Что такое русская народная культура. Русская национальная культура

Русский народ - представители восточнославянского этноса, коренные жители России (110 миллионов человек - 80% населения Российской Федерации), самая многочисленная этническая группа в Европе. Русская диаспора насчитывает около 30 миллионов человек и она сосредоточена в таких государствах как Украина, Казахстан, Белоруссия, в странах бывшего СССР, в США и странах ЕС. В результате проведенных социологических исследований было установлено, что 75% русского населения России - последователи православия, а существенная часть населения не причисляет себя к какой-то конкретной религии. Национальным языком русского народа является русский язык.

Каждая страна и его народ имеют свое значение в современном мире, очень важны понятия народной культуры и истории нации, их становление и развитие. Каждый народ и его культура уникальны по своему, колорит и неповторимость каждой народности не должны потеряться или раствориться в ассимиляции с другими народами, подрастающее поколение всегда должно помнить, кто они на самом деле. Для России, которая является многонациональной державой и домом для 190 народов, вопрос национальной культуры стоит довольно остро, вследствие того, что на протяжении последних лет особенно заметно её стирание и на фоне культур других национальностей.

Культура и быт русского народа

(Русский народный костюм )

Первые ассоциации, возникающие с понятием «русский человек», это конечно широта души и сила духа. А ведь национальную культуру формируют люди, именно эти черты характера имеют огромное влияние на её становление и развитие.

Одной из отличительных черт русского народа всегда была и есть простота, в прежние времена славянские дома и имущество очень часто подвергались разграблению и полному уничтожению, отсюда и идет упрощенное отношение к вопросам быта. И конечно эти испытания, выпавшие на долю многострадального русского народа, только закалили его характер, сделали сильнее и научили с гордо поднятой головой выходить из любых жизненных ситуаций.

Еще одной из черт, превалирующей в характере русского этноса, можно назвать доброту. Всему миру хорошо известно понятие русской гостеприимности, когда «и накормят, и напоят, и спать уложат». Уникальное сочетание таких качеств как сердечность, милосердие, сострадание, великодушие, терпимость и опять же простота, очень редко встречающиеся у других народов мира, все это в полной мере проявляется в той самой широте русской души.

Трудолюбие - еще одна из главных черт русского характера, хотя многие историки в исследовании русской народности отмечают, как её любовь к труду и огромный потенциал, так и её лень, а также полную безынициативность (вспомните Обломова в романе Гончарова). Но все таки работоспособность и выносливость русских людей это неоспоримый факт, против которого трудно возразить. И как бы ученые всего мира не хотели понять «загадочную русскую душу», вряд ли это под силу любому из них, ведь она настолько уникальна и многогранна, что её «изюминка» навсегда останется секретом для всех.

Традиции и обычаи русского народа

(Русская трапеза )

Народные традиции и обычаи представляют собой уникальную связь, эдакий «мост времен», связывающий далеко прошлое с настоящим. Некоторые из них уходят своими корнями в языческое прошлое русского народа, еще до крещения Руси, понемногу их сакральное значение было утеряно и позабыто, но основные моменты сохранились и соблюдаются до сих пор. В селах и поселках русские традиции и обычаи чтят и помнят в большей степени, чем в городах, что связано с более обособленным образом жизни городских жителей.

Большое количество обрядов и традиций связано с семейной жизнью (это и сватовство, и свадебные торжества, и крещенье детей). Проведение старинных обрядов и ритуалов гарантировало в будущем успешную и счастливую жизнь, здоровье потомков и общее благополучие семьи.

(Раскрашенный снимок русской семьи начала XX века )

Издавна славянские семьи отличались большим количеством членов семьи (до 20 человек), взрослые дети, уже поженившись, оставались жить в родном доме, главой семейства был отец или старший брат, их все должны были слушаться и беспрекословно выполнять все их наказы. Обычно свадебные торжества проводились либо осенью, после уборки урожая, либо зимой после праздника Крещенья (19 января). Затем очень удачным временем для свадьбы стала считаться первая неделя после Пасхи, так называемая «Красная горка». Самой свадьбе предшествовал обряд сватовства, когда к семье невесты приезжали родители жениха вместе к его крестными, если родители соглашались отдать дочь замуж, далее проводились смотрины (знакомство будущих молодоженов), потом шел обряд сговора и рукобитья (родители решали вопросы приданного и дате проведения свадебных гуляний).

Обряд крещения на Руси тоже был интересен и уникален, ребенок должен был креститься сразу после рождения, для этого выбирались крестные родители, которые всю жизнь будут в ответе за жизнь и благополучие крестника. В годик малыша садили на изнанку овечьего тулупа и стригли его, выстригая на темечке крест, с таким смыслом, что нечистые силы не смогут проникнуть к нему голову, и не будут иметь над ним власти. Каждый Сочельник (6 января) немного подросший крестник должен приносить крестным родителям кутью (кашу из пшеницы с медом и маком), а те в свою очередь должны одарить его сладостями.

Традиционные праздники русского народа

Россия является действительно уникальным государством, где наравне с высокоразвитой культурой современного мира бережно чтят старинные традиции своих дедов и прадедов, уходящие вглубь веков и хранящие память не только православных обетов и канонов, а еще и древнейших языческих обрядов и таинств. И по сегодняшний день отмечаются языческие праздники, народ прислушивается к приметам и вековым традициям, помнит и рассказывает своим детям и внукам старинные предания и легенды.

Основные народные праздники:

  • Рождество 7 января
  • Святки 6 - 9 января
  • Крещение 19 января
  • Масленица с 20 по 26 февраля
  • Прощёное воскресенье (перед наступлением Великого поста )
  • Вербное воскресенье (в воскресенье, предшествующее Пасхе )
  • Пасха (первое воскресенье после полнолуния, наступающего не ранее дня условного весеннего равноденствия 21 марта )
  • Красная горка (первое воскресенье после Пасхи )
  • Троица (в воскресенье в день Пятидесятницы - 50-й день после Пасхи )
  • Иван Купала 7 июля
  • День Петра и Февронии 8 июля
  • Ильин день 2 августа
  • Медовый Спас 14 августа
  • Яблочный Спас 19 августа
  • Третий (Хлебный) Спас 29 августа
  • Покров день 14 октября

Существует поверье, что в ночь на Ивана Купала (с 6 на 7 июля) один раз в году в лесу расцветает цветок папоротника, и тот, кто его найдет, обретет несметные богатства. Вечером около рек и озер разжигают большие костры, люди одетые в праздничные древнерусские одеяния водят хороводы, поют ритуальные песнопения, прыгаю через костер, и пускают венки по течению, в надежде найти свою вторую половинку.

Масленица - традиционный праздник русского народа, отмечаемый в течение недели пред Великим Постом. Очень давно масленица была скорее не праздником, а обрядом, когда чтилась память ушедших предков, задабривая их блинами, просили у них плодородного года, а сжиганием соломенного чучела проводили зиму. Прошло время, и русский народ, жаждущий веселья и положительных эмоций в холодное и унылое время года, превратил грустный праздник в более веселое и разудалое торжество, которое стало символизировать радость скорого окончания зимы и прихода долгожданного тепла. Смысл изменился, а традиция печь блины осталась, появились захватывающие зимние развлечения: катания с горок на санках и в конных упряжках, сжигалось соломенное чучело Зимы, всю масленичную неделю родственник ходили на блины то к тещ, то к золовке, везде царила атмосфера праздник и веселья, на улицах проводились различные театральные и кукольные представления с участием Петрушки и других фольклорных персонажей. Одним из весьма колоритных и опасных развлечений на Масленицу было проведение кулачных боев, в них участвовало мужское население, для которых было честью принимать участие в своеобразном «ратном деле», проверяющем их на мужество, смелость и ловкость.

Особо почитаемыми христианскими праздниками среди русского народа считаются Рождество и Пасха.

Рождество Христово - не только светлый праздник православия, также он символизирует возрождение и возращение к жизни, традиции и обычаи этого праздника, наполненные добротой и человечностью, высокими нравственными идеалами и торжеством духа над мирскими заботами, в современном мире заново открываются обществу и переосмысливаются им. День перед Рождеством (6 января) носит название Сочельник, потому что главным блюдом праздничного стола, который должен состоять из 12 блюд, является специальная каша «сочиво», состоящая из вареной крупы политой медом, посыпанной маком и орехами. Садиться за стол можно только после появления в небе первой звезды, Рождество (7 января) - семейный праздник, кода все собирались за одним столом, ели праздничное угощение и дарили друг другу подарки. 12 дней после праздника (до 19 января) называются святки, раньше в это время девушки на Руси проводили различные посиделки с гаданьями и обрядами на привлечение женихов.

Светлая Пасха издавна считалась на Руси великим праздником, который ассоциировался у людей с днем общего равенства, прощения и милосердия. Накануне пасхальных торжеств обычно русские женщины пекут куличи (праздничный сдобный пасхальный хлеб) и пасхи, убирают и украшают свои жилища, молодежь и дети раскрашивают яйца, которые по древнему преданию символизируют капли крови Иисуса Христа, распятого на кресте. В день Святой Пасхи нарядно одетые люди, встречаясь, говорят «Христос Воскресе!», отвечают «Воистину воскресе!», затем следует троекратный поцелуй и обмен праздничными пасхальными яйцами.

Народная традиционная культура зародилась в глубокой древности и расцвела в повседневной жизни народа - кормильца, пахаря, работника. Она соединяла каждого человека с его родом-племенем и с могучей природой.

Народная культура − это духовная культура. На протяжении всей истории человечества она была самой существенной и самой древней частью культуры национальной и мировой, её базисной частью и характеризуется высокими ценностными свойствами. Это и сама природа, и историческая память народа, и не обрывающаяся связь времён.

Народная традиционная культура - явление сложное и многогранное, богатое и яркое, очень широкое и глубокое. С одной стороны, оно охватывает многие виды народного творчества - зодчество, быт, музыку, хореографию, костюм, фольклор, различные ремёсла и промыслы. А с другой, − оно живёт вместе с народом, уходя корнями глубоко в седую древность и развиваясь в наши дни.

Испокон веку народная традиционная культура определяла нормы поведения в социуме, моделировала взаимоотношения разных поколений, помогала формировать ценности и идеалы отдельной личности и коллектива в целом.

Трудом и талантом многих поколений наших предков создавалась уникальная народная традиционная культура Оскольского края. Она дана нам сегодня как дар Божий во множестве самобытных изделий народных мастеров и ремесленников, в исполненном удивительной красоты орнаменте произведений декоративно-прикладного искусства, в неповторимой архаике местного фольклора и хореографии, мудрости и духовности народного праздника и обряда.

Эта культура во все времена служила для населения школой нравственного, патриотического и эстетического воспитания, была связующим звеном между прошлым и настоящим.

После многих лет забвения изучение глубинных пластов народной традиционной культуры, восстановление её вековых социально-культурных функций необходимо для осознания своей самобытности, для возрождения национального духовного менталитета русских.

Политика советской власти на протяжении десятилетий по отношению к русской традиционной культуре была двойственной.

Общепризнан факт, что революционная ломка в России после 1917 года жесточайшим образом ударила по народной традиционной культуре, прежде всего по русской деревне. Какими были масштабы этой трагедии, можно себе представить, если осознать, что к тому времени Россия на 90% была крестьянской страной. Народное искусство имело значение духовное как традиционная культура, но по своему социальному составу она была преимущественно крестьянской. Именно эти родовые духовные основы национальной культуры вместе с социальным и экономическим укладом страны воспринимались в новых советских условиях особенно враждебно и подлежали уничтожению.

Из сознания народа изживалось чувство и понимание народной культуры как мировоззрения, культуры духовной. Термины «духовное», «духовная культура» на долгое время были вообще изъяты из употребления. Под революционными лозунгами сокрушались основы культуры и самой жизни народа.

Беспощадно разрушались Храмы, уничтожались иконы, ткацкие станки, токарные станки по дереву, прялки, набойные доски - всё, что мешало новой власти. Были уничтожены многие кустарные промыслы, в том числе и в Староосколье (см. гл. IV).

Уже в 1919 году на Первой Всероссийской конференции ИЗО Наркомпроса по делам музеев в выступлении заведующего отделом ИЗО О.М. Брика высказывались предложения о необходимости борьбы со старой культурой, звучали рассуждения о неприемлемости в новых условиях одновременного существования настоящего и прошлого искусства: «Пролетарская революция требует коренной реорганизации всех форм культурной жизни. Нельзя ограничиваться частными реформами или простой популяризацией существующих устоев» (70, с. 472-473).

Борьба со старым, традиционным стала, по сути, программой на многие годы. Традиция воспринималась как враждебная всему новому, что, несомненно, вело к уничтожению народного искусства как былого, изжившего себя, крестьянского прошлого. Внедрение нового в борьбе со старым проводилось в культурной политике на всех этапах советской истории, лишь с незначительными изменениями в содержании.

Сегодня в нашем обществе набирает силу убеждение, что подлинная русская народная традиционная культура служит формированию национального самосознания, кроме того, учит толерантности по отношению к другим культурам и нациям. Этот фактор в современной многонациональной России особенно актуален. Вместе с тем, традиционная культура русского народа (как государствообразующего этноса) остаётся до сих пор мало изученной и нуждается в особой поддержке.

Как отмечает доктор искусствоведения, профессор М.А. Некрасова, Родина - Народ - Народное - понятия с одним корнем Род. Народное даёт духовное наполнение этому нерасторжимому единству - в Вере, в религиозном чувстве Человека. Оно раздвигает это чувство до сознания и чувства всей земли и жизни как высшей ценности, в ответственности за которые все народы едины. Народное искусство протягивает нити дружбы и понимания одного народа к другому. И в этом его большая ценность в современной культуре.

Вобрав два тысячелетия христианской культуры, народное искусство функционирует сегодня как живая традиция. Все пагубные издержки советской политики в области народной культуры и её тяжелейшие последствия в настоящее время ставят общество перед необходимостью государственного признания народного искусства духовной культурой, базисной ценностью национальной культуры русского народа и других народов России. Народная культура - это важнейший фактор государственности и требует государственных решений её проблем. Ученые выводят эту задачу за рамки национальной культуры, называют ее общечеловеческой, межгосударственной.

Поэтому проблемы народной традиционной культуры должны найти отражение и в политике, и в художественной, и в организационно-управленческой практике, и в сфере образования.

К сожалению, в современном обществе, где во главу угла ставятся приобретательство и комфортность, в большей степени главенствуют законы потребления, в досуге людей преобладает тяга к развлечениям. Люди стремятся убежать от реальности, от народного искусства, которое тревожит мысль, ставит новые проблемы, заставляет о чем-то задуматься.

Зачастую мы сталкиваемся с проблемой засорения, опошления, смешения народной традиционной культуры с проявлениями массовой культуры. Между тем, благодаря живым традициям, народное искусство воспроизводит в культуре те ценности, которые соединяют человека с Богом, с обществом. Массовая же культура, напротив, разрушает эти жизненно необходимые связи.

Нередко наблюдаются случаи, когда даже работники культуры, искренне пытаясь привлечь большее внимание общества к народной традиционной культуре, переходят допустимую грань, увлекаясь внешней привлекательностью и развлекательностью.

Неоспоримым фактом стало сегодня то, что даже школьные учителя, работники дошкольных образовательных учреждений и учреждений культуры нередко путают горшок с чугунком, не знают, что такое ухват, чапля, безмен, махотка, макитра и многие другие, столь необходимые в прошлом народном быту предметы. Затрудняются ответить на вопросы, что такое позёмная и курная хата, почему в Оскольском крае крестьяне предпочитали выращивать коноплю, а не лён; чем отличается прялка от самопрялки; почему в пятницу не разрешалось прясть и ткать и т.п.

Недостаточное знание местных особенностей и локальной специфики народной одежды Староосколья порой приводит к пропаганде псевдорусского стиля, зачастую костюм других регионов России выдаётся за старооскольский.

Всё это не может не вызывать большой тревоги за судьбы молодого поколения россиян, в целом за судьбу русского этноса и требует принятия серьёзных мер по изменению ситуации к лучшему.

В современном обществе народная традиционная культура живёт как великая духовно-нравственная и эстетическая сила. С данным фактом нужно не только считаться, но и всячески беречь этот уникальный феномен, поддерживать и развивать как народное духовное достояние России и всего мира. Она, подобно природе, вносит гармонию в жизнь, связывает поколения памятью культуры и чувством сродности все народы.


0 1 2 3 4 5

Чижова Анна,
преподаватель Школы народного искусства императрицы Александры Федоровны.

« Русская народная традиционная культура как путь воспитания ребенка. (Опыт работы дошкольной группы при православной Школе Народного Искусства Императрицы Александры Фёдоровны)» .

Помимо первой и наиважнейшей — духовной высокой цели, которую ставит перед собой педагог, проживая вместе с ребенком и окунаясь в традиционную народную культуру, есть и другая цель, возможно для кого-то более очевидная (по сравнению с первой) – воспитание здорового человека. Уже неоспоримо доказано благотворное влияние русской народной традиционной культуры на физическое здоровье человека; от предков нам досталась «естественная система, обеспечивающая здоровое взаимодействие человека с окружающим миром, людьми и самим собой» .

На протяжении 7 лет я работаю в Школе Народного Искусства императрицы Александры Федоровны в качестве педагога доп. образования в группе «Светелка» — группе подготовки детей к школе. Занятия в группе проходят каждый день (с понедельника по пятницу), с 9 ч. до 15ч. Возрастной состав дошкольников разный – от трех до семи лет, количество варьируется от 7 до 12 человек. Весь наш год построен на основе календарей церковного и народного года, в соответствии с ними выстроены все занятия, расписание.

Трудно выделить что-то одно – какое-то одно занятие, праздник, событие, что можно описать как «использование народной культуры в работе», потому что в нашей Школе созданы все условия для того, что действительно ПРОЖИВАТЬ, а не знакомиться поверхностно с народной культурой, мы – часть её, она — часть нас. Она ежедневно присутствует во всей жизни Школы, будь то школьная программа, предусматривающая включение таких предметов как ремесла (глина, ткачество, вязание, обработка дерева и т. п.); школьные правила (обязательное наличие школьной формы и др.); общие праздники или взаимоотношения детей и взрослых, детей друг с другом. В Школе есть Храм (Храм Покрова Пресвятой Богородицы), таким образом, все Церковные праздники мы имеем возможность проживать собравшись всей Школой на праздничную Литургию. Народная культура и Православная культура в жизни нашей Школы – неразрывно связаны, что и должно быть, ведь эти две культуры – на самом деле одно, не могут быть одно без другого, они как два крыла одной птицы.

Что касается подготовительной группы, мы живем в режиме всей Школы, при этом имея свой план, учитывающий возраст детей, их физическую и эмоциональную специфику. Занятия по подготовке ребенка к школе подразумевают обычное развитие дошкольника, но с приоритетом духовного развития. Мы стараемся подготовить ребенка к школе, а что важнее — к жизни, и не «использовать» богатство традиционной народной культуры в этом процессе – просто невозможно. Каковы «параметры» подготовки ребенка к школе? В нашей Школе, это не знание английского языка, не беглое чтение, не счет до 100 и обратно; показатель готовности ребенка к школе – физическое и эмоциональное здоровье, умение держаться за руки в хороводе, умение вместе петь, играть, взаимодействовать друг с другом раскрывая свои творческие возможности, умение следовать правилам в игре; желание познавать, которое проявляется как в физической активности, так в умении слушать, задавать вопросы, разгадывать и загадывать загадки. Многие педагоги пишут о том, насколько порой деструктивно на ребенке сказывается так называемое и очень популярное сегодня «раннее развитие» ребенка, в котором в первую очередь развивают интеллект ребенка, тем самым зачастую ущемляя его в другом, в более важном – развитии души. Есть такое мнение: чем выше у ребенка интеллект, тем ниже у него способность к сорадованию . Жизнеутверждающий, радостный настрой народной культуры, включенной в школьную жизнь дает ребенку самое главное, что нужно ему, вступающему на новый уровень социального положения – становящемуся первоклассником – базовое доверие к миру, желание жить, наполненность радостью, которой невозможно не делиться с ближним.

Каждый день «Светёлки» — жизнь «внутри» календаря народного и церковного. Каждый день начинается с молитвы, в красном углу комнаты всегда горит лампада. Начало дня – обычная гимнастика – зарядка перетекает в пальчиковые игры в потешки, пестования — где могут быть использованы и куклы (как самодельные, так и зверята) – дети сажают своих куколок на коленки и пропевая разные пестушки, делают массажик, поглаживают, умывают личико, а также катают кукол на коленках (используется материал учебного издания «Народные традиции в воспитании детей» и другие). Могут и старшие дети сажать младших на коленки – играть с ними, пропевая тоже самое. Далее играем в русские народные игры – разные в течение дня – подвижные, подражательные, календарные, тихие, громкие, «на лавочке» и другие (в зависимости от запланированного воспитателем и от желания детей). Обязательно в течение дня поем песни – часто во время рукоделия, иногда специально выделяя время для выучивания. Неоднократно в течение дня используются детьми считалки, которые также являются малой формой народного творчества и помогают избежать конфликтных ситуаций, а так же развивают речь ребенка, чувство ритма; учат чувствовать слоги.

Интерьер в помещении, где находится группа, включает в себя такие «зоны», попадая в которые во время свободный игры ребенок впитывает в себя правильные модели устройства мира: это и красный угол, где находятся иконы и теплится лампада; и колыбелька, в которую, конечно же, хочется уложить и убаюкать малыша; и русская печка, в которой для всей семьи готовятся щи и каша. Игрушкам в группе предается большое значение – как одному из важнейших объектов влияния на внутренний мир ребенка; в большинстве своем игрушки из природного материала. В игрушке важно все: и форма, и раскраска, и, конечно же, сам материал; пластик и резина в натуральном виде нигде не встречаются. Чудо чудное – народная игрушка. «Народная игрушка, — пишет о. Андрей Кононов, — всегда единокровна с миром. Для её изготовления используются природные материалы: глина, песок, лед, снег, камень, хлопок, лен, шерсть тесто, дерево, береста, стекло, медь и т. д. Поэтому она является прекрасным игровым познавательным средством» . Отдельным важным еженедельным событием является для нас выпечка «Александровского» хлеба вместе с детьми каждую пятницу. Дети сами замешивают тесто (приносят из дома различные семена: мака, тыквы, подсолнуха и добавляют в тесто) потом лепят из него хлебушки и относят родителям в расписанных детьми для этого бумажных пакетиках.

В течение года мы в большей или меньшей степени готовимся и проживаем такие Праздники, как Покров Божьей Матери, день Рождения Школы (день св. Иоанна Златоустого), Введение во храм Пресвятой Богородицы, День св. Николая Чудотворца, Рождество Христово (устраиваем вертепное действие, ходим колядовать, расписываем козули), Масленица, Пасха, Сороки (22 марта)

В своей педагогической деятельности я встречаюсь с совершенно разными детьми, у всех детей есть какие-то психологические, возрастные, поведенческие, физические особенности, с которыми мы сталкиваемся, живем, работаем. Мне трудно с точностью тестов, цифр проследить динамику решения конкретной проблемы; конкретно сказать: была у ребенка проблема, стал он петь – проблема исчезла. Иногда результата как будто бы и нет, бывает так — кажется, ребенок – пассивен, не воспринимает происходящее (танец, хоровод, песню…). Но вдруг через какое-то время он запевает колыбельную своей кукле – и это так радует. Одна трехлетняя девочка, когда мы с группой ставили вертеп – не участвовала с нами в «общем делании», занималась чем-то своим, было непонятно, понимает ли она вообще что-то, но вот придя домой и увидев деревянный вертеп, малышка выдала весь сюжет вертепа наизусть (без перерыва, со своими вставками, со всеми песнями) – на удивление всем… Очень радует, когда вдруг видишь в школе детей – без учителя – они сами водят хоровод – это дорогого стоит.

Я твердо уверена в том, что проживание вместе с детьми жизни – полноценной, осознанной, в лоне русской традиционной народной культуры, дает нам неиссякаемый источник радости, помогает не только решить проблемы здоровой нации, но и стать полноценными личностями с правильно расставленными духовными ориентирами.

В. В. Зеньковский «Психология детства»1995, С 43

В. В. Зеньковский «Психология детства»1995С.44

М. М. Громыко «Мир русской деревни», С. 7.

Назарова Л. Д. «Фольклорная арттерапия», С. 9

Абраменкова В. В.Во что играют наши дети: Игрушка и антиигрушка

Прот. Андрей Кононов «Духовный смысл современной и народной игрушки», С.63

Не зря национальная культура России всегда считалась душой народа. Основная ее особенность и привлекательность состоит в удивительном разнообразии, самобытности и неповторимости. Каждая нация, развивая собственную культуру и традиции, старается избегать подражания и униженного копирования. Именно поэтому создаются свои собственные формы организации культурной жизни. Во всех известных типологиях Россию принято рассматривать отдельно. Культура этой страны поистине уникальна, ее нельзя сравнить ни с западным, ни с восточным направлениями. Конечно же, все народы разные, но именно понимание важности внутреннего развития и объединяет людей на всей планете.

Важность культуры разных национальностей в мире

Каждая страна и каждый народ по-своему важны для современного мира. Особенно это касается истории и ее сохранения. Сегодня достаточно сложно говорить о том, насколько важна культура для современности, ведь шкала ценностей за последние годы существенно изменилась. Национальная культура все чаще стала восприниматься несколько двусмысленно. Это связано с развитием двух глобальных тенденций в культуре разных стран и народов, которые все чаще стали развивать на этом фоне конфликты.

Первая тенденция напрямую связана с некоторым заимствованием культурных ценностей. Все это происходит стихийно и практически бесконтрольно. Но несет за собой невероятные последствия. Например, потеря колоритности и неповторимости каждого отдельного государства, а значит, и его народа. С другой стороны, все чаще стали появляться страны, которые призывают своих граждан к возрождению собственной культуры и духовных ценностей. Но один из самых важных вопросов - русская национальная культура, которая в последние десятилетия стала стираться на фоне многонациональной страны.

Формирование русского национального характера

Пожалуй, многие слышали о широте русской души и о силе русского характера. Национальная культура России во многом зависит именно от этих двух факторов. В свое время В.О. Ключевский высказал теорию о том, что формирование российского характера во многом зависело именно от географического расположения страны.

Он утверждал, что пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли. Неудивительно и то, что для большинства граждан, живущих в современном государстве, понятие «Русь» несет глубокий смысл.

Хозяйственно-бытовая жизнь также отражает пережитки прошлого. Ведь если говорить о культуре, традициях и характере российского народа, то можно отметить, что он сформировался еще очень давно. Простота быта всегда была отличительной чертой русского человека. И связано это прежде всего с тем, что славяне перенесли множество пожаров, которые истребляли русские деревни и города. Результатом стала не только неукорененность российского человека, но и упрощенное отношение к быту. Хотя именно те испытания, которые выпали на долю славян, и позволили сформировать этой нации специфический национальный характер, который невозможно оценить однозначно.

Основные черты национального характера нации

Русская национальная культура (а именно ее формирование) в значительной мере всегда зависела от характера народа, который проживал на территории государства.

Одна из самых весомых черт - это доброта. Именно это качество проявлялось самыми разнообразными жестами, которые и сегодня можно смело наблюдать у большинства жителей России. Например, гостеприимство и радушие. Ведь ни один народ так не встречает гостей, как это делают в нашей стране. Да и такое сочетание качеств, как милосердие, сострадание, сопереживание, сердечность, великодушие, простота и терпимость, редко встречается у других национальностей.

Еще одна важная черта в характере россиян - это любовь к труду. И хотя многие историки и аналитики отмечают, что насколько русский человек был трудолюбив и способен, настолько же ленив и безынициативен, все же нельзя не отметить работоспособность и выносливость этой нации. В целом же характер русского человека многогранен и до конца еще не изучен. В чем, собственно, и заключается та самая изюминка.

Ценности русской культуры

Для того чтобы понять душу человека, необходимо узнать его историю. Национальная культура нашего народа формировалась в условиях крестьянской общины. Поэтому и неудивительно то, что в русской культуре интересы коллектива всегда были выше личностных интересов. Ведь значительную часть своей истории Россия прожила в условиях военных действий. Вот почему среди ценностей русской культуры всегда отмечают необыкновенную преданность и любовь к своей Родине.

Понятие справедливости во все века считалось на Руси первым делом. Это пришло еще с тех самых пор, как каждому крестьянину выделялся равный участок земли. И если у большинства наций такая ценность считалась инструментальной, то в России она приобрела целевой характер.

Много российских поговорок говорят о том, что отношение к работе у наших предков было очень упрощенное, например: «Работа не волк, в лес не убежит». Это совсем не говорит о том, что труд не ценился. Но понятие «богатство» и само желание разбогатеть никогда не присутствовали у русского человека в той мере, которую сегодня ему приписывают. И если говорить о ценностях русской культуры, то вся она отражалась в характере и душе русского человека прежде всего.

Язык и литература как ценности народа

Что ни говори, а самая большая ценность каждого народа - это его язык. Язык, на котором он говорит, пишет и думает, который позволяет выражать собственные мысли и мнение. Не зря среди россиян бытует поговорка: «Язык - народ».

Древнерусская литература возникла еще во времена принятия христианства. В тот момент было два направления литературного искусства - это мировая история и смысл человеческой жизни. Книги писались очень медленно, а основными читателями были представители высших классов. Но это не помешало со временем развиться российской литературе до мировых вершин.

А в свое время Россия была одной из самых читающих стран в мире! Язык и национальная культура очень тесно связаны. Ведь именно через писания в древности передавались опыт и накопленные знания. В историческом плане доминирует русская культура, но роль в ее развитии принимала и национальная культура народов, проживающих на просторах нашей страны. Именно поэтому большинство произведений тесно переплетаются с историческими событиями других стран.

Живопись как часть культуры России

Так же, как и литература, живопись занимает весьма значимое место в становлении культурной жизни России.

Первое, что развилось как искусство живописи на территориях Руси - это иконопись. Что в очередной раз доказывает высокий уровень духовности этого народа. А на рубеже XIV-XV веков иконопись достигает своего апогея.

Со временем желание рисовать возникает и у простого народа. Как уже говорилось ранее, большое влияние на становление культурных ценностей оказали те красоты, на территории которых проживали россияне. Возможно, именно поэтому огромное количество картин российских художников были посвящены просторам родного края. Через свои холсты мастера передавали не только красоту окружающего мира, но и личное состояние души, а иногда и состояние души целого народа. Зачастую в картины закладывался двойной тайный смысл, который открывался исключительно тем, для кого предназначалась работа. Художественная школа России признана всем миром и занимает почетное место на мировом пьедестале.

Религия многонационального народа России

Национальная культура во многом зависит от того, каким богам поклоняется нация. Как известно, Россия - многонациональная страна, в которой проживает около 130 наций и народностей, каждая из которых имеет свою религию, культуру, язык и быт. Именно поэтому религия в России не имеет единого названия.

На сегодняшний день на территории РФ существует 5 ведущих направлений: православное христианство, ислам, буддизм, а также католицизм и протестантизм. Каждой из этих религий есть место в огромной стране. Хотя, если говорить о становлении национальной культуры России, то еще издревле россияне относились исключительно к православной церкви.

В свое время великое русское княжество ради укрепления отношений с Византией решило принять на территории всей Руси православие. Церковные деятели в те времена в обязательном порядке входили в ближайшее окружение царя. Отсюда и понятие, что церковь всегда связана с государственной властью. В древние же времена, еще до крещения Руси, предки народа русского поклонялись ведическим богам. Религия древних славян являлась обожествлением сил природы. Конечно, там встречались не только добрые персонажи, но в основном боги древних представителей нации были загадочны, прекрасны и добры.

Кухня и традиции на Руси

Национальная культура и традиции - практически неразделимые понятия. Ведь все это - прежде всего память народа, то, что хранит человека от обезличивания.

Как уже говорилось ранее, россияне всегда славились своим гостеприимством. Именно поэтому российская кухня настолько разнообразна и вкусна. Хотя еще несколько столетий назад славяне питались достаточно простой и однообразной пищей. Кроме того, для населения этой страны было принято соблюдать пост. Поэтому стол в основном всегда делился на скромный и постный.

Чаще всего на столе можно было встретить мясные, молочные, мучные и растительные продукты. Хотя многие блюда в российской культуре имеют исключительно ритуальное значение. Традиции крепко переплелись с кухонным бытом в России. Некоторые блюда считаются ритуальными и готовятся только в определенные праздники. Например, к свадьбе всегда готовят курники, к Рождеству варят кутью, блины пекут к Масленице, а куличи и пасхи - к Пасхе. Конечно же, проживание других народов на территории России отразилось и на ее кухне. Поэтому во многих блюдах можно наблюдать необычные рецепты, а также наличие отнюдь не славянских продуктов. А вообще не зря говорят: «Мы есть то, что мы едим». Российская кухня очень простая и полезная!

Современность

Многие пытаются судить о том, насколько национальная культура нашего государства сохранилась сегодня.

Россия, действительно, уникальная страна. У нее богатая история и непростая судьба. Именно поэтому культура этой страны иногда нежная и трогательная, а иногда жесткая и воинственная. Если рассматривать еще древних славян, то именно здесь и зарождалась настоящая национальная культура. Сохранение ее, как никогда, важно сегодня! За последние несколько столетий Россия научилась не только жить с другими народами в мире и дружбе, но и принимать религию иных наций. До сегодня сохранилось большинство древних традиций, которые россияне с удовольствием чтят. Многие черты древних славян присутствуют сегодня у достойных потомков своего народа. Россия - великая страна, которая относится к своей культуре крайне бережливо!

«Русская традиционная культура в современном пространстве общеобразовательной школы.» МБОУ Лицей №22 «Надежда Сибири» 1 «а» класс.

Асеева Валентина Ивановна – учитель начальных классов высшей квалификационной категории.

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит и сохранение её в наших детях. Знание традиционного наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог плодотворного развития народа в будущем.

Фольклор – уникальная самобытная культура наших предков, благодаря которой осуществляется преемственность поколений, их приобщение к национальным жизненным истокам. Это бесценный дар памяти поколений, своеобразная копилка народных знаний о жизни, о человеке, о Красоте и Любви, об извечных проблемах Добра и Зла. Эти знания содержат понятия о необходимости вдумчивого и бережного отношения к окружающему миру, о творческой активности, позволяющей сохранить имеющиеся духовно-эстетические ценности, и на их основе непрерывно созидать новое.

Традиционная народная культура складывалась тысячелетиями, бережно хранилась и наследовалась множеством поколений. Её уникальность проявляется во всем: и в содержании, и в способах передачи, хранения, распространения. Мудрое народное слово, отточенное веками музыкальные интонации, органичная традиционная пластика – все это способствует воспитанию чувства красоты, помогает заложить основы осознания каждым обучаемым себя как частицы природы и общества. Доброта, честность, уважение к старшим, справедливость, мужественность, совестливость – качества, которые пестует каждый народ в детях. И это основа, это «киты» в народной педагогике. Начиная с глубокой древности народ создавал свою педагогику, готовил детей с помощью разнообразных воспитательных средств к хозяйственно-практической деятельности.

В процессе воспитания детей на народных традициях развивается национальное самосознание, а значит и уважение к своему народу. Данная программа основывается на мнениях, что основной путь развития общечеловеческих качеств – это приобщение ребенка к своей национальной культуре.

Пояснительная записка

Важную роль в воспитании дошкольников и школьников играет детский фольклор, ведущим признаком организации которого является единство поэтики, музыки, манеры исполнения и функции произведения (М.Н. Мельников). Его особенность обусловлена народным художественным мышлением и требованиями народной педагогики. К примеру, в поговорках, потешках, детских песенках, прибаутках объединены импровизационность, изобразительность, ритмичность и наставительность (М.Ю. Новицкая). Это своеобразная школа игры, призванная обеспечить ребёнку адекватный способ познания окружающего мира (А.М. Мартынова). Детский фольклор - прежде всего культура диалога, он ориентирован на взаимодействие, необходимость слушать и отвечать. К сказке, созданной детям в назидание, привлекал вымысел, несущий глубокий жизненный смысл. Детский календарный фольклор давал интонационно-поэтическую, образную форму общения с окружающим миром. Функциональность является важнейшим условием приобщения детей к народной культуре.

Номинация- методические статьи с описанием педагогического опыта в области русской традиционной культуры в современном образовательном пространстве.

Цель программы:

Воспитать свободную, творчески активную, разносторонне развитую личность на опыте и материалах многовековой русской национальной культуры на уроках окружающего мира, литературного чтения, русского языка, технологии, изобразительного искусства.

Задачи:

    познакомить детей с многовековой национальной культурой на уроках и внеурочной деятельности;

    различать предметы и произведения культуры;

    сравнивать древние и современные способы хранения и передачи культуры, находить общее и различное;

    делиться эмоционально-эстетическим впечатлением от восприятия природы и культуры;

1.Познавательные :

    Находить и выделять необходимую информацию из текстов, иллюстраций, учебных пособий;

    Дать представления о народном календаре;

    Строить рассуждение по теме занятия, урока в соответствии с возрастными нормами;

    Изучить традиционные жанры фольклора: колядки, заклички, масленичные, хороводно-игровые песни, частушки и т.д., а также жанры фольклорной прозы (сказки, загадки, пословицы, поговорки); танец;

    Познакомить детей с народным театром;

    Дать представление о народном костюме;

2. Регулятивные:

    Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

    Планировать свои действия на отдельных этапах урока, мероприятия;

    Фиксировать в конце занятия удовлетворенность/неудовлетворенность на уроках, мероприятиях, объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

    Формировать эстетическое сознание;

    Развивать физическое здоровье: ловкость, силу, координацию, быстроту реакции;

    Развивать память, творческую фантазию, внимание, смекалку, наблюдательность;

    Умение работать в коллективе, общаться с людьми;

3. Коммуникативные:

    Формировать любовь к родной земле и уважение к традициям своего народа;

    Прививать уважение к народной песне, танцу, загадке, частушке, сказке, игре;

    Включаться в диалог с учителем и сверстниками;

    Формулировать ответы на вопросы;

    Слушать партнёра по общению (деятельности),не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, что говорит собеседник;

    Понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы, распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий на уроке и мероприятии;

4.Личностные:

    Прививать чувство любви к ближнему, доброты, взаимопомощи, сердечность;

    Способствовать развитию творческих способностей учащихся;

    Сформировать первоначальные исполнительские навыки;

    Эстетические чувства, впечатления через восприятие природы, культуры, произведений устного народного творчества, традиционного костюма

    Этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий

Организация учебного процесса:

Программа рассчитана на 1 год обучения, для детей 7-8 лет.

Занятия с детьми должны проходить в форме беседы и игры, проведение уроков, праздников и концертных программ.

Занятие-праздник проходит 1 раз в месяц от 45 минут-1 часа.

Состав группы один класс 25-30 человек.

Особенность организации системы занятий в том, что они строятся по народному календарю.

Занятие-праздник строятся по двум принципам:

    От простого к сложному

    Динамическая пульсация: быстрое – медленное, простое – сложное, речевое – музыкальное.

Условия реализации программы:

    Помещение – зал или класс, для проведения занятий.

  1. Музыкальные инструменты: балалайка, свистульки, бубны, ложки, рубель, трещетки, колокольчики.

    Аппаратура воспроизводящая МР3, аудио, DVD и CDформаты.

Формы проведения контроля:

    Проведение праздников

    Участие в праздниках школы

Организация работы по реализации программы проводится по трем направлениям: занятия познавательного цикла, совместная деятельность (занятия праздники для детей), самостоятельная деятельность детей (занятия праздники для родителей).

Первое направление – занятия познавательного цикла. Они раскрывают основной сюжет года. Внимание детей при этом обращается на выявление особенностей сезонных природных явлений, их характеристики, их взаимосвязь с трудовой, обрядовой деятельностью человека, направленной на бережное, почтительное отношение к природе. На занятиях познавательного цикла дети знакомятся с народными приметами, обрядовыми действиями, народными играми, пословицами, поговорками, произведениями устного народного творчества и народным фольклором.

Второе направление определяет содержание совместной деятельности преподавателя с детьми. Здесь решаются задачи, направленные на формирование интереса к познанию народной культуры. Так гармоничное соотношение сезонного труда и развлечений, как нравственная норма в народной жизни будет убедительно доказана, если вместе с детьми устраивать праздники, на котором и дело сделать, и повеселиться.

Третье направление – самостоятельная деятельность детей. Преподаватель создает специальные условия. Обеспечивающие свободную деятельность детей, способствующую реализации творческого замысла, проявлению инициативы, фантазии. Представления, полученные в организованной преподавателем познавательной деятельности, дети используют в народных бытовых, подвижных играх, самостоятельной художественной деятельности и для проведения открытых праздничных занятий для родителей.

Программа отражает динамику развития музыкальных способностей ребенка – от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к целостному активному восприятию народной культуры. Особенностью программы является ее интегративность, позволяющая объединить различные элементы учебно-воспитательного процесса и процесса «проживания» фольклора, его «прорастания» в жизнь ребенка. Кроме того, фольклорные занятия естественно переплетаются с развитием речи, ознакомлением с окружающим миром, физкультурой, изобразительной деятельностью и т.п.

Народный календарь : Что такое календарь. Народные приметы каждого месяца. Народный месяцеслов. Поздравление именинников каждого месяца.

Календарные праздники : Отметить наиболее значимые и интересные праздники. Изучение различных жанров фольклора к каждому выбранному празднику.

Хороводно -игровой и танцевальный фольклор : Познакомить детей с играми, хороводами, танцами. Дать представление и развить навыки театрального искусства, с помощью хороводно-игрового фольклора.

Малые жанры фольклора и народный театр : Дать представление и развивать навыки театрального искусства, с помощью таких жанров, как пословицы, скороговорки, поговорки, считалки, прибаутки, сказки, инсценировки.

Инструментальная народная музыка : знакомство, освоение и применение доступных традиционных инструментов. Ансамблевое исполнение народной музыки.

Работа с коллективом : подготовка праздников, репетиции отдельных номеров для выступлений, проведение праздников закрытого и открытого типа (праздники только для детей, или с приглашением родителей).

Значение русского народного календаря и принципы работы с ним.

Знакомство с русским народным календарем – один из важных путей приобщения детей к традиционной народной культуре, к пониманию ее своеобразия и истоков.

Народный календарь – явление чрезвычайно объемное и насыщенное. Он охватывает весь годовой круг и различные события жизни человека. Это своеобразный свод практически необходимых знаний и обычаев, накопленных многими поколениями, который складывался как календарь земледельческой крестьянской культуры. Русский народный календарь дает полную «картину мира», как ее представляли наши предки. Он вобрал в себя различные стороны мироустройства, ежегодного обновления природы и включенности в нее человека.

Каждый сезон год, месяц, дата представлены краткими характеристиками, как бы маленькими картинками, вводящими детей в годовой цикл жизни природы и человека. Здесь пословицы, поговорки, приметы, обычаи, загадки. Все это является полем для творческой деятельности детей, знакомящихся с древней культурой наших предков, с ее народным календарем.

Ожидаемые результаты реализации программы у детей по возрастам:

7-8 лет

    Иметь представления о народных праздниках, их обрядах и традициях (Осенины, Покров, Кузьминки, Святки, Масленица, Сороки, Пасха).

    Использовать в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (колядки, заклички, потешки, считалки, пословицы…).

    Знать название инструментов (рубель, трещетка, балалайка) и различать их по звучанию.

    Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками.

    Участвовать в играх с театральными действиями и более развёрнутыми диалогами.

    Разыгрывать русские народные сказки и инсценировать русские народные песни.

    Слышать и правильно интонировать в пределах октавы.

    Уметь сочетать движения рук и ног. Выполнять хороводные движения: «Улитка», «Ручеёк», два круга в противоположные стороны, «стенка на стенку».

    Уметь рассказать о своих впечатлениях от игр, о наблюдениях за явлениями природы с позиции народного календаря.

    Оказывать помощь сверстникам и взрослым.

    Правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих.

    Проявлять внимание и заботу к близким.

Программа по месяцам и тематическому направлению занятий-праздников

Месяц, название праздника.

Особенности

Сентябрь. «Осенины. Оспожинки» Осенняя тема.

считалки,

поговорки,

хороводы о урожае и о его сборе.

Активные игры.

Лесные и домашние животные.

Изготовление куклы Осенницы.

Стимуляция умственной активности;

Развитие сенсорной сферы.

Развитие памяти

Развитие чувства ритма.

Развитие логики

Постановка правильной речи

Умение сосредотачиваться

Укрепление памяти

Знакомство со всеми этапами выращивания и сбора льна

Ритмизация тела

Усидчивость

Внимание

Октябрь. «Батюшка Покров». Ярмарочная и Семейная тема.

Покровские забавы. Ярмарка.

Приметы и загадки октября.

Умственное и физическое развитие

Воспитание патриотических чувств, любви к своей семье, к родному краю.

Воспитание художественного вкуса,

Воспитание чувства гармонии,

Развитие интереса к традициям

Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире

Пестования детей.

Родственные отношения.

Кукольная свадьба.

Ноябрь. «Кузьминки. Кузьма и Демьян – ремесленники знатные». Рукодельная тема.

Именины Косьмы и Дамиана – рукомесленник

Куриный праздник.

Народные игры.

Обобщение коллектива в одно целое

Воспитание организованности, коллективизма

Развитие навыков движения под музыку

Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире

Ритмизация тела

Развитие интонационной выразительности речи

Развитие двигательной способности, музыкальности,

Развитие быстроты реакции,

координация движений,

Развитие фантазии,

Развитие способности к снижению боязни, страха, тревожности

Улучшение настроения

Повышение самооценку

Январь. «Пришли Святки – веселись ребятки». Святочная и Рождественская тема.

Колядование. Посевание.

Святочные игры и забавы, хороводы.

Приготовление традиционного блюда – Кутья.

Развитие общительность,

Развитие желания участвовать в театральных играх,

Развитие эмоциональной отзывчивости,

Умение соотносить слова с движением,

Умение импровизировать в диалогах

Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире

Март. «Широкая Масленка».
Масленичная тема.

Активный праздник со всеми обрядами масленичной недели в сопровождении настоящих масленичных персонажей и самой госпожи Честной Масленки!

Сжигание масленичного чучела.

Обогащение музыкального впечатления детей, вызывая яркий эмоциональный отклик.

Способствование дальнейшему формированию певческого голоса и развитию навыков движения под музыку

Воспитание патриотических чувств, любви к своей семье, к родному краю

Обобщение коллектива в одно целое

Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире

Воспитание организованности, коллективизма

Развитие навыков движения под музыку

Ритмизация тела

Апрель. «Встреча весны».

Весенняя, птичья тема.

Птичий праздник.

Жаворонки.

Заклички.

Изготовление птичек.

Развивать интонационную выразительность речи.

Стимуляция умственной активности

Развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения

Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире

Развитие памяти

Развитие чувства ритма.

Развитие логики

Умение сосредотачиваться

Укрепление памяти

Развитие мелкой моторики рук

Усидчивость

Внимание

Умение работать с лоскутными тканями

Воспитание эстетического вкуса

Май. «ПАСХАльный колобок».
Пасхальная тема.

Беседа о празднике.

Театрализованная интерактивная сказка.

Убранство русской избы.

Пасхальные игры и
забавы.

Воспитание организованности, коллективизма, умения и желания самостоятельно объединяться для совместной игры.

Воспитание патриотических и интернациональных чувств, любви к родному краю, к своей малой родине.

Воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;

Развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;

Развитие памяти

Развитие логики

Постановка правильной речи

Умение сосредотачиваться

Укрепление памяти

организованности, коллективизма

Развитие навыков движения под музыку

Ритмизация тела

Развитие мелкой моторики рук

Воспитание эстетического вкуса



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка