Античная литература: эпос и лирика. Характеристика античной литературы Зарождение жанра прозы

Наиболее ранним и значимым жанром античной литературы был эпос. Эпос - это особый вид искусства героико-гражданской направленности, основанный на традициях речевого и музыкального исполнения. Эпические поэмы Гомера - кодекс античной морали, прежде всего аристократической. Гомера называли "воспитателем Греции." Поэмам придавалось важное государственное, социальное и нравственное значение. Они повествовали о законах человеческого бытия, о человеческих отношениях и вечных человеческих ценностях. Высшей ценностью для воина - эпического героя - считались посмертная слава, вечная память о его подвигах. Эпическая поэзия явилась важнейшим фактором процесса складывания древнегреческого пантеона богов. Мир олимпийских богов во главе с Зевсом не был выдуман Гомером. Образ олимпийского пантеона сложился гораздо раньше. В мифах сохранились отголоски борьбы титанов, сыновей богини земли с богами - олимпийцами. Новая религия Зевса - религия порядка и гармонии - боролась со старой верой в гигантов и титанов, олицетворявших первобытные, необузданные, дикие и слепые силы. Греческие боги человекоподобны, очеловечены. Гомер и Гесиод составили для эллинов родословную богов, снабдили их божественными эпитетами, поделили между ними достоинства и занятия. Боги отныне стали просто бессмертными людьми, наделенными силой и красотой. Между ними существовали семейные и родственные отношения. Богам были подвластны небо и земля, море и подземное царство. Боги постепенно становились воплощением различных человеческих качеств: Зевс - всемогущества, Афина - мудрости, Гефест - трудолюбия и мастерства, Гермес покровительствовал торговле и мыслителям, Аполлон - искусствам и т.п. Боги научили людей земледелию, кузнечному и морскому делу, счету и письму, гимнастике и искусствам. Всем богам, кроме бога войны Ареса, греки строили храмы и создавали статуи. Храм опоясывался стеной, образуя священную округу, которую никто не смел осквернить. В то же время не было ни догматов, ни вероучения, и избиравшийся народным собранием жрец храма лишь свершал обряды. Главный из них - жертвоприношение божеству. Жертвы были, как правило, бескровными: вино, фрукты, плоды земли. Лишь в редких случаях, по приказу оракула, возможны были человеческие жертвы, но они не занимали сколько-нибудь заметного места в эллинской религиозной практике и сознании. Цель жертвоприношения - снискать благосклонность и покровительство бессмертных.

В архаический период сформировалось новое течение в литературе. Эпоха героев ушла вместе с Гомером. Теперь внимание поэтов привлекали не героические деяния прошлых веков, а обычная повседневная жизнь, чувства и переживания отдельного человека. Этот жанр получил название лирики . Лирика Анакреонта создала образ веселых, радостно и безмятежно пирующих греков. Автором любовных стихов была поэтесса Сафо. В классический период возникли трагедия и комедия. В создании литературы эллинистической эпохи, наряду с греками, приняли участие и другие народы. Поэты прославляли монархов, патриотические мотивы уступили место космополитизму. Получили развитие разные жанры: комедия нравов (Менандр), эпиграмма, буколика, элегия.

В Риме литературное творчество началось еще в царский период. Это были прежде всего культовые, обрядовые песни, а также народные песни, звучавшие во время праздников урожая, сбора винограда, на свадьбах и т. п. Политическая жизнь Рима обусловила появление триумфальных песен. Проза возникла с созданием письменности, воспринятой римлянами от греков через посредство этрусков. Первые письменные документы не были еще литературой в полном смысле слова. Первым собственно литературным произведением стал римский календарь (304 г. до н. э.), не дошедший до нашего времени.

В Риме развивались различные литературные жанры: публицистика, мемуары и т. д. Чрезвычайно распространены были политические памфлеты в прозе и в стихах. В Риме конца республиканского периода жили замечательные поэты - Гай Валерий Катулл, Валерий Катон и др. Они предпочитали малые формы, камерные темы, связанные с радостями личной жизни, дружбой и любовью, пирушками и учеными занятиями. Их называли "учеными поэтами" за пристрастие к древним мифам, за утонченность и изысканность поэтической формы. Гораций принадлежит к следующему поколению римских поэтов. Его "Эподы" исполнены пессимизма, мрачных предчувствий. По-своему откликается на переживания сограждан Вергилий. Сборник "Буколики" - цикл стихотворений о жизни простых пастухов, их скромных радостях и горестях. Жестокая современность вторгалась в их простой, чистый и безмятежный мир. Бегство в вымышленную пастушескую Аркадию оказывается утопией, иллюзией. Но Вергилий, в отличие от Горация, еще не впадает в отчаяние, он пишет свои знаменитые стихи о будущем "золотом веке".

Век Августа был "золотым веком" римской поэзии. Гораций и Вергилий стали выразителями и идеологами новой эпохи. Дидактическая поэма Вергилия "Георгики" воспевала крестьянский труд и добрую сельскую жизнь древней Италии. Почти половину поэмы составляют прекрасные философские отступления: о гармонии природы, устройстве мироздания, об истинном блаженстве и счастье земледельцев, живущих в ладу с мировым порядком, разумно и добродетельно. "Национальная эпопея" Вергилия "Энеида" заняла достойное место рядом с поэмами Гомера. В основе поэмы миф о троянце Энее, бежавшем из сожженного города и после долгих скитаний попавшем в Италию. Вергилий воспевает "римский дух", патриотизм. Произведения его написаны в духе нового, августовского классицизма, как и "Оды" Горация. В эпоху империи появился новый жанр - реалистический роман. "Сатирикон" Петрония - ироническая пародия на современный ему греческий роман: в нем действуют не идиллические влюбленные, а бродяги, бедняки, авантюристы, гетеры. В знаменитом латинском романе "Золотой осел" (другое название "Метаморфозы") Луция Апулея, популярного ритора и философа, описаны приключения юноши, колдовством превращенного в осла. Реалистический рассказ о жизни низов общества соединяется в романе с религиозно-мистическим пафосом. Это тоже примета времени, отличительная черта римской литературы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ КУЛЬТУР

Факультет культурологии

ЭССЕ

по курсу «Античная литература»

Теория Аристотеля и античный эпос

Выполнил: Буцаева Наталья Сергеевна

Москва 2013

В своем сочинении Аристотель говорит, что эпос должен иметь те же виды, что и трагедия. Из хорошего эпоса, считает философ, можно сделать одну или две хороших трагедий. Чтобы понять какие же виды включает в себя эпос, нам необходимо разобраться, как устроена трагедия.

Трагедия - это разновидность такого жанра, как драма. Трагедия изображает масштабное, законченное действие. Она имеет определенный объем, ритм, гармонию и метр. Трагедия «не должна начинаться, где попало, и заканчиваться где попало», это значит, она должна иметь «начало, середину и конец».

Трагедия имеет шесть частей:

1. фабула, что значит, сочетание событий. Фабула должна состоять из трех основных частей:

· узнавание - «переход от незнания к знанию»;

· перипетии - «перемена происходящего к противоположному»;

· страдание - причинение боли.

· герои должны быть благородными;

· должны соответствовать своим характерам;

· герои должны быть правдоподобными;

· герои должны быть последовательны в действиях.

3. мысли - средство выражения мнений;

4. текст - события, описанные в словах;

5. музыкальная композиция - служит украшением для трагедии;

6. сценическая обстановка - украшение сцены, так как трагедия изображает события в действии, украшение должно соответствовать событиям

Аристотель выделяет четыре вида трагедий:

1. Трагедия запутанная, которая вся состоит из перипетий и узнаваний.

2. Трагедия патетическая - основана на страданиях героев.

3. Трагедия характеров - изображение характеров.

4. Трагедия фантастическая - показывает события, которые происходят в подземном мире.

Внешнее строение трагедии выглядит так:

1. Пролог - часть трагедии перед выступлением хора.

2. Парод - песни хора

3. Эписодий - эпизоды между песнями хора

4. Стасим - песнь хора между эпизодами

5. Коммос - заключительный стасим

6. Эксод - уход актеров и хора.

Эпическая поэзия возникла раньше, чем драма. Известно, что драма родилась из эпоса. Из этого следует, что эпос во многом схож с драмой, но при этом имеет существенные различия.

«Эпос» в переводе с греческого языка означает рассказ. Аристотель говорит, что фабула в эпосе, так же, как в трагедиях, должна быть цельным, масштабным, законченным действием.

Эпическая поэзия воспроизводит действия, подражает, словом и гармонией.

Аристотель говорит, что эпос, ровно как трагедия, делится на четыре вида, он может быть:

1. Простым;

2. Запутанным;

3. Нравоописательным;

4. Патетическим.

Таким образом, эпос может включать в себя несколько видов. Он может быть: запутанным, и патетическим; запутанным и нравоописательным, как в случае с «Одиссеей», и в любых других сочетаниях. Единственное невозможное сочетание будет считаться - простой и запутанный эпос.

В трагедии есть вид фантастический, но Аристотель ничего не упоминает о нем, касательно эпической поэзии. Например, в эпосе Гомера «Одиссея» показано сражение Одиссея с циклопом или, когда Одиссей на пиру у царя Алкиноя рассказывает, как он спускался в подземное царство Аида к Тиресию - все это элементы фантастического. У Вергилия в поэме «Энеида» также присутствуют фантастические моменты: описание подземного мира, когда Эней спускается в Аид, чтобы расспросить своего отца Ахилла о будущем его потомков.

Эпос имеет все те же части, что и трагедия, кроме последних двух, а именно:

1. фабула - также как и в драме, фабула должна состоять из трех основных частей:

· Узнавание.

Например, в «Одиссеи» есть узнавание по примете. Когда старик-Одиссей, в которого его превратила Афина, возвращается в свой дом, его узнает няня Эвриклея по рубцу на ноге.

· Перипетии.

Перипетии являются неотъемлемой частью эпоса. «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Энеида» Вергилия, буквально, состоят из перипетий.

· Страдание.

В «Илиаде» Гомера подробное описание сражения троянцев и ахейцев захватывает дух сильнее, чем современный боевик.

2. Характер.

Герои эпоса благородные «мужи», каждый наделен определенными качествами в характере и, как правило, им соответствует. Одиссей - хитрый, умный, изворотливый оратор. Он всегда находит не стандартные решения в ситуациях, из которых, казалось бы, выхода нет. Например, сюжет с циклопом в эпосе «Одиссея» Гомера, когда Одиссей опоил вином циклопа, который съел несколько человек из команды, он выколол ему единственный глаз, чтобы сбежать. Хитрость и ум он проявил не только в том, что придумал опоить циклопа вином, но и в том, как он устроил побег:

«Было немало баранов кругом, густорунных и жирных,

Очень больших и прекрасных, с фиалково-темною шерстью.

Их потихоньку связал я искусно сплетенной лозою,

Взяв из охапки ее, где спал великан нечестивый.

По три барана связал я; товарища нес под собою

Средний; другие же оба его со сторон прикрывали.

Трое баранов несли товарища каждого. Я же...

Был в этом стаде баран, меж всех остальных наилучший.

За спину взявшись его, соскользнул я барану под брюхо

И на руках там повис и, в чудесную шерсть его крепко

Пальцами впившись, висел, отважным исполненный духом».

трагедия эпос драма нравоописательный

Герои поэм не только доблестные войны, но и все до одного блестящие ораторы. Речь каждого благозвучна и стройна.

Текст написан гекзаметром.

Аристотель пишет об эпосе: «Ведь в нем необходимы перипетии и узнавания (и характеры), и страсти. Наконец, в нем должен быть хороший язык и хорошие мысли» (Поэтика, XXIV).

Отличается эпос от трагедии «длинной своего состава». Трагедия не может изображать несколько частей, а только одну, которая разыгрывается на сцене. Эпос, так как, это рассказ, может изображать «много частей происходящими одновременно».

Эпос написан героическим метром, потому что он самый «спокойный и величественный» из всех.

Еще одно существенное отличие трагедии от эпоса - это предмет изображения. В отличие от трагедии в эпосе можно изображать «немыслимое» или «невозможное», а в трагедии только что-то «удивительное». Причина кроется в том, что трагедия должна быть поставлена на сцене, и «немыслимое» или «невозможное» на сцене будет казаться только «смешным», поэтому это возможно, скорее всего, только в эпосе.

Например, изображение того же циклопа в «Одиссеи» Гомера, на сцене, вызвало бы смех, а в эпосе этот момент кажется фантастичным, «невозможным».

И последнее различие эпоса от трагедии - это способ подражания. Трагедия воспроизводит события в действии. Повествование эпоса объективное, автор в тексте не высказывается от своего лица, рассказ ведется, как бы, со стороны. В «Одиссее» Гомера, в «Энеиде» Вергилия, во многих частях рассказ ведет сам герой поэмы.

На примерах отчетливо видно, как теория драмы применима по отношению к эпосу.

Несмотря на то, что эпос имеет огромное количество преимуществ, как жанр: неограниченный объем повествования, всевозможные изобразительные средства и многое другое. Однако Аристотель отдает предпочтение трагедии, поскольку она дает наибольшую возможность сопереживать героям. Драма сосредоточена на воспроизведение одного действия, которое доводится до предельной напряженности, - эпос, наоборот, стремится показать сочетание разных событий.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Роль Гомера в мировой литературе. "Илиада" и "Одиссея" как поэмы о Троянской войне. Миф и действительность в "Одиссее", ее художественно-эстетический смысл. Образ Одиссея. Стилевые особенности "Илиады" как носителя устойчивой фольклорной традиции.

    контрольная работа , добавлен 27.12.2016

    Происхождение греческой трагедии. Запись поэм Гомера. Отношения героев "Одиссеи". Героический эпос древних греков. Описание людей и богов в поэмах Гомера. Сюжетно-композиционные особенности и образная система поэм Гомера. Земная причина Троянской войны.

    реферат , добавлен 15.05.2011

    Понятие о героическом эпосе. Шумерский эпос 1800 г. до н.э. "Сказание о Гильгамеше", его краткое содержание. Общая характеристика индийского эпоса 5 века н.э. "Великое сказание о потомках Бхараты". Средневековый европейский эпос "Песнь о Нибелунгах".

    презентация , добавлен 16.12.2013

    Понятие "эпос", его возникновение и значение в жизни народа. Сюжет эпоса "Нарты" и "Песнь о Нибелунгах". Персонажи и мифические образы адыгского эпоса "Нарты" и германского эпоса "Песнь о Нибелунгах", сравнительная характеристика этих двух эпосов.

    курсовая работа , добавлен 24.02.2011

    История эпоса о Манасе, записанного от сказителя Саякбая Каралаева, насчитывающего 416744 стихотворных строк. Научное исследование эпоса в XIX веке Валихановым и Радловым. Осуществление записи и перевода текстов трилогии "Манас" с 1920 по 1971 год.

    презентация , добавлен 05.10.2012

    Периодизация и жанры средневековой немецкой литературы. Стихотворные дидактические произведения XIV века. Немецкий героический эпос "Песнь о Нибелунгах", история его создания и содержание. Краткая характеристика основных литературных особенностей эпоса.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2014

    Зарождение римского эпоса. Эллинизация римской литературы и эволюция эпоса. "Энеида" Вергилия: пик римского эпоса. Связь римского эпоса с греческими образцами. Национальные мотивы в эпических произведениях Древнего Рима.

    курсовая работа , добавлен 04.02.2007

    Героический эпос средних веков. Общее, типологическое и национально-неповторимое в героическом эпосе. Сходство героического эпоса разных народов Западной Европы. Народный испанский эпос "Песнь о моем Сиде". Главный герой поэмы, Родриго Диас де Бивар.

    дипломная работа , добавлен 20.08.2002

    История греческой литературы. Илиада: разыскания в области смысла и стиля гомеровской поэмы. Эстетическая терминология ранней греческой литературы. Художественный мир гомеровского эпоса. Древнегреческая литературная критика.

    курсовая работа , добавлен 03.12.2002

    Основные направления разделения стихотворных поэтических сочинений, различия и общность эпоса, лирики и драмы. Краткая характеристика и описание видов и родов поэтического творчества, зависимость стиля от душевного состояния и темперамента автора.

Термин «античная литература» был впервые введён гуманистами эпохи Возрождения, которые называли так Греции и Рима. Термин сохранился за этими странами и стал синонимом классической древности - мира, который повлиял на формирование европейской культуры.

Периодизация литературы античности

История античной литературы основывается прежде всего на В связи с этим выделяют три периода её развития.

1. Первый период принято называть доклассическим или архаическим. Литература представлена устным народным творчеством, которое зародилось благодаря религии язычников. К нему относятся гимны, заклинания, истории о богах, плачи, пословицы и многие другие жанры, которыми представлен фольклор. Временные рамки первого периода точно определить невозможно. Устные жанры формировались на протяжении многих веков, но примерное время его окончания - первая треть I тысячелетия.

2. Античная литература второго периода занимает VII - IV в. до н. э. Её принято называть классической, так как она совпадает со временем становления в Греции классической формы рабовладения. В этот период появились многочисленные лирические и эпические произведения, а также проза, в развитие которой огромный вклад сделали ораторы, философы и историки. Отдельно нужно отметить V век до н. э., который называют Золотым. Центральное место в литературе этого периода занимал театр.

Эллинистический период в истории античной литературы связывают с развитием рабовладения. С появлением военно-монархической формы организации власти происходит резкая дифференциация жизни человека, которая в корне отличалась от простоты классического периода.

Это время часто трактуется как период деградации литературы. В нём выделяют ступень раннего и позднего эллинизма, которые занимают промежуток времени с III века до н. э. до V века н. э. В этот период впервые заявила о себе римская античная литература.

Античная мифология

Основу античной мифологии составляют рассказы о древнейших божествах, богах-олимпийцах и героях.

Легенды о древнейших богах появились у греков и римлян в то время, когда общество было матриархальным. Этих богов называли хтоническими, или звероподобными.

С наступлением патриархата боги начали больше походить на людей. В это время появляется образ Зевса или Юпитера - верховного божества, жившего на горе Олимп. Именно отсюда происходит название богов-олимпийцев. В представлении греков эти существа имели жёсткую иерархию, которая оправдывала такой же порядок, существующий в обществе.

Героями античных мифов были необычные люди, которые появлялись в результате связи между простыми смертными и богами-олимпийцами. К примеру, одним из самых знаменитых является Геракл - сын Зевса и обычной женщины Алкмены. Греки верили, что каждый из героев имел особое предназначение: очистить Землю от чудовищ, которых породила Гея.

Эпос

Произведения античной литературы в представлены такими именами, как Гомер и Вергилий.

Гомер - легендарный поэт, которого считают автором древнейших сохранившихся эпических поэм - «Илиады» и «Одиссеи». Источниками для создания этих произведений стали мифы, народные песни и предания. Гомера были написаны гекзаметром.

Лирика и драма

Одной из самых известных представительниц можно назвать поэтессу Сапфо. Она использовала традиционные фольклорные мотивы, но насыщала их яркими образами и сильными чувствами. Широкую известность поэтесса получила ещё при жизни. Её творчество насчитывало девять книг стихов, но до нашего времени сохранились только два стихотворения и сотня лирических отрывков.

Театральные постановки были одним из наиболее популярных развлечений Древней Греции. Античная литература Золотого века этого направления представлена в двух основных жанрах: трагедии и комедии.

По сути, античная трагедия представляла собой оперу. Её основателем считается древнегреческий драматург Эсхил. Его перу принадлежат более 90 пьес, но до нашего времени сохранилось только семь. Одной из самых известных трагедий Эсхила является «Прометей Прикованный», образ которого до сих пор используется литераторами.

Античная комедия имела политическую направленность. К примеру, один из представителей этого жанра - Аристофан - в своих комедиях «Мир» и «Лисистрата» осуждает войну между Грецией и Спартой. Комедия «Всадники» жёстко критикует недостатки демократии, которая сложилась в Афинах.

Зарождение жанра прозы

Список античной литературы в жанре прозы представлен, прежде всего, диалогами Платона. Содержание этих произведений излагается через рассуждения и спор двух собеседников, которые должны найти истину. Главным героем диалогов Платона был его учитель Сократ. Эта форма подачи информации получила название «сократический диалог».

Известно 30 диалогов Платона. Самыми известными из них являются миф об Атлантиде, «Пир», «Федон», «Фёдр».

Величайшими памятниками древнейшего периода греческой литературы являются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Поэмы относятся к жанру народно-героического эпоса, так как имеют фольклорную, народную основу и созданы на материале устного народного творчества, мифологии. В то же время, в них отражены реальные исторические факты, относящиеся к эпохе освоения греками побережья Малой Азии. Реальные события «обрастали» в поэмах сказочным, легендарно-мифологическим материалом. В основе поэмы «Илиада» поход греков-ахейцев против троянцев, жителей Трои (Иллиона). В поэме говорится о последних пятидесяти днях из десятилетней осады Трои. Тема «Одиссеи» - возвращение на родину одного из главных участников троянского похода – царя Итаки Одиссея.

Общий характер поэм различен. В «Илиаде» преобладают военные, батальные сцены, описания подвигов на поле брани. В «Одиссее» на первом плане – бытовой, сказочно-приключенческий колорит. Обе поэмы отмечены высочайшими художественными достоинствами. Написанные шестистопным гекзаметром, они отличаются неторопливым эпическим стилем, отличительная черта которого – повествование через перечисление. Например, описание щита Ахиллеса занимает 120 строк! Перечисляются предметы, цены, эпизоды, изображенные на щите, выкованном Гефестом. По этим деталям можно судить об особенностях быта, нравов, культуры «гомеровской» Греции. Образы героев поэм – монументальны, статичны, раскрываются через поступки и речь, представляя собой различные типы человеческих характеров. Образы богов, решающих на Олимпе судьбы героев, величественны и ярки.

Замечательные особенности поэм – эпическое раздолье, обилие развернутых сравнений, яркость и многообразие окружающего мира. Широкие картинные сравнения становятся как бы вставными новеллами, полными драматизма и динамики. В поэмах прославляется жизнь, молодость и красота, недаром к этим словам Гомер подбирает самые яркие и нежные эпитеты: прекрасная, беспечная. Близость к фольклору подчеркивается постоянными эпитетами: быстроногий Ахиллес, шлемоблещущий Гектор, хитроумный и многострадальный Одиссей, Зевс-тучегонитель.

Поэмы предельно объективны. Гомер не выражает своего отношения к происходящему. Но присутствие автора в поэмах постоянно ощущается. Мы видим его нравственные, политические, эстетические идеалы, мы смотрим на мир его глазами, и этот мир прекрасен, потому что таким он казался поэту. Гомер не может скрыть своего постоянного любования и миром и человеком. Мир грандиозен, велик и прекрасен, он может быть грозным, может нести гибель человеку, но он не подавляет человека. Человек подчиняется неизбежности, ибо ей подчиняются и боги, но никогда не проявляет рабского уничижения. Он спорит, протестует, иногда даже замахивается на богов. Герои Гомера бушуют, страсти играют их душами, часто толкая их на безумства, но поэт не судит их. Его повествование проникнуто гуманной терпимостью. Его позиция по отношению к происходящим событиям и действующим лицам подобна позиции хора в античном театре: хор радуется или печалится, но никогда не гневается и не вмешивается в происходящее. Кажется, что они не создавались автором, а излились из души эллинского народа. Недаром поэмы являлись любимыми произведениями в Древней Греции, изучавшимися в школах и гимнасиях. Их герои были образцами добродетели, мужества, благородства. Знание поэм, в том числе, наизусть, считалось обязательным. Александр Македонский, например, во время своих походов не расставался с поэмами, носил их в специальном драгоценном ларце.

К изучению поэм обратились еще в античную эпоху. Сегодня о них накоплена целая библиотека ученых трудов на многих языках. Сложилась ветвь филологической науки, посвященная «гомеровскому» вопросу, в котором до сих пор немало загадок. Во-первых, о личности самого Гомера известно лишь, что «спорили семь городов о рождении мудром Гомера». До нас дошли и другие слова неизвестного греческого поэта:

Ты не пытайся узнать – где родился Гомер и кем был он.

Гордо считают себя его родиной все города;

Важным является дух, а не место. Отчизна поэта –

Блеск «Илиады» самой, сам Одиссея рассказ.

Многие ученые вообще отвергают существование Гомера, считая его собирательным образом.

Во-вторых, неясен вопрос о происхождении поэм, об истории их создания. Безусловно, поэмы создавались в дописьменный период народными певцами-сказителями – аэдами. Долгое время они бытовали в устном виде, пока не были записаны. Но мог ли один человек держать в памяти такие огромные поэтические произведения и передавать их последующим поколениям? В свзи с этим вопросом возникает две теории.

Первая, «теория песен», создана в конце XVIII века немецким ученым Вольфом. Она сводится к тому, что первоначально существовали отдельные песни, малые поэмы, посвященные тем или иным эпизодам. Их могло быть 12 или 18. Затем они были объединены в единое целое и отредактированы.

Вторая теория получила название «теория единого зерна». Ее сторонники исходят из того, что в основе поэм лежит некое художественное и идейное единство, так называемые пра-поэмы. Именно они затем «обрастали» новыми сценами, сюжетными ответвлениями и героями. Сторонниками второй теории являются и русские филологи.

В чем сходятся все ученые, так это в том, что «Одиссея» моложе «Илиады». В ней запечатлен более поздний исторический этап жизни греческого общества. И хотя мы ничего не знаем о Гомере, очевидно, что в поэмах воплотились лучшие художественные традиции древних эллинов. Это подлинно народное творчество.

В Древнем Риме и в средневековой Европе поэмы Гомера воспринимались как образцы классического искусства. Своеобразным соревнование с Гомером стала поэма римского поэта Вергилия «Энеида». На гомеровские традиции опирались писатели и поэты, которые стремились создать крупные эпические поэмы, запечатлев в них важнейшие события национальной истории. Это Торквато Тассо («Освобожденный Иерусалим»), Мильтон («Потерянный рай»), Вольтер («Генриада»), Клопшток («Мессиада») и др. Однако все эти подражания были несколько искусственны. Это связано, прежде всего, с тем, что сама форма, стиль, манера гомеровских поэм соответствовали раннему историческому этапу. Для литературы более позднего времени наиболее органичными стали не обширные поэмы, насыщенные мифологическими образами, а романы-эпопеи, такие, как «Война и мир» Льва Толстого, «Тихий Дон» Михаила Шолохова, «Жан Кристоф» Ромена Роллана, «Иосиф и его братья» Томаса Манна и др. Не случайно «Войну и мир» называют «Илиадой нового времени.»

Античная литература — это литература Древней Греции и Рима, создававшаяся в период с Х-IХ веков до н.э. по IV-V века н.э.

Античная культура принадлежит к так называемому традиционалистскому типу, то есть она направлена на воспроизведение прошлой традиции, устремлена в прошлое, в котором располагается идеал утраченного золотого века. Античная культура — колыбель европейской философии и искусства, сегодня мы воспринимаем ее как греко-римское единство, хотя стоит чуть углубиться в историю, и станет ясно, что эллинский дух и римский довольно разнонаправленны. Завоевав в 146 году до н.э. Грецию, римляне во многом усвоили культуру более старой и утонченной эллинской цивилизации. Греческие рабы были учителями в домах римской знати, знание греческого языка сделалось обязательным для образованного римлянина, римская литература ориентировалась на греческие образцы. Единство греко-римской культуры определяется лежащим в ее основе противоречием между возвышенным идеалом полиса (от греч. polis — город-государство, возникший как поселение свободных землевладельцев), где на первом месте стояли высокие гражданские и общественные ценности, и реальной практикой полисной жизни. В Афинах точно так же, как в Риме, шла постоянная борьба между разными слоями свободных граждан, между аристократическими и демократическими устремлениями, и вне вечного бурления общественных и индивидуальных интересов полисная жизнь была немыслима. В силу этой постоянной борьбы античная культура носит классический характер в том смысле, который придает термину "классический" Г. Гегель в своей "Эстетике": "Это такое общественное состояние, при котором цели и ценности коллектива находятся в равновесии с целями и ценностями личности, т. е. некое гармоническое состояние, при котором обе эти крайности уравновешивают друг друга".

Так как естественнонаучное знание о мире в эпоху античности только зарождалось, греки и римляне воспринимали мир мифологически, а мифология — это высокоразвитая эстетическая система. Космос представлялся им единым гармоническим целым, подчиненным определенному ритму. За внешним многообразием поверхности жизни античное сознание искало некую устойчивую внутреннюю первооснову (Платон — "идею", пифагорейцы — "число", Фалес — "воду", Анаксимен — "воздух", Демокрит — "атом"). Вот этот синкретизм, то есть единство античного мировосприятия, давно утраченный позднейшим европейским сознанием, и проявляется с наибольшей полнотой в древнейшей и "высшей" форме античной литературы — в эпосе.

Эпос (от греч. epos — слово, речь) определяется как рассказ о прошлом; эпический сказитель как бы вспоминает о завершенных событиях с некоей абсолютной временной дистанции. Эпос охватывает жизнь синкретически, во всей ее полноте, свободно использует весь арсенал средств художественной литературы, создает характеры сложные, становящиеся, противоречивые. Как правило, материал эпоса — общественно значимые события, оставившие след в народной памяти, однако, по словам Т. Манна, "это величие, питающее нежность к малому"; "это взгляд с высоты свободы, покоя и объективности, не омраченный никаким морализаторством". Эпическому повествователю свойственна широта взгляда на жизнь, спокойное, радостное приятие всех ее проявлений; он наделен даром "всеведения", и его равно объективное по отношению ко всем и всему неторопливое, обширное повествование оставляет у читателя чувство восхищения перед разнообразием и красотой мира, чувство глубокого морального удовлетворения. Авторская позиция в классическом эпосе характеризуется ощутимой дистанцией по отношению к описываемым событиям, автор как бы поднимается над людскими страстями, вот почему издавна принято было называть Гомера "божественным", сравнивать с олимпийскими богами.

Общепризнанной вершиной античной литературы считаются эпические поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея". Древние не сомневались, что они были созданы легендарным певцом Гомером в VIII веке до н.э. За два последних столетия вопрос об авторстве, так называемый "гомеровский вопрос", породил огромную критическую литературу, но все так же далек от разрешения. Ни доказать, ни опровергнуть существование Гомера невозможно.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка