Христианские мотивы литературных сказок А.С. Пушкина
Духовно-нравственное воспитание гражданина в курсе ОРКЭС на уроках модуля «Основы светской этики»
Человеком быть трудно,
Стать человеком – большая работа.
Э. Межелайтес
Ребёнок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться стать человеком в общении с людьми. (А. Пьерон)
Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования чувств патриотизма. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию нравственных качеств личности.
В школах введён предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Наша школа работает по модулю «Основы светской этики». Выбору данного модуля предшествовало проведение родительского собрания, на котором мы познакомили родителей с новым курсом и предложили на выбор шесть модулей. Родители выбрали модуль «Основы светской этики». Курс призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Перед учителем стоит задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. А это всегда актуально, так как если человек делит с кем-то кров, живёт рядом, то между ними возникают взаимоотношения, которые строятся по определённым правилам. Люди осознали, что одни поступки помогают жить, а другие мешают. Уже первые люди поняли, что если помогать друг другу, то жизнь становится легче, а если лениться, враждовать, обманывать - то жить будет хуже. Постепенно стали складываться представления о добре и зле, появилась потребность поддерживать хорошие поступки и запрещать плохие.
Жить в мире и согласии, мы учили всегда.
Если мы сравним воспитательную работу и новый курс, то увидим следующее:
Тысяча и одна ночьГоворят, о ифрит, - сказал я, - что в одном городе было два человека, жившие в двух смежных домах с общим простенком, и один из них завидовал другому и поражал его глазом и силился повредить ему. И он все время ему завидовал, и его зависть так усилилась, что он стал вкушать мало пищи и сладости сна, а у того, кому он завидовал, только прибавлялось добра, и всякий раз» как сосед старался ему повредить, его благосостояние увеличивалось, росло и процветало. Но внушивший зависть узнал, что сосед завидует ему и вредит, и уехал от соседства с ним и удалился от его земли и сказал: «Клянусь Аллахом, я покину из-за него мир!» И он поселился в другом городе и купил себе там землю (а на этой улице был старый оросительный колодец), и построил для себя у колодца келью и, купив себе все, что ему было нужно, стал поклоняться Аллаху великому, предаваясь молитве с чистым сердцем.И к нему со всех сторон приходили нуждающиеся и бедные, и слух о нем распространился в этом городе, и весть дошла до его соседа-завистника, и тот узнал о благе, которого он достиг, и о том, что вельможи города ходят к нему. И он вошёл в келью, и его сосед, внушивший зависть, встретил его пожеланием простора и уюта и оказал ему крайнее уважение. И тогда завистник сказал ему: «У меня с тобой будет разговор, и в нем причина моего путешествия к тебе. Я хочу тебя порадовать; встань же и пройдись со мною по твоей келье». И внушивший Зависть поднялся и взял завистника за руку, и они прошли до конца кельи, и завистник сказал: «Вели твоим факирам, чтобы они пошли в свои кельи. Я скажу тебе только в тайне, чтобы никто не слышал нас». И внушивший зависть сказал факирам: «Войдите в свои кельи», и они сделали так, как он им приказал, а внушивший зависть прошёл немного с завистником и дошёл с ним до старого колодца. И завистник толкнул внушившего зависть и сбросил его в колодец, когда никто не знал этого, и пошёл своей дорогой, думая, что убил его. Как бы сильно люди не отличались друг от друга внешне или характером, все равно есть много общего, что всех нас объединяет. У каждого человека могут быть привычки, пристрастия или, наоборот, неприязнь к чему-то. Иногда на всех нас нападает Лень, и мы тогда валяемся и ничего не делаем. А бывает наоборот, когда к тебе привяжется Трудяжка и не дает покоя до самого вечера, заставляет суетиться целый день и что-нибудь делать. Но иногда к человеку может прилепиться Зависть. Она по-разному на всех действует и не всегда причиняет вред. Например, если добрый человек увидит, каких успехов достиг его товарищ, то, позавидовав, он приложит все усилия, чтобы добиться того же. Но случалось, когда Зависть цеплялась к непорядочным людям. И если такое происходило, тогда человек совершал плохие поступки. Вот увидит какой-нибудь хулиган у другого ребенка новую машинку, возьмет и украдет ее, а если не получится украсть, тогда он ее сломает. Однажды Зависть прилипла к очень злому мальчику прямо в школе. И вот этот завистливый злодей обнаружил в своей тетради двойку, а у соседа по парте, наоборот, стояла пятерка. Добрый ребенок, скорее всего, тоже позавидовал бы, но он бы постарался, чтобы в следующий раз в его тетрадке тоже стояла отличная оценка. А вот злодей поступил иначе. Он взял и замалевал пятерку в чужой тетради. Вот такие чудеса творит с людьми, особенно маленькими, противная Зависть. Когда малышка Гемма пришла со своей старенькой тряпичной куклой поиграть с другими детьми. Она вдруг услышала, как одна девочка говорила другой: «О, я так ей завидую! У нее самая лучшая кукла на свете!». Зависть не самое хорошее чувство, - возразила Гемма своей подруге. - Тем более из-за какой-то куклы. Ты просто не видела, эту красавицу, - всплеснула руками девочка и, закатив глаза, принялась расхваливать игрушку. - Ее личико и ручки сделаны из фарфора, ресницы пушистые-препушистые, а волосы завиты в тугие локоны. Щечки розовые, губки красные. А самое главное, у нее такая прелестная шляпка и шикарное платье, что сама королева позавидует. А можно мне посмотреть на эту куклу? – спросила Гемма, ей стало очень интересно. Конечно, можно, - ответила подружка. - Ступай вон к тому серому дому. Возле правого окна стоит скамеечка, залезь на нее и ты увидишь куклу на подоконнике. А почему она там стоит? – удивилась Гемма. – В нее что ни кто не играет? Нет, конечно, глупая, - рассмеялась девочка. - Разве в такую дорогую и прелестную куколку можно играть! Она испачкается, сломается, разобьется. На нее можно только любоваться. А уж кому-то давать в руки и вовсе безумие. У, и зачем тогда такая кукла, - удивилась Гемма. - Если в нее даже самому поиграть нельзя. В таком случае, моя кукла намного лучше. Я играю с ней с утра до вечера. И даже если она упадет, то не разобьется. А испачкается, так ее постирать можно. Самое главное, что ее моя мама сама сшила. Вот полюбуйся. И Гемма достала из-за спины старую тряпичную куклу. Глаза у нее были из разных пуговиц, волосы из шерстяных ниток. На руках не было пальцев. А одета она была в простенький сарафанчик с пояском. Девочка брезгливо посмотрела на игрушку, а потом сморщилась и сказала. Откуда у тебя эта гадость! Выброси ее немедленно! И не подумаю! – громко ответила Гемма. - Чем завидовать чужой игрушке, лучше дорожить своей! Потом она развернулась и отправилась домой. А дети кричали ей вслед всякие обидные слова. Но Гемма не обращала на них внимания. Она не испытывала ни обиды, ни зависти. Единственное чувство, которое переполняло, ее это жалость. Гемма жалела детей, которые завидовали чужому счастью, не замечая своего, сочувствовала хозяйке дорогой куклы, которая не могла играть в красивую игрушку. Еще много дней подряд детвора дразнила Гемму. Но она не обижалась на ребят, а наоборот старалась не обращать на них никакого внимания. В начале осени ночью поднялся сильный ураган, и ветка старого дерева разбила окно серого дома, свалила красивую фарфоровую куклу на пол. Игрушка со звоном забилась, а маленькая хозяйка дорогой куклы проплакала до самого утра. На следующий день, когда детвора узнала о случившемся, никто не пожалел хозяйку испорченной игрушки, наоборот, почти все дети были очень рады, что кукла разбилась. Так ей и надо, - говорили девчонки во дворе. Нечего было хвастаться и выставлять ее на подоконник, - поддакивали взрослые. И только Гемме было очень жаль несчастную девочку. Как тебя зовут? – спросила Гемма. Альфекка, - ответила девочка, вытирая слезы. Мне очень жаль твою куклу, - сказала Гемма. – Если хочешь я одолжу тебе свою. Она не такая красивая как твоя, но зато в нее можно играть и если она упадет, то не сломается. Завистников в нашей жизни немало. Бывает и так, что люди встают выше зависти, и не позволяют ей творить свои нечистые дела. Хорошо, что животному миру такое чувство, как зависть, не знакомо. О завистниках и зависти нам поведает сказка… «Сказка про то, как Митрофан Ивану позавидовал»
Соседи Иван да Митрофан в друзьях значились. В тот год, о котором идёт речь, у Ивана пшеница знатная выросла. Позавидовал Митрофан соседу. Вроде бы и землю вместе копали, и семена одинаковые. Но у Ивана пшеница стоит золотая, улыбается, а у Митрофана – куцая, сердитая, словно обидел её кто-то. Совсем Митрофан голову повесил. А тут ещё злая Зависть надоумила его, что в Иванову пшеницу надо насекомое вредное подсадить. Поест немного насекомое пшеницу соседу, вот и будет у всех одинаково. Как стемнело, Митрофан запустил насекомое в соседскую пшеницу. Начала болеть и пропадать золотистая. Да и не только у Ивана. Перекинулось вредное насекомое и на Митрофанову пшеницу. А там и дальше, на другие участки. Много бед принесли неразумные действия Митрофана. А виной тому – Зависть жгучая. Она много невзгод приносит. Душа у Митрофана не совсем чёрствая была. Повинился он Ивану. А тот зла держать не стал. И вот обработали поля соседи все вместе раствором специальным. И пересеяли пшеницу. Выросла новая пшеница. Не смогла Зависть разрушить человеческие отношения. Вопросы к сказке «Как Митрофан Ивану позавидовал»Почему Митрофан позавидовал Ивану? Как ты считаешь, зависть – это разрушающее чувство, или созидающее? Кто надоумил Митрофана совершить плохой поступок? Как ты понимаешь выражение «чёрствая душа»? Завидовал ли ты своему товарищу? |