Методическая разработка по логопедии на тему: Коррекционно-развивающая программа развития внимания. Программа по коррекции и развитию внимания у учащихся с задержкой психического развития

Рабочая программа по развитию памяти и внимания.

Составлена педагогом – психологом Сориной Натальей Александровной.

Предлагаемая программа способствует грамотному проведению коррекции интеллектуального развития и позволяет в ходе выполнения игровых заданий развивать у детей мышление, внимание, память, восприятие, воображение.

Цель:
формирование познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление) детей старшего дошкольного возраста, как показатель психологической готовности к обучению в школе.
Память – основа развития всех психических процессов, и с этим никто не поспорит. Для того, чтобы что-то придумать, проанализировать, воспринять и переработать информацию, ребёнку приходится задействовать память – вспомнить образы, названия, запомнить последовательность или указания взрослого. Чем слабее развита память, тем больше времени и сил уходит у ребёнка на выполнение какого-либо действия, следовательно, и интерес быстро пропадает.
Тренировка памяти неразрывно связана с развитием внимания. Для того, чтобы что-то запомнить, надо внимательно посмотреть. Поэтому многие игры по развитию памяти, способствуют развитию внимания и наоборот.

«Картинки» Знакомая всем игра, в ходе которой ребёнку предлагают запомнить ряд картинок. После того, как ребёнок запомнил, картинки убирают и просят назвать, что было нарисовано на картинках (напомним, что нужны предметные картинки). Детям 4–5 лет для запоминания предлагают 5–6 картинок. К школе ребёнок должен по памяти воспроизвести не менее 9. Так мы тренируем операционную, кратковременную память. Для того, чтобы включить механизм отсроченной памяти, попросите ребёнка вспомнить картинки через 15–20 минут.

"Шепотом".
Игра на развитие слухового внимания. Дети выбирают водящего с помощью считалки. Водящий отворачивается, а дети договариваются, какое слово они будут произносить шепотом все вместе. Если водящий угадывает это слово, то он меняется.
"Быстро отвечай".
Дети становятся в круг. Ведущий называет какой-либо цвет и бросает мяч одному из игроков. Тот, кто его поймал, должен назвать предмет этого цвета. Главное, называть быстро. Поймавший мяч должен теперь сам назвать цвет и бросить мяч следующему участнику.

«Повтори узор» Игра способствует развитию умения запоминать расположение предметов на листе. Можно предлагать ребёнку выкладывать узор по образцу, а в дальнейшем попросить запомнить и повторить узор по памяти.

"Найди отличия".
Количество играющих: 2, 4 или 6 человек.
Игроки становятся в пары. Дайте каждому игроку возможность внимательно рассмотреть своего партнера.Затем оба игрока поворачиваются спиной друг к другу и вносят в свою внешность несколько незначительных изменений: в прическе, в выражении лица, в одежде, в чем-нибудь таком, что можно увидеть.
Когда все готово, они снова поворачиваются лицом друг к другу и пытаются найти отличия.
Повторите игру несколько раз, меняя партнеров и увеличивая количество отличий.

"Волшебное слово".
Количество играющих: 1 - 6 человек.
Ведущий показывает различные движения и обращается к играющим со словами: «Поднимите руки, сядьте, встаньте, поднимитесь на носочки, шагайте на месте» и т. д.
Играющие повторяют движения лишь в том случае, если ведущий добавит слово «пожалуйста».
Кто ошибется, выходит из игры, а потом выполняет какое-либо задание (поет, читает стихи).

"Три движения".
Игра для развития внимания. Ведущий показывает детям три движения и просит их запомнить. Первое – руки согнуты в локтях. Второе – руки вытянуты вперед на уровне груди. Третье – руки подняты вверх. Дети повторяют несколько раз эти движения, запоминая при этом их порядковых номер.
Теперь ведущий показывает одно движение, а номер называет другой, чтобы запутать детей. Если движение не соответствует номеру, дети не должны его показывать. Побеждает самый внимательный.

Снежный ком
Количество играющих: 6-10 человек.
Игроки встают в круг. Первый игрок называет свое слово.
Игрок, стоящий справа от него, называет слово первого игрока и добавляет к нему свое.
Игра продолжается от игрока к игроку до тех пор, пока последний участник не перечислит слова всей группы.

"Будь внимателен".

Перед началом игры разучите условные сигналы. При слове «зайчики» дети должны попрыгать, при слове «цапли» - стоять на одной ноге, а при слове «лошадки» - остановиться и стучать одной ногой об пол.
Теперь попросите детей идти по кругу. Ведущий с разными интервалами и в различном порядке называет слова-команды, а дети их выполняют.
Можно расширить набор команд по усмотрению взрослого.

"Чего не хватает"
Количество играющих: 1-6 человек.
Инвентарь: несколько игрушек.Поставьте перед ребенком на одну минуту несколько игрушек, лучше немного, 4-5.
Попросите его отвернуться и уберите одну игрушку.
Когда ребенок повернется, спросите его, какой не хватает.

"Найди игрушку"
Попросите ребенка найти игрушку по вашему описанию. При этом, описывая предмет, не называйте его. Например: «Принеси мне нечто круглое, резиновое, синего цвета, то, что прыгает, если это ударить рукой» (мяч).

Адик Левин (Adiк Levin)
доктор медицинских наук с опытом работы более 50 лет. Руководитель отделения новорожденных Таллинской детской больницы (1979-2004). Последние годы работает над индивидуальными программами рациона. Автор многочисленных книг и научных работ, почетный доктор и профессор многих больниц и университетов.

Биологически активные добавки к пище: польза

Анжелика Кузнецова,
специалист и консультант по профессиональному спортивному и диетическому питанию и пищевым добавкам, сертифицирована в Швейцарии. Углубленно изучает спортивную и клиническую нутрициологию и диетологию.

Эксперт по питательным веществам Анжелика Кузнецова, специализирующаяся в сфере профессионального спорта, раскрывает «закулисье» добавок к пище (БАДов). «Высококачественные витамины и минеральные вещества должны быть доступны не только элитарным спортсменам, но и любому, кого заботит собственное здоровье», - говорит она.

Психологическая помощь детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

1. Психологическое сопровождение дошкольников с нарушениями слуха

Нарушение слуха является особой патологией, существенно затрудняющей или делающей невозможным речевое развитие. Отсутствие коррекции в дошкольном возрасте чревато задержкой развития или даже умственной отсталостью, которые формируются в результате выпадения так называемого высшего компонента психики. Чем более длительным был безречевой период развития ребенка, тем более интенсивными должны быть коррекционные мероприятия.
Последнее время усиливается интерес к кохлеарной имплантации - новому методу слухопротезирования, дающему возможность даже абсолютно неслышащему ребенку воспринимать звуки. Однако даже если имплантация была сделана в сензитивный период развития речи или до него, потребность в психологическом сопровождении не исчезает. Также существует достаточно большая группа детей, которым данный метод противопоказан: дети с соматическими заболеваниями, органическим синдромом и др.
Уровень развития ребенка данной категории и особенности его сопровождения в дошкольной образовательной организации зависят от сохранных речевых ресурсов.

Как разобраться в причинах плохого поведения детей и скорректировать его. Матрица силового анализа

Анастасия Дергунова,
педагог-психолог МАДОУ детского сада «Радость» комбинированного типа, г. Нижний Тагил, Свердловская область

В статье - метод, который поможет скорректировать нежелательное поведение ребенка и взаимоотношения в детском коллективе. Он поможет педагогу-психологу выработать профессиональный подход к анализу случаев практики и их решению. Для этого нужно составить таблицу -«Матрицу силового анализа проблемы».

Чтобы решить проблему, которая возникла в группе, нужно указать причины ее возникновения, ресурсы, расстановку сил. Матрица силового анализа поможет увидеть ситуацию комплексно, с разных сторон, сделать акцент на ресурсных возможностях ребенка и свести к минимуму воздействие негативных факторов.

Тематический план игровых тренингов, которые подготовят детей к чтению и письму

Оксана Игнатьева, педагог-психолог дошкольного структурного подразделения ГБОУ «Школа № 1987»

В статье - тематический план игровых занятий для подготовительной группы детского сада, чтобы подготовить детей 6-7 лет к обучению в школе.

Чтобы сформировать у детей фонетические умения и графомоторные навыки, проведите комплекс занятий в форме игрового тренинга. Тематический план занятий составлен по авторской программе «Путешествие в страну Звукляндию». Он подготовит дошкольников к чтению и письму.

Программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста (2 -3 классы). Введение.

1. Актуальность проблемы

У Николо Паганини было три ученика. Они начали брать уроки у него будучи профессионалами, хотя и посредственными музыкантами, и через два года получили известность как виртуозы. Когда у Паганини спросили, как ему это удалось, он ответил: «Я научил их внимательно заниматься».

Внимание учащихся – одно из основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у школьника развиваются свойства внимания, его виды, образуются устойчивые сочетания, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Недостаточный уровень развития внимания и как следствие возникновение отклонений развития внимания довольно часто выступает как один из ведущих признаков, который препятствует не только усвоению знаний, но и формированию личности, лежит в основе неуспешности школьников, особенно в младших классах. Учебные задания содержат больше новой информации, а процесс их выполнения требует более длительного сосредоточения. К сожалению, и по своей форме процесс обучения не всегда является увлекательным и непринуждённым. И чтобы справиться со всем этим нужно уметь управлять своим вниманием, подчинять его своей воле.

Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, наблюдений педагогов и родителей учащихся каждый год выделяется группа детей, имеющих низкий уровень развития внимания, что является одной из основных причин их неуспешности. В нашей школе возникла необходимость упорядочить имеющийся материал по данной проблеме, составить программу коррекционно-развивающих занятий, включающих в себя методические приёмы, развивающие задания, игры и упражнения, показавших в ходе апробации максимальный развивающий эффект. Внимание – основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс, будь то восприятие, мышление, память или воображение, не может протекать без внимания. Помимо заданий, развивающих различные составляющие внимания, в занятия включены задания по развитию памяти, пространственной ориентации, мышления, воображения, связной речи, так как Битянова М.Р. отмечает: «По-настоящему развивать внимание можно только «широким фронтом», захватывая все психические процессы…»

Корекционно-развивающая программа имеет:

Цель: преодоление трудностей в развитии внимания при обучении в школе.
Задачи:

  1. Научить вырабатывать концентрированное и устойчивое внимание, увеличить объём внимания, усилить способность к распределению и переключению внимания.
  2. Развить объём, точность, мобилизационную готовность и уверенность в правильности запоминания и воспроизведения информации.
  3. Развить волевую сферу.
  4. Научить мыслить творчески, видеть взаимосвязи, делать умозаключения.
  5. Развить воображение, с целью привлечения его к решению задач учебной деятельности.
  6. Формировать социальные и коммуникативные умения, необходимые для взаимодействия с одноклассниками и педагогами.
  7. Формировать устойчивую учебную мотивацию, устойчивую самооценку.

2. Условия проведения

Данная программа объёмом 23 часа (плюс 17 часов индивидуальной работы с детьми) ориентирована на групповую форму работы. Численность группы 6-10 человек (это эффективно с точки зрения психологических результатов). В группу включаются учащиеся, показавшие в результате проведения психолого-педагогической диагностики низкий уровень развития внимания, и испытывающие трудности в учёбе по причине невнимательности. Программа включает в себя 20 занятий. Частота групповых встреч – 2 раза в неделю. Приблизительная длительность каждого занятия – 1 час – 1 час 10 минут. Дополнительно с групповыми занятиями раз в неделю в течение 40-50 минут проводятся индивидуальные занятия с учащимися, испытывающими трудности в работе в группе. Занятия проводятся в помещении со столами, стульями и доской. Выполнение индивидуальных работ производится в тетрадях. Многие упражнения проводятся в форме соревнования, но и в этом случае успехи каждого ребёнка важно сравнивать с его предыдущими достижениями, а не с результатами других детей. Роль «главного» в какой-либо игре служит хорошим тренингом для застенчивых детей. Дети ожидают оценивания своей работы. Поэтому оценка работы участников, а также стимулирование, активизация их деятельности производится с помощью «баллов внимательности» (за успешно выполненные задания основной части занятия). В конце занятия дети подсчитывают «баллы» и дают оценку своей работы. Динамика развития детей отслеживается посредством проведения контрольных срезов через каждые 10 занятий. Также, через каждые пять занятий рекомендуется проводить консультацию родителей детей, занимающихся в группе. На консультациях родителям предлагаются игры и упражнения по развитию ребёнка в домашних условиях.

3. Структура занятий

Занятия представлены в виде блока упражнений и игр, способствующих развитию, в первую очередь, внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков. Часто одни и те же приёмы позитивно влияют на развитие различных психических функций, поэтому неизбежно перекрывание блоков.

В структуре занятий можно выделить следующие этапы:

1. Ритуалы приветствия-прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. Этот ритуал обычно предлагается психологом. В него должны быть включены все дети.

2. Разминка не только служит элементом развития внимания, но и является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями.

3. Основное содержание занятий представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных не только на решение задач данного коррекционно-развивающего комплекса, но и на формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. В основную часть занятий также включены психогимнастические упражнения, способствующие снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, переключению внимания, повышению работоспособности.

4. Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и психологу.

Психодиагностика свойств внимания детей с ОВЗ должна быть направлена как на детальное изучение развития природных или непроизвольных познавательных процессов, так и на своевременное обнаружение и точное опи­сание произвольных когнитивных действий и реакций.

Для развития и коррекции внимания детей с была разработана программа, в основу которой положена работа Малашинской Л.И., и Осиповой А.А. В связи с особенностями детей программа рассчитана на 12 занятий, которые проходят 5 раз в неделю, длиться занятие 20 – 30 минут. Занятия по развитию внимания проводятся и индивидуальной и подгрупповой форме (подгруппа состоит из 3 – 4 человек)

Программа развития и коррекции внимания.

Цель: развитие свойств внимания (устойчивости, переключаемости, распределяемости, концентрации и объема).

    Развитие произвольного внимания, его устойчивости, концентрации, переключения, объема, распределения;

    Развитие сенсорного, слухового, моторно - двигательного внимания;

    Коррекция основных свойств внимания, устойчивости, концентрации, распределений, объема, сосредоточения;

    Повышение познавательного интереса;

    Повышение мотива достижения успеха и снижение мотивации избегания неудачи, развитие самооценки

В структуру занятия включается:

I . Вводная часть (Разминка.)

Цель настроить ребенка на положительную работу.

    упражнения на переключение внимания: «ручеек»

    Развитие активного внимания: «Смотри на руки», «Слушай команду»

    Развитие наблюдательности, внимания «В магазине зеркал»

II . Основная часть:

Цель: коррекция основных видов и свойств памяти.

1. Развитие активного внимания: .«Слушай звуки», «Смотри на руки», «Слушай команду»

2. Развитие слухового внимания: «Четыре стихии», «Что слышно», «Испорченный телефон», «Кого назвали тот и лови», «Узнай по голосу»

3. Развитие сенсорного внимания: «Найди два одинаковых предмета», «В магазине зеркал», «Исключение лишнего».

4. Развитие моторно двигательного внимания: «Кто летает», «Совушка – Сова», «По новым местам».

5. Развитие произвольности внимания: «Найди все отличия», «Найди дорожку», «Выкладывание предложенного узора из палочек»

6. Развитие скорости внимания: «Кого назвали тот и лови», «Найди пять отличий».

7. Развитие концентрации внимания: «Кого испугался охотник?», «Срисовывание по клеточкам», «Нанизывание бусинок по образцу», «Выкладывание узора из мозаики по образцу».

8. Развитие переключение внимания: «Найди пять отличий»

9. Развитие устойчивости внимания: .»Корова Маня и ее хозяйка».

10. Развитие объема внимания: .»Найди два одинаковых предмета»,«Кого испугался охотник?», «Срисовывание по клеточкам», «Нанизывание бусинок по образцу»

III . Заключительная часть:

Рефлексия проведенного занятия.

Занятие № 1

Задачи: настроить на работу; развитие активного внимания; развитие сенсорного внимания, объема внимания; развитие моторно – двигательного внимания.

    Вводная часть . (разминка)

Игра «Ручеек»

    Основная часть.

1. Игра «слушай звуки»,

цель: Развитие активного внимания

оборудование: Запись с высокими и низкими звуками

2. Задание «Найди два одинаковых предмета»

Цель: Развитие сенсорного внимания, объема внимания.

3. Игра «Кто летает?»

Цель: развитие моторно – двигательного внимания

Оборудование: Список названий предметов

    Завершающая .(рефлексия)

Психокоррекционная программа

на развитие внимания

для старшего дошкольного возраста

Подготовила: педагог-психолог МБДОУ

«Детский сад №34 «Теремок»

г.Димитровграда Ульяновской области

Бегункова А. С.

Пояснительная записка.

Цель коррекционной программы: развитие внимания ребёнка старшего дошкольного возраста.

Задачи коррекционной программы:

1) развивать объем, устойчивость, переключаемость и распределяемость внимания;

2) формировать концентрацию внимания;

3) воспитывать самоконтроль у дошкольника.

Форма организации: индивидуальная.

Продолжительность: время проведения - 20 минут, 2 раза в неделю.

Коррекционно-развивающая программа рассчитана на месяц и состоит из 8 специально подготовленных занятий, которые содержат упражнения для развития внимания, его концентрации и переключаемости.

Занятие № 1

Приветствие.

Игра «Я вижу»

Цель : развитие внимания ребёнка, оптимизация ориентации в пространстве.

Участники (психолог и ребенок), по очереди называют предметы, находящиеся в комнате, начиная каждое высказывание словами: «Я вижу...». Повторять один и тот же предмет дважды нельзя.

Игра «Слушаем и хлопаем»

Цель: развитие избирательности внимания, мышления.

Ребенку предлагается слушать внимательно и хлопнуть в ладоши, когда услышит среди называемых слов название животного. Набор слов может быть таким:

Ёлка, ландыш, слон, ромашка.

Кукла, заяц, гриб, машина.

Виноград, река, лес, белка.

Лыжи, жираф, самолет, ваза.

По аналогии можно использовать названия растений, игрушек и т. д.

Игра «Зачеркни кружок с точкой»

Цель: развитие распределения внимания.

На листе бумаги нарисовать 25 кругов диаметром с пятирублёвую монету. Внутри некоторых поставить точку. Пока пересыпается песок в песочных часах, зачеркнуть точку внутри кругов.

Кляксы.

Цель: снятие эмоционального напряжения у детей, создание благоприятного эмоционального фона, налаживание контакта с детьми; развитие умения видеть образ, проявлять самостоятельность в творчестве и создании образа.

Оборудование: чистые листы бумаги (А4), краска или гуашь, кисти.

Ребенку предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, который ему хочется, плеснуть «кляксу» на лист бумаги и сложить лист вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Затем лист следует развернуть и постараться понять, на кого или на что похожа полученная «клякса».

Занятие № 2

Ритуал приветствия.

Игра «Найди такую же картинку»

Цель: выявление способности устанавливать тождество, развитие устойчивости внимания

Перед ребенком выкладывается лист с рисунками. В каждом ряду по 4 картинки. Нужно внимательно посмотреть на первую картинку и найти в ряду точно такую же.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка