Что такое гештальт простыми словами. Понятие гештальт в психологии

  • Здоровый и гармоничный человек способен удовлетворять свои потребности, но это невозможно без контакта со средой.
  • Если потребность не удовлетворяется, задача гештальт-терапевта – понять, почему и что с этим делать.

В детстве меня привлекали книги из серии «Все обо всем». В них авторы вмещали концентраты знаний о самых разных вещах. Упрощенный и поверхностный уровень погружения в тему меня не смущал: я и сейчас ценю такой формат при знакомстве с непрофильными, но интересующими меня сферами. Это отличная возможность быстро сориентироваться в вопросе, понять, о чем это в принципе.

Я постараюсь предельно просто и понятно, в популярно-энциклопедическом формате, описать ключевые тезисы в работе гештальт-терапевта.

Любой психотерапевтический подход отталкивается от идеи психологического здоровья, критериев здорового функционирования человека.

Здоровье в гештальт-терапии – это гармоничное и целостное функционирование жизненных систем человека, способность к саморегуляции, как в физическом, так и психологическом аспектах.

Если нам холодно, организм повышает мышечную активность, появляется дрожь. Это помогает нам согреться.
Если нам жарко, организм потеет, охлаждая температуру тела.
Если организм утомлен, он требует отдыха, мы хотим спать.

Саморегулирующая система невозможна без контакта с внешней средой.

Когда мы голодны, мы не можем удовлетворить потребность в еде без взаимодействия с внешней средой.
Потребности в любви, признании, уважении, общении также удовлетворяются только при контакте со средой.

Мы живем, в чем-то нуждаемся, чего-то хотим, к чему-то стремимся. В идеальном варианте мы удовлетворяем свои потребности, закрываем гештальты . Если же потребность не удовлетворяется долгое время, у нас появляется внутреннее напряжение – то, что известно как «незавершенные гештальты» .

Каждая потребность проходит через несколько стадий развития:

Формирование и осознавание.

Контакт организма со средой, чтобы найти предмет и способ удовлетворения потребности.

Удовлетворение потребности.

Осмысление полученного опыта.

На любой из этих стадий наш контакт со средой может прерваться, а значит, потребность так и останется неудовлетворенной. Происходит это в результате действия четырех механизмов: проекции, интроекции, конфлюэнции и ретрофлексии.

1. Проекция

Вы прогуливаетесь по ночному парку и видите впереди шумную компанию молодых людей. Вам приходит в голову мысль отклониться от маршрута, чтобы не встречаться с незнакомцами. Так проявляется механизм проекции.

Основываясь на своем опыте, вы проецируете, что молодые люди могут оказаться агрессивными и встреча может быть небезопасной. Проективный механизм, как и любые другие способы прерывания потребностей, изначально полезен для нас.

Но вот другой пример. Молодой человек хочет познакомиться на улице с девушкой. Он останавливает себя, предполагая, что она откажется от знакомства: он ей не понравится, она не знакомится на улице, она замужем и так далее. В этом случае вместо полезной защитной функции механизм проекции останавливает удовлетворение реальной потребности молодого человека: познакомиться, завязать отношения.

Задача гештальт-терапевта – помочь клиенту осознать потребность, увидеть, как он прерывает ее удовлетворение, и помочь найти подходящие способы ее удовлетворения.

Когда клиент осознал истинные потребности, гештальт-терапевт помогает ему найти способы их удовлетворения

Еще один пример. К терапевту обратился клиент с запросом помочь наладить отношения с женой. Мужчина ревнует ее по поводу и без, что приводит к семейным конфликтам и скандалам.

Ревность в данном случае – проективный механизм. Муж проецирует свои подозрения в измене на жену, предполагает, что он ей больше не интересен. Предъявление претензий ведет к усугублению конфликта и постоянным скандалам. При этом реальная потребность мужа в близости, любви не удовлетворяется.

Когда клиент осознал истинные потребности, гештальт-терапевт помогает ему найти способы их удовлетворения. Вместо привычных обвинений «Где ты опять была? Я тебе не нужен!» муж пробует вести себя по-новому. Например, обвинения можно заменить такими фразами: «Я переживаю, когда ты задерживаешься, я ценю наши отношения, мне важна наша близость».

2. Интроекция

Как-то на вечеринке знакомый завел разговор о том, что многие считают, будто на ноль делить нельзя. «Конечно, нельзя!» – эмоционально поддержало большинство участников дискуссии. Нас в школе так учили, да и если попробовать поделить на ноль на калькуляторе, на дисплее отобразится «Е» – значит, ошибка. Не можем же мы все ошибаться.

Однако приятель не унимался: «Почему же нельзя делить на ноль?» Ответа на этот вопрос ни у кого из присутствующих не было. Точнее, ответ был таков: «Потому что нельзя. Точка». Вот вам пример классического интроекта.

Интроекция – это механизм, при котором мы проглатываем, не пережевывая, новую информацию, установки, идеи. Мы запоминаем эту информацию, считаем ее очевидной и правильной, но она не присвоена и не переварена нами. Именно поэтому мы не можем ответить на вопрос, почему делить на ноль нельзя. Мы просто проглотили это знание и не можем наш ответ как-либо обосновать.

Если мы «интроецированы» какими-либо установками, правилами и знаниями, это не означает, они неверны или верны. Это значит только то, что мы не можем ими осознанно пользоваться. Наше поведение и реакции ригидны, и это может негативно влиять на удовлетворение наших потребностей.

После проверки и «пережевывания» установки либо присваиваются и становятся усвоенными, либо отвергаются как ложные

При воспитании детей мы не можем обойтись без механизма интроекции. Мы не будем предлагать ребенку «присвоить» знание о том, что нельзя засовывать пальцы в розетку. И это будет полезным интроектом. Если же интроецированное знание для ребенка окажется недостаточно весомым, чтобы поверить на слово, будьте уверены – он проверит.

После проверки и «пережевывания» установки либо присваиваются и становятся усвоенными, либо отвергаются как ложные. Кстати, оказалось, что теоретически делить на ноль можно. Операцию, которая в алгебре считается невозможной, можно произвести в других сферах математического знания.

Психотерапевт регулярно сталкивается с установками клиентов: «нужно строить карьеру», «мужчина должен зарабатывать больше женщины», «женщина не должна проявлять инициативу при знакомстве с мужчинами», «мне нужно выйти замуж» и так далее.

Гештальт-терапевт проверяет, насколько эти установки соотносятся с реальными потребностями клиента, действительно ли это его установки – или же это интроекты, которые блокируют развитие и удовлетворение истинных потребностей.

Например, женщина жалуется на неуспешные попытки построить отношения с мужчинами. При этом она опирается на некое идеальное представление о том, каким должен быть мужчина: любящим, верным, с высшим образованием, достойным доходом… Терапевт помогает ей осознать интроект «идеальный мужчина» и свои истинные потребности, которые, скорее всего, ему не соответствуют.

3. Конфлюэнция (слияние)

Как обычно развиваются романтические отношения в паре? На первом этапе мужчина и женщина будто сливаются воедино, говорят «мы» вместо «я». Им сложно расстаться даже на мгновение.

Такая совместность приносит обоим партнерам удовольствие. В гештальт-терапии этот механизм называется конфлюэнцией (слиянием). И в этом примере проявление конфлюэнции уместно и приятно.

Еще один пример – новорожденный ребенок. В первые месяцы жизни он находится в максимальном слиянии с матерью, и это единственный способ выжить, ведь он еще не может самостоятельно осознавать и удовлетворять свои потребности. Однако с течением времени ребенок учится отделяться от родителей. Он начинает осознавать свои потребности, учится самостоятельно их удовлетворять.

Гештальт-терапевт помогает клиенту научиться замечать и выстраивать границы, осознавать и удовлетворять потребности, отделяться

Еще один пример – созависимые отношения в семье. Жена может не осознавать свои личные потребности и границы, сливаться с мужем, его желаниями, потребностями, чувствами, жить его жизнью. При этом оба партнера чувствуют себя несчастными.

При работе с созависимостью гештальт-терапевт помогает клиенту научиться замечать и выстраивать границы, осознавать и удовлетворять свои собственные потребности, отделяться. Клиент узнает, что есть личное пространство и потребности, которые конфлюэнция ограничивает, а есть совместные территория и времяпрепровождение, где слияние уместно и полезно.

4. Ретрофлексия

Представьте себе, что вас отчитывает начальник. Вы злитесь: кулаки сжаты, желваки играют. Вы хотите выразить агрессию, но по тем или иным причинам сдерживаете себя. Так проявляется механизм ретрофлексии: вы хотите отреагировать, выразить чувства, совершить какое-то действие, но будто замыкаете потребность в самом себе.

Ваш импульс выразить негодование начальнику остается внутри вас. Чувства не выражаются, но и не исчезают. Невыраженные эмоции начинают «съедать» вас изнутри, агрессия может превратиться в аутоагрессию.


Если регулярно сдерживать себя, не выражать недовольство, эмоции будут копиться, и рано или поздно чаша переполнится

У ретрофлексии, как и всех описанных выше механизмов, есть и полезная функция. Выражать чувства и совершать действия не всегда и не везде уместно и безопасно. Однако легко не заметить, что ретрофлексия вошла в привычку и начала нести деструктивную функцию.

Продолжим пример с критикующим начальником. Если регулярно сдерживать себя, не выражать недовольство, эмоции будут копиться, и рано или поздно чаша переполнится. Агрессия выльется в ненужное время, в ненужном месте и в ненужных количествах, и ваше поведение будет выглядеть неадекватным ситуации. Кроме того, это может привести к развитию психосоматических заболеваний.

Гештальт-терапевт помогает клиентам найти способы выходить из «режима автономности» и удовлетворять свои потребности, контактируя со средой, людьми, а не замыкать развитие потребности внутри себя.

***

Наличие всех этих механизмов прерывания – необходимое условие для здорового функционирования организма. Гештальт-терапевт не борется с ними – он совместно с клиентом исследует ситуации, в которых эти механизмы начинают давать сбой, и восстанавливает способность организма к целостному и гармоничному функционированию, саморегуляции, контактированию со средой.

Надеюсь, читая статью, вы вспомнили и осознали, как проявляются ваши собственные механизмы прерывания, и сможете сделать шаг к освобождению от их деструктивных проявлений.


Об эксперте

– психолог, гештальт-терапевт, психодрама-терапевт, оргконсультант, тренер, преподаватель Московского института психоанализа .

Гештальт-терапия – направление психотерапии, оформившееся в середине прошлого века. Ее отцом-основателем считается немецкий психолог Фридрих Перлз.

По сути своей теория гештальт-терапии стала котлом, в котором варится полезное блюдо из множества ингредиентов: крупы традиционного психоанализа, нескольких ложек гештальтпсихологии, изрядной порции психодрамы и мелко нарезанной телесно-ориентированной терапии. Все это приправлено выжимками еще из доброго десятка психологических концепций и направлений.

Гештальт (gestalt) с немецкого переводится как «образ», «фигура», «форма». Если не вдаваться в дебри теоретической психологии, можно сказать, что гештальт – целостный образ какой-либо ситуации. Конечно, это вольное изложение. Близкое к академическому определение гештальта в переводе с научного на русский звучит примерно так: «Гештальт – это целостная структура на поле взаимодействия среды и человека, охватывающая промежуток между возникновением потребности и ее удовлетворением».

Гештальт-подход не рассматривает сферического коня в вакууме, то есть человека в отрыве от среды. Его позиция такова: люди являются целостными социобиопсихологическими существами; разделение тела и психики – искусственно; человек и все, что его окружает – единая структура, именуемая «поле организм/среда».

Есть контакт?

Базовые понятия гештальт-терапии – контакт и граница.

Контакт – процесс взаимодействия наших потребностей с возможностями среды. Все основные потребности могут удовлетворяться только в контакте с окружающей средой: для утоления жажды нужна вода, голода – пища, потребности в безопасности – защищенность с помощью кого-то или чего-то, потребность в общении невозможно удовлетворить без других существ.

Место, в котором организм встречается с окружающей средой, в гештальт-терапии называют границей контакта. Человек обычно воспринимает ее как границу между тем, что внутри нашего тела, и тем, что вне его. Естественно, более ценным для нас является то, что внутри. Но границы эти зыбки и нечетки. Вода является частью внешней среды, но как оценивать выпитую воду?

На границах возникают два феномена: идентификация и отчуждение.

С первой связано деление на «свой»-«чужой», когда «свой» ближе, роднее и понятнее. Если кто-то обидел члена нашей семьи, идентификация вызывает обиду у нас. Любовь, дружба, партнерство и прочие позитивные отношения обычно существуют в пределах внутренних границ. За ними лежит чужое, отторгаемое.

При нарушенных границах, взаимодействие с окружающим становится ненормальным, и на уровне, где это произошло (телесном, эмоциональном, интеллектуальном), появляются нерешенные проблемы.

Когда возникает гештальт?

Утренняя чашка кофе, разговор со случайным попутчиком, отношения с родителями, влюбленность, ссора в магазине, прополка кабачков – все это гештальты. Вся наша жизнь состоит из них, больших и маленьких.

Формируется гештальт, когда у человека возникает потребность, которая в данный момент сильнее всего требует удовлетворения, и происходит контакт в внешним миром.

У гештальта есть начало и конец: возникает он помимо нашей воли в момент появления потребности или желания и заканчивается при достижении удовлетворения. Увы, потребности безграничны, а ресурсы ограничены и далеко не все желания исполняются.

В идеале цикл гештальта выглядит так:

  1. Возникновение потребности (хочется пить).
  2. Поиск возможности ее удовлетворить, оценка осуществимости этой возможности (ищем воду).
  3. Удовлетворение (пьем).
  4. Выход из контакта (жажда утолена - ставим пустой стакан на стол).

В результате такого цикла гештальт завершается (разрушается). Процесс возникновения и завершения гештальта может занять секунду, минуту, часы, годы или всю жизнь. Но внешние или внутренние события могут помешать этому процессу. Цикл остановится на какой-то фазе, произойдет разрыв границы контакта и возникнет незавершенная ситуация.

Незавершенный гештальт может стать многотонным сизифовым камнем ощущения вины перед умершим родственником или картонной папочкой несдержанного по мелочи обещания. Суть остается одинаковой – прошлое мешает реализовываться настоящему.

Наши страхи, зависимости, конфликты, кризисы и стрессы можно представить в виде ящика, заполненного незаконченными гештальтами. Если ящик не забит доверху чем-то тяжелым, то с ним легко передвигаться. Но чем тяжелее груз, тем нужнее помощь психолога.

Дело в том, что незавершенные гештальты могут вызвать сбои в работе механизмов, защищающих нашу психику от перегрузки.

Что может сломаться?

    Проекция – это тенденция перекладывать на окружающую среду ответственность за то, что берет свое начало в человеке. К ней прибегают, сталкиваясь с неприятием ряда своих потребностей и чувств, которые проще приписать внешнему миру. Нормальная проекция помогает устанавливать контакты и понимать других людей, патологическая постоянно проявляется не к месту и в ряде случаев подменяет собой реальность.

    Ретрофлексия – стремление делать себе то, что хотелось бы получить от других или сделать с другими. При патологических проявлениях ретрофлексии возникают психосоматические болезни, стремление причинить себе боль, высшей формой ретрофлексии является самоубийство.

    Интроекция – включение во внутренний мир человека оценок, мотивов и установок других людей без критического к ним отношения. Для ребенка интроекция является важнейшим инструментом идентификации себя как члена общества и дальнейшего познания мира. Патологическая же интроекция возникает, когда идеи, привычки или принципы воспринимаются целиком, без проверки на несовместимость с уже существующим опытом.

    Конфлуэнция (слияние) – состояние отсутствия границы контакта, когда человек теряет осознание себя. В норме временное слияние существует у матери и младенца, у влюбленных. Здоровая психика при этом через время возвращается на круги своя и самоидентифицируется. При патологической конфлуэнции невозможны нормальные контакты с другими людьми, так как присутствует постоянное желание контролировать их поведение сверх необходимости.

Гештальт должен быть завершен!

Гештальт-терапия считает накопление незакрытых гештальтов одной из главных причин формирования неврозов. В числе прочего она занимается «починкой» механизмов контакта и устранении невротических препятствий к ним. В процессе гештальт-терапии мы заново переживаем прерванный гештальт, получая возможность закончить его, т е. избавиться от причин возникновения невроза.

Мой первый опыт работы в гештальт-группе так и остался самым ярким. Наверное, это отзвуки ошеломляющего ощущения «Работает!».

Обозначив проблему (необъяснимую физиологически тошноту), после рассказа придуманной мной сказки, я услышала первый звоночек – нежелание идти на работу и попытка скрыть это от переживавшей за меня бабушки. Потом был «пустой стул» – я вела диалог с воображаемой бабушкой. Началось все с внешнего «не могу рано вставать» и закончилось обвинениями в плохом отношении бабушки к моей маме. Высказать все это в действительности пожилому больному человеку я бы не смогла, а здесь выговорилась.

Прошло несколько сеансов, было принято решение сменить работу, тошнота больше не приходила. Если бы до участия в группе кто-то сказал, что плохое самочувствие связано с подавлением негатива в сторону бабушки, я бы его самого послала даже не к психологу, а сразу к психиатру.

Особо ценным оказалось то, что грамотный гештальт-терапевт в процессе не дает никаких советов и ни к чему не подталкивает. Его роль заключается в провокации, вызове реакций, а проигрыш ситуаций «здесь и сейчас», позволяет иначе взглянуть на себя, свои ощущения и переживания. Гештальт завершен, да здравствует гештальт!

Источник - журнал «Будь здорова»

Которое сформировалось в середине прошлого века. Теория данного направления включает в себя целый ряд практик. Это и телесно-ориентированная терапия, и традиционный психоанализ, и гештальтпсихология, и психодрама, а также многие другие психологические направления и концепции. Термин «гештальт » произошел от немецкого слова «gestalt », что в переводе означает «фигура » или «форма ». Говоря простым языком, можно дать следующее определение данному понятию: гештальт – это целостный образ определенной ситуации. Научным языком это звучит так: гештальт – это целостная структура на поле взаимодействия человека и окружающей его среды, которая охватывает промежуток между возникновением потребности и ее удовлетворением. Согласно данному направлению человек и все, что находится вокруг него, являются единым целым. Отцом-основателем данной терапии принято считать психолога Фридриха Перлза .

Есть контакт?

Контакт и граница – это два основных понятия гештальт-терапии.
Под контактом подразумевают процесс взаимодействия человеческих потребностей с возможностями окружающей среды. Удовлетворение тех или иных потребностей возможно только тогда, когда человек войдет в контакт с окружающим его миром:
  • чтобы утолить голод, необходима пища;
  • когда мы испытываем жажду, мы начинаем искать воду;
  • чтобы утолить потребность в общении, мы ищем других живых существ.
Граница контакта представляет собой место, в котором человеческий организм встречается с окружающим миром. Чаще всего человек воспринимает это место как границу между внутренней частью его тела и тем, что находится извне. Однако данные границы не всегда столь четки. Так, к примеру, воду принято считать частью внешнего мира.
Но как быть, если человек выпил воду, и она оказалась внутри него?

Идентификация и отчуждение:

Оба данных феномена появляются на границах. Под идентификацией скрывается деление на «свой » и «чужой », где «свой » при любых обстоятельствах роднее и ближе. Все положительные отношения в лице дружбы, любви и партнерства находятся в пределах внутренних границ. Что же касается отрицательных отношений, то их относят к категории чужих, так как они все время отторгаются человеком. Как только границы нарушаются, у человека практически сразу же возникают многочисленные проблемы, которые он начинает преодолевать.

Когда возникает гештальт?

Жизнь каждого человека – это нескончаемые гештальты, причем они могут быть как маленькими, так и большими. Ссора с любимым человеком, взаимоотношения с детьми или родителями, влюбленность, дружба, разговор с сотрудником по работе – все это гештальты. Гештальт может возникнуть в любой момент, причем не по нашей воле, а вследствие возникновения потребности, которая требует немедленного удовлетворения. Гештальту присуще начало и конец. Завершается он в момент достижения удовлетворения. К сожалению, далеко не всегда исполняются все желания человека без исключения. В итоге, завершение цикла может занять как секунду, так и всю жизнь.


В идеале цикл гештальта выглядит следующим образом:

1. Возникновение потребности;
2. Поиск возможности ее удовлетворения;
3. Удовлетворение;
4. Выход из контакта.

Нередко данному процессу мешают те или иные внутренние либо внешние факты. В результате, цикл остается незавершенным, так как происходит разрыв границы контакта.
В случае полного завершения процесса гештальт откладывается в сознании. Если же процесс остается незавершенным, он продолжает мучить человека на протяжении всей его жизни, при этом мешая удовлетворению других потребностей. Нередко незавершенные гештальты вызывают сбои в работе механизмов, которые защищают психику человека от лишних перегрузок.

Что может сломаться?

1. Интроекция – включение во внутренний мир человека установок, оценок либо мотивов других людей без критического к ним отношения. В детском возрасте интроекция особенно важна, так как она помогает ребенку стать личностью. Патологическая интроекция является следствием восприятия всех принципов, идей и привычек целиком, без того, чтобы проверить их на совместимость с накопленным опытом.

2. Проекция – представляет собой тенденцию перекладывать на окружающий мир ответственность за то, что начинается в человеке. Люди используют проекцию чаще всего тогда, когда они не в состоянии руководить своими отрицательными эмоциями. При помощи нормальной проекции удается наладить взаимоотношение с другими людьми. Что же касается ее патологической формы, то она подменяет собой реальность.

3. Конфлюэнция или слияние – состояние отсутствия границы контакта. В таких случаях человек утрачивает осознание себя. В нормальном состоянии временное слияние может наблюдаться у возлюбленных или у матери и младенца. Психика таких людей чаще всего самостоятельно идентифицируется за короткий промежуток времени. В случае патологического слияния люди начинают контролировать поведение других людей сверх допустимых норм.

4. Ретрофлексия – стремление сделать себе то, что хотелось бы сделать с другими либо получить от других. Патологическая ретрофлексия в большинстве случаев отмечается наряду с каким-то психосоматическим заболеванием. Такие пациенты намеренно причиняют себе боль. Некоторые заканчивают жизнь самоубийством.
Понятно, что гештальт во всех случаях должен быть завершен, дабы у человека была возможность избежать всех этих неприятностей. Если же этого не случилось, тогда стоит получить консультацию гештальт-терапевта .

Гештальт-терапевт – в чем заключается его роль?

Гештальт-терапевтом именуют специалиста, который практикует непосредственно гештальт-терапию. Все специалисты данного направления исходят из того, что они являются частью терапевтического взаимодействия. Гештальт-терапевт обязан раскрыться перед своим пациентом также как и он раскрывается перед ним, то есть полностью. Его роль заключается в вызове реакций у пациента, а также в проигрыше ситуаций «здесь и сейчас ».

Слова «здесь и сейчас » принято считать ключевым понятием гештальт-терапии. Каждый из нас вспоминает о том, что происходило с ним раньше. Кроме этого мы все время фантазируем о нашем будущем. О том, что же происходит с нами в данный момент, мы чаще всего даже не задумываемся. На самом-то деле мы живем «здесь и сейчас ». Никто из нас не в силах изменить свое прошлое.


Так зачем тогда о нем вспоминать?
Нужно думать о сегодняшнем дне и о том, как именно он отразится на нашей дальнейшей жизни. Такой подход помогает по-другому взглянуть на свои переживания и ощущения. Именно этому и учат гештальт-терапевты.

Техника проведения гештальт-терапии

Гештальт-терапия представляет собой экспериментальный, а также экзистенциальный подход в психотерапии и консультировании, который основывается, прежде всего, на опыте. Целью данного метода является расширение собственного сознания человека при помощи осмысленности своей собственной жизни, а также улучшения взаимосвязи с окружающим миром и другими людьми. Данный метод терапии основывается на нескольких главных понятиях. Одним из этих понятий является контакт. Научившись контактировать с внешним миром, с окружающими людьми, а также своим внешним миром, человек может кардинально изменить всю свою жизнь. Такой подход помогает также получить уважение других людей, при этом заняв одну из лидирующих позиций в обществе.

«Гештальт» - что же это такое?

В переводе с немецкого языка данный термин означает «фигура », «образ », «форма ». С точки зрения психологии под этим термином скрывается специфическая организация частей, которая дает возможность получить определенное целое. Что касается гештальтпсихологии, то в данном случае речь идет о направлении психологической мысли, которое основано на том, что исследование тех или иных частей не дает возможности получить целостный образ. Эксперименты, проведенные специалистами данной области, показали, что восприятие каждого человека наделено своей собственной организацией. Те или иные внешние раздражители не оказывают на него механического влияния.

На чем же останавливает свой выбор наше восприятие?

Созерцая внешний мир, восприятие избирает только те вещи, которые ему действительно интересны либо те, которые стоят для него на первом месте. Так, к примеру, чувствуя жажду, человек в самую первую очередь увидит стакан с водой, а не яства, которые его окружают. Как только жажда будет утолена, внимание сразу же переключится на более вкусную пищу. Наше восприятие работает таким образом, что на первый план выходит самая важная фигура. Это касается не только еды, но и болевых ощущений, образа любимого человека и даже слов. Все же остальное в таких случаях испаряется либо теряет свои четкие очертания. Получается, что человек просто не видит всего остального, так как все остальное для него не имеет никакого значения. Чтобы проиллюстрировать данный феномен применяются специальные картинки, состоящие из двух изображений.

Человек и окружающая среда – едины ли они?

Каждый человек является целостным социологическим, биологическим, а также психологическим существом. Человек в совокупности с окружающей его средой – это не что иное, как гештальт, то есть одно целое. Окружающий нас мир оказывает прямое воздействие на человеческий организм, и наоборот каждый организм создает свою собственную среду. То же самое происходит и в случае с межличностными отношениями. Каждый человек регулярно подвергается воздействию окружающих людей, однако и он сам своим поведением нередко вынуждает других людей меняться, причем как в положительную, так и в отрицательную сторону.

Техника проведения гештальт-терапии:

На сегодняшний день гештальт-терапию чаще всего практикуют в группах. Техника проведения таких занятий выглядит следующим образом:

Горячий стул: все члены группы садятся на стулья, расположенные по кругу. В кругу находится так называемый «горячий стул», на который садится один из членов, причем по собственному желанию. Человек, сидящие в кругу, начинает говорить обо всех проблемах, которые его волнуют. Все остальные участники могут задавать ему вопросы, на которые он обязан откровенно отвечать. Очень важно, чтобы этот человек почувствовал теплую атмосферу, которая придаст ему уверенности в себе.

Здесь и теперь: во время беседы обсуждаются только те проблемы, которые волнуют людей на данный момент. Никаких разговоров о прошлом. Если кто-то и окунается в прошлые события, все остальные члены группы сразу же переключают его к реальности. Все происходит незаметно для участников. Во время беседы все действия выполняются тактично.

Две роли: напротив человека, который сидит на «горячем стуле », кладут пустой стул. Человек должен вообразить, что на этом стуле сидит другой человек, с которым он находится в конфликте. Клиент начинает играть роли сразу же двух людей, при этом периодически меняя свое месторасположение. Находясь на своем стуле, он говорит от своего лица, а вот на стуле воображаемого партнера он должен выступать от его имени. Данным образом ему удается понять истинное состояние того человека, с которым у него не сложились отношения. Чаще всего во время такой беседы психотерапевт остается безучастным. Он только следит за происходящим и делает свои выводы. Вмешаться в ситуацию он может только тогда, когда она начинает болезненно отражаться на пациенте.

Обратная связь: под данным термином скрывается постоянная психологическая связь пациента со своим лечащим врачом, который выполняет в данном случае роль зеркала. Посмотрев в это зеркало, больному удается увидеть свое истинное лицо. По-другому он начинает смотреть и на сложившуюся ситуацию, что помогает ему справиться с ней намного быстрее и легче.

Действие: специалист гештальт-терапии прикладывает все необходимые усилия для того, чтобы его пациент начал действовать. Под действиями подразумеваются такие качества как активность, самостоятельное осознание, а также инициативность.

Сейчас я осознаю: суть данного упражнения заключается в тренировке усилий и активности пациента, которые направлены на анализ содержания своего сознания в данный конкретный момент. Во время выполнения данного упражнения очень важно регулярно повторять одну и ту же фразу, а именно «сейчас я осознаю… ».

Во время таких занятий клиентам удается:

  • расширить осознание;
  • найти свое истинное место в мире;
  • освободиться от воспоминаний о прошлой жизни;
  • улучшить концентрацию сознания и мыслей.

Цели гештальт-терапии:

Основной целью данного направления является достижение человеком более полного осознания себя. Он познает:
  • свои телесные процессы;
  • мысли;
  • чувства;
  • желания;
  • потребности;
  • межличностные отношения;
  • взаимосвязь с внешним миром.
В итоге, пациент способен контролировать свое поведение, применяя те или иные аспекты своей собственной личности. Жизнь таких людей становится более осмысленной и наполненной. Они избавляются от всех невротических и психологических комплексов и симптомов .

Практика гештальт-терапии:

Данное направление представляет собой определенную психотерапевтическую методологию. Первоначально специалисты применяли техники, взятые из разнообразных терапевтических практик. Так, к примеру, Перлз применял техники психодрамы. Под психодрамой скрывается метод работы в группах, в ходе которого для изменения и понимания внутреннего мира применяется инструмент драматической импровизации. На сегодняшний день список используемых техник огромен. Он включает в себя техники танцевальной и телесной терапии, а также различные виды арт-терапии в виде музыкотерапии и рисунков. Все они помогают развить целостный образ в пяти сферах жизни человека:

1. Эмоциональной – сфера чувств и эмоциональных переживаний и способности к их пониманию и выражению;
2. Социальной – культурное окружение, комплекс социальных отношений, взаимоотношения с другими людьми;
3. Физической – комплекс аспектов физической и материальной жизни, сексуальная зрелость, материальное благополучие, физическое здоровье;
4. Духовной – знания об окружающем космосе, знание духовных ценностей, познание самого себя и законов жизни;
5. Рациональной – способности к рациональному анализу, мышлению, творчеству, планированию, предвидению.

Где применяется гештальт-терапия?

  • семейная терапия;
  • гештальт-педагогика;
  • клиническая психотерапия;
  • тренинги для представителей тех или иных профессиональных групп;
  • консультирование организаций;
  • тренинги для людей, которые стремятся к улучшению коммуникабельности и личностному росту.

Длительность курса гештальт-терапии:

Данный метод терапии относят к среднесрочным методам лечения. Такое лечение предусматривает как минимум 10 встреч с частотой 1 раз в неделю. Некоторым пациентам приходится проходить курс лечения, достигающий и 30 встреч. Все зависит от проблемы, задач, которые ставятся перед специалистом и некоторых других фактов.
Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

Современная экзистенциальная психотерапия имеет множество направлений, одним из которых является Гештальт терапия.

Целью данной терапии является осознанность личности в стремлении повышения самооценки, наполненности и осмысленности жизни, повышение действий, которые направлены на улучшение общения и взаимодействия с окружающими людьми.

Жизненные ситуации

Чтобы понять суть данной концепции, можно взять за пример жизненные ситуации, которые могут встречаться у каждого человека:

  • Женщина проводит все свое время на работе, и даже дома все разговоры связаны с ее деятельностью. Мужа обижает такая ситуация.
  • Мать, которая постоянно занята проблемами своих детей, отвлекаясь на посторонние мысли, допустила ошибку в рабочей документации.
  • В прогулке по улице ваша голова занята мыслями заняты о разбитых чувствах или упущенном романе, не заметив сигнала светофора, вы идете на красный свет.

Таким образом человек, живя внутренним миром, думая о ненужном для него, проживает постороннюю жизнь. Его воспоминания и мысли не дают находиться в реальном времени, проживать настоящие эмоции.

Или же наоборот повседневная суета отдаляет человека от его мечты или поставленной цели. Вместо того, чтобы сосредоточиться на этом, мы совершаем ненужные, суетные поступки.

Мы живем либо в воспоминаниях, которые порой приносят нам страдания, либо гонимся за фантомом – мечтой, которая вряд ли осуществиться. Как итог — это приводит к разводам, инфарктам, болезням, язвам или увольнению с работы. Освоив технику гештальт терапии, вы сможете фильтровать ненужные для вас ситуации.

Историческая справка

Данное учение было разработано Фрицем Перлзом (1893-1970). Он был психиатром с большим стажем, разрабатывал методику лечения людей с психическими заболеваниями. Но уже при жизни ученого и по настоящее время гештальт терапия из психотерапевтического учения выросла во что-то большее. Сейчас данную терапию применяют во всех сферах жизни, так как она помогает разрешить тяжелые ситуации в жизни.

Сам Фриц Перлз утверждал, что человек — это целостное создание, а не собранные его части. Физические, духовные и социальные аспекты должны сливаться в единую личность.

Каждая проблема должна решаться исходя не из причины, а из ее осознания. Стоит задавать вопрос о том, что чувствует человек в данный момент и как это можно изменить, а не искать виноватых и не задумываться, почему так произошло. Терапия Перлза направлена на осознание жизни в данную минуту, здесь и сейчас, жить полноценной жизнью в настоящий момент, а не прошлым или будущим.

В 1951 году Фриц Перлз с двумя своими коллегами Полом Гуденом и Ральфом Хефферлином пишет свой труд «Гештальттерапия, возбуждение и рост человеческой личности». В 1952 был учрежден Гештальт институт в американском городе Нью-Йорке. Еще в 1913 году ученый начинает изучать медицину с философской точки зрения. Настольной книгой у Фрица Перлза была «Психоалнализ» Фрейда.

Что такое Гештальт терапия?

Занимается ею гештальттерапевт. Путем внушения он фокусирует пациента на состояние «здесь и сейчас», обращая его в каждый момент настоящего. Человек начинает осознавать себя в реальном времени, у него появляется чувство ответственности, он начинает переживать чувства и эмоции сейчас и здесь.

Основные методы Гештальт терапии при работе с клиентами:

  • Фокусировка энергии.
  • Осознание ответственности.
  • Арт-терапия. Применение творчества и искусства в данном лечении.
  • Монодрама. Здесь используются ролевые игры, постановки, что позволяет человеку прожить драматические ситуации по-новому.
  • Пересечение работы с другими видами психотерапии, например техника «горячий стул».
  • Гештальт-молитва и др.
  • Телесно-ориентированная терапия. Она позволяет познать свое тело и понять, что душа и тело — это единое целое.

Существуют и другие способы работы с пациентами, но выше были представлены основные методы техники гештальт терапии.

Принципы данной методики

Основу данного учения составили следующие понятия и принципы:

  • Целостность. Стоит понимать, что человек — это целостное создание. Деление его на психику, душу и тело не способно помочь ему в осознании своего внутреннего мира.

  • Принцип создания и разрушения структур гештальт терапии. Он основан на потребностях и желаниях человека. Когда цель достигается, то происходит разрушение гештальта.
  • Смысл назакоченного гештальта, методы и техники терапии. Существуют в жизни людей и незавершенные жизненные ситуации, которые негативно сказываются на их психике. На сеансах гештальт терапевт помогает пациенту осознать свое незавершенное дело, мысленно его завершить или приблизить к завершению. Данный опыт человек переносит на повседневную жизнь, что позволяет ему справиться со множеством негативных ситуаций.
  • Контакт и его граница. У человека постоянно осуществляется контакт с видимыми вещами — окружающей средой, людьми, животными и т.д. Существуют и невидимые контакты — энергетические, биоэнергетические, психологические поля, наличие разной информации в жизни. Место соприкосновения человека со всеми этими видами называется границей контакта. Задача существующей терапии — создать благоприятные условия именно на границе таких контактов.
  • Осознание действительности. Здесь имеется в виду не то, что человек знает свою природу и окружающий мир. А осознание того, что он находится здесь и сейчас. Осознавать это не умом, а чувствами. Жить не с механическим сознанием, когда все ситуации и эмоции происходят неосознанно, а двигаться исходя из своего внутреннего содержания.
  • Нахождение здесь и сейчас. Понимать, что все важные моменты в жизни происходят именно сейчас. Находясь умом в прошедшем или будущем, мы упускаем настоящий момент. Прошлое уже далеко, а будущее еще не настало, поэтому человек пребывает в иллюзиях, забывая о настоящем.
  • Понятие ответственности. Это важное качество индивида, которое происходит из его осознанности. Если люди начнут осознавать настоящую действительность, то и чувство ответственности у них будет развито. Очень важно принять ответственность именно на себя, а не сваливать ее на других.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка