Анализ картины «Праздник в деревне. Сочинение по картине «Три женщины» Лутфуллина Ахмат лутфуллин и его картины

Н аписать картину, довести ее от наброска до законченного состояния - это одновременно и наука, и искусство; чтобы проявить тут подлинное умение, необходим долгий опыт.

Э. Делакруа

С именем художника Ахмата Лутфуллина прочно связано развитие башкирской живописи на всем протяжении второй половины ХХ века. Изучая творчество художника, необходимо сосредоточить внимание и на его рисунках. В искусствоведческой литературе данный материал специально не рассматривался, и потому его изучение остается актуальным.

Указанная проблема обретает еще большую остроту, если учесть, что в прошлом в культуре исламского мира, в том числе среди башкир и татар, обращение к изображению, к рисунку - сурэт не допускалось шариатом, что послужило причиной сравнительно позднего, замедленного развития изобразительности в художественной культуре, в искусстве этих народов.

О важности изучения рисунка в практике мастеров - живописцев интересно и убедительно пишет известный немецкий исследователь - знаток искусства Макс Фридлендер. Заранее извиняясь за пространность приведенной цитаты, нахожу нужным все-таки воспроизвести ее полностью. Он пишет: «Всякому целеустремленному знатоку живописи хотелось бы настоятельным образом, от чистого сердца, порекомендовать заняться усердным изучением рисунка. Если от живописи того или иного мастера обратиться к его рисункам, то возникает впечатление, будто перед тобою подымается занавес, рисунок в чем-то превосходит живопись, и вот по каким причинам. Рисунок возникает сравнительно быстро, он результат некоего спонтанного действия, которому не обязательно было проходить долгий и нелегкий путь ремесленной проработки, вот почему он не всегда предполагает прохождение этапа ученичества, он более свободен от традиции или условий той или иной мастерской. Во многих случаях рисовальщик свободен от каких бы то ни было внешних пожеланий, он не связан с заказом, он волен отдаться своему настроению и прихоти, он пребывает наедине с собою и как будто сам с собою ведет неспешный разговор рисунок дает гораздо более определенное представление о том, насколько тот или иной художник владеет формой».

Ахмат Лутфуллин из тех художников, огромную часть обширного художественного наследия которого, наряду с живописными произведениями, составляют рисунки - графические работы . В них - особая ценность. Зарисовки с натуры представляют собой захватывающий своей художественной достоверностью материал, выхваченный, в сущности, из потока повседневной жизни. Эти впечатления художника возникали стихийно, внезапно (Ахмат это называл смешным словом «внезападно».

Ахмат Лутфуллин. Читающий старик. Рисунок к картине «Моление о дожде». 1994.

Выразительно схваченный силуэт, верно подмеченная деталь, характерный жест, острота подлинности в его рисунках вызывают восхищение. Все достойное внимания автор художественно пережил, а то и проанализировал и запечатлел легким или, напротив, решительным, но всегда таинственным прикосновением карандаша или ручки к белизне бумаги. И тогда под рукой талантливого мастера начинает возникать чудо: рождается живая линия, стремительно развивающаяся, растущая, художественно обживающая все пространство листа. Рисунок не только несет информацию о каком-то предмете, но этот предмет через графическое решение, через выразительную пластику наполняется художественно-поэтическим звучанием. Хрупкая по своей природе карандашная или перовая линия, едва возникнув, может вдруг прерваться, исчезнуть. Затем возникнуть вновь, превращаясь по ходу работы в некое новое качество.

Кратковременный набросок, тем более рисунок, - самый интимный, камерный вид творчества. Особенно - в портретных зарисовках, в которых может проявиться внутренний разговор художника с моделью. «И это действительно так, потому в нем отражается самое непосредственное общение художника с натурой, его восприятие действительности. Но вместе с тем в рисунке может заключаться и большое философское обобщение жизненных впечатлений, превращающее его в произведение патетического звучания», - писал некогда о рисунке в одной из своих работ известный петербургский искусствовед Н. Н. Пунин.

К таковым зарисовкам Лутфуллина следует отнести ряд карандашных и перовых рисунков, связанных с его поисками композиционного решения живописного полотна «Вестник революции» (1967). Холст экспонировался лишь однажды и современному зрителю остается малоизвестным. Сохранившиеся в архиве отдельные наброски свидетельствуют об энергичной, страстной работе художника над замыслом задуманного полотна. Или эскизные зарисовки к картине «Три женщины» (1969), построенные на широком художественно-образном, философском обобщении идейного замысла произведения. Прежде чем начать работу на холсте, автор вел напряженные поиски пластического воплощения замысла будущего произведения в эскизах.

Рисунок , несмотря на свой малый масштаб, может нести в себе высокие идеи гражданского, даже патетического звучания. В творчестве А. Лутфуллина можно выделить целые группы таких рисунков, связанных с его работой над большими жанрово-историческими полотнами «Праздник в ауле», 1969, «Три женщины», 1969, «Проводы на фронт», 1978, с картинами «Прощание» и «Ожидание».

Если мысленно представить рисунки, имеющие отношение к выше перечисленным картинам, то можно увидеть огромный масштаб и тот фундамент, на котором автору удалось создать широкую панораму народных характеров, типажей, лиц. Впервые в истории искусства раскрылась столь мощная, внушительная картина жизни башкирского народа во всем богатстве национального колорита.

Многочисленные рисунки и наброски сделаны Ахматом с натуры, когда он бродил с этюдником и альбомом по деревням Абзелиловского района Башкирии. Внимательное изучение и профессиональный художественный анализ собранного материала придают его полотнам исключительную достоверность. Именно такую цель преследует рисование с натуры: как можно точнее запечатлеть все самое характерное, свойственное именно этой модели. Трудясь же над самим живописным холстом, автор знал меру и прибегал к обобщению, что свидетельствовало о его хорошем художественном вкусе и таланте.

Но в работе с натуры важна также и конкретика. Он записывает на том же листе бумаги, рядом с рисунком имя, фамилию запечатленного лица, где, в какой деревне живет, когда сделан набросок. Довольно часто здесь же бегло начертаны какие-то поэтические строчки, слова народных песен и напевов. Кстати, Ахмат обладал отменным музыкальным слухом, приятным тембром голоса, нередко во время работы напевал старинные башкирские мелодии, играл на мандолине. Хрупкий, невесомый листок бумаги хранит следы его прикосновений, его общений и встреч.

Большую группу составляют разрозненные рисунки и выполненные целыми сериями натурные портретные зарисовки, созданные А. Лутфуллиным в общении с художниками, писателями, учеными, актерами. В мастерской автора их целый сундук и еще множество папок, пакетов. Сохранностью громадного архива мы во многом обязаны его жене и другу - Луизе. Ее образ узнается во многих рисунках и набросках художника.

Ахмат Лутфуллин. Кураист Рахматулла Буляканов. 1978.

Будь эти рисунки тщательно, продуманно отобраны и представлены вместе, в едином пространстве музейно-выставочного зала, как бы они интересно и полно взаимодополняли друг друга: живопись и рисунки.

Именно так в будущем, когда в Уфе наконец-то появится республиканский Музей изобразительного искусства, творчество Ахмата Лутфуллина , как и творчество других маститых художников Башкортостана , их лучшие не только живописные, но и графические работы должны быть представлены зрителю в нерасторжимом единстве, в контексте целостности искусства, созданного мастером. Только так и не иначе можно представить зрителю исторически сложившуюся картину развития изобразительного искусства в республике. Пока же почти столетие оно остается в запасниках Художественного музея закрытым для зрителя. Искусство должно быть широко открытым и доступным для народа.

Масштаб творческого наследия Ахмата Лутфуллина впечатляет. Он убеждает в том, что его произведения по содержанию и значимости занимают особое место. Потому целесообразно экспонирование и хранение его работ в отдельном, самостоятельном музее, полностью отведенном творчеству А. Лутфуллина. В Уфе должен быть музей члена Российской Академии художеств, народного художника России, почетного члена Академии наук РБ Ахмата Лутфуллина. Так в Ереване уже давно существует Музей Мартироса Сарьярна на улице, названном его именем. В Литве, в Каунасе - Музей Микоэласа Чюрлениса, к которому ведет «Дорога Чюрлениса». В Казани - Музей Баки Урманче, в Саранске - Музей Степана Эрзи, не говоря уже о музеях Рембрандта и Ван Гога в Амстердаме и многих мемориальных музеях искусства в Москве и Петербурге.

Авторитетнейший исследователь в области рисунка Н. Н. Пунин, одно из высказываний которого было приведено выше, писал: «Принято по какому-то странному недоразумению делить художественные произведения на рисунки и живопись, для этого, на мой взгляд, нет никаких оснований. Рисунок, поскольку он воспроизводит форму, отличается от живописи только степенью интенсивности, и эта грань неуловима. Форма не существует без краски и не может быть без нее воспроизведена. Рисунок в принятом смысле слова не только дает краску белого и черного, но и краску других цветов, о которых не говорит. Нельзя любой цвет уложить в любую форму - каждая форма несет в себе некую сущность цвета. С точки зрения интенсивности влияния этого цвета на форму, иная живопись - более рисунок, чем карандашный набросок» (5).

Высказанный тезис имеет прямое отношение к характеру творческого метода Ахмата Лутфуллина. Живописуя - он рисует и наоборот: рисуя - живописует. Рисунок, пластическая проработанность художественного замысла составляют конструктивную основу композиций его живописных холстов. Сильный, талантливый живописец, способный к широким обобщениям, к смелой стилизации в работе над формой, он придает принципиальное значение именно качеству рисунка в работе. Живописец в нем не отделим от рисовальщика. В живописи он строг, сдержан, аскетичен, порой даже несколько скуповат на цвет.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ... Современные художники Башкирии - Рисунок в творчестве Ахмата Лутфуллина. Часть 2.

Альмира Янбухтина

Анализ картины «Праздник в деревне»

Материал картины: Холст, масло.

Жанр картины: Исторический.

Эскиз картине: "Деревенский праздник" Бумага, темпера. 17.5x36.5 см.

Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Размер: 93 х 108.

Дата создания: 1917.

Картину "Праздник в деревне" (см. прил. 2), Кустодиев написал всего за пять дней - именно такое количество времени провел художник в своем загородном имении.

В картине "Деревенский праздник" художник передает веселье и широту русского праздничного гулянья на фоне уютных деревенских изб и яркой осенней листвы. Как всегда у Кустодиева, колорит картины очень декоративен: он построен на сочетании красных, желтых, оранжевых, охристых и белых цветов.

Собирая материал для программной картины, Кустодиев летом 1903 года предпринял большую поездку по Волге от Рыбинска до Астрахани. Пестрые картины волжских базаров, тихие провинциальные улочки и шумные пристани навсегда запомнились художнику. Многие волжские впечатления он использовал впоследствии в картине "Праздник в деревне".

В обыденности сюжета, в кажущейся случайности изображаемого - глубокая продуманность, композиционная четкость. Смелые сочетания ярких красок придают картине декоративность, сближая ее с лубком.

Тема веселых и задорных деревенских праздников и гуляний, с грубоватым народным юмором, с яркостью, сочностью и непосредственностью особенно привлекала художника. Картина "Праздник в деревне" имела большой успех на выставках, как в России, так и за рубежом.

Анализ картины «Троицын день»

Материал: Холст, масло.

Жанр картины: Импрессионизм.

Место хранения: Саратовский государственный музей им. А.Н. Радищева.

Размер: 110 х110.

Дата создания: 1920.

В картине "Троицын день" (см. прил. 3), создан идеалистический образ русского праздника. Праздник наступившего раннего лета, Святая Троица. Мы видим окраину города, широкую поляну, купола церквей, нарядных, неспешно гуляющих людей. Везде чувствуется праздничное оживление, везде снуют коробейники с цветами и сладостями. Народ катается на тройках, гуляет, ведет беседы, развлекается в ярмарочных балаганах. На первом плане картины Кустодиев поместил степенное купеческое семейство как символ патриархальной Руси.

Живописное полотно сияет всеми оттенками синего и зеленого цветов, а белые облака и яркие красные и желтые детали дополняют праздничный настрой картины.

Передний план отведён главным персонажам кустодиевских гуляний. Это купчиха, её дочь, молодая и чуть смущённая, отец - купец в классической одежде, и молодой человек, в котором легко угадывается возможный жених. Следует отметить, что Кустодиев пишет людей шаблонами. У него даже есть персонажи, представляющие разные типы профессий, - булочник, монахиня, извозчик - стали персонажами отдельных картин. На картине все нарядные, весёлые, в достатке, беседуют и радуются. Повсюду довольство и достаток.

Происходит все на поляне, видимо, на окраине этого города. Это не парк, поскольку коляски свободно ездят где угодно, виден шатёр цирка. Деревья расположены в разброс, и это на руку художнику - так помещается больше людей.

Все на картине размещено в пространстве, созданном высокой церковью справа и деревом слева. Дальше - ещё одна колокольня. Это помогает подчеркнуть тему - праздник Троица. Художники тех времён считали церковь настолько важным элементом, что ни одна картина о российском быте не обходилась без неё. Даже на автопортрете художник размещает себя на фоне Троице-Сергиевой Лавры.

Яркие краски помогают ощутить атмосферу радости и отдыха. Яркие цвета одежды у купчихи, букет цветов у девушки и продавца. Художник всегда очень любил и уважал народную традицию. А искусство, изображающее её должно приносить радость. Эту веру он пронёс через все своё творчество.

Анализ картины «Гуляние на Волге»

Материал: Хост, масло.

Жанр картины: жанровая сцена.

Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Размер: 100 х 125.

Дата создания: 1909.

На картине "Гулянье на Волге" (см. прил. 4), показаны набережная с гуляющими людьми, Волга, живописный противоположный берег реки. Высокая точка зрения позволила мастеру охватить широкую праздничную панораму.

По аллее на крутом берегу, где когда-то в гостинице "Эрмитаж" в 1906 году останавливался Б.М. Кустодиев, прогуливаются купцы и купчихи, приказчики, половые, военные, странники. Оживает картина Кустодиева "Гулянье на Волге". Празднично нарядные люди гуляют под музыку духового оркестра. В палатке торгуют сладостями и кондитерскими изделиями, работает уличная чайная, где каждый желающий может испить самоварного чайку. Чуть дальше исполняют русские романсы. И барыни, и беседка, и чайная лавочка, и всё остальное, что ни на есть типично русское: и наряды купчих, и ампирные домики, и кисельно - красная церковка.

В Тутаеве работало много художников и среди самых известных - Борис Кустодиев. Он побывал в Романове в 1906-1909 годах, жил в гостинице «Эрмитаж» на волжском бульваре и из окна этой гостиницы написал свою картину «Гулянье на Волге», хранящуюся сейчас в Русском музее Санкт-Петербурга.

Кустодиев - певец русского провинциального быта, с иронией и любовью изображает персонажей того времени: купцов и купчих, нарядных мещанок, чиновников и крестьян. Недаром, когда теперь говорят «кустодиевский персонаж», сразу в памяти всплывают характерные типажи той эпохи. Приукрашенная, поданная художником в её парадном, праздничном виде, она теперь предмет ностальгических переживаний по настоящей православной Руси, с традициями народных праздников и обычаев и, милым сердцу, безыскусным уютным мещанским бытом, неторопливостью той жизни.

Картина написана со второго этажа гостиницы, бульвар мы видим как бы сверху. На той стороне Волги - наш красавец Воскресенский собор. Видна пристань пароходного общества «Самолет». На этом коротком промежутке бульвара было несколько пристаней, каждая со своей деревянной лестницей вниз - берег очень высокий. Каждое пароходное общество, а их было несколько: «Русь», «Надежда», «Братья Любимовы», «Кашин», имело собственную пристань и свои пароходы. Некоторые приходили по расписанию почти одновременно и от поворота реки на Ярославль устраивали гонки. Горожане знали и приходили сюда на бульвар смотреть, кто нынче обгонит.

Я - сын земли своей. Эта строка, вынесен­ная в название этой статьи, отража­ет истинную суть творчества мастера, отдавше­го свой большой талант, глубину и мудрость ума, широту и тепло души родной башкирской земле, ее народу. Слова эти могут служить эпи­графом к любой работе художника, будь то кар­тина, портрет, пейзаж. Здесь, в башкирской зем­ле - жизненные корни Ахмата Лутфуллина, истоки его философских, поэтических исканий.

Ахмат Фаткуллович Лутфуллин - человек счастливый. Судьба одарила его редким талантом мыслите­ля, поэта, живописца и труженика, который он сумел воплотить в своем обширном, многооб­разном творчестве. Он получил наивысшее признание в нашей стране, которое может иметь художник, - признание руководителей страны, республики и народа, его земляков и многочисленных зрителей. В преддверии 1998 года Ахмат Лутфуллин, единственный из ураль­ских художников, был избран действительным членом Академии художеств России. Счастье это ткалось непросто - в неустанном труде, в сомнениях и бескомпромиссных суждениях, в душевном участии, которое отдано каждому ге­рою его произведений, их судьбе.

Художник создал огромное число работ за более чем 40 лет творческой деятельности. Известная его картина «Проводы на фронт» (1978 г.) нахо­дится в собрании Третьяковской галереи, а «Прощание» (1970 г.) - в Русском музее. Множество произведений разошлось по музеям стра­ны и частным коллекциям. Но и экспози­ция Го­сударственного художественного музея имени М.В.Нестерова Республики Башкортостан и ма­стерской художника, дает исчерпывающее представление о плодовитости, характере, цельности творчества А.Ф. Лутфуллина, ибо му­зеем собрано многое из того лучшего, что он написал.

Всем своим творчеством Ахмат Фаткуллович убеждает нас в том, что не было и нет для него ничего дороже, ближе, чем родная земля, род­ной народ, летопись жизни которого предстает в его полотнах.

Своего героя художник находит уже в ранних произведениях, созданных в конце 50-х - нача­ле 60-х годов. Это его соотечественники - «Са­фа», «Мустафа-агай», его мать - люди, умудрен­ные опытом лет и непростой жизни; башкир­ские девушки с молодым румянцем, очарова­тельные в своей непосредственности. И уже в этих работах художник выявляет сущность сво­их творческих исканий, где главное для него - раскрытие духовного содержания человека, осо­бенностей национального характера. Потому столько обаяния, достоинства в его героях, ис­полненных душевной чистоты и благородства.

Ахмат Лутфуллин. Праздник в Зауралье. Сабантуй. 1964. Холст. Масло. Размеры: 220 Х 300.

В этом Ахмат Лутфуллин стал прямым последова­телем традиций первого национального худож­ника Касима Салиаскаровича Девлеткильдеева , но Лутфуллину выпало жить в другую эпоху, иметь иное мировоззрение в созвучии с ней, потому абсолютно прав Газим Шафиков, писав­ший о художнике: «Лутфуллин не просто насле­дует - он сам создает традицию».

Портрет неизменно привлекает художника на протяжении всего творческого пути . Сколь­ко их создано в живописи и графике! В актив­ные семидесятые, в зрелые восьмидесятые годы, да и в последние также. Герои многих его порт­ретов - простые люди, живущие и работающие на земле, они растят детей и внуков, им дове­лось пережить войну и утраты. Новое время сформировало в них и новые черты - большей уверенности в себе, внутренней свободы, но вечной ценностью останутся для художника люди, прошедшие испытание страданием и счастьем, сохранившие скромность, душевную стойкость, трудолюбие. Сколько тепла вложено в каждый портрет, наполненный искренним со­переживанием автора с жизнью своего героя!

Глубиной философских размышлений худож­ника о ценности, духовности человека наполне­ны портреты людей творческого труда, создан­ные им в разные годы, - писательницы Х. Давлетшиной (1958 г.), дирижера Г. Муталова (1959 г.), поэтов Мустая Карима (1978 г,) и Равиля Бикбаева (1995 г.), композитора Х. Ахметова (1977 г.) и многие другие. При всей индивидуальности пси­хологических характеристик и внешнего облика героев портреты объединяет умение автора, из­бегая идеализации, передать в их образах то об­щее начало, которое их характеризует, - дыхание творческой, одухотворенной мысли, способ­ность к сопереживанию, глубокому чувству.

Работы Лутфуллина сконструированы не умозрительно, он не стремится к их «сделанно­сти», законченностью художественного образа достигая убедительного решения. Потому, на­пример, в портрете Мустая Карима, тщательно моде­лируя лицо и руки поэта, он оставляет почти незаписанным фон портрета, расчерченный нервными, беспокойными линиями, подчерки­вающими внутреннее напряжение героя, его ду­шевную неуспокоенность.

Портретная живопись Ахмата Лутфуллина отражает поэтику его творчества, ориентиро­ванного на обобщенную идею о красоте и силе человеческого духа, направленную на передачу черт национального характера в образах порт­ретируемых. Поэтика эта заложена и в структу­ре его работ с их немногословной точностью деталей, выразительной пластикой лиц, рук. В них все просто и значительно, ибо идет от знания, собственного опыта.

С наибольшей силой поэтика мастера вопло­щена в его жанровой живописи - «Праздник на Урале» (1964 г.), «Три женщины» (1969 г.), «Са­бантуй» (1977 г.) и других картинах. Их отличи­тельные качества состоят в том, что сюжет ча­ще используется художником для создания осо­бой атмосферы, состояния, в которых четче вы­ступают черты его героев. Суть его картин - в философской, поэтической направленности идеи, способной передать нравственные осно­вы, глубину народных характеров и судеб.

Самым ярким воплощением этих принципов стала картина «Три женщины», воздействующая на нас не своим сюжетом, а той большой образ­ной силой, которой дышат ее героини. В ней - три возраста, три поколения - так прокладыва­ет художник мост от прошлого к настоящему. Женщины предстают перед зрителем в момент сосредоточенного раздумья. Вглядываясь в их лица, фигуры, мы читаем их судьбу, мысли. Лаконичная композиция полотна, выверен- ность каждой детали, аскетическая строгость цветового решения и предельная выразитель­ность каждого образа выводят его за рамки кон­кретного сюжета.

Жизненный опыт Ахмата Лутфуллина начинался в военные годы. Неизбывна память о том суро­вом времени, полном лишений и страданий. Она окрашивает картины, многие портретные работы художника драматическими нотами, ко­торые в той или иной мере звучат почти во всех его произведениях, и особой силой в та­ких, как «Прощание с Родиной. Салават» (1990 г.), «Ожидание» (1970 г.). А в последней работе мастера «Судьба» (1998 г.) - крик души художника, с болью воспринимающего люд­ские трагедии.

Но вот другой холст - «Белая юрта» (1989 г.), по-лутфуллински напряженный, драматичный, где мир видится им в сопряжении с космичес­ким мирозданием. Словно клубятся тени лет, эпох на тревожном темном небе, проносятся планеты, а на земле свершается неторопливая жизнь с ее традиционными сюжетами, обряда­ми. Сцены эти обретают значение символа. Одолевая все невзгоды и времена, человек под­нимается над ними силой своего духа, тради­ции, веры. Это - главное, о чем мощно и краси­во говорит Ахмат Фаткуллович Лутфуллин в своем искусстве.

Необходимо отметить и высокую живопис­ную культуру мастера. В его работах прежде всего есть то, что дано от Бога - тонкое чувст­во цвета, а также то, что можно впитать только с молоком матери - такая цветовая палитра, в которой оживают краски родной земли. Буду­чи всегда очень критическим и требователь­ным к себе, Лутфуллин смог развить заложен­ный в нем природный дар, опираясь на тради­ции русской, башкирской школы, опыт мирово­го искусства, и создать свою выразительную изобразительную манеру, способную воплотить дух его творчества.

В. Сорокина

  • Беседа Беседа
  • Бабушка из деревни Бурангулово
  • Портрет молодой девушки в башкирском наряде
  • Портрет отца Портрет отца
  • Портрет отца Портрет отца
  • Старая печь Старая печь
  • Портрет старухи Портрет старухи
  • Исполины Исполины
  • Портрет мужчины Портрет мужчины
  • Портрет А. Э. Тюлькина Портрет А. Э. Тюлькина
  • Жена лесника Жена лесника
  • Индианка Индианка
  • Мать-героиня Ишмурзина Мать-героиня Ишмурзина
  • Мустафа-агай Мустафа-агай
  • Портрет Г. Круглова Портрет Г. Круглова
  • Старуха в голубом Старуха в голубом
  • Салават Юлаев Салават Юлаев
  • Портрет Хабунисы Портрет Хабунисы
  • Портрет женщины в красном Портрет женщины в красном
  • Портрет Шамсикамер из деревни Амангильдино
  • Портрет Луизы Портрет Луизы
  • Пейзаж моего аула Пейзаж моего аула
  • Пейзаж деревни Равилово Пейзаж деревни Равилово
  • Портрет Р. Бикбаева Портрет Р. Бикбаева
  • Портрет Анвара Кашапова Портрет Анвара Кашапова
  • Портрет Галины Морозовой Портрет Галины Морозовой
  • Портрет Мансуры Портрет Мансуры
  • Портрет Луизы Портрет Луизы
  • Портрет башкирки Портрет башкирки
  • Женский портрет Женский портрет
  • Портрет Урала Султанова Портрет Урала Султанова

Ахмат Фаткуллович Лутфуллин родился 4 февраля 1928 года в селе Ишкулово Тамьян-Катайского кантона БАССР, ныне Абзелиловского района Республики Башкортостан, в семье лесосплавщика. С соседними сёлами Аскарово и Абзаково были связаны годы его юности.

Отец Ахмата - Фаткулла был грамотным человеком, еще до революции окончил медресе, хорошо пел протяжные башкирские песни. Мать вела хозяйство, была прекрасной рассказчицей, знала много сказок и легенд. В семье было семеро детей, Ахмат был старшим сыном. Рисовать начал с пятого класса, когда ему поручили оформлять стенгазету, и с тех пор с искусством он не расставался. Он обладал хорошим природным голосом, музыкальностью, играл на мандолине. Перед войной Ахмат даже был принят в оркестр народных инструментов Башкирской филармонии, выступил на радио, готовился к участию в Декаде башкирского искусства в Москве, но помешала война.

В 1943 году, в трудное военное время он пешком уходит в Магнитогорск и поступает учиться в ремесленное училище на токаря, но мечта стать настоящим художником не оставляет его. Одновременно посещает изостудию при Дворце культуры металлургов.

Ахмат Лутфуллин много учится. В 1945-1954 годы он оканчивает Ленинградское архитектурно-художественное училище, Башкирское театрально-художественное училище и Государственный художественный институт Литовской ССР. В годы учебы в Уфе его наставниками были живописцы Александр Тюлькин и Борис Лалетин. В те годы практически не было глубоких традиций башкирской художественной школы, поскольку изображать на рисунке людей и животных запрещалось исламом. Художнику пришлось пройти сложный путь творческих поисков, чтобы понять и выразить в своих работах дух, атмосферу жизни, образы башкирского народа. Ему понадобились годы внимательного изучения опыта старых мастеров. С особым упорством Ахмат изучал портретную живопись Ханса Мемлинга -- нидерландского художника XIV века и творчество армянского художника Минаса Аветисяна. Глубокий интерес вызвало у него искусство древнерусской иконописи. Надо все это было переплавить и связать с собственными творческими идеями и замыслами.

После завершения учебы в Литве художник вернулся в родной аул и начал много работать. Он создает портретные и пейзажные этюды «Портрет матери», «Натюрморт с картинкой», «Башкир-крестьянин» и другие. В 1957 году в Уфе состоялась его первая персональная выставка, где Ахмат Лутфуллин заявил о себе как о серьезном мастере, работающим над национальной темой. Уже в первых работах ярко выражено стремление художника передать на холсте лучшие черты башкирского народа и богатство внутреннего мира современников. Постепенно портретная тема становится ведущей в творчестве мастера.

Образы женщин содержат одну мысль - тему судьбы народа, его несгибаемой нравственной силы и духовного величия.

Художник в своём творчестве обращается и к натюрмортам. «Натюрморт с кувшином» написан свободной, уверенной кистью.

Предметы самые обыкновенные: краюшка чёрного хлеба и селёдка, наполненная молоком кружка и хрупкие белые яйца, расписная деревянная ложка и темный глиняный кувшин. Всё это на фоне чисто выскобленного дощатого стола. Проста жизнь человека, чья трапеза представлена нам. Скромная еда говорит о том, что человек этот не привык к излишествам, а чистота и яркий цвет в картине о честности человека, о том, что нет в его жизни фальши, нравственной ущербности.

Обращается художник и к пейзажу. В 1974 году он пишет пейзаж «Последний старый дом в ауле». Этот вросший в землю полуразвалившейся дом в окружении покосившихся плетней и надворных построек художник увидел однажды в родных местах. Жила в нём одинокая старуха. Это картина контрастов. Электрические провода, антенна на покрытой шифером дома в глубине соседствуют с полуразвалившимися домом и изгородью. Изгородь в картине - это главное. Несмотря на то, что она покосилась и чтобы окончательно не упала на землю, подперта столбами, есть в ней некая прелесть. Автор тщательно выписывает причудливое, сложное переплетение прутьев и жердей. Некогда, верно, здесь жили крепкие хозяева, прочно стоявшие на земле. И эта живописная изгородь как бы свидетельство о том.

Художник активно участвует в многочисленных выставках международного, всероссийского и республиканского значения. В 60-70-х годах Ахмат Лутфуллин создает полотна «Три женщины», «Праздник в ауле. 30-е годы», картины «Прощание» и «Ожидание», вошедшие в золотой фонд советского изобразительного искусства.

За его конкретными персонажами стоит судьба всего народа, глубинные основы его бытия. Величие Ахмата Лутфуллина как художника и состоит в том, что он на своих холстах емко, и одновременно предельно просто, смог выразить обобщенный образ представителей своего народа. Яркое, искреннее, правдивое искусство Лутфуллина покоряет, прежде всего, национальным своеобразием. Лутфуллин - художник истинно башкирский не только по рождению и национальности, но и по глубокой привязанности к родной земле и своему народу, по редкому умению видеть и чувствовать своеобразие и красоту его быта, характера и традиций.

Высокой живописной культурой отмечено все его творчество. Обладая самокритичностью и требовательностью, опираясь на лучшие традиции мирового искусства, художник Ахмат Лутфуллин смог создать собственную выразительную манеру живописи, воплотившую истоки его философских и поэтических исканий.

В 1977 году состоялась творческая поездка Ахмата Лутфуллина во Францию. В том же году прошла персональная выставка его работ в Москве. Позже художник совершает творческую поездку во Вьетнам. В 1966 году он удостоен почетного звания «Заслуженный художник БАССР». За участие в III республиканской выставке «Советская Россия» в 1967 году он награждается дипломом Совета Министров РСФСР. За творческие достижения дважды удостаивается Почетной грамоты Верховного Совета РСФСР и Совета Министров РСФСР, Почетной грамоты ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. Ему присвоены почетные звания «Заслуженный художник РСФСР», «Народный художник РСФСР» и «Народный художник СССР». Ахмат Лутфуллин избирается действительным членом Академии художеств России и почетным членом Академии наук Башкортостана. Его персональные выставки с огромным успехом проходят в Уфе, Казани, Магнитогорске и Москве. Он участник многих международных, всесоюзных, всероссийских и зональных выставок. В 1982 году художник стал лауреатом Республиканской государственной премии имени С. Юлаева, в 2004 году - лауреатом премии имени Кима Ахмедьянова.

В целом с именем Ахмата Лутфуллина прочно связано развитие башкирской живописи на всем протяжении второй половины ХХ века.

Множество произведений художника хранится в запасниках Третьяковской галереи в Москве, в Русском музее Санкт-Петербурга, Башкирском художественном музее имени М.Нестерова, других музеях страны и в частных коллекциях.

В жизни Ахмат Фаткуллович был очень скромным человеком, предпочитал больше слушать, чем говорить, обладал глубокими познаниями во многих областях, тонким остроумием. Круг его интересов был широк и многообразен. Как художник он, конечно, был очень наблюдательным. Его внимательный взор, казалось, пронизывает собеседника насквозь. Совсем немного не дожил он до своего 80-летия. Ахмат Фаткуллович Лутфуллин покинул этот мир 10 июля 2007 года и похоронен в родном селе.

С 2008 года средняя школа в селе Абзаково Белорецкого района носит имя выдающегося земляка. В августе 2011 года на здании школы установлена мемориальная доска. Одна из улиц в поселке Нагаево Октябрьского района города Уфы с недавних пор носит имя Ахмата Лутфуллина. На доме № 7/1 по улице Аксакова в Уфе, где художник жил долгие годы, установлена мемориальная доска с барельефом.

Барельеф - вид рельефной скульптуры, в котором выпуклая часть изображения выступает над плоскостью фона не более чем на половину своего объема.

Выставка -- публичная демонстрация достижений в области экономики, науки, техники, культуры, искусства и других областях общественной жизни. Понятие может обозначать как само мероприятие, так и место проведения этого мероприятия.

Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твердую поверхность (холст, дерево, бумага, картон, камень, стекло, металл и др. обычно покрытые грунтом).

Ислам -- монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как «предание себя Богу», «покорность», «подчинение» (законам Аллаха). В арабском языке слово «ислам» -- отглагольное существительное, который означает «быть благополучным», «спасаться», «сохраняться», «быть свободным». В шариатской терминологии ислам -- это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, Его приказам и запретам, отстранение от многобожия.

Кантон -- территориально-административная единица в некоторых странах, военно-территориальная единица в Башкиро-мещерякском войске.

Лауреат -- лицо, которому присуждена государственная или международная премия заслуги, достижения в производстве, технике, науке и др., а также победитель конкурсов (главным образом художественных).

Мандолина -- струнный щипковый музыкальный инструмент небольших размеров, разновидность лютни -- лютня-сопрано, но с менее длинной шейкой и с меньшим числом струн.

Медресе -- мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы и мусульманской духовной семинарии. Обучение в медресе раздельное и бесплатное. Выпускники медресе имеют право поступать в университет.

Мемориальная доска -- плита, обычно из долговечного камня (мрамор, гранит) или металлического сплава (бронза, чугун), увековечивающая память о знаменитом человеке или событии. Устанавливаются на зданиях, в которых проживала или работала знаменитая персона или в которых (возле которых) произошло важное событие.

Музей -- учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов -- памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

Натюрморт - жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящен изображению окружающих человека вещей, размещенных, как правило, в реальной бытовой среде и композиционно организованных в единую группу.

Пейзаж - жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображенная человеком природа. художник лутфуллин живопись башкирский

Персонаж -- любое лицо, персона, личность, или сущность, которые существуют в произведении искусства.

Портрет - изображение (образ) какого-либо человека или группы людей, существующих или существовавших в действительности. Портрет - один из главных жанров живописи, скульптуры, графики.

Филармония -- в некоторых странах: музыкальное общество или учреждение, занимающееся организацией концертов, содействием развитию и пропагандой музыкального искусства.

Экспонат - в области изобразительного искусства: художественное произведение, выставленное для обозрения на выставке или в музее.

С егодня неоспоримым стал факт хрестоматийной значительности в целом башкирского изобразительного искусства периода 60-70-х годов ХХ века. Наиболее значительным и масштабным в процессе становления традиций башкирской школы живописи видится творчество Ахмата Лутфуллина, в котором со всей полнотой отразились основные тенденции развития не только регионального, но и советского искусства шестидесятых годов ХХ столетия. Став настоящим явлением башкирской культуры этого периода, Лутфуллин, наряду с ведущими советскими художниками, возобновил прерванную связь развития национальной концепции отечественного изобразительного искусства. Претворяя в своем творчестве программную идею национального своеобразия башкирской живописной формы, Лутфуллин ориентировался на традиции древнерусского искусства, русского искусства ХIХ и начала ХХ века. Национально-романтическая направленность в поисках адекватной пластической системы ориентировала также художника на восприятие существенных сторон мексиканской школы монументальной живописи и итальянского неореализма.

Ахмат Лутфуллин на протяжении всего творческого пути, решая задачу национального своеобразия произведений, создавал архетипический образ башкирской женщины.

Действительно, во многих произведениях Лутфуллина женщина как мать, как родоначальница и хранительница народных традиций становится либо главной героиней, либо героиней второго плана, имеющей в интерпретации картины глубокое смысловое значение. А многочисленные портреты молодых девушек, женщин и старух, решенные в том или ином пластическом ключе (импрессионизм, постимпрессионизм, экспрессионизм, древнерусские реминисценции и т. д.) осуществлялись Лутфуллиным ради выявления их народной и национальной сущности, положительных качеств, имеющих духовное начало. Итогом его поисков этого периода стало эпическое полотно-размышление «Три женщины». Одухотворение национального в образе подвигло художника на основе современной реалистической живописи и творческого переосмысления наиболее подходящих пластических систем создать собственный живописный стиль. Этот стиль претендовал на индивидуальное начало, утверждающее национальное миросозерцание, национальные особенности мышления современников.

Вспомним, что ранние (конца 1950-х годов) женские портреты, написанные Лутфуллиным, так же как, впрочем, и Нурмухаметовым, живописно нарядны и праздничны. Авторы заботятся о национальном антураже, интерьере, костюмах, облекая персонажей в сочную романтизированную живописную ткань, выявляя с помощью архиповски-малявинского стиля чувственную, почти языческую народную стихию («Девушка-башкирка в интерьере» (1957г.), «Молодая башкирка» (1958г.)). Тем не менее, уже в это время Лутфуллина привлекает проблема поиска некоего национального архетипа, могущего сущностно и обобщенно передать облик своего народа. Образ матери и «Портрет старухи» (1965г.), тема «Из прошлого» (1957г.), мужские портреты («Портрет Сафы» (1957г.), «Портрет Мухаметши Бурангулова» (1960г.), «Портрет бабая» (1965г.)) языком русской передвижнической школы конца ХIХ века – начала ХХ века ярко и эмоционально передают характерные черты веками формировавшегося народного темперамента. В этих портретах главным достоинством является стремление художника к все более углубленному и всестороннему раскрытию человеческой личности, его многогранной психологии. Этнический типаж постепенно сменяется на облик с обобщенно выявленными постоянными устойчивыми началами, не зависящими от минутных настроений или каких-то внешних обстоятельств. «Для меня национальные черты – не в этнографии. Это – дух народа, который породил Салавата, одолел все и сохранил себя. В истории сменяются вехи, народ остается» - говорит сам Лутфуллин.

Философско-эпическое произведение «Три женщины» (1969г.) стало финальным итогом длительных поисков Лутфуллина, являясь одновременно расцветом башкирской живописи периода 60-70-х годов . В рецензиях после Всероссийской и Всесоюзной выставок в Москве 1970 года писали, что «картина является одной из самых серьезных работ во всей советской живописи, отметив редкую глубину, своеобразие воплощения большого национального и общечеловеческого содержания».

В этом произведении осуществились длительные пластические поиски, адекватно передающие национальную концепцию искусства художника в выражении нравственных идеалов эпохи. Точно вписываясь в каноны «сурового стиля», тем не менее, пластика произведения отображает ту «многослойность», которую напитали личностные переживания художника. Проблематика развития живописного стиля определяет рассмотрение творчества художника этого периода с точки зрения образно-пластического анализа значимых для данного процесса произведений.

Ахмат Лутфуллин. Портрет А. Э. Тюлькина . 1970-ые. Холст. Масло. Размеры: 66 Х 53,5.

Наиболее обширной и динамичной с точки зрения использования живописного опыта предшествующих художников является часть произведений, в основном портретов, где Лутфуллина интересовали чисто пластические задачи. Так, «живописно-пластический» интерес проявился у художника при написании многочисленных портретных образов, которым свойственны реалистическое видение, выявление психологических характеристик, эмоциональность, стилевое разнообразие. И, конечно, осмысление пластических законов различных живописных традиций сопровождалось выявлением народной и национальной сущности персонажей, их положительных качеств, имеющих духовное начало.

Высокую оценку картине «Три женщины» дал национальный башкирский поэт Мустай Карим: «Если перевести язык цвета и красок её на язык словесный, литературный, можно сказать, что в этих женщинах олицетворена сама Башкирия. Глядя на их лица, можно понять и прочувствовать историю, духовную силу и стойкость родного народа. А как много говорят их руки!». Полотно «Три женщины» и с позиции сегодняшнего дня выглядит цельным в образно-пластическом выражении, классическим с точки зрения традиций отечественого искусства произведением, в котором проявился лутфуллинский «парсунный» стиль.

«Парсунность» изображения определила сакральные взаимоотношения персонажей и предметной среды, вводя в особую атмосферу национального своеобразия. Обладая воздействием на эмоциональном уровне, живописный стиль ординарный жанровый сюжет чаепития возвел в былинную притчу о народе. Соединяя жанр, портрет, пейзаж в реалистическую картину, Лутфуллин, тем не менее, сумел вывести, опять-таки с помощью пластических средств, пространство картинного образа на символический уровень.

Таким образом, в творчестве Лутфуллина в 1960-70-е годы сформировалась цельная концептуальная линия, направленная на приобретение собственного «большого живописного стиля», способного адекватно воплотить в живописи ее национальное своеобразие. Именно начиная с его творчества, башкирское искусство осознало себя как локальная региональная школа. Первым среди башкирских художников связав «крестьянские сюжеты» с размышлениями о жизни народа, Лутфуллин воплотил в своих тематических полотнах цельную философскую линию утверждения вечности народного духа, непреходящей, незыблемой значимости народной жизни, обычаев, традиций, что было сопряжено с введением в башкирскую живопись новых ценностей, связанных с переработкой художественных приемов народного искусства.

Глубоко духовная, переплавляющаяся в изображение народной религиозности, направленность искусства Лутфуллина, сопряженная с поиском национальной пластической формы приближает его к «национально-романтической» идее творчества великого русского художника М. В. Нестерова, продолжает традиции отечественного национального изобразительного искусства.

Лилия Ахметова

Директор Стерлитамакской картинной галереи

искусствовед

  • Беседа Беседа
  • Бабушка из деревни Бурангулово
  • Портрет молодой девушки в башкирском наряде
  • Портрет отца Портрет отца
  • Портрет отца Портрет отца
  • Старая печь Старая печь
  • Портрет старухи Портрет старухи
  • Исполины Исполины
  • Портрет мужчины Портрет мужчины
  • Портрет А. Э. Тюлькина Портрет А. Э. Тюлькина
  • Жена лесника Жена лесника
  • Индианка Индианка
  • Мать-героиня Ишмурзина Мать-героиня Ишмурзина
  • Мустафа-агай Мустафа-агай
  • Портрет Г. Круглова Портрет Г. Круглова
  • Старуха в голубом Старуха в голубом
  • Салават Юлаев Салават Юлаев
  • Портрет Хабунисы Портрет Хабунисы
  • Портрет женщины в красном Портрет женщины в красном
  • Портрет Шамсикамер из деревни Амангильдино
  • Портрет Луизы Портрет Луизы
  • Пейзаж моего аула Пейзаж моего аула
  • Пейзаж деревни Равилово Пейзаж деревни Равилово
  • Портрет Р. Бикбаева Портрет Р. Бикбаева
  • Портрет Анвара Кашапова Портрет Анвара Кашапова
  • Портрет Галины Морозовой Портрет Галины Морозовой
  • Портрет Мансуры Портрет Мансуры
  • Портрет Луизы Портрет Луизы
  • Портрет башкирки Портрет башкирки
  • Женский портрет Женский портрет
  • Портрет Урала Султанова Портрет Урала Султанова


КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка