Декабрьское сочинение тема путь - материалы для подготовки к егэ по русскому языку. Презентация - Подготовка к сочинению - Тематическое направление «Путь Примеры готовых сочинений по тематическому направлению "Путь"

ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «ПУТЬ»

Творческий путь? Путь жизненных исканий? Путь пешехода из пункта А в пункт В? Каких тем ждать в этом тематическом направлении и на что настраиваться? Попробуем разобраться вместе. Здесь нам на помощь приходят создатели итогового сочинения, которые пишут: направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения. Вроде бы, всё понятно. Однако давайте обратимся к деталям.

Проанализировав те данные, которыми поделились с нами организаторы сочинения, Андрей Георгиевич Нарушевич, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русского и иностранных языков Таганрогского института имени А.П. Чехова, сформулировал следующий, очень удачный на наш взгляд, список возможных тем в рамках тематического направления «время». Рекомендуем воспользоваться!

  • О чём рассказала дорога.
  • Зачем люди отправляются в путешествие?
  • Путешествие в будущее.
  • Путешествие в прошлое.
  • Почему тема дороги часто присутствует во многих произведениях литературы?
  • Путешествие по Петербургу Ф. М. Достоевского.
  • Прогулки по булгаковской Москве.
  • Путешествие по Росси с литературным героем (героями).
  • Каковы цель и смысл жизни человека?
  • Как достичь цели своей жизни?
  • Какую жизнь можно считать прожитой не зря?
  • Как противостоять ударам судьбы?
  • Подлинные и мнимые ценности в жизни человека.
  • Всегда ли цель оправдывает средства?
  • Проблема ложной цели в жизни.
  • «Жизнь скучна без нравственной цели…» (Ф.М.Достоевский).
  • «Жить нужно не для себя и не для других, а со всеми и для всех…» (Н. Фёдоров).
  • Поиски нравственного идеала в литературе.

Рекомендуем, но ни в коем случае не утверждаем, что именно одна из этих тем станет «вашей» на итоговом сочинении! Напоминаем, что темы составляются для каждого региона России индивидуально и станут известны только в день написания итогового сочинения. Тогда зачем нам этот список? Прочитайте его внимательно еще раз. Не правда ли, темы здесь можно разделить на три основных блока: «Путь поиска, познания, духовных исканий» и «Путешествие, странствие». Но путь в любом случае останется центральным понятием той или иной темы, а значит, мы можем сделать некоторые заготовки еще перед сочинением. Мы можем подготовить чуть ли не самую значимую часть сочинения - так называемые «сильные места текста».

Что такое «сильные места текста»? Это те фрагменты текста, которые привлекают особое внимание читателя и могут произвести на него особенно сильное впечатление. «Сильными» традиционно считают эпиграф, заголовок, вступление и заключение. Две из этих четырех позиций мы запросто можем подготовить заранее.

В качестве эпиграфа к своему сочинению вы можете использовать короткую фразу, которая бы гармонировала с выбранной вами темой. Это может быть пословица или афористическое высказывание. Существует множество сайтов с тематическими подборками пословиц и афоризмов на любую тему. Выберите десять-двенадцать понравившихся (желательно, разных по смыслу), запомните и спокойно используйте на сочинении. Кстати, афористическое высказывание также может послужить элементом вступления, аргументом или удачно завершить ваше сочинение. Приведем здесь несколько афоризмов о пути.

  • Теряются только те, кому есть, куда идти. (Карлос Руис Сафон)
  • Не хвались, собравшись идти, а хвались на обратном пути. (Индийская пословица)
  • Самый короткий путь — иногда самый долгий. (Нил Гейман).
  • ... Ибо правы пути Господни, и праведники ходят по ним, а беззаконные падут на них. (Библия. Ветхий завет)
  • Я иду медленно, но зато я никогда не двигаюсь назад. (Авраам Линкольн)
  • Говорят, что самая трудная часть пути — это первый шаг.
  • Есть пути, которые должны быть пройдены с чистыми руками и своею волею. (Николай Рерих).
  • А между тем ведь все идут к одному и тому же, по крайней мере, все стремятся к одному и тому же, от мудреца до последнего разбойника, только разными дорогами. (Федор Михайлович Достоевский)
  • Есть много дорог, которые ведут к вершине. Но пейзаж остается неизменным. (Китайская пословица)
  • Как во всякой хорошей истории о Пути, ключ приходит прежде знания о том, как им воспользоваться. (Макс Фрай)
  • У каждого есть дух, который нужно совершенствовать; тело, которое должно быть тренировано; и путь, который должен быть пройден. (Морихэй Уэсиба)

Мы уже говорили о разновидностях вступления, вспоминали и об историческом, и о биографическом, и об аналитическом, и о многих других. Создавая итоговое сочинение, вы можете воспользоваться любым видом вступления, однако тем, кто хочет действовать наверняка и подготовить вступление заранее, рекомендуем воспользоваться вступлением лирическим. Те, кто знают, о чем мы, могут возразить: ведь лирическое вступление часто называют «высшим пилотажем», формой работы, которая доступна только «пишущим». Да, наверное, если речь идет о необходимости написать такое вступление «в режиме онлайн», прямо здесь и сейчас. А когда спешить не надо и есть возможность сделать заготовку, эта форма вступления доступна для каждого. А еще такое вступление писать интересно и приятно.

Воспользуйтесь методом, который пригодится, когда необходимо создать текст в жанре эссе. Если не пользоваться длинными скучными определениями, то эссе можно назвать сочинением в свободной форме, которое включает в себя мысли и чувства автора. Попытайтесь ответить на вопрос, чем же путь, дорога является именно для вас. Уделите внимание деталям, ощущениям. Здесь вы можете совмещать возвышенные определения и бытовые мелочи. Можете для начала попрактиковаться таким образом: придумайте десять предложений, которые начинались бы с фразы «Путь - это». Предложения могут получиться самыми разными, например:

  • Путь - это смысл жизни любого человека
  • Путь может быть простым или сложным, но каждый должен пройти его с достоинством
  • Путь - это приключение
  • Путь - это запах железной дороги

Когда у вас наберется достаточное количество предложений из них, сочетая их по собственному усмотрению (представьте, что перед вами конструктор), вы сможете составить даже не одно, а несколько лирических вступлений, которыми легко сможете воспользоваться при создании итогового сочинения.

И последнее. Какими произведениями можно воспользоваться, если вы собираетесь в своем сочинении раскрывать тему пути? Приведем несколько примеров:

  • «Капитанская дочка» А.С. Пушкина. Здесь путь - это и первое большое путешествие Петруши Гринева из дома на службу, и жизненный путь главных героев, будь то сам Петр, Маша Миронова или Емельян Пугачев.
  • Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Здесь, конечно же, речь пойдет о пути духовных исканий главного героя, Родиона Раскольникова - от чудовищной теории и убийства до раскаяния и обретения внутренней гармонии.
  • М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита». Каждый герой проходит собственный путь, но особенно интересно будет посмотреть на путь духовных исканий Понтия Пилата, на то, как его путь земной, особенно тяжкий, почти невыносимый в конце, сменяется путем вечным.
  • «Мертвые души». Н.В. Гоголь отправляет своего главного героя, Чичикова, в путешествие по России. Путешествуя, он встречает самых разных персонажей, попадает в самые разные «декорации». Из этих образов читатель может составить портрет России, современной писателю и вечной. Недаром Гоголь заканчивает свою поэму известнейшим лирическим отступлением: «Русь, кудa ж несешься ты? Дaй ответ. Не дaет ответa. Чудным звоном зaливaется колокольчик; гремит и стaновится ветром рaзорвaнный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть нa земли, и, косясь, посторaнивaются и дaют ей дорогу другие нaроды и госудaрствa».
  • Лирика. О дороге и жизненном пути писали практически все классики русской литературы. Здесь ваш выбор безграничен, а процесс поиска нужных стихотворений может оказаться весьма увлекательным.

Здесь мы привели примеры классики отечественной литературы. Однако помните, что использовать на сочинении вы можете примеры и из литературы современной. Также вы можете использовать в качестве аргументов и произведения зарубежных авторов.

Вдохновляйтесь! И не бойтесь сочинения: это отличный повод поразмыслить о важном, проявить себя и открыть в себе новые таланты;)

О.С. Шадрина, учитель русского языка и литературы, Санкт-Петербург

здесь уместно биографическое.

И.С. Тургенев, один из плеяды великих русских писателей середины XIX века, хоть и принадлежал к дворянам, но всегда чутко и с неподдельным интересом присматривался и прислушивался ко всему, что к этому привилегированному слою не относилось. В «Записках охотника» он с глубокой симпатией изобразил крестьян, а в романах — героев, только приходящих на российскую историческую сцену. В романе «Отцы и дети» это Евгений Васильевич Базаров, совсем не похожий на других героев Тургенева. Автор с неподдельным интересом вглядывается в героя. Кто он? Выдержит ли жизненный путь, ему уготованный?

Основная часть

Прежде чем приступить к основной части итогового сочинения, давайте зададим вопросы: какой путь (от чего к чему) проходит главный герой?

Что изменяется во взглядах и в нем самом?

К чему он приходит в итоге?

Перед вами план сочинения, от которого отходить не будем.

План сочинения можно представить в виде логических схем. Определение-тезис - «подтезис» +иллюстрации из текста (их может быть несколько). Так вы от темы не отойдете, а это главный недочет в сочинении.

Итак, Евгений Базаров в романе проходит путь от непримиримого нигилиста, материалиста, человека с упрощенными взглядами на жизнь до человека, осознающего сложность и многообразие жизни . Это тезис.

Докажем это.

  1. В романе есть внешний путь Базарова: он ездит по губернии, встречается с разными людьми. Это братья Кирсановы, Анна Одинцова, родители. Каждый из героев привносит в жизнь Евгения что-то, обогащающее взгляды и жизнь молодого человека, меняющее его мировоззрение и мироощущение.
  2. В начале романа это человек, не принимающий чужой позиции. Он считает аристократию изжившим себя классом (и правильно!), не признает никаких авторитетов, духовной жизни человека, роли искусства, а романтизм и любовь для героя - «бабьи сказки» и игры разума. Но силу и достоинство Павла Кирсанова все же принимает (они пожимают в конце друг другу руки, прощаясь после дуэли).
  3. Встреча с Анной Одинцовой открывает Базарову силу любви. Он просто сражен чувством, если не сказать, раздавлен, ведь это опровергает его теорию материалистической природы человека. Нет, оказывается, он тоже способен любить и страдать от этого.
  4. После разрыва с Одинцовой Базаров возвращается в Марьино немного другим. Он уже не столь резок и непримирим. Изменение его взглядов Тургенев тонко иллюстрирует в сне перед дуэлью: Павел Петрович снится герою в виде темного леса. Темный лес в народном сознании - что-то незнаемое, непонятное, непознанное. Не может Базаров отказаться от своих взглядов, но сложность жизни уже признает, как и неоднозначность личности своего оппонента.
  5. Перед смертью Базаров признается: «Нужен я России? Видно, не нужен…». Горько такое признание, но симпатичен нам герой тем, что изжил свою безапелляционность и категоричность.

Это только тезисы! Подберите к ним иллюстративный материал из романа!

Заключение

В заключении надо повторить тезис на новом уровне, или перефразировать его, не забыв автора романа.

И.С. Тургенев с уважением относится к своему герою, но «проверяет» на прочность его взгляды, проводя Базарова через страницы романа, показывая, что путь (ТЕМА и НАПРАВЛЕНИЕ!) человека не исчерпывается и не мотивируется его мировоззрением, а жизнь не равна простой сумме знаний. Путь Базарова как нельзя точнее выражается в народной поговорке: «Жизнь прожить - не поле перейти». Только жаль, что герой понял это слишком поздно…

Позволю себе повториться: чтобы не отойти от темы, идите по логической цепочке: вопрос - ответ (тезис) - аргументы («подтезисы») - иллюстративный материал из текста.

Следите за тем, чтобы в сочинении звучало слово «путь», «движение», то есть ключевые слова темы.

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ

Мотив пути может выполнять как композиционную функцию, так и символическую. Чаще всего образ дороги ассоциируется с жизненным путём героя, народа или целого государства, это способность к творчеству, путь к познанию и так далее. В данном материале предлагается рассмотреть 9 тематических блоков. В каждом из них называются литературные произведения и определяется круг вопросов и проблем, которые помогут при подготовке к итоговому сочинению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

С мотивом дороги тесно

Задание:

  • А.П. Чехов «Остров Сахалин»

Следующий блок: «

  • Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

над следующими вопросами :

Ещё один блок: « Бездорожье, перепутье»

А. Блок «Двенадцать»

М.Булгаков «Белая гвардия»

Выделим вопросы и проблемы , решаемые писателями:

  • Что такое перепутье?

выбором жизненного пути героями .

А. Блок «На железной дороге»

История блудного сына

Н.В. Гоголь «Портрет»

А.С. Пушкин «Борис Годунов»

А.Н. Островский «Гроза»

Л. Андреев «Иуда Искариот»

М.Ю. Лермонтов «Маскарад»

В.Г. Распутин «Живи и помни»

Поразмышляем над такими вопросами:

- Выбор произведений велик:

Л.Н.Толстой «Война и мир»

М.А. Шолохов «Тихий Дон»

Рассмотрим вопросы:

  • Какие вопросы решают?

«Путь праведников».

И.С. Тургенев «Живые мощи»

  • Кто такие праведники?
  • Чему учат нас праведники?

«Дороги войны » - обсуждались произведения:

В. Быков «Сотников»

В. Кондратьев «Сашка»

Рассмотрим вопросы:

  • Путь предателя и героя
  • Дорогами плена

«Путь к мечте» Рассмотрим произведения :

А. Грин «Алые паруса»

В. Каверин «Два капитана»

Примерные вопросы

  • О чём мечтают герои?
  • Чем для них является мечта?

Дорога творчества произведений:

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

  • Писатель среди людей

Предварительный просмотр:

Подготовка к итоговому сочинению

По тематическому направлению «Путь»

Для того чтобы подготовить школьников к сочинению по направлению «Путь», необходимо выделить блоки и соответствующие им произведения, а также очертить круг вопросов и проблем.

С мотивом дороги тесно связана тема путешествий, странствий . По словам А.Блока, «первым признаком самобытности русского художника является чувство пути, дороги».

Задание:

Вспомните, кто из писателей много времени проводил в дороге, путешествовал по России и за её пределами. В каких произведениях нашли отражение их дорожные впечатления? Для примера можно взять следующие произведения:

  • А. Никитин «Хождение за три моря»
  • Н.М. Карамзин «Письма русского путешественника»
  • А.П. Чехов «Остров Сахалин»
  • И.А. Гончаров «Фрегат Паллада»
  • Н. Гумилёв Цикл стихов, результат путешествия в Африку

Школьники под руководством учителя могут подобрать материал и подготовить сообщения об этих писателях и поэтах. В ходе беседы выясним, какое значение для формирования личности писателя имели путешествия. Как отразились дорожные впечатления на его творчестве. Как характеризуют писателя его произведения о поездках по стране и за её пределы.

Следующий блок: « От дорожных впечатлений к судьбе русского народа, России». Для русских писателей и поэтов одним из основных тем становится тема дороги, пути. Начиная с 5 класса, школьники знакомятся с древнерусской литературой. А значит, смогут оперировать своими знаниями при написании сочинения. Писатели XVIII – XX веков продолжают традиции древнерусской литературы. Дорожные впечатления героев перерастают в широкие обобщения о судьбах русского народа с России. Можно предложить ребятам назвать такие произведения. Вспомним некоторые из них:

  • А.Н. Радищев «Путешествия из Петербурга в Москву»
  • Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
  • Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», «Железная дорога»
  • А. Блок «На поле Куликовом», «Русь», «Россия».

Чтобы написать сочинение, надо подумать над следующими вопросами :

  • Каковы дорожные впечатления героя?
  • Отношение к тому, что он видит во время путешествия, странствия
  • Какие вопросы решает автор в произведении?
  • Как рисует путь русского народа?
  • Каким видит путь развития страны?
  • Какие образы, символы использует для создания образа России?

Ещё один блок: « Бездорожье, перепутье» и рассмотреть следующие произведения:

А.С. Пушкин «Бесы», «Метель», «Капитанская дочка», «Дорожные жалобы»

А. Блок «Двенадцать»

М.Булгаков «Белая гвардия»

М. Шолохов «Донские рассказы»

Выделим вопросы и проблемы , решаемые писателями:

  • Что такое перепутье?
  • Что символизирует образ метели (вьюги, бурана)?
  • Каково прямое и переносное значение слова «бездорожье»?
  • Как решается проблема выбора своего пути героем?
  • Как характеризует его этот выбор?
  • Что помогает «блуждающим» героям найти верный путь?
  • Что значит перепутье в отношении страны?
  • Какие периоды в истории можно назвать перепутьем?

Самым понятным для старшеклассников является блок тем, связанных с выбором жизненного пути героями . Можно взять практически любое произведение, прочитанное ребятами. Главное, не уйти в пересказ и правильно расставить акценты, сделать выводы в зависимости от формулировки темы.

Н.А. Некрасов «В дороге», «Тройка», «Пьяница», «Размышления у парадного подъезда»

Н.В. Гоголь «Мёртвые души» (жизненный путь Плюшкина, Чичикова)

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (судьбы Татьяна, Евгения Онегина)

И.С. Тургенев «Отцы и дети» (судьба П.П. Кирсанова)

И.А. Гончаров «Обломов» (жизненный путь Обломова)

А.И Солженицын «Матрёнин двор» (судьба Матрёны)

А. Блок «На железной дороге»

Рассказывая о непростом жизненном пути героев, можно выделить ещё одну тему: « Путь деградации и духовного возрождения, грехопадения и раскаяния». Для анализа возьмём произведения:

История блудного сына

Н.В. Гоголь «Портрет»

Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (разбойник Кудеяр)

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (Соня Мармеладова и Родион Раскольников)

А.С. Пушкин «Борис Годунов»

А.Н. Островский «Гроза»

Л. Андреев «Иуда Искариот»

М.Ю. Лермонтов «Маскарад»

В.Г. Распутин «Живи и помни»

Поразмышляем над такими вопросами:

  • Как складывается жизненный путь героев?
  • От чего или кого это зависит?
  • Как ведёт себя герой, сталкиваясь с трудностями, соблазнами на своём жизненном пути?
  • Какие нравственные качества теряет или приобретает?
  • Как изменяется в течение жизни?
  • Какие уроки для себя извлекает?
  • Как и почему происходит духовное возрождение?

В каждом произведении данная тема решатся по-разному в зависимости от задач, которые ставит перед собой писатель. Но суть нравственных категорий школьникам должна быть понятна.

«У каждого из нас есть только одно истинное призвание - это найти путь к себе»,- писал Герман Гессе. Ещё одно значение слова «путь» - путь духовных исканий, путь к себе. Выбор произведений велик:

Л.Н.Толстой «Война и мир»

М.Ю. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу», «И скучно, и грустно», «Дума»

Н. С. Лесков «Очарованный странник»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

М.А. Шолохов «Тихий Дон»

Рассмотрим вопросы:

  • Как вы понимаете словосочетание «путь к себе»?
  • Что значит духовные, нравственные искания?
  • Через какие испытания проходят герои, чтобы найти цель и смысл жизни?
  • Какие вопросы решают?
  • Что помогает преодолеть духовный кризис?
  • Какими нравственными качествами обладают?
  • К чему приходят в результате?

Тема, которая довольно редко рассматривается на уроках - это «Путь праведников». Если старшеклассники владеют соответствующей лексикой и им близка эта тема, её можно раскрыть, взяв за основу

Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Жизненный путь (житие) Ксении Петербургской, Матроны МосковскоЙ, княгини Елизаветы Фёдоровны

И.С. Тургенев «Живые мощи»

А.И. Солженицын «Матрёнин двор»

В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»

Рассмотрим следующие вопросы:

  • Кто такие праведники?
  • Какими качествами они обладают?
  • Чем отличаются от других людей?
  • Почему жизнь их нелегка, их часто не понимают и не принимают люди?
  • Как зачастую заканчивается жизненный путь и почему?
  • Чему учат нас праведники?
  • Почему в XXI веке возродился интерес к жанру житие?

«Дороги войны » - ещё один блок тем, над которым стоит поработать. В этом году отмечали 70 лет победы в Великой Отечественной войне и, наверняка, на уроках литературы и внеклассного чтения обсуждались произведения:

В. Быков «Сотников»

В. Кондратьев «Сашка»

М. Шолохов «Судьба человека», «Они сражались за родину»

К. Воробьёв «Убиты под Москвой»

Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

А. Твардовский «Василий Тёркин»

Рассмотрим вопросы:

  • Взросление вчерашних мальчишек на войне.
  • Как проявляют себя герои на дорогах войны?
  • Боевой путь одного человека и всей страны
  • Путь предателя и героя
  • Дорогами плена
  • Какие качества помогают выжить и победить на войне?
  • Почему необходимо знать и помнить о героях войны?

«Путь к мечте» - ещё одно направление. «Не оборачивается тот, кто идёт к звёздам»,- сказал Леонардо да Винчи. Рассмотрим произведения :

А. Грин «Алые паруса»

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

В. Каверин «Два капитана»

И.С. Тургенев «Накануне», «Рудин»

Людям свойственно мечтать. Маниловы мечтают, но бездействуют. Их мечты бесплодны. А мы поговорим о героях, которые идут к осуществлению своей мечты. «Бороться и искать, найти и не сдаваться», - под таким девизом живут капитан Татаринов и Григорьев (роман Каверина «Два капитана»). Мечта становится явью для Ассоль (А. Грин «Алые паруса»), герои И.С. Тургенева идут к своей мечте, какой бы призрачной она не казалась.

Примерные вопросы , над которыми стоит поработать:

  • О чём мечтают герои?
  • Чем для них является мечта?
  • Что делают, чтобы мечта стала явью?
  • Чем готовы пожертвовать ради её осуществления?
  • Как проявляют себя на пути к мечте?
  • Чем обернулось для них осуществление мечты?

Дорога творчества – ещё один блок, который можно выделить в направлении «Путь». На уроках литературы мы уделяем немало времени изучению биографии писателей, рассматриваем эволюцию их творчества (например, путь от романтизма к реализму). Анализируя стихи, обращаем внимание на то, как авторы сами рассматривают роль поэта в обществе. Раскрыть данную тему можно на примере произведений:

А С Пушкин «Пророк», «Поэт», «Поэту»

М. Ю. Лермонтов «Поэт», «Пророк»

В. Маяковский «Юбилейное», «Сергею Есенину», «Во весь голос»

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Рассмотрим такие вопросы, как

  • Почему творческий путь писателя (поэта) труден?
  • Писатель среди людей
  • В чём он видит своё предназначение?
  • Какое значение имеет творчество талантливых художников для общества, особенно когда страна на перепутье?
  • Какое наследие оставил писатель?

Дорога - образ, используемый всеми поколениями писателей. Зарождался мотив ещё в русском фольклоре, далее он продолжал своё развитие в произведениях литературы ХVΙΙΙ века, был подхвачен поэтами и писателями ХIХ, XX столетия, не забыт он и сейчас.

Мотив пути может выполнять как композиционную (сюжетообразующую) функцию, так и символическую. Чаще всего образ дороги ассоциируется с жизненным путём героя, народа или целого государства. Таким образом, философское звучание мотива дороги способствует раскрытию идейного содержания произведений. Немыслима дорога без странников, для которых она становится смыслом жизни, стимулом к развитию личности.

Дорога - это художественный образ, это источник перемен, жизни и подспорье в трудную минуту. Мотив дороги символизирует и такие процессы, как движение, поиск, испытание, обновление.

Дорога - это и способность к творчеству, и способность к познанию истинного пути человека и всего человечества, и надежда на то, что такой путь удастся найти современникам.


Четвёртое направление "Путь".

Вот какое определение даёт ФИПИ: «Путь» – это направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств её достижения». Вот так прокомментировано это направление.

ПУТЬ. Самое широкое направление из всех представленных. В нём предлагается поразмышлять о таком понятии как «путь», причём рассматривать его возможно с разных сторон: от впечатлений после дорожных приключений и до размышлений об избранном человечеством пути развития и результатах, к которым этот путь может привести.

КАКИЕ ТЕМЫ МОГУТ БЫТЬ 2-го ДЕКАБРЯ:

Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага.
Либо я найду свой путь, либо проложу его сам.
Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно.
Нам дана возможность выбора, но не дано возможности избежать выбора.
Дорога домой.
Моё увлекательное путешествие.
Духовные искания главных героев.
Жизнь – это путь.
Иногда хочется уехать в никуда.
Когда находишься в дороге.
Дорога без начала и конца.

КАКИЕ КНИГИ НАДО ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧИТАТЬ ПРИ
ПОДГОТОВКЕ К ЭТОМУ НАПРАВЛЕНИЮ:

Гомер «Одиссея».
А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».
А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка».
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».
Л.Н. Толстой «Война и мир».
А.И. Куприн «Гранатовый браслет».
И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Афанасий Никитин «Хождение за три моря».
Л.Н. Толстой «Анна Каренина».
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».
Н.В. Гоголь «Мёртвые души».
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».
Н.С. Лесков «Очарованный странник».
М.А Булгаков «Бег», «Мастер и Маргарита».
А.И. Солженицын «Матрёнин двор».
В.А. Каверин «Два капитана».
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

ЦИТАТНЫЙ МАТЕРИАЛ:

Пословицы и поговорки о дороге, которая «сопровождает» нас всю жизнь.

Дорога – от села до села, а по всей земле повела.
Дорога вместе, табачок пополам.
Дорогу одолеет тот, кто хоть и неторопливо, но идёт.
Дорогу осилит идущий.
Едешь на день, а хлеба бери на неделю.
Если своему врагу дашь дорогу, сам останешься без дороги.
Знакомая дорога короткой кажется.
Знакомая кривая дорога короче, чем незнакомый прямой путь.
Кто едет скоро, тому в дороге не споро.
Кто знает дорогу, тот не спотыкается.
Всякому своя дорога.
Начал идти – одолел полпути.
Не ищи просёлочной, когда есть столбовая.
Не хвались отъездом, хвались приездом.
Одному ехать и дорога долга.
Открытому сердцу дорога открыта.
Плохо, когда из близкой дороги выходит дальний путь.
Порой даже не выходя из дома, мы пускаемся в долгий путь.

НАБРОСКИ К БУДУЩЕМУ СОЧИНЕНИЮ.

И диапазон размышлений широк, и диапазон литературных произведений соответственно. Сегодня рассмотрим произведение, на материале которого можно написать итоговое сочинение по тематическое направлению «Путь».
Это роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Ведь этот роман не об отцах и детях, а о пути человека!

1. Вступление здесь уместно биографическое.

И.С. Тургенев, великий русский писатель середины XIX века, хоть и принадлежал к дворянам, но всегда чутко и с неподдельным интересом присматривался и прислушивался ко всему, что к этому привилегированному слою не относилось. В «Записках охотника» он с глубокой симпатией изобразил крестьян, а в романах – героев, только приходящих на российскую историческую сцену. В романе «Отцы и дети» – это Евгений Васильевич Базаров, совсем не похожий на других героев Тургенева. Автор с неподдельным интересом вглядывается в героя. Кто он? Выдержит ли жизненный путь, ему уготованный?

2. Основная часть

Прежде чем приступить к основной части итогового сочинения, давайте зададим вопросы:
Какой путь (от чего к чему) проходит главный герой?
Что изменяется во взглядах и в нём самом?
К чему герой приходит в итоге?
Перед вами план сочинения, от которого отходить не будем.
Евгений Базаров в романе проходит путь от непримиримого нигилиста, материалиста, человека с упрощёнными взглядами на жизнь до человека, осознающего сложность и многообразие жизни.
Это тезис. Докажем его.
1. В романе есть внешний путь Базарова: он ездит по губернии, встречается с разными людьми. Это родители, братья Кирсановы, Анна Одинцова. Каждый из героев привносит в жизнь Евгения что-то, обогащающее взгляды и жизнь молодого человека, меняющее его мировоззрение и мироощущение.
2. В начале романа это человек, не принимающий чужой позиции. Он считает аристократию изжившим себя классом, не признаёт никаких авторитетов, духовной жизни человека, роли искусства, а романтизм и любовь для героя – «бабьи сказки» и игры разума. Но силу и достоинство Павла Кирсанова он всё же принимает (они пожимают в конце друг другу руки, прощаясь после дуэли).
3. Встреча с Анной Одинцовой открывает Базарову силу любви. Он просто сражён чувством, если не сказать, раздавлен, ведь это опровергает его теорию материалистической природы человека. Нет, оказывается, он тоже способен любить и страдать от этого чувства.
4. После разрыва с Одинцовой Базаров возвращается в Марьино немного другим. Он уже не столь резок и непримирим. Изменение его взглядов Тургенев тонко иллюстрирует во сне перед дуэлью: Павел Петрович снится герою в виде тёмного леса. А такой лес в народном сознании – что-то непонятное, непознанное. Не может Базаров отказаться от своих взглядов, но сложность жизни уже признаёт, как и неоднозначность личности своего оппонента.
5. Перед смертью Базаров признаётся: «Нужен я России? Видно, не нужен…». Горько такое признание, но симпатичен нам герой тем, что изжил свою безапелляционность и категоричность.

Это только тезисы! К ним надо подобрать иллюстративный материал из романа.

3. Заключение

Здесь надо повторить тезис или перефразировать его, не забыв упомянуть автора романа.

И.С. Тургенев с уважением относится к своему герою, но «проверяет» на прочность его взгляды, проводя Базарова через страницы романа, показывая, что путь человека не исчерпывается и не мотивируется его мировоззрением, а жизнь не равна простой сумме знаний. Путь Базарова как нельзя точнее выражается в народной поговорке: «Жизнь прожить – не поле перейти». Только жаль, что герой понял это слишком поздно.

Следите за тем, чтобы в сочинении звучало слово «путь», «движение», то есть ключевые слова темы.

ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ

по теме «Дорога без начала и конца»

«Дорогу осилит идущий», – сказал когда-то мудрец. На первый взгляд, это обычная, банальная фраза для тех, кто находится в пути, жизненном или духовном. Попробуем вдуматься в эту фразу. Смысл этой фразы намного шире и глубже, чем мы увидели в первый раз. А ведь и вправду, жизненную дорогу осилит уверенный, целеустремлённый и упорный человек. Любое дело можно довести до логического конца, если прикладывать к нему усилия. И тогда любая дорога будет нам по плечу.
Часто, находясь в дороге, мы заводим случайные знакомства и доверяем незнакомым людям самые сокровенные мысли. Так случилось и с М.А. Шолоховым, когда ему встретился на пути Андрей Соколов. При знакомстве Андрей рассказал писателю о своей жизни и судьбе. Так родилась замечательная повесть «Судьба человека».
Главным героем этой повести является обычный русский человек с самой обычной судьбой. До начала войны он работал на заводе, женился, обзавёлся детьми и жил, как самый обычный человек, но война расставила всё по-своему.
Андрей Соколов вместе со своим старшим сыном добровольно уходят на фронт. Долго воевать ему не пришлось, так как он попал в плен. Находясь в плену, Андрей ведёт себя очень мужественно и храбро. Эпизод допроса Андрея Соколова – один из самых сильных эпизодов. Герой, не закусывая, пьёт три стакана водки за свою погибель и победу советской армии! Вызывает уважение и эпизод в тюремной камере. Даже там он ведёт себя как Человек с большой буквы – делится куском сала и хлебом со всеми сокамерниками. Этот поступок является ярким примером взаимопомощи и поддержки в тяжёлый период. После побега из плена, Андрей попадает к нашим, а после госпиталя он едет навестить свою семью. Горе, отчаянье, ужас охватывают его, когда он на месте своего дома видит воронку. Жена с двумя сыновьями погибла…Кульминацией повести является эпизод встречи Андрея с мальчиком Ванюшей, которого он решает усыновить. До глубины души потрясают слова Вани: «Папка! Родненький! Я знал, что ты меня найдёшь!» Ваня вернул к жизни Соколова, а тот дал шанс на жизнь Ване.
Прочитав это произведение, я задумался о главном герое, о его нелёгкой судьбе, и мне захотелось перенять его лучшие черты. Действительно, с таким характером, как у него, можно осилить любой путь. Наша жизнь – это большая, неизведанная и сложная дорога, которую предстоит нам пройти. Сейчас мы – выпускники 11 класса. Через полгода окончим школу, разлетимся в разные стороны и выберем каждый свою дорогу. И только от нас будет зависеть, как мы пойдём по своему пути.

Темы для проведения итоговых сочинений будут доступны начиная с 9-45 местного времени субъекта Российской Федерации в дату проведения итогового сочинения. Обращаем ваше внимание, что для каждого субъекта Российской Федерации предусмотрен свой набор тем для итогового сочинения.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О НАПРАВЛЕНИИ «ПУТЬ»

  • Слово ПУТЬ так же, как и слово ДОМ, многозначно.
  • Это – пространство между какими-то пунктами назначения.
  • Это – путь следования.
  • Это – этапы жизни отдельного человека.
  • Это – этапы жизни целого государства.
  • Это – путешествие, которое позволяет узнать новые страны, увидеть новые места, познакомиться с новыми людьми.
  • Это – познание себя, окружающего мира.
  • Это – нравственный жизненный путь человека.
  • Путь (темы на 3 февраля 2016):
  • 421. Путь к самому себе: взлёты и падения.
  • 422. Почему важно осмысление пройденного пути?
  • 424. Любовь как путь самопознания.
  • 425. Согласны ли Вы с утверждением, что безвыходных положений не бывает?
  • 426. Каким может быть путь к познанию самого себя?
  • 427. Что значит «идти по жизни своим путём»?
  • 428. Выбор пути как жизненная проблема.
  • 429. Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь?
  • 430. Каким путём человек идёт к самому себе?
  • 431. Чем путешествия обогащают личность?
  • 433. Какие спасительные ориентиры помогают человеку не заблудиться на жизненном пути?
  • ПРИСЛУШАЕМСЯ К МУДРЫМ...

    1. Д.С.Лихачёв. Следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека.
    2. Н.Д.Арутюнов. «Путь – это своего рода якорь спасения, брошенный человеку в бушующем океане стихии и хаоса.
    3. Вэйн Дайер. Пути к счастью нет: счастье – это и есть путь.
      Конфуций. Если ты любишь свое дело, это – не работа, это увлекательнейшее путешествие к мечте.
    4. Стив Джобс. Сделай шаг, и дорога появится сама собой.
    5. Фрэнсис Бэкон. Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути.
    6. Поль Валери. Когда достигаешь цели, понимаешь, что путь и был целью.
    7. Данте Алигьери. Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно.
    8. И.Губерман.
      Два смысла в жизни – внутренний и внешний,
      У внешнего – семья, дела, успех;
      А внутренний – неясный и нездешний –
      В ответственности каждого за всех.
    9. Хайам Омар (1048 - 1131) - персидский поэт, философ, математик, астроном, астролог
      В этом замкнутом круге — крути не крути —
      Не удастся конца и начала найти.
      Наша роль в этом мире — прийти и уйти.
      Кто нам скажет о цели, о смысле пути?
    10. Энтони Роббинс. Дорога в «когда-нибудь» ведёт в никуда».
    11. Л.Н.Толстой. Для того чтобы человеку хорошо прожить свою жизнь, ему надо знать, что он должен и чего не должен делать.
    12. В.Шекспир. Моя честь – это моя жизнь, обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь – и моей жизни придёт конец.
    13. О.Генри. Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу.
    14. Р.Гамзатов.
      Наверное, на свете не найти
      Людей, ни разу не сбивавшихся с пути,
      Сердец, ни разу не окутанных туманом.
      И коль у друга твоего стряслась беда:
      Сказал не то, не тем и не тогда —
      Его ошибку не считай обманом… »
    15. Борис Акунин. Главный долг каждого человека перед Богом – найти себя, собственный путь, прожить свою, а не чужую судьбу.
    16. Рабби Барух. Мир наполнен светом для того, кто знает это, и покрыт тьмой для того, кто теряет свой путь.
    17. Конфуций. Путь благородного человека рождается в нём самом, но проходит проверку у народа.
    18. Сергей Довлатов. Единственная честная дорога - это путь ошибок, разочарований и надежд. Жизнь - есть выявление собственным опытом границ добра и зла.
    19. Лион Фейхтвангер. Тяжек путь к умению жить в мире с миром, но не покоряться ему.
    20. Илья Шевелев. Жизнь — путь к счастью, но не каждому дано одолеть все этапы этого пути.
    21. Вадим Кулик. Каждый человек волен выбрать свой жизненный путь. Когда он совпадает с призванием, путь озаряется светом провидения и делает человека подобием зажжённой свечи. Её свет может греть, или освещать, суть не в этом. Важно зажечь её, ибо свеча без огня лишена своего изначального смысла.
    22. Марлон Брандо. Лишь тот, кто идёт своей дорогой, никогда и никем не будет обогнан.


    КАТЕГОРИИ

    ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

    © 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка