Литературный вечер на тему "Звезда, в которую он верил" (сценарий литературного вечера, посвященного творчеству А. Вампилова)

и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Литературный вечер – портрет «Талант, рожденный судьбой» (К 70-летию со дня рождения А.Вампилова)

Литературный вечер подготовили: учителя русского языка и литературы, Калашникова Р.А. Ширманова И.В., МОУ «Средняя школа №12» г. Усолья – Сибирского email: [email protected]

Юбилейный вечер - портрет «Талант, рожденный судьбой…» (К 70-летию со дня рождения Александра Вампилова).

Цель: расширение и углубление знаний учащихся о жизни и творчестве сибирского писателя А.Вампилова; вовлечение в мир искусства слова; развитие эстетического вкуса и творческих способностей школьников.

Коридор редакции. По коридору туда и обратно ходит, напевая драматическую тему из второго действия «Риголетто», молодой человек в черном костюме с бледным лицом. Испачканные в чернилах руки он заложил за спину и нервно шевелит там большим пальцем.

Молодой человек . Ля-ля, ля-ля, ля-ля, ля-ля, ля-ля, (Вздрагивая и останавливаясь.) Не знаю, как я закончу, но начал я плохо… (Снова ходит.) Я проклинаю тот день и тот час, когда впервые сел писать рассказы, мне ненавистны те люди, которые говорили мне, что у тебя получается, сколько раз я пытался бросить…(Останавливается.) Но легко сказать «бросить писать!». (Распаляясь.) Можно избавиться от тысячи дурных привычек и приобрести две тысячи хороших, можно стать вежливым, чутким, бескорыстным, можно бросить курить, пить, можно бросить, наконец, жену, детей, но - бросить писать?! Человек, раз напечатавший где-нибудь рассказ или стихотворение, уже никогда не остановится писать, Это невозможно, так же, как невозможно дураку перестать валять дурака!

Если б вы знали, как много я пишу! Честное слово, я не могу равнодушно видеть бумагу, сейчас же у меня появляется какой-то зуд и непобедимое желание исписать эту бумагу, исчеркать, На моем столе безобразие от начатых и незаконченных рукописей. И вы думаете, я выбрасываю всю эту чепуху? Не-ет! (Усмехаясь.) Я аккуратно складываю все это в стол в тайной надежде, что когда-нибудь эти бумаги схватит дрожащая рука исследователя.

Знаете, я болен. Пока я не сплю, меня беспрерывно сосет необъяснимое беспокойство, словно в кармане у меня билет на какое-то представление, а время уходит, и билет пропадает… По ночам мне снятся запутанные сюжеты… и, знаете, я скажу вам больше: для меня и жизнь моя - черновик. Да-да! Черновик, исчерканный, запутанный черновик, в котором не разберется ни одна душа на свете.

(Несколько раз проходит туда и обратно. Грустно.) А обивать пороги редакций, вы думаете, легко и весело? Придешь к иному редактору, принесешь рассказ, а он эдак сквозь зубы: «Ну, что скажете?» Будто я пришел занимать деньги или украсть пресс-папье с его стола. (Останавливается у двери с табличкой «Редактор».)

Вот сейчас за этой дверью решается, будет ли напечатан мой новый рассказишко или нет, конечно, я надеюсь, но скорей всего его не возьмут, Мне кажется, рассказ я писал вяло, с постыдным равнодушием к своим героям. Там героиня у меня смеется, а когда я писал это место, я засыпал с ручкой в руках. (Снова ходит.)

Говоря откровенно, вдохновения никакого вообще нет, Вдохновение выдумали поэты, чтобы пустить пыль в глаза. Гонорар и тщеславие - вот единственные двигатели творчества. Не верите? Прочитайте…э… впрочем, не скажу кого, вы можете передать мои слова… Не вошедши в литературу, рано впутываться в литературные интриги. (Останавливается у той же двери.) Пойду, узнаю, как рассказ. Впрочем, мне кажется, что войти надо немного погодя. Почему? (Усмехается.) И раньше, пока я не занимался поэмами, у меня были некоторые странности. Мои родные и знакомые смеялись над ними или беспокоились. Теперь же никто не замечает этих странностей, все мне прощают и ждут, видимо, от меня чего угодно. (Помолчав.) И правда, все может быть. Я ничем не удивлюсь и сам, кажется, на все готов.

(Выходит. Его нет минуты две. Появляется. В лице перемена. Прячет улыбку. Помолчав, несколько раз прошелся.) Да…(Небрежно.) А вы знаете, рассказец-то мой взяли. Редактор говорит: «Талантливо растете. « Заметьте, это сказал человек, которому льстить мне не имеет никакого смысла. Впрочем, я и без него знаю, что я талантлив. (Смутившись всего на секунду.) Согласитесь, что пишущий должен быть несколько самонадеян, иначе критик задавит в нем автора.

Так вот в воскресенье в газете будет мой рассказ, полюбопытствуйте. Я сталкиваю там два характера – игра света и тени, в духе Рембрандта. Поинтересуйтесь. Там будет подписано: Лев Коровин. (С достоинством.) Это я.

Последний рассказ я писал с увлечением, Там у меня героиня плачет и, представьте себе, когда я писал это место, я плакал тоже. И вы, может быть, заплачете. (Бравируя.) Так вы поинтересуйтесь, не пожалеете. (Уходит, насвистывая балладу герцога: «Постоянство, тяжелые цепи постоянства…»)

1-й ведущий . «Не стало нашего Саши. – Не верится в это. Не верится… В сентябре он собирался в Москву. Одному из нас обещал привезти модный широкий галстук и пластинку вальсов Шопена, а другой советовался с Сашей о своем отпуске, и они вместе составили «план». А потом он сам поехал в гости к Байкалу, и старик его обратно не отпустил... Теперь о тебе, Саша, нужно говорить «был». Ты бы рассмеялся, старик, если бы услышал это неделю назад, и глаза твои, острый восточный разрез которых всегда говорил, что ты умеешь понимать и ценить шутку, улыбнулись бы вместе с тобой. Но мы не скажем, Саша, что ты был, потому что ты останешься с нами среди своих героев, среди дел и поступков своих друзей. Они будут жить, так же любя жизнь и людей, как и ты. Мы сбережем память о твоей прямоте и честности, о твоем уважении к творчеству. А еще мы будем добрее и внимательнее друг к другу, потому что потом бывает поздно» (Некролог, опубликованный 20 августа 1972 года в газете «Советская молодежь», написал иркутский поэт Марк Сергеев.)

2-й ведущий. Жизнь оборвалась на самом взлете, в самом расцвете. Жизнь, которой, казалось, не будет конца и которой, казалось, он сам привык диктовать условия: ведь он даже не позволил себе утонуть. В лодке, перевернувшейся от удара о топляк, их было двое. Один уцепился за днище, надеясь, что лодку заметят скорее, чем его самого. А Саня поплыл к берегу. Чудесная старая сказка о неутомимой и храброй лягушке, сбившей молоко в масло, сказка, которая вела его всю жизнь, должна была бы выручить и на этот раз. Он доплыл и уже почувствовал дно под ногами, но сердце не выдержало…

3-й ведущий.

Играется жизни последняя драма,

Судьба или лодка зависла над бездной

И рухнула в темную Вечность.… А мама?

А маме в той драме и больно, и тесно.

Сжимается сердце от черного горя,

И, кажется, нет и не будет дыханья.

Качаются волны Бессмертья… А море?

А море Байкальское предало Саню.

Как молнии, мысли мелькнули о чуде:

Ведь дома еще не окончена пьеса!

Неужто Господь отвернулся… А люди?

А люди спешили вдоль темного леса.

О, где ты, спасенье? О, где вы, славяне?

Нескоро мы все осознаем потерю.

Утопшую лодку достали.… А Саню?

А Саню мальчишки подняли на берег.

Заря поднебесья льется нелепо,

Стезя прерывается в сумрачной рани,

И звезды колючие смотрят.… А небо?

А небо Господнее приняло Саню.

Владимир Скиф «Саня».

4-й ведущий. Предчувствие необыкновенной судьбы своего последнего ребенка было самым светлым в последних днях Валентина Вампилова. Он предсказал его судьбу. В письмах к жене он писал: «Я уверен, все будет хорошо. И, вероятно, будет разбойник-сын, и боюсь, как бы он не был писателем, так как во сне я вижу писателей. Первый раз, когда мы с тобой собирались в ночь выезда, я во сне с самим Львом Николаевичем Толстым искал дроби, и нашли. Второй раз в Черемхово, ночуя в доме знакомого, мне приснился Максим Горький, я целовал его в щетинистую щеку. Сны бывают часто наоборот, скорее всего, будет просто балбес, каких много на свете. Лишь бы был здоровый, мог бы чувствовать всю соль жизни под солнцем».

1-й ведущий. Сон, действительно, оказался пророческим. 1937 год – в этот год вся страна говорила о Пушкине, убитом ровно сто лет назад, а в маленьком провинциальном городке 19 августа в семье учителя русского языка и литературы родился сын, и назван он был Александром. А разве могли ему дать другое имя?

2-й ведущий . Семейное предание Вампиловых берет свои истоки в Кутулике, поселке в несколько десятков домов вдоль Московского тракта. Прадед драматурга по материнской линии был сослан сюда при загадочных обстоятельствах. В семье помнят, что Африкан Федорович был большим любителем театра и музыки. Здесь долго хранилась реликвия - гитара, на которой он играл. С давних пор стал Кутулик местом, где приложили свой труд многие представители этой семьи. Её уклад был интеллигентным, сердечно- строгим, чуть отстраненным от быта самого поселка. При всей радушности и открытости дома, здесь не принято было выходить на люди со своими бедами и несчастиями.

3-й ведущий. Беда не заставила себя долго ждать. Отец Саши, не примирившись с незаконным арестом одного из учителей, поехал хлопотать за него в Иркутск, и сам оказался на подозрении. В день ареста Валентин Вампилов успел сказать жене Анастасии Прокопьевне: «Если меня обвинят - не переживай». 27 февраля 1938 года – приговор – расстрелять был принят и приведен в исполнение 9 марта этого же года.

4-й ведущий. Болевыми были воспоминания Александра об отце. О нем даже Анастасия Прокопьевна избегала говорить, наученная опытом 1937 года и послевоенной поры. Андрей Румянцев в книге «Александр Вампилов» пишет: «Какую бурю чувств испытал бы Саня, прикоснувшись к документам, открывающим трагедию его отца». Обвинение звучало безоговорочно и скупо: участие в контрреволюционной диверсионно-повстанческой организации. Оказывается, учитель литературы организовал повстанческую группу, готовил поджог Кутуликской школы, вел беседы о нойонско-ламском учении, испортил двадцать центнеров хлеба, принадлежащего школе. Помнить отца Александру Вампилову было не суждено, но он знал многое. Зная, не мог не гордиться. Ведь этот человек, родившийся в семье аларского крестьянина, сумел многого добиться. Это был прекрасный педагог-словесник, горячий, искренний, увлекающийся человек, наделенный чувством острой социальной несправедливости. Александр всю свою сознательную жизнь стремился отдать сыновний долг: приняв для себя за должное отцовские предсказания, он с честью выполнил их… Кутулик по праву он считал своей родиной.

1-й ведущий. Чтение прозы А.Вампилова «Прогулки по Кутулику.»

2-й ведущий. 1944 год. Мальчик пошел в первый класс. Младший сын школьного завуча (Анастасия Прокопьевна к этому времени уже заведовала учебной частью), учился хорошо, ровно, хотя и без особого блеска. Отлично рисовал. У него был прекрасный слух, самостоятельно выучился игре на мандолине, домре, потом на гитаре, позднее постиг нотную грамоту, исполнял музыкальные пьесы, играл в школьном драмкружке. В школьные годы много читал, любил Пушкина, Лермонтова, Чехова, Есенина. Он как будто спешил все охватить, торопился. Участвовал в турпоходах: то на велосипедах, то на лодках, то с футбольной командой или со спектаклем в соседние села. Потом пришла детская страсть к стихосложению. Ею Вампилов переболел втайне от домашних, читая свои стихи приятелям под страшную клятву:

Моей весны цветы давно увяли.

Я перестал уже о них жалеть,

Огнем своим они меня сжигали,

И я решил: им больше не гореть.

И я их забывал. Мои старанья

Вернули в душу тишь и благодать-

Приятно пережить любви страданье.

И все ж страдания приятней забывать.

3-й ведущий. Желание тайны было обоснованным. Стихи скоро ушли, а способность удивляться миру, доверять жизни, ощущать в ней незримые таинственные токи - осталась. Жадный интерес к людям Саша сохранил на всю жизнь. За всеми его героями стояли реальные лица и судьбы. История родного края не просто волновала его, она стала предметом его гордости и вынашиваемых замыслов.

4-й ведущий. « Из детства. 1946 год. В июле на покосе стрелочник Говорухин поймал хорька. Принес домой и затеял жарить. Говорушиха изругала его и выгнала из избы. Он успел схватить сковородку и под бугром, за огородом, у речки сжарил-таки добычу. Говорушиха, пухлая, громадная и разгневанная, стояла на меже, материлась, грозилась изувечить.

Сковородку, змей, испоганил!

Иди, иди сюда,- кричал снизу Говорухин,- попробуй! Ты попробуй – за милу душу пошиташ! (посчитаешь).

(Из записной книжки А.Вампилова.)

«Детство, проведенное в Кутулике,- как сказано в «Прогулках»,- проходит нескоро», но все-таки проходит…

1-й ведущий. В 1955 году Вампилов сдает экзамены в университет. Выбор историко - филологического факультета был не случаен. Это и дань семейной учительской традиции, это и прошлое рода Вампиловых. Началась студенческая жизнь.

И жизнь эта, столь отличная от простого размеренного кутуликского быта, поглотила его с головой. Все в ней было новым: круг друзей, чтения, интересов, мыслей, место и время. Казалось, весь мир - ровесник молодежи. Все было молодо, горячо, живо, и, главное, все было ново. Саша Вампилов обладал изумительным магнетизмом обаяния, к нему льнули люди. Невозможно даже объяснить, чем же он так притягивал к себе. Его редко можно было видеть одного, всегда вокруг друзья, товарищи.

2-й ведущий. Из воспоминаний Игоря Петрова, однокурсника Александра Вампилова. «Я познакомился с Сашей 2 сентября 1955 года в поезде, который увозил студентов университета в подшефный Аларский район на уборку урожая. Вечером поезд прибыл на станцию Кутулик. Александр Вампилов отпросился у руководителя до утра. «Я живу в Кутулике, а Тютрино рядом, через горку. Здесь полчаса ходу». Саня появился после завтрака в телогрейке, кирзовых сапогах, в серой поношенной фуражке, и – с гитарой, русской, семиструнной. Что может объединить молодых людей, различных по происхождению, воспитанию? Конечно же, общие интересы и увлечения. Основой же нашего духовного согласия стала литература и еще - музыка, неразлучная спутница юности. Все это счастливо соединялось, когда ненастными и долгими осенними вечерами Саня (так мы его называли, так и он всегда представлялся) пел под гитару Есенина».

(Исполнение под аккомпанемент гитары романса на стихи С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу….»).

3-й ведущий. Александр прекрасно пел. У него был небольшой, но очень приятный голос, удивительный по простоте. Но пел он нечасто, только среди своих, в хорошую минуту, Он очень любил старинные романсы и увлекался классической музыкой. Он боготворил Моцарта. Другое дело - Бетховен. Отдельные его произведения вызывали эмоциональное возбуждение, вообще не характерное для Вампилова. Главное место среди бетховенских опусов, без всякого сомнения, занимала Девятая скрипичная соната («Крейцерова»). По собственному признанию Вампилова, соната сразу же потрясла его своей страстностью, силой темперамента.

Автор. (Поставив пластинку и сделав многозначительную паузу, достал с полки томик Толстого, раскрыл его и прочел.) «Знаете ли вы первое престо? Знаете?!.. Страшная вещь эта соната. Именно эта часть. И вообще страшная вещь музыка. (Пробежал глазами текст, продолжил.) Разве можно играть в гостиной это престо? Сыграть, и потом похлопать, а потом есть мороженое и говорить о последней сплетне. Эти вещи можно только играть при известных, важных, значительных обстоятельствах и тогда, когда требуется совершить известные, соответствующие этой музыке поступки». (Закрыл книгу).

(Звучит «Крейцерова соната» Бетховена.)

4-й ведущий. В студенческие годы познакомился А.Вампилов с В.Распутиным. Это было начало истинной и преданной дружбы, которую оборвала лишь смерть. На вопрос: «Легко ли было дружить с Вампиловым?»- Распутин отвечал: « С одной стороны - легко. Казалось, что он дополняет тебя. То, что ты мог рассказать самому себе, можно было рассказывать и Вампилову. С ним нужно было быть предельно искренним, откровенным, никогда и ничего не утаивать. А то, что говорил он, казалось необходимым и тебе, именно этого и не хватало в собственных рассуждениях, в откровениях с самим собой. Да дружить с ним было легко и в то же время трудно, потому что другу этому нужно было соответствовать».

Из записной книжки А.Вампилова: «Молодость дается нам для эксперимента, а не для прозябания».

1-й ведущий. В 1958 году в газетах «Иркутский университет», «Советская молодежь», «Ленинские заветы» появилось десять рассказов молодого автора. Все они, кроме одного-единственного, были подписаны псевдонимом А. Санин. - «А.Санин, студент госуниверситета». Теперь тайный умысел судьбы видится в том, что единственной публикацией тех дней, подписанной настоящим именем автора, оказалась драматическая сценка – «Цветы и годы».

(Инсценировка пьесы «Цветы и годы».)

2-й ведущий. Будучи еще студентом Вампилов был зачислен в штат иркутской областной газеты «Советская молодежь», он является автором полутора десятков опубликованных рассказов, а весной 1960 года, после окончания университета, стал ее сотрудником. Редакция «Советской молодежи» и ТОМ- творческое объединение молодых под эгидой газеты и Союза писателей были вторым и, возможно, не менее важным университетом Вампилова. Работа в газете заставляла вглядываться в жизнь и писать, писать, писать.

3-й ведущий. 1961 год. Выходит «Стечение обстоятельств» - первая книга молодого автора. Это был сборник юмористических рассказов, написанных, по большей части, еще в университете. В 1962 году Вампилов послан редакцией в Москву на Высшие журналистские курсы, По возвращении становится ответственным секретарем газеты. В декабре едет на свой первый творческий семинар - семинар драматургов-одноактников, на котором представляет две пьесы: «Сто рублей новыми деньгами» и «Воронью рощу» - первые варианты соответственно «Двадцати минут с ангелом» и «Истории с метранпажем». Ранние рассказы Вампилова по сути своей – «маленькие сценки». Лаконичные, забавные. Лирико-комедийные зарисовки, герои которых чаще всего молодые его сверстники, представляют немалый интерес. Любые поступки становятся мерилом нравственности.

(Инсценировка пьесы «Свидание».)

4-й ведущий. Театр - это всегда отражение жизни с ее конфликтами, с вечным поиском истины. Театр соединил в себе и горькую реальность, и веселую иронию жизни. Театр - это надежда и поэзия, это откровенность и искренность, это шутка, баловство, балаган. Из записной книжки А.Вампилова «Театр никогда не умрет: люди не перестанут валять дурака». Настало время, и на стол легли пьесы.

1-й ведущий . В начале января 1965 года вместе с Вячеславом Шугаевым Вампилов отправляется «покорять» Москву. Для этой цели у Вампилова предназначена была пьеса «Прощание в июне», с которой он безрезультатно обходит все театры столицы. С октября по декабрь по заказу Иркутской студии кинохроники работает над сценарием документального фильма «Баргузин» и пишет пьесу «Старший сын». В апреле заканчивает ее. 20 ноября 1966 года стало событием в творческой судьбе Вампилова. В Клайпедском драматическом театре состоялась первая в стране постановка «Прощание в июне», и в декабре он участвует в творческом семинаре молодых драматургов. Затем в десяти театрах Союза прошли премьеры этой пьесы. Всего состоялось около ста спектаклей.

2-й ведущий . В мае 1967 года, закончив учебу на Высших литературных курсах, Вампилов возвращается в Иркутск и летом завершает пьесу «Утиная охота». «Кажется, главный вопрос, который постоянно задает Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое, недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, де трудно стали различимы даже и противоположности - любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение…» - писал В.Распутин.

3-й ведущий. 18 ноября 1969 года состоялась первая постановка пьесы «Старший сын». Это этапное произведение в судьбе драматурга. Недаром ее называют философской притчей. Благодаря этим качествам, «Старший сын» довольно быстро стал наиболее популярным произведением. Весной 1971 года переработана и завершена пьеса «Валентина». («Прошлым летом в Чулимске»)

(Демонстрируется фрагмент видеофильма «Валентина».)

4-й ведущий. С самого начала 1972 года Вампилов находится в Москве. Работает с А.Г.Товстоноговым над спектаклем «Прощание в июне» в московском театре имени К.С.Станиславского. Принимает участие в репетициях «Старшего сына» в Театре имени М.Н. Ермоловой. В Москву приезжает жена Вампилова Ольга, он знакомит ее с московскими друзьями, завершает множество мелких дел, которые прежде оставлял «на потом». Настойчиво говорит о желании обратиться к прозе, писать роман, начать все по-новому… В июне едет в Красноярск, где московский Театр имени К. С. Станиславского выпускает, будучи на гастролях, премьеру спектакля «Прощание в июне»,- режиссер А.Г.Товстоногов. Работает над пьесой «Несравненный Наконечников». 17 августа, в четверг, за два дня до своего тридцатипятилетия Александр Вампилов погиб на озере Байкал.

1-й ведущий. И тут уже начиналась другая история, другая жизнь, в которой от него теперь ничего не зависело и в которой он сам ничего не мог изменить или поправить. Все теперь зависело от того, как его прочтут, поймут, услышат. Признание нарастало стремительно. 28 октября в Театре имени К.С.Станиславского состоялся первый в Москве вампиловский спектакль – «Прощание в июне», режиссер А.Г.Товстоногов. 3 ноября – премьера «Старшего сына» в московском Театре имени М.Н.Ермоловой, постановка Г.Косюкова. 18 ноября – премьера «Прощание в июне» в Ленинграде в Театре драмы и комедии, режиссер Я.Хамармер. 16 декабря- премьера «Прошлым летом в Чулимске». В Иркутске выходит в свет книга Вампилова, состоящая из двух пьес: «Предместье» и «Прощание в июне». Вампилову присвоена литературная премия имени И.Уткина, которая была учреждена иркутским обкомом в связи с 50-летием комсомола.

2-й ведущий. В 1973 году Вампилов становится одним из лидеров репертуара: «Старший сын» идет в тридцати девяти театрах страны, «Прощание в июне» - в пятнадцати, «Прошлым летом в Чулимске» - в четырнадцати, «Провинциальные анекдоты» - в восьми. Создана комиссия по литературному наследию А.Вампилова.

3-й ведущий. С большим успехом идут спектакли не только у нас в стране, но и за рубежом: в Болгарии, Польше, ГДР, Канаде, США, Японии, Греции, Португалии. Секрет успеха прост. Для Вампилова в драматургии ничто не могло быть случайным или проходным. Каждое слово как бы имело свой вкус, вес и даже цвет, а главное - не могло быть заменено никаким другим. В Праге в 1976 году на 13 международном фестивале телефильмов была присуждена премия «За лучший сценарий экранизации» фильму, который был снят режиссером В. Мельниковым по пьесе Вампилова «Старший сын»

(Демонстрируется фрагмент фильма «Старший сын».)

4-й ведущий. В 1981 году издается сборник «Дом окнами в поле», объединивший все, написанное Вампиловым.

(Чтение стихотворения Анны Стародубцевой «Дом окнами в поле»)

Просто-напросто книга,

Обложка и титульный лист.

Что-то вывел художник на них,

До улыбки простое.

И рассыпан все тот же знакомый внутри алфавит.

И прохлада страниц.

И на снимке лицо_ молодое.

Неприметный пейзаж,

Где июньские встречи – тайком,

И у платьица милый фасон,

Только нынче - немодный.

И всему вопреки-

Пусть они побегут босиком

Против подлости, как против ветра,-

Легко и свободно.

Это просто кларнет.

Это жест осторожной руки.

Это взмах Музыканта,

Как взлет расшалившейся птицы…

Это просто -

Как теплой ладонью коснуться щеки

И слезинку смахнуть,

Задержавшуюся на ресницах.

И когда захолонет, застонет,

Забьется от слез

То, что все еще живо,

Хотя и томится в неволе,

Пусть покажется явью во сне-

Белый свет от берез

И бревенчатый дом

Золотистыми окнами – в поле…

1-й ведущий. В1987 году с 19 по 24 октября проходили дни Вампилова в Иркутске. Они включали в себя открытие дома-музея в Кутулике, где именем писателя были названы улица и библиотека, построенная на месте сгоревшей школы, открытие мемориальных досок на его доме в Иркутске (Дальневосточная ул., д. 57-а) и на здании иркутского областного ТЮЗа, которому было присвоено его имя. Был проведен фестиваль вампиловских спектаклей, показан документальный фильм «Александр Вампилов», снятый на Восточно-Сибирской студии кинохроники режиссером В.Эйснером.

(Демонстрируются кадры документального фильма.)

2-й ведущий. (Заочная экскурсия в музей Александра Вампилова в Кутулике. Фотовыставка.) Сегодня дом, в котором писатель жил со своей матерью и с другими учительскими семьями, известен на всю Иркутскую область как музей имени Вампилова. Земляки, долгие годы хранившие на память об известном драматурге какие-нибудь личные его вещи или книги, отдали всё в руки хранительницы музея, Юлии Борисовны Соломеиной.

Драгоценных экспонатов накопилось так много, что появилась необходимость создания еще одного музея-библиотеки, посвященного Александру Вампилову. Среди музейных экспонатов в новых помещениях будут находиться афиши, книги, подарки, и другие материалы, которые пока нет возможности показать. А старый музей, «отчий дом»» Александра Вампилова, останется на прежнем месте. В одной из четырех комнат учительской квартиры находятся детские вещи и фотографии Саши, в другой - свидетельства его школьной жизни, в третьей сохранилась та обстановка, которая была еще при жизни Вампилова. На печке стоят старые лампа и чугунок, в комнате – то же покрывало над кроватью вместо ковра, на стене висят рубашки, которые надевал А.Вампилов. В четвертой комнате находится все то, что относится к творчеству всемирно известного драматурга.

3-й ведущий. Время Вампилова – не только эпоха, в которую ему выпало жить, не только срок его земного существования, ограниченный датами рождения и смерти. Время Вампилова - свое у каждого из нас, у каждого читателя и зрителя. Оно начинается в тот момент, когда мы впервые открываем для себя вампиловские книги, впервые приходим на спектакли, поставленные по его пьесам. И пока мы читаем и смотрим Вампилова – продолжается его время.

(Чтение стихотворения Петра Реутского «Вспоминайте меня весело…»)

Вспоминайте меня весело,

Словом, так,

каким я был.

Что ты, ива, ветви свесила,

или я недолюбил?

Не хочу, чтоб грустным помнила.

Я уйду под ветра гик.

Только песни, грусти полные,

Мне дороже всех других.

По земле ходил я в радости.

Я любил ее, как бог,

И никто мне в этой малости

Отказать уже не мог…

Все мое со мной останется,

И со мной, и на земле.

У кого-то сердце ранится

На моем родном селе.

Будут весны, будут зимы ли,

Запевайте песнь мою.

Только я, мои любимые,

С вами больше не спою.

Что ты, ива, ветви свесила,

Или я недолюбил?

Вспоминайте меня весело,-

Словом, так, каким я был.

Литература:

  1. Вампилов А. В. Записные книжки. – Иркутск: «Издательство Иркутского университета», 1996.
  2. Венок Вампилову: Сборник/сост. Л. Иоффе. – Иркутск: «Издательство Иркутского университета», 1996.
  3. Гушанская Е. Александр Вампилов. Очерк творчества. – М., 1990.
  4. Румянцев А. Т. Александр Вампилов. Воспоминания. Стихи. Пьесы. Рассказы. Письма. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1993.
  5. Стрельцова Е. Плен утиной охоты. – Иркутск: Издание ГП «Иркутская областная типография №1», 1998.
  6. Тендитник Н. Перед лицом правды. Очерк жизни и творчества Александра Вампилова. – Иркутск: Издательство журнала «Сибирь», 1997.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Каменская средняя общеобразовательная школа»

(1930-1938)

Сценарий составлен:

Педагогом-библиотекарем

Вантеевой Еленой Николаевной

МБОУ «Каменская СОШ»

Боханского района Иркутской области

Оборудование- компьютер, мультимедиа, презентация.

Цель - познакомить уч-ся с жизнью и тв-вом драматурга.

Воспитывать чувство прекрасного.

Ведущий 2 : Добрый день, дорогие друзья сегодняшний наш вечер посвящен замечательному сибирскому драматургу Александру Валентиновичу Вампилову. В нескольких словах мы постараемся рассказать о его жизни и творчестве.

Посредине лужка,

Будто в горнице без потолков,

Мы стелили постель

На зеленой траве непримятой.

Верховик над Байкалом

Кружил паруса облаков,

С огородов за пряслами

Пахло укропом и мятой.

Жизнь казалось безбрежной,

Как в этой тиши небеса,

А земля, где мы жили,-

Домашней и теплой такою.

Лишь о будущем речи

Туманили дымкой глаза,

И рождали надежды,

И сердце лишали покоя.

На Иркутском погосте

Сегодня такая же тишь…

И, сквозь толщу земли.

Наблюдая живые созвездья,

Ты листвою зеленой

Со мною всю ночь говоришь

О коварстве и счастье дороги

Что выбрали вместе

Ведущий 1 : 19 августа 1937 года в Кутулике родился великий сибирский драматург Александр Вампилов. Так гласит официальная легенда. А как было на самом деле? И спросим мы об этом у Сержены Валентиновны Вампиловой

Сержена Валентиновна : Хороший вопрос. В печати на этот счет допускаются неточности, и я рада внести ясность. Перед появлением Саши на свет папа перевелся в Аларскую школу. Здесь была больница, но ее в то лето закрыли на ремонт. И папа увез тетю Таю в роддом в Черемхово. Здесь Саша и появился. Я думаю, что родным для него местечком можно считать и Аларь. Сюда его привезли из роддома. Здесь он, пятимесячный, лежал в колыбели, когда отца арестовали.

Ведущий2 : И так мы знаем как родился Александр. В этот год вся страна говорила о Пушкине, убитом ровно 100 лет назад. Имя поэта было светлой темой года, и как же еще мог назвать мальчика учитель- словесник, чтобы оградить его и ободрить этим светом, если не Александром.

Ведущий1 : Но в семье Вампиловых таится еще одна загадка- это смерть отца. Только весной 1991 года стало известно об истинном положении дел. 22 февраля 1938 года был проведен только один единственный допрос. А 27 февраля был вынесен приговор: расстрелять с конфискацией имущества и 5 марта приговор был приведен в исполнение.

Ведущий 2 : Сам Александр знал об отце так мало. Но было ясно, что жестокая несправедливость, осознанная еще в детстве, сиротство, совпавшее к тому же с тяжелыми годами войны, людское отчуждение, окружавшее семью «врага народа»,- все это оказало влияние на нравственное формирование Вампилова, на его характер.

Ведущий1: И все же детство у Саши было. Как многие его сверстники он играл в футбол во дворе, учился играть на гитаре, которая досталась ему от прадеда, участвовал в спектаклях школьного театра.

Ведущий 1: Любовь к театру и литературе Александру привила ему бабушка Александра Медведева, воспитанница Иркутского епархиального училища.

Ведущий 2: в 1955 году Александр поступил в Иркутский университет на историко-филологический факультет. В университете он с первого же курса затеял театр и скоро уже репетировал с товарищами чеховскую «Свадьбу» и купался в роли Апломбова.

Ведущий 1 : Самым любимым поэтом Александра Вампилова был Есенин. Вот как об этом вспоминает однокурсник Вампилова сибирский поэт Андрей Румянцев

Александр Румянцев: как-то, на уборке урожая, мы уже легли спать и Саня спросил, знает ли кто-нибудь поэта Сергея Есенина. Все только слышали его имя, а стихов не читали. По тем временам это было не удивительно книг Есенина в школьных библиотеках не держалось, его творчество не изучалось. В темноте притихшего дома Саня начал читать по памяти:

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда

Александр Румянцев: Он читал негромко и просто, будто сообщал близкому человеку что-то необходимое. Нам открывалось что-то хрупкое, нежное и доверчивое. Никто не торопил чтеца, когда он заканчивал одно стихотворение и подбирал в уме другое. Никто не задавал ему вопросов. Мы были ошеломлены тем, что прошли мимо такого поэта, что есть среди нас, вчерашних школьников человек, открывший заповедную есенинскую страну.

Ведущий2: Во время учебы в университете Александр Вампилов сочинил романс на есенинское стихотворение. Под аккомпонимент оркестра Сашино сочинение часто исполнялось на концертах.

Звучит романс «Вечером синим, вечером лунным»

Ведущий2: До 3 курса Вампилов писал стихи. Несколько из них сохранилось и теперь опубликовано. Оставив в стороне их несовершенства, мы можем убедиться, что молодые чувства и размышления выражались Вампиловым негромким словом, с благодарной сдержанностью и душевной чистотой.

Что неприветливо, широкий дол, шумишь

Не можешь мне простить разлуки?

Что не хранят, чего не помнят люди,

То, вечный, ты и помнишь, и хранишь.

Я навсегда в твоих лугах бескрайних,

Я навсегда в твоих лугах густых

И после всех дорог судьбы-

Случайных,

Извилистых, запутанных, крутых-

Последняя дорога мне прямая-

Сюда, чтобы спокойно умереть…

Ведущий 1: Едва ли найдется в студенчестве день, прожитый Вампиловым без музыки. Бетховен, Моцарт, Верди были постоянными спутниками Александра. У Саши была небольшая фонотека симфонической, камерной и оперной музыки постоянно пополняемая. С первого же курса он начал покупать пластинки с классикой, тратя последнее. Вспоминает однокурсник Вампилова, Владимир Мутин:

Владимир Мутин: Александр жил за Ангарой, не в общежитии, а с матерью и братом, в предместье Глазково, часто на чай или застолье собирались у него. Вот тогда-то всю ночь звучал «Людвиг Иванович», так мы называли Бетховина.

Звучит музыка Бетховена

Ведущий 2 : Бетховенская музыка не раз наталкивала Вампилова на размышления о жизни и искусстве. Из записной книжки Вампилова.

Бетховен не повторяется, чем дальше мы от Бетховена, тем больше человек будет становиться животным, хоть и еще выше организованным. В будущем человек будет представлять из себя сытое, самодовольное животное, безобразного головастика, со сказочным удобством устроившегося на земле и размышляющего лишь о том, как бы устроиться еще удобнее. Время Пушкиных и Бетховеных будет рассматриваться как детство человечества. Головастик скажет: «Как ребячились люди! Занимались какой-то поэзией, как это…музыкой. Что это такое? И зачем она им понадобилась?»

Ведущий 1: В университете был создан оркестр народных инструментов. С первого до четвертого курса Александр играл в нем на домбре. Вспоминает А.Румянцев.

А.Румянцев: Главным же в Сашином репертуаре были старинные романсы. В минуты пения темно-карие глаза его обретали сосредоточенность и тревожную глубину, в которой, кажется, помещались особое знание, особая мудрость и ранняя, все омывающая печаль.

Ведущий 2: В записной книжке Вампилова есть признание «Не искушай»- неотразимый романс Глинки». Но щемящее трогали его сердце и другие романсы, которые он любил и исполнял: «Я встретил вас», «на заре ты ее не буди» и др.

Звучит романс

Ведущий 1: Разносторонне одаренным был Александр, но все же главным в его творчестве была драматургия. Его сценки и зарисовки, написанные порой прямо на лекциях охотно, печатают университетская многотиражка и газета «Советская молодежь». Еще учась в университете его приглашают в штат «Молодежки». Вскоре после окончания университета в 1961 году вышел первый сборник «Стечение обстоятельств» под псевдонимом А.Санин, словно предчувствуя, что фамилия ему понадобится для другого- для главного его дела.

Ведущий2 : О чем только не приходилось писать журналисту А.Вампилову. О строительстве Чунского деревообрабатывающего комбината, о колхозах и совхозах. Газета, как известно, не очень-то позволяет выбирать тему, но если хоть какая-то возможность выбора появлялась, то он отдавал предпочтение темам острым, ситуациям конфликтным, характерам и судьбам неординарным.

Ведущий1: Значительно свободней стал распоряжаться Вампилов своим временем, когда его назначили ответственным секретарем. Вспоминает коллега по работе Сергей Иоффе.

Сергей Иоффе: Первые свои пьесы Вампилов обдумывал, если можно так сказать, на людях. Ему нужна была эта «обкатка» в кругу товарищей. Со временем у Вампилова стала исчезать эта потребность советоваться с товарищами, он все уверенней чувствовал себя, становился мастером, профессионалом.

Ведущий 2 : Пьесы А.Вампилова долго не признавали. Почти каждая пьеса становилась доступной читателю лишь через несколько лет после написания. Но все же ему удалось увидеть свои пьесы на сцене. «Старший сын» в Иркутском драматическом театре, «Провинциальные анекдоты» в Ленинграде и др.

Ведущий 1: Сейчас почти по всем пьесам Вампилова сняты фильмы, в которых играют замечательные актеры Е. Леонов, М.Боярский, Н.Караченцев и др. Его произведения известны и любимы, но каких трудов стоило их вывести на большой экран. Вспоминает режиссер Георгий Товстоногов.

Георгий Товстоногов: Вампилову было дано удивительное чувство театра, особый дар театрального мышления, когда театр понимается как действо... Его герои, словно выпущенные на волю, начинают двигаться по законам, как будто от автора не зависящим. Вместе с тем в его пьесах, при всей узнаваемости происходящего, возникает особый вампиловский мир, со всей определенностью обозначенный художником. Именно это – отсутствие авторской преднамеренности, сочетание собственного видения с точностью жизненных наблюдений- отличает искусство Вампилова.

Ведущий 2: Не долгой была жизнь замечательного драматурга. Несчастный случай прервал жизнь молодого таланта.

Ведущий 1: Александр Вампилов и его жена Оля долгое время мечтали купить дом на берегу Байкала. Летом 1972 года подвернулся небольшой, но добротный дом хозяева сначала согласились, а потом передумали. Вспоминает Сергей Иоффе.

Сергей Иоффе: В город по делам собрался Борис Лапин, дача которого метрах в двухстах от моей.

Зайди к Сане- попросил я его- скажи что с домом ничего не выходит, пусть не едет, расстроится только. Позднее я узнал, что Лапин отыскал Вампилова, сообщил ему новость, но Саня, посокрушавшись, решил:

Все же съезжу. А вдруг?...

Как видно, ничего уже нельзя было изменить, события развивались с неодолимой последовательностью: и лодка Пакулова стояла готовой к поездке на тот берег, в Листвянку, и коварный топляк дрейфовал где-то поблизости… «Аннушка уже пролила масло»- эта фраза из обожаемого Саней Булгакова приходит мне на память, когда я снова и снова возвращаюсь в те августовские дни.

Ведущий 1: Он погиб 17 августа 1972 года не дожив до своего тридцатипятилетия всего один день. Вспоминает Андрей Румянцев.

Андрей Румянцев: Часто приводят слова, в которых он предугадал свою судьбу: «Я смеюсь над старостью, потому что я старым не буду.» Мне же более провидческой и страшной кажется фраза из его блокнота, стоящая особняком «Могильная, черная темнота воды».

Ведущий 2: Так закончилась жизнь замечательного драматурга, но его произведения живут. Душа Вампилова всегда будет рядом с нами, пока живут и радуют его творения.

Ведущий 1: А сейчас мы предлагаем посмотреть сценку из нерыцарских времен «Свидание»



Сидорова Ольга Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ г. Иркутска СОШ№31
Номинация Конкурса: Лучшая методическая разработка
1.03.2017г.Сценарий внеклассного мероприятия в 9-11 классах.
Литературный квест. «Театр А. Вампилова «Будут слова его людям светить…»»
Цели мероприятия:
активизация интереса к личности и творчеству А.В. Вампилова, писателя, драматурга;
развитие драматургических и творческих способностей учащихся;
эстетическое воспитание учащихся.
Задачи мероприятия:
1. пробудить желание прочитать произведения А.В. Вампилова;
2. показать, что литература очень тесно связана с жизнью, заставляет задуматься о человеческих отношениях;
3. развивать речь и память;
4. воспитывать любовь к слову и творчеству драматурга.
Оборудование: портрет А.В. Вампилова, выставка книг драматурга, мультимедиа проектор, эмблемы команд, театральные афиши, карточки-задания, (пазлы, на которых написаны слова фразы В.Распутина (2 одинаковых набора.)
Данное мероприятие предназначено для старшеклассников, изучающих драматургию Вампилова или для факультативных занятий по Литературе Сибири. Можно провести как итоговое занятие. Литературный квест предполагает проверку внимательности и наблюдательности учащихся во время чтения. Задания построены на знании и понимании текста произведения. Участвуют 2-3 команды по 6-10 человек.
Ход мероприятия
Он был талантлив вдвойне –
и как человек, и как писатель.
В.Распутин
Слово учителя: В 2017 году в литературе знаменательная дата - 80лет со дня рождения Александра Вампилова. Великий писатель и драматург оставил чудесное литературное наследство.
Его произведения удивительно богаты и многогранны по своему душевному выражению, искренности чувств и живописности образов.
Сегодня наша задача: достойно пройти все станции литературного квеста и как можно больше заработать пазлов, для того чтобы сложить их в конце.
Команды выходят для приветствия. Организованно показывают эмблемы и произносят девизы.
Представление главных контролёров квеста.
1 Станция «Биография А. Вампилова»
Музыка. П. И. Чайковский «Август».
Ведущий. Все мы родом из детства. И эта истина вдвое верна по отношению к Александру Вампилову.
В 1-ом конкурсе предлагаются вопросы о жизни и творчестве драматурга. Отвечает тот, кто первым поднял руку или сигнальный флажок, та команда и получает пазл за правильный ответ.
1. Назовите годы жизни А.Вампилова? (1937-1972)
2.Почему Вампилову было дано имя Александр? (Мальчика назвали Александром в честь А.С.Пушкина).
3.Назовите фамилию, имя, отчество матери А.Вампилова. (Анастасия Прокопьевна Копылова).
4. Сколько детей было в семье Вампиловых? (4: старший, Миша, близнецы, Галя и Володя, Саша)
5. Где прошло детство и школьные годы А.Вампилова? (с. Кутулик)
6. На каких музыкальных инструментах играл Саша? (На мандолине, домре, гитаре)
7. Какой спортивной игрой увлекался в детстве А.Вампилов? (Футбол)
8. Почему А.Вампилов не смог поступить в ИГУ в 1954г? (Не сдал экзамен по немецкому языку)
9. В каком году Вампилов все же поступил в ИГУ на историко-филологический факультет? (1955г.)
10. Кто являлся руководителем студенческого литобъединения в 50-ег, в котором участвовал и Вампилов? (В.П.Трушкин)
11. В 1958г в печати появилось десять рассказов молодого автора. Все они были подписаны псевдонимом. Каким? (А.Санин, студент госуниверситета)
12. Как называлась первая книга А.Вампилова, появившаяся в 1961г в Иркутске? («Стечение обстоятельств»)
13. В каком году состоялся дебют А.Вампилова-драматурга? (В 1964г пьеса «Дом окнами в поле»)
14. Где и когда состоялась первая постановка пьесы «Прощание в июне»? (В 1966г в драматическом театре г. Клайпеды)
Команда, набравшая большее количество правильных ответов получает пазл.
2. Станция «Творчество драматурга»
Ведущая. Драматургия Вампилова обозначила собою явление, именуемое «Театром Вампилова», о котором В. Распутин сказал: «Зритель, приходя в театр Вампилова, невольно попадает под нелегкое нравственное испытание, своего рода исповедь – его, зрителя, исповедь, в которую он, один раньше, другой позже, так или иначе вовлекался еще во время спектакля и, которая, долго продолжается после спектакля – в этом незаменимая, но удивительная сила и тихая страсть его таланта…»
Задание. 1.По авторским ремаркам участники должны узнать пьесу, написать ее название на листках и передать жюри.
«... большая опрятная комната - печь, стол, скамья. На столе букет из июньских цветов, термос, на стене ковер с изображением оленей, на другой стене висит большой холст, здесь же несколько цветных фотографий из журнала «Огонёк». («Дом окнами в поле»)
«Городская квартира в новом типовом доме. Входная дверь на кухню, дверь в другую комнату. Одно окно... На подоконнике большой плюшевый кот с бантом на шее. Беспорядок.
На переднем плане тахта...У изголовья столик с телефоном...» («Утиная охота»)
«Старый деревянный дом с высоким крыльцом, верандой и мезонином. За домом возвышается одинокая береза, дальше видна сопка, внизу покрытая елью, выше-сосной и лиственницей. На веранду дома выходят три окна и дверь, на которой прибита вывеска... Здесь же, на веранде, стоит несколько новеньких металлических столов и стульев». («Прошлым летом в Чулимске»)
2. В этом конкурсе участникам предлагается соотнести потерянные предметы (можно их нарисовать) и пьесы, в которых они встречаются.

Нож, патронтаж, несколько деревянных птиц «Старший сын»
Серебряная табакерка, венок «Утиная охота»
Ружьё, сорока, кларнет, гитара «Дом окнами в поле»
Клумба с пионами, гладиолусами, галантусом. Ключ от дверей. «Прощание в июне»

3 Станция «Афиша».
Ведущий. Давайте представим, что мы находимся в театре, учащиеся 9 класса – актеры, а вы зрители. Они приготовили презентацию (просмотр презентаци). И, конечно, есть произведение, которое будет ставиться на сцене нашего театра.
Какое это произведение, чье, мы узнаем из афиши.
Чтение афиши (презентация спектакля)
Слайд 1. Александр Валентинович Вампилов (1937-1972)
Слайд 2. «В воспоминаниях»
Слайд 3. В кругу товарищей – друзей.
Слайд 4. Афиша
Театр юного зрителя им. А.Вампилова.
Пьеса «Свидание».
Пьеса «Несравненный Наконечников»
Автор – А.В. Вампилов.
Художники - авторы афиш, защищают свои проекты (домашнее задание) и получают пазлы.
4. Станция «Театрализация».
Ведущая. Подготовка инсценировки пьесы (домашнее задание).
Инсценировка пьесы «Свидание».
Действующие лица:
Девушка
Сапожник
Студент
Роли исполняли:
Голос за сценой – Лосюк Дарья
Девушка – Забоева Алина
Студент – Полянский Владислав
Сапожник – Моисеев Кирилл
Ведущий. Хорошие манеры должны быть постоянными, иначе манеры могут покинуть человека в ответственный момент.
«Свидание» заставляет задуматься о многом: как мы относимся к своим родителям, знакомым и незнакомым людям.
Ведущая. Рыцарские времена, может быть, и прошли, но порядочность, совестливость должны быть внутренней сутью человека. Они свидетельства живой души.
Ведущий. Поведение человека – это своего рода нравственное испытание. Это тот выбор, который мы мысленно делаем, ставя себя в ситуацию героев Вампилова. В этом выборе наша оценка и наши представления, и наши убеждения.
Инсценировка «Несравненный Наконечников»
(Действие первое. Картина вторая.)
Действующие лица:
Наконечников – парихмахерПолина Матвеевна – теща
Капиталина – жена.
Роли исполняли:
Наконечников (парихмахер) - Абдулаев Кирилл
Полина Матвеевна (теща) – Гладышева Александра
Капиталина (жена)-Аутко Алекандра.
Какую главную мысль хочет донести автор до читателя (зрителя)?
Ответ: Оставаться человеком надо всегда, в любых обстоятельствах.
Команды за выступление получают пазлы.
5. Станция «Кино».
Ведущий. Драматург обращается к материалу острому, сложному, ответственному – к судьбам молодых. «Среда – это мы сами, а значит если каждый из нас станет лучше, лучше станет среда» (Вампилов).
Пьесы А.Вампилова приобретают «второе дыхание» в кино.
-Назовите произведения А. Вампилова, которые были экранизированы.
«Дом окнами в поле»
«Прощание в июне».
«Старший сын»
«Утиная охота»
«Прошлым летом в Чулимске»
«Провинциальные анекдоты»
«Свидание в предместье»
Команды за правильный ответ получают пазлы.
(Демонстрируется фрагмент видеофильма «Валентина».)
6. Станция «Угадай мелодию».
Ведущая. В юности А. Вампилов зачитывался Н.В. Гоголем и В.Г. Белинским, любил тихонько поигрывать на гитаре мелодию яковлевского романса на слова А.Дельвига «Когда еще я не пил слез из чаши бытия…»
(Звучит романс- аудиозапись).
Задание. Прослушайте романс и ответьте на поставленные вопросы. (Звучит музыка без слов любимый романс А.В. Вампилова «Гори, гори моя звезда» - аудиозапись, 1 куплет).
Гори, гори, моя звезда,
Гори, звезда приветная.
Ты у меня одна заветная;
Других не будет никогда.
Ответьте на вопросы:
-Назовите название романса.
- Объясните выбор именно этого романса.
Команды за правильный ответ получают пазлы.
7.Станция «Творческая мастерская».
Ведущий. «Человек должен ходить по земле гордо и легко» - таков девиз Вампилова. 17 августа, за два дня до своего тридцатипятилетия, Александр Вампилов погиб на озере Байкал. Жизнь оборвалась на самом взлёте, в самом расцвете. Жизнь, которой, казалось, не будет конца и которой, казалось, он сам привык диктовать условия. В лодке, перевернувшейся от удара о топляк, их было двое. Один уцепился за днище, надеясь, что лодку заметят скорее, чем его самого, а Саня поплыл к берегу. Он доплыл и уже почувствовал дно под ногами, но сердце не выдержало.
Владимир Скиф
Век оступился, задохнулся
От боли острой, ножевой,
Когда Вампилов не вернулся
С Байкала в грустный город свой
Когда стремительная лодка
К бессмертью вынесла его,
Волна в объятьях сжала плотно,
Не подпуская никого.
Как коршуны, кружили ветры,
Стучала молния в крови.
Он не доплыл четыре метра
До жизни, славы и любви.
А в кабинете стыло кресло,
Весь город утонул в свинце.
И голосили в доме пьесы,
Как дети о родном отце.
С какой невероятной силой
Хотели мы, чтоб снова к нам
Вернулся бы живой Вампилов
По суше или по волнам.
Не на портрете и не в раме,
Обыкновенный, в доску свой.
И вот он снова перед нами -
Великий, бронзовый, живой.
2003г.
Задание. Напишите синквейн о А. Вампилове. (Оценивание - один пазл)
8. Станция конечная.
Подлинная слава пришла к Вампилову, когда его уже не было в живых.
Обучающийся выразительно читает стихотворение.
«Вспоминайте меня весело» П. Реутский (1972)
Из заработанных пазлов сложите и соберите высказывание В. Распутина об А. Вампилове, недостающие фрагменты по смыслу попытайтесь восстановить. Побеждает та команда, которая более точно собрала предложение.
«...Вместе с Вампиловым в театр пришли искренность и доброта - чувства давние, как хлеб, и, как хлеб же необходимые для нашего существования и для искусства...» (В.Распутин)
Рефлексия. Приём «Газета мнений». На плакате в свободной форме (в виде рисунка, слова или фразы) всем участникам предлагается выразить свои впечатления от мероприятия.
Например,«Он был талантлив вдвойне – как человек, и как писатель». (В.Распутин)
Используемая литература:
Вампилов А.В. Записные книжки. – Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1996.
Вампилов А.В. Дом окнами в поле: Пьесы, очерки и статьи, фельетоны, рассказы и сцены; Вступ.ст. В.Лакшина. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1981.
Венок Вампилову: Сб./ Сост. Л.В. Иоффе. – Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1997.
Мир Александра Вампилова: Жизнь. Творчество. Судьба: Материалы к путеводителю / Сост. Л.В.Иоффе, С.Р.Смирнов, В.В.Шерстов; Вступ.ст. В.Я.Курбатова. – Иркутск: Изд. ГП “Икутская областная типография № 1”, 2000.
Тендитник Н.С. Перед лицом правды: Очерки жизни и творчества Александра Вампилова. – Иркутск: Изд-во журнала “Сибирь”, 1997.


Приложенные файлы

МОУ ИРМО «Усть- Кудинская средняя общеобразовательная школа»

Сценарий

литературно-музыкальной композиции, посвящённой А.В. Вампилову,

«Вспоминайте меня весело…»

Составили: учитель русского языка:

Кузьмина Е.В.

учитель математики: Вдовина И.И.

Усть-Куда 2016 г.

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.В. Вампилова. Вызвать интерес учащихся к творчеству драматурга.

Воспитывать любовь к малой родине, сибирской литературе и театральному искусству через приобщение к творческому наследию А. Вампилова.

Оборудование: презентация «Вспоминайте меня весело…», высказывания известных деятелей культуры о драматурге, выставка книг А. Вампилова.

Ход литературно-музыкальной композиции

Ведущий 1.

«В поэзии Николай Рубцов, в прозе Василий Шукшин, в драматургии Александр Вампилов…- кажется, самую душу и самую надежду почти в единовременье потеряла с этими именами российская литература и кажется, сама совесть навсегда осталась с ними в литературе». (В.Г. Распутин).

Ведущий 2.

Вспоминайте меня весело,

Словом,так,

Каким я был.

Что ты, ива, ветви свесила,

или я недолюбил?

Не хочу, чтоб грустным помнила.

Я уйду под ветра гик.

Только песни, грусти полные,

Мне дороже всех других.

По земле ходил я в радости.

Я любил её, как бог,

И никто мне в этой малости

Отказать уже не мог…

Всё моё со мной останется,

И со мной, и на земле.

У кого-то сердце ранится

На моём родном селе.

Будут вёсны, будут зимы ли,

Запевайте песнь мою.

Только я, мои любимые,

С вами больше не спою.

Что ты, ива, ветви свесила,

Или я недолюбил?

Вспоминайте меня весело,-

Словом, так, каким я был.

(П. Реутский)

Чтец 1.

Короткий жизненный путь Александра Вампилова весь пройден на земле сибирской. Судьбе угодно было разделить этот путь на два почти равных по продолжительности этапа: до окончания средней школы Вампилов жил в Кутулике, от момента поступления в университет до безвременной гибели – в Иркутске.

Александр Вампилов родился 19 августа 1937 года. Отец будущего писателя, Валентин Никитич Вампилов, писал жене: «Я уверен, всё будет хорошо. И, вероятно, будет разбойник-сын, боюсь, как бы он не был писателем, так как во сне я всё вижу писателей.

Первый раз, когда мы с тобой собирались в ночь выезда, я во сне с самим Львом Николаевичем Толстым искал дроби, и нашли. Второй раз, в Черемхове, я во сне целовал Максима Горького в щетинистую щёку…

Молодец, Тася, всё-таки родила сына. Не назвать ли его Львом или Алексеем? У меня, знаешь, вещие сны…»

Чтец 2.

Мальчика назвали Александром в честь Пушкина: это был год столетия со дня смерти поэта. Для детей отец подписался на его полное собрание сочинений. Шесть маленьких коричневых томиков прекрасного довоенного издания в трудной полуголодной жизни без отца и мужа стали семейной реликвией.

Чтец 3.

Анастасия Прокопьевна Копылова, мать Александра Вампилова, вспоминает: «В семье Саша был младшим и, разумеется, был любимцем своих братьев и сестры.

В школьные годы много читал, всегда много читал… Любил Пушкина, Лермонтова, Чехова, Есенина. Саша как-то многим увлекался: и музыкой, и спортом, играл в драмкружке. Он как будто спешил всё охватить, торопился… Участвовал в турпоходах: то на велосипедах, то на лодках, то с футбольной командой или со спектаклем в соседние сёла. Я очень беспокоилась за его участие в этих походах…»

Александр учился хорошо, хотя и без особого блеска. Отлично рисовал. У мальчика был прекрасный слух, и он самостоятельно выучился игре на мандолине, на домре, потом на гитаре. Все вспоминают, что Александр прекрасно пел. У него был небольшой, но очень приятный голос, удивительная по простоте и искренности манера исполнения. Склонившийся над гитарой Вампилов сразу покорял любую аудиторию, но пел он нечасто, только среди своих, в хорошую минуту. Любил старинные романсы, песни на стихи Есенина и Рубцова.

Звучит песня под гитару на стихи С. Есенина.

Чтец 4.

Потом пришла детская страсть к стихосложению. Ею Вампилов переболел втайне от домашних, читая свои стихи приятелям под страшную клятву:

Моей весны цветы давно увяли.

Я перестал о них жалеть,

Огнём своим они меня сжигали,

И я решил: им больше не гореть.

И я их забывал. Мои старанья

Вернули в душу тишь и благодать -

Приятно пережить любви страданье.

И всё ж страдания приятней забывать.

Желание тайны было обоснованным.

Стихи скоро ушли, а способность удивляться миру, доверять жизни, ощущать в ней незримые таинственные токи – осталась.

Чтец 5.

« Он всё и всех любил, да иначе было невозможно, верно, потому, что не было человека более любящего и понимающего жизнь и людей. Думаю, что с этим согласятся его друзья, которым он был верен до конца, всё, что касалось друзей, их проблем, их жизни было для него свято.

Осталось ощущение радости оттого, что он стольких любил, стольким помогал, столько успел сделать добра, как бывает у тех, кому мало суждено прожить»,- вспоминает Ольга Вампилова, жена драматурга.

Ужас в душе небывалый.

Светлого не было дня,

Саша Вампилов усталый

Молча смотрел на меня.

Брошу я эти кошмары,

Выстрою дом на холме,

Саша! Прости мне пожары

Те, что пылали во тьме…

(Н. Рубцов)

Звучит гитара. (Песня под гитару на стихи Н. Рубцова)

Чтец 6.

Писать и печататься А. Вампилов начал студентом. Первый рассказ был опубликован 4 апреля 1958 года в газете «Иркутский университет» и назывался «Стечение обстоятельств». Этот же рассказ дал название первой книжке писателя, его единственному прижизненному сборнику прозы, вышедшему в 1961 году.

Прозу А. Вампилова составляют около шестидесяти рассказов, очерков, фельетонов, юморесок. Проза Вампилова – это свидетельство самых первых профессиональных шагов писателя. Она интересна и важна прежде всего как предыстория его театра.

В записных книжках Вампилова самое интересное – пронизанные иронией фразы и реплики. Остроумные диалоги, озорные парадоксы, искромётные афоризмы. Здесь не найдётся, пожалуй, ни единой странички, которая не подарила бы вам улыбку.

Чтец 1.

«Состояние такое, словно к виску приставлен пистолет».

Чтец 2.

«Осторожно, злая хозяйка».

Чтец 3.

«Таким взглядом можно напугать ребёнка или заморозить воду».

Чтец 4.

« - Я привык грустное выдавать за смешное. У меня такая жизнь».

Чтец 5.

«Не ищите подлецов. Подлости совершают хорошие люди».

Чтец 6.

«В столовой он затеял получасовой диспут: « В котлетах всё-таки должно быть мясо».

Чтец 1.

В. Г. Распутин, друг Вампилова, вспоминает: « Вместе с Вампиловым в театр пришли искренность и доброта – чувства давние, как хлеб же, необходимые для нашего существования и для искусства. Нельзя сказать, что их не было до него – были, конечно, но не в той, очевидно, убедительности и близости к зрителю… кажется, главный вопрос, который постоянно задаёт Вампилов: останешься ли ты,человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь всё то лживое, недоброе, что уготовлено тебе во многих житейских испытаниях, где трудно стали различимы даже противоположности – любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение…»

Сценка. А. Вампилов «Свидание».

Чтец 2.

«Он обладал удивительным даром чувствовать, понимать и уметь выразить самые тонкие и оттого неизвестные для многих движения и желания человеческой души», - сказал о Вампилове В. Распутин.

Чтец 3.

Жизнь Александра Вампилова оборвалась на самом взлёте, в самом расцвете.

Жизнь, которой, казалось, не будет конца и которой, казалось, он сам привык диктовать условия: ведь он даже не позволил себе утонуть. Он доплыл и уже почувствовал дно под ногами, но сердце не выдержало…

Вошёл в литературу молодым и молодым в ней остался.

«Смеюсь над старостью, потому что никогда не буду старым», - писал Вампилов. Так и случилось: он погиб за несколько дней до своего 35-летия.

Чтец 4.

Стихотворение А. Преловской «Нет горше горя».

Чтец 5.

Стихотворение Т. Суровцева «Памяти друга».

Чтец 6.

Стихотворение П. Реутского «Звёздную ночь».

Ведущий 1.

Всё больней, всё острей, ощутимей оживает твой след на земле. Да святится в веках твоё имя, как высокие звёзды во мгле.

Тихо звучит гитара.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Александр Вампилов

Александр Валентинович Вампилов (1937 -1972)

Александр Вампилов ни дня не мог прожить без музыки. В его доме хранилась гитара, старинная, оставшаяся ещё от деда, и потому особенно притягательная. В тесном дружеском кругу звучали под аккомпанемент гитары и щемяще трогали за сердце песни на стихи А. Пушкина, А. Дельвига, М. Лермонтова

Родители Валентин Никитич Вампилов и Анастасия Прокопьевна Копылова - Вампилова

Театр юного зрителя имени А. В.Вампилова в Иркутске

Памятник А. Вампилову в Иркутске

А. Вампилов на фоне афиш « Прощание в июне» в клайпедском и вологодском театрах. 1966 г.

Озеро Байкал Вампилов утонул в Байкале летом 1972 года. Жизнь оборвалась на самом её взлете, жизнь, которой он привык диктовать условия, ведь он даже не позволял себе утонуть. В лодке, перевернувшейся от удара о топляк, их было двое. Один уцепился за днище, надеясь, что лодку заметят скорее, чем его самого. А Саня поплыл к берегу. И он доплыл, и уже чувствовал дно под ногами, но сердце не выдержало

« Будем добрее, внимательнее друг к другу, иначе потом бывает поздно » Не стало нашего Саши. Не верится в это, не верится. Мы гордились, когда узнали, что пьесами нашего Саши заинтересовались Георгий Товстоногов, Олег Ефремов, Юрий Любимов. В сентябре он вновь собирался в Москву. Одному из нас обещал привезти модный галстук и пластинку вальсов Шопена, а другой советовался с Сашей о своем отпуске и они вместе составляли «план» . А потом он уехал в гости к Байкалу, и старик его обратно не отпустил… Теперь о тебе, Саша, нужно говорить « был». Ты бы рассмеялся, старик, если бы услышал это неделю назад. И глаза твои, острый восточный разрез которых всегда говорил, что ты умеешь понимать и ценить шутку, улыбнулись бы вместе с тобой. Но мы не скажем, Саша, что ты был, потому что ты останешься с нами, среди своих героев, среди дел и поступков своих друзей. Они будут жить так же любя жизнь и людей, как ты. Мы сбережем память о твоей прямоте и честности, о твоем уважении к творчеству. А ещё мы будем добрее и внимательнее друг к другу, потому что потом бывает поздно / Марк Сергеев/ - Подумайте, какие строки выражают сущность личности А. Вампилова и могут стать эпиграфом к нашему уроку?

е Что неприветливо, широкий дол, шумишь? Не можешь мне простить разлуки? Что не хранят, чего не помнят люди, То, вечный, ты и помнишь, и хранишь. Я навсегда в твоих лугах бескрайних, Я навсегда в твоих лугах густых. И после всех дорог судьбы – Случайных, Извилистых, запутанных, крутых – Последняя дорога мне Прямая – Сюда, чтобы спокойно умереть… /А. Вампилов/

Мемориальный камень на месте гибели А. Вампилова

Важнейшие даты жизни и творчества А.В.Вампилова 1937год – поселок Кутулик. Иркутская область. Родился драматург, принесший на сцену « удивительное, всесильное чувство правды» 1960 год – закончил историко – филологический факультет Иркутского университета. Работа в газете «Советская молодежь». Увлечение драматургией

Важнейшие даты жизни и творчества 1965 год – приезд в Москву в театр «Современник» 1966 год – « Прощание в июне» 1970 год - « Старший сын» , « Утиная охота» 1972 год - « Прошлым летом в Чулимске» Август 1972 года – трагическая гибель писателя

«Старший сын» А. Вампилов любил повторять: « Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматичными в жизни человека» - Какое стечение обстоятельств привело главного героя и его попутчика в дом семьи Сарафановых?

Андрей Григорьевич – глава семьи Сарафановых Почему Андрей Григорьевич признал в Володе Бусыгине старшего сына? Можно ли главу семьи считать неудачником?

Дети в семье Сарафановых: Нина Что вам нравится в Нине? За что её осуждаете? Как и почему меняется Нина в конце пьесы?

Васенька -Как можно объяснить поступки Васеньки? Как ласковое обращение к нему автора помогает разобраться в характере героя? Изменился ли Васенька в конце пьесы?

Володя Бусыгин Каковы главные черты характера Володи Бусыгина? Его отношение к семье Сарафановых?

Изменила ли Володю встреча с семьей Сарафановых?

Сильва Докажите, что Сильва по сути – сирота при живых родителях? Где проявляется цинизм и практичность Сильвы?

Михаил Кудимов – жених Нины Ваше мнение о женихе Нины? Что настораживает в нем? Какова, на ваш взгляд, главная черта его характера?

« Предместье» « Нравоучения с гитарой» « Семья Сарафановых» Почему « Старший сын» - наиболее удачное название произведения? Что утверждает Александр Вампилов в человеке?

Валентин Распутин о творчестве А. Вампилова: «Кажется, главный вопрос, который постоянно задаёт Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь всё то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно стали различимы и противоположности – любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение»




КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка