Предотвращение морально-нравственной деградации общества как одна из целей государственно-правовой политики российской федерации. Нравственная деградация испарение морали нравственная деградация испарение морали нелюди нравственная деградация испарение мо

Разложившийся и исковерканный Запад изо всех сил тянет нас тоже вниз, в пучину животной жизни и нижнеастральных привычек и интересов. Если мы не поймём губительность этого, то тоже превратимся в незатейливых разумных животных…

Каждый взрослый, свободный человек выбирает свой путь сам. Ребёнок приходит в этот мир чистым, с широко распахнутыми глазами. Он пока сам не может выбирать свой путь, он не знаком ещё с нашим миром. Ему этот путь показываем мы: мама, папа, общество. Какой же путь мы показываем нашим детям?

Растление и развращение несовершеннолетних детей, дискриминация института семьи – это принципиальная политика нашего государства. Замалчивание этой политики, при этом обличая существующую безумную картину без(с)предела – это обречение народа на слепое, отчаянное вымирание. И нашему народу необходимо знать этот курсгосударства, т.к. это знание даст ориентиры, сможет мобилизовать людей на борьбу за своё достояние – детей . И пока льётся непрерывным потоком пропаганда разврата, никто не сможет доказать обратное. Потому что государство ведёт либо политику растления, либо политику предотвращения растления. Третьего быть не может.

Девственность, нравственность, чистота детей – это основные ценности , которыми дорожит каждое государство, думающее о будущем. И только безумное государство будет уничтожать эти ценности и позволит делать такое со своими детьми. Либо государство, у власти которого стоят враги собственного народа.

Почему народ допускает такое отношение к себе? Народ, который всегда был непобедим для врагов? И шлейф славы побед наших предков до сих пор ещё спасает жизнь морякам. Сомалийские пираты, завидев флаг СССР, зачастую отказываются от захвата судна, понимая, что судно охраняется русскими. И, неважно, сколько там русских. Они знают одно: русские не сдаются , они будут сражаться до последнего вздоха. Так что же случилось с нашим народом? Почему мы живём под действием снотворного укола, почему мы позволили себя ослепить, прикрывая эту слепоту смертельным стереотипом: «Препятствовать другим, делать то, что они хотят, мы не имеем права»?

Мы обмануты стереотипом миражной свободы.

И не перестаёт удивлять реакция людей на ту важную информацию, которую им стараются донести те, кто уже понял – откуда «ноги растут». В основном, изначально информация не воспринимается, отвергается с убеждением: «Этого не может быть!» Люди не верят, вернее, я бы даже сказала, не хотят верить собственным глазам . Потому что любая принятая подобная информация заставляет задуматься. И практически все понимают, что это правда. И люди, которые позволяют себе не просто слушать, ауслышать , начинают реагировать на эту информацию действиями. А это уже труд, и этоуслышание может кардинально изменить жизнь. И лёгкой она не будет. Поэтому единицы позволяют себе именно услышать .

Ведь мы довольно таки часто слышим фразу: «Лучше этого всего не знать, а просто жить. Так легче». Сама слышала подобное не раз. Да, согласна так легче. Но потом, когда предостережения о каких-то событиях превращаются уже в констатацию фактов, мало кто задумывается, что всё можно было предотвратить, проявив минимальное мужество и приняв решение услышать . Но ещё больше потрясает, нежелание видеть уже очевидное ивопиющее .

Никого не удивляет уже стремительно увеличивающееся количество подростков, распивающих спиртные напитки на каждом углу, курящих в неконтролируемых уже масштабах и без стеснения ругающихся матом. Никого не удивляет, что молодеет возраст этих самых подростков, ведущих раннюю, зачастую безобразную половую жизнь . Общество привыкает к этому. Это становится нормой нашей жизни. Это воспринимается как что-то, само собой разумеющееся.

Иногда кто-то может возмутиться вопиющей развратностью молодёжи, бросив несколько осуждающих слов, и дальше этого возмущения дело не идёт. И только лишь увидев, как растление коснётся их собственных детей , некоторые родители зачастую начинают бить тревогу. А многие родители этого просто не замечают. Я бы даже сказала –не хотят замечать . Я стала свидетельницей разговора двух шестилетних детей в детском садике. Опишу этот случай:

Мальчик сидит на скамеечке и к нему подходит девочка, садится рядышком, и, как настоящая взрослая женщина-кокетка, обнимает его за плечи, произнося томнымсоблазняющим голоском:

– Я хочу с тобой секс.

Мальчик отодвигается от неё, пытается вырваться из её объятий и говорит далеко не детским голосом:

– Я не хочу с тобой секс.

Девочка повторила эту фразу три раза, подходя с разных сторон, она кружилась просто вокруг него. А мальчик повторял также три раза свою фразу. При этом он не выглядел настороженным ребёнком, не понимающем, что от него хотят. Видимо, у него были какие-то свои ассоциации с этим словом.

Почему наше общество докатилось до того, что такие разговоры шестилетних детей стали спокойно восприниматься? Некоторые родители даже находят такие разговоры весьма забавными. Они радуются тому, какие у них уже взрослые дети. Скажите, как родители-зомби могут воспитать свободных детей? Кого они могут воспитать? Таких же самых зомби, как они сами! Они закладывают детям ту информацию, которой зомбируются сами ежедневно.

Наши дети подвергаются массированному влиянию мультфильмов, закладывающими в их головы недетские образы, и фильмами с сексуальными сценами, которые влияют, и в юном возрасте формируют сексуально активных детей. Приведу итог одного психологического исследования.

Большинство девочек шести лет уже рассматривают себя в качестве сексуальных объектов. Был проведён эксперимент, с использованием бумажных кукол. Это позволило узнать отношение девочек 6-9 лет к вопросу сексуальности. Так, две куклы были одеты сексуально привлекательно, а остальные – в просторную одежду. Участницам эксперимента нужно было выбрать куклу, похожую на них самих, куклу, на которую бы они хотели походить, и куклу, ассоциирующуюся с популярной девочкой в школе. Из 60 участниц 68% выбирали сексуальную куклу, отвечая на вопрос, как они сами хотят выглядеть. 72% признались: эта кукла популярнее. По словам, руководителя исследования, в сознании ребёнка сексуальность была тесно связана с популярностью.

Развратом зомбируется подсознание наших детей во всё более раннем возрасте.

Гуляя со своим ребёнком на площадке, я не раз слышала, как многие мамы говорят, что они будут приспосабливать своих детей к новым условиям весьма оригинальными методами. Они сами планируют дать выпить спиртное, они сами планируют угостить детей первой сигаретой и они сами расскажут, как можно раньше своим детям, как пользоваться противозачаточными средствами. Руководствуются утверждением: «Пусть будет как все, я не хочу, чтобы мой сын (моя дочь) чем-то выделялись. Я помогу своему ребёнку быть как все , чтобы ему было легче». Это и есть их главная ошибка .

По результатам многих исследований становится ясно, что дети, чьи родители сами предлагали попробовать «вкус» современной жизни, во много раз уязвимее перед пропагандируемым растлением. Государство создаёт только видимость заботы о будущем нации, о нравственности детей. Идёт открытая якобы «пропаганда» нравственности и скрытая зловещая пропаганда разврата. Это невидимый для основной, большей части населения геноцид нашего народа.

И ещё один факт , подтверждающий политику растления детей государством, а точнее сказать – теми, кто за ним прячется. Осенью небольшой город в Киевской области посетил передвижной детский Луна-парк , как обычно, разместившийся в городском парке. Проходя мимо, я была шокирована следующей картиной. На большей части аттракционов были изображены агрессивные картинки парней и девушек, полуобнажённые девушки. Причём у этих девушек были откровенно видны определённые интимные части тела. Звучала какая-то песня на английском языке, при этом количество слова «секс» в этой песне в какой-то степени прозомбировало даже меня. Просто какое-то время эта песня не выходила у меня из головы.

А теперь задумайтесь. Кто рассматривал эти картинки и слушал музыку? Маленькие детки до 5 лет! Никто не обращал внимания на картинки, никто к ним не присматривался, кроме этих маленьких детей. Они смотрели широко раскрытыми глазами на изображения и подпрыгивали в колясочках. А ведь мы знаем, как влияет музыка и иллюстрированный материал на формирование кругозора детей и их познание мира, и насколько это опасно для них . Куда смотрели городские власти, давая разрешения на размещение подобного луна-парка? Ведь дети наиболее беззащитны перед информацией, она легко входит им в подсознания, формируя их мировоззрение. А затем лет через 10, родители с трудом будут узнавать своих детей, когда их дети начнут применять в своей жизни все заложенные навыки практически.

Мы также знаем, как наполнен Интернет эротическим содержанием, и насколько сейчас Интернет доступен детям. Период формирования сексуальности – это детский и подростковый возраст. Учитывая лёгкую доступность такой информации и несформированную детскую психику, подумайте, насколько мы можем погубить сексуальность и покалечить детей на всю оставшуюся жизнь.

Наше общество деградирует с большим ускорением . Каждое поколение более деградировано, чем предыдущее, и это ускорение увеличивается невообразимыми темпами. Мы должны думать не только о себе, о своей душе, но и о других людях, о своей Родине, о своём народе. И наш долг – спасти нацию от уничтожения, от вымирания, защитить наше достояние, наших детей. В этом состоит долг перед Родиной, перед нашими предками, пролившими кровь за нашу землю, за нас, за наши жизни. Благодаря их подвигу, мы живём. И это также наш долг перед будущими поколениями, которые либо будут нас ненавидеть, вымирая, как последние гои, либо будут нами гордиться.

Позволяя уничтожать своих детей, мы уничтожаем саму жизнь , мы уничтожаем себя, свою Родину. Если не будет наших детей, не будет ни нас, ни памяти о нас, как о народе. А потомки тех, кому мы позволяем себя уничтожать сейчас, будут презирать наших исковерканных потомков, высмеивая и оплёвывая их, как потомков «великих русов».

М. А. Антипов, А. А. Исполатова Пензенская государственная технологическая академия,

Г . Пенза , Россия

MORAL DEGRADATION AS A URGENT PROBLEM OF MODERN SOCIETY

M. A. Antipov, A. A. Ispolatova Penza State Technological Academy, Penza, Russia

Summary. Paper is devoted to very actual problem – problem of moral degradation of mod­ern society. The article reveals the essence and meaning of morality and the consequences for the mor­al decline for society.

Key words: Moral; anomy; the crisis of morality.

Современный мир, достигший невиданного ранее технического и ин­формационного прогресса, столкнулся с кризисом нравственности. Но матери­альный прогресс не сопровождается соответствующим духовным развитием. Совершенно очевидно, что в ХХ веке во всем мире произошло резкое падение нравов, и это падение еще более стремительно продолжается и в XXI веке. Мно­гие утратили веру, а с ней и нравственные ориентиры.

Как писал французский социолог Э. Дюркгейм, «нравственность – это обязательный минимум и суровая необходимость, это хлеб насущный, без кото­рого общества не могут жить» . Нравственность как интериоризиро-ванная мораль (свод важнейших общественных норм), по мнению Э. Дюркгей-ма, представляет собой базис общественной солидарности, то есть сплоченность разнородных членов общества в единый целостный социальный организм.

Нравственность – это внутренние духовные качества, которыми руковод­ствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственность это также – определяющий аспект культуры, ее форма, дающая общее основание человеческой деятельности, от личности до общества, от человечества до малой группы.

Нравственные принципы не существуют в чистом виде, сами по себе, они всегда – результат истории, политических, хозяйственных и прочих отношений в обществе, и поэтому говорить о такой тонкой материи, как нравственность любой нации, достаточно сложно. Тем более что любой факт можно рассматри­вать двояко: все зависит от точки зрения.

Многие выдающиеся мыслители – Шпенглер, Хайдеггер, Тойнби, Ясперс, Гуссерль, Хаксли, Оруэлл, Фукуяма, Томас Манн – говорили о закате


Западной культуры. Незауряднейший из этого ряда философ Хайдеггер все же надеялся, что человеку грозит не техника, угроза таится в самом существе чело­века. «Но где опасность, – писал он, – там вырастает и спасительное» . Теологические концепции культуры выдвигают в качестве главной идею о том, что культура человечества в целом завершила свое восхождение и теперь неудержимо катится к гибели. Поскольку ядром всякой культуры является ре­лигия и выработанные ею основы нравственности, то именно они и испытыва­ют жесточайший кризис от вторжения рационализма.

Многие утратили веру, а с ней и нравственные ориентиры. Всякая власть и авторитет, диктующие нормы жизни, упали в глазах людей. Так понятие добра и зла для них стало относительным. Соответственно падает уважение к традициям, к семейным ценностям, происходит деградация семьи как важнейшего социаль­ного института, что отрицательно отражается на демографических показателях.

Общество утрачивает культурные традиции, служившие моральным яко­рем. Рост потребительства, вседозволенности, распущенности – признаки того, что общество погружается в омут моральной деградации. Раньше люди еще как-то отличали добро от зла. Сейчас же можно делать все, что заблагорассудится.

Сейчас основной ценностью в нашем обществе, на наш взгляд, являются деньги, которые выполняют не просто чисто экономическую функцию посред­ника в обмене благ и ресурсов, но и функцию социальную. Деньги выступают в качестве социального знака, символа, определяющего социальный статус инди­вида и одновременно с этим главную цель его повседневной жизни. К сожале­нию, деньги – это тот «золотой телец», за которым «гонится» абсолютное боль­шинство. Причина подобной ситуации заключается в том, что само общество ставит индивидам подобные условия социального функционирования. Ныне благополучие, психологическое состояние и здоровье современного человека за­висят от уровня заработка.

Ценности, пропагандирующиеся в современном мире, это возведение в культ своих прихотей, потакание им, поощрение явного насилия, жестокости и половой распущенности и преподношение всего этого как нечто нормального. Понимая все это, многие говорят о необходимости создания национальной идеи, которая стала бы плацдармом для внесения морально-нравственных ценностей в массы.

Кризис нравственности в обществе проявляет себя так, как об этом писал уже упомянутый нами Э. Дюркгейм в теории социальной аномии. Нравствен­ный кризис, духовный вакуум общества означает разрушение его основ, нару­шение сплоченности членов социума, потерю жизненных ориентиров. Это, в свою очередь, ведет к кризису социальных институтов и всплеску девиантного поведения, насилия и преступлений.

Так, в статье Андрея Юревича и Дмитрия Ушакова «Нравственность в со­временной России» приводится ужасающая статистика:

– ежегодно 2 тыс. детей становятся жертвами убийств и получают тяжкие телесные повреждения;

– каждый год от жестокости родителей страдают 2 млн детей, а 50 тыс. – убегают из дома;

– ежегодно 5 тыс. женщин гибнут от побоев, нанесенных мужьями;

– насилие над женами, престарелыми родителями и детьми фиксируется в каждой четвертой семье;

– 12 % подростков употребляют наркотики;

– более 20 % детской порнографии, распространяемой по всему миру, снимается в России;

– около 1,5 млн российских детей школьного возраста вообще не посе­щают школу;


– детское и подростковое «социальное дно» охватывает не менее 4 млн человек;

– темпы роста детской преступности в 15 раз опережают темпы увеличе­ния общей преступности;

– в современной России насчитывается около 40 тыс. несовершеннолет­них заключенных, что примерно в 3 раза больше, чем было в СССР в начале 1930-х годов .

Происходит дальнейшее уменьшение численности населения Российской Федерации. В 2010 году тенденция сокращения рождаемости и увеличения смертности в России продолжилась. Смертность по-прежнему перекрывает рож­даемость, и население России в 2010 году сократилось на 241,4 тысячи человек. Однако по отношению к 2009 году темпы естественной убыли сократились на 5,6 %. Достаточно высоким остается уровень смертности от отравлений спирт­ным. В 1993–2006 годах ежегодно в России от алкогольных отравлений умирало около 40 тыс. чел. Однако с 2004 года в России началось устойчивое снижение смертности от отравления алкоголем. В 2009 году от этой причины умерли 21,3 тыс. человек, что является самым низким показателем после 1992 года .

Первоочередной задачей является развитие института семьи, активная популяризация семейных ценностей. Пренебрежение со стороны родителей и школы воспитанием детей способствует развитию всех пороков, которые есть в современном обществе. На формирование моральных ценностей ребенка вли­яют в первую очередь родители, потом школа и социальное окружение. Иссле­дователи выявили, что большинство детей, которые не смогли реализовать себя во взрослой жизни и превратились в алкоголиков, наркоманов, преступников, не получили нужного количества тепла и любви со стороны родителей, которые не занимались должным воспитанием своих детей. Именно самоотверженная любовь родителей, их собственный пример и есть главные средства воспитания у детей моральных качеств. Поэтому родители, а потом школа, вузы должны формировать в сознании и душе ребенка положительные образы.

Если же нравственные идеалы человеком не будут усвоены или усвоены плохо, то их место в качестве детерминанты поведения займут иные качества, которые можно охарактеризовать прилагательным «безнравственные» (в дан­ном контексте под безнравственным понимается и социально пассивное поведе­ние). Преступная этика – наиболее социально негативное проявление безнрав­ственности.

Таким образом, потеря обществом нравственных и духовных ориентиров ведет к его разложению, которое проявляется в кризисных явлениях во всех сфе­рах общественной жизни: экономической, политической, социальной и тем более культурной.

Библиографический список

1. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод и назначение. – М. : Канон, 1995. – 392 с.

2. Сергеева А. В. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность. – М. : Флинта, Наука, 2004. – 259 с.

3. Чуприй Л. Падение нравственности в российском обществе. URL: Http://www. apn. ru/public- Ations/article23740.htm

4. Хайдеггер М. Вопрос о технике // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: пер. с немецкого. – М. : Республика, 1993. – 447 с.

5. Юревич А., Ушаков Д. Нравственность в современной России. URL: Http://www. kapital- Rus. ru/articles/article/1041

© М. А. Антипов © А. А. Исполатова


15 октября 2016 Просмотров: 1185

С зарождением капитализма началась не только все усиливавшаяся переработка сырья в продукт, но и переработка человека в работоспособных роботов — постлюдей.

В Европе при зарождении капитализма на протяжении нескольких веков сгоняли крестьян с земли, заставляя тем самым «добровольно» продавать свой труд на фабриках и заводах. Перед людьми, насильственно согнанными со своих земель, было два пути: либо продавать свою рабочую силу, либо нищенствовать, бродяжничать и разбойничать. На протяжении длительного времени людей заставляли работать на капиталистов поркой, пытками, казнями. А тех, кто этого «добровольно» делать не хотел, ловили, сажали в клетки, как животных, а затем казнили за бродяжничество. Только за время правления Генриха VIII в Англии было повешено 75 тысяч человек. Так происходил переход от феодализма к капитализму. Капитализм был построен на костях людей. С помощью насилия людей приучали к определенной модели поведения, к определенным взглядам, выгодных капитализму, при которых главенствуют материальные потребности.

«Материальные потребности стали ведущими, соответственно, изменилась структура духовного опыта людей. Стало моральным все, что приносило материальный успех. Достоинство человека стало определяться количеством богатства» .

На начальном этапе становления капитализма происходил отбор населения с соответствующими качествами, неподходящих просто вешали или предоставляли право свободно умирать с голоду. Сегодня идет второй этап: с помощью средств массмедиа создана система массовой штамповки определенного типа сознания.

Особую роль в штамповке определенного типа сознания, а по сути оглупления и унификации людей, отведена телевидению. Американский журналист Мэтт Тэйби писал в 2000 году в статье «Человек-ящик. Если в Америке отключат телевизор»:

«В первую же ночь без телевидения в США президент Клинтон объявит зоной бедствия всю страну. Возможно, даже введет чрезвычайное положение. Потому что жизнь в Штатах, насколько мы о ней знаем, без телевидения просто прекратится. Отсутствие телевидения заставит американцев думать самостоятельно, и большинство лишиться рассудка за несколько часов. Так долго сдерживаемые гнев и ненависть вырвутся наружу, и столь хорошо вооруженное гражданское население превратится в агрессивную, одержимую манией убийства толпу, справиться с которой смогут только самые отборные войска... Ты работаешь — и ты одинок. Тебе не с кем выпить или уколоться, если ты даже вдруг захочешь... Все это превращает работу и телевизор в единственное пространство для жизни. Работа — единственный допустимый порок, людей приучают быть жадными. “Ящик” — единственная отдушина... Бесконечно разнообразный мир, который так отличается от твоей изматывающей и приземленной жизни. И это так отвлекает... Но многим телевизора уже мало. По крайней мере, раз в неделю какой-нибудь американец заходит в офис и с криками “С меня хватит!” расстреливает сорок или пятьдесят человек и стреляется сам. Этот человек дошел до точки. Телевизор не смог отвлечь его от того, что у него нет ни семьи, ни друзей, а его жизнь, растраченная на унизительной службе бездушной корпорации, пуста» .

Раньше человека заставляли продавать свое тело — трудиться на феодала, платить дань и тому подобное. Теперь, манипулируя нашим сознанием, нас принуждают продавать душу. Продавая тело, еще можно быть духовно свободным, но, продавая душу, удается сохранить лишь иллюзию свободы — неслучайно именно душу стремится купить дьявол. Сегодня наступает эра нового типа рабства, рабства духа.

Вообще, если бы дьявол существовал в реальности, то, без сомнения, можно было бы сказать, что капитализм — это программа дьявола. Д ьявол всегда предоставляет любые удовольствия, власть, деньги, проповедует разврат, извращения, эгоизм и обязательно стремится уничтожить нашу душу. Зло, которое есть на Земле, является социальным. Одним из главных его прародителей являются Деньги. Люди забыли предупреждение из «Фауста» Гуно: «Сатана там правит бал, люди гибнут за металл» .

Логичным продолжением обесчеловечивания является продажа души. Продажа души теперь не плод воображения писателей, а реальный факт действительности.

Уроженец пригорода Шанхая пополнил список людей, пытавшихся продать свою душу через Интернет. Торги по продаже столь экзотического товара состоялись на крупнейшем китайском онлайн-аукционе Taobao. Всего было подано 58 заявок на покупку души китайца. Но представители Taobao заявили, что в правилах ведения аукционов на сайте компании нет пункта, касающегося продажи такого товара, как душа, в связи с чем компанией было принято решение снять этот лот с торгов. Конечно, Taobao не против продажи души. Еще бы! Основной причиной снятия души с торгов стало отсутствие гарантии доставки товара покупателю.

Россия, естественно, не в стороне от передового человечества. В марте 2002 года житель Барнаула Василий Потапов разместил на одном из американских интернет-аукционов свою «пока еще безгрешную душу». Торги начались с пяти центов и вначале шли довольно вяло. Однако вскоре ситуация резко изменилась, и алчные пользователи кинулись на душу Василия. Ставки поднимались каждую минуту. В торгах участвовали жители многих стран мира, но в конце концов лот достался американке из штата Алабама. За удовольствие иметь душу жителя Барнаула женщина заплатила 400 долларов.

Чехов поднимает вопросы о ценности человеческой жизни, о нравственной обязанности человека перед народом, о смысле человеческой жизни. Антон Павлович Чехов писал: “В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Это желание видеть людей простыми, красивыми и гармоничными объясняет непримиримость Чехова к пошлости, к нравственной и душевной ограниченности.

Герой рассказа “Ионыч” - молодой человек, полный неясных, но светлых надежд, с идеалами и желаниями чего-то высокого. Но любовная неудача отвратила его от стремлений к чистой, разумной жизни. Он утратил все духовные интересы и стремления. Из его сознания исчезло то время, когда ему были свойственны простые человеческие чувства: радость, страдание, любовь. Мы видим, как человек, умный, прогрессивно мыслящий, трудолюбивый, превращается в обывателя, в “живого мертвяка”. Такие герои Чехова, как Ионыч, утрачивают то человеческое, чем наделила их природа.

Замечателен рассказ А.П. Чехова “Крыжовник”. Герой рассказа — чиновник, добрый, кроткий человек. Мечтой всей его жизни было желание иметь “усадебку” с крыжовником. Ему казалось, что этого достаточно для полного счастья. Но представление Чехова о настоящем человеческом счастье другое. “Принято говорить, что человеку нужно только три аршина земли... Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа”, — писал Чехов. И вот мечта героя сбылась, он приобрел усадьбу, в его саду растет крыжовник. И мы видим, что перед нами уже не прежний робкий чиновник, а “настоящий помещик, барин”. Он наслаждается тем, что достиг своей цели. Чем более герой доволен своей судьбой, тем страшнее он в своем падении. И брат героя не может ответить на вопрос, какое добро нужно делать, чтобы избавиться от гнусного собственнического счастья.

Проблема нравственной деградации человека поднимается и в романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Это роман, в котором рассказана история молодого человека Дориана Грея. Презирающий мораль «эстет» и циник лорд Генри, в уста которого автор вложит собственные суждения об искусстве и жизни, становится духовным «учителем» Дориана. Под влиянием лорда Генри Дориан превращается в безнравственного прожигателя жизни и совершает убийство. Несмотря на все это, лицо его остается молодым и прекрасным. Но на обладающем особым свойством портрете Дориана, когда-то написанном его другом художником Холуордом, отразились и жестокость, и безнравственность оригинала. Желая уничтожить портрет, Дориан вонзает в него нож — и убивает самого себя. Портрет начинает сиять прежней красотой, лицо же мертвого Дориана отражает его духовную деградацию. Трагическая развязка романа опровергает парадоксы лорда Генри: аморальность и бездушное эстетство оказываются качествами, уродующими человека и доводящими его до гибели.

Почему молодые мамы выбрасывают детей с балкона

Жительница Подмосковья в минувшее воскресенье выкинула двух своих сыновей с балкона 15-го этажа. На допросе мать объяснила свой поступок тем, что дети ей надоели. У психологов сейчас в ходу термин "испарение морали". О том, куда и как испаряется мораль, "РГ" рассказал заместитель директора Института психологии РАН Андрей Юревич.

Андрей Владиславович, очевидцы прошедшего недавно шоу "Автоэкзотика" рассказали мне дикую историю. Водитель джипа, выполняя какие-то безбашенные трюки, наехал на палатку, где были две девушки. Организаторы не обратили на трагедию ни малейшего внимания, а участники с радостными воплями мчались мимо "Скорой" на халявную выпивку и дискотеку. Что с нами происходит?

Андрей Юревич: Нравственная деградация или, говоря словами известного социолога Энтони Гидденса, "испарение морали", что, кстати, подтверждает статистика. Например, насилие над женами, престарелыми родителями и детьми фиксируется у нас в каждой четвертой семье. Вдумайтесь: в современной России несовершеннолетних заключенных в три раза больше, чем в СССР 1930-х годов!

...мы уже хотя бы понимаем, что давать взятки плохо. Правда, все равно даем. Нравственная деградация испарение морали Нравственная деградация испарение морали

Андрей Юревич: Опросы, кстати, показывают, что не все понимают, что давать взятки - плохо. А исследования отношения к мошенничеству дают удивительные результаты. Но дело даже не в этом. В любом обществе есть немало людей, которые делают то, что плохо. Все зависит от способности общества выставить им барьеры. Показательно, например, то, что мы не выполняем ключевые пункты международных соглашений по борьбе с коррупцией, скажем, пункт о конфискации имущества коррупционеров и их родственников. Нравственная деградация испарение морали Нравственная деградация испарение морали

Какое из поколений вы считаете наиболее упущенным? Нравственная деградация испарение морали Нравственная деградация испарение морали

Андрей Юревич: Мы провели совместное исследование с Академией МВД и выяснили, что люди, которые формировались как личности в 1990-х и 2000-х годах, имеют большие пробелы в нравственном плане.

То есть те, кому сейчас лет по 30-40?

Андрей Юревич: Да. Оказалось, что среди этих людей 80 процентов абсолютно нормально относятся к таким вещам, как мошенничество. Считают, что "деньги не пахнут", что "не важно, каким способом они заработаны, главное - чтобы они были". Это люди, воспитанные на псевдолиберальных идеологемах 1990-х.

"Бандитские сериалы", которые в то время не исчезали из телепрограмм тоже, вероятно, сыграли свою роль? ..

Андрей Юревич: Возникло такое новое явление, как "хороший бандит", то есть можно убивать, грабить и считаться хорошим человеком. Наше исследование показывает, что сегодня существует широкая прослойка молодежи, которая вообще не различает категорий добро - зло и не пользуется такими категориями при оценке поступков. Они используют другие категории: "круто - не круто", "выгодно - не выгодно". Когда выдающийся русский философ Владимир Соловьев совершил путешествие в Африку, он спросил у туземца, как он понимает добро и зло. Тот ответил, что "зло - это когда сосед нападает на меня, избивает меня до полусмерти, отбирает мою жену, уводит мой скот, а добро - когда я нападаю на соседа, отбираю его жену, увожу его скот". Вот такое чисто прагматическое понимание добра и зла, невидение грани между ними очень характерно для значительной части нашей нынешней молодежи. Однако когда мы говорим о поколениях, нужно учитывать, что это "средняя температура по больнице". В любом поколении есть немало высоконравственных людей, героев, и я уверен, что и в этом поколении тоже. К примеру, офицер, закрывший собой случайно оброненную рядовым гранату. Нравственная деградация испарение морали Нравственная деградация испарение морали

Как и в какой момент исчезает нравственность? Нравственная деградация связана с экономическими процессами? Нравственная деградация испарение морали Нравственная деградация испарение морали

Андрей Юревич: Она исчезает не одномоментно. Нравственная деградация - достаточно длительный процесс. А с экономическим ростом состояние нравов связано очень неоднозначно. Выражение "бедные, но честные" не выражает необходимости. Богатые страны далеко не всегда более безнравственны, чем бедные.

А как обстоят дела с моральным обликом за границей? Общество потребления может разрушить нравственные законы?

Андрей Юревич: Там регулярно сетуют на постепенное разрушение традиционной протестантской морали с такими ее атрибутами, как скромность, воздержанность в потреблении, отсроченная мотивация, способность к длительному ожиданию вознаграждения, и т. п. Этой морали и этике западная цивилизация обязана многими своими успехами. Сейчас на смену ей приходит общество потребления. Но упадок нравов в западных странах, в силу их цивилизованности и способности граждан к разумному ограничению своей свободы, выражен не так, как в современной России. Там невозможны многие вещи, которые стали привычными у нас. И наоборот. Можете ли вы себе представить, чтобы, скажем, наш новый кабинет министров начал свою деятельность с решения о снижении своих зарплат, как это сделали министры во Франции?

С трудом. Нравственная деградация испарение морали Нравственная деградация испарение морали

Андрей Юревич: Я тоже, хотя наши министры - очень небедные люди. А на постах министров становятся еще богаче. Не отстают от них, точнее, заметно их опережают, и их жены. Эта ситуация характерна для нашей страны, выражая ее отличия от западных стран, где грань между "приличным" и "неприличным" для публичных людей очень выражена.

Кто и каким образом задает моду на нравственность?

Андрей Юревич: "Моды на нравственность" вообще нет, есть только мода на безнравственность, которую у нас задают так называемая тусовка и некоторые СМИ. Но есть люди, которые задают нормы нравственности и образцы нравственного поведения. Например - Иисус Христос.

А сейчас есть люди, способные задать эти нормы? Нравственная деградация испарение морали Нравственная деградация испарение морали

Андрей Юревич: Что касается современного российского общества, то есть такое понятие, как нравственная элита, - люди, которые своим собственным примером задают некие нормы, например, доктор Рошаль.

Всеобщее осуждение и пикеты против представителей провокационного искусства имеют отношение к нравственному росту?

Андрей Юревич: Скорее, к неприятию значительной частью населения нравственной деградации. Особенно когда речь идет не о самом искусстве, пусть даже "провокационном", а, скажем, о половом члене, изображенном на разводящемся мосте.

Религиозное воспитание способно улучшить наш моральный облик? Нравственная деградация испарение морали Нравственная деградация испарение морали

Андрей Юревич: Да, способно. Но и светское - тоже. Нравственная деградация испарение морали Нравственная деградация испарение морали

Послушайте, но, может быть, все не так уж и плохо? В Интернете незнакомые люди помогают друг другу, волонтерство становится образом жизни...

Андрей Юревич: Действительно, не все так плохо, и точно небезнадежно, проявляются и положительные тенденции. Появление волонтерских организаций, скажем, по поиску пропавших детей, - одна из них. Есть и вещи, в возможность которых еще несколько лет назад трудно было поверить. Например, в то, что наши автомобилисты начнут пропускать пешеходов...

Во что еще вам было трудно поверить? Нравственная деградация испарение морали Нравственная деградация испарение морали

Андрей Юревич: Еще несколько лет назад любая детская песочница была набита стеклом от пивных бутылок, любой автобус напоминал пивной бар на колесах. Сейчас этого почти не наблюдается. То есть мы способны себя вести достаточно цивилизованно. То, что было принято считать личной культурой каждого (пить или не пить пиво в детской песочнице), вынесли на уровень закона, за это стали штрафовать, и это сработало. Показательный пример, кстати, Сингапур - страна, которая добилась удивительных успехов в нелегком деле борьбы с коррупцией. А началось все с малого: людям запретили плеваться, бросать окурки. Вроде бы ерунда, ввели штраф, добились порядка. Через какое-то время такие запреты перемещают на уровень внутренних нравственных норм и люди начиная вести себя по-другому - пересматривают свое отношение к таким явлениям, как коррупция. Все начинается с малого. У нас тоже есть сдвиги в мелочах, может быть, это начало возрождения.

Http://www.rg.ru/2012/06/26/arest-site.htm«Российская газета» № 5817 от 27 .06 .12



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка