Значение культуры халифата образование наука литература искусство. Развитие географических знаний

ЗАНИМАЯ ОГРОМНОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО, АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ включал в себя земли, населенные не только этническими арабами, но и множеством других, в том числе и христианских народов, вносивших значительный вклад в развитие науки мусульманского мира. Развитие науки в этом регионе было обусловлено потребностями производства и развитием военного дела, которому арабские завоеватели придавали большое значение. Действовала достаточно широкая сеть образовательных учреждений. На всей территории Арабского халифата арабский язык стал языком администрации, науки и религии.

С развитием филологических и естественных наук в Багдадском халифате, а затем и в других арабских государствах возникают научно-учебные центры: начиная с VIII в. действуют грамматические школы в Басре, Куфе и Багдаде. В 830 г. в Багдаде была создана академия "Дар аль-улюм" ("Дом наук"). В 972 г. в Каире был основан университет Аль-Азхар. Высокого развития образование достигло на арабо-пиренейских землях. В X в. в одной только Кордове было 27 медресе, где преподавали медицину, математику, астрономию и философию.

Математика

В период раннего средневековья ученые Арабского халифата внесли огромный вклад в развитие математики. В VIII в. – и особенно в IX-Х вв. были сделаны важные открытия в области геометрии, тригонометрии.

ЖИВШИЙ В Х В. АБУ-Л-ВАФА ВЫВЕЛ ТЕОРЕМУ СИНУСОВ СФЕРИЧЕСКОЙ ТРИГОНОМЕТРИИ, вычислил таблицу синусов с интервалом в 15 град., ввел отрезки, соответствующие секансу и косекансу. Поэт, ученый, философ иранского происхождения Омар Хайям написал "Алгебру" – выдающееся сочинение, в котором содержалось систематическое исследование уравнений третьей степени. Он также успешно занимался проблемой иррациональных и действительных чисел. Ему принадлежит философский трактат "О всеобщности бытия". В 1079 г. он ввел календарь, более точный, чем современный григорианский. В Багдадском халифате узнали о математических открытиях индийцев в VIII в., цифровая система которых стала известна в Западной Европе под названием арабской к XII в. (через арабские владения в Испании).

Известен трактат "Книга о механике", принадлежащий знаменитым астрономам и математикам Багдадской школы (IX-Х вв.). Из среднеазиатских ученых следует назвать прежде всего математика IX в. Абу Абдаллу Мухаммеда бен-Муса аль-Хорезми (787 - ок. 850), работавшего в эпоху просвещенного халифа аль-Мамуна. Именно благодаря его сочинениям в арабском мире распространилась индийская позиционная система и цифровая символика с нулем, воспринятая впоследствии европейской математикой. Хорезми описывает и арифметические действия с целыми числами и дробями.

В переработанной им "Арифметике" Диофанта – "Книге о восстановлении и противопоставлении" ("Китаб аль-джебр аль-Мукабалла") - были приведены два основных правила решения линейных и квадратных уравнений, а также использован термин "ал-джебр" для обозначения всей науки о решении уравнений (алгебре). Последователи Хорезми развили новые идеи, заимствовав их в свою очередь у индийских математиков, и в XII в. великий хорезмийский ученый-энциклопедист Абу-р-Рейхан аль-Бируни (973 - ок. 1050) создал фундаментальные работы по математике, астрономии, ботанике, географии, общей геологии, минералогии и другим наукам и широко применял математический анализ. В области математики он решил задачи деления угла на три части, удвоения куба и т.д.

Главный труд Клавдия Птолемея "Великое астрономическое построение", получивший по-арабски название "Ал-Маджисти" (переведенный с арабского на латинский язык под названием "Альмагест"), стал для арабских ученых основой космологии, применявшейся на протяжении последующих 500 лет.

В IX-Х вв. УЧЕНЫЕ АЛЬ-БАТТАНИ И АБУ АЛЬ-ВАФА ПРОВЕЛИ САМЫЕ ТОЧНЫЕ для того времени астрономические измерения, позволившие им составить астрономические таблицы.

В VIII-XV вв. в арабских странах появились так называемые зиджи - справочники для астрономов и географов с описанием календарей, указанием хронологических и исторических дат, тригонометрическими и астрономическими таблицами. Был создан лунный календарь, включивший 28 "лунных станций", каждая из которых имела метеорологические характеристики.

Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни производил точные астрономические измерения. Он наблюдал и описал изменение цвета Луны при лунных затмениях и явление солнечной короны при полных затмениях Солнца. Бируни высказал мысль о движении Земли вокруг Солнца и считал геоцентрическую теорию весьма уязвимой. Им было написано обширное сочинение об Индии и переведены на санскрит "Начала" Евклида и "Альмагест" Птолемея. Астрономические исследования средневековых ученых Арабского халифата вместе с другими достижениями науки и техники позднее становились известными в Европе и стимулировали развитие европейской астрономии.


География

Большое практическое значение имели достижения ученых Арабского халифата в области географии. Путешественники и географы расширили представления об Иране, Индии, Цейлоне и Средней Азии. Через них Европа впервые познакомилась с Китаем, Индонезией и другими странами Индокитая.

НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫЕ РАБОТЫ ГЕОГРАФОВ-ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ: "Книга путей и государств" Ибн Хордадбека, IX в., "Дорогие ценности" – географическая энциклопедия Ибн Руста (начало Х в.), "Записка" Ахмеда Ибн Фадлана с описанием путешествия в Поволжье, Заволжье и Среднюю Азию, 20 трактатов Масуди (X в.), "Книга путей и царств" Истахри, 2 карты мира Абу-Абдаллаха аль-Идриса, многотомный "Словарь стран" аль-Кинди Якута, "Путешествие" Ибн Баттуты.

Примечательно, что Ибн Баттута за 25 лет своих путешествий прошел по суше и морю около 130 тысяч км. Он посетил все населенные мусульманами территории в Европе, Азии и Византии, Северную и Восточную Африку, Переднюю и Среднюю Азию, Индию, Цейлон и Китай, обошел берега Индийского океана, пересек Черное море и от Южного берега Крыма добрался к низовьям Волги и устью Камы.

Уже упоминавшийся Бируни производил географические измерения. Он определил угол наклона эклиптики к экватору и установил его вековые изменения. Для 1020 г. его измерения дали значение 23 град. 34"0. Современные вычисления дают для 1020 г. значение 23 град.34"45". Во время путешествия в Индию Бируни разработал метод определения радиуса Земли. По его измерениям, радиус Земли оказался равным 1081,66 фарсаха, т. е. около 6490 км. В измерениях участвовал Аль-Хорезми. При Аль-Мамуне была предпринята попытка замерить окружность Земли. С этой целью ученые измерили градус широты вблизи Красного моря, что составляет 56 арабских миль, или 113,0 км, отсюда длина окружности Земли равнялась 40680 км.


Физика

Выдающимся ученым Египта был Ибн-аль-Хайсам (965-1039), известный в Европе под именем Алхазена, математик и физик, автор знаменитых трудов по оптике. Алхазен развивает научное наследие древних, производя собственные эксперименты и конструирует для этого специальные приборы.

ОН РАЗРАБОТАЛ ТЕОРИЮ ЗРЕНИЯ, ОПИСАЛ АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ ГЛАЗА и высказал предположение, что приемником изображения является хрусталик. Точка зрения Алхазена господствовала до XVII в., когда было выяснено, что изображение появляется на сетчатке. Отметим, что Алхазен был первым ученым, знавшим действие камеры-обскуры, которую он использовал как астрономический прибор для получения изображения Солнца и Луны. Алхазен рассматривал действие плоских, сферических, цилиндрических и конических зеркал. Он поставил задачу определения положения отражающей точки цилиндрического зеркала по данным положениям источника света и глаза.

Математически задача Алхазена формулируется так: по данным двум внешним точкам и окружности, расположенным в одной плоскости, определить такую точку окружности, чтобы прямые, соединяющие ее с заданными точками, образовывали равные углы с радиусом, проведенным к искомой точке. Задача сводится к уравнению четвертой степени. Алхазен решил ее геометрически. Он занимался исследованием преломления света, разработал метод измерения углов преломления и показал экспериментально, что угол преломления не пропорционален углу падения. Хотя Алхазен не нашел точной формулировки закона преломления, он существенно дополнил результаты Птолемея, показав, что падающий и преломленный лучи лежат в одной плоскости с перпендикуляром, восстановленным из точки падения луча.

Алхазену было известно увеличивающее действие плоско-выпуклой линзы, понятие угла зрения, его зависимость от расстояния до предмета. По продолжительности сумерек он определил высоту атмосферы, считая ее однородной. В этих предположениях результат получается неточным (по Алхазену, высота атмосферы 52 000 шагов), но сам принцип определения является большим достижением средневековой оптики. "Книга оптики" Алхазена была переведена на латинский язык в XII в. То, что Алхазен есть не кто иной, как арабский ученый Ибн аль-Хайсам, выяснилось только в XIX в.

МАТЕМАТИК, АСТРОНОМ И ГЕОГРАФ АЛЬ-БИРУНИ, РОДИВШИЙСЯ на территории современного Узбекистана в 973 г., написал 146 работ общим объемом 13000 страниц, включая пространное социологическое и географическое исследование Индии. Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни производил точные определения плотностей металлов и других веществ с помощью изготовленного им "конического прибора", который представлял собой сосуд, суживающийся кверху и оканчивающийся цилиндрической шейкой. Посредине шейки было проделано небольшое круглое отверстие, к которому была припаяна изогнутая трубка соответствующего размера. В сосуд наливали воду. Куски металла, плотность которого определялась, опускали в сосуд, из которого через изогнутую трубку выливалась вода в объеме, равном объему исследуемого металла. Шейка была достаточно узкой, чтобы "подъем воды был заметен и при опускании того, что по объему равно зерну проса". Сама же трубка после ряда опытов была заменена желобком, чтобы вода по нему стекала без задержки. По измерениям Бируни плотность золота, переведенная на современные единицы измерения, равна 19,5, ртути -13,56. Особое значение для развития минералогии имел обширный труд Бируни "Собрание сведений о познании драгоценных минералов", в котором он подробно описал более 50 минералов, руд, металлов, сплавов. Им были написана также книга "Минералогия".

Замечательны практические указания, приведенные Бируни о воде, применяемой при определениях плотности. Он указывает на необходимость пользоваться водой из одного и того же источника, в одних и тех же условиях "в связи с воздействием на ее свойства четырех времен года и зависимостью ее от состояния воздуха". Таким образом, Бируни знал, что плотность воды зависит от содержания в ней примесей и от температуры.

При сравнении с современными данными результаты Бируни оказываются весьма точными. Русский консул в Америке Н.Ханыков в 1857 г. нашел рукопись аль-Хазини под названием "Книга о весах мудрости". В этой книге приведены извлечения из книги Бируни "Об отношениях между металлами и драгоценными камнями в объеме", содержащие описание прибора Бируни и полученные им результаты. Аль-Хазини продолжал исследования, начатые Бируни, с помощью специально сконструированных им весов, которые он назвал "весами мудрости".


Больших успехов достигла медицина – она развивалась более успешно, чем в Европе или на Дальнем Востоке. Большой вклад в развитие средневековой науки внес прославленный персидский врач и философ Ибн-Сина – Авиценна (981-1037), автор энциклопедии теоретической и клинической медицины, обобщивший взгляды и опыт греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей "Канон врачебной науки", которая на Западе использовалась в качестве учебника до XVII века.

АВИЦЕННА РОДИЛСЯ В 980 г., А УМЕР В 1037 г. НАЧАВ С ПРОФЕССИИ ФИНАНСОВОГО ИНСПЕКТОРА в налоговом управлении, он достиг должности визиря. Его основное медицинское произведение "Канон врачебной науки" включает философию, гигиену, патологию, терапию и медицинский материал. Он так подробно описал различные заболевания, как этого не сделал никто до него. Переведенные на большинство языков мира, произведения Авиценны на протяжении шестисот лет были универсальным медицинским кодексом; они послужили основой для медицинских исследований во всех университетах Франции и Италии. Их переиздавали до XVIII в., и прошло не более полувека с тех пор, как их перестали комментировать в Университете Монпелье.

Не меньше, чем науку Авиценна любил удовольствия, а их излишества сократили его дни; это наводит нас на мысль о том, что вся его философия не смогла ему принести мудрость, равно как и его медицинская наука – здоровье.

Абу Бакр Мухаммед ар-Рази, известный багдадский хирург, дал классическое описание оспы и кори, применял прививки. Сирийская семья Бахтишо дала семь поколений знаменитых врачей. В 975 г. персидский ученый Абу Мансур аль-Харави Мувффат опубликовал "Трактат об основах фармакологии", в котором изложил лечебные свойства различных природных и химических веществ.

Культура стран арабского халифата

Составил Важенин Сергей Валерьевич, учитель истории МОУ СОШ с. Закаринье Слободского района Кировской области

План урока

1. Образование.
2. Наука.
3. Литература.
4. Искусство.
5. Значение культуры халифата.

Задание на урок

Сравните уровень развития культуры в Западной Европе и странах халифата?

1. Образование.

В халифат входило много стран с высокой древней культурой: Египет, Сирия, Палестина, Месопотамия, Иран, Средняя Азия. В этих странах широко распространился ислам, а вместе с ним - арабский язык. Его называли «латынью Востока». Но в отличие от латинского языка в Средние века арабский язык был живым, разговорным языком для многих народов Востока. На нем вели дела в суде, его изучали в школах. Арабский язык стал языком науки и литературы.

1. Образование.

Каждый мусульманин, если собирался занять какую-либо должность, должен был получить образование. Начальные школы у мусульман были частными. Те, кто мог платить, занимались на дому с наемными учителями. Образование можно было продолжить, посещая лекции и беседы знатоков Корана, Сунны и шариата. При наиболее известных мечетях в больших городах были открыты высшие мусульманские школы - медресе.

1. Образование.

Каждый знатный человек желал иметь в своем окружении как можно больше выдающихся поэтов, ученых, знатоков Корана. Чем более известные люди его окружали, тем выше были его престиж и слава. Писатели и ученые жили чаще всего при дворцах халифов и эмиров, получали содержание и дары от своих покровителей, за это прославляли их, посвящали им свои произведения.

«Важнейшее украшение человека - знание», - говорили арабские ученые. В халифате успешно развивались математика, астрономия, география, медицина.
В VIII-IX веках на арабский язык были переведены научные труды древнегреческих, иранских, индийских ученых.- Особенно много переводов было сделано при Харуне ар-Раши-де и его сыне. В Багдаде тогда был основан «Дом мудрости» - хранилище рукописей, где переводили и переписывали книги. По примеру Багдада и в других больших городах были созданы «Дома мудрости»; в них ученые получали книги, жилье и денежные средства.

Арабским математикам были известны труды Пифагора, Евклида и Архимеда, индийских астрономов и математиков. Они создали алгебру, стали пользоваться индийскими цифрами. Постепенно эти цифры, названные арабскими, и их счет проникли в Европу, стали общепринятыми во всем западном мире и очень облегчили развитие математики и основанных на ней наук и практических знаний.

В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории. Пользуясь сложными инструментами, астрономы сумели приблизительно вычислить окружность Земли, описали положение видимых звезд на небе. Ученый аль-Бируни (973- 1048) из Средней Азии написал множество ценных трудов по различным отраслям знания: географии, истории, астрономии и другим наукам. Он высказал гениальную догадку, что центром нашей Вселенной является Солнце, а Земля движется вокруг него.

Слайд №10

Письменная история родилась у арабов вместе с исламом. Появились предания и сообщения о Мухаммеде, его биографии, сведения о том, как возник ислам. Историки прославляли завоевания арабов и в кратком виде излагали историю римских, византийских и иранских правителей.

Слайд №11

В большом почете у арабов была география. Об этом говорит пословица: «Кто отправляется в путь ради науки, перед тем открываются двери рая». Географы не только изучали сообщения о других странах, но и стремились побывать в них, с риском для жизни совершали далекие путешествия. Арабские путешественники и купцы описали страны халифата, Индию, Китай, проникли далеко в глубь Африки и Восточной Европы. Они составили карты известных им стран и морей.

Слайд №12

Успешно развивалась медицина. В Средней Азии жил великий ученый Ибн Сина (980- 1037), в Европе его называли Авиценна. Он был очень разносторонним мыслителем - философ, астроном, географ, медик, поэт. Ему принадлежит более ста научных трудов. На Востоке Ибн Сину называли «главой ученых». Особенно прославился Ибн Сина как врач. В своем знаменитом труде по медицине он описал признаки многих болезней, которые до него не умели различать.

Слайд №13

3. Литература.

Вместе с товарами купцы и погонщики верблюдов привозили из других стран чудесные сказки. Их рассказывали во дворцах халифа и знати, на базарах, улицах и в домах Багдада. Многие слушатели любили рассказы об удивительных путешествиях и приключениях. Простой люд передавал смешные истории о хитрецах, которые ловко обманывали судей и чиновников. Из этих сказок позднее был составлен известный всему миру сборник «Тысяча и одна ночь», вобравший в себя предания и легенды многих народов.

Слайд №14

3. Литература.

Еще до ислама у арабов возникла богатая поэзия, отразившая быт и обычаи кочевников. В каждом племени был свой признанный поэт, выступавший на празднествах. Доисламские поэты воспели смелого воина, щедрого и верного данному слову. Знакомство с культурой покоренных народов изменило интересы и вкусы арабов. Поэтов интересовали теперь «вечные» вопросы: о добре и зле, о жизни и смерти, о богатстве и бедности, о любви и измене, о красоте мира и его печалях.

Слайд №15

3. Литература.

Особых успехов достигла поэзия в Иране и Средней Азии; здесь поэты писали произведения обычно на таджикско-персидском языке - фарси.
Одним из самых знаменитых поэтов был Фирдоуси (934-1020). Более 30 лет он работал над поэмой «Шахнаме» («Книга царей»). В ней рассказывается о борьбе иранского народа против завоевателей, прославляются подвиги легендарных героев. Фирдоуси высоко ценил знание: «К словам разумным ты ищи пути, весь мир пройди, чтоб знанья обрести».

Слайд №16

4. Искусство.

Из всех видов искусства более всего в халифате была развита архитектура. Строители возводили для халифов великолепные дворцы, гробницы и крепости. Всему миру известна Альгамбра - дворец эмира в испанском городе Гранаде.

Слайд №17

4. Искусство.

В городах сооружали мечети. Мечеть служила не только местом молитвы, но и залом суда, хранилищем книг, а также денег, собранных для бедных, и просто клубом, где можно было потолковать с друзьями.
Главное здание мечети - четырехугольный молитвенный зал, открытый во двор. Обширный двор обычно окружала галерея с колоннами, где собравшиеся отдыхали и укрывались от солнца; в середине двора верующие совершали омовение у бассейна с проточной водой. Иногда над мечетью возводили купол, но чаще крыша была плоской. Множество колонн, изящных и легких, заполняли молитвенный зал. Во время молитвы все становились лицом к специальной нише - михрабу, направленному в сторону Мекки, и повторяли все движения стоящего перед ними священнослужителя - муллы, или имама..

Слайд №18

4. Искусство.

По сравнению с христианским храмом убранство мечети самое простое: в ней нет ни мебели, ни дорогой утвари, ни музыкальных инструментов. Пол застлан коврами, на которых рассаживаются посетители, предварительно оставив за дверями обувь; стены расписаны - и то не всегда - лишь изречениями из Корана. Но арабская азбука настолько красива, что эти изречения выглядят как прекрасный узор - «вязь из букв».

Арабская культура объединила в себе достижения культуры сирийцев, египтян, иранцев, народов Средней Азии. В состав Арабского халифата входили древнейшие цивилизации Африки и Азии, а также античного мира. Арабы усваивали достижения покоренных народов и способствовали их распространению. Подъему культуры способствовал хозяйственный подъем.

Успехи арабов в развитии ремесла и сельского хозяйства: открытие дамасской стали; изготовление из стали зеркал; изготовление бумаги; производство шелка, шерсти, парчи; производство кожи; производство сахарного тростника и риса; развитие садового искусства.

Образование в учебных заведениях халифата велось на арабском языке.

Оно высоко ценилось и было необходимо для получения государственных должностей. В Арабском халифате было много школ, образованных людей, ученых. Ни одна страна в Европе не могла соперничать в этом с арабами.

Начальные школы были частными и государственными (бесплатные). При мечетях в больших городах создавались высшие мусульманские школы -медресе. При дворцах халифов и эмиров жили и работали писатели и ученые.

В городах создавались большие библиотеки, например: Дом мудрости в Багдаде содержал около 400 тысяч томов.

Основные открытия и достижения арабских ученых в области науки:

Математика: арабские цифры, понятие «ноль» (заимствовали у ученых Древней Индии и способствовали проникновению этих знаний в Европу);

знали труды Пифагора, Евклида, Архимеда; создали алгебру - Аль-Хорезми ;

могли вычислить длину окружности; знали число «пи».

Астрономия: наличие обсерваторий в крупных городах; вычисляли затмения, движение планет; приблизительно вычислили окружность земли; описали расположение видимых звезд, дали им названия;

Аль-Бируни (конец Х - начало ХI вв.) - Земля вращается вокруг Солнца.

География:Масуди - создал карты известных арабам стран; сочинения для купцов, для поиска выгодных рынков; описание стран, входящих в состав Арабского халифата; делили всю землю на 5 климатических поясов, описывали влияние климата на культурное развитие.

Ботаника: создали первую классификацию растений.

Физика: знали законы оптики.

Химия: умели получать спирт и серную кислоту.

Медицина:Ибн-Сина (Авиценна) (конец Х - начало ХI вв.) - создал 100 трудов, основной из которых - «Медицинский канон». Глава науки на Востоке.

человек заражается через воду и воздух; описал признаки многих болезней;

лекарственные настои на травах и их использование при различных заболеваниях; Захария - все знания по медицине свел в единую систему; Захравий - хирург - перевел с греческого Гиппократа, его работы легли в основу европейской хирургии.

Философия: Ибн-Рушду (Аверроэс) - научные открытия могут быть неверными с точки зрения религии, но и религиозные догматы могут быть отвергнуты научными открытиями. Наука может признать ложными религиозные догматы. Учение о «двойственной истине».

История: прославляла завоевания арабов; в кратком виде излагали историю римских, византийских и арабских правителей.

Вывод: Арабские науки - мост, соединивший средневековую Европу с античной культурой через Испанию. Арабские науки в то время намного опережали по уровню развития европейские. Труды арабских математиков и астрономов послужили основой для развития средневековой науки Европы.

В литературе Арабского халифата можно выдели следующие основные жанры: Эпические, Любовная, Религиозная, Придворная, сказания, лирика, поэзия. Из народных сказок наибольшую популярность получил сборник «Тысяча и одна ночь», который включил в себя предания и легенды многих народов. Богатая поэзия халифата достигла особенного расцвета в Иране и Средней Азии.Фирдоуси - поэма «Шах-наме» («Книга царей») - о борьбе иранского народа с завоевателями, содержала призыв к объединению и прекращению междоусобных войн.

Большое влияние на образ жизни и быт население Арабского халифата оказывал ислам. При дворах эмиров и халифов высоко ценилось умение слагать стихи, музицировать, готовить изысканные блюда. В IХ веке большой известностью в Багдаде, а затем в Кордовском эмирате пользовался певец, музыкант, современник Харун-ар-Рашида - Зирийаб, который основал консерваторию в Кордове и оказал огромное влияние на образ жизни испанских мусульман:

  • 1. ввел правило носить разную одежду в разные сезоны;
  • 2. убедил, что тонкая стеклянная посуда изящней золотой и серебряной;
  • 3. установил строгую последовательность подачи блюд на пирах: супы, мясные блюда, птица, десерт;
  • 4. любовь к купанию в банях. В банях массажисты, лекари, цирюльники;
  • 5. изысканность и утонченность дворцовой культуры, свели воедино античные, византийские и персидские традиции;
  • 6. музыка при дворе (слова «лютня», «гитара», «литавр» имеют арабское происхождение).

Особенности развития архитектуры Востока:

Особенности мечети:

  • 1. квадратные здания с прямой крышей или куполом;
  • 2. украшены не рисунками людей и сюжетами, а орнаментами - арабески ;
  • 3. Коран запрещал в мечети изображать людей, Мухаммеда;
  • 4. Колонны не вдоль движения молящихся, а поперек, их много, это серия арок;
  • 5. Нет четкого центра, взгляд перемещается в разных направлениях, создается настроение созерцательности;
  • 6. Нет икон и фресок, святое место - михраб - ниша в стене, обращенная в сторону Мекки. Это место богато украшено резьбой;
  • 7. Рядом с мечетью башни - минареты .

Мечеть в Кордове (VIII в.) имеет 900 колонн, мечеть в Кайруане.

Дворцы: Альгамбра в Гранаде, Львиный дворик в Кордове, Алькасар в Севилье.

Живопись: орнаментарные рисунки миниатюры в книгах, в мечетях - арабески (изображали людей - живые,красочные, динамичные, эмоциональные).

Вклад арабов в мировую культуру:

  • 1. Европейцы восприняли от арабов много ценных научных знаний (цифры, карты, глобус, медицинские знания и др.).
  • 2. Влияние арабской поэзии на поэтов юга Франции.
  • 3. Отдельные элементы средневековой архитектуры Европы заимствованы от арабов;
  • 4. Арабы - посредники между Западом и Востоком, Античностью и Средневековьем.

Вывод

Исламская цивилизация, таким образом, имеет ряд отличительных черт. Прежде всего, она способствовала синтезу западной и восточной культур. Ее уникальность заключалась и в том, что в отличие от предшествующих мировых империй (Римской, империи Александра Македонского), основанных на военном завоевании, появляется империя, поддерживаемая единой религией. Доминирующим фактором в обществе становится религия ислам, которая определяет не только духовно-религиозную, но политическую, социальную, гражданскую жизнь. Ее воздействие, однако, на развитие цивилизации противоречиво. С одной стороны, ислам выступает как мощная интегрирующая, консолидирующая сила. С другой стороны, ислам, начиная со второй половины IX в., становится все более нетерпимым по отношению к христианам, иудеям, к мусульманским еретикам, а также представителям светской науки и философии.

В истории великих культур классическая арабо-мусульманская культура занимает одно из важнейших мест. В свое время эта высокоразвитая, самобытная культура процветала на бескрайних просторах от Индии до Испании, включающих Ближний и Средний Восток, и Северную Африку. Ее влияние ощущалось во многих частях света. Она явилась важным связующим звеном между культурой античности и средневекового Запада. Арабо-мусульманская культура, как следует из самого словосочетания, несет на себе печать ислама и арабизма. Арабский Халифат – так называлось государство, образовавшееся в результате арабских завоеваний VII-IX вв. Рождение арабской культуры тесно связано с появлением халифата. В VII-VIII вв. арабами были покорены народы, в культурном отношении стоявшие выше них. Помимо собственно арабского элемента, арабо-мусульманская культура вобрала в себя многое из культуры персов, сирийцев, коптов, иудеев, народов Северной Африки и т.д. Арабы освоили и переработали богатое наследие эллинистическо-римской культуры. Но при этом арабская культура сохранила своеобразие и собственные древние традиции. Уникальность этой культуры обусловлена особенностями ислама , одной из трёх великих религий мира, который представляет собой не просто мировую религию, а целостную неповторимую культуру. Культура ислама – явление совершенно отличное от культуры и европейской, и иудейской. Сам ислам, будучи по своей сути религией, превратился в систему, организующую весь мир существовавших тогда обществ, подчиненных власти халифата .

Ислам стал законом, определяющим социальную структуру и мораль общества, обоснование которых находится в Коране , главной священной книге мусульман, собрании проповедей, заклинаний, указаний и молитв, произнесенных пророком Мухамедом в городах Мекка и Медина. Так как Аллах является абсолютным совершенством, то продиктованный им свод моральных правил и законов обладает абсолютной истинностью, вечностью и неизменностью. Они пригодны «для всех времен и народов». Текст Корана содержит 114 сур, причем самые длинные суры помещены в начале книги, короткие - в конце. Кроме непосредственно религиозных и мифологических сюжетов Коран содержит этнографические сведения о жизни арабов, об их культуре (правила обрядности отправления культа), религиозно-правовые предписания, касающиеся имущественных, семейно-брачных отношений.

После смерти Мухамеда в исламе возникли два новых течения: суннизм и шиизм, различающиеся толкованием сунны. В широком значении сунна - свод обычаев и правил поведения мусульманской общины - означала практику и теорию мусульманского правоверия; она передавалась устно и служила дополнением к писаному закону. В ходе эволюции ислама возник суфизм - мусульманский мистицизм. Суфии - исламские мистики не считали обязательным для себя повседневные нормы, обряды и условности, строго предписанные правоверным мусульманам. Их жизнь была посвящена аллаху и отсюда их нестандартное поведение - от экстатического транса до глубокого внутреннего сосредоточения, близкого индо-буддийской медитации.



Можно сказать, что под знаменем ислама арабский народ начал свою великую, полную успехов историю, создал обширную империю, блестящую арабо-мусульманскую цивилизацию и культуру. Арабы стали наследниками таких великих государств, как Византия и Персия. В более поздние времена в орбиту ислама вошли другие народы - персы, турки, монголы, индийцы и малайцы, так что ислам стал мировой религией. Возникла единая, хотя и состоящая из множества народов, крупная «мусульманская общность» - умма исламийя, которая, несмотря на разнородность своих последователей, характеризуется определенной монолитностью. Это связано с тем, что ислам оказал сильное влияние на своих адептов, формируя у них определенную, специфическую мусульманскую ментальность, независящую от предшествующих народных, культурных и религиозных традиций.

В исламе нет церкви как социального института, нет и духовенства в строгом смысле слова, поскольку не признается какой-либо посредник между Богом и человеком. Богослужение может совершать любой член уммы, религиозной общности людей, объекта заботы и внимания Аллаха, которая является формой социальной организации верующих. Культ требует от верующих выполнения пяти основных обязанностей («пять столпов ислама»): исповедания веры, ежедневной молитвы, раздачи милостыни, соблюдения поста и совершения паломничества

Семья для мусульманина важнее государства, национальное самосознание у него развито слабее, чем клановые, «местнические» связи и сознание своей приверженности к вере. Это связано с особенностями ислама, который, в отличие от других мировых религий, освящает и регламентирует повседневную жизнь людей, жизнь семьи и рода. Быт и семья у мусульман являются ценностями более высокого порядка, чем у христиан, поскольку это те сферы, которые регулировались священным законом, а не светскими уложениями, сферы, куда мусульманин никому не позволяет вторгаться. «Дом» для мусульманина - это область его господства и свободы, и значит он для него больше, чем для представителя любой другой религии. Государственно-национальная принадлежность для самосознания мусульман всегда играла меньшую роль, чем принадлежность к исламу, к родовой и религиозной общности. С этими особенностями исламского вероучения связано и понимание человеческого предназначения. Мусульманин не осознает собственную личность как самоценность, поскольку для него все, что «само...», является атрибутом Аллаха.

В соответствии с традицией - хадисом, приписываемой пророку Мухаммеду, ислам с самого начала поддерживал науку и образование, предписывая «поиск знания от колыбели до гроба». Ислам способствовал развитию философии, искусства, гуманитарных и естественных наук, а также созданию утонченной художественной культуры (не случайно VII-VIII вв. называют эпохой классицизма исламской культуры). Халифы и эмиры различных провинций колоссальной мусульманской империи опекали науку и философию, способствовали развитию искусства и изящной литературы, особенно поэзии. Главные центры средневековой культуры и науки находились в Багдаде, Каире, Кордове и других городах арабо-мусульманского халифата.

Существенным элементом арабо-мусульманской культуры является арабский язык, который неразрывно связан с Кораном. Ведь священная книга ислама, по мнению правоверных мусульман, была дана пророку Мухаммеду в «откровении» именно на арабском языке (а многие из них считают, что именно в таком виде ее оригинал хранится близ престола Всевышнего). С этого началось взаимодействие этих двух составляющих частей арабо-мусульманской культуры. Из-за необходимости комментировать Коран, развивались филологические исследования арабского языка. Все мусульмане, независимо от своего происхождения, обязаны цитировать Коран на арабском языке, знать его и понимать. Арабский язык из языка бедуинов пустынной Аравии в течение неполного века превратился в официальный язык ученых и философов.

С начала своего развития, в VII веке, на протяжении 7 веков арабо-мусульманская культура находилась на высоком уровне, оставив далеко позади европейскую науку и культуру того периода. Ее успешному развитию способствовало то, что арабский язык был единым языком, которым пользовались при изложении своих трудов все мусульманские ученые, независимо от своего происхождения, а не только арабы. Именно на этом языке были написаны почти все научные, философские и литературные произведения, не говоря уже о религиозных и юридических трудах. Следует добавить, что арабским алфавитом пользовались как орнаментальным мотивом в мусульманском искусстве и архитектуре, особенно в сакральной архитектуре.

Первыми центрами науки в мусульманском мире были мечети - своеобразные университеты, ибо в них обучали всем религиозным и светским наукам. Некоторые из них получили большую известность в истории арабо-мусульманской науки как подлинные университеты. Достаточно вспомнить большую мечеть Омейядов в Дамаске (основана в 732 г.), знаменитую каирскую мечеть Аль-Азхар и другие. Ислам способствовал расцвету науки, ведь еще пророк Мухаммед сказал: «Лицезрение ученых равнозначно молитве», а его племянник Али говорил: «Добывай знания: они тебя украсят, если ты богат, и прокормят, если ты беден». Обычно, в соответствии с традицией арабо-мусульманского строительства, в новом городе возводили мечеть, госпиталь и школу или другие общественные учреждения, которые способствовали физическому и духовному здоровью человека.

Особенно славен багдадский период, известный сказочной роскошью халифов. «Золотым веком» арабской культуры называют время правления Харун ар-Рашида (763 или 766-809), современника Карла Великого. Двор знаменитого халифа был средоточием восточной роскоши (вспомним сказки «Тысяча и одна ночь»), поэзии и учености. В то время был создан и знаменитый Дом науки в Багдаде, просветительское учреждение, объединяющее академию, библиотеку и обсерваторию.

В области точных наук достижения арабских ученых были огромны. Общеизвестно, что арабская система счета, корни которой уходят в Индию, была воспринята и распространена в Европе. Арабские ученые (Мухаммед аль-Хорезми и др.) внесли большой вклад в развитие алгебры, сферической тригонометрии, математической физики, оптики, астрономии и др. научных дисциплин. Высокого уровня развития у арабов достигла химия. Можно сказать, что арабские ученые в области химии открыли окись серы, окись азота, азотное серебро и другие соединения, а также дистилляцию и кристаллизацию.

Весьма высокий уровень у арабов имела медицина, ее достижения в различных областях длительное время питали европейскую медицину. Один из первых знаменитых врачей ар-Рази (IX в.) был величайшим клиницистом в мире ислама, многие его труды являются настоящими медицинскими энциклопедиями. Крупную энциклопедию в области медицины представляет собой и «Канон медицины» знаменитого Ибн Сины (Авиценны, 980-1037). Авиценна был философом, медиком, поэтом, государственным деятелем; его перу принадлежит более 400 произведений. В своих «Книге исцелений» и «Каноне врачебной науки» он обобщил достижения медицины того времени. Величайший хирург арабского мира аз-Захрави поднял хирургию до ранга самостоятельной науки; его важнейший трактат «Ташриф» положил начало иллюстрированным трудам по хирургии. Он стал применять антисептические средства при лечении ран и накожных повреждений, изобрел нити для хирургических швов, а также около 200 хирургических инструментов, которые впоследствии использовались хирургами как в мусульманском, так и в христианском мире. Другим знаменитым пионером медицины был Ибн Зухр (Авензоар), один из крупнейших арабских врачей Испании (1094-1160). Он первым описал воспаление легких, рак желудка и др. Его считают предвестником экспериментальной медицины.

Специализация в науке никогда не препятствовала арабским ученым и мыслителям соотносить друг с другом различные дисциплины и связывать разные области знания в единое целое. Это необходимо иметь в виду при рассмотрении арабо-мусульманской философии. Ярким примером такой тенденции к синтезу служат знаменитые сказки «Тысяча и одна ночь», в которых отражено мышление народа, раскрываются его желания, верования и представления. Сборник сказок «Тысяча и одна ночь» сложился в Х-XV вв. на основе сюжетов, заимствованных у многих народов, отражавших ценности светской арабской культуры. Поэзия VII-VIII вв. отличалась жизнерадостным тоном, воспевала воинские подвиги, веселье, любовь, вино. В прозе наиболее популярным был жанр любовно-приключенческих рассказов и анекдотов из быта разных слоев населения.

Связь между гуманитарными науками и литературой обнаруживается в произведениях ряда авторов, в частности в трудах великого ученого аль-Бируни (ум. в 1048 г.), чья философия во многих отношениях удивительно напоминает философию XX в. Идеи ещё одного крупного философа Халифата Аверроэса (Мухаммед Ибн Рушд), представителя аристотелизма, наложили глубокий отпечаток на средневековую европейскую философию, где аверроизм был весьма важным философским течением.

Арабо-мусульманская культура не создала пластических искусств, живописи и скульптуры в европейском или античном понимании. Ведь ислам отрицательно относился к изображению любого живого существа в живописи и скульптуре, ведущему, как считается, к идолопоклонству. В исламской живописи царит орнамент и абстракция. Эквивалентами пластических искусств в арабо-мусульманской культуре были художественная каллиграфия и миниатюра. Искусство каллиграфии в мире ислама считалось самым благородным искусством, а каллиграфы имели свои «академии» и пользовались большим почетом. Каллиграфия, наиболее благородное визуальное искусство ислама, имеет функцию, аналогичную функциям икон в христианском искусстве, так как представляет видимое тело божественного Слова. В арабо-мусульманском мире каллиграфия широко использовалась в архитектуре и как средство передачи текста, и просто для украшения. Архитекторы порой покрывали целые стены дворцов и мечетей затейливой арабской вязью, стилизованными мотивами из растительного мира и геометрическими узорами.

Для мусульманского искусства (ковроткачество, архитектура, живопись, каллиграфия) характерны повторение выразительных геометрических мотивов, неожиданная смена ритма и диагональная симметрия. Типичным примером арабо-мусульманской художественной культуры является арабеска, специфический мусульманский орнамент. Арабеска, благодаря чёткой ритмической основе, имеет аналогии в арабской риторике и поэзии. В Х в. здания стали украшать арабесками.

Как все виды мусульманской культуры, архитектура в странах халифата развивалась на основе слияния арабских традиций с местными. В частности, арабы усвоили достижения эллинистического, римского и иранского зодчества. Шедеврами арабо-мусульманской архитектуры являются Тадж-Махал в Индии, голубая мечеть в Стамбуле, мечети и дворцы Самарканда и Исфахана, дворец Альгамбры в Гранаде, дворцы и мечети Кордовы. Орнаменты изразцов мусульманских зданий впоследствии использовались при создании знаменитых по всему миру персидских ковров. Развивалось искусство миниатюры, его вершиной считаются миниатюры багдадской школы XIII в. Миниатюры украшали рукописные, медицинские и астрономические труды, сборники сказок и басен, литературные сочинения.

Вопреки сложившемуся мнению, европейская культура не является прямой наследницей древнегреческой цивилизации. Наука и философия греков дошли до европейцев через мусульманских мыслителей. Многое из того, что традиционно принято считать достижениями европейской культуры, справедливее было бы отнести к достижениям культуры мусульманской. Даже термин «гуманность», «человечность» впервые появился на мусульманском Востоке. Его автором был великий персидский поэт Саади (XIII в.).

Лекция 5. Культура средневековой Европы.

Долгое время в историко-культурологической литературе господствовал взгляд на средневековье как на "темные века". Однако на деле это не выглядит столь однозначно. Несомненно, что мир средневековой культуры для нас странен и не всегда понятен. Наиболее распространенный и популярный в эту эпоху жанр литературного произведения-жития святых, самый типичный образчик архитектуры-собор, в живописи преобладает икона, в скульптуре-персонажи Священного писания. Средневековые мастера, писатели, художники, пренебрегая зримыми очертаниями окружающего их земного мира, пристально всматриваются в потусторонний мир. Поэты и художники почти вовсе обходят реальную природу, не воспроизводят пейзажа, не замечают особенностей отдельных людей, не обращают внимания на то, что в разных странах и в разные эпохи люди одевались по-разному, жили в иных жилищах, имели другое оружие. Индивидуализации они предпочитают типизацию, вместо проникновения в многообразие жизненных явлений исходят из непримиримой противоположности возвышенного и низменного, располагая на полюсах абсолютное добро и абсолютное зло.

Художник как бы не знает, что мир трехмерен, обладает глубиной: на его картине пространство заменено плоскостью. На картинах средневековых живописцев нередко последовательные действия изображаются симультанно: в картине совмещаются несколько сцен, разделенных временем. Например, Иоанн Креститель, стоящий перед лицом царя Ирода, Иоанн Креститель в момент, когда палач отсекает ему голову, и Иродиада, подносящая Ироду блюдо с головой Иоанна, бездыханное тело которого лежит подле, изображены бок о бок на одной картине. Такое изображение последовательных событий, разделенных во времени в одной художественной плоскости, недопустимое с нашей точки зрения, совершенно естественно для средневековья

Кажется, что средневековые мастера не различали четко мир земной и мир сверхчувственный - оба изображаются с равной степенью отчетливости, в живом взаимодействии и опять-таки в пределах одной фрески или миниатюры. Все это в высшей степени далеко от реализма в нашем понимании. Напомним, однако, что слово "реализм" как раз средневекового происхождения, но только "реалиями" в ту эпоху считали такие категории, которым мы теперь в реальности отказываем.

"Странности" средневекового сознания обнаруживаются не только в искусстве. Арон Яковлевич Гуревич, один из крупнейших исследователей-медиевистов в книге "Категории средневековой культуры" описывает парадоксы средневекового мировосприятия следующим образом: "Разве не удивительно с современной точки зрения, например, то, что слово, идея в системе средневекового сознания обладали тою же мерой реальности, как и предметный мир, как и вещи, которым соответствуют общие понятия, что конкретное и абстрактное не разграничивались или, во всяком случае, грани между ними были нечеткими? что доблестью в средние века считалось повторение мыслей древних авторитетов, а высказывание новых идей осуждалось? что плагиат не подвергался преследованию, тогда как оригинальность могла быть принята за ересь? что в обществе, в котором ложь расценивали как великий грех, изготовление фальшивого документа для обоснования владельческих и иных прав могло считаться средством установления истины и богоугодным делом? что в средние века не существовало представления о детстве как особом состоянии человека и что детей воспринимали как маленьких взрослых? что исход судебной тяжбы зависел не от установления обстоятельств дела или не столько от них, сколько от соблюдения процедур и произнесения формул и что истину в суде старались обнаружить посредством поединка сторон либо испытания раскаленным железом или кипятком? что в качестве обвиняемого в преступлении мог быть привлечен не только человек, но и животное и даже неодушевленный предмет? что земельные меры одного и того же наименования имели неодинаковую площадь, то есть были практически несоизмеримы? что подобно этому и единица времени - час - обладал неодинаковой протяженностью в разные времена года? что в среде феодалов расточительность уважалась несравненно больше, чем бережливость - важнейшее достоинство буржуа? что свобода в этом обществе не была простой противоположностью зависимости, но сочеталась с ней?...". Список подобных "необычностей" ученый продолжает еще несколько страниц, но делает это не для того, чтобы объявить эту эпоху примитивной и неразвитой, а во имя доказательства её уникальности.

Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством, которое выработало новую этику поведения, внедрило новый взгляд на мир и на место человека в нём. Учения о прекрасном мыслителей этой эпохи неизменно были ориентированы на постижение бога - творца всех видимых форм, которые и существуют не сами по себе, но лишь как средстве для постижения божественного разума. История тоже воспринималась как осуществление божьего замысла. Философия - "служанка богословия", и в глазах средневекового философа такая ее функция являлась единственным ее оправданием. Богословие представляло собой "наивысшее обобщение" социальной практики человека средневековья. В средние века существовала математика и, следовательно, язык математических символов. Но эти математические символы тоже были символами богословскими, ибо и сама математика представляла собой "сакральную арифметику" и служила потребностям символического истолкования божественных истин.

Основы христианской этики наиболее ясно сформулированы в заповедях Моисея и Нагорной проповеди Иисуса Христа. Христианство открывало возможности приобщиться к новой морали представителям любой этнической группы, так как для него не было "ни эллина, ни иудея", то есть все люди воспринимались изначально равными. Церковь стремилась быть "всеобщей" - она обращалась к человеческому коллективу в целом и каждому члену общины в отдельности. Сознание народных масс изменилось, человек ощутил себя гражданином вселенной. Но вместе с тем, на смену представления о мире как о чем-то завершенном и гармоничном пришло восприятие действительности в ее драматической сложности, в ее вселенском грандиозном масштабе. Средневековье создало новое понимание человека и меры его ценности. Человек в сознании людей перестал быть центром мироздания. В нем видели лишь частичку вселенной, подчиненную ее неведомым силам. Возникло учение о существовании двух миров - высшего божественного, духовного и низшего мира земной реальности, являющегося лишь его отражением; обнажились и противоречия между двумя природами человеческой натуры - духовной и телесной. Образ человека в искусстве утратил разумную ясность и внутреннее равновесие, характерное для античных героев. Но духовный мир человека обогатился, в нем было открыто многообразие чувств и переживаний.

В тесной связи с христианской религией находились изобразительное искусство и архитектура, призванные утвердить в сознании верующих бренность земной жизни и величие вечного царства Божьего на небесах. Христианский храм, его убранство и украшение воспринимались как модель и образ мироздания. Это вызвало к жизни развитие монументальных форм архитектуры и синтез ее с различными видами искусства. Изобразительное искусство в храмах было связано с передачей в скульптуре и росписях основных библейских сюжетов, что служило как бы "Библией для неграмотных". Тем более что богословские книги писались на латинском языке. Отсюда - повествовательность сюжетов изображений, связанных с христианской символикой. Основным типом храма становится базилика. Всеобъемлющий взгляд на мир нашел отражение в огромных синтетических ансамблях, в грандиозных храмах с сотнями статуй и множеством росписей. Новая концепция синтеза искусств - крупнейшее завоевание средневековья.

Христианская религия проповедовала, что все земное - лишь слабое отображение небесного, что земное ничтожно по сравнению с загробной жизнью. Искусство не должно было следовать природе - презрение к земному миру во имя повышенной одухотворенности вело к нарушению в искусстве привычного сходства с натурой и обращению к символам, аллегориям для выражения больших идей. При этом именно средневековье обнаруживает в мире зло и уродство - в искусстве разрабатывается проблема характерного, безобразного, имеющего в отличие от прекрасного бесконечное разнообразие проявлений.

Средневековье впервые создаёт художественный стиль как способ комплексной передачи посредством образов искусства духа времени. Первым общеевропейским стилем становится романский (YIII-XII вв.), названный так за cходство с ранними образцами древнеримской архитектуры. Здания романского стиля с толстыми стенами, которые несли всю тяжесть перекрытий, и окнами в виде бойниц были по своему типу крепостными сооружениями. Сходство это дополняли круглые смотровые башни. Основное, что создало романское искусство - это замок-крепость или храм-крепость. Замок-крепость рыцаря, церковь-крепость Бога. Возвышающееся на холме каменное здание со сторожевыми башнями, настороженное и угрожающее - характерное создание романского искусства. Внешне романский собор крайне строг. Нет ничего лишнего, ничего деструктивного. Но внутри храма целый мир странных, волнующих образов. На капителях и у подножия колонн, на окнах, на рельефах стен и дверей романских соборов гнездятся и кентавры, и львы, и полуящеры-полуптицы, и всякого рода химеры. Эти существа возникают из орнаментальной резьбы, сидят на обрамлениях, порой замешиваются в компанию святых и присутствуют при "священных собеседованиях". Суть этих образов - очень древняя: они пришли в романское искусство из языческих народных культов, из сказок и басен, из животного эпоса

Романский стиль сменяет готика (12 - 14 вв.) , рождение которой теснейшим образом связано с развитием городской средневековой культуры. Название это условно: оно появилось в эпоху Возрождения и означало "искусство готов", то есть варваров. Готические здания и храмы со стреловидными арками и окнами, башенками и шпилями как бы устремлялись вверх, к небу, к Богу, вырываясь из тесных и грязных средневековых улочек. Готическое строение с высокими потолками было наполнено воздухом. Через большие, часто занимавшие почти всю поверхность стен окна с цветными витражами во внутренние помещения проникали снопы солнечного света, переливавшиеся всеми цветами радуги. Все это в сочетании с органной музыкой создавало у верующих в храме особое эмоционально-экзальтированное состояние: устремленность всех линий к небу, дематериализация камня должны были воздействовать на человека таким образом, чтобы вызвать у него ощущение присутствия в ином, по отношению к земному, мире. В готической архитектуре впервые был применен украшенный фасад, выходивший непосредственно на улицу или площадь и отличавшийся по отделке от остальных сторон здания. Готический собор стал воплощением красоты и процветания не только христианской веры, но и символом благополучия самого города. Среди готических строений такие шедевры, как Собор Парижской богоматери, Реймский и Шартрский соборы во Франции, Кёльнский собор в Германии, аббатсво Солсберри и Вестминстерское аббатство в Англии.

Средством духовного единения человечества выступала школа, которая учила разнородное население общему образу мыслей и общему образу жизни. Средневековая школа выросла непосредственно из школы античной. В ее организации огромную роль сыграл ряд деятелей раннего средневековья, обладавших античной образованностью. Боэций, живший в VI в., сформулировал подлежащий обязательному изучению канон семи свободных искусств, восходящий к Платону. В свою очередь было принято деление "семи свободных искусств" на две части: тривиум (три первичных знания - грамматика, риторика и диалектика) и квадривиум (четыре пути знания: геометрия, арифметика, астрономия и музыка). Музыку в средние века рассматривали прежде всего как науку, как познание. Её делили на "мировую" и "человеческую". Последняя могла быть "теоретической и практической", то есть музыкой, в собственном смысле слова. Что же касается "теоретической" музыки, то она, представляла собой не что иное, как своеобразную математическую систему, средство познания мировой гармонии.

Расцвет средневековых городов вызвал потребность в образованных людях, что привело к появлению университетов, создававшихся на базе школ в том случае, если в школах были крупные профессора богословия, философии, медицины и римского права. Первые университеты возникли в Болонье (конец. ХI века), Париже, Саламанке, Оксфорде (2 -ая пол XII века), Кембридже (нач. XIII века) и других европейских центрах. Хотя ведущим факультетом в них был богословский, другие факультеты способствовали распространению в феодальном обществе и светских знаний. Философия, господствовавшая в IX - XIV вв., получила название схоластики , от слова "схола", что указывает на ее школьно-дидактический, универсальный характер.(Существовала ранняя, средняя, и поздняя схоластика). Внутри схоластики развивалось несколько направлений. Спор между ними сконцентрировался вначале вокруг проблемы общих понятий. Одно из направлений - реализм, утверждал, что общие понятия существуют самостоятельно, вне вещей и предшествуют им как в мире, так и в познании. Другая линия, названная номинализмом, отрицала самостоятельное существование общих понятий и признавала лишь единичные вещи. К ярчайшим представителям средневековой философии относится теолог и поэт Петр Абеляр, автор популярного труда по диалектике "Да и нет", а также автобиографического произведения "История моих бедствий".

Существовала естественно и светская культура, в которой особое место принадлежит рыцарской культуре. Рыцарская среда выработала особые рамки этикета. Рыцарь должен молиться, избегать греха, высокомерия и низких поступков, он должен защищать церковь, вдов и сирот, а также заботиться о подданных. Он должен быть храбрым, верным, воевать лишь за правое дело. Он должен быть заядлым путешественником, сражающимся на турнирах в честь дамы сердца, повсюду искать отличия, сторонясь всего недостойного. Наиболее ярко это видно на примере рыцарской любви к прекрасной даме. Рыцарское понимание любви получило художественное выражение в куртуазной лирике (ярчайшими представителями которой были итальянцы Гвидо Гвиницелли и Гвидо Кавальканти), творчестве трубадуров (наиболее известные авторы - Бертран де Борн и Джофре Рюдель) и рыцарском романе ("Тристан и Изольда" Готфрида Страсбургского). Рыцарская культура вырабатывала образцы, которым стремились подражать представители других слоев общества.

Об усилении светских веяний в готический период наглядно свидетельствует появление церковного театра, системы театрализованных представлений, осуществляемых под эгидой церкви. Церковные лидеры, первоначально резко отрицательно относившиеся к театральным традициям античности и Византии, приблизительно в XI веке сами стали использовать театральные приёмы для украшения и популяризации церковной службы. Появилась литургическая драма , которая устраивалась непосредственно в соборе и являлась частью службы, полулитургическая драма , действие которой происходило на паперти храма и шло на местном диалекте, а не на латыни. Позже, формируются такие жанры, как миракль (чудесные истории о благостном воздействии христианской веры на простых людей, в том числе и грешников), мистерия (грандиозные празднества, продолжающиеся по несколько дней, которые хотя и пропагандировали христианские сюжеты, но устраивались светскими властями), моралите (аллегорические представления, прославляющие христианские добродетели).

Основные этапы развития мировой культуры VI - XYI вв.

1. Культура Византии.........................................................可.............103

2. Культура Арабского Халифата..................................................109

3. Культура Древних славян (IX - начало XIII вв.) ......................115

4. Культура средневековой Европы...............................................125

5. Культура эпохи Возрождения ………………………………....134

6. Культура Руси(XIV - XVII вв.) ………...................................143

Задания для самостоятельной работы по подготовке к

выполнению работы по Модулю….............................................148

Культура Византии

Культура Византии возникла в государстве, существовавшем с конца IV до середины XV в. со столицей Константинополем (ныне Стамбул) после раздела Римской империи на две части - восточную и западную. Уникальность культуры, сформировавшейся на востоке Римской империи, состоит в том, что на территории Византии, которая была частью античного мира, при главенстве греко-римских традиций на основе синтеза западных и восточных элементов сформировалась средневековая культура , одновременно отличавшаяся торжественной пышностью и духовностью, изяществом формы и глубиной мысли. Сохраненные традиции античной цивилизации послужили впоследствии основой европейской культуры эпохи Ренессанса. Византия имела крепкие государственные устои, способствующие сохранению светского художественного творчества, формированию православия , повлиявшего на философско - богословские воззрения, систему христианских этических и эстетических ценностей. В трудах византийских мыслителей раннего периода, Василия Кесарийского и Григория Нисского , в речах Иоанна Златоуста отражено сочетание идей раннего христианства с неоплатонической философией. Среди философов развернулись ожесточенные богословские споры о смысле человеческого существования, месте человека во вселенной. В этих спорах выразилась идейная борьба между антропологическим максимализмом , считавшим возможным растворение человеческой природы в божественной и тем самым поднимавшим человека до невиданных в античном мире высот, и антропологическим минимализмом , всецело подчинявшим человека божеству и низводящим человечество до крайней степени самоуничижения. В мироощущении европейского средневековья укоренилась вторая концепция, для Древней Руси более приемлемой оказалась первая, Византия же продемонстрировала постепенную эволюцию от первой ко второй . Мыслители Византии энергично выступают за использование всего лучшего, что было дано человечеству античной культурой. Христианские богословы, писатели, проповедники заимствуют из сокровищницы греко-римской культуры разнообразие философской мысли, гераклитову диалектику , аристотелеву логику , умело используя практичность и красноречивость античной риторики . Во всех сферах знания, в литературе, искусстве наблюдается удивительное смешение языческой мифологии и христианской мистики . В художественном творчестве все сильнее заметно соединение мистицизма с жизненностью бытового колорита, набожности с деловым практицизмом. Опираясь на традиции античной эстетики, византийцы видели в искусстве в первую очередь инструмент целенаправленного позитивного воздействия на духовный мир человека . Музыка, живопись, архитектура, словесные искусства выступают источниками нравственного совершенствования человека, ведут к духовному преображению. Искусство осмысливалось как крайне важный в человеческой жизни нравственно-эстетический феномен. Психологический аспект византийцы усматривали во всех искусствах. В византийской художественной культуре были слиты два начала - пышная зрелищность и утонченный спиритуализм. Особенно ярко это проявилось в архитектуре церквей и соборов Византии. Архитектурные формы средневековых христианских церквей сильно изменились по сравнению с античными. В античных храмах классического типа большую роль играло их наружное пластическое решение, все обряды происходили снаружи, на площади. Назначение христианской церкви иное: она мыслится не как обиталище Бога, но как место, где собирается община верующих. В церковном зодчестве возобладали две архитектурные формы: базиликальная и крестово-купольная . Базилика в Древнем Риме использовалась для создания массивных зданий чисто светского назначения. В Византии - это исключительно храмовые постройки, прямоугольные в плане и вытянутые в длину, разделенные на три, пять и более продольных нефов ; средний неф обычно шире и выше боковых. В восточной части базилики, заканчивающейся полукруглым выступом (апсидой), помещался алтар ь, в западной - вход. Другой тип конструкции храма - крестово-купольный , по-видимому, имеет восточные корни. Эти здания чаще всего квадратные в плане, четыре массивных внутренних столба делят пространство на девять ячеек, обрамленных арками, и поддерживают купол, находящийся в центре. Купол символизирует небесный свод. Примыкающие к куполу своды, пересекаясь, образуют равноконечный крест . Примером редкого объединения обоих конструктивных принципов представляет собой константинопольский Собор Святой Софии ,

ВИЗАНТИЯ. Собор. Св. Софии 532 -537

с гигантским (30 метров в диаметре) куполом. Собор Святой Софии остался высшим достижением византийской архитектуры. Славилась Византия и другими видами изобразительного искусства: монументальной храмовой живописью (мозаика и фреска), иконами; книжными миниатюрами . Мозаика - вид монументальной живописи, изображение или узор, выполненные из разноцветных камней, смальты; получила особую значимость. Мастера использовали живописные эффекты смальты, точно рассчитывая угол падения света, делая поверхность мозаики несколько шероховатой. Древнейшие византийские мозаики находятся в храмах Равенны, некогда столицы Королевства Остготов, позже крупного культурного центра Византии: в мавзолее Теодориха , первого остготского короля, мавзолее Галлы Плацидии , византийской царицы V столетия (из густой мерцающей синевы выступают задрапированные на античный лад фигуры христианских мучеников, расстилаются ландшафты рая с золотыми оленями и птицами), в церкви Сан-Витали , находятся величественные мозаичные изображения императора Юстиниана и императрицы Феодоры со свитами. В Византии формируется иконопись , христианская станковая культовая живопись. Но именно здесь, в Византии, происходит и первое столкновение государства и церкви, нашедшее отражение в иконоборчестве, социально - политическом и культурно-религиозном движении, направленном против культа икон. В более узком значении - борьба военной землевладельческой знати и части торгово-ремесленных кругов Константинополя за ограничение могущества церкви. В основу иконоборческой эстетики было положено представление о невозможности отражения единого верховного божества реалистическими средствами, характерное для иудаизма и ислама. Борьба завершилась победой иконопочитателей, однако фактически был достигнут компромисс между государством и церковью: церковные иерархи были подчинены императорской власти. Византийский император стал признанным главой православной церкви. Иконоборцы причинили заметный вред культурному развитию Византии VIII-IX вв., уничтожив ряд произведений искусства. Но вместе с тем иконоборческое эстетическое мышление внесло новую свежую струю в образное мышление византийцев: изысканную абстрактную символику, декоративную орнаментику. Заметный след оставила и борьба иконоборцев против чувственного, воспевавшего человеческую плоть эллинистического искусства с его реалистичностью и красочностью. Иконоборческие художественные искания предопределили путь дальнейшего развития искусства Византии, путь глубоко спиритуалистический и строгий, подготовили победу отвлеченного символизма во всех сферах общественного сознания последующих веков. Литература и искусство как бы отрываются от реальной действительности и замыкаются в кругу высших, абстрактных идей. При иконоборческих императорах в архитектуру проникло влияние мусульманского зодчества. Все дворцы окружали парки с фонтанами, экзотическими растениями. В художественном творчестве получают преобладание традиционализм, каноничность ; искусство теперь не противоречит догматам официальной религии, но активно служит им. В Византии же был разработан канон декорирования православного храма. В куполе всегда помещалось поясное изображение Христа-Вседержителя , в апсиде - фигура Богоматери Оранты (молящейся) с воздетыми руками; по сторонам от нее, как стражи, фигуры архангелов, в нижнем ярусе - апостолы и т.д. Эта каноническая система была связана с типовой архитектурой храма. Невиданной изощрённости достигали в Византии и художественные ремесла . Процветало искусство эмалей, инкрустаций из драгоценных камней, резьбы по кости, книжной миниатюры. Уровень грамотности был высок.

Для византийской культуры характерен интерес к обобщению накопленных знаний. Были созданы энциклопеди и по истории, сельскому хозяйству, медицине, осуществлены важные реформы в сфере права, общественных отношений и церковной политики. Трактаты императора Константина Багрянородного (913-959) "Об управлении государством", "О церемониях византийского двора"- обширная энциклопедия ценнейших сведений о политической и административной структуре Византийского государства, материал этнографического и историко-географического характера о сопредельных с Империей странах и народах, в том числе и о славянах . В XI в. окончательно формируются различия между православной и католической церквями , имевшие не только социально - экономический, политический и религиозно-догматический характер, что отражало различия в общественной структуре и культуре Византии и Запада, но и демонстрировавшие устойчивые социально - психологические расхождения. Западной религиозности была свойственна глубокая религиозная экзальтация. Для верований греков была характерна отвлеченная философская рассудочность. Взволнованное воображение латинян постоянно устремлялось к крестным страданиям Христа, страшным мукам грешников в аду. В православной церкви на первый план выдвигались радостно-просветленные моменты жизни Христа, его преображение и воскрешение; души верующих устремлялись к божественному свету, к победе добра над злом. Огромный ущерб нанесли византийской культуре крестовые походы - походы на Восток, организованные западноевропейскими феодалами и католической церковью. Объявив целью походов на Ближний Восток борьбу с "неверными" и освобождение Гроба Господня и Святой земли (Палестины), крестоносцы свой четвёртый поход направили против христианской Византии. Захват Константинополя крестоносцами в 1204 г. привел к распаду Византийской империи и образованию недолго просуществовавшей Латинской империи (1204-1261). Католическая церковь прилагала большие усилия для распространения среди греков католического вероучения. Уже в 1205 г. была сделана попытка основать в Константинополе католический университет, а в 1252 г. монах Бартоломей написал полемический трактат "Против ошибок греков". Но одновременно византийская культура стала оказывать влияние на просвещенных людей с Запада. Среди средневековых западноевропейских интеллектуалов росли и крепли идеи эллинского самосознания. На Запад перекочевало множество византийских художественных ценностей. Византийские императоры из династии Палеологов восстановили империю. В XIV столетии византийское искусство пережило последний период подъема. Каноническая система поколебалась, искусство потянулось к большей свободе и экспрессии. Выдающийся памятник палеологовского периода - мозаики церкви Кахрие-Джами в Константинополе. Последние столетия существования Византии характеризовались нестабильностью экономики, территориальными потерями, феодальными усобицами и возрастающей турецкой угрозой. Произошла четкая поляризация двух основных течений в византийской идеологии - предренессансного , связанного с зарождением идей гуманизма, и религиозно-мистического . Общение византийских эрудитов с итальянскими учеными, писателями, поэтами оказало влияние на формирование раннеитальянского гуманизма. Именно византийским мыслителям суждено было открыть западным гуманистам прекрасный мир греко-римской древности, познакомить их с классической античной литературой, с подлинной философией Платона и Аристотеля. Понятие "византийский гуманизм" обозначает тот культурный, духовно-интеллектуальный психологический и эстетический комплекс, который по своим признакам может считаться аналогом итальянского гуманизма. Широчайшие познания византийских философов, богословов, филологов, риторов вызывали безграничное восхищение итальянских гуманистов, многие из которых стали учениками и последователями византийских ученых. Одновременно с развитием гуманистических идей в поздней Византии происходит необычайный взлет мистицизма. Аскетизм и отрешенность от жизни нашли своё воплощение в исихастском движении. Исихасты (внутреннее спокойствие, отрешенность) – философско - мистическое, общественно - политическое течение в Византии в XIV в., основные положения которого были разработаны Григорием Синаитом, Григорием Паламой и Николаем Кавасилой. Оно возникло в среде монахов-отшельников с Афона, которые проповедовали представление о существовании вечного, божественного света, появившегося якобы во время преображения Христа и просиявшего им (афонским аскетам) в награду за их отшельническую жизнь. Необходимым условием восприятия этого божественного света исихасты объявляли мистическое созерцание, спокойное сосредоточение, которое отвлекало бы мысль от всего окружающего. Они призывали к строгому аскетизму, полному смирению перед божьей волей. Константинопольский собор 1341 г. поддержал исихастов в разгоревшейся в Византии идеологической борьбе. Среди византийского духовенства и монашества крепло убеждение, что спасение от земных бед можно найти лишь в мире пассивной созерцательности, полного успокоения - исихии - в самоуглубленном экстазе, якобы дарующем мистическое слияние с божеством и озарение божественным светом. Поддерживаемое господствующей церковью учение исихастов оказало огромное влияние на духовную культуру Византии, получившую распространение среди феодальной знати и в народных слоях. Последователями идей исихастов были Нил Сорский, Сергий Радонежский . В XV столетии Византия пала под натиском турок. Собор Святой Софии был превращен в мусульманскую мечеть. Вклад византийской цивилизации в мировую культуру значителен: Византия была "золотым мостом " между западной и восточной культурами; оказала глубокое воздействие на развитие культур многих стран средневековой Европы, особенно это сказывалось в странах, где утвердилось православие, и в первую очередь - в Древней Руси .

Культура арабского Халифата

В истории великих культур классическая арабо-мусульманская занимает одно из важнейших мест. Эта высокоразвитая самобытная культура процветала от Индии до Испании, включая Ближний, Средний Восток, Северную Африку. Ее влияние ощущалось во многих частях света. Она явилась связующим звеном между культурой античности и средневекового Запада, несет печать ислама и арабизма. Арабский Халифат - название государства, образовавшегося в результате арабских завоеваний VII-IX вв. Рождение арабской культуры тесно связано с появлением Халифата. Помимо собственно арабского элемента, арабо-мусульманская культура вобрала в себя многое из культуры персов, сирийцев, коптов, иудеев, народов Северной Африки и т.д. Арабы освоили богатое наследие эллинистическо-римской культуры. Но при этом арабская культура сохранила своеобразие и собственные древние традиции. Уникальность этой культуры обусловлена особенностями ислама - одной из трёх наиболее распространённых религий мира, которая представляет собой целостную неповторимую культуру, явление совершенно отличное от культуры и европейской, и иудейской. Сам ислам, будучи по своей сути религией, превратился в систему, организующую весь мир существовавших тогда обществ, подчиненных власти Халифата, стал законом, определяющим социальную структуру и мораль общества, обоснование которых находится в Коране, главной священной книги мусульман, собрании проповедей, заклинаний, указаний и молитв, произнесенных пророком Мухаммедом в городах Мекка и Медина. Так как Аллах является абсолютным совершенством, то продиктованный им свод моральных правил и законов обладает абсолютной истинностью, вечностью и неизменностью. Они пригодны "для всех времен и народов". Кроме непосредственно религиозных и мифологических сюжетов, Коран содержит этнографические сведения о жизни арабов, об их культуре (правила обрядности отправления культа), религиозно-правовые предписания, касающиеся имущественных, семейно-брачных отношений. После смерти Мухаммеда в исламе возникли два новых течения: суннизм и шиизм, различающиеся толкованием сунны. В широком значении сунна - свод обычаев и правил поведения мусульманской общины - являла практику и теорию мусульманского правоверия, передавалась устно, служила дополнением к писаному закону. В ходе эволюции ислама возник суфизм - мусульманский мистицизм. Суфии - исламские мистики - не считали обязательным для себя повседневные нормы, обряды, строго предписанные правоверным мусульманам. Их жизнь была посвящена Аллаху и отсюда их нестандартное поведение - от экстатического транса до глубокого внутреннего сосредоточения, близкого индо-буддийской медитации. Под знаменем ислама арабский народ начал свою великую, полную успехов историю, создал обширную империю, арабо-мусульманскую цивилизацию и культуру. Арабы стали наследниками таких великих государств, как Византия и Персия. В более поздние времена в орбиту ислама вошли другие народы - персы, турки, монголы, индийцы и малайцы - ислам стал мировой религией. Возникла единая, хотя и состоящая из множества народов, крупная "мусульманская общность», которая характеризуется монолитностью. В исламе нет церкви как социального института, нет и духовенства в строгом смысле слова, поскольку не признается какой-либо посредник между Богом и человеком. Культ требует от верующих выполнения пяти основных обязанностей ("пять столпов ислама"): исповедания веры, ежедневной молитвы, раздачи милостыни, соблюдения поста и совершения паломничества. Семья для мусульманина важнее государства. Это связано с особенностями ислама, который, в отличие от других мировых религий, освящает и регламентирует повседневную жизнь людей, семьи и рода. Быт и семья у мусульман являются ценностями более высокого порядка, чем у христиан, поскольку это те сферы, которые регулировались священным законом, а не светскими уложениями; сферы, куда мусульманин никому не позволяет вторгаться. "Дом " для мусульманина - область его господства и свободы, значит он для него больше, чем для представителя любой другой религии. В соответствии с традицией - хадисом, приписываемой пророку Мухаммеду, ислам с самого начала поддерживал науку и образование, предписывая "поиск знания от колыбели до гроба", способствовал развитию философии, искусства, гуманитарных и естественных наук, созданию утонченной художественной культуры (не случайно VII-VIII вв. называют эпохой классицизма исламской культуры). Главные центры средневековой культуры и науки находились в Багдаде, Каире, Кордове и других городах арабо-мусульманского Халифата. Существенным элементом арабо-мусульманской культуры является арабский язык, который неразрывно связан с Кораном: священная книга ислама, по мнению правоверных мусульман, была дана пророку Мухаммеду в "откровении" именно на арабском языке (а многие из них считают, что именно в таком виде ее оригинал хранится близ престола Всевышнего). Из-за необходимости комментировать Коран развивались филологические исследования арабского языка. Все мусульмане, независимо от своего происхождения, обязаны цитировать Коран на арабском языке, знать его и понимать. Арабский язык из языка бедуинов пустынной Аравии в течение неполного века превратился в официальный язык ученых и философов. С начала своего развития в VII в. на протяжении семи веков арабо-мусульманская культура находилась на высоком уровне, оставив далеко позади европейскую науку и культуру того периода. Ее успешному развитию способствовало то, что арабский язык был единым языком, которым пользовались при изложении своих трудов все мусульманские ученые независимо от своего происхождения, а не только арабы. Именно на этом языке были написаны почти все научные, философские и литературные произведения, не говоря уже о религиозных и юридических трудах. Следует добавить, что арабским алфавитом пользовались как орнаментальным мотивом в мусульманском искусстве и архитектуре, особенно в сакральной архитектуре. Первыми центрами науки в мусульманском мире были мечети - своеобразные университеты, в них обучали всем религиозным и светским наукам. Некоторые из них получили большую известность в истории арабо-мусульманской науки как подлинные университеты. Достаточно вспомнить большую мечеть Омейядов в Дамаске (основана в 732 г.), знаменитую каирскую мечеть Аль-Азхар и др. Ислам способствовал расцвету науки, ведь еще пророк Мухаммед сказал: "Лицезрение ученых равнозначно молитве", а его племянник Али говорил: "Добывай знания: они тебя украсят, если ты богат, и прокормят, если ты беден". Обычно в соответствии с традицией арабо-мусульманского строительства в новом городе возводили мечеть, госпиталь и школу или другие общественные учреждения, которые способствовали физическому и духовному здоровью человека. "Золотым веком" арабской культуры называют время правления Харун ар-Рашида (763 или 766-809), современника Карла Великого. Двор знаменитого халифа был средоточием восточной роскоши, поэзии и учености. В то время был создан знаменитый Дом науки в Багдаде, просветительское учреждение, объединявшее академию, библиотеку и обсерваторию. В области точных наук достижения арабских ученых были огромны: арабская система счета, корни которой уходят в Индию, была воспринята и распространена в Европе, ученые (Мухаммед аль-Хорезми и др.) внесли большой вклад в развитие алгебры, сферической тригонометрии, математической физики, оптики, астрономии, химии (открыли окиси серы и азота, азотное серебро и другие соединения, дистилляцию и кристаллизацию), медицины (врач Ар-Рази , IX в., был величайшим клиницистом в мире ислама, энциклопедию в области медицины представляет собой и "Канон медицины" знаменитого Ибн Сины – Авиценны - 980-1037, его перу принадлежит более 400 произведений). Специализация в науке никогда не препятствовала арабским ученым и мыслителям соотносить друг с другом различные дисциплины и связывать разные области знания в единое целое. Это необходимо иметь в виду при рассмотрении арабо-мусульманской философии. Ярким примером такой тенденции к синтезу служит знаменитое произведение "Тысяча и одна ночь" - сборник арабских сказок, отразивший систему ценностей светской арабской культуры IX-X вв. В этих сказках ярко отражено мышление народа, раскрываются его верования и представления. Поэзия VII-VIII вв. отличалась жизнерадостным тоном, воспевала воинские подвиги, веселье, любовь. В прозе наиболее популярным был жанр любовно-приключенческих рассказов и анекдотов из быта разных слоев населения. Связь между гуманитарными науками и литературой обнаруживается в трудах великого ученого аль-Бируни (умер в 1048 г.), чья философия во многих отношениях удивительно напоминает философию XX в. Идеи ещё одного крупного философа Халифата Аверроиса (Мухаммеда ибн Рушди), представителя аристотелизма, наложили глубокий отпечаток на средневековую европейскую философию, в которой аверроизм был весьма важным философским течением. Арабо-мусульманская культура не создала пластических искусств, к которым относятся живопись и скульптура в европейском или античном понимании. Ведь ислам отрицательно относился к изображению любого живого существа в живописи и скульптуре, ведущему, как считается, к идолопоклонству. В исламской живописи царит орнамент и абстракция. Эквивалентами пластических искусств в арабо-мусульманской культуре были художественная каллиграфия и миниатюрная живопись . Искусство каллиграфии в мире ислама считалось самым благородным искусством, а каллиграфы имели свои "академии" и пользовались большим почетом. Каллиграфия - наиболее благородное визуальное искусство ислама - имеет функцию, аналогичную функциям икон в христианском искусстве, так как представляет видимое тело божественного Слова, она широко использовалась в архитектуре и как средство передачи текста, и просто для украшения. Архитекторы порой покрывали целые стены дворцов и мечетей затейливой арабской вязью, стилизованными мотивами из растительного мира и геометрическими узорами. Для мусульманского искусства (ковроткачество, архитек꿟ура, живопись, каллиграфия) характерны повторение выразительных геометрических мотивов, неожиданная смена ритма и диагональная симметрия. Типичным примером арабо-мусульманской художественной культуры является арабеска - специфический мусульманский орнамент . Арабеска благодаря чёткой ритмической основе имеет аналогии в арабской риторике и поэзии. В Х в. здания стали украшать арабесками. Как все виды мусульманской культуры, архитектура в странах Халифата развивалась на основе слияния арабских традиций с местными: арабы усвоили достижения эллинистического, римского и иранского зодчества. Шедеврами арабо-мусульманской архитектуры являются Тадж-Махал в Индии , Голубая меч еть в Стамбуле, мечети и дворцы Самарканда и Исфахана, дворец Альгамбры в Гранаде, дворцы и мечети Кордовы . Орнаменты изразцов мусульманских зданий впоследствии использовались при создании знаменитых по всему миру персидских ковр ов. Развивалось искусство миниатюры, его вершиной считаются миниатюры Багдадской школы XIII в., они украшали рукописные, медицинские, астрономические труды, сборники сказок, басен, литературные сочинения. Таким образом, наука и философия древних греков дошли до европейцев в большей степени через мусульманских мыслителей.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка