Вечные проблемы в рассказе «Господин из Сан–Франциско. Мифологические мотивы в рассказе и.а

Мысль написать этот рассказ возникла у Бунина в процессе работы над рассказом «Братья», когда он узнал о смерти миллионера, приехавшего отдохнуть на остров Капри. Сначала писатель так и назвал рассказ – «Смерть на Капри», но позже переименовал. Именно господин из Сан-Франциско со своими миллионами оказывается в центре внимания писателя.

Описывая безумную роскошь жизни богачей, Бунин учитывает каждую мелочь. А самому господину не дает даже имени, этого человека никто не запомнил, у него нет лица и души, он только мешок с деньгами. Писатель создает собирательный образ буржуазного дельца, вся жизнь которого – накопление денег. Дожив до 58 лет, он, наконец, решил получить все удовольствия, которые можно купить: «…карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, куда в эту пору стекается самое отборное общество, где одни с азартом предаются автомобильным и парусным гонкам, другие рулетке, третьи тому, что принято называть флиртом, четвертые – стрельбе голубей». Всю жизнь этот господин копил деньги, никогда не отдыхал, стал «дряхлым», нездоровым и опустошенным. Ему кажется, что он «только что приступил к жизни».

В прозе Бунина не встречается морализаторство или обличение, но к этому своему герою автор относится с сарказмом и язвительностью. Он описывает его внешний вид, привычки, но психологический портрет отсутствует, потому что у героя нет души. Деньги отняли у него душу. Автор замечает, что за много лет господин научился подавлять любые, даже слабые, проявления души. Решив развлечься, богач не может представить, что жизнь его может оборваться в любую минуту. Деньги вытеснили у него здравый смысл. Он уверен, что, пока они есть, бояться ему нечего.

Бунин, используя прием контраста, изображает внешнюю солидность человека и его внутреннюю пустоту и примитивность. В описании богача писатель употребляет сравнения с неживыми предметами: лысина, как слоновая кость, кукла, робот и т. п. Герой не разговаривает, а произносит несколько реплик хриплым голосом. Общество состоятельных господ, в котором вращается герой, такое же механическое и бездушное. Они живут по своим законам, стараясь не замечать простых людей, к которым относятся с брезгливым презрением. Смысл их существования сводится к еде, питью, курению, получению удовольствий и разговорах о них. Следуя программе путешествия, богач посещает музеи, осматривает памятники с одинаковым равнодушием. Ценности культуры и искусства для него пустой звук, но он заплатил за экскурсии.

Пароход «Атлантида», на котором плывет миллионер, изображен писателем как схема общества. В нем три яруса: сверху – капитан, в среднем – богачи, в нижнем – рабочие и обслуживающий персонал. Бунин сравнивает нижний ярус с адом, где утомленные рабочие в страшной жаре день и ночь кидают в раскаленные топки уголь. Вокруг парохода бушует страшный океан, но люди доверили свои жизни мертвой машине. Все они считают себя хозяевами природы и уверены, что если заплатили, то корабль и капитан обязаны доставить их по назначению. Бунин показывает бездумную самоуверенность людей, живущих в иллюзии богатства. Название парохода символично. Писатель дает понять, что мир богачей, в котором нет цели и смысла, однажды исчезнет с лица земли, как Атлантида.

Писатель подчеркивает, что все равны перед лицом смерти. Богач, решивший получить все удовольствия сразу, внезапно умирает. Его смерть вызывает не сочувствие, а страшный переполох. Хозяин гостиницы извиняется и обещает быстро все уладить. Общество возмущено тем, что кто-то посмел испортить им отдых, напомнить о смерти. К недавнему спутнику и его жене они испытывают брезгливость и отвращение. Труп в грубом ящике быстро отправляют в трюм парохода.

Бунин обращает внимание на резкое изменение отношения к мертвому богачу и его жене. Угодливый владелец отеля становится высокомерным и черствым, а слуги – невнимательными и грубыми. Богач, считавший себя важным и значительным, превратившись в мертвое тело, не нужен никому. Писатель заканчивает рассказ символической картиной. Пароход, в трюме которого лежит в гробу бывший миллионер, через мрак и вьюгу плывет в океане, а со скал Гибралтара за ним наблюдает Дьявол, «громадный, как утес». Именно ему досталась душа господина из Сан-Франциско, это он владеет душами богачей.

Писатель ставит философские вопросы о смысле жизни, о загадке смерти, о наказании за грех гордыни и самодовольства. Он предрекает ужасный конец миру, где правят деньги и отсутствуют законы совести.

Сочинение на тему “Тема смысла жизни в рассказе И. А. Бунина “Господин из Сан-Франциско” обновлено: 14 ноября, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Рассказ "Господин из Сан-Франциско", смысл названия которого объясняется в этой статье, одно из самых известных произведений Ивана Бунина. Это своеобразная притча, в которой рассказывается о бессмысленности богатства и славы перед неотвратимостью смерти. Ключевая идея произведения - осмысление человеком сущности своего бытия, осознание того, насколько хрупка жизнь, насколько она ничтожна, если в ней отсутствуют красота и подлинность.

Смысл названия

Рассказ "Господин из Сан-Франциско", смысл названия которого раскрыт в этой статье, впервые увидел свет в 1915 году.

Главная особенность этого произведения заключается в том, что автор не дал имени главному герою. Даже в заглавии он именуется просто господином из Сан-Франциско. Смысл названия произведения в этом и заключается.

Этот господин был представителем фальшивого, скучного и однообразного так называемого высшего общества. Автор презирал подобных людей, круг общения, к которому они себя относили, за бездушие и веру во вседозволенность за счет денег, ненастоящие отношения, любовь по расчету. Из-за всего этого Бунин даже не стал давать имя своему герою, подчеркнув это в заглавии. Таков смысл названия "Господина из Сан-Франциско".

Сюжет рассказа

Ни разу не назвав в рассказе главного героя по имени, автор подчеркивает свое отношение к нему, отмечая, что его имени никто не запомнил ни на Капри, ни в Неаполе, где он останавливался. Вместе со своей семьей (женой и дочерью) он отправляется в Старый Свет. Бунин в "Господине из Сан-Франциско" пишет, что герои целых два года намеревались лишь развлекаться и переезжать с места на место. Господин много работал последние несколько лет, теперь может себе позволить такой отдых.

Семейство плывет на огромном корабле - "Атлантиде". Он больше похож на фешенебельный отель, на котором есть все, что необходимо для комфортного путешествия.

Жизнь на пароходе в рассказе Бунина "Господин из Сан-Франциско" течет очень размеренно. Пассажиры с утра пьют шоколад, затем идут принимать ванны, делают гимнастику, степенно гуляют по палубам, заполненными такими же довольными жизнью людьми. Все это для того, чтобы нагулять аппетит. Только после моциона на свежем воздухе отправляются на первый завтрак.

После приема пищи читают свежую прессу в ожидании второго завтрака. Затем два часа посвящают отдыху. Для этого на палубах установлены удобные камышовые кресла, на которых можно удобно развалиться, укрывшись пледом. Здесь и проводят время до обеда путешественники, любуясь безоблачным небом.

Днем небольшой перекус - чай с печеньем. Вечером обед. Для отдыхающих на "Атлантиде" это, можно сказать, главная цель существования.

В огромном зале, в котором богачи проводят каждый вечер, играет оркестр. А за стенами в это время шумит океан. Но о нем эти мужчины в смокингах и женщины в декольтированных вечерних платьях даже не вспоминают. Каждый вечер после обеда в зале начинаются танцы.

Степенные мужчины отправляются к барной стойке, где пьют ликеры и коктейли. Прислуживают им негры в обязательных красных камзолах.

Старушка Европа

Первая большая остановка парохода происходит в Неаполе. В этом городе семья господина из Сан-Франциско размещается в фешенебельном отеле. Но их распорядок дня от этого практически не меняется. Ранним утром завтрак, днем культурная программа - посещение музеев и храмов. Потом второй завтрак, полуденный чай, а затем приготовление к вечернему обеду. Обильный обед - своеобразная вишенка на торте каждого дня.

Портит впечатление только погода в Неаполе. Герои "Господина из Сан-Франциско" приезжают в декабре. В это время года тут постоянные ненастья - сильный ветер, временами проливной дождь, под ногами грязь. Поэтому семейство решает переехать на остров Капри. Все вокруг их уверяют, что на нем они будут словно в раю. Семью будет окружать только солнце, тепло и цветущие лимоны.

Американцы на Капри

Герои "Господина из Сан-Франциско" перебираются на остров. Плывут они на небольшом пароходике. По дороге страдают от морской болезни, так как судно сильно болтает на волнах.

Но вот они на берегу. Фуникулер их доставляет в миниатюрный городок, расположенный на вершине горы. Они селятся в отеле, в котором их встречает радушный персонал. И сразу начинают готовиться к обеду.

Главный герой одевается раньше своих близких и в одиночестве идет в уютную читальню отеля, где знакомится со свежей прессой. Он начинает читать, но вдруг строчки начинают прыгать перед ним. Господин, извиваясь всем телом, сползает на пол. Оказавшийся поблизости постоялец зовет на помощь, все тревожатся. Владелец отеля стремится успокоить гостей, но все напрасно. Вечер уже испорчен.

Смерть

Господина из Сан-Франциско кладут в самый дешевый и маленький номер. Его жена и дочь в ужасе стоят рядом. Происходит то, чего они больше всего боялись - он умирает.

Супруга главного героя хочет перенести тело в свои апартаменты. Но хозяин против. Он слишком ценит эти номера и боится, что гости начнут избегать останавливаться у него, если узнают, что здесь был труп. Ведь Капри - небольшой остров, и об этом станет известно сразу всем. Достать гроб тоже проблематично, удается найти только длинный ящик, в котором раньше стояли бутылки с содовой водой.

Обратный путь

Семья господина из Сан-Франциско отправляется в обратный путь. На той же "Атлантиде", на которой они приплыли сюда, отправляются домой.

Но теперь мертвого везут в гробу, который скрыт от окружающих в трюме. А на палубах в это время продолжается обычная размеренная жизнь. Все завтракают, готовятся к ежевечернему обеду и все так же любуются океаном за окном.

Анализ рассказа

Анализ "Господина из Сан-Франциско" следует начать с того, чтобы определиться с замыслом рассказа. Он раскрывается, когда семейство оказывается на Капри. Тут-то и становится понятен философский план Бунина.

После смерти главного героя происходит парадоксальная вещь. Его относят в самый грязный и отвратительный номер, который только был в гостинице, а тело отправляют на пароход в ящике из-под бутылок, чтобы о трагедии узнало как можно меньше постояльцев.

В этом основная тема "Господина из Сан-Франциско". После смерти богатство, слава и почет становятся совершенно неважными. Так автор наглядно демонстрирует сущность человеческого бытия. Деньги и уважение, которые были так важны при жизни, становятся абсолютно бесполезными после смерти.

Бунин к тому же применяет символическую контрастность, описывая представителей буржуа и бедных людей. В анализе "Господина из Сан-Франциско" стоит отметить, что образы простых людей у автора живые, настоящие и привлекательные. А вот богачей он описывает с нескрываемым пренебрежением.

Проблема "Господина из Сан-Франциско" заключается еще и в том, что роскошь и деньги нисколько не защищают человека от реальной жизни. Люди, которые заботятся только о своем кошельке, по Бунину, обречены на нравственную низость.


Иван Алексеевич Бунин – выдающийся писатель, первый русский лауреат Нобелевской премии. Он много времени провел в путешествиях: в Италию, на Цейлон, в Египет и Палестину. Тогда Иван Алексеевич испытывал острую тревогу от жестких норм «счастья», утверждавшихся новыми хозяевами жизни. Его пугало то, с какой скоростью жизнь механизируется, превращается в простое функционирование. Чем нужно жить человеку? Что должно быть самым важным для него? В рассказе «Господин из Сан-Франциско» Иван Алексеевич Бунин рассуждает о жизни и смерти на примере Господина – типичного представителя 20 века.

Каждая деталь, каждая мелочь заставляет задуматься над вопросом: «А в чем смысл жизни Господина из Сан-Франциско?» Но затем мы все равно понимаем, что его нет.

Бунин не просто так не называет ни имени господина, ни имен его жены и дочери. Они - одни из тысячи подобных им господ из разных стран мира, ничем не выделяющиеся из серой массы себе подобных.

Все время Господин трудился для того, чтобы заработать как можно больше денег. Сначала он работал сам, затем пользовался дешевой рабочей силой. Бездумно работая, он пытается сколотить капитал. Но вся его деятельность направлена лишь на материальное благополучие. Герой хочет гулять, развлекаться.

Фактически, жизнь Господина из Сан-Франциско ненастоящая, искусственная. И всюду, куда бы он ни пошел, его окружают лишь иллюзии и обман. В его обществе все так, как надо: люди одеваются в одинаковую одежду, следуют одному и тому же распорядку дня: «накинув фланелевые пижамы, пили кофе, шоколад, какао; затем садились в ванны, делали гимнастику…» И боятся быть другими, боятся, что о них могут плохо подумать или сказать. Такая рутина уже стала для общества нормой, которую они даже и не думают менять. Да, главный герой действительно пытается наслаждаться жизнью: много ест, пьет, отдыхает. И именно его деньги помогают ему в этом. Но за всей праздностью и бездельем он никогда не увидит настоящий мир, наполненный любовью и счастьем.

Отправляясь в путешествие, господин и его семья плывут на пароходе «Атлантида». Его название как бы указывает нам на цивилизацию, обреченную на гибель. Гибель – вот что ожидает всех людей, живущих ложными ценностями. Все вокруг – обман. Здесь мы видим влюбленную пару, которая страстно танцует, на которую устремлены взоры всех присутствующих: «он танцевал только с ней, и все выходило у них так тонко, очаровательно…» Но многие ли знают, что этих двоих нанял капитан, чтобы развлекать публику? И нет у них настоящих чувств, все это лишь иллюзия. Затем мы наблюдаем, как лакей уважительно кланяется и улыбается Господину и его жене. Но стоит им уйти, как прислуга сразу начинает их передразнивать и смеяться. Все дружелюбные улыбки и поклоны – обман. Сам по себе корабль символизирует типичное общество: на нижних палубах живет прислуга и рабочие, обеспечивающие комфорт высших слоев населения. И именно от воли господ зависит жизнь рабочего класса.

После смерти господина вся ложь выходит наружу. Ему отказались предоставить даже гроб, поскольку он больше не мог предложить им большого количества денег. Семью его выставили из хорошего номера, будто перестав замечать их, ведь хозяину «совсем не интересны были те пустяки, что могли оставить теперь в его кассе приехавшие из Сан-Франциско». Смерть главного героя не заставила никого в отеле посочувствовать, «мертвый старик» не вызвал у окружающих никаких эмоций, лишь напугав их «напоминанием о смерти». Каждый отдыхающий беспокоился лишь о себе, предпочитая не замечать ничего вокруг. Люди закрылись в собственном коконе и делают вид, что ничего плохого не происходит. Но ведь такое может случиться и с ними.

Затем Иван Алексеевич показывает нам, как по обрывам Монте-Соляро спускаются два абруццких горца. Перед ними простирается вся страна, жарко греет солнце. Остановившись перед статуей Божьей Матери, они сняли головные уборы и «полились наивные и смиренно-радостные хвалы их солнцу, утру, ей…» Все остальное для них чуждо и не столь значимо. Другой образ, который мы видим в рассказе И.А.Бунина – старик-лодочник Лоренцо. Жизнь его проста: он ловит омаров, продавая их за бесценок; беззаботно гуляет; служит моделью многим живописцам. Большего ему и нужно, «он иог спокойно стоять хоть до вечера, с царственной повадкой поглядывая вокруг…» Такая жизнь ни сколько не обременяет его, не пртиворечит его сущности. Горцы и старик Лоренцо являются олицетворением счастья, для которого не нужны деньги, развлечения, а нужна лишь любовь.

Для героя вся ложь закончилась, больше его никто не обманет. Однако само общество ни капли не поменялось. Никто из пассажиров «Атлантиды» так и не узнает, что в то время, как они веселятся и отдыхают, в трюме лежит просмоленный гроб с мертвым Господином. И никто не в силах будет разорвать этот круговорот из иллюзий и фальши.

Я считаю, что люди не должны жить только материальными ценностями. Высокие моральные принципы – то правильный эталон поведения, мышления, мировоззрения, к которому необходимо стремиться каждому человеку. Именно они дают возможность оставаться разумным и не опускаться до уровня, когда человек живет исключительно инстинктами.

Рассказ Ивана Алексеевича Бунина (1870-1953) «Господин из Сан-Франциско» (1915) является вершиной мастерства писателя. Произведение обладает художественной ёмкостью, которая даёт возможность рассматривать его в разном контексте и с разных точек зрения. Исследователи В. А. Афанасьев, Н. М. Кучеровский, И. П. Вантенков создали монографии, посвященные жизни и творчеству великого русского писателя. В этих работах содержатся главы, посвященные произведению «Господин из Сан-Франциско». А. В. Злочевская в своей статье анализирует мистико-религиозный подтекст в рассказе И. А. Бунина. Д. М. Иванова в диссертации рассматривает образы природы в прозе писателя, затрагивая и данное произведение. В данной работе рассказ Бунина будет рассмотрен с точки зрения поэтики мифологизма.

Эпиграфом к рассказу И. А. Бунин взял слова из «Апокалипсиса»: «Горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час придет суд твой». (Согласно статье Ирины Лежавы) Последним царем в Вавилоне являлся Валтасар. В книгах античной эпохи сохранилась легенда, согласной которой царь решил устроить большой пир в ту ночь, когда Вавилон был окружен персидским войском. Все гости пили вино из священных сосудов, привезенных из храма, находившегося в Иерусалиме. При этом они пили и, по языческому обычаю, славили вавилонских богов. По легенде, на стене таинственным образом появились письмена: «Мене, Мене, Текел, Упарсин». Однако ни один из местных философов и мудрецов не смог разгадать смысл написанных слов. Тогда царица, жена Валтасара, вспомнила о Данииле, иудейском мудреце. Он единственный смог расшифровать надпись. Она означала: «Исчислен, Взвешен, Разделен». Таким образом, были исчислены часы существования Валтасара, взвешена его судьба и лишь минуты оставались до того момента, как будет разделено его царство. В эту же ночь исполнилось предсказание иудейского мудреца: Вавилон был повержен, а царь убит .

Смысл данного эпиграфа отражается в сцене смерти господина из Сан-Франциско. Он, обладая богатством, роскошно проводя вечера, не ожидая ничего, что могло бы помешать наслаждаться жизнью, внезапно умирает. Здесь мы видим параллель с жизнью и такой же неожиданной смертью царя Вальтасара.

Действие рассказа происходит на пароходе «Атлантида». Сам корабль – это символ цивилизации. Пароход воплощает собой общество со его иерархической структурой: противопоставляется палуба, как мир богатых, знатных, и трюм, как мир бедности и нищеты. Сам автор называет «исполинскую» топку, у которой люди работают в поте лица, девятым кругом ада. Таким образом, многопалубный корабль – это своеобразная модель ада и рая. В этом контрасте низшего и высшего мира корабля ощущается обреченность.

Название парохода уже наводит на мысль о неизбежности катастрофы, так как существует миф о некогда затонувшем острове с таким наименованием. Из Большой советской энциклопедии мы узнаем, что остров Атлантида – это государство в Атлантическом океане с совершенной политической системой, страна полубогов, богатства и процветания. Жители острова – атланты – отличались благородством, образованностью, добродетелью и возвышенным образом мыслей, были равнодушны к богатству и жили в гармонии с природой. Однако спустя время они изменились: превратились в более корыстолюбивых и жадных, влеклись к материальному благополучию, использовали свои знания и достижения культуры в злых целях. В итоге бог неба Зевс разгневался на атлантов, и в течение суток остров Атлантида исчез с лица Земли: его поглотили воды Атлантического океана .

Называя пароход «Атлантида», Иван Алексеевич Бунин заранее предсказывает неизбежность грядущей катастрофы и гибель современного общества, так как мир «Атлантиды» – это мир фальшивый, построенный на деньгах, любви славы, гордыни, высокомерии, чревоугодии, стремлении к роскоши.

Связав миф об Атлантиде, название парохода и эпиграф к произведению, можно прийти к заключению: корабль с символическим именем «Атлантида» и есть Вавилон только в современном виде. Его гибель неизбежна, потому что жизнь пассажиров парохода так же бесцельна и иллюзорна, как бесцельны и иллюзорны перед лицом смерти сила и господство господина из Сан-Франциско.

Бунин в своих произведениях стремился передать гармонию человека и природы. Но герои данного рассказа не способны постичь этого. Так, чтобы показать несоответствие между жизнью людей и природы, И. А. Бунин использует образы первостихий солнца и воды. (По мнению Рошаль В. М.) В традиционной мифологии солнце – это древнейший космический символ, который обозначает жизнь, ее источник, свет. С образом солнца в качестве символа связываются такие характеристики, как верховенство, жизнесозидание, активность, героическое начало, всеведение. Светоносную, солнечную природу, по народным христианским убеждениям, несут в себе Бог-отец, Иисус Христос, ангелы и святые. Как источник тепла, солнце дарует жизненную силу человеку, а в качестве источника света оно символизирует истину. В древности людям казалось, что отсутствие солнца предвещает ужасные беды, вселенскую катастрофу, грядущий конец света, поэтому они поклонялись ему, как главному языческому божеству .

У Ивана Алексеевича Бунина восход солнца и наступление нового дня дарует героям его произведений надежду на счастье, великую радость. Однако пассажиры «Атлантиды» практически не видели яркого и лучистого солнца из-за плохой погоды («утреннее солнце каждый день обманывало» ). Но это им было и не нужно, так как основная их жизнь проходила внутри корабля, где сияло золото и драгоценности, а залы освещало электричество. «В день отъезда, - очень памятный для семьи из Сан-Франциско! - даже и с утра не было солнца» . Исследователь Афанасьев В. А пишет, что, где бы не находился американский капиталист, природа встречает его неблагосклонно. И лишь в то утро, когда уже мертвого господина помещают на корабль и увозят, над Капри всходит яркое солнце, как будто природа торжествует от того, что мир освободился от человека, не способного понимать ни счастье жизни, ни окружающую его красоту .

Сравнивая традиционное значение образа солнца и его представление в рассказе, приходим к выводу, что пассажиры корабля не живут, они лишь «существуют», поскольку не видят истинного света и не знают настоящего счастья. Жизнь этих людей обречена: они плывут навстречу своей смерти.

Что касается образа воды, то это одна из фундаментальных первостихий мироздания, породившая и жизнь, и смерть. В мифологии вода является основой всего сущего. По мнению Ивановой Д. М., данная первостихия может использоваться в произведениях в двух аспектах: символизировать второе рождение, быть спокойной и чистой (таковы, например, обряды крещения и омовения), но в то же время вода может представлять собой хаос, который разрушает все вокруг, приводит к гибели и знаменует конец всего сущего . В «Поэтике мифа» у Е. М. Мелетинского вода – своеобразный медиатор между небом и землей .

В произведении И. А. Бунин представляет нам в качестве стихии воды Атлантический океан. В мифологическом словаре Океан – божество одноименной реки, омывающей землю. Известен своим миролюбием и добротой (Океан пытался безуспешно примирить Прометея с Зевсом). Он омывает на крайнем западе границы между миром жизни и смерти . У И. А. Бунина океан семантически означает и символ вечности, и символ смертельной силы. Океан символизирует жизненную стихию. А бушующая стихия – это движение жизни. Таким образом, океан и есть жизнь.

Созданный героями рассказа мир искусственен и замкнут, он отделен от первостихий бытия, так как они враждебны, чужды и таинственны для людей. Океан многолик и непостоянен. В рассказе он представляет собой возмездие. Стихия выступает реальной угрозой: «Океан, ходивший за стенами, был страшен, но о нём не думали, твёрдо веря во власть над ним командира…» . Он пугает пассажиров «Атлантиды» своей непредсказуемостью, загадочностью, свободой. Иван Алексеевич Бунин доносит до читателя мысль о том, что человек ХХ столетия возомнил себя господином мира. Причиной тому – богатство и успешные результаты научно-технического прогресса, одним из которых является и модернизированный корабль, построенный руками человека.

Финальная зарисовка парохода «Атлантиды» приобретает символическое звучание. И. А. Бунин изображает фигуру Дьявола, вписанного в совершенно реальную внешне картину вьюжной ночи под Гибралтаром. Он, огромный, как утес, следит за уходящим кораблем, олицетворяющим мертвый, погрязший во грехе мир цивилизации. Дьявол – мифологический персонаж, олицетворение сил зла. Он противостоит «доброму началу», а именно – богу . Кучеровский Н. М. считает, что в рассказе И. А. Бунина дьявол – это образное воплощение убежденности писателя в существовании потусторонних, непознаваемых сил, которые распоряжаются судьбами человечества. Дьявол символизирует надвигающуюся катастрофу и является предупреждением всему человечеству . Мир «Атлантиды» находится в его власти, поэтому гибель современной цивилизации неизбежна. В противовес возникает образ Божьей Матери, которая охраняет Италию – символ полноценной и настоящей жизни.

Подводя итог исследованию, следует сказать, что изучение, анализ и интерпретация используемых И. А. Буниным в рассказе мифологических образов позволяет раскрыть философскую проблематику произведения. Оно повествует о существовании социального и природно-космического в жизни, об их напряженном взаимодействии, о недальновидности человеческих претензий на господство во Вселенной, о непостижимой глубине и красоте всего мира. Это средство художественной выразительности, которое углубляет содержание и придает рассказу особую окраску. В нем с наибольшей полнотой раскрывается своеобразие метода писателя, особенности его мироощущения, характер его осмыслений и оценок изображенной реальности. Таким образом, мифологизм И. А. Бунина является формой репрезентации специфики его мировосприятия, способом выражения проблематики, философского постижения закономерностей существования общества и природы, идейно-нравственного поиска, вызванного разложением основ бытия на рубеже XIX-XX веков.

Список литературы:

  1. Афанасьев В.А. И.А. Бунин. Очерк творчества / В.А. Афанасьев. – М.: Просвещение, 1966. – 384 с.
  2. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс] / гл. ред. А. М. Прохоров. - 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1969-1978. – Режим доступа: http://bse.sci-lib.com/article079885.html. (Дата обращения: 14.11.2016)
  3. Иванова Д.М. Мифопоэтический и философско-эстетический аспекты воплощения образа природы в прозе И.А.Бунина: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук (10.01.01) / Д.М. Иванова. – Елец, 2004.
  4. Кучеровский Н.М. И. Бунин и его проза / Н.М. Кучеровский. – Тула: Приокское книжное издательство, 1980 – 318 с.
  5. Лежава И. Пир царя Валтасара [Электронный ресурс] / И. Лежава. – Режим доступа: http://www.proza.ru/2010/04/01/1012. (Дата обращения: 14.11.2016)
  6. Мелетинский Е.М. Мифологический Словарь / Е.М. Мелетинский – М.: Советская Энциклопедия», 1991. – 672 с.
  7. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа / Е.М. Мелетинский. – М.: Восточная литература РАН, 1995. – 235 с.
  8. Повести и рассказы/ И.А. Бунин. – М.: Астрель: АСТ, 2007 – 189 с.
  9. Рошаль В.М. Энциклопедия символов / В.М. Рошаль – М.: АСТ, Сова, Харвест, 2008. – 202 с.

Главный новеллист в русской литературе - Иван Бунин. Произведение "Господин из Сан-Франциско", смысл которого разбирают на уроке литературы старшеклассники, - блестящий образец малой прозы, наполненной символами, аллюзиями.

О чём этот рассказ? Об одном американце, который однажды умер во время путешествия по Старому Свету. Философский смысл произведения "Господин из Сан-Франциско" довольно глубокий. При очередном прочтении обнаруживаются все новые и новые детали. В статье представлен наиболее полный анализ рассказа великого русского классика.

Когда создано произведение?

Новеллу Бунин написал в 1915 году. Это очень важно упомянуть при художественном анализе. В конце XIX века или в середине XX столетия рассказ не вызвал бы такого резонанса. Ведь смысл произведения "Господин из Сан-Франциско" полностью отвечает духу времени. Уже нет той спокойной, мирной Европы. В мире царит атмосфера надвигающейся катастрофы.

Настроение первых лет войны можно прочувствовать, прочитав произведение "Господин из Сан-Франциско". Смысл произведения содержится где-то между строк. Но то, что Бунин написал рассказ на злободневную тему, отнюдь не умаляет его актуальности.

Из истории написания

Летом 1915 года Иван Бунин увидел в книжном магазине книгу Томаса Манна "Смерть в Венеции". Он не знал, о чём новелла немецкого писателя, но ее название его вдохновило. Примерно в это же время из газет Бунин узнал о внезапной кончине одного богатого американца в гостинице "Квисисана". Тогда и появилась у русского писателя идея создать короткую, но яркую историю о человеке, скончавшемся во время путешествия в Европу. Это произведение Бунин сперва хотел назвать "Смерть на Капри". Но передумал, лишь написав первых три слова - "господин из Сан-Франциско".

Смысл произведения Томаса Манна ничего общего не имеет с главной философской идеей новеллы Бунина. В рассказе "Смерть в Венеции" речь идёт о немолодом человека, приверженце однополой любви. Книгу Манна Бунин прочитал только в конце осени и назвал очень неприятной.

Смысл произведения "Господин из Сан-Франциско" доступен для подростка. Не зря рассказ включен в школьную программу. При внимательном прочтении можно заметить, что он наполнен предчувствиями трагедии европейского масштаба. Произведение создано спустя год после начала Первой мировой войны и за два года до Февральской революции в России — события, которое оказало влияние на ход всемирной истории.

Безымянный герой

В чем смысл названия произведения "Господин из Сан-Франциско"? Главный герой - некий американец, имени которого ни на Капри, ни в Неаполе никто не запомнил. И в этом, пожалуй, вся характеристика персонажа, которую даёт Бунин. Миллиардер из Сан-Франциско никому не интересен. Его имя никто не запомнил, потому как этот человек ничем не примечателен. Интерес вызывают лишь его деньги и положение в обществе. Но категории эти призрачные. Лишь только американец умирает, о нем сразу же забывают.

Простота, наглядность - это и есть характерные особенности рассказ. И быть может, именно поэтому философский смысл произведения "Господин из Сан-Франциско" вызывает интерес у читателей на протяжении столетия. Рассказ вызвал восхищенные отзывы современников писателя. Его читают и сегодня. Суть произведения "Господин из Сан-Франциско" по-своему интерпретировали и советские критики. Ведь кто главный герой рассказа? Американский капиталист, который всю жизнь копил, грабил и эксплуатировал китайцев. За что и был наказан внезапной, нелепой смертью.

Ложь и притворство

Главный герой много работал и, наконец, накопил на путешествие в Европу. Он едет на шикарном лайнере с женой и дочерью, предназначенном для людей высшего света. В этом лайнере легко угадывается "Титаник". На пароходе всё дышит притворством. Стоит вспомнить, например, двух персонажей, на которых немногие читатели обращают внимание. На палубе танцует красивая пара. В их глазах - искреннее счастье. Никто не знает, что это всего-навсего нанятые актеры, играющие в любовь за большие деньги. Они уже давно плавают то на одном, то на другом лайнере.

"Титаник"

Разбирая философский смысл "Господина из Сан-Франциско" Бунина, стоит вспомнить о трагической судьбе знаменитого "Титаника". Следует обратить внимание и название парохода, на котором плывет главный герой. Атлантида - остров-государство, ушедшее под воду. Титаны - мифические существа, посмевшие противопоставить себя богам. Зевс жестоко наказал их за дерзость и самоуверенность.

Для Александра Блока лайнер, затонувший в 1914 году, символизировал мировую пошлость. В своем дневнике поэт упоминает о катастрофе даже с некоторым злорадством. Произведение Бунина наполнено недобрыми предчувствиями и повествует о трагедии не только отдельного человека, но и всей Европы. Однако злорадства в рассказе нет. Скорее, жалость по отношению и к главному герою, и к второстепенным персонажам.

Главный символ в рассказе

Пароход в произведении Ивана Бунина — символ наивной и глупой самоуверенности человека цивилизации. Главный герой, будучи человеком состоятельным, убеждён в том, что дальнейшие события в его жизни зависят только от него. Создатели огромного лайнера - образца высокого технического достижения начала XX века - уверены, что гигантская машина способна противостоять океанским бурям.

Свою ошибку господин из Сан-Франциско осознать не успевает. Создатели "Титаника" - осознали, но слишком поздно. Западная цивилизация в начале XX столетия находилась на краю пропасти - в этом, пожалуй, и заключается смысл рассказа русского писателя. Прошло более ста лет после выхода произведения в печать, но изменилось немногое. "Господин из Сан-франциско" актуален и сегодня.

Смерть на Капри

На фоне бушующего океана жалок блеск лайнера, билет на который стоит целое состояние. Корабль, тяжко одолевающий шторм и бурю, прибывает, наконец, в Европу. Там, в Италии, безымянный американец, перед которым раболепно преклонялась вся прислуга, внезапно умирает.

После смерти американец из уважаемого богача превращается в обременительное тело. Его как можно быстрее относят в самый дальний и дешёвый номер. Что же касается дочери и жены, то они теперь вызывают у окружающих раздражение, презрение - отнюдь не жалость и сочувствие. Постояльцы гостиницы заплатили немалые деньги за отдых, развлечения и внезапная смерть раздосадовала их.

На пароходе тем временем продолжается жизнь, полная фальши. Автор, казалось бы, должен был испытывать по отношению к своему герою только неприязнь. Бунин презирал богатство и не мог жалеть могущественного капиталиста. Но куда более неприятны ему люди, окружавшие господина из Сан-Франциско. Разве они лучше его? Они были и остаются рабами, пресмыкающимися перед богатством - и это самое ужасное. Бунин испытывает жалость по отношению к американцу, который только в том и виноват, что внезапно умер. Писатель жалеет лайнер, обреченный на гибель.

Вывод

Иван Бунин рассказал о событии, произошедшем в разгар Первой мировой войны. Но люди во все времена, независимо от национальности, имеют нечто общее. В рассказе, о котором идет речь в сегодняшней статье, описан определённый тип людей. Это своеобразный мини-роман о тех, кому доступны, казалось бы, все блага и радости мира. Однако жизнь общества, которое пользуется всеми благами цивилизации, по мнению писателя, полна ненастоящего, искусственного. В ней места нет проявлениям индивидуальности, так как каждый представитель этого фальшивого мира живёт по схеме, стремится соответствовать своему положению.

Герой рассказа Ивана Бунина так и не успел за свои 58 лет насладиться красотами итальянских пейзажей. Деньги уничтожили в нём способность видеть прекрасное. "Не копите богатств на Земле", - именно это цитата из Библии является главной философской идеей произведения.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка