решает спасти бегемота, попавшего в болото.

Это занимательная сказка, в которой К. Чуковский повествует о неприятности, случившейся с героиней. Из-за того, что Федора нерадиво вела хозяйство, от нее сбежала вся домашняя утварь. Посуда, лопата, утюги и тарелки не захотели больше служить неряхе. В доме скопилась грязь, паутина, тараканы. Осознав свою неправоту, Федора уговаривает всех вернуться, пообещав все исправить. После уборки благодарная посуда угостила хозяйку вкусными пирогами и блинами.

В сказке «Краденое солнце» рассказывается страшная история о том, как крокодил лишил всех солнца. Он бессовестно проглотил небесное светило. Из-за этого стало темно, перепугались все звери. Но никто не хочет пойти к крокодилу, чтобы выручить солнце. Тогда они побежали к Медведю просить о помощи. Пошел он на болото, налетел на крокодила и выпустил солнце на радость всем.

В произведении «Тараканище» читатель узнает историю о том, как Таракан возомнил себя непобедимым. Он смог напугать не только маленьких зверушек, но даже крокодилов, носорогов и слониху. Покорились звери Таракану и готовы были уже отдать детей своих ему для еды. Но бесстрашный воробей увидел перед собой обычного усатого насекомого и съел его. На радостях звери устроили грандиозный праздник и стали восхвалять спасителя. Так что не так и велик был зверь, как он сам о себе думал.

Сказка «Чудо-дерево» – это история об удивительном дереве. На нем вместо цветов и фруктов вырастает обувь и чулки. Благодаря дереву бедные дети теперь не будут ходить в драных калошах и рваных сапогах. Обувь уже созрела для того, чтобы каждый мог подойти и выбрать себе новые калоши или сапоги. Кому нужно, найдут на чудо-дереве чулки и гамаши. Благодаря ему теперь никто не замерзнет зимой.

В сказке идет речь о противостоянии людей и зверей. Заводилой зверей стал Крокодил, который побывал в Петрограде и, возмущенный положением собратьев в Зоосаде, настроил диких зверей идти в город и вызволить друзей. В городе ему противостоит Ваня Васильчиков, который прогоняет нападающих. Однако звери захватили Лялю. Вступив с ними в переговоры, Ваня освобождает девочку и договаривается о мирном сосуществовании людей и зверей.

«Муха-цокотуха» – сказка о праздновании именин главной героини. Муха, найдя денежку, купила самовар и устроила грандиозное празднование. В гости к ней приходили букашки, тараканы и даже бабушка-пчела. Когда на торжестве появился злодей-паук, все гости испугались и попрятались. Не жить бы Мухе, если бы к ней на помощь не поспешил Комарик. Он вызволил именинницу и пожелал жениться на ней. В благодарность Муха дала согласие выйти за него замуж.

В сказке «Айболит и воробей» идет повествование о бедной птице, которую укусила змея. Молодой воробей после укуса не смог взлететь и занемог. Сжалилась над ним пучеглазая лягушка и повела к доктору. По пути к ним присоединились еж и светлячок. Совместными усилиями они доставили больного к Айболиту. Всю ночь лечил доктор Воробья и спас его от верной смерти. Так и лечит зверей Айболит, а они даже спасибо забывают сказать.

Произведение «Бармалей» – это предупреждение для маленьких детей об опасностях, подстерегающих их в Африке. Там есть ужасные звери, которые способны укусить и избить. Но самым страшным является Бармалей, который может съесть детей. Но Таня и Ваня ослушались наставлений и, пока родители спали, отправились в Африку. Недолго длилось их путешествие – вскоре они попали к Бармалею. Если бы не доктор Айболит и Крокодил, неизвестно, что бы случилось с непослушными детьми.

В сказке «Бутерброд» главным героем является неодушевленный предмет – бутерброд с ветчиной. Захотелось ему однажды погулять. А чтобы было веселее, сманил он за собой сдобную булку. Увидели это чайные чашки и прокричали бутерброду предупреждение. Они отговаривали непоседу выходить за ворота. Ведь там его может съесть Мура. Вот так, порой, и человек не прислушивается к здравому мнению окружающих и страдает от этого.

Сказка «Путаница» – это увлекательная колыбельная для маленьких деток. В ней К. Чуковский рассказывает о чрезвычайной ситуации, когда звери пожелали издавать звуки, несвойственные им. Котятам захотелось хрюкать, утятам квакать, а воробей вообще замычал, как корова. Только заинька не поддался общему безобразию. Все стало на свои места только после того, как был потушен пожар на море, виновницами которого были лисички. Такая путаница ни к чему хорошему не приводит.

В произведении «Приключение Бибигона» описываются похождения сказочного существа. Главный герой – Бибигон – живет на даче у автора. С ним постоянно происходят происшествия. То он вступит в единоборство с индюком, которого считает колдуном. То решит прокатиться на дырявой калоше, изображая моряка. В разных частях сказки его противниками были паук, пчела, ворона. После того как Бибигон привел свою сестру Цинцинелу, ему пришлось сразиться с индюком, которого он победил.

В сказке «Топтыгин и Лиса» идет повествование о Медведе, у которого не было хвоста. Решил он исправить это недоразумение и отправился к Айболиту. Добрый доктор решил помочь бедняге и предложил выбрать хвост. Однако Лиса задурила Медведю голову, и, по ее совету, он выбрал павлиний хвост. С таким украшение косолапый стал приметен, и его вскоре поймали охотники. Вот что бывает с теми, кто идет «на поводу» у хитрецов.

В сказке «Скрюченная песня» автор рассказывает о странном месте, где люди и предметы скрючены. Человек и бабка, мышки и волки и даже елки деформированы. Река, дорожка, мост – все скрючено. Никто кроме К. Чуковского не знает, где находится это странное и удивительное место, в котором живут и радуются скрюченные люди и животные. Веселое описание такого мира, которого не существует в действительности.

31 марта исполняется 130 лет со дня рождения русского писателя и переводчика Корнея Чуковского.

Русский и советский поэт, писатель, критик, литературовед, переводчик Корней Иванович Чуковский (настоящее имя Николай Иванович Корнейчуков) родился 31 (19 по старому стилю) марта 1882 года в Санкт-Петербурге. Отец Чуковского, петербургский студент Эммануил Левенсон, в семье которого была прислугой мать Чуковского - крестьянка Екатерина Корнейчукова, через три года после рождения сына оставил ее. Вместе с сыном и старшей дочерью она вынуждена была уехать в Одессу.

Николай учился в одесской гимназии, но в 1898 году он был исключен из пятого класса, когда по специальному указу (указ о кухаркиных детях) учебные заведения освобождались от детей низкого происхождения.

С юношеских лет Чуковский вел трудовую жизнь, много читал, самостоятельно изучил английский и французский языки.

В 1901 году Чуковский начал печататься в газете "Одесские новости" , куда его привел старший друг по гимназии, впоследствии политический деятель, идеолог сионистского движения Владимир Жаботинский.

В 1903-1904 годы в качестве корреспондента "Одесских новостей" Чуковский был направлен в Лондон. Почти ежедневно он посещал бесплатный читальный зал библиотеки Британского музея, где читал английских писателей, историков, философов, публицистов. Это помогло писателю впоследствии выработать собственный стиль, который потом называли парадоксальным и остроумным.

С августа 1905 года Чуковский жил в Петербурге, сотрудничал со многими петербургскими журналами, организовал (на субсидию певца Леонида Собинова) еженедельный журнал политической сатиры "Сигнал". В журнале печатались Федор Сологуб, Тэффи, Александр Куприн. За смелые карикатуры и антиправительственные стихи в четырех вышедших номерах Чуковский был арестован и был приговорен к шестимесячному заключению.

В 1906 году он стал постоянным сотрудником журнала Валерия Брюсова "Весы" . С этого года Чуковский также сотрудничал с журналом "Нива", газетой "Речь", где печатал критические очерки о современных писателях, позднее собранные в книгах "От Чехова до наших дней" (1908), "Критические рассказы" (1911), "Лица и маски" (1914), "Футуристы" (1922).

С осени 1906 года Чуковский поселился в Куоккале (ныне поселок Репино), где сблизился с художником Ильей Репиным и юристом Анатолием Кони, познакомился с Владимиром Короленко, Александром Куприным, Федором Шаляпиным, Владимиром Маяковским, Леонидом Андреевым, Алексеем Толстым. Позднее Чуковский рассказал о многих деятелях культуры в своих мемуарах - "Репин. Горький. Маяковский. Брюсов. Воспоминания" (1940), "Из воспоминаний" (1959), "Современники" (1962).

В Куоккале поэт переводил "Листья травы" американского поэта Уолта Уитмена (опубликовал в 1922 году), писал статьи о детской литературе ("Спасите детей" и "Бог и дитя", 1909) и первые сказки (альманах "Жар-птица", 1911). Здесь же был собран альманах автографов и рисунков, отразивший творческую жизнь нескольких поколений деятелей искусства - "Чукоккала", название которого придумал Репин.

Этот юмористический рукописный альманах, где оставили творческие автографы Александр Блок, Зинаида Гиппиус, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Илья Репин, а также писатели Артур Конан Дойл и Герберт Уэллс, впервые был опубликован в 1979 году в урезанном варианте.

В феврале-марте 1916 года Чуковский предпринял вторую поездку в Англию в составе делегации русских журналистов по приглашению британского правительства. В том же году Максим Горький пригласил его руководить детским отделом издательства "Парус". Результатом совместной работы стал альманах "Елка", изданный в 1918 году.

Осенью 1917 года Корней Чуковский возвратился в Петроград (ныне Санкт-Петербург), где жил до 1938 года.

В 1918-1924 годах он входил в руководство издательством "Всемирная литература".

В 1919 году участвовал в создании "Дома искусств" и руководил его литературным отделом.

В 1921 году Чуковский организовал в Холомках (Псковская губерния), где он "спасал свою семью и себя от голода", для петроградских писателей и художников дачу-колонию, принимал участие в создании детского отдела издательства "Эпоха" (1924).

В 1924-1925 годах работал в журнале "Русский современник", где вышли его книги "Александр Блок как человек и поэт", "Две души Максима Горького".

В Ленинграде Чуковский издал книги для детей "Крокодил" (опубликована в 1917 году под названием "Ваня и крокодил"), "Мойдодыр" (1923), "Тараканище" (1923), "Муха-цокотуха" (1924, под названием "Мухина свадьба"), "Бармалей" (1925), "Айболит" (1929, под названием "Приключения Айболита") и книгу "От двух до пяти", которая впервые была опубликована в 1928 году под названием "Маленькие дети".

Детские сказки стали причиной начатой в 1930-е годы травли Чуковского, так называемой борьбы с "чуковщиной", инициированной Надеждой Крупской, женой Владимира Ленина. 1 февраля 1928 года была опубликована ее статья "О "Крокодиле" К.Чуковского" в газете "Правда". 14 марта в защиту Чуковского на страницах "Правды" выступил Максим Горький своим "Письмом в редакцию". В декабре 1929 года в "Литературной газете" Корней Чуковский публично отрекся от своих сказок и обещал создать сборник "Веселая колхозия". Он был подавлен пережитым событием и после этого долго не мог писать. По собственному признанию, с того времени он из автора превратился в редактора. Кампания травли Чуковского из-за сказок возобновлялась в 1944 и 1946 годах - были напечатаны критические статьи в адрес "Одолеем Бармалея" (1943) и "Бибигона" (1945).

С 1938 года до конца жизни Корней Чуковский жил в Москве и на даче в подмосковном Переделкине. Он покинул столицу лишь во время Великой Отечественной войны, с октября 1941 года по 1943 год эвакуировавшись в Ташкент.

В Москве Чуковский опубликовал детские сказки "Краденое солнце" (1945), "Бибигон" (1945), "Спасибо Айболиту" (1955), "Муха в бане" (1969). Для детей младшего школьного возраста Чуковский пересказал древнегреческий миф о Персее, переводил английские народные песенки ("Барабек", "Дженни", "Котауси и Мауси" и другие). В пересказе Чуковского дети познакомились с "Приключениями барона Мюнхгаузена" Эриха Распе, "Робинзона Крузо" Даниэля Дефо, "Маленьким оборвышем" Джеймса Гринвуда. Чуковский переводил сказки Киплинга, произведения Марка Твена ("Том Сойер" и "Геккельбери Финн"), Гилберта Честертона, О. Генри ("Короли и капуста", рассказы).

Уделяя много времени литературному переводу, Чуковский написал исследовательский труд "Искусство перевода" (1936), позднее переработанный в "Высокое искусство" (1941), расширенные издания которого вышли в 1964 и 1968 годах.

Увлеченный англоязычной литературой, Чуковский исследовал жанр детектива, набиравший обороты в первой половине XX века. Он прочел много детективов, выписывал особенно удачные места из них, "коллекционировал" способы убийств. Он первый в России заговорил о зарождающемся феномене массовой культуры, приводя в пример детективный жанр в литературе и кинематограф в статье "Нат Пинкертон и современная литература" (1908).

Корней Чуковский являлся историком и исследователем творчества поэта Николая Некрасова. Ему принадлежат книги "Рассказы о Некрасове" (1930) и "Мастерство Некрасова" (1952), опубликованы десятки статей о русском поэте, разысканы сотни некрасовских строк, запрещенных цензурой. Эпохе Некрасова посвящены статьи о Василии Слепцове, Николае Успенском, Авдотье Панаевой, Александре Дружинине.

Относившийся к языку как к живому существу, Чуковский в 1962 году написал книгу "Живой как жизнь" о русском языке, в которой описал несколько проблем современной речи, главной болезнью которой он назвал "канцелярит" - придуманное Чуковским слово, обозначающее загрязнение языка бюрократическими штампами.

Известный и признанный писатель Корней Чуковский как человек мыслящий многое не принимал в советском обществе. В 1958 году Чуковский оказался единственным советским писателем, поздравившим Бориса Пастернака с присуждением Нобелевской премии. Он был одним из первых, кто открыл Солженицына, первым в мире написал восхищенный отзыв об "Одном дне Ивана Денисовича", дал писателю кров, когда тот оказался в опале. В 1964 году Чуковский хлопотал в защиту поэта Иосифа Бродского, отданного под суд за "тунеядство".

В 1957 году Корнею Чуковскому была присвоена ученая степень доктора филологических наук, в 1962 году - почетное звание доктора литературы Оксфордского университета.

Чуковский был награжден орденом Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени и медалями. В 1962 году ему была присуждена Ленинская премия за книгу "Мастерство Некрасова".

Умер Корней Чуковский в Москве 28 октября 1969 года. Писатель похоронен на Переделкинском кладбище.

25 мая 1903 года Чуковский венчался с Марией Борисовной Гольдфельд (1880-1955). У четы Чуковских родились четверо детей - Николай, Лидия, Борис и Мария. Одиннадцатилетняя Мария умерла в 1931 году от туберкулеза, Борис погиб в 1942 году под Москвой во время Великой Отечественной войны.

Старший сын Чуковского Николай (1904-1965) также был писателем. Он автор биографических повестей о Джеймсе Куке, Жане Лаперузе, Иване Крузенштерне, романа "Балтийское небо" о защитниках осажденного Ленинграда, психологических повестей и рассказов, переводов.

Дочь Лидия (1907-1996) - писательница и правозащитница, автор повести "Софья Петровна" (1939-1940, опубликована в 1988 году), представляющей собой свидетельство современницы о трагических событиях 1937 года, работ о русских писателях, воспоминаний об Анне Ахматовой, а также трудов по теории и практике редакторского искусства.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка