Какие знания дает искусство — Гипермаркет знаний. Урок «Дар предвосхищения

Слайд 1

Урок в 9 классе «Искусство 8-9»
Какие знания дает искусство.

Слайд 2

В истории человечества искусство не раз открывало знания, имеющие научное значение. Например, художник XVIII в. Ж.-Э. Лиотар в картине «Шоколадница» разложил свет по за- конам, в то время еще неизвестным физике.

Слайд 3

Ж.Э.Лиотар «Шоколадница»

Слайд 4

В 1829 году два человека почти одновременно открыли еще одно свойство цвета. Гёте рассматривал внимательно в саду клумбу желтых крокусов; переведя глаза на почву, был поражен синими тенями, подчеркивавшими желтизну цветов. В Париже Делакруа, работая в картине над желтой драпировкой и отчаявшись от невозможности сделать ее яркой, заказал карету, чтоб поехать в Лувр и рассмотреть у Веронезе, чем тот достигал эффекта желтизны. Карета была желтая, и Делакруа увидел падающие от нее синие тени на мостовой. Так были открыты дополнительные цвета.

Слайд 5

Охота на львов

Слайд 6

Оказалось, у цвета имеется свойство не выбиваться из трехцветия, дающего в сумме белый цвет, то есть свет. Благодаря этому свойству сложный - двойной - цвет вызывает по соседству нехватающий ему для образования трехцветия дополнительный. Конечно, глаз издавна воспринимает цветовые характеристики природы. Зеленый луч, наблюденный древними египтянами на горизонте после заката солнца, сделавшийся для них цветом траура, как отсвет из подземного царства смерти, - этот зеленый, наблюдаемый поныне, луч и является дополнительным к красноте солнца, исчезнувшего за горизонтом. Как синя ночь для человека, отошедшего от костра, и как красна голая дорожка на освещенном зеленом лугу; конечно, эти явления, хотя и без анализа их, издавна знакомы людям. Наш кумачовый цвет рубах, излюбленный крестьянами, является тем же защитным, дополнительным, дающим выход зеленому. И такого красного не встретить у народов среди другой пейзажной расцветки.

Слайд 7

Художник В. Кандинский, разрабо- тав теорию влияния цвета на эмоции человека, приблизился к решению задач современной психологии и артерапии (исцеления искусством).

Слайд 8

Слайд 9

Кандинский «Москва»

Слайд 10

Слайд 11

Ученые, оцифровавшие и математически рассчитавшие произведения французского художника В. ван Гога, утверждают, что он обладал уникальным даром видеть то, что простым смертным не дано, - воздушные потоки. Своеобразная, будто хаотично закольцованная манера письма художника, как выяснилось, не что иное, как распределение яркости, соответствующее математическому описанию турбулентного потока, теория которого была заложена великим математиком А.Колмогоровым лишь к середине XX в. Ученые, объяснив явление турбулентности, решают серьезную проблему в авиации: ведь сегодня причиной многих воздушных катастроф становится именно турбулентность.

Слайд 12

Ван Гог «Звездная ночь»

Слайд 13

Ван Гог «Звёздная ночь над Роной»

Слайд 14

Ван Гог «Вороны над пшеничным полем»

Слайд 15

Одной из уникальных догадок о многоголосии Вселенной стало величайшее музыкальное творческое открытие XVII в. -фуга - жанр полифонической музыки, который получил свое развитие в творчестве И.-С. Баха. Через два с половиной столетия А. Эйнштейн, создатель теории относительности, скажет, что Вселенная - слоеный пирог, где в каждом слое свое время и своя плотность, структура, формы движения и существования. Это, по сути, образ, который приближает нас к пониманию фуги. Именно фуга с ее разновременно вступающими голосами представляет собой некую образную модель строения Вселенной.Приведите другие примеры научного значения художественного знания. Послушайте фугу И.-С.Баха. Какие ассоциации у вас вызывает эта музыка?

Дар предвосхищения. Какие знания даёт искусство?

Урок искусства в 9 классе

Цели урока: дать представление о знаниях, которые получают учёные с помощью живописи, музыки, литературы и других видов и жанров искусства; познакомить учащихся с объектами искусства, повлиявшими на науку и открытия, научить определять их в произведениях искусства, указывать роль данных примеров для научного знания; расширять кругозор учащихся, способствовать развитию творческого мышления

Эвелин де Морган. Кассандра

Организационный момент

Вступление учителя

Выражение «пророчество Кассандры» стало иносказательным. Известно ли вам, чем была известна эта прорицательница? Послушаем рассказ о Кассандре. (Сообщение подготовленного учащегося).

Так же порой происходит и с произведениями искусства и литературы . Некоторые их создатели обладают удивительным даром предсказывать будущее , но им редко верят, несмотря на то, что их предсказания сбываются.

3 Дар предвосхищения.

Поскольку художественное мышление лучше, чем у других людей, развито у художников, композиторов, писателей — людей, чьей профессией является творческое достраивание реальности, именно они чаще всего и делают удивительные прогнозы, которые часто через какое-то время сбываются.
Произведения искусства не раз предвосхищали исторические события, научные открытия, развитие технического прогресса и др .

Можете ли вы привести примеры, когда искусство предвосхищает будущее?(Учащиеся говорят о сказках, фантастике). Значит, энергия искусства пробуждает чувства и сознание, и авторов произведений, и людей, их воспринимающих.

Не менее важны произведения искусства, в которых авторы, остро чувствуя свое время, предвидят его дальнейшее развитие и стремятся предупредить людей о социальных и политических опасностях, заставить их быть терпимее, внимательнее, добрее и сдержаннее.

Задание 1 Рассмотрите иллюстрации.
. Вспомните сказки события будущего.

Объясните понятия: иносказание, метафора , аллегория, олицетворение — на примере известных вам произведений разных видов искусства.

(Волшебные предметы, помогающие героям сказок, предсказали появление машин, самолёта, мультиварки, телевизора и других бытовых предметов)


4. Какие знания даёт искусство? Попробуем ответить на этот вопрос, используя следующие знания.
В истории человечества искусство не раз открывало знания , имеющие научное значение. Например, художник XVIII в. Ж.-Э. Лиотар в картине «Шоколадница» разложил свет по законам, в то время еще неизвестным физике.

Французский писатель-фантаст XIX в. Ж. Верн в романе «20 тысяч лье под водой» предсказал появление подводной лодки, а русский писатель XX в. А. Толстой в романе «Гиперболоид инженера Гарина» — появление лазера. Художник В. Кандинский, разработав теорию влияния цвета на эмоции человека, приблизился к решению задач современной психологии и артерапии (исцеления искусством).


Ван Гог «Вороны над пшеничным полем»

Ученые, оцифровавшие и математически рассчитавшие произведения французского художника В. ван Гога, утверждают, что своеобразная, будто хаотично закольцованная манера письма художника, не что иное, как распределение яркости, соответствующее математическому описанию турбулентного потока, теория которого была заложена великим математиком А. Колмогоровым лишь к середине XX в.

Одной из уникальных догадок о многоголосии Вселенной стало величайшее музыкальное творческое открытие XVII в. — фуга — жанр полифонической музыки, который получил свое развитие в творчестве И.-С. Баха. Через два с половиной столетия А. Эйнштейн, создатель теории относительности, скажет, что Вселенная — слоеный пирог, где в каждом слое свое время и своя плотность, структура, формы движения и существования. Это, по сути, образ, который приближает нас к пониманию фуги. Именно фуга с ее разновременно вступающими голосами представляет собой некую образную модель строения Вселенной.

5 Заключение.

Задание 2

Как вы теперь ответите на вопрос: Какие знания даёт искусство?

Ответ запишите в тетради.

6 Домашнее задание:

Вспомните сказки , народные предания, легенды, персонажи которых предвосхитили явления и события будущего.

Приведите примеры научного значения художественного знания.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Какие знания дает искусство 9 класс Преподаватель изобразительного искусства Ихненко Екатерина Андреевна МБОУ СОШ№2 ст.Староминская, Краснодарский край 2017-2018г

2 слайд

Описание слайда:

Искусство и человек существовали и развивались вместе с самого начала истории. Поначалу это были всего лишь неуверенные попытки воздействия на действительность, выраженные в примитивных наскальных рисунках. Позже навыки человека совершенствовались, понимание мира становилось более глубоким, а искусство из части магического ритуала превратилось в совершенно самостоятельную сферу деятельности. Определить, что дает искусство человеку, достаточно непросто, поскольку сфера его влияния на жизнь и сознание населения третьей от Солнца планеты чрезвычайно велика. Тем не менее, попробовать стоит. На протяжении всей жизни человек сталкивается всюду с искусством. Оно дарит восхищение, радость, эмоции, уют. Это различные картины, строения архитектуры, музыка, дизайн и многое другое, что окружает нас. Но мало кто задумывается над тем, что это далеко не все особенности искусства. Оно способно дарить знания, наделять опытом и мудростью. Дарит знания именно искусство. Не обязательно им заниматься, самому создавать шедевры. Достаточно просто уметь видеть искусство, наблюдать за ним и интересоваться.

3 слайд

Описание слайда:

Какие знания дает искусство? Прежде всего, оно прививает человеку понимание прекрасного, причем понимание как рационального характера, так и духовного. Пожалуй, эту разницу следует пояснить. Человек, более-менее сведущий в культурологии и искусствоведении, способен осознать ценность, красоту и величие мазков, чеканки или филигранного построения нот. В этом он обязательно увидит определенную систему. В данном случае понимание будет сугубо рациональным. Искусство удовлетворяет потребности человека в философии, этике и эстетике. А также внутренние высокие потребности человеческой души. Дарит эмоции, способность мыслить и рассуждать. Живопись дает возможность человеку увидеть всю красоту сочетания красок, а ведь это целое искусство. Помимо этого, детальное изучение или просто рассматривание картин, знакомит с законами взаимодействия цветов. Рассматривание портретов дает возможность научиться философствовать, искать в нарисованном человеке его черты характера, особенности личности. При рассматривании картин можно также познакомиться с композицией, что дает знания о пропорциях, гармонии, принципах расположения предметов. Ко всему прочему, многие картины знакомят и с геометрией.

4 слайд

Описание слайда:

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство дает понятие о цвете, а при ближайшем рассмотрении окажется, что по картинам можно изучать и законы восприятия цвета. Уже умолчим о законах цветоналожения, законах взаимодействия цветов между собой и тому подобное. Фрукты выглядят такими яркими и сочными только лишь потому, что их окружает соответствующий фон: оранжевые фрукты в теплых тонах окружает холодный фиолетоватый цвет, а фиолетовый цвет является контрастным к оранжевому. Здесь мы видим хороший пример контрастов темного к светлому, холодного к теплому. Далее и основное - это композиция. Здесь вашему вниманию открываются знания об удивительных закономерностях пропорций, гармонии, в том числе природных пропорций. Также вам становятся доступны знания о принципах расположения предметов на плоскости так, чтобы это было приятно глазу наблюдателя. Вы сможете узнать все о "божественных пропорциях", а также поймете то, почему многие вещи выглядят именно так, а не иначе. Ведь фома и размеры, к примеру, античных амфор выбраны не из-за одного только функционального назначения.

5 слайд

Описание слайда:

Французский художник импрессионист Моне приехал в Лондон и написал Вестминстерское аббатство. Работал Моне в обыкновенный лондонский туманный день. На картине Моне готические очертания аббатства едва выступают из тумана. Написана картина виртуозно. Когда картина была выставлена, она произвела смятение среди лондонцев. Они были поражены, что туман у Моне окрашен в багровый цвет, тогда как всем известно, что цвет тумана серый. Дерзость Моне вызвала сначала возмущение. Но возмущавшиеся, выйдя на лондонские улицы, вгляделись в туман и впервые заметили, что он действительно багровый. Тотчас начали искать этому объяснение. Согласились на том, что красный оттенок тумана зависит от обилия дыма. Кроме того, что этот цвет туману сообщают красные кирпичные лондонские дома. Но как бы то ни было Моне победил. После его картины все начали видеть лондонский туман таким, каким видел его художник. Моне даже прозвали «создателем лондонского тумана».

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Жан Этьен Лиотар. (швейцарский художник 18 века) Шоколадница Разложил свет по законам, в то время ещё неизвестным физике. Картина "Шоколадница" отличается законченностью в каждой детали, к которой постоянно стремился Ж.-Э. Лиотар. Искусствовед М. Алпатов считает, что "в силу всех этих особенностей "Шоколадница" может быть отнесена к чудесам обмана зрения в искусстве, вроде тех гроздей винограда в картине знаменитого древнегреческого художника, который пытались клевать воробьи". После условности и манерности некоторых мастеров XVIII века почти фотографическая точность картины Ж.-Э. Лиотара производила впечатление откровения. Художник работал исключительно в технике пастели, очень распространенной в XVIII веке, и владел ею в совершенстве. Но Ж.- Э. Лиотар был не только виртуозным мастером этой техники, но и ее убежденным теоретиком. Он считал, что именно пастель естественнее всего передает колорит и тончайшие переходы светотени в пределах светлых красочных тонов. Самая задача показать фигуру в белом фартуке на фоне белой стены - это сложная живописная задача, но у Ж.-Э. Лиотара в сочетании серо- сизого и белого фартука с бледно-сизыми тенями и стальным оттенком воды есть настоящая поэзия красок. Кроме того, применяя в "Шоколаднице" тонкие прозрачные тени, он достиг совершенной точности рисунка, а также максимальной выпуклости и определенности объемов.

8 слайд

Описание слайда:

Искусство архитектуры знакомит с пропорциями, гармонией, а также с геометрией и черчением. Рассматривание зданий, собор и церквей, даст знакомство с историей, стилем того времени, когда было возведено здание, особенности быта и культуры людей. По картинам многих древних и старых мастеров можно легко изучать геометрию и перспективу. Например, мастера Возрождения очень много внимания уделяли перспективе и пропорциям, стремились к абсолютной гармоничной красоте настолько, насколько могли. Здесь и искусство архитектуры говорит само за себя. По романским и готическим храмам, как утверждают некоторые исследователи, вообще можно изучать устройство Вселенной. Если по европейской архитектуре только можно изучать устройство Вселенной, то большинство памятников восточной архитектуры полностью повторяют ее устройство, отражают мировоззрение жителей Востока. Вот, например, мандала Калачакры, являющаяся проекцией дворца на плоскость, - классический образец древнеиндийских многоэтажных построек и буддийских ступ и храмов. Но только при виде сверху. Так что искусство искусством, но в нем далеко не все просто так.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Исследование математической модели картин великого голландского художника Винсента Ван Гога показало, что на некоторых его картинах изображены невидимые глазу реальные турбулентные (вихревые) потоки, возникающие при быстром течении жидкости или газа, например, при истечении газа из сопла реактивного двигателя. По словам исследователей, многие картины Винсента Ван Гога (например, «Звездная ночь», написанная в 1889 году) содержат характерные «статистические отпечатки» турбулентности. Как отмечают ученые, «турбулентные» произведения создавались художником в те моменты, когда его психика была нестабильна. Ван Гог страдал галлюцинациями и депрессиями. Хосе Луис Арагон сказал: «Мы думаем, что Ван Гог обладал уникальной способностью видеть и запечатлевать турбулентность, и это случалось с ним именно в периоды психического расстройства». Учёные, оцифровавшие и математически рассчитавшие произведения В. Ван Гога, утверждают, что он обладал уникальным даром видеть воздушные потоки. Своеобразная, будто хаотично закольцованная манера письма французского художника не что иное, как распределение яркости, соответствующее математическому описанию турбулентного потока, теория которого была разработана математиком А. Колмогоровым лишь в середине 20 века. Учёные, объяснив явление турбулентности, решают серьёзную проблему в авиации: причиной многих воздушных катастроф становится турбулентность.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Музыка может подарить не только эмоции: страх, переживания, горе, радость, счастье, но и развить фантазию, воображение. К тому же, благодаря музыке люди снимают стресс, напряжение, проводят релаксацию. Слушая музыку разных времен, можно многое узнать, о культуре, социальном обществе того или иного времени. Кроме того, в песнях часто повествуются какие-либо легенды или истории из реальной жизни. Одной из уникальных догадок о многоголосии Вселенной стало величайшее музыкальное открытие 17 века – фуга - жанр полифонической музыки, получивший своё развитие в творчестве И.-С. Баха. 24 Через два с половиной столетия А. Эйнштейн, создатель теории относительности, скажет, что Вселенная- слоёный пирог, где в каждом слое своё время и своя плотность, структура, формы движения и существования. Именно фуга с её разновременно вступающими голосами представляет собой некую образную модель строения Вселенной.

13 слайд

Описание слайда:

Искусство и история Зачем нужны такие знания? Дающее искусство знание нужно человечеству для того, чтобы осознавать самое себя. Где как не в творениях великих авторов отражена вся суть истории в практически первозданном виде? По сути, любой акт творения является откликом на изменившийся мир. Литературный процесс, к примеру, называют самым точным отражением исторических событий: революций и восстаний, открытий и изобретений. То же самое можно говорить и о живописи, архитектуре или музыке. Разница заключается лишь в языке, на котором искусство рассказывает свою историю: это ноты, особенности резьбы и лепки или же специфика мазков и выбора цветов и форм.

14 слайд

Описание слайда:

Книги и фильмы, безусловно, дарят людям много хороших эмоций, заставляют переживать вместе с героями. Так же, они знакомят нас с некоторыми событиями реальной жизни, случившимися в прошлом. Кроме того, любое искусство, будь то живопись, скульптура, архитектура или музыка, дает исторические знания. А именно, знакомит с историей и обычаями того времени, когда был создан тот или иной предмет искусства, мифологией, легендами и даже религией. Некоторые фотографии знакомят и с наукой, ведь любое научное открытие сопровождалось запечатлением каким-либо образом. нельзя забывать и о его огромной роли в научном прогрессе. Современный человек, по большому счету, воспринимает культурное наследие как прикладную, вторичную составляющую прогресса. Данное предположение смело можно назвать ошибочным. По сути, именно искусство часто выступало в качестве самого мощного двигателя научной мысли. Фантастические летательные аппараты, подводные лодки, корабли, способные покорять космос, изначально существовали в среде именно искусства, и только затем стали достоянием деятелей науки. Вспомнить, к примеру, летучий корабль из знаменитой русской сказки или «Наутилус» Жюля Верна. Итак, какие знания дает искусство? Оно открывает перед нами историю во всем величии прошлого и таинственности будущего.

15 слайд

Описание слайда:

Искусство говорящее Творческое наследие дает нам знания не только об истории, но и о человеке как таковом. Соприкасаясь с культурными ценностями других народов, мы приобщаемся к их мировидению, более глубоко понимаем их ценности, особенности жизни, устои, традиции. Если необходимо дать определение, искусство в этом контексте является языком, на котором народы мира говорят между собой. Это диалог, доступный всему человечеству, не знающий языкового барьера. Творение и наука Если говорить о том, какие знания дает искусство, нельзя забывать и о его огромной роли в научном прогрессе. Современный человек, по большому счету, воспринимает культурное наследие как прикладную, вторичную составляющую прогресса. Данное предположение смело можно назвать ошибочным. По сути, именно искусство часто выступало в качестве самого мощного двигателя научной мысли. Фантастические летательные аппараты, подводные лодки, корабли, способные покорять космос, изначально существовали в среде именно искусства, и только затем стали достоянием деятелей науки. Вспомнить, к примеру, летучий корабль из знаменитой русской сказки или «Наутилус» Жюля Верна. Леонардо да Винчи в свое время значительно опередил науку, работая над чертежами не только оружия, но и летательных аппаратов. Знаменит он и своими трудами в области анатомии. Большей части мира он известен все же как великий художник.

16 слайд

Описание слайда:

Этическая составляющая Об искусстве попросту невозможно говорить вне этического контекста. Именно оно, по сути, является наилучшим показателем добра и зла, справедливости и корысти, душевной красоты и внутреннего уродства. Если говорить о том, какие знания дает искусство, нельзя не упомянуть об этической составляющей. Практически все художественные творения мировой культуры направлены на объяснение человечеству непоколебимости истины, добра и красоты. Конечно, если смотреть на то или иное произведение искусства буквально, можно предположить, что в силу тех или иных особенностей оно не воплощает красоту или идеалы человечности. Тем не менее, именно благодаря этому формируется у нас четкое представление о том, что такое хорошо, а что такое плохо. По сути, начиная с детских сказок и заканчивая произведениями кинематографа, искусство воспитывает в нас человечность. Невозможное возможно Наконец, искусство учит нас самому важному – осознанию того, что в мире нет невозможных вещей, неподъемных нош и недостижимых целей. Пример Бетховена учит нас тому, что даже практически лишившись слуха можно писать потрясающие симфонии, которые человечество пронесет сквозь века и будет восхищаться ими. Роман «Улисс», признанный вершиной мирового модернизма, писался Джеймсом Джойсом в постоянной борьбе со слепотой.

17 слайд

Описание слайда:

Потолок знаменитой Сикстинской капеллы был расписан Микеланджело в одиночку. Исходя из этих фактов, какие знания дает искусство? Прежде всего, это четкое осознание того, что в мире нет ничего невозможного для человека, если он творит. Исцеление творением Во всем мире давным-давно активно применяется практика лечения психических расстройств путем включения пациентов в среду искусства. Это может быть простая демонстрация репродукций или сеансы прослушивания классической музыки. Может быть задействован и непосредственный акт творения. Большинство психиатров мира убеждены, что именно путем приобщения к созидательной деятельности нервная система человека быстрее всего приходит в норму. Говоря о том, какие значения дает искусство, нельзя забывать и о факте положительного воздействия на организм человека. К слову, такого рода практика применяется не только в среде психиатрии – человечеству вообще свойственно обращаться к искусству для борьбы со страхом. Исключительные черты Итак, мы перечислили основные пути взаимодействия человека и искусства. Теперь обратим внимание на то, в чем же заключается особенность культурного наследия. По широте возможного познания искусству попросту нет равных. К примеру, если мы говорим о науке (физике, алгебре или биологии), перед нами предстает совершенно обособленная отрасль человеческого знания. В ней можно, но сложно отклониться в сторону, прикоснуться к остальному миру.

18 слайд

Описание слайда:

Искусство же включает в себя весь мир. Литература, к примеру, может охватывать этику, обыгрывать законы физики, обращаться к истории, биологии или астрономии. Живопись предоставляет великолепную возможность осмыслить не только особенности техники рисования, но и сравнить каноны красоты в истории человечества. Древнегреческие скульптуры представляют собой идеальную модель тела в плане анатомических особенностей. Искусство, которое большая часть человечества столь легкомысленно называет прикладной отраслью деятельности, по сути своей является мультинаучным, поскольку именно оно обращается к миру и отражает его во всей красоте, полноте и величии. Итак, искусство нам дано не только для того, чтобы получать удовольствие, но и для того, чтобы учиться у него, брать необходимые сведения, умело ими пользоваться, развиваться и совершенствоваться. Искусство выполняет функции: эстетическую, общественного преобразования, познания действительности, предвосхищения событий, воспитания личности, внушения ценностей, служит средством социальной коммуникации и доставляет наслаждение.

Тема: Какие знания дает искусство (Искусство, 9 класс)

Цель урока : Показать способность произведений искусства на формирование личности человека формировать навыки анализа художественных и музыкальных произведений. Воспитывать любовь и интерес к искусству. Формировать навыки работы с художественными материалами. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.

Тип урока :комбинированный.

Оборудование : иллюстрации, ИКТ

Ход урока

1.Оргмомент.

2.Актуализация знаний.

3.Мотивация. Целеполагание.

4.Изучение нового материала.

Искусство и человек существовали и развивались вместе с самого начала истории. Поначалу это были всего лишь неуверенные попытки воздействия на действительность. Из истории мы знаем о наскальных рисунках древних людей, они рисовали и на кусках кожи, рисунками свои тела, отображая в этих своеобразных картинах какие-то события своей жизни – охоту, военные действия, быт. И было им невдомек, что именно по этим картинам в будущем, будет воссоздана история жизни древних… А ведь эти деяния наших предков тоже относятся к искусству, и этот вид искусства имеет огромную ценность для нас.

Позже навыки человека совершенствовались, понимание мира становилось более глубоким, а искусство из части магического ритуала превратилось в совершенно самостоятельную сферу деятельности.

Определить, что дает искусство человеку, достаточно непросто, поскольку сфера его влияния на жизнь и сознание населения третьей от Солнца планеты чрезвычайно велика.

Функция эстетического наслаждения

Прежде всего, искусство прививает человеку понимание прекрасного, причем понимание как рационального характера, так и духовного. Человек способен осознать ценность, красоту и величие мазков, чеканки или филигранного построения нот. В данном случае речь идет, скорее, об осознании, формировании сверхчувствительности души человека благодаря соприкосновению с искусством.

Своим творчеством поэтам с писателями и актерами, скульпторам с , художникам с композиторами и музыкантами, свойственно передавать нам свое восприятие мира, чего-то тайного, нам не известного и необычного! Благодаря их творчеству возрастает культурное развитие всех нас. Еще будучи детьми, все мы прикасаемся к миру искусства, нарисовав свой первый рисунок, или прочитав стихотворение, сочиненное самостоятельно. Становясь старше, мы формируем свои вкусы относительно , предпочтения музыкальные и отношение к фильмам, книгам

Искусство и история

Дающее искусство знание нужно человечеству для того, чтобы осознавать самое себя Литературный процесс, к примеру, называют самым точным отражением исторических событий: революций и восстаний, открытий и изобретений. То же самое можно говорить и о живописи, архитектуре или музыке. Разница заключается лишь в языке, на котором искусство рассказывает свою историю: это ноты, особенности резьбы и лепки или же специфика мазков и выбора цветов и форм. Оно открывает перед нами историю во всем величии прошлого и таинственности будущего .

Искусство говорящее

Творческое наследие дает нам знания не только об истории, но и о человеке как таковом. Соприкасаясь с культурными ценностями других народов, мы приобщаемся к их мировидению, более глубоко понимаем их ценности, особенности жизни, устои, традиции. Искусство в этом контексте является языком, на котором народы мира говорят между собой. Это диалог, доступный всему человечеству, не знающий языкового барьера.

Творение и наука

Нельзя забывать и о его огромной роли в научном прогрессе . Современный человек, по большому счету, воспринимает культурное наследие как прикладную, вторичную составляющую прогресса. Но по сути, именно искусство часто выступало в качестве самого мощного двигателя научной мысли. Фантастические летательные аппараты, подводные лодки, корабли, способные покорять космос, изначально существовали в среде именно искусства, и только затем стали достоянием деятелей науки .

Вспомнить, к примеру, летучий корабль из знаменитой русской сказки или «Наутилус» Жюля Верна.

Леонардо да Винчи в свое время значительно опередил науку, работая над чертежами не только оружия, но и летательных аппаратов. Знаменит он и своими трудами в области анатомии. Большей части мира он известен все же как великий художник.

Динамическая пауза.

Этическая составляющая

Искусство является наилучшим показателем добра и зла, справедливости и корысти, душевной красоты и внутреннего уродства. Практически все художественные творения мировой культуры направлены на объяснение человечеству непоколебимости истины, добра и красоты.

Конечно, если смотреть на то или иное произведение искусства буквально, можно предположить, что в силу тех или иных особенностей оно не воплощает красоту или идеалы человечности. Тем не менее, именно благодаря этому формируется у нас четкое представление о том, что такое хорошо, а что такое плохо.

По сути, начиная с детских сказок и заканчивая произведениями кинематографа, искусство воспитывает в нас человечность .

Невозможное возможно

Искусство учит нас самому важному – осознанию того, что в мире нет невозможных вещей, неподъемных нош и недостижимых целей.

Пример Бетховена учит нас тому, что даже практически лишившись слуха можно писать потрясающие симфонии, которые человечество пронесет сквозь века и будет восхищаться ими.

Роман «Улисс», признанный вершиной мирового модернизма, писался Джеймсом Джойсом в постоянной борьбе со слепотой.

Потолок знаменитой Сикстинской капеллы был расписан Микеланджело в одиночку.

Гете благодаря его роману о молодом Вертере и его страданиях , он смог и дальше жить, не смотря на все перипетии судьбы.

В мире нет ничего невозможного для человека, если он творит .

Исцеление творением

Во всем мире давным-давно активно применяется практика лечения психических расстройств путем включения пациентов в среду искусства . Это может быть простая демонстрация репродукций или сеансы прослушивания классической музыки. Может быть задействован и непосредственный акт творения. Большинство психиатров мира убеждены, что именно путем приобщения к созидательной деятельности нервная система человека быстрее всего приходит в норму.

Нельзя забывать и о факте положительного воздействия на организм человека. К слову, такого рода практика применяется не только в среде психиатрии – человечеству вообще свойственно обращаться к искусству для борьбы со страхом.

Исключительные черты

В чем же заключается особенность культурного наследия? По широте возможного познания искусству попросту нет равных.

К примеру, если мы говорим о науке (физике, алгебре или биологии), перед нами предстает совершенно обособленная отрасль человеческого знания. В ней можно, но сложно отклониться в сторону, прикоснуться к остальному миру. знания дающее искусство

Искусство же включает в себя весь мир.

Литература, к примеру, может охватывать этику, обыгрывать законы физики, обращаться к истории, биологии или астрономии. Живопись предоставляет великолепную возможность осмыслить не только особенности техники рисования, но и сравнить каноны красоты в истории человечества. Древнегреческие скульптуры представляют собой идеальную модель тела в плане анатомических особенностей.

Искусство, которое большая часть человечества столь легкомысленно называет прикладной отраслью деятельности, по сути своей является мультинаучным, поскольку именно оно обращается к миру и отражает его во всей красоте, полноте и величии.

5.Закрепление материала.

6.Подведение итогов. Выставление оценок.

7.Рефлексия.

8.Домашнее задание.

Дар предвосхищения. Какие знания даёт искусство?

Урок искусства в 9 классе

Цели урока: дать представление о знаниях, которые получают учёные с помощью живописи, музыки, литературы и других видов и жанров искусства; познакомить учащихся с объектами искусства, повлиявшими на науку и открытия, научить определять их в произведениях искусства, указывать роль данных примеров для научного знания; расширять кругозор учащихся, способствовать развитию творческого мышления

Эвелин де Морган. Кассандра

1.Организационный момент

2. Вступление учителя

Выражение «пророчество Кассандры» стало иносказательным. Известно ли вам, чем была известна эта прорицательница? Послушаем рассказ о Кассандре. (Сообщение подготовленного учащегося).

Так же порой происходит и с произведениями искусства и литературы. Некоторые их создатели обладают удивительным даром предсказывать будущее, но им редко верят, несмотря на то, что их предсказания сбываются.

3 Дар предвосхищения.

Поскольку художественное мышление лучше, чем у других людей, развито у художников, композиторов, писателей — людей, чьей профессией является творческое достраивание реальности, именно они чаще всего и делают удивительные прогнозы, которые часто через какое-то время сбываются.
Произведения искусства не раз предвосхищали исторические события, научные открытия, развитие технического прогресса и др .

Можете ли вы привести примеры, когда искусство предвосхищает будущее?(Учащиеся говорят о сказках, фантастике). Значит, энергия искусства пробуждает чувства и сознание, и авторов произведений, и людей, их воспринимающих.

Не менее важны произведения искусства, в которых авторы, остро чувствуя свое время, предвидят его дальнейшее развитие и стремятся предупредить людей о социальных и политических опасностях, заставить их быть терпимее, внимательнее, добрее и сдержаннее.

Задание 1 Рассмотрите иллюстрации.

Объясните понятия: иносказание, метафора, аллегория, олицетворение — на примере известных вам произведений разных видов искусства.

(Волшебные предметы, помогающие героям сказок, предсказали появление машин, самолёта, мультиварки, телевизора и других бытовых предметов)


4. Какие знания даёт искусство? Попробуем ответить на этот вопрос, используя следующие знания.
В истории человечества искусство не раз открывало знания, имеющие научное значение. Например, художник XVIII в. Ж.-Э. Лиотар в картине «Шоколадница» разложил свет по законам, в то время еще неизвестным физике.

Французский писатель-фантаст XIX в. Ж. Верн в романе «20 тысяч лье под водой» предсказал появление подводной лодки, а русский писатель XX в. А. Толстой в романе «Гиперболоид инженера Гарина» — появление лазера. Художник В. Кандинский, разработав теорию влияния цвета на эмоции человека, приблизился к решению задач современной психологии и артерапии (исцеления искусством).


Ван Гог «Вороны над пшеничным полем»

Ученые, оцифровавшие и математически рассчитавшие произведения французского художника В. ван Гога, утверждают, что своеобразная, будто хаотично закольцованная манера письма художника, не что иное, как распределение яркости, соответствующее математическому описанию турбулентного потока, теория которого была заложена великим математиком А. Колмогоровым лишь к середине XX в.

Одной из уникальных догадок о многоголосии Вселенной стало величайшее музыкальное творческое открытие XVII в. — фуга — жанр полифонической музыки, который получил свое развитие в творчестве И.-С. Баха. (Слушаем фрагмент фуги И.- С. Баха) Через два с половиной столетия А. Эйнштейн, создатель теории относительности, скажет, что Вселенная — слоеный пирог, где в каждом слое свое время и своя плотность, структура, формы движения и существования. Это, по сути, образ, который приближает нас к пониманию фуги. Именно фуга с ее разновременно вступающими голосами представляет собой некую образную модель строения Вселенной.

5 Заключение.

Задание 2

Как вы теперь ответите на вопрос: Какие знания даёт искусство?

Ответ запишите в тетради.

6 Домашнее задание:

Вспомните сказки, народные предания, легенды, персонажи которых предвосхитили явления и события будущего.

Приведите примеры научного значения художественного знания.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка