Предание о Белоглазой Чуди. Чудь белоглазая

Племя Чудь является одним из самых загадочных явлений на территории нашей страны. Его история давно обросла тайнами, былинами и даже слухами, как вполне правдоподобными, так и совсем фантастичными. Об этом племени известно не очень много, чтобы судить по этим сведениям о полной истории его представителей, но вполне достаточно, чтобы плодить самые невероятные сказания. Учёные и исследователи пытались и пытаются раскопать свидетельства той эпохи, расшифровать тот удивительный мир, полный загадок, который подарило нам племя Чудь.

Племя Чудь иногда сравнивают с племенем Майя американских индейцев. Как те, так и другие, вдруг и неожиданно бесследно исчезли, оставив после себя лишь воспоминания. В официальной истории термин "Чудь" считается древнерусским названием нескольких финно-угорских племён. Само название племени "Чудь " также до конца не совсем понятно. В народе принято считать, что так назвали представителей этих племён за их непонятный язык, на котором они разговаривали и который не понимали другие племена. Есть предположение, что изначально племя было германским или готским, поэтому их и называли Чудью. В те времена "Чудь" и "Чужой" были не только одного корня, но и имели одинаковое значение. Однако в некоторых финно-угорских языках именем Чудь называли одного из мифологических персонажей, что также нельзя отбрасывать со счетов.

Об этом племени, которое внезапно исчезло, упоминается в "Повести временных лет", где летописец прямо повествует: "...варяги из заморья обложили данью чудь, ильменских словен, мерю и кривичей... ". Однако и здесь не всё так просто. К примеру, историк С.М.Соловьёв сделал предположение, что чудью в Повести Временных Лет назвали жителей Водской долины пятины Новгородской Земли - Водь. Ещё одно упоминание датируется 882 годом и относится к походу Олега: "...отправился в поход и взял с собой много воинов: варягов, ильменских словен, кривичей, весь, чудь и пришёл к Смоленску и взял город... ".

Победоносный поход на Чудь предпринял в 1030 году Ярослав Мудрый: "и победил их, и поставил город Юрьев". Впоследствии выяснилось, что чудью называли целый ряд племён, таких как: эсты, сету (чудь псковская), водь, ижора, корелы, заволочье (чудь заволочская). В Новгороде же есть Чудинцева улица, где ранее проживали знатные представители данного племени, а в Киеве - Чудин двор. Также считается, что от имени этих племён образованы названия: город Чудово, Чудское озеро, река Чудь. В Вологодской области есть деревни с названиями: Передние Чуди, Средние Чуди и Задние Чуди. В настоящее время потомки Чуди проживают в Пенежском районе Архангельской области. В 2002 году Чудь внесена в реестр самостоятельных национальностей.

Особый интерес, кроме исторического, занимает фольклор, в котором племя предстаёт, как Чудь Белоглазая. Странный эпитет "Белоглазая ", которым окрестили представителей чуди, также является загадкой. Одни считают, что белоглазой чудь является от того, что живёт под землёй, где нет солнечного света, а другие считают, что в былые времена белоглазыми называли сероглазых или голубоглазых людей. Чудь белоглазая, как мифологический персонаж, встречается в фольклоре коми и саамов, а также манси, сибирских татар, алтайцев и ненцев. Если объяснить в двух словах, то чудь белоглазая - это исчезнувшая цивилизация. Следуя этим повериям, легендарная чудь белоглазая обитала на севере европейской части России и Приуралья. В описаниях этого племени фигурируют описания, как о людях невысокого роста, которые обитают в пещерах и глубоко под землёй. Кроме того, чудь, чоудь, шудь - чудовище, и означало великана, часто великана-людоеда с белыми глазами. Зачастую чудью называют людей, которые с принятием христианства на Руси, не приняли новую религию и ушли под землю. Таким образом, выходит, что чудь белоглазая - это демонизированное племя, которое не приняло христианство и от того, считается нечистым.

Одно из преданий, которое записано в поселке Афанасьево Кировской области, гласит: "И когда стали появляться по течению Камы другие люди, эта чудь не захотела общаться с ними. Вырыли они большую яму, а потом подрубили стойки и себя захоронили. Это место так и называется - Чудской берег ". Хозяйка медной горы, сказ о которой поведал нам русский писатель Бажов П.П., многими считается одной из той самой Чуди.

Судя по преданиям, встреча с представителями чуди белоглазой, которые иногда появлялись ниоткуда, выходили из пещер, появлялись в туман, могли приносить одним удачу, а другим - несчастье. Обитают они под землёй, где ездят на собаках, пасут мамонтов или земляных оленей. Мифические представители чуди белоглазой считаются хорошими и умелыми кузнецами, металлургами и отменными воинами, что можно сравнить с поверием скандинавских племён в гномов, которые также обладают невысоким ростом, являются хорошими воинами и искусными кузнецами. Чудь белоглазая (они же сиртя, сихиртя) могут украсть ребёнка, навести порчу, напугать человека. Они умеют внезапно появляться и так же внезапно исчезать.

О земляных поселениях чуди сохранились свидетельства миссионеров, исследователей и путешественников. Впервые о сиртя говорил ещё А. Шренк в 1837 году, который обнаружил чудские пещеры с остатками некой культуры в низовьях реки Коротаихи. Миссионер Вениамин писал: "Река Коротаиха замечательна обилием рыбных промыслов и чудскими земляными пещерами, в которых, по самоедским преданиям, когда-то в древности жила Чудь. Пещеры эти в десяти верстах от устья, на правом берегу, на косогоре, который издревле по-самоедски назывался Сирте-ся - "Чудская гора ". И. Лепехин в 1805 году писал: "Вся самоедская земля в Мезенском округе наполнена запустевшими жилищами некогда древнего народа. Находят оные на многих местах: при озерах, на тундре, в лесах, при речках, сделанные в горах и холмах наподобие пещер с отверстиями, подобными дверям. В сих пещерах обретают печи и находят железные, медные и глиняные домашних вещей обломки ". Этим же вопросом в свое время озадачился В.Н. Чернецов, который писал о чуди в своих докладах 1935-1957 гг., где собрал множество преданий. Кроме того, он обнаружил памятники сиртя на Ямале. Таким образом, существование племени, которое реально существовало в этих местах некогда, подтверждено документально. Ненцы, предки которых были свидетелями существования в этих местах загадочного племени, утверждают, что оно ушло под землю (в сопки), но не исчезло. И до сей поры можно встретить людей небольшого роста и с белыми глазами, и эта встреча чаще всего не предвещает ничего хорошего.

После того, как чудь ушла под землю, вслед за тем, как на их земли пришли другие племена, потомки которых живут здесь и до сей поры, они оставили много кладов. Клады эти заговорённые и по преданию найти их могут только потомки самой чуди. Клады эти охраняют чудские духи, которые предстают в самых разных обличьях, например, богатыря на коне, медведя, зайца и других. По причине того, что многие бы хотели проникнуть в тайны подземных жителей и завладеть несметными богатствами, некоторые до сих пор предпринимают различные шаги по поиску этих схронов, полных золота и драгоценностей. Легенд, сказаний и быличек про смельчаков, которые решились на поиски чудских сокровищ, существует огромное количество. Все, или большинство из них, оканчиваются, увы, плачевно для главных героев. Некоторые из них погибают, другие остаются калеками, третьи сходят с ума, четвёртые пропадают без вести в подземелье или пещерах.

О легендарной чуди пишет и Рерих в своей книге "Сердце Азии". Там он описывает свою встречу со старовером на Алтае. Этот человек отвёл их на каменистый холм, где находились каменные круги древних погребений и, показав их семье Рерихов, поведал такой рассказ: "Вот здесь и ушла Чудь под землю. Когда Белый царь пришел Алтай воевать и как зацвела белая береза в нашем краю, так и не захотела Чудь остаться под Белым царем. Ушла Чудь под землю и завалила проходы каменьями. Сами можете видеть их бывшие входы. Только не навсегда ушла Чудь. Когда вернется счастливое время и придут люди из Беловодья и дадут всему народу великую науку, тогда придет опять Чудь, со всеми добытыми сокровищами ". Годом ранее (1913) этих событий Николай Рерих, будучи прекрасным художником, написал картину "Чудь под землю ушла". Как бы то ни было, загадка племени Чудь до сих пор остаётся открытой. Официальная история в лице археологов, этнографов, краеведов считают чудью обычные племена, например угров, хантов, манси, которые ничем особенным не отличались и покинули места своего обитания из-за прихода на их земли других племён. Другие же считают Чудь Белоглазую - великим народом, которые обладают даром волшебства и магии, которые живут глубоко в пещерах и подземных городах, которые время от времени появляются на поверхности, чтобы предупредить людей, предостеречь, наказать или защитить свои сокровища, охотников за которыми никогда не поубавится.

"- Но где-то и до сих пор, - рассказывает Василий, - верят лопари не в Христа, а в "чудь". Есть высокая гора, откуда они бросают в жертву богу оленей. Есть гора, где живет нойд (колдун), и туда приводят к нему оленей. Там режут их деревянными ножами, а шкуру вешают на жерди. Ветер качает ее, ноги шевелятся. И если есть мох или песочек внизу, то олень как будто идет Василий не раз встречал в горах такого оленя. Совсем как живой! Страшно смотреть. А еще бывает страшней, когда зимой на небе засверкает огонь и раскроются пропасти земные, и из гробов станет выходить чудь. "

Историки и фольклористы давно спорят по поводу необычного и таинственного народа, "Чуди белоглазой", представители которой, по преданиям и сказам, отличались особой красотой, статью, владели йогическими способностями и обладали обширными и глубокими знаниями о Природе. Этот народ, связанный таинственными узами с русским народом, загадочно исчезает, и следы его теряются в горах Алтая.

Ниже приводится попытка проникнуть в тайну этого удивительного народа. Известный русский художник, ученый и писатель Н.К. Рерих в книге "Сердце Азии» рассказывает о легенде, распространенной на Алтае. Легенда повествует, что жил некогда в хвойных лесах Алтая народ- Чудью назывался. Высокий, статный, знающий тайную науку земли. Но вот стала в тех местах расти береза, что означало, по древнему предсказанию, скорый приход сюда смуглого народа и их кагана, который установит свой порядок. Люди выкопали ямы, поставили стойки, навалили сверху камни. Зашли в укрытия, вырвали стойки и камнями засыпались.

Этот совершенно непонятный этнографический инцидент добровольного уничтожения одного народа перед приходом другого несколько проясняется другим вариантом легенды, приводимой в той же книге. Чудь не закопалась, но ушла тайными подземельями в неведомую страну. "Только не навсегда ушла Чудь, когда вернется счастливое время, и придут люди из Беловодья, и дадут всему народу великую науку, тогда придет Чудь со всеми сокрытыми сокровищами".

«В легенде»,- пишет исследователь творчества Н.К.Рериха художник Л.Р.Цесюлевич,- «есть намек на существование доныне где-то, возможно, в скрытом месте, народа с высокой культурой и знаниями. В этом отношении легенда о Чуди перекликается с легендой о скрытой стране Беловодье и с легендой о подземном городе народа Агарти, распространенной в Индии».

Очень широко распространены подобные легенды и на Урале, который является как бы связующим звеном между северо-западной частью нашей страны и Алтаем, где также бытовали предания о Чуди.

Можно заметить, что легенды, связанные с чудскими местами - курганами и городищами, подземными пещерами и ходами - возникнув на северо-западе Руси, продвигались затем вслед за русскими переселенцами сначала на Урал, а затем и на Алтай. Эта полоса пересекает Урал, главным образом через Пермскую, Свердловскую, Челябинскую и Курганскую области.

В разных вариациях легенда о Чуди на Урале рассказывает, что жил здесь какой-то народ, знакомый с «тайной силой». Но вот стала в здешних местах расти смуглая береза, тогда вырыла Чудь пещеры, крышу утвердила на столбах, насыпала сверху земли и камней. Собралась вся в этих жилищах с имуществом и, подрубив столбы, заживо погребла себя под землей.

Некоторые легенды рассказывают даже о реальных контактах ранних переселенцев с «посланцами» Чуди - «Чудо-девицами». В них говорится, что перед уходом под землю Чудь оставила для наблюдения «девку», чтобы она охраняла клады и драгоценности, но она показала смуглым людям все, и тогда «старые люди» все золото и металлы спрятали.

Эта легенда удивительно перекликается с легендой, приводимой Н.К.Рерихом в книге «Сердце Азии»: «Вышла из подземелья женщина. Ростом высокая, телом стройная, ходила по народу - помощь творила, а затем ушла назад в подземелье. Тоже приходила из святой страны».

Взаимодействие «посланцев» Чуди с переселенцами не ограничивалось только контактами наяву, легендой зафиксированы и совершенно необычные контакты и влияния через сны. Так свердловский исследователь А.Малахов в одной из своих статей, помещенной в «Уральском следопыте» за 1979 год, приводит яркую и красивую легенду о чудской женщине-правительнице: «Однажды Татищеву, основателю Екатеринбурга, приснился странный сон. Явилась к нему женщина необычного вида и дивной красоты. Одета была в льненое платье, на груди ее сверкали золотые украшения. "Слушай»,- сказала женщина Татищеву,- «ты отдал приказ копать курганы в своем новом городе. Не тронь их, там лежат мои храбрые воины. Не будет тебе покоя ни на том, ни на этом свете, если потревожишь их прах или возьмешь дорогие доспехи. Я, княгиня чудская Анна, клянусь тебе, что разорю и город, и все, что ты строишь, если тронешь эти могилы". И Татищев приказал не раскрывать захоронения. Отрыты были только вершины курганов…

Наряду с данными о контактах Чуди с переселенцами легенды содержат довольно четкие и ясные характеристики внешнего вида и духовного облика «чудаков», так что перед нами проступают черты реального народа.

В одном из первых рассказов П.П. Бажова, "Дорогое имечко", Чудь - или "старые люди" - это высокий красивый народ, живущий в горах, в необычных по красоте жилищах, устроенных внутри гор, живущий почти незаметно для других. Люди эти не знают корысти, равнодушны к золоту. При появлении в глухих местах их обитания людей, они уходят подземными ходами, "закрыв гору".

Уральские рудознатцы передают, что почти все месторождения руд, на которых строили свои заводы Демидовы, были указаны чудскими метками- вскрышами, а открытие даже более поздних месторождений также было связано с такими метками, что наводит на мысль об определенной культурной миссии Чуди на Урале.

Эту мысль подкрепляет еще одно наблюдение. Люди, приходя на новые места, попадают, как правило, в своего рода невесомость - отсутствие ориентированного жизненного пространства. С переселенцами на Урале так не случалось. Кто-то дал горам, рекам, озерам, урочищам, курганам поразительно точные названия. В них был заложен как бы духовный вектор, который в дальнейшем блестяще материализовался. И недаром древнегреческий математик и философ Пифагор считал, что "образовывать имена не сможет всякий, кому вздумается, но кто видит ум и сущность вещей”. Более того, сами чудские места стали своеобразными "магнитами". На чудских курганах стоит город Екатеринбург, Челябинск, рядом с огромным курганом возник город Курган. И как точно, и как бы не случайно, стоят города и селения, там, где надо: в узлах коммуникаций, вблизи залежей полезных ископаемых, в окружении прекрасной природы. Вот Оренбургу вначале несколько не повезло. Его ставили в местах, указанных немцами, пришлось переставлять несколько раз.

Сколько столетий назад обитала Чудь на Урале и куда ушла в свои подземные города - неизвестно. Возможно, что они жили здесь еще во времена древних греков. Так известный древнегреческий миф повествует о гиперборейцах, которые жили где-то за Рифейскими (Уральскими) горами. Народ этот жил счастливой жизнью: он не знал раздоров и болезней, смерть к людям приходила только от пресыщения жизнью. Вот что рассказывает древнегреческий писатель Лукиан, скептически относившийся ко всему необычному, о встрече с одним из гиперборейцев: "Я считал совершенно невозможным верить им, и, однако, как только впервые увидал летающего иностранца, варвара, - он называл себя гиперборейцем, - я поверил и оказался побежденным, хотя долго противодействовал. И что, в самом деле, оставалось мне делать, когда на моих глазах днем человек носился по воздуху, ступал по воде и медленным шагом проходил сквозь огонь?»

Куда же ушла Чудь? Не в те ли подземные города, с которыми Н.К. Рерих связывает жизнь мудрых и прекрасных обитателей Агарты, и о которых рассказывали челябинской писательнице С.К.Власовой уральские рабочие: «Услышала я недавно в старом уральском заводе, будто все пещеры, какие ни есть на Урале, сообщаются между собой. Будто таятся между ними лазы, то широкие, как Кунгурские ямы, эти провалы земные, то тонюсенькие, как золотые нити. Говорят также, что когда-то в стародавние времена перейти из пещеры в пещеру труда не составляло - торная дорога была. Правда, кто ее торил, неведомо - то ли человеки, чудю незнаемая, то ли нечистая сила… Только в наше время люди, проникая в те пещеры и те ходы, где пройти можно, много следов находят: где домница поставлена, где камень аметист лежит, а где след ноги человеческой отпечатался..."

В Пермской области существуют подобные же предания о чудских богатырях, которые спят в подземных пещерах под Уральскими горами до назначенного часа. Также и Пара-богатырь стережет чудские богатства. Много еще неразгаданных чудских тайн хранит уральская земля, но, как предсказывал Бажов П.П., настанет время, когда эти тайны раскроются, и, одаренные скрываемыми до поры сокровищами, люди заживут светлой, счастливой жизнью: "Будет и в нашей стороне такое времечко, когда ни купцов, ни царя даже званья не останется. Вот тогда и в нашей стороне люди большие да здоровые станут. Один такой подойдет к Азов-горе и громко так скажет "дорогое имечко", и тогда выйдет чудь из под земли со всеми сокровищами человеческими".

Одним из основных постулатов противников размещения древней прародины индоевропейцев на Русском Севере является предположение о его первоначальном финно-угорском населении. Указание на отсутствие такового в беломорском бассейне, встречают возражение в виде наличия в древности фино-угорского народа Чудь. Несмотря на многочисленные материалы сказаний о Чуди собранные за последние 200 лет, этнографически этот вопрос не рассматривался, хотя материалы также давно найдены и опубликованы.

Фалькова (у Ухтозера);

Священник А. Грандилевский, повествуя в 1910 году о родине М.В.Ломоносова, приводит легенды о святилище «чудского истукана бога Иомалли или Юмалы», известного по описаниям 11в., в связи с городом Бирмией, находившимся на берегах Двины и являвшимся торговым центром края. Легенда рассказывает, что на богатом кладбище в середине «стоял истукан бога Иомаллы или Юмаллы, сделанный весьма искусно из самого лучшего дерева: истукан был украшен золотом и драгоценными камнями… На голове Юмаллы блистала золотая корона с двенадцатью редкими камнями, ожерелье его ценилось в 300 марок (150 фунтов) золота. На коленях его стояла золотая чаша, наполненная золотыми монетами, – чаша такой величины, что четыре человека могли напиться из нее досыта. Его одежда превосходила ценою груз самых богатейших кораблей.» Исландский летописец Штурлезон, как отмечает А. Грандилевский, «описывает то же самое, упоминает чашу серебряную; ученый Кострен подтверждает изложенную повесть народными преданиями о сокровищах славного народа.

Одно из этих преданий, занесенных в памятную книгу Куростровской церкви (за 1887г. лист 4-й), гласит: «Идол Юмалы был слит из серебра и прикреплен к самому большому дереву.» Само имя Юмала, Иомалла или Ямал, удивительно близко к наименованию ведического бога смерти Ямы (Йимы); в возможности таких параллелей убеждает нахождение идола на кладбище и то, что он был «прикреплен к самому большому дереву». Здесь, вероятно, уместно вспомнить слова одного из текстов Ригведы, а именно «Разговора мальчика с умершим отцом:

I. Где под деревом дивнолистнымпьет со всеми богами Яманаш родитель начальник родатам проходит дорогой предков7. Мы же эту обитель Ямыпочитаем богов жилищемв камышовую дудку дуяукрашаем хвалебным пеньем».(РВ. Х.13)

И коль скоро «капище Юмалы почиталось «богов жилищем», нет ничего удивительного в том, что «чудь, приходя молиться, жертвовала в чашу серебро и золото» и что «ни денег, ни идола украсть было нельзя, потому что чудь крепко берегла своего бога, постоянно около него стояли часовые, а дабы они не пропустили каких, либо воров, около самого идола были проведены пружины, кто дотронется до идола, хотя одним пальцем, сейчас пружины заиграют, зазвенят разного рода колокольчиками и тут не уйдешь никуда…».

Заметим, что чудь в преданиях о ней постоянно называется «белоглазой», что отнюдь не свидетельствует о классическом финно-угорском характере внешности, а напротив подчеркивает специфическую, присущую северным европеоидам исключительную светлоглазость.

А. Грандилевский отмечает, что в памятной книге Куростровской церкви пишется: «Еще в недавнее время ельник этот был предметом многих суеверий… мимо ельника, особенно в ночное время, боялись проезжать и проходить, а раскольники считали его священною рощею и до 1840 года хоронили туда покойников». Таким образом, ельник считался священным до 1840г. у старообрядцев, что вообще не свойственно специфически финно-угорским святилищам.

Надо сказать, что А. Грандилевский, тем не менее делает следующий вывод: «В культурном отношении древняя Заволоцкая чудь, когда сделалась уже исторически известною, едва ли много отличалась от киевских или новгородских славян, едва ли она могла быть в разряде полудикарей, в строжайшем смысле этого слова, потому что ея развитие далеко опередило всех остальных соплеменников… жила оседло, имея столицу… крепостные пригороды, погосты и большие поселения… свой религиозный ритуал… имела князей, для защиты от врагов возводила довольно хорошие городски или крепостные насыпи… с доисторического еще времени имела очень широкую торговлю со скандинавами, англо-саксами, со всеми чудскими и финскими народами,.. Уже Штурлезон, испанский летописец писал о сказочных богатствах Юмаллы, норвежцы интересовались даже земледелием, привившимся в быте Заволоцкой Чуди, и говорили о нем, как предмете, стоившем особого внимания… Двинское Заволочъе составляло центр общего внимания и было оно таковым исключительно по первую четверть XI века».

А. Грандилевский выводит из «чудского самородного говора» такие названия как Двина, Печора, Холмогоры, Ранула, Курья, Куростров, Нальостров и т. д. Но сегодня мы знаем, что такие гидронимы как Двина и Печора – индоевропейского происхождения; Ракула – находит параллели в санскрите, где – Ra – обладающий, способствующий, a kúla – стадо, род, стая, толпа, множество, семья, знатная семья, знатный род, союз, хозяйство, жилище, дом. Что же касается Курьи, Кур-острова и Наль-острова, то их наименования, близки именам предков «северных Куру» «Махабхараты» – Наля и Куру.

Здесь имеет смысл привести текст А. Грандилевского, восхищенно описывавшего эти края: «И вот, говорит одно предание, в ту область, где теперь город Холмогоры и его предместья, пришел полудикий человек чудин именем Кур, с ним его мать, и, вероятно, жена да кое-кто из своих родных иль соплеменников. Очень понравилась пришельцам восхитительная местность будущих Холмогор; все здесь было как нельзя лучше для них. Целая сеть проливов из Двины и в Двину, чудные высокие сухие боры на холмах с открытыми видами на окрестности, множество озер, великолепнейшие еловые рощи и непроходимые дебри чернолесья, мрачные лесистые овраги, травянистые острова доставляли удобнейшие места и для звериной охоты, и для ловли рыбы, и для охоты на птиц, и для мирного домашнего дела, и для защиты от врага. Тут и летом и зимою водный простор открывал прекрасные пути куда угодно; словом, чего бы не пожелал себе полудикий сын природы для него везде открывались готовые запасы. Сюда забегали громадные стада диких лосей и оленей; здесь постоянно жили медведи, волки, лисицы, хорьки, куницы, горностаи, песцы, рыси, росомахи, белки, зайцы, в несчетном множестве; отсюда не выводились утки, гуси, лебеди, рябы, тетерева, журавли, куропатки и т.д.; реки и озера кишели рыбою; грибов и ягод родилось необъятное множество. В глубоких ложбинах могли быть естественные и удобные загоны для ловли зверей, для травли лосей и оленей. В бесчисленных озерных водоемах, в проливах и заливчиках имелись великолепнейшие места для ловли рыбы плетнями, вершами и просто для глушения чем попало, а ловля водяной или лесной птицы силками сама собою напрашивалась в руки какому угодно дикарю, как легчайшее занятие… Не ужаснулся смелый Кур своего одиночества; ему так понравилась новая местность, что решился навсегда остаться тут, не приглашая к себе никого, кроме немногих своих спутников. И вот он занял высокий круглый холм в излучине двинского пролива, который с той поры вместе с холмом получил его имя. Кур жил с матерью и прочими, пока не выросла его собственная семья; тогда дети остались при отце, а их бабка и те, кто с ним пришли ранее, переселились к западу на высокие холмы за рекою Быстрокуркою, чем предание народное объясняет происхождение Матигорской области… Благодаря особым жизненным удобствам, и более тому, что здесь чудское племя никогда не подвергалось истреблению, как случалось в соседних областях, никогда оно отсюда никем не было вытесняемо, не вело войн, держалось оседлой трудовой жизни, – будущий Холмогорский округ быстро заполнялся населением, которое разрослось в целый независимый могучий полудикий народ – Чудь Заволоцкую».

Надо отметить, что далее А. Грандилевский так описывает этот «полудикий» народ, что данное определение становится совершенно неуместным. Он пишет: «Он так обособился среди соплеменников и отдельным укладом жизни, и заметным повышением в умственном развитии, и видным авторитетом в области религиозного культа, что без всякой борьбы занял веское передовое место и, распространив свои пределы по всему Двинскому побережью от низовьев и кончая Вагой рекой, представлял собой столь внушительную силу, померяться с которой не дерзала даже бесчисленная по тому времени дикая Югра».

Столь свойственное авторам начала нашего века стремление показать Заволоцкую Чудь полудиким финским племенем, ассимилированным затем стоящими на более высоком культурном уровне поднепровскими и новгородскими славянами, приводит довольно часто к вопиющим противоречиям. Так Грандилевский пишет, что по легендам потомки Кура (Куру) были могучим народом («представляющим собой внушительную силу») и в то же время, говоря о каменных стрелах, ножах и топорах, найденных в районе Архангельска и Холмогор, делает вывод, что чудо «кроме каменных орудий ничего не имела».

Для нас сегодня эти каменные орудия свидетельствуют о том, что человек («в первоначальной стадии развития Заволоцкая Чудь» по А. Грандилевскому) заселял эти края еще в каменном веке, а образованный православный священник в 1910 году считал что: «Едва ли не эта беспомощность (у народа, с которым не дерзали померяться силой его соседи?) выработала у Заволоцкой Чуди ту удивительную хитрость, про которую в народной массе циркулируют всякие рассказы, не эти ли нужда побуждала малочисленное племя („распространившееся – свои пределы по всей Двине от низовьев и кончая р. Вагой“) жить, напрягая свои силы в борьбе за самосохранение, не она ли закалила их организм в такую мощную натуру, что среди народа и теперь дивятся повестям о богатырской силе Заволоцкой Чуди, и эти повести, надобно предполагать, имеют долю правды».

И далее: «… предания указывают на богатырский рост и силу древней Чуди и приписывают ей способность разговаривать друг с другом на громадных расстояниях; из Курострова в Матигоры, в Ухт-остров, оттуда в Чухченему».

Надо отдать должное А. Грандилевскому, он был несколько озадачен тем, что описание богатырского облика Чуди не соответствовало тому, что он видел среди холмогорских крестьян – «глаза темнокарие, волосы черные, иногда, как смоль, смуглый цвет лица и притом обыкновенно низкий рост». Можно согласиться с ним в том, что «финское происхождение чудских племен вообще не говорит в пользу могучего роста», но трудно представить себе, что «Чудь Заволоцкая сама по себе могла попасть как случайное исключение, в особые условия, которые, однако, не вошли в положительный закон для потомства».

Действительно, подвижки раннего железного века, когда во второй половине 1 т.д.н.э. резко изменился климат Севера Восточной Европы и на смену широколиственным и смешанным лесам приходят темнохвойная тайга и тундра, несколько изменили состав населения и в процесс этногенеза более интенсивно включаются пришельцы из-за Урала – финно-угорские племена.

«Финны же, как должно пологать, вышли из Азии: они еще во времена Кира жили по восточной стороне Уральских гор до Каспийского моря; потом за несколько времени до Р.Х. они перешли за Урал, в Европу, к берегам Волги и Камы. Оттуда мало по малу подвигались они на север и на запад, и наконец, в IV-веке после Р.Х. остановились в тех странах, где и теперь существуют их потомки, т.е. в Великом Княжестве Финляндском, в губерниях Эстляндской, Лифляндской, Курляндской, Архангельской, Олонецкой, Вологодской, Тверской, Московской и некоторых других местах» (В. Верещагин. Очерки Архангельской губернии. СПБ. 1847 г. стр.104-105). Это описание совпадает с современным описанием расселения сарматских племен по Восточной Европе.

Но никак не скажешь, что на Русском Севере (и особенно среди поморов) редко встречаются тот самый тип «лотосоголубооких, камышеволосых, русобородых» богатырей, воспетых еще «Махабхаратой» или «золотоволосых, голубоглазых аримаспов древних греков, что так близок к описаниям могучей «белоглазой» Чуди Заволоцкой русских летописей и народных преданий. «Чудь» (чудный, чудесный, чудо) – ничто в этом имени не говорит о финно-угорской принадлежности данного народа, оно лишь свидетельствует о том, что он вызывал удивление у своих соседей, казался им «чудесным» или «чудным». А. Грандилевский пишет далее: «На умственную силу доисторической чуди нет прямых указаний в народной молве, за то могут достаточно говорить уже более основательные даты, чем предания, что Заволоцкая Чудь первоначально заявляла себя человеческими идольскими жертвоприношениями, свирепой жестокостью к врагам, неумением изобрести более лучшие приспособления для домашней жизни и труда, но с другой стороны нигде не видно, чтоб она же имела симпатию к бродячей жизни, или не позволяла открытых отношений с другими народами, или не имела в себе задатков к скорому усвоению начал культур, не видно в ней завоевательных стремлений, но зато имеются свидетельства, намекающие на её особые стремления к лучшему общественному благоустройству, что потом и придало ей чрезвычайную устойчивость и широкую известность».

Ричард Джемс в 17 в., записал, что в Холмогорах «прежде жила чудь, и она говорила на языке, отличном от языка лопарей и самоедов, но теперь она там больше не находится». Известен Куростровский рукав Двины при деревне Кур, у Холмогор есть река Курополка. В старину сам посад и городище Холмогор именовался – Курополь. В 19 в. его считали чудским.

В Архангельской губернии по исчислению 1850г. чуди не было, хотя отмечено 25 цыган, 1186 немцев и 570 евреев.

По спискам населенных мест Архангельской губернии 1861г. (сведения приходских списков) чудь жила вместе с русскими в Архангельском, Холмогорском и Пинежском уездах.

В Архангельском уезде в селениях – Бобровская (Боброво), Емельяновская (Архангельско), Степановская (Кумовская, Кукома), Савинская (Заречка), Циновецкая (Ценовец), Филимоновская (Абрамовшина), Уваровская (Уаровская), Самышевская (Болото), Петрушевская (Пешково), Дурасовская 1 (Мальгина Гора), Дурасовская 2, Чухаревская (Чукаренская), Кондратьевская, Александровская, Елецовская, Устьлыядовское (Амосово), Нефедьевская, Бурмачевская, Олодовская (Горка), Митрофановская, Чухчинская, Патракьевская, Ивайловская.

В Холмогорском уезде в селениях – Аннина Гора (Вавчугская, Белая Гора), Рогачевская (Сурово), Тихановская (Тихновское, Шубино), Матвеевская (Неверово), Мариковская (Марилов Погост), Перхуровская (Пергуровская, Шагино), Петровская (Петрово), Даниловская (Чуркино), Косновская (Пугины), Трехновская (Кучин наволок), Боярская, Андрияновская (Тышкуново), Верхнематегорском-Емецком, Шильцова (Шальцова), Кожевская гора (Кожина Гора), Хвосты, Корчовская, Юрсобицкая, Горончаровская (Горончарово), Сухарева, Заполье, Осередская, Андреяновская,

Березник, Заозерская, Филипповская, Пердуновская (Часовенская-Кузнецовка), Карзевская, Теребиха, Ощепова (Якимовская), Горка (Зиновьевская), Терентьева, Нижний Конец (Полумовская), Бросачевская (Бросачиха), Кульминовская, Кязмежская (Кязлиш) (по рекам Бояр-Курья, Куростровке, Емце, Двине, Ваймуге, озеру Кульмино).

Чисто чудскими селениями в Холмогорском уезде считались Анциферовская, Вахромеевская, Расходовская (Ходчегоры), Березнинская, Обуховская, Нижнематигорская (Борисоглебское, Демидовское), Демидовская (Погостская), Тюмшенская 1 (Тюшменевская, Давыдовская) и Тюмшенская 2 (Белогорская) по реке Бояр-Курья. Уже тогда обращали внимание на тот факт, что местности заселенные только чудью носили исключительно русские названия.

В Пинежском уезде чудь месте с русскими проживала в деревнях Верхнеконской и Валтегорской (Вальтева) (по рекам Немнюге, Ежуге и Пинеге).

Шенкурском уезде чудские селения не выделялись, но в 14 веке вся его территория с Верховажьем считалась чудской. Чудь в Шенкурске учитывалась до 16 века.

Надо отметить, что чудь выделялась вместе переселенцами из Новгорода. В районах, где новгородцев не было, вместо чуди указаны русские. В Архангельске чудью считали русских староверов.

В устье Печоры, в Пустозерске и деревнях по описаниям Лепехина 1774г. проживало 632 жителей, которые происходили от чуди. По остальным источникам все население Пустозерска составляли русские староверы. Аналогично с чудью связывалось происхождение коми-ижемцев. Сейчас их считают русскими ассимилированными коми-зырянами.

Список населенных мест Вологодской губернии 1859г. указывает на наличие чуди как этноса в губернии, отличного от русских и коми-зырян. Хотя столичные ученые считали ее финнами, а в приходские списки – частично белоруссами.

По приходским спискам чудь имелась в Никольском, Сольвычегодском и Устьсысольском уездах в соседних местностях в 62 селениях (4234 чел.).

В Никольском уезде (1630 чел.): Вымол, Лыченица, Погудино, Сено, Курилово, Алферова Гора, Мятенеева Гора, Завачуг, Сушники, Каюк, Кобылино-Ильинское, Спицино, Плоская, Кобылкино, Наволок, Горка, Горбуновская, Павлово, Завражье, Маншино (по рекам Шердуге, Жидоватке, Березовой, Завачуге, Ишенге, Кокошихе, Имзюге, Югу).

В Сольвычегодском уезде (2938 чел.): Астафьева Гора, Пожарище, Змановский починок (Зманово), Мишутино, Леунино, Еремина Гора (Околоток), Лисья Гора, Куряново, Яруны (Ярцево), Гончарово (Гондюхины), Мишутино Верх (Гусиха), Потанин починок (Прислон), Поздеев починок (Омельяниха), Голая горка, Бык, Горячево, Конищево, Вяткина Гора, Верхолальский погост, Княжа, Стройково, Попова выставка (Пупок), Токарево Жолтиково, Пряновская (Бызовы), Васильевская, Фроловская (Зуиха), Трегубовская, Варзакса, Новиковская (Кулига), Гришановская (Балушкины), Рычково, Константиновская (Федяково), Федяково, Тешилова Гора (Кушиха), Новоселова Гора (Новоселка), Кочуринская (Заручевье), Григорьевская (Калинино), Горка, Макаровская (Комарово), Устье, Селивановская (Исаковы), Нечаевская (Межник), Рябово, Конешевская (Буторяна), Слудка, Дешлевская (Кошары), Матюковская (Балашовы), Чернышевская (Артемьевшина), Прилица, Задориха, Березник (по рекам Лале, Варзаксе, Торновке, Осокорове, Чакулке, Межнике, Подовине, Доровице, Вычегде).

В Устьсысольском уезде (749 чел.): Мишинская (Подкиберье), Спиринская (Занюлье), Ракинская (Бор), Шиловская (Зародово), Гаревская (Трофимовская), Бор-Надболотомская (Керос), Урнышевская (Верхний Конец), Матвеевская (Спас Поруб), Карповская (Гаврилова), Кулижская (Чиничева), Раевская (Осташевская), Подсосновская

(Лобанова), Нелицовская (Шмотина), Трофимовская (Порьясянова) (по рекам Невле, Нюле, Шоре, Лузе, Порубе, Бубе).

В Каргопольском уезде чудское население было отмечено в 1316г. по Лекшмозеру (Челмогора) в 53 км. от Каргополя. В 1349г. римлянин Лазарь отметил на наличие в Обонежье у Мурманского монастыря чуди и лопи.

В Олонецкой губернии по сведениям 1873г. считалось чуди – 26172 человека (чуди обруселой 7699 человек). Отдельно от нее считали финнов – 3775 человек, лопарей – 3882 человека, карел – 48568 человек. Чудь размещалась в Лодейнопольском уезде (7447 человек), Олонецком уезде (1705 человек), Вытегорском уезде (6701 человек), Петрозаводском уезде (10319 человек).

Но большая часть этноса в Олонецкой губернии имело другое самоназвание. Наименование чудь были приписано ему, из-за академика Шегрена (1832г.) указавшего на проживание в Белозерском и Тихвинском уездах Новгородской губернии народа, который под влиянием новгородцев именовал себя «Zjudi (Жюуди)». Новгородцы выделяли также группы колбягов (Тихвин) и варягов (Ильмень). Почему петербургские ученые решили, что «жиди», именовавшие себя «Ljudi (Лйуди)», это чудь, а например не потомки новгородских «жидовствующих», не совсем ясно. Скорее всего, имела место ошибка. Рукописная L выглядит похоже на рукописную заглавную Z, при издании рукописина немецком языке ее прочитали как Z, а затем при переиздании труда Шегрена на русском языке прочитали имя народа как чудь. И под авторитетом академика, который вовсе этого не писал, стали называть вепсов-людиков – чудью. После 1920г. этот народ стали именовать по самоназванию большей его части вепсами, а затем, записали в значительной части в карелы.

Чудь обруселая жила отдельно от остальной олонецкой чуди (вепсов) на востоке в Вытегорского уезда по границе с Кирилловским и Каргопольским уездами. Население этих мест само себя и никем из этнографов к обруселым вепсам не относится.

Проживала обруселая чудь в 118 селениях Вытегорского уезда: Песок, Венюкова, Васильевская (Ишукова), Боброва, Никифорова, Запарина, Ухотский погост (Ильина), Климовская (Тоболкина), Ефремова, Попадьина, Низ, Мечевская, Еремина, Леонтьева, Ершова, Окулова, Брюхова, Кобылина, Прокопьева, Ермолина, Панкратова, Копытова, Мишуткина, Козулина, Васильева, Мосеевская (Черницина), Поганина, Юргина (Юркина), Амбросова (Обросова), Сергеева, Саустова, Лихая Шалга (Шалга) (по реке Ухте);

Сурминская (Терюшина), Емельяновская (Шарапова), Патровская, Филосовская, Игнатовская (Шилькова), Демидовская (Заполье), Дуплевская (Заполье), Ермаковская (Заполье), Будринская (Кромина), Прокопинское, Антипинская (Горка), Григорьевская (Новоселова), Тихмангский Погост (Данилово), Вахрушева, Паловский Погост (Дудино), Аксенова, Клепикова, Фатьянова, Федорова, Бурцова, Демина, Рукина, Новое село, Трофимовская (Часовина), Орюшинская (Выдрина), Мурхонская, Лавровская (Петунина), Дмитровская (Цанина), Федотовская (Павшево), Феофилатовская (Рубышино), Рябовская (Симанова), Мининская (Бережная), Киршевская (Круганова), Далматовская (Савина), Третиаковская (Манылова), Мухловская (Книгина), Фертинская (Ванева), Кошкаревская (Филина), Иарахивская (Паракеевна, Сласникова), Сидоровская (Давыдова), Елтомовская (Верховье), Михалевское (Выползово), Гуевская (Фокино), Мануйловская, Железниковская (Гурино), Кашинская (Верховье), Куромская (Конец), Горловская (Малькова), Ильинская слобода (по реке Тихманге);

Антоновская (Баранова), Мокиевская (Русанова), Муравьевская, Горбуновская (Пустынь), Фоминская (Горка), Федосьевская (Матюшина), Кузнецовская (Кириловщина), Качаловская (Привалова), Вершининская пустошь (Вершинина), Исаковская пустошь, Лукинская (Повинки) Алексинская (Гурино) Давыдовская (Максимова) (по реке Шалгасу);

Перхина (Антипина), Пашинская (Береговская), Антипина (Антипа, Перхина, Малая Херька), Федоровская (Халуй), Анциферова (Халуй) (по реке Индоманке);

Лебяжья пустошь (по ручью Пустынному);

Деминская (Дубининская), Матвеевская (Прочева) (по Шей-ручью);

Фалькова (у Ухтозера);

Анциферовская (Березник, Халуй), Кречетова (Панкратова), Агафоновская (Большая), Раковская (Уголь) (у Анциферовского озера);

Борисова Гора (Гора), Митина, Панкратово (Матвеево, Исаево), Иванова (Кирьянова), Блинова (Горка), Елинская (Кропачева, Новожилова, Ермолинская) (у Исаевского озера);

Анциферовская (Ананьина, Пужмозеро), Ермолино (Новожилово) (у Пужмозера).

В 1535г. к Чуди относили население Толдожского, Ижерского, Дудровского, Замошского, Егорьевского, Ополецкого, Кипенского, Зарецкого погостов в Новгородских землях.

Список населенных мест Санкпетербургской губернии 1864г. относил к чуди, на основании мнения петербургских ученых – водь, чье имя (ватия-лайзет) производили от слова «ваддья», значение которого не известно. Народ этот ближе к эстонцам, чем карелам. Водь проживала в Петергофском, Ямбургском уездах. При этом в приходских списках часть ее поселений названа ижорскими.

Кроме того, чудскими названа часть поселений лежащих в русских районах по реке Луге – Пулково, Сола (Сала), Надеждина (Блекигоф), Мариенгоф, Кошкино, Захонье, Свейско, Жабино, Калмотка, Верино (Николаево), Кузьмино, Юркино, Кепи, Горка, Подога, Луцкая, Луцкое.

Официальная статистика отделяла чудь от води и эстов. По данным переписи населения 1897г. в Ямбургском уезде (кроме води и эстонцев) насчитали 303 человека говоривших на чудском языке. Вепсов там не было

В 19 веке ученые именовали чудью без разбора народы пермской группы, и водь, и чухонцев, и карел, и эстов. Хотя тогда говорить о мононациональном составе населения Эстляндии не имело смысла. Шло слияние нескольких народностей (в том числе славян-кривичей и германцев-датчан) в один эстонский народ. Учитывая массовое сокращение населения Новгородских областей в конце 16 века и начале 18 века, а также переселение из Финляндии, Эстляндии и Лифляндии в 17 веке, можно предположить ассимиляцию поселенцами местного населения. Поэтому можно предположить, что имя чуди было дано финноизированной части местного населения новгородцами, а от них петербургскими ученым. В других же местностях наличие финно-угорского состава чуди не зафиксировано. Никакой эстонской чуди на территории Новгородских и Псковских земель вплоть до Чудского озера не было.

Вятский летописец упоминал на Чепце народы чудь и остяков. По преданиям, в этих местах находились чудские городища, и именно здесь находят бронзовые предметы, объединённые названием «Пермский звериный стиль». Специалистами всегда признавалось иранское влияние на искусство «Пермского звериного стиля».

Саамы, которые хорошо знали чудь, не смешивали их с карелами. По преданиям карел и саамов чудь – «душегубы лютые», каждое лето приходили с гор и убивали много людей. Саамский «чуте, чуде» – «преследователь, разбойник, враг».

В преданиях саамов указывается, что в давние времена на их земли приходила чудь белоглазая. Поверх одежды она носила железные латы, на головах – железные рогатые шлемы. Лица закрывали железными сетками. Страшными были враги, всех подряд вырезали. Подобная форма скандинавских викингов имела место лишь с 13 века.

Финно-угорские народы всегда рассказывали о чуди как о некоем ином народе. Коми-зыряне и пермяки, отличали себя от «настоящей чуди». Причина в соседстве, они знали чудь. Для коми-пермяков и удмуртов чудь совершенно чуждый им по языку этнос, принимавший, как новгородцы и вятчане участие в межплеменных распрях и войнах.

Описания коми говорят о необычно большом росте представителей чуди. Кроме чуди-великанов коми-пермяки выделяют другой народ маленького роста – чудов.

С преданиями о чудах связаны предания о народе сиртя (сихиртя, сирчи), обитавшем в тундре до прихода ненцев. По преданиям, сиртя были маленького роста, говорили, слегка заикаясь, носили красивую одежду с металлическими подвесками. У них были белые глаза. Домами сиртя служили высокие песчаные сопки, ездили на собаках и пасли мамонтов. Так же, как чудь, сиртя считались умелыми кузнецами и хорошими воинами. Встречаются упоминания о военных столкновениях ненцев с сиртя. Известны случаи женитьбы ненцев на женщинах сиртя. Ненцы отличали сиртя от себя, хантов и коми.

Академик И. Лепехин писал в 1805г.: «Вся самоедская земля в Мезенском округе наполнена запустевшими жилищами некогда древнего народа. Находят оные на многих местах: при озерах, на тундре, в лесах, при речках, сделанные в горах и холмах наподобие пещер с отверстиями, подобными дверям. В сих пещерах обретают печи и находят железные, медные и глиняные домашних вещей обломки».

Впервые ненецкие предания о сиртя, говоривших на языке, отличном от ненецкого, были записаны А. Шренком в 1837г. в Большеземельской тундре. Ненцы были убеждены, что последние сиртя еще за 5 поколений до 19 века встречались на Ямале, а затем окончательно исчезли.

Предполагают первоначальное значение слова чудь – «немцы», из готского «Тсиуда» – «народ». Как это соответствует финно-угорскому этносу неясно. Но чудь (Thiudos) упоминается среди других народов присоединенных к готской державе 4 века и поэтому не являвшимся немецким. Иордан писал: «Германарих, благороднейший из Амалов, который покорил много весьма воинственных северных племен и заставил их повиноваться своим законам. Немало древних писателей сравнили его по достоинству с Александром Великим. Покорил же он племена: гольтескифов, чиуд, инаункс, васинобронк, мерен, морден, имнискар, рогас, тадзан, атаул, навего, бубеген, колд. (Golthescytha, Thiudos, Ina unxis, Vas ina broncas, Merens, Mordens, Imnisscaris, Rogas, Tadzans, Athaul, Navego, Bubegenas, Coldas)».

В пуранах указаны народы Куру (Kurus), Чедью (Chedyas) рядом с Вятса (Vatsa), в «Махабхарате» употребляется имя народа Чеди.

Таким образом, вырастает образ народа – могучего, богатого, независимого, отличающегося богатырским телосложением, обладающего сакральными знаниями и удивительными способностями. Часть его дала начало стране Rusia Alba (Белая Русь), а часть ушла в новые земли, и не только на севере. В Поморье (в Кеми) полагали, что чудь имела красный цвет кожи и ушла отсюда жить в Новую Землю. Уместно вспомнить, что жители древнего Египта (самоназвание которого было Страна Кеми) считали себя краснокожими переселенцами из страны Верхней Кеми.



Поделитесь с друзьями:

Чудь заволочская - это древнее дославянское население Заволочья, являющееся до наших дней в некотором роде исторической загадкой. Термин этот пущен в обиход летописцем XI века Нестором в «Повести временных лет». Перечисляя в своем произведении народы Восточной Европы, он назвал эту народность в ряду других финно-угорских племен того времени: «…в Афетове же части седят Русь, Чудь и вси языцы: Меря, Мурома, Весь, Мордва, Заволочская Чудь, Пермь, Печера, Ямь, Угра»


Карта проживания Чуди Заволочской .

Историки утверждают, что она была народностью бесписьменной и не оставила после себя ни летописи, ни иных каких-либо документов.

Они не сохранились как народ, не оставили до наших дней ни обычаев своих, ни языка, чудь растворилась бесследно среди русских пришельцев и соседних народов. О чудских племенах напоминают только легенды и названия, данные когда-то рекам и озерам, среди которых они жили.

Мы знаем, что народ, названный новгородцами чудью заволоцкой обитал в бассейнах рек Мезени и северной Двины, по берегам Лузы, Юга, Пушмы. По языку и культуре чудь принадлежала к финно-угорским народам. Когда-то финно-угры заселяли весь северо-восток Европы, Урал и часть Азии.

Говорили они на языке, близком к языку современных вепсов и карелов.

Все сведения о быте, одежде и внешнем облике чудских племен известны только по результатам археологических раскопок. Археологи ищут обычно в местности с каким-нибудь «чудским» названием. Находят либо следы селения, либо городище, либо чудской могильник - древнее кладбище. По находкам можно определить, была ли это чудь, или другое финно-угорское племя, или пришедшие на эту землю позже скандинавы и славяне.

Чудь и других финнов можно с уверенностью отличить от прочих по двум видам находок: по остаткам их глиняной посуды и по украшениям. Глиняная посуда слеплена обычно без гончарного круга, вручную, с толстыми стенками, часто она имеет не плоское, а круглое дно, потому что еду в ней готовили не в печках, а в очагах, на открытом огне. Снаружи такая посуда украшена орнаментом, выдавленным по сырой глине с помощью палочек и специальных штампов; такой орнамент называется ямочно-гребенчатым и встречается только у финно-угорских народов.

Это были люди среднего и выше среднего роста, предположительно светловолосые и со светлыми глазами, по облику более всего напоминавшие современных карелов и финнов.

Из-за внешнего облика, бытует еще одно название этого народа - Чудь белоглазая.
Чудские племена владели гончарным кузнечным ремеслом, умели ткать, обрабатывать дерево и кость. С металлом они были знакомы не так уж давно: на поселениях находят много орудий из кости и кремня.

Жили, занимаясь охотой и рыболовством. Занимались и земледелием, выращивали неприхотливые северные культуры: овес, рожь, ячмень, лен. Держали домашних животных, - хотя при раскопках поселений в Заволочье находят больше костей диких животных, чем домашних. Охотились не только для добывания мяса, промышляли и пушного зверя. Пушнина в те времена была в ходу наравне с деньгами, Была и просто товаром, ею торговали и с Новгородом, и со Скандинавией, и с Волжской Булгарией.

В связи с развитием торговли в Заволочье возникли древние волоковые пути. Вероятней всего, что они были проложены не русскими пришельцами, а местным населением, и уже потом ими пользовались новгородцы и устюжане.

Чудь исчезла с приходом христианства. Их собственная религия была языческой.

Все легенды о чуди гласят примерно следующее. Чудь жила в лесу, в землянках, имела свою веру. Когда им предложили перейти в христианство, они отказались. А когда их хотели окрестить насильно, они выкопали большую яму и сделали земляную кровлю на столбах, а потом все зашли туда, подрубили столбы, и их засыпало землей. Так древняя чудь ушла под землю.

На самом деле чудь заволоцкая разделила судьбу финских племен, растворившихся среди русских пришельцев и соседних народов: муромы, мери, наровы, мещеры, веси. Они все когда-то упоминались в русских летописях рядом с чудью. Часть их, сопротивлявшаяся вторжению русских, была, по-видимому, истреблена; часть приняла христианскую веру и слилась с русским населением, постепенно утратив свой язык и почти все обычаи; и немалая часть соединилась с соседними, во многом родственными народами.

Чудь Белоглазая. Мифологические карлики.

На Урале и русском Севере в древности жили чудь белоглазая и дивьи люди. Изначально они были одним родом, и имели одних прародителей, по всей видимости Чурилу Дыевича и Тарусу. Потом они дали начало многим арийским и финским родам. В частности, к ним относят Лунную династию индийских и венедских царей. Разделились они по религиозным мотивам. Дыевы люди стали служить Дыю и ушли в подземные города сразу после битвы Сварога и Дыя. Их приютили подземные жители паны, которые происходят от Пана Виевича. А чудь ушла в те пещеры незадолго до включения Урала в Московское царство.

Норвежские альфары, датские и шведские эльвы, англосаксонские гномы и эльфы, германские альбы... Мудрецы, чародеи, величайшие мастера по обработке металлов, изготовители магических предметов... Предания об этих загадочных существах широко распространены среди народов Северной Европы

Во многих районах Земли существуют легенды о карликах как о первоначальных жителях этих местностей, которые с появлением людей всегда уступали им место, исчезая бесследно, уходя... под землю. В России предания о, ушедшей под землю, были распространены по всему Северу.

Что скрывается за многочисленными легендами о карликах? И почему средоточием этих легенд является север Европейского континента, омываемый волнами Ледовитого океана?

Один из самых древних народов Европы, кельты-ирландцы, сохранили в своих преданиях легенды о таинственных северных островах, жители которых назывались Туату де Даннан - Племенами Богини Дану. . В четырех своих городах - Фа Рукоятка ведра в виде молота Тора с изображением карлика (Из погребальной ладьи. Осеберг, Норвегия) лиасе, Гориасе, Муриасе и Финдиасе - они постигали,

Создавали магические предметы, часть из которых принесли с собой, переселившись в Ирландию.

Северные острова - - находилась на севере, недалеко от Скандинавии. Для смертных она была недостижима.

В средневековой рассказывается о появлении на ирландской земле народа Туату де Дананн. Их прибытие сопровождалось каким-то неясным катаклизмом: . Поздние легенды утверждают, что пришельцы просто сожгли свои корабли, пристав к ирландскому берегу Тем не менее считается, что Племена Богини Дану появились из дымных облаков.

Эти мудрецы, низкорослые, но вечно молодые и прекрасные, правили с помощью волшебства и наук, и период их расцвета считается золотым веком Ирландии. Туату де Даннан были изгнаны другим пришедшим с моря народом, и последние из них ушли в подземный мир, . Живут они в пещерах и волшебных курганах - . Ирландия до сих пор почитает свой. Правда, с годами волшебные обитатели сидов, став персонажами фольклора, превратились в многочисленное племя, населяющее глухие уголки Ирландии. Зная, что в сидах обитают, ирландцы не только не разрушали курганы, но даже избегали подходить к ним близко.

На Британских островах, где причудливо смешались кельтская и германоскандинавская культуры, бытуют и собственные предания о карликах.

Многим известна баллада Р.Л. Стивенсона, который варили жившие на севере Шотландии пикты - . Но вот -

Пришел король шотландский,
Безжалостный к врагам,
Погнал он бедных пиктов
К скалистым берегам,

Истребленные шотландцами, пикты исчезли с карты Британии.

Ученые до сих пор точно не знают, кто такие пикты (лат. Picti -). Само это понятие употреблялось начиная с III в. н.э. применительно вообще ко всем племенам, населявшим север Британии, Гебридские и Оркнейские острова. Их язык представлен непереведенным до сих пор огамическим письмом (древнее письмо, употреблявшееся только кельтами и пиктами Британских островов. - Авт.). Происхождение пиктов вызывает споры, большинство ученых считает их народом неиндоевропейского происхождения.

Среди пиктских племен легенды выделяют загадочный маленький народ, населявший север Шотландии. Эти карлики жили в пещерах, слыли знахарями, варили таинственные зелья. Они носили зеленые одежды, умели накладывать и снимать чары.

Помимо пиктских сказаний, легенды о карликах распространены по всей Британии. В Уэльсе рассказывают, что карлик Эйденс вызвал разлив озера, волны которого затопили всю землю. Особенно популярны предания о гномах и эльфах - иногда их называют и карликами. Эльфы могут менять свой рост и облик по своему усмотрению, на закате солнца они любят танцевать и петь на укромных лесных полянах. Они обладают непостижимой мудростью, даже крупица знания эльфов делает человека могущественным мудрецом. Под покровительством эльфов находятся некоторые деревья, прежде всего дубы и липы.

Гномы выходят на поверхность только ночью. Их подземные дворцы освещаются теплым светом янтаря и блеском несметных сокровищ. Их мир - это воспоминание о той Изначальной Ночи, что царила некогда на Земле, о беззвездном подземном мире, где первоначально обитали все боги...

Если в Ирландию карлики явились как переселенцы, то народы Скандинавии, по-видимому, были знакомы с ними в более древние времена. Скандинавский эпос повествует о том, что задолго до появления на Земле людей мир был населен великанами и карликами. Карлики (древнеисландск. dvergar; иногда их называют альвами, гномами) были созданы богами. Существует множество толкований тому, кто такие Бримир и Блаин, но ясности в этом нет. По одной из версий Старшей Эдды, карлики.

Карлики жили под землей, слыли несравненными мастерами в искусстве обращения с огнем и металлом, изготовлении волшебных вещей. Они ковали оружие для богов. Великому Одину они выковали волшебное копье Гунгнир и золотое кольцо Драупнир, Тору - молот Мьёлльнир. Карлики Брокк и Эйтри создали вепря с золотой щетиной. Искусными руками карликов построен чудесный корабль Скидбландир, выкованы золотые волосы богини Сив. Борьба за овладение этими магическими предметами составляет значительную часть скандинавского эпоса.

Никому не удалось проникнуть в секреты карликов. Живут они не вечно, но очень долго, веками. На землю могут выходить только ночью - солнечный свет обращает их в камень. Карлики наделены сверхъестественной силой, носят длинные бороды. Некоторые их племена доброжелательны к людям, другие - - наоборот, враждебны. Рудокопы говорят, что встретить карлика - добрая примета.

За карликами сохранялась репутация чародеев, знатоков магии. Существовали и кобольды - карлики, духи домашнего хозяйства. По преданию, они живут в сараях, конюшнях и чердаках, но только у рачительных и добрых хозяев, которым стараются не попадаться на глаза: , считают они.

Лесные карлики - неуклюжие, лохматые, в звериных шкурах, собирали лечебные травы и слыли искусными целителями.

Эпос германцев формировался в сравнительно позднее время, поэтому приобрел черты, скорее, рыцарского романа. Тем не менее сквозь новейшие пласты в нем явственно проступают образы древних легенд. Так из глубокой старины дошло до нас предание о нибелунгах.

Первоначально, в ранних германских сказаниях, нибелунгами назывались северные карлики (альбы) - обитатели горных пещер, хранители горных сокровищ, которыми завладел Сигурд. Потом это название распространилось на тех людей, кто завладел сокровищами после смерти Сигурда. Постепенно древний смысл имени нибелунгов - существа, обитавшие в подземном царстве, карлики (нем. Zwerg - карлик) - был утрачен, поздним переработчикам он уже не был ясен. Нибелунги начинают фигурировать в эпосе как могучие воины.

Согласно древним преданиям, нибелунги носят для защиты плащи-невидимки чудесного свойства: тот, кто надевает такой плащ, становится невидимым и недоступным ударам и уколам. При этом сила его значительно возрастает. Зигфрид с большим трудом отнял один такой плащ у карлика Альбриха. Седобородый Альбрих жил под горой, был свиреп и очень силен. Зигфрид приставил побежденного им карлика сторожить сокровища в потайной пещере.

Несмотря на размытый временем образ нибелунгов, в нем сохраняются главные черты, присущие загадочному племени карликов - это волшебники, живущие под землей.

Сам собой напрашивается вывод, что древние жители Северной Европы, очевидно, сталкивались с загадочным маленьким народом, слишком слабым, чтобы оставить свой след в истории, и слишком сильным, чтобы остаться незамеченным.

Фольклор - это, помимо прочего, еще и историческая память народа. Подобные свидетельства есть и у народов Севера нашей страны.

Н.М. Карамзин отмечал, что. Карамзин основывался на свидетельствах древнерусских источников о колдунах, прорицателях, чародеях из среды финно-угорских народов, обитавших на севере Руси. Можно вспомнить из поэмы А.С. Пушкина, который постиг ученье колдунов.

Между тем у финских народов всегда существовало убеждение, что своим волшебным знаниям местные чародеи во многом обязаны неким подземным духам-карликам. Предания о карликах, обитавших в пещерах или под землей, существовали у всех финских народов, из которых древнейшими обитателями Севера являются лапландцы (саамы, лопь, лопари). По-фински подземных карликов называли, по-лопарски - . Саамы рассказывают еще о карликах-ульдрах - жителях Лапландии. Зиму ульдры проводят в своих подземных убежищах. Лапландцы - народ кочевой. Иногда в своих жилищах из оленьих кож они слышат, как под землей забеспокоились ульдры - значит, жилище надо переносить с этого места, оно закрыло вход в подземные обиталища этих маленьких существ. Если этого не сделать, ульдры могут сильно навредить - порвать оленьи шкуры, украсть из колыбельки дитя и подложить вместо него своего уродца. В этом случае рекомендуется обращаться с маленьким ульдром нежно - тогда мамка-ульдр смилостивится и вернет ребенка на место. Днем ульдры слепнут от света и поэтому выходят на поверхность ночью. При встрече с ульдром надо держаться с ним как можно осторожней и не делать ничего, что тому может не понравиться, ведь ульдры - могучие волшебники.

Сказания Беломорья, Приладожья, Приуралья повествуют об ушедшей в землю - предания о чуди распространены повсеместно на Севере. Указывают чудские крепости, городища, могилы. Иногда чудью называют финские племена, жившие здесь до прихода русского населения, однако исследователи давно установили, что чудь - общее понятие для всех аборигенов-инородцев, обобщенное название для самых разных этнических групп. При этом чудь чуди рознь - одни народные предания рисуют чудь как племя сильное, могучее, богатырское, другие - слабое, нерасторопное, малоподвижное, не пытающееся бороться за свое существование. В рассказах местных русских жителей о силе, могуществе и чародействе древних обитателей Севера слышны отголоски древнейших чудских (финских) верований и преданий.

Некоторые легенды о чуди более чем конкретны, в них указываются сохранившиеся до сих пор населенные пункты, урочища, а также крестьянские фамилии и рода, берущие свое начало от чудских родов. Другие предания о чуди имеют мифический характер, полностью утратив какие-либо реальные черты. Очевидно, что русские предания о чуди имеют несколько, один из которых - предания об чудском народе. Г. Куликовский в пишет о и. Вот эта последняя-то и интересна нам более всего...

Эта, как утверждают легенды, пришла откуда-то с севера. Когда же началась русская колонизация, то. По рассказам, это было так: выкапывали яму, ставили по углам столбики, делали над ямой крышу, сверху засыпали землей и камнями, потом сходили в ямы с имуществом и, подрубив подставки, погибали.

Трудно сказать, насколько эффективен такой способ массового самоубийства. И зачем надо было при этом брать с собой имущество? На том свете оно все Равно не понадобится. Есть многочисленные сообщения, что после гибели чуди никаких сокровищ не отыскивались. Куда же они делись? Но все встает на свои места, если предположить, что, сооружая навес над ямой, чудь тем самым просто-напросто закрывала от непогоды и любопытных глаз вход в сооружаемое подземелье. А указанным способом -подрубив столбики -очень удобно заваливать готовый вход в подземные лабиринты, куда и ушла легендарная чудь, захватив свое добро...

И потом - , чудь везде оставила после себя не ямы, а сопки, курганы. В разных местах показывали места чуди - живописные всхолмления, которые очень похожи на. Как тут не вспомнить сиды ~ волшебные холмы ирландцев, где живут карлики-лепраконы! С чудскими курганами связаны, по преданиям, многие загадочные явления. Эти курганы в ночи нередко светятся синим пламенем, из них доносятся звуки - вопли, завывания, постукивания, гул.

В некоторых сказаниях рассказывается о том, что чудь ушла в землю через подземные ходы: .

Как же выглядела та самая? Помимо небольшого роста (упоминания о маленьком росте чуди встречаются в северных легендах редко), она была. Иногда чудь называют просто, . Что это такое? Большие белки глаз, или глаза, состоящие из сплошных белков, или что-то еще? Во всяком случае, это очень характерная и важная деталь.

Одна из поморских легенд говорит о том, что чудь. Этот народ перебрался на Новую Землю, где живет до сих пор, скрываясь в недоступных местах или при встрече с людьми становясь невидимыми. О том, что рыбаки видели чудь на Новой Земле еще, говорит предание, записанное на Севере в 1969 г.

Этот поморский рассказ о краснокожей чуди-невидимке, живущей на Новой Земле, открывает цикл других легенд о чуди ~ загадочных маленьких человечках, живущих под землей, в пещерах гранитных скал. Встретить их можно крайне редко - чудинцы избегают людей и могут становиться для них невидимыми, или оборачиваться в зверя (мышь, белку). Но иногда чудак может прийти на помощь человеку мудрым советом или волшебством. Дальним отголоском этих легенд служит мудрый и добродушный русских сказок, помогающий Ивану-Царевичу с помощью волшебного клубка найти дорогу к похищенной Кащеем красавице, дарящий ему шапку-невидимку, а потом вдруг исчезающий под землей.

По всему северу России, от Финляндии до Сибири, в народе долгое время хранилась память о - временах Смуты, временах разбойных шаек, безжалостно опустошавших селения и погосты. называли и шайки, отбивавшиеся от войск Сапеги и Лисовского, и отряды шведских войск, и разбойников-.

При всей своей фантастичности и запутанности, сказания о панах содержат зерно исторической истины. За этими преданиями кроятся глухие, обрывочные намеки и воспоминания и предания, относящиеся к более древнему времени, нежели Смутное. Корни этих преданий восходят к далекому прошлому, к той эпохе, когда первые славяне-колонисты встретили здесь людей и сохранили память об этом времени в преданиях о заселении края.

Под чудью в русских преданиях обычно подразумевают дославянское население края. Но для вепсско-карельской и мерянской культур существует другое название - . В легендах, распространенных на Севере, чудь и паны нередко оказываются совершенно тождественными друг другу и обозначают в совокупности древних аборигенов края, инородцев, обобщенный образ которых в одинаковой степени архаизируется и гиперболизируется. Несомненно, что с воспоминаниями о чуди смешались и переплелись исторические предания о польских Смутного времени. Иногда и чудь, и паны представляются просто как разбойники.

По преданиям, легендарные чудские памы- ушли под землю вместе с чудью. А у финских народов - заволочской чуди, коми-зырян, вепсов - жрецы, волхвы, мудрецы стали называться с тех пор Памами...

Легенды о карликах есть и у народа коми. Маленьких человечков здесь называют чудами, . Чуды - могучие колдуны, творящие волшебство и предсказывающие будущее.

Одна из зырянских легенд повествует о Железном Свекре - Корт-Айка;

Говорят, что пришел он из новгородской земли, но вообще-то никто не знает, откуда он пришел. Русским он не был, это точно. Сначала, говорят старые люди. Тогда у коми никто не умел ковать железо, а он умел. Колдовство его самое страшное было: меркли солнце и луна, день превращался в ночь, а ночь - в день.

Хотя легенды либо рисуют Корт-Айка могучим великаном или вообще ничего не говорят о его росте, главные его признаки - загадочный человек, пришедший с севера, умеющий ковать железо, и могучий чародей - полностью соответствуют характеристике северных карликов. А могучий чародей в легендах легко может стать великаном...

Русские предания Урала и Сибири повествуют о том, что здесь задолго до прихода русских жила чудь белоглазая. Она занималась в горах добычей золота и серебра, и долгое время спустя древние рудники в Сибири, где добывали золото, серебро и медь, в народе называли. По совету своих, чудаки перед приходом русских зарылись в землю вместе со своими сокровищами, ушли в курганы - . По другим рассказам, князья и начальники чуди, жившей на западных предгорьях Урала, прокопали подземные ходы, куда они скрылись со своими семействами и сокровищами. Там они и живут до сих пор, и иногда их можно увидеть.

Путешествовавший в конце XVIII в. по Европейскому Северу России академик И. Лепехин писал: .

Так рассказывают ненцы о сииртя - странном полумифическом народе, некогда населявшем пространства Севера от Канина Носа до Енисея.

Предки ненцев - народа самодийской языковой группы - начали освоение Западной Сибири еще 8 тысячелетий назад. В своем движении на север ненцы сталкивались с энцами (), тунгусами (), хантами и манси (), селькупами (), нганасанами () и странным малорослым народом сииртя (сиртя, сихиртя). Если с первыми народностями все просто - они существуют и сейчас, то над загадкой сииртя ученые ломают головы до сих пор.

С сииртя ненцы встретились на северном побережье Ямала. Если в фольклоре ненцев эпизодов борьбы с другими племенами довольно много, то сюжетов о войне ненцев с сииртя почти нет - загадочные карлики-сииртя, рассказывают ненцы, способны исчезать, становиться невидимыми. Наконец, сииртя переселились под землю, . Некоторое время они жили под землей, где владели стадами мамонтов - . Сииртя выходили на поверхность только ночью, избегали встреч с людьми, однако некоторым из ненцев посчастливилось общаться с сииртя и перенять у них крупицы их знаний. Потом сииртя исчезли совсем.

Следы сииртя сохранились по всей тундре: в названиях многих рек (- река сииртя), сопок, урочищ (-). Известно, что сииртя - богатый народ: у них в изобилии имеются серебро, медь, железо, свинец и олово. Они живут в земле и добывают их из земли. В своих подземельях сииртя греются перед небольшим синим огнем. На поверхности сииртя можно видеть только издали, а подойдешь ближе - они скроются, а куда - никто не знает. , - считают ненцы.

В легендах о сииртя легко просматриваются два пласта ~- первый, о досамодийском населении тундры (есть гипотеза, что это были юкагиры), и второй, более древний, имеющий общие корни с северными преданиями о чуди. Реальность сииртя настолько не вызывает сомнений, что некоторые исследователи даже пытаются отыскать археологические следы этого народа. Из всех народностей, с кем соприкасались в своей истории ненцы, только сииртя остаются загадкой...

Древние географы были убеждены в существовании крупных островов или даже материка в Северном Ледовитом океане. На географических картах XVI столетия центральная часть Ледовитого океана изображалась в виде суши, расчлененной на три или четыре части. Иногда в Центральной Арктике было показано несколько архипелагов. А в 1646 г. русский землепроходец Михаил Стадухин подал якутскому воеводе Василию Пушкину о том, что к северу от устьев Оби, Енисея, Яны и Колымы в океане лежит: , со снежными горами, падями, кручами и реками знатными>.

Что касается жителей этих загадочных архипелагов, то по распространенному в древности убеждению, приполярный север Евразии был населен пигмеями. Сама возможность существования маленьких людей не должна ни у кого вызывать удивления - это явление достаточно хорошо известно и многократно описано. Малорослость, карликовость, называемые в биологии научным термином - феномен, пока еще недостаточно изученный. По современным представлениям, нанизм представляет собой адаптацию к различным факторам окружающей среды, в том числе низким температурам и недостатку пищи. Интересно, что в одних и тех же условиях может проявляться как нанизм, так и его антипод - гигантизм. В наше время племена - пигмеев обитают в экваториальной Африке и на Андаманских островах (Индийский океан).

В Европе сперва считали карликами лопарей и ненцев. Ганзейские купцы привозили из Новгорода рассказы русских промышленников о том, что по ту сторону Гиперборейских (Уральских) гор живут пигмеи, . Финны называли лопарей, а в Европе в XVI в. ненцев-самоедов изображали карликами. Позже, убедившись, что это не так, стали помещать на крайнем севере. На карте норвежского мореплавателя Олая Великого, выполненной в 1567 г., к северу от Норвегии, вышеЛапландии, показана Scriclinia - страна карликов-скриклингов с надписью: ().

Каких-то странных людей, и говорящих на непонятном языке, повстречали люди новгородца Гюряты Роговича, посланные им собирать пушную дань.

Гипотеза о существовании в северном регионе древнейшей цивилизации, которая исчезла около восьми тысячелетий назад, была выдвинута еще в 1922 г., в результате экспедиции на Кольский полуостров под руководством ученого Александра Барченко.

Итак, мифические архипелаги в Северном Ледовитом океане, населенные не менее мифическими карликами-, создавшими свою цивилизацию... Позвольте, а где все это? Допустим, карлики, но суша? Откуда в Ледовитом океане взялась бы обширная суша и что, в таком случае, с ней стало?..

Эти слова написаны в 1965 г. известным советским полярным ученым Я.Я.Гаккелем. Он обратился к проблеме Арктиды не случайно: это было предопределено кругом его научных интересов. К сожалению, это исследование ученого осталось лишь в набросках и заметках.

В течение многих лет Гаккель изучал геоморфологию дна Северного Ледовитого океана и пришел к выводу о вероятности сравнительно недавнего существования значительных участков суши не только в зоне шельфа, но и в пределах акватории нынешнего Арктического бассейна, прежде всего в районах подводных хребтов Ломоносова и Менделеева. При этом, по мнению ученого, Арктида не являлась целостным материком, а представляла собой совокупность массивов суши (в том числе внутришельфовых), существовавших в пределах акватории Северного Ледовитого океана.

Общая площадь арктических островов - приблизительно 200 тысяч километров. Однако в сравнительно недавнем геологическом прошлом, еще пять тысячелетий назад, соотношение площади суши и моря и их распределение в Северном Ледовитом океане было иным. Не исключено, что вершины подводных хребтов протягивались грядой островов, образуя в совокупности Арктиду, остатками былой суши являются Новосибирские острова и остров Врангеля. На дне морей Северного Ледовитого океана хорошо просматриваются очертания Древних береговых линий, тянущиеся к северу долины крупных сибирских рек, в том числе Оби, Енисея, Лены, Индигирки, Яны, Колымы.

Шпицберген, Земля Франца-Иосифа и другие острова Ледовитого океана - остатки полярного материка. Процесс сокращения суши еще продолжается: легендарные Земля Санникова и Земля Андреева - возможно, также участки суши, ушедшие под воду в последнее время. В 1930-х гг. исчез остров Васильевский, в 1950-х гг. - Семеновский, на протяжении менее чем ста последних лет - остров Фигурина. К этому можно добавить исчезнувшие острова Меркурия и Диомида.

Арктида, являвшаяся в некоторые периоды непрерывным или почти непрерывным между Евразией и Северной Америкой, сыграла большую роль в формировании природы полярных областей Севера. Сравнительный анализ флоры Таймыра, Чукотки и Канадского арктического архипелага показал, что некогда существовала прямая биологическая связь между растениями Таймыра и полярной Канады, причем подобная связь через Чукотку осуществляться не могла. Для этого необходимо было наличие какой-то трансарктической суши. По мнению биологов, такая связь могла осуществляться вплоть до послеледникового времени (17-18 тысяч лет назад).

Общеизвестно о каменноугольных залежах на Шпицбергене. Значит, миллионы лет назад на полярном острове имелась тропическая растительность, а там, где простирается ледяная пустыня, кипела жизнь.

Ученые и промышленники давно заметили, что чем дальше на север, тем чаще встречаются останки мамонтов.

Также известен факт весенних миграций птиц. С материка огромные стаи летят куда-то на север. Куда? Путем кольцевания удалось установить, что в начале лета черные казарки летят в Северную Америку для линьки, а осенью возвращаются, но зачем им лететь в такую даль - понять трудно. Орнитологи знают: перелетные птицы даже в теплых краях стараются прокладывать свой путь ближе к суше. Что же заставляет их пересекать ледяную пустыню океана, где многие из них гибнут?

О былом существовании Арктиды говорит множество других фактов. Например, существенные различия в животном мире на карско-скандинавском и чукотско-американском побережьях Северного Ледовитого океана свидетельствуют о недавней полной изоляции этих районов, находящихся по разные стороны от подводного хребта Ломоносова.

Так не была ли Арктида той самой ирландских саг, финских народов, страной гипербореев? И не являются ли карлики остатками народа, некогда населявшего исчезнувший материк, находившийся, по-видимому, в западной части нынешнего Северного Ледовитого океана?

Когда же погибла Арктида? Была ли это катастрофа, подобно обрушившейся на Атлантиду, или имело место длительное постепенное опускание материка под воду? Однозначно ответить на эти вопросы пока трудно.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка