Поколение 80 х. Поколение y и поколение x — кто они и в чем разница? В чем отличительная особенность поколения X

Поколение, родившееся с 1970 до 1980. Посмотрите на этих людей. Вроде все разные. Но внимательно приглядитесь.Есть в них что-то общее. Это до сих пор недоуменный взгляд ребенка на окружающую действительность... Взгляд циничный, но до сих пор детский. И я хочу говорить об этом поколении. Нашем поколении. Моем поколении..
Оно изломано, как ветви орешника, уродливо согнуто, как кедровый стланник - нас с детства приучали к одной мировозренческой парадигме, а потом на границе отрочества выбили опору из-под ног и начали ломать на другую, надругавшись над всем прежним.

Поколение за нами уже более рыночное, меркантильное - они уже знают чего хотят и сколько это стоит. Романтика - это в бабушкиных книжках. Там же честь, достоинство и любовь - вещи, к настоящей жизни не имеющие никакого отношения. Реальность - эта "Бригада", джип "ГрандЧерокки" и ботва, которая это не сечет.Это их контрастная жизнь, более молодых и более устремленных, ибо их цель реально достижима.

Поколение перед нами - закоренелые романтики, люди социалистического мышления. "Единица - вздор, единица - ноль" , "Сам погибай, а товарища выручай". Коллективизм, чувство локтя и око Старшего Брата сформировали странную смесь таежного романтизма, высокой интеллегентности, перманентного беспокойства за судьбы мира и внутренней стабильности. Благодаря таким людям была выиграна вторая мировая война, запущен спутник в космос и проложен Бам. Их неуемный и ни на чем не основанный оптимизм, их "собственная гордость" раздражал до последнего проклятых империалистов своей нелогичностью. И если у поколения "после" богом являются деньги, то у поколения "до"- духовность. Извращенная, но все-же духовность.

А посередине мы. Потерянное поколение. Без руля и без ветрил, без цели. Хотим денег, но не хотим бездуховности. Нам скучно в золотой клетке, которую мы видели только по телевизору, но уже нет веры и желания перевернуть этот мир. Ненавидим молодых, более наглых и предприимчивых и с презрением смотрим на "совков", застрявших в эпохе недоразвитого социализма.Чего-то хотим, а кого не знаем. "Павел стоял одной ногой в прошлом, второй - в будущем, а между ног у него была отвратительная действительность" (из школьного сочинения). "Отвратительная действительность" - это мы. Поэтому и бросаемся из крайности в крайность, от наркоманского бреда до божественных откровений, от самоубийств "за просто так" до вершин власти, которая также не приносит нам удовлетворения. Или, забив на все, смотрим на протекающую мимо жизнь философски размышляя о бренности бытия. Поколение нигелистов, все время сомневающихся и в себе, и в окружающей действительности, всегда внутренне неуверенное, скрытое и скрытное, ибо внутри нас маленький ребенок так и не превратился во взрослого. Отсюда и цинизм и похуизм и говенный взгляд на мир. Нам плохо везде. Нас бы пожелеть, но некому, да и сами мы не научились жалости.

И эта постоянная навязчивая мысль, о том, что все, что ты делаешь, ты делаешь не так, не правильно и не в то время. Я не знаю, как это можно описать более толково. Это болезнь. Болезнь взрослых людей с убитым детством.

Я не прошу от вас сочуствия. Я не прошу жалости или понимания.
Я просто хочу, чтобы вы это знали.

Микола Питерский

Сегодня все обсуждают поколения будущего - Y, Z и A, в то время как наиболее активными в экономическом плане остаются люди поколения X. О них мало говорят и пишут, однако именно они формируют будущее мировой экономики и политики. О том, кто такие люди поколения X, и в чем их отличие от представителей других поколений, читайте в нашей статье.

Наиболее активными в экономическом плане на сегодняшний день являются представители так называемого поколения X . Оно во многом повлияло на формирование современной бизнес конъюнктуры и привнесло неоценимый вклад в развитие глобальной экономики. Представители поколения X имеют уникальную систему ценностей, которая позволяет им добиваться высоких результатов во всех сферах жизни.

Система ценностей представителей поколения Х

Данная система представляет собой совокупность поведенческих и социальных установок, сложившихся под влиянием множества факторов. Система оказывает непосредственное влияние на мнение человека в отношении определенных явлений и вещей, с которыми он сталкивается на протяжении всей жизни. Именно она является главным ориентиром в процессе принятия важных решений. Изменение системы ценностей в течение жизни возможно, однако встречается крайне редко.

Из-за огромного многообразия ценности принято делить на несколько основных категорий. Чаще всего исследователи выделяют 2 вида ценностей :

Ценность №1

Духовная

Эта категория является одной из основополагающих. Сюда относятся все установки и идеалы, под влиянием которых формируются представления индивидуума о благе, справедливости, красоте, добре, зле и так далее. Именно от набора духовных ценностей зависят представления о необходимом и должном, предпочтения и желания, стремления и влечения;

Ценность №2

Материальная

К материальным ценностям относятся ценности потребительские, выраженные в материальном виде: предметы первой необходимости, частная собственность, доступность товаров и услуг.

Конечный набор ценностей каждого человека индивидуален и неповторим. Учесть каждый элемент этой системы достаточно сложно. Однако существуют определенные комбинации ценностей (гендерных, семейных, национальных, профессиональных), которые присущи представителям определенных «поколений».

Теория поколений

Впервые об этой теории заговорили сразу несколько ученых в первой половине 90-х. Согласно этой теории, приблизительно каждые 20 лет на свет появляется новое поколение людей, система ценностей которых кардинально отличается от системы ценностей их родителей, бабушек или дедушек. Формирование системы ценностей представителя каждого нового поколения фактически заканчивается к 11-15 годам, после чего она только дополняется и укрепляется. Уже в этом возрасте можно заметить первые отличия: отношение к другим людям, деньгам, материальным и духовным благам, стиль потребления и поведения в целом.

Исчисление и описание «поколений» начинается с конца XIX века. Каждое из поколений имеет свои уникальные ценности, которые формировались под влиянием множества факторов. Деятельность представителей каждого поколения провоцировала создание новых условий, которые, в свою очередь, начинали влиять на формирование системы ценностей последующего поколения.

Потерянное поколение (1890 — 1900 гг.)

Первым поколением, о котором идет речь в упомянутой теории, — это люди, родившиеся в 1890-1900 годах. Для этой эпохи характерно социальное неравенство, расслоение общества, разочарование в цивилизации, упадок культуры и декаданс. Представители «потерянного поколения» росли и формировались в условиях деспотии и монархизма, а самым важным событием той эпохи стал невиданный до тех пор глобальный военный конфликт — Первая Мировая война и крушение империалистического государства. В качестве ответной реакции представители поколения приняли активное участие в революционных событиях, формировании современных государств, создании новых идей, развитии науки и новой культуры.

Победители (Величайшее) (1901 — 1925 гг.)

По разным версиям, представители этого поколения появлялись на свет с 1901 по 1925 годы. Эти люди росли в эпоху глобальных перемен в общественном и политическом мироустройстве. Смелые идеи, новые направления науки и техники, укрепление тоталитарных и авторитарных обществ - все это повлияло на систему ценностей представителей «поколения победителей». Люди, родившиеся в это время, были участниками или свидетелями Второй Мировой войны, создания ООН, послевоенного восстановления миропорядка.

Молчаливые (1925 — 1945 гг.)

Людей, родившихся накануне и во время второй мировой (1925-1945), принято называть «молчаливым поколением». Им пришлось расти и жить в послевоенное время, восстанавливать разрушенную экономику и промышленность. На период их активности приходится начало холодной войны, медленный, но уверенный рост экономики, постепенное улучшение бытовых условий и качества жизни, отсутствие глобальных потрясений, укрепление властных структур. Однако детство у этих людей было крайне сложным, что не могло не оставить отпечаток на всей их жизни.

Бэби-бум (Я) (1946 — 1964 гг.)

Представители молчаливого поколения и «победители» произвели на свет огромное множество детей, в результате чего произошел демографический взрыв (1946-1964 гг.). На эпоху бэби-бума приходится начало сексуальной революции, расцвет рок-музыки и культуры хиппи. Авторитарные правители больше не устраивали общество, из-за чего нередко возникали волнения и локальные конфликты. Демонстрации, митинги, народные выступления и протесты стали типичными для этой эпохи.

В это же время начинают преобладать протестные настроения и нарциссизм. Люди «поколения Я» отдавали предпочтение самореализации, отказываясь от общепринятой социальной ответственности. Это поколение одним из первых начало говорить о том, что главное в жизни - получение удовольствия и изменение мира. Люди из поколения бэби-бум активно продвигали идеи равенства, ненасилия, демократии и толерантности.

Поколение X (1965 — 1979 гг.) (по мнению некоторых исследователей — по 1982 г.)

На смену социально активным и свободолюбивым бэби-бумерам пришли представители поколения Х , рожденные с 1965 по 1979 (по мнению некоторых исследователей — по 1982) год. В некоторых случаях сюда же причисляют всех детей, которые родились до 1990-х и даже 2000-х, однако это неверно.

На формирование системы ценностей «иксов» повлияли: война в Афганистане, чеченская война, застой и падение социалистических режимов, окончание холодной войны, открытие границ, свобода передвижений, глобализация, рост числа эмигрантов, падение и последовавший бурный рост экономики.

Представители неизвестных стали еще более независимыми от официальных властей. Однако, в отличие от мировоззрения бэби-бумеров, на смену попыткам изменить мир пришло абсолютное или частичное безразличие «иксов» к происходящему на политической арене. Сексуальные отношения вне брака стали нормой, равно как отсутствие религиозности и патриотизма. Представители поколения X стали чаще разводиться, однако семейные ценности все еще играют для них одну из первостепенных ролей.

Эти люди не привыкли к стабильности. На их глазах вся система мира менялась коренным образом, и они привыкли к сложностям, связанным с этими переменами. Им чужд инфантилизм и упадничество, они — активны, сообразительны, их можно назвать «пробивными». Они рассчитывают только на себя, всегда имеют план «Б», не теряются перед трудностями и готовы к любым сложным ситуациям.

"Иксы" изменили мир до неузнаваемости. Этим людям свойственна высокая работоспособность и производительность , они настойчивы и усердны. Для «людей X» важную роль играет карьера, уровень образования, материальные блага. Они стремятся быть успешными, но зачастую не ищут новых путей, а пользуются давно проверенными маршрутами.

Айгюн КУРБАНОВА,
директор по персоналу компании «Рельеф»

Люди после 45 профессиональны и исполнительны, без лишних амбиций. Объясните это руководству компании

Иногда работодателей пугает, что подчиненные будут старше руководителя. Но это не страшно! Главное - поручить возрастным сотрудникам подходящую работу, не связанную с высокими темпами и постоянными стрессами. А такой работы на предприятии всегда хватает. К примеру, у нас в компании много сотрудников, которым в этом году исполняется 50 лет. Просто год юбилеев. И все эти специалисты продуктивно трудятся. Поэтому я с удовольствием беру к себе в отдел людей старше 45 лет. Они более исполнительны, надежны, профессиональны, и при этом у них нет излишних амбиций (как у выпускника вуза, который ничего не умеет, зато многого хочет). На такого сотрудника я могу положиться, так как уверена, что все будет выполнено на 100 %. Ведь у него есть и ответственность за результат, и нежелание терять работу. Именно это и должны разъяснять HR-директора топ-менеджерам компании.

Миллениалы (Y, ЯЯЯ) (начала 80-х — конца 90-х)

Большинство экономических моделей и систем стимулирования были созданы специально для «иксов». Благодаря этому HR-директор может довольно быстро добиться повышения производительности труда , используя при этом «стандартный» набор мотиваторов, как материальных, так и нематериальных.

«Иксы» привыкли всего добиваться сами. Карьера и жизнь в целом для них является своеобразной пошаговой стратегией. Сначала нужно окончить школу, затем поступить в колледж или ВУЗ, получить профессию и «корочки». После этого новоиспеченный специалист приходит на предприятие и начинает с «низов» — работает в качестве линейного или младшего офисного персонала с перспективой на медленный, но верный карьерный рост. Управленческих или экспертных должностей «иксы» достигали (и достигают до сих пор) в возрасте 30-40 лет.

Мотивация работников X

В большинстве случаев для них невозможен быстрый карьерный рост . Представители «иксов» стараются выгоднее «продать себя», но при этом они понимают, что для осуществления такого плана нужно соответствовать заявленной цене. Пустые амбиции для них являются редкостью, они хорошо знают себе цену и требуют адекватного вознаграждения за свои труды.

Огромную роль в стимулировании работников поколения X играет материальная мотивация . Продвижение по карьерной лестнице, получение новых полномочий или обязанностей, решение поставленных задач, выполнение производственного плана - все это должно быть отмечено не только в виде похвалы или признания заслуг со сторону руководства, но и вполне ощутимым материальным вознаграждением. Сама по себе прибавка или премия может быть даже незначительной, однако она обязательно должна быть.

Самым действенным способом нематериальной мотивации для работников «икс» является возможность получения новых знаний и повышения квалификации. Курсы, семинары, командировки, вебинары - все это будет по достоинству оценено представителями поколения Х.

Не менее важную роль играет признание заслуг - публичные награждения, предоставление персонального рабочего места, персональных льгот и так далее. Отличным способом признания заслуг такого работника является его назначение в качестве наставника, который должен заниматься обучением новичков в коллективе . С помощью этого приема служба кадров может решить сразу 3 проблемы:

Проблема №1

Повысить мотивацию наставника

Назначив работника «учителем», руководство демонстрирует свою лояльность и доверие, что в свою очередь побуждает наставника к более качественному выполнению собственной работы;

Проблема №2

Сократить сроки адаптации новичка

Новому сотруднику будет легче влиться в коллектив и вовлечься в рабочие процессы, если адаптацией и обучением занимается опытный работник, а не представитель службы персонала;

Проблема №3

Снизить нагрузку кадрового подразделения

Как использовать человеческие ресурсы «иксов»

«Неизвестное поколение» формировалось на заре эпохи медиакоммуникаций, когда Интернет и прочие виды мобильной связи были скорее редкостью, чем нормой. По этой причине для многих «иксов» основополагающую ценность имеет живое общение и настоящие человеческие отношения. Они не так зависимы от социальных сетей и Интернета в целом, поэтому их картина мира гораздо более реалистична, чем у представителей Y и Z.

Характеристика людей из поколения X

Эти люди больше всего подходят для выполнения стабильной и ответственной работы, требующей усидчивости и основательного подхода.

«Иксы» внимательны к людям и деталям, поэтому из них получаются отличные управленцы всех уровней. Последовательность и предсказуемость действий позволяет назначать их в качестве руководителей серьезных проектов или развивающихся направлений бизнеса.

Благодаря деловой хватке и умению выстраивать рабочие отношения, «иксы» можно смело отправлять на переговоры в другие компании. Им можно доверить выполнение серьезных проектов с заранее спланированной результативностью.

Недостатки работников Х

В отличие от людей Y (ЯЯЯ), представители которого весьма амбициозны, «иксы» могут и будут усердно трудиться. Именно это поколение породило термин «трудоголизм» — зависимость от работы. Невыполненный проект, неудачи на работе, провал сроков — все это воспринимается ими очень серьезно и болезненно.

Чрезмерные рабочие нагрузки и ответственность провоцируют стрессовые ситуации, от которых страдает моральное и физическое здоровье этих индивидуумов. По этой причине «иксы» в большей степени подвержены нервным срывам, моральному истощению и депрессии. Ущерб физическому здоровью проявляется в виде головных болей, снижения сексуальной активности, сердечных приступов, ранних инфарктах и инсультах.

Избежать таких последствий можно только при помощи регулярного чередования режимов «работа» и «отдых», создания комфортных условий труда и благоприятной атмосферы в коллективе.

Проверьте себя

Какие 2 основных вида ценностей принято выделять:

  • гендерные и семейные;
  • профессиональные и национальные;
  • духовные и материальные.

Как называется поколение, рожденное с 1946 по 1964 годы?

  • потерянное;
  • бэби-бум;
  • миллениалы.

Какое поколение наиболее активно в экономике на данный момент?

  • Бэби-бум;

В чем отличительная особенность поколения X?

  • высокая работоспособность;
  • нежелание взрослеть;
  • протестный дух, активное участие в политической и общественной жизни.

Главный недостаток поколения X это:

  • завышенные амбиции;
  • подверженность стрессам;
  • зависимость от современных технологий.

Кто они, дети Интернета, мобильника и безоблачного кондиционера над головой? Где живут, что едят, к каким ядам чувствительны?

Тата Олейник

Они вокруг нас! Их становится все больше! Может быть, ты один из них? Следующее поколение наконец нагрянуло, и новая мордашка человечества окончательно стала ясна социологам и антропологам. И они беспокоятся. Говорят, что некому планету в руки передавать: племя молодое ее испортит или потеряет.

Несколько месяцев назад издание Time разродилось статьей о поколении «ЯЯЯ» (англ. - MeMeMe). Как и положено уважающему себя изданию, ничего нового оно не открыло, только свело воедино имеющиеся факты. О том, что планету начинают населять люди, весьма непохожие на своих мам, пап, бабушек и дедушек, говорят давно и много. Но сейчас пришло время, когда можно делать первые выводы. К поколению «ЯЯЯ» (его еще называют millennials - поколением миллениума) относят граждан 1980-2000 года рождения, то есть старшие из них уже достигли возраста Христа, а младшие вступили в бурное время тинейджерства. В России «миллениумы» моложе: потрясения конца 80-х - начала 90-х внесли свои коррективы в воспитание рожденных тогда детей, поэтому многие социологи полагают, что наши «миллениумы» начинаются примерно с 1989 года рождения.

Какие они?

Нужно сразу сказать, что к «ЯЯЯ» все-таки относятся в основном жители стран «золотого миллиарда» и население городского Китая (некоторым образом это касается и нас). Да и тут, понятное дело, встречаются люди с самыми разными привычками и предпочтениями - можно говорить лишь о некоем обобщенном портрете поколения.

10 основных особенностей
поколения «ЯЯЯ»

Это первое небунтующее поколение в наблюдаемой истории

К школе, государству и общественным институтам оно относится положительно, устройство мира ему, в принципе, нравится. Студенческие бунты и молодежные протесты, на которых последние двести лет катилась история, сейчас сошли фактически на нет.

Они дружат с родителями

Они любят родителей. Они совершенно не против жить с родителями и вообще не стремятся покидать родное гнездо. Президент MTV Стивен Фридман уже давно отказался от лозунга, с которым MTV когда-то начинало «Телевидение без родителей», - сегодня молодые участники программ предпочитают участвовать в шоу вместе с мамами и папами. «Одно из наших исследований показало, - говорит Стивен, - что современная молодежь делегирует свое суперэго родителям. Даже когда речь идет о самом простом решении, наша аудитория обращается за советом к маме и папе».

Они неагрессивны и осторожны

Сталкиваясь с насилием, они теряются и предпочитают в критических ситуациях сначала спрашивать совета в «Твиттере», а потом обращаться к родителям, учителям или в полицию. Эпоха, когда дети, подростки и молодежь предпочитали решать споры не словами, а кулаками, не вмешивая в свои проблемы взрослых, канула в Лету. Ябедничать сейчас не считается зазорным, и молодой человек уверенно ждет, что общество старших разрешит любую неприятную для него ситуацию лучше, чем это сделает он сам.

Они привыкли к одобрению и абсолютно уверены в собственной ценности и важности вне зависимости от того, что они делают и чего добились

Сам факт их существования представляется им чрезвычайно важным для этой планеты и остальных людей. Они искренне уверены, что Вселенная шепчет им в ухо: «Спасибо, что ты есть!»

Они желают жить в зоне абсолютного комфорта и не терпят серьезных не­удобств

Неприятный начальник, напряженный график работы, трудные или скучные задания - все это для них более чем весомые поводы уволиться с самой перспективной работы.

Они активно не любят ответственности

Лишь четверо из каждых десяти молодых американцев хотели бы стать крупными начальниками или руководителями своего бизнеса, а в Европе этот показатель еще ниже. В идеале «ЯЯЯ» предпочитают быть свободными художниками, фрилансерами, в крайнем случае - заниматься чем-нибудь веселым и неутомительным в офисе с хорошим дизайном и дружелюбной атмосферой.

Они помешаны на славе

Никогда еще жизнь известных людей не пользовалась таким вниманием у молодежи: сплетни из мира звезд и обсуждение известных актеров, певцов, шоуменов являются огромной частью их общения.

Они некреативны и неэрудированны, предпочитают пользоваться готовыми схемами и не стремятся изобретать что-то новое

По данным тестов Торренса*, креативность молодежи росла с середины 1960-х до середины 1980-х, затем падала и резко обвалилась в 1998-м. Кроме того, представители поколения показывают самый низкий интерес к овладению новой информацией за все наблюдаемые периоды.

Они не любят принимать решений

Самые простые действия - купить рубашку или выбрать десерт - им проще совершать, обсудив предварительно в «Твиттере» с сотней-другой людей.

Они милы, позитивны и беспроб­лемны

Это самое умытое, ухоженное и хорошенькое поколение в человеческой истории.

* - Примечание Phacochoerus"а Фунтика: « Через «Миннесотские тесты оценки творческого мышления», созданные Элисом Полом Торренсом, в США регулярно прогоняют школьников и студентов. Считается, что у этих тестов высокая степень достоверности результатов »

Почему они такие. Часть первая

Природа человека, конечно, неизменна (хотя бы потому, что психика и разум человека настолько мобильны, а поведенческие программы настолько сложны, что любое изменение в них будет лишь вариацией нормы). Но вот человечество в целом действительно меняется, что подмечали еще историки древности, хотя тогда социальный прогресс двигался со скоростью осенней сонной мухи. Конечно, факторов, меняющих лицо цивилизации, - огромное количество, но сейчас мы остановимся на одном из них, возможно решающем. Человечество стареет. Оно обрастает уже вполне явной седой бородой, и начиная с XVIII века с каждым годом становится все больше стариков. Средний возраст американца сегодня - 37 лет, россиянина - 39, европейца - 40.

Другиепоколения

Давать смешные названия поколениям начали уже давно. Люди, рожденные на рубеже XIX–XX веков. Попав в юном возрасте на фронты Первой мировой и созрев там, оно вернулось на руины миров своего детства и долго не понимало, что теперь делать. Когда некоторые из них ухитрились не спиться и стали подниматься на ноги, создавать семьи и работать, их накрыла Великая депрессия. Те, кто сумел справиться и с этим, дожили до окопов Второй мировой.
Даты рождения – с 1935 по 1960 год. Самое бунтующее поколение. Хиппи, марихуана, свободная любовь, нет войне во Вьетнаме, Вудсток – в США. Студенческие бунты – во Франции. Шестидесятники-диссиденты в странах соцлагеря. Хорошо разбирались в политике, проявляли высокие интеллектуальные способности, дали мощный пинок науке и культуре.
Люди, рожденные с 1960 по 1980 год. Сейчас на планете хозяйничают именно они. Основные приметы – частые разводы, сокращение рождаемости, недоверие к власти любого рода, высокие интеллектуальные и творческие способности, огромные амбиции.
Поколение Y
Так именовались «миллениумы», когда еще катались в колясочках и было совершенно непонятно, какими они станут.

Вот, например, средний возраст римлянина эпохи Империи был 12 лет, что сильно сказывалось на общем состоянии дел. Сегодня в таких возрастных границах пребывает, скажем, Сомали. И когда сейчас родители бранят ленивого школьника, намекая ему, что в его возрасте некоторые уже командовали армиями и управляли государствами, а он все не приучится носочки складывать в корзинку для грязного белья, школьник, если бы учился лучше, мог бы резонно возразить, что управляли, конечно, и командовали, но управление было соответствующим. В пятнадцать лет преотлично можно объединяться в стаи и идти мочить ненаших гадов, а вот чтобы создать эффективную экономическую политику и развитые дипломатические отношения с соседями - тут требуются кое-какие знания и большой житейский опыт.

Ведь взрослый человек устроен иначе, чем подросток. Ответственность за окружающих и забота о них становятся куда важнее, чем слава, чем битвы, чем кипящий в венах адреналин, хотя бы потому, что гормональный фон у людей за тридцать выглядит, увы, совсем иначе, чем в конкистадорский период тинейджерства. Чем старше мы становимся, тем мы предусмотрительнее, спокойнее и альтруистичнее (конечно, есть и очень энергичные злющие старикашки, и благонравные сострадательные дети, но и те и другие, скорее, исключение из правил). И это нормально. Возраст защитника, возраст опекуна, что поделаешь. Агрессия сменяется эмпатией - обычный биохимический процесс. Это молодняку нужно отвоевывать место под солнцем, упоенно мутузить друг друга за самок и расчищать себе пространство, а патриархам положено опекать детенышей и урезонивать молодежь, сохраняя безопасность группы в целом.

Пока человечество было молодо, оно любило драки, кровь и насилие: пышные казни на площадях с волочением и потрошением, гладиаторские бои, разрушение Карфагенов и прочие невинные детские забавы. Перешагнув тридцатилетний рубеж, оно выяснило, что теперь другие приоритеты. С каждым годом, добавляемым к среднему возрасту человечества, оно становится все более нетерпимым к насилию, все более требовательным к комфорту, все больше заботится о подрастающем поколении.

Так появились на свет Женевская конвенция, Декларация прав человека, многочисленные общества по защите детей, животных, гомосексуалистов, заключенных - кого угодно. По главному принципу зрелого человека - «Главное, чтобы все были живы и здоровы».

И, конечно, все резче менялось отношение человечества к детям. Где-то до VI века до нашей эры мы существовали в режиме, который этнографы именуют «эпохой инфантицида»: лишних детей убивали, принося в жертву, выкидывая в реки и овраги, а часто просто съедали в ритуально-кулинарных целях (конечно, в развитых цивилизациях, где средний возраст населения благодаря медицине и отсутствию перебоев с питанием был выше 7–8 лет, все обстояло не столь плачевно, но даже там детские жертвоприношения, мягко говоря, не были редкостью). Потом отношение к детям несколько улучшилось. То есть истребление матерью или отцом неугодившего им потомства еще долго было неоспоримым, святым родительским правом (а убийство «бесчестных» дочерей в некоторых странах, скажем в Саудовской Аравии, до сих пор считается гражданским долгом любого родителя), но все-таки в целом детей стали более или менее выращивать, воспитывать и образовывать. Дело это было тяжелое и неблагодарное. Когда на каждого взрослого, перешагнувшего 20-летний рубеж, приходится десять детей и подростков, страна превращается в огромный детский сад, в котором трудно поддерживать порядок.

К счастью, в арсенале древних педагогов имелись эффективные воспитательные средства. Нам сейчас даже трудно представить себе то количество трепок и колотушек, которое получал среднестатистический ребенок, имевший несчастье родиться в период с X века до нашей эры по XVIII век эры нашей. Можно ознакомиться с трудами известных «историков детства», например Филиппа Арьеса или Ллойда Демоса, чтобы составить себе представление о том, какой пыточной комнатой была детская вплоть до начала новейшей истории.

Младенцев пеленали так туго, что те впадали в некое подобие анабиоза - сил у них хватало только на то, чтобы тихонько дышать, не беспокоя своим плачем окружающих. Чтобы приучить проситься на горшок, их с двух месяцев регулярно окунали попой в ледяную воду после каждого «нелицензированного» опорожнения, и уже к полугоду дети древности отличались потрясающей в этом смысле опрятностью. Шлепать ребенка начинали с самого нежного возраста, а с года-­двух уже регулярно секли. Из школ доносились такие вопли, что цену аренды домов по соседству приходилось снижать. В самых дорогих и престижных школах били еще усерднее (символом Итона до самого последнего времени была розга). Истязание детей было освящено традицией, Библией и обществом.

А куда было деваться? При наличии десятка детей чуть ли не в каждой семье никакой возможности индивидуально и бережно работать с каждым ребенком не было. Скажем, французскому философу и писателю XVI века Мишелю Монтеню повезло: его родители считали, что детей надо воспитывать только лаской и любовью. Но они были знатны, неимоверно богаты, и Мишель был у них один. При наличии десяти нянек и изобилии свободного времени родители Монтеня могли позволить себе иметь самые современные взгляды на педагогику. Большинство же других родителей, мечтавших о том, чтобы ни один из многочисленных отпрысков не стал вором и убийцей и не кончил жизнь на виселице, вынуждены были вести себя с детьми иначе. Хорошо битый ребенок обычно реже опасно шалил и проявлял несколько большее усердие в учебе, чем его сверстник, чьи родители, слишком занятые добычей хлеба насущного, пренебрегали долгом воспитания.

Но наконец свет любви, добра и отсутствия рукоприкладства начал просачиваться и в детскую. Первые серьезные мысли о том, что дети тоже люди и надо бы с ними помягче, появились в трудах отцов-иезуитов, учителей иезуитских колледжей. Потом эту мысль стали транслировать просветители конца XVIII века. В XIX веке в Европе появляются семьи, отказывающиеся от физического наказания детей. На них смот­рят как на диковинку, их ругают в прессе, их не поощряет правительство, но их становится все больше. Рождаемость падает, средний возраст человечества растет. Теперь на одного взрослого в цивилизованном мире приходится всего 2-3 ребенка, а это уже совсем другое дело. В XX веке наказания все больше выводят из государственных и даже частных школ, оставляя их на усмотрение семьи. Но по-прежнему домашняя порка, в меру строгая и без членовредительства, воспринимается как нечто правильное и естественное. А вот после Второй мировой, когда массовая гибель молодежи во многих странах одним скачком сделала человечество еще старше, нетерпимость к насилию выросла настолько, что появились первые голоса, требовавшие ограничить родителей в праве на избиение детей. Генеральная Ассамблея ООН в 1959 году выпускает Декларацию прав ребенка, которая провозглашает, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». Уже половина всех детей, рожденных в 60-70-е годы прошлого века, не подвергалась физическим наказаниям. И наконец, в 1990 году вступает в действие Конвенция о правах ребенка, в которой вводится полный запрет на любые телесные наказания, а также жестко ограничивается право родителей и опекунов на многие другие способы давления на детей. Конвенцию подписали все страны - члены ООН, кроме США (там существует свой, тоже весьма строгий в этом отношении закон), Южного Судана и Сомали.

При соотношении «один ребенок на одного взрослого», которое имеется сейчас в странах «золотого миллиарда» и в Китае, требования Конвенции становятся вполне выполнимыми.

Почему они такие. Часть вторая

«Миллениумы» были рождены, когда родители впервые за всю историю вообще перестали бить детей, лишать их обеда и даже ставить в угол. Часто «миллениумы» вообще единственные дети в семье, хотя, возможно, у них есть брат или сестра. Их старались не ругать, им объясняли, их уговаривали.

Следуя педагогическим инструкциям, родители не забывали ежедневно повторять своим детям, что любят их больше всех на свете, что они самые замечательные, красивые и умные. После того как ребенка в пух и прах разносили сверстники на спортивном матче или на творческом конкурсе, родители немедленно сообщали проигравшему, что невероятно им гордятся. Он же смог, он же выстоял, он же не расплакался и не описался, когда занял последнее место! Да он же герой! В начальных школах больше не ставят оценок, особенно плохих, а за хорошо выполненные работы раздают золотые медали и серебряные звезды. Потому что ребенка нельзя лишать уверенности в себе, как бы он ни был туп, ленив и несносен; он должен знать, что он самый лучший и что все его любят.

Под страхом уголовной ответственности родители перестраивают дома, делая их безопасными для детей. Все острые углы замотаны мягкими прокладками, лестницы закрыты воротцами, розетки - заглушками. Сначала до 12, а теперь и до 14 лет в большинстве штатов США, например, нельзя оставлять ребенка одного - ни дома, ни на улице. Комендантский час - запрет на появление несовершеннолетних на улице вечером - работает почти во всех странах Конвенции.

Детский труд запрещен, общество жестко ограждает ребенка от контакта со всем, что может представлять для него опасность: с сигаретами, алкоголем, эротикой, нежелательной информацией. Резко ограничиваются контакты ребенка с любыми взрослыми, не являющимися его роди­телями или учителями. Половая неприкосновенность ребенка становится задачей номер один. В Нью-Йорке, скажем, взрослому категорически запрещено входить на детские площадки без ребенка до 12 лет. За пристальный взгляд на ребенка на улице или за попытку с ним заговорить вполне реально оказаться в полицейском участке.

Более того, общество начало жестко бороться с насилием в детской среде. Если в 60-х годах шведский Малыш, друг Карлсона, мог прийти из школы с огромным синяком под глазом, потому что они с Кристером кидались друг в друга камнями, а мама Малыша лишь вздыхала и угощала его плюшками, то сегодня шведские школьники, швыряющие друг в друга камни, стали бы ЧП национального масштаба.

Вот так и появились «миллениумы». Им незачем бунтовать, потому что родители никогда не были с ними суровы. Они боятся агрессии, потому что никогда с нею не сталкивались. Они несамостоятельны, потому что каждый их шаг контролировался, а все действия программировались. Они некреативны, потому что им не приходилось справляться с трудностями и искать пути выхода из опасных ситуаций. Они интеллектуально неразвиты, потому что круг их общения был ограничен в основном сверстниками, а ребенок взрослеет и умнеет лишь в окружении людей, превосходящих его по интеллекту. Они не жаждут много работать и зарабатывать, потому что практически незнакомы с лишениями. Они не рвутся к успеху, потому что с младенчества знают как аксиому, что они и так прекрасны во всех отношениях, им не надо никому ничего доказывать. Им нравится выкладывать в «Инстаграм» снимки надкушенных ими бутербродов, потому что они уверены: все с ними связанное неизбежно вызывает восхищение у миллионов. Они почти не стремятся создавать семьи, потому что не умеют подстраиваться под других людей, ведь те всегда подстраивались под них. Они помешаны на звездах, потому что в их представлении звезда ведет идеальный для человека образ жизни - она просто выходит из дома, и все говорят «ах!», а папарацци в кустах падают в обморок от счастья.

Тем не менее мы можем ожидать определенных изменений и в производстве, и в международной политике, и в социальной сфере, когда рулить всем этим возьмется поколение «ЯЯЯ» (хотя оно, как мы видим, и не рвется этого делать).

Видимо, курс на социал-демократию будет еще более выраженным, так как «миллениумам» нравятся социальные гарантии. Видимо, еще более усилится бюрократическое влияние государства и надгосударственных образований типа Евросоюза, так как «миллениумы» не умеют бунтовать и не против того, чтобы ими распоряжались. Видимо, малый частный бизнес будет еще больше сокращаться, так как ребята не хотят иметь собственного дела, а предпочитают быть безответственными наемниками. Видимо, этот мир станет еще более скучным, стерильным и безопасным.

С другой стороны, проблема «ЯЯЯ» - это пока еще не всепланетное явление. Южная Америка и Индия с их 18-летним средним возрастом населения несколько иначе смотрят на вещи. И, может быть, основным двигателем прогресса и островами экономической и творческой свободы станут именно они.

Пересказывать теорию поколений не буду, лишь пару моментов про Игриков обозначу, так как сам к ним принадлежу.

Это поколение перемен, которое с раннего детства видело только нестабильность, и разные положительные, отрицательные изменения, часто резкие. Я говорю в первую очередь о тех кто живет в бывшем СССР - локальные войны, тяжелые 90-е, кризисы.

При нас валюта несколько раз обваливалась, появилась криптовалюта. Некоторые наши ровесники в мире уже миллионеры и миллиардеры.

Как следствие мы быстро адаптируемся к изменениям, умеем жить моментом. Мы поколение заставшее старый доинтернетовский уклад жизни, и новый уже с гаджетами. И можем понять разницу.

Нам нет смысла рассказывать про упорный труд, для того чтобы через 5-10-20 лет добиться повышения, результата - по нашему опыту это слишком много, за это время жизнь слишком изменится, мы мыслим в гораздо более краткосрочной перспективе, и не хотим столько ждать. При этом понимаем что важно не столько количество, сколько качество работы и предприимчивость, умение находить нетривиальные пути.

Нам знакомо что такое специализация, делегирование. У нас нет проблем с доверием, мы не стремимся делать всё сами, и понимаем как ценен специалист, и как важно правильно руководить людьми, не делая за них их работу. Нас раздражают Иксы которые зависли в своих 90-х, и не могут никак начать работать по-другому, двигаться быстрее, не расслабляться, работать не с друзьями, а с профессионалами. Нам при этом несложно понять поколение Z, которое так зациклено на гаджетах и разных других примочках.

В общем как по мне - интересное поколение, многообразное. И главное - на нём будет стоять весь уклад жизни в ближайшее время.

Постсовковое поколение Y во многом несговорчивое, не кооперируется для положительных изменений или прогресса даже в пятилетней перспективе.

Скажи им (нам, чо уж): "Давайте слетаем на Луну. Для этого нужны люди почти из всех профессий".

В ответ получим: "Деньги вперёд".

Они не выяснят никаких деталей проекта, задач, выхлопа. "Деньги вперёд". Точка.

Мало денег - никуда не летим, потому что от злобы растащим ракету не лом.

В совке для кооперации придумали коллективизм, но это .

Сейчас есть теория игр (она уже давно есть, я в курсе, но ведь и сейчас тоже есть), по которой кооперация приносит плюшки. Только это мало кому интересно, потому что едва ли не каждый хочет быть Джобсом/ Маском, но мало кто хочет работать над чем-то крупным.
Опять же, "рыба гниёт с головы" - об этом я тоже в курсе.

По роду деятельности, мне как психологу, приходится работать с трудностями и проблемами людей. Работая с какой- либо конкретной проблемой, не думаешь, в целом об этом поколения и том времени, из которого они. Но не заметить одну повторяющуюся ситуацию я не смог. Тем более что касалась она поколения, из которого я сам. Это поколение, рожденное в конце 70-х начале 80-х.

Почему я назвал статью потерянное поколение и что именно было потеряно?

Давайте по порядку.
Эти наши граждане были рождены в конце 70-х начале 80-х. В школу они пошли в 1985-1990гг. То есть период роста, взросления, полового созревания, формирование и становление личности проходил лихие 90-е.

Что же это за годы? И что я такое заметил как психолог и пережил сам?

В эти годы преступность была нормой жизни. Более того, это считалось очень круто, и многие подростки стремились к криминальному образу жизни. Цена у этого образа жизни была соответствующая. Алкоголизм, наркомания, места не столь отдаленные «выкосили» (не побоюсь этого слова) многих мои сверстников. Одни умерли в то время, будучи еще подростками (от передозировки, насилие в армии, преступных разборки). Другие позже от алкоголя и наркотиков.

До недавнего времени я думал что это единственные наши потери (нашего поколения). Пока не осознал следующую вещь. В 90-е годы в наше информационное поле очень мощно ворвалась западная культура. Причем далеко не лучшая ее часть. И пропагандировала она «крутую» жизнь. Дорогие машины, секс, алкоголь, красивые рестораны и отели. Деньги встали во главу угла. А быть «работягой» стало позором. Одновременно с этим, полностью обесценивались наши традиционные ценности.

Этот процесс обесценивание наших ценностей начался раньше и стал одним из элементов развала СССР. И развалил он не только СССР, но еще и жизни конкретных людей и продолжает это делать до сих пор.
Произошедшая подмена ценностей оставила негативный отпечаток на всем этом поколении.
Если одни попали под каток преступности, алкоголя и наркотиков. То другие, которые были хорошими девочками и мальчиками, попали под информационную обработку.

Что же это за информация обработка, и какой вред она наносит до сих пор?

Это разрушенные и исковерканные семейные ценности. Эти люди не знают, не умеют и не ценят семейные отношения. Они росли в том, что неважно кто ты, важно, что ты имеешь. Культ потребления вышел на первое место, а духовность ушла второй план.
Многие из этих людей могут шикарно выглядеть, но иметь за плечами по несколько разводов. Они могут заработать, но атмосфера в доме оставляет желать лучшего. Во многих семья не понятно кто что делает, какое распределение ролей в семье. Женщина перестала быть женой и матерью, а мужчина отцом и мужем.
Они выросли в том, что круто — это белый мерседес. Но реальность такова, что только единицы могут это себе позволить. И в итоге многие из них переживают чувство собственного не соответствия, ущербности. И одновременно с этим обесценивают своего партнера.
Побывав в обществах, в которых люди осознано работают над семейными ценностями и культурой семейных отношений (различные христианские, масульманские, ведические и т.д), понимаешь сколь много упущено моим поколением. И насколько подрезаны их корни.
Размытые семейные ценности, ведут к несчастливым семьям. Если ценность роль семьи снижается, то весь род человека, для самого человека, становиться не так важен. Не ценишь род — не ценишь малую родину, а затем и большую родину. Многие из них мечтаю о Лас-вегасах, Парижах и т.д. Связь Я-Семья-Род-Родина была серьезно нарушена. А обесценивая любой элемент из этой связки, человек обесценивает себя.

У таких людей способ существования «быть», заменен способом существования «иметь».
Но вся беда не в этом. А в том, что в этой среде растут их дети. И отпечаток, полученный их детьми, еще проявит себя.
Вот так события далеких 90-х ломают жизни в 10-х и будут продолжать и в 20-х годах.
Конечно же, не все так плохо. Ситуация улучшается. И именно в наших силах изменить себя и свою жизнь. А наши изменения, конечно же, отразятся на наших близких. Но само собой это не произойдет. Заниматься этим необходимо целенаправленно, ответственно и постоянно.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка