Арнольд тойнби интересное из жизни детство. Арнольд Джозеф Тойнби и его «Постижение истории»



План:

    Введение
  • 1 Биография
  • 2 А. Дж. Тойнби о войне
  • 3 Теория локальных цивилизаций Тойнби
    • 3.1 Тойнби о России
  • Примечания
  • 5 Основные работы

Введение

Арнольд Джозеф Тойнби (англ. Arnold Joseph Toynbee ; 14 апреля 1889 - 22 октября 1975) - британский историк, автор двенадцатитомного труда по сравнительной истории цивилизаций «Постижение истории». Удостоен Ордена Кавалеров Почёта.


1. Биография

Родился в Лондоне. Учился в колледже Винчестер и Бэллиоль в Оксфорде, где начал преподавательскую деятельность в 1912г., затем в Кингс-колледж, где преподавал историю Средних веков и Византии. В 1913 г. женился на дочери Гилберта Мюррея Розалинде Мюррей (†1967). С 1919 по 1924 преподавал в Лондонском университете. Работал в Лондонской школе экономики и Королевском институте международных отношений (англ. RIIA) в Чэтэм-Хаус, директором которого был с 1929 по 1955 гг. Был автором множества исследований по историко-философским, социологическим и политическим проблемам. Положение ученого-специалиста, вовлечённого в мировую политику на самом высоком уровне (эксперт на Парижских мирных конференциях 1919 и 1946 гг.), в значительной степени определило характер и масштабы его исторического мышления. Последовательно писал и издавал части философско-исторического труда "Постижение истории" (т. 1-12, 1934-1961 гг.). Это исследование он начал в 1927 г. Итоги подведены в книге "Изменения и привычки" (1966 г.). Разработал теорию цивилизации.


2. А. Дж. Тойнби о войне

Оглядываясь назад, на историю последних пяти тысяч лет, я больше не считаю, что у какого бы то ни было правительства существовало когда-либо моральное оправдание, чтобы начать войну – даже с самыми чистыми целями. Я по-прежнему нахожу оправданным, а в некоторых случаях отношу даже в ранг моральных обязательств сопротивление агрессии (примером может служить сопротивление агрессии Германии, Японии и Италии во Второй мировой войне), но отныне я расцениваю даже «справедливую» войну в защиту своей собственной страны или какой-то другой страны как трагическую необходимость. А теперь я к тому же с опаской отношусь к подобным оценкам, потому что убедился на практике, что справедливость редко оказывается безусловной; что существуют войны (например, война во Вьетнаме), в которых обе страны заявляют - и более или менее верят в это, - что сопротивляются агрессору, а на деле оказывается так что либо одна из воюющих сторон, либо обе они фактически совершают агрессию, а не противостоят ей.


3. Теория локальных цивилизаций Тойнби

Тойнби рассматривал всемирную историю как систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих ветви "единого дерева истории". Цивилизация, по Тойнби - замкнутое общество, характеризующееся при помощи двух основных критериев: 1) религия и форма её организации; 2) территориальный признак, степень удалённости от того места, где данное общество первоначально возникло. Тойнби выделяет 21 цивилизацию: египетская, андская, китайская, минойская, шумерская, майянская, сирийская, индская, хеттская, эллинская, западная, православная христианская (в России), дальневосточная (в Корее и Японии), православная христианская (основная), дальневосточная (основная), иранская, арабская, индуистская, мексиканская, юкатанская, вавилонская. Также, кроме перечисленных, Тойнби выделяет неродившиеся цивилизации (дальнезападная христианская, дальневосточная христианская, скандинавская, неродившаяся сирийская), а также особый класс задержанных цивилизаций, которые родились, но были остановлены в своём развитии после рождения (эскимосы, кочевники, османы, спартанцы). В некоторых случаях сменяющие друг друга цивилизации образуют последовательности. Максимальное число цивилизаций в этих последовательностях не превышает трёх. Последними членами последовательностей являются ныне живущие цивилизации. Таковы последовательности: минойская - эллинская - западная цивилизации, минойская - эллинская - православная цивилизация, минойская - сирийская - исламская цивилизации, шумерская - индская - индуистская цивилизации. Учёным были выдвинуты критерии оценки цивилизаций: устойчивость во времени и пространстве, в ситуациях Вызова и взаимодействия с другими народами. Смысл цивилизации он видел в том, что сопоствавимые единицы (монады) истории проходят сходные этипы развития. Успешно развивающиеся цивилизации проходят стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Развитие цивилизации определяется тем, способно ли творческое меньшинство цивилизации находить ответы на вызовы природного мира и человеческой среды. Тойнби отмечает следующие типы вызовов: вызов сурового климата (египетская, шусмерская, китайская, майянская, андская цивилизации), вызов новых земель (минойская цивилизация), вызов внезапных ударов от соседних обществ (эллинская цивилизация), вызов постоянного внешнего давления (русская православная, западная цивилизация) и вызов ущемления, когда общество, утратив нечто жизненно важное, направляет свою энергию на выработку свойств, возмещающих потерю. Каждая цивилизация даёт сформулированный её "творческим меньшинством" Ответ на Вызов, бросаемый ей природой, социальными противоречиями и в особенности другими цивилизациями. На стадиях возникновения и роста творческое меньшинство находит ответ на вызовы окружения, авторитет его растёт и происходит рост цивилизации. На стадиях надлома и разложения творческое меньшинство утрачивает способность находить ответы на вызовы окружения и превращается в элиту, стоящую над обществом и управляющую уже не силой авторитета, а силой оружия. Большинство населения цивилизации превращается во внутренний пролетариат. Правящая элита создаёт универсальное государство, внутренний пролетариат - вселенскую церковь, внешний пролетариат создаёт мобильные военные отряды.


3.1. Тойнби о России

Например, коммунизм Тойнби рассматривал как "контрудар", отбивающий назад то, что Запад навязал в 18 в. в России. Экспансия коммунистических идей лишь один из неизбежных ответов на противоречие "между западной цивилизацией как агрессором и другими цивилизациями как жертвами". Свидетель гибели викторианской Англии, двух мировых войн и распада колониальной системы, Тойнби утверждал, что "на вершине своего могущества Запад сталкивается с незападными странами, у которых достаточно стремления, воли и ресурсов, чтобы придать миру незападный облик". Тойнби предсказывал, что в 21 в. определяющим историю Вызовом станут выдвинувшая собственные идеалы Россия (которую Запад не жаждет принять в свои обьятия), исламский мир и Китай.


Примечания

  1. Тойнби А. Дж. Пережитое. Мои встречи. / пер. с англ. - М., Айрис-пресс, 2003, - 672 c + вклейка 8 c. - (Библиотека истории и культуры), ISBN 5-8112-0076-5, тир. 5000 экз., Часть вторая. Людские дела на протяжении моей жизни. 3. Война: изменения в её характере и в отношении к ней людей, с. 191
  2. 1 2 Тойнби А. Дж. Постижение истории. Сборник. / Пер. с англ. Е.Д. Жаркова, М., Рольф, 2001. - 640 с., ISBN 5-7836-0413-5, т. I. Введение. Сравнительное исследование цивилизаций, Предварительная классификация обществ данного вида, с. 82-85.
  3. Тойнби А. Дж. Постижение истории. Сборник. / Пер. с англ. Е.Д. Жаркова, М., Рольф, 2001. - 640 с., ISBN 5-7836-0413-5, т. III. Рост цивилизаций. Задержанные цивилизации, с. 188-216.
  4. Тойнби А. Дж. Постижение истории. Сборник. / Пер. с англ. Е.Д. Жаркова, М., Рольф, 2001. - 640 с., ISBN 5-7836-0413-5, т. II. Генезис цивилизаций.Вызов-и-Ответ.
  5. Тойнби А. Дж. Постижение истории. Сборник. / Пер. с англ. Е.Д. Жаркова, М., Рольф, 2001. - 640 с., ISBN 5-7836-0413-5, т. V. Распады цивилизаций. с. 346-369.

5. Основные работы

  • Тойнби А. Дж. Постижение истории: Сборник / Пер. с англ. Е. Д. Жаркова. - М.: Рольф, 2001-640 с., ISBN 5-7836-0413-5, тир. 5000 экз.
  • Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории: Сборник / Пер. с англ. - М.: Рольф, 2002-592 с., ISBN 5-7836-0465-8, тир. 5000 экз.
  • Тойнби А. Дж. Пережитое. Мои встречи. / Пер. с англ. - М.: Айрис-пресс, 2003. - 672 с., ISBN 5-8112-0076-5, тир. 5000 экз.

Список работ Арнольда Тойнби

  • «Зверства в Армении: Убийство нации» (The Armenian Atrocities: The Murder of a Nation, 1915).
  • «Национальность и война» (Nationality and the War, 1915).
  • «Новая Европа: Эссе о восстановлении» (The New Europe: Some Essays in Reconstruction, 1915).
  • «Балканы: История Болгарии, Сербии, Румынии и Турции» (A History of Bulgaria, Serbia, Greece, Rumania, Turkey, 1915).
  • «Депортации в Бельгии» (The Belgian Deportations, 1917).
  • «Немецкий террор в Бельгии» (The German Terror in Belgium: An Historical Record, 1917).
  • «Немецкий террор во Франции»(The German Terror in France: An Historical Record, 1917).
  • «Турция: Прошлое и будущее» (Turkey: A Past and a Future,1917).
  • «Западный вопрос в Греции и Турции: исследование контактов цивилизаций» (The Western Question in Greece and Turkey: A Study in the Contact of Civilizations, 1922).
  • «Греческая цивилизация и характер» (Greek Civilization and Character: The Self-Revelation of Ancient Greek Society, 1924).
  • «Греческая историческая мысль от Гомера до времени Гераклита» (Greek Historical Thought from Homer to the Age of Heraclius, 1924).
  • «Неарабские владения Османской империи после перемирия 30 октября 1918» (Non-Arab Territories of the Ottoman Empire since the Armistice of the 30th October 1918, 1924).
  • «Турция» (Turkey, в соавторстве, 1926).
  • «Введение во внешнюю политку Британской империи в послевоенное время» (The Conduct of British Empire Foreign Relations since the Peace Settlement, 1928).
  • «Путешествие в Китай, или Заметные детали» (A Journey to China, or Things Which Are Seen, 1931)
  • «Постижение истории» (Сокращенная версия Д. С. Сомервелла, 1946, 1957, окончательная сокращенная версия 10 томов 1960).
  • «Цивилизация на суде истории» (Civilization on Trial, 1948).
  • «Перспективы западной цивилизации» (The Prospects of Western Civilization, 1949).
  • «Война и цивилизация» (War and Civilization, 1950).
  • «Двенадцать действующих лиц греко-римской истории» (по Фукидиду, Ксенофону, Плутарху и Полибию) (Twelve Men of Action in Greco-Roman History, 1952).
  • «Мир и Запад» (The World and the West, 1953).
  • «Историческое исследование религии» (An Historian’s Approach to Religion, 1956).
  • «Христианство в среде мировых религий» (Christianity among the Religions of the World, 1957).
  • «Демократия атомного века» (Democracy in the Atomic Age, 1957).
  • «От Востока до Запада: Кругосветное путешествие» (East to West: A Journey round the World, 1958).
  • «Эллинизм: История цивилизации» (Hellenism: The History of a Civilization, 1959).
  • «Между Оксом и Джумной» (Between Oxus and Jumna, 1961).
  • «Америка и мировая революция» (America and the World Revolution, 1962).
  • «Современный эксперимент западной цивилизации» (The Present-Day Experiment in Western Civilization, 1962).
  • «Между Нигером и Нилом» (Between Niger and Nile, 1965).
  • «Наследие Ганнибала: Вляние Пунических войн на жизнь Рима» (Hannibal’s Legacy: The Hannibalic War’s Effects on Roman Life, 1965):
  • Т. I. «Рим и его соседи накануне вторжения Ганнибала» (Rome and Her Neighbours before Hannibal’s Entry).
  • Т. II. «Рим и его соседи после ухода Ганнибала» (Rome and Her Neighbours after Hannibal’s Exit).
  • «Изменения и традиция: Вызовы нашего времени» (Change and Habit: The Challenge of Our Time, 1966).
  • «Мои встречи» (Acquaintances, 1967).
  • «Города и судьбы» (Cities of Destiny, 1967).
  • «Между Мауле и Амазонкой» (Between Maule and Amazon, 1967).
  • «Испытания Христианства: Иудаизм, эллинизм и исторический фон испытаний» (The Crucible of Christianity: Judaism, Hellenism and the Historical Background to the Experiences, 1969).
  • «Христианская вера» (Christian Faith, 1969).
  • «Некоторые проблемы греческой истории» (Some Problems of Greek History, 1969).
  • «Города в развитии» (Cities on the Move, 1970).
  • «Спасая будущее» (Surviving the Future, диалог между А. Тойнби и проф. Кей Вакайзуми, 1971).
  • «Постижение истории.» Иллюстрированный однотомник (в соавторстве с Джейн Каплан)
  • «Половина мира: История и культура Китая и Япониии» (Half the World: The History and Culture of China and Japan, 1973).
  • «Константин Багрянородный и его мир» (Constantine Porphyrogenitus and His World, 1973)
  • «Человечество и Мать-Земля: Очерки по истории мира» (Mankind and Mother Earth: A Narrative History of the World, 1976, посмертно).
  • «Греки и их наследие» (The Greeks and Their Heritages, 1981, посмертно).

" Для души весь смысл существования заключается в истории"
А. Дж. Тойнби

С некоторых пор я довольно внимательно наблюдаю за "жизнью" "Гостевой книги" этого журнала. Не могу сказать, что всегда получаю от этого удовольствие. Иногда даже - наоборот. Но некоторые темы для своих размышлений я там нахожу. Недавно в "огне полемики" по "национальному вопросу" кто-то, говоря о "цивилизациях", походя упомянул имя Тойнби. Причем, в этом упоминании было нечто такое, что резануло слух.
Кто же он был этот А. Дж. Тойнби, чьи труды вызывали (и вызывают) столь же яростное неприятие, сколь и восхищение у самых разных людей; чьи работы были одинаково запрещены в фашистской Германии и Советском Союзе, чей авторитет был и остается столь высок среди специалистов многих стран мира. Кто он А. Дж. Тойнби - энциклопедист, историк и философ, гуманист, признанный противник насилия, убежденный антифашист и антитоталиторист, основатель метода "постижения истории", чьи построения и выводы, в частности, о перспективах существования СССР, были настолько прозрачны и убийственны, что даже не очень просвещенные советские вожди "догадались" запретить издание его книг на русском языке.
Кто он был? Что нес он миру? Что хотел и сумел сказать?
Арнольд Джозеф Тойнби родился в 1889 году на "закате золотого викторианского века" в Англии, а ушел из жизни в середине 70-х годов ХХ века, пройдя свой долгий жизненный путь "в беспокойстве за человечество". За несколько лет до смерти он писал: "Сейчас и здесь я вовлечен в будущее человечества, каким бы это будущее ни оказалось. Я также вовлечен в то, что произойдет со Вселенной после того, как исчезнет человечество, если такова его конечная судьба... . Я верю, что обитель самого сокровенного духовного святилища человека тождественна духовному началу, пребывающему за и вне Вселенной, и я верю, что эта конечная духовная реальность есть любовь... . Зов любви всегда будет для меня сопровождаться импульсом любопытства. Мне любопытно знать, каким будет развязка нынешнего акта драмы человеческой истории" (Пережитое. ч.11, гл.У111).
Научное любопытство, интеллектуальная свобода, мощное философское мышление и высокая моральная ответственность определили своеобразие и масштаб творчества А. Дж. Тойнби, ставшего "одним из властителей дум" ХХ века. "Его концепции, - пишет доктор В. И. Уколова, - оказали огромное влияние не только на историческую науку, но и на формирование современной ментальности". И продолжает: "Издание основных работ А.Дж. Тойнби на русском языке стало событием в интеллектуальной жизни общества, переживающего еще одну коренную ломку своей истории. Российское общество снова вернулось к широкому обсуждению поисков смысла собственного пути, изобилующего невероятными зигзагами. И размышления А. Дж. Тойнби органично влились в ментальность "великих российских перемен", ориентированных на "включение" России в цивилизованный мир. Арнольд Тойнби в глазах российских интеллектуалов выглядел одним из авторитетнейших наставников в теории цивилизаций, в которой они усмотрели спасительный выход из тупиков марксистской теории".
Ставший своеобразным "цивилизационным пророком" в России, А. Дж. Тойнби, отнюдь, не является таковым у себя на родине в Великобритании и, тем более, в Западном мире. По мнению многих западных историков автор "Постижения истории" (главный труд А. Дж. Тойнби) "ужасно несовременен со своими глобальными, слишком философскими общецивилизационными подходами". И это пишется в то время, когда весь мир говорит о наступившей "эре глобализации", - воистину, "нет Пророка в своем Отечестве"!
Один из крупнейших авторитетов в современной истории, основатель французской школы "Анналов" Л. Февр иронически отнес работы А. Дж. Тойнби к жанру "диалогов мертвых", а его мировоззрение назвал "космическим оптимизмом". Для человека, воспитанного на стихах Ф. И. Тютчева и Б. Л. Пастернака, прозе Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, философских работах В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, Н. Ф. Федорова и Д. Л. Андреева, на социобиологических и социоисторических построениях А. Л. Чижевского и многих других поэтов, писателей, историков, философов и представителей других гуманитарных профессий России, это последнее определение звучит, как высшая степень похвалы, ибо все это проникнуто именно "космическим оптимизмом".
Есть, однако, некий парадокс в отношении к А. Дж. Тойнби и на Западе. Призывая "забыть Тойнби", "вырваться из капкана философского видения истории", историки, социологи, политологи, философы постольку, поскольку они хотят преодолеть рамки прагматики и мыслить теоретически, мыслят во многом по-тойнбиански. Так, например, произошло с известным американским историком и социологом С. Хантингтоном (1993), чьи высказывания совпали с высказываниями А. Дж. Тойнби почти текстуально.
А. Дж. Тойнби был историком, которому представлялась неприемлемой канонизация истории одной страны или цивилизации, если даже такой страной была его родина - Великобритания, а цивилизацией - та, к которой он принадлежал, - Западная. И этим он во многом "неприемлем" и "неприятен" многим современным историкам, переживающим очередной пароксизм увлечения "национальной историей", "своим особым путем" или "историческим преимуществом Европы" (или Запада, или Востока, или...).
Признавая на словах глобальный характер исторических процессов, некоторые западные (да и восточные) историки нередко пребывают "в сладостном заблуждении", предполагая, что "главная" история творится в их странах, на их континентах. Даже развал Советского Союза оценивается ими как шаг по пути приобщения к "привилегированному состоянию свободного мира" или как результат "отхода от истинно коммунистического пути".
Однако еще полвека тому назад А. Дж.Тойнби предупреждал об опасности такого образа мышления, говоря, что такая позиция - "историческая ловушка", ибо основание существования, кажущееся таким прочным, подтачивается и размывается силами и событиями, которые сам "наблюдатель" не считает историческими, поскольку они представляются ему происходящими вне собственно его "исторического мира". Может быть, именно в этом "непонимании и пренебрежении" и таится причина того, что в конце ХХ века человечество вновь оказалось перед лицом таких событий как нагорно-карабахский, боснийский или косовский кризисы на Кавказе и на Балканах, или многочисленные этно-социальные конфликты в Азии, Африке, на Ближнем Востоке, в Латинской Америке и т.д.
Категорический противник фашизма, наблюдавший его "восхождение" и крах, А. Дж. Тойнби полагал, что земное спасение человечества в атмосфере великого противостояния буржуазного Запада и коммунистического Востока заключается в поисках среднего пути - "в политике эта золотая середина не будет означать ни неограниченного суверенитета отдельных государств, ни полнейшего деспотизма центрального мирового правительства; в экономике это также будет нечто, отличное от неконтролируемой частной инициативы или, напротив, явного социализма". Как актуально звучат эти слова сейчас. И как трудно поверить, что они были сказаны "несовременным" Тойнби еще в 1947 году.
Истинным движителем истории по А. Дж. Тойнби является Вызов. Движение истории определяется полнотой и интенсивностью Ответа на Вызов, мощью Рывка (Порыва), направленного навстречу божественному Призыву. Рывок вперед способно совершить творческое меньшинство, увлекающее за собой инертную массу. Одновременно Тойнби предупреждал, что ответственность за "надломы цивилизаций" лежит на совести их лидеров. Вызов, остающийся без Ответа, повторяется вновь и вновь. Неспособность того или иного общества в силу утраты творческих сил или энергии ответить на Вызов лишает его жизнеспособности и в конце концов предопределяет его исчезновение с исторической арены.
Судьба Коммунизма, по Тойнби, предопределена. Но и Западу брошен Вызов. Этот Вызов исходит из самой сущности исторического развития Запада, переживающего колоссальный подъем в области технологии и "фантастический" прогресс в области "ноу-хау". Это объединяет мир. Но огромная концентрация технических средств и возможностей делает особенно опасными "две врожденные болезни цивилизации". Такими "болезнями" А. Дж. Тойнби считал институты войны и классовой принадлежности. "Мы смотрим в лицо Вызову, с которым никогда не приходилось сталкиваться нашим предшественникам: мы должны искоренить Войну и Классы как таковые, и искоренить их немедленно под страхом того, что, если мы дрогнем или потерпим неудачу, они сами одержат победу над человеком, которая на этот раз окажется окончательной и бесповоротной".
Особо рассматривает А. Дж. Тойнби историю России, прослеживая в ней корни ее "византийского прошлого". Что касается ее перспектив в будущем, то здесь в определенном смысле он видит противостояние России и Запада.
Другой великой силой, противостоящей Западу, представляется Тойнби Ислам. Этому противостоянию он уделяет особое внимание.
В своих построениях А. Дж. Тойнби указывает также на возможность будущих столкновений между Западом и Индийской цивилизацией, цивилизациями Дальнего Востока. Особое будущее предсказывает он Китаю, - стране, которая "сама по себе есть целая цивилизация и которая, быть может, будет доминировать в ХХ1 веке".
Однако несмотря на все эти пророчества, он надеется, что история человечества не прервется, и людям "будут открыты смыслы в том повествовании, в котором ХХ век составляет лишь одну из начальных глав". Очень хочется верить в этом А. Дж. Тойнби, - такому "гуманистически старомодному", исторические оценки и предвидения которого, сделанные более 50 лет тому назад, оказались такими актуальными в конце ХХ века.
В своих работах А. Дж. Тойнби показал, что история открыта для постижения и что человечество способно дать достойный Ответ на вселенский Вызов.
Хочется надеяться на то, что "предчувствие" А. Дж. Тойнби долгой и несаморазрушительной истории человечества сбудется так же, как сбылись и другие его более кратковременные "предчувствия".

Вместо Postskriptum-а

Статья была уже закончена, когда вызвавшая ее появление "дискуссия" совершила неожиданный (или, вернее, вполне ожидаемый) "поворот": некоторые ее участники, повидимому, исчерпав свои аргументы и присвоив себе звание "победителей" (в чем и над кем??), не удовлетворились этим и "наградили" своих оппонентов таким "букетом" эпитетов и кличек, что вообще поставили под сомнение свою принадлежность к цивилизованному миру, вне зависимости от того, с какой цивилизацией они себя отождествляют. Ну, а предмет дискуссии: определение понятия "цивилизация", наличие или отсутствие "еврейской цивилизации"? Или уже не интересно. Важнее "додраться". Как тут не вспомнить П. П. Ершова с его "карасем"..
Стыдно, господа. Стыдно. И обидно: за журнал, и за тему...
И тогда опять пришлось обратиться к А. Дж. Тойнби.
Однако прежде, чем начинать цитировать Тойнби (а я намерен, в основном, только цитировать его), надо сделать два предупреждения:
А. Дж. Тойнби родился и воспитывался в христианстком обществе и некоторые понятия и термины, используемые им (например,"Яхве" для обозначения Б-га), могут показаться "не совсем чистыми" в среде иудеев. Но будем толерантны.
Как ученый он начинал в Греции, на Пелопонесском и Апеннинском полуостровах, и в использовании некоторых терминов следует традиции, принятой учеными этих стран,- в частности, говоря о еврейской цивилизации, он рассматривает ее в составе т. н. "сирийской", ибо со времен падения 11 Храма территории Иудеи, Самарии и других областей покоренной Страны были отнесены Римом к провинции Сирия. Но он выделяет эту цивилизацию, как выделяет и еврейский народ Со этим можно и не соглашаться. Но иметь в виду следует.
Как и всякий серьезный ученый, он начинает свою главную работу "Постижение истории" (а в дальнейшем я намерен цитировать именно ее) не с "вопросов" собеседникам или читателям, не с "ловли" их, а с определения. На то он и ученый.
"Рассмотрев и идентифицировав двадцать одно общество одного вида, в числе которых находится и западное общество, предварительно классифицировав их на основании определенных критериев, перейдем наконец к исследованию собственно истории, а именно к сравнительному анализу процесса генезиса, роста, надлома и разложения, возникновения и падения универсальных государств, вселенских церквей, героических эпох, контактов между цивилизациями во времени и пространстве" (с 79-80). И далее: "... эти общества...предстают как "интеллигибельные поля исторического исследования", образуя род, вбирающий в себя 21 общество одного вида. Общества этого вида принято называть "цивилизациями", чтобы отличить их от "примитивных обществ", которые тоже представляют собой "интеллигибельные поля исторического исследования" в том смысле, в каком этот термин был ранее определен нами" (с.80).
Еще ранее под понятием "интеллигибельные (постигаемые, Д. Г.) поля исторического исследования" Тойнби формулировал: "умопостигаемые поля исторического исследования, границы которых были приблизительно установлены с учетом исторического контекста данной страны, представляют собой к настоящему времени общества с более широкой протяженностью как в пространстве, так и во времени, чем национальные государства, города-государства или любые другие политические союзы"(с. 40). Ну, как не о евреях, разбросанных по всему миру. Как не о нас с Вами...
Далее, характеризуя "цивилизацию", Тойнби выделяет "три составляющие - это политика, культура и экономика" (с.355). И продолжает: "Выделенные нами три элемента в жизни общества имеют отнюдь не равное значение. Культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации; в сравнении с ним экономический и тем более политический планы кажутся искусственными, несущественными, заурядными созданиями природы и движущих сил цивилизации. Как только цивилизация утрачивает внутреннюю силу культурного развития, она немедленно начинает впитывать элементы чужой социальной структуры, с которой она имеет контакты. Для цивилизации, находящейся в поле воздействия чуждой культуры, культурное влияние оказывается куда более благодатным и полезным, чем заимствования в экономическом или же политическом плане"(с.с. 355-356). Предвижу, что из этой цитаты каждый возьмет себе (в зависимости от своих взглядов) по половине. А Тойнби принимал ее целиком. На то он и Тойнби...
Я не могу излагать все, сказанное А. Дж. Тойнби. Это превышает мои возможности. Да и не входит в мои планы. Но об одном я должен сказать. Иногда, читая высказывания не очень сведущих и очень "горячих" критиков Тойнби, я нахожу "упреки" в его адрес: якобы он "принижал", "недооценивал", "искажал" и т. д. роль и место еврейского народа на арене мировой истории. Слава Богу, это совсем не так. И даже наоборот. Вот несколько прямых цитат (а их на этих 642 страницах сотни):
Говоря о "самотрансценденции футуризма" ("футуризм" в терминологии А. Дж Тойнби,- "это образ жизни того, кто мучительно ищет новых путей, побуждаемый внутренней потребностью движения вперед" Д.Г. ), он замечает: "Характерной чертой этих исторических проявлений футуризма является надежда на спасение и обретение покоя в мире земном. Это свойственно еврейскому футуризму. Поскольку история евреев запечатлена в документах, у нас есть возможность проследить данное явление на большом историческом отрезке. После разрушения царства Иудейского Навуходоносором в 586г. до н. э. евреи не утратили надежды создать новое еврейское государство. Непродолжительный период анархии, через который прошла империя Ахеменидов между смертью Камбиса и победой Дария Великого, был свидетелем попытки Зоровавеля (522 до н. э.) сделать Иерусалим столицей нового Царства Давида"... И продолжает: "Евреи не излечились от футуристической надежды на новое мирское государство и на более поздних этапах своей истории". И далее: "евреям потребовалось более шести с половиной столетий, чтобы методом проб и ошибок установить, что футуризм представляет собой неверный путь.
Если бы к этому свелась вся еврейская история, то она была бы просто неинтересной, являя собой картину монотонно повторяющихся и часто заслуженных неудач непокорного народа, который сам себе был злейшим врагом. Однако упорная приверженность футуризму, разумеется, составляла лишь часть его истории, причем, не самую важную. И если одни еврейские души, несмотря на цепь разочарований, связывали свои надежды с земным будущим, другие, наученные горьким опытом неудач, стали искать новых путей. Осознав крах футуризма, евреи совершили огромное открытие. Они стали искать Царства Божия. Призвать Бога на помощь, разумеется, не простая процедура. Возможно, практика эта столь же стара, как и сама религия; и было бы странно, если бы сирийские рабы не рассчитывали на помощь Бога, когда восставали против греческих господ и римских правителей на Сицилии, а евреи не взывали бы к Яхве, когда решились бросить вызов мощи Дария, Антиоха, Нерона, Траяна и Адриана.
Новый отправной пункт исходил не из самого понятия "мессия", когда-то изначально вмещавшего лишь то, что человеческий герой живет и действует благодаря санкции Бога; новым стало понимание природы, функции и пределов власти Верховного Божества. Яхве не остался просто местным богом еврейства, а оказался "Богом избранных"... Естественно, такой Бог должен был быть всемогущим, ибо только всемогущий и всеведущий мог помочь народу, утратившему свою футуристическую надежду... Сам Господь должен сыграть роль, которую только Он может сыграть. Только Он может быть спасителем и царем людей...
Вполне естественно, что эсхатологические надежды должны оформляться в народе в самые живые образы, а в религиях, которые были подвергнуты особенно суровому давлению, такие надежды развивались пророками Иудеи с самых давних времен-со времен Исайи" (с.с. 434-437). Я подозреваю, что и из этих цитат каждый возьмет свое. Но это уже "вопрос биографии" берущего...
И еще. Говоря о "контактах эллинистического общества", А Дж. Тойнби заявляет: "В конце концов эллинистический мир был обращен в религию еврейского происхождения, которая как была, так и осталась по сей день иудейской по своему духу и принципам, несмотря на сближение с эллинизмом и известные компромиссы в области теологии и атрибутики..." (с.574).
Я мог бы цитировать и цитировать А. Дж. Тойнби. На страницах его главной книги в изобилии разбросаны мысли о еврействе, иудаизме, и даже о сионизме. Желающие могут со всем этим познакомиться. И не обязательно со всем соглашаться. Но знать желательно. Можно только сказать, что народу, у которого нет таких заслуг перед историей, вряд ли ученый такого уровня, как А. Дж. Тойни посвятил бы так много времени в своих размышлениях и столько места в главной Книге своей жизни.
И еще одно: в заключительной, седьмой, заключительной части своей книги "Постижение истории" - "Вдохновение историков" автор пишет: "сегодня известно не менее одиннадцати умерших цивилизаций - древнеегипетская, вавилонская, шумерская, минойская, хеттская, а также индская культура и культура Шан в Старом Свете и майянская, юкатанская, мексиканская и андская цивилизации в Новом Свете". Если вспомнить, что в истории человечества Тойнби фиксировал всего двадцать одну цивилизацию, то в числе оставшихся десяти - китайская, эллинская, сирийская, западная, православная (основная), православная (в России), дальневосточная, иранская, арабская и индуисткая. Я обращаю Ваше внимание на два факта:

1 По тексту книги под названием "сирийская" Тойнби неоднократно говорил о еврейской культуре и иудаизме, как религии;
и
2 Наряду с т.н. "сирийской" он числит среди современных (существующих) и иранскую, и арабскую, т. е еще раз подчеркивает их розность с так называемой "сирийской". Больше аргументов, как говорится, не требуется.
Имеющий глаза - видит. Имеющий уши - слышит. А имеющий голову - думает.
И еще: распад любой цивилизации по А. Дж Тойнби начинается с распада и внутренней деградации интеллектуального меньшинства. Так не будем тратить силы, энергию, знания, культуру на злобу и удовлетворение личного тщеславия, на свары и ругань, на мракобесие, если мы себя таковыми (интеллектуалами) считаем.. Будущее нашей цивилизации (или наших цивилизаций - поскольку каждый из нас так или иначе принадлежит, как минимум, к двум цивилизациям) зависит и от нас.
А "исправление человечества" легче и правильнее всего начать с себя.

Примечание:
А. Дж. Тойнби "Постижение истории". М. Прогресс. 1991. 736 с.
А. Дж. Тойнби "Цивилизация перед судом истории" (сборник статей). М. Прогресс-Культура, СПб. Ювента. 1996. 480 с

Определение 1

Арнольд Джозеф Тойнби – ($1889 – 1975$) выдающийся британский культуролог, философ истории, историк, социолог, создатель цивилизационной теории, критик европоцентризского мировоззрения, автор монументального труда «Постижение истории», теоретик глобализационных процессов, обладатель Ордена Кавалеров Почета.

Биография

Арнольд Тойнби являлся племянником Арнольда Тойнби-старшего, который был известен как исследователь экономической истории, приверженец социальных реформ, направленных на улучшение жизни рабочего класса.

Арнольд Тойнби окончил колледж в Винчестере и оксфордский Бейлиол-колледж, в $1912$ году стал преподавать историю Средних веков и историю Византии. Во время службы в Британском Форин-офисе Тойнби изучал ближневосточные конфликты, во время Первой мировой войны накапливал материал, касающийся германской агрессии в Бельгии.

Занимался преподавательской карьерой в Лондонском университете с $1919$ по $1924$ год, вел лекции в Лондонской школе экономики и Королевском институте международных отношений.

Степень его характера и масштаба исторического мышления определили Парижские мирные конференции $1919$ и $1946$ года, которые вовлекли его в мировую политику высшего уровня. Анри Бергсон и его этическая религиозная концепция так же оказала значительное влияние на формирование мировоззрения Тойнби.

Основополагающие труды

Замечание 1

Философско-исторический труд, который возвел его в ранг культового автора – «Постижение истории» $1934 – 1961$ гг.

  • «Изменения и привычки»
  • «Цивилизация перед судом истории»
  • «Немецкий террор в Бельгии»
  • «Демократия атомного века»

Теория локальных цивилизаций

Тойнби в своем творчестве и профессиональной деятельности обозначал следующие этапы:

  1. Период Первой мировой войны
  2. $1950$-е годы
  3. Завершающийся этап

Всемирная история, по Тойнби, представлялась в качестве системы условно выбранных цивилизаций, который проходят схожие фазы развития, начиная с рождения, заканчивая гибелью, эти фазы составляли ветви «единого дерева истории».

Цивилизация – локализованное сообщество, которое характеризуется с помощью $2$х ключевых моментов: религии и формы ее организации, а так же с помощью территориального признака, степени удаленности от места, где изначально зародилось общество.

$21$ цивилизация по Тойнби:

Помимо этих цивилизаций Тойнби выделял еще неродившиеся цивилизации:

  • Дальнезападная христианская
  • Дальневосточная христианская
  • Скандинавская

Критерии, по которым оценивается цивилизация:

Устойчивость в пространстве и времени Ситуация вызова-ответа

Стадии развития цивилизации:

  1. Зарождение
  2. Развитие
  3. Надлом
  4. Разложение

В развитии цивилизации играет значимую роль творческое меньшинство, которое способно сформулировать и дать ответы на вызовы истории, окружающей среды, другой культуры.

Таким образом, Тойнби выделял такие вызовы:

  • Вызов сурового климата
  • Вызов новых земель
  • Вызов агрессии соседних обществ
  • Вызов постоянного внешнего давления
  • Вызов ущемления

Замечание 2

Когда цивилизация утрачивает во время вызова необходимые и важные элементы, заряды, то творческое меньшинство берёт на себя функцию разработки смыслосоставляющего ядра. Когда творческое меньшинство даёт ответ на вызов, оно подкрепляется авторитетом, что позволяет интенсивно развиваться цивилизации. На этапе надлома творческая элита утрачивает свой творческий потенциал, не находя ответы на вызовы, и со временем превращается в элиту, управляя обществом с помощью силы оружия.

Это понятие происходит от латинского слова civis, которое можно перевести как «гражданский» или «государственный». В более-менее современном понимании оно было впервые упомянуто французским просветителем Виктором Мирабо. Согласно его пониманию, цивилизация - это набор неких социальных норм, которые отличают

человеческое общество от звериного существования: знания, учтивость, смягчение нравов, вежливость и так далее. Этот термин также упоминается в работе другого видного философа эпохи - шотландца Адама Фергюссона. Для него цивилизация - это некая стадия развития человеческого общества. Фергюссон видел историю как последовательное развитие человеческой культуры (письменности, городов, социума) - от варварства к высокоразвитой культуре. В подобном ключе развивалось представление о предмете и в исследованиях позднейших философов, историков и социологов. Для них всех цивилизация - это понятие, так или иначе связанное с человеческим обществом и обладающее набором черт, характеризующих это общество. Впрочем, менялись подходы. Для марксистов, например, цивилизация - это этап развития производственных сил общества.

Исторический подход Арнольда Тойнби

Интересную модель предложил английский историк Арнольд Тойнби. В своем известнейшем труде «Постижение истории», состоящем из нескольких томов, он рассматривает всю историю человеческих обществ как нелинейную совокупность зарождения, развития и упадка цивилизаций, возникающих в разное время и в различных регионах земного шара. Особенности каждой

цивилизационной общности объясняются им разными условиями внешней среды: климата местности, исторических соседей и так далее.

Этот процесс Арнольд Тойнби назвал законом вызова и ответа. Согласно его теории, всякие известные и тайные цивилизации возникают из працивилизационных общностей в результате ответа на некий внешний вызов. А в ходе своего ответа они либо погибают, либо создают цивилизацию. Так, например, возникали и египетская цивилизации. В ответ на засушливость земель для выживания местным племенам потребовалось создание целой системы искусственных ирригационных каналов, которые после требовали тщательного ухода. Это, в свою очередь, вызвало зарождение аппарата принуждения крестьян, возникновение богатств, а следовательно, и государства, которое приняло цивилизационную форму, диктуемую внешними климатическими особенностями.

Христианская средневековая

цивилизация на Руси возникла как реакция на постоянные набеги кочевых племен, сплотившие разрозненные В первом томе своего «Постижения истории» Тойнби выделяет двадцать одну цивилизацию за всю Среди них, кроме упомянутых, древнекитайская, эллинская, арабская, индуистская, андская, минойская, майянская, шумерская, индская, западная, хеттская, дальневосточная, две христианские - в России и на Балканах, иранская, мексиканская и юкатанская. В позднейших томах его взгляды претерпевали изменения, и количество цивилизаций уменьшалось. Кроме того, историк отмечал некоторые общности, которые имели шанс стать цивилизациями, однако не смогли успешно преодолеть собственный вызов. Такими были, например, спартанцы, средневековые скандинавы, кочевники Великой степи.

Арнольд Тойнби (1889 - 1975 гг.): английский историк и социолог, его работа - 12 томный труд «Постижение истории». Основные идеи концепции:

1. Тойнби рассмотрел цивилизации как основные единицы исторического процесса. Цивилизации – это различные типы общества, выступающиекак относительно самостоятельные культурные миры.

2. Разработал концепцию круговорота локальных цивилизаций.

Локальная цивилизация - это устойчивое единство людей, возникающее в отдельных регионах и базирующееся на определенных архетипах, общих духовных ценностях и традициях. Всемирная история - это мозаичное панно, сотканное из различных суверенных культур, расположенных параллельно во времени и существующих рядом.

Западнохристианская цивилизация;

Восточнохристианские цивилизации – две православные (византийская и русская);

Исламская (арабская) цивилизация;

Индийская цивилизация;

Китайская цивилизация.

Остальные цивилизации были отнесены к цивилизациям-спутникам.

3. В развитии каждой цивилизации Тойнби выделил 4 основных цикла развития:

- возникновение - общество находится в постоянном движении, развитии, что приводит культуру к становлению цивилизации (окружающая среда бросает вызов обществу, и общество через творческое меньшинство отвечает);

- рост - это процесс ее внутреннего самоопределения, самовыражения и определения ее ценностей. (Например, Индийская цивилизация делает акцент на религиозные ценности, Западная цивилизация делает акцент на научно-механические ценности, античная цивилизация акцентирует внимание на эстетические ценности);

- надлом и разложение цивилизации. Из 30 цивилизаций – 4 (5) мертворожденные, 16 цивилизаций - прекратили свое существование, 7 остаются под угрозой ассимиляции с западной цивилизацией. Разложение цивилизации начинается на стадии надлома. Надлом характеризуется тремя моментами:

· недостатком созидательной силы у творческого меньшинства;

· отказ большинства от подражания меньшинству;

· утрата обществом социального единства.

Пример. Римская империя в I в н.э.- кризис цивилизации. Создается новый духовный стержень - христианство – основа для новой цивилизации;

- гибель и упадок, старая цивилизация уступает место другой. После надлома происходит гибель цивилизации, а между надломом и гибелью проходят столетия, а иногда тысячелетия. Например, Египетская цивилизация (надлом в XVI в. до н.э., а гибель в V в. н.э. (21 столетие)).

Таким о., по А. Тойнби, все народы проходили идентичные циклы или этапы развития цивилизации, движущей силой которых являлась творческая элита, которая имеет творческий потенциал и ведет за собой пассивную массу. Цивилизации погибают не вследствие убийства, а вследствие самоубийства.



Консолидация всех элементов общественной жизни в цивилизованное объединение происходит на основе религии. В этом смысле появление мировых религий является лучшим условием консолидации человечества. Прогресс человечества заключается в духовном самосовершенствовании и создании единой мировой религии, на статус которой сегодня претендует Вера Бахаи.

Сторонником Арнольда Тойнби был Самюэль Хантингтон, который рассматривал цивилизацию как культурную целостность, высокий уровень культурной идентичности людей, явно выраженную культуру.

Все рассмотренные научные концепции о происхождении и сущности цивилизации, разработанные в философии в конце ХVШ - ХХ ст., позволяют нам в зависимости от содержательной сущности цивилизации и критериев ее оценки определить тип цивилизации (тип – объединение в единое целое по общности признаков). Тип цивилизации – это утверждение сходства, общности, которая обнаруживается в некотором ряде социокультурных образований. Сходство облика цивилизаций объединяет их в некоторую смысловую целостность, но это же качество отделяет эту целостность от других цивилизаций, имеющих иные опорные принципы существования.

Существует несколько вариантов типологии цивилизации:

- по масштабам рассмотрения (цивилизацию связывают с конкретным географическим местом): мировая или глобальная цивилизация, континентальная (европейская, африканская), региональная (славянская, североафриканская), национальная (французская, английская). По масштабам рассмотрения мировую цивилизацию делят на два типа: цивилизация Запада и цивилизация Востока или цивилизация Севера и цивилизация Юга. Они рассматриваются и как два типа культуры, и как два типа цивилизации;

- по типу хозяйственной деятельности: приморские и континентальные цивилизации;

- по типу природно-географической среды: закрытые и открытые цивилизации и т.д.

Вывод. Цивилизация, с одной стороны, выступает как социокультурное образование, своего рода пересечение культуры и общества, основу которого составляет уникальная однородная культура. С другой стороны, цивилизация отражает степень прогрессивного развития общества и его культуры на определенном историческом этапе развития. Прогресс культуры идет от варварства к цивилизации, которая отражает степень очеловечивания народов.

3.3. Соотношение понятий "культура" и "цивилизация"

Все многообразие точек зрения на соотношение культуры и цивилизации в культурологии можно свести к двум основным традициям:

1. Англо-американская традиция: понятия "культура" и "цивилизация" выступают как синонимы, и между ними отсутствуютсколько-нибудь существенные различия.Ее сторонниками являются английский историк Арнольд Тойнби(1889 - 1975)и Самюэль Хантингтон.

В англо-американской традиции общие черты культуры и цивилизации фиксируют:

Явления одной сферы действительности – процессы общественной жизни;

- в эти понятия мы вкладываем позитивный содержательный смысл (человек культурный и человек цивилизованный);

- эти термины указывают на группы ценностей: социальные и культурные;

- уровень и культурности, и цивилизованности связан с историческим прогрессом общества.

2. Немецкая традиция: "культура" и "цивилизация" рассматриваются как две противоположности. Первым разграничил эти два понятия немецкий философ Иммануил Кант (1724 - 1804), позже, в начале XX в., его поддержали немецкие философы Освальд Шпенглер (1889 - 1936), Гюстав Зиммель, Герберт Маркузе (1898 - 1979). Сторонниками данной традиции являются философы России (Николай Данилевский, Николай Бердяев), Польши (М. Вебер), Испании.

Наиболее яркими примерами противопоставления культуры и цивилизации служат теория Освальда Шпенглера (1889 - 1936) и теория Н.Я. Данилевского.

Соотношение понятий «культура» и «цивилизация»

Культура 1. Первична, имеет природное происхождение: человек. 2. Характеризует состояние духовной жизни общества и определяет внутренний стержень исторического развития человечества – его духовность. 3. Создает средства и способы для развития духовности (книги, знания, идеи). 4. Выражает аспект общественной жизни (уровень общественного развития в целом). 5. Выражает отношение к типу общества и миру в целом. 6. Культура вырабатывает ценностные ориентиры: образцы, коренные установки мышления и поведения. В культуре важны творчество, самоценность, стремление к возвышенному идеалу. Культура есть явление глубоко индивидуальное и неповторимое. В ней все материальное служит духовному. 7. Стремление к новизне, самобытности, оригинальности, изменчивости, неповторимости и уникальности. 8. Культурным человека делает «внутренняя культура» личности – превращение достижений человеческой культуры в коренные установки мышления и поведения личности. Культура – это мозг общества, она облагораживает и возвышает душу. Культура – это духовные ценности: · Образование · Наука · Философия · Искусство Для освоения человеком культурных достижений необходимо стремление понять их смысл, самостоятельные усилия мысли и духовного самосовершенствования Цивилизация 1. Вторична, имеет социальное происхождение: общество. 2. Характеризует технологическое совершенство общества и определяет материальную оболочку культуру - ее техногенность. 3. Снабжает людей средствами существования (одежда, техника, жилище). 4. Выражает прогрессивность общественного развития (степень социально-политического развития общества). 5. Реализует определенный тип общества к конкретным историческим условиям. 6. Цивилизация предполагает усвоенность образцов, соблюдение норм и правил, инерционность, порядок и дисциплину. В цивилизации важен стереотип. Цивилизация - явление общее и повсюду повторяющееся В ней все духовное служит материальному. 7. Стремление к всеобщности, универсальности, прагматизму, утилитаризму 8. Цивилизованный человек обладает лишь «внешней культурой», которая состоит в соблюдении норм и правил приличия, принятых в цивилизованном обществе. В цивилизованном человеке может скрываться дикарь, зверь, варвар, способный при случае преступить все законы общества. Феномен современности – «цивилизованное бескультурье» Цивилизация – это тело обществ, она обеспечивает комфорт для тела. Цивилизация – это материальные ценности: компьютер, мобильный телефон, машина, плеер, видеокамера и т.д. - это степень технологического и социально-политического развития общества. Для получения доставляемых цивилизацией благ не всегда обязательно понимать их смысл, пользоваться ими можно механически, не понимая принципов их устройства (бытовая техника, электроосвещение)

Вывод. Культура и цивилизация – это объективные явления. Культура выступает как совокупность духовных возможностей общества, а цивилизация - как совокупность условий для их реализации. Духовная элита общества через достижения современной цивилизации способна контролировать дальнейший прогресс человечества.

Литература

Основная литература

1. Культурологія: теорія та історія культури / За ред. І.І. Тюрменко, О.Д. Горбула. – К.: Центр навч. літ-ри, 2004. - 368 с.

2. Петрушенко В.Л. Культурологія. – 2-е вид. / В.Л. Петрушенко, Є.А. Подольска, С.М. Повторева та ін. За заг. ред. В.М. Пічі. – Львів: Магнолія плюс, 2005. – 360 с.

3. Подольска Є.А. Кредитно-модульний курс культурології / Є.А. Подольска, В.Д. Лихвар, Д.Є. Погорілий. – К.: Центр навч. літ-ри, 2006. - 368 с.

4. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры / А.С. Кармин. – СПБ.: Лань, 1997. – 512 с.

5. Кравченко А.И. Культурология / А.И. Кравченко. – М.: ТК Велби, Изд-во „Проспект”, 2004. – 268 с.

Дополнительная литература

1. Бобахо В.А. Культурология: программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов / В.А. Бобахо, С.И. Левикова. – М.: Фаир-Пресс, 2000. – 400 с.

2. Бокань В. Культурологія / В. Бокань. – К.: МАУП, 2000. – 136 с.

3. Викторов В.В. Культурология. – 2-е изд., перераб. и доп. / В.В. Викторов. – М.: Экзамен, 2004. - 560 с.

4. Греченко В. История Культуры: очерки по истории украинской и зарубежной культуры / В. Греченко. - 120 с.

5. Гуревич П.С. Культурология. – 3-е изд. / П.С. Гуревич. – М.: Гардарика, 2001. – 280 с.

6. Золкин А.Л. Культурология / А.Л. Золкин. Под ред. Н. Михайловой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 335 с.

7. История и философия культуры. / Под ред. Г. Пондопуло. – М.: ВГИК, 1996. – 250 с.

8. Історія української та зарубіжної культури / За ред. С. Клапчука. – К.: Вища школа, Знання, 1999.

9. Касьянов В.В. Культурология: экзаменационные ответы. Сер. «Сдаем экзамен» / В.В. Касьянов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 320 с.

10. Культурология / Под ред. В. Багдасарьяна. - М.: Знание, 1999.

11. Культурология / Под ред. Г. Драча. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 572 с.

12. Культурология / Под ред. А. Радугина. – М.: Центр, 1998. – 304 с.

13. Культурология / Под ред. А.С. Неверова. – 3-е изд., испр. - Минск: Высш. шк., 2007. – 368 с.

14. Полищук В.И. Культурология / В.И. Полищук. – М.: Гардарика, 1998. – 446 с.

15. Українська культура: історія і сучасність / За ред. С. Черепанової. – Л.: Світ, 1994.

16. Українська та зарубіжна культура / За ред. М. Заковича. – К.: Знання, 2002.

17. Шевнюк О.Л. Українська та зарубіжна культура / О.Л. Шевнюк. – К.: Знання-Пресс, 2002.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Культурологический словарь

Адаптация культурная (от лат. adaptation – приспосабливать) – приспособление человеческих сообществ, социальных групп и отдельных индивидуумов к меняющимся природно-географическим и социально-историческим условиям жизни посредством изменения стереотипов сознания поведения, норм и ценностей, образа жизни, способов жизнеобеспечения, направлений и технологий деятельности.

Аллегория (от греч. allehoria - иносказание) – 1) принцип художественного осмысления действительности и организации материала в искусстве, при котором отвлеченные понятия, идеи, мысли выражаются в конкретных художественных образах и формах; 2) скрытый смысл, намек на что-либо, иносказание.

Антропоцентризм (от греч. anthropos – человек, centrum - центр, середина) - представление о мироустройстве, которое организуется вокруг человека как центра Вселенной.

Артефакт (от лат. artifactum – искусственно сделанный) - любой искусственно созданный человеком, обществом продукт культуры, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание. Артефактами культуры могут быть названы: предметы и вещи, техника и орудия труда, одежда; любые феномены духовной жизни общества - научные теории, суеверия, произведения искусства и фольклора.

Архетипы культурные (от греч. arthe - начало и tupos – образ) - архаические культурные первообразы, идеи; нормативно-ценностные ориентации, задающие образцы жизнедеятельности людей, прошедшие через многовековые пласты истории, культурно трансформировавшиеся и сохранившие свое значение и смысл в современной культуре.

Ассимиляция культурная (от лат. assimilation – уподобление, сходство, сопоставление) – полное или частичное поглощение культуры одного, обычно менее цивилизованного народа, другой культурой, чаще всего путем завоевания, последующих смешанных браков и целенаправленного «растворения» порабощенного этноса в этносе поработителе.

Вандализм (от лат. vandali название древнегерманских племен, завоевавших часть Римской империи и подвергших Рим разгрому и разграблению) – дикое, беспощадное разрушение культурных и материальных ценностей.

Варварство (от греч. barbaroiиностранцы, которые говорили на непонятном языке) – 1) невежественное отношение к культурным ценностям; 2) в периодизации истории человеческого общества (по А. Фергюсону) – второй период после дикости, перед цивилизацией.

Глобализация (от лат. globusшар)- процесс усиления взаимосвязанности мира, характеризующийся расширением взаимовлияния различных стран и народов на основе современных информационных технологий; процесс интенсификации экономических, финансовых, политических, культурных связей и зависимостей между сообществами, что приводит к униформации мира во всех областях и отражается в появлении идентичности в наднациональном масштабе.

Глобальные проблемы - современные проблемы цивилизации, от решения которых зависит выживание человечества в целом (например, предотвращение мировой термоядерной войны, регулирование стремительного роста населения в развивающихся странах, прекращение катастрофического загрязнения окружающей среды, предотвращение отрицательных последствий научно-технической революции и др.). Впервые сформулированы и проанализированы в рамках деятельности Римского клуба.

Дегуманизация (от лат. de - приставка, обозначающая отделение, удаление и humanus - человечный) - утрата обществом духовных и нравственных ценностей; отказ от мировоззрения, основанного на справедливости, внимании, уважении к личности, индивидуальным качествам человека.

Диалог культур (от греч. dialogos – диалог между двумя или несколькими лицами) – процесс взаимодействия культурных систем, в результате которого каждая культура обретает свою индивидуальную самобытность.

Динамика культуры (от греч. dinamikos - относящийся к силе, сильный) - изменение культуры, описание культуры в движении; те средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, ее изменение.

Дифференциация культурная (от лат. differentia – различие) – качественные изменения в культуре, связанные с вычленением, разделением отделением частей от целого.

Доминанта культурная (от лат. dominans – господствующий)главенствующая идея, основной признак или важнейшая составная часть культуры.

Духовная культура - сфера человеческой деятельности, охватывающая духовную жизнь человека и общества; совокупность духовных ценностей.

Знак - материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний); овеществленный носитель образа предмета.

Изобразительные искусства – искусства, связанные со зрительным восприятием, создающие изображения видимого мира на плоскости и в пространстве (живопись, графика, скульптура).

Интеграция культурная (от лат. integratio восстановление, восполнение)- процесс углубления культурного взаимодействия и взаимовлияния между государствами, национально-культурными группами, историко-культурными областями.

Искусство - совокупный результат человеческой деятельности, выражающийся в практически-духовном эстетическом освоении мира в процессе художественного творчества; отображение действительности в художественных конкретно-чувствительных образах, творчество по законам красоты. Различными формами искусства являются литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и др. В основе искусства лежит способность человека к формированию образов.

Канон (от греч. капоп - правило, предписание, мерило) - нормативный образец; в изобразительном искусстве совокупность художественных приемов и правил, которые считаются обязательными в ту или иную эпоху (нормы композиции и колорита, система пропорций, иконография данного типа изображения).

Катарсис (от греч. catharsis - очищение) - духовное очищение через сострадание, страх, сопереживание героям трагедии; внутреннее освобождение, которое испытывает человек в процессе общения с высшими образцами культуры. Термин был введен Аристотелем в работе «Поэтика» для обозначения возвышенного удовлетворения и просветления, которые испытывает зритель, пережив вместе с героем трагедии страдание и освободившись от него.

Код культуры (от франц. code) - совокупность знаков, символов, смыслов (и их комбинация), которые заключены в любом предмете культурной деятельности человека.

Конвергенция культуры (от лат. convergere – приближаться, сходиться) – процесс сближения, схождения культур.

Консерватизм культурный (от лат. conservo – сохраняю, предохраняю) - приверженность к сформулированным духовным ценностям, нормам, правилам поведения, неприятие всего нового в науке, литературе, искусстве и т.д.

Контекст (от лат. contextus - соединение, согласование, связь) - общий смысл, социально-исторические и культурные условия, дающие возможность уточнить смысловое значение результатов творческой деятельности человека.

Контркультура (от греч. contra - против) - направление развития современной культуры, противостоящее традиционной, «официальной» культуре; форма протеста против культуры «отцов», получившая распространение среди части американской молодежи в 60-х - начале 70-х гг. Знаменует собой открытый отказ от социальных ценностей, моральных норм и нравственных идеалов потребительского общества, стандартов и стереотипов массовой культуры, образ жизни, в основе которого лежат установки на респектабельное поведение, социальный престиж, материальное благополучие.

Культ (от лат. cultus - уход, почитание) - совокупность действий, обрядов, ритуалов, связанных с верой в сверхъестественное. Культ возникает в традиционной культуре; один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы. Центр отправления культа- храм, молитвенный дом с различными культовыми предметами (иконы, фрески, распятия и др.). Кроме того, культ - это преклонение перед кем-либо или чем-либо; почитание кого-либо или чего-либо.

Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание; первоначально – обработка земли) - открытая категория, обозначающая содержание общественной жизнедеятельности людей, «представляющее собой биологически ненаследуемые, искусственные, созданные людьми объекты (артефакты). Под культурой понимаются организованные совокупности материальных объектов, идей и образов; технологий их изготовления и оперирования ими; устойчивых связей между людьми и способов их регулирования; оценочных критериев, имеющихся в обществе. Это созданная самими людьми искусственная среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения».

Культура организации - специфическая, присущая лишь данной организации, самодостаточная система связей, взаимодействий, отношений, элементов, необходимых для ее функционирования.

Культура личности - уровень (степень) осознания культурных ценностей, которые проявляются в мышлении, духовно-практической (чувства, общение) и практической (поведение) деятельности человека; синтез индивидуальных качеств личности, направленных на творческое взаимодействие с окружающей средой.

Культурно-историческая эпоха - исторический отрезок времени, в течение которого людей объединяет определенная культурная общность, например, античность, средневековье, Возрождение и т.п.

Культурно-исторические типы - целостные совокупности характерных элементов жизни этноса, проявляющиеся в религиозном, социально-экономическом, политическом и других отношениях. Концепцию культурно-исторических типов впервые сформулировал Н.Я. Данилевский в работе «Россия и Европа». Согласно его концепции, результатом положительной деятельности того или иного народа выступает создание своеобразного, обособленного, локального культурно-исторического типа. Данилевский выделяет в хронологическом порядке десять культурно-исторических типов, целиком или частично исчерпавших возможности своего развития.

Культурные универсалии (от лат. universalis - общий, всеобщий) - нормы, ценности, правила, традиции, аспекты культуры, которые носят всеобщий характер, присутствуя на всех этапах развития человеческого рода. Культурные универсалии не зависят от географического места, исторического устройства общества.

Культурный образец – устойчивая конфигурация связей людей друг с другом, с предметной и природной средой, которая обуславливается определенными типами ситуаций, предписанным поведением в них человека и его связи с окружающим миром.

Культурный организм - восприятие культуры как живого биологического организма, который в своем развитии проходит стадии зарождения, роста, расцвета, старения и умирания. Данной точки зрения придерживались многие авторы, в том числе Г. Спенсер, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, большинство эволюционистов.

Культурные ценности - система жизненно важных (положительных) для человека и общества объектов, потребностей, целей, на основании которых осуществляется регуляция человеческой деятельности; положительно-значимые для человека вещи и идеи.

Культурный слой – слой земли, содержащий остатки деятельности человека, древних сооружений, строительный и хозяйственный мусор.

Культурологический подход к понятию «цивилизация» - подход, в рамках которого цивилизация рассматривается как особый социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками. В большинстве случаев основу этого феномена составляет религия (М. Вебер, А. Тойнби). Некоторые ученые указывают на четко выраженные параметры технологического развития (А. Тойнби).

Культурология - (от лат. cultura и греч. logos - знание, учение, слово) - научная дисциплина, изучающая культуру как естественную целостность через призму культурного становления общества и человека; «объяснение культуры». Культурология – это система знаний о сущности, закономерностях существования и развития культуры, о механизмах функционирования культурных форм, явлений и процессов.

Локальные типы культур - замкнутые, самодостаточные, не поддерживающие диалога с другими типы культур.

Маргинальность культурная (от позднелат. marginalis - находящийся на краю; прилагательное, берущее начало от margo - край, граница) - понятие, указывающее на промежуточность, неадаптивность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, а соответственно и типами культуры. Культурная маргинальность возникает в результате изменения нормативно-ценностных систем под воздействием межкультурных контактов, социальных сдвигов и технологических факторов, когда человек определенной культуры вынужден осваивать иные, чуждые ему социальные роли, образ жизни, культурные ценности.

Массовая культура (от лат. massa - ком, кусок) - совокупность явлений культуры XX - XXI вв., характерных для современного общества, порожденных научно-технической революцией, урбанизацией, разрушением локальных общностей и размыванием территориальных и социальных границ. Массовое распространение культурных явлений связано с развитием систем информации, коммуникации, радио, телевидения, кино и т.д., которые способствовали созданию массовой аудитории потребителей культурной продукции. Массовую культуру характеризуют особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанном на массовое потребление (массовое производство при этом понимается по аналогии с конвейерной технологией в промышленном производстве). Первоначально массовая культура возникла как рынок сбыта для бизнеса, специализирующегося в области развлечений. Массовая культура, неглубокая, стандартная, является культурой повседневной жизни и проявляется в нивелировании творческих индивидуальностей, в тиражировании и доступности (в смысле понятности всем и каждому) культурных ценностей, приоритетах мегаполисных форм существования. Она рассчитана на «среднего» человека, формируется под воздействием восприятия массовым сознанием социокультурных стереотипов, генерируемых средствами массовой информации. Авторство термина принадлежит М. Хоркхаймеру (впервые применил в работе «Искусство и массовая культура», 1941).

Материальная культура - сфера человеческой деятельности, охватывающая материальную жизнь человека и общества; физические объекты, созданные руками человека; совокупность материальных ценностей. В материальную культуру включаются:

1) культура труда и материального производства;

2) культура быта;

3) культура топоса, т.е. места жительства (жилища, деревни, города);

4) культура отношения к собственному телу и т.п.

Менталитет (ментальность) (от лат. mentalis - умственный, духовный) - мироощущение, мировосприятие; склад ума, умственный настрой, образ, способ мышления личности или общественной группы; глубокий психологический уровень коллективного и индивидуального сознания. Менталитет представляет собой совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы, которая формируется в недрах культуры под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания человека. Целостный образ жизни человека определяется менталитетом, объединяющим ценностные формы сознания (мораль, религия, философия и др.) с миром бессознательных психических состояний.

Миф (от греч. Mythos - предание, сказание) - архаическое повествование о деяниях богов и героев, об управляющих миром богах и духах. Миф - это попытка человека объяснить самому себе всю структуру, смысл того мироздания, космоса, частью которого он является, в котором живет. Миф - это чувственное представление о мире, когда человек не противопоставляет себя природе, поэтому в мифе всегда присутствует обобщающее начало. Мифологическое сознание свойственно человеку на протяжении всей истории, а не только на ранних ее стадиях. Современный человек также творит мифы, чувственно обобщая явления современной жизни.

Модернизация (от франц. modernizahion, от moderne – современный) - концепция перехода от доиндустриального к индустриальному обществу путем комплексных реформ, занимающих большой промежуток времени, в результате чего кардинально меняются социальные институты общества и образ жизни людей; совокупность технологических, экономических, культурных, политических изменений, которые направлены на усовершенствование общественной системы в целом.

Модернизм (от франц. modernizahion, от moderne – современный) - направление в изобразительном искусстве, прикладном искусстве и архитектуре конца XIX - начала XX в., противопоставляющее себя искусству прошлого.

Молодежная субкультура - совокупность ценностей, традиций, обычаев, присущих молодежи, у которой досуг и отдых как ведущие формы жизнедеятельности вытеснили труд в качестве важнейшей потребности. В этом случае от удовлетворенности досугом зависит удовлетворение жизнью в целом. Молодежная субкультура выступает как альтернативная существующему образу жизни и культуре. Она характеризуется попытками сформировать собственное мировоззрение, собственные манеры поведения, стиль одежды и причесок, формы проведения, досуга и т.д.

Моральная культура - исторически сложившаяся устоявшаяся система нормативных отношений между людьми, образующая область культурной практики. В основе моральной культуры лежат освященные традицией фиксированные нормы отношений.

Народная культура - непрофессиональная, анонимная, коллективная культура, которая включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы.

Наука - специализированная область культуры, ориентированная на познание. Основные функции науки состоят в формировании системы логически упорядоченных знаний, основанных на специально организованном теоретическом и эмпирическом изучении реальности; построение рациональных прогнозов; управление исследуемыми процессами на основе эксперимента.

Нравственная культура - характеристика состояния общества с точки зрения соблюдения им моральных норм и правил. Составными элементами нравственной культуры являются обычаи, моральные нормы поведения, нравы данной культуры, нравственные отношения.

Онтология культуры (от греч. ontos - сущее и ...lогия - учение) - концепция бытия культуры; учение о ее сущности, фундаментальных принципах.

«Осевое время» или «ось мировой истории» - термин, введенный в научный оборот Карлом Ясперсом («Истоки истории и ее цель»). Под «осевым временем» понимается эпоха духовного основоположения всех тех культур, которые ныне составляют дихотомию Восток - Запад. Ось мировой истории относится ко времени 500 лет до н.э., к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. до н.э. Тогда произошел самый резкий поворот в истории, появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день. Это духовное основоположение человечества проходило одновременно и независимо в Китае, Индии, Персии, Палестине, Греции. Согласно Ясперсу, в это время происходит становление истории человечества как мировой истории, тогда как до «осевого времени» имели место лишь истории локальных культур.

Парадигма (от греч. paradeigma - пример, образец) - совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование и являющихся моделью, образцом постановки и решения исследовательских задач. Признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений.

Политическая культура - часть культуры в целом, совокупность характера и уровня политических знаний, оценок и действий граждан, а также содержания и качества социальных ценностей, традиций и норм, регулирующих как внешние, так и внутренние политические отношения в обществе.

Постмодернизм (буквально - то, что следует после модернизма, за модернизмом) - обобщенное обозначение тенденций в культуре и общественной жизни постиндустриального, информационного общества, сформировавшихся в 60 - 80-е гг. XX в. Именно в это время была осознана ограниченность рационализма и того, что результаты культурного прогресса поставили под угрозу уничтожение времени и пространства самой культуры. Э. Гидденс обосновал появление постмодернизма «усталостью от прогресса». В результате постмодернизм выражает попытки установления пределов вмешательства человека в естественные изменения природы, общества и культуры. Постмодернизм базируется на осознании разнообразия и плюрализма форм жизни и культуры, а также признании этого разнообразия как естественного и позитивного состояния.

Правовая культура - совокупность различных видов правовой деятельности человека (права, правосознания, правовых отношений, законности и правопорядка, законотворческой, правоприменительной и др.) в сфере функционирования права в обществе; система формализованных нормативных взаимоотношений, регулируемых обязательными для исполнения и охраняемыми государством законами, нормами.

Прогресс культурный (от лат. progressus - движение вперед) - поступательное движение социокультурной системы вперед от менее к более сложному строению, от менее к более адаптированному состоянию, от менее к более совершенной форме.

религиозная культура (от лат. religio – благочестие, святыня)- составная часть общей культурной системы, порожденная религиозными запросами людей и призванная удовлетворять эти запросы. Элементами религиозной культуры являются мораль (религиозные нравственные поучения), религиозная философия, политика, культовое искусство (живопись, зодчество, ваяние, музыка, литература и проч.), научно-просветительская деятельность (религиозные учебные заведения - семинарии, воскресные школы и т.п.; библиотеки; издательства и проч.) и ряд других.

Ритуал (от лат. ritualis - обрядовый) - сложившиеся в процессе исторического развития формы символического поведения людей, строго установленного порядка обрядовых действий. В ходе длительного процесса ритуализации определенные модели поведения превращались в независимые символы, которые становились общепринятыми в культуре.

Сакральный (от лат. sacer (sacri) - священный) - относящийся к вере, религиозному культу; культурный процесс объединения верующих в системе церковь – государство; монополия религиозной идеологии церкви в государстве и ее влияние на социальные институты общества - экономику, политику, образование и др.

Секуляризация (от лат. saecularis - светский) - процесс освобождения культуры от монополии религиозной идеологии; ослабление роли религии в общественной жизни, уменьшение ее влияния на другие социальные институты - экономику, политику, образование и др. Исторически процесс секуляризации науки, искусства, морали, образования и т.д. начался с эпохи Реформации.

Семиотика (от греч. semeiotike - учение о знаках) - наука о знаках и знаковых системах, изучающая различные свойства знаковых систем как способов коммуникации между людьми посредством знаков и знаковых систем (языков), а также особенности различных знаковых систем и сообщений.

Символ (от греч. symbolon - знак, опознавательная примета; этимологически связан с греч. глаголом, означающим «соединяю, сравниваю, сталкиваю») - неразвернутый знак, обобщение; такой образ, который является представителем других (весьма многообразных) образов, содержаний, отношений.

Символ - всегда конкретный, доступный нашему воображению образ, означающий нечто само по себе нашему воображению недоступное (например, сова - символ мудрости, голубь - символ мира и т.п.). Язык символов свойствен как научному, так и художественному мышлению.

Синкретизм (от греч. synkretismos - соединение, объединение) - 1) слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-либо (так, к примеру, синкретизм первобытного искусства характеризует нерасчлененность деятельности и мышления человека в первобытной культуре); 2) сочетание разнородных воззрений, взглядов, при котором игнорируется необходимость их внутреннего единства и согласования.

Сленг (от англ. slang ) - жаргон, жаргонная лексика. Слэнг подвержен частым изменениям. Широкое распространение получил в молодежных субкультурах.

Социализация (от лат. socialis - общественный) - процесс усвоения индивидом определенных систем норм, знаний, навыков, правил жизни, которые позволяют ему стать членом общества, жить в нем, быть полноправным его членом, правильно действовать и взаимодействовать со своим культурным окружением.

Субкультура (от лат. sub - под и cultura - возделывание) - это целостная культура определенной социальной группы внутри доминирующей культуры, отличающаяся собственными обычаями и нормами. Так, говоря о субкультуре, мы имеем дело с подчиненной, не основной, не главной культурой. Это частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей.

Тип (от греч. typos - отпечаток, форма, образец) - своеобразная идеальная, теоретическая модель, шаблон, трафарет для группы предметов, явлений, объектов, в которой фиксируются их общие признаки, свойства, принципы существования. Выделение типов связано с системообразующими принципами, лежащими в основе процесса обобщения.

Типология культур (от греч. typos - форма, образец и cultura - возделывание) - научный метод, в основе которого лежит систематизация периодов (ступеней) в развитии культуры по наиболее общим признакам, свойствам, а также различение культур по определенным существенным основаниям.

Толерантность (от лат. tolerania – терпение) - терпимое отношение к чужому образу жизни, поведению, верованиям, традициям, ценностям, идеалам, политическим вкусам и позициям, обеспечивающее право и свободу каждого человека иметь свои суждения и позиции в социальном мире.

Традиционная культура (от лат. traditio - передача, повествование и cultura – возделывание) - нединамичная культура, характерной особенностью которой является то, что изменения, происходящие в ней, идут слишком медленно и поэтому практически не фиксируются коллективным сознанием носителей данной культуры. Традиционная культура передается из поколения в поколение посредством бесписьменной и невербальной коммуникации.

Традиция (от лат. traditio - передача, повествование) - исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, обряды, нормы поведения, взгляды, вкусы и т.п., обнаруживаемые в элементах социально-культурного наследия. Культурные традиции осуществляют связь времен.

Утилитаристская культура - культура Нового времени, в которой доминировали и определяли логику осмысления любого культурного явления полезность, деловитость, применимость.

Элитарная культура (от фр. elihe - лучшее, отборное, избранное) - совокупность культурных ценностей, которые создаются и потребляются культурной элитой (критиками, литературоведами, театралами, художниками, писателями, учеными, музыкантами). Формула элитарной культуры «искусство ради искусства». Элитарная культура, по мнению ее создателей, сориентирована на лучшую, высшую часть общества, обладающую особой художественной восприимчивостью. Элитарная культура включает в себя изящные искусства, интеллектуальную литературу, классическую музыку.

Феномен (от греч. phainomeпоп - являющееся) - 1) явление, в котором выражается, обнаруживается сущность чего-либо; 2) любое проявление чего-либо.

Феномены культуры - различные формы проявления сущности культуры, такие как мораль, право, религия, искусство, экономика, политика, наука, техника и др.

Этническая культура - культура людей, связанных между собой общностью происхождения и территории, т.е. единством «крови и почвы».

Язык культуры - формы, знаки, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи, ориентироваться в пространстве и времени культуры. Языки культуры представляют собой пласт коммуникативной области культуры, формирование которого происходит в процессе взаимодействия совместно проживающих людей, когда общие для них представления обретают общепринятое выражение и статус разделяемых знаковых единиц, использование которых подчиняется определенным, установленным, обязательным правилам.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка